Предлагается уточнить право инспекторов труда на беспрепятственное посещение работодателей при проверках

Предлагается уточнить право инспекторов труда на беспрепятственное посещение работодателей при проверкахИнспекторам труда предоставят право приходить с проверкой беспрепятственно и без предупреждения

Гоструда обнародовало доработанный проект постановления КМУ «Некоторые вопросы реализации статьи 259 Кодекса законов о труде Украины и статьи 34 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине».

Данным документом будут утверждены:

  • Порядок осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде;
  • Порядок осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства о труде;
  • Положение о порядке выдачи должностным лицам исполнительных органов городских советов городов областного значения и сельских, поселковых, городских советов объединенных территориальных общин удостоверений инспектора труда.

В проекте этого документа так и осталась норма, согласно которой инспекторы труда при наличии служебного удостоверения имеют право беспрепятственно, без предварительного уведомления осуществлять инспекционные посещения, в т.ч.

при проведении инспекционных посещений по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений при наличии соответствующих оснований, самостоятельно беспрепятственно, без предварительного уведомления и в любое время суток проходить в любые производственные, служебные, административные помещения объекта посещения, в которых используется наемный труд.

  • Инспекционные посещения будут проводиться, в частности, по информации:
  • 1) Госстата и его территориальных органов о наличии задолженности по выплате заработной платы;
  • 2) ГФС и ее территориальных органов относительно:
  • несоответствия количества работников работодателя объемам производства (выполненных работ, предоставленных услуг) средним показателям по соответствующему виду экономической деятельности;
  • фактов нарушения законодательства о труде, выявленных при осуществлении контрольных полномочий;
  • фактов осуществления хозяйственной деятельности без государственной регистрации в порядке, установленном законом;
  • работодателей, имеющих задолженность по уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование;

3) ПФУ и его территориальных органов относительно:

  • работодателей, которые начисляют заработную плату меньше минимальной;
  • работодателей, у которых касательно работников отсутствует уведомление о приеме на работу;
  • работодателей, у которых в течение месяца количество работников, которые трудятся на условиях неполного рабочего времени, увеличилось на 20 и более процентов;
  • работников, выполняющих работы (предоставляющих услуги) по гражданско-правовым договорам у одного работодателя свыше года;
  • работодателей, по которым у работников отсутствуют начисления заработной платы в отчетном месяце (отпуск без сохранения заработной платы без соблюдения требований Кодекса законов о труде Украины и Закона Украины «Об отпусках»;
  • работодателей, у которых в течение года не повышалась заработная плата или сумма повышения меньше суммы начисленной индексации;
  • работодателей, у которых 30 и более процентов работников трудятся на условиях гражданско-правовых договоров;
  • работодателей с численностью 20 и более работников, у которых в течение месяца произошло сокращение на 10 и более процентов работников.

Источник: Интерактивная бухгалтерия – не забудьте оформить подписку на любимое издание!

Инспекторам труда предоставят право приходить с проверкой беспрепятственно и без предупреждения обновлено: Апрель 21, 2017 автором: adminИнспекторам труда предоставят право приходить с проверкой беспрепятственно и без предупреждения

Источник: https://ibuh.info/ru/inspektoram-truda-predostavyat-pravo-prixodit-s-proverkoj-besprepyatstvenno-i-bez-preduprezhdeniya

Права работодателя при проведении проверки трудовой инспекцией | первый консалтинговый центр

Права работодателя при проведении проверки установлены нормами ст.21 Закона № 294-ФЗ и п.8 Административного регламента.

  • Работодатель вправе:
  • 1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки.
  • Трудовые инспекторы, в свою очередь, не вправе осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя.

Исключение из этого правила – причинение вреда жизни и здоровью граждан (ст. 15 Закона № 294-ФЗ).

