Функциональное зонирование территории города

В создании того или иного города принимают участие различные факторы. Те факторы, которые являются основными в создании города и непосредственно влияют на его рост, называют градообразующими.

Соответственно, предприятия, которые явились причиной возникновения города и значение которых выходит за его пределы, называют градообразующими предприятиями.

К ним относят промышленные предприятия (заводы, фабрики, электростанции), крупные транспортные узлы, морские вокзалы и аэропорты, правительственные и научные учреждения, санатории, дома отдыха и др.

Учреждения и предприятия культурно-бытового обслуживания, работающие на градообразующую группу предприятий, называют обслуживающими. Это могут быть музеи, магазины, средние учебные заведения, предприятия местной легкой промышленности и т.д.[ …]

В России разрабатываются комплексные программы целесообразного размещения производительных сил внутри страны, в районах, богатых сырьем и топливом. В таких районах размещаются промышленные предприятия по производству металлов, топлива, энергии, химической продукции, строительных материалов, перерабатывающие производства.

В непосредственной близости от источников энергии создаются территориально-производственные комплексы, обеспечивающие освоение и переработку полезных ископаемых. В местах размещения таких производств возникают новые города и растут старые.

За несколько последних десятилетий на вновь осваиваемых территориях в нашей стране появилось много новых городов, таких, как Нефтеюганск, Нижневартовск, Сургут, Братск и др.[ …]

Структура планировки современных городов сложна и многообразна. Но в ней выделяют следующие функциональные зоны: промышленную, жилую, санитарно-защитную, внешнего транспорта, коммунально-складскую, зону отдыха.[ …]

Промышленная зона предназначается для размещения промышленных предприятий и связанных с ними объектов.[ …]

Промышленные зоны формируют с учетом производственнотехнологических, транспортных, санитарно-гигиенических и функциональных требований.

Размещение предприятий на территории промышленной зоны, отнесение их к соответствующим классам в зависимости от санитарной классификации производств и выделяемых производственных вредностей, а также установление размеров санитарно-защитных зон производится в соответствии с требованиями строительных норм и правил по разработке соответствующих генеральных планов и строительных норм проектирования промышленных предприятий.[ …]

Проекты планировки промышленных зон разрабатываются с учетом градостроительных требований. Наиболее вредные предприятия, в том числе взрывоопасные и пожароопасные, располагают в отдалении от жилой зоны, причем с подветренной стороны, т.е.

таким образом, чтобы господствующие ветры дули от жилой зоны на промышленную. При этом ориентируются на среднегодовую розу ветров или на одну из сезонных роз ветров (летнюю, зимнюю), построенных на основании многолетних наблюдений.

Промышленные зоны с предприятиями, загрязняющими поверхность воды, размещаются по течению реки ниже жилой зоны и зоны отдыха (рис. 21.1).[ …]

Для улучшения процессов рассеивания выбросов в атмосферу предприятия располагают на более высоких отметках местности, увеличивая тем самым фактическую высоту выброса. Наоборот, предприятия с загрязненными промышленными площадками во избежание смыва загрязнений ливневыми водами на жилую территорию должны размещаться на более низких отметках, чем жилая территория и зона отдыха.[ …]

Промышленные предприятия, требующие создания санитарно-защитных зон шириной более 3 км, должны размещаться за пределами населенных пунктов.[ …]

Санитарно-защитная зона предназначена для уменьшения отрицательного влияния промышленных и транспортных объектов на население. Эта зона пространства и растительности специально выделяется между промышленными предприятиями и районом проживания населения. Санитарно-защитная зона обеспечивает пространство для безопасного рассеивания вредных промышленных отходов.[ …]

Ширина санитарно-защитной зоны определяется как расстояние между промышленной площадкой и жилым районом и рассчитывается на основе научных материалов по закономерности распространения воздушных загрязнений, наличию в атмосфере процессов самоочищения, а также норм предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ. В соответствии с экологическими требованиями не менее 40% санитарно-защитной зоны должно быть озеленено. Озеленение территории промышленного предприятия и санитарно-защитных зон увязывают с системой и характером зеленых насаждений и природной зеленью в прилегающем районе, а также с окружающим ландшафтом.[ …]

Рисунки к данной главе:

Пример взаимного расположения основных функциональных зон города Функциональное зонирование территории города

Аналогичные главы в дргуих документах:

См. далее:Функциональное зонирование территории города

Источник: https://ru-ecology.info/post/102703007670005/

Функциональное зонирование территории

Современный город является сложным организмом, в котором тесно переплетаются социальные, архитектурно-планировочные, инженерные и экономические начала. Для того чтобы удобно и рационально организовать жизнь этого сложного организма, в основу планировочного решения города закладывается зонирование его территории исходя из функциональных признаков и видов городского строительства.

В соответствии со СНиП 2-60-75 территория города по своему функциональному назначению делится на следующие зоны:

  • а) селитебную зону, в которой размещаются жилые микрорайоны и кварталы; участки административно-общественных учреждений и учреждений культурно-бытового обслуживания населения; внеквартальные зеленые насаждения и спортивные сооружения общего пользования; улицы и площади; отдельные промышленные предприятия невредного производственного профиля, склады, устройства внешнего транспорта; неудобные для застройки и еще не использованные участки.
  • б) промышленные зоны, в которых размещаются промышленные предприятия с обслуживающими культурно-бытовыми учреждениями, улицами, площадями и дорогами, зелеными насаждениями.
  • в) транспортные зоны, занимаемые устройствами внешнего транспорта;
  • г) коммунально-складские зоны;
  • д) санитарно-защитные зоны, отделяющие промышленные предприятия и транспортные устройства от жилья.

