Интернет-агрегаторы попали под госнадзор в области защиты прав потребителей

Чем занимается общество защиты прав потребителей? Какой номер телефона горячей линии общества по защите прав потребителей? Как через официальный сайт общества защитить свои права?

Добрый день, уважаемые читатели бизнес-журнала ХитёрБобёр. С вами Валерий Чемакин — специалист по правовому просвещению.

В этой статье я расскажу о том, как реализуется защита прав потребителей на практике.

В конце статьи предлагаю вашему вниманию обзор нескольких юридических компаний, где защита прав потребителей осуществляется качественно и недорого.

Интернет-агрегаторы попали под госнадзор в области защиты прав потребителей

1. Какими правами обладает потребитель?

К сожалению, правовая культура персонала российских предприятий торговли и сферы услуг до сих пор остается далекой от совершенства. Все мы можем столкнуться с грубостью, непониманием и откровенным хамством даже в крупных торговых сетях, не говоря уже о мелких прачечных и химчистках.

Кроме того, никто не застрахован от приобретения некачественных, просроченных, несоответствующих аннотации товаров.

Чтобы как-то бороться с этими явлениями, существует Закон о защите прав потребителей, имеющий статус федерального. Он регулирует взаимоотношения потребителя товаров и услуг с их поставщиками, а также подробно раскрывает сущность прав, которые все мы имеем при этом взаимодействии.

  • Основные права, прописанные в федеральном законе:
  • Большая часть всех злоупотреблений происходит из-за того, что люди не знают своих прав и не информированы о том, как их защитить.
  • Дополнительные сведения по теме вы найдёте в статье «Защита прав потребителей — возврат товара».

2. Куда обращаться при нарушении прав потребителей — обзор основных вариантов

Хоть рядовой гражданин и мало знает о своих правах, на их защите стоят многочисленные государственные органы и агентства. Рассмотрим те из них, куда может обратиться каждый.

Вариант 1. Общество по защите прав потребителей

Главная задача общества — защита прав и законных интересов любого гражданина или организации при потреблении товаров или услуг, урегулирование конфликтных ситуаций в судах и досудебном порядке. Общество призвано организовывать просветительскую компанию.

Чем занимается общество защиты прав потребителей:

  • направление претензий, исков и жалоб в суды и другие органы;
  • анализ договоров на предмет выявления противоречий с законом;
  • экспертиза с выдачей экспертного заключения;
  • организация обучающих семинаров, конференций, а также предоставление гражданам юридических консультаций.

Воспользоваться услугами этого общества очень просто — нужно зайти на их сайт ozpprf.ru и изложить свою проблему по горячей линии защиты прав потребителей, позвонив на бесплатные телефоны, которые есть на главной странице. Там же имеется возможность получить бесплатную юридическую консультацию по защите прав потребителя и ознакомиться с текстом закона.

Вариант 2. Федеральная антимонопольная служба

Эта серьезная государственная служба занимается контролем и надзором в сфере антимонопольного законодательства. При этом сотрудники не только раскрывают картельные сговоры, но и работают с обращениями граждан. В частности, в случаях недобросовестной рекламы.

В Тюмени на одной из местных радиостанций постоянно крутили рекламу индивидуального предпринимателя, который занимался бурением скважин и установкой водяных насосных станций. При этом в рекламе оговаривалась возможность повторного проведения работ в случае исчезновения воды.

Степан Гаврилов воспользовался услугами мастера, но вода ушла из скважины через неделю. Когда Степан обратился к предпринимателю, тот и слышать не хотел о повторном бесплатном бурении.

Никаких официальных договоров на выполнение работ не составлялось. Точку в этой истории поставила ФАС, наложив на ИП штраф и обязав выплатить компенсацию.

Строго говоря, эта служба услуг по защите прав потребителей не оказывает. Однако там можно получить исчерпывающую информацию о любой фирме или индивидуальном предпринимателе вплоть до банковских реквизитов. Это даст возможность написать юридически обоснованные претензии или иски в суд.

Вариант 4. Органы полиции

Если вы предполагаете, что в отношении вас совершено преступление, подпадающее под признаки мошенничества, то дорога одна — в полицию. Обратиться нужно в дежурную часть любого отделения полиции. Заявление у вас принять обязаны везде. Писать его можно в свободной форме или на бланке.

Интернет-агрегаторы попали под госнадзор в области защиты прав потребителей

Заявление пишется на имя начальника отдела или отделения полиции. В нем указываются все обстоятельства совершенного деяния, формулируется просьба провести в соответствии ст.140, 141 УПК РФ проверку и при наличии состава преступления, предусмотренного ст.159 УК РФ, возбудить уголовное дело, о чем вас уведомить.

Вариант 5. Государственная жилищная инспекция

Защитой прав потребителя в сфере ЖКХ занимается государственная жилищная инспекция. Именно туда нужно обращаться, если вам неправильно начисляли коммунальные платежи, а исправлять ошибку отказываются. Это же относится к различным незаконным поборам со стороны управляющих компаний.

Вариант 6. Департамент здравоохранения

Состояние дел с правами потребителей в сфере здравоохранения, несмотря на бесконечные реформы в этой области, остается плачевным. Низкое качество услуг, хамство медицинского персонала, бесконечные очереди и поборы — визитная карточка большого числа поликлиник и больниц.

Защитой прав потребителей медицинских услуг призваны заниматься региональные департаменты здравоохранения. Их телефоны должны быть в любом учреждении здравоохранения, есть они и на сайтах упомянутых ведомств. Сообщайте на горячую линию обо всех случаях несправедливости, грубости и поборов.

Вариант 7. Роскомнадзор

Связисты часто используют для предоставления своих услуг изношенные линии связи, что значительно снижает качество связи и интернет-соединения. Особенно это характерно для сельской местности. При этом тарифы установлены за качественную связь.

В таких случаях нужно писать жалобу в Роскомнадзор. Это ведомство занимается защитой прав потребителей, пользующихся мобильными и проводными телефонами, интернетом, кабельным и спутниковым телевидением. Чтобы грамотно составить жалобу, можно воспользоваться услугами юристов. О их разнообразии читайте в специальном материале.

3. Как защитить свои права потребителя — пошаговая инструкция для новичков

Теперь рассмотрим алгоритм действий при защите прав потребителей вплоть до суда.

Шаг 1. Устанавливаем факт нарушения прав потребителя

Если вы купили некачественный товар или воспользовались подобной услугой, надо установить, в чем заключаются их плохие потребительские свойства. Это могут быть различные факторы, исключающие дальнейшее пользование.

Какие нарушения могут стать основой для написания претензии:

  • истек срок годности товара или он вам не подошел по размеру, но продавец отказывается заменить;
  • вы купили бракованный прибор, но продавец не хочет его направлять на экспертизу и менять;
  • вас не устроило обслуживание в парикмахерской, ресторане или химчистке.

Защита прав потребителей распространяется даже на интернет-магазины, поэтому не оставайтесь со своей проблемой один на один — воспользуйтесь консультацией юриста, который поможет сформулировать правильно факт нарушения в претензии.

Шаг 2. Направляемся в точку продажи

С заготовленной речью и негодным товаром идем в магазин и вежливо излагаем все свои претензии продавцу или менеджеру. Предлагаем без скандалов заменить товар или вернуть деньги. Если они не хотят вас даже слушать либо начинают ссылаться на хозяина торговой точки, которого сейчас нет, смело переходите к следующему шагу.

