Разъяснение ФАС: какая информация в интернете является рекламой

Часто при рассмотрении административных дел встает вопрос это вывеска или реклама? Как правило, административный орган утверждает, что ваша вывеска это реклама, юристы пытаются отстоять, что это вывеска.

Давайте разберемся в этом вопросе

Федеральный закон «О рекламе» довольно широко трактует понятие рекламы, понимая под ней информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вывеска, как таковая не подпадает под действие закона о Рекламе, если не содержит сведений рекламного характера. Законодательно понятие «вывеска» не закреплено, отсюда и разночтения в понятиях.
Статьями 9, 10 Закона Российской Федерации от 07.02. 1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» установлена обязанность продавца доводить до сведения потребителей фирменное наименование своей организации, место нахождения, режим работы, а также необходимую и достоверную информацию о реализуемых товарах.

Цель вывески: ознакомительное, справочное информирование потребителя, его ознакомление с товаром (работой, услугой), его характеристиками

Цель рекламы: формирование интереса к товару посредством выделения отличительных его свойств, что в дальнейшем побуждает покупателя определиться с выбором и совершить покупку

Перечислю сведения, которые должны быть размещаемые на вывеске:

  1. фирменное наименование
  2. адрес (место нахождения)
  3. режим работы

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзац 5 п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10. 2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», не следует рассматривать в качестве рекламы размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.

Какие они правильные вывески?

Разъяснение ФАС: какая информация в интернете является рекламой

Разъяснение ФАС: какая информация в интернете является рекламой

Это тоже вывески с указанием видов товаров и услуг реализуемых в месте нахождения торговой точки.

Разъяснение ФАС: какая информация в интернете является рекламой
Практика: «таким образом, следует признать обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что размещенная непосредственно на территории АЗС конструкция в виде флаговой композиции, содержащей исключительно информацию — «ЛУКОЙЛ», с учетом содержания и характера восприятия данной информации, специфики деятельности АЗС в настоящем случае рекламой не является, в связи с чем заявленное по делу требование удовлетворено правомерно. (Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2016 N 12АП-5924/2016 по делу N А12-10790/2016)»

Разъяснение ФАС: какая информация в интернете является рекламой
Пример из судебной практики: «Бегущая строка с информацией о продаваемых товарах, оказываемых услугах: карнизы, картины, ткани, услуги дизайнера: расположена в месте нахождения магазина «Дизайн студия «Магия штор», не содержит номер телефона организации, адрес сайта в сети Интернет, а также информацию о реализации данным магазином товара конкретной торговой марки.

При таких обстоятельствах, судом первой инстанции верно установлено, что размещение бегущей строки с информацией о продаваемых товарах, оказываемых услугах: карнизы, картины, ткани, услуги дизайнера в месте нахождения магазина Дизайн студия «Магия штор» с указанием информации об оказываемых услугах является обычаем делового оборота, предназначено для идентификации магазина для потребителей и не является рекламой.
Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2016 N 12АП-3922/2016 по делу N А57-28227/2015″

В нутрии помещения могут быть таблички, указатели и это не будет являться рекламой, так как целью информационного обеспечения присуща и иным информационным объектам – табличкам, указателям, стендам, баннерам и прочим, находящимся внутри помещения организации например в зале обслуживания потребителей, официальном сайте производителя или продавца данных товаров. (письмо ФАС России от 2 мая 2012 г. N АК/13623).

Пример внутренних табличек.

Разъяснение ФАС: какая информация в интернете является рекламой

Вывески могут быть исполнены в любой манере исполнения (цвет/размер шрифта, цвет фона, стрелка-указатель, декорирование абстрактными элементами, декорирование фигуративными элементами и прочее) и при размещении этой информации значения не имеет.

Это подтверждает позиция Президиума ВАС РФ в информационном письме от 25 декабря 1998 г. N 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» (п. 18) отметил: сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.

Не все «коту» вывеска!

Нужно учитывать много факторов при изготовлении вывески, что бы её не признали рекламой. Учесть в каком месте она будет размещена, какая именно информация на ней будет и даже её размер.

Если Вы заказали «вывеску» 5 на 8 метра – это уже не вывеска, а рекламная конструкция подлежащая согласованию с жильцами и с Городской Управой.

Даже если она содержит информацию которая обязана быть размещена в силу закона, она не соответствует  требованиям предъявленными к размерам вывески, которые, закреплены в нормативных актах.

Вроде и название есть и адрес, догадайтесь, что здесь не так?

Разъяснение ФАС: какая информация в интернете является рекламой
Разъяснение ФАС: какая информация в интернете является рекламой

Вот, что говорит нам судебная практика:

«Как следует из материалов дела, ИП размещены на фасаде дома N 13 по ул. ___ баннер (угловой) с надписью, изображающей прописную букву «Д», с размерами 1,1 метров на 1,1 метров (1,21 кв. метров) в количестве 2 шт.; баннер с надписью «TEXTIL Дивный Дом DECOR», с размерами 8,6 метров на 0,5 метров (4,3 кв.

метров) в количестве 1 шт.; баннер с изображением, содержащий надписи «постельное белье, ковры, пледы, покрывала, одеяла, скатерти, вазы, эксклюзивные подарки, декоративные подушки», с размерами 1,7 метров на 2,0 метров (3,4 кв. метров) в количестве 1 шт.

Из представленных в дело фотоматериалов следует, что спорные конструкции, размещенные ответчиком, режимной вывеской не являются, так как не содержат сведения, которые предусмотрены Законом о защите прав потребителей, превышают обычно используемые для информационной вывески размеры.

По своему содержанию указанная на этих вывесках информация не может расцениваться как служащая целям информирования населения в рамках Закона о защите прав потребителей. Более того, режимная вывеска в понимании Закона о защите прав потребителей размещена ответчиком отдельно в ином формате и в другом месте.

