Полномочия третейского суда в разрешении споров

Полномочия третейского суда в разрешении споровКак определить, может ли третейский суд рассматривать заявление сторон или, рассматривая его, он превышает свою компетенцию?

Согласно статье 10 Гражданского кодекса (ГК) защита гражданских прав осуществляется в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством или договором, судом, хозяйственным или третейским судом.

Говоря о последнем необходимо уточнить, что третейский суд − негосударственный орган, разрешающий споры, вытекающие из гражданских правоотношений, в том числе хозяйственные, возникающие между субъектами предпринимательства.

Третейские суды не разрешают споры, вытекающие  из административных. семейных и трудовых прваоотношений, а также  иные законом предусмотренные споры. Его компетенция определена статьей 24 Закона «О третейских судах» (далее – Закон) от 16.10.

2006 г. № ЗРУ-64.

  • Как определить, может ли третейский судрассматривать заявления сторон или, рассматривая их, он превышает свою компетенцию?
  • В части первой указанной статьи закреплены два положения, определяемые как принципы «компетенции-компетенции» и «автономности третейского соглашения (третейской оговорки)».
  • Компетенция – это совокупность установленных нормативно-правовыми актами задач, функций, прав и обязанностей (полномочий) государственных органов, должностных лиц, общественных организаций, коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе третейского суда.
  • Третейский суд после возбуждения и в ходе разбирательства самостоятельно решает вопрос о своей компетенции по рассматриваемому спору.
  • В случаях когда одна из сторон возражает против третейского разбирательства по мотиву отсутствия или недействительности третейского соглашения, вопрос о компетенции решается председателем либо его заместителем или составом третейских судей, назначенных для рассмотрения спора.
  • В третейский суд при ТПП обратился коммерческий банк с исковым заявлением к ответчикам (ООО и физлицу) о взыскании суммы задолженности по кредитному договору путем обращения взыскания на заложенное имущество (по договору ипотеки).

В кредитном договоре была третейская оговорка: «Все споры, разногласия, требования, возникающие из настоящего договора или в связи ним, в том числе связанные с его заключением, изменением, исполнением, нарушением, расторжением, прекращением и недействительностью или истребованием предмета залога и/или его части, подлежат разрешению в Хозяйственном суде г. Ташкента либо в третейском суде при ТПП в соответствии с его регламентом единоличным третейским судьей. Право выбора обращения в Хозяйственный суд г. Ташкента или в третейский суд остается за истцом».

А в договоре ипотеки третейская оговорка изложена так: «Споры, возникающие между сторонами в связи с исполнением настоящего договора, внесением в него изменений, досрочным его исполнением или расторжением, разрешаются путем дружественных переговоров между собой, а в случае невозможности достижения согласия в установленном порядке стороны обращаются в третейский суд г. Ташкента в соответствии с его регламентом».

  1. В связи с различием текста третейской оговорки в ходе разбирательства ответчик возражал против него ввиду отсутствия письменного согласия о передаче разрешения спора именно в третейском суде при ТПП.
  2. Однако возражение было отклонено по следующим основаниям:
  3.  ответчик заявил об отсутствии у третейского суда компетенции в ходе разбирательства (рассмотрение дела несколько раз отложено по ходатайству ответчика), а должен был возражать до его начала;
  4. по ходатайству ответчика дело было прекращено в межрайонном суде по гражданским делам в связи с тем, что между сторонами заключено третейское соглашение о передаче спора в третейский суд;
  5. договор ипотеки заключен для обеспечения возвратности кредита, выданного по договору, где четко указано наименование третейского суда;
  6. третейский суд усмотрел в действиях ответчика необоснованное затягивание рассмотрения дела.

На основании изложенного судья самостоятельно решил вопрос о наличии компетенции рассматривать спор и вынес решение по существу. Кроме того, межрайонный суд по гражданским делам отказал ответчику в удовлетворении заявления об отмене решения третейского суда.

Автономность третейской оговорки наделяет третейский суд компетенцией решать вопрос о ее действительности отдельно от вопроса о действительности договора, в который эта оговорка включена или к которому она относится.

Законодательное закрепление принципа «автономности» является основанием для разрешения третейским судом спора, возникшего из признанного им недействительным договора, при условии, что это не является одновременно основанием недействительности оговорки.

Таким образом, нормы, определяющие принципы «компетенции» и «автономности третейской оговорки», имеют императивный характер, т.е. не предоставляют сторонам права договариваться об исключении либо об ограничении полномочий третейского суда решать вопрос о наличии у него компетенции рассматривать переданный на его разрешение спор.

  • Часть вторая статьи 24 Закона определяет срок подачи заявления об отсутствии у третейского суда компетенции на рассмотрение спора.
  • Отсутствие компетенции означает, что суд не вправе рассматривать спор ввиду того, что он вообще не может быть рассмотрен в третейском суде или же в конкретном третейском суде.
  • Анализ нормы приводит к следующим выводам:
  • — стороны вправе заявлять третейскому суду об отсутствии у него компетенции. Но в любом случае суд должен рассмотреть это заявление;
  • — указание на срок для реализации этого права одновременно возлагает на стороны обязанности своевременно представлять третейскому суду соответствующие заявления;
  •  — несоблюдение срока не является основанием для отказа в принятии заявлений, сделанных позднее, но может стать основанием для отказа в их удовлетворении в тех случаях, когда решение этого вопроса предоставлено на усмотрение третейского и/или компетентного суда;
  • — право делать заявление об отсутствии компетенции не поставлено в зависимость от участия стороны в назначении третейского судьи во избежание уклонения от этого процесса стороны, намеревающейся оспаривать компетенцию.
  • В связи с этим представляется целесообразным включить в правила третейского суда положение о том, что участие стороны в назначении судьи не лишает ее права сделать заявление об отсутствии у суда компетенции.
  • По закону сторона вправе заявить о превышении третейским судом его компетенции, если в ходе разбирательства встанет вопрос, рассмотрение которого не предусмотрено третейским соглашением, либо который не может быть предметом третейского разбирательства.

Вопрос о превышении компетенции или невозможности рассмотрения данного спора в третейском суде вообще может быть поставлен любой стороной на любой стадии процесса до вынесения решения. Поскольку закон не ограничивает этот вопрос рамками начала разбирательства по существу, суд обязан исследовать его и отразить результаты в решении или определении.

