Недостаточность бюджетного финансирования не является существенным изменением обстоятельств, позволяющим расторгнуть госконтракт

Наиболее простым способом разорвать госконтракт для заказчика является односторонний отказ от его исполнения. Для поставщика же это может повлечь негативные последствия. Однако контракт может быть расторгнут в одностороннем порядке и по его инициативе. Но кто бы ни разорвал контрактные отношения, для этого нужны веские основания.

Когда можно расторгнуть госконтракт

Заказчик и поставщик имеют одинаковые права на расторжение госконтракта. Для этого нужно, чтобы одновременно наступили два условия:

  1. В тексте контракта содержались положения об одностороннем отказе от его исполнения.
  2. Наступили основания, предусмотренные гражданским законодательством для отказа от исполнения отдельных видов обязательств.

У заказчика существует обязанность расторгнуть госконтракт, если он выяснил, что исполнитель либо его товар не отвечает требованиям закупочной документации.

Кроме того, такая обязанность у заказчика возникает, если расторгнут специальный инвестиционный или государственный контракт по регулируемым ценам, в соответствии с которым производство товара создано, модернизировано или освоено на территории РФ.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Основания для отказа

Закон № 44-ФЗ ссылается на гражданское законодательство, но не указывает, какие именно нормы Гражданского кодекса являются основанием для одностороннего отказа от исполнения госконтракта.

В связи с этим Минэкономразвития и Антимонопольная служба рекомендуют заказчикам включить в госконтракты несколько таких оснований (письмо Минэкономразвития РФ № 324-ЕЕ/Д28И, ФАС РФ № АЦ/9777/16 от 18.02.2016). Перечень из письма не является закрытым — контролирующие органы лишь привели наиболее распространенные из них.

Их наличие или отсутствие в тексте контракта никак не повлияет на возможность его расторжения. Эти основания рекомендуется включить в документ лишь для удобства сторон, чтобы они имели представление о возможных причинах для одностороннего расторжения госконтракта.

Если проштудировать Гражданский кодекс, то в нем можно найти множество оснований для расторжения договоров разных типов в одностороннем порядке. Далее рассмотрим наиболее распространенные из них.

Для расторжения договора купли-продажи существуют следующие основания:

  1. Продавец отказывается передать покупателю товар или его принадлежности (пункт 1 статьи 463 и абзац 2 статьи 464 ГК РФ).
  2. Товар содержит неустранимые недостатки либо недостатки, которые нельзя устранить без больших затрат (финансовых или временных), либо недостатки, выявленные неоднократно, в том числе после их устранения, а также иные недостатки подобного рода. Наличие таких недостатков является существенным нарушением поставщиком требований к качеству товара (пункт 2 статьи 475 ГК РФ).
  3. Продавец отказывается в разумный срок доукомплектовать поставленный товар (пункт 1 статьи 480 ГК РФ).

Договор поставки можно расторгнуть в одностороннем в порядке на основании статьи 523 Гражданского кодекса. Это следующие случаи:

  • поставщик поставил товар с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый срок;
  • поставщик неоднократно нарушил сроки поставки;
  • заказчик неоднократно нарушил сроки оплаты;
  • заказчик неоднократно допустил невыборку товара.

Что касается договора возмездного оказания услуг, то в соответствии со статьей 782 ГК РФ, любая из сторон имеет право отказаться от исполнения своих обязательств.

Но есть условие — издержки второй стороны должны быть возмещены.

Заказчик может расторгнуть договор по своей инициативе, если оплатит фактически понесенные исполнителем расходы, а исполнитель — если возместит убытки заказчика.

Рекордсменом по количеству оснований для одностороннего расторжения является договор подряда. У заказчика они таковы:

  • если подрядчик своевременно не приступил к исполнению своих обязательств по договору либо скорость его работы говорит о том, что закончить в установленный срок он явно не успеет (пункт 5 статьи 709 ГК РФ);
  • если подрядчик в назначенный срок не устранит недостатки, которые свидетельствуют о том, что работа будет выполнена ненадлежащим образом (пункт 2 статьи 715 ГК РФ);
  • если подрядчик отступил от условий договора или допустил при исполнении работы недостатки и не устранил их в разумный срок или же эти недостатки являются существенными и неустранимыми (пункт 3 статьи 723 ГК РФ);
  • если заказчик просто решил расторгнуть договор подряда до тех пор, пока ему не сданы результаты работы (статья 717 ГК РФ). При этом он должен уплатить подрядчику стоимость выполненной работы и возместить убытки, которые повлечет расторжение договора, в пределе разницы между ценой контракта и суммой, выплаченной за исполненную работу.

У подрядчика тоже есть основания расторгнуть договор подряда в одностороннем порядке:

  • если заказчик не согласен повысить цену контракта из-за необходимости дополнительных работ (пункт 5 статьи 709 ГК РФ);
  • если заказчик отказывается увеличить цену из-за того, что возросла стоимость материалов, оборудования либо услуг субподрядчиков и это нельзя было предвидеть при заключении договора (пункт 6 статьи 709 ГК РФ).

Процедура расторжения контракта в одностороннем порядке

Недостаточность бюджетного финансирования не является существенным изменением обстоятельств, позволяющим расторгнуть госконтракт

В целом процесс одностороннего отказа от исполнения госконтракта одинаков и для заказчика, и для поставщика. Разница лишь в последствиях — если заказчик разрывает контракт по вине поставщика, то информация о последнем будет направлена в РНП. На практике большинство односторонних расторжений инициируется заказчиками.

На первом этапе принимается решение об отказе от госконтракта. У заказчика такому решению может предшествовать экспертиза предмета закупки. При этом в заключение эксперта должно быть указано, что имеет место нарушение условий контракта, из-за которых он может либо должен быть расторгнут.

Принятое решение следует в течение трех рабочих дней разместить в ЕИС и направить второй стороне любым способом, который позволяет зафиксировать факт его вручения — заказным письмом, по электронной почте, по факсу и так далее.

