Росфинмониторинг проинформировал о порядке сообщения аудиторами сведений о сомнительных сделках

Пи­ни­ги­на Еле­на Ев­ге­ньев­на, не­за­ви­си­мый экс­перт по фи­нан­со­во­му мо­ни­то­рин­гу и ПОД/ФТ разъ­яс­ня­ет ло­м­бар­дам об ос­но­в­ных обя­за­н­но­стях по пред­став­ле­нию ин­фор­ма­ции в упол­но­мо­чен­ный ор­ган (Рос­фин­мо­ни­то­ринг). Росфинмониторинг проинформировал о порядке сообщения аудиторами сведений о сомнительных сделкахЛо­м­бар­ды, яв­ля­ют­ся субъ­ек­та­ми Фе­де­раль­но­го за­ко­на от 7 ав­гу­ста 2001 го­да N 115-ФЗ «О про­ти­во­дей­ствии ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма» (да­лее – за­кон 115-ФЗ). За­кон 115-ФЗ воз­ла­га­ет на ло­м­бар­ды ряд обя­за­н­но­стей, свя­за­н­ных с про­ве­де­ни­ем иден­ти­фи­ка­ции кли­ен­тов и ин­фор­ми­ро­ва­ни­ем упол­но­мо­чен­но­го ор­га­на. Мы рас­смо­т­рим во­про­сы по на­прав­ле­нию ос­но­в­ной ин­фор­ма­ции в Рос­фин­мо­ни­то­ринг и про­вер­ки кли­ен­тов ло­м­бар­дов, так как имен­но эти обя­за­н­но­сти вы­зы­ва­ют на­и­боль­шие за­труд­не­ния при ре­а­ли­за­ции их на пра­к­ти­ке.

Итак, в ста­тье ав­то­ром по­став­ле­ны и рас­смо­т­ре­ны сле­ду­ю­щие во­про­сы:

  • как и с ка­кой пе­ри­о­ди­ч­но­стью про­во­дить­ся про­вер­ка кли­ен­тов ло­м­бар­да по Пе­реч­ню;
  • о чем не­об­хо­ди­мо ин­фор­ми­ро­вать Рос­фин­мо­ни­то­рин­г;
  • осо­бен­ные тре­бо­ва­ния к ан­ке­те кли­ен­та ло­м­бар­да;
  • са­мые рас­про­стра­нен­ные опе­ра­ции кли­ен­тов, име­ю­щие при­з­на­ки не­о­бы­ч­ных опе­ра­ций, воз­мо­ж­но со­вер­ша­е­мых в це­лях от­мы­ва­ния пре­сту­п­ных до­хо­дов, опе­ра­ции, под­ле­жа­щие обя­за­тель­но­му кон­тро­лю.

Про­вер­ка кли­ен­та по Пе­реч­ню лиц, при­част­ных к экс­тре­ми­ст­ской де­я­тель­но­сти или тер­ро­риз­му и по Ре­ше­ни­ям ме­ж­ве­до­м­ствен­но­го ко­ор­ди­на­ци­он­но­го ор­га­на, осу­ще­ств­ля­ю­ще­го фун­к­ции по про­ти­во­дей­ствию фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма, о за­мо­ра­жи­ва­нии (б­ло­ки­ро­ва­нии) де­не­ж­ных средств или ино­го иму­ще­ства кли­ен­та

До при­е­ма на об­слу­жи­ва­ние кли­ен­та, ло­м­бард обя­зан про­ве­сти иден­ти­фи­ка­цию кли­ен­та. Ста­тья по­свя­ще­на имен­но ра­бо­те с кли­ен­том, в свя­зи с чем, ав­то­ром упу­ще­ны все ме­ро­при­я­тия, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо про­во­дить в от­но­ше­нии пред­ста­ви­те­ля кли­ен­та, вы­го­до­при­об­ре­та­те­ля, бе­не­фи­ци­ар­но­го вла­дель­ца.

Со­глас­но По­ло­же­нию Бан­ка Рос­сии от 12 де­ка­б­ря 2014 г.

N 444-П «Об иден­ти­фи­ка­ции не­кре­ди­т­ны­ми фи­нан­со­вы­ми ор­га­ни­за­ци­я­ми кли­ен­тов, пред­ста­ви­те­лей кли­ен­та, вы­го­до­при­об­ре­та­те­лей, бе­не­фи­ци­ар­ных вла­дель­цев в це­лях про­ти­во­дей­ствия ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма» (да­лее – По­ло­же­ние 444-П), при иден­ти­фи­ка­ции кли­ен­тов, а та­к­же при об­но­в­ле­нии све­де­ний, по­лу­чен­ных в ре­зуль­та­те иден­ти­фи­ка­ции, ло­м­бард ис­поль­зу­ет ин­фор­ма­цию из от­кры­тых ин­фор­ма­ци­он­ных си­стем ор­га­нов го­су­дар­ствен­ной вла­сти Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, в том числе, ин­фор­ма­цию о на­ли­чии в от­но­ше­нии кли­ен­тов, све­де­ний об их при­част­но­сти к экс­тре­ми­ст­ской де­я­тель­но­сти или тер­ро­риз­му. Пе­ре­чень та­ких лиц до­во­ди­т­ся упол­но­мо­чен­ным ор­га­ном до ло­м­бар­дов че­рез ли­ч­ный ка­би­нет на сай­те Рос­фин­мо­ни­то­рин­га.

Ло­м­бард обя­зан про­во­дить про­вер­ку кли­ен­тов и на пред­мет на­ли­чи­я/о­т­сут­ствия ин­фор­ма­ции о кли­ен­те в Ре­ше­ни­ях ме­ж­ве­до­м­ствен­но­го ко­ор­ди­на­ци­он­но­го ор­га­на, осу­ще­ств­ля­ю­ще­го фун­к­ции по про­ти­во­дей­ствию фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма, о за­мо­ра­жи­ва­нии (б­ло­ки­ро­ва­нии) де­не­ж­ных средств или ино­го иму­ще­ства кли­ен­та.