Шаг 3. Составляем письменную претензию

Вам не вернули деньги и не заменили товар — излагайте свою претензию на бумаге в двух экземплярах. Один вручайте менеджеру и требуйте, чтобы он поставил отметку о приеме на другом, который заберете. Отказывается? Направляйте по почте с уведомлением. Просроченные продукты несите в Роспотребнадзор и пишите там заявление.

Претензию можно писать в произвольной форме с указанием Ф.И.О. заявителя, причины обращения, предъявляемых требований и сроков их исполнения. На этом этапе рекомендую пользоваться юридической помощью специалистов. Об этом читайте в отдельной подробной статье нашего бизнес-журнала.

Шаг 4. Собираем документы

Недостаточно отправить одну только претензию, пусть и составленную грамотно. К ней нужно обязательно приложить копии документов, подтверждающих факт покупки товара именно в этом магазине: чеков, квитанций, гарантийных талонов. Если в установленный срок вы не получите ответа или он вас не удовлетворит — обращайтесь в суд.

Шаг 5. Выбираем адвоката

Если вы еще не воспользовались услугами юриста по защите прав потребителей, то теперь самое время это сделать. Судебное разбирательство — процесс очень сложный и чрезмерно регламентированный. Разобраться во всех процессуальных тонкостях самостоятельно под силу не каждому.

Представительство в суде по гражданским делам — одна из множества услуг адвокатов. Нужно найти защитника, имеющего опыт юридической защиты прав потребителей. Он знает все подводные камни таких процессов и в несколько раз увеличит ваши шансы на выигрыш в споре.

Шаг 6. Подаем заявление в суд

Вы вправе самостоятельно написать исковое заявление в суд на защиту прав потребителя. Однако сделать это грамотно со всеми ссылками на законы и фактические данные может только адвокат. Он подготовит не только иск, но и весь пакет документов, что поможет эффективно защитить ваши интересы. Заявление и прилагаемые к нему документы передаются в суд с описью.

Шаг 7. Получаем компенсацию

Эффективность защиты прав потребителей финансовых, банковских, туристических или любых других услуг усиливается в разы, когда в деле участвует адвокат. Если выиграете в суде, то получите компенсацию за некачественный товар или услугу. В противном случае адвокат обжалует решение в вышестоящий судебный орган и пойдет с вами до конца, если вы того пожелаете.

Полина Федоровна купила смартфон в магазине Электрик+, который сломался через 4 дня. Когда она хотела сдать товар обратно, менеджер сказал, что нужна экспертиза. Женщина согласилась и попросила на время проведения исследований другой аппарат.

Ей отказали, заявив, что в настоящее время телефонов на замену нет. Она пришла через неделю — та же история. Женщина попросила настойчивее, но ей объяснили в грубой форме, если будет качать права, то вообще потом ничего не получит.

Полина Федоровна обратилась к адвокату, который подал в суд иск о защите прав потребителей и добился выплаты не только компенсации, но и неустойки.

4. Профессиональная помощь по защите прав потребителей — обзор ТОП-5 компаний по предоставлению услуг

В сфере гражданского права защита прав потребителей занимает особое место. Решением проблем обиженных покупателей сегодня занимается большое количество юридических компаний. Предлагаю вашему вниманию обзор некоторых из них.

1) Правовед

Интернет-агрегаторы попали под госнадзор в области защиты прав потребителей

Чтобы воспользоваться услугами по защите прав потребителей, рекомендую посетить официальный сайт компании Правовед, на котором можно обратиться за помощью через онлайн форму или по телефонам горячей линии, номера которых вы видите на картинке ниже.

Интернет-агрегаторы попали под госнадзор в области защиты прав потребителей

Здесь можно получить даже бесплатную консультацию по защите прав потребителей. Для этого нужно зайти на соответствующую страницу портала и поискать ответ на свой вопрос в уже имеющихся там комментариях. Если ничего не нашли, вопрос можно задать через онлайн чат. Если выберете бесплатный вариант ответа, то придется подождать своей очереди, но ответ вы получите, пусть и в общих чертах.

Если вам нужна более полная консультация с алгоритмом действий, лучше заплатить небольшую сумму от 600 рублей. Рекомендации в письменном виде обойдутся несколько дороже.

Если же вам понадобился адвокат для защиты в суде, то его тоже можно найти через портал Правоведа. Для этого стоит обратиться с такой просьбой к оператору, и он свяжет с юристом, проживающим в вашем регионе или даже городе.

Что помогают вернуть юристы компании Правовед в рамках закона о защите прав потребителей:

  • некачественный, неподошедший по размеру или непонравившийся товар даже без чека;
  • деньги, уплаченные за бракованный товар или неоказанную услугу;
  • технически сложный товар;
  • автомобиль в автосалон.

Кроме того, специалисты компании готовы собрать материалы, подтверждающие наличие признаков обмана потребителей, и передать их в правоохранительные органы.

Также рекомендую посмотреть видеоролик об этой компании, из которого узнаете много интересного и познавательного о работе Правоведа.

2) Общество защиты прав

Интернет-агрегаторы попали под госнадзор в области защиты прав потребителей

3) ЮрПрофБюро

Интернет-агрегаторы попали под госнадзор в области защиты прав потребителей

4) Юрист-Эксперт24

Интернет-агрегаторы попали под госнадзор в области защиты прав потребителей

Какие дела самые распространенные в практике юристов компании Юрист-Эксперт24:

  • нарушение сроков договора подряда при поставке товаров или предоставлении услуг;
  • неправомерное принуждение к приобретению дополнительных услуг или опций;
  • отказ от выполнения законных требований потребителя работниками сферы услуг или торговли;
  • компенсация ущерба от «испорченного отпуска» туроператорами;
  • возврат в магазин некачественных косметических средств;
  • расторжение договора купли-продажи автомобиля при обнаружении в нем брака.

5) Mr.Advokat

Интернет-агрегаторы попали под госнадзор в области защиты прав потребителей

5. 4 полезных совета по защите прав для потребителя

Ну и наконец, хочу дать вам несколько полезных советов, которые помогут облегчить задачу отстаивания своих прав.

Совет 1. Всегда требуйте чек на покупку

При совершении любых покупок требуйте чек. Это значительно облегчит предъявление претензий торговой точке в случае обнаружения некачественного товара.

Интернет-агрегаторы попали под госнадзор в области защиты прав потребителей

Помните, отсутствие чека не считается основанием для отказа в предъявлении требований, но вам придется каким-то образом доказать, что вы совершили покупку именно в этом магазине.

Для этого можно воспользоваться юридической услугой адвоката, который знает, какие доказательства потребуются в суде. В частности, он может запросить товарные накладные и по ним определить, приобретен товар в этом месте или в каком то другом.

Читайте также:  Разъяснения фнп о совершении исполнительных надписей при взыскании заложенного имущества

Совет 2. Обратите внимание на наличие гарантии

Сложные технические товары, а также обувь и некоторые виды одежды всегда имеют гарантийный срок, установленный производителем.

В магазине вам обязаны выдать гарантийный талон на такие изделия с отметкой о дате продажи. Иногда магазины за дополнительную плату увеличивают гарантийный срок. Пользоваться этим предложением или нет — дело ваше.

