Минфин разъяснил, чем надлежит руководствоваться при выборе контрагентов

Права налогоплательщиков на получение информации

Минфин разъяснил, чем надлежит руководствоваться при выборе контрагентов

  • о действующих налогах и сборах;
  • о законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах;
  • о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;
  • о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;
  • о порядке заполнения форм документов, представляемых в налоговые органы.

Информирование — доведение до сведения налогоплательщика (воспроизведение) информации, содержащейся в законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах.

Минфин России в письме от 26.01.

2005 N ШС-6-01/58@ «О полномочиях налоговых и финансовых органов» высказал следующую позицию: «Финансовые органы разъясняют любые вопросы налогоплательщиков, относящиеся к применению норм налогового законодательства, а налоговые органы предоставляют информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также разъясняют порядок заполнения налоговой отчетности».

Таким образом, в налоговый орган следует отправлять вопросы, не требующие правовой оценки и толкования норм законодательства о налогах и сборах, а в Минфин России — вопросы, требующие анализа норм законодательства о налогах и сборах и правовой оценки.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса РФ (НК) предусмотрено право налогоплательщика получать от Минфина России письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований — по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов муниципальных образований о местных налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34.2 НК Минфин России дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, налоговых агентов, а также порядок их заполнения.

Согласно пункту 2 статьи 34.2 НК финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований дают письменные разъяснения по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.

Пунктом 3 статьи 34.2 НК установлено, что Минфин России, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований дают письменные разъяснения в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. По решению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего финансового органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

В соответствии с Законом от 29.06.2004 N 58-ФЗ право издавать нормативные правовые акты по вопросам налогообложения и сборов закреплено за Минфином России. Так, согласно пункту 1 статьи 34.

2, пункту 7 статьи 80 НК Минфин России вправе давать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, утверждать формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, а также порядок их заполнения.

Мнение Минфина

Источник: https://yuridicheskaya-konsultaciya.ru/nalogi/status_pisem_i_razyasnenii_minfina.html

Как по-новому обосновать выбор контрагента

Уточните регламент по проверке контрагентов. Налоговики меняют подход к необоснованной выгоде. Какой документ обоснует выбор контрагента

ФНС требует, чтобы налоговики строже проверяли, как компания выбирает себе контрагентов. Инспекторы проверят, достаточны ли и разумны методы, которые вы используете при оценке своих деловых партнеров.

Налоовики считают, что компания должна не просто проверить каждого контрагента, но и выбрать его среди других потенциальных партнеров и обосновать, почему он — лучший.

Новая функция в сервисе «РНК: проверка контрагента» подготовит доказательства для налоговиков за 2 клика — сервис найдет 30 компаний, из которых вы якобы выбирали. Полное досье на любого поставщика можно сформировать за минуту.

Оформите доступ к сервису и распечатайте результаты мониторинга в формате Excel.    

Оформить пробный доступ к сервису>>>

Какие новые бумаги собирать на контрагента, чтобы они устроили налоговиков? Что поменять в регламенте по проверке партнеров? Ответы, образцы и советы налоговиков — в статье.

Что нового в проверках контрагентов

Налоговиков на местах обязали проверять, как вы нашли и почему выбрали именно этого делового партнера, а не другого (письмо ФНС России от 23.03.17 № ЕД-5-9/547@). Инспекторы проверят:

  • отличается ли выбор контрагента от условий делового оборота или установленной самой компанией практики выбора деловых партнеров;
  • каким образом вы оценивали условия сделки и их коммерческую привлекательность, деловую репутацию, платежеспособность контрагента, риск неисполнения обязательств;
  • есть ли у контрагента необходимые ресурсы и опыт (производственные мощности, оборудование, персонал и пр.);
  • заключает ли компания сделки преимущественно с контрагентами, которые не исполняют налоговые обязательства.

Если не обосновать выбор, инспекторы снимут расходы и вычеты. Подтверждают это постановления арбитражных судов Северо-Западного от 29.06.15 № Ф04-10520/2015 и Уральского от 18.11.16 № Ф09-10039/2016 округов).

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Каким документом обосновать выбор контрагента

Минфин разъяснил, чем надлежит руководствоваться при выборе контрагентовСергей Тараканов, советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса:«Оптимально представить инспекторам документы, которые определенно укажут на то, что деятельность контрагента реальна. Точного перечня таких документов нет. Но на практике компании собирают информацию о контрагентах, их деловой репутации, наличии сайта и его наполнении, данные об участии в арбитражных спорах и способности исполнить обязательства.