Та­ким об­ра­зом, в от­но­ше­нии ка­ж­до­го кли­ен­та, до при­е­ма его на об­слу­жи­ва­ние, не­об­хо­ди­мо про­ве­сти про­це­ду­ру пе­р­ви­ч­ной про­вер­ки ми­ни­мум по двум до­ку­мен­там: по Пе­реч­ню и по Ре­ше­ни­ям.

При этом По­ло­же­ни­ем 444-П уста­но­в­ле­на обя­за­н­ность ло­м­бар­да, фи­к­си­ро­вать све­де­ния о кли­ен­те в ан­ке­те (до­сье) кли­ен­та, пред­став­ля­ю­щей со­бой от­дель­ный до­ку­мент или ко­м­плект до­ку­мен­тов, офор­м­лен­ные на бу­ма­ж­ном и (и­ли) элек­трон­ном но­си­те­ле. Как по­ка­зы­ва­ет пра­к­ти­ка, ло­м­бар­ды пред­по­чи­та­ют ан­ке­ту кли­ен­та офор­м­лять и хра­нить в элек­трон­ном ви­де, что поз­во­ля­ет со­кра­тить бу­ма­ж­ный до­ку­мен­то­о­бо­рот и си­сте­ма­ти­зи­ро­вать све­де­ния о кли­ен­тах.

Итак, при при­е­ме на об­слу­жи­ва­ние, до за­клю­че­ния до­го­вор­ных от­но­ше­ний с кли­ен­том, ло­м­бард фор­ми­ру­ет ан­ке­ту кли­ен­та, и фи­к­си­ру­ет в ней все по­лу­чен­ные све­де­ния, со­глас­но пе­реч­ню све­де­ний, уста­но­в­лен­ных По­ло­же­ни­ем 444-П.

О­со­бен­но сто­ит об­ра­тить вни­ма­ние на тре­бо­ва­ние ЦБ РФ, фи­к­си­ро­вать в ан­ке­те кли­ен­та све­де­ния о ре­зуль­та­тах ка­ж­дой про­вер­ки на­ли­чия (о­т­сут­ствия) в от­но­ше­нии кли­ен­та ин­фор­ма­ции о его при­част­но­сти к экс­тре­ми­ст­ской де­я­тель­но­сти или тер­ро­риз­му:

  • да­та про­вер­ки,
  • ре­зуль­та­ты про­вер­ки,
  • при на­ли­чии ин­фор­ма­ции о при­част­но­сти кли­ен­та к экс­тре­ми­ст­ской де­я­тель­но­сти или тер­ро­риз­му ука­зы­ва­ют­ся та­к­же но­мер и да­та пе­реч­ня ор­га­ни­за­ций и фи­зи­че­ских лиц, в от­но­ше­нии ко­то­рых име­ют­ся све­де­ния об их при­част­но­сти к экс­тре­ми­ст­ской де­я­тель­но­сти или тер­ро­риз­му, со­дер­жа­ще­го све­де­ния о кли­ен­те,
  • или но­мер и да­та ре­ше­ния ме­ж­ве­до­м­ствен­но­го ко­ор­ди­на­ци­он­но­го ор­га­на, осу­ще­ств­ля­ю­ще­го фун­к­ции по про­ти­во­дей­ствию фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма, о за­мо­ра­жи­ва­нии (б­ло­ки­ро­ва­нии) де­не­ж­ных средств или ино­го иму­ще­ства кли­ен­та.

Так по­лу­ча­ет­ся, что при ка­ж­дом об­но­в­ле­нии Пе­реч­ня (как пра­ви­ло Пе­ре­чень об­но­в­ля­ет­ся один раз в не­де­лю), ло­м­бард дол­жен еще раз про­ве­сти про­вер­ку кли­ен­та, на­хо­дя­ще­го­ся на об­слу­жи­ва­нии, по об­но­в­лен­но­му Пе­реч­ню и по вновь вы­шед­шим Ре­ше­ни­ям ме­ж­ве­до­м­ствен­но­го ко­ор­ди­на­ци­он­но­го ор­га­на. При этом за­фи­к­си­ро­вать ре­зуль­тат про­вер­ки в ан­ке­те кли­ен­та.

Мы про­ве­ли опрос сре­ди бо­лее 500 ло­м­бар­дов Рос­сии и вы­яс­ни­ли, что про­б­ле­ма про­вер­ки кли­ен­тов по ка­ж­до­му но­во­му Пе­реч­ню и фи­к­си­ро­ва­нию ре­зуль­та­тов про­вер­ки в ан­ке­те, яв­ля­ет­ся ак­ту­аль­ной и тре­бу­ет ре­ше­ния.

Но это еще не все.

Ло­м­бард обя­зан не ре­же чем один раз в три ме­ся­ца про­ве­рять на­ли­чие сре­ди сво­их кли­ен­тов ор­га­ни­за­ций и фи­зи­че­ских лиц, в от­но­ше­нии ко­то­рых при­ме­не­ны ли­бо дол­ж­ны при­ме­нять­ся ме­ры по за­мо­ра­жи­ва­нию (б­ло­ки­ро­ва­нию) де­не­ж­ных средств или ино­го иму­ще­ства, и ин­фор­ми­ро­вать о ре­зуль­та­тах та­кой про­вер­ки упол­но­мо­чен­ный ор­ган. В дан­ном слу­чае про­вер­ка про­во­ди­т­ся по Пе­реч­ню, ак­ту­аль­но­му на день про­вер­ки и по Ре­ше­ни­ям ме­ж­ве­до­м­ствен­но­го ко­ор­ди­на­ци­он­но­го ор­га­на. То есть по­лу­ча­ет­ся еще од­на про­вер­ка кли­ен­тов. При этом про­вер­ке под­ле­жат кли­ен­ты, на­хо­дя­щи­е­ся на об­слу­жи­ва­нии ло­м­бар­да на день про­вер­ки, и на­хо­див­ши­е­ся на об­слу­жи­ва­нии в про­ве­ря­е­мом пе­ри­о­де.

