Разработан проект профстандарта для члена совета директоров коммерческой организации (законопроект)

Разработан проект профстандарта для члена совета директоров коммерческой организации (законопроект)

Открывая заседание, Председатель Национального совета, президент РСПП А.Н. Шохин доложил об итогах организационной работы совета в рамках координации деятельности органов государственной власти Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов (их объединений) и ассоциаций, общественных объединений, образовательных, научных и иных организаций по созданию и развитию системы профессиональных квалификаций в России.

Разработан проект профстандарта для члена совета директоров коммерческой организации (законопроект)

В рамках второго вопроса повестки дня заместитель председателя Национального совета, руководитель Рабочей группы по профессиональным стандартам Ф.Т. Прокопов сообщил о рассмотрении и одобрении группой 12 проектов профессиональных стандартов (ПС), а именно:

  • Наладчик инжекционно-литьевой машины (термопластавтомата);
  • Оператор инжекционно-литьевой машины (термопластавтомата);
  • Организатор строительного производства;
  • Буровой супервайзер;
  • Оператор по добыче нефти, газа и газового конденсата;
  • Слесарь технологических установок;
  • Специалист по обслуживанию и ремонту нефтезаводского оборудования;
  • Кровельщик;
  • Специалист по химической переработке нефти;
  • Асфальтобетонщик;
  • Машинист автогрейдера;
  • Машинист асфальтоукладчика.

Продолжительную дискуссию у членов Национального совета вызвал проект стандарта «Буровой супервайзер».

Основным стал вопрос применения данного стандарта в других отраслях, где применяется аналогичная профессия (буровые работы в геологоразведке, при разработке рудных полезных ископаемых и т.п.).

Несмотря на то, что из текста стандарта однозначно следует его применение в нефтегазовой сфере, звучали предложения о корректировке наименования данного стандарта с целью более точного определения сферы его действия.

Разработан проект профстандарта для члена совета директоров коммерческой организации (законопроект)

Следует отметить, что подобные вопросы возникают при рассмотрении многих проектов профессиональных стандартов, которые могут применяться в различных отраслях экономики.

В связи с этим, при формировании перечня ПС электроэнергетики, Объединение РаЭл придерживалось модели указания в наименовании стандартов их принадлежности той или иной подотрасли электроэнергетики: «Работник по… гидроэлектростанции / тепловой электростанции / электрических сетей» и т.п.

По итогам обсуждения и с учётом комментария заместителя Министра труда Л.Ю. Ельцовой было принято решение сохранить наименование данного стандарта. После наработки базового корпуса профессиональных стандартов возможна разработка смежных ПС и уточнение наименования уже утверждённых.

  • Национальный совет одобрил внесённые на рассмотрение проекты профстандартов.
  • Ещё по одному проекту профстандарта «Слесарь технологических установок» разработчикам было рекомендовано проработать вопрос уточнения его наименования в соответствии с областью профессиональной деятельности.
  • Также Национальный совет дал отдельное поручение Рабочей группе по профстандартам совместно с РСПП, Минтрудом России и заинтересованными организациями рассмотреть целесообразность разработки «сквозных» ПС и квалификационных требований к ним.

В рамках следующего вопроса повестки дня Национальный совет продолжил формирование отраслевых Советов по профессиональным квалификациям и принял новую редакцию Порядка наделения полномочиями данных Советов. Несколько подобных отраслевых Советов были утверждены на предыдущих заседаниях Национального совета.

С докладом о ходе работы по подготовке законодательной базы по сертификации квалификаций выступила секретарь Национального совета, заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации Л.Ю. Ельцова.

В частности, она прокомментировала основные положения доработанного проекта федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам оценки квалификации работников».

В целом, данный законопроект направлен на обеспечение регулирования принципиально нового вида оценки квалификации работников – оценки на соответствие единым требованиям к квалификации граждан, установленными профессиональными стандартами.

Законопроект предусматривает систематизацию действующих норм по аттестации и установление на этой основе общих норм по проведению оценки квалификаций:

  • совмещение работодателем процедур сертификации и аттестации посредством проведения аттестации на основе сертификации квалификации работников;
  • утверждение порядка проведения оценки квалификации работников локальным нормативным актом;
  • учёт работодателями результатов оценки квалификации работников (подбор и расстановка кадров, оплата труда, организации профессионального обучения и т.п.).

В законопроекте сформирована система взаимодействия координационного органа независимой оценки квалификаций с организаторами независимой оценки квалификаций и центрами сертификации квалификаций. Определено место в этой системе общероссийских отраслевых объединений работодателей, профессиональных сообществ и профсоюзов.

Национальный совет рекомендовал Минтруду России продолжить работу над совершенствованием данного законопроекта.

Далее на обсуждение были вынесены несколько проектов нормативных правовых актов (проектов приказов Минтруда России), связанных с вопросами развития системы профессиональных квалификаций и утверждения ПС, а именно:

  • обновленная редакция Макета профессионального стандарта (незначительные редакционные корректировки);
  • Методические рекомендации по проведению профессионально-общественного обсуждения и организации экспертизы проектов профессиональных стандартов;
  • Реестр профессиональных стандартов.

Содержание указанных Методических рекомендаций вызвало определённые вопросы в среде разработчиков ПС. Рабочая группа Национального совета ранее также предложила дополнительно проанализировать необходимость подробной формализации процедур общественного обсуждения проектов стандартов, в т.ч. зафиксированных в приложениях к Методическим рекомендациям.

Реестр профстандартов позиционируется как временный рабочий инструмент учёта разрабатываемых ПС. В дальнейшем планируется его дополнительная гармонизация с различными классификаторами (по видам профессиональной, экономической деятельности и т.п.).

Участвующий в заседании член Национального совета, Генеральный директор Объединения РаЭл А.В.

Замосковный подчеркнул, что введение в действие обновлённого Макета профессионального стандарта и Методических рекомендаций не должно осложнять уже ведущуюся работу разработчиками профстандартов.

Выступающий отметил и целесообразность отложенной даты вступления в силу этих документов – не ранее июня 2015 года. Данный нюанс будет учтён Минтрудом России при доработке проектов нормативных правовых актов.

