Пакет законопроектов по госзакупкам

Поправки к федеральному закону о контрактной системе в сфере госзакупок, которые ограничивают перечень товаров, работ и услуг, которые можно размещать через электронный аукцион, внесены в Госдуму РФ депутатом Андреем Барышевым (Единая Россия).

Согласно действующему законодательству, электронный аукцион является способом определения поставщика, при котором торги проводятся на специальном сайте, а победителем становится тот, кто предложит наименьшую цену контракта.

При этом электронный аукцион проводится в обязательном случае, если закупаются товары или услуги из специально определенного правительством РФ перечня.

Госкомпания или государственное учреждение может проводить закупки и в остальных случаях, если сочтет такой способ удобным.

Поправками предлагается запретить проведение электронного аукциона при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, не включенных в специальный перечень правительства РФ. По мнению автора законопроекта А.

 Барышева, при проведении электронного аукциона невозможно гарантировать заключение контракта с участником, предлагающим товары, работы или услуги оптимального качества, так как заявки участников оцениваются только по цене, а другие, неценовые характеристики в учет не принимаются.

«Законопроект направлен на поддержание баланса в правоотношениях заказчиков и исполнителей с целью обеспечения качества приобретаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,— говорится в пояснительной записке к законопроекту.

По данным Минфина РФ, госзаказчики в первой половине текущего года заключили около 1,5 млн контрактов на общую сумму 2,2 трлн рублей.

Основную долю составляют контракты (без учета контрактов, сведения о которых составляют гостайну), заключенные по результатам проведения электронных аукционов, а также контракты, заключенные с единственным поставщиком. Средняя цена контракта в отчетном периоде составила около 1,48 млн рублей.

Всего на конец первого полугодия 2017 года в Единой информационной системе (ЕИС) в области закупок зарегистрировано 298,3 тыс. госзаказчиков, из которых в этот период осуществляли закупки 250 тыс.

Они разместили 1,39 млн извещений на общую сумму 2,7 трлн рублей.

Большая часть извещений предусматривала проведение закупки в форме электронного аукциона (54,7% от общего числа извещений и 67,8% от их общего объема).

Закупки в форме электронного аукциона (их общий объем за отчетный период составил 1,85 трлн рублей) проводятся на электронных торговых площадках (ЭТП), которые аккредитованы для проведения госзакупок. Сейчас таких площадок шесть, но реально проведением госзакупок занимаются пока только пять площадок.

Наибольшие число и общий объем заключенных контрактов зафиксирован при проведении электронных аукционов на ЭТП «Сбербанк-АСТ» (45,11% и 32,17% от общего количества и объема контрактов, заключенных на всех площадках).

Также в топ-3 ЭТП входят площадки «РТС-Тендер» (30,2% от числа заключенных контрактов и 28,7% от их объема) и ЕЭТП (18,4% и 27,4% соответственно).

В отчетном периоде снизилось число и объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) и у социально-ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) — до 413,8 тыс. закупок на сумму 314 млрд рублей (снижение составило 5,5% и 3,9% соответственно).

Пакет законопроектов по госзакупкам

Источник: https://Professionali.ru/Soobschestva/readybiz—juridicheskie-pravila-vedenija-biznesa-4163813/zakonoproekt-ogranichivajuschij-perechen/

Новости@ГосЗаказа: В Госдуме принят обширный пакет поправок к Закону № 44-ФЗ «О контрактной системе»

Пакет законопроектов по госзакупкам

Депутаты ГД 23 мая одобрили во втором и третьем чтении законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Принятые поправки дают возможность заказчикам осуществлять закупки у единственного поставщика до 100 тыс. руб. на сумму до 2 млн. руб. и отменяют отчеты по обоснованию невозможности использования иных способов определения поставщика, а также расчет и обоснование цены контракта по таким закупкам.

Спустя пять месяцев функционирования нового закона о контрактной системе от 05.04.2013 N 44-ФЗ, регламентирующего размещение государственного и муниципального заказа, приняты поправки, направленные на совершенствование этого закона с учетом сложившейся правоприменительной практики и анализа предложений участников закупок и заказчиков.

Самым главным и долгожданным изменением закона можно считать изменения в ст. 93 ч.1 п.4. Это так называемые закупки до 100 тыс. руб. у единственного поставщика, которые заказчики могут осуществлять в размере не более 5% от всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком.

Многие малобюджетные заказчики уже «выбрали» этот лимит и теперь вынуждены проводить сложные процедуры определения поставщика даже для мелких закупок.

Принятые поправки дают возможность выбора для расчета лимита закупок у единственного поставщика (до ста тысяч рублей), либо применять схему из расчета пять процентов совокупного годового объема закупок (для крупных заказчиков), либо спокойно закупать до двух миллионов рублей (для мелких заказчиков). При этом надо заметить, что расчет 5% осуществляется не от плана-графика, как раньше, а от совокупного годового объема закупок (это новое понятие в законе).

Совокупный годовой объем закупок – утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.

В действующей редакции закона (N396-ФЗ от 28.12.

2013), в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта.

В новой редакции определены исключения, когда не требуется делать отчет по обоснованию невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика, а также расчет и обоснование цены контракта. К исключениям отнесли закупки у единственного поставщика, осуществляемые в соответствии с пунктами 1, 2, 4, 5, 7, 8, 15, 16, 19 — 21, 24 — 26, 28, 29, 33, 36 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Другое важное изменение касается оплаты контрактов заключенных с субъектами малого предпринимательства (СМП) или социально ориентированными некоммерческими организациями (СОНКО).

Заказчики будут обязаны включать в контракт с такими организациями обязательное условие об оплате товара, работы, услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.

Еще одно важное, на наш взгляд, изменение относится к заключению контракта с единственным поставщиком. При заключении контракта в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 26, 28 и 29 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок.