Совет 3. Соблюдайте правила эксплуатации приобретенного товара

Соблюдать правила эксплуатации изделия нужно обязательно. Ознакомьтесь с ними в первый же день использования товара. Главная причина отказа в замене — нарушение этих правил потребителем. Не давайте дополнительного повода отказать вам, относитесь к товару бережно, соблюдайте инструкции к применению. Любые повреждения будут трактоваться не в вашу пользу.

Совет 4. Постарайтесь оплачивать большие покупки с помощью кредитной карты

Оплата в безналичном виде гарантирует то, что сделка будет зафиксирована в вашем банке. В этом случае продавец не сможет заявить, что не продавал вам товар, даже если вы потеряете чек. Единственное неудобство — вернуть деньги вам смогут тоже только на карту. На это понадобится некоторое время.

6. Заключение

Защита прав потребителей должна стать самым обычным делом. Если каждый пострадавший от произвола будет отстаивать свои права, качество товаров в магазинах и оказываемых услуг в столовых, кафе, поликлиниках будет неизменно повышаться.

Желаю всем удачных покупок, счастливого отдыха и отсутствия поводов для обращения в судебные органы! Прошу оценить статью и оставить комментарий.

Источник: https://hiterbober.ru/legal-assistance/zashhita-prav-potrebitelej.html

Роспотребнадзор: как осуществляется защита прав потребителей

Роспотребнадзор общеизвестен как федеральный орган надзора за соблюдением прав потребителей.

Каковы конкретные функции этой службы, каков объем полномочий, как правильно обратиться, есть ли горячая линия?

Чем занимается?

Интернет-агрегаторы попали под госнадзор в области защиты прав потребителейРоспотребнадзор – федеральная служба, сменившая ранее существовавшие (до 2004 г.) санитарно-эпидемиологическую службу и гос. инспекцию по торговым делам.

Дорогие читатели! В наших статьях мы рассматриваем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай носит индивидуальный характер. Если вы хотите узнать как решить именно Вашу проблему — обращайтесь через форму онлайн-консультанта справа или звоните нам по телефонам:
 

+7 (499) 350-66-97 Москва, Московская область

+7 (812) 627-16-82 Санкт-Петербург, Ленинградская область
Остальные регионы: онлайн-консультант>>
Это быстро и бесплатно!

Эта организация охватывает всю территорию России и насчитывает более 110 тыс. сотрудников: в каждом субъекте федерации есть территориальное представительство в виде управления.

Занимается эта организация тем, что на государственном уровне контролирует санитарно-эпидемиологическую и гигиеническую ситуации во всех регионах страны, а также соблюдение прав граждан как работников и как потребителей услуг абсолютно во всех сферах производства, обслуживания, условий жизни и быта.

В 2018 г. Роспотребнадзор – мощная разветвленная система, охватывающая, кроме аппарата госсанэпидслужбы, множество научно-исследовательских институтов и центров таких профилей:

  1. санитарного;
  2. санитарно-профилактического;
  3. гигиенического;
  4. эпидемиологического.

Защита прав потребителей – одно из направлений деятельности надзорной организации. В зоне интересов этой организации находится также антикоррупционный контроль, заключения антикоррупционной экспертизы

Кроме того, Роспотребнадзор исполняет госуслуги такого рода:

  1. осуществляет государственную регистрацию продукции;
  2. проводит лицензирование некоторых видов деятельности;
  3. выдает санитарно-эпидемиологические заключения;
  4. принимает и учитывает уведомления о начале предпринимательской деятельности.

Все, что может навредить населению и нарушить его права в потребительской сфере, находится в зоне контроля этой вездесущей организации.

Государственная надзорная служба по вопросам защиты прав потребителей и благополучия человека подчиняется непосредственно Председателю Правительства РФ.

Вышестоящая инстанция по отношению к Роспотребнадзору — Правительство РФ. Бразды правления надзорной службой сосредоточены в руках Центрального аппарата.

Интернет-агрегаторы попали под госнадзор в области защиты прав потребителей

  1. Положением о Роспотребнадзоре, утв. ПП РФ №322;
  2. Законом РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ;
  3. Законом РФ «О защите прав потребителей» №2300-1-ФЗ;
  4. ПП РФ №154.

Руководитель этой организации – Главный санитарный врач страны.

Функции

Функции федеральной службы состоят в следующем:

  1. выработка и претворение в жизнь политики гос. политики по вопросам защиты прав потребителей;
  2. осуществление нормативно-правового регулирования в области защиты прав людей как потребителей;
  3. разработка, утверждение сан. эпид. правил, а также нормативов по гигиене;
  4. организация и реализация федерального надзора по санитарно-эпидемиологическим вопросам и в соблюдении прав потребителей.

Реализовывать функции надзора федеральной службе помогают не только свои территориальные подразделения, но и иные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, а также отделы общественных организаций.

Функции этого ведомства в каждом субъекте РФ – контролировать качество воды, пищевых продуктов, состояние воздуха, почвы, а также санэпиднадзор:

  • за предприятиями общественного питания;
  • на системах водоснабжения, водных объектах;
  • на производственных предприятиях, причем не только по условиям труда, но и касательно содержания помещений;
  • за строительством на всех этапах, включая разработку проектов;
  • за содержанием жилого фонда и пр.

В зоне внимания этой организации также образовательные и лечебные, лечебно-профилактические учреждения

Полномочия

Эта организация имеет достаточно широкие полномочия, данные государством для соблюдения прав граждан в потребительской сфере и касательно их благополучия и состоящие в следующих действиях, производимых с целью осуществления надзора за исполнением законодательных актов РФ:

  • контроль санитарно-эпидемиологической обстановки, включая введение карантинов;
  • надзор за соблюдением правил торговли;
  • осуществление санитарного контроля ввозимых на территорию страны товаров и соблюдением карантинного режима;
  • контроль маркировки товаров, указания энергоэффективности и иных сведений;
  • надзор и контроль качества продуктов как отечественного, так и импортного производства;
  • контроль информационной продукции на предмет защиты детей;
  • регистрация новых лекарственных препаратов, а также иной продукции, содержащей опасные для человека вещества;
  • выявление условий и причин возникновения очагов инфекций и массовых отравлений;
    организация приема граждан;
  • работа по обращениям граждан с принятием решений и информированием по результатам жалоб, заявлений, сигналов и пр.

Роспотребнадзор вправе проводить исследования, экспертизы, анализы и пр., а также давать разъяснения физическим и юр. лицам касательно тем, относящихся к компетенции организации.

При необходимости сотрудники наделены правами требовать получения данных, необходимых для принятия решений, а также привлекать любых специалистов, компетентных в прорабатываемых темах.

При выявлении в процессе своей деятельности фактов нарушения законов РФ, для работников Роспотребнадзора доступно принятие предупредительных или ограничительных мер по отношению к нарушителям, будь то юр. лица или граждане, но исключительно в пределах своей компетенции.

Интернет-агрегаторы попали под госнадзор в области защиты прав потребителей

Вправе это ведомство делать контрольную закупку и удостоверяться в правильности работы кассовых аппаратов, проверять журналы, ведение которых обязательно в любой сфере.

При выявлении нарушений сотрудники этой организации наделены полномочиями оформлять протоколы, выписывать предписания, налагать штрафы.