По­нят­но, что про­во­дить не­од­но­крат­ную про­вер­ку ка­ж­до­го кли­ен­та, вно­ся дан­ные о кли­ен­те в по­ис­ко­вую стро­ку в ли­ч­ном ка­би­не­те до­ста­точ­но хло­по­т­ное за­ня­тие. И бо­лее тру­до­е­м­ко еще и вне­сти све­де­ния о ре­зуль­та­тах ка­ж­дой про­вер­ки в ан­ке­ту кли­ен­та.

Мы взя­ли на се­бя от­вет­ствен­ность най­ти ре­ше­ние дан­ной про­б­ле­мы. На­ше вни­ма­ние при­влек­ла Про­гра­м­ма для ло­м­бар­да PawnShop.

Ука­за­н­ная Про­гра­м­ма пред­ла­га­ет ши­ро­кий спектр воз­мо­ж­но­стей, сре­ди ко­то­рых сто­ит от­ме­тить ва­ж­ные ре­ше­ния для ло­м­бар­дов в сфе­ре ис­пол­не­ния ими обя­за­н­но­стей в це­лях ПОД/ФТ, на­при­мер, ав­то­ма­ти­зи­ро­ван­ная про­вер­ка кли­ен­та по Пе­реч­ню при фор­ми­ро­ва­нии ан­ке­ты кли­ен­та.

Фун­к­ци­о­нал про­гра­м­мы поз­во­ля­ет ло­м­бар­дам сво­е­вре­мен­но вы­пол­нить обя­за­н­но­сти по при­ме­не­нию мер по за­мо­ра­жи­ва­нию (б­ло­ки­ро­ва­нию) де­не­ж­ных средств или ино­го иму­ще­ства кли­ен­та, ин­фор­ми­ро­вать о при­ня­тых ме­рах упол­но­мо­чен­ный ор­ган, со­об­щать в Рос­фин­мо­ни­то­ринг об опе­ра­ци­ях, со­вер­ша­е­мых ли­ца­ми, вклю­чен­ны­ми в Пе­ре­чень. Но при са­мо­сто­я­тель­ном изу­че­нии воз­мо­ж­но­стей про­гра­м­мы мы не на­шли ре­ше­ния всех про­б­лем ло­м­бар­дов и об­ра­ти­лись к спе­ци­а­ли­стам.

На на­ши во­про­сы со­гла­си­л­ся от­ве­тить Дми­т­рий Со­ко­лов, ис­пол­ни­тель­ный ди­рек­тор ко­м­па­нии «Algo-rithm», яв­ля­ю­щей­ся раз­ра­бо­т­чи­ком про­гра­м­м­но­го обес­пе­че­ния для ло­м­бар­дов PawnShop. Наш ди­а­лог с Дми­т­ри­ем по­лу­чи­л­ся очень на­сы­щен­ным и са­мое глав­ное мы по­лу­чи­ли от­ве­ты на мно­гие во­про­сы, вол­ну­ю­щие ло­м­бар­д­ное со­об­ще­ство.

Де­ли­м­ся с ва­ми глав­ны­ми от­ве­та­ми.

Росфинмониторинг проинформировал о порядке сообщения аудиторами сведений о сомнительных сделках

Ка­кие ре­ше­ния для ло­м­бар­дов пред­ла­га­ет про­гра­м­ма PawnShop в ча­сти про­ве­де­ния ав­то­ма­ти­зи­ро­ван­ной про­вер­ки кли­ен­тов ло­м­бар­да при ка­ж­дом «е­же­не­дель­ном» об­но­в­ле­нии Пе­реч­ня лиц, при­част­ных к тер­ро­риз­му и экс­тре­миз­му?

PawnShop пре­ду­смат­ри­ва­ет воз­мо­ж­ность за­груз­ки Пе­реч­ня лиц и про­во­дит пе­р­ви­ч­ную про­вер­ку кли­ен­та сра­зу при офор­м­ле­нии за­ло­го­во­го би­ле­та.

Мы ре­ши­ли не оста­нав­ли­вать­ся на этом, и в на­сто­я­щее вре­мя ве­дем раз­ра­бо­т­ку фун­к­ции, ко­то­рая поз­во­ля­ет про­ве­рить всех кли­ен­тов, ко­то­рые име­ют до­го­вор­ные от­но­ше­ния с ло­м­бар­дом.

По ре­зуль­та­там про­вер­ки, ло­м­бард по­лу­ча­ет от­чет, в ко­то­ром ука­за­ны ре­зуль­та­ты про­вер­ки: про­ве­ре­но X кли­ен­тов, со­в­па­де­ний с пе­реч­нем Y, рас­ши­ф­ро­в­ка со­в­па­де­ний со­глас­но клас­си­фи­ка­ции.

За­пу­стить про­вер­ку мо­ж­но бу­дет как по те­ку­щим за­ло­го­вым до­го­во­рам, так и за вы­бран­ный пе­ри­од. При про­вер­ке за пе­ри­од про­гра­м­ма про­ве­рит все за­ло­го­вые до­го­во­ра, по ко­то­рым осу­ще­ств­ля­лись опе­ра­ции.

Прим. экс­пе­р­та

Та­ким об­ра­зом, ло­м­бар­ду не со­ста­вит тру­да про­ве­сти и «е­же­к­вар­таль­ную» про­вер­ку кли­ен­тов по ак­ту­аль­но­му на день про­вер­ки Пе­реч­ню, что обес­пе­чит ка­че­ствен­ное и быст­рое ис­пол­не­ние обя­за­н­но­сти ло­м­бар­да про­во­дить про­вер­ку кли­ен­тов не ре­же чем ка­ж­дые три ме­ся­ца. Ло­м­бар­ду оста­нет­ся толь­ко уве­до­мить упол­но­мо­чен­ный ор­ган о ре­зуль­та­те про­вер­ки, на­пра­вив со­об­ще­ние в Рос­фин­мо­ни­то­ринг.

