Фнс рф предупреждает об изменении требований к валютным контрактам

Минфин опубликовал первый законопроект из пакета по либерализации валютного контроля. С 2020 года предлагается отмена обязательной репатриации выручки в рублях для юрлиц — фактически она сохраняется для госучреждений, работающих через счета казначейства.

Проектом предусмотрено снятие ограничений на получение физлицами на свои зарубежные счета средств нерезидентов, отмена отчетности в ФНС физлиц по использованию сумм на зарубежных счетах общей суммой до 600 тыс. руб. в год.

Последнее не решает проблем физлиц, «живущих на две страны»,— но от выехавших за пределы России более чем на полгода Минфин ничего требовать уже не намерен.

Законопроект о внесении изменений в закон «О валютном регулировании и валютном контроле» вчера опубликован на сайте regulations.gov.ru.

По данным “Ъ”, это первый законопроект о валютной либерализации, подготовленный Минфином, впрочем, другие идеи ведомства на этот счет пока неизвестны, а сам проект полноценной валютной либерализацией считаться вряд ли может.

Законопроект касается двух аспектов валютного контроля — валютного контроля операций в рублях и использования физлицами зарубежных счетов.

В случае с рублями идея Минфина радикальна: проект фактически отменяет необходимость возврата (репатриации) выручки по внешнеторговым контрактам в случае, если они исполняются в валюте Российской Федерации.

«Репатриация денежных средств в валюте РФ является одной из причин, препятствующих экспансии российского бизнеса за рубежом, а также достижению макроэкономических целей снижения оттока капитала и стабильности валютного курса.

В связи с этим предлагается отменить репатриацию экспортной выручки в рублях при осуществлении внешнеторговых расчетов между резидентами и нерезидентами»,— пояснили в пресс-службе ведомства: поправки подготовлены «в рамках решения задачи снижения административной нагрузки на экспортеров, что позволяет создать более комфортные условия для расширения несырьевого экспорта из РФ».

ФНС РФ предупреждает об изменении требований к валютным контрактам

Вероятность беспроблемной отмены части валютного контроля для рублей, очевидно, велика — под флагом расширения использования рубля во внешнеторговых расчетах. Исключение, исходя из текста документа, сделано для резидентов, «являющихся участниками бюджетного процесса федерального уровня», ФГБУ и ФГУП — работающих через счета казначейства.

Возможные последствия отмены репатриации рублей пока сложно оценить.

Теоретически это может улучшить возможности для бизнеса за пределами РФ «дочек» российских банков и увеличить обороты российской валюты в ЕС и Китае при экспортных сделках.

Вряд ли происходящее быстро повлияет на практику экспорта нефти, газа, нефтепродуктов и металла из РФ — эти рынки существуют в «долларовом» режиме десятилетиями.

Вторая идея Минфина — распространять режим счетов (вкладов) в иностранных банках на «иные организации финансового рынка». Очевидно, что в первую очередь речь идет о небанковских кредитных организациях, брокерах и фондах. Но с реализацией этого положения могут возникнуть разногласия: определение «организаций финансового рынка» в РФ не всегда совпадает с определениями других юрисдикций.

ФНС РФ предупреждает об изменении требований к валютным контрактам

В случае с физлицами ключевой момент законопроекта Минфина — снятие требования зачисления средств от нерезидентов на счета, открытые за пределами РФ, только через «уполномоченные банки», то есть банки РФ с валютной лицензией.

Проект прямо предполагает возможность зачисления (в этом случае только на иностранные банковские счета физлиц-резидентов) «без ограничений» денежных средств от нерезидентов — в случае, если банки расположены в государствах-членах ОЭСР и FATF и это государство обменивается с ФНС России в автоматическом режиме информацией по многостороннему соглашению от 29 октября 2014 года или другим договорам. Списки «разрешенных» юрисдикций будет публиковать ФНС на своем сайте. Физлицам-резидентам также разрешается напрямую, а не через российские банки, получать на зарубежные счета выигрыши (например, в лотерею) и доходы от продаж драгметаллов с «металлических» счетов.

Режим информирования ФНС о счетах физлиц и движении средств по ним также предполагается несколько упростить. Для граждан РФ, проживающих за пределами РФ более 183 дней в году, уведомления предполагается отменить вообще.

Для физлиц — «полноценных» резидентов России ФНС не придется уведомлять о движении средств в случае, если на таком счете остается менее 600 тыс. руб.

(или эквивалента в валюте) или в год общий объем операций по этому счету не превышал ту же сумму.

ФНС РФ предупреждает об изменении требований к валютным контрактам

Если в случае с репатриацией валютной выручки идеи Минфина выглядят революционно, то в случае с физлицами — нет.

