Пинигина Елена Евгеньевна, независимый эксперт по финансовому мониторингу и ПОД/ФТ разъясняет ломбардам об основных обязанностях по представлению информации в уполномоченный орган (Росфинмониторинг). Ломбарды, являются субъектами Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – закон 115-ФЗ). Закон 115-ФЗ возлагает на ломбарды ряд обязанностей, связанных с проведением идентификации клиентов и информированием уполномоченного органа. Мы рассмотрим вопросы по направлению основной информации в Росфинмониторинг и проверки клиентов ломбардов, так как именно эти обязанности вызывают наибольшие затруднения при реализации их на практике.
Итак, в статье автором поставлены и рассмотрены следующие вопросы:
- как и с какой периодичностью проводиться проверка клиентов ломбарда по Перечню;
- о чем необходимо информировать Росфинмониторинг;
- особенные требования к анкете клиента ломбарда;
- самые распространенные операции клиентов, имеющие признаки необычных операций, возможно совершаемых в целях отмывания преступных доходов, операции, подлежащие обязательному контролю.
Проверка клиента по Перечню лиц, причастных к экстремистской деятельности или терроризму и по Решениям межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества клиента
До приема на обслуживание клиента, ломбард обязан провести идентификацию клиента. Статья посвящена именно работе с клиентом, в связи с чем, автором упущены все мероприятия, которые необходимо проводить в отношении представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца.
Согласно Положению Банка России от 12 декабря 2014 г.
N 444-П «Об идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Положение 444-П), при идентификации клиентов, а также при обновлении сведений, полученных в результате идентификации, ломбард использует информацию из открытых информационных систем органов государственной власти Российской Федерации, в том числе, информацию о наличии в отношении клиентов, сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. Перечень таких лиц доводится уполномоченным органом до ломбардов через личный кабинет на сайте Росфинмониторинга.
Ломбард обязан проводить проверку клиентов и на предмет наличия/отсутствия информации о клиенте в Решениях межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества клиента.
Таким образом, в отношении каждого клиента, до приема его на обслуживание, необходимо провести процедуру первичной проверки минимум по двум документам: по Перечню и по Решениям.
При этом Положением 444-П установлена обязанность ломбарда, фиксировать сведения о клиенте в анкете (досье) клиента, представляющей собой отдельный документ или комплект документов, оформленные на бумажном и (или) электронном носителе. Как показывает практика, ломбарды предпочитают анкету клиента оформлять и хранить в электронном виде, что позволяет сократить бумажный документооборот и систематизировать сведения о клиентах.
Итак, при приеме на обслуживание, до заключения договорных отношений с клиентом, ломбард формирует анкету клиента, и фиксирует в ней все полученные сведения, согласно перечню сведений, установленных Положением 444-П.
Особенно стоит обратить внимание на требование ЦБ РФ, фиксировать в анкете клиента сведения о результатах каждой проверки наличия (отсутствия) в отношении клиента информации о его причастности к экстремистской деятельности или терроризму:
- дата проверки,
- результаты проверки,
- при наличии информации о причастности клиента к экстремистской деятельности или терроризму указываются также номер и дата перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, содержащего сведения о клиенте,
- или номер и дата решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества клиента.
Так получается, что при каждом обновлении Перечня (как правило Перечень обновляется один раз в неделю), ломбард должен еще раз провести проверку клиента, находящегося на обслуживании, по обновленному Перечню и по вновь вышедшим Решениям межведомственного координационного органа. При этом зафиксировать результат проверки в анкете клиента.
Мы провели опрос среди более 500 ломбардов России и выяснили, что проблема проверки клиентов по каждому новому Перечню и фиксированию результатов проверки в анкете, является актуальной и требует решения.
Но это еще не все.
Ломбард обязан не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган. В данном случае проверка проводится по Перечню, актуальному на день проверки и по Решениям межведомственного координационного органа. То есть получается еще одна проверка клиентов. При этом проверке подлежат клиенты, находящиеся на обслуживании ломбарда на день проверки, и находившиеся на обслуживании в проверяемом периоде.
Понятно, что проводить неоднократную проверку каждого клиента, внося данные о клиенте в поисковую строку в личном кабинете достаточно хлопотное занятие. И более трудоемко еще и внести сведения о результатах каждой проверки в анкету клиента.
Мы взяли на себя ответственность найти решение данной проблемы. Наше внимание привлекла Программа для ломбарда PawnShop.