Как с на­и­мень­ши­ми тру­до­за­тра­та­ми со­труд­ни­ку ло­м­бар­да вне­сти в ан­ке­ту кли­ен­та све­де­ния о ре­зуль­та­тах ка­ж­дой про­вер­ки кли­ен­та по об­но­в­лен­но­му Пе­реч­ню?

Читайте также:  Утвержден перенос выходных в 2020 году

Ан­ке­та кли­ен­та об­но­в­ля­ет­ся в ав­то­ма­ти­че­ском ре­жи­ме в за­ви­си­мо­сти от ре­зуль­та­та про­вер­ки. Ес­ли най­де­но со­в­па­де­ние с Пе­реч­нем лиц, то в ан­ке­те это бу­дет за­фи­к­си­ро­ва­но.

Бо­лее то­го, со­глас­но за­ко­на №115 ФЗ, про­гра­м­ма та­к­же вы­во­дит пол­ный спи­сок дат про­ве­рок.

Это тре­бо­ва­ние Рос­фин­мо­ни­то­рин­га сло­ж­но вы­пол­нить в руч­ном ре­жи­ме и его ав­то­ма­ти­за­ция по­мо­жет ло­м­бар­ду со­кра­тить вре­мя при вы­пол­не­нии тре­бо­ва­ний Бан­ка Рос­сии.

В со­о­т­вет­ствии с При­ло­же­ни­ем 3 к По­ло­же­нию Бан­ка Рос­сии от 15 де­ка­б­ря 2014 г.

N 445-П «О тре­бо­ва­ни­ях к пра­ви­лам внут­рен­не­го кон­тро­ля не­кре­ди­т­ных фи­нан­со­вых ор­га­ни­за­ций в це­лях про­ти­во­дей­ствия ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма» од­ним из при­з­на­ков, ука­зы­ва­ю­щим на не­о­бы­ч­ный ха­ра­к­тер опе­ра­ции (сдел­ки) ло­м­бар­да, яв­ля­ет­ся при­знак с ко­дом 3701 – «М­но­го­крат­ное (пять и бо­лее раз в год) по­лу­че­ние зай­ма под за­лог юве­ли­р­ных из­де­лий без по­сле­ду­ю­ще­го вы­ку­па».

Та­ким об­ра­зом, ло­м­бард обя­зан от­сле­жи­вать опе­ра­ции ка­ж­до­го за­е­м­щи­ка на пред­мет не­вы­ку­па юве­ли­р­но­го из­де­лия, пред­став­лен­но­го в за­лог.

В слу­чае на­сту­п­ле­ния со­бы­тия — пя­то­го не­вы­ку­па за­е­м­щи­ком юве­ли­р­но­го из­де­лия, ло­м­бард при­ни­ма­ет ре­ше­ние о ква­ли­фи­ка­ции (не­к­ва­ли­фи­ка­ции) вы­яв­лен­ной не­о­бы­ч­ной опе­ра­ции кли­ен­та в ка­че­стве по­до­зри­тель­ной опе­ра­ции.

В слу­чае при­ня­тия ре­ше­ния о ква­ли­фи­ка­ции опе­ра­ции как об опе­ра­ции, име­ю­щей при­з­на­ки не­о­бы­ч­ной, не позд­нее трех ра­бо­чих дней, сле­ду­ю­щих за днем вы­яв­ле­ния та­ких опе­ра­ций, ло­м­бард обя­зан на­прав­лять в упол­но­мо­чен­ный ор­ган све­де­ния о та­ких опе­ра­ци­ях.

Ка­кие фун­к­ции для сво­е­вре­мен­но­го вы­яв­ле­ния та­ких опе­ра­ций пре­ду­смо­т­ре­ны в про­гра­м­ме PawnShop?

От­сле­жи­ва­ние по­до­зри­тель­ных сде­лок, со­глас­но тре­бо­ва­ний Рос­фин­мо­ни­то­рин­га, про­ис­хо­дит в ав­то­ма­ти­че­ском ре­жи­ме.

Про­цесс от­сле­жи­ва­ния ре­а­ли­зо­ван с по­мо­щью ис­поль­зо­ва­ния спе­ци­аль­ных ал­го­ри­т­мов.

При вы­яв­ле­нии по­до­зри­тель­ной опе­ра­ции поль­зо­ва­тель по­лу­ча­ет уве­до­м­ле­ние и про­из­во­ди­т­ся за­пись в от­че­те «Фин­мо­ни­то­ринг».

Со­глас­но ст.

6 за­ко­на 115-ФЗ по­ме­ще­ние дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных ка­м­ней, юве­ли­р­ных из­де­лий из них и ло­ма та­ких из­де­лий или иных цен­но­стей в ло­м­бард, в слу­чае, ес­ли их оцен­ка рав­на или пре­вы­ша­ет 600 000 руб­лей, яв­ля­ет­ся опе­ра­ци­ей под­ле­жа­щей обя­за­тель­но­му кон­тро­лю. Ло­м­бард обя­зан на­пра­вить в Рос­фин­мо­ни­то­ринг со­об­ще­ние о та­кой опе­ра­ции не позд­нее трех ра­бо­чих дней, сле­ду­ю­щих за днем со­вер­ше­ния опе­ра­ции.

Ка­ким об­ра­зом в про­гра­м­ме PawnShop ре­а­ли­зо­ва­но уве­до­м­ле­ние о не­об­хо­ди­мо­сти на­пра­вить со­об­ще­ние в Рос­фин­мо­ни­то­ринг при вво­де дан­ных об оцен­ке за­ло­га?