Поправки в отношении физлиц не отменяют проблем с неэквивалентностью понятий «резидента» в понимании закона о валютном контроле, Налогового кодекса и других законов — эту проблему, созданную в России искусственными правовыми конструкциями 2014–2017 годов по мотивам кампании «возврата капиталов в РФ», рано или поздно придется решать. Кроме того, «безотчетный» лимит в 600 тыс. руб. в год по зарубежному счету физлица не выглядит рациональным. Для «живущих на две страны» представителей среднего класса и предпринимателей он просто мал, а национальные режимы контроля более крупных операций в ОЭСР и FATF и так снимают проблемы с «контролем отмывания». К тому же международный автоматический обмен финансовой информацией с 2019 года, в сущности, позволяет вообще отменить необходимость декларирования зарубежных счетов — предполагается, что ФНС будет получать данные о счетах и части трансакций вне зависимости от желания их владельцев. Возможно, с накоплением практики обмена Минфин поменяет позицию — в проекте все нововведения вступают в силу с 1 января 2020 года, обмен уже будет полноценно действовать.

Дмитрий Бутрин

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3714955

Изменения валютного контроля 2018: отмена паспорта сделки и ужесточение ответственности за нарушения валютного законодательства

Новый валютный контроль: вместо паспорта сделки – регистрация внешнеторгового договора в банке Как зарегистрировать контракт в банке после отмены паспорта сделки с марта 2018 года Новые правила валютного контроля – 2018 Как изменится ответственность за нарушения валютного законодательства

С 1 марта изменились правила оформления внешнеторговых контрактов. Теперь для расчета с иностранным контрагентом компаниям не надо оформлять паспорт сделки – он отменен. Кроме того, с 14 мая начинают действовать поправки, ужесточающие ответственность за нарушения валютного законодательства.

Что заменит паспорт сделки с 2018 года, читайте в нашей публикации.

Новый валютный контроль: вместо паспорта сделки – регистрация внешнеторгового договора в банке

С 1 марта вступает в силу инструкция Центробанка РФ от 16.08.2017 № 181-И. Она отменяет паспорт сделки с 1 марта 2018 года и вводит новые правила контроля за внешнеторговыми операциями. Вместо паспорта сделки для проведения расчетов по внешнеторговому контракту необходимо поставить договор на учет в банке.

Для этого компания-резидент должна представить в банк контракт и подтверждающие документы. Причем российским экспортерам достаточно подать сведения о контракте по форме банка, а сам договор принести в течение 15 рабочих дней после постановки контракта на учет. Импортеры такой возможности не имеют.

Не позднее следующего рабочего дня после представления документов банк должен поставить контракт на учет и присвоить ему уникальный номер. То есть срок постановки контракта на учет в банке – 1 рабочий день. Еще один день дается банку на то, чтобы сообщить компании это уникальный номер. Итого два дня на всю процедуру.

Раньше банку давали 3 рабочих дня на проверку данных и оформление паспорта сделки и еще 2 дня – на отправку паспорта резиденту. Итого пять дней на всю процедуру.

Таким образом, после отмены паспорта сделки с 1 марта 2018 года процедура оформления внешнеторговых контрактов ускорилась.

Важно!

Паспорт сделки с марта 2018 года отменен, но если компания заключила контракт до 1 марта, т.е. до вступления в силу нововведений, закрывать паспорт сделки не потребуется.

Паспорта сделок по договорам, которые на 1 марта еще не исполнены и находятся в досье валютного контроля, признают автоматически закрытыми, проставлять у банка отметку о закрытии паспорта сделки не надо.

Номер паспорта становится уникальным номером договора. Дальше банк будет обслуживать такой договор по новым правилам.

При этом необходимость поставить контракт на учет (зависит от его вида и суммы):

  • Импортный контракт / кредитный договор нужно поставить на учет, если его стоимость равна или превышает 3 млн руб.
  • Экспортный контракт ставится на учет, если его сумма равна или превышает 6 млн руб.

Рублевый эквивалент валютной стоимости контракта рассчитывается по официальному курсу на дату его заключения.

Важно!

До 1 марта 2018 года паспорт сделки надо было оформлять в том случае, если сумма контракта российской организации с иностранной компанией в эквиваленте по курсу ЦБ на дату заключения договора равнялась или превышала 50 тыс. долл. США.