Указанная Программа предлагает широкий спектр возможностей, среди которых стоит отметить важные решения для ломбардов в сфере исполнения ими обязанностей в целях ПОД/ФТ, например, автоматизированная проверка клиента по Перечню при формировании анкеты клиента.
Функционал программы позволяет ломбардам своевременно выполнить обязанности по применению мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента, информировать о принятых мерах уполномоченный орган, сообщать в Росфинмониторинг об операциях, совершаемых лицами, включенными в Перечень. Но при самостоятельном изучении возможностей программы мы не нашли решения всех проблем ломбардов и обратились к специалистам.
На наши вопросы согласился ответить Дмитрий Соколов, исполнительный директор компании «Algo-rithm», являющейся разработчиком программного обеспечения для ломбардов PawnShop. Наш диалог с Дмитрием получился очень насыщенным и самое главное мы получили ответы на многие вопросы, волнующие ломбардное сообщество.
Делимся с вами главными ответами.
Какие решения для ломбардов предлагает программа PawnShop в части проведения автоматизированной проверки клиентов ломбарда при каждом «еженедельном» обновлении Перечня лиц, причастных к терроризму и экстремизму?
PawnShop предусматривает возможность загрузки Перечня лиц и проводит первичную проверку клиента сразу при оформлении залогового билета.
Мы решили не останавливаться на этом, и в настоящее время ведем разработку функции, которая позволяет проверить всех клиентов, которые имеют договорные отношения с ломбардом.
По результатам проверки, ломбард получает отчет, в котором указаны результаты проверки: проверено X клиентов, совпадений с перечнем Y, расшифровка совпадений согласно классификации.
Запустить проверку можно будет как по текущим залоговым договорам, так и за выбранный период. При проверке за период программа проверит все залоговые договора, по которым осуществлялись операции.
Прим. эксперта
Таким образом, ломбарду не составит труда провести и «ежеквартальную» проверку клиентов по актуальному на день проверки Перечню, что обеспечит качественное и быстрое исполнение обязанности ломбарда проводить проверку клиентов не реже чем каждые три месяца. Ломбарду останется только уведомить уполномоченный орган о результате проверки, направив сообщение в Росфинмониторинг.
Как с наименьшими трудозатратами сотруднику ломбарда внести в анкету клиента сведения о результатах каждой проверки клиента по обновленному Перечню?
Анкета клиента обновляется в автоматическом режиме в зависимости от результата проверки. Если найдено совпадение с Перечнем лиц, то в анкете это будет зафиксировано.
Более того, согласно закона №115 ФЗ, программа также выводит полный список дат проверок.
Это требование Росфинмониторинга сложно выполнить в ручном режиме и его автоматизация поможет ломбарду сократить время при выполнении требований Банка России.
В соответствии с Приложением 3 к Положению Банка России от 15 декабря 2014 г.
N 445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» одним из признаков, указывающим на необычный характер операции (сделки) ломбарда, является признак с кодом 3701 – «Многократное (пять и более раз в год) получение займа под залог ювелирных изделий без последующего выкупа».
Таким образом, ломбард обязан отслеживать операции каждого заемщика на предмет невыкупа ювелирного изделия, представленного в залог.
В случае наступления события — пятого невыкупа заемщиком ювелирного изделия, ломбард принимает решение о квалификации (неквалификации) выявленной необычной операции клиента в качестве подозрительной операции.
В случае принятия решения о квалификации операции как об операции, имеющей признаки необычной, не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления таких операций, ломбард обязан направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях.
Какие функции для своевременного выявления таких операций предусмотрены в программе PawnShop?
Отслеживание подозрительных сделок, согласно требований Росфинмониторинга, происходит в автоматическом режиме.
Процесс отслеживания реализован с помощью использования специальных алгоритмов.
При выявлении подозрительной операции пользователь получает уведомление и производится запись в отчете «Финмониторинг».
Согласно ст.
6 закона 115-ФЗ помещение драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард, в случае, если их оценка равна или превышает 600 000 рублей, является операцией подлежащей обязательному контролю. Ломбард обязан направить в Росфинмониторинг сообщение о такой операции не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции.
Каким образом в программе PawnShop реализовано уведомление о необходимости направить сообщение в Росфинмониторинг при вводе данных об оценке залога?