Уве­до­м­ле­ние о за­клю­че­нии та­кой сдел­ки вы­пол­ня­ет­ся в ви­де фор­мы со­об­ще­ния:

Росфинмониторинг проинформировал о порядке сообщения аудиторами сведений о сомнительных сделках

Про­гра­м­ма ин­фор­ми­ру­ет поль­зо­ва­те­ля и за­но­сит све­де­ния о сдел­ке в от­чет «Фин­мо­ни­то­ринг». Та­ким об­ра­зом, сни­жа­ет­ся ве­ро­ят­ность оши­б­ки вслед­ствие не­в­ни­ма­тель­но­сти со сто­ро­ны со­труд­ни­ка ло­м­бар­да.

Та­ким об­ра­зом, на се­го­д­ня­ш­ний день ло­м­бар­ду не сло­ж­но с по­мо­щью ав­то­ма­ти­зи­ро­ван­ных средств ра­бо­ты с кли­ен­та­ми ис­пол­нить тре­бо­ва­ния за­ко­но­да­тель­ства о фи­нан­со­вом мо­ни­то­рин­ге и ПОД/ФТ.

Для се­бя мы сде­ла­ли вы­во­ды, что PawnShop – по­сто­ян­но со­вер­шен­ству­ю­щий­ся про­дукт, от­ве­ча­ю­щий се­го­д­ня­ш­ним за­про­сам ло­м­бар­д­но­го со­об­ще­ства. Ре­гу­ляр­ные об­но­в­ле­ния воз­мо­ж­но­стей про­гра­м­мы обес­пе­чи­ва­ют точ­ное со­о­т­вет­ствие форм и от­че­тов ак­ту­аль­ным нор­мам дей­ству­ю­ще­го за­ко­но­да­тель­ства.

О дру­гих воз­мо­ж­но­стях про­гра­м­мы, не свя­за­н­ных со сфе­рой ПОД/ФТ вы мо­же­те озна­ко­мить­ся на сай­те раз­ра­бо­т­чи­ка.

Источник: http://www.npral.ru/news/o-chem-lombardu-soobshchat-v-rosfinmonitoring/

Ваш аудитор доложит о сомнительных операциях в ФНС и Росфинмониторинг

Генеральные Директора порой воспринимают аудиторскую проверку как способ устранить ошибки и внести исправления в бухгалтерскую и налоговую отчетность.

Теперь все изменится. С 1 января 2018 года аудитор должен сообщать обо всех ошибках, чтобы ФНС могла доначислить налоги.

Вы знаете, что налоговики при проверке могут цепляться к любому подозрительному факту о контрагенте? Поэтому очень важно проверять тех, с кем Вы работаете. Сегодня Вы можете бесплатно получить информацию о прошедших проверках Вашего партнера, а главное — перечень выявленных нарушений!

Кроме того, 7 июня Госдума приняла в первом чтении законопроект, который возлагает на аудиторов обязанность докладывать о сомнительных операциях клиентов в Росфинмониторинг.

Доверять аудиторам станет опаснее, особенно для малых и средних предприятий.

Представьте ситуацию: в вашей компании имеется складское помещение, но вы его не зарегистрировали, поскольку не знали об этой обязанности. Аудитор помог найти ошибку, вы ее исправили. С 2018 года ревизоры начнут докладывать о таких ошибках в инспекцию, а ФНС будет доначислять налоги.

Изменения приведут к сужению рынка: лучше вообще не привлекать аудитора, если тот сообщит в налоговую инспекцию об ошибках и нарушениях. Приглашение эксперта для ревизии повысит риск выездной налоговой и встречной проверки.

Увеличится число случаев «черного аудита», когда заключение выдается без проверки бухгалтерской отчетности. Многим акционерным обществам, которые должны проводить аудит в обязательном порядке, придется поменять организационно-правовую форму на ООО.

  • Источник: проект федерального закона №96436-7 «О внесении изменений в статьи 82 и 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации» (о наделении налоговых органов полномочиями по истребованию у аудиторских организаций документов, полученных ими о налогоплательщике)
  • Когда документ вступит в силу: 1 января 2018 года
  • Для кого актуально: Генеральный Директор

Если аудитор заподозрит, что клиент отмывает доходы, он будет обязан сообщить об этом в Росфинмониторинг. Например, о том, что на заброшенный счет компании поступают деньги, которые потом снимают наличными.

Какие сделки заинтересуют Росфинмониторинг

Эти сделки перечислены в статье 6 Федерального закона от 07.08.2001 №115‑ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». К таким сделкам относятся:

  • операции с деньгами или имуществом на сумму свыше 600 тыс. руб. Например, покупка ценных бумаг за наличность, покупка или продажа наличной валюты, обмен банкнот разного достоинства. Распространенная ситуация, когда бухгалтер вносит на счет компании наличные деньги на сумму 610 тыс. руб., действуя в ее интересах. Притом что это не обусловлено характером хозяйственной деятельности организации;
  • сделки с недвижимостью, связанные с переходом собственности, если их сумма превышает 3 млн руб. Например, договор долевого участия в строительстве; договор паенакопления; договор аренды, который предусматривает выкуп арендуемого недвижимого имущества.

Также у Росфинмониторинга есть собственные критерии и признаки необычных сделок (приказ от 08.05.2009 №109). Например, под контроль попадут:

  • беспроцентный заем общества Генеральному Директору, его заместителю или иному связанному лицу;
  • скупка, продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и драгоценного лома;
  • однотипные сделки с одним и тем же контрагентом, вроде выдачи беспроцентных займов одному учредителю.