Тот день, когда отправитель решения будет уведомлен о том, что вторая страна его получила (или отсутствует по указанному адресу), будет считаться датой надлежащего уведомления. Бывает, что подтверждение извещения второй стороны получить невозможно.

Тогда дата уведомления наступает через 30 дней после размещения информация о расторжении контракта в ЕИС.

По прошествии 10 дней после наступления даты уведомления контракт считается расторгнутым. Если расторжение контракта инициировал заказчик, то информация о поставщике передается в РНП.

Но еще до истечения этого срока исполнитель может постараться устранить указанные недостатки. Если он это сделает, а также возместит заказчику затраты на экспертизу, то последний будет вынужден свое решение отменить.

Но лишь при условии, что это нарушение не было повторным.

Практика ФАС и судов

Самым беспроблемным вариантом с точки зрения контролирующих органов является расторжение контракта из-за нарушения срока исполнения обязательств.

Если исполнитель опоздал с поставкой партии товара, заказчику целесообразно это задокументировать — в адрес поставщика направляется соответствующая претензия. При повторении ситуации у заказчика будет основание расторгнуть контракт.

То же самое справедливо и при затягивании подрядчиком срока начала работы и/или выполнении отдельных ее этапов с опозданием (постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.10.2016 № Ф05-4174/2016).

Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/odnostoronnij-otkaz-ot-goskontrakta-prichiny-i-procedura/

Существенные условия контракта по 44-ФЗ и их изменение

В Федеральном законе №44 понятие существенные условия контракта используется неоднократно. Однако его четкого, да и не четкого тоже, определения не дано.

В связи с этим у заказчиков и поставщиков/исполнителей/подрядчиков возникает немало вопросов: что же это за условия, что именно непременно должно оставаться постоянным в тексте контракта.

Ведь по закону существенные условия изменяются, в соответствии с частью 3 статьи 34, только в исключительных случаях, определенных статьей 95 44-ФЗ.

Что является существенными условиями

В Федеральном законе №44 и других правовых актах, связанных с государственными закупками, как таковое понятие существенных условия контракта отсутствует. Однако оно есть в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее — ГКРФ). 

Согласно пункту 2 статьи 432 указанного выше кодекса, существенными условиями может считаться та информация, которая должна быть включена в контракт в обязательном порядке (в рамках Федерального закона №44 она определена в статье 34). Кроме того, сюда же можно отнести те моменты, относительно которых по инициативе одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. 

Для того чтобы между заказчиком и победителем закупки не возникало споров по поводу существенных условий, некоторые заранее вносят информацию о том, что к ним относить, в проект контракта. Такое решение является, по сути дела, оптимальным для обеих сторон и поможет в непредвиденных ситуациях избежать судебных урегулирований разногласий.

Какие условия контракта относятся к существенным

Тем не менее, что бы не было прописано в контракте, с существенными условиями все же стоит быть осторожнее. Логично было бы отнести к ним все, что определено как необходимое содержание, в соответствии со статьей 34 44-ФЗ. В общем случае, основываясь на нормах ГКРФ и Федерального закона №44 это будет следующая информация:

  • предмет контракта (наименование товара/услуги/работы) и его характеристики (описание, сметы на выполнение работ и так далее);
  • количество поставляемого товара/объем оказываемых услуг/объем выполняемых работ;
  • срок поставки товара/оказания услуг/выполнения работ, в случае если контракт предусматривает этапы — начало/окончание каждого из них;
  • цена контракта;
  • порядок и сроки оплаты поставленного товара/оказанных услуг/выполненных работ;
  • ответственность каждой из сторон за нарушение условий контракта, в том числе размер штрафных санкций для заказчика и поставщика/исполнителя/подрядчика.

Разъяснения, касающиеся вопросов, связанных с существенными условиями контракта, даны Минэкономразвития России в письме №Д28и-2286 от 3 августа 2015 года.

Можно ли изменять существенные условия контракта и в каких случаях

Многие заказчики и поставщики/исполнители/подрядчики считают, что существенные условия контракта — это что-то незыблемое и изменять их нельзя ни при каких обстоятельствах после того, как аукцион прошел. На самом деле это не так.

Есть ситуации, в которых можно вносить изменения в текст контракта, ели достигнуто соглашение между сторонами.

Главное, чтобы такая возможность была прописана в документации и самом контракте, а все «правки» оформлены официально, с заключением дополнительного соглашения. 

В 2015 и 2016 году, согласно части 1.1 статьи 95 44-ФЗ было позволено изменять практически все перечисленные выше условия.

С 1 января 2017 года, если не будет внесено дополнительных изменений в закон, ситуация несколько ужесточается, придется ориентироваться только на случаи, описанные в части 1 статьи 95 Федерального закона №44.

Их не так много и некоторые моменты, действительно, не будут подлежать изменению ни при каких условиях, даже если достигнуто соглашение сторон. 

Часто возникает еще один вопрос — а можно ли изменить условия контракта при его подписании? Здесь ответ однозначный — нет. Проект должен в точности соответствовать тому, который был предложен в документации. Если стороны пришли к какому-то соглашению, то изменения вносить можно будет только после того, как контракт подписан. 

Проще всего внести изменения в условия контракта еще до начала торгов — когда идет подача заявок. Здесь можно менять все. Главное — уложиться в соответствующие сроки, позволяющие вносить изменения в извещения и документацию о закупке.

Чем грозит нарушение существенных условий контракта

Нарушение сторонами существенных условий контракта грозит, в первую очередь, прописанными в нем штрафными санкциями. В некоторых случаях это может стать поводом для одностороннего расторжения или расторжения в судебном порядке. 

Поставщики/исполнители/подрядчики, нарушившие существенные условия контракта (если этот факт официально зафиксирован) наверняка попадут в реестр недобросовестных поставщиков. 