У многих заказчиков возникала проблема при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) на текущий ремонт зданий, т.к. проектно-сметный метод можно было использовать только для капитального ремонта. Одна из поправок к закону позволяет использовать проектно-сметный метод при определении и обосновании НМЦК на текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений.

  • Из закона была исключена коллизия, когда при закупке услуг экспертов и экспертных организаций требовалось осуществлять экспертизу их услуг другими экспертами.
  • Заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев:
  • 1) предусмотренных пунктами 1 — 9, 14, 15, 17 — 23, пунктом 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), пунктами 25, 26, 28 — 30, 32, 33, 36 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;
  • 2) осуществления закупок услуг экспертов, экспертных организаций;
  • 3) если результатом предусмотренной контрактом выполненной работы являются проектная документация объекта капитального строительства и (или) результаты инженерных изысканий, прошедшие государственную или негосударственную экспертизу, проведение которой обязательно в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации.
  • Еще одно изменение касается возможности применения банковских гарантий, не включенных в реестр банковских гарантий при осуществлении закупок закрытыми способами, сведения о которых составляют государственную тайну.
  • PS: в Совете Федерации 28 мая одобрили изменения в закон о контрактной системе.

«Упрощается процедура закупок для муниципальных и государственных нужд с небольшим, до 2 миллионов рублей, годовым объемом закупок, сокращаются до 30 дней расчеты по контрактам с малыми предприятиями. Из-под действия закона выводятся закупки территориальных и участковых избирательных компаний, устанавливаются случаи, когда привлечение экспертов для проверки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги необязательно», – пояснил заместитель председателя Комитета СФ по экономической политике Евгений Петелин.

PSII: Президент 4 июня 2014 подписал Федеральный закон № 140-ФЗ от 04.06.2014 «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»»

Ссылка на новость: //www.gos-zakaz.com/news/89

//www.gos-zakaz.com/news/89

Написать комментарий

Источник: https://www.gos-zakaz.com/news/89

Реформа законодательства о госзакупках: два подхода, два проекта

Пакет законопроектов по госзакупкам

На этой странице мы собрали сведения об этих альтернативных законопроектах, о хронологии событий, происходящих вокруг реформы. Это сделано для того, чтобы лучше понять разницу между двумя подходами, оценить их перспективы, а также выразить собственную позицию по этой теме на открытом нами фейсбук-обсуждении. 

Примите участие в опросе «Какой законопроект о госзакупках вы поддерживаете?«

Хронология событий

В конце ноября 2010 года Президент РФ в своем Послании Федеральному Собранию РФ потребовал разработать новую редакцию закона о госзакупках, поскольку ситуация ухудшается: потери государства достигают 1 трлн руб. В новой редакции закона глава государства предлагал предусмотреть норму о заблаговременном информировании об открытии закупок и планировании закупок минимум на 3 года.

24 февраля глава ФАС России Игорь Артемьев и начальник Управления ФАС России по контролю за размещением государственного заказа Михаил Евраев представили новую концепцию законодательства о госзакупках. В концепции предлагает не создавать новый закон, а внести изменения в закон N 94-ФЗ.

5 марта на сайте Минэкономразвития России опубликована Концепция проекта Федерального закона «О федеральной контрактной системе (ФКС)». Авторы документа предлагают создать в России новую систему государственных (муниципальных) закупок, заменив закон 94-ФЗ новым законом.

И новый закон посвятить всему процессу госзакупок, а не только стадии размещения (как сейчас в 94-ФЗ). Тогда Счетная палата поддержала Минэкономразвития России по вопросу перехода на федеральную контрактную систему в сфере государственных закупок. Об этом сообщил глава палаты Сергей Степашин.

Он считает, что перерабатывать Федеральный закон N94-ФЗ больше нельзя.

Позднее заместитель министра экономического развития РФ Алексей Лихачев сообщил, что концепцию создания федеральной контрактной системы поддерживают все министерства и ведомства страны, за исключением ФАС РФ и Минфина России.

24 марта с участием первого вице-премьера Игоря Шувалова прошло обсуждение вариантов изменений в законодательство о госзакупках, в котором приняли участие и Минэкономразвития России, и ФАС России.

На совещании было принято решение о сохранении закона N 94-ФЗ.

Поэтому ни проект нового закона «О федеральной контрактной системе» от Минэкономразвития, ни поправки к закону N 94-ФЗ, предложенные ФАС России, не были рассмотрены Президиумом Правительства РФ в течение лета 2011 г.

Однако на прошедшем 28 марта совещании глава государства потребовал от Правительства РФ доклад о ходе разработки законодательства, повышающего эффективность системы государственных закупок.

Президент РФ подчеркнул необходимость внятных, прозрачных и эффективных правил действия в сфере проведения закупок и отметил, что особое внимание нужно уделить планированию обеспечения государственных нужд, обоснованию начальных цен закупок, управлению исполнением контрактов, мониторингу этих контрактов.

В связи с этим 21 апреля был подписан закон о внесении изменений в закон о госзакупках N 94-ФЗ. Поправки прежде всего касаются определения начальной цены контрактов, повышения гарантий качества товара и финансовых гарантий на этапе допуска к торгам.

Читайте также:  Как составить дефектную ведомость - образец заполнения

В законе о госзакупках появилась новая ст. 55.3 «Особенности размещения заказов по решению Правительства РФ», наделяющая Правительство РФ правом устанавливать особенности размещения конкретных госзаказов.

Также кабинет министров наделен правом по конкретному заказу определять необходимость установления в контракте условия о предъявлении встречных требований при исполнении государственного контракта.

Помимо этого, размещать заказ у единственного поставщика теперь смогут лица, привлекаемые бюджетными учреждениями, заключившими контракт на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), бюджетные учреждения в случае выполнения НИОКР за счет полученных грантов, художники-постановщики, декораторы и др.