Нельзя не учитывать такой фактор: круг полномочий ведомства ограничен защитой прав потребителей, если возникший вопрос выходит за рамки установленных законодательством полномочий, то организация оказать помощь не сможет

Обязанности

Обязанности Роспотребнадзора продиктованы функциями этого ведомства и включают такие действия:

  • обеспечивать должное санитарно-эпидемиологическое благополучие граждан, контролируя качество воды, воздуха, пищевых продуктов т пр., а также выявляя очаги инфекций или массовых отравлений и принимая меры по устранению причин и последствий;
  • при необходимости устанавливать карантины;
  • проводить профилактические по всем направлениям деятельности;
  • инспектировать торговлю, качество продаваемой продукции;
  • держать под контролем все аспекты соблюдения прав потребителей;
  • проверять лицензии, договора, разрешительные документы на отдельные виды деятельности;
  • контролировать качество используемых в строительстве материалов;
  • следить за надлежащим содержанием помещений;
  • реагировать на каждое обращение граждан, устанавливая истину и на практике осуществляя защиту прав потребителей.

Обязанностей у этой организации множество, их выполнение дает надежду на то, что потребляемые продукты и вода будут надлежащего качества, независимо от их производителей: контроль импорта начинается на таможенных пунктах.

Как обратиться за помощью?

  • Способы обращения есть разные, что обеспечивает возможность реального получения защиты прав потребителей даже в самых отдаленных районах страны.
  • Возможно обращение непосредственно в центральный аппарат, что приведет к затягиванию решения вопроса, быстрее можно получить результат при подаче жалобы, заявления в территориальный орган ведомства.
  • В каждом территориальном управлении есть приемная, куда можно обратиться со своим вопросом лично. Доступны и иные методы:
  • почтовое отправление;
  • факс;
  • по электронной почте;
  • через сайт;
  • звонок на горячую линию.

Официальный сайт: http://www.rospotrebnadzor.ru.

Горячая линия в каждом регионе имеет свои реквизиты. Телефоны горячей линии:

  • справочная линия центрального аппарата Роспотребнадзора — 8-800-100-0004;

Источник: https://zakonsovet.com/zashhita-prav-potrebitelej/tovary/gosudarstvennaya-zashhita/rospotrebnadzor.html

Правительство одобрило законопроект о товарных агрегаторах. Агрегаторы в шоке

09.03.2017, Чт, 19:16, Мск , Текст: Игорь Королев

Правительство одобрило законопроект о товарных агрегаторах, который может серьезно осложнить работу сервиса «Яндекс.Маркет»: агрегаторам придется нести ответственность перед покупателями за предоставленную информацию о товарах. Участники рынка возмущаются и говорят, что последнюю версию данного документа с ними не обсуждали.

Правительство отрегулирует товарных агрегаторов

Правительство одобрило законопроект о совершенствовании госрегулирования защиты прав потребителей, приобретающих товары и услуги в интернете. Об этом говорится в сообщении разработчика документа — Роспотребнадзора.

В пояснительной записке к документу сказано, что по мере развития сети интернет все серьезнее становятся проблемы, связанные с неурегулированными сегментами в электронной торговли. Речь идет, в первую очередь, о регулировании деятельности товарных агрегаторов, крупнейшим из которых является «Яндекс.Маркет».

Почему нужно регулировать агрегаторов

Из-за отсутствия регулирования в настоящее время агрегаторы не несут бремя соблюдения прав потребителей на предоставление информации о продавцах. При этом агрегаторы аккумулируют значительные суммы средств, направляемых покупателями на покупку товаров. Авторы законопроекта указывают, что законодательство ЕС и Белоруссии уже обязывает товарные агрегаторы соблюдать права потребителей.

Согласно законопроекту (его текст имеется в распоряжении CNews), под агрегатором понимается организация или индивидуальный предприниматель, который позволяет потребителю в сети интернет одновременно ознакомиться с предложениями продавцов каких-либо товаров, заключить с ними договора купли-продажи и произвести предварительную оплату путем перевода средств на банковский счет.

Интернет-агрегаторы попали под госнадзор в области защиты прав потребителей

Правительственный законопроект о товарных агрегаторах «в корне отличается» от той версии, которую в 2016 г. бизнес-сообщество согласовало с госведомствами

Продавец вправе потребовать от организаций и индивидуальных предпринимателей, уполномоченных действовать в интересах продавцов и изготовителей, предоставить подтверждение таких полномочий. Такого рода организации, как и агрегаторы, обязаны довести до потребителе информацию о себе и об изготовителях и продавцах товаров.

Ответственность агрегаторов

Если агрегатор предоставил недостоверную информацию о товаре или продавце, то ему придется нести ответственность за убытки, причиненные потребителю вследствие предоставления ему такой информации.

В то же время ответственность за надлежащее соблюдение договоров, заключенных продавцом с покупателем с помощью агрегатора, а также за надлежащее качество переданных покупателем товаров лежит на продавце.

Агрегатор обязан вернуть внесенную ему покупателем предоплату в случае, если товар не был доставлен в срок и потребитель проинформировал продавца о расторжении по этой причине договора купли-продажи. Возврат средств должен быть осуществлен в течение десяти дней с момента получения агрегатором претензии от продавца.

Аналогично агрегатор обязан вернуть средства покупателя в случае, если он отказался принять товар по причине предоставления агрегатором недостоверной информации о товаре или о продавце. Но если продавец сообщит агрегатору о принятии покупателем товара, то агрегратор в вышеупомянутых случаях будет вправе не возвращать денежные средства.

Не та версия законопроекта

Первая версия данного законопроекта появилась еще в 2015 г. В работе над документом принимала участие Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). С тех пор к документу неоднократно высказывались замечания, в том числе против принятия такого рода закона был «Яндекс» (владелец «Яндекс.Маркет»).

В предыдущей версии законопроекта говорилось о том, агрегатор должен нести ответственность в случае предоставления недостоверной информации о товаре или продавце «за реальный ущерб» потребителю в пределах суммы предварительной оплаты, переведенной на банковский счет агрегатора. Однако Минюст посчитал такую формулировку неудачной: в случае размещения недостоверной информации агрегаторов только агрегатор должен нести за нее ответственность, поскольку продавец никаких нарушений не совершал.

В пресс-службе «Яндекса» отмечают, что одобренная правительством версия законопроекта «в корне отличается» от версии документа, которая летом 2016 г. была согласована бизнес-сообществом и различными ведомствами.

В нынешней версии документ учитывает роли агрегатора, который всего лишь выполняет роль информационного посредника между потребителей и продавцом, возлагает на него чрезмерную ответственность и фактически приравнивает агрегатора к продавцу. Принятие документа в таком виде создаст большие проблемы малому бизнесу, для которого агрегаторы зачастую являются основным каналом дистрибуции.

Агрегатор окажется в полной зависимости от продавца

Куратор рабочей группы «Связь и ИТ» Экспертного совета при Правительстве Ирина Левова также говорит, что документ в нынешнем виде отличается от той версии законопроекта, которая в 2016 г. была согласована на рабочей группе при Роспотребднадзоре.

В частности, из нынешней версии законопроекта следует, что агрегатор должен будет нести ответственность за ретрансляцию любой информации от продавца, а не только заведомо ложной, как было в предыдущей версии документа.

Читайте также:  Как получить справку о регистрации по месту жительства?

В то же время агрегатор «не держит в руках товар» и не имеет возможности в каждом случае проверить достоверность переданной информации о нем.

