Разработан пакет законов, изменяющих регулирование квотирования рабочих мест для инвалидов (законопроект)

Нормы обеспечения рабочими местами льготников установлены на законодательном уровне. Так, квота для инвалидов на предприятии предусматривается, если в штате числится более ста сотрудников.

Кроме того, ряд полномочий по социальной защите граждан передан в субъекты федерации. Они принимают собственные нормативные акты. Следовательно, предприниматель обязан исполнять не только общероссийский закон о квотировании рабочих мест для инвалидов, но и региональные нормы. А это ведет к необходимости организации специальной работы в данном направлении.

Скачать для просмотра и печати:

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ О социальной защите инвалидов в РФ

Общее понятие квотирования

Разработан пакет законов, изменяющих регулирование квотирования рабочих мест для инвалидов (законопроект)Под квотированием в общем случае понимается резервирование рабочих мест. Производится оно путем создания документов, в которых описываются правила:

  • выделения в штате вакансий;
  • приема на них тружеников льготных категорий;
  • обеспечения привилегированных служащих:
    • специальными условиями;
    • необходимым оборудованием и местом для исполнения обязанностей.

Резервирование на производстве осуществляется с учетом:

  • норм действующего законодательства, распространяющегося на хозяйствующий субъект;
  • условий труда;
  • отрасли промышленности и иного.

Для учета в работе: исполнение нормативных требований строго проверяется контролирующими организациями.

Законодательная база

Разработан пакет законов, изменяющих регулирование квотирования рабочих мест для инвалидов (законопроект)Нормы обязательного квотирования приведены в законе № 181-ФЗ от 24.11.1995. Так, в первой части статьи 21 говорится:

«Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников».

Причем обязанность по резервированию мест приложения сил для граждан с ограничениями по здоровью распространяется на хозяйствующие субъекты вне зависимости от формы собственности. Таким образом, индивидуальный предприниматель или госкорпорация должны предусмотреть особые условия труда для льготников в своем штате, если численность сотрудников превышает 35 человек.

Освобождаются от обязательного приема сотрудников-инвалидов следующие предприятия:

  • общественные организации граждан с ограничениями по здоровью;
  • компании с малой численностью.

Важно: запрещено предоставлять инвалидам трудовые места повышенной категории опасности. Данные берутся из аттестационных листов.

Более детально взаимодействия государства и участников рынка в области предоставления соцгарантий инвалидам расписаны в законе № 1032-1 от 19.04.1991. В частности, в 13-й статье акта подтверждена гарантия людям с физическими ограничениями на труд. А 25-я статья обязывает предпринимателей принимать участие в этой работе.

Скачать для просмотра и печати:

Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 О занятости населени в РФ

Разработан пакет законов, изменяющих регулирование квотирования рабочих мест для инвалидов (законопроект)Статья 20 закона № 181-ФЗ относит работу по трудоустройству инвалидов к полномочиям субъектов федерации. Региональные власти обязаны разработать порядок проведения специальных мероприятий по предоставлению соцгарантий льготникам и организовать его исполнение участниками рынка. При этом нормы резервирования могут быть:

  • исполнены в объемах, приведенных в 21-й статье указанного закона;
  • увеличены.

Скачать для просмотра и печати:

Статья 20. Обеспечение занятости инвалидов Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ

Статья 21. Установление квоты для приема на работу инвалидов Федеральный закон от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ

Кроме того, органы региональной исполнительной власти обязаны проводить мероприятия по:

  • вовлечению инвалидов в предпринимательскую деятельность;
  • созданию условий для их профессионального обучения (перепрофилирования);
  • стимулированию создания предпринимателями условий для труда людей, требующих соцзащиты.

К примеру, на предприятия, зарегистрированные в Камчатском крае, распространяется действие норм местного закона № 284 от 11.06.09. Количество квотированных мест в нем совпадает с тем же, предусмотренном общероссийским актом. Максимальные параметры установлены законами:

  • Ставропольского края № 14-кз от 11.03.04;
  • Ульяновской области № 41-ОЗ от 27.04.09.

Скачать для просмотра и печати:

Закон Камчатского края от 11 июня 2009 г. N 284 О квотировании в Камчатском крае рабочих мест для отдельных категорий граждан

Закон Ставропольского края от 11 марта 2004 г. N 14-кз О квотировании рабочих мест для инвалидов

Общий порядок резервирования трудовых мест для инвалидов

Разработан пакет законов, изменяющих регулирование квотирования рабочих мест для инвалидов (законопроект)Строгие правила, касающиеся предоставления соцгарантий труженикам с проблемами по здоровью, накладывает на предпринимателей серьезные обязательства. Реализация их на практике состоит из планомерного выполнения нескольких оргмероприятий. Они таковы:

  1. Определение обязанности предприятия (организации) по исполнению законодательных требований. Для этого изучаются общероссийские и региональные нормативные акты (перечень зависит от места регистрации хозяйствующего субъекта).
  2. Расчет норма квотирования. Отталкиваться следует от численности штата (а не номинального количества сотрудников).
  3. Создание и утверждение локальных документов.
  4. Оформление учета в органах занятости.
  5. Возложение обязанностей по взаимодействию с Центром занятости на сотрудника. Предоставление отчетности и выполнение взятых обязательств.

Подсказка: задача по реализации норм законов № 181-ФЗ и № 1032-1 возникает после того, как численность сотрудников достигает 35 человек.

Изучение законодательных норм

Разработан пакет законов, изменяющих регулирование квотирования рабочих мест для инвалидов (законопроект)

Каждое предприятие формирует штатное расписание. В документе содержится перечень должностей и количество сотрудников, занимающих данные вакансии. По форме составления бумаги положено выводить итоговые показатели. Они и составляют штатную численность, на которую ориентировано законодательство.

Если в итоге получается более 35 сотрудников, то по закону № 181-ФЗ как минимум один из них должен быть льготником. В нормативных актах регионов могут содержаться иные цифры. Следовательно, их текст также следует внимательно изучить и внедрить в жизнь.

Подсказка: фактическое количество тружеников не является основанием для отказа от квотирования.

