Поставка товара ненадлежащего качества не изменяет условия госконтракта

За нарушение законодательства о госзакупках могут быть наказаны не только заказчики, но и поставщики.

За ненадлежащее исполнение контракта, например, за поставку товаров с не соответствующими закупочной документации характеристиками, на поставщика должен быть наложен штраф, а за просрочку исполнения контракта – начислены пени.

Важно помнить, что закон 44-ФЗ не позволяет вносить какие-либо существенные изменения в контракт. Поэтому прежде чем подавать заявку на участие, необходимо тщательно ознакомиться с требованиями закупки и реально оценить свои возможности.

Исчисление штрафа и пени

Размер штрафа за нарушение условий контракта зависит от его суммы. Если она меньше 3 млн рублей, то штраф составит 10%, при цене 3–50 млн рублей – 5%, при цене 50–100 млн рублей – 1%, а более этой суммы – 0,5%.

Порядок расчета пени содержится в постановлении Правительства № 1063 от 25.11.13. Ставка пени напрямую зависит от длительности просрочки. Поясним на примере.

Допустим, на исполнение контракта отводилось 28 дней, просрочка же составила 7 дней.

Определим коэффициент просрочки, то есть процентное отношение количества дней просрочки к общему количеству дней, отведенных на исполнение контракта. В нашем случае это:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

(7 / 28) * 100% = 25%

При просрочке менее 50% пени исчисляются исходя из ставки 0,01 ставки рефинансирования Центрального банка России в день, при просрочке 50–100% для расчета коэффициента берется 0,02 ставки рефинансирования, ну а если просрочка превысила срок исполнения контракта, расчетная ставка поднимается до 0,03 ставки рефинансирования. В указанном примере применяется ставка 0,01, поскольку коэффициент просрочки менее 50%.

  • Таким образом, расчет ставки для начисления пени в нашем случае будет таков:
  • 0,1 * 0,01 * 7 = 0,007 или 0,7%,
  • где 0, 1 — ставка рефинансирования ЦБ РФ 10%, а 7 – количество дней просрочки.

Размер пени будет зависеть и от того, какая часть контракта в стоимостном выражении исполнена в срок.

Сумма, к которой применяется рассчитанная выше ставка пени, — это разница между стоимостью контракта и суммой выполненных обязательств. Допустим, в примере выше цена контракта составила 1 млн рублей.

Поставщику удалось исполнить в срок 80% своих обязательств, то есть поставить товара на 800 тыс. рублей. Получается, что сумма для расчета пени будет равна:

  1. 1 000 000 — 800 000 = 200 000 рублей
  2. Для расчета абсолютного размера пени нужно полученную сумму умножить на исчисленную выше ставку:
  3. 200 000 * 0,007 = 1 400 рублей
  4. Таким образом, если поставщик получил контракт стоимостью 1 млн рублей, но исполнил в срок лишь 80% своих обязательств, то при просрочке 7 дней размер пени составит всего 1 400 рублей.

Для исполнителя контракта гораздо выгоднее уплачивать пени, нежели штраф, поскольку сумма последнего значительно выше.

Поэтому когда поставщик понимает, что не успеет уложиться в срок, нужно стремиться к тому, чтобы исполнять свои обязательства пусть с просрочкой, но качественно. В этом случае можно ограничиться пенями.

Если же срок все-таки будет выдержан, но в ущерб качеству исполнения контракта, то есть большой риск получить штраф.

Начислять или не начислять?

Заказчик обязан начислять штрафные санкции вне зависимости от своего желания, и также не может изменять их ставки.

Но есть отдельные случаи, когда за заказчиком остается право выбора — включать ли в контракт штрафные санкции.

Это закупка у единственного поставщика услуг на посещение кинотеатра, театры, концерта, музея, спортивного мероприятия, цирка или зоопарка, а также контракт на поставку лекарств.

В остальных случаях санкции должны быть применены, и избежать их можно, лишь оспорив в суде. Часть 9 статьи 22 закона 44-ФЗ говорит о том, что если вины поставщика в неисполнении его обязанностей нет, то он освобождается от уплаты неустойки.

При этом он должен доказать, что неисполнение или ненадлежащее исполнение им условий контракта произошло по вине заказчика либо вследствие воздействия обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора).

Поскольку полного списка таких обстоятельств законодательство не содержит, то не всегда понятно, что можно подвести под это определение. Хорошо, если в контракте заказчик пропишет такие обстоятельства. Например, это могут быть природные катаклизмы или военные действия.

Если перечень обстоятельств непреодолимой силы в контракте отсутствует, то доказать свою невиновность поставщику будет сложнее.

Штрафы и пени начислены — что дальше?

Поставка товара ненадлежащего качества не изменяет условия госконтракта

Если произошло неисполнение или ненадлежащее исполнение условий контракта, стороны, как правило, оговаривают причины этого и обсуждают степень своей виновности. Тут возможны два варианта — поставщик признает либо не признает себя виновным.

Поставщик признает свою вину

Если поставщик не отрицает, что виноват в нарушение условий контракта, он может добровольно заплатить штраф и пени.