  1. Если полное отсутствие компетенции, как правило, достаточно очевидно и не вызывает споров, то случаи превышения компетенции решаются не так легко.
  2. Прежде всего, это касается тех случаев, когда третейское соглашение сторонами достигнуто, но не охватывает всех требований истца (например, если спор идет исключительно о взыскании задолженности, то взыскание неустойки уже выходит за пределы компетенции суда).
  3. Кроме того, некомпетентность может определяться тем, что рассмотрение некоторых споров (или их части) прямо запрещено законом или правилами постоянно действующего третейского суда, хотя соглашение сторон в этом случае достигнуто.

И если решение о компетентности в большинстве случаев суды принимают правильно, то решение той же проблемы, но в ином ракурсе вызывает затруднение. Это происходит, например, когда поставляют товар сверх согласованных в договоре объемов, когда работы продолжаются после исполнения в полном объеме договора подряда.

Если третейская оговорка регулирует отношения сторон по договору, в котором она содержится, то, видимо, следует считать, что раз договор исполнен, то и обязательства прекращены.

Обязательства, возникшие в результате новых поставок (нового выполнения работ), уже не охватываются действием заключенного ранее третейского соглашения: ведь оно заключено для разрешения споров по прекращенным обязательствам.

Учитывая, что с прекращением обязательств договор (как правоотношение) также прекратился, третейское соглашение о рассмотрении споров по договору не охватывает споры, возникающие из обязательств не по договору.

Следовательно, третейский суд должен признать себя некомпетентным рассматривать спор в этой части, разумеется, если по ней отсутствует третейское соглашение на передачу спора в тот же третейский суд.

В то же время возможен вариант, когда третейское соглашение не ограничивает свое действие рамками того договора, в котором оно содержится.

Ведь оно может быть сформулировано так: «Все споры между участниками настоящего договора подлежат рассмотрению в таком-то третейском суде».

В этом случае суду также приходится решать вопрос, на какие конкретно споры распространяет свое действие заключенное третейское соглашение. Соответственно, толковать оговорку необходимо как одно из условий договора.

В соответствии со статьей 363 ГК при толковании договора в первую очередь необходимо исходить из буквального значения слов и выражений самой третейской оговорки.

И только в случае ее неясности буквальное значение оговорки выясняется путем сопоставления с другими условиями договора, а если и это невозможно − путем выяснения воли сторон.

Поскольку в приведенном примере буквальный смысл третейской оговорки позволяет легко уяснить ее смысл, можно сделать вывод, что она охватывает споры не только по договору, в котором она содержится, но и любые иные споры между сторонами, за исключением тех, по которым стороны избрали иной орган для разрешения споров.

Третейский суд обязан без промедления, до вынесения решения по существу спора, рассмотреть заявление стороны, возражающей против разбирательства, в том числе со ссылкой на отсутствие третейского соглашения или превышение компетенции.

Если суд приходит к выводу об отсутствии у него компетенции, то оформляет определение о прекращении третейского разбирательства (часть 1 статьи 44 Закона).

Если суд пришел к выводу о своей компетенции, он выносит об этом определение и продолжает рассмотрение спора.

После принятия по нему решения обоснование компетенции указывается в принятом им окончательном решении (часть 2 статьи 39 Закона).

  • Во всех случаях Закон не предусматривает возможность оспаривать определения третейского суда о его компетенции в компетентном суде.
  • Если третейский суд выносит определение об отсутствии у него правомочий рассматривать спор, то, согласно статье 44 Закона, производство по делу прекращается, что должно быть отражено в определении.
  • ООО обратилось в Третейский суд с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю об истребовании собственником имущества из чужого незаконного владения, оплаты аренды – 3 млн сумов, упущенной выгоды − 5,4 млн сумов, возмещения расходов по оплате помощи представителя – 5 млн сумов.
  • Спор, возникший между сторонами, вытекает из гражданских правоотношений, регулируемых главами 21 и 34 ГК, и в соответствии с частью первой статьи 9 Закона может быть рассмотрен третейским судом.

Однако ответчик заявил об отсутствии у суда компетенции рассматривать этот спор до начала его разбирательства. Так как в третейской оговорке в договоре аренды отсутствовало наименование постоянно действующего третейского суда, что в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Закона повлекло недействительность третейского соглашения.

  1. Учитывая вышеизложенное, третейский суд своим определением прекратил производство по данному исковому заявлению.
  2. Поэтому вопрос о компетенции должен постоянно находиться в центре внимания третейского суда – с момента поступления искового заявления до вынесения решения. При этом суд должен убедиться в:
  3. — наличии заключенного между сторонами третейского соглашения (оговорки);
  4.  — юридической действительности третейского соглашения (оговорки);
  5.  — том, что третейское соглашение (оговорка) распространяется на данный спор.
  6. Фозилжон ОТАХОНОВ,
  7. председатель Международного коммерческого
  8. арбитражного (третейского) суда при ТПП,
  9. кандидат юридических наук, доцент.
  10. Публикации по теме:
  11. После третейского суда конфиденциальность не гарантирована
  12. Третейское разбирательство: судебная практика
  13. Плюсы и минусы медиации
  14. Ответы по теме из справочной службы «Мы отвечаем!»:
  15. Может ли по одному договору быть взыскана неустойка в виде пени и штрафа одновременно?

Является ли банк субъектом предпринимательской деятельности? Может ли Торгово-промышленная палата представлять его интересы в суде?

Хозяйственный суд признал договор недействительным. Однако услуги по нему были оказаны. Можем ли мы взыскать, причитающуюся нам сумму?

Источник: https://www.norma.uz/nashi_obzori/kompetenten_li_treteyskiy_sud_rassmotret_spor

Суть третейского суда и его полномочия

Полномочия третейского суда в разрешении споров

  • Содержание
  • Задачи Третейского суда
  • Принципы работы Третейского суда
  • Оспаривание решений третейских судов
  • Третейский суд: преимущества и недостатки

Задачи Третейского суда

Третейский суд облегчает нагрузку на государственную судебные инстанции, за счет передачи части процессов на некоммерческую организацию в лице третейской стороны. Третейский суд относится к негосударственным судебным органам и его деятельность ограничена рассмотрением экономических споров.