В качестве эксперта в заседании Национального совета также принял участие и ведущий аналитик Объединения РаЭл А.В.Павлов.

Источник: http://www.orael.ru/2014/09/26/news-1869/

Применение профстандартов в 2019 году

Вопросы регулирования профессиональных стандартов с 01.07.2016 регулируют положения статьи 195.3 ТК РФ. До сих пор многие организации и ИП не знают, как с ними работать.

Когда в силу их необходимо переписывать внутреннюю кадровую документацию? Нужно ли корректировать штатное расписание и должностные инструкции? Что делать если оказалось, что образование сотрудников не удовлетворяет принятым стандартам? Обязательно ли переучивать работников, отправлять их на курсы повышения квалификации? И, главное, кто всё это контролирует? Профсоюзы? Инспекции по труду? Давайте разбираться.

Для чего нужны профстандарты

Профессиональный стандарт – это название важного основополагающего документа, который содержит описание следующих норм:

  1. Трудовые функции работника в соответствии с его квалификацией и занимаемой должностью.
  2. Требования к его опыту и знаниям.

Таким образом, можно сказать, что профессиональные стандарты включают в себя описание качественного уровня квалификации сотрудника, которому тот обязан соответствовать, чтобы по праву занимать свое место в штате любой компании вне зависимости от рода ее деятельности (ст. 195.1 ТК РФ).

Скачать «Профессиональный стандарт бухгалтера».

Все профстандарты примерно одинаковы и имеют единую структуру (согласно приказу Минтруда России от 12.04.2013 № 147н «Об утверждении Макета профессионального стандарта»).

В отличие от специализированных справочников по квалификациям, профстандарты дают более четкое представление о рабочих функциях трудящихся, которые имеют абсолютно точные и подробные описания. Возможно, со временем профстандарты полностью заменят квалификационные справочники как документация, более соответствующая требованиям нынешнего времени.

Также см. “Независимая оценка квалификации работников: что нужно знать“.

Государственный реестр профстандартов

Все сведения о профессиональных стандартах, утвержденных Министерством труда, внесены в особый Государственный реестр. Этот перечень размещен на официальной странице Минтруда России в соответствующем разделе. См. http://profstandart.rosmintrud.ru/:

Разработан проект профстандарта для члена совета директоров коммерческой организации (законопроект)

Профстандарты и область их использования

Данные стандарты можно применять и учитывать в нижеперечисленных целях:

  • для организации обучения и аттестации сотрудников;
  • формирования политики при укомплектовании штата предприятия высококвалифицированными кадрами;
  • организации процессов управления;
  • выведения внутренних тарифов на производимые работы;
  • облегчения классификации тарифных разрядов;
  • выработки собственных систем оплаты рабочего времени с учетом особенности труда на конкретном предприятии.

Являются ли профстандарты обязательными для выполнения или лишь призваны облегчить организацию предприятия и производства? Должен ли работодатель (владелец компании) беспрекословно следовать им, принимая за пошаговую инструкцию? Или он вправе сам выбирать область и порядок их применения? Попробуем разобраться и с этими вопросами.

Обязательное применение стандартов

Абзац третий части 2 статьи 57 ТК РФ говорит про обязательность профстандартов. В частности, в этом положении упомянут такой важный документ, как трудовой договор.

Так, если получение работником предприятия особых льгот, компенсаций или ограничений напрямую связано с выполнением обязанностей, присущих конкретной должности, то работодатель обязан руководствоваться справочниками по квалификациям или же государственными профстандартами.

ПРИМЕР

Гражданин «П» по роду службы задействован в особо вредных и тяжелых работах. Льготой и компенсацией для граждан, занимающихся такой деятельностью, выступает досрочный выход на пенсию.

Значит, чтобы после ухода на заслуженный отдых работник мог рассчитывать на получение положенных ему благ, в трудовом договоре его должность должна быть прописана точно так, как она числится в справочнике или профстандарте.

При малейшем несоответствии сотрудник рискует лишиться своих законных привилегий.

Поэтому очень важно учитывать такие нюансы и грамотно составлять и заполнять всю необходимую документацию. Если же ошибка будет допущена и это всплывет (предположим, по ходатайству самого работника или в результате текущей проверки предприятия), то руководство компании может быть привлечено к ответственности.

Административный кодекс в 4-й части статьи 5.27 предусматривает наказание за такую преступную халатность – большой штраф. Его размер может варьироваться:

  • от 50 до 100 000 рублей – для организации;
  • от 10 до 20 000 – для должностных лиц;
  • от 5 до 10 000 – для частных предпринимателей.

Что, впрочем, не избавляет бывшего или настоящего работника от последующих проблем с получением им всех положенных ему льгот и компенсаций за уже прошедший период.

Требование к соответствию работников профстандартам

Статья 195.3 ТК РФ регулирует применение профстандартов работодателями. В ней дано краткое, но емкое определение квалификации работника. И пояснено, что если законодательно определены требования к квалификации трудящегося лица, то и применение стандартов становится бесспорной обязанностью работодателя, а не его правом.

Чтобы было понятнее, разберем этот момент на примере профстандарта для бухгалтеров в 2019 году. Итак, в соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», главбух, который пришел устраиваться (например, в ОАО или страховую организацию), обязан соответствовать следующим требованиям:

  1. Высшее образование.
  2. Стаж работы по специальности «Бухгалтерия» или «Аудит» – не менее 3-х лет из последних пяти.

Но нужно ли предъявлять данные требования, если бухгалтер устраивается в обычное ООО? Что делать, если у потенциального главбуха нет высшего образования, но он имеет ценный опыт и хороший послужной список? Посмотрим на профстандарт «Бухгалтер». Из него следует, что человека можно принять на должность бухгалтера и с высшим и со средним образованием.

Поэтому считаем, что высшее образование обязательно бухгалтеру только если он планирует работать в организациях, входящих в перечень, приведенный в части 4 статьи 7 Закона № 402-ФЗ (например, в ОАО). Если нет, то достаточно будет иметь среднее образование и опыт работы, которые прописан в профстандарте.

Разработан проект профстандарта для члена совета директоров коммерческой организации (законопроект)

Повышение квалификации сотрудников

Работодатель вправе направлять сотрудников своего предприятия на курсы переподготовки и повышения квалификации. В соответствии со статьей 196 Трудового кодекса, это его право, но не обязанность.