Внесены поправки о порядке подачи жалоб на положения конкурсной документации. Установлен минимальный и максимальный размеры общего годового объема поставок товаров для заказчиков, размещающих заказы у субъектов малого бизнеса — 10% и 20% соответственно. Определены дополнительные требования к товару, поставляемому по госзаказу.

Он должен быть новым, не бывшим в употреблении, с неистекшим сроком годности. В основу принятых поправок легла концепция, предложенная Минэкономразвития России, в части позиций, по которым у ФАС России и министерства не было разногласий.

Как отмечал заместитель министра экономического развития РФ Алексей Лихачев, поправки «носят характер (решения) неотложных задач».

В частности, они направлены на обеспечение максимально эффективного расходования бюджетных средств и повышение качества закупаемых товаров, работ, услуг, а также на создание более гибкой и корректной процедуры закупок. Закон о госзакупках пообещали продолжить дорабатывать.

И вот 1 сентября глава Минэкономразвития России Эльвира Набиуллина представила проект федерального закона «О федеральной контрактной системе». Им хотят заменить действующий закон о госзакупках 94-ФЗ.

15 сентября начальник управления контроля госзаказов ФАС России Михаил Евраев представил проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием системы государственного и муниципального заказа».

Это тот же законопроект, что ведомство представляло весной этого года, но несколько доработанный с учетом представленных предложений общественности и бизнеса.

Как сообщили представители ФАС России, данная концепция уже получила одобрение Минфина России, Генпрокуратуры, Московской ассоциации предпринимателей, Опоры России, а также более чем 50 субъектов РФ.

Уже 15 сентября заработала рабочая группа по реформированию законодательства о госзакупках при Правительстве РФ. В нее вошли представители ФАС России, Минфина России и Минэкономразвития России. Именно на этой площадке и будет принято решение о судьбе госзакупок в РФ. А пока оба проекта находятся на стадии общественного обсуждения.

29 сентября на совещании «О совершенствовании законодательства в сфере государственных и муниципальных закупок и формировании федеральной контрактной системы» глава Правительства РФ Владимир Путин заявил, что взамен 94-ФЗ нужно принять новый закон. Также им были обозначены ключевые положения, которые должны найти отражение в законодательстве о госзакупках.

Сравним эти два законопроекта:

В чем ключевые различия?

Минэкономразвития России предлагает установить общественный контроль за государственными закупками — граждане смогут участвовать в заседаниях комиссий заказчиков, а общественные объединения будут наделены правом представлять свои предложения по совершенствованию госзакупок. В проекте ФАС России соответствующих положений нет. Их предложение — публиковать как можно больше сведений о закупках, заказчиках, поставщиках на официальных сайтах и пусть общественность смотрит, а в случае чего — жалуется.

Минэкономразвития России предлагается признавать несостоявшимися аукционы в случае снижения начальной цены на 25%.

При этом если цена в заявке занижена по отношению к начальной более чем на 25%, заказчик вправе при проведении конкурсных процедур потребовать обоснование цены участником.

А вот в ФАС России считают, что при снижении цены контракта на торгах более чем на 30% нужно просто в 1,5 раза увеличивать размер обеспечения — такая защитная мера.

Хоть в Минэкономразвитии России и говорили о перспективе создания особого института контрактных офицеров, эта инициатива в законе о ФКС реализации не нашла.

А вот в ФАС России идею взяли на вооружение и предусмотрели создание уполномоченного органа по госзакупкам на федеральном и региональном уровнях, а также в крупных муниципальных образованиях. Речь идет о так называемых контрактных управляющих.

При этом и контрактные управляющие, и контрактные офицеры призваны помогать заказчикам и заниматься обеспечением самой процедуры госзакупки.

Помимо этого, ФАС России предлагает:

  • утвердить на федеральном уровне типовые контракты и требования к продукции;
  • заменить запрос котировок процедурой короткого электронного аукциона с порогом закупки до 7 млн руб.;
  • включать в реестр недобросовестных поставщиков не только компании, но и физических лиц, осуществляющих управление такими компаниями;
  • расширить перечень сфер, где возможна предквалификация поставщиков;
  • предусмотреть новые особенности госзакупок для НИР (оценивать предложения и принимать результаты работ будут экспертные советы);
  • ввести принцип платности за необоснованные жалобы.

Минэкономразвития России в свою очередь особое внимание уделяет созданию практически с нуля самой системы ФКС в России — вводятся новые понятия, прописываются полномочия уполномоченного органа по контролю в ФКС и предполагается создание Совета по ФКС, подробно описывается каждая стадия госзакупки.

В частности, министерство предлагает:

  • создать библиотеки типовых контрактов;
  • установить особенности организации поставок продукции в зависимости от предмета и объема контракта, существенных контрактных условий;
  • регламентировать действия по прогнозированию и планированию обеспечения государственных (муниципальных) нужд (ежегодные планы-графики закупок и сводные прогнозы госнужд);
  • расширить способы размещения заказа и учета специфики закупок товаров, работ и услуг различных видов;
  • ввести новые способы размещения заказа (конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос предложений, закрытые способы осуществления закупок);
  • регламентировать действия госзаказчиков и госзакупщиков по обеспечению надлежащего исполнения условий контракта;
  • регламентировать действия заказчика по приемке и учету контрактных результатов (в том числе сопоставление полученных результатов запланированным контрактным целям);
  • предусмотреть правовые механизмы предупреждения демпинга (отклонение заявок с демпинговой ценой).

Несмотря на все разногласия, и Минэкономразивития России, и ФАС России хотят охватить новыми положения все этапы госзакупок — от планирования закупок до контроля их результатов. Кроме того, в обоих законопроектах говорится о прогнозировании закупочной деятельности и создании типовых контрактов.