Зарегистрируйтесь сейчас и получите бесплатную консультацию Специалистов

Важно: Третейский суд может работать лишь в формате НКО (некоммерческая организация). Ранее, третейские суды могли работать в виде ОАО и ООО. Но после принятия 1.09.2016 изменений в ФЗ№382, третейские суды могут работать лишь в формате НКО.

Третейские суды в РФ могут разрешать споры как между юридическими лицами, так и между физ.лицами. Международная практика показывает, что третейский суд является наиболее приоритетным способом решения споров в коммерческих конфликтах (В США – 60% споров, связанных с коммерческой деятельностью направляются в третейские суды)

Читайте также:  Законодатель определил основы функционирования "фонда защиты прав граждан - участников долевого строительства"

Зарегистрируйтесь сейчас и получите бесплатную консультацию Специалистов

Третейские суды, согласно ст.8ФЗ-102, разделяют на:

1. Суды, созданные под конкретный спор. (Образовываются сторонами конфликта, для решения существующего спора;

2. Постоянные суды. (Существует при юр.лицах, которые его создали и может использоваться как для решения текущих споров, так и для разрешения конфликтов, потенциально возможных в будущем).

Один из судей создаваемого третейского суда становится председателем. Он назначается либо сторонами по обоюдному согласию, либо по установленному в законе порядку.

Принципы работы Третейского суда

Работа третейского суда описана в его регламенте и подчиняется ряду фундаментальных принципов:

— Принцип законности. Суд, принимая решения, отталкивается исключительно от действующих законов, международных соглашений РФ и договоров сторон.

— Принцип конфиденциальности информации. Суд гарантирует рассмотрение дела в закрытом режиме, результаты не публикуются в СМИ. (Исключения – ситуации, в которых стороны желают этого). Запрещается передавать материалы дела третьим лицам, а судья не может фигурировать свидетелям в делах, которые касаются материалов разбирательства.

— Принцип объективности. Судья обязан быть независимым от сторон процесса.

Он не может находиться в родстве с любой стороной разбирательства, или иметь иные связи, которые так или иначе могут повлиять на результаты разбирательства. (Ст.

28 Регламента гласит, что в случае нарушения этого правила, производится отвод судьи.) Такое правило нужно для того, чтобы судья в своих решениях соблюдал нейтралитет

— Принцип оперативности. Суд заинтересован в максимально комфортном для сторон расследовании.

— Принцип равноправия. Стороны находятся в равных условиях и правах.

— Принцип экономичности. Процедура упрощенная, поэтому и затраты по сравнению с традиционным судом – низкие.

Зарегистрируйтесь сейчас и получите бесплатную консультацию Специалистов

Законодательство РФ жестко регламентирует процедуру обжалования выводов третейского судьи. Ст.46ГПК РФ определяет порядок и сроки оспаривания третейских споров. Если в судебной процедуре не было нарушений, выдается исполнительный лист, на основании которого производится принудительное исполнение судейского решения.

  1. Согласно ст.43 ФЗ№102, основаниями для оспаривания решения являются такие ситуации:
  2. — Третейское соглашение противоречит федеральному закону и признается на этом основании недействительным;
  3. — Одна из сторон не была проинформирована (в установленном порядке) о разбирательстве, составе судей, месте проведения заседания и может доказать это перед судом;
  4. — Судейское решение принято по конфликтам, выходящим за рамки полномочий третейского суда. (Или по решению, которое не подпадает под согласованное сторонами третейского соглашение);
  5. — Решение противоречит нормативно-правовым актам РФ.

Важно: В третейском соглашении может быть прописано, что решение третейского суда носит окончательный характер. В этом случае, отмена решения невозможна.

Оспаривание решений третейского суда регламентирует ст.230АПК (Арбитражно-процессуального кодекса). В соответствии с кодексом, решение оспаривается заявителем, который участвует в разбирательстве. Первый шаг – подача иска в арбитражный суд. (Процедура подачи иска подробно описана в ст.233АПК).

На практике, оспаривание решения по существу – редкое явление, т.к. третейская оговорка редко противоречит основному закону РФ, а значит оспорить ее по существу сложно. К тому же, нет четкой трактовки понятия «нарушать основополагающие принципы права». Поэтому, в основном, стороны оспаривают процессуальные нарушения, возникающие в ходе разбирательства.

Третейский суд: преимущества и недостатки

До 1 сентября 2016-го года у Третейского суда был существенный недостаток в виде функционирования судов в формате ООО и ОАО. Это означало, что при рассмотрении дела, одной из сторон мог служить учредитель третейского суда, что существенно влияло на вопрос объективности судейства.

После приложенной минюстом реформы, такая форма судопроизводства может существовать только в формате некоммерческой организации, а значит давление сторон на процесс –минимальное.

Другим существенным недостатком является то, что судья не может быть допрошен следствием по делу. С одной стороны, это сохраняет коммерческую тайну, с другой – не дает объективно провести расследование следственным органам.

  • К преимуществам следует отнести следующее:
  • — Быстрое рассмотрение дела (заявление в третейский суд рассматривается до 14 дней);
  • — Возможность прописать безальтернативную оговорку (запрет на обжалование в судах других инстанций);
  • — Время и место проведения суда одинаково удобно всем сторонам процесса;

— Высокий профессионализм и объективность судей (т.к. коммерческая составляющая и юрисдикция третейского суда строит конкуренцию в судебной системе).

Источник: https://www.bp-u.ru/yuridicheskiy-likbez/sut-treteyskogo-suda-obyazatelstva-polnomochiya-protsedura-raboty/

Компетенция третейского суда

Третейский суд, как и любой суд, входящий в систему государственных судов общей юрисдикции или арбитражных судов, обладает определенной компетенцией. До принятия Федерального закона от 29.12.2015 г.

№ 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 382) и внесения изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (далее — АПК РФ) и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее — ГПК РФ) существовал ряд проблем в определении компетенции третейских судов (например, серьезной проблемой было арбитрабильность корпоративных споров).