Селитебная зона размещается с наветренной стороны для ветров преобладающего направления, а так же выше по течению рек по отношению к промышленным предприятиям, которые являются источниками загрязнения окружающей среды.

Производственная зона должна располагаться так, чтобы можно было организовать удобные транспортные и пешеходные связи с местами проживания трудящихся, т.е. с селитебной зоной.

Территории для производственных зон выбирают с учетом беспрепятственного присоединения их к линиям внешнего транспорта.

Однако пересечение производственных зон транзитными железнодорожными путями и автомобильными дорогами нежелательно.

В зависимости от интенсивности выделения вредных веществ производственными предприятиями промышленная зона размещается на разном расстоянии от селитебной. Санитарные нормы проектирования подразделяют промышленные производства на пять классов, каждому из которых соответствует своя санитарно-защитная зона (м): I класс-1000; II-500; III-300; IV-100; V-50.

В соответствии с такой классификацией в практике застройки городов определились три характерных случая взаиморасположения производственной и селитебной зон.

В первом случае селитебная зона размещается на значительном расстоянии от промышленной, которая включает предприятия I и II классов: черной и цветной металлургии, нефтехимические и химические, крупные цементные заводы, крупные ТЭЦ и др. Иногда при особой вредности производственных выделениями ширина защитной зоны увеличивается до нескольких километров.

Второй случай связан с размещением промышленности около границ селитебной территории. При таком размещении в промышленную зону допускается включение предприятий, относимых по санитарной классификации к III и IV классам независимо от величины грузооборота, а также предприятий V класса, не выделяющих производственные вредности, но требующих устройства железнодорожных путей.

Третий случай характеризуется образованием производственно-селитебных районов, в которых промышленные предприятия размещаются в пределах селитебной территории. Такое размещение допускается для предприятий IV и V классов, не требующих проводки железнодорожных путей.

При определении взаимного расположения промышленной и селитебной территории учитывается и уровень шума, издаваемый отдельными видами предприятий.

Коммунально-складская зона города располагается в удобной связи с внешними транспортными сетями. В коммунально-складской зоне выделяются районы для коммунальных и складских предприятий.

В крупнейших, крупных и больших городах такие районы следует размещать рассредоточено.

Общетоварные склады и плодовоовощные базы обеспечивают хорошей транспортной связью с жилыми районами и размещают обособленно от промышленных районов города.

Зона внешнего транспорта включает в себя территории железнодорожного, автомобильного, водного и воздушного транспорта. внешние транспортные линии проектируют в органичной связи с улично-дорожной сетью города и его видами транспорта.

такой комплексный подход обеспечивает высокий уровень комфорта перевозки пассажиров, рациональность местных и транзитных грузовых перевозок, а так же способствует экономичности строительства транспортных объектов и их эксплуатации.

Комплекс транспортных устройств и сооружений внешнего и городского значения, выполняющих операции по дальним, местным и городским перевозкам пассажиров и грузов, образуют транспортный узел.

Селитебная, промышленная, транспортная, складская зоны вместе с сопутствующими им санитарно-защитными зонами составляют застроенную территорию города.

Вне застроенной территории, но в пределах городской черты размещаются городские лесопарки, городские коммунальные предприятия и устройства (питомники, водозаборные сооружения и очистные сооружения городского водопровода, очистные сооружения городской канализации, утилизационные заводы, резервные территории, используемые иногда с сельскохозяйственными целями, кладбища и крематории и т.п.), которые по эксплуатационным и санитарно-гигиеническим условиям не могут быть размещены в застроенной части города.

В городе не все элементы равнозначны по тяготению к ним населения.

Некоторые элементы являются местами массового пользования: общегородской, а в больших городах и районные центры, крупные промышленные предприятия, важнейшие административно-общественные учреждения, высшие учебные заведения, железнодорожные и водяные вокзалы, стадионы, парки. Размещение этих объектов, создающих большие транспортные потоки, определяет общую конфигурацию сети магистральных улиц и площадей города.

Общегородской центр всегда являлся основным ядром, вокруг которого организуется план города. Общегородской центр располагается, возможно, более центрально по отношению ко всей застраиваемой территории города, поблизости от пересечения основных магистральных улиц, соединяющих центр с другими важнейшими пунктами тяготения населения.

При этом узел пересечения основных транспортных потоков должен размещаться вне главной площади центра города во избежание нарушения нормальной жизни города транспортом, проходящим площадь транзитом.

Большую роль в формировании планировочной структуры города играют массивы зеленых насаждений и водные пространства. При расположении города на обоих берегах река часто приобретает значение одной из основных композиционных осей плана города.

При большой ширены реки город располагается обычно на высоком ее берегу. Чем шире река и чем меньше город, тем целесообразнее развивать его на одном берегу реки во избежание сооружения дорогостоящих городских мостов и усложнения инженерного оборудования города.

Планировка городов, расположенных на берегу моря или озера, также отражает тяготение города к воде.

Почти во всех городах, расположенных на берегах водоемов, общегородской центр смещается от геометрического центра городской территории в сторону водоема, а иногда размещается непосредственно на его берегу.

Сочетание жилых районов, пунктов массового посещения населением и сети магистральных улиц и площадей города создает общую планировочную структуру города.