Читайте также:  Зарплату в некоторых случаях можно будет выплачивать в валюте

Может возникнуть еще одна ситуация. Вроде бы, условия изменены по соглашению сторон. Однако сделано это без законных оснований, в случае, не предусмотренных законом. В этом случае, если факт «всплывет» при проверке контролирующим органом, ответственность понесут обе стороны. Чаще всего это штраф, но может быть и более суровое наказание.

Источник: https://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/81-sushchestvennye-usloviya-kontrakta

Статья 767. Изменение государственного или муниципального контракта

1.

При уменьшении соответствующими государственными органами или органами местного самоуправления в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия выполнения работ. Подрядчик вправе требовать от государственного или муниципального заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ.

2. Изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с обстоятельствами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных законом.

Комментарий к Ст. 767 ГК РФ

1. Самостоятельным основанием для изменения или расторжения договора в соответствии с п. 1 ст. 451 ГК РФ является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили на момент заключения договора.

Пункт 1 комментируемой статьи предусматривает специальное основание для изменения государственного контракта на выполнение подрядных работ, которое как раз относится к существенному изменению обстоятельств в смысле правил п. 1 ст.

451 ГК РФ.

При уменьшении соответствующими государственными органами или органами местного самоуправления в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, у сторон появляется обязанность согласовать новые сроки, а если необходимо, — и другие условия выполнения работ.

При этом условие о сроках подлежит изменению всегда, а иные условия выполнения работ изменяются по соглашению сторон, только если в этом есть необходимость. К иным условиям могут быть отнесены: изменение объема работ, требования к качеству используемых материалов и т.п.

Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с изменившимися обстоятельствами, согласно правилам п. 2 ст. 451 ГК РФ контракт может быть изменен на основании решения суда по требованию заинтересованной стороны.

Таким образом, правило, предусмотренное п. 1 комментируемой статьи, является таким исключительным обстоятельством, позволяющим в отличие от общего правила о расторжении договора в связи с существенным изменением обстоятельств изменить договор, поскольку расторжение договора в данном случае противоречит общественным интересам (п. 4 ст. 451 ГК).

Подрядчик вправе требовать от государственного или муниципального заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ. Убытки взыскиваются по общим правилам ст. 15 ГК РФ.

Так, у подрядчика возможно возникновение убытков из-за досрочного расторжения либо изменения ряда договоров, например договоров на поставку необходимого оборудования, на аренду оборудования или складских помещений, убытков в виде расходов, связанных с сокращением штата работников и др.

Об изменении контракта также говорится в ст. 161 БК РФ.

При уменьшении казенному учреждению как получателю бюджетных средств главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящем к невозможности исполнения казенным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, казенное учреждение должно обеспечить согласование в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд новых условий по цене и (или) количеству (объемам) товаров (работ, услуг) государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров.

В этом случае сторона государственного (муниципального) контракта, иного договора вправе потребовать от казенного учреждения возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного изменением условий государственного (муниципального) контракта, иного договора.

Таким образом, ст. 161 БК РФ устанавливает правило, несколько отличное от соответствующего правила ГК РФ. Необходимо отметить, что в указанном случае возмещению подлежит только реальный ущерб, но не упущенная выгода.

2. Изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с обстоятельствами, указанными в п. 1 комментируемой статьи, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются только в случаях, предусмотренных законом.

Таким образом, в качестве общего правила законодатель устанавливает недопустимость и одностороннего изменения условий государственного или муниципального контракта, и изменения его условий по соглашению сторон. Исключения из указанного правила должны быть прямо предусмотрены законом.

Соответствующие случаи предусмотрены как общими положениями ГК РФ (например, ст. ст. 328, 405), так и специальными правилами, например правилами, содержащимися в Законе о размещении заказов.

Так, суд удовлетворил иск о взыскании задолженности по муниципальному контракту, поскольку в случае непредоставления обязанной стороной обусловленного договором исполнения обязательства (проектно-сметная документация была утверждена заказчиком, несмотря на неоднократные письменные обращения подрядчика о ее согласовании, значительно позже срока, установленного договором, заказчиком был нарушен срок оплаты по муниципальному контракту) сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства либо отказаться от исполнения этого обязательства (ст. 328 ГК); поэтому действия подрядчика по приостановлению работ, а затем и по расторжению контракта были признаны судом соответствующими закону .

———————————
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 15 марта 2010 г. по делу N А03-6205/2009 // СПС «КонсультантПлюс».

Законом о размещении заказов ограничено действие принципа свободы договора в отношении государственных и муниципальных контрактов.

В ст. 9 названного Закона определены случаи, когда государственный или муниципальный контракт может быть изменен по соглашению сторон (см. комментарий к ст. 766 ГК).

Так, в конкурсной документации, как уже отмечалось, может быть установлено право заказчика изменить объем предусмотренных контрактом работ в случае выявления при исполнении контракта потребности в дополнительных работах (ч. 6 ст. 9 Закона о размещении заказов).

Вместе с тем может здесь содержаться и запрет на изменение условий контракта (указанных в ч. ч. 11 и 12 ст. 9, ч. 12 ст. 25, ч. 5 ст. 27, ч. 3 ст. 29, ч. 1 ст. 31, ч. 7 ст. 31.4, ч. 3 ст. 31.5, ч. 12 ст. 35, ч. 6 ст. 36, ч. 13 ст. 37, ч. 3 ст. 38, ч. 1 ст. 40, ч. 14 ст. 41, ч. 22 ст. 41.8, ч. 11 ст. 41.9, ч. 15 ст. 41.

11, ч. ч. 10 и 14 ст. 41.12, ч. 6 ст. 42, ч. ч. 6 и 8 ст. 46, ч. 8 ст. 47, ч. 10 ст. 53 и ч. ч. 5 и 6 ст. 54 Закона о размещении заказов) при его заключении и исполнении по соглашению сторон и в одностороннем порядке.