Пример. Руководитель ООО «Шторм» утвердил следующее штатное расписание (приведена выдержка):

Должность Количество (чел.)
Директор 1
Главный бухгалтер 1
Бухгалтер 3
Менеджер 3
Рабочий 30
Всего 38

Фактически на предприятие трудоустроено 28 человек. 10 должностей остаются вакантными. Однако ООО после утверждения структуры обязано сразу выполнить нормативы по резервированию.

Внимание: региональные законодательства могут связывать нормативы резервирования вакансий для инвалидов и для молодежи. Например, таковое правило заложено в законе города Москвы № 90. Скачать для просмотра и печати:

Закон г. Москвы от 22 декабря 2004 г. N 90 О квотировании рабочих мест

Расчет квоты

Разработан пакет законов, изменяющих регулирование квотирования рабочих мест для инвалидов (законопроект)Следующим шагом является подсчет числа вакансий, которые необходимо предусмотреть для лиц с физическими отклонениями. Делается это согласно указаний Росстатапо вопросам заполнения формы № П-4, утвержденных Приказом госоргана № 566 от 01.09.17.

Скачать для просмотра и печати:

Приказ Федеральной службы государственной статистики от 1 сентября 2017 г. N 566

Формула для определения числа льготных мест такова:

  • штатная численность х норма, определенная в актах.

Внимание: из числа трудовых мест следует сразу исключить те, для которых установлена повышенная степень вредности или опасности.

По состоянию на 2019 год не определено, что делать в случае получения дробного результата. К примеру, в компании числится 121 сотрудник. Запланировать для инвалидов необходимо 4% мест. Определение дает такой результат:

Как правило, используются общеарифметические правила округления. Хотя разъяснений по данному вопросу пока не издано.

Подготовка локальных актов

Разработан пакет законов, изменяющих регулирование квотирования рабочих мест для инвалидов (законопроект)На предприятиях, выполнение закона о квотах для которых обязательно, следует создать такие документы:

  1. Положение о квотировании трудовых мест для граждан льготных категорий. В нем указываются такие данные:
    • размеры квот и категории граждан;
    • порядок осуществления мероприятий в данном направлении;
    • ответственное должностное лицо.
  2. Приказ о выделении вакансий, который должен содержать конкретные данные:
    • о должности, предоставляемой инвалиду;
    • о необходимых изменениях в условиях и порядке осуществления трудовых обязанностей;
    • об ответственном за исполнение.

Важно: Порядок содержит принципы организации работы, а в приказе приводятся данные о конкретном ответственном сотруднике. Скачать для просмотра и печати:

Положение о квотировании трудовых мест

Образец приказа о выделении рабочих мест для инвалидов

Как правило, в больших организациях работами по предоставлению соцгарантий лицам с ограничениями по здоровью занимается кадровое подразделение. Следовательно, ответственность возлагается на начальника отдела. Он, в свою очередь, может издать акт о перераспределении обязанностей.

Регистрация в органах занятости

Разработан пакет законов, изменяющих регулирование квотирования рабочих мест для инвалидов (законопроект)Следующим этапом является налаживание официального взаимодействия с Центром занятости (ЦЗ). Для этого необходимо проделать такие шаги:

  1. Изучить подзаконный акт регионального уровня, описывающий порядок подачи заявления.
  2. Собрать пакет документов.
  3. Подать их в ЦЗ по месту регистрации предприятия.
  4. Получить письменное оповещение о завершении процесса регистрации в ЦЗ как предприятия, соответствующего условиям квотирования.

Подсказка: в ответе госоргана будет содержаться регистрационный номер. Он необходим для верификации субъекта (ставится в отчетах).

Взаимодействие с Центром занятости

Разработан пакет законов, изменяющих регулирование квотирования рабочих мест для инвалидов (законопроект)В порядке исполнения статьи 25 закона № 1032-1 компании обязаны ежемесячно сдавать в ЦЗ отчетность. С 2018 года отчетность подается по форме, содержащейся в приложении № 9 к приказу Росстата № 566 от 01.09.17. Бланк содержит такие сведения:

  • о количестве вакансий;
  • о числе мест, выделенных льготникам;
  • о принятых работника, в том числе инвалидах;
  • об утвержденных локальных актах, касающихся квот;
  • о выполнении квотного законодательства.

Скачать для просмотра и печати:

Статья 25. Содействие работодателей в обеспечении занятости населения Закон РФ 19.04.1991 г. N 1032-1

Приложение № 9 к приказу Росстата № 566 от 01.09.17

Подсказка: отчётность сходного содержания хозяйствующие субъекты обязаны предоставлять в органы статистики (форма № П-4). Освобождены только малые предприниматели.

Ответственность за неисполнение законодательных требований

Разработан пакет законов, изменяющих регулирование квотирования рабочих мест для инвалидов (законопроект)Деятельность работодателя по предоставлению трудовых мест лицам, принадлежащим к льготным категориям, контролируется Рострудинспекцией. Причем на местном уровне проверяется внедрение как общероссийских, так и региональных норм, и соблюдение правил соответствующего уровня. Госорган проводит плановые и внеплановые мероприятия. Кроме того, он обязан реагировать на обращения граждан, связанные с нарушением трудовых гарантий.

Ответственность за нарушение федеральных актов предусмотрена в статьях Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Так. Нарушение сроков предоставления первичной статотчетности наказывается в рамках статьи 13.19. В ее тексте содержится информация о штрафных санкциях, налагаемых на:

  • должностных лиц в размере от 10 до 20 тыс. руб.;
  • на организации — от 20 до 70 тыс. руб.

Выявление повторного нарушения приведет к увеличению наказания:

  • должностные лица подвергаются штрафу в размере от 30 до 50 тыс. руб.;
  • юрлица — от 100 до 150 тыс. руб.

А статья 5.42 КоАП регулирует наказание за отказ в трудоустройстве человека с инвалидностью в размере от 5 до 10 тыс. руб. Налагается санкция на виновное должностное лицо.