Отношения с реальными контрагентами компании обычно документируют и включают в контракты дополнительные гарантии и условия. В частности, предварительную оплату, страхование, залог и другие обеспечительные меры»

Что насторожит налоговиков

ФНС назвала признаки, которые насторожат инспекторов. Налоговики усомнятся в реальности сделок с контрагентом, если обнаружат отсутствие у компании:

  • личных контактов с руководством либо уполномоченными сотрудниками поставщика или покупателя при обсуждении условий контракта и подписании договора;
  • копий документов, которые подтверждают полномочия руководителя контрагента и удостоверяют его личность;
  • информации о фактическом местонахождении офиса контрагента, его складов, производственных или торговых площадок;
  • информации о способе, которым она получила сведения о контрагенте (нет рекламы в СМИ, рекомендаций партнеров, сайта контрагента и пр.);
  • информации о регистрации контрагента в ЕГРЮЛ, а также лицензиях и разрешениях, которые нужны для исполнения сделки.

Инспекторы проверят, есть ли данные о других участниках рынка, которые продают аналогичные товары, работы и услуги, в том числе по более низким ценам. Чем больше признаков налоговики найдут, тем выше шанс получить требование пояснить причины выбора конкретного контрагента.

Какие документы потребует инспекция

Специалисты ФНС рекомендуют инспекторам запрашивать документы и информацию о действиях компании при выборе контрагента. Это, в частности:

  • документы с результатами поиска, мониторинга и отбора контрагента;
  • источник информации о контрагенте (сайт, рекламные материалы, предложение к сотрудничеству, информация о выполненных работах);
  • результаты мониторинга рынка товаров (работ, услуг), изучения и оценки потенциальных контрагентов и деловая переписка;
  • документально оформленное обоснование выбора конкретного контрагента (порядок отбора и оценки рисков, тендера и др.).

Проверять информацию налоговики должны будут не только при выездной, но и камеральной проверке, а также при предпроверочном анализе. Если инспекторы найдут доказательства, что компания получила необоснованную налоговую выгоду, они включат их в акт по проверке.

КСТАТИ

Как аргументировать привлекательность контрагента

Мы выяснили, какие аргументы убеждают судей в обоснованном выборе контрагента. Их можно использовать в досье на контрагента, чтобы подтвердить разумный выбор конкретного партнера. Это, в частности:

И, наоборот, опасно приводить условия, которые существенно отличаются от предложений аналогичных поставщиков. Когда речь идет, к примеру, о стоимости товара, она должна соответствовать рыночной или незначительно от нее отклоняться (определение Верховного суда РФ от 29.11.16 № 305-КГ16-10399)

Что обновить в своем регламенте по проверке

Учтите новые требования ФНС в регламенте по проверке контрагентов, который действует в компании. Детально пропишите обязанности отдела маркетинга при проверке контрагентов и порядок его взаимодействия с другими подразделениями компании.

Уточните в регламенте, с какой периодичностью и по какой форме маркетинг будет оформлять отчеты. Конкретизируйте основания для подготовки отчета и сроки его передачи своим коллегам.

Как оформить досье на партнера

Чтобы обобщить данные по проверке контрагента, удобнее вести на каждого партнера досье. Это также позволит сократить число бумаг, которые нужно будет представлять по требованию инспекторов.

Разработать форму досье можно самим. Главное, чтобы из нее было ясно, как компания проверила контрагента и почему выбрала именно его (см. образец ниже). В досье включите все данные, которые налоговики сейчас контролируют. Информация должна доказывать реальность деятельности контрагента и его коммерческую привлекательность. 

Образец. Досье на поставщика ООО «Контрагент» (фрагмент)

Наименование контрагентаООО «Контрагент»
ИНН/КПП/ОГРН ИНН 7701111111 / КПП 770101001 / ОГРН 1117746307140
Юридический адрес 127016, г. Москва, ул. Новослободская, д. 5, оф. 37
Фактический адрес Тот же
Учредитель Иванов Иван Иванович, паспорт серии 1111 № 111111, выдан ОВД «Новые Черемушки» 4 апреля 2006 года.Адрес по месту регистрации: г. Москва, ул. 5-я Парковая, д. 17, кв. 11
Генеральный директор Он же, контактный телефон 8 (495) 111-11-10
Главный бухгалтер Петрова Елена Петровна, контактный телефон 8 (495) 111-11-11
Уполномоченный представитель Заместитель генерального директора Соловьев Владимир Иванович (доверенность № 12 от 11.01.2017), контактный телефон 8 (495) 111-11-12
Интернет-сайт www.kontragent.ru, зарегистрирован 03.02.2008 по данным https://sprinthost.ru/whois.html
Рекомендации Рекомендация ООО «Компания-1» от 14.03.2017
Результаты мониторинга и выборка потенциальных партнеров Справка из отдела маркетинга от 20.04.2017
Причины выбора контрагента Ведет реальную деятельность, вовремя поставляет товары, возвратов по браку нет. Успешное сотрудничество с 2013 года
Читайте также:  Штраф за неуплату налогов не может быть уменьшен до нуля

Источник: https://www.RNK.ru/article/215816-kak-po-novomu-obosnovat-vybor-kontragenta

Минфин разъяснил, на какие негативные признаки следует обращать внимание при выборе контрагента

Минфин разъяснил, чем надлежит руководствоваться при выборе контрагентов

При этом совокупность негативных признаков, свидетельствующих о недобросовестности партнера, можно проверить исходя из информации, полученной на сайте ФНС России (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 25 октября 2017 г. № 03-02-07/1/69794).