В практике сложились шесть основных схем построения уличных сетей города:

  • — радиальная;
  • — радиально-кольцевая;
  • — лучевая (веерная);
  • — прямоугольная;
  • — комбинированная;
  • — свободная.

Первые три характерны для исторически сложившихся городов, которые формировались вокруг кремлей, монастырей и ведущих к ним дорог.

Прямоугольная схема уличной сети использована во многих крупнейших городах США.

Предельный рационализм такого решения оказывает отрицательное влияние на архитектурно-художественную композицию города, развитие внутригородских пространств.

Прямоугольная схема может найти позитивное применение в генеральных планах средних и малых городов, характеризующихся невысокой застройкой и хорошим озеленением.

Практика застройки новых современных городов чаще всего связана с использованием свободной схемы планировки уличных сетей. Такая схема позволяет располагать городскую застройку, не нарушая естественных природных условий, и сводит к минимуму затраты на вертикальную планировку территории.

Источник: https://vuzlit.ru/1333097/funktsionalnoe_zonirovanie_territorii

Функциональное зонирование городской территории (стр. 1 из 4)

  • Функциональное зонирование городской территории.
  • Геоэкологическое обоснование.
  • Введение.
  • Основная цель функционального зонирования — выделение в пределах города относительно однородных по природным особенностям и техногенной нагрузке участков на предмет рационального хозяйственного использования земель с учетом геоэкологической ситуации.
  • Основными задачами данной работы являются:
  • · обоснование в соответствии с природными условиями территории регламентов деятельности на отдельных участках с качественной оценкой геоэкологической ситуации и разработкой рекомендаций по ее улучшению;
  • · оценка соответствия функциональной принадлежности территории и ее статуса и режима природоохранной и хозяйственной деятельности;
  • · выявление участков, в пределах которых, элементы природного комплекса подвергаются негативному техногенному воздействию в наибольшей степени.

Актуальность подобного рода работы для г. Москвы объясняется, прежде всего, выходом в свет постановления Правительства Москвы № 889 «Об основных направлениях сохранения и развития территорий Природного комплекса Москвы» от 27 октября 1995 г., согласно которому предусматривается создание ландшафтно-рекреационных зон вдоль долин малых рек. Согласно постановлению, необходимо в период до 2010 года разработать проект благоустройства данных территорий и обосновать комплекс мер по охране, защите и реабилитации компонентов природного комплекса. Первым щагом в решении данной задачи представляется оценка существующего положения и выявление основных причин и источников негативного воздействия на компоненты природного комплекса. В этой связи оценка существующего использования территории и выявление наиболее «неблагоприятных» с точки зрения техногенного воздействия участков представляется вполне современной и необходимой задачей.

Предлагаемая методика рассчитана на выполнение работ в масштабе 1:10000. В принятом масштабе уверенно выявляются основные особенности притоков I, II и III порядков (по отношению к Москве-реке).

1. Термины и определения.

Природный комплекс
— часть экосистемы со сложившимися взаимосвязями между различными ее компонентами, ограниченная естественными природными границами: водоразделами, общей для данной территории первой от поверхности регионально распространенной толщей слабопроницаемых пород (водоупором) и приземным слоем атмосферы.

Природные комплексы, приуроченные к крупным водным артериям, подразделяются на более мелкие, относящиеся к притокам различных порядков. Соответственно, выделяются природные комплексы первого, второго, третьего и т.д. порядков.

В ненарушенных условиях два соседних природных комплекса могут быть практически полностью идентичны, однако при проявлении техногенных воздействий любые изменения компонентов экосистемы будут сказываться в первую очередь в пределах того природного комплекса, где находится источник возмущения.

В условиях городских агломераций природные комплексы являются базовыми элементами, формирующими природную составляющую природно-техногенной геосистемы
[1]
. Выбор порядка природного комплекса, рассматриваемого в каждом конкретном случае, зависит в первую очередь от масштаба работ. В частности, для г.

Москвы при проведении мелкомасштабных работ (1:50000 и мельче) целесообразно выделять природные комплексы, приуроченные к притокам первого порядка р. Москвы (Сетуни, Яузы, Сходни и т.д.) Более детальные исследования требуют рассмотрения в качестве «базовых» природных комплексов более мелких порядков.

Для работ, выполняемых в масштабе 1:10000, оптимально рассматривать природные комплексы, приуроченные к притокам второго, третьего и (в отдельных случаях) четвертого порядков.

Территории природного комплекса
— участки земной поверхности, оконтуренные градостроительными границами, в пределах которых сохранены в относительно ненарушенных условиях или частично восстановлены зеленые насаждения. В г. Москве к территориям природного комплекса относятся [8]: городские и пригородные леса и лесопарки, парки, озелененные территории различного назначения, водные поверхности и долины рек.

Следует различать понятия “природный комплекс
” и “территории природного комплекса
”: природный комплекс
— естественнонаучное понятие, единичный элемент экосистемы, тогда как территория природного комплекса

градостроительное понятие, определяющее назначение и статус отдельных территорий в пределах г. Москвы.

Водоохранные территории
[2]



участки, прилегающие к руслу реки (как открытому, так и взятому в коллектор), в пределах которых техногенная нагрузка на элементы природного комплекса существенно сказывается на состоянии водных объектов. Основной целью установления границ водоохранных территорий является управление природными водами. Управляющими воздействиями при этом могут быть меры охраны, защиты и реабилитации.