Под компетенцией необходимо понимать полномочие третейского суда на рассмотрение и разрешение спора.

В части 3 статьи 1 — ФЗ № 382закреплено, что втретейское разбирательство по соглашению сторон могут передаваться споры между сторонами гражданско-правовых отношений. При этом федеральным законом могут устанавливаться ограничения на передачу некоторых категорий споров.

Аналогичные нормы встречаются в ГПК РФ (часть 3 статьи 3) и АПК РФ (часть 6 статьи 4).

Таким образом, мы можем говорить, что есть два основания, определяющих компетенцию третейского суда:

  1. наличие третейского (арбитражного) соглашения между сторонами;
  2. подведомственность спора третейскому суд.

Стоит начать с последнего основания. Так, в общем виде подведомственностьможно представить, как круг дел, которые могут быть рассмотрены третейским судом.

Анализируя часть 3 статьи 1 ФЗ № 382, можно выделить следующие критерии подведомственности дел третейским судам:

  1. форма правового конфликта (третейский суд может рассматривать дела только в форме спора, но не в форме правонарушения);
  2. характер правоотношений сторон, в рамках которого возник конфликт (здесь речь идет исключительно о гражданско-правовых отношениях, являющихся предметом исключительно гражданского права(т.е. споры из семейного, земельного, жилищного, трудового права не могут быть подведомственны третейскому суду);
  3. субъектный состав (только юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица);
  4. отсутствие исключений из подведомственности (так, третейским судам не подведомственны дела о несостоятельности (банкротстве), споры об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, споры, отнесенные к подсудности Суда по интеллектуальным правам, дела, возникающие и административных и иных публичных правоотношений, некоторые категории корпоративных споров, антимонопольные споры, споры о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью,споры о выселении граждан из жилых помещений и иные виды споров). Более детальный перечень ограничений содержится в статье 33 АПК РФ и статье 22.1 ГПК РФ.

Как указывалось ранее, одним из двух элементов компетенции третейского суда выступает третейское (арбитражное) соглашение.

Согласно части 1 статьи 7 ФЗ № 382 под третейским (арбитражным) соглашением понимается соглашение сторон о передаче в арбитраж всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между ними в связи с каким-либо конкретным правоотношением, независимо от того, носило такое правоотношение договорный характер или нет.

Таким образом третейское (арбитражное) соглашение выступает обязательным условием рассмотрения спора в третейском суде. Именно соглашение наделяет третейский суд компетенцией рассматривать спор. Третейский суд правомочен рассматривать спор только тогда, когда стороны заключили соглашение.

Так, заключив третейское (арбитражное) соглашение стороны связывают себя обязательством при возникновении спора обратиться за его разрешением в третейский суд и одновременно воздержаться от обращения в государственный суд.

Если арбитражный суд после принятия искового заявления к производству установит, что сторонами заключено третейское (арбитражное) соглашение, регулирующее рассмотрение спора в третейском суде, то согласно статье 148 АПК РФ суд может оставить исковое заявление без рассмотрения.

Чтобы суд оставил заявление без рассмотрения любая из сторон должна заявить о наличии соглашения до первого своего заявления по существу спора в суде первой инстанции. Исключением выступает ситуация, когда арбитражный суд установит, что соглашение недействительно, утратило силу или не может быть исполнено.

Аналогичные положения содержится встатья 222 ГПК РФ.

Согласно стать 16 ФЗ № 382, третейский суд уполномочен рассматривать вопросы о своей компетенции. Так, суд может самостоятельно вынести постановление касательно своей компетенции по рассмотрению спора или по заявлению одной из сторон. Такое заявление должно быть сделано не позднее первого заявления стороны по существу спора.

Если суд примет постановление по вопросу своей компетенции до вынесения решения, то сторона, несогласная с решением, может его обжаловать в государственный суд в течение месяца. При этом обжалование постановления в государственном суде не препятствует продолжению рассмотрения спора в третейском суде и принятии арбитражного решения (часть 3 статьи 16 ФЗ № 382).

Помимо разрешения спора по существу третейский суд в рамках своей компетенции уполномочен решать вопросы, касающиеся обеспечительных мер (статья 17 ФЗ № 382).

Однако третейский суд не обладает полномочиями на выдачу исполнительных листов, поэтому в случае необходимости реализации обеспечительных мер, принятых третейским судом, необходимо дополнительно обратиться в государственный суд (статья 423 ГПК РФ и статья 236 АПК РФ).

Статья подготовлена  16.11.2016 

Владислав Шелудяев, юрист Юридической фирмы «BRACE»

Источник: https://brace-lf.com/informaciya/protsessualnoe-pravo/932-kompetentsiya-tretejskogo-suda

Компетенция третейского суда

    1. Право третейского суда на вынесение постановления о своей компетенции

      1. Третейский суд может сам вынести постановление о своей компетенции, в том числе по любым возражениям относительно наличия или действительности арбитражного соглашения.

        Арбитражная оговорка, являющаяся частью договора, признается соглашением, не зависящим от других условий договора.

        Вынесение решения третейского суда о том, что договор недействителен, само по себе не влечет недействительность арбитражного соглашения.

      2. Заявление об отсутствии у третейского суда компетенции может быть сделано не позднее представления возражений по иску. Назначение стороной арбитра или ее участие в назначении арбитра не лишает сторону права сделать такое заявление.

        Заявление о том, что третейский суд превышает пределы своей компетенции, должно быть сделано, как только вопрос, который, по мнению стороны, выходит за эти пределы, будет поставлен в ходе арбитражного разбирательства.

        Третейский суд может в любом из этих случаев принять заявление, сделанное позднее, если он сочтет задержку оправданной.

      3. Третейский суд может вынести постановление по заявлению, указанному в пункте 2 настоящей статьи, либо как по вопросу предварительного характера, либо в решении по существу спора.

        Если третейский суд постановит по вопросу предварительного характера, что он обладает компетенцией, любая сторона может в течение 30 дней после получения уведомления об этом постановлении просить суд, указанный в статье 6 настоящего Федерального закона, принять решение по данному вопросу (если только стороны, арбитражное соглашение которых предусматривает администрирование арбитража постоянно действующим арбитражным учреждением, своим прямым соглашением не исключили возможность обращения к органу, указанному в статье 6 настоящего Федерального закона, по данному вопросу); такое решение не подлежит обжалованию. Пока просьба стороны ожидает своего разрешения, третейский суд может продолжить разбирательство и вынести арбитражное решение.