В связи с этим, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что, по сути, размещение спорной конструкции направлено на более эффективное воздействие и привлечение неопределенного круга лиц, равно как и на поддержание и формирование интереса у неопределенного круга лиц к ответчику и его деятельности.

Установив, что наличие согласия собственников помещений в многоквартирном доме на размещение на фасаде данного дома рекламных конструкций ответчиком не доказано, суд первой инстанции правомерно возложил на общество обязанность демонтировать рекламную конструкцию.(Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2016 N 08АП-12358/2016 по делу N А46-6999/2016)»
Бывают и такие «вывески». Как Вам маштаб?

Разъяснение ФАС: какая информация в интернете является рекламой

Разъяснение ФАС: какая информация в интернете является рекламой

А у нас ….. в калуге.. вот!

Согласно Постановлению Городского Головы от 4 августа 2006 г. No 204-П «Правил благоустройства и озеленения территории муниципального образования «Город Калуга» Правила устанавливают единые порядок благоустройства, обеспечения чистоты и порядка санитарного содержания и озеленения города Калуги. Глава 13 Правил регулирует: Порядок и содержание информационных конструкций на территории МО «Город Калуга»

Рекламная конструкция – это щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, воздушные шары, аэростаты и иные технические средства стабильного территориального размещения, монтируемые и располагаемые на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также на остановочных пунктах движения общественного транспорта.

Вводится понятие, Информационные конструкции: это размещаемые на фасадах, крышах или иных внешних поверхностях (внешних ограждающих конструкциях) зданий, строений, сооружений, включая витрины, внешних поверхностях нестационарных торговых объектов в месте нахождения или осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя, содержащие сведения о профиле деятельности организации, индивидуального предпринимателя и (или) виде реализуемых ими товаров, оказываемых услуг и(или) их наименование (фирменное наименование, коммерческое обозначение, изображение товарного знака, знака обслуживания) в целях извещения неопределенного круга лиц о фактическом местоположении (месте осуществления деятельности) данной организации, индивидуального предпринимателя, не содержащие рекламную информацию.

То есть, вывески — это информационные конструкции, содержащие сведения, предусмотренные Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей». (ст. 13.1.6 Правил) Вывески, согласно п.13.3.4 Правил не требуют согласования и уведомления Городской Управы города Калуги.

Вот таки оригинальные вывески есть в Калуге.  А бывает и такое.

Порядок размещения вывески в Калуге

На доступном для обозрения месте плоских участков фасада, свободных от архитектурных элементов, непосредственно у входа (справа или слева) в здание, строение, сооружение или помещение или на входных дверях в помещение в котором фактически находится (осуществляет деятельность) организация, сведения о которой содержатся в данной вывеске.

Для одной организации, индивидуального предпринимателя на одном объекте может быть установлена вывеска около каждого входа в занимаемое ими помещение.

Расстояние от уровня земли (пола входной группы) до верхнего края вывески не должно превышать 2 м. Вывеска размещается на единой горизонтальной оси с иными аналогичными информационными конструкциями в пределах плоскости фасада.

Вывеска состоит из информационного поля (текстовой части).
Допустимый размер вывески составляет:

  • не более 0,60 м по длине;
  • не более 0,40 м по высоте.

В случае невозможности соблюдения размеров вывески допустимый размер ее площади должен составлять не более 0,3 кв. м. (ст. 13.2.15 Правил).

Все остальные информационные конструкции, которые не подходят под параметры вывески или содержат рекламную информацию подлежат размещению на основе дизайн-проекта, согласованного с Городской Управой.

ВЫ ОБЯЗАНЫ не позднее, чем за 30 дней до размещения информационной конструкции, организация обязана направить Уведомление о размещении информационной конструкции в городскую Управу города Калуги.

Ответственность за нарушения «Правил благоустройства и озеленения территории муниципального образования «Город Калуга»

В рамках муниципального контроля за рекламными конструкциями будет применяться ответственность за нарушение Правил благоустройства регулируется Законом Калужской области «Об административных правонарушениях в Калужской области» от 17 февраля 2011 г. N 234. Статья 1.1.

Вышеуказанного закона, гласит:

Нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления, принятых в целях благоустройства территорий городских и сельских поселений, —

  • влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей,
  • на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей,
  • на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста десяти тысяч рублей
  • (абзац в редакции Закона Калужской области от 23 июня 2016 года N 106-ОЗ)

Если проводится проверка соблюдения законодательства о рекламе Федеральной Антимонопольной службой, например по заявлению граждан, то нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

И так, существует множество нюансов при определении вопроса вывеска это или все же рекламная конструкция, которая подлежит согласованию. В каждом конкретном случае нужно разбираться индивидуально.  Лучше всего задуматься об этом еще до изготовления вывески.

Обратиться к специалистам, юристам и естественно к Городским властям. Так Вы определитесь, что именно из Вашей «задумки» можно будет реализовать в действительности и каких финансовых и временных затрат это потребует.

Это поможет Вам избежать штрафов и убытков, которые могут возникнуть при принудительном демонтаже Вашей «вывески-рекламы».

Источник: http://Abramenko.pro/blog/otlichie-reklamy-ot-vyveski/

За какую рекламу в Интернете компанию не оштрафуют

Интернет с каждым днем становиться все более востребованным источником информации. Поэтому и рекламы в сети все больше. Но, будь то рекламный ролик, всплывающий баннер или контекстная реклама, все это не должна нарушать законодательство.

В противном случае антимонопольная служба может оштрафовать компанию на внушительную сумму, а саму рекламу потребует с сайта убрать. Причем важно понимать, что чиновники узнают о «неправильной» рекламе, как правило от конкурентов.