  1. Функциональное зонирование
    — в данной работе — выделение в пределах городских территорий относительно однородных по природным условиям и хозяйственному использованию участков с целью разработки дальнейших мероприятий по оптимизации и рациональному управлению ими.
  2. Предлагаемая методика функционального зонирования базируется, в первую очередь, на природоохранных принципах:
  3. · степени защищенности территории от негативных процессов и явлений, сопровождающих техногенное вмешательство;
  4. · степени воздействия различных объектов городской инфраструктуры на элементы природного комплекса.

Подобный подход к функциональному зонированию несколько отличается от принятого в градостроительстве и предусмотренного в соответствующей документации, так как в данном случае основной упор делается не только на особенности застройки и использования территории, но и на ее природные условия.

Это позволяет, во-первых, охарактеризовать отдельные участки по степени проявления тех или иных негативных процессов, вызванных антропогенной деятельностью, а во-вторых, в соответствии с использованием территории и степенью ее защищенности от негативных техногенных воздействий, выделять участки с различным регламентом деятельности.

Расширенное содержание функционального зонирования, предлагаемое и реализуемое в настоящей работе, требует и использования расширенного термина. В данном случае корректно воспользоваться понятием, более соответствующим содержанию исследований: функционально-геоэкологическое зонирование.

Охрана природного комплекса
— научно обоснованный комплекс управленческих решений (разрешительных и запретительных), направленный на сохранение и улучшение природных условий. Такие меры и решения, как правило, не требуют самостоятельного проектирования и применения специальных инженерных средств.

Защита природного комплекса
— научно обоснованный и спроектированный комплекс мер инженерного воздействия на один или несколько компонентов природного комплекса с целью изоляции источников загрязнения, пополнения водных ресурсов, недопущения (профилактики) негативных геологических явлений и процессов.

Реабилитация природного комплекса
— научно обоснованный и специально спроектированный комплекс мер (инженерных, биологических, социальных), направленный на возвращение природному комплексу или его компонентам экологически приемлемых свойств и качеств.

2. Концепция функционального зонирования городской территории.

Одной из задач, решаемых при функциональном зонировании территории, является изучение техногенного воздействия, оказываемого объектами городской инфраструктуры на природный комплекс.

Проявления подобных воздействий чрезвычайно разнообразны по характеру, масштабам, интенсивности и времени существования. Они могут затрагивать лишь отдельные составляющие природного комплекса или же, наоборот, сказываться на всех его компонентах.

Важно отметить, что при воздействии на один из компонентов природного комплекса кажущаяся инертность остальных компонентов в действительности объясняется относительной устойчивостью и резистентностью экосистем. Эти свойства определяются многими параметрами, например — биоразнообразием, буферной способностью почв, емкостью водоносных пород и пр.

Главным же свойством природного комплекса является способность быть именно системой
. В этом случае воздействие на один компонент вызывает отклик во всех других (немедленно или в будущем).

Одним из основных проявлений техногенного воздействия на природный комплекс является процесс загрязнения.

В городских условиях он характерен практически для любых видов техногенных воздействий, имеет повсеместное распространение, протекает в течение всего времени освоения и использования территории и отражается на всех составляющих природного комплекса.

В этой связи изучение взаимодействия элементов природного комплекса и техногенных компонентов наиболее удобно проводить, основываясь на изучении пространственно-временной структуры распространения и распределения загрязнений.

По отношению к процессам переноса и накопления загрязняющих веществ все компоненты природного комплекса могут быть разделены на две группы:

· среды, преимущественно депонирующие загрязняющие вещества. К ним относятся почвы, донные отложения, биотические компоненты;

· среды, преимущественно транспортирующие загрязняющие вещества. Они включают в себя воздушные массы, поверхностные и подземные воды.

Изучение состояния депонирующих сред дает ответ на вопрос о степени воздействия техногенных объектов на элементы природного комплекса за определенные периоды времени. Однако рассматривая лишь среды-накопители, невозможно выявить основные источники загрязнения и разработать комплекс мер по предотвращению его дальнейшего распространения.

Тем более нереально, основываясь лишь на данных по накоплению загрязняющих веществ, изучить динамику процесса загрязнения. В то же время подобная задача представляется более важной и является намного более трудоемкой. Для ее решения основной упор необходимо делать на рассмотрение транспортирующих сред.

Данные же по депонирующим средам целесообразно использовать для проверки правильности выводов об источниках, объемах и механизмах поступления загрязняющих веществ. Следовательно, при функциональном зонировании из всех составляющих природного комплекса основным объектом изучения должны являться транспортирующие среды.

Необходимо иметь ввиду и более реальные возможности прогноза процессов загрязнения, в первую очередь — миграции загрязнителей в потоках, теория и методы которой разработаны достаточно полно.

Источник: https://mirznanii.com/a/217066/funktsionalnoe-zonirovanie-gorodskoy-territorii

Градостроительство. Функциональное зонирование городской территории

Основы градостроительства. Система расселения. Градостроительное планирование и регулирование расселения. Районная планировка, ее виды и задачи. Принципы планировки и застройки городов и их функционального зонирования. Градостроительные проблемы и архитектурно-строительные меры охраны окружающей Среды и природных ресурсов.