Уведомление о заключении такой сделки выполняется в виде формы сообщения:
Программа информирует пользователя и заносит сведения о сделке в отчет «Финмониторинг». Таким образом, снижается вероятность ошибки вследствие невнимательности со стороны сотрудника ломбарда.
Таким образом, на сегодняшний день ломбарду не сложно с помощью автоматизированных средств работы с клиентами исполнить требования законодательства о финансовом мониторинге и ПОД/ФТ.
Для себя мы сделали выводы, что PawnShop – постоянно совершенствующийся продукт, отвечающий сегодняшним запросам ломбардного сообщества. Регулярные обновления возможностей программы обеспечивают точное соответствие форм и отчетов актуальным нормам действующего законодательства.
О других возможностях программы, не связанных со сферой ПОД/ФТ вы можете ознакомиться на сайте разработчика.
Источник: http://www.npral.ru/news/o-chem-lombardu-soobshchat-v-rosfinmonitoring/
Ваш аудитор доложит о сомнительных операциях в ФНС и Росфинмониторинг
Генеральные Директора порой воспринимают аудиторскую проверку как способ устранить ошибки и внести исправления в бухгалтерскую и налоговую отчетность.
Теперь все изменится. С 1 января 2018 года аудитор должен сообщать обо всех ошибках, чтобы ФНС могла доначислить налоги.
Вы знаете, что налоговики при проверке могут цепляться к любому подозрительному факту о контрагенте? Поэтому очень важно проверять тех, с кем Вы работаете. Сегодня Вы можете бесплатно получить информацию о прошедших проверках Вашего партнера, а главное — перечень выявленных нарушений!
Кроме того, 7 июня Госдума приняла в первом чтении законопроект, который возлагает на аудиторов обязанность докладывать о сомнительных операциях клиентов в Росфинмониторинг.
Доверять аудиторам станет опаснее, особенно для малых и средних предприятий.
Представьте ситуацию: в вашей компании имеется складское помещение, но вы его не зарегистрировали, поскольку не знали об этой обязанности. Аудитор помог найти ошибку, вы ее исправили. С 2018 года ревизоры начнут докладывать о таких ошибках в инспекцию, а ФНС будет доначислять налоги.
Изменения приведут к сужению рынка: лучше вообще не привлекать аудитора, если тот сообщит в налоговую инспекцию об ошибках и нарушениях. Приглашение эксперта для ревизии повысит риск выездной налоговой и встречной проверки.
Увеличится число случаев «черного аудита», когда заключение выдается без проверки бухгалтерской отчетности. Многим акционерным обществам, которые должны проводить аудит в обязательном порядке, придется поменять организационно-правовую форму на ООО.
- Источник: проект федерального закона №96436-7 «О внесении изменений в статьи 82 и 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации» (о наделении налоговых органов полномочиями по истребованию у аудиторских организаций документов, полученных ими о налогоплательщике)
- Когда документ вступит в силу: 1 января 2018 года
- Для кого актуально: Генеральный Директор
Если аудитор заподозрит, что клиент отмывает доходы, он будет обязан сообщить об этом в Росфинмониторинг. Например, о том, что на заброшенный счет компании поступают деньги, которые потом снимают наличными.
Какие сделки заинтересуют Росфинмониторинг
Эти сделки перечислены в статье 6 Федерального закона от 07.08.2001 №115‑ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». К таким сделкам относятся:
- операции с деньгами или имуществом на сумму свыше 600 тыс. руб. Например, покупка ценных бумаг за наличность, покупка или продажа наличной валюты, обмен банкнот разного достоинства. Распространенная ситуация, когда бухгалтер вносит на счет компании наличные деньги на сумму 610 тыс. руб., действуя в ее интересах. Притом что это не обусловлено характером хозяйственной деятельности организации;
- сделки с недвижимостью, связанные с переходом собственности, если их сумма превышает 3 млн руб. Например, договор долевого участия в строительстве; договор паенакопления; договор аренды, который предусматривает выкуп арендуемого недвижимого имущества.
Также у Росфинмониторинга есть собственные критерии и признаки необычных сделок (приказ от 08.05.2009 №109). Например, под контроль попадут:
- беспроцентный заем общества Генеральному Директору, его заместителю или иному связанному лицу;
- скупка, продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и драгоценного лома;
- однотипные сделки с одним и тем же контрагентом, вроде выдачи беспроцентных займов одному учредителю.