Читайте также:  Вс рф поддержал практику взыскания стоимости новых запчастей для ремонта

В связи с этим юристам любой рекламирующей себя в Интернете организации полезно быть в курсе того, каким требованиям должна соответствовать реклама в сети и в каких случаях можно отбиться от претензий.

Каким требованиям подчиняется реклама в Интернете

Реклама в сети «Интернет» подпадает под Закон о рекламе. И, хотя, в юридической доктрине на этот счет есть сомнения, правоприменительная практика, в том числе, судебная, говорит о том, что все-таки подпадает.

Основные требования к рекламе

Это означает, что реклама в сети должна соблюдать общие требования к рекламе (специальных для рекламы в интернете не предусмотрено). Они содержаться в ст. 5 вышеназванного Закона.

Список длинный, но ключевое требование следующее:

  •  «реклама должна быть добросовестной и достоверной». Чтобы усилить восприятие данного указания, следом законодатели прописали еще одно, но уже запрещающего характера: «Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются».

То есть, мало того, что это в буквальном смысле первоочередное требование к рекламе (п. 1 названной статьи), законодатель акцентирует на нем особое внимание. И не зря. Как показывает практика, Федеральная антимонопольная служба чаще всего находит и наказывает именно за рекламу, нарушающую это базовое требование. О том, что считается недобросовестной и недостоверной рекламой, в законе написано далее, – в ч. 2 и 3 той же статьи.

Еще ниже прописаны другие требования, более или менее очевидные, например:

  •  реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий (ч. 4);
  •  в рекламе не допускается использование иностранных слов и выражений (ч. 5);
  •  в рекламе не должны содержаться бранные слова, непристойные и оскорбительные образы (ч. 6);
  •  реклама не может быть выпущена без части существенной информации о рекламируемом товаре (ч. 7).

Это основные общие требования.

Что нельзя рекламировать

Кроме них, согласно тому же закону нельзя рекламировать, например:

  •  товары, производство и реализация которых запрещены;
  •  наркотические средства и психотропные вещества;
  •  взрывчатые вещества и материалы, за исключением пиротехники;
  •  табак, табачную продукцию, табачные изделия и курительные принадлежности;
  •  алкогольную продукцию (нельзя именно в интернете, а также еще в ряде источников);
  •  товары, не прошедшие необходимую госрегистрацию или сертификацию;
  •  товары, на производство или реализацию которых требуется получение лицензии в случае ее отсутствия;
  •  информационную продукцию без указания «детской» категории (6+, 10+, 12+ и т.д.).

Кто отвечает за нарушение требований

ФАС может привлечь к ответственности за нарушение Закона о рекламе как рекламодателя (то есть, компанию, которая себя рекламирует), так и рекламораспространителя (владельца сайта).

Причем в законе для каждого есть «свои» списки норм, за несоблюдение которых они отвечают (соответственно ч. 6 и 7 ст. 38 Закона о рекламе). Но за некоторые нарушения накажут обоих.

Например, за недобросовестную и недостоверную рекламу привлекут персонально рекламодателя. А вот за рекламу того, что рекламировать в принципе запрещено (вышеприведенный список), могут оштрафовать и рекламодателя и рекламораспространителя.

Кстати, если в каком-либо нарушении виноват еще и рекламопроизводитель (рекламное агентство), то он также может быть наказан штрафом.

Размер штрафа

Штрафов за нарушение рекламных правил несколько.

Основной предусмотрен ч. 1 ст. 14.3. КоАП РФ:

  •  на граждан – от 2 тыс. до 2,5 тыс. рублей;
  •  на должностных лиц – от 4 тыс. до 20 тыс. рублей;
  •  на юридических лиц – от 100 тыс. до 500 тыс. рублей.

Эти цифры говорят о том, что соблюдать Закон о рекламе стоит, так как его несоблюдение стоит дороже.

 

Что является рекламой в Интернете, а что нет

Федеральная антимонопольная служба следит за соблюдением Закона о рекламе.

В связи с этим она объяснила, какая информация, по ее мнению, является рекламой в Интернете, а какая нет.

Не является рекламой:

  •  информация о производимых или реализуемых товарах, размещенная на сайте производителя или продавца, на страницах в социальных сетях производителя, на сайте продавца данных товаров, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта о:
  •  реализуемых товарах, их ассортименте, правилах пользования;
  •  хозяйственной деятельности компании;
  •  акциях и мероприятиях, в том числе о скидках или акциях, когда информация о них размещена на сайтах, где аккумулируются и предлагаются различные купоны или билеты, позволяющие приобрести товар со скидкой;
  • выдача поисковой системой перечня гиперссылок на различные источники информации (сайты, форумы и пр.), поскольку это является результатом обработки поискового запроса пользователя.

На такую информацию положения Закона «О рекламе» не распространяются.

Может быть признана рекламой:

1) информация в Интернете, которая направлена не столько на информирование потребителя об ассортименте товаров или деятельности компании, сколько на привлечение внимания к конкретному товару и его выделение среди однородных товаров. Например, всплывающий баннер.

2) контекстная информация, размещенная на странице с результатами поиска.

Как фиксируется факт размещения рекламы

Сотрудники антимонопольных органов вправе зафиксировать факт выявления рекламы, содержащей признаки нарушения Закона «О рекламе», любыми способами.

Например:

  •  составив акт осмотра сайта, по аналогии с осмотром сайта нотариусом;
  •  сделав принт-скрин страницы сайта;
  •  использовав результат поиска в архиве Интернета (https://archive.org/web/).

ПИСЬМО ФАС РФ от 28.08.2015 № АК/45828/15«О рекламе в сети «Интернет»

Какие зоны Интернета подпадают под Закон о рекламе

ФАС РФ полагает, что для целей применения Закона о рекламе под рекламой, распространенной в Интернете, понимается реклама, размещенная на Интернет-сайтах, зарегистрированных в доменных зонах:

  •  .ru;
  •  .su;
  •  .рф.
  • на русскоязычных страницах сайтов в иных зонах (.com, .net, .org и т.д.).

