Порядок взыскания обязательных платежей и санкций

Корнев Д. А. Административный порядок взыскания обязательных платежей и санкций // Молодой ученый. — 2019. — №24. — С. 212-213. — URL https://moluch.ru/archive/262/60696/ (дата обращения: 20.09.2019).



В законодательстве Российской Федерации представлено две формы, связанные с принудительным исполнением обязанности по уплате налогов, сборов, а также иных обязательных платежей и санкций: административное взыскание, проводимое по решению уполномоченных органов и судебный порядок. Бесспорно, каждая форма имеет свои процессуальные особенности, связанные с правовой формой обязательных платежей, подлежащих взысканию.

Существует множество различных суждений о том, что право внесудебного взыскания налоговой задолженности должно, безусловно, зависеть от природы налогового обязательства.

При наличии установленных законом условий обязательство по уплате налогов и пени возникает автоматически и поэтому носит бесспорный характер.

Однако обязанность налогоплательщиков платить штрафы возникает исключительно в связи с индивидуальным решением налогового органа, которое, в свою очередь, может являться ошибочным.

Из этого следует, что необходимо провести разделение режимов взыскания с одной стороны недоимки по налогам и пени, а с другой штрафов.

Однако, Налоговым кодексом РФ не учитывается как природа налоговых обязательств, так и основания ее возникновения при определении процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате обязательных платежей и санкций.

Федеральным законом от 04.11. 2005 № 137-ФЗ было введено право налоговых органов взыскивать недоимку по налогам, пени и штрафам не только с организаций, но и с индивидуальных предпринимателей. После вступления данного федерального закона в силу, налоговые органы были наделены правом взыскивать штрафные санкции в бесспорном порядке.

Согласно п.1 и п.3 ст.

46 НК РФ В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

В случае недостаточности денежных средств на счетах налогоплательщика, взыскание производится в порядке, предусмотренном ст. 47 НК РФ. Следовательно, данному этапу предшествует процедура, установленная ст. 46 НК РФ.

Данные способы административного взыскания налоговой обязанности являются равноценными и применяются последовательно. Следовательно невозможность взыскания недоимки за счет денежных средств, находящихся на счетах в банках, влечет применение иной процедуры взыскания налога и пеней.

Законодатель подразумевает, что применения административных мер исполнения налоговой обязанности в порядке, установленном ст. 47 НК РФ полностью исключает применение процедуры, согласно ст.46 НК РФ. Проведя анализ данных норм, мы видим, что процедуры, закрепленные в ст.

47 НК РФ представляют собой следующий шаг и применимый только в случае, если на банковских счетах должника недостаточно средств для исполнения налоговой обязанности.

В противном случае решение налоговой инспекции о взыскании недоимки за счет имущества налогоплательщика может быть оспорено в суде и, безусловно, суд встанет на сторону истца. В связи с этим налоговым органам необходимо последовательно пройти всю процедуру, предусмотренную ст.

46 НК РФ и только в случае невозможности взыскания задолженности они вправе перейти ко второму этапу, подразумевающему изъятие имущества налогоплательщика. Однако, должна быть учтена сумма, взысканная на первом этапе.

По мнению некоторых авторов законодателем было проигнорировано существование налогового обязательство промежуточного характера. Подобную двойственную природу, по их мнению, имеет недоимка по налогам, начисленная в результате проведения камеральных или выездных налоговых проверок.

Безусловно, данная задолженность базируется на прямом указании закона, но зачастую возникает правовой спор между налоговым органом и налогоплательщиком касательно наличия или отсутствия обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение данного обязательства.

Можно сказать, что безусловный порядок взыскания недоимки оправдан презумпцией правоты налоговых органом, что не всегда справедливо.

Очевидно, законодатель пытался учесть двоякую природу начисленной задолженности по обязательным платежам.

Взыскание налога производится в судебном порядке с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика [1, пп.3 п.2 ст. 45].

Впрочем, эта норма охватывает малую часть случаев изменения суммы налогового обязательства. Ввиду сложности и расплывчатости формулировок данной нормы налоговые органы зачастую пытаются уклониться от ее применения путем одностороннего ее толкования.