То есть, данное решение он может принимать по своему усмотрению, исходя из соображений целесообразности такового обучения.

Чаще всего – для поднятия статуса компании на рынке, ее престижа и квалификации работников, задействованных в рабочих процессах.

Спорный момент: обязательно ли учиться?

Насчет вышеназванных положений до сих пор есть споры и различные мнения. Одни эксперты ссылаются на статью 195.3 Трудового кодекса (на первую ее часть), другие на эту же статью во второй ее части, находя в них некоторое расхождение и неточности, позволяющие двоякое толкование их смысла.

Читайте также:  Закон об ответственности за неуважение к власти подписан президентом рф

Читайте также  Штраф за несвоевременную сдачу декларации

В результате некоторые считают, что применять профстандарты нужно обязательно, а другие полагают, что они носят лишь рекомендательный характер.

Однако и те и другие сходятся во мнении, что если законодательно не установлены обязательные требования к квалификации сотрудников определенной специальности, то они могут нести в себе лишь рекомендательный характер для работодателя и не более того.

Причем последний вправе использовать их по своему усмотрению, выставляя сотрудникам более жесткие или, наоборот, более мягкие требования, чем того требует стандарт.

Сами же работники тоже неоднозначно реагируют на профстандарты. Многие из них высказывают опасения, что полученное ими на различных курсах образование будет нести лишь формальный характер. И придумано это законотворцами лишь с одной целью – в очередной раз опустошить их кошелек. Ведь на данный момент в законе нет четкого определения, кто же будет все это оплачивать.

Разработан проект профстандарта для члена совета директоров коммерческой организации (законопроект)

Пример использования профстандартов в рекомендательных целях

Допустим, что действующее законодательство не предъявляет жестких требований к квалификации специалистов определенных профессий.

Пусть, в нашем случае, для наглядности, это будет «Специалист по кадрам». Следовательно, применить к этой должности можно профессиональные стандарты для кадровиков, утвержденные на 2019 год.

Но использовать их, только взяв их за основу для облегчения составления документации.

К примеру, приняв профстандарт за некий шаблон, можно:

  • грамотно определять названия должностей;
  • функции, связанные с исполнением рабочего процесса;
  • выставлять разумные требования к их квалификации, опыту, образованию.

То есть, данный документ, по сути, выступает фундаментом, позволяющим работодателю находить точки опоры при построении естественных рабочих процессов в коллективе.

Вопросы применения ст. 195.3 ТК РФ

Все разночтения и толкования статьи 195.3 ТК РФ связаны с ее относительной новизной. Возникает очень много вопросов по области ее применения. Более того, до сих пор не установлен:

  • единый метод внедрения на предприятия профстандартов (план и т. п.);
  • мера ответственности работодателя и работников, уже давно трудящихся в своих компаниях, в случае, если последние не в состоянии на текущий момент соответствовать профстандартам.

И совершенно не ясно, что делать с новыми потенциальными работниками, которые только планируют прийти, чтобы трудиться на предприятие. Рынок труда сейчас переполнен, но не всё так однозначно.

Это совершенно не говорит о том, что нет нехватки и дефицита ценных кадров.

Не всегда новый работник, имеющий высшее образование, способен заменить старого, имеющего за плечами только среднее профессиональное образование, но зато обладающего колоссальным опытом.

Чиновникам Минтруда России постоянно поступают различные вопросы по поводу применения профстандартов. Приведем некоторые вопросы и ответы на них.

Неукоснительное следование профстандартам

Вопрос: Есть ли необходимость неукоснительно следовать требованиям утверждённых профессиональных стандартов?

Ответ: Да. Работодатель должен иметь в виду, что обязан жестко руководствоваться требованиями при принятии человека на работу, если речь идет о вопросах, регулируемых статьями 57 часть 2 и 195.3 ТК РФ. В иных случаях все требования носят сугубо рекомендательный характер.

Обязательность профстандартов в частных организациях

Вопрос: Обязательно ли исполнение профессиональных стандартов для частных организаций? Или они призваны упорядочить работу государственных и муниципальных компаний и предприятий?

Ответ: Да, обязательно. Закон един для всех, вне зависимости от форм собственности и статуса предприятия и ее владельца.

Различия в профстандарте и квалификационном справочнике

Вопрос: Как следует поступать, если для одной и той же профессии в справочнике по квалификациям и в профессиональном стандарте прописаны различные требования? Какой из этих двух документов использовать в таких случаях?

Ответ: Право выбора в данном случае принадлежит работодателю.

Увольнение работников

Вопрос: Можно ли уволить сотрудника, если вдруг оказалось, что  он не соответствует требованиям профессионального стандарта? Например, у него нет высшего образования и необходимого стажа работы, которые стали обязательными по новым правилам?

Ответ: Нет, введение новых профессиональных стандартов не может являться основанием для увольнения ранее нанятых работников. Уволить работников можно лишь на основании результатов проведенной аттестации.

Изменение трудовых обязанностей

Вопрос: Должны ли быть автоматически изменены обязанности трудящихся с введением нового профессионального стандарта?

Ответ: Нет, автоматического изменения обязанностей в данном случае не предусмотрено.

Изменение трудовых договоров

Вопрос: Закон обязывает работодателя начать переписывать трудовые договора и должностные инструкции для своих сотрудников с вступлением в силу новых стандартов?

Ответ: Да, но только в том случае, если требования профессиональных стандартов являются обязательными применимо к конкретной должности.

Оплата обучения

Вопрос: Кто должен оплачивать курсы повышения квалификации и переподготовки сотрудников, если того требует работодатель?

Ответ: Закон не может однозначно ответить на этот вопрос. Нужно решать, исходя из содержания других правоустанавливающих внутренних документов. Поднимать трудовой договор, различные соглашения, коллективные договоры. У работодателя нет прямой обязанности оплачивать профессиональное образование сотрудников.

Перевод на более высокую должность

Вопрос: Имеет ли право работодатель назначить на должность лицо, которое по условиям профессионального стандарта ей не соответствует?