Источник: проект федерального закона №134557-7 «О внесении изменений в статьи 7.1 и 7.3 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и статью 13 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»

 

Источник: https://www.gd.ru/articles/9449-vash-auditor-dolojit-o-somnitelnyh-operatsiyah-v-fns-i-rosfinmonitoring

Росфинмониторинг научил нотариусов, как выявлять подозрительных клиентов

Росфинмониторинг проинформировал о порядке сообщения аудиторами сведений о сомнительных сделках Росфинмониторинг выпустил информационное письмо, в котором рекомендует нотариусам обращать особое внимание на определенные операции, совершаемые их клиентами. Повышенная бдительность работников нотариата необходима для противодействия незаконному обналичиванию и выводу «в тень» денежных средств с помощью юридически выверенных мошеннических схем.

Как отмечается в письме, сейчас некоторые недобросовестные клиенты «прибегают к использованию механизмов, позволяющих беспрепятственно совершать финансовые операции подозрительного характера» – например, посредством использования исполнительной надписи нотариуса. Последняя может применяться в качестве основания для возбуждения исполнительного производства и списания денег со счета должника по исполнительному листу.

Основанием для совершения исполнительной надписи нотариуса в ряде случаев является именно фиктивная задолженность, что позволяет недобросовестным клиентам «избегать применения к ним мер по снижению рисков, проводимых кредитными организациями». В результате использования схемы легализуются, например, операции по «обналичке» и совершаются так называемые «транзитные» переводы на счета третьих лиц в цепочке транзакций, направленных на вывод средств в незаконный оборот.

Читайте также:  Целевой жилищный заем для военнослужащих

С тем чтобы нотариусов было невозможно вовлечь в «проведение сомнительных операций», Росфинмониторинг рекомендует им при идентификации клиентов анализировать информацию, размещенную на официальных сайтах ФНС («Риски бизнеса: проверь себя и контрагента») и ФССП – «Сервисы» (о наличии исполнительных производств). Также нотариусам советуют использовать онлайн-сервисы вроде систем СПАРК, DBAI, GRS и «иные источники информации, доступные на законном основании».

Коль скоро будут выявлены первые признаки недобросовестной деятельности клиента, все нотариальные действия в его отношении нужно совершать с повышенным вниманием.

Нотариусов просят особенно тщательно анализировать возможные признаки фиктивности гражданско-правовых договоров, «подозрительные» операции по депозитному счету нотариуса и намерения клиентов получить нотариальное удостоверение доверенности от имени нескольких юрлиц на имя одного и того же физлица.

В случае же укрепления подозрений от сотрудников нотариата требуют проинформировать Росфинмониторинг в установленном порядке, указав специальный код признака необычной операции.

Источник: https://legal.report/rosfinmonitoring-nauchil-notariusov-kak-vyyavlyat-podozritelnyh-klientov/

Росфинмониторинг разработал для аудиторов методические рекомендации, как выявлять сомнительные сделки клиентов и сообщать об этом

6 декабря 2018 года Минфин РФ, совместно с ФГБУ «Научно-исследовательский финансовый институт» и Росфинмониторингом провел круглый стол на тему: «Повышение роли аудиторов в антиотмывочной системе». В мероприятии также приняли участие саморегулируемые организации аудиторов и представители бизнес-сообщества.

За круглым столом участники обсудили возможные риски легализации преступных доходов и финансирования терроризма при оказании аудиторских услуг и рассмотрели новые требования «антиотмывочного» законодательства к аудиторам.

В ходе мероприятия Росфинмониторинг представил разработанные для аудиторов методические рекомендации, в документе разъяснятся порядок выявления сомнительных сделок и операций клиентов. О подозрительных случаях при проверке компаний аудиторов обязали сообщать в Федеральную службу по финансовому мониторингу.

По каким критериям аудиторы будут оценивать «сомнительность» сделки? Какие компании попали в зону риска в связи с изменениями? Как организовать взаимодействие с аудиторами, чтобы обезопасить свои интересы? Ответим в статье на эти и другие вопросы.

Содержание рекомендаций

Методические рекомендации для аудиторов (Информационное письмо Федеральной службы по финансовому мониторингу от 23 ноября 2018 г.

№ 56) разработаны во исполнение и в соответствие с Федеральными законами: № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее-ФЗ № 115), № 307 «Об аудиторской деятельности» (далее-ФЗ № 307), международными стандартами ФАТФ, международными стандартами аудита и иными нормативно-правовыми актами.

Кроме общих положений, рекомендации разделены на два блока, один из которых посвящен рискам отмывания доходов и финансирования терроризма (далее — ОД/ФТ) при совершении операций, а второй порядку уведомления контролирующего органа при выявлении таких рисков.

В тексте документа разъясняется, что аудиторы могут делать выводы о наличии риска в действиях проверяемого лица, руководствуясь своим профессиональным суждениям и оценкой деятельности этого лица по определенным критериям.

Основные критерии определения риска

Рекомендациями определены три основные группы рисков:

  1. Страновые — связанные со страной, определенной географической территорией деятельности или регистрации проверяемого.
  2. Операционные — связанные с определенными услугами, операциями, поставками, продуктами проверяемого лица.
  3. Клиентские — связанные с деятельностью самого проверяемого и его контрагентов.

В первой группе перечислено 6 оснований для определения риска, например:

  • проверяемое лицо, его партнеры или бенефициарные владельцы являются резидентами стран, не имеющих надлежащих систем противодействия ОД/ФТ, или стран оказывающих поддержку террористической деятельности;
  • контрагенты или клиенты аудируемого лица являются нерезидентами РФ;
  • контрагенты или клиенты проверяемого, его филиалы зарегистрированы на территории государств, в отношении которых применяются специальные экономические меры в соответствии с ФЗ N 281-ФЗ «О специальных экономических мерах».