Исходя из вышесказанного возникает потребность в ограничении права налоговых органов на бесспорное взыскания недоимки в тех случаях, когда обязательство исчислялось не налогоплательщиком, а налоговой инспекцией.

Подобное ограничение может заключаться в даче налогоплательщиком, в отношении которого производится взыскание, письменного согласия на безусловное взыскание начисленных налоговиками сумм обязательных платежей и санкций, либо же в случае, если плательщик не обжаловал в установленный срок данное решение налогового органа.

Подробный анализ норм налогового законодательства позволяет выявить последовательность действий должностных лиц налоговых органов при применении мер принудительного исполнения обязательств налогоплательщика по уплате сумм налога и пени.

Административный порядок взыскания включает в себя следующие этапы: налогоплательщику направляется требование об уплате налога (сбора) пени, штрафа; наложение взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах налогоплательщика в банках; взыскание недоимки за счет иного имущества налогоплательщика.

Таким образом, наличие различных способов взыскания задолженности по обязательным платежам и санкциям полностью обеспечивает защиту прав и законных интересов граждан, а также публичных интересов государства.

Существует возможность в большинстве случаев индивидуально подходить к разрешению конкретного налогового спора, связанного с возникновением недоимки по уплате обязательных платежей и санкций.

Безусловно, возможность административного взыскания налоговой задолженности должна зависеть от природы налогового обязательства.

Литература:

Источник: https://moluch.ru/archive/262/60696/

Арбитражный суд Ставропольского края

Порядок рассмотрения арбитражными судами дел о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций регулируется главой 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ). Требования к заявлению о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций (далее также — заявление) установлены статьей 214 АПК РФ.

  • Государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее — контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
  • Заявление подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.
  • Заявление подается в арбитражный суд в письменной форме, подписывается заявителем или его представителем.
  • Заявление также может быть подано в арбитражный суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет».
Читайте также:  Утверждены типовые уставы для ООО

В заявлении должны быть указаны:

  1. наименование арбитражного суда, в который подается заявление;
  2. наименование заявителя, его место нахождения, номера телефонов, факсов, адрес электронной почты заявителя;
  3. наименование платежа, подлежащего взысканию, размер и расчет его суммы;
  4. нормы федерального закона и иного нормативного правового акта, предусматривающие уплату платежа;
  5. сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке;
  6. перечень прилагаемых документов.

В заявлении могут быть указаны и иные сведения, если они необходимы для правильного и своевременного рассмотрения дела, могут содержаться ходатайства, в том числе ходатайства об истребовании доказательств.

Заявитель обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии заявления и прилагаемых к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении.

К заявлению прилагаются:

  1. уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют;
  2. документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и в размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины;
  3. документы, подтверждающие обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования;
  4. копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  5. доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание заявления;
  6. документ, подтверждающий направление заявителем требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке.

Документы, прилагаемые к заявлению, могут быть представлены в арбитражный суд в электронном виде.

Источник: http://stavropol.arbitr.ru/proc/porjadok_obraschenija_v_sud/57.html

Рассмотрение дел о взыскании обязательных платежей и санкций

Дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.

Производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций возбуждается в арбитражном суде на основании заявлений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих контрольные функции, с требованием о взыскании с лиц, имеющих задолженность по обязательным платежам, денежных сумм в счет их уплаты и санкций.

Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций

Государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее — контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.

Требования к заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций

  • Заявление о взыскании обязательных платежей и санкций должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 Арбитражного процессуального Кодекса.
  • В заявлении должны быть также указаны:
  • наименование платежа, подлежащего взысканию, размер и расчет его суммы;
  • нормы федерального закона и иного нормативного правового акта, предусматривающие уплату платежа;

сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке.

К заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагаются документы, а также документ, подтверждающий направление заявителем требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке.

Судебное разбирательство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций

  1. Дела о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.

  2. Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания лиц, участвующих в деле.
  3. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.

  4. Арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание лиц, участвующих в деле, и вызвать их в судебное заседание для дачи объяснений.
  5. Неявка указанных лиц, вызванных в судебное заседание, является основанием для наложения штрафа в предусмотренном порядке.