Анализ положений Закона о размещении заказов приводит к выводу, что не подлежат изменению условия государственного или муниципального контракта, определенные в соответствии с объявленными условиями торгов или запросом котировок цен на работы и предложением участника размещения заказа, признанного победителем торгов или победителем в проведении запроса котировок цен на выполнение работ (а также предложением единственного участника размещения заказа). Это, несомненно, является правильным, в противном случае терялся бы смысл проведения торгов и запроса котировок.

При этом по решению суда изменение условий государственного или муниципального контракта возможно по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, например ст. 451 ГК РФ.

Источник: http://stGKRF.ru/767

Можно ли менять существенные условия контракта по 44-ФЗ?

Повышайте квалификацию на курсе «Профессиональное управление государственными и муниципальными закупками, 256 ак.часов» и получите 1 год профессиональной поддержки на вебинарах. Программа разработана на основе требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Изменение условий на основании ГК РФ

Правило № 1: основанием для изменения или расторжения договора является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа ( п. 1 ст. 451 ГК РФ). Это общая норма, которая подходит для любого договора, в том числе, контракта, заключенного в рамках Закона № 44-ФЗ.

Пример 1

30 октября 2014 года между заказчиком и подрядчиком был заключен муниципальный контракт на выполнение работ. Срок окончания выполнения работ установлен 60 календарных дней с начала выполнения работ и не позднее 30 декабря 2014 года. 4 февраля 2015 года, опираясь на п. 1 ст.

451 ГК РФ, стороны подписали дополнительное соглашение к контракту, в соответствии с которым его действие с 19 ноября 2014 года приостанавливалось, и срок действия продлялся до 31.12.2015. Поводом для этого послужило резкое ухудшение погодных условий.

При этом подрядчик не мог располагать к моменту заключения контракта такими сведениями.

Прокуратура провела проверку и решила, что данное допсоглашение является недействительным. По ее мнению, правовых оснований для изменения контракта в сложившейся ситуации у сторон не было. Суд с этим не согласился и встал на сторону участников контракта.

Судьи пояснили, что погодные условия ноября 2014 года не соответствовали возможности выполнения работ. Такие погодные условия угрожали годности и прочности выполняемой работы.

 Поэтому работы на объекте приостанавливались до наступления положительных температур (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11.04.2016 № Ф06-6869/2016).

Изменение условий на основании Закона № 44-ФЗ

Правило № 2: содержится в ст. 95 Закона № 44-ФЗ и включает в себя 7 случаев, когда стороны контракта по соглашению между собой вправе изменить существенные условия контракта при его исполнении.

  • 1. Если возможность изменения условий контракта была заранее прописана в документации о закупке и контракте (при закупке у единственного поставщика контрактом):
  • а) при снижении цены контракта без изменения количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
  • б) если по предложению заказчика предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги увеличиваются или уменьшаются не более чем на 10%.
  • Это самое распространенное основание для изменения контракта.
  • Пример 1

Стороны подписали дополнительное соглашение о внесении в контракт изменения — увеличении общей цены договора на 10%. Служба контроля округа сочла это нарушением и даже привлекла заказчика к административной ответственности по ч.

 5 ст. 7.32 КоАП РФ в виде штрафа в размере 1 000 000 рублей. Данное решение проверяющие мотивировали тем, что заказчик  изменил условия договора, повлекшие дополнительное расходование бюджетных средств в размере более 900 000 рублей.

Заказчик подал в суд, который счел, что в действиях заказчика нет нарушения, так как цена договора была изменена в пределах 10% от первоначальной цены контракта.

Необходимость выполнения дополнительных работ согласована с заказчиком и указанные работы выполнены подрядчиком, что соответствует условиям, установленным пп. «б» п. 1 ч. 1 ст.

95 Закона № 44-ФЗ (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.02.2017 № Ф04-7084/2017).

Пример 2

На практике очень распространена ситуация, которую иллюстрирует следующий пример, — когда подрядчик выполняет дополнительные работы без предварительного подписания допсоглашения к договору, на сумму, превышающую 10% от цены контракта. А затем требует от заказчика их оплатить. Бесполезно. Без внесения изменений в контракт правовые основания оплачивать эти работы у заказчика отсутствуют.

Так, стороны заключили муниципальный контракт на выполнение работ по строительству объекта.

Подрядчик, указав, что проектная документация не соответствует сметной документации, выполнены дополнительные работы, не учтенные контрактом, что увеличило срок контракта и его стоимость, направил заказчику предложение об изменении условий контракта путем заключения дополнительных соглашений о продлении срока выполнения работ и увеличении цены примерно на 15%.

Заказчик согласился подписать только соглашение об увеличении цены на 10%. Несмотря на это, подрядчик выполнил больший объем работ и обратился в суд с требованием к заказчику об их оплате.

Суд отказал, так как подрядчик не мог не знать, что работы выполняются им при отсутствии обязательства.

Доказательств того, что выполнение этих работ не терпело отлагательства, деятельность подрядчика была направлена на защиту охраняемого публичного интереса, и не имеется претензий со стороны заказчика по объему и качеству выполненных работ, подрядчик не представил (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20.04.2017 № Ф01-1334/2017).

С аналогичными случаями можно ознакомиться в Постановлениях Арбитражного суда Дальневосточного округа от 07.12.2016 № Ф03-5719/2016, Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.11.2016 № Ф04-4859/2016, Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.12.2016 № Ф07-11988/2016.

2. В случаях, предусмотренных п. 6 ст. 161 БК РФ, при уменьшении ранее доведенных до заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом заказчик в ходе исполнения контракта должен согласовать новые условия контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги.

Читайте также:  Полномочия адвоката в уголовном процессе

Пример 3

В августе 2014 года учреждение заключило госконтракт на реконструкцию автомобильной дороги со сроком до 31.10.2014. Однако в связи с затянувшейся процедурой размещения госзаказа, учреждение направило в Управление проектирования и строительства автодорог письмо о переносе ввода объекта в эксплуатацию на 2015 год и о рассмотрении новой разбивки бюджетных инвестиций.