Скачать для просмотра и печати:

Статья 13.19. Непредоставление первичных статистических данных Кодекс РФ об административных правонарушениях

Статья 5.42. Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости Кодекс РФ об административных правонарушениях

Подсказка: в региональной нормативной базе могут содержаться иные меры воздействия на нарушителей.

  • Дорогие читатели!
  • Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.
  • Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения 

В июле 2019 г. был принят новый закон о социальном предпринимательстве, в соответствии с которым в России должны появиться специальные социальные предприятия, обязанные трудоустраивать социально защищаемые категории граждан. Среди которых, в том числе, и инвалиды.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

Видео: Льготы для инвалидов при квотировании рабочих мест

Источник: http://lgoty-vsem.ru/lgoty/kvotirovanie-rabochih-mest-dlya-invalidov.html

Закон о квотировании рабочих мест для инвалидов в 2019 году: основные положения, как рассчитать размер квоты

Право инвалидов на трудоустройство регулируется целым рядом нормативно-правовых документов. Руководство организаций с числом работников от 35 человек должно образовывать специальные должности для людей с ограниченными возможностями. Размер квот зависит от специфики предприятия.

Закон о квотировании: регламенты, участники, основные субъекты

Защита прав инвалидов на трудоустройство проводится на всех уровнях власти: от федерального до муниципального, и регулируется специальными актами.

Разработан пакет законов, изменяющих регулирование квотирования рабочих мест для инвалидов (законопроект)

Федеральный уровень: схема работы квотирования

Основными законами, которые защищают права инвалидов при трудоустройстве, являются:

  • 181-ФЗ «О соцзащите инвалидов в РФ»;
  • 1031-1 «О занятости населения».

На предприятиях обязательно должны быть выделены места для трудовой занятости инвалидов – так называемые квоты. Это сделано для того, чтобы не допустить дискриминации по признаку здоровья при рассмотрении кандидатур соискателей.

Квотирование рабочих мест для инвалидов производится в такой пропорции:

  • 2-4% от штатного списка в фирмах и организациях, где официально устроено более 100 человек;
  • До 3% – в компаниях, где трудится 35-100 человек.

В фирмах с меньшей численностью квоты предоставляются по желанию работодателя: это не может быть вменено в обязанность. Соответственно, и отчитываться им о выделении и оборудовании таких мест нет необходимости.

При расчете квоты в штатный список не включаются те сотрудники, которые задействованы на специфических условиях труда. Предприятия, где все рабочие места относятся к вредному либо опасному производству, тоже могут не выделять никаких вакансий.

Разработан пакет законов, изменяющих регулирование квотирования рабочих мест для инвалидов (законопроект)

От квотирования освобождаются:

  • Объединения инвалидов;
  • Предприятия, чей уставной капитал сформирован инвалидами.

В чем заключается региональная специфика квотирования

Региональные власти должны непосредственно исполнять требования федерального законодательства и контролировать исполнение работодателями своих обязанностей по предоставлению социальных гарантий людям с ограниченными возможностями здоровья.

Читайте также:  Разъяснения фнп о совершении исполнительных надписей при взыскании заложенного имущества

Местные власти имеют право:

  • Увеличить объем квот или снизить его до минимума;
  • Исполнить предусмотренные квоты.

В полномочия региональных органов власти входят и следующие действия:

  • Организация перепрофилирования для инвалидов (обучение их новым профессиям);
  • Предоставление льгот для инвалидов-предпринимателей и вовлечение их в предпринимательскую деятельность;
  • Поддержка предприятий, трудоустраивающих инвалидов в пропорции, больше, чем предусмотрено нормативами.

В большинстве субъектов РФ нормы местного законодательства предусматривают установление такого же количества квотированных мест, как и на федеральном уровне. При этом в некоторых из них, например, в Ставрополье и в Ульяновской области за норму принята верхняя граница квоты.

В Москве и Санкт-Петербурге установлены свои требования, которые в целом не выходят за общероссийские рамки.

В Нижнем Новгороде, к примеру, норма мест для инвалидов снижена до 2% (т.е. до минимального установленного порога), но при этом работодатель обязан выделить 1% от общего числа мест для других льготников – детей-сирот и несовершеннолетних детей, попавших в сложное финансовое положение.

Видео по теме:

Процедура трудоустройства инвалида

Работодатель не должен заниматься самостоятельным поиском работника-инвалида, но если тот обратится – должен принять его на работу (конечно, если сотрудник соответствует предъявляемым квалификационным требованиям). При этом на предприятии должны быть созданы все условия для осуществления таким сотрудником своих профессиональных обязанностей.

Для предприятия

В целом процедура квотирования «инвалидных» рабочих мест выглядит так:

  1. Работодатель разрабатывает положения и приказы в соответствии со спецификой своего предприятия (учитывается численность штата и вредность производства);
  2. Акты подписываются и издаются;
  3. Сведения о квотах поступают в местный Центр занятости населения (ЦЗН);
  4. Производится наем на работу инвалида;
  5. Для полноценного осуществления труда новому специалисту выделяются все необходимые материалы и инструменты;
  6. Направляется отчет в контролирующие органы о выполнении требований по оборудованию мест и предоставлению должностей для сотрудников со ограниченными возможностями здоровья.

При крайней необходимости ответственный сотрудник должен создать подходящее рабочее место для инвалида, оборудовав его всем необходимым с учетом специфики заболевания специалиста.

Если даже инвалид пока не принят на работу, вакансия всё равно должна быть предоставлена.

К числу документов, которые необходимо создать на предприятии, относятся «Положение о квотировании» и Приказ о выделении вакансий.

Разработан пакет законов, изменяющих регулирование квотирования рабочих мест для инвалидов (законопроект)

В Положении указываются:

  • Число выделенных квот;
  • Категории граждан, принимаемых по ним (инвалиды, дети-сироты, иностранцы и т.д.);
  • Какие мероприятия должны быть проведены для обеспечения выполнения Положения;
  • Порядок оформления на работу специалиста с инвалидностью;
  • Ответственное лицо за выполнение всех условий.

В Приказе о выделении вакансий указываются конкретные данные:

  • Должность, которая будет предоставлена инвалиду;
  • Порядок исполнения им своих трудовых обязанностей (в т.ч. режим работы);
  • Ответственное за исполнение приказа лицо.