В этом случае заказчик направляет в адрес исполнителя претензию, в которой указывает, по какому контракту и какую сумму он должен оплатить в качестве штрафных санкций, а также описывает нарушение условий договора.

Поставщик соглашается с изложенными в письме фактами и перечисляет деньги заказчику, после чего следует обычная процедура приемки контракта и расчета.

Заказчик может взыскать сумму штраф или пени с поставщика самостоятельно. В зависимости от ситуации это можно сделать следующим образом:

  1. Удержать из суммы оплаты за исполнение контракта.
  2. Обратиться в банк, который выдал гарантию, с требованием компенсировать неустойку. Способ может быть применен в том случае, если договор банковской гарантии на исполнение контракта включает пункт о покрытии взысканий подобного рода. При этом между заказчиком и поставщиком сохраняются обычные взаимоотношения по исполнению контракта, оформлению результатов его приемки и оплаты.
  3. Удержать из обеспечения контракта. Отметим, что это неоднозначный способ, ведь в соответствии с законом обеспечение контракта — это страховка от его неисполнения. Формально использовать его на другие нужды нельзя, поэтому если заказчик удержит из этой суммы штрафные санкции, поставщик может обратиться в суд.

Если поставщик не желает платить штраф и пени

Однако порой поставщик не согласен с начисленными санкциями, поскольку считает виновным заказчика.

Например, последний затянул срок предоставления документации, из-за чего исполнитель контракта не смог начать строительство вовремя.

В этом случае после получения претензии от заказчика поставщику следует обратиться в арбитражный суд. Важно, что при этом свои обязательства по контракту нужно продолжать исполнять в обычном режиме.

Суд может вынести решение трех типов:

  • полностью освободить поставщика от уплаты санкций, если посчитает его доводы убедительными;
  • отказать поставщику в удовлетворении его просьбы и обязать оплатить пени и/или штраф, если решит, что правда на стороне заказчика;
  • удовлетворить иск частично, то есть уменьшить сумму неустойки по причине того, что она несоизмерима с последствиями нарушенного обязательства.

Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/sankcii-po-44-fz-dlya-postavshhikov/

Так можно или нельзя изменять существенные условия контракта? (Милонаец О.В.)

Дата размещения статьи: 21.11.2017

Поставка товара ненадлежащего качества не изменяет условия госконтракта

Очень часто я рекомендую своим слушателям начинать изучение законодательства о контрактной системе не с Закона N 44-ФЗ, а с составов административных правонарушений, установленных в КоАП РФ за нарушения, связанные с Законом N 44-ФЗ. Так вот, если по теме статьи, то части 4 и 5 ст. 7.32 КоАП РФ гласят:- изменение условий контракта (в т.ч.

увеличение цен товаров, работ, услуг), если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 20 000 руб.; на юридических лиц — 200 000 руб.;- изменение условий контракта (в т.ч.

увеличение цен товаров, работ, услуг), если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок и такое изменение привело:- к дополнительному расходованию средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, либо- к уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, юридических лиц в размере двукратного размера дополнительно израсходованных средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ или цен товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения.Санкции достаточно серьезные, особенно та из них, которая предполагает кратность штрафа относительно суммы перерасхода по контракту.И все же на каждом семинаре у сотрудников контрактных служб, руководителей учреждений возникают одни и те же вопросы. Как быть, если заключен контракт на уборку снега, а снег не выпал? Если вскрыли крышу и утеплитель оказался в порядке, хотя был заложен в смете на замену, а вот балки сгнили, тогда как их как раз-таки в смете не было?.. И так далее — думаю, у многих есть вопросы в таком ключе. Так как же быть?Существует много мнений по данному вопросу. Самый распространенный ответ — менять виды работ на новые, не предусмотренные контрактом, — нельзя! Но как же здравый смысл? А дух закона? Ведь не может быть, чтобы законодатель доводил ситуацию до абсурда!Расторгать контракт по обоюдному согласию? Ну да, можно… А снег кто вывезет? А кто вернет время и деньги, часть которых уже «в фундаменте»? А если вторая сторона не согласна?Заказчики как огня боятся внесения изменений в действующий контракт, хотя иногда это действительно необходимо для эффективного использования бюджетных средств. Вот и возникают прецеденты, когда по умолчанию делаются дополнительные работы, а потом через суд их стоимость взыскивается с заказчика, но при этом все стороны удовлетворены — цель закупки достигнута. Однако не всегда судебные инстанции принимают решения в пользу исполнителей по контракту при отсутствии дополнительного соглашения. И к этому подрядчики должны быть готовы.Для начала предлагаю вниманию читателей официальную позицию федерального органа исполнительной власти РФ, непосредственно занимающегося вопросами разработки и совершенствования законодательства о контрактной системе (Минэкономразвития России).

Читайте также:  Законопроект о реформе налогового контроля отредактирован

Письмо Минэкономразвития России от 16.12.2016 N Д28и-3541

Вопрос: О закупке, при необходимости, видов работ или материалов, не предусмотренных контрактом.