Ответ: Работодатель имеет на это право. В частности, работодатель может создать аттестационную комиссию. Она может решить, что рекомендуемое лицо обладает достаточным опытом, ответственно выполняет свои обязанности и в полной мере с ними справляется. И тогда можно работника перевести на вышестоящую должность.

Ответственность за игнорирование требований профессиональных стандартов

Утвержденные профессиональные стандарты очень важны в социальной сфере. Ответственность за их неисполнение предусмотрена в случае, когда они являются обязательными. Или в том случае, если они не являются обязательными, но работодатель добровольно принял на себя обязательства следовать их требованиям. Например, отразив это решение в локальном нормативном акте компании.

Если работодатель обязан соблюдать профстандарты, но не делает этого, то его могут привлечь к ответственности на основании статьи 5.27 КоАП РФ. Привлекать к ответственности работодателей будут инспекции по труду.

Также см. видео на тему профстандартов

Источник: https://buhguru.com/profstandart/professionalnye-standarty.html

Профстандарт руководителя коммерческой организации



Бесплатная юридическая консультация:Разработан проект профстандарта для члена совета директоров коммерческой организации (законопроект)

Минтруд РФ представил проект ведомственного приказа «Об утверждении профессионального стандарта руководителя коммерческой (некоммерческой) организации».

Оглавление:

  • Текст документа опубликован на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения.
  • В профессиональном стандарте обобщенные трудовые функции руководителей определены на основе иерархичности деятельности по руководству и распределены на корпоративное управление, единоличное управление организацией, управление направлением, управление функцией организации, управление работой исполнителей.
  • Данный стандарт охватывает 5 уровней квалификации.
  • Сопровождение предприятия по охране труда
  • 

Бесплатная юридическая консультация:Разработан проект профстандарта для члена совета директоров коммерческой организации (законопроект)

Источник: http://otrude.ru/baza-znanij/novosti/mintrud-predstavil-profstandart-dlya-rukovoditelej-kommercheskix-organizaczij.html

Директор коммерческого предприятия: профессиональные требования и необходимые навыки

Генеральный директор предприятия – ответственная должность, которая подразумевает выполнение широкого круга задач. Специалист, занятый в этой сфере, осуществляет исполнение множества функций, которые прописаны в специализированном справочнике ЕКС, должностной инструкции, профессиональном стандарте, нормы которого и будут изучены далее.

Нормативная база

Статья 195.1 ТК РФ гласит, что под профессиональным стандартом принято понимать специализированный норматив, который включает список нужных характеристик, на базе которых сотрудник исполняет обязательства. Этот сегмент законодательства обсуждался в 2013 г.

, но с течением времени производилось регулярное корректирование и видоизменение, что привело к последующему внедрению этих норм лишь в 2017 г. С 2016 г.

законодатель обязал коммерческие организации руководствоваться профессиональными стандартами для конкретных отраслей (если они уже разработаны и утверждены).

Справедливости ради стоит отметить, что специально разработанного профессионального стандарта для генерального директора не имеется.

Связано это явление с тем, что подобную должность на предприятиях занимают совершенно разные специалисты, и грести всех специалистов «под одну гребенку» было бы неправильно.

Но в ряде стандартов есть кое-какие упоминания о профессионалах, занятых в конкретных сферах, в то время как «генеральный директор» — понятие общее. Так единоличного руководителя самого высокого уровня можно выбрать из:

  • специалистов в сфере закупок (№558 утвержден в рамках Приказа Минтруда №625н от 10.09.2015 г.);

Источник: http://md-computers.ru/profstandart-rukovoditelja-kommercheskoj/

Профстандарт генеральный директор

  • В новом стандарте профессии, который описали в Минтруде РФ, речь идет не о единоличном гендиректоре, а о члене коллегиального органа управления юрлица: совета директоров, наблюдательного совета или ревизионной комиссии.
  • Основной целью данного вида профессиональной деятельности названо достижение эффективности и определенных собственником (акционером, учредителем) стратегических целей финансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации.
  • В стандарте описано несколько трудовых функций, например: — руководство комитетом совета директоров (наблюдательного совета); — организация контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организации; — формирование и контроль реализации политики по кадрам и вознаграждениям; — повышение эффективности функционирования организации в долгосрочной перспективе;
  • — контроль за сохранностью активов организации и надзор за соблюдением законодательства.
  1. Для каждой трудовой функции приведены списки: 1) трудовых действий; 2) необходимых умений;
  2. 3) необходимых знаний.

Проект размещен на портале regulaton.gov.ru для общественного обсуждения до 12 марта 2018 года.

ПРОЕКТ Приказа Минтруда России«Об утверждении профессионального стандарта «Профессиональный директор — член коллегиального органа управления и контроля (совета директоров, наблюдательного совета, ревизионной комиссии) коммерческой организации»

Примечание редакции:

Данный профстандарт не является обязательным для организаций, но может им пригодится для описания функционала своего директората.

Дело в том, что согласно ст.

Профессиональный стандарт. «руководитель коммерческой (некоммерческой) организации»

195.3 ТК РФ тот или иной профстандарт является обязательным только в том случае, когда о необходимости его соблюдения сказано в определенном законе. Например, профстандарт «Бухгалтер» обязателен, так как его соблюдать требует Закон о бухучете.

Что же касается руководителей компании, то ни ГК РФ, ни Законы об ООО и АО не содержат положений, которые бы говорили о необходимости соответствия директоров обществ профстандарту.

Поэтому разработанный Минтрудом документ носит рекомендательный характер для руководства организаций. Каждая компания вправе самостоятельно решать, использовать ли его для описания трудовых обязанностей того или иного директора в своих локальных актах.

A−A=A+ Ольга Крюкова: «С СПКФР мы братья по межотраслевому признаку»

Разработан проект профстандарта для члена совета директоров коммерческой организации (законопроект)

В начале февраля в рамках Недели российского бизнеса состоялось торжественное подписание соглашения между Советом по профессиональным квалификациям финансового рынка (СПКФР) и Советом по профессиональным квалификациям в наноиндустрии. О том, в чем смысл данного документа и каковы основные направления взаимодействия, порталу Finversia.ru рассказала Ольга Крюкова, генеральный директор некоммерческого партнерства «Межотраслевое объединение наноиндустрии».