  6. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
  7. В случае непредставления заявителем доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать их по своей инициативе.

  8. При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

Решение арбитражного суда по делу о взыскании обязательных платежей и санкций

  • Решение арбитражного суда по делу о взыскании обязательных платежей и санкций принимается по правилам, установленным в главе 20 настоящего Кодекса.
  • При удовлетворении требования о взыскании обязательных платежей и санкций в резолютивной части решения должны быть указаны:
  • наименование лица, обязанного уплатить сумму задолженности, его место нахождения или место жительства, сведения о его государственной регистрации;
  • общий размер подлежащей взысканию денежной суммы с определением отдельно основной задолженности и санкций.

Источник: https://studbooks.net/1035920/pravo/rassmotrenie_vzyskanii_obyazatelnyh_platezhey_sanktsiy

Рассмотрение дел о взыскании обязательных платежей и санкций

Под обязательными платежами понимаются установленные Налоговым кодексом РФ налоги и сборы. К обязательным платежам также относятся таможенные сборы и платежи (ст. 403 Таможенного кодекса РФ), страховые взносы (обязательное пенсионное страхование).

  • Если налогоплательщик не уплачивает в установленный законом срок сумму налога или сумму сбора, образуется недоимка, подлежащая взысканию налоговым органом.
  • Под санкцией понимается налоговая санкция, которая является мерой ответственности в виде денежного штрафа за совершение налогового правонарушения, а также иные санкции в связи с неисполнением обязанностей по уплате обязательных платежей.
  • С заявлением в арбитражный суд могут обратиться налоговые органы, органы местного самоуправления, иные органы, осуществляющие в соответствии с федеральным законом контрольные функции, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания.
  • Особенности рассмотрения дел о взыскании обязательных платежей и санкций
  • — рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства с особенностями, указанными в гл. 26 АПК РФ, либо в порядке приказного производства по правилам, предусмотренным главой 29.1 АПК РФ (в ред. Федерального закона от 02.03. 2016 № 47-ФЗ, действующей с 1 июня 2016 г.);
  • — производство возбуждается на основании заявлений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих контрольные функции, с требованием о взыскании с лиц, имеющих задолженность по обязательным платежам, денежных сумм в счет их уплаты и санкций;
  • — заявление о взыскании подается в письменной форме (или посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет) в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты;
  • — заявители по данной категории дел освобождены от уплаты государственной пошлины;
  • — дела рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу;
  • — обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя. В случае непредставления заявителем доказательств (например, акты проверок, налоговые декларации) необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать их по своей инициативе.
  • — при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Читайте также:  Экспедитор и перевозчик - в чем разница?

Дела о взыскании обязательных платежей и санкций при наличии соответствующих условий могут быть рассмотрены в порядке упрощенного производства по правилам гл. 29 АПК РФ.

По результатам рассмотрения дела арбитражный суд принимает одно из следующих видов решений: об удовлетворении заявления полностью или в части и взыскания определенных сумм; об отказе в удовлетворении заявления.

При удовлетворении требования о взыскании обязательных платежей и санкций в резолютивной части решения должны быть указаны: 1) наименование лица, обязанного уплатить сумму задолженности, его место нахождения или место жительства, сведения о его государственной регистрации; 2) общий размер подлежащей взысканию денежной суммы с определением отдельно основной задолженности и санкций.

Решение по данной категории дел вступает в законную силу и обжалуется в общем порядке (ст. 180,181,259,276 АПК РФ). Копии решения направляются лицам участвующим в деле в 5-дневный срок со дня его принятия заказным письмом с уведомлением или вручаются им под расписку.

Источник: https://bstudy.net/611123/pravo/rassmotrenie_vzyskanii_obyazatelnyh_platezhey_sanktsiy

Рассмотрение дел о взыскании обязательных платежей и санкций

Дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, с особенностями, установленными в АПК РФ.

Производство по данной категории дел возбуждается в арбитражном суде на основании заявлений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих контрольные функции, с требованием о взыскании с лиц, имеющих задолженность по обязательным платежам, денежных сумм в счет их уплаты и санкций. Заявление подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства ответчика. Заявление может быть подано по месту нахождения филиала юридического лица.