    2. Полномочие третейского суда распорядиться о принятии обеспечительных мер

Если стороны не договорились об ином,
третейский суд может по просьбе любой
стороны распорядиться о принятии
какой-либо стороной таких обеспечительных
мер в отношении предмета спора, которые
он считает необходимыми.

Третейский
суд может потребовать от любой стороны
предоставить надлежащее обеспечение
в связи с такими мерами.

Постановления
и иные процессуальные акты третейского
суда о принятии обеспечительных мер
являются для сторон обязательными, но
не подлежат признанию и принудительному
исполнению судами в Российской Федерации.

    1. Равное отношение к сторонам

К сторонам должно быть равное отношение,
и каждой стороне должны быть предоставлены
все возможности для изложения своей
позиции.

    1. Определение правил процедуры

      1. При условии соблюдения положений настоящего Федерального закона стороны могут по своему усмотрению договориться о процедуре ведения разбирательства третейским судом.

      2. В отсутствие такого соглашения третейский суд может с соблюдением положений настоящего Федерального закона вести арбитражное разбирательство таким образом, какой считает надлежащим. Полномочия, предоставленные третейскому суду, включают полномочия на определение допустимости, относимости и значения любого доказательства.

    2. Место арбитража

      1. Стороны могут по своему усмотрению договориться о месте арбитража. В отсутствие такой договоренности место арбитража определяется третейским судом с учетом обстоятельств дела, включая фактор удобства для сторон.

      2. Несмотря на положения пункта 1 настоящей статьи, третейский суд может, если стороны не договорились об ином, собраться в ином месте, которое он посчитает надлежащим для проведения консультаций между арбитрами, заслушивания свидетелей, экспертов или сторон либо для осмотра товаров, другого имущества или документов.

    3. Начало арбитражного разбирательства

Читайте также:  Оценка рыночной стоимости объекта недвижимости

Если стороны не договорились об ином,
арбитражное разбирательство в отношении
конкретного спора начинается в день,
когда просьба о передаче этого спора в
арбитраж получена ответчиком.

    1. Язык

      1. Стороны могут по своему усмотрению договориться о языке или языках, которые будут использоваться в ходе арбитражного разбирательства. В отсутствие такой договоренности арбитражное разбирательство проводится на русском языке.

        Такого рода договоренность или определение, если в них не оговорено иное, относятся к любому письменному заявлению стороны, любому слушанию дела и любому арбитражному решению, постановлению или иному сообщению третейского суда.

      2. Третейский суд может распорядиться о том, чтобы любые письменные доказательства сопровождались переводом на язык или языки, о которых договорились стороны или которые определены третейским судом.

    2. Исковое заявление и возражения по иску

      1. В течение срока, согласованного сторонами или определенного третейским судом, истец должен заявить об обстоятельствах, подтверждающих его исковые требования, о спорных вопросах и о требуемом удовлетворении, а ответчик должен заявить свои возражения по этим пунктам, если только стороны не договорились об ином в отношении необходимого содержания таких заявлений. Стороны могут представить вместе со своими заявлениями все документы, которые они считают относящимися к делу, или могут сделать ссылку на документы или другие доказательства, которые они представят в дальнейшем.

      2. Если стороны не договорились об ином, в ходе арбитражного разбирательства любая сторона может изменить или дополнить свои исковые требования или возражения по иску, если только третейский суд не признает нецелесообразным разрешить такое изменение с учетом допущенной задержки.

    3. Слушание и разбирательство по документам

      1. При условии соблюдения любого иного соглашения сторон третейский суд принимает решение о том, проводить ли устное слушание дела для представления доказательств или для устных прений либо осуществлять разбирательство только на основе документов и других материалов. Однако, кроме того случая, когда стороны договорились не проводить устного слушания, третейский суд должен провести такое слушание на соответствующей стадии арбитражного разбирательства, если об этом просит любая из сторон.

      2. Сторонам заблаговременно должно быть направлено уведомление о любом слушании и о любом заседании третейского суда, проводимом в целях осмотра товаров, другого имущества или документов.

      3. Все заявления, документы или другая информация, представляемые одной из сторон третейскому суду, должны быть переданы другой стороне. Сторонам должны быть переданы любые заключения экспертов или другие документы, имеющие доказательственное значение, на которых третейский суд может основываться при вынесении своего решения.

    4. Непредставление документов или неявка стороны

Если стороны не договорились об ином,
в тех случаях, когда без указания
уважительной причины:

        1. истец не представляет свое исковое заявление, как это требуется в соответствии с пунктом 1 статьи 23 настоящего Федерального закона, — третейский суд прекращает разбирательство;

        2. ответчик не представляет своих возражений по иску, как это требуется в соответствии с пунктом В течение срока, согласованного сторонами или определенного третейским судом, истец должен заявить об обстоятельствах, подтверждающих его исковые требования, о спорных вопросах и о требуемом удовлетворении, а ответчик должен заявить свои возражения по этим пунктам, если только стороны не договорились об ином в отношении необходимого содержания таких заявлений. Стороны могут представить вместе со своими заявлениями все документы, которые они считают относящимися к делу, или могут сделать ссылку на документы или другие доказательства, которые они представят в дальнейшем. статьи 23 настоящего Федерального закона, — третейский суд продолжает разбирательство, не рассматривая такое непредставление само по себе как признание утверждений истца;

        3. любая сторона не является на слушание или не представляет документальные доказательства, — третейский суд может продолжить разбирательство и вынести решение на основе имеющихся у него доказательств.

    1. Эксперт, назначенный третейским судом

      1. Если стороны не договорились об ином, третейский суд может:

        1. назначить одного или нескольких экспертов для представления ему доклада по конкретным вопросам, которые определяются третейским судом;

        2. потребовать от стороны предоставления эксперту любой относящейся к делу информации либо предъявления для осмотра, или предоставления возможности осмотра им относящихся к делу документов, товаров или другого имущества.