  1. Однако работодателю не стоит злоупотреблять этим правом, то есть создавать формальные препятствия для проведения проверки.
  2. 2) получать от трудовой инспекции (трудового инспектора) информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Законом № 294-ФЗ.
  3. В этой связи работодатель вправе:
  • ознакомиться со служебным удостоверением трудового инспектора (п.4 ст. 12 Закона № 294-ФЗ);
  • потребовать у трудового инспектора копию распоряжения (приказа) руководителя (заместителя руководителя) трудовой инспекции, в котором должны быть отражены: полномочия проводящих выездную проверку лиц, цели, задачи, основания проведения выездной проверки, виды и объем мероприятий по контролю, сроки и условия проведения проверки. Эта копия должна быть заверена печатью трудовой инспекции (п.З ст. 14 Закона № 294-ФЗ);
  • в целях подтверждения полномочий проверяющих лиц работодатель вправе потребовать представить информацию о трудовой инспекции, а также об экспертах, экспертных организациях;
  • Первый Консалтинговый Центр оказывает полный перечень услуг по аудиту соблюдения трудового законодательства (подробнее…)
  • 3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями трудовых инспекторов;
  • 4) обжаловать действия (бездействие) трудовых инспекторов, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.
  • Теперь остановимся на тех правилах, которые работодатель обязан соблюдать при проведении проверки.

Итак, при выездной проверке работодатель обязан предоставить трудовым инспекторам возможность беспрепятственного доступа в используемые при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения (п.5 ст. 12 Закона № 294-ФЗ).

И при выездной, и при документарной проверке работодатель обязан представить документы, необходимые для проверки.

При документарной проверке работодатель представляет копии документов в ответ на запрос трудовой инспекции. Срок представления запрашиваемых документов – 10 дней со дня получения запроса (п.5 ст. 11 Закона № 294-ФЗ).

При выездной проверке работодатель обязан предоставить трудовым инспекторам, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки.

Отметим, что такая обязанность возникает у работодателя только в том случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки (п.5 ст.12 Закона № 294-ФЗ).

Кроме того, при проведении проверки работодатель обязан обеспечить присутствие руководителей (иных должностных лиц, уполномоченных представителей) организации. Индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей (ст.25 Закона № 294-ФЗ, п.8 Административного регламента).

  1. Другие материалы по теме:
  2. ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ
  3. ПЛАНОВЫЕ ПРОВЕРКИ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ
  4. ВНЕПЛАНОВАЯ ПРОВЕРКА ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ
  5. ВЫЕЗДНЫЕ ПРОВЕРКИ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ
  6. ДОКУМЕНТАРНЫЕ ПРОВЕРКИ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ
  7. ОСНОВНЫЕ ПРАВА ТРУДОВЫХ ИНСПЕКТОРОВ
  8. ОБЖАЛОВАНИЕ АКТА ПРОВЕРКИ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ
  9. ОСПАРИВАНИЕ ПРЕДПИСАНИЯ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ В СУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ
  10. ПРОТОКОЛ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ О ВЫЯВЛЕННЫХ НАРУШЕНИЯХ
  11. ПОРЯДОК ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ ТРУДОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ
  12. СРОК ДАВНОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
  13. ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ ТРУДОВЫХ СПОРОВ
  14. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
  15. КОГДА РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРКИ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ МОЖНО ОТМЕНИТЬ
  16. МАЛОЗНАЧИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ
  17. ТРУДОВОЙ ДОГОВОР
  18. ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ РАБОТОДАТЕЛЕЙ

Источник: https://1consultcenter.ru/prava-rabotodatelya-pri-provedenii-proverki-trdovoy-inspektsiyey/

На что в первую очередь обращают внимание инспекторы труда в ходе проверок? Каковы основные нарушения трудового законодательства, выявляемые при проверках государственной трудовой инспекции?

Все зависит от того, какая именно предстоит проверка — плановая или внеплановая (по жалобе, заявлению работников либо информации, поступившей из правоохранительных органов, органов государственной власти и т. п.).

Читайте также:  Вступил в силу закон о противодействии хищению денежных средств с банковских счетов

В любом случае инспектор обязательно обратит внимание на оформление трудовых отношений, ведение учета рабочего времени, установление и выплату зарплаты. Данные три группы нарушений трудового законодательства являются наиболее распространенными.

Рассмотрим их подробнее.