Согласно ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение ряда его положений (в частности, за нарушение запрет на рекламу алкоголя в сети) несет рекламораспространитель, которым в соответствии со ст. 3 данного закона является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Поскольку наполняет сайт информацией и обладает правами модератора размещаемой информации владелец (администратор) сайта, то именно он должен признаваться рекламораспространителем.

Установить лицо, являющееся владельцем сайта, можно обратившись к регистратору доменных имен, который осуществил регистрацию данного сайта на определенное лицо. Установить регистратора сайта в зоне Рунета можно через справочный сервис www.cctld.ru или www.кц.рф.

В зонах .com, .net, .org – через справочный сервис www.whois.net. Обратившись к регистратору, можно получить наименование и контактные данные лица – владельца сайта в сети Интернет

Яндекс – не место для недобросовестной контекстной рекламы

Антимонопольная служба оштрафовала компанию на 100 тыс. рублей за нарушение Закона о рекламе при размещении на «Яндексе» контекстной рекламы.

  • Компания решение ФАС в суде.
  • Выяснялось, что если в адресную строку поисковой системы «Яндекс» ввести слово – название фирмы-конкурента компании, и нажать кнопку «поиск», то на странице с результатами с правой стороны размещено сообщение следующего содержания:
  •  «Искали (название фирмы-конкурента)? Сравните (название товара), цены ниже, прямые поставки от производителя!». При нажатии на указанную строку открывается сайт компании.

Фирма-конкурент это обнаружила и сообщила в ФАС России.

Чиновники провели проверку и признали, что имеет место недобросовестная и недостоверная реклама, которая законом запрещена (ч. 1 ст. 5 Закона о рекламе).

Обратившись в суд, компания указала, что договор с ООО «Яндекс» на распространение рекламного сообщения у нее отсутствует.

Рекламу размещало рекламное агентство, то есть именно оно является рекламодателем, а значит, и субъектом выявленного правонарушения и должно нести за него ответственность.

Кроме того, компания не определяла слоган, размещаемый в сети «Интернет», макеты в адрес рекламного агентства не направляла и не согласовывала. Фирменное наименование конкурента (ООО «…») в размещенной контекстной рекламе не использовалось.

Судьи отклонили эти доводы и оставили решение ФАС в силе по следующим причинам.

Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара (ч. 1 и п. 20 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе).

Компания не оспаривает, что выпускает продукцию, аналогичную продукции фирмы.

Спорное сообщение отвечает всем признакам рекламы, указанным в п. 1 ст. 3 Закона о рекламе.

Реклама размещалась на основании договора с рекламным агентством, которое, в свою очередь, заключило договор с ООО «Яндекс» на распространение рекламного сообщения.

Рекламодателем является именно компания, как лицо, являющееся изготовителем и продавцом товара и определившим объект рекламирования.

Причем в приложении к договору с рекламным агентством сторонами согласованы ключевые слова рекламы. Следовательно, компания знала об использовании указанного слова в рекламном сообщении.

Ей было известно, что при наборе словосочетаний, содержащих спорное слово, будет выдаваться реклама компании, которая содержит ссылку на ее сайт, то есть на иного производителя аналогичной продукции по сравнению с тем, которое запрашивает потребитель.

Притом спорное слово является частью фирменного наименования лица, обратившегося в антимонопольный орган с жалобой.

Таким образом, ФАС вынесла правомерное решение.

Источник: https://www.klerk.ru/law/articles/462573/

Фас России дает разъяснения по квалификации в качестве рекламы вывесок, изображений на фасадах магазинов и информационных табло на заправочных станциях

ФАС России от 28.11.2013 N АК/47658/13 «О квалификации конструкций в качестве рекламных или информационных»

Сообщается, что в случае размещения на фасаде магазина фотографий каких-либо товаров или изображений (например, бутылка вина, одежда и т.п.) без индивидуализирующих признаков такие изображения не могут быть признаны рекламными.

Такие изображения также не могут быть признаны вывеской, поскольку не содержат информации, обязательной к размещению согласно закону о защите прав потребителей.

Порядок распространения такой информации может быть определен в акте органа местного самоуправления, в котором установлены правила благоустройства территории.

ФАС России настоятельно рекомендует территориальным органам воздерживаться от оценки в качестве рекламы информации об обобщенном наименовании группы товаров без выделения конкретного товара среди ряда однородных товаров, размещаемой в месте производства или реализации таких товаров.

Указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, в том числе с использованием товарного знака или его части, а также профиля деятельности и перечня оказываемых услуг, не может рассматриваться в качестве рекламы.

Если целевым назначением сведений о наименовании организации и виде ее деятельности не является информирование о месте нахождения организации (в том числе с учетом помещения, занимаемого организацией в здании), то такие сведения могут быть квалифицированы как реклама.

Обстоятельства размещения таких сведений подлежат дополнительной оценке.

Если организация занимает все многоэтажное здание, то размещение крышной установки с информацией о ее наименовании не может рассматриваться как реклама данной организации, поскольку такая информация направлена на информирование о месте нахождения данного юридического лица.

Размещение информационных табло с указанием наименования, места нахождения, режима работы юридического лица на территории АЗС, с учетом специфики деятельности указанных объектов, соответствует требованиям законодательства, предъявляемым к вывескам, и рекламой не является. Размещение подобной информации вне территории АЗС является рекламой.

Размещение на световых табло, щитах и иных технических средствах сведений о реализуемом товаре (марка бензина, цена и т.п.) может рассматриваться как выполнение требований закона о защите прав потребителей только в случае размещения указанной информации на территории АЗС.