Источник: проект федерального закона №134557-7 «О внесении изменений в статьи 7.1 и 7.3 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и статью 13 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»
Источник: https://www.gd.ru/articles/9449-vash-auditor-dolojit-o-somnitelnyh-operatsiyah-v-fns-i-rosfinmonitoring
Росфинмониторинг научил нотариусов, как выявлять подозрительных клиентов
Росфинмониторинг выпустил информационное письмо, в котором рекомендует нотариусам обращать особое внимание на определенные операции, совершаемые их клиентами. Повышенная бдительность работников нотариата необходима для противодействия незаконному обналичиванию и выводу «в тень» денежных средств с помощью юридически выверенных мошеннических схем.
Как отмечается в письме, сейчас некоторые недобросовестные клиенты «прибегают к использованию механизмов, позволяющих беспрепятственно совершать финансовые операции подозрительного характера» – например, посредством использования исполнительной надписи нотариуса. Последняя может применяться в качестве основания для возбуждения исполнительного производства и списания денег со счета должника по исполнительному листу.
Основанием для совершения исполнительной надписи нотариуса в ряде случаев является именно фиктивная задолженность, что позволяет недобросовестным клиентам «избегать применения к ним мер по снижению рисков, проводимых кредитными организациями». В результате использования схемы легализуются, например, операции по «обналичке» и совершаются так называемые «транзитные» переводы на счета третьих лиц в цепочке транзакций, направленных на вывод средств в незаконный оборот.
С тем чтобы нотариусов было невозможно вовлечь в «проведение сомнительных операций», Росфинмониторинг рекомендует им при идентификации клиентов анализировать информацию, размещенную на официальных сайтах ФНС («Риски бизнеса: проверь себя и контрагента») и ФССП – «Сервисы» (о наличии исполнительных производств). Также нотариусам советуют использовать онлайн-сервисы вроде систем СПАРК, DBAI, GRS и «иные источники информации, доступные на законном основании».
Коль скоро будут выявлены первые признаки недобросовестной деятельности клиента, все нотариальные действия в его отношении нужно совершать с повышенным вниманием.
Нотариусов просят особенно тщательно анализировать возможные признаки фиктивности гражданско-правовых договоров, «подозрительные» операции по депозитному счету нотариуса и намерения клиентов получить нотариальное удостоверение доверенности от имени нескольких юрлиц на имя одного и того же физлица.
В случае же укрепления подозрений от сотрудников нотариата требуют проинформировать Росфинмониторинг в установленном порядке, указав специальный код признака необычной операции.
Источник: https://legal.report/rosfinmonitoring-nauchil-notariusov-kak-vyyavlyat-podozritelnyh-klientov/
Росфинмониторинг разработал для аудиторов методические рекомендации, как выявлять сомнительные сделки клиентов и сообщать об этом
6 декабря 2018 года Минфин РФ, совместно с ФГБУ «Научно-исследовательский финансовый институт» и Росфинмониторингом провел круглый стол на тему: «Повышение роли аудиторов в антиотмывочной системе». В мероприятии также приняли участие саморегулируемые организации аудиторов и представители бизнес-сообщества.
За круглым столом участники обсудили возможные риски легализации преступных доходов и финансирования терроризма при оказании аудиторских услуг и рассмотрели новые требования «антиотмывочного» законодательства к аудиторам.
В ходе мероприятия Росфинмониторинг представил разработанные для аудиторов методические рекомендации, в документе разъяснятся порядок выявления сомнительных сделок и операций клиентов. О подозрительных случаях при проверке компаний аудиторов обязали сообщать в Федеральную службу по финансовому мониторингу.
По каким критериям аудиторы будут оценивать «сомнительность» сделки? Какие компании попали в зону риска в связи с изменениями? Как организовать взаимодействие с аудиторами, чтобы обезопасить свои интересы? Ответим в статье на эти и другие вопросы.
Содержание рекомендаций
Методические рекомендации для аудиторов (Информационное письмо Федеральной службы по финансовому мониторингу от 23 ноября 2018 г.
№ 56) разработаны во исполнение и в соответствие с Федеральными законами: № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее-ФЗ № 115), № 307 «Об аудиторской деятельности» (далее-ФЗ № 307), международными стандартами ФАТФ, международными стандартами аудита и иными нормативно-правовыми актами.
Кроме общих положений, рекомендации разделены на два блока, один из которых посвящен рискам отмывания доходов и финансирования терроризма (далее — ОД/ФТ) при совершении операций, а второй порядку уведомления контролирующего органа при выявлении таких рисков.