Трудовые договоры с работниками инспекторы изучают особенно тщательно. Основные нарушения здесь связаны со следующим:

1) несоблюдение письменной формы заключаемых трудовых договоров;

2) подмена трудовых договоров гражданско-правовыми соглашениями о труде (договорами подряда, возмездного оказания услуг и т. п.);

  • 3) отсутствие в трудовых договорах ряда обязательных условий, в частности, указания трудовой функции, оплаты труда, характеристик условий труда, режима труда и отдыха, видов и условий социального страхования;
  • 4) заключение срочных договоров на выполнение работ, носящих очевидно постоянный характер и не подпадающих под ст. 59 ТК РФ;
  • 5) установление испытательного срока для руководителей организаций и их заместителей, главных бухгалтеров и их заместителей, руководителей филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений организаций более шести месяцев, а для остальных сотрудников — более трех месяцев;
  • 6) неознакомление сотрудников с приказами о приеме на работу;
  • 7) прием на работу без оформления трудовых книжек;
  • 8) включение в трудовые договоры норм, ухудшающих положение работников по сравнению с действующим законодательством. Например, внесение в указанный договор условий о том, что при невыполнении работником должностной инструкции работодатель может сократить размер зарплаты за текущий месяц, о возможности для работодателя в одностороннем порядке вносить изменения и дополнения в трудовой договор;
  • 9) невыдача одного экземпляра трудового договора на руки сотруднику;
  • 10) неознакомление сотрудников при приеме на работу с действующими в организации правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями и иными локальными нормативными актами, имеющими отношение к трудовой функции работника, коллективным договором.

Добавим, что использовать в трудовом договоре формулировки «с оплатой согласно штатному расписанию» без точного указания размера оклада (тарифной ставки) нельзя — это нарушает положения ст. 57 ТК РФ.

Устанавливать на период испытательного срока меньшую зарплату тоже неверно — не соблюдается требование ст. 132 ТК РФ о равной плате за равный труд.

В срочном трудовом договоре нужно в обязательном порядке указывать основание его срочности (ст. 59 ТК РФ).

Ко второй группе (учет рабочего времени) относятся, например, такие нарушения:

1) в учреждении отсутствуют графики отпусков;

К сведению. График отпусков должен быть утвержден не позднее чем за две недели до наступления календарного года (ст. 123 ТК РФ).

  1. 2) работникам предоставляются денежные компенсации взамен неиспользованных дней очередного оплачиваемого отпуска (исключением здесь является предоставление компенсации при увольнении);
  2. 3) привлечение сотрудников к сверхурочной работе не подкреплено приказом по учреждению;
  3. 4) не получено согласие сотрудника на работу в выходные и праздники.
  4. В части оплаты труда (третья группа) проблемными моментами, как правило, являются:
  5. 1) несвоевременная выплата зарплаты;
  6. 2) выплата зарплаты один раз в месяц;
  7. 3) непредоставление работнику расчетного листа;
  8. 4) форма расчетного листа, не утвержденная руководителем учреждения;
  9. 5) задержки расчета с уволенными работниками, невыплата денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении;
  10. 6) ошибки в оплате труда при совмещении профессий и исполнении обязанностей временно отсутствующего работника, при работе в выходные и нерабочие праздничные дни, ночное время, а также ошибки в начислении и выплате отпускных, оплате сверхурочных работ;
  11. 7) выплата вознаграждения в виде премий, надбавок работникам, не урегулированная внутренним локальным актом учреждения (положением об оплате труда).
  12. Кроме того, трудовой инспектор будет изучать внутренние локальные акты учреждения — коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда и премировании, положение о защите персональных данных и др.
  13. Таким образом, при подготовке к визиту трудового инспектора целесообразно провести сплошную проверку внутри учреждения на предмет выявления нарушений трудового законодательства.

Источник: http://info-personal.ru/konsultacyu/na-chto-v-pervuyu-ochered-obrashhayut-vnimanie-inspektory-truda-v-xode-proverok-kakovy-osnovnye-narusheniya-trudovogo-zakonodatelstva-vyyavlyaemye-pri-proverkax-gosudarstvennoj-trudovoj-inspekcii/

Как правильно пожаловаться в Государственную инспекцию труда на работодателя

Подробности Категория: Прокуратура Опубликовано: 16.03.2016 15:00 Администратор Просмотров: 1941

Государственная трудовая инспекция (ГИТ) является территориальным органом Федеральной службы по труду и занятости, осуществляющим надзорные функции в области соблюдения трудового законодательства.