Напомним, что любые полученные налоговыми органами сведения о налогоплательщиках, за исключением сведений, указанных в п. 1 ст. 102 Налогового кодекса, составляют налоговую тайну (ст. 102 НК РФ). В п. 1 ст. 102 НК РФ перечислены сведения, являющиеся общедоступными, в том числе ставшие таковыми с согласия их обладателя – налогоплательщика (плательщика страховых взносов).

Налоговая тайна

В свою очередь налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, их должностными лицами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (п. 2 ст. 102 НК РФ). К налоговой тайне относятся и сведения о контрагентах налогоплательщиков.

В то же время финансисты уточнили, что сведения, не являющиеся налоговой тайной (п. 1.1 ст. 102 НК РФ) и подлежащие размещению на официальном сайте ФНС России в соответствии с приказом ФНС России от 29 декабря 2016 г. № ММВ-7-14/729@, по запросам юрлиц не предоставляются.

Вместе с тем налогоплательщику при выборе контрагентов рекомендуется учитывать совокупность негативных признаков, указанных в перечне 12 общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (приказ ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@).

Так, налогоплательщику рекомендуется исследовать определенные признаки, в частности, отсутствие информации о госрегистрации контрагента в ЕГРЮЛ, отсутствие документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность, отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении его складских, производственных или торговых площадей и т. д.

Наличие подобных признаков свидетельствует о высокой степени риска квалификации налоговыми органами подобного контрагента как проблемного, а сделок, совершенных с ним, как сомнительных.

Узнать, в каких случаях применяется процедура исключения недействующего юрлица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа, можно в «Энциклопедии решений. Корпоративное право» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Интернет-сервисы ФНС России

Также на официальном сайте ФНС России размещены интернет-сервисы с целью оказания помощи налогоплательщикам. В них содержится в том числе следующая информация:

  • сведения, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации» о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юрлиц из ЕГРЮЛ;
  • поиск сведений в реестре дисквалифицированных лиц;
  • юрлица, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица;
  • адреса, указанные при госрегистрации в качестве места нахождения несколькими юрлицами.

ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/news/1149509/

Источник: http://bhnews.ru/minfin-razyasnil-na-kakie-negativnye-priznaki-sleduet-obrashhat-vnimanie-pri-vybore-kontragenta/

Проблемные контрагенты и необоснованная налоговая выгода в 2017 году | Гордон и Партнеры

А. Гордон

Срочно!  Здесь Октябрьские 2017 разъяснения ФНС по проверкам (реальность операций, деловая цель, схемы, искажения отчетности)

В 2017 году налоговый контроль за проблемными контрагентами усилился. Как отбиваться, если выявлен проблемный поставщик?

Проблемный контрагент (поставщик)  – контрагент не исполняющий (не полностью исполняющие) свои налоговые обязательства, и первичными учетными документами которых другие организации обосновывают налоговую выгоду в форме расходов или вычетов. Используемая несколько лет электронная форма представления налоговой отчетности, в частности по НДС, позволила в 2017 году сделать налоговый контроль более оперативным, углубленным и эффективным.

Большинство проблемных контрагентов выявляют на предпроверочном этапе. Задачи налоговых органов в 2017 году – выявить потенциального уклониста, правильно квалифицировать его действия на основании собранных доказательств. Без иллюзий, если в 2017 году к вам пришла налоговая проверка, налоговая знает, где и что искать.

Методическим руководством для проведения оценки действий проверяемых налогоплательщиков в 2017 году по взаимодействию с проблемными контрагентами являются разъяснения ФНС, изложенные в письме от 23 марта 2017 г.

N ЕД-5-9/547@ «О выявлении  обстоятельств необоснованной налоговой выгоды». Теперь составляя акт налоговой проверки налоговики не стану ограничиваться констатацией первички, подписанной неполномочным или неустановленным лицом.

Инспекторам предписано устанавливать направленность умысла налогоплательщика.

Умысел выявляют по нескольким направлениям: 1) умысел на получение необоснованной налоговой выгоды от взаимодействия с проблемными контрагентами, или 2) создание «формального»  документооборота с «техническими» организациями. «Технические» взаимоотношения устанавливают по наличию признаков юридической, экономической и иной подконтрольности.