Дела данной категории подведомственны арбитражному суду при следующих условиях:

— участниками спора являются государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, осуществляющие контрольные функции; юридические лица; индивидуальные предприниматели;

— обязанность по уплате обязательных платежей у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей возникла в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельностиЛукьянова И. Н. Арбитражный процесс. М.: Юрайт-Издат, 2005. С. 179..

При рассмотрении данной категории дел необходимо учитывать следующее:

— уплата обязательных платежей и, соответственно, их взыскание, взыскание санкций должны быть предусмотрены федеральным законом. В настоящее время перечень обязательных платежей, т.е. налогов, сборов, пошлин предусмотрен ст. 19-21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», ст. 13-15 Налогового кодекса РФ;

— государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы должны обладать правом контроля за уплатой обязательных платежей и, соответственно, правом взыскания этих платежей и санкций;

— наряду со взысканием обязательных платежей и санкций по правилам настоящей главы возможно взыскание пени, так как этот платеж является обеспечительной мерой по уплате обязательных платежейРогожин Н. А. Арбитражный процесс: Курс лекций. — ЗАО Юстицинформ, 2006 г. С. 223..

В соответствии со ст. 53 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Статьями 31, 48 НК закреплено право налоговых органов на обращение в арбитражный суд с заявлением о взыскании с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей обязательных платежей, пени, санкций. Необходимо учитывать, что такое право может быть реализовано при условии отсутствия иного порядка взыскания, установленного федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 45 НК взыскание обязательного платежа, пени с юридического лица предусмотрено в бесспорном порядке. Однако Налоговым кодексом РФ определен ряд случаев, когда обязательные платежи взыскиваются в судебном порядке:

  • 1) взыскание недоимки, пени с физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 45, п. 1 ст. 48 НК);
  • 2) взыскание недоимки, пени с юридического лица в случае принятия налоговым (таможенным) органом соответствующего решения о взыскании за счет денежных средств налогоплательщика с нарушением срока, установленного п. 3 ст. 46 НК;
  • 3) если обязанность по уплате налога юридическим лицом основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами, или юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика.

Еще одним условием для обращения контролирующего органа в арбитражный суд с иском о взыскании является то, что соответствующее требование заявителя об уплате суммы в добровольном порядке не исполнено. Если указанное требование контролирующим органом не направлялось, то заявление должно быть оставлено без рассмотрения (ст. 148 АПК).

Кроме этого, необходимо отметить, что заявление о взыскании налога может быть подано в срок, установленный п. 3 ст. 48 НК (см. также п. 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации»); заявление о взыскании налоговых санкций — в срок, предусмотренный ст. 115 НК.

Источник: https://vuzlit.ru/1387357/rassmotrenie_vzyskanii_obyazatelnyh_platezhey_sanktsiy

Особенности рассмотрения дел о взыскании обязательных платежей и санкций

Дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в гл. 26 АПК РФ.

Читайте также:  Срок подачи апелляционной жалобы в арбитражном процессе

Необходимо учитывать Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20.02.2006 г.

N 105 «О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершению административных процедур урегулирования споров».

Судебное взыскание санкций носит редкий характер, поскольку для этого существуют административные процедуры.

Производство по данной категории дел возбуждается в арбитражном суде на основании заявлений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих контрольные функции, с требованием о взыскании с лиц, имеющих задолженность по обязательным платежам, денежных сумм в счет их уплаты и санкций. Заявление подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства ответчика (ст. 35 АПК РФ). Заявление может быть подано по месту нахождения филиала юридического лица (п. 5 ст. 36 АПК РФ).

  • Дела данной категории подведомственны арбитражному суду при следующих условиях:
  • — участниками спора являются государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, осуществляющие контрольные функции; юридические лица; индивидуальные предприниматели;
  • — обязанность по уплате обязательных платежей (привлечение к ответственности в виде взыскания санкций) у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей возникла в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности.
  • При рассмотрении данной категории дел необходимо учитывать следующее:

— уплата обязательных платежей и, соответственно, их взыскание, взыскание санкций должно быть предусмотрено федеральным законом. В настоящее время перечень обязательных платежей, т.е. налогов и сборов предусмотрен ст. 13-15 НК РФ;

— государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы должны обладать правом контроля за уплатой обязательных платежей и, соответственно, правом взыскания этих платежей и санкций.