Когда нужно обращаться в трудовую инспекцию?

Согласно ст. 356 ТК РФ и Положению о Федеральной службе по труду и занятости (утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г.

N 324), к функциям и полномочиям ГИТ относятся:- восстановление нарушенных трудовых прав граждан;- беспрепятственное посещение в любое время суток работодателей в целях проведения проверки;- получение от них документов, объяснений и информации;- изъятие для анализа образцов используемых или обрабатываемых материалов и веществ;- расследование несчастных случаев на производстве;- направление в суды требований о ликвидации юридических лиц;- рассмотрение дел об административных правонарушениях;

— иные действия и полномочия.

С целью разрешения практически любого трудового спора работник вправе обратиться и в инспекцию, и в суд.

Исключение составляют споры о восстановлении на работе, изменении формулировки причины увольнения и его даты, переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы за нижеоплачиваемую работу, о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке персональных данных. Они рассматриваются исключительно судом (ст. 391 ТК РФ).

Особенностью рассмотрения трудовой инспекцией заявлений работников является то, что сроки давности по трудовым спорам исчисляются судом вне зависимости от обращения в трудовую инспекцию. Поэтому часто рекомендуют обращаться сразу в суд, так как в случае принятия решения инспекцией не в пользу работника в судебной защите ему может быть отказано по указанной причине.

В то же время, в обязанности ГИТ входит консультирование граждан по вопросам трудового права (Приказ Минтруда и соцзащиты от 3 сентября 2014 г. N 603н). Кроме того, трудовые инспекторы вправе выдавать работодателю предписания об устранении нарушений и привлекать его к административной ответственности.

Как оформить обращение в трудовую инспекцию?

Порядок предоставления услуги по консультированию граждан по вопросам соблюдения трудового законодательства установлен Административным регламентом (утв. Приказом Минтруда и соцзащиты от 3 сентября 2014 г. N 603н).

Обращение в трудовую инспекцию направляется в письменном или электронном виде, а также может быть сделано устно на личном приеме. Если оно письменное, то в течение 3-х дней должно быть зарегистрировано и еще через 30 дней на него дается ответ.

При наличии информации, свидетельствующей о нарушении трудовых прав заявителя, ему должны предложить заполнить заявление о проведении проверки в целях принятия надлежащих мер по устранению допущенных нарушений и восстановлению нарушенных прав (п.60 регламента).

Читайте также:  Новый порядок назначения адвоката по уголовному делу в качестве защитника

Также работник вправе сделать запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со ст. 219 ТК РФ. Если после устной консультации остались вопросы, необходимо заполнить заявление по форме, приведенной в приложении 3 регламента.

Если решение вопросов гражданина не в компетенции Роструда, ему разъясняют в какой форме и куда обратиться, либо перенаправляют заявление по подведомственности в течение 7 дней. Обжаловать действия (бездействие) инспекции можно руководителям территориальных отделений и в Министерстве труда.

Когда работодатель привлекается к административной ответственности?

Должностные лица Роструда уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных ст. 23.12, пп.16 п.2 ст. 28.3 КоАП РФ:- отказ в заключении трудового договора при фактическом допущении к работе (п.2 ст. 5.

27, штраф до 20 000 рублей);- уклонение или ненадлежащее оформление договора, в том числе заключение договора, фактически регулирующего трудовые отношения (п.3 ст. 5.27, штраф до 100 000 рублей);- нарушения, связанные с коллективными договорами (ст.ст. 5.28-5.

34);- нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда (ст. 14.54 КоАП РФ, штраф до 100 000 рублей);- сокрытие наступления страхового случая при обязательном соцстраховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст. 15.

34, штраф до 10 000 рублей);- невыполнение в срок законного предписания инспектора (ст. 19.5, штраф до 20 000 рублей);

— иные нарушения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (п.1 ст. 5.27, штраф до 50 000 рублей).