— Ольга, расскажите, пожалуйста, в целом о вашем СПК? И какие общие интересы, какие точки соприкосновения у вас нашлись с СПК финансового рынка?

— Совет по профессиональным квалификациям в наноиндустрии образован одним из первых, в 2014 году. НП «Межотраслевое объединение наноиндустрии» было наделено полномочиями СПК в наноиндустрии летом 2015 года.

Функции, как и для всех отраслевых СПК, определены законодательством в сфере развития системы профессиональных квалификаций РФ.

Это мониторинг рынка труда, обеспечение его потребностей в квалификациях и профессиональном образовании; разработка и актуализация профстандартов и квалификационных требований; проведение экспертизы ФГОС, примерных основных профессиональных образовательных программ на соответствие их профстандартам; организация независимой оценки квалификации; организация профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.

С момента появления Совет прошел довольно большой путь в плане создания инфраструктуры для развития профессиональных квалификаций в наноиндустрии.

Читайте также:  Вследствие чего договор поручения прекращается?

Разработаны и утверждены 55 профстандартов в области наноэлектроники, оптоэлектроники и фотоники, новых материалов и покрытий, метрологии, стандартизации и безопасности инновационной продукции, энергоэффективности. Создано 178 наименований профессиональных квалификаций и требований к ней.

Процент обеспеченности утвержденных профессиональных стандартов в наноиндустрии наименованиями квалификаций, подлежащих оцениванию, составил 80%. Доля профессиональных стандартов, обеспеченных оценочными средствами для проведения процедур оценки квалификаций – также 80%.

Что касается создания сети центров оценки квалификаций, то их у нас пять – в Москве, Зеленограде, Санкт-Петербурге, Казани и Уфе. В регионах страны действует 11 экзаменационных площадок данных ЦОК – в Санкт-Петербурге, Казани, Ханты-Мансийске, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Новосибирске, Владивостоке и Салавате.

Разработан проект профстандарта для члена совета директоров коммерческой организации (законопроект)

Почему нам интересно партнерство с СПКФР? Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка является для нас важным партнером, поскольку обладает опытом развития профессиональных квалификаций в довольно масштабном и сложном межотраслевом сегменте, что очень близко для нас, так как основной признак наноиндустрии – это межотраслевая интеграция.

СПКФР активно использует все элементы и инструменты национальной системы развития квалификаций, в том числе: механизм оценки квалификаций и проведения ПОА образовательных программ оценке квалификаций. Интересен опыт СПКФР в части создания сети центров оценки квалификации и подготовки экспертов.

Безусловно, что перспективные направления сотрудничества с коллегами из СПКФР мы для себя видим не только во взаимообогащении. Одно из значимых направлений нашей общей деятельности – это совместное продвижение услуг по оценке квалификаций в регионах, расширение сотрудничества на базе наших ЦОК.

Вполне возможно, в дальнейшем речь будет идти о создании межотраслевых/многопрофильных ЦОКов. Мы, в принципе, уже имеем подобный опыт.

Один из наших центров, который недавно открыт в Салавате, сначала получил аккредитацию СПК химического и биотехнологического комплекса, а потом – нашу.

В данном случае с СПКХБК у нас есть понятное технологическое родство, в случае же с СПКФР нас связывает то, что мы работаем в межотраслевой сфере.

Квалификации и стандарты как финансового рынка, так и наноиндустрии востребованы и применяются во многих отраслях промышленности.

В этой связи нам представляется интересным внедрение универсальных управленческих компетенций и квалификаций, которые, насколько нам известно, будут разрабатываться в СПКФР, и которые могут применяться во всех отраслях. Естественно, в нашей тоже.

При этом, как я знаю, СПК финрынка ведет диалог о подобном сотрудничестве не только с нашим советом. Я думаю, это всем интересно, поскольку перспективно.

Но и мы со своей стороны можем многое предложить. Наши квалификации можно применять не только для каких-то специфических направлений, они могут использоваться довольно широко. Наши продукты и технологии работают в химии, энергетике, машиностроении, производстве композитных материалов, фармацевтике, биотехе и пр.

На сегодняшний день все советы, и особенно наш, сталкиваются с проблемой так называемых «входных» квалификаций – наличие которых позволило бы привлекать выпускников вузов и СПО. Если брать, к примеру, наши стандарты – у нас в подавляющем большинстве случаев применяются верхние уровни квалификаций – 6,7 и даже 8.

Понятно, что студенту – выпускнику вуза очень сложно подготовится к сдаче профессионального экзамена на такие уровни, а иногда и просто невозможно из-за отсутствия опыта работы и специфики используемого оборудования. Эта ситуация актуальна не только для нас, с ней в той или иной степени сталкиваются все Советы.

Где-то больше, где-то меньше: в зависимости от преобладания рабочих профессий или наоборот – высоких квалификаций. На сегодняшний день, насколько я знаю, даже Национальное агентство развития квалификаций (НАРК) подключилось к решению этой проблемы. И очень активно в этой работе участвует СПКФР. И мы также планируем присоединиться.

Нам необходима выработка консолидированного подхода к так называемым «входным» квалификациям, что позволит выпускникам вузов войти на рынок труда, в профессию через систему НОК.

Еще одним аспектом сотрудничества является внедряемая СПКФР система расширения аудитории независимой оценки квалификации за счет использования инструментов ПОА – когда через сотрудничество при организации проведения ПОА образовательных программ выстраивается сетевое взаимодействие с вузами. И в этой связи нам интересен опыт СПКФР, когда на базе долгосрочного партнерства с вузами в проведение независимой оценки квалификации вовлекаются студенты.

— Наноиндустрия – это одна из наиболее инновационноемких отраслей. Наверное, это как-то влияет на динамику появления новых профессий, для которых, соответственно, нужно постоянно актуализировать профессиональные квалификации? Как вы с этим справляетесь?

— Да, для нашего СПК вопрос возникновения новых профессий – крайне актуальный. Нанотехнологии развиваются очень интенсивно. Все время появляется что-то новое. И даже в рамках существующих технологий кардинальные перемены могут происходить каждые 3-4 года.

Директор коммерческого предприятия: профессиональные требования и необходимые навыки

Естественно, это влечет за собой потребности либо в создании новых квалификаций, либо в изменении существующих.