Создается впечатление, что ФАС России, лучше зная все проблемы и тонкости госзакупок, хочет избавиться от мелких и не очень пробелов в регулировании, которые выявлены антимонопольщиками в процессе работы.

Это, в большинстве своем, такие важные «технические» поправки — прописать нормативы, размеры, сроки, ускорить процедуру рассмотрения жалоб и заявок. А вот Минэкономразвития России мыслит глобальнее — предлагает концептуальные изменения системы, но не очень разбирается в мелочах.

Так, например, предложения министерства насчет требований к участникам закупок, внесения изменений в положения контракта, одностороннего расторжения контракта уже раскритикованы практиками из ФАС России.

Источник: https://www.garant.ru/actual/goszakupki/

Законопроект об унификации госзакупок без торгов принят в первом чтении | Компания права Респект

Пакет законопроектов по госзакупкамВ пятницу Госдума приняла в первом чтении правительственные поправки к закону «О контрактной системе» (44-ФЗ). Проект относит определение порядка принятия решения о закупке у единственного поставщика в ведение президента. Предполагается, что ужесточение порядка принятия таких решений сократит практику передачи единственному поставщику госзаказа на конкурентных рынках — однако право неконкурентной передачи таких заказов субподрядчикам в документе сохранено.

Принятые единогласно в первом чтении поправки к 44-ФЗ решают «процедурную» проблему госзакупок у единственного поставщика. Сейчас такие закупки могут осуществляться по указу или распоряжению президента или правительства, однако порядок принятия решения об этом не регламентирован.

Как отметил представлявший законопроект замглавы ФАС Максим Овчинников, сейчас не требуется обоснования необходимости единственного поставщика, из-за чего «повышаются риски определения единственных поставщиков в тех сферах, где действует конкуренция, где есть условия для возможного снижения стоимости продукции». По его словам, такая практика «особенно» распространена в «вещевом производстве», производстве продуктов питания и ГСМ. «Это снижает эффективность расходования бюджета, так как на конкурентных рынках цена более экономически обоснована», — отметил чиновник.

Законопроект правительства законодательно закрепляет подчинение подготовки проектов актов об определении единственных поставщиков единым правилам — их, впрочем, еще предстоит разработать Кремлю.

«Порядок будет детально регламентировать тот перечень и объем документов, который необходимо будет представить при обосновании единственного поставщика»,— пообещал замглавы ФАС.

На вопрос депутата Натальи Буевой, «не перегрузим ли президента, если он будет столько документов подписывать», Максим Овчинников заявил, что все документы будут «максимально широко проработаны».

Он пояснил: «Сейчас, когда мы получаем такие документы (если вообще получаем), в них нет обоснований цены контракта, ссылок на невозможность заключения контракта по результатам конкурсных процедур, нет позиции отраслевых ассоциаций. Это не позволяет нам быстро принять решение. В случае соответствующих регламентов все это уже будет сделано».

Первый зампред комитета Госдумы по экономполитике Владимир Гутенев отметил, что «руководство страны должно иметь возможность принять решение в исключительном случае о закупке у единственного поставщика».

Но анализ практики правоприменения показал, что сейчас такой поставщик зачастую передает заказ на подряд на неконкурсной основе дочерним или аффилированным компаниям — и на каждом этапе часть госсредств остается у посредников.

Депутат привел в пример Роснедра, у которых единственным исполнителем работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы определена Росгеология (162 контракта на 53 млрд руб. по данным на октябрь 2017 года), а 90% работ по сумме исполняли субподрядчики.

Впрочем, поправки сохранили за единственным поставщиком право передавать субподрядчикам исполнение госзаказа.

Депутат Валерий Гартунг согласился, что «законопроект должен снизить коррупционную составляющую», но предъявил идеологические претензии, назвав поправки «косметическими мерами», притом что из-под контроля государства выводятся закупки на триллионы рублей (см. “Ъ” от 18 декабря 2017 года) и «шлифовкой ситуацию не изменить».

Также господин Гартунг заявил, что по 223-ФЗ, по которому закупок госкомпаниями осуществляется в 5–6 раз больше, чем по 44-ФЗ, около 93% закупок, согласно данным Минфина, осуществляется неконкурентными способами.

«Что вы можете предложить, чтобы сократить эту долю хотя бы до 50%?» — поинтересовался депутат.

Представитель ФАС пообещал депутатам продолжить работу и по 223-ФЗ, а также ко второму чтению представить проекты документов, необходимые для того, чтобы поправки заработали.

  • Источник: «Коммерсантъ»
  • В Госдуму внесен законопроект об установлении единого порядка подготовки актов Президента РФ и Правительства РФ об определении единственного поставщика при госзакупках
  • Госзакупки: можно одновременно предоставить преимущества организациям инвалидов и малому бизнесу

Источник: https://respectrb.ru/node/16679

Комитет Госдумы по экономполитике рекомендовал принять в I чтении три законопроекта по госзакупкам

19.01.2018

Пакет законопроектов по госзакупкам

Комитет Госдумы РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел на своем заседании в четверг ряд законопроектов о внесении поправок в законы «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ) и «О контрактной системе» (44-ФЗ) и рекомендовал принять в I чтении три таких документа.

Комитет одобрил поправки к 223-ФЗ, устанавливающие исчерпывающий перечень требований к содержанию и составу заявок на участие в закупках субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП).

Также одобрены поправки к 44-ФЗ, уточняющие вопросы закупок у единственного поставщика, отменяющие право госзаказчиков устанавливать собственные критерии отбора заявок при проведении закупок в форме запроса предложений.

Читайте также:  Нужна ли отработка при увольнении на испытательном сроке?