Решение о выделении новых льготных мест принимается на основе штатной численности. Если на предприятии трудится 35 человек, то для инвалида должно быть выделено хотя бы одного рабочее место.

В целом формула, чтобы рассчитать число квотируемых мест, выглядит так:

(общее число работников – сотрудники, занятые на вредном производстве) * норма квотирования, определенная законом

Например, на заводе трудится 200 человек, 50 из которых работают в опасных и сложных условиях. При квоте в 2% работодатель должен зарезервировать (200 – 50) * 2% = 3 рабочих места для инвалидов.

Если в итоге после вычислений получается дробное значение, то используется стандартное правило округления: при значении до 0,5 – в меньшую сторону, при 0,5 и более – в большую.

Для соискателя

Возможность устроиться по квоте есть только у инвалида 3 группы, который имеет статус трудоспособного (т.е. не обладает заболеванием, делающим осуществление любой трудовой деятельности невозможным).

Разработан пакет законов, изменяющих регулирование квотирования рабочих мест для инвалидов (законопроект)

Порядок действий таков:

  1. Соискатель обращается в Центр занятости со всеми имеющимися документами на руках, подтверждающими его статус инвалида, а также наличие необходимого образования и минимального опыта работы;
  2. Специалисты Центра подыскивают вакансии из числа предлагаемых работодателями по квоте и направляют соискателя по одному из мест;
  3. Кандидат пребывает к работодателю, проходит собеседование;
  4. В случае решения в пользу инвалида производится официальное трудоустройство.

Само по себе наличие инвалидности не гарантирует, что соискатель будет устроен на работу. Он должен соответствовать заявленным требованиям и обладать достаточной квалификацией.

По инициативе работодателя, ЦЗН либо по собственному желанию будущий сотрудник может пройти переквалификацию, чтобы занять желаемую должность. Порядок перепрофилирования прописывается в Центре, чаще всего это бесплатные 1-2-недельные курсы, по окончании которых выдается сертификат или диплом.

Оформление на работу производится по стандартной процедуре:

  1. Подписывается трудовой договор;
  2. Работник знакомится с внутренними документами, техникой безопасности и должностной инструкцией, а затем выходит на работу.

В самом договоре или приложении к нему может быть оговорен особый режим труда, к примеру, увеличенная продолжительность обеда или возможность какие-то часы работать удаленно.

Важно! При приеме на должность на инвалидов не должна быть возложена обязанность по прохождению стажировки или отработки испытательного срока.

https://www.youtube.com/watch?v=SIBG1aIMtHg

При желании работодатель может превысить квоты по найму инвалидов, если соискатель соответствует всем требованиям.

Куда и в какие сроки предоставляется отчетность

Закон «О занятости» устанавливает обязанность работодателя подавать в отделение Минтруда – местный ЦЗН – отчет, в котором отображается:

  • Количество свободных вакансий вобщем;
  • Число квотированных мест для льготников – инвалидов, детей и других категорий;
  • Количество устроенных инвалидов;
  • Меры, предпринятые для выполнения требований законодательства об инвалидах (например, о создании специально оборудованного места для работы).

Аналогичный отчет необходимо предоставлять и в органы статистики.

От данной обязанности освобождены малые предприятия и ИП.

Разработан пакет законов, изменяющих регулирование квотирования рабочих мест для инвалидов (законопроект)

Как проходит проверка

Надзорным органом, контролирующим на местах соблюдение норм «инвалидного» законодательства, является Министерство труда. Основным документом, регламентирующим порядок и продолжительность проверки организаций, является приказ ведомства №181н 2013 года.

В нем указано, что имеется два вида проверок:

  1. Плановые, которые проводятся по заранее согласованному плану;
  2. Внеплановые, например, спровоцированные обращениями граждан.

Проверки проводятся в двух форматах:

  • Выездные с контролем на месте;
  • Документарные с проверкой подаваемых отчетов.

Стандартный срок «документарки» – 15 дней, а выездной проверки – 10 (в исключительных случаях – 15), но на деле всё происходит гораздо быстрее, обычно в течение суток (но всё зависит от размера компании). Приостановления проверки не предусмотрено.

Наиболее эффективной оказывается плановая выездная проверка. Она осуществляется по таком алгоритму:

  1. Центр занятости населения формирует график проверки предприятий;
  2. В назначенную дату издается приказ о контроле конкретной организации;
  3. Инспектор прибывает по адресу фактического расположения компании, предъявляет служебное удостоверение и вручает ответственному лицу копию приказа;
  4. В ходе проверки специалист знакомится с документацией, проверяет, правильно ли произведен расчет квот, а также организацию рабочих «инвалидных» мест, соответствие занимаемых должностей, фактическое наличие работника на своем месте и т.д.;
  5. По мере прохождения проверки формируется акт в двух экземплярах, в котором фиксируются нарушения;
  6. По окончании проверки оба акта подписываются руководителем и проверяющим, затем экземпляры разделяются.

При наличии нарушений руководителю выписывается предписание по их устранению. В нем оговорен разумный срок, в течение которого нарушения должны быть устранены. Затем руководитель организации составляет специальный акт об устранении недочетов и направляет его в Центр занятости.

Видео по теме:

Ответственность и штрафы за нарушения

Если руководитель не устранил нарушения, вмененные контролирующей организацией, либо отказывает инвалиду в устройстве на работу при наличии квотируемых мест и соответствии образования соискателя заявленным требованиям, то в отношении него применяются меры административного воздействия, а именно – штраф от 5 до 10 тысяч рублей (статья 5.42 КоАП РФ).

В случае нарушения сроков предоставления отчетности штраф будет такой:

  • 10-20 тысяч рублей для должного лица;
  • 20-70 тысяч для самой организации (юрлица).

При повторном нарушении штрафы удваиваются.

Местные органы власти могут ужесточить эти санкции, так как выплаты по данным штрафам поступают в региональный бюджет. Поэтому имеется смысл выполнить все требования.