  • Градостроительная система — совокупность пространственно организованных и взаимосвязанных материальных элементов — технически освоенных территорий, зданий и сооружений, дорог и инженерных коммуникаций, совместно с природными компонентами формирующих среду общественной жизнедеятельности на разных территориальных уровнях.
  • онцептуальная схема взаимного расположения основных функциональных зон города:1 — селитебная территория; 2 — промышленная зона; 3 — складская зона; 4 — зона внешнего транспорта; 5 — зеленая зона отдыха; 6 — санитарно-защитная зона; 7 — направление течения реки; 8 — направление господствующих ветров за самый жаркий квартал (месяц) года
  • Промышленная зона включает промышленные предприятия, обслуживающие их культурно-бытовые учреждения, улицы, площади, зеленые насаждения.

Селитебная зона — территория, предназначенная для жилья. На ней могут размещаться микрорайоны и жилые кварталы, предприятия культурно-бытового обслуживания, отдельные безвредные предприятия, улицы, площади, объекты озеленения, склады, резервные территории, устройства транспорта.

  1. Санитарно-защитная зона — зеленые насаждения шириной от 50 до 1000 м, защищающие территории от вредного влияния промышленности и транспорта.
  2. Транспортная зона — устройства внешнего транспорта (водного, воздушного, железнодорожного).
  3. Складская зона — территория разного рода складов.

Формирование функциональных зон и размещение на них объектов регламентируется МДС-30-1.99 и СНиП 2.07.01-89*.

Транспортная сеть больших городов превращается в систему наземных, надземных и подземных магистралей, пересекающихся в нескольких уровнях. В мировой практике уже существуют транспортные развязки в пяти уровнях.

С увеличением количества и разнообразия транспортных средств возрастает степень сложности транспортной сети городов и, таким образом, улучшается система связей между функциональными зонами. Планировочная структура зависит от расположения города на рельефе.

Различают компактную форму плана, расчлененную, рассредоточенную с равномерно распределенными районами, рассредоточенную с преобладающим районом и линейную. Сложность планировочной структуры больших городов заключается еще и в том, что большое разнообразие промышленных предприятий не может располагаться на территории одной промышленной зоны.

Это вызывает членение селитебных территорий. Возникают новые жилые районы на периферии города, образуются новые зоны отдыха. Новые промышленные зоны приводят к появлению санитарно-защитных территорий. Рост города способствует развитию внешнего транспорта и расширению транспортной зоны.

  • Функциональное зонирование современного исторически сложившегося города более многогранно, особенно в его центральной части, где расположено огромное количество объектов различного назначения в непосредственной близости друг к другу.
  • Функциональное зонирование по назначению отражено в государственном градостроительном кадастре города в соответствии с СП-14-101-96 «Примерное положение о службе градостроительного кадастра субъекта РФ, города (района)». Так, например, для Москвы служба государственного градостроительного кадастра подразделяет территорию города в следующем порядке:
  • функциональные зоны специализированного назначения — административно-делового, учебно-образовательного, культурно-просветительского, торгово-бытового, лечебно-оздоровительного, спортивно-рекреационного, учебно-воспитательного, индивидуальной жилой застройки, многоквартирной жилой застройки, коммунально-складского, промышленного, специального, жилищно-коммунального, природно-рекреационного, природоохранительного;
  • функциональные зоны смешанного назначения — общественного, жилого производственного, природного, общественно-жилого, общественно-производственного, производственно-жилого, общественно-производственно-жилого, природно-общественного, природно-жилого, природно-производственного, природнообщественно-жилого, природнообщественно-производственного, природно-производственно-жилого.
  1. Территории инфраструктуры подразделяются на территории улиц и дорог; территории внешнего транспорта; водные поверхности.
  2. Градостроительное зонирование выполняют также с помощью следующих линий градостроительного регулирования:
  3. красные линии улично-дорожной сети;
  4. линии жилой застройки;
  5. синие линии — границы акватории рек;
  6. границы полосы отвода железных дорог;
  7. границы технических зон проектируемых линий метрополитена;
  8. границы технических (охранных) зон инженерных сооружений и коммуникаций;
  9. границы территорий памятников истории и культуры;
  10. границы охранных зон памятников истории и культуры;
  11. границы историко-культурных заповедных территорий;
  12. границы зон регулирования застройки памятников истории и культуры;
  13. границы зон охраняемого ландшафта;
  14. границы особо охраняемых природных территорий;
  15. границы охранных зон особо охраняемых охранных территорий;
  16. границы территорий природного комплекса Москвы, не являющиеся особо охраняемыми;
  17. границы озелененных территорий, не входящих в природный комплекс Москвы;
  18. границы водоохранных зон;
  19. границы прибрежных зон;
  20. границы санитарной охраны источников питьевого водоснабжения — границы 1-го пояса санитарной охраны, границы 2-го пояса санитарной охраны, границы жесткой зоны 2-го пояса санитарной охраны;
  21. границы санитарно-защитных зон.
  22. 9. Генпланы жилых и общественных зданий

Особенности планировки генпланов жилых и общественных зданий. Красные линии застройки. Состав генпланов. Противопожарные требования к планировкам генпланов.

  • При проектировании новых или реконструкции существующих внутри городских и поселковых районов, микрорайонов, комплексов и зданий в комплект чертежей первым проектным документом входит генеральный план (генплан) объекта.
  • Генплан содержит сведения обо всех аспектах планировочных решений на отведенной под строительство или реконструкцию территории:
  • – о расположении и ориентации проектируемых и существующих зданий и сооружений (разбивочный план);
  • – проектируемых проездах, площадках, их назначении, системе пешеходных дорожек, ландшафтном дизайне, используемых для озеленения породах деревьев, кустарников, газонных трав и цветочных растений (план озеленения);
  • – малых архитектурных формах, устройствах вертикальной планировки и их плоскостных размерах (план благоустройства территории).