Как зарегистрировать контракт в банке после отмены паспорта сделки с марта 2018 года

Чтобы поставить на учет контракт или кредитный договор, в банк надо представить контракт (кредитный договор), его проект или выписку из контракта. Выписка должна содержать информацию, которая необходима банку для оформления ведомости банковского контроля:

  • общие сведения об экспортном контракте (вид экспортного контракта, дата, номер – если есть),
  • валюта экспортного контракта (наименование),
  • сумма обязательств, предусмотренная экспортным контрактом,
  • дата завершения исполнения обязательств по экспортному контракту;
  • реквизиты иностранного контрагента по экспортному контракту (наименование, страна).

ФНС РФ предупреждает об изменении требований к валютным контрактам

Рис. Образец формы для заполнения сведений при постановке контракта на учет

Важно!

Форму выписки необходимо заранее согласовать с банком. Если в банк вместо договора направлена выписка, то подать контракт нужно в течение 15 рабочих дней после его принятия на учет.

Одновременно с контрактом (выпиской) в банк необходимо подать подтверждающие документы. Состав документов зависит от определенной ситуации, в основном это:

  • счет
  • документ, подтверждающий отгрузку товара, выполнение услуг;
  • переводы документов на русский язык.

Новые правила валютного контроля – 2018

Отмена паспорта сделки в 2018 году – далеко не единственное изменение. Новая инструкция № 181-И содержит другие позитивные изменения в правилах валютного контроля.

Стало меньше документов при регистрации внешнеторговых контрактов

Отмена паспорта сделки повлекла за собой сокращение форм документов, которые должны были заполнять компании-участники ВЭД.

Не нужно больше оформлять и предоставлять в банк справку о валютных операциях и отдельную справку о подтверждающих документах при корректировке.

В качестве единой формы учета и отчетности по контрактам и кредитным договорам, принятым на учет, будет использоваться только справка о подтверждающих документах.

Как было. При оформлении паспорта сделки необходимо было заполнить и предоставить в банк:

  • Справку о валютных операциях;
  • Справку о подтверждающих документах;
  • Корректирующую справку о валютных операциях / о подтверждающих документах – при корректировке сведений.

Упрощение валютного контроля сделок на сумму до 200 тыс. руб

По таким сделкам при зачислении иностранной валюты на транзитный валютный счет резидента или списании иностранной валюты с расчетного счета в банк достаточно будет предоставить только сведения о коде вида операции.

Документы, связанные с проведением операции, в банк представлять не надо.

Повышение порогов обязательств по сделкам, которые контролируются в упрощенном порядке, позволит сэкономить время и деньги по гораздо большему количеству операций, чем было раньше.

Как было. До отмены паспортов сделок с 1 марта 2018 порог по сделкам при зачислении или списании валюты со счета резидента, при котором достаточно было подать сведения о коде вида операции, составлял 1 тыс. долларов США, то есть был почти в три раза меньше.

Банк не может отказать в регистрации контракта

Новая инструкция не содержит оснований, по которым банк может отказать в постановке контракта на учет. Поэтому, если компания представила в банк все необходимые для этого документы, банк обязан зарегистрировать договор и оформить ведомость внутреннего контроля.

Как было. Раньше банк мог отказать в оформлении паспорта сделки при его неверном заполнении.

Меньше оснований для штрафов за нарушение валютного контроля

Так как документов по валютным операциям стало меньше, и сама процедура учета контрактов теперь возложена на банки, от компании требуется лишь своевременно предоставить документы. Штрафы за неверное оформление паспортов сделок, справок о валютных операциях уже не будет.

Как было. За нарушение правил оформления паспорта сделки и документов по валютным операциям компании грозил штраф в размере от 40 тыс. до 50 тыс. рублей.

Как изменится ответственность за нарушения валютного законодательства

С 14 мая вступают в силу поправки в закон «О валютном регулировании и валютном контроле» ( Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ), а также в статью 15.25 Кодекса об административных правонарушениях РФ, посвященную нарушениям валютного законодательства.

Рассмотрим самые важные изменения в законе о валютном контроле и видах ответственности:

  1. Во всех внешнеторговых контрактах обязательно должны быть прописаны сроки, в которые иностранная сторона обязана оплатить товар или услуги российскому экспортеру, либо вернуть аванс, если речь идет об импортном контракте

    Чтобы снизить риски нарушения требований о возврате валютной выручки, стороны и до этого чаще всего прописывали такие условия в контрактах. Поэтому для большинства компаний ничего особо не изменится. Просто теперь банку надо будет сообщать не об ожидаемых, а о точных сроках получения и возврата валютной выручки по контракту. Иначе банк может отказаться принять контракт на обслуживание.

  2. Расширился список причин, по которым банки вправе отказать в валютной операции

    Раньше банк мог отказать компании, которая представила все документы по сделке, если заподозрил ее в отмывании доходов. С 14 мая причин для отказа будет больше.