Необоснованная налоговая выгода в 2017 году, выявление умысла на получение 

Какие сведения налоговики собирают и сопоставляют:

  • 1) По каждому проблемному поставщику:
  • — Режим налогообложения
  • — Сопоставление предоставления налоговой отчетности (представляет/не представляет — системность, соответствие фактическим показателям)
  • — Полнота отражения и уплаты налогов (регулярно налоги платятся в минимальном размере, не платятся, во всяком случае не соответствуют сделкам с проверяемым налогоплательщиком)
  • — Руководителя поставщика – на массовость*,
  • — Руководителя поставщика – на дисквалификацию
  • — Адрес места регистрации поставщика – массовый/не массовый
  • — Фактическое место нахождения поставщика – соответствует/не соответствует регистрационным данным

— Сведения о помещениях для деятельности (имеются, отсутствуют, наличие подтверждающих документов и т.д.)

  1. — Сведения о трудовых ресурсах для деятельности
  2. — Сведения о реквизитах организации для связи с контрагентами, способы связи, наличие технической возможности осуществлять связь
  3. — Сведения о банковских счетах поставщика
  4. — Способ связи поставщика с банком, форма проведения расчетов, технические средства

— Реквизиты поставщика для банк-клиент (телефон, IP адрес и т.д.)

— Сведения об арбитражных спорах с участием поставщиков по уплате налогов и сборов,

— Наличие доверенностей от руководителей на подписание документов от имени организации

* Массовый руководитель

Массовый руководитель – физическое лицо, одновременно являющийся руководителем не менее 10 организаций (п.1.1 Порядка работы по формированию и использованию при государственной регистрации юридических лиц сведений о физических лицах, являющихся «массовыми» участниками (учредителями), руководителями, заявителями» Приказ ФНС России от 12.08.2010 № ЯК-7-6/383@).

2. Какие сведения о проблемных поставщиках и проверяемом налогоплательщике сопоставляют налоговики в 2017

  • — Соответствие договора по которому проверяемому налогоплательщику поставлены товары, работы, услуги основному виду деятельности поставщика по учетным данным ЕГРЮЛ (ЕГРИП)
  • — Пояснения поставщика на требования ИФНС о взаимоотношениях с проверяемым налогоплательщиком (Представлены/не представлены и суть пояснений)
  • — Пояснения руководителя поставщика на допросе в ИФНС о взаимоотношениях с проверяемым налогоплательщиком (Представление/не представление и по существу, смогли найти/нет)
  • — Анализ возможности руководителя проблемного поставщика участвовать в сделках в спорный период (не редко в спорный период «руководитель» сидел, находился на принудительном лечении, или умер)
  • — Адрес места регистрации проверяемого налогоплательщика
  • — Адрес фактического осуществления деятельности проверяемым налогоплательщиком
  • — Трудовые ресурсы проверяемого налогоплательщика
  • — Наличие (отсутствие) связи работников проверяемого налогоплательщика с проблемными поставщиками в прошлом (до спорных операций)/ после (на момент проверки)
  • — Анализ даты открытия банковского счета проблемного поставщика и даты заключения договора с проверяемым налогоплательщиком на поставку товаров, работ, услуг
  • — Анализ договора банковского счета на способ связи с банком (личное, электронное)

— Реквизиты поставщика для связи с банком (№ телефона, IP адрес и т.д.)

— Анализ выписки по банковским счетам на предмет признаков осуществления реальной предпринимательской деятельности – сопутствующие расходы (аренда помещений, имущество на балансе, трудовые ресурсы, оборотные средства,  транспорт, зарплата и т.д.),

  1. — Характер движения денежных средств – признаки «транзитного перечисления», в том числе по спорным операциям
  2. — Достоверность сведений первичных документов – подписание полномочными лицами, правильность отражения спорных операций
  3. — Налоговая нагрузка (проблемные поставщики характеризуются низкой налоговой нагрузкой (0,2), доля вычетов до 99%)
  4. — Доля выручки проблемного поставщика по сделкам с налогоплательщиком в общем объеме выручки
  5. — Должная осмотрительность проверяемого налогоплательщика при выборе поставщика
  6. — Взаимодействие поставщика с «однодневками»
  7. — Наличие и характер деятельности поставщика до взаимоотношения с проверяемым налогоплательщиком и после (часто после сделки прекращают деятельность)
  8. — Наличие сведений о поставщике в открытых источниках, характеризующих обоснованность выбора поставщика
  9. — Реквизиты поставщика для связи
  10. — Объяснения руководители  и сотрудников проверяемого налогоплательщика о способах связи с поставщиком при заключении и исполнении договоров

Цель сбора сведений по проблемному поставщику: 1) установить зависимость от проверяемого налогоплательщика, 2) учитывая трудовые, организационные, финансовые, имущественные и иные ресурсы проблемного контрагента установить возможность последним выполнить обязательства по договору с проверяемым налогоплательщиком

При отсутствии возможности у проблемного поставщика исполнить обязательства перед проверяемым налогоплательщиком правомерен вывод о технической роли проблемного поставщика в юридической цепочке движения товаров (работ, услуг) посредством оформления формального документооборота.