Также в нынешней версии законопроекта нет ранее присутствовавшей нормы об ограничении ответственности агрегатора в пределах поступившей на его счет суммы предоплаты.

Это ставит агрегатора в полную зависимость от продавца и позволяет покупателя требовать возмещения убытков как с продавца, так и с агрегатора, недоумевает Левова.

Наконец, крайний срок для рассмотрения агрегатором претензий не позволяет ему проверить, действительно ли покупатель не получил или отказался от получения товара. Это создает большую почву для злоупотреблений, предупреждает Левова.

«М.Видео» поддерживает законопроект

В то же время руководитель маркетплейса Goods (недавно запущен «М.

Видео») Семен Кунин говорит, что данная платформа изначально запускалась с максимально полной и проверенной информацией по каждой категории товаров и по каждому продавцу и с максимальной ответственность за качество товаров, сертификацию, возможный обмен и возврат. Аналогичные общие требования для всего рынка, закрепленные законодательно, повысят прозрачность российского ритейла и защитят права потребителей, уверен Кунин.

Теперь законопроект поступит на рассмотрение Госдумы. В случае его принятия документ вступит в силу только через 180 дней. В Роспотребнадзоре объясняют столь длительный срок необходимостью создать переходный период для субъектов предпринимательской деятельности.

  • Короткая ссылка
  • Распечатать

Источник: http://www.cnews.ru/news/top/2017-03-09_pravitelstvo_odobrilo_zakonoproekt_o_tovarnyh

Проверки Роспотребнадзора 2019: что проверяют, как подготовиться, штрафы

Интернет-агрегаторы попали под госнадзор в области защиты прав потребителей

Здравствуйте! Сегодня мы поговорим о проверках Роспотребнадзора: кому стоит их ожидать, как подготовиться и на что обратить внимание на каждом этапе инспекции.

Виды проверок

Проверки Роспотребнадзора бывают нескольких видов:

  1. Плановые, осуществляемые каждые 3 года на базе графика, составляемого на год. Ознакомиться с планом можно на официальном сайте. В нем расписано когда, кого и на что будут проверять. О начале плановой проверки предприниматель будет обязательно проинформирован минимум за три дня до ее начала. Уведомление может быть отправлено по почте или передано лично в руки. В 2017-2018 годах малый бизнес был освобожден от плановых проверок. Исключение: организации в сферах здравоохранения, образования, массовых мероприятий. Полный список в Законе N 294-ФЗ. Что касается 2019 года, то законодатели, в конце 2018, продлили срок «проверочных каникул» еще на два года, вплоть до 31 декабря 2020 (см. закон №480-ФЗ от 25.12.2018 г.). Исключения остались прежними.
  2. Внеплановые. К ним относится контроль выполнения предписаний по устранению нарушений и проверки, основанные на жалобах и прочей информации граждан. Не каждое обращение может стать поводом для внеплановой проверки. Например, заявителю будет отказано, если не указаны реальные случаи нарушения, либо если они заявлены анонимно. Более того, проведение внеплановой проверки Роспотребнадзором должна одобрить прокуратура. Предпринимателю сообщают о внеплановой проверке за сутки до ее начала (исключение: отрасли связанные с продуктами питания – к ним внеплановая проверка может прийти без предупреждения). В экстренных случаях, когда есть угроза здоровью людей или животных, разрешение прокуратуры и оповещение проверяемого не требуются.
  3. Выездные и документарные. В зависимости от того, будет ли инспектор лично приезжать на предприятие, или только запросит пакет документов для проверки.

Кого могут проверить

Чем шире сфера контроля проверяющего органа, тем больше организаций рискует попасть под его инспекцию. В этом отношении Роспотребнадзор находится в числе лидеров. Проверить могут практически любое предприятие, но чаще всего инспектируются фирмы, тесно работающие с населением, то есть с потребителями, в сфере услуг, торговли, образования.

Проще говоря, Роспотребнадзором контролируется любая деятельность, подразумевающая потребительские отношения.

Что проверяют

Роспотребнадзор осуществляет множество функций, его инспекции объединяют сразу специалистов различных направлений. Сегодня ему полностью переданы контрольные полномочия СанЭпидемСтанции.

Например, под контролем Роспотребнадзора находятся:

  1. Следование нормам закона о защите прав потребителей;
  2. Санитарно-эпидемиологическая ситуация;
  3. Аттестация работников ряда сфер (имеющих дело с продуктами питания);
  4. Социально-гигиенический аудит;
  5. Соблюдение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Многие проверки Роспотребнадзора носят характер внеплановых, инициируются в результате жалоб от населения (например, на громкую музыку в заведении или на складирование мусора).

После поступления жалоб территориальный отдел Роспотребнадзора может инициировать проверку:

  1. Оформления трудовых отношений с сотрудниками;
  2. Квалификации и аттестации работников, наличия санкнижек;
  3. Сертификатов на товар;
  4. Контрольно-кассовых машин в торговле;
  5. Качества продукции (исследование пробы);
  6. Соответствия помещений стандартам (визуальный осмотр и замеры).

Какие проверяют документы

Во время проверки инспекторы Роспотребнадзора обращают внимание на наличие и верное оформление следующих документов:

  1. Учредительные документы (ИНН, Устав);
  2. Санитарные книжки сотрудников (если требуются);
  3. Программа производственного контроля (как контролируются температура и освещенность в помещениях, как часто происходит стирка белья и уборка);
  4. Лицензии на осуществление деятельности;
  5. Вывески;
  6. Уголки потребителя;
  7. Прейскуранты цен, каталоги, меню;
  8. Документы на право владения или аренды помещения;
  9. Договоры со сторонними организациями, предоставляющими услуги вывоза и утилизации мусора, дезинфекции и т. п.;
  10. Журналы санитарных и эпидемиологических проверок;
  11. Журнал учета средств дезинфекции (его необходимо заранее зарегистрировать).

Как проходит проверка Роспотребнадзора

Начинаются плановые инспекции обычно с аудита пакета документов. Роспотребнадзор запрашивает у проверяемого предпринимателя пакет документов. К запросу обязательно прилагается заверенная копия приказа о проверке.

С 2016 года инспектор не может требовать документы и любые сведения, находящиеся в государственных реестрах (то, что они могут проверить самостоятельно, например: ИНН).

Предоставить копии документов с подписью проверяемого необходимо в течение десяти рабочих дней с даты получения запроса.

Если запрашиваемый документ относится к предмету проверки и не находится в государственной инфосистеме, то уклониться от его предоставления невозможно. В противном случае это грозит предпринимателю административным штрафом.

Первый важный этап выездной проверки – предъявление инспектором личного удостоверения и приказа о проведении проверки, где указано кто, когда, кого, на каком основании и как будут инспектировать.

Итогом проверки выступает акт (или заключение), где перечисляются обнаруженные нарушения и предписание дальнейших действий по их устранению. Один экземпляр заключения остается у инспектора, второй вручается проверенному предпринимателю.

Обязательно должна быть отражена информация:

  1. Когда и где составлено заключение;
  2. Какой орган провел контрольные мероприятия, какие эксперты непосредственно участвовали в проверке;
  3. Реквизиты распоряжения о начале проверки;
  4. Сведения о проверяемом предприятии, данные его руководителя (или представителя), который присутствовал во время проверки;
  5. Дата начала и окончания проверки;
  6. Какие были обнаружены нарушения;
  7. Подтверждение руководителя фирмы ознакомления с актом (вместо подтверждения можно сразу написать отказ от заключения с указанием причин);
  8. Отметка о внесении записи о проверке в журнал учета (или о причинах, почему это не было сделано);
  9. Подписи всех специалистов, принимавших участие в проверке.