      2. При отсутствии договоренности сторон об ином эксперт, если сторона просит об этом или если третейский суд считает это необходимым, должен после представления своего письменного или устного заключения принять участие в слушании, на котором сторонам предоставляется возможность задавать ему вопросы и представлять специалистов для дачи показаний по спорным вопросам.

    2. Содействие суда в получении доказательств

Третейский суд в рамках разбирательства,
администрируемого постоянно действующим
арбитражным учреждением, или сторона
с согласия такого третейского суда
могут обратиться к компетентному суду
Российской Федерации с запросом об
оказании содействия в получении
доказательств. Суд может выполнить этот
запрос в порядке, предусмотренном
арбитражным процессуальным и гражданским
процессуальным законодательством
Российской Федерации.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

Источник: https://StudFiles.net/preview/2093488/page:4/

Компетенция третейского суда

Компетенция третейского суда – это система законодательно установленных обязанностей, юридических прав и полномочий постоянно действующего арбитражного судебного органа. Эти полномочия определяют место третейского судопроизводства в системе институциональных органов осуществляющих правосудие на территории Российской Федерации

Какие споры рассматривают третейские суды

Рассмотрение возникающих споров в сфере корпоративных споров, международных споров, стационарной и дистанционной торговли, земельных и имущественных взаимоотношений, поставки товаров, строительства и подряда, промышленного производства, инвестирования, кредитования, различного рода услуг, процедуры банкротства и всего комплекса экономических взаимоотношений в самых разных областях экономики — составляют компетенцию третейских судов по существующему законодательству Российской Федерации.

Для разрешения споров в различных отраслях экономики в судебной практике Федерального Арбитражного Третейского Суда Города Москвы действуют специализированные Коллегии по следующим видам споров:

  • по хозяйственным и корпоративным спорам,
  • по кредитным и финансовым спорам.
  • по имущественным и земельным спорам,
  • по международным спорам
  • по строительным спорам.

Кто участники споров (стороны) в третейском арбитраже

В компетенцию третейского суда входит разрешение споров по корпоративным спорам, международным спорам, экономическим (хозяйственным) договорам любых физических, юридических лиц и государственных учреждений.

При этом компетенция третейского суда не ограничена спорами резидентов. Федеральный Арбитражный Третейский Суд Города Москвы рассматривает и международные споры, а также споры субъектов стран СНГ и стран входящих в БРИКС.

Основные компетенции третейского суда раскрываются в Положении о Федеральном Арбитражном третейском суде города Москвы.

Согласно Главе 4 «Компетенция арбитражных судов» действующего Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражные суды рассматривают «экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности» и «разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя» а также дела «с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя».

В понятие третейского суда — постоянно действующего арбитражного органа, его правовой компетенции, входит рассмотрение любых гражданских дел и коммерческих споров между любыми организациями, вне зависимости от формы собственности и физлицами. Осуществление всего комплекса мер коммерческого арбитража, процедур третейского судопроизводства и вынесение обязательных для исполнения сторонами спора решений.

Подробнее о компетенции третейского суда читайте в Регламенте Федерального Арбитражного третейского суда города Москвы

Источник: https://rossud.ru/arbitration/competence

Компетенция третейских судов в процессе рассмотрения гражданских споров

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24 июля 2002 г.

№ 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» третейский суд самостоятельно решает вопрос о наличии или об отсутствии у него компетенции рассматривать переданный на его разрешение спор, в том числе в случаях, когда одна из сторон возражает против третейского разбирательства по мотиву отсутствия или недействительности третейского соглашения.

[12] Для этой цели третейское соглашение, заключенное в виде оговорки в договоре, должно рассматриваться как не зависящее от других условий договора. Вывод третейского суда о том, что содержащий оговорку договор недействителен, не влечет за собой в силу закона недействительность оговорки. Третейский суд в каждом случае организуется по особому соглашению всех участников спора.

Он компетентен рассматривать спор только при условии, что между сторонами был заключен договор о передаче спора на разрешение этого суда. Третейское соглашение заключается в письменной форме и считается заключенным, если под его условиями имеется подпись сторон.

Соглашение о передаче дела на рассмотрение третейского суда может быть оформлено в виде отдельного документа либо в виде оговорки в основном договоре, заключенном между сторонами. Вопрос о компетенции по разрешению спора рассматривается третейским судом неоднократно.

Прежде всего — на стадии принятия поступившего в суд искового заявления к производству, которая в постоянно действующем третейском суде завершается соответствующим постановлением председателя третейского суда. Затем — после формирования арбитражного состава — он также обязан определиться со своей компетенцией.

Необходимо различать категории «компетенция третейских судов» и «подведомственность дел третейским судам». Основное различие, как отмечал профессор Ю.К. Осипов, состоит в том, что компетенция и подведомственность характеризуют связь между правомочием и его объектом по-разному. Если предметная компетенция характеризует ее со стороны субъекта полномочий, то подведомственность — со стороны их объекта.[13] В настоящее время рассмотрение третейского суда может быть передано: 1) споры между участниками торгов на фондовой бирже, участниками торгов на фондовой бирже и их клиентами (ст. 15 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»);

2) земельные споры (ст. 64 Земельного кодекса РФ от 25 апреля 2001 г. № 136-ФЗ); 3) имущественные споры, связанные с пользованием недрами (ст. 50 Закона РФ от 21 февраля 1992 г.

№ 2395-1 «О недрах»); 4) споры о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта (ст. 13 Федерального закона от 29 июля 1998 г.

№ 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»);

5) споры между государством и инвестором, связанные с исполнением, прекращением и недействительностью соглашений о разделе продукции (ст. 22 Федерального закона от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»);

6) споры, возникшие между товаропроизводителями (поставщиками) и потребителями (покупателями), определенными государственным заказчиком, при заключении, изменении, расторжении и исполнении государственных контрактов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд, в том числе споры о возмещении причиненных убытков (ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 2 декабря 1994 г. № 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»);

7) экономические споры между организациями, являющимися юридическими лицами, и гражданами — предпринимателями в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также имущественные споры, связанные с возмещением вреда, причиненного природным лечебным ресурсам, лечебно-оздоровительным местностям и курортам (ст.

17 Федерального закона от 23 февраля 1995 г.