Читайте также:  Как проверить больничный лист на подлинность

3. Наличие (отсутствие) признаков юридической, экономической или иной подконтрольности проблемного поставщика проверяемому налогоплательщику — основание для вывода налоговой инспекции о наличии (отсутствие) прямого умысла проверяемого налогоплательщика на получение необоснованной налоговый выгоды от взаимодействия с проблемными поставщиками путем их использования или создания фиктивного документооборота.

Вместе с тем, в 2017г. ФНС разъяснила, что при отсутствии признаков подконтрольности проблемного поставщика и налогоплательщика инспекции не должны останавливаться.

Если во время проверки обнаружена первичка, подписанная от проблемного поставщика неустановленным или неполномочным лицом, правомерен вывод о косвенном умысле налогоплательщика на получение необоснованной налоговой выгоды.

Опровергнуть который можно только доказательствами должной осмотрительности налогоплательщиком при выборе поставщика.

В этом случае налогоплательщик не должен отвечать за неисполнение поставщиком своих налоговых обязательств.  Такие выводы содержатся в Определении Верховного Суда РФ от 29.11.2016 N 305-КГ16-10399 по делу N А40-71125/2015 (ООО «Центррегионуголь», от 6 февраля 2017 г. N 305-КГ16-14921 по делу N А40-120736/2015 (ПАО «СИТИ»).

При наличии «недостоверной» первички, помимо доказательств должной осмотрительности,  налогоплательщику надлежит доказать реальность хозяйственной операции с проблемным контра агентом. Что означает выполнение обязательств по договору именно его стороной – проблемным поставщиком. При недостоверной первичке, доказывать будет не просто.

Выписки из ЕГРП по контрагенту, не достаточно для должной осмотрительности

Судебная практика исходит из того, что не является проявлением должной осмотрительности при выборе контрагентов проверка факта регистрации организации в качестве юридического лица, поскольку информация о регистрации контрагентов в качестве юридического лица в ЕГРП носит справочный характер и не характеризует их как добросовестных, надежных, стабильных участников хозяйственных отношений.

В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлении от 25.05.

2010 № 15658/09, по условиям делового оборота при осуществлении выбора контрагента для заключения сделки оцениваются не только ее условия и коммерческая привлекательность, но также деловая репутация и платежеспособность контрагента, риск неисполнения обязательств и предоставление обеспечения их исполнения, наличие у контрагента необходимых ресурсов и соответствующего опыта.

В споре с налоговой не пройдут такие аргументы о выборе поставщика, как  «Личный опыт руководителя или менеджеров», «интернет», «телефон», «интуиция»,   как это не редко приходится слышать от клиентов. Где вы нашли этого поставщика — в интернете.

  • Во внимание принимается:
  • Деловая переписка,
  • Отзывы клиентов,
  • Адреса сайтов,
  • Рекламные буклеты,
  • Проверка полномочий должностных лиц,
  • Личные встречи с представителями спорных контрагентов,
  • Сведения об ответственных лицах со стороны контрагентов,
  • Контактные данные поставщиков (телефоны, электронная почта) с которых осуществлялось рабочее взаимодействие со спорными организациями,
  • Подтверждение деловой репутации поставщика,
  • Наличие необходимого опыта,
  • Наличие трудовых и материальных ресурсов спорных контрагентов,
  • Возможность выполнения работ обязательств поставщиком,
  • Обеспечение исполнения обязательств.
  • Причем перечисленные обстоятельства должны быть подтверждены доказательствам, полученными до сделки с проблемным поставщиком.

Доказательства, которыми налоговики обосновывали необоснованную налоговую выгоду в 2017г.:

  1. 1) Выписки из ЕГРЮЛ по каждому поставщику
  2. 2) Выписка по проверяемому налогоплательщику
  3. 3) Налоговая отчетность по каждому проблемному поставщику
  4. 4) Первичные учетные документы по проблемному поставщику
  5. 5) Справки полиции о проведенных розыскных мероприятиях по запросам налоговых органов:
  6. — розыск организации (проблемного поставщика) по адресу регистрации
  7. — розыск руководителя организации (проблемного поставщика)

6) Протоколы допроса руководителя проблемной организации – об осуществляемой деятельности, о подписании договоров на поставку товаров, работ, услуг, накладных, счетов-фактур, платежных документов и т.д., трудовых договоров, аренды и т.д.

  • 7) Протоколы допроса свидетелей (руководителя, главного бухгалтера, иных сотрудников проверяемого налогоплательщика) о подборе (выборе) поставщиков
  • 8) Протокол допроса свидетеля (сотрудников проверяемого налогоплательщика) об исполнении договоров с проблемным поставщиком и получении первичных учетных документов
  • 9) Экспертные заключения, назначенные в рамках налоговых проверок – экспертиза почерка руководителя на документах по поставке проверяемому налогоплательщику товаров, работ, услуг

10) Протоколы осмотра мест регистрации поставщика, и мест осуществления предпринимательской деятельности (помещений и т.п.)