— А с финтехом вы сталкиваетесь?

— Сталкиваемся, но опосредованно. Наши квалификации очень специфические. Это специалисты по наноэлектронике, фотонике, наноматериалам. Это все про инновации, про внедрение инновационных продуктов и материалов.

Сложно сказать где граница, что относится к финтеху, а что нет? Например, на базе RFID технологий несколько наших компаний создают системные логистические решения для всех отраслей – от обслуживания производств и складов, до оборонки и полными циклами управления логистикой.

Это финтех? Так что в части финтеха мы можем предложить вырабатывать какие-то совместные подходы на стыке общих технологических платформ.

— Расскажите непосредственно о соглашении. Что в его рамках предусмотрено, какие совместные программные действия намечены?

— В первую очередь, цель нашего соглашения – это обмен опытом и информационное сотрудничество, практическое взаимодействие при расширении сети центров оценки квалификаций и экзаменационных центров, совместная работа в регионах по продвижению услуги оценки квалификаций. Ну и вообще, подразумевается постоянная совместная работа по поиску тех точек соприкосновения, о которых вы спрашиваете. Для расширения поля деятельности, для взаимного развития компетенции наших центров оценки квалификаций.

— Некоторые члены СПКФР, с которыми наш портал часто общается, иногда сетуют на то, что в работе по развитию системы профквалификаций недостаточно активное участие принимают работодатели, что они не всегда могут четко сформулировать, что им нужно от рынка труда, недостаточно обратной связи. Как с этим обстоит дело у вас?

-На самом деле это головная боль всех СПК. И, естественно, у нас тоже есть такая проблема. Причем она усугубляется спецификой отрасли – мы работаем с инновационными компаниями. То есть подавляющее большинство – это малый и средний бизнес.

Это не нефтегаз, не транспорт, не энергетика, где есть унаследованные с советских времен системы аттестации персонала, которые нужно только время от времени актуализировать. У нас все делается с нуля. Все стандарты написаны, как говорится, от руки.

Ни на ком, кроме наших предприятий, мы их протестировать не сможем. Да и создать профстандарт без носителей технологий тоже невозможно.

Потому что это всегда сложные инженерные квалификации, квалификации, связанные с использованием сложного оборудования, – производство интегральных микросхем, приборов квантовой электроники и фотоники на основе наноструктурированных материалов, проектирование и обслуживание чистых комнат и так далее.

Так что вовлечение в процесс работодателей – для нас это ключевой момент. Без этого в нашей работе просто не будет смысла. Поэтому мы находим способы заинтересовать наших участников рынка. Сложно, но находим.

Сначала для разработки, затем – каждый профстандарт проходит публичное профессионально-общественное обсуждение, причем зачастую при этом разгораются целые баталии. Ну, собственно, как и положено для всех СПК.

По всем вопросам мы собираем экспертное мнение и вырабатываем общие позиции и подходы, для того, чтобы в использовании наших профстандартов было заинтересовано как можно большее количество предприятий и профильных вузов. 

Но хочу заметить, что сейчас работать в этом плане стало значительно легче, чем в 2014-2015 годах, когда мы только начинали.

Когда собирали наших работодателей, предлагали им поговорить о профессиональных стандартах, о независимой оценке квалификаций, объясняли, что независимая оценка – это не минутная прихоть, а планомерная государственная политика, и она внедряется надолго. И вот тогда мы понимали, что работодатели про это не знают «ничего от слова совсем». Да и не сильно стремятся узнать.

Уже с принятием изменений в закон «Об образовании» и в Трудовой кодекс, развития подзаконной нормативной базы и с принятием Закона «О независимой оценке квалификаций», появились стимулы, чтобы рынок ну хоть как-то посмотрел в эту сторону.

И понял, что это вовсе не шутки, а наша реальная действительность и более того – реальное будущее.

И что все инструменты, которые мы создаем, направлены в первую очередь на обеспечение интересов рынка труда и работодателей, которые нуждаются в высококвалифицированных кадрах, но далеко не всегда готовы и в состоянии самостоятельно выстраивать системы обучения и повышения квалификации персонала.

— Не могу не задать вопрос на тему, который, наверное, не имеет к вам прямого отношения, но, как и наноиндустрия, является хедлайном последнего времени. Речь о блокчейне и криптовалюте. Как вы на эти вещи смотрите?

— Могу высказать только частное мнение. Действительность такова, что эта тема, хотим мы этого или нет, так или иначе будет входить в интересы всех индустрий вне зависимости от их инновационности. Потому что это, по всей видимости, будущее финрынка.

Мы пока не знаем, не понимаем, в каком виде это будет, как это будет регулироваться на страновом и на международном уровне. Но то, что про это все думают – это факт. Я общалась со многими участниками нашего рынка.

И многие, надо сказать, довольно хорошо вникли в данную тему.

Я бы еще добавила, что создаваемая сегодня в нашей стране национальная система профессиональных квалификаций в определенном смысле имеет с технологией блокчейн схожую философию, которая основана на принципах распределенной ответственности и взаимного доверия участников.

Ольга Крюкова, генеральный директор некоммерческого партнерства «Межотраслевое объединение наноиндустрии» Закончила Московский институт экономики и права по специальности юриспруденция (гражданское право, банковское право). С 1994 по 1996 годы работала юристом в коммерческих структурах.

В 1996-2009 годах занимала должность руководителя юридического центра, а затем заместителя директора во Всероссийской ассоциации приватизируемых и частных предприятий. В этот период являлась экспертом Комитета по экономической политике Госдумы РФ. Принимала участие в работе Центра законодательной и парламентской работы.

Входила в состав постоянных комиссий и рабочих групп при Госдуме, Минпромторге, Минэкономразвития, Минэнерго и других органах государственной власти. С 2010 года являлась генеральным директором «Национального института технического регулирования».

С 2011 года руководила разработкой программ стимулирования спроса на нанотехнологическую продукцию в Фонде развития экономической и правовой экспертизы.