В журнале контроля инспекций проверяющий оставляет свою отметку.

Записывается:

  1. Какой орган проводил проверку;
  2. Данные всех экспертов, участвовавших в инспекции;
  3. Когда состоялась проверка, сколько она продлилась;
  4. Основания для проверки, цели и задачи исследования;
  5. Перечень обнаруженных нарушений;
  6. Реквизиты заключения, составленного по итогам проверки.

Обжаловать заключение можно в течение трех месяцев с момента получения предписаний. Жалобу можно отправить сразу в суд или в вышестоящую структуру проверяющего органа. В документе необходимо указать, какие ошибки допустили инспекторы.

По итогам проверки, выявившей нарушения, инспектор от Роспотребнадзора может:

  1. Составить обязательные к исполнению предписания;
  2. Наложить штраф;
  3. Приостановить работу предприятия до исправления нарушений;
  4. Передать дело в суд (например, по подозрению в причастности фирмы к массовому заболеванию населения).

Нарушения со стороны инспекции

Для проверяющих от Роспотребнадзора законом тоже установлены свои рамки.

Проверяемый предприниматель обязан знать о них, следить за выполнением:

  1. Плановая проверка не будет признана легитимной, если она состоялась без присутствия должностных лиц или представителей проверяемого юридического лица. Ее результаты можно легко обжаловать. Исключение возможно только в том случае, если поступила информация о нарушениях, несущих угрозу здоровью людей или животных, либо государственной безопасности;
  2. Инспекторы не вправе забирать оригиналы документов, запрашивать данные или продукты, не относящиеся к предмету проверки;
  3. Должны соблюдаться сроки проверки;
  4. Забирать образцы для анализа инспектор может только в установленных нормах и с обязательным составлением соответствующих актов;
  5. Инспектор не вправе выдавать предписания о проведении каких-либо контрольных мероприятий за счет проверяемого;
  6. Любые результаты проверки считаются охраняемой законом тайной, и разглашать ее инспекторы не имеют права;
  7. Инспектор не может требовать оплату проверки или отдельных контрольных мероприятий.

Сроки проведения проверок Роспотребнадзора

Продлиться проверка по закону может максимум 20 дней, но бывают и исключения, когда по распоряжению Роспотребнадзора срок увеличивается. Предпринимателя обязательно оповестят о продлении проверки. Хотя и порядок этого оповещения в законе не прописан.

Однако, в ситуации, когда изначально проводилась документарная проверка, но затем она перешла в выездную, то общий срок будет составлять уже 40 суток.

Максимальная длительность выездной проверки на малом предприятии — 50 часов в год, а на микропредприятии — 15 часов.

Выездная плановая проверка продляется, если требуются сложные исследования. Максимальный срок продления — 20 рабочих дней.

Выдвинуть предложение о продлении вправе проводящий проверку эксперт, но утвердить его должно лицо, которое ранее подписано приказ о проведении проверки. Продлевать сроки проверок малых и микропредприятий могут только главные государственные санитарные врачи.

Штрафы от Роспотребнадзора

Ответственность предпринимателя за нарушения и ошибки, которые может выявить проверка Роспотребнадзора, бывает:

  1. Дисциплинарной;
  2. Административной;
  3. Гражданско-правовой;
  4.  Уголовной (например, продажа алкоголя детям, незаконное предпринимательство, оборот фальсифицированных лекарств).

Самый распространенный вид ответственности перед Роспотребнадзором все же административный. Штрафы Роспотребнадзора варьируются в среднем от 20000 до 200000 рублей.

Также деятельность компании может быть приостановлена для устранения нарушений. За любое неисполнение предписаний инспекции нарушитель привлекается к административной ответственности.

Например, к административным относят следующие нарушения:

  1. Невыполнение санитарно-гигиенических мероприятий;
  2. Реализация товаров (услуг), по качеству не соответствующих закону;
  3. Нарушение порядка использования ККМ;
  4. Отказ клиенту в выдаче чека, квитанции или другого документа, подтверждающего оплату услуг;
  5. Обман клиентов (например, обвес);
  6. Отказ в предоставлении потребителю информации о товаре или введение в заблуждение.

Наиболее распространенные штрафы Роспотребнадзора:

Нарушение Штраф
Нарушение санитарных требований 5-10 МРОТ, либо приостановка работы на три месяца
Несоблюдение норм использования нежилых помещений 10-20 минимальных окладов
Нарушение, следствием которого стало распространение инфекционного заболевания 100-200 МРОТ и, возможно, тюремное заключение
Отсутствие журнала учета средств дезинфекции 20000 рублей
Несоблюдение выданных ранее предписаний 10000-20000 рублей

Привлечение к административной ответственности можно обжаловать в течение 10 дней.

Как подготовиться к проверке Роспотребнадзора

Самый надежный, но не дешевый способ подготовиться к проверке – обратиться за помощью к специалистам. Множество компаний предлагает свои услуги по консультированию, сбору документов и организации санитарных мероприятий.

Самостоятельно и за короткий срок привести в порядок всю свою деятельность практически невозможно. Поэтому самое верное решение – вести свой бизнес так, чтобы пришедшему в любой момент эксперту было не к чему придраться.

Всегда держите в порядке санитарные книжки сотрудников, сертификаты на продукцию, соблюдайте сроки и условия хранения товара, вовремя проводите уборку и дезинфекцию, следите за вывесками, ценниками и уголком потребителя.

Чтобы проверить себя ознакомьтесь с перечнем наиболее распространенных нарушений.

Распространенные нарушения

Давайте рассмотрим самые частые нарушения, которые обнаруживает Роспотребнадзор в салонах красоты, медицинских центрах, аптеках, кафе и магазинах.

Нарушения салонов красоты, парикмахерских:

  1. Нет необходимого тройного комплекта инструментов;
  2. Нет ультрафиолетовых ламп и учета их работы;
  3. Нарушение правил обработки инструментов;
  4. Нет маркировок на дезинфицирующих и прочих средствах;
  5. Не разделены зоны для маникюра и педикюра;
  6. Нет ножной ванны;
  7. Нет специальной зоны, отведенной для мусора, для грязного белья;
  8. Неудовлетворительное санитарное состояние помещений;
  9. Сотрудники не прошли медицинский осмотр;
  10. Нет вывески на входе.

Нарушения аптек:

  1. Несоответствие требованиям СанПина по температуре и уровню влажности в помещении;
  2. Нарушение условий, а также сроков хранения лекарств;
  3. Несоблюдение режима стирки спецодежды;
  4. Сотрудники не прошли медосмотр;
  5. Клиентам не доступна информация о лекарствах (состав, цена, противопоказания).

Нарушения в общепите:

  1. Нет необходимой вентиляции помещения;
  2. Готовые продукты хранятся рядом с полуфабрикатами, а грязная посуда с чистой;
  3. Прием и реализация продуктов без сопутствующих документов, подтверждающих их качество и безопасность;
  4. Несоблюдение сроков годности и правил обработки продуктов;
  5. К работе допущены сотрудники без медосмотра;
  6. Нет маркировки на разделочных инструментах;
  7. На рабочих поверхностях нет гигиенического (удобного для санобработки) покрытия;
  8. Нет персонала и инструментов для полноценной уборки.