Размещение информационных табло с указанием наименования юридического лица, номера объекта, марки топлива, цены на них, режима работы объекта и другой информации на подъездных путях к территориям АЗС может признаваться обязательной информацией только в случае, если территория указанных подъездных путей принадлежит АЗС в силу вещно-правовых или обязательственных отношений.

Размещение данных сведений на технических средствах информации вне места нахождения юридического лица должно признаваться рекламой.

Источник: http://www.Consultant.ru/law/hotdocs/30172.html/

Является ли сайт компании рекламой?

К нам в компанию, часто обращаются профессиональные кредиторы с вопросом «Является ли информация, размещенная на сайте организации, рекламой?». Вопрос связан с тем, что согласно ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» «Если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее». Следовательно, если признавать сайт рекламой, то на сайте должна быть размещена вся информация об условиях предоставления займа.

Читайте также:  Сроки получения гражданства РФ

Действующее законодательство России не содержит прямого ответа на данный вопрос. Банк России, которому поднадзорны профессиональные кредиторы (МФО, КПК и ломбарды), также не давал разъяснений по этому вопросу. Однако, Федеральная антимонопольная служба России еще в 2015 году в письме ФАС России от 28.08. 2015 №АК/45828/15 пояснила, что Федеральный закон «О рекламе» не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы, не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке.

По мнению ФАС России, не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах, размещенная на сайте производителя или продавца данных товаров, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта или страницы в социальной сети о реализуемых товарах, ассортименте, правилах пользования, также не является рекламой информация о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых данной компанией и т.п. В том числе не является рекламой информация о скидках или проводимых акциях, размещенная на сайтах, на которых аккумулируются и предлагаются различные купоны или билеты, позволяющие приобрести товар со скидкой. Следовательно, на такую информацию положения Федерального закона «О рекламе» не распространяются.

Между тем, ФАС России поясняет следующее, в отдельных случаях, когда размещаемая на сайте информация направлена не столько на информирование потребителя об ассортименте товаров или деятельности компании, сколько на привлечение внимания к конкретному товару и его выделение среди однородных товаров (например, всплывающий баннер), такая информация может быть признана рекламой.

Таким образом, из официальных разъяснений ФАС России следует, что по общему правилу сайт компании не является рекламой. Между тем, нужно напомнить, что сайт профессионального кредитора должен содержать определенную информацию, которая должна быть в обязательном порядке размещена на нем. Рассмотрим, какая информация должна быть размещена на сайте отдельного профессионального кредитора

Требования к сайту микрофинансовой организации

Микрофинансовые организации обязаны разместить в сети Интернет следующую информацию и документы:

  1. копия правил предоставления микрозаймов;
  2. копия информации о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления микрофинансовой организации, в порядке, установленном уставом МФО;
  3. копия общих условий договора потребительского займа;
  4. копия информации об условиях предоставления, использования и возврата потребительского займа;
  5. копия политики обработки персональных данных;
  6. копия свидетельства о внесении сведений в государственный реестр микрофинансовых организаций.
  7. копия свидетельства о членстве в саморегулируемой организации финансового рынка.

Требования к сайту кредитного потребительского кооператива

Кредитные потребительские кооперативы обязаны разместить в сети Интернет следующую информацию и документы:

  1. копия общих условий договора потребительского займа;
  2. копия информации об условиях предоставления, использования и возврата потребительского займа;
  3. копия политики обработки персональных данных;
  4. копия свидетельства о членстве в саморегулируемой организации финансового рынка.

Требования к сайту ломбарда

Ломбарды обязаны разместить в сети Интернет следующую информацию и документы:

  1. копия общих условий договора потребительского займа;
  2. копия информации об условиях предоставления, использования и возврата потребительского займа;
  3. копия политики обработки персональных данных.

Напомним, что требование о размещении в сети Интернет политики обработки персональных данных установлено ч. 2 ст. 18.1 Федерального закона «О персональных данных» от 27.07.2006 №152-ФЗ.

Если Вы сомневаетесь в «легитимном» содержании своего сайта обращайтесь к нашим специалистам и они проведут анализ Вашего сайта в выдачей письменного заключения. Стоимость проверки сайта — 2000 рублей. Вам достаточно оставить заявку.

Источник: https://law115.ru/novosti/article_post/sayt-reklama

Фас объяснила, чем вывеска отличается от рекламы

Федеральная антимонопольная служба России рассказала, чем вывеска отличается от рекламы. Ведомство распространило письмо, в котором ответило на многочисленные обращения. Специалисты отметили, что размещение слов и выражений, представляющих обобщенное наименование группы товаров, не является рекламой.
ФАС напомнила, что такое реклама, объект рекламирования и товар. Эти определения приведены в Федеральном законе «О рекламе». В соответствии с нормативным актом реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. В ведомстве отметили:

Системный анализ гражданского законодательства Российской Федерации свидетельствует о том, что объектом рекламирования может быть тот товар, предназначенный для продажи и иного введения в гражданский оборот, который можно индивидуализировать, выделить среди однородной группы товаров.

Соответственно, реклама товара всегда представляет собой информацию о конкретном товаре, который можно индивидуализировать внутри группы однородных товаров.
Учитывая изложенное, сами по себе слова и выражения: пиво, живое пиво, вина, вина Кубани, сигареты, алкоголь, табак и т.п. , не могут быть признаны рекламой, поскольку представляют собой обобщенное наименование группы товаров и не позволяют выделить конкретный товар среди ряда однородных товаров и сформировать к нему интерес.

Кроме того, требования закона «О рекламе» не распространяются на информацию, раскрытие или распространение которой является обязательным, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера. В письме антимонопольная служба подчеркивает:

Согласно пункту 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12. 1998 N 37 «Обзор Практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе», сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.