Управление уменьшило лимиты бюджетных обязательств на 2014 год по этому объекту и уточнило госзадание на выполнение работ. Таким образом, произошло уменьшение средств, выделенных на финансирование в 2014 году расходов по заключенному контракту. Ссылаясь на это обстоятельство, заказчик заключил допсоглашение о переносе срока выполнения работ на 31.10.2015.

По результатам ревизии Росфиннадзора учреждению было выставлено представление об устранении нарушений. Однако суд признал действия заказчика обоснованным, а предписание  незаконным (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16.03.2017 № Ф02-7880/2016).

3. Изменение в соответствии с законодательством регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги.

Пример 4

В условиях договора энергоснабжения может быть прописано, что цена договора составляет определенную сумму по регулируемым ценам и определенную сумму по нерегулируемым ценам.

При этом в части цены по нерегулируемым ценам она является твердой и определяется на весь срок исполнения договора, а в части цены по регулируемым ценам может меняться в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Возражения против такого условия не принимаются (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.01.2017 № Ф04-5855/2016).

4. В случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за рубежом. В этом случае цену контракта можно увеличить или уменьшить по медицинским показаниям. Такую возможность необходимо заранее прописать в контракте

5. На основании решения Правительства РФ, если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем 3 года контракта составляет либо превышает размер цены, установленные Правительством РФ (10 млрд. рублей). А исполнение контракта по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно.

6. На основании решения высшего исполнительного органа власти субъекта РФ, если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта на срок не менее чем 3 года контракта составляет или превышает размер цены, установленные Правительством РФ (1 млрд. рублей), и его исполнение по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно.

7. На основании решения местной администрации, если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее 1 года контракта составляет или превышает размер цены, установленные Правительством РФ (500 млн рублей), и его исполнение по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно.

Изменение на основании контракта

Все возможные основания для изменения существенных условий контракта приведены в законодательстве — ГК РФ и Законе № 44-ФЗ. Других оснований в контракте быть не может.

Пример 1

В контракт было включено условие, обязывающее подрядчика заключать дополнительное соглашение об уменьшении цены контракта, а именно: «В случае, когда в результате приемки выполненных работ их стоимость оказалась меньше, чем учитывалась при определении цены контракта, Стороны обязуются заключить дополнительное соглашение об уменьшении цены контракта». 

ФАС признала это условие незаконным. Основание — Законом № 44-ФЗ определены случаи, при которых допускается изменение существенных условий контракта. Внесение таких изменений допускается только по соглашению сторон.

Таким образом, приведенное условие противоречит требованиям Закона № 44-ФЗ (Решение ФАС России от 21.04.2016 по делу N ВП-188/16). Заказчик обжаловал это решение, но безуспешно (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.04.

2017 № 09АП-4661/2017).

Ответственность

Изменение условий контракта по основаниям, не указанным в Законе № 44-ФЗ, влечет штраф (ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ):

  • на должностных лиц — в размере 20 000 рублей;
  • на юридических лиц — 200 000 рублей.

Курсы повышения квалификации в Школе электронных торгов — это профессиональная переподготовка для поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Онлайн, с экспертами. 

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/92

Верховный суд прошелся по госконтрактам

Требования к закупаемым товарам

В Обзоре разъясняется, какие требования допустимо устанавливать в отношении закупаемых товаров (далее по тексту под товаром понимаются совокупно товары, работы и услуги, если из контекста не следует иное).

ВС РФ отмечает, что при осуществлении закупок должен соблюдаться не только принцип обеспечения конкуренции, но и принципы эффективности осуществления закупки и ответственности за результативность обеспечения государственных нужд.

Исходя из этого требования к закупаемым товарам должны быть определены таким образом, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые необходимы заказчику, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

В связи с этим при установлении требований к объекту закупки заказчик должен исходить из собственных потребностей и специфики использования закупаемого товара в рамках осуществляемого заказчиком вида деятельности. Такие действия заказчика не могут рассматриваться как ограничение потенциального круга участников закупки и нарушение Закона № 44-ФЗ.

Например, было признано допустимым установление требования о поставке лекарственного препарата во флаконе или в ином эквиваленте, позволяющем обеспечить герметичность упаковки после вскрытия.

Такое требование было обусловлено тем, что иная упаковка лекарственного средства (ампула) не позволяет сохранить препарат в герметичном состоянии после вскрытия в течение необходимого времени, и он будет непригоден к использованию, что приведет к неоправданному расходу лекарственных средств.

В то же время установление требований к объекту закупки, которые никак не связаны с его эффективностью, спецификой назначения и применения, не обусловлены потребностями заказчика, но при этом влекут ограничение потенциального числа участников закупки, является нарушением Закона № 44-ФЗ.

Внесение изменений

В Обзоре подтверждается, что внесение изменений в государственный контракт возможно только в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ.

При этом уточняется, что сохранение условий государственных контрактов в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении закупки, направлено на обеспечение равенства участников закупок, создание условий для свободной конкуренции, с тем чтобы исключить случаи обхода закона – искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для ее победителя более выгодных условий исполнения контракта путем внесения в него изменений.