Работодателя контролирующие органы могут привлечь к ответственности и за то, что:

  • На предприятии не создано подходящих рабочих мест;
  • Отсутствует нормативная база;
  • «Инвалидные» места созданы чисто на бумаге без реального выделения квот.

Процент квот определяется в зависимости от размера компании и особенностей ее функционирования.

Инвалиды обычно направляются на потенциальное место работы через местный ЦЗН. При этом должностное лицо должно регулярно направлять в контролирующие организации отчеты об исполнении нормативных требований и количестве принятых на работу инвалидов. За отсутствие квот и документов или срыв сроков сдачи отчета предусмотрен штраф.

Источник: https://invalid.expert/kvotirovanie-rabochih-mest/

Внесены изменения в закон о квотировании рабочих мест для инвалидов

15 декабря 2017, 11:38

Разработан пакет законов, изменяющих регулирование квотирования рабочих мест для инвалидов (законопроект)

  • На пленарном заседании седьмой сессии Законодательного Собрания города Севастополя депутаты рассмотрели законопроект «О внесении изменений в Закон города Севастополя от 5 мая 2015 года № 133-ЗС «О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите».
  • Проект закона города Севастополя подготовлен на основании рекомендаций принятых на совещании в Федеральной службе по труду и занятости с руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в сфере занятости населения, по вопросу квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов от 22-23 июня 2017 года, предложений общественных организаций инвалидов города Севастополя, изучения опыта субъектов Российской Федерации.
  • Цель данного законопроекта — создание условий, направленных на повышение гарантий трудоустройства инвалидов.

Принятие Закона позволит: уточнить понятие «численности» работников предприятия для расчета квоты; изменить методику округления до целого числа количества квотируемых рабочих мест при их расчете, расширить возможности работодателей для выполнения квоты по трудоустройству инвалидов путем аренды рабочего места у другого работодателя.

Этот способ один из наиболее эффективных методов защиты интересов инвалидов и соблюдения экономических интересов работодателя. В компанию, которая использует труд инвалидов и, следовательно, имеет специально оборудованные рабочие места, может обратиться работодатель для их аренды с целью выполнения квоты.

Как правило, договоры аренды рабочих мест заключаются с общественными объединениями инвалидов или специализированными предприятиями, которые за счет такого сотрудничества расширяют сферу своей деятельности.

В этом случае люди с ограниченными физическими возможностями могут эффективно осуществлять порученную им работу на оснащенных соответствующим образом рабочих местах и получать заработную плату за счет средств организации-арендатора.

«Люди с ограничениями по здоровью имеют право на труд, которое гарантировано Конституцией, Трудовым кодексом, но, к сожалению, на практике они встречают довольно много препятствий. Далеко не все работодатели готовы брать на работу инвалидов.

Мы должны создавать условия, чтобы у них была возможность найти нормальную работу, получать за эту работу справедливую зарплату, достигать профессиональных успехов и, что самое важное, жить полной жизнью и чувствовать себя нужными и самодостаточными», — прокомментировал депутат Законодательного Собрания от Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», член Президиума Регионального политического совета Севастопольского регионального отделения Партии Сергей Кравченко.

Депутаты единогласно поддержали проект закона в первом чтении. Срок внесения поправок определили до 1 февраля 2018 года.

Читайте также:  Новый закон защитит предпринимателей от необоснованного ареста

Пресс-служба Севастопольского регионального отделения Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»

Источник: https://sevastopol.er.ru/news/2017/12/15/vneseny-izmeneniya-v-zakon-o-kvotirovanii-rabochih-mest-dlya-invalidov/

В 2020-2025 годах планируется проведение эксперимента по трудоустройству инвалидов на квотируемые рабочие места

Минтруд России подготовил пакет законопроектов, которые направлены на совершенствование механизма установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов.

В частности, вносятся изменения в федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

В настоящее время выполнение квоты возможно лишь путем приема на работу инвалида. При этом действующий механизм выделения рабочих мест для найма инвалидов по квотам вызывает много нареканий как со стороны государственных органов, так и со стороны работодателей.

Действующий механизм в совокупности с нормами, направленными на социальную защиту инвалидов на их рабочем месте, а также в связи с невысокой ответственностью работодателей за невыполнение квот для приема работу инвалидов и неотлаженным механизмом контроля за выполнением соответствующих квот, не удобен работодателям, не однозначен  в выполнении, не позволяет в полной мере использовать потенциал механизма установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов.

Ключевым фактором, обеспечивающим наличие вакантных рабочих мест, является обязанность работодателей принимать на работу инвалидов – установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов зафиксировано в федеральном законе от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Так, работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 % среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 % среднесписочной численности работников.

Таким образом, работодатели в соответствии с установленной квотой обязаны:

  • создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах;
  • создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации;
  • предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

За отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты руководитель организации как должностное лицо может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как показывает опыт работы субъектов Российской Федерации, квотируемые рабочие места в значительной мере не соответствуют профессионально-квалификационной структуре инвалидов, не учитывают их психофизические и иные возможности и не ориентированы на инвалидов, имеющих значительные ограничения по состоянию здоровья и нуждающихся в специально оборудованных (оснащенных) рабочих местах.

С целью совершенствования механизма квотирования рабочих мест для инвалидов Минтруд России подготовил законопроект, в рамках которого в ряде регионов будет проведен эксперимент по введению специального механизма установления и исполнения квоты для приема на работу инвалидов.

Он разработан по аналогии с пакетом федеральных законов, принятых в 2018 году о проведении в некоторых регионах эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».

В качестве «пилотных» были выбраны Республика Саха (Якутия), Воронежская, Орловская, Свердловская и Тверская области, как регионы со средним для Российской Федерации показателем доли работающих в 2018 году инвалидов в общей численности инвалидов трудоспособного возраста.

С целью установления дополнительного способа выполнения квоты в «пилотных» регионах предусматривается введение компенсационной выплаты, что позволит работодателям не искать «обходных» путей для выполнения квоты.

Законопроектом предлагается создавать фонды содействия трудоустройству инвалидов для внесения компенсационной выплаты работодателями как альтернативный вариант выполнения им квоты для приема на работу инвалидов, в случае обоснованной невозможности принятия на соответствующее рабочее место инвалида.