Таким образом, размещение указанных слов и выражений, представляющих обобщенное наименование группы товаров, в месте осуществления производства или реализации таких товаров может рассматриваться как обозначение вида деятельности, осуществляемого в данном месте, что соответствует обычаям делового оборота. Соответственно, оснований признавать такие обозначения рекламой ФАС России не усматривает.

Позиция ФАС России поддерживается арбитражными судами.
В то же время в службе заявили, что если в месте нахождения организации будут размещаться конструкции с изображением единиц продукции конкретных видов товаров, такие изображения считаются рекламой.

Напомним, что отношения в сфере рекламы в РФ регулирует Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ. Статья 2 определяет сферу применения закона. Перечень сведений о товаре, которые организации должны предоставлять покупателям в обязательном порядке, приведен в статье 495 Гражданского кодекса РФ.

Добавим, что ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере рекламы, госзакупок, конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением антимонопольного законодательства органами власти и местного самоуправления. Также ФАС России контролирует деятельность естественных монополий.

Полномочия Службы определены законом «О защите конкуренции» и Положением о Федеральной антимонопольной службе.

Источник: https://ppt.ru/news/110790

ФАС России от 20.02.2018 N АК/11383/18 «Разъяснение по рынку рекламных услуг и рынку средств массовой информации»

ФАС России в целях формирования единообразного подхода при оценке состояния конкуренции на рынках услуг по распространению рекламы и средств массовой информации сообщает следующее.

  1. Деятельность хозяйствующих субъектов на рынке средств массовой информации целесообразно рассматривать в двух аспектах:
  2.  доведение информации до аудитории;
  3. -оказание рекламных услуг (размещение рекламы в средствах массовой информации).

Согласно статье 2 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27.12.91 N 2124-1 под массовой информацией понимаются предназначенные для неопределенного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.

Таким образом, главной целью лица, работающего на рынке средств массовой информации, является доведение информации до аудитории.

Деятельность на рынке средств массовой информации предусматривает использование различных взаимозаменяемых форм периодического распространения массовой информации (телевидение, радио, периодические печатные издания, информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет») при доведении необходимой информации до аудитории.

Учитывая данные обстоятельства, специалисты ФАС России не выделяют деятельность по теле-, радиовещанию, деятельность по изданию периодических печатных изданий, размещению информации в информационно-коммуникационной сети «Интернет» в самостоятельные рынки, а рассматривают деятельность хозяйствующих субъектов на рынке средств массовой информации в целом.

Также одним из основных направлений деятельности средства массовой информации, непосредственно связанной с обеспечением информацией, является рекламная деятельность.

В соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

  • Средства распространения рекламы различны: радио, телевидение, пресса, транспорт, сети электросвязи, реклама на почтовых отправлениях, средства наружной рекламы и информации.
  • При этом цель размещения рекламы одна — привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
  • Таким образом, по функциональному назначению услуги в сфере телевизионной рекламы взаимозаменяемы иными видами услуг в сфере рекламы (услугами по размещению рекламы в эфире радиостанций, в периодических печатных изданиях, услугами по размещению рекламы на транспорте, с помощью сетей электросвязи, на почтовых отправлениях, на средствах наружной рекламы и информации).

При оценке рынка услуг по распространению рекламы специалисты Управления исходят из того, что существует единый рекламный рынок, внутри которого рекламные бюджеты перемещаются между различными носителями в зависимости от задач рекламодателя, соотношения цены и качества, специфики рекламируемого товара, географического нахождения целевой аудитории и других факторов.

Рекламодатель при выборе рекламоносителя заинтересован в получении контактов с потенциальной аудиторией, а не в покупке минут в теле-, радиоэфире; рекламных площадей и т.д. Количество контактов в любом медиапространстве зависит от двух параметров — объема аудитории (телезрители, радиослушатели, читатели и т.д.) и объема рекламных сообщений, размещенных в данном медиапространстве.

С появлением цифрового формата с технической точки зрения все рекламные средства стали легко взаимозаменяемыми по отношению друг к другу. Как правило, заказчики рекламы имеют широкие возможности перераспределения бюджета между различными рекламными средствами в рамках одной рекламной кампании.

Вместе с тем, помимо прямой рекламы (телевидение, радио, пресса, наружная реклама, Интернет), для достижения контакта с потребителями активно используются другие средства маркетинга (BTL-реклама в месте продаж, бизнес-центрах, аэропортах и других местах массового пребывания потребителей товаров).

  1. В случае, если цена размещения рекламы на каком-либо из рекламоносителей растет или падает, происходит перемещение рекламных бюджетов рекламодателей на другие носители.
  2. Таким образом, по мнению ФАС России, услуги по распространению рекламы в различных сегментах рекламного рынка носят взаимозаменяемый характер.
  3. Учитывая изложенное, ФАС России не выделяет оказание рекламных услуг в сфере телевидения, радио, прессы, наружной рекламы, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в отдельные товарные рынки.

При этом, учитывая тот факт, что согласно Указу Президента Российской Федерации от 24.06. 2009 N 715 «Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах» на всей территории Российской Федерации обеспечено вещание обязательных общедоступных телеканалов (Первый канал, «Россия-1», «Матч ТВ», «НТВ», «Петербург — 5 канал», «Россия-К», «Россия-24», Детско-юношеский телеканал «Карусель», «Общественное телевидение России», «ТВ ЦЕНТР») и радиоканалов (Вести ФМ, Маяк, Радио России) в целях обеспечения свободы массовой информации и создания условий для получения населением социально значимой информации.

А также, учитывая широкий охват аудитории различными СМИ при размещении ими рекламы и доведения ее до конечного потребителя, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и электронных СМИ, специалисты ФАС России определяют географические границы рынков средств массовой информации и услуг по размещению рекламы в пределах территории Российской Федерации.