Нарушения торговых точек:

  1. Несоблюдение санитарно-технических требований к помещениям;
  2. Не измеряется температура и влажность на складах;
  3. Хранение продуктов в непредназначенных для этого местах;
  4. На изделиях нет маркировки, соответствующей нормам;
  5. Нет протоколов обследований, не соблюдены периодичность и объем исследований;
  6. Нет полной информации на ценниках.
Читайте также:  Как получить решение мирового судьи о расторжении брака?

Как вести себя во время проверки

Вне зависимости от того, пришла к вам проверка по плану или вне графика, не паникуйте, а постарайтесь следовать нашим советам:

  1. Пригласите юриста. Оповестите о приходе инспекции остальных работников;
  2. Попросите инспекторов предъявить удостоверения и приказ о начале проверки. Тщательно проверьте документы на соответствие имен, названий и дат;
  3. Изучите распоряжение о проверке (план мероприятий, перечень необходимых документов), следите, чтобы инспекция не выходила за указанные рамки;
  4. Попросите проверяющих поставить подпись в журнале учета контрольных мероприятий;
  5. После проверки внимательно ознакомьтесь с ее результатами, занесенными в акт проверки.

Источник: https://kakzarabativat.ru/pravovaya-podderzhka/proverka-rospotrebnadzora/

«Закон об агрегаторах» — скрытая угроза правам потребителей

Не так давно была опубликована новость о том, что Правительство РФ подготовило поправки к проекту федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»». Хотел бы поделиться комментарием, который ранее был дан для «Новой Адвокатской Газеты».

Этот законопроект был разработан Роспотребнадзором и касается деятельности интернет-агрегаторов (таких компаний, как Яндекс.Маркет, Uber или Gett).

  • Поводом для его разработки стало то, что специальное регулирование деятельности таких компаний на сегодняшний день отсутствует, несмотря на то что деньги от потребителей агрегаторы получают уже сейчас.
  • Суть инициативы и поправок к законопроекту
  • С учетом последних поправок, представленных Правительством РФ, «урегулирование» деятельности агрегаторов, по сути, вылилось в попытку освободить такие компании от ответственности в 90% случаев. 
  • Изначально проект закона предусматривал, что агрегатор должен отвечать за:
  • – возврат денег при отказе потребителя от договора;
  • – достоверность размещенной им информации.
  • Однако даже эти основания наступления ответственности были сильно смягчены.
  • В предлагаемых Правительством РФ поправках к законопроекту указывается, что агрегатор не отвечает за недостоверность информации о товаре (услуге), если она была без изменений передана от продавца или исполнителя.
  • Получается, агрегатор фактически может обеспечить себе индульгенцию на случай предъявления претензий потребителями, если:
  • – настроит нужным образом процессы опубликования информации;
  • – включит необходимые заверения о достоверности сведений о товаре в договоры с продавцами.
  • Справедливости ради, эти нормы не освобождают фактического продавца от ответственности за неисполнение обязанностей перед потребителем.
  • А в чем проблема?
  • В условиях широкой «уберизации» подход, демонстрирующий чрезмерное сужение области ответственности агрегатора, мне кажется неверным.

Многие пользователи выбирают агрегаторы из соображений удобства взаимодействия с продавцом.  К тому же агрегатор обычно имеет свой сайт, приложение, собственную службу поддержки и рекламу в сети.

В контексте предлагаемых изменений можно представить себе такую ситуацию: пока все идет хорошо, агрегатор и конечный продавец охотно вступают в коммуникацию с пользователем.

Однако, как только потребуется заявить претензию по вопросу качества услуг, ему придется направить письменную претензию по юридическому адресу, используя медленную «традиционную» почту.

Кстати, обязанности публиковать адрес электронной почты или информацию о других, более современных средствах связи с продавцом, законопроект на агрегаторы не накладывает.

Источник: https://zakon.ru/Blogs/zakon_ob_agregatorah_-_skrytaya_ugroza_pravam_potrebitelej/73056

Закон о регулировании онлайн-агрегаторов товаров и услуг

21 марта 2017 года в Государственную Думу поступил законопроект № 126869-7 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», вызвавший бурную реакцию отрасли. О том, что из себя представляет собой этот законопроект о регулировании онлайн-агрегаторов товаров (услуг), что он принесет отрасли, пользователям, и т.д. — рассуждают эксперты и участники рынка.

Олег Головчанский, старший юрист АБ «ЮС Ауреум»

Предлагаемые изменения в российское законодательства должны лучше защитить права потребителей, приобретающих товары в сети Интернет через так называемых «агрегаторов товаров (услуг)» – то есть компании, которые не являются продавцами или лицами, оказывающими услуги конечному потребителю, но размещают на своих интернет-площадках информацию о товарах и услугах и могут непосредственно получать денежные средства от потребителей в счет их оплаты.

Деятельность таких компаний-агрегаторов с точки зрения защиты прав потребителей, не урегулирована в действующем законодательстве.

При этом, влияние компании-агрегатора на благополучие конечного потребителя может быть весьма значительно, например, в случае, когда средства потребителя получены компанией-агрегатором, а продавец – третье лицо, не доставил товар или доставил товар ненадлежащего качества.

  • Проект закона предусматривает, что агрегатор должен выполнять функцию информационного посредника во взаимоотношениях потребителей и продавцов (поставщиков услуг) с обязанностью возвратить сумму полученной им предоплаты в течение десяти календарных дней со дня предъявления требования потребителя, если товар (услуга), в отношении которого потребителем внесена предоплата на банковский счет агрегатора, не доставлен потребителю в срок и потребитель направил продавцу (исполнителю) уведомление об отказе от исполнения договора купли-продажи (договора оказания услуг) в связи с нарушением продавцом (исполнителем) обязательства передать товар (оказать услугу) в установленный срок.
  • Предполагается также, что агрегатор должен возместить потребителю, в пределах суммы предварительной оплаты товара или услуги, реальный ущерб, причиненный предоставлением заведомо недостоверной информации о товаре или услуге, продавце (исполнителе, изготовителе, импортере), если такая информация стала основанием для заключения договора потребителем.
  • Алена Ивашкина, ведущий юрисконсульт юридической фирмы Alta Via

Закон «О защите прав потребителей» дополняется положениями, призванными на законодательном уровне закрепить ответственность агрегаторов перед потребителями в части соблюдения их прав на информацию (статьи 9, 12 Закона «О защите прав потребителей»). Предусматривается ответственность агрегаторов за реальный ущерб, который потребитель понес из-за заведомо недостоверной информации о товаре или продавце.

В целом положения закона открывают новые возможности для недобросовестных потребителей, например, возможность дважды получить возмещение убытков (с продавца и с агрегатора), возврат денег за товар, поставленный с нарушением срока (с продавца и с агрегатора).

Таким образом, принятие закона может привести к тому, что в попытке защититься от недобросовестных покупателей, продавцы и агрегаторы будут вынуждены увеличить расходы на коммуникацию друг с другом: отслеживание претензий, недопущение задвоения возвратов денег и пр.