Поправки к 223-ФЗ, определяющие исчерпывающий перечень документов, которые заказчик может требовать в составе заявки от субъектов МСП, были подготовлены Минфином РФ. В настоящее время, согласно положениям этого закона, госкомпании могут устанавливать в документации о закупке любые требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки.

«В итоге появляются явно избыточные требования, которые просто невозможно выполнить, — отмечал председатель правительства РФ Дмитрий Медведев при рассмотрении законопроекта в ходе заседания правительства. — Например, если для получения какой-нибудь одной выписки или справки нужно столько же времени, сколько даётся для подготовки всей конкурсной документации».

«С принятием законопроекта будет установлен исчерпывающий перечень документов, которые можно требовать от небольших и средних компаний в рамках конкурсной заявки, — подчеркнул Д.Медведев. — Соответственно, у них будет больше возможностей бороться за выгодные контракты. Рынок этот огромный и в общем достаточно стабильный».

Законопроект может быть рассмотрен в I чтении 26 января текущего года.

Другой правительственный законопроект (о внесении поправок к 44-ФЗ) устанавливает единый порядок подготовки актов президента и правительства об определении единственных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при госзакупках.

По действующей редакции N44-ФЗ, закупка у единственного поставщика может осуществляться заказчиком в случаях, определенных указом или распоряжением президента РФ, а также постановлением или распоряжением правительства РФ, изданными в соответствии с поручениями президента. При этом в законодательстве не определен порядок принятия таких решений. Также отсутствует перечень документов, необходимых при подготовке проектов соответствующих актов.

Правительственные поправки к N44-ФЗ предусматривают, что президент РФ определяет как порядок подготовки таких правовых актов и поручений, так и состав предоставляемых для их подготовки документов и сведений.

При этом оговаривается, что в соответствующих правовых актах должны указываться предмет контракта, предельный срок, на который заключается контракт, обязанность единственного поставщика исполнить свои обязательства по контракту самостоятельно или с привлечением соисполнителей.

Кроме того, в таких актах предлагается обязывать заказчика устанавливать требования по обеспечению исполнения контракта.

Законопроект может быть рассмотрен в I чтении 26 января текущего года.

Еще один законопроект о внесении изменений в 44-ФЗ внесен на рассмотрение Госдумы рядом депутатов.

Документ предусматривает исключение из закона нормы, по которой госзаказчики имеют право произвольно устанавливать критерии отбора поставщиков при проведении закупки в форме запроса предложений.

В том числе, они могут не использовать критерий «цена контракта» (основной критерий при выборе поставщиков в рамках 44-ФЗ).

  • Впрочем, названная норма сохранится для госзаказчиков — они смогут проводить запрос предложений и устанавливать произвольные критерии отбора поставщиков в случаях, когда повторный конкурс признается несостоявшимся.
  • Законопроект может быть рассмотрен в I чтении 9 февраля текущего года.
  • Еще один законопроект о внесении изменений в 44-ФЗ (определяет вопросы учета закупок у субъектов МСП), принятый Госдумой в I чтении в 2015 году, комитет по экономполитике рекомендовал отклонить, поскольку нормы, указанные в этом документе, уже утверждены законом о внесении изменений в 44-ФЗ, подписанным президентом РФ Владимиром Путиным 31 декабря 2017 года.
  • Источник: Интерфакс-ProZakupki

0

Источник: http://naiz.org/news/10/11736/

Госзакупки упростят в два хода

Минфин проведет работу по упрощению системы госзакупок в два этапа. Первый пакет поправок, затрагивающий закупки строительных работ, на которые приходится половина госзаказа, власти рассчитывают принять до 1 июля.

Документ сегодня будет рассмотрен на заседании правительства — в частности, он предполагает переход от заявки на участие в торгах к согласию на выполнение работ, предусмотренных техзаданием. Параллельно ведомство готовит более обширный законопроект с новациями, на которые согласны все регуляторы.

Он включает упразднение ненужных процедур, полную цифровизацию учета всех этапов исполнения контракта и расчета цен и упрощение планирования. Ранее регуляторы рассчитывали на его принятие до конца года.

Вчера на форуме «Госзаказ. За честные закупки» регуляторы рынка — Минфин, ФАС и Казначейство — рассказали о том, как будет проходить реформа отрасли, нацеленная на упрощение и автоматизацию рутинных процедур.

Сначала предполагается реализовать наиболее простые меры — по словам заместителя главы Минфина Алексея Лаврова, среди них — упрощение закупочных процедур в сфере строительства (на отрасль приходится половина всех госзакупок).

Сегодня этот законопроект Минфина будет рассмотрен на заседании правительства, разногласий по нему нет, рассказал господин Лавров.

«Основная цель законопроекта — снижение сроков контрактации»,— отметил чиновник, но при доработке министерство включило в проект и ряд упрощений для госзакупок в целом. Так, документ повышает с 3 млн руб. до 50 млн руб. в общем случае и до 500 млн руб.

для строительства планку стоимости «короткого» аукциона (срок публикации извещения — 7 дней вместо 15), что позволит использовать процедуру для большинства «стандартных» строек.

Также предполагается ввести для поставщиков в строительстве предквалификацию (подтверждение опыта работы с госзаказчиками) и заменить заявки с предложениями по строительству объекта на согласие выполнить работы по проекту заказчика. «Все это заметно упрощает доступ поставщиков к заказу и снижает риски»,— пояснил Алексей Лавров.

Упростить предлагается и внесение изменений в уже заключенный контракт без повторного аукциона. Так, при разовом нарушении сроков строительства по вине подрядчика можно будет продлить срок действия контракта по соглашению сторон с условием выплаты поставщиком предусмотренных штрафов.

Заработает и правило «второй — не лишний», причем оно коснется не только стройки: при расторжении контракта поставщиком госзаказчик сможет заключить контракт со вторым претендентом без повторной закупки, а ФАС должна будет подтвердить правомерность действий заказчика и внести отказавшегося подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков.