  1. 11) Договор аренды (документы о собственности) на производственные помещения проверяемого налогоплательщика
  2. 12) Договор банковского счета проверяемого налогоплательщика
  3. 13) Договор банковского счета проблемного поставщика
  4. 14) Справки форма 2-НДФЛ на сотрудников проверяемого налогоплательщиков
  5. 15) Справки 2-НДФЛ на сотрудников проблемного поставщика

16) Компьютерные исследования электронно-вычислительной техники проверяемого налогоплательщика, изъятой при выемке в порядке ст. 94 НК РФ.  Назначаются при проведении налоговых проверок.

По состоянию на 02 октября 2017 года

Налоговый адвокат Гордон А.Э.

Источник: http://gordon-adv.ru/articles/neobosnovannaya-nalogovaya-vygoda-s-is/

Проявление должной осмотрительности при выборе контрагента

Должная осмотрительность при выборе контрагента – что это значит? Что говорит закон о должной осмотрительности? Как проявить должную осмотрительность? Во главе угла реальность сделки Какие документы запросить, чтобы проявить должную осмотрительность Сервисы, с помощью которых можно самостоятельно проверить контрагента Обоснование выбора контрагента – образец 2019 года

Даже самая добросовестная компания, которая работает по закону и исправно платит налоги, может иметь проблемы с налоговой инспекцией, если свяжется с недобросовестным контрагентом. Чтобы этого избежать, нужно проявлять должную осмотрительность при выборе делового партнера.

Из этой статьи вы узнаете, что такое должная осмотрительность и как ее проявить, чтобы обезопасить себя от доначислений и штрафов.

Должная осмотрительность при выборе контрагента – что это значит?

Это значит, что прежде чем заключать сделку с новым контрагентом, вы убедились, что это не «однодневка» и не формальное юрлицо, а реальная фирма, которая добросовестно работает, исправно платит налоги и имеет необходимые ресурсы для выполнения договора.

Если этого не сделать и связаться с проблемным контрагентом, который нарушает закон и уходит от налогов, результатом станут снятые вычеты по НДС и расходы налогу на прибыль, штрафы и пени. Так государство борется с незаконными налоговыми схемами и фирмами-однодневками.

Что говорит закон о должной осмотрительности?

Как ни странно – ничего. В законах и Налоговом кодексе нет такого понятия. Но это не мешает ФНС и Минфину оперировать этим понятием в своих письмах, давать рекомендации по проявлению должной осмотрительности, а судам – учитывать все это при рассмотрении споров.

Термин «должная осмотрительность» стали применять после того, как его употребили в Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».

Исходя из текста постановления, сам факт, что ваш контрагент не исполняет свои обязательства перед бюджетом – еще не повод для доначислений, ведь вашей вины в этом нет.

Но избежать санкций и обвинений в получении необоснованной налоговой выгоды удастся, только если докажете, что вы ничего об этом не знали, сами в схеме не участвовали и со своей стороны сделали все возможное, чтобы убедиться в добросовестности контрагента.

Как проявить должную осмотрительность?

Строго определенного перечня мероприятий по проверке контрагента в нормативных документах нет. Все зависит от конкретных обстоятельств. Для суда и налоговой инспекции набор мероприятий одного налогоплательщика может оказаться достаточным, а другого – нет.

Источник: https://1c-wiseadvice.ru/company/blog/proyavlenie-dolzhnoy-osmotritelnosti-pri-vybore-kontragenta/

Какие обстоятельства свидетельствуют о проявлении должной осмотрительности при выборе контрагента

В пункте 10 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.06 № 53 сказано, что налоговый орган может признать налоговую выгоду необоснованной, если докажет, что налогоплательщик действовал «без должной осмотрительности и осторожности». Однако четкие критерии оценки добросовестности контрагента и реальности его деятельности не выработаны.

Мнение судов по вопросам необходимости проверки контрагентов также неоднозначно. Для одних доказательством осмотрительности служит проверка регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), для других — этого недостаточно. Минфин России в письме от 26.08.13 № 03-02-07/1/35024 разъяснил, что именно необходимо предпринять для проверки контрагента.

Напомним, что разъяснения по данному вопросу Минфин давал и ранее. Так, в письме от 10.04.09 № 03-02-07/1-177 чиновники сообщили, что проверка факта занесения сведений о контрагенте в ЕГРЮЛ подтверждает проявление налогоплательщиком осмотрительности (см.

«Минфин разъяснил, какие меры свидетельствуют об осмотрительности и осторожности при выборе контрагента»). Однако, как уже было упомянуто выше, многие суды считают, что такой проверки недостаточно.

Как указывают арбитры, свидетельство о государственной регистрации и постановке на учет, выписка из ЕГРЮЛ свидетельствуют лишь о наличии юридического лица в системе государственной регистрации лиц и не характеризуют организацию как добросовестного налогоплательщика, имеющего деловую репутацию. (См.