Читайте также:  Устав в электронном виде

Источник: https://legalacts.ru/doc/pismo-fas-rossii-ot-20022018-n-ak1138318-razjasnenie-po/

Где заканчивается информация и начинается реклама? Методы фармацевтических компаний по продвижению рецептурных препаратов

Один из важных вопросов, на который каждая фармацевтическая компания должна ответить: является ли предоставленная ею информация о препарате рекламой и если да, то правомерно ли ее размещение? Зачастую сведения о лекарственных средствах содержатся не только, например, в печатных брошюрах, но и на сайтах производителей или поставщиков, что добавляет нюансов и сложностей в случае возбуждения ФАС России дел о недобросовестной конкуренции или ненадлежащей рекламе. В статье комментируются ситуации, которые могут быть расценены антимонопольным органом в качестве нарушений, и даются рекомендации, как их избежать.

Определение рекламы закреплено в ст. 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».

  • адресована неопределенному кругу лиц – в соответствии с разъяснениями ФАС России это означает, что получающие ее лица не могут быть заранее определены как получатели рекламной информации;
  • формирует интерес к объекту рекламирования;

способствует продвижению объекта рекламирования на рынке.

Если буквально трактовать Закон, то практически любое позитивное высказывание можно признать рекламой.

Реклама рецептурных препаратов в соответствии с действующим законодательством допускается только в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях .

При этом, согласно официальным разъяснениям ФАС России, не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах, размещенная на официальном сайте их производителя или продавца, а также на страницах производителя или продавца в социальных сетях в Интернете, если эти сведения предназначены для информирования посетителей сайта или соответствующей страницы в социальной сети об ассортименте товаров. Однако в отдельных случаях, когда размещаемые на сайте или странице в социальной сети сведения направлены не столько на информирование потребителей о деятельности организации или реализуемых товарах, сколько на выделение определенных товаров или самой организации среди однородных товаров, организаций (например, в виде всплывающего баннера), такая информация может быть признана рекламой .

С одной стороны ФАС России говорит о том, что информация о рецептурном препарате может быть размещена на сайте, а с другой – признает такую информацию, если она направлена на выделение товара среди прочих, рекламой. Таким образом, наличие на сайте производителя сведений, формирующих интерес к препарату или выделяющих его среди прочих, вполне возможно, будет признано рекламой, нарушающей требования законодательства.

Интересен также вопрос о том, можно ли на сайте, предназначенном для специалистов здравоохранения, размещать рекламу рецептурных препаратов.

Поскольку Федеральный закон от 12 апреля 2010 г.

№ 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» разрешает размещение информации о рецептурных препаратах в специализированных изданиях, сайты для специалистов здравоохранения с высокой вероятностью можно признать надлежащим местом распространения подобных сведений.

При этом формулировка п. 8 ст. 24 Закона разрешает распространение рекламы в специализированных печатных изданиях, что ставит под сомнение возможность ее распространения на сайтах, даже если они ориентированы на специалистов здравоохранения.

Вместе с тем практика ФАС России показывает, что специализированный сайт в сети Интернет также может считаться надлежащим ресурсом для размещения рекламы.

Так, ФАС поддержала фармацевтическую компанию, которая отстаивала позицию о правомерности размещения рекламы препарата на своем сайте, ориентированном на специалистов здравоохранения.

В этом решении дается разъяснение, что наличие обращения исключительно к фармацевтическим работникам соответствует значению п. 8 ст. 24 Закона .

Интересно, что на данном сайте, ориентированность его на специалистов здравоохранения подтверждается только нажатием одной всплывающей кнопки, и ФАС России посчитала это достаточным доказательством.

Исходя из толкования Закона, можно рекомендовать быть сторонниками более жестких правил и, как большинство фармацевтических компаний, открывая доступ к информации, предназначенной для специалистов здравоохранения, запрашивать как минимум ФИО, должность, место работы и рабочий телефон (а также согласие на обработку персональных данных).

В решении антимонопольного ведомства, на наш взгляд, есть противоречия: ФАС России указывает, что реклама является допустимой, так как ориентирована на специалистов здравоохранения, а потом отмечает, что это не реклама вовсе, а информационно-аналитические материалы и «пациенты, страдающие хронически выраженным гепатитом, могут ознакомиться с мерами предосторожности».

С нашей точки зрения, одно название сайта, идентичное торговому наименованию препарата, напрямую выделяет это лекарственное средство среди прочих, что отвечает критерию выделения препарата и формирования интереса к нему.

А наличие всплывающей кнопки не является, по нашему мнению, достаточным подтверждением ориентированности сайта на специалистов здравоохранения.

Таким образом, в данном случае наличествует последний критерий направленности на неопределенный круг лиц.

  • информацию о своих препаратах на официальных сайтах, и это не будет рекламой (при условии, что эти сведения не будут нацелены на выделение конкретного лекарственного средства);
  • рекламу на сайтах, предназначенных только для специалистов здравоохранения (но существует невысокий риск изменения подхода ФАС России);
  • информацию о препаратах на сайтах, ориентированных на специалистов здравоохранения.

Многие фармацевтические компании, стремясь донести информацию о препаратах именно до пациентов, обращаются к содержащемуся в Законе исключению, согласно которому «справочно-информационные и аналитические материалы не являются рекламой». Это утверждение ставит производителей и поставщиков лекарств в двойственное положение.

  1. С одной стороны, они хотят, чтобы пациенты получили больше знаний о болезнях, хотят развеять сложившиеся мифы о тех или иных способах лечения, акцентировать внимание на тех вопросах, которые нужно обсудить с врачом.
  2. С другой стороны, некоторые компании пытаются под видом справочной информации продвигать свои препараты и могут подтолкнуть пациента к самолечению, которое может иметь серьезные негативные последствия.
  3. К сожалению, вторых сейчас становится все больше и они используют все более хитрые приемы, как обойти закон.