В случае возникновения необходимости в видах работ или материалов, не предусмотренных контрактом, такую закупку следует осуществить конкурентными способами определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Учитывая изложенное, при возникновении необходимости в видах работ или материалов, не предусмотренных контрактом, заказчик вправе осуществить такую закупку путем заключения отдельного контракта в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

Письмо Минэкономразвития России от 21.09.2016 N Д28и-2476

Вопрос: Об увеличении (уменьшении) количества товара по контракту, заключенному на поставку нескольких позиций товара.При закупке товаров различных видов госзаказчик вправе изменить количество любого из них.

Также Минэкономразвития России считает, что в случае, когда контракт предусматривает поставку нескольких позиций товара, количество продукции в соответствии с Законом N 44-ФЗ можно изменить и по отдельной позиции. Цену контракта при этом нельзя увеличить более чем на 10%.

Закон N 44-ФЗ позволяет сторонам контракта уменьшить или увеличить указанное в нем количество товара не более чем на 10%. Такая возможность должна быть установлена в документации о закупке и контракте. Основываясь на этих нормах, ведомство делает вывод, что допустимо изменить количество товаров отдельного вида и при закупке продукции в ассортименте.

По вопросу об изменении контракта на закупку товаров разных видов Минэкономразвития России также указывало, что Закон N 44-ФЗ не запрещает в рамках контракта увеличить количество товаров одного вида и одновременно уменьшить число других.

Письмо Минэкономразвития России от 07.12.2016 N Д28и-3208

Вопрос: Об изменении предусмотренных контрактом объема, вида работ и условий контракта в части замены материалов на другие.

В случае необходимости увеличения или уменьшения заказчиком предусмотренного контрактом объема работ (если такая возможность была установлена документацией о закупке) при исполнении контракта можно увеличить или уменьшить объем работ по определенным позициям локального сметного расчета не более чем на 10% исходя из установленной в контракте цены единицы объема работы.

При этом общая стоимость сметного расчета должна быть изменена пропорционально дополнительному объему работы, но не более чем на 10%.

В случае возникновения необходимости в видах работ, не предусмотренных контрактом, такую закупку следует осуществить конкурентными способами определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленными Законом N 44-ФЗ, или у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, определенных ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Возможность заменять один вид работ на другой вид работы, который не предусмотрен контрактом, Законом N 44-ФЗ не установлена.

Письмо Минэкономразвития России от 09.09.2016 N ОГ-Д28-11035

Источник: http://xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/25884

Поставлен товар ненадлежащего качества. Ответственность продавца (поставщика)

ВОПРОС: Между сторонами заключен договор поставки товара. Покупатель свою обязанность по договору исполнил – товар оплатил. Поставщик (продавец) свои обязательства исполнил ненадлежащим образом – поставил товар ненадлежащего качества. Какая существует ответственность, если была произведена поставка товара ненадлежащего качества?

ОТВЕТ: Согласно п.1 и п.2 ст.469 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. При отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.
В силу п.

1 ст.

470 ГК РФ товар, который продавец обязан передать покупателю, должен соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 469 настоящего Кодекса, в момент передачи покупателю, если иной момент определения соответствия товара этим требованиям не предусмотрен договором купли-продажи, и в пределах разумного срока должен быть пригодным для целей, для которых товары такого рода обычно используются.
Исходя из данных положений, поставщик (продавец) должен поставить товар, соответствующий условиям договора, а если такие условия в договоре не указаны, то товар должен быть пригоден для целей, для которых он обычно используется.
В соответствии с п.2 ст.513 ГК РФ принятые покупателем (получателем) товары должны быть им осмотрены в срок, определенный законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота.
Покупатель (получатель) обязан в этот же срок проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота, и о выявленных несоответствиях или недостатках товаров незамедлительно письменно уведомить поставщика.
Данная норма предусматривает, что покупатель, принимая товар, должен его осмотреть, а в случае выявления, что данный товар ненадлежащего качества, незамедлительно уведомить об этом поставщика. На этот случай в договоре поставки товара желательно предусмотреть порядок действий покупателя, если поставщик (продавец), после получения уведомления о несоответствии товара условиям договора, откажется присылать своего представителя для удостоверения данного факта. Таким условием, например, может быть составление одностороннего акта, если поставщик не направил своего представителя в срок, указанный в договоре.

Ответственность поставщика, если им поставлен товар ненадлежащего качества, предусмотрена п.1 ст.

518 ГК РФ. Из данного пункта следует, что покупатель (получатель), которому поставлены товары ненадлежащего качества, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные статьей 475 настоящего Кодекса, за исключением случая, когда поставщик, получивший уведомление покупателя о недостатках поставленных товаров, без промедления заменит поставленные товары товарами надлежащего качества.

Статьей 475 ГК РФ предусмотрено:
1. Если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца:
соразмерного уменьшения покупной цены;
безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;
возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.
2.

В случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору:
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;
потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.
В первом пункте статьи речь идет о несущественных недостатках товара, то есть тех, при которых товар может быть использован, либо легко устранимых. Если поставлен такой товар ненадлежащего качества, то покупатель вправе выдвинуть поставщику (продавцу) одно из трех требований: уменьшить цену товара, вернув покупателю разницу между покупной ценой и уменьшенной; безвозмездно устранить недостатки; возместить покупателю расходы на устранение недостатка, если он решит сделать это сам или с привлечением сторонней организации.
Второй пункт статьи предусматривает права покупателя на случай, если ему поставлен товар ненадлежащего качества, имеющий существенные недостатки. К таким недостаткам относятся такие, которые не могут быть устранены, после устранения проявляются вновь, для их устранения необходимо много времени и аналогичные. При обнаружении таких недостатков покупатель вправе потребовать: возврата денег, уплаченных за товар, либо замены на товар надлежащего качества.
Таки образом, если покупателю был поставлен товар ненадлежащего качества, он должен письменно уведомить об этом продавца, а при отказе заменить товар, покупатель вправе потребовать: уменьшить цену на товар, устранить недостатки, возместить расходы на устранение недостатков. При обнаружении существенных недостатков покупатель вправе потребовать: возврата суммы, уплаченной за товар, либо замены на товар надлежащего качества.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ЮРИСТА ПО ГРАЖДАНСКОМУ ПРАВУ:

07.08.2016

Источник: http://olegumerenkov.ru/postavlen-tovar-nenadlezhashhego-kachestva-otvetstvennost-prodavca/

Товар не соответствует заявленным характеристикам по 44-ФЗ

Проводя закупку в соответствии с нормами 44-ФЗ, государственный заказчик планирует получить товар, который полностью отвечает требованиям, указанным в описании объекта закупки и заключенном контракте.

Иногда в силу определенных обстоятельств недобросовестные поставщики привозят продукцию, которая имеет характеристики отличные от заявленных. У заказчика неизменно встает вопрос, как поступить в такой ситуации.

Правовая сторона вопроса

Порядок исполнения контракта регламентируется нормами статьи 94 44-ФЗ. В ней расписаны правила осуществления приемки товара и основания для отказа в ее проведении.  

Как и любой договор поставки, контракт, заключенный по 44-ФЗ должен удовлетворять требованиям Гражданского Кодекса. В статье 454 указанного документа четко прописаны все последствия для поставщика в случае передачи им товаров ненадлежащего качества. 

Во время исполнения контрактов заказчикам стоит также руководствоваться рекомендациям, выданным Министерством Финансов России. В частности, согласно письму номер 06-03-05/61507 от 01.12 14 необходимо проводить экспертизу всего поступающего на склад товара. 

Как должна проводиться приемка товара

Правильная приемка поставленного товара является обязанностью заказчика. Она осуществляется на месте поставки, которое прописано в государственном контракте. Для этого созывается специальная комиссия. В ней должно быть не менее пяти человек. Члены комиссии назначаются руководителем организации заказчика. 

В присутствии представителя поставщика комиссия рассматривает товар на соответствие требованиям, прописанным в контракте. Оценивается его комплектность, ассортимент и качество. Приемка проводится в соответствии с инструкциями П-6 и П-7, которые описывают процесс оценки товара по количеству и качеству соответственно. 

Подсчет количества поставленного товара должен проводиться в тех же единицах измерения, которые указаны в спецификации к контракту. Качество товара оценивается визуально. Фиксируется наличие любых механических повреждений. Если состояние какой-либо продукции вызывает сомнение, должно быть назначено проведение экспертизы. 

Срок проведения приемки должен быть прописан в тексте договора. На первичную оценку качества и количества товара отводится не более 20 суток. Если речь идет о скоропортящихся продуктах, то это время сокращается до одних суток. 

Действие заказчика при выявлении товаров ненадлежащего качества

Согласно части 3 статьи 94 44-ФЗ на заказчика возлагается обязанность по проведению экспертизы поставленного товара. В большинстве случаев он может реализовать ее с использованием имеющихся у организации ресурсов. Законодатель выделяет несколько ситуаций, при которых заказчик обязан привлекать специализированную экспертную компанию:

  • закупка объектов культурного наследия;
  • приобретение товаров, предназначающихся для обеспечения нужд учреждений уголовно-исполнительной системы;
  • при заключении контрактов с целью обеспечения работой осужденных;
  • покупка жилья эконом класса для органов исполнительной власти.

Выбранная для проведения экспертизы компания должна иметь соответствующую лицензию, дипломы об образовании сотрудников, документы, подтверждающие наличие достаточного опыта.

В качестве экспертов запрещено привлекать людей, которые на протяжении предыдущих двух лет трудились в компании, имеющей имущественную заинтересованность по рассматриваемому контракту. В результате приемки должен быть составлен акт.

Читайте также:  Как передать электронный больничный лист в фсс?

В нем прописываются все выявленные недостатки. Документ подписывается всеми членами экспертной комиссии.