постановления ФАС Московского округа от 23.07.13 № А40-91093/12-115-605, ФАС Западно-Сибирского округа от 19.07.13 № А27-17780/2012, ФАС Северо-Кавказского округа от 13.03.12 № А63-3591/2010).

В комментируемом письме (от 26.08.13 № 03-02-07/1/35024) специалисты финансового ведомства дали понять, что не стоит ограничиваться выпиской из ЕГРЮЛ. Чиновники советуют налогоплательщикам собирать о контрагентах как можно больше информации.

Прежде всего, авторы письма напомнили о критериях отбора компаний для проведения выездных налоговых проверок. Этими критериями организации могут пользоваться для оценки собственных налоговых рисков, а также для выявления «фирм-однодневок» среди своих контрагентов.

Читайте также:  Как происходит замена кредитора в деле о банкротстве?

Также на сайте ФНС России размещаются сведения об адресах, указанных при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами (так называемые адреса массовой регистрации, характерные, как правило, для фирм-«однодневок»).

Там же перечислены наименования юридических лиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица.

Кроме того, в Минфине напомнили о письме ФНС России от 11.02.10 № 3-7-07/84. В нем налоговики рассказывали о том, какие сведения следует запросить у контрагента, чтобы проверить его добросовестность (см. «ФНС рассказала, как проявить должную осмотрительность при выборе контрагента»).

Отметим, что проверку контрагента можно провести и с помощью веб-сервиса «Контур-Фокус», разработанного компанией СКБ Контур (См. также «Теперь бухгалтер может вычислить «проблемного» контрагента за несколько секунд»).

Проверить контрагента бесплатно

Источник: https://www.Buhonline.ru/pub/news/2013/9/7813

Как быть, если официальные позиции ВАС РФ, Минфина России и ФНС не совпадают?

Можно ли разрешить налоговый спор до суда, если не совпадают официальные позиции ВАС РФ, Минфина России и ФНС?

Для ответа на поставленный вопрос определимся со статусом писем Минфина России, а вернее, писем, подписанных, как правило, директором Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России и его заместителями.

В письме заместителя министра финансов России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 была разъяснена позиция по применению ст. 34.2 НК РФ, согласно которой (со ссылкой на постановление Президиума ВАС РФ от 16 января 2007 г.

N 12547/06) было признано, что письма Минфина России не отвечают критериям нормативного правового акта, а потому не могут иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц: такие письменные разъяснения не обязательны для исполнения налоговыми органами, налогоплательщиками и налоговыми агентами.

Примечателен один пассаж данного письма: «Опубликованные письменные разъяснения, предоставленные Минфином России, должны восприниматься субъектами налоговых правоотношений наряду с иными публикациями специалистов в этой области».

Таким образом, письма Минфина России — это только личное мнение сотрудников аппарата, что, кстати, подчеркивается во всех письмах.

Однако зачастую мнение сотрудников Минфина России, выраженное в письмах, противоречит трактовке норм НК РФ, данной арбитражными судами. Это можно проиллюстрировать на примере.

В постановлении Президиума ВАС РФ от 5 февраля 2008 г. N 11144/07 констатируется, что суммы неустойки как ответственности за просрочку исполнения обязательств, полученные налогоплательщиком от контрагента по договору, не связаны с оплатой товара в смысле ст. 162 НК РФ, поэтому обложению НДС не подлежат.

Вопреки этому, в письме департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 11 сентября 2009 г.

N 03-07-11/222 утверждается обратное: «Суммы денежных средств, полученных налогоплательщиком от покупателей товаров (работ, услуг) на основании решения арбитражного суда за нарушение договорных обязательств в виде процентов за пользование чужими денежными средствами, следует относить к суммам, связанным с оплатой этих товаров (работ, услуг). Поэтому указанные суммы подлежат включению в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость».

Как же в указанном контексте следует воспринимать письма Минфина России?

На этот вопрос дал ответ сам Минфин России в письме от 27 мая 2009 г. N 03-02-08/43, указав, что такие письма носят информационно-разъяснительный характер, в них выражается позиция Минфина России по конкретным или общим вопросам, содержащимся в индивидуальных или коллективных обращениях налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов.

Вместе с тем в арбитражной практике случается, что именно ненормативные письма Минфина России, размещенные в базах данных, являются решающим аргументом при разрешении налогового спора в пользу налогоплательщика. Например, в Определении ВАС РФ от 15 июня 2009 г.

N ВАС-7202/09 оставлено в силе решение суда в пользу налогоплательщика: «При рассмотрении спора суды первой и кассационной инстанций, исследовав и оценив представленные доказательства, установив, что при исчислении налога на добавленную стоимость общество руководствовалось разъяснениями Министерства финансов РФ по вопросу применения подпункта 23 пункта 2 статьи 149 НК РФ, опубликованных в общераспространенной информационной системе «Кодекс», сделали вывод о том, что у инспекции в силу пункта 8 статьи 75 и пункта 3 статьи 111 НК РФ отсутствуют основания для начисления пени и привлечения общества к налоговой ответственности».