Среди прочих предложений — сокращение сроков правки планов-графиков закупок, возможность изменения существенных условий контрактов, заключенных с единственными поставщиками—госмонополистами, и снятие ограничений по закупке товаров из расчета за единицу товара, работы, услуги. Все эти изменения вступят в силу не позднее 1 июля, пообещал вчера координатор проекта ОНФ «За честные закупки», депутат Госдумы Антон Гетта.

Параллельно Минфин готовит «еще более сложный специальный законопроект».

Он предусматривает такие новации, как объединение в один документ плана и плана-графика закупок, изменение правил нормирования, автоматизацию многих рутинных процедур, перевод фиксации всех этапов исполнения контракта в электронную форму, многократную электронную гарантию для участия в разных процедурах закупок, сокращение числа самих процедур. Банкам в этом законопроекте Минфин отводит новую роль — они будут контролировать систему обеспечения заявок и исполнения контрактов средствами, размещенными на спецсчетах.

Казначейство, в свою очередь, ведет работу по технологическому совершенствованию системы — вчера заместитель главы ведомства Анна Катамадзе анонсировала запуск с 1 июля «пилота» по электронному подписанию актов выполненных работ, в дальнейшем он станет юридически значимым документом.

«Акт — это единственный документ, который сейчас подписывается на бумаге»,— подчеркнула она. В дальнейшем Казначейство и ФАС намерены внедрять в системе принципы биржевой торговли и интегрировать ее с агрегаторами торговли и интернет-магазинами, чтобы обеспечить госзаказчикам базу релевантных цен.

Также вчера Казначейство представило мобильное приложение информсистемы закупок для поставщиков: оно позволяет вести поиск закупок и потенциальных заказчиков.

Дарья Николаева

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3932341

Госдума приняла закон об изменении порядка госзакупок

МОСКВА, 18 апреля. /ТАСС/.

Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон, вносящий изменения в контрактную систему в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.

Документ, инициированный правительством РФ, вносит в законодательство о контрактной системе в сфере государственных закупок ряд изменений, направленных на ускорение закупочных процедур.

Для этого устанавливаются существенные нововведения в контрактной системе. Так, вводится право заказчика заключать контракт со вторым участником конкурентной закупки (без проведения новой закупки) в случае расторжения контракта с победителем, если он нарушил условия контракта.

Для недопущения необоснованного занижения цен недобросовестными участниками закупок, не планирующими исполнять обязательства по заключенному контракту, запрещается выплата аванса по контракту в случае, если в результате проведения торгов цена контракта снижена на 25% и более.

Кроме того, законом предусматривается допуск к участию в аукционе по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства только после подтверждения участником наличия необходимого опыта выполнения аналогичных работ.

При закупках строительных работ исключается обязанность участника заполнять в заявке множество параметров и характеристик, учитывая, что все они уже содержатся в проекте и по общему правилу не подлежат изменению без соответствующего изменения самого проекта.

При нарушении срока исполнения контракта по строительству по вине подрядчика дается возможность однократного продления срока действия такого контракта по соглашению сторон на срок, не превышающий первоначальный срок действия контракта, исходя из объема и характера невыполненных работ. Расширяются случаи проведения закупок товаров, работ, услуг за единицу товара, работы, услуги вне зависимости от объекта закупки, если определить объем необходимых товаров, работ, услуг на момент закупки невозможно.

Кроме того, закон дает возможность изменить существенные условия контракта в случае его заключения с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

«Это позволит заказчику, в том числе, изменить срок и цену таких контрактов, поскольку в случае с единственным поставщиком заключение нового контракта с другим лицом не представляется возможным или нецелесообразно ввиду риска недостижения цели эффективного расходования бюджетных средств», — говорится в пояснительной записке.

Поправки ко второму чтению

Ко второму чтению было одобрено 79 поправок.

Как подчеркнул первый зампред комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Гутенев, вместо плана закупок на три года и плана-графика на каждый год теперь будет только один план-график, утверждаемый на три года, то есть на срок действия соответствующих актов о том или ином бюджете.

При этом планы-графики будут формироваться заказчиками параллельно с составлением и рассмотрением проектов соответствующих бюджетов, что позволит наиболее точно отразить в таких планах текущие потребности заказчиков. Изменения, касающиеся плана-графика, вводятся в действие с 1 октября 2019 года.

  • Правительство РФ наделяется правом установить требования к форме таких планов, порядку формирования, утверждения и внесения в план-график изменений, а также к порядку размещения таких планов в единой информационной системе (ЕИС).
  • Одновременно поправками предусмотрено, что изменения в план-график могут вноситься всеми заказчиками не позднее, чем за 1 день до дня размещения извещения о проведении закупки (сейчас такой срок составляет 10 дней), что опять же будет способствовать оперативному осуществлению закупок, указал депутат.
  • Предлагается закрепить право заказчика устанавливать в документации о закупке при необходимости гарантийные обязательства к товару, работе или услуги, то есть обязательность предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) гарантийного срока товара, работы, услуги и (или) объема предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара.
  • По порядку проведения электронного аукциона поправками также предусмотрено существенное нововведение — срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе с 1 июля 2019 года будет составлять 3 рабочих дня с даты окончания срока подачи указанных заявок, а не 7 дней, как это предусмотрено сейчас.
Читайте также:  Жалоба в защиту прав потребителей может быть подана через мфц

При проведении запроса предложений, как в бумажной, так и в электронной форме поправками предусматривается возможность в случае, если не поступило ни одной заявки, провести либо новую закупку либо заключить контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), согласовав предварительно такой контракт с Федеральной антимонопольной службой (ФАС). Поправками исключаются положения о необходимости размещения в ЕИС извещения о том, что закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Поправки по итогам диалога с правительством

Источник: https://tass.ru/ekonomika/6347773

Правительство внесло в Госдуму законопроект о совершенствовании законодательства о контрактной системе в сфере госзакупок

5 апреля 2019 09:45

Распоряжение от 4 апреля 2019 года №633-р. Законопроектом предлагаются существенные нововведения в контрактной системе.