Ярким примером могут служить сайты, доступ на которые открывается только после регистрации. Дело в том, что в таком случае отраженные на сайте сведения о препарате адресованы только зарегистрированным пользователям. Получается, что критерий неограниченного круга лиц не соблюден и информация остается информацией.

Возникает вопрос: каким образом пациент может узнать о сайте? Например, производители заключают с аптеками соглашения, по которым вместе с препаратом пациенту дают бонусную карту с идентификационным номером и только по нему можно зарегистрироваться. При этом на некоторых сайтах предусмотрена система поощрения пациентов за покупку препаратов – купоны или скидка на посещение медицинских учреждений, что представляется практикой, также весьма сомнительной с точки зрения законодательства.

Другие фармацевтические компании используют различные программы, суть которых заключается в предоставлении пациентам скидки, например, в размере 99% от стоимости препарата при предъявлении рецепта на него в одной из участвующих в акции аптек. Пациенту в такой аптеке выдается форма согласия на обработку его персональных данных со штрих-кодом.

Однако не рекомендуем использовать подобные программы, так как столь крупная скидка является акцией по продвижению препарата путем предоставления им бесплатных образцов продукции: скажем, 30 руб. за лекарственное средство, розничная цена которого составляет 3000 руб., – символическая стоимость.

Более того, такие программы могут быть квалифицированы как недобросовестная конкуренция, так как они обычно запускаются в отношении препаратов с длительным курсом лечения. Купив первый раз лекарство со скидкой, пациент должен и в последующем покупать тот же препарат, потому что переход на другой может вызвать нежелательные последствия.

Под подменой понятий имеются в виду ситуации, когда реклама рецептурных препаратов осуществляется под видом чего-то другого. ФАС России внимательно относится к этому виду нарушений, и достаточно большое число прецедентов свидетельствует о том, что фармацевтическим компаниям лучше избегать подобной практики.

Наиболее яркими примерами могут служить последние дела, когда рецептурные препараты рекламировались под видом БАДов с прибавлением слова «лайт».

ФАС России исходила из того, что упаковки рецептурного лекарственного препарата и БАДа не различаются между собой шрифтом и размером шрифта написания названий, расположением надписей на упаковке, а также иными элементами изобразительного оформления, в том числе использованными цветами. С учетом этого ФАС пришла к выводу, что использование обозначения «лайт» не влияет на различительную способность названий товаров и их упаковок, что может свидетельствовать для потребителя о более легкой версии того же самого препарата (лекарственного препарата).

Примером может служить и дело, когда аптека распространяла листовки, содержащие перечень некоторых препаратов и цен на них.

ФАС России признала нарушение, обосновывая свое решение тем, что необходимо рассматривать информацию комплексно, как содержащую несколько объектов рекламирования.

Привлекая внимание к аптекам как к продавцам товара, рассматриваемая реклама также выделила ряд лекарственных средств, реализуемых в этих аптеках.

В связи с этим важно отметить, что в соответствии с ч. 4 ст. 2 Закона и п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 8 октября 2012 г. № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в таких случаях для привлечения внимания и поддержания интереса достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака) .

Среди прочего следует выделить случаи, когда в рекламные брошюры, которые раздаются пациентам, фармацевтические компании включают сноску о том, что они предназначаются для специалистов здравоохранения. В данной ситуации ФАС России будет учитывать прежде всего содержание и место распространения подобных материалов.

Так, в одном из дел антимонопольное ведомство признало нарушение в связи с распространением рекламного материала в вузах, посредством размещения в больницах и поликлиниках на стойках и столах в открытом доступе и иными способами в связи с тем, что, во-первых, он явно был направлен на пациентов, а во-вторых, распространялся в местах, не предусмотренных Законом для рекламы рецептурных препаратов.

  • В ряде прецедентов реклама рецептурных препаратов осуществлялась под видом либо безрецептурных препаратов (БАДов), либо рекламы иных объектов. Соответственно, можно порекомендовать избегать употребления идентичных наименований рецептурных и безрецептурных препаратов (БАДов) или рекламировать рецептурный препарат под видом иных предметов.
  • ФАС России пока не проверяла информационные сайты на наличие формирования интереса пациентов к конкретному препарату производителя, на чье имя сайт зарегистрирован. Однако при распространении сведений о заболеваниях и их лечении лучше не акцентировать внимание на каком-либо методе, особенно если именно ваша компания является единственным производителем данного лекарства. Иначе у антимонопольного орган может сложиться впечатление, что компания имеет своей целью не проинформировать пациента о заболевании, а таким образом распространить рекламу собственного препарата.
  • В практике ФАС России также пока не встречались дела об отнесении к рекламе сайтов с регистрацией пользователей, но создание таких сайтов может сопровождаться рисками. Например, если дается информация, ориентированная только на один препарат, и излагаются преимущества этого лекарственного средства в сравнении с иными, она может быть признана недобросовестной конкуренцией. Или если на сайте предлагаются купоны со скидкой на посещение врачей каких-либо клиник, у ФАС России могут возникнуть основания проверить данные компании на наличие соглашения между ними, направленного на продвижение лекарственных препаратов.

Подводя итог, отметим, что, несмотря на жесткое регулирование, существует довольно много скрытой рекламы рецептурных препаратов, направленной как на врачей, так и на пациентов.

Это связано прежде всего с тем, что бизнес не всегда понимает, когда та или иная активность несет в себе риски недобросовестной конкуренции или ненадлежащей рекламы.

Во избежание негативных последствий можно порекомендовать компаниям дополнительно проверять каждую маркетинговую активность на соответствие закону.

Источник: https://www.pgplaw.ru/news/article/where-information-ends-and-begins-advertising-methods-pharmaceutical-companies-to-promote-prescripti

Ссылка на основную публикацию