К операционным отнесены риски, связанные с возможным «обналичиванием» денег, хищением, с проведением трансграничных операций с обращением ценных бумаг, с мошенничеством или преднамеренным банкротством, а также с лицами, подпадающими под санкционный режим. Операционные риски могут возникнуть по 28 основаниям, перечисленным в Методических рекомендациях, к ним относятся, например:

  • операции компании, выходящие за рамки обычной деятельности;
  • банковские авуары;
  • операции проверяемого, проводимые на трансграничной основе в юрисдикциях с разными обстоятельствами ведения бизнеса и культурами;
  • операции по приобретению имущества с отсрочкой/рассрочкой платежа под проценты за отсрочку/рассрочку, если проценты переводятся на счета иностранных банков;
  • большое количество операций с наличными деньгами;
  • многочисленные перепродажи товаров и услуг;
  • инвестиции в недвижимость по высоким, или, наоборот, заниженным ценам;
  • прощение долга по неисполненным обязательствам.

К категории клиентских отнесены риски, связанные с особенностями структуры собственности и органов управления аудируемого, с его репутацией и образом действий, с возможной коррупцией и хищением государственных средств, с особенностями деятельности. Всего в группе 28 оснований для определения риска, например:

  • регистрация клиента проверяемого, или его партнеров по массовому адресу;
  • интенсивный оборот денежных средств;
  • осуществление консалтинговой, строительной, туроператорской деятельности, розничная торговля;
  • отказ проверяемого лица в доступе проверяющего к его документации;
  • необычные задержки предоставляемой информации.

Дополнительные критерии и факторы риска

Кроме перечисленных в перечнях Методических рекомендаций рисков ОД/ФТ, аудитор в ходе проверки может выделить и другие, дополнительные группы рисков. Перечни могут дополняться аудиторами на основании анализа операций проверяемых лиц, складывающейся практики взаимодействия с ними, или других факторов.

При определении рисков аудиторами должны учитываться и признаки необычных сделок, установленных Приказом Росфинмониторинга от 08.05.

2009 N 103 «Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок».

Этим приказом определен длинный перечень признаков, вызывающих подозрение, который применяется для оценки деятельности как юридических лиц, так и ИП.

Важно отметить, что некоторые из признаков можно выявить в деятельности очень многих компаний, например:

  • необоснованная поспешность в проведении операции;
  • заключение договоров с компанией или ИП, период деятельности которых с момента регистрации составляет менее года;
  • осуществление сделки с недвижимым имуществом, стороной по которой выступает нерезидент.

Также в Методических рекомендациях перечисляются факторы, которые повышают риски ОД/ФТ. При проведении проверки аудиторы должны их учитывать наряду с основными критериями. Такими факторами являются:

  • отсутствие сведений о клиенте проверяемого лица, или его партнере в открытых источниках информации;
  • отсутствие централизованного корпоративного управления и деятельность проверяемого лица сразу в нескольких юрисдикциях;
  • наличие записи о недостоверности сведений о клиенте аудируемого, или его партнере в ЕГРЮЛ;
  • привлечение деловых посредников, обоснованность привлечения которых является неочевидной;
  • существенная недостача материальных активов;

Уведомление Росфинмониторинга

Информация о подозрительных операциях будет передаваться в контролирующий орган как в случае обязательного, так и в случае инициативного аудита.

Сведения направляются аудитором в Росфинмониторинг электронным сообщением через личный кабинет на сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу.

Если передать информацию указанным способом невозможно, она представляется в госорган на машинном носителе в виде электронного документа.

При этом на аудитора возлагается обязанность по соблюдению мер, исключающих доступ к документам третьих лиц во время доставки.

Важно отметить, что аудитор не вправе сообщить клиенту о том, что направил сведения о его подозрительных операциях. Запрет на разглашение такой информации установлен пунктом 4 части 7.1 ФЗ № 115 и пунктом 3.1 части 2 статьи 13 ФЗ № 307.

Как новые правила повлияют на бизнес?

Новые Методические рекомендации вызвали неоднозначную реакцию в бизнес-сообществе. В большинстве случаев компании приглашают аудиторов по собственной инициативе для проверки своего финансового положения. Очевидно, что бизнесмены не готовы платить аудиторам за проверки, направленные, в том числе, и на выявление рисков ОД/ФТ.

Читайте также:  Участники и складочный капитал полного товарищества

Критерии риска в Методических рекомендациях разрабатывались для недопущения финансирования терроризма и отмывания доходов.

Из текста документа следует, что особое внимание аудиторы должны уделять сложным, запутанным и не имеющим объективного экономического смысла операциям.

Однако при определении групп риска использованы общие, расплывчатые, формулировки, затрудняющие понимание и позволяющие подвести под представленные в документе критерии подавляющее количество сделок.

Например, к показателям риска отнесены попытки аудируемого лица затруднить понимание его деятельности, но не разъяснено, какими конкретно действиями (бездействием) проверяемый может затруднять понимание своей деятельности.

Также к категории клиентских рисков относится необычная задержка предоставления запрошенной аудитором информации, но понятие «необычности» задержки не раскрывается.

Вызывает вопросы еще одна формулировка: риском является подозрение, что руководство проверяемого лица действует по указанию третьих лиц, сведения о которых не раскрывает. Но на чем могут основываться эти подозрения и как должны подкрепляться?

В первую очередь в «зоне риска» оказываются компании, осуществляющие виды деятельности, прямо перечисленные в Методических рекомендациях: продажа легкового транспорта, туризм, строительство, консалтинг и др. Особое внимание уделяется компаниям, сотрудничающим с иностранными контрагентами и юридическим лицам.

Тем не менее, в поле зрения Федеральной службы по финансовому мониторингу может попасть практически любое проверяемое лицо.

С принятием новых правил, в Росфинмониторинг может быть передана информация о подозрительных операциях любой компании, если в ходе проверки аудитор определит риски, руководствуясь оценкой деятельности аудируемого, или своим профессиональным суждением. Риск есть даже в случае, когда формально операция не соответствует критериям, указанным в Методических рекомендациях.

При этом мнение аудитора может быть субъективным и не соответствующим действительности, однако сведения о компании все равно будут переданы в контролирующий орган. А дальше компании придется доказывать отсутствие в деятельности признаков ОД/ФТ.