На генплане выполняют вертикальную и горизонтальную привязки проектируемых объектов к существующим зданиям или к границам отведенных под застройку участков. На основе генплана составляют план организации рельефа местности, который включает в себя вертикальную планировку, план земляных работ, сводный план инженерных сетей.

По предварительным исследованиям существующего состояния участка, предназначенного для строительства, составляют геоподоснову, которая содержит сведения о рельефе местности, существующих подземных и наземных коммуникациях, дорогах, площадках, сооружениях, зеленых насаждениях. Чертежи генпланов выполняют в строго определенных масштабах: 1:500, 1:1000,1:2000.

Генплан содержит сведения о проектируемом объекте в завершенном виде. На нем изображают объекты в тех размерах, которые они занимают на уровне земли по внешнему периметру стен. Вокруг зданий располагают отмостку шириной 3 мм независимо от масштаба.

Ориентация зданий фиксируется с помощью розы ветров, которую располагают в правом верхнем углу чертежа с обязательным указанием стрелкой направления на север.

На генплане показывают проектное решение благоустройства территории, выполняемое для повышения эффективности ее использования, улучшения внешнего вида и экологического состояния, охраны окружающей среды и с учетом функционального обеспечения социальных условий ее эксплуатации.

Проектируемые проезды должны быть соединены с существующей транспортной сетью города, поселка или с загородными трассами. Проезды подводят к каждому подъезду или к основным входам в здания.

Около входов проектируют свободные площадки, площадь которых зависит от назначения зданий по нормам. У подъездов жилых зданий организуют свободные проходы для движения жителей, внесения мебели.

Около входов в общественные здания (кинотеатры, выставки, учебные заведения, государственные учреждения) проектируют свободные площадки для ожидания, встреч, движения больших потоков людей.

Улицы и проезды располагают не ближе 6 м к зданиям. Радиусы поворотов улиц и проездов определяют из условий безопасности движения, беспрепятственного проезда пожарных машин, видимости для водителей и пешеходов. Вдоль улиц и проездов длиннее 100 м проектируют тротуары.

Свободную территорию функционально зонируют и используют для расположения площадок и пешеходных дорожек. Площадки размещают соответственно их назначению в тихой, активной или хозяйственной зонах. Их стремятся территориально изолировать.

Улицы, проезды, тротуары и площадки — плоскостные сооружения — разграничивают бортовым и бордюрным камнями, которые на генплане показывают-одинарными линиями.

По всем плоскостным сооружениям проводят непрерывные размерные линии в двух направлениях. Их привязывают размерами к границам участка, проезжей части улиц или к осям зданий. Для проектируемых зданий показывают и обозначают крайние оси. По ним привязывают проектируемые здания в двух взаимно перпендикулярных направлениях к существующим зданиям или к границам участка (горизонтальная привязка).

Озеленение проектируют исходя из назначения объекта. Существующие зеленые насаждения сохраняют лишь в случае их хорошего состояния и обоснованного местоположения. Все проектируемые деревья и кустарники на генплане имеют свои условные обозначения и места посадки, привязанные размерами к границам озелененных территорий, с указанием пород, количества, возраста.

Составные элементы генплана обозначают цветом отмывки, штриховкой, цифрами. Чтобы чертеж подробно прочитать совместно с генпланом, наносят условные обозначения, экспликацию зданий и сооружений, баланс территории, узлы сечений по озеленению и покрытиям.

В пояснительную записку включают раздел «Описание генплана». В нем подробно излагают конкретное решение всех перечисленных выше проблем с указанием цифровых данных.

В заключение приводят технико-экономические показатели генплана: площадь застройки (га), площадь асфальтового покрытия (м2), площадь плиточного мощения (м2), площадь озеленения (м2), а также плотность застройки, плотность населения «нетто» и «брутто» для крупных объектов.

На сводном плане инженерных сетей показывают прокладку всех существующих и проектируемых постоянных подземных коммуникаций. Их расположение учитывают при проектировании вертикальной планировки, малых архитектурных форм и озеленения, на состояние которого подземные сети могут оказать вредное воздействие.

Возведение объекта начинают только после утверждения проекта, который перед этим подвергается независимой всесторонней (экономической, технической, экологической) экспертизе.

10. Виды промышленных зданий, их классификация, требования, предъявляемые к промышленным зданиям.

Классификация промышленных зданий по назначению. Классификация по пожаро- и взрывоопасности, по огнестойкости, долговечности, капитальности и этажности. Многоэтажные промышленные здания и области их применения.

Понятия о специальных промышленных сооружениях (бункерах, эстакадах, башнях, газгольдерах, градирнях и др.). Функциональные, технические, экономические, архитектурно-художественные требования, предъявляемые к промышленным зданиям. Индустриализация строительства.

Задачи реконструкции производственных предприятий

11.Объемно-планировочные и конструктивные решения промышленных зданий

Технологическая схема как основа объемно-планировочных решений пром. зданий. Людские и грузовые потоки в здании. Виды планировок и блокирование цехов. Определение параметров производственных помещений (ширины, длины и высоты пролета, шага колонн, высоты здания).

Основные объемно-планировочные структуры одно- и двухэтажных зданий (сплошной застройки, павильонные, одно- и многопролетные, каркасные и бескаркасные и др.). Модульный принцип. Требования пожарной безопасности.