В тексте документа разъясняется, что аудиторы могут делать выводы о наличии риска в действиях проверяемого лица, руководствуясь своим профессиональным суждениям и оценкой деятельности этого лица по определенным критериям.
Основные критерии определения риска
Рекомендациями определены три основные группы рисков:
- Страновые — связанные со страной, определенной географической территорией деятельности или регистрации проверяемого.
- Операционные — связанные с определенными услугами, операциями, поставками, продуктами проверяемого лица.
- Клиентские — связанные с деятельностью самого проверяемого и его контрагентов.
В первой группе перечислено 6 оснований для определения риска, например:
- проверяемое лицо, его партнеры или бенефициарные владельцы являются резидентами стран, не имеющих надлежащих систем противодействия ОД/ФТ, или стран оказывающих поддержку террористической деятельности;
- контрагенты или клиенты аудируемого лица являются нерезидентами РФ;
- контрагенты или клиенты проверяемого, его филиалы зарегистрированы на территории государств, в отношении которых применяются специальные экономические меры в соответствии с ФЗ N 281-ФЗ «О специальных экономических мерах».
К операционным отнесены риски, связанные с возможным «обналичиванием» денег, хищением, с проведением трансграничных операций с обращением ценных бумаг, с мошенничеством или преднамеренным банкротством, а также с лицами, подпадающими под санкционный режим. Операционные риски могут возникнуть по 28 основаниям, перечисленным в Методических рекомендациях, к ним относятся, например:
- операции компании, выходящие за рамки обычной деятельности;
- банковские авуары;
- операции проверяемого, проводимые на трансграничной основе в юрисдикциях с разными обстоятельствами ведения бизнеса и культурами;
- операции по приобретению имущества с отсрочкой/рассрочкой платежа под проценты за отсрочку/рассрочку, если проценты переводятся на счета иностранных банков;
- большое количество операций с наличными деньгами;
- многочисленные перепродажи товаров и услуг;
- инвестиции в недвижимость по высоким, или, наоборот, заниженным ценам;
- прощение долга по неисполненным обязательствам.
К категории клиентских отнесены риски, связанные с особенностями структуры собственности и органов управления аудируемого, с его репутацией и образом действий, с возможной коррупцией и хищением государственных средств, с особенностями деятельности. Всего в группе 28 оснований для определения риска, например:
- регистрация клиента проверяемого, или его партнеров по массовому адресу;
- интенсивный оборот денежных средств;
- осуществление консалтинговой, строительной, туроператорской деятельности, розничная торговля;
- отказ проверяемого лица в доступе проверяющего к его документации;
- необычные задержки предоставляемой информации.
Дополнительные критерии и факторы риска
Кроме перечисленных в перечнях Методических рекомендаций рисков ОД/ФТ, аудитор в ходе проверки может выделить и другие, дополнительные группы рисков. Перечни могут дополняться аудиторами на основании анализа операций проверяемых лиц, складывающейся практики взаимодействия с ними, или других факторов.
При определении рисков аудиторами должны учитываться и признаки необычных сделок, установленных Приказом Росфинмониторинга от 08.05.
2009 N 103 «Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок».
Этим приказом определен длинный перечень признаков, вызывающих подозрение, который применяется для оценки деятельности как юридических лиц, так и ИП.
Важно отметить, что некоторые из признаков можно выявить в деятельности очень многих компаний, например:
- необоснованная поспешность в проведении операции;
- заключение договоров с компанией или ИП, период деятельности которых с момента регистрации составляет менее года;
- осуществление сделки с недвижимым имуществом, стороной по которой выступает нерезидент.
Также в Методических рекомендациях перечисляются факторы, которые повышают риски ОД/ФТ. При проведении проверки аудиторы должны их учитывать наряду с основными критериями. Такими факторами являются:
- отсутствие сведений о клиенте проверяемого лица, или его партнере в открытых источниках информации;
- отсутствие централизованного корпоративного управления и деятельность проверяемого лица сразу в нескольких юрисдикциях;
- наличие записи о недостоверности сведений о клиенте аудируемого, или его партнере в ЕГРЮЛ;
- привлечение деловых посредников, обоснованность привлечения которых является неочевидной;
- существенная недостача материальных активов;
Уведомление Росфинмониторинга
Информация о подозрительных операциях будет передаваться в контролирующий орган как в случае обязательного, так и в случае инициативного аудита.