Кроме того, работодатель обязан в силу предписания трудовой инспекции привлекать виновных в нарушениях трудового законодательства к дисциплинарной ответственности или отстранять их от должности в установленном порядке (ст. 357 ТК).

Источник: http://www.yashrn.ru/dokumenty/images/Files/npa/npa/2016/may/188-p.doc

  • Если конфликтный работник инициировал проверку — что нужно знать работодателю
  • Юлия Чумаченко,
  • партнер Юридической фирмы
  • «AEQUITAS»
  • Юлия Баденко,
  • юрист Юридической фирмы
  • «AEQUITAS»
  • Эксперт Казахстан — 2015 — №14.

Практически в каждой компании есть работник, которого всегда что-то не устраивает. По его мнению, работодатель только и думает, как бы не доплатить или иным образом нарушить его права. Любимая тактика таких работников — заваливать жалобами государственные органы. При этом идти в суд они не спешат, так как это гораздо труднее и накладнее.

В итоге компанию могут проверять чуть ли не еженедельно.

Помимо «беспокойства», связанного с вмешательством с текущую деятельность компании в ходе проверок, существует риск того, что если государственные органы необоснованно согласятся с доводами работника, они обяжут работодателя устранить нарушения.

И тогда неприятности работодателя, если он, конечно, не намерен мириться с «происками» работника и некомпетентностью проверяющих органов, выходят уже на иной уровень — судебной защиты своих нарушенных прав, что влечет дополнительные временные и материальные затраты.

  1. В условиях экономического кризиса, когда массовые увольнения становятся обычной практикой, а недовольных работников все больше, в этой вечной борьбе за правду побеждает тот, кто владеет актуальной и объективной информацией о своих правах.
  2. Чтобы работодатель чувствовал себя уверенно и не пасовал перед проверяющими, предлагаем своеобразную шпаргалку в форме вопросов и ответов, дающую работодателю общее представление об основных деталях проверки, на которые стоит обратить внимание.
  3. Какие государственные органы могут прийти с проверкой, и в какой срок обязаны уведомить работодателя?
  4. Принимая во внимание наличие конфликта с работником, в первую очередь может иметь место проверка со стороны инспекции труда, либо проверка, инициированная прокуратурой, как со стороны налоговых органов, так и со стороны органов, курирующих сферу деятельности компании.
  5. Прядок назначения проверки состоит в следующем:
  6. · Проверка проводится на основании акта о назначении проверки государственным органом (далее — Акт).

В Акте должны быть указаны правовые основания проведения проверки и перечислены нормативные правовые акты, требования которых проверяются.

Проверка может проводиться только теми должностными лицами, которые указаны в Акте. Наличие Акта и сведений о его регистрации — обязательно.

Постфактум Акт может быть предъявлен и (или) зарегистрирован только в исключительных установленных законодательством случаях.

  • · Акт в обязательном порядке регистрируется в уполномоченном органе по правовой статистике и специальным учетам.
  • Исключением являются внеплановые проверки государственной инспекции труда по соблюдению требований в области безопасности и охраны труда в случае возникновения угрозы жизни и здоровью работников, а также встречные налоговые проверки.
  • · О начале проведения проверки компания получает уведомление.

О проведении проверки, как правило, контролирующий орган уведомляет проверяемого субъекта не менее чем за 30 дней, а о проведении внеплановой проверки — не менее чем за сутки (за некоторым исключением) до начала самой проверки с указанием предмета проведения проверки. Извещение производится путем направления оригинального письменного уведомления нарочно, почтой или факсом.

  1. Случаи, когда проверки могут быть без уведомлений работодателя
  2. Без уведомления могут быть проведены только внеплановые проверки в следующих случаях:
  3. · по вопросам производства (формуляции), транспортировки, хранения, реализации и применения фальсифицированных пестицидов (ядохимикатов), а также производства, закупки, транспортировки, хранения, реализации фальсифицированных лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники;
  4. · на объектах или у субъектов, находящихся на значительном отдалении от места расположения органов контроля и надзора.

Дополнительно отметим, что иной формой контроля за деятельностью компаний-работодателей со стороны государственной инспекции по труду, носящей профилактический характер и не влекущей привлечение к административной ответственности, является посещение. Оно осуществляется без уведомления и регистрации в уполномоченном органе по правовой статистике и специальным учетам, как это предусмотрено при проведении внеплановых государственных проверок.