Ключевые из них – возможность подачи заявки в закупке строительных работ при условии предварительного предоставления участником документов об опыте выполнения таких работ в составе аккредитационных сведений, возможность изменять условия контракта по строительству при возникновении обстоятельств непреодолимой силы, а также возможность изменять условия отдельных контрактов, заключённых с единственным поставщиком, включая их пролонгацию. Предлагается ввести право заказчика заключать контракт со вторым участником конкурентной закупки (без проведения новой закупки) в случае расторжения контракта с победителем, если он нарушил условия контракта.

Проект федерального закона «О
внесении изменений в Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок
товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных
нужд”» (далее соответственно – законопроект, Федеральный закон)
подготовлен Минфином России во исполнение перечня
поручений Президента России по итогам расширенного заседания президиума
Госсовета 23 ноября 2018 года (№Пр-2426ГС от 18 декабря 2018 года, пункт 7,
подпункты «в» – «е»). На заседании рассматривались задачи по реализации
Указа Президента о национальных целях и стратегических задачах развития страны
на период до 2024 года.

Законопроектом предлагается внести
ряд изменений в законодательство о контрактной системе в сфере государственных
закупок, направленных на ускорение закупочных процедур. Для этого предлагаются
существенные нововведения в контрактной системе.

Ключевые из них – возможность
подачи заявки в закупке строительных работ при условии предварительного
предоставления участником документов об опыте выполнения таких работ в составе
аккредитационных сведений, возможность изменять условия контракта по
строительству при возникновении обстоятельств непреодолимой силы, а также
возможность изменять условия отдельных контрактов, заключённых с единственным
поставщиком (в сфере деятельности субъектов естественных монополий,
энергоснабжения, коммунальных услуг), включая их пролонгацию. Предлагается
ввести право заказчика заключать контракт со вторым участником конкурентной
закупки (без проведения новой закупки) в случае расторжения контракта с
победителем, если он нарушил условия контракта.

В целях недопущения
необоснованного занижения цен недобросовестными участниками закупок, не
планирующими исполнять обязательства по заключенному контракту, предлагается
запретить выплату аванса по контракту в случае, если в результате проведения
торгов цена контракта снижена на 25% и более.

Кроме того, законопроектом
предусматривается допуск к участию в аукционе по строительству, реконструкции,
капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства только после
подтверждения участником наличия необходимого опыта выполнения аналогичных
работ.

При осуществлении закупок
строительных работ исключается обязанность участника заполнять в заявке
множество параметров и характеристик, учитывая, что все они уже содержатся в
проекте и по общему правилу не подлежат изменению без соответствующего изменения
самого проекта.

То есть, учитывая, что документация о закупке должна в
обязательном порядке включать проектно-сметную документацию, которая уже
предусматривает все необходимые требования к объекту строительства, включая
требования к качеству строительных материалов, участник должен будет подать
только электронное «согласие».

  • Это позволит исключить участие
    в отборе фирм-однодневок, а также минимизировать случаи подачи заявок
    подрядчиками, не обладающими требуемой квалификацией.
  • При нарушении срока исполнения
    контракта по строительству по вине подрядчика предлагается возможность
    однократного продления срока действия такого контракта по соглашению сторон на
    срок, не превышающий первоначальный срок действия контракта, исходя из объёма и
    характера невыполненных работ.
  • Предлагается расширить случаи
    проведения закупок товаров, работ, услуг за единицу товара, работы, услуги вне
    зависимости от объекта закупки, если определить объём необходимых товаров,
    работ, услуг на момент закупки невозможно.

Кроме того, законопроектом
предлагается дополнить список случаев, когда возможно изменить существенные
условия контракта, случаями заключения контракта с единственным поставщиком
(подрядчиком, исполнителем).

Это позволит заказчику в том числе изменить срок и
цену таких контрактов, поскольку в случае с единственным поставщиком заключение
нового контракта с другим лицом не представляется возможным или нецелесообразно
ввиду риска недостижения цели эффективного расходования бюджетных средств.

  1. Законопроектом предлагается
    исключить десятидневный срок с момента внесения изменений в план-график закупок
    до размещения извещения об осуществлении закупки, что позволит ускорить
    проведение закупки в случае необходимости внесения таких изменений.
  2. Кроме того, предусматривается
    увеличение порогового значения начальной (максимальной) цены контракта, при
    котором допускается проведение «короткого» электронного аукциона
    (срок подачи заявок на участие в котором составляет не менее 7 календарных
    дней) с 3 млн до 50 млн рублей, а при проведении такого аукциона на закупку
    строительных работ — до 500 млн рублей, что позволит вдвое сократить срок
    приема заявок на участие в аукционах.
  3. Законопроект рассмотрен и
    одобрен на заседании Правительства Российской
    Федерации 4 апреля 2019 года.

Источник: http://government.ru/activities/selection/301/36286/

Кабмин одобрил упрощение контрактной системы в сфере госзакупок

При нарушении исполнителем контракта на строительство государственный заказчик сможет не проводить новый конкурс, а просто заключить соглашение со вторым участником госзакупки.

Кабинет министров на заседании в четверг одобрил законопроект, упрощающий контрактную систему в сфере государственных и муниципальных закупок. В прошлом году сумма таких закупок приблизилась к 7 триллионам рублей.