После того как комиссия выявила поставку товара ненадлежащего качества, заказчик должен провести следующие мероприятия:

  1. Обеспечить полную сохранность всего поставленного товара. Предотвратить смешивание его с другими видами продукции.
  2. Уведомить поставщика о выявлении товара ненадлежащего качества. Уведомление должно быть оправлено в течение суток, если речь идет о скоропортящемся продукте, то это должно быть сделано незамедлительно. Заказчик обязан приложить акт, а также документы, свидетельствующие в пользу того, что товар недоброкачественный.
  3. Согласно части 15 статьи 95 заказчик обязан принять решение о расторжении контракта и уведомить об этом поставщика в письменной форме в срок не более трех дней с момента принятия такого решения. В это же время он размещает документ о расторжении договора в ЕИС. Решение вступает в законную силу спустя 10 дней.
  4. Если в течение этих 10 дней поставщик устраняет все нарушения и компенсирует затраты на проведение экспертизы, то заказчик обязан отменить свое решение о расторжении договора.

При расторжении контракта в одностороннем порядке сведения о таком поставщике сразу же попадают в РНП. Это негативно скажется на его репутации и затруднит дальнейшее участие в государственных закупках.  

Рекомендации для заказчика

Чтобы избежать поставки некачественного товара заказчику рекомендуется соблюдать следующие рекомендации:

  1. Пропишите в контракте штрафные санкции за поставку продукции ненадлежащего качества. Такое право устанавливается частью 8 статьи 34 44-ФЗ. Согласно постановлению Правительства РФ за номером 1063 от 25.11.13 размер штрафа определяется в виде фиксированного процента от итоговой цены контракта. 
  2. Предусмотреть максимальное обеспечение контакта, что позволит в случае необходимости покрыть понесенные убытки.
  3. Правильно составлять описание объекта закупки. В нем должны быть четко прописаны характеристики, которые соответствуют именно тому товару, который вы хотите получить в итоге. 

Такие меры помогут снизить вероятность недобросовестного исполнения поставщиком своих обязательств.

Рекомендации для поставщика

  1. Внимательно изучайте описание закупки и характеристики эквивалентов. Нередко поставщики прописывают наименование и модель товара, планируемого к поставке, а характеристики указывают не относящиеся к нему, а скопированные из извещения о проведении закупки.

  2. В случае невозможности поставки заявленного изделия, например при снятии его с производства, согласуйте с представителями заказчика поставку товара с улучшенными характеристиками.

    Несмотря на то, что для этого может потребоваться провести экспертизу и заключить дополнительное соглашение, подобная процедура может избавить от множества проблем при приёмке.

  3. Если заказчик не идёт на встречу и отказывается от замены — предложите расторгнуть контракт по соглашению сторон. Таким образом можно избежать лишних убытков.

Примеры из судебной практики

Если между поставщиком и заказчиком возникают непримиримые разногласия, то конфликтная ситуация разрешается в суде. Чаще всего судебные инстанции встают на сторону заказчика и расторгают заключенный договор, если поставщик не желает устранять нарушения и поставить товар, соответствующий заявленным характеристикам. 

Примером может стать дело № Ф03-1191/2011 от 18.04.11, которое рассматривалось в Дальневосточном округе. Поставщик привез заказчику партию сушеных фруктов. После выдержки продукции в карантинной зоне заказчик выяснил, что товар ненадлежащего качества.

Суд пришел к выводу, что заказчик имеет право отказаться от товара и не производить оплату согласно статье 475 ГК РФ.

Такая поставка была расценена, как ненадлежащее исполнение поставщиком своих обязательств, следовательно, заказчик должен расторгнуть контракт и потребовать компенсации убытков.   

Поставка товара ненадлежащего качества наносит ущерб и поставщику и заказчику. Поэтому, стороны должны прилагать все усилия, чтобы избежать возникновения подобных ситуаций.

Источник: https://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/175-tovar-ne-sootvetstvuet

Поставка товаров по государственному контракту: ответственность поставщика

  1. путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона в том числе аукциона в электронной форме;
  2. без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

Если товары, являющиеся объектом госзакупки, целесообразно сравнить не только по цене, но и по другим качественным характеристикам (критериям) (при этом они не входят в Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона[3] (далее – Перечень)), заказ может быть размещен в форме конкурса. Извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком на официальном сайте (www.zakupki.gov.ru) не менее чем за 30 дней до дня вскрытия конвертов с заявками (открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам) на участие в конкурсе (п. 1 ст. 21 Закона о госзакупках). Все требования к товару (качеству, техническим и функциональным характеристикам, их безопасности, размерам, упаковке, отгрузке товара, гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара и иным показателям) заказчик устанавливает в конкурсной документации (п. 1 ст. 22 Закона о госзакупках).

Кстати, заказчик не вправе включать в нее дополнительные требования к производителю товара и к участнику размещения заказа (если только возможность установления таких требований не предусмотрена Законом о госзакупках).

В частности, в конкурсной документации не должны содержаться требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у него опыта работы, к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта (п. 2.1 ст. 22 Закона о госзакупках).

Под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер (п. 1 ст. 20 Закона о госзакупках).