  • В то же время ВС РФ приводит ряд примеров, когда фактическое изменение условий государственного контракта может быть признано допустимым судами:
  • 1) изменение срока государственного контракта: в случае несовершения заказчиком действий, предусмотренных законом, договором либо вытекающих из обычаев или существа обязательства, до совершения которых поставщик не мог исполнить свои обязательства, сроки исполнения обязательств по государственному контракту продлеваются на период просрочки заказчика;
  • 2) увеличение цены государственного контракта более чем на 10%: оплата работ в объеме, увеличенном более чем на 10% от цены контракта, возможна в случае согласования заказчиком дополнительных строительных работ, если:
  • – невыполнение таких работ грозит годности и прочности результата выполняемой работы; и
  • – такие работы не могли быть учтены в технической документации на момент подготовки документации и заключения контракта, но должны быть произведены, поскольку без их выполнения подрядчик не может приступать к другим работам или продолжать уже начатые либо ввести объект в эксплуатацию и достичь предусмотренного контрактом результата.
  • Стоит отметить, что указанные позиции прямо из Закона № 44-ФЗ не следуют, но демонстрируют стремление судов учесть специфику складывающихся между сторонами государственного контракта отношений и допустить их корректировку в той мере, в которой это не противоречит принципам Закона № 44-ФЗ.
  • Односторонний отказ от исполнения

Обзор подтверждает сложившееся на практике толкование положений Закона № 44-ФЗ, касающихся одностороннего отказа от исполнения государственного контракта.

Отмечено, что в государственном контракте достаточно закрепить возможность его расторжения в одностороннем порядке без уточнения конкретных оснований для такого расторжения.

В этом случае подлежат применению основания для одностороннего отказа, установленные ГК РФ.

В государственном контракте возможно конкретизировать признаки существенного нарушения обязательства, являющегося основанием для одностороннего отказа (например, установить, что односторонний отказ от договора подряда возможен в случае просрочки подрядчиком выполнения работ более чем на 30 дней, а не на 7 дней, как предусмотрено ГК РФ). Тогда односторонний отказ будет правомерен в случае наличия нарушения, отвечающего признакам, установленным в государственном контракте.

В Обзоре уточняется, что для расторжения договора достаточно доставки поставщику сообщения заказчика об отказе от исполнения договора с использованием любого средства связи и доставки. Размещение информации об одностороннем отказе в единой информационной системе, как это предусмотрено ч. 12 ст.

95 Закона № 44-ФЗ, необходимо для обеспечения открытости и прозрачности функционирования государственных закупок и установлено прежде всего в публичных целях. Оно не является необходимым условием для расторжения договора.

Если поставщик получил уведомление об одностороннем отказе, договор будет считаться расторгнутым (по истечении 10 дней с момента уведомления) независимо от факта размещения/неразмещения информации об отказе в единой информационной системе.

С нарушением требований Закона № 44-ФЗ

В Обзоре выражена крайне важная позиция в отношении последствий заключения государственного контракта с нарушением требований Закона № 44-ФЗ.

Согласно п. 1 ст. 449 ГК РФ торги могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня их проведения. Признание торгов недействительными влечет недействительность заключенного по их итогам договора. Таким образом, договоры, заключенные по итогам торгов, являются оспоримыми.

ВС РФ указал, что правило, содержащееся в п. 1 ст. 449 ГК РФ, является общим и не учитывает специфику отношений, складывающихся в рамках Закона № 44-ФЗ.

Указанным законом на его субъектов возлагается обязанность осуществлять закупки в соответствии с принципами открытости, прозрачности и обеспечения конкуренции, а также с соблюдением иных установленных в публичных интересах ограничений.

В связи с этим государственный контракт, заключенный с нарушением требований Закона № 44-ФЗ и влекущий, в частности, нарушение принципов открытости, прозрачности, обеспечения конкуренции, необоснованное ограничение числа участников закупки, посягает на публичные интересы и/или права и законные интересы третьих лиц и, следовательно, является ничтожным.

Срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Кроме того, суд вправе применить последствия недействительности ничтожной сделки по своей инициативе. С учетом этого вероятность наступления негативных последствий для сторон государственного контракта, заключенного с нарушением Закона № 44-ФЗ, существенно возрастает.

  1. Если неисполнение отдельных процедурных требований Закона № 44-ФЗ не привело к нарушению принципов открытости, прозрачности, обеспечения конкуренции, необоснованному ограничению числа участников закупки, а также публичных интересов и прав и законных интересов третьих лиц, то соответствующий государственный контракт не может быть признан недействительным.
  2. Поставка товаров в отсутствие госконтракта
  3. В Обзоре подробно освещаются вопросы, связанные с возможностью оплаты товаров, поставленных в отсутствие государственного контракта.

ВС РФ подтвердил, что по общему правилу поставка товаров в отсутствие государственного контракта не порождает у поставщика права требовать оплаты соответствующего предоставления.

Поставляя товары государственному заказчику в отсутствие государственного контракта, заключение которого в соответствии с Законом № 44-ФЗ является обязательным, поставщик не мог не знать, что он действует в отсутствие обязательства.

В связи с этим возникшее на стороне заказчика неосновательное обогащение не подлежит возврату как предоставленное во исполнение несуществующего обязательства, об отсутствии которого знал поставщик (п. 4 ст. 1109 ГК РФ). Иное толкование позволяло бы государственным заказчикам и их контрагентам обходить требования Закона № 44-ФЗ.

Однако из указанного общего правила существует ряд исключений. Так, не может быть отказано в оплате поставщику, действовавшему в отсутствие государственного контракта, если из закона следует, что поставка товаров являлась для него обязательной независимо от его волеизъявления.

В качестве примера в Обзоре приводится ситуация, когда медицинская организация (исполнитель) продолжала оказывать услуги (гемодиализ) пациентам, направленным учреждением здравоохранения (заказчик), в период между истечением срока действия старого государственного контракта и заключением нового.

В соответствии с законодательством РФ исполнитель в данном случае был не вправе отказывать в предоставлении медицинской помощи обратившимся застрахованным гражданам.

Кроме того, несвоевременное проведение закупки заказчиком не могло служить основанием для прекращения или приостановления выполнения социально значимых функций.

Оплате также подлежат услуги, оказанные после истечения срока действия государственного контракта, если из существа обязательства следует невозможность для исполнителя односторонними действиями прекратить исполнение. Примером может послужить оказание услуг по хранению, в случае если государственный заказчик не забрал свое имущество по истечении срока контракта.

Согласно п. 9 ч. 1 ст.