Это, подчеркнул премьер-министр Дмитрий Медведев, мощнейшее средство стимулирования не только отдельных отраслей, но и всей экономики, включая малый и средний бизнес.

На него, правда, приходится только 15 процентов госзакупок, что в правительстве считают недостаточным, и работают над повышением доли.

Госдума согласовала с кабмином законопроект о госзакупках в сфере культуры

Госзакупки стали одним из главных инструментов для реализации в регионах мероприятий национальных проектов.

Поступающие из федерального бюджета средства — почти 600 миллиардов рублей в 2019 году — должны проходить через контрактную систему. «Зачастую эта система мешает работать, — констатировал премьер. — Ее нужно привести в соответствие с требованием сегодняшнего дня».

Ряд изменений позволит существенно сэкономить время при проведении закупок в строительной сфере.

«В случае форс-мажора, уточнения проектных решений с участием местных, региональных или федеральных властей можно будет поменять условия контракта и не проводить новый тендер, если цена и срок исполнения контракта не вырастут более чем на 30 процентов», — рассказал Медведев. Заложена опция для изменения условий контрактов, заключенных с единственным поставщиком.

При нарушении срока исполнения контракта по строительству по вине подрядчика предлагается однократное продление срока его действия по соглашению сторон. Но срок не должен превышать первоначальный срок действия контракта.

Существенное нововведение — разрешение перезаключать контракт со вторым участником госзакупки без проведения нового конкурса, если ее победитель нарушил условия соглашения.

По словам Дмитрия Медведева, это исключит задержки в работе, когда кто-то участвует в конкурсе просто ради участия или из желания насолить конкурентам, а потом отказывается от подряда.

Ряд изменений позволит существенно сэкономить время при проведении закупок в строительной сфере

Упрощается и процедура подачи заявки от компании для участия в конкурсе — правительство исключит обязанность заполнения в заявке множество параметров и характеристик, которые уже прописаны в проектно-сметной документации.

Также министры ободрили проект закона, направленный на создание полноценной правовой основы для деятельности страховых посредников при заключении договоров страхования в виде электронного документа, прежде всего через интернет.

В Едином государственном реестре субъектов страхового дела сегодня зарегистрировано 68 стразовых брокеров, а численность страховых агентов — физических лиц превышает, по данным Росстата, 140 тысяч человек.

Доля страховых услуг, продаваемых страховыми посредниками, растет и приближается к 75 процентам собранной страховой премии.

Документ, одобренный правительством, предполагает снятие запрета на оказание страховыми посредниками услуг, связанных с заключением и исполнением договоров страхования в виде электронного документа. При этом для страховых посредников устанавливается запрет на подписание договора страхования в виде электронного документа и получение страховым посредником от страхователя страхового взноса.

Источник: https://rg.ru/2019/04/04/kabmin-odobril-uproshchenie-kontraktnoj-sistemy-v-sfere-goszakupok.html

Минфин разрабатывает законопроект по оптимизации госзакупок

В ведомстве предлагают оптимизировать способы проведения госзакупок, оставив аукцион, конкурс и запрос котировок, а также максимально сократить сроки их проведения

Министерство финансов РФ ведет разработку законопроекта, призванного упростить и оптимизировать проведение госзакупок. Об этом в пятницу сообщила директор департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина РФ Татьяна Демидова на пресс-конференции в преддверии XV Всероссийского форума-выставки «Госзаказ» Общероссийского народного фронта «За честные закупки».

«В настоящее время на площадке Министерства финансов осуществляется подготовка законопроекта, мы его называем оптимизационный. Безусловно, это будет комплексный законопроект, он будет затрагивать все этапы закупочных процедур, начиная от этапа планирования до заключения и исполнения условий контракта», — рассказала Демидова.

Минфин предлагает сократить срок формирования и размещения плана закупки с года до трех месяцев до ее начала, уточнила Демидова.

«Безусловно, действующая в настоящее время обязанность на год вперед распланировать [закупки] фактически приводит к тому, что заказчик приходит с измененной потребностью, с измененными условиями и целью контракта и требует перепланирования и внесения изменений», — пояснила она.

Законопроект предусматривает введение единых правил нормирования госзакупок, а также переход к нормированию предметов закупки на основе единого каталога товаров работ и услуг.

Кроме того, ведомство предлагает оптимизировать способы проведения госзакупок, оставив аукцион, конкурс и запрос котировок, и максимально сократить сроки их проведения. Минфин также намерен избавиться от цикличности закупочных процедур.

«В настоящее время есть обязанность заказчиков проводить процедуру закупок до тех пор, пока на закупку не придет хотя бы один участник. Безусловно, нельзя сказать, что это эффективная модель осуществления закупочной процедуры, — отметила Демидова.

— Наше предложение — прервать соответствующую цикличность и предусмотреть возможность заключения контракта заказчиком с любым участником закупки, соответствующим требованиям документации, по согласованию с контрольным органом».

Еще одно предложение Минфина — введение специальной предквалификации участников для всех закупок.

«Это позволит гарантировать, что на крупные закупки приходит участник, который понимает, в какую систему он приходит, понимает тот уровень ответственности и обязанности, которые существуют, и наличием своего положительного опыта гарантирует качественное исполнение контракта», — указала Демидова.

Минфин рассчитывает, что законопроект об оптимизации госзакупок будет принят до конца этого года, заключила она.

О форуме-выставке «госзаказ»

XV Всероссийский форум-выставка «Госзаказ» пройдет в Москве с 3 по 5 апреля. Основной повесткой форума станет регулирование контрактной системы, снижение трудозатрат заказчиков, развитие конкуренции и вхождение в систему госзаказа МСП и расширение автоматизированных функций ЕИС.

Источник: https://nangs.org/news/economics/minfin-razrabatyvaet-zakonoproekt-po-optimizatsii-goszakupok

Ссылка на основную публикацию