  • В 2013 году стала генеральным директором НП «Межотраслевое объединение наноиндустрии».
  • Портал Finversia.ru, 27 февраля 2018 года
  • ⇐ вернуться назад

Источник: https://accountingsys.ru/profstandart-generalnyj-direktor/

Профстандарты как коммерческий проект

  • «В руках государства система профессиональных стандартов призвана стать одним из главных инструментов модернизации экономики, обеспечения высокого качества жизни людей через достойно оплачиваемый высокопродуктивный производительный труд» — цитата из выступления Президента Российской Федерации на совещании 09 декабря 2013 года, посвященном вопросам разработки профессиональных стандартов.
  • Я обеими руками «за».
  • Да вот только не получится так.
  • И не потому, что еще в 2011 году Международная организация труда, проанализировав результаты модернизации системы квалификаций в 16 странах, пришла к выводу, что никаких достоверных данных о пользе такой модернизации нет — любопытные могут почитать доклад здесь.
  • А потому, что «Профессиональные стандарты» — это успешный коммерческий проект, цели которого гораздо более прозаичны, чем «обеспечение высокого качества жизни…».
  • Этим объясняется и, мягко говоря, не очень высокое качество многих профстандартов, о котором я уже писал в статье Профстандарты — плакать или смеяться, и «странности» их правового статуса — сами по себе обязательными они не являются, по желанию можно пользоваться либо профстандартами, либо квалификационными справочниками.
Читайте также:  Процесс регистрации индивидуального предпринимателя

Профстандарты — коммерческий проект

Очевидным подтверждением этого является принятие Федерального закона от 03.07.2016 N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации», который дает «зеленый свет» коммерциализации проекта.

  1. Следующим шагом в этом направлении будет рассмотрение Госдумой законопроекта о проведении профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ, который, я уверен, будет принят без проволочек, как и закон «О независимой оценке квалификации».
  2. Если вы не читали оба эти документа, коротко поясню, о чем речь.
  3. Первый закон — «О независимой оценке квалификации» позволяет монетизировать профстандарты по следующей схеме.
  4. Одни юридические лица, именуемые отраслевыми советами по профессиональным квалификациям, наделяют другие юридические лица — центры оценки, эксклюзивными правами сбора денег с соискателей и работодателей за оценку соответствия работников и соискателей профстандартам.
  5. Второй закон, пока еще законопроект, позволит по описанной выше схеме собирать деньги за аккредитацию с образовательных учреждений, так что никто из участников рынка труда не останется неохваченным заботой о соответствии профстандартам.
  6. При этом первые юридические лица, читай, отраслевые советы по квалификациям, сами определяют, что и как оценивать.
  7. К примеру, Совет по профессиональным квалификациям в области управления персоналом, в миру именуемый как Ассоциация консультантов по подбору персонала, получает на откуп рынок «независимой оценки квалификации» в сфере управления персоналом.

А Национальная ассоциация офисных специалистов и административных работников (слышали про такую?) будет контролировать рынок независимой оценки соответствия профстандартам одноименных работников и соискателей.

И никто не сможет запретить «Национальной ассоциации..» считать подачу кофе работой, для выполнения которой обязательно высшее образование, как утверждает уже утвержденный профстандарт.

  • Хотя, наверное, я слишком многого ожидаю от «ассоциации», ведь в меню на главной странице ее сайта даже слово «сертификация» написано с ошибками.
  • Кстати «руки государства», о которых говорил Президент, и в которых «система профессиональных стандартов призвана стать одним из главных инструментов обеспечения высокого качества жизни людей»,  рынка «независимой оценки» вообще никак не касаются — отраслевые советы по профессиональным квалификациям контролируются только Национальным советом по профессиональным квалификациям, возглавляемым руководителями Российского Союза Промышленников и предпринимателей.
  • Министерство труда в проект никак не вмешивается, контролируя только правильность заполнения бланков проектов профстандартов и по умолчанию одобряя профстандарты, прошедшие «экспертизу» Национального совета по профессиональным квалификациям.
  • Блестяще решена задача поиска инвестиций для открытия центров оценки — в пояснительной записке к законопроекту «О независимой оценке квалификации» на создание центров независимой оценки Российский Союз Промышленников и предпринимателей запросил у государства субсидию в размере 300 миллионов рублей.

Разработан проект профстандарта для члена совета директоров коммерческой организации (законопроект)

  1. Это значит, что государство просто выделит деньги на развитие бизнеса по независимой оценке квалификации, не требуя отчета о тратах и участия в доходах от бизнеса.
  2. Всем бы такого инвестора!
  3. Впрочем на профстандарты действительно денег не жалко — 140 миллионов рублей уже давно получил на развитие темы профессиональных стандартов Российский Союз Промышленников и предпринимателей, десятки лотов на разработку профстандартов со стандартной стоимостью 550 тысяч рублей регулярно осваиваются посетителями сайта Госзакупки.
  4. При этом «платные» профстандарты срочно требуются  для самых распространенных и востребованных профессий.

Например, для «работника по обработке поездной информации и перевозочных документов железнодорожного транспорта», «инженера-программиста в области ядерного оружейного комплекса», «специалиста в сфере управления проектами государственно-частного партнерства» и т. д.

  • Бюджетным организациям прямо предписано не жалеть денег на профстандарты — фраза «учитывая важность внедрения профессиональных стандартов для повышения производительности труда, обеспечения качества выполняемых работ (услуг), государственным организациям следует провести анализ профессиональных компетенций работников на соответствие профессиональным стандартам, при необходимости составить план подготовки работников и дополнительного профессионального образования работников в рамках бюджета на соответствующий год» два раза повторяется в разъяснительном письме Минтруда «По вопросам применения профессиональных стандартов» № 14-0/10/В-2253 от 04 апреля 2016 года.
  • В общем, как видим, денег на рынке услуг по обеспечению соответствия профстандартам немало — заработать можно неплохо.
  • Кроме того, можно сделать бизнес на профстандартах еще более прибыльным и перспективным, если обеспечивать его развитие «правильными» законами.
  • Если кто-то сумеет разработать и продвинуть законопроект, по которому «независимая оценка» станет такой же обязательной, как покупка полиса ОСАГО, страховщики будут кусать локти от зависти.
  • Впрочем, до 1 января 2017 года, когда закон «О независимой оценке» вступит в силу, время еще есть.