В качестве примера можно привести полномочия по контролю за правильностью уплаты и взысканию обязательных платежей, санкций Федеральной налоговой службы, таможенных органов и их территориальных подразделений, органов внебюджетных фондов (пенсионный фонд и т.д.);

— наряду со взысканием обязательных платежей и санкций по правилам настоящей главы возможно взыскание пени, так как этот платеж является обеспечительной мерой по уплате обязательных платежей;

— при определенных условиях дела данной категории могут быть рассмотрены в порядке упрощенного производства (см. Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 20.01.2005 г. N 89 «О некоторых вопросах рассмотрения дел в порядке упрощенного производства»*(168)).

В соответствии со ст. 53 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Статьями 31, 48 НК РФ закреплено право налоговых органов на обращение в арбитражный суд с заявлением о взыскании с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей обязательных платежей, пени, санкций. Необходимо учитывать, что такое право может быть реализовано при условии отсутствия иного порядка взыскания, установленного федеральным законом.

Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ взыскание обязательного платежа, пени с юридического лица предусмотрено в бесспорном порядке.

В соответствии с п. 2 ст. 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном ст. 46 и 47 НК РФ. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.

Взыскание налога в судебном порядке производится:

  1. 1) с организации, которой открыт лицевой счет;
  2. 2) в целях взыскания недоимки, числящейся более 3 месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий) в случаях, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий);
  3. 3) с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика.

Общие требования к заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций изложены в п. 3 ст. 46, ст. 125, 126 НК РФ. В заявлении должны быть также указаны:

  • — наименование, размер и расчет суммы платежа, подлежащего взысканию;
  • — нормы закона, предусматривающие уплату платежа;
  • — сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке.

Указанное требование и доказательства его направления должны быть приложены к заявлению. Требование об уплате платежа в добровольном порядке может быть выражено в отдельном документе, а также может содержаться в решении налогового органа, принятого по результатам проверки, или доведено до лица в иной форме.

По данной категории дел заявители освобождены от уплаты государственной пошлины (п. 1 ст. 333.37 НК РФ).

При соблюдении требований к заявлению арбитражный суд принимает его к производству, о чем выносится соответствующее определение. Копии определения направляются лицам, участвующим в деле. Несоблюдение порядка оформления заявления влечет последствия, предусмотренные ст. 128, 129 АПК РФ, — оставление заявления без движения, возвращение заявления.

Общие правила рассмотрения данной категории дел установлены гл. 26 АПК РФ.

Дела данной категории рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий 3 месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела и принятие решения.

Неявка лиц, участвующих в деле и надлежащим образом уведомленных арбитражным судом, не является препятствием для рассмотрения дела.

Арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание лиц, участвующих в деле, о чем отмечается в определении о принятия заявления к производству и о подготовке дела к судебному разбирательству.

В этом случае неявка лиц, участвующих в деле, является основанием для наложения штрафа в порядке и размере, установленных в гл. 11 АПК РФ.

По данной категории дел обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на контролирующий орган; арбитражный суд имеет право истребовать необходимые доказательства по собственной инициативе. Доказательствами по делу могут быть первичные бухгалтерские документы, акты проверок, акты встречных проверок, договоры, налоговые декларации и т.п.

  1. При рассмотрении дела арбитражный суд должен установить:
  2. — наличие оснований для взыскания требуемой суммы;
  3. — полномочия контролирующего органа;
  4. — правильность расчета взыскиваемой суммы.

При взыскании недоимок по налогам, пени, соответствующих санкций арбитражный суд проверяет соблюдение сроков, установленных п. 2 ст. 48, ст. 113, 115 НК РФ. Пропуск названных пресекательных сроков влечет оставление заявления без удовлетворения.

Источник: https://cyberpedia.su/9xf1d7.html

Ссылка на основную публикацию