  • Таким образом, можно констатировать:
  • — если письма Минфина России противоречат арбитражной практике, то суды их игнорируют;
  • — если же письма Минфина России не противоречат логике НК РФ, суды принимают их в качестве аргумента при налоговом споре.

А если письма Минфина России противоречат друг другу, то тогда суд применяет п. 7 ст. 3 НК РФ и толкует все противоречия в пользу налогоплательщика.

Так, в постановлении ФАС Московского округа от 3 июня 2009 г. N КА-А40/4667-09 по делу N А40-58242/08-20-265 по спорному вопросу амортизации фигурировали:

Источник: https://rg.ru/2010/03/30/pisma.html

Как подтвердить добросовестность в выборе контрагента: мнение Минфина

В одном из последних писем (от 17 декабря 2014 г.

N 03-02-07/1/65228) Минфин России затронул вопрос о том, каким образом юридическое лицо или индивидуальный предприниматель может подтвердить свою добросовестность в выборе контрагента, что способно повлиять на налоговые последствия сделок, совершаемых с таким контрагентом. По существу специалисты финансового ведомства не дали конкретного ответа на этот вопрос, отметив, что Налоговый кодекс РФ не определяет конкретный перечень документов и действий, который необходимо запрашивать у контрагентов с целью подтверждения должной осмотрительности, и вывод о том, проявил ли налогоплательщик должную осмотрительность и осторожность в выборе контрагента можно сделать только с учетом исследования конкретных обстоятельств.

Вместе с тем представители Минфина России обратили внимание на такие признаки «фирмы-однодневки» как наличие “массового” учредителя (участника), “массового” руководителя, отсутствие организации по адресу регистрации, отсутствие персонала, отсутствие налоговой отчетности либо ее представление с минимальными показателями, наличие в организации только одного работника, отсутствие собственных либо арендованных основных средств, транспортных средств. Из этого вывода усматривается, что юридическое лицо или ИП при выборе контрагента должно оценивать, не имеется ли у него признаков «фирмы-однодневки». Проблема состоит в том, что эти факторы не всегда можно оценить с высокой степенью достоверности. Минфин России порекомендовал налогоплательщикам обратить внимание на ряд ранее появлявшихся разъяснений ФНС России и информацию на официальном сайте этой службы.

Например, налогоплательщики могут оценивать свои риски при выборе контрагентов, руководствуясь Общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков (утверждены приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@).

Однако эти критерии предполагают оценку налоговой нагрузки контрагента и анализ сведений его бухгалтерской и налоговой отчетности, что, конечно, не всегда доступно для организации или предпринимателя, которые желают совершить сделку с таким контрагентом, ведь большинство из этих сведений контрагент предоставлять не обязан.

Стоит обратить внимание на письмо ФНС России от 11 февраля 2010 г. N 3-7-07/84, на которое Минфин России также сослался в своем письме от 17 декабря 2014 г. N 03-02-07/1/65228.

В нем налоговики указали, что для оценки налоговых рисков при совершении сделок налогоплательщик может обратиться к своему контрагенту с просьбой представить копии учредительных документов, свидетельства о регистрации в ЕГРЮЛ, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, лицензий, приказов, подтверждающих право руководителя подписывать документы, информацию о том, не привлекался ли он к налоговой или административной ответственности.

При этом судебная практика исходит из презумпции добросовестности налогоплательщика.

Поэтому представляется, что для того, чтобы подтвердить свою добросовестность в выборе контрагента, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю достаточно будет убедиться, что его сведения о его контрагенте (организации или ИП) включены в ЕГРЮЛ, что сведения о руководителе контрагента отсутствуют в реестре дисквалифицированных лиц, а также запросить у контрагента копии тех документов, о которых говорится в упомянутом выше письме Федеральной налоговой службы. Не исключено, что сам факт направления запроса в спорной ситуации уже будет свидетельствовать о добросовестности налогоплательщика. Даже если контрагент не ответит на такой запрос, это еще не будет означать наличия у него признаков «фирмы-однодневки», между тем налогоплательщик сделает все от него зависящее для того, чтобы убедиться в способности контрагента исполнять свои обязательства.

Иностранные граждане, которых российская организация привлекает к работе за границей, получают вознаграждение за свой труд от источника за пределами РФ.

Поэтому, если такие физические лица не являются налоговыми резидентами РФ (не находятся в России 183 календарных дня или более в течение 12 месяцев подряд), их вознаграждение НДФЛ не облагается (письмо Минфина России от 28 ноября 2014 г. N 03-04-06/60882).

Источник: http://InforaSpb.ru/kak-podtverdit-dobrosovestnost-v-vybore-kontragenta-mnenie-minfina/

Ссылка на основную публикацию