Так же как и аукцион, конкурс может быть открытым или закрытым. Заказчик размещает заказ путем проведения закрытого конкурса исключительно в случае размещения заказа на поставку товаров, сведения о которых составляют государственную тайну.

Пунктом 3 ст. 20 Закона о госзакупках предусмотрено, что взимание с участников размещения заказа платы за участие в конкурсе (за исключением платы за предоставление конкурсной документации в отдельных, установленных законом случаях) не допускается.

В то же время заказчиком может быть установлено требование о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе.

Размер такого обеспечения в общем случае не может превышать 5% начальной (максимальной) цены контракта, а если участник размещения заказа – субъект малого предпринимательства – 2% начальной (максимальной) цены контракта (размер обеспечения заявки на участие в конкурсе, срок и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения такой заявки, реквизиты счета для перечисления денежных средств указываются в конкурсной документации). В случае если торговая организация участвовала в конкурсе, но не стала его победителем, данное обеспечение будет ей возвращено в течение 5 рабочих дней со дня подписания протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе. Кроме того, в конкурсной документации может быть установлен размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок его предоставления. Размер этого обеспечения не может превышать 30% начальной (максимальной) цены контракта. В случае если начальная цена превышает 50 млн руб., размер обеспечения устанавливается в размере от 10 до 30% начальной (максимальной) цены, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена его выплата), а в случае, если размер аванса превышает 30% начальной цены контракта, – в размере, не превышающем на 20% размер аванса, но не менее чем размер аванса). Особое внимание торговые организации должны обратить на критерии оценки заявок на участие в конкурсе (эти критерии также отражаются в конкурсной документации).

Определение лучших условий исполнения контракта

Для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия оценивает и сопоставляет их по цене, а также по иным критериям, указанным в конкурсной документации. Это могут быть (п. 4 ст. 28 Закона о госзакупках):

  1. функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;
  2. расходы на эксплуатацию товара;
  3. расходы на техническое обслуживание товара;
  4. сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
  5. срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;
  6. объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг.

Правила оценки заявок установлены Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 № 722[4]. В соответствии с их нормами значимость критериев определяется в процентах. При этом для расчетов рейтингов применяется коэффициент значимости, равный значению соответствующего критерия в процентах, деленному на 100 (п. 4). Оценка заявок производится с использованием не менее двух критериев. Как уже отмечалось выше, один из них – цена контракта (его значимость не может быть менее 35%). Сумма значимостей критериев оценки заявок, установленных в конкурсной документации, составляет 100%. Для оценки заявки рассчитывается итоговый рейтинг путем сложения рейтингов по каждому критерию оценки заявки, установленному в конкурсной документации, умноженных на их значимость (п. 6, 7, 11 Правил оценки заявок).

Таким образом, конкурсной комиссией на основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе каждой заявке относительно других по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта присваивается порядковый номер.

Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта (набравшей наибольший итоговый рейтинг), присваивается первый номер (п. 8 ст. 28 Закона о госзакупках).

Все участники торгов могут ознакомиться с оценками и сопоставлениями заявок на участие в конкурсе на официальном сайте в сети Интернет на следующий день после подписания протокола.

При этом любой участник конкурса вправе направить заказчику запрос о разъяснении результатов конкурса, а в случае несогласия с объявленными результатами – обжаловать их.

По истечении 10 дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе с победителем заключается контракт.

В случае если заказчиком было установлено требование обеспечения исполнения контракта, контракт заключается только после предоставления участником конкурса безотзывной банковской гарантии выданной банком или иной кредитной организацией, договора поручительства или передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита). Способ обеспечения исполнения контракта из указанных выше определяется таким участником конкурса самостоятельно. В случае если было установлено требование обеспечения заявки на участие в конкурсе, денежные средства, внесенные в качестве обеспечения, возвращаются победителю конкурса в течение 5 рабочих дней со дня заключения с ним контракта (ст. 29 Закона о госзакупках).

Размещение заказа без проведения торгов

Запрос котировок

Если цена контракта не превышает 500 000 руб., заказчик может размещать заказ путем запроса котировок цен товаров (п. 2 ст. 42 Закона о госзакупках). При этом он не вправе размещать заказ на поставку товара названным способом, если предметом контракта выступают одноименные товары на сумму более чем 500 000 руб. в течение квартала[5].

Под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах для нужд заказчиков сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта (п. 1 ст. 42 Закона о госзакупках). 

Коротко опишем ход данной процедуры. Не менее чем за 7 рабочих дней (при размещении заказа на поставку товаров на сумму, не превышающую 250 000 руб.

, – не менее чем за 4 рабочих дня) до дня истечения срока представления котировочных заявок заказчик размещает на официальном сайте извещение о проведении запроса котировок и проект контракта, заключаемого по результатам проведения такого запроса (п. 1 ст. 45 Закона о госзакупках).

Одновременно с этим заказчик может направить запрос котировок лицам, осуществляющим поставки товаров, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок.

Если торговая организация претендует на заключение государственного (муниципального) контракта, она должна подать котировочную заявку.