Как предотвратить признание операций подозрительными?

Напомним, что согласно ФЗ № 115, сообщать в Росфинмониторинг о подозрительных клиентах, кроме аудиторов, должны бухгалтеры, адвокаты и нотариусы, юристы.

Государство усиленно контролирует сферу предпринимательской деятельности в части соблюдения «антиотмывочного» и антитеррористического законодательства.

С последствиями такого контроля столкнулись многие представители бизнес-сообщества, чьи банковские счета были заблокированы в результате проверок, а компании внесены в список «подозрительных».

Очевидно, что во избежание неприятностей с контролирующими органами компания должна вести деятельность, полностью отвечающую требованиям закона, но даже при соблюдении этого условия остаются риски.

Новые Методические рекомендации существенно расширяют перечень компаний, сделки и операции которых могут вызывать подозрение.

Учитывая тот факт, что аудитор не будет сообщать о выявленных рисках, руководство компании может узнать о направлении сведений в Росфинмониторинг уже постфактум.

Поэтому важно проверять благонадежность контрагентов через общедоступные сервисы, запрашивать документации у потенциальных партнеров и подстраховываться иными способами.

Игнорирование этого этапа может привести к тому, что сведения о компании попадут в Росфинмониторинг на том основании, что подозрения вызывает не сам аудируемый, а его контрагент.

Также аудиторы обращают внимание на позицию компании относительно профилактики правонарушений. Хорошим показателем будут внедрение в бизнес- процесс процедур для обеспечения добросовестной работы компании, разъяснительная работа с сотрудниками (инструктажи, ознакомление с тематическими НПА) и полностью прозрачная отчетность.

Источник: https://pravorf.ru/analytics/rosfinmonitoring_razrabotal_dlya_auditorov_metodicheskie_rekomendatsii_kak_vyyavlyat_somnitelnye_sde.php

Указание Банка России №4936-У новый порядок представления сведений в Росфинмониторинг

Указание Банка России №4936-У устанавливает порядок представления кредитными организациями в Росфинмониторинг, следующих сведений в электронной форме путем использования личного кабинета:

  • об операциях, подлежащих обязательному контролю – признается утратившим силу Положение Банка России №321-П;
  • об операциях, в отношении которых возникают подозрения – признается утратившим силу Положение Банка России №321-П;
  • о приостановленных операциях – признается утратившим силу Указание Банка России 3063-У;
  • о принятых мерах по замораживанию (блокированию) – признается утратившим силу Указание Банка России 3063-У;
  • о результатах проверки – признается утратившим силу Указание Банка России 3063-У.

Указание Банка России №4936-У вступает в силу с 15 июля 2019 года.

Возможно будет высказана неприемлемая Банком России и Росфинмониторингом позиция, но вступление в силу требований Указания Банка России №4936-У должно быть перенесено, для целей обеспечения методологической проработки (предоставления разъяснений на поступившие вопросы от кредитных организаций, Ассоциаций и т.д.

) со стороны Банка России; технического соответствия программного обеспечения кредитных организаций (вендоров, что в данной ситуации наиболее чувствительно, т.к. кредитные организации ждут соответствующих доработок, а ряд доработок не двигается, даже с этапа технического задания, т.к.

не получены ответы на вопросы) правилам составления сведений, с учетом полученных разъяснений от Банка России; технического соответствия и автоматизированной работы программного обеспечения на стороне Росфинмониторинга, внесения изменений в форматы с учетом выявленных в процессе тестирования замечаний и исключения избыточных требований к правилам и форматам, т.к.

на данном этапе готовность всей системы может составлять не более 10% по каждому направлению, что в свою очередь приведет к терминальному состоянию системы к дате вступления в силу Указания Банка России №4936-У.

При этом, перенос сроков должен быть осуществлен не менее чем на 01 апреля 2020 года, с учетом успешного завершения указанных этапов, при участии, как кредитных организаций и Ассоциаций, так и Банка России с Росфинмониторингом.

В данном контексте следует обратить внимание на проект Банка России «Операционный день КО» (http://www.cbr.ru/analytics/operational_day/) – проект по представлению отчетности по форме 0409105, так с точки зрения подходов к реализации есть много пересекающихся фундаментальных, архитектурных моментов, которые в первую очередь потребуют от кредитных организаций изменений в существующих архитектурах хранения данных и Банк России планирует ввод в действие отчетности по форме 0409105 в 2020 году, при том, что в пилоте работа была начата с 2018 года и продолжается в настоящее время, то есть для перехода на новую отчетность банковской системе объективно требуется продолжительное время, а на переход на форматы в соответствии с требованиями Указания Банка России №4936-У, которые по объему и сложности доработок сопоставимы, банковской системе предоставлено три месяца.

В оперативном порядке с установлением конкретных сроков должен быть разработан детализированный план перехода системы на новые форматы («дорожная карта») с описанием состава участников, правами и обязанностями, таймингом; с постановкой четкой цели, с учетом понимания эффективности работы системы в результате реализации; с пониманием измеримости критериев эффективности реализации, с четким пониманием всеми участниками достигаемой цели.

В оперативном порядке с установлением конкретных сроков должны быть урегулированы следующие вопросы, касающиеся электронного взаимодействия кредитных организаций и Росфинмониторинга.

Вопрос наличия перекрестных ссылок, как напрямую из документов, так и из форматов и структур электронных сообщений (в первую очередь структур и форматов к документам, которые утратили силу). Ряд нормативных документов и форматов (структур) содержат перекрестные ссылки на отдельные пункты Положения Банка России от 29.08. 2008 №321-П, что в свою очередь может вызвать дополнительные сложности в реализации требований законодательства, в частности:

Источник: https://115fz.ru/ukazanie-banka-rossii-4936u-rosfinmonitoring/

Ссылка на основную публикацию