  • Каковы основания проверки работодателя?
  • При этом проверки делятся на следующие виды:
  • Проверки, проводимые по особому порядку — проверки, назначаемые на основе оценки степени риска в отношении конкретного проверяемого субъекта (объекта); такие проверки проводятся установленной периодичностью по утвержденному полугодовому плану проведения проверок.
  • Выборочные — проверки, назначаемые в отношении конкретного проверяемого субъекта (объекта) на основе оценки степени риска, по результатам анализа отчетности, результатов иных форм контроля.
  • Внеплановые — проверки, назначаемые по конкретным фактам и обстоятельствам, послужившим основанием назначения проверки, в отношении конкретного проверяемого субъекта (объекта).
  • Основаниями внеплановой проверки являются:
  • · контроль исполнения предписаний;
  • · обращения физических и юридических лиц по конкретным фактам о возникновении угрозы причинения или причинения вреда законным интересам третьих лиц;
  • · обращения физических и юридических лиц, права которых нарушены;
  • · поручения органов прокуратуры (или обращения государственных органов) по конкретным фактам причинения вреда законным интересам третьих лиц, государству;
  • · встречная или повторная проверка;
  • · поручение органа уголовного преследования;
  • · обращения субъекта — налогоплательщика;
  • · подача проверяемым субъектом уведомления о начале осуществления деятельности (действий) в порядке, установленном Законом «О разрешениях и уведомлениях».
Читайте также:  Регулирование предпринимательской деятельности

Внеплановой проверке подлежат факты и обстоятельства, выявленные в отношении конкретных субъектов (объектов) и послужившие основанием для назначения данной проверки. Внеплановые проверки не проводятся в случаях анонимных обращений.

Учитывая вышеизложенное, бывшим работником может быть подано заявление о проведении только внеплановой проверки, с обязательным изложением в заявлении факта возникновения угрозы причинения или причинения вреда законным интересам третьих лиц или о нарушениях его прав, с приложением подтверждающих документов. Срок рассмотрения подобных заявлений — 15 рабочих дней. По итогам рассмотрения заявления и приложенных к нему документов орган контроля и надзора может назначить или не назначить внеплановую проверку.

  1. Проверка может проводиться путем:
  2. · посещения проверяемого субъекта (объекта) должностным лицом государственного органа;
  3. · запроса необходимой информации, касающейся предмета проверки;
  4. · вызова проверяемого субъекта с целью получения информации.
  5. Какие сроки исковой давности для обращения работника с жалобой?
  6. Согласно Трудовому кодексу (ст. 172) работник вправе обратиться в согласительную комиссию или суд за защитой нарушенных прав в следующие сроки:
  7. · по спорам о восстановлении на работе — в течение трех месяцев со дня вручения копии акта работодателя о расторжении трудового договора;
  8. · по другим трудовым спорам — в течение одного года с того дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
  9. Какой-либо специальной номы закона о сроках обращения работника в инспекцию труда или иной уполномоченный орган с жалобой, к сожалению, нет.

Сложилась, на наш взгляд, порочная практика, согласно которой сроки исковой давности, указанные в ст. 172 Трудового кодекса, применяются только в целях обращения в суд, тем самым предоставляя работнику возможность жаловаться в инспекцию труда в любой момент, даже много лет спустя после увольнения из компании, фактически злоупотребляя правом на защиту со стороны государства.

Представляется вполне оправданным, что вышеуказанные сроки исковой давности распространяются также и на случаи обращения работника в инспекцию труда или иные уполномоченные органы с жалобой.

И основным доводом в обоснование такой позиции является то, что инспектор труда выдает предписание об устранении работодателем допущенных им нарушений с целью защиты нарушенного права работника, подавшего жалобу. И для защиты такого права ст.

172 Трудового кодекса предусматривает соответствующие сроки. Поэтому, действуя в интересах работника, инспектор труда обязан соблюдать эти сроки.