ОПР для различных производственных процессов и режимов работы.



Источник: https://infopedia.su/10xad1a.html

Функциональное зонирование территории

Функциональное зонирование территории Обоянского района Курской области является одним из главных элементов регулирования территориального развития района. Функциональное зонирование определяет хозяйственно-градостроительную направленность функциональных зон, их границы, режимы (регламенты) использования их территории и является одним из базовых документов для разработки проектного плана.

  • Функциональная зона – это территория в определенных границах, с однородным функциональным назначением и соответствующими ему регламентами использования.
  • Функциональное назначение территории понимается как преимущественный вид деятельности (функция), для которого предназначена территория.
  • Задачами функционального зонирования территории являются:
  • • определение номенклатуры и количества функциональных зон, подлежащих выделению на территории данного района;• привязка определенных типов функциональных зон к конкретным элементам территории и формирование их перспективной хозяйственной направленности;
  • • разработка рекомендаций по оптимизации режима использования территорий в пределах функциональных зон разного типа.

Утвержденное в соответствующем порядке функциональное зонирование является одним из регламентов правоотношений в градостроительстве, природопользовании, пользовании землей и иной недвижимостью.Регламент использования территории выступает как совокупность предпочтений и ограничений использования территории в соответствии с ее функциональным назначением.

Функциональное зонирование разработано на основе проектной планировочной организации территории области, здесь выявлены границы и предложен режим хозяйственной деятельности в пределах главных зон ограничений экологического каркаса (водоохранных зонах, заповедниках, сельскохозяйственных землях и т. п.). Зонирование территории Обоянского района Курской области произведено в соответствии с общей территориальной структурой производства и расселения, природно-экологического каркаса области, характером размещения и режимом особо охраняемых природных территорий.

Основными принципами предлагаемого функционального зонирования территории являются:

  • территориальное развитие центральной осевой группы базовых населенных пунктов района, соответственно иерархии: с. Зорино, п. Пригородный, с. Стрелецкое;
  • территориальное развитие складывающихся урбанизированных территорий вокруг развивающихся сельских поселений;
  • развитие и формирование рекреационных территорий вдоль реки Псел; сохранение и развитие особо охраняемых природных территорий: заказников, памятников природы;
  • концентрация социальной инфраструктуры и населения в «узловых» населенных пунктах;
  • упорядочение функциональной структуры территории.
  1. Функциональное зонирование на уровне района предполагает выделение зон приоритетного функционального использования с учетом следующих факторов:
  2. • современного использования территории;• концепции пространственного развития района;• положения территории в планировочной структуре области и района, ее частей относительно наиболее значимых поселений, а также градостроительной ценности территории;
  3. • градостроительных ограничений использования, определяемых следующими аспектами природного и техногенного характера:
  1. ограничения по функциональным базовым признакам;
  2. ограничения, связанные с историко-культурной средой;
  3. неблагоприятные инженерно-геологические и прочие природные условия, а также состояние окружающей среды;
  4. транспортно-коммуникационные ограничения;
  5. эколого-гигиенические ограничения.

Для четкого выявления функциональной специализации территории района, проведено ее функциональное макрозонирование, которое сложилось из следующих типов территорий:

  • кардинально преобразованные человеком территории – поселок городского типа и сельские поселения, территории объектов культурного наследия, районы открытой добычи полезных ископаемых, территории транспортно-инженерных коммуникаций, территории, прилегающие к рекам, территории, прилегающие к развивающимся населенным пунктам – оси развития;
  • умеренно измененные хозяйственной деятельностью – сельскохозяйственные угодья, небольшие участки эксплуатируемых лесных массивов;
  • территории, практически не нарушенные деятельностью человека – открытые пространства, охраняемые природные территории: заповедники, заказники, памятники природы.

Размещение функциональных зон, их конфигурация, определены на основе перспективной планировочной структуры района в соответствии с конкретным размещением основных и второстепенных планировочных элементов.

Функциональное зонирование территории района позволило определить соподчиненную систему сельских поселений – от районного многофункционального центра – г. Обоянь, до внутрирайонных подцентров: с. Зорино, п. Пригородный, с.

Стрелецкое.В результате функционального зонирования вся проектируемая территория Обоянского района Курской области делится на отдельные участки с рекомендуемыми для них различными видами и режимами хозяйственного использования.

По характеру преимущественной градостроительной и хозяйственной деятельности выделяются основные типы функциональных зон:

I. Зоны интенсивного градостроительного освоения территорий

Именно на этих территориях сконцентрирована градостроительная активность, они должны играть роль своеобразных «точек роста» качества организации жилой, производственной, рекреационной среды и роста экономики района. Для них характерно активное новое строительство и реконструкция застроенных территорий, экологически безопасное развитие и поддержание баланса на региональном уровне.

В проекте рассматриваются, прежде всего, территории поселений, определенные в планировочной структуре района, как «полюса роста»: с.Зорино, п. Пригородный, с.Стрелецкое, а также второстепенные населенные пункты, имеющие потенциал роста: с.

Афанасьево, п.Рудавский, с.Пушкарное, д.Горяйново. Эти сельские поселения обладают достаточными территориальными и трудовыми ресурсами, имеют промышленный и агропромышленный потенциал, расположены на главной планировочной оси: «Обоянь-Пристень».