Сведения направляются аудитором в Росфинмониторинг электронным сообщением через личный кабинет на сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу.
Если передать информацию указанным способом невозможно, она представляется в госорган на машинном носителе в виде электронного документа.
При этом на аудитора возлагается обязанность по соблюдению мер, исключающих доступ к документам третьих лиц во время доставки.
Важно отметить, что аудитор не вправе сообщить клиенту о том, что направил сведения о его подозрительных операциях. Запрет на разглашение такой информации установлен пунктом 4 части 7.1 ФЗ № 115 и пунктом 3.1 части 2 статьи 13 ФЗ № 307.
Как новые правила повлияют на бизнес?
Новые Методические рекомендации вызвали неоднозначную реакцию в бизнес-сообществе. В большинстве случаев компании приглашают аудиторов по собственной инициативе для проверки своего финансового положения. Очевидно, что бизнесмены не готовы платить аудиторам за проверки, направленные, в том числе, и на выявление рисков ОД/ФТ.
Критерии риска в Методических рекомендациях разрабатывались для недопущения финансирования терроризма и отмывания доходов.
Из текста документа следует, что особое внимание аудиторы должны уделять сложным, запутанным и не имеющим объективного экономического смысла операциям.
Однако при определении групп риска использованы общие, расплывчатые, формулировки, затрудняющие понимание и позволяющие подвести под представленные в документе критерии подавляющее количество сделок.
Например, к показателям риска отнесены попытки аудируемого лица затруднить понимание его деятельности, но не разъяснено, какими конкретно действиями (бездействием) проверяемый может затруднять понимание своей деятельности.
Также к категории клиентских рисков относится необычная задержка предоставления запрошенной аудитором информации, но понятие «необычности» задержки не раскрывается.
Вызывает вопросы еще одна формулировка: риском является подозрение, что руководство проверяемого лица действует по указанию третьих лиц, сведения о которых не раскрывает. Но на чем могут основываться эти подозрения и как должны подкрепляться?
В первую очередь в «зоне риска» оказываются компании, осуществляющие виды деятельности, прямо перечисленные в Методических рекомендациях: продажа легкового транспорта, туризм, строительство, консалтинг и др. Особое внимание уделяется компаниям, сотрудничающим с иностранными контрагентами и юридическим лицам.
Тем не менее, в поле зрения Федеральной службы по финансовому мониторингу может попасть практически любое проверяемое лицо.
С принятием новых правил, в Росфинмониторинг может быть передана информация о подозрительных операциях любой компании, если в ходе проверки аудитор определит риски, руководствуясь оценкой деятельности аудируемого, или своим профессиональным суждением. Риск есть даже в случае, когда формально операция не соответствует критериям, указанным в Методических рекомендациях.
При этом мнение аудитора может быть субъективным и не соответствующим действительности, однако сведения о компании все равно будут переданы в контролирующий орган. А дальше компании придется доказывать отсутствие в деятельности признаков ОД/ФТ.
Как предотвратить признание операций подозрительными?
Напомним, что согласно ФЗ № 115, сообщать в Росфинмониторинг о подозрительных клиентах, кроме аудиторов, должны бухгалтеры, адвокаты и нотариусы, юристы.
Государство усиленно контролирует сферу предпринимательской деятельности в части соблюдения «антиотмывочного» и антитеррористического законодательства.
С последствиями такого контроля столкнулись многие представители бизнес-сообщества, чьи банковские счета были заблокированы в результате проверок, а компании внесены в список «подозрительных».
Очевидно, что во избежание неприятностей с контролирующими органами компания должна вести деятельность, полностью отвечающую требованиям закона, но даже при соблюдении этого условия остаются риски.
Новые Методические рекомендации существенно расширяют перечень компаний, сделки и операции которых могут вызывать подозрение.
Учитывая тот факт, что аудитор не будет сообщать о выявленных рисках, руководство компании может узнать о направлении сведений в Росфинмониторинг уже постфактум.
Поэтому важно проверять благонадежность контрагентов через общедоступные сервисы, запрашивать документации у потенциальных партнеров и подстраховываться иными способами.
Игнорирование этого этапа может привести к тому, что сведения о компании попадут в Росфинмониторинг на том основании, что подозрения вызывает не сам аудируемый, а его контрагент.