Читайте также:  Разъяснён вопрос о форме протокола разногласий по проекту контракта, размещаемого в еис

93 Закона № 44-ФЗ заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций, если применение иных способов определения поставщика, требующих затрат времени, нецелесообразно.

В то же время если в возникших обстоятельствах отсутствовала возможность проведения закупки у единственного поставщика, то последующий отказ поставщику в оплате в связи с отсутствием контракта будет неправомерен.

Так, в описанной в Обзоре ситуации зимой на теплотрассе произошла авария, повлекшая отключение теплоснабжения в 186 домах. Для устранения аварии муниципальное предприятие обратилось к обществу, с которым ранее был заключен договор по аварийному обслуживанию сетей, для срочного устранения аварии.

В последующем муниципальное предприятие отказалось оплатить работы, выполненные обществом, в связи с отсутствием контракта. Суды удовлетворили требование общества об оплате, указав, что работы выполнялись в условиях, при которых любое промедление могло причинить существенный вред жизни и здоровью населения и устранение аварии не терпело отлагательства.

Кроме того, выполнение работ носило разовый характер и было направлено исключительно на устранение аварии и ее последствий.

Таким образом, в Обзоре выражены важные правовые позиции по вопросам заключения, изменения и расторжения государственного контракта и последствий нарушения требований Закона № 44-ФЗ.

Они должны позволить заказчикам и поставщикам более четко определить пределы допустимых действий и оценить последствия превышения таких пределов, а также способствовать формированию единообразного подхода к разрешению споров, связанных с государственными закупками.

Источник: https://www.vegaslex.ru/analytics/publications/the_supreme_court_went_on_state_contracts/

Государственный контракт. Расторжение договора и обязательства по 94-ФЗ

В ходе применения Федерального закона от 21.07.

2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» у сторон указанных отношений возникает множество правоприменительных вопросов, в том числе, на этапах арбитражного судебного разбирательства. На один из таких вопросов я посчитал нужным дать более развернутый ответ.

Собственно вопрос:

Фирма, участник размещения гос. заказа , выполнила котировку ненадлежащим образом (недопоставка товара). Штрафы все – уплачены. Претензионный порядок – не нарушен. Срок действия контракта – истек.

Вопрос: есть ли основания у Гос.

заказчика в своем исковом заявлении в арбитражный суд выдвигать следующие требование: «Понудить ответчика поставить товар»? Если да, то из какой законодательной нормы они происходят?

Будет правильным указать, что я дал предварительный ответ следующего вида.

Оплата штрафов и неустоек, как и истечение срока действия договора, не лишают сторону обязанности исполнения основного обязательства по договору – это вытекает из основных положений об обязательствах – ст. ст. 309, 310 и других (специальных) норм ГК РФ.
Данной информации недостаточно, чтобы правильно квалифицировать спорные отношения.

На что получил уточняющий комментарий:

Но ведь речь идет о правоотношениях, связанных с размещением заказов на поставки товаров для государственных нужд, которые  регулируются тремя законами: Гражданским кодексом, Федеральным законом от 21.07.

2005 № 94-ФЗ и Бюджетным кодексом?  В частности в 94-ФЗ есть норма, которая также регулирует ситуацию ненадлежащего исполнения гос. контракта (ст.9 п.10). К примеру, по вопросу: «Расторжение гос.

контракта по соглашению сторон», который аналогичным образом описывается как нормами ГК РФ так и нормами 94-ФЗ, Президиум ВАС РФ занял однозначную позицию – «Обычный договор поставки может быть расторгнут в одностороннем порядке при неоднократном нарушении сроков поставки товара (п. 2 ст. 523 ГК РФ)».

Для расторжения госконтрактов предусмотрен особый порядок: такой контракт должен быть расторгнут либо по соглашению сторон, либо по решению суда п. 8 ст.9  N94-ФЗ. (Постановление Президиума ВАС РФ от 12.04.2011 N12363/10).

В данном случае сделан правильный вывод о правом регулировании отношений в сфере государственного (и муниципального) заказа различными нормативно-правовыми актами одновременно. Однако, указанные законодательные акты не содержат оснований для освобождения поставщика от исполнения своих обязательств вследствие истечения срока действия государственного контракта.

Истечение срока действия контракта и прекращение обязательств сторон

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», данный закон основывается на положениях Гражданского кодекса РФ и, соответственно, не может им противоречить.

В силу части 3 статьи 425 Гражданского кодекса РФ, в договоре стороны могли согласовать, что прекращение срока действия государственного контракта освобождает стороны от исполнения своих обязательств. Если такого условия стороны не согласовали (а его в данном случае не согласовали), то истечение срока действия договора не освобождает их от исполнения взятых на себя обязательств.

Следовательно, исходя из общих положений ГК РФ об обязательствах (ст. ст. 309, 310 Кодекса), односторонний отказ от исполнения принятых на себя обязательств поставщиком недопустим, а, ч. 1 ст. 396 ГК РФ не освобождает уплатившую вследствие ненадлежащего исполнения обязательств неустойку и убытки сторону от исполнения основного обязательства.

Соглашение о расторжении государственного контракта

Что касается ссылки на Постановление Президиума ВАС РФ об особом порядке расторжения государственных контрактов, регулируемом ч. 8 ст. 9  Федерального закона от 21.07.

2005 № 94-ФЗ, а именно, о возможности расторжения контракта только по соглашению сторон или по решению суда, следует отметить, что в рассматриваемом случае сторонами не подписано соглашение о расторжении контракта, решения арбитражного суда о его расторжении также нет. Согласно ч. 1 ст.

452 ГК РФ, соглашение о расторжении договора должно быть совершено в той же форме, что и договор, т.е. отдельным документом, подписываемым двумя сторонами.