Читайте также:  К протоколу об административном правонарушении в случае наложения штрафа будут прилагаться сведения для заполнения расчётных документов

Котировочная комиссия в течение одного рабочего дня, следующего за днем окончания срока подачи заявок, рассматривает их на соответствие требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и оценивает поданные заявки.

Победителем признается участник размещения заказа (при условии, что заявка отвечает всем требованиям), в заявке которого указана наиболее низкая цена товаров.

Таким образом, в отличие от аукциона, который проводится путем снижения начальной (максимальной) цены, торговая организация – участник размещения заказа при его размещении путем запроса котировок может предложить свою цену только один раз.

При предложении низкой цены товаров несколькими участниками победителем в проведении запроса котировок признается участник, котировочная заявка которого поступила ранее котировочных заявок других участников (ст. 47 Закона о госзакупках).

Результаты рассмотрения и оценки котировочных заявок оформляются протоколом, в котором содержатся сведения о заказчике, о существенных условиях контракта, о всех участниках размещения заказа, подав-ших котировочные заявки, об отклоненных котировочных заявках с обоснованием причин отклонения, предложения о наиболее низкой цене товаров и другие сведения. На основании протокола выявляется победитель запроса котировок. Не ранее чем через 7 дней со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок и не позднее чем через 20 дней со дня подписания указанного протокола может быть заключен государственный (муниципальный) контракт.

Размещение заказа у единственного поставщика

Если цена контракта не превышает 100 000 руб. (величины предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке[6]), заказчик вправе вообще не проводить торги и разместить заказ у единственного поставщика (пп. 14 п. 2 ст. 55 Закона о госзакупках).

В пункте 2 названной статьи перечислены и другие случаи, когда заказ может размещаться указанным образом.

Например, если осуществляются поставки культурных ценностей, в том числе музейных предметов и музейных коллекций, а также редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов, имеющие историческое, художественное или иное культурное значение, предназначенных для пополнения государственных музейного, библиотечного, архивного фондов и иных аналогичных фондов (пп. 3 п. 2 ст. 55); если представлена только одна заявка на участие в конкурсе (аукционе); если только один участник размещения заказа, подавший заявку на участие в конкурсе (аукционе), признан участником конкурса (аукциона); если конкурс (аукцион) признан несостоявшимся (пп. 8 – 11 п. 2 ст. 55).

Под размещением заказа у единственного поставщика понимается способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить контракт только одному поставщику (п. 1 ст. 55 Закона о госзакупках). 

Для наглядности представим способы размещения заказов и их основные характеристики в таблице.

Способы размещения заказа на поставку товаров для нужд заказчиков:

№ п/п
  • Способ размещения
  • заказа
Сумма заказа Примечание
1 Аукцион (закрытый, открытый, в том числе в электронной форме) Нет ограничений по начальной цене контракта Заказчик обязан проводить торги при сумме заказа более 500 000 руб. Если предметом госзакупки выступают товары, поименованные в Перечне, проводится открытый аукцион в электронной форме
2 Конкурс (закрытый, открытый) Нет ограничений по начальной цене контракта Заказчик обязан проводить торги при сумме заказа более 500 000 руб.
3 Запрос котировок Не более 500 000 руб. (п. 2, 3 ст. 42 Закона о госзакупках) Заказчики вправе выбрать данный способ при соблюдении условий, указанных в п. 2 ст. 42 Закона о госзакупках, за исключением случаев, предусмотренных п. 5, 6 ст. 42 и гл. 5 Закона о госзакупках
4 У единственного поставщика Не более 100 000 руб. (п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона о госзакупках) Заказчики вправе выбрать данный способ при соблюдении условий, указанных в п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона о госзакупках, а также в иных случаях, указанных в п. 2 ст. 55 Закона о госзакупках

Ответственность поставщика по государственному контракту

Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд является разновидностью договора купли-продажи В соответствии с п. 2 ст.

 525 ГК РФ к нему применяются правила о договоре поставки, урегулированные § 3 «Поставка товаров» ГК РФ, специальные правила, предусмотренные § 4 «Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд» ГК РФ, а также иными законами. К ним относятся федеральные законы от 27.12.1995 № 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе», от 02.12.

1994 № 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд», от 29.12.1994 № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» (далее – Закон о государственном материальном резерве).

По государственному или муниципальному контракту на поставку товаров поставщик обязуется передать товары заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик – обеспечить оплату поставленных товаров (ст. 526 ГК РФ).

Законом о госзакупках предусмотрены определенные меры ответственности за нарушение договорных обязательств для обеих сторон сделки. В частности, согласно п. 9 ст.

 9 названного закона в случае просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом (например, обязательства оплатить товар), другая сторона вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней)[7].

Размер такой неустойки составляет 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день уплаты неустойки (начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства).

Кстати, заказчик избежит ответственности, если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны. Мы же в данной статье сделаем акцент на поставщике товаров. Какие меры ответственности могут быть применены к нему?