Размер компенсационной выплаты предлагается устанавливать законом субъекта Российской Федерации в бюджете субъекта Российской Федерации на очередной год в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного на уровне Российской Федерации.

Если прожиточный минимум для трудоспособного населения субъекта Российской Федерации выше федерального, то в размере регионального прожиточного минимума для трудоспособного населения.

Такой подход обуславливается необходимостью сохранения единого подхода к размеру компенсационной выплаты в каждом субъекте Российской Федерации, участвующем в эксперименте, а также географических особенностей расположения регионов.

Порядок формирования и использования средств фонда содействия трудоустройству инвалидов планируется устанавливать нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего региона. Согласно предлагаемым изменениям средства фондов могут направляться на:

  • организацию профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования (стажировок) инвалидов для последующего трудоустройства;
  • организацию работодателем профессионального обучения инвалида непосредственно на рабочем месте, включая предоставление инвалиду при необходимости помощи наставника;
  • создание и оборудование специальных (дооснащённых) рабочих мест для инвалидов;
  • стимулирование работодателей к приёму на работу инвалидов, в том числе сверх установленной квоты;
  • организацию стажировки инвалидов молодого возраста, в том числе из числа инвалидов-выпускников образовательных организаций;
  • расходы на осуществление сопровождения при содействии занятости инвалида, в том числе оказание помощи в организации труда инвалида при дистанционной работе или работе на дому.

Законопроектом устанавливается, что квота для трудоустройства инвалидов считается выполненной работодателем в случае  оформления в трудовых отношений с инвалидом и / или осуществления компенсационных выплат в фонд содействия трудоустройству инвалидов, исходя из количества рабочих мест в пределах установленной квоты, на которые не были трудоустроены инвалиды. При этом оформление работодателем трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место, не отнесенное к заквотированным, в рамках проведения настоящего эксперимента считается в счет выполнения квоты для трудоустройства инвалидов.

Кроме того, с целью усиления ответственности работодателей предусмотрено внесение дополнения в Кодекс РФ об административных правонарушениях за неисполнение работодателем в «пилотных» регионах обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой, либо необоснованный отказ работодателя в приеме на работу инвалида, либо неосуществление компенсационных выплат в фонд содействия в трудоустройстве инвалидов в случае нетрудоустройства инвалидов на рабочие места, выделенные для их трудоустройства, путем увеличения штрафных санкций для должностных лиц в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей, на юридических лиц – в размере от 150 тысяч до 300 тысяч рублей.

Проведение эксперимента запланировано на пять лет – с 1 января 2020 года до 31 декабря 2025 года.

Источник: https://rosmintrud.ru/employment/resettlement/13

Госдума рассмотрит три альтернативных законопроекта об изменении условий квотирования рабочих мест для инвалидов

  • 16 февраля Государственная Дума планирует рассмотреть в первом чтении три альтернативных законопроекта об изменении условий квотирования рабочих мест для инвалидов.
  • Во всех трех документах предложено снизить минимальную планку численности работников предприятий, для которых устанавливается соответствующая квота.
  • В соответствии с действующим законодательством, организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов (в процентах к среднесписочной численности работников, но не менее 2 и не более 4 процентов).
  • Законодательное Собрание Ивановской области — автор законопроекта «О внесении изменения в статью 21 Федерального закона „О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ – предлагает установить квоту для предприятий с численностью работников более 35 человек.
  • Законодательное Собрание Республики Карелия, инициировавшее законопроект «О внесении изменений в статью 21 Федерального закона „О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, предложило снизить планку минимальной численности до 30 человек.
  • В законопроекте «О внесении изменения и дополнения в статью 21 Федерального закона „О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, внесенном Законодательным Собранием Санкт-Петербурга и Законодательным Собранием Пензенской области, предложено устанавливать квоту для организаций с численностью работников более 50 человек.

По оценке Комитета по труду и социальной политике, все три законопроекта направлены на улучшение положения отдельных граждан в части повышения уровня занятости инвалидов. При низком уровне жизни данной категории граждан трудоустройство инвалида с ограниченными возможностями не только улучшает материальное обеспечение, но и возвращает человека к активной, полноценной жизни.

Однако Комитет не поддержал инициативы карельских и ивановских законодателей, поскольку они предусматривают серьезное увеличение нагрузки на малый бизнес.

Комитет рекомендовал Госдуме принять в первом чтении законопроект, внесенный Законодательным Собранием Санкт-Петербурга и Законодательным Собранием Пензенской области.

По оценке Андрея Исаева, законопроект «детально прописан» и предусматривает решение еще одной важной проблемы. В соответствии с проектом, в случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов работодатели должны будут ежемесячно вносить в бюджеты субъектов Федерации плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты.

«Должно создаваться рабочее место, — пояснил А.Исаев, — либо субъект Федерации назначает сумму, которая в обязательном порядке уплачивается в его бюджет и идет целевым образом на создание рабочих мест для инвалидов».

Если палата примет законопроект в первом чтении, то ко второму чтению, по словам А.Исаева, можно будет установить на федеральном уровне фиксированный потолок обязательного платежа.

«Нам не хотелось бы дополнительно обременять малый бизнес, — сказал А.Исаев, — но мы считаем, что предприятие, на котором работают 50 человек, относится уже не к малому, а к среднему бизнесу. Такое предприятие вполне может создать одно рабочее место для инвалида».

Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ

Источник: http://duma.gov.ru/news/391/

Лучшие практики ОРВ: ОРВ по законопроекту о квотировании рабочих мест | Оценка регулирующего воздействия

ОРВ законопроекта о квотировании рабочих мест

  • Департаментом по
    труду и занятости населения Свердловской области разработан проект Закона
    Свердловской области «О содействии занятости населения в Свердловской области».
  • В соответствии с
    положениями проекта Закона кроме существующей сегодня нормы об установлении для
    предприятия с численностью более 100 человек квоты для приёма на работу
    инвалидов в размере трёх процентов среднесписочной численности работников
    устанавливается норма об установлении аналогичной квоты в размере двух
    процентов для предприятия с численностью работников от 35 до 100 человек.
  • Право
    установления субъектом Российской Федерации дополнительной квоты предусмотрено
    федеральным законодательством.
  • Как описал
    существующую проблему разработчик проекта акта:
  • «В 2014 году
    произошло существенное снижение размера установленной квоты для организаций,
    осуществляющих деятельность в сфере:
  • —  добычи полезных ископаемых – в 4,6 раза;
  • — строительстве
    – 2,3 раза;
  • — обрабатывающих
    производств – 2,1 раза.
  • Причиной таких
    резких изменений стало внесение изменений в порядок исчисление квоты
    (исключение из среднесписочной численности работающих во вредных и опасных
    производствах).

По состоянию на
01.01.2015 в органах службы занятости Свердловской области было
зарегистрировано 2852 инвалида, ищущих работу.

Проблема
существующего механизма квотирования заключается в том, что основная масса
работодателей, действующих на территории Свердловской области, имеет штатную
структуру порядка 20-70 человек.

Поэтому
количество рабочих мест, подлежащих квотированию для трудоустройства инвалидов,
остается незначительным и не позволяет в полной мере обеспечивать гарантии
занятости инвалидов. То есть, при существующем механизме квотирования не во
всех организациях существуют заквотированные рабочие места, в связи с чем
инвалиды зачастую не в состоянии трудоустроится на данные рабочие места.

Большую часть
работодателей с численностью работников от 35 до 100 человек составляют
учреждения в сфере образования, культуры, спорта, здравоохранения и социальной
защиты, а также организации в сфере торговли, предоставления услуг, условия
труда в которых более приемлемы для инвалидов. 
Установление квоты для таких работодателей позволит обеспечить
дополнительные гарантии занятости инвалидов.

Таким образом,
предлагается воспользоваться правом, установленным Федеральным законом от 24
ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации», и установить обязанность работодателей, численность работников
которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, по
квотированию рабочих мест для инвалидов.

Количество
работодателей с численностью работников свыше 100 человек, представляющих в
центры занятости сведения о выполнении квоты, на 01.01.2015. составляло 1595.

Читайте также:  Правила регистрации по месту жительства для граждан рф

По данным Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования
Российской Федерации на 1 января 2014 года количество представивших отчетность
страхователей со среднесписочной численностью от 35 до 100 человек составило
более 6 300 единиц.

  1. В случае
    принятия законопроекта планируемое число работодателей, обязанных квотировать
    рабочие места для инвалидов составит около 7 800 единиц.»
  2. В ходе
    проведения предварительной оценки регулирующего воздействия проекта Закона в
    адрес Департамента по труду и занятости населения от общественных организаций,
    представляющих интересы предпринимательского сообщества (Свердловский областной
    союз промышленников и предпринимателей, Свердловское региональное отделение
    Общероссийской общественной организации «Деловая Россия») поступили мнения о
    нецелесообразности принятия проекта Закона.
  3. По результатам
    публичных консультаций, изучив мнение представителей бизнес-сообщества по
    данному вопросу и представленные обоснования, Департаментом по труду и
    занятости населения Свердловской области принято решение об отказе от принятия
    проекта.

Данное решение
размещено на официальном сайте для проведения публичных консультаций
«Административная реформа в Свердловской области» (http://ar.gov66.ru/article/konsultaciiso).

Источник: http://orv.pba.su/Content/Item?n=10058

Парламент РТ принял закон о квотировании рабочих мест для инвалидов во втором чтении

21 апреля прошло заседание Госсовета Татарстана, на котором во втором чтении был принят законопроект об изменениях в Закон РТ «О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите». Об этом сообщает «Татар-информ».

За изменения в законе в первом чтении депутаты Госсовета РТ проголосовали в конце марта. Суть законопроекта заключается в том, что предприятия Татарстана, чья среднесписочная численность составляет от 35 до 100 человек, должны трудоустраивать к себе инвалидов — не более 3% от общего количества своих сотрудников.

DK.RU напоминает, что разработанный министерством труда, занятости и соцзащиты РТ проект закона понравился не всем. Некоторые предприниматели и уполномоченный по защите их прав при президенте РТ Тимур Нагуманов оказались в лагере противников документа.

Представители минтруда настаивали на том, что бизнес обязан создать условия для трудоустройства инвалидов. Г-н Нагуманов, в свою очередь, парировал, что введение квот станет еще одной карательной и обязывающей мерой для предпринимателей вместо необходимого стимулирования.

Как и ожидалось, после принятия законопроекта во втором чтении Тимур Нагуманов вновь высказал своё несогласие: 

«С учетом складывающейся экономической ситуации, а также с учетом необходимости создания благоприятного делового климата для развития малого и среднего бизнеса на территории Республики Татарстан, установление квот считаю преждевременным. Предлагаю данный вопрос отдельно рассмотреть в ходе дальнейшей законопроектной работы, направленной на разработку мер по стимулированию привлечения инвалидов субъектами предпринимательской деятельности».

DK.RU уже писал о том, что руководители казанских компаний и без закона готовы к этому, но с регулированием согласны не все.

Наталья Реснянская, генеральный директор сети детских садов «Егоза»

У нас работают инвалиды, которые могут вести трудовую деятельность. И на собеседования к нам часто они приходят. Другое дело, что обязывать компании принимать на работу – неправильно.

Инициатива сверху ни к чему хорошему не приведёт, а может стать барьером для развития бизнеса, в том числе может привести к созданию на предприятиях фиктивных рабочих мест. Либо эта инициатива не будет рабочей. У каждой деятельности — своя специфика, свои требования. Есть перечень работ, на которые инвалиды могут быть допустимы.

А если это предприятие, связанное с командировками, разъездами, то принять туда инвалида – нельзя, ведь это риск для здоровья. Ведь не может же каждая компания создать рабочие места конкретно под эту категорию людей. У  нас даже в городе не создано безбарьерной среды, доступной для перемещения инвалидов.

К тому же, ментально ещё общество не всегда готово воспринимать правильно человека-инвалида. Поэтому выбор каждое предприятие должно делать индивидуально: подпирать условия труда, вакансию.