№ 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»); 8) споры, возникающие из торгового мореплавания, в том числе в связи с плаванием морских судов и судов внутреннего плавания по международным рекам, в указанных случаях, а также споры, связанные с осуществлением судами внутреннего плавания заграничных перевозок (п.

2 Положения о Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате Российской Федерации; ст. 129, 138 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ).

[14] Проблема, которая в последнее время часто обсуждается в связи с компетенцией третейского суда, связана с определенным видом споров в отношении недвижимости – относительно споров, когда требуется обеспечить государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в том числе обязать соответствующую федеральную службу произвести такую запись в Едином реестре прав на недвижимое имущество. Известно, что в настоящее время имеется два основных подхода к решению вопроса о компетенции третейского суда рассматривать такие споры. Первый, основан на том, что третейские суды вправе рассматривать любые споры, если только не установлены прямые законодательные ограничения, поэтому по общему правилу они могут рассматривать и такие споры. В принципе, этот же вывод следует из ст. 17 и ст. 28 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», где прямо указывается, в число оснований регистрируемых прав входят и решения третейского суда. Данной позиции изначально придерживались и высшие судебные инстанции, отмечая в ряде обзоров судебной практики, что иное толкование привело бы к ограничению выбора форм защиты субъективного права.[15] Второй подход наметился позднее и связан, прежде всего, с Информационным письмом № 96 от 22 декабря 2005 г. «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов, об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов» .[16] Кратко суть позиции этого органа заключается в том, что вопрос о праве собственности на недвижимое имущество по общему смыслу ряда норм, определяющих подсудность и подведомственность дел, относится к исключительной компетенции государственных судов. Изъятия из компетенции третейского суда формируются под влиянием четырех следующих факторов. Во-первых, ограничения могут быть предусмотрены статусными документами соответствующего третейского суда. Третейский суд не обязан принимать к рассмотрению любые споры, поскольку диспозитивность нормы о компетенции третейского суда позволяет непосредственно в положении и (или) регламенте третейского суда уточнять круг. Статусные документы третейского суда могут различным образом ограничивать собственную компетенцию, в том числе критерием ограничения может выступать и сумма иска. Однако третейский суд не имеет права отказать в принятии и рассмотрении искового заявления по причинам, не определенным ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» и статутных документах. Например, нельзя отказать в третейском разбирательстве только потому, что судьи мало знакомы с определенной категорией споров или потому, что обратившееся лицо предварительно не обсуждало возможность обращения в суд. Во-вторых, как и указано в ст. 1 ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации», могут быть установлены прямые ограничения в соответствующем федеральном законе. Примером может быть п. 3 ст. 33 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», предусматривающий, что дело о банкротстве не может быть передано на рассмотрение в третейский суд. В-третьих, не могут рассматриваться третейскими судами споры, в отношении которых отсутствуют третейские соглашения. Надо заметить, что в ряде случаев само существо правоотношений не позволяет использовать третейскую форму разбирательства в силу организационных и технических причин. Так, деликтные (возникающие в силу причинения вреда) правоотношения в принципе могут быть предметом рассмотрения в третейском суде, но ведь на практике никто и не заключает их до причинения вреда. А с момента причинения вреда взаимоотношения обычно настолько обострены, что мешают вступать в какие-либо соглашения.

Читайте также:  Как восстановить свидетельство о расторжении брака

В-четвертых, некоторые споры из правоотношений, в принципе являющихся гражданско-правовыми или примыкающими к ним, имеют специальные процедуры урегулирования. Так, в соответствии со ст.

1248 ГК РФ защита интеллектуальных прав в отношениях, связанных с подачей и рассмотрением заявок на выдачу патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, а также ряде других сходных правоотношениях, осуществляется специальными федеральными органами исполнительной власти.

Такие споры не могут быть приняты третейским судом.[17] Таким образом, на разрешение третейского суда могут быть переданы большое количество споров о праве между гражданами, за исключением случаев, рассмотренных в этой главе.

Еще нужно отметить что, третейский суд самостоятельно решает вопрос о наличии или об отсутствии у него компетенции рассматривать переданный на его разрешение спор.

Источник: https://megaobuchalka.ru/9/40744.html

Оспаривание решений третейских судов

Третейские суды, прежде всего предназначенные для разбирательства экономических и предпринимательских споров, призваны осуществлять судебную защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав (что впервые было прямо установлено в п. 1 ст. 11 нового Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ)) и тем самым содействовать развитию современного имущественного оборота.

Федеральный закон от 24 июля 2002 г. «О третейских судах в Российской Федерации» (далее – Закон о третейских судах) является органической составной частью новейшего законодательства, оформляющего судебную реформу России.

Согласно ст. 2 Закона о третейских судах третейским судом является постоянно действующий третейский суд или третейский суд, образованный сторонами для решения конкретного спора (далее – третейский суд для разрешения конкретного спора). Третейские суды (арбитражи) не входят в государственную судебную систему и не могут осуществлять правосудие, являющееся прерогативой государственных судов.

Тот или иной спор может стать предметом разбирательства в третейском суде лишь при наличии соглашения о том самих спорящих сторон.

В этом его принципиальное отличие от государственного суда, создаваемого публичной властью в порядке, установленном законодательством о судоустройстве: компетенция этого суда определена процессуальным законом и не зависит от усмотрения сторон рассматриваемых в нем споров.

Как было указано выше, третейские суды не являются частью судебной системы Российской Федерации. Вместе с тем третейский суд (арбитраж) является органом, уполномоченным на разрешение спора, вытекающего из гражданских правоотношений, то есть судебным органом, который, как и государственный суд, независим от исполнительной власти и разрешает дела в соответствии со специальной процедурой.

Многие проблемы деятельности третейских судов имеют не юридический характер, а находятся в социально-экономической и психологической плоскости.

С решением проблем законодательного урегулирования процедур третейского судопроизводства вопросы институционализации и распространения арбитражей как способов разрешения правовых споров, конкурирующих с государственным правосудием, отнюдь не уходят в прошлое.

К сожалению, российские традиции таковы, что слово законодателя не играет решающую роль в укоренении того или иного социального или юридического института. Именно поэтому для российских юристов характерно скептическое отношение к третейскому судопроизводству как альтернативе государственным судам.