Проектом рассмотрены и выделены площадки нового градостроительного освоения (резервные территории, благоприятные для использования по различному функциональному назначению).

Особенностью пространственного развития территорий интенсивного градостроительного освоения является примыкание к ним природоохранных и рекреационных территорий (существующих и резервных).

Территориальное развитие населенных пунктов должно происходить в границах его земель, ограниченных поселковой чертой. Там, где этих земель недостаточно, вполне могут допускаться изъятия прилегающих территорий (земли сельскохозяйственного назначения) на основании проработок генеральных планов таких поселений, проектов детальной планировки и другой соответствующей проектной документации.

Зоны интенсивного градостроительного освоения делятся на подзоны, в том числе:

  • Зоны транспортно-коммуникационных коридоров
  • Зоны транспортно-коммуникационных коридоров являются территориями, наиболее перспективными для настоящего и будущего экономического развития района.

Доминантным для района является центральный меридиональный транспортно-коммуникационный коридор – ось Москва-Крым. Другая ось включает железнодорожную ветку: Обоянь-Пристень. Территория предназначена для размещения: промышленно-производственных зон, логистических центров, зон роста сельских населенных пунктов, агропромышленных производств.

Второстепенный широтный транспортно-коммуникационный коридор регионального значения, развивается в направлении юго-запад–восток: ось Суджа-Обоянь и Обоянь-Солнцево, проходит по расселенческому каркасу района.

Планировочная ситуация территории района требует усиления связанности транспортной сети местного значения, объединяющей районный центр и развивающиеся центральные населенные пункты с группой сельских поселений. Это даст возможность мелким населенным пунктам быть обеспеченными социальной инфраструктурой райцентра или базового населенного пункта.

Селитебные территории

Часть планировочной структуры г. Обоянь и базовых населенных пунктов. Селитебная территория включает жилые, общественно-деловые и смешанные (производственно-жилые) зоны, а также объекты озеленения.

Промышленные, коммунально-складские территории, производственные центры

В зонах промышленного и производственно-коммунального строительства, расположенных в сельской застройке по центрально планировочной оси, предполагается реконструкция, модернизация объектов капитального строительства.Площадки недействующих ферм предлагается использовать под размещение коммунально-складских объектов с размером санитарно-защитной зоны 50 м.

Территории возможного размещения крупных производств, объектов капитального строительства (резервные территории)Жилищное строительство проектом предусматривается осуществлять преимущественно в границах существующих городских поселений, согласно генеральным планам и градостроительным регламентам.

Новая жилая застройка может быть размещена как на территориях, примыкающих к существующей застройке населенных мест, так и на новых, резервных территориях. Все участки перспективной жилой застройки размещаются за пределами санитарно-защитных зон существующих и проектируемых предприятий промышленного и агропромышленного комплекса.

Территории в границах сельских населенных пунктов, попадающие в зону интенсивного градостроительного освоения должны будут быть подвергнуты реконструкции, как жилого фонда, так и инженерного обеспечения.

На схеме функционального зонирования определены основные направления жилищного строительства района, для чего выделен ряд резервных территорий в непосредственной близости от г. Обоянь.Все зоны предлагаемого жилищного строительства размещены в зоне благоприятной водообеспеченности Обоянского района.

Размещение новых объектов капитального строительства промышленного, производственно-коммунального, транспортно-инженерного назначения в основном предусматривается на резервных территориях, предназначенных для промышленно-коммунального развития сельских поселений, а также на некоторых транспортных связках в зоне основной горизонтальной оси.

Размещение транспортно-инженерных объектов возможно в местах пересечения основной территориальной автомобильной дороги и железнодорожной ветки в районе г. Обоянь.

  • II. Зоны преимущественно природоохранного назначения
  • В соответствии со статьей 97 Земельного кодекса Российской Федерации к землям природоохранного назначения относятся земли:
  • 1) водоохранных зон рек и водоемов;2) запретных и нерестоохранных полос;3) лесов, выполняющих защитные функции;4) противоэрозионных, пастбищезащитных и полезащитных насаждений;
  • 5) иные земли, выполняющие природоохранные функции.

В состав земель преимущественно природоохранного назначения включаются участки, в пределах которых имеются природные объекты, представляющие особую научную и культурную ценность (типичные или редкие ландшафты, сообщества растительных и животных организмов, редкие геологические образования, виды растений и животных). На землях природоохранного назначения допускается ограниченная хозяйственная деятельность при условии соблюдения установленного режима. Устанавливаются водоохранные зоны рек и водоемов, границы которых закрепляются на местности специальными информационными знаками.

Зоны лесов I группы

К лесам первой группы относятся леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий. Порядок ведения лесного хозяйства в лесах первой группы определяется в зависимости от их категории защитности. На особо защитных участках лесов запрещено применение рубок главного пользования.

Водоохранные зоны крупных межрегиональных источников поверхностных вод

Крупные межрегиональные источники поверхностных вод на территории Обоянского района это река Псел и ее притоки.

Водоохранные зоны устанавливаются для поддержания водных объектов в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, для предотвращения загрязнения, засорения и истощения поверхностных вод, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира. Водоохранная зона реки Псел составляет 200 м.

Источник: http://xn—-8sbb2afccxgbbhxj2s.xn--p1ai/skhema-territorialnogo-planirovaniya-oboyanskogo-rajona/24-polozheniya-o-territorialnom-planirovanii/366-funktsionalnoe-zonirovanie-territorii.html

Ссылка на основную публикацию