  • Однако в силу недостаточной урегулированности этого вопроса законодательством он остается пока спорным и может являться предметом отдельного исследования.
  • Какие есть права у проверяющих инспекторов и что они могут требовать на законных основаниях от работодателя/должностного лица?
  • Проверяющие должностные лица имеют право:
  • · беспрепятственного доступа на территорию и в помещения проверяемого субъекта (объекта) при предъявлении документов;
  • · получать документы (сведения) на бумажных и электронных носителях либо их копии для приобщения к акту о результатах проверки, а также доступ к автоматизированным базам данных (информационным системам) в соответствии с задачами и предметом проверки;
  • · привлекать специалистов, консультантов и экспертов государственных органов и подведомственных организаций.
  • Проверяющим запрещается предъявлять требования и обращаться с просьбами, не относящимися к предмету проверки.
  • Какие права есть у проверяемых субъектов?
  • Проверяемый субъект может отказать в проверке, в том числе, когда:

· нет основания для проведения проверки, т.е. основание в Акте не указано, либо у субъекта (владельца объекта) имеются большие сомнения в существовании таких оснований;

  1. · Акта не существует или Акт не предъявлен субъекту (владельцу объекта);
  2. · субъекта (владельца объекта) не уведомили о проведении проверки в установленный срок;
  3. · проверка, проводимая по особому порядку, была уже проведена (не соблюдена периодичность проведения разрешенных проверок);
  4. · орган проводит проверку, не входящую в его компетенцию;
  5. · орган грубо нарушает одно из установленных для него ограничений.
  6. Субъект (владелец объекта) при проверке вправе:
  7. · принять Акт;
  8. · отказаться принимать Акт;
  9. · не допустить должностное лицо контролирующего органа к материалам, которые это лицо запрашивает. В таких случаях должностное лицо контролирующего органа составляет протокол, который передается субъекту (владельцу объекта) под роспись;
  10. · отказаться принимать проверочный лист (при проверке, проводимой по особому порядку);
  11. · не представлять сведения, если они не относятся к предмету проводимой проверки или к периоду, указанному в Акте;
  12. · не исполнять не основанные на законе запреты контролирующих органов или должностных лиц, ограничивающие деятельность проверяемого субъекта (пользованием объектом);
  13. · привлекать третьих лиц (представителей) к участию в проверке;
  14. · фиксировать процесс осуществления проверки с помощью средств аудио- и видеотехники.

По результатам проверки составляется акт о результатах проверки в двух экземплярах. В случае наличия замечаний и (или) возражений руководитель субъекта (уполномоченный представитель) излагает их в письменном виде.

В ходе рассмотрения возражения контролирующим органом могут быть инициированы дополнительные проверочные мероприятия.

Субъект (владелец объекта) может подать свои возражения на результаты проверки в течение 3 календарных дней.

Разрешено ли изъятие компьютеров, доступ к базам данных?

Законом «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан» установлено, что изъятие и выемка подлинных бухгалтерских и иных документов запрещается (п.6 ст.21). Закон не предусматривает допустимость изъятия проверяющими компьютеров субъекта.

  • «Худший сценарий»
  • Если в результате проведения проверки будет выявлен факт нарушений субъектом требований, установленных законодательством, проверяющее должностное лицо (лица) принимает меры по устранению выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью людей и окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, а также меры по привлечению лиц, допустивших нарушения, к ответственности, установленной законами РК.
  • Чаще всего, проверяющие лица оформляют протоколы об обнаружении административного правонарушения, которые передаются в течение 3 календарных дней вышестоящему должностному лицу или суду, правомочным рассматривать дела об административных правонарушениях. По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении на субъект (владельца объекта) (или его должностных лиц) могут быть наложены следующие виды административного взыскания (в зависимости от правонарушения и соответствующей санкции):
  • · предупреждение;
  • · административный штраф;
  • · конфискация предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения, а равно имущества, полученного вследствие совершения административного правонарушения;
  • · лишение специального права;
  • · лишение разрешения (лицензии) либо приостановление его действия, а также исключение из реестра;
  • · приостановление или запрещение деятельности.

Источник: https://www.zakon.kz/4737069-esli-konfliktnyjj-rabotnik-iniciiroval.html

Ссылка на основную публикацию