  1. В связи с этим есть вероятность, что агрегаторы не смогут эффективно выполнять свою функцию, что неизбежно приведет к ухудшению качества оказываемых ими услуг или закрытию агрегаторов, а также к тому, что малый бизнес будет вынужден отказаться от их услуг.
  2. Артур Мочалов, сооснователь студии юридических решений IMLEX.PRO
  3. Проект Федерального закона «О внесении изменений в Закон РФ «О защите прав потребителей» (известного как «закон о товарных агрегаторах») затрагивает не всю интернет-торговлю, а лишь ее определенный сегмент, и если будет принят в существующей редакции, вряд ли произведет революцию в онлайн-ритейле.

Во-первых, дело в самом определении агрегатора товаров (услуг), которое предлагают авторы законопроекта.

Чтобы считаться таковым, организация или ИП должны отвечать одновременно трем признакам: предоставлять потребителю информацию о товаре или услуге; обеспечивать потребителю возможность заключать договор купли-продажи (или договор оказания услуг) с продавцом и принимать от потребителя на свой банковский счет предоплату за товар или услугу.

Очевидно, под это определение не попадают интернет-сервисы, работающие по модели «биржи» или «доски объявлений». Проблематично будет применять Закон и к большинству зарубежных площадок, на долю которых приходится практически треть оборота электронной торговли в России.

Во-вторых, большинство сервисов, которые данному определению соответствуют, и сейчас предоставляют пользователям информацию как о товаре (услуге), так и о продавце.

Примечательно, что отсутствие такой информации и раньше расценивалось надзорными органами как нарушение прав потребителей, даже в отсутствие «специального» закона.

Так, 15 ноября 2016 года Арбитражный суд Москвы подтвердил законность штрафа, наложенного Роспотребнадзором на «Убер», за то, что тот не предоставлял потребителям информацию о наличии у перевозчиков (такси) лицензии и о прохождении водителями медицинского освидетельствования, а также о наименовании и адресе перевозчика.

А вот что действительно вызывает недоумение – это попытка авторов законопроекта поставить интернет-агрегаторы в зависимость от добросовестности продавца, предоставляющего агрегатору информацию о себе и о товарах (услугах).

На агрегатора фактически возлагается обязанность проверять достоверность такой информации, поскольку в случае возникновения у потребителя убытков вследствие использования недостоверной информации возмещать их должен будет именно агрегатор.

В офлайне подобная схема, когда посредник несет ответственность перед одной из сторон сделки за достоверность информации, полученной от другой стороны, выглядела бы правовым нонсенсом.

Такое нововведение приведет к появлению у агрегаторов дополнительных затрат, а возможные риски будут закладываться в стоимость реализуемых товаров и услуг. Результатом станет рост цен на продукцию, реализуемую через товарные агрегаторы.

Вероятно, какая-то часть агрегаторов будет искать схемы «ухода» из-под действия Закона, пытаясь замаскироваться под рекламный ресурс или биржу предложений. Другая часть уйдет с рынка, не выдержав конкуренции с крупными игроками, иностранными площадками и «досками объявлений».

Отметим, что ключевая проблема – в каком порядке потребитель может требовать возмещения убытков в случае получения некачественного товара или услуги в Интернете – в Законе так и остается нерешенной.

Антон Бутивщенко, исполнительный директор компании SafeCrow

Новый законопроект об ответственности товарных интернет-агрегаторах коснется не всех маркетлпейсов и торговых интернет-площадок, а только тех, которые проводят через себя денежные операции, то есть оказывает услуги фулфилмента.

А их на российском рынке немного. Основным изменением для торговых площадок станет то, что они будут нести материальную ответственность перед покупателями за несоответствие описания товаров или услуг, которые продаются на их сайте.

По сути, они должны будут пересмотреть свои взаимоотношения с конечными продавцами в вопросах передачи прайс-листов, разработать новые механизмы обработки претензий покупателей и определить порядок возмещения убытков в случае возникновения споров. Такие доработки, естественно, удорожают услуги маркетплейсов, что, возможно, скажется на их способности привлекать новые магазины и более качественно оказывать свои услуги.

В случае принятия законопроекта, со стороны продавцов, дабы избежать инцидентов, нужно будет качественнее готовить и предоставлять маркетплейсам информацию для карточки товара: максимально подробное детализированное описание товаров и услуг, от размера и веса товара, до его возможного несоответствия цвета с картинкой, увеличение количества фотографий с разных ракурсов, размещение видеообзоров. Корректное предоставление информации о стоимости товара, доставке, детальное описание о возможных дополнительных денежных расходах.

Алексей Голяков, директор по продажам «Метахаус»

На мой взгляд, дьявол в этой истории в деталях.

Если правоприменительная практика приведет к реальной ответственности агрегатора за недобросовестные предложения продавцов, то это с одной стороны, конечно, сильно подкосит «классические» маркетплейсы, с другой стороны агрегаторы «нового» типа, вроде Goods.

ru, где и так реализован детальный контроль за продавцами, могут выиграть. Ведь их конкуренты, которые не смогут обеспечить 100% правильность исполнения заказов своими партнёрами, могут попасть под санкции.

Проще говоря, я считаю, что этот закон, если будет принят, не убьет агрегаторов и не увеличит цены на рынке, а скорее переформатирует правила игры, сделает более комфортной ситуацию для площадок, жестко контролирующих своих партнеров. Благо это или нет для конечного потребителя — вопрос открытый. Но я склоняюсь к мнению, что это скорее благо.

  • Алексей Оськин, генеральный директор сервиса Easy Way
  • На данный момент агрегаторы по сути являются информационными посредниками между продавцами и покупателями товаров и услуг, предоставляя интернет-площадки для совершения сделок по купле-продаже.
  • Законопроект о регулировании деятельности агрегаторов существенно меняет данное положение дел, поскольку возлагает ответственность на агрегаторы за достоверность предоставляемой покупателю информации и фактически приравнивает их к продавцам товаров.
  • При этом бросается в глаза то, что не учтены опасения участников рынка по поводу возможных злоупотреблений со стороны потребителей, что порождает дополнительные риски для самих интернет-посредников.
  • Поэтому после вступления в силу положений данного законопроекта вполне логично ожидать хеджирование рисков со стороны участников рынка и, как результат, возможное повышение стоимости их услуг.
  • Максим Пичугин, генеральный директор Cherehapa Страхование

Это еще одна попытка упорядочить сферу онлайн-продаж через агрегаторы, статус которых до сих пор законодательно не закреплен, т е. речь идет о том, чтобы возложить на торговые онлайн-сервисы ответственность за достоверность информации о товарах и услугах, которую они размещают на своих страницах, а также за возможный ущерб, который понесет потребитель, если сделка не состоится.

Фактически онлайн-агрегаторы не являются реальными продавцами, но выступают в роли агентов. То есть под «товарным агрегатором» в данном законопроекте понимается информационный посредник, вступающий с потребителями в возмездные отношения, но сам при этом не заключающий сделки по купле-продаже товаров/услуг. 

Хотя есть и другие примеры, например, сервис Cherehapa предлагает продукты многих страховых компаний, которые являются продавцами туристических страховок, сервис также является продавцом страховых услуг, и, как посредник, несет ответственность перед страховой компанией за правильное информирование клиентов, что закреплено агентским договоров, в рамках которого работает агрегатор.

Источник: https://www.shopolog.ru/metodichka/law-and-taxes/chto-prineset-rynku-zakon-o-regulirovanii-onlayn-agregatorov-tovarov-uslug/

Ссылка на основную публикацию