Справка

В декабре 2013 года в федеральное законодательство были внесены изменения, согласно которым при исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда.

Потому необходимо приведение законодательства Республики Татарстан в соответствие с федеральным. Для работодателей, уклоняющихся от создания рабочих мест для инвалидов, предусмотрены штрафы от 5 тыс. до 10 тыс. рублей.

Штрафы налагаются лишь на тех работодателей, которые отказывают в трудоустройстве инвалидам в пределах установленной квоты.

Источник: https://www.dk.ru/news/parlament-rt-prinyal-zakon-o-kvotirovanii-rabochix-mest-dlya-invalidov-vo-vtorom-chtenii-236850485

Федеральный закон от 23.02.2013 N 11-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу квотирования рабочих мест для инвалидов"

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

  • О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
  • В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • ПО ВОПРОСУ КВОТИРОВАНИЯ РАБОЧИХ МЕСТ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ
  1. Принят
  2. Государственной Думой
  3. 15 февраля 2013 года
  • Одобрен
  • Советом Федерации
  • 20 февраля 2013 года

Статья 1

Абзац третий пункта 3 статьи 25 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 года N 36-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 18, ст. 565; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст. 1915; 2001, N 53, ст. 5024; 2003, N 2, ст. 160; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 1, ст. 10; 2007, N 1, ст. 21; 2008, N 52, ст. 6242; 2009, N 52, ст. 6443; 2011, N 49, ст. 7039) после слова «(должностей),» дополнить словами «созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах,».

Статья 2

Статью 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2007, N 26, ст. 3089) изложить в следующей редакции:

«Статья 5.42. Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости

  1. 1. Неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты —
  2. влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
  3. 2. Необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.».

Статья 3

Пункт 1 части второй статьи 24 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4563; 1998, N 31, ст. 3803; 2001, N 53, ст. 5024; 2002, N 1, ст. 2; 2003, N 43, ст. 4108) изложить в следующей редакции:

«1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах;».

  • Президент
  • Российской Федерации
  • В.ПУТИН
  • Москва, Кремль
  • 23 февраля 2013 года
  • N 11-ФЗ

Источник: https://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-23022013-n-11-fz-o/

ГОСНОВОСТИ.РФ › Законопроект о квотировании рабочих мест для несовершеннолетних предложено доработать

Аппаратом Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ярославской области предложено доработать проект регионального закона «О квотировании рабочих мест для трудоустройства несовершеннолетних граждан в Ярославской области» как содержащий положения, вводящие избыточные обязательства для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Законопроект, внесенный в Ярославскую областную Думу группой депутатов  в ноябре 2018 года, направлен на решение проблемы трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, которые проживают на территории региона и испытывают трудности в поиске работы.

Льготы работникам моложе 18 лет, в том числе, при квотировании рабочих мест для трудоустройства, предусмотрены федеральным законодательством. Сейчас нормативный правовой акт, определяющий сам механизм квотирования, на территории региона отсутствует. В ряде других субъектов РФ – г.

Москва, Московской, Белгородской, Новгородской и других областях – аналогичные законодательные акты приняты.

Новый законопроект предусматривает установление квоты для трудоустройства подростков в возрасте от 14 до 18 лет. Это значит, что работодатели региона, имеющие среднесписочную численность сотрудников не менее 50-ти, обязаны установить квоту в размере 1% от общего числа работников.

Предполагается, что регулирование не коснется организаций, находящихся в стадии банкротства, ликвидации и реорганизации, общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций,  религиозных организаций, органов государственной власти, местного самоуправления, ГУПов и МУПов.

Однако нужно учесть, что принятие нового закона повлечет за собой и дополнительные издержки для предпринимательского сообщества: это затраты на специальную оценку условий труда, ежегодные медосмотры, ежемесячная отчетность в учреждения службы занятости и строгое соблюдение прочих требований, предъявляемых к трудоустройству несовершеннолетних.

«Мы считаем, что для работодателей с установленной квотой необходимо предусмотреть меры стимулирующего характера с учетом их потребностей и в пределах имеющихся бюджетных ассигнований на финансовый год.

Это своеобразная компенсация материальных затрат работодателей, которые неизбежно возникнут с исполнением требований закона.

Также мы предложили предусмотреть переходный период для формирования организационно-правовой базы – ведь сама процедура создания рабочих мест для несовершеннолетних  граждан и ряд ограничений в отношении их трудоустройства требуют от потенциальных работодателей определенных временных и финансовых затрат.

К сожалению, органом-разработчиком наши предложения учтены не были: для установления мер стимулирующего характера нет финансовой возможности, а переходный период депутаты не сочли необходимым.

Еще один момент – в пояснительной записке к законопроекту нет ни экономического обоснования, ни обоснования потребности создания таких рабочих мест на постоянно действующей основе, а не в летний период, когда подростки находятся на каникулах. Саму инициативу, как способствующую повышению занятости молодежи в свободное от учебы время, я поддерживаю, но она нуждается в серьезной доработке», — считает бизнес-омбудсмен Альфир Бакиров.

Данный законопроект был рассмотрен на заседании Консультативного совета по оценке регулирующего воздействия в конце декабря 2018 года с участием Уполномоченного, представителей Правительства Ярославской области, Ярославской областной Думы, Торгово-промышленной палаты Ярославской области и других ведомств, которые также оценили документ положительно, предложив доработать его по ряду позиций. Департаментом экономики и стратегического планирования Ярославской области в заключении об ОРВ проекта закона сделан вывод об отсутствии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования.

Комитетом по образованию, культуре, туризму, спорту и делам молодежи областной Думы принято решение создать рабочую группу по доработке законопроекта. Планируется, что он будет рассмотрен на очередном заседании Думы 15 февраля.

Сообщение Законопроект о квотировании рабочих мест для несовершеннолетних предложено доработать появились сначала на Бизнес-Омбудсмен.

Эта публикация на сайте бизнес-омбудсмена

Источник: https://gov-news.ru/news/885256

Ссылка на основную публикацию