Как практические работники, занимающиеся третейским разбирательством, так и теоретики третейского судопроизводства выражают сомнения в эффективности этого способа разрешения правовых споров на сегодняшний день.

Этими, а также многими другими факторами дискредитируется вся деятельность третейских судов. Так, третейские суды иногда служат довольно действенным инструментом обхода правовых норм, позволяя организаторам подобных схем достигать неправовых целей (что было бы затруднительно при рассмотрении дела в государственном суде).

Как уже было отмечено, для передачи спора на рассмотрение в арбитраж между сторонами должно быть заключено третейское соглашение.

Практика показывает, что наиболее часто такое соглашение о передаче спора на рассмотрение российского третейского суда встречается в отношениях между участниками различных холдинговых структур.

В частности, наличие третейского суда при холдинговой структуре позволяет доминирующей компании контролировать и пресекать любые проявления воли участников таких холдингов, не соответствующие воле доминирующей компании.

Довольно часто такая компания оказывает прямое давление на участников холдинга с целью заключения ими соответствующего соглашения. В современных реалиях рассчитывать на справедливое судебное разбирательство в третейском суде, созданном при таком холдинге, было бы очень наивно. В связи с этим крайне актуальными являются методы борьбы с неправосудными решениями третейских судов.

C принятием Закона о третейских судах был усилен государственный контроль за решениями третейских судов в случае возникновения конфликта между участниками третейского соглашения.

В то же время, руководствуясь принципом свободы экономической деятельности, законодатель сознательно ограничил возможность государственного вмешательства в деятельность третейских судов по рассмотрению соответствующих споров.

Данные ограничения воплощены в нормах Арбитражного процессуального кодекса РФ и Закона о третейских судах и проявляются как при оспаривании решения третейского суда в арбитражном суде, так и на стадии выдачи исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда. Среди этих ограничений – недействительность третейского соглашения, выход третейского суда за пределы третейского соглашения, превышение третейским судом своей компетенции, нарушение порядка третейского разбирательства и нарушение основополагающих принципов российского права.

Итак, добиться нейтрализации решения третейского суда можно путем оспаривания решения третейского суда и на стадии рассмотрения арбитражным судом заявления взыскателя о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.

В то же время из статьи 40 Закона о третейских судах следует, что в случае, если третейское соглашение предусматривает окончательность решения третейского суда, добиться отмены решения третейского суда невозможно.

В такой ситуации единственным способом добиться правосудного судебного акта можно на стадии рассмотрения арбитражным судом заявления взыскателя на принудительное исполнение решения третейского суда.

При этом согласно п. 9 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 г. № 96 нарушения, допущенные при рассмотрении дела третейским судом и являющиеся основаниями для отмены решения, могут быть обнаружены на стадии выдачи исполнительного листа. Данные основания аналогичны основаниям для отмены арбитражным судом решения третейского суда.

  • Рассмотрим каждое из этих оснований более подробно.
  •  Касательно случаев недействительности третейского соглашения
  •  Арбитражный суд выносит определение об отказе в выдаче исполнительного листа, если третейское соглашение является недействительным, в том числе по основаниям, предусмотренным статьей 7 Закон о третейских судах.
  • Условия действительности третейского соглашения выражаются в следующих правилах.

1. На рассмотрение третейского суда может быть передан спор, вытекающий только из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом (п. 2 ст. 1 Закона о третейских судах). Иными словами, административный либо иной публичный спор не может быть предметом третейского разбирательства.

Из приведенной нормы также следует, что в федеральном законодательстве могут быть установлены исключения из полномочий третейского суда на рассмотрение споров, вытекающих из гражданских правоотношений. В частности, эти ограничения касаются случаев рассмотрения споров, относящихся к исключительной компетенции арбитражного суда ввиду их особой публичной значимости.

2. Третейское соглашение может быть заключено сторонами в отношении всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением (п. 2 ст. 5 Закона о третейских судах).

Судебная практика свидетельствует о том, при доказывании наличия соответствующего основания стороны довольно часто указывают, что в третейском соглашении не содержится указание на конкретное договорное обязательство.

В то же время, как указывается, например, в Определении ВАС РФ от 28 февраля 2007 г. N 1350/07 об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ, формулировку «конкретное правоотношение» следует понимать не как конкретное договорное обязательство, а как конкретное основание возникновения гражданских правоотношений.

Основания возникновения гражданских правоотношений установлены в статье 8 ГК РФ. Если третейское соглашение не содержит указание на конкретные правоотношения, из которых возникают спорные правоотношения сторон, то данный спор не может быть передан на рассмотрение третейского суда.

Например, если третейским соглашением предусмотрено, что на рассмотрение арбитража передаются споры, связанные с заключением, исполнением либо оспариванием определенного договора, то спор, связанный с неосновательным обогащением (пусть даже в рамках предмета регулирования данного договора), не может быть передан на рассмотрение третейского суда.

3. Третейское соглашение должно соответствовать установленной законом форме и содержанию (ст. 7 Закона о третейских судах)

Согласно п. 1 ст. 7 Закона о третейских судах третейское соглашение заключается в письменной форме.

Такое соглашение считается заключенным в письменной форме, если оно содержится в документе, подписанном сторонами, либо заключено путем обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием других средств электронной или иной связи, обеспечивающих фиксацию такого соглашения.

Ссылка в договоре на документ, содержащий условие о передаче спора на разрешение третейского суда, является третейским соглашением при условии, что договор заключен в письменной форме и данная ссылка такова, что делает третейское соглашение частью договора.

При несоблюдении указанных правил третейское соглашение считается незаключенным

Третейское соглашение может быть заключено в форме самостоятельного соглашения либо содержаться в условиях конкретного договорного обязательства (третейская оговорка).

При этом формулировка третейского соглашения должна исключать возможность альтернативной подсудности, то есть возможность передачи спора на рассмотрение как арбитражного суда, так и третейского. Практика (например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.05.2004 г.

по делу №А82-5483/2003-29) свидетельствует, что в таком случае соглашение признается незаключенным.

Источник: https://www.vegaslex.ru/analytics/publications/31910/

Ссылка на основную публикацию