В соответствии с п. 10 ст. 9 Закона о госзакупках в контракт включается обязательное условие об ответственности поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом.

В случае просрочки исполнения поставщиком обязательства, установленного контрактом, заказчик вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Как и в предыдущем случае, неустойка начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства.

Однако размер такой неустойки устанавливается контрактом. Немаловажное условие: он не может быть менее 1/300 действующей на день ее уплаты ставки рефинансирования (п. 11 ст. 9 Закона о госзакупках).

При этом в целях реализации данных мер ответственности контракт должен содержать указание на основания применения ответственности и порядок определения размера неустойки (штрафа, пени) (Письмо ФАС РФ от 23.05.2011 №ИА/19716).

Нарушение срока поставки

Установленная законом или договором поставки неустойка за недопоставку или просрочку поставки товаров взыскивается с поставщика до фактического исполнения обязательства в пределах его обязанности восполнить недопоставленное количество товаров в последующих периодах поставки, если иной порядок уплаты неустойки не установлен законом или договором (ст. 521 ГК РФ). По факту применения этой нормы, а также п. 11 ст. 9 Закона о госзакупках

Источник: https://otchetonline.ru/pomoshh-buxgalteru/buhuchet/15368-postavka-tovarov-po-gosudarstvennomu-kontraktu-otvetstvennost-postavshhika.html

1.2. Вывод из судебной практики: Перечень существенных нарушений договора поставки может быть ограничен договором

Судебная практика:

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 02.03.2010 по делу N А53-319/2009

“…Основным обстоятельством, послужившим основанием для отказа в иске, суд счел то, что, в отличие от положений статьи 475 Гражданского кодекса Российской Федерации, стороны в договоре в качестве существенного нарушения его условий, дающего право на расторжение договора, указали неоднократную поставку оборудования ненадлежащего качества, но не неоднократное проявление недостатков после их устранения. Вывод о том, что в данном случае неоднократная поставка оборудования ненадлежащего качества ответчиком не допущена, не противоречит фактическим обстоятельствам.

В соответствии с частью 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Если условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней.

Из положений статей 475, 523 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом положений статьи 450 Кодекса, следует, что перечень обстоятельств, отнесенных названными нормами к существенным нарушениям договора, дающим право одностороннего его расторжения, может быть изменен сторонами в силу принципа свободы договора.

В пунктах 7.2 и 7.3 договора предусмотрено право каждой из сторон на одностороннее расторжение договора в случае существенных нарушений его условий, к которым отнесены: неоднократное нарушение сроков поставки; неоднократная поставка оборудования ненадлежащего качества.

Толкование названных положений договора, изложенное в обжалуемых судебных актах, соответствует буквальному содержанию этих положений и не противоречит иным условиям договора и его общему смыслу.

Таким образом, суды правильно отказали в расторжении договора и применении последствий такого расторжения…”

1.3. Вывод из судебной практики: Нарушение промежуточных сроков поставки отдельных партий при соблюдении конечных сроков не является существенным нарушением договора поставки, если такое нарушение не повлекло ущерба для покупателя.

Судебная практика:

Определение ВАС РФ от 15.03.2010 N ВАС-2743/10 по делу N А76-6446/2009-17-344

Источник: https://zakoniros.ru/?p=8919

Условия государственного контракта — существенные и дополнительные условия госконтракта

Существенные условия госконтракта, как и любого другого договора, – это предмет, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Наличие определенных существенных условий в государственном или муниципальном контракте зависит от вида заключаемого соглашения (поставки товаров, выполнения работ либо оказания услуг).

Требования к содержанию контракта для государственных и муниципальных нужд установлены ГК РФ и Федеральным законом от 05.04.2013г.

№44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Перечень существенных условий государственного контракта

Согласно ФЗ №44-ФЗ, госконтракт должен содержать:

  • условие о том, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения, а в случаях, установленных Правительством РФ, указываются ориентировочное значение или формула цены и максимальное значение цены контракта (ч. 2 ст. 34 ФЗ N 44);
  • условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (ч. 4 ст. 34 ФЗ N 44);
  • условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги (ч. 13 ст. 34 ФЗ N 44);
  • условие об обеспечении исполнения контракта (ч. 1 ст. 96 ФЗ N 44);
  • условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта – в случае, если контракт заключается с физическим лицом и не ИП (ч. 13 ст. 34 ФЗ №44);
  • график исполнения контракта – если контракт заключается на срок более чем три года и цена контракта составляет более чем сто миллионов рублей (ч. 12 ст. 34 ФЗ N 44).

Порядок изменения условий госконтракта

Изменение условий государственного или муниципального контракта возможно при внесении в законодательство поправок, касающихся тарифов на услуги, работы, товары, при существенном увеличении/уменьшении количества товаров, услуг, работ, а также в ряде других ситуаций. Чтобы изменить условия заключения государственного контракта, необходимо подготовить дополнительное соглашение в той же форме, что и основной документ.

Источник: https://www.freshdoc.ru/dogovor/gosudarstvennye_kontrakty/conditions.php

Ссылка на основную публикацию