  • В результате толкования указанных норм права, судебной практики и конкретного государственного контракта, можно сделать вывод о том, что предусмотренный данным контрактом срок его действия фактически подразумевает под собой срок исполнения сторонами своих обязательств, а не дату расторжения контракта.
  • Более того, полагаю, что регулирующие отношения в сфере государственного заказа специальные нормы укрепляют правовую позицию, при которой истечение срока действия контракта (если в контракте не согласовано иное) не прекращает обязательства сторон, если отсутствует составленное отдельным документом письменное соглашение о расторжении государственного контракта или решение арбитражного суда о его расторжении.
  • Обновлено в мае 2013 года: следует отметить, что к настоящему моменту судебная практика по рассмотрению таких споров сложилась достаточно противоречивая – есть ряд судебных актов, поддерживающих указанную позицию и есть судебные акты о том, что прекращение срока действия контракта прекращает все обязательства сторон по нему.

Источник: https://jurist-arbitr.ru/another/gosudarstvennyj-kontrakt-rastorzhenie-dogovora-po-94-fz/

Существенное изменение обстоятельств: как на практике реализуют нормы ГК РФ

Согласно ГК РФ компания вправе расторгнуть договор при существенном изменении обстоятельств. Практика иллюстрирует, в каких случаях удастся воспользоваться правом.

Законодатель позволяет изменить условия договора или расторгнуть его. Любая стороны может воспользоваться своим правом при существенном изменении обстоятельств, из которых она исходила, когда заключала соглашение (ч. 1 ст. 451 ГК РФ). Статью на эту тему вы можете прочесть в журнале «Юрист компании».

На деле норму применить сложно. Высшие судебные инстанции определили множество ситуаций, когда изменение обстоятельств не признается существенным и сделку прекратить нельзя. Например, сторона не вправе требовать изменить или расторгнуть договор если:

Тем не менее, иногда при существенном изменении обстоятельств компании добиваются расторжения договора. Рассмотрим ситуации, когда суды применили положения статьи 451 ГК РФ и какие аргументы помогли сторонам пересмотреть условия договора.

Суды считают существенным изменением обстоятельств отсутствие финансирования

Компания-подрядчик вправе расторгнуть договор, если заказчик не исполняет свои обязательства (п. 2 ст. 719). Такое право стороны могут указать в договоре.

Пример формулировки:

В случае уменьшения до нуля объема средств бюджета, выделенных для финансирования работ по объекту, заказчик направляет подрядчику об этом письменное уведомление.

С момента получения уведомления подрядчик приостанавливает выполнение работ по контракту.

При наступлении вышеуказанных обстоятельств подрядчик вправе в соответствии со статьей 767 ГК РФ требовать от заказчика возместить фактически понесенный ущерб.

При наступлении обстоятельств, указанных в абзаце первом настоящего пункта, контракт расторгается. В случае расторжения контракта заказчик оплачивает работы (услуги, товары), фактически выполненные подрядчиком на дату получения уведомления о расторжении.

На деле возникают сложности. Стороны часто не могут договориться о стоимости фактического выполнения и о других обстоятельствах. Чтобы снять с себя обязательства, подрядчик может потребовать расторгнуть договор в судебном порядке.

Так, в одном деле подрядчик добился отмены сделки из-за существенного изменения обстоятельств по ГК РФ. Заказчик не получал финансирование из бюджета. Стороны не смогли договориться об условиях расторжения контракта, и подрядчик обратился в суд.

Суд его поддержал. Стороны предусмотрели в контракте возможность расторжения, и заказчик дольше 2 лет не получал финансирования для ведения работ (постановление АС Западно-Сибирского округа от 07.09.2016 № Ф04-3546/2016 по делу № А81-5981/2015).

Существенным изменением обстоятельств сочтут неустранимые помехи исполнению договора

Если в процессе работы стороны выявляют препятствия, они могут договориться об иных условиях. Достаточно подписать дополнительное соглашение, в котором изменить предмет, сроки, виды работ и т.д. Такое правило не подходит, если речь идет о государственных контрактах. Чтобы поменять условия понадобится проводить конкурс (см. ФЗ-44).

Договор нельзя было исполнить, и компания добилась расторжения в связи с существенным изменением обстоятельств

В одном деле заказчик смог «выйти» из договора в связи с существенным изменением обстоятельств. Стороны заключили договор в 2004 году, но за десять лет не выполнили свои обязательства.

Они подписали дополнительное соглашение, которое изменило сроки, цену и предмет договора. Договор в новой редакции не изменил ситуацию.

Стороны не устранили препятствия, которые мешали его исполнить: сметная документация не соответствовала части проекта, не было части технических решений по множеству вопросов (лифтовые шахты, состояние подвальных помещений и др.).

Суд решил, что обстоятельства за десять с лишним лет существенно изменились. Если бы стороны знали об этом, они бы не подписали контракт (постановление АС Уральского округа от 07.03.2017 № Ф09-11415/16 по делу № А50-1252/2016).

Суд может рацсенить изменения законодательства как существенные

Если подписание договора совпало с появлением новых норм закона, это могут признать существенными обстоятельствами для расторжения договора.

Например, в результате поправок в Лесной кодекс РФ, изменился правовой режим лесного участка, из которого стороны исходили, когда заключали договор его аренды. Суд отклонил довод ответчика о том, что закон не имеет обратной силы и расторг договор аренды земли по требованию стороны соглашения (постановление АС Поволжского округа от 25.10.2016 № Ф06-8527/2016 по делу № А55-17714/2015).

Но такой довод нельзя назвать бесспорным, поскольку есть и противоположная практика.

Например, в другом деле суд посчитал, что поправки к градостроительный регламент не признаются существенным изменением обстоятельств.

Само по себе изменение регламента не служит основанием для расторжения сделки.

Порядок использования земель населенных пунктов определяется в соответствии с зонированием их территорий (постановление Тринадцатого ААС суда от 28.04.2016 № 13АП-5285/2016 по делу № А56-9677/2015).

Источник: https://www.law.ru/article/21577-qqq-17-m5-23-05-2017-sushchestvennoe-izmenenie-obstoyatelstv

Ссылка на основную публикацию