Почему профессиональные стандарты — это только бизнес

  1. Можно, конечно, сказать, что я неправ, и счастливое будущее с профстандартами всенепременно наступит.
  2. Хотелось бы ошибаться, но увы — никаких других планов, кроме сбора денег за оценку на соответствие профстандартам и аккредитацию, у участников этого проекта нет.

  3. Можно посетить сайт Национального совета по профессиональным квалификациям при Президенте РФ, можно посмотреть, какие документы готовило учрежденное РСПП Национальное агентство развития квалификаций, которое, собственно, и разрабатывало этот проект — везде завершающим этапом проекта является создание центров оценки и аккредитации.
  4. Вот только логическая связь между сборами с соискателей за оценку их соответствия требованиям профстандартов и «модернизацией экономики, обеспечением высокого качества жизни людей через достойно оплачиваемый высокопродуктивный производительный труд» представляется несколько сомнительной.
  5. Как-то так…

Нужны ли вообще профессиональные стандарты, центры оценки и т.п

  • Сложный вопрос.
  • Там, где требования к квалификации и оценка соответствия им являются критическими, системы оценки существуют и без профстандартов.
  • Медики, к примеру, если посмотреть список профстандартов в здравоохранении, а их разработано всего лишь 14, вообще в этом проекте не участвуют — их система сертификации медицинского персонала не требует создания специальных центров оценки, а квалификационные требования — изложения на бланках, разработанных для профстандартов.
  • Про профстандарты в сфере управления персоналом я уже писал — в том виде, в каком они приняты сейчас, они, по-моему скромному мнению, точно не нужны никому, кроме отраслевого совета по профессиональным квалификациям.
  • Допускаю, что в том, что касается технических специальностей, существуют и жесткие требования к квалификации, и объективные методы оценки, но существует ли при этом необходимость в центрах оценки, судить не берусь.
  • Могу только осторожно предположить, что если бы она была, то такие центры были бы созданы без глобального проекта по разработке профстандартов.

Резюме

Многое из того, что происходит вокруг нас, даже то, что кажется непонятным и несправедливым, на самом деле объяснимо с точки зрения интересов конкретных людей, групп или компаний.

«Ключевое направление деятельности Российского союза промышленников и предпринимателей — «цивилизованный лоббизм» — это общеизвестная фраза А.А. Шохина, председателя Национального совета по профессиональным квалификациям, полагаю, является исчерпывающим объяснением того, почему проект так успешен.

  1. И не стоит переживать по поводу того, что опять «хотели как лучше, а получится, как всегда» — государство реализует множество не менее масштабных проектов, малоприятных для многих из нас, вспомним хотя бы ОСАГО и ЕГЭ или вечную реформу ЖКХ…так что несколько сот миллионов рублей, выделенных РСПП на тему профстандартов и профиты отраслевых советов по квалификациям — это капля в море…
  2. Надеюсь, что понимание логики процесса приобщения нашей страны к профессиональным стандартам пригодится вам в работе и карьере.
  3. Всем успехов!

Посмотреть семинары и курсы

Кадровое делопроизводство и трудовое право

Посмотреть услуги по направлениям

Трудовые споры Кадровое делопроизводство

Читать статьи по теме

Трудовое право

Получайте свежие статьи по почте

  • Читайте наши новости
  •                               
  • Поделитесь ссылкой на статью с друзьями и коллегами

Источник: https://hr-praktika.ru/blog/trudpr/professionalnye-standarty-kak-kommercheskij-proekt/

Профстандарты перепоручили правительству

Президент Владимир Путин поручил Белому дому до 15 мая обеспечить принятие закона об обязательном применении профессиональных стандартов работодателями в государственном и муниципальном секторах. Законопроект Минтруда завис в Госдуме после первого чтения.

В том числе из-за предложений сделать требования к работникам, которые устанавливает ведомство, обязательными и для частного сектора.

Ранее против этого публично выступил председатель президентского Совета по профессиональным квалификациям, глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.

20 февраля Кремль обнародовал перечень поручений по итогам прошедшего 4 февраля совещания Владимира Путина с членами правительства по вопросам политики в социально-экономической сфере.

Первое поручение Белому дому, срок исполнения которого 15 мая,— «обеспечить принятие закона, предусматривающего обязательность применения профстандартов работодателями — государственными и муниципальными организациями, а также организациями, контрольный пакет акций которых принадлежит РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию».

Впервые «подготовить и внести в Госдуму» до 1 июня 2014 года законопроект об обязательном применении профстандартов (то есть требований к работникам, в том числе по опыту и уровню образования) Владимир Путин поручал еще 9 декабря 2013 года.

Внесенные в июне 2014 года поправки в главу 31 Трудового кодекса (о подготовке работников) об обязательном применении профстандартов в госсекторе были одобрены Госдумой в первом чтении в сентябре 2014 года.

Однако ко второму чтению, как сообщал «Ъ» 3 декабря 2014 года, было предложено сделать профстандарты обязательными и для частного сектора. После обнародования этих предложений принятие законопроекта во втором чтении было затянуто (см. «Ъ» от 16 декабря 2014 года).

В итоге вопрос об обязательном применении профстандартов был вынесен на заседание Совета по профессиональным квалификациям при президенте.

Как сообщал «Ъ», 29 января на совете было объявлено, что непротиворечивый механизм применения закона выработан так и не был, а ко второму чтению существует около 12 версий поправок к Трудовому кодексу. В итоге совет под председательством Александра Шохина зафиксировал «целесообразность» принятия закона строго в рамках президентского поручения. Тогда же совет обратился к помощнику президента Андрею Белоусову с просьбой помочь в выработке консенсусного решения.

Источник «Ъ» в правительстве вчера заявил, что «сроки (исполнения.— «Ъ») указаны, текст окончательный — за Госдумой, все обсуждается».

Первый зампред думского комитета по труду и социальной политике Михаил Тарасенко, курирующий вопрос в профильном комитете, заявил «Ъ», что настаивает на том, что требования к работникам, особенно опасных профессий, должны быть равны и в государственном, и в частном секторах.

Обсудить уже второе поручение на этот счет могут 25 февраля на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК; включает представителей правительства, профсоюзов и работодателей), говорит один из участников РТК.

Максим Иванов

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/2673872

Ссылка на основную публикацию