Также аудиторы обращают внимание на позицию компании относительно профилактики правонарушений. Хорошим показателем будут внедрение в бизнес- процесс процедур для обеспечения добросовестной работы компании, разъяснительная работа с сотрудниками (инструктажи, ознакомление с тематическими НПА) и полностью прозрачная отчетность.
Источник: https://pravorf.ru/analytics/rosfinmonitoring_razrabotal_dlya_auditorov_metodicheskie_rekomendatsii_kak_vyyavlyat_somnitelnye_sde.php
Указание Банка России №4936-У новый порядок представления сведений в Росфинмониторинг
Указание Банка России №4936-У устанавливает порядок представления кредитными организациями в Росфинмониторинг, следующих сведений в электронной форме путем использования личного кабинета:
- об операциях, подлежащих обязательному контролю – признается утратившим силу Положение Банка России №321-П;
- об операциях, в отношении которых возникают подозрения – признается утратившим силу Положение Банка России №321-П;
- о приостановленных операциях – признается утратившим силу Указание Банка России 3063-У;
- о принятых мерах по замораживанию (блокированию) – признается утратившим силу Указание Банка России 3063-У;
- о результатах проверки – признается утратившим силу Указание Банка России 3063-У.
Указание Банка России №4936-У вступает в силу с 15 июля 2019 года.
Возможно будет высказана неприемлемая Банком России и Росфинмониторингом позиция, но вступление в силу требований Указания Банка России №4936-У должно быть перенесено, для целей обеспечения методологической проработки (предоставления разъяснений на поступившие вопросы от кредитных организаций, Ассоциаций и т.д.
) со стороны Банка России; технического соответствия программного обеспечения кредитных организаций (вендоров, что в данной ситуации наиболее чувствительно, т.к. кредитные организации ждут соответствующих доработок, а ряд доработок не двигается, даже с этапа технического задания, т.к.
не получены ответы на вопросы) правилам составления сведений, с учетом полученных разъяснений от Банка России; технического соответствия и автоматизированной работы программного обеспечения на стороне Росфинмониторинга, внесения изменений в форматы с учетом выявленных в процессе тестирования замечаний и исключения избыточных требований к правилам и форматам, т.к.
на данном этапе готовность всей системы может составлять не более 10% по каждому направлению, что в свою очередь приведет к терминальному состоянию системы к дате вступления в силу Указания Банка России №4936-У.
При этом, перенос сроков должен быть осуществлен не менее чем на 01 апреля 2020 года, с учетом успешного завершения указанных этапов, при участии, как кредитных организаций и Ассоциаций, так и Банка России с Росфинмониторингом.
В данном контексте следует обратить внимание на проект Банка России «Операционный день КО» (http://www.cbr.ru/analytics/operational_day/) – проект по представлению отчетности по форме 0409105, так с точки зрения подходов к реализации есть много пересекающихся фундаментальных, архитектурных моментов, которые в первую очередь потребуют от кредитных организаций изменений в существующих архитектурах хранения данных и Банк России планирует ввод в действие отчетности по форме 0409105 в 2020 году, при том, что в пилоте работа была начата с 2018 года и продолжается в настоящее время, то есть для перехода на новую отчетность банковской системе объективно требуется продолжительное время, а на переход на форматы в соответствии с требованиями Указания Банка России №4936-У, которые по объему и сложности доработок сопоставимы, банковской системе предоставлено три месяца.
В оперативном порядке с установлением конкретных сроков должен быть разработан детализированный план перехода системы на новые форматы («дорожная карта») с описанием состава участников, правами и обязанностями, таймингом; с постановкой четкой цели, с учетом понимания эффективности работы системы в результате реализации; с пониманием измеримости критериев эффективности реализации, с четким пониманием всеми участниками достигаемой цели.
В оперативном порядке с установлением конкретных сроков должны быть урегулированы следующие вопросы, касающиеся электронного взаимодействия кредитных организаций и Росфинмониторинга.
Вопрос наличия перекрестных ссылок, как напрямую из документов, так и из форматов и структур электронных сообщений (в первую очередь структур и форматов к документам, которые утратили силу). Ряд нормативных документов и форматов (структур) содержат перекрестные ссылки на отдельные пункты Положения Банка России от 29.08. 2008 №321-П, что в свою очередь может вызвать дополнительные сложности в реализации требований законодательства, в частности:
Источник: https://115fz.ru/ukazanie-banka-rossii-4936u-rosfinmonitoring/