    Так, например, банк сможет отказать в валютной операции, если подозревает компанию в предоставлении недостоверных документов и нарушении требований валютного законодательства.

    При этом решение об отказе банк должен письменно сообщить не позднее одного рабочего дня со дня его вынесения.

  3. Штрафы за валютные нарушения для «ответственных сотрудников»

    Если раньше за незаконные валютные операции и нарушение порядка репатриации денежных средств штрафовали только копанию, то с 14 мая к ответственности можно будет привлечь также директора, главбуха или финдира. Штраф за нарушение валютного контроля в 2018 году для ответственных сотрудников составит от 20 тыс. до 30 тыс. руб. За повторное нарушение будет грозить дисквалификация.

Читайте также:  Как найти судебное решение по фамилии участника или номеру дела

***

Итак, на наш взгляд, процедуры оформления сделок с иностранными контрагентами изменились, но незначительно.

Паспорт сделки с 2018 года отменен, но вместо этого вводится регистрация валютного договора в банке (постановка контракта на учет) с присвоением уникального номера.

Данная процедура проще оформления паспорта сделки, быстрее, и позволяет поставить на учет контракт, основываясь на его проекте, или сведений о контракте (оригинал можно предоставить позже, это очень удобно, если сроки «поджимают»).

В остальном все так же – сохраняется необходимость представления документов, связанных с проведением валютных операций в полном комплекте, в зависимости от ситуации. Валютный контроль не исчезнет, лишь по-новому будут оформляться документы отчетности: фиксировать необходимую для учета информацию будет не компания-резидент, а банк.

За первый месяц работы после отмены паспорта сделок с 1 марта специалисты нашей компании на практике не столкнулись с какими-то серьезными «подводными камнями». В то же время проявилась самая главная сложность – в разных банках по-разному применяются нововведения по оформлению измененных документов.

Например, не очень удобна перемена, связанная с заменой справки о валютных операциях на заполнение сведений о валютных операциях. Справка имела форму документа, закрепленную законодательно, а сведения – это произвольный документ, и в некоторых банках нет возможности распечатать подготовленные (принятые банком) сведения о валютных операциях.

Вместе с тем клиенты, которые обслуживаются в нашей компании, не почувствуют на себе никаких изменений в связи с новыми правилами оформления внешнеторговых контрактов (в связи с отменой паспортов сделки в 2018 году) и ужесточением ответственности за нарушение правил валютного контроля.

Сопровождение внешнеторговых сделок юридических лиц с оформлением всей необходимой документации входит в пакет облуживания. Специалисты нашей компании досконально изучили тонкости валютного контроля по новым правилам и несут ответственность за оформление полного пакета документов для проведения валютных операций.

Наши клиенты ведут бизнес с зарубежными партнерами, а мы также соблюдаем все правила валютного контроля для юридических лиц и отвечаем за безупречность оформления внешнеторговых контрактов и проведения валютных операций для наших клиентов.

Источник: https://1c-wiseadvice.ru/company/blog/otmena-pasporta-sdelki-i-otvetstvennost-za-narushenie-valyutnogo-zakonodatelstva/

Фнс россии напомнила об изменениях в сфере валютного регулирования для физлиц

ФНС РФ предупреждает об изменении требований к валютным контрактам

1 января 2018 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» о валютном регулировании и валютном контроле (письмо ФНС России от 25 января 2018 г. № ОА-4-17/1317).

Поправками понятие «валютный резидент» было распространено на всех физлиц – граждан России независимо от срока их пребывания на территории иностранного государства.

Физлица – резиденты, срок пребывания которых за рубежом в течение календарного года в совокупности составил более 183 дней, освобождены от обязанности уведомлять налоговые органы об открытии (закрытии, изменении реквизитов) зарубежных счетов (вкладов), а также представлять отчеты о движении средств по этим счетам (вкладам). Кроме того, они вправе совершать между собой валютные операции за пределами территории РФ.

  • Вместе с тем обязанность по представлению вышеуказанных уведомлений и отчетов возложена на физлиц – резидентов, срок пребывания которых за пределами России в истекшем календарном году в совокупности составил менее 183 дней и которые ранее их не предоставляли.
  • Исключена обязанность физлиц – резидентов при первом переводе средств на свои зарубежные счета (во вклады) предъявлять уполномоченному банку уведомления налогового органа об открытии счета (вклада) с отметкой о принятии указанного уведомления.
  • Агенты валютного контроля наделены правом в пределах своей компетенции запрашивать и получать документы, подтверждающие факт пребывания физлиц – резидентов за пределами России; документы, подтверждающие факты въезда в РФ и (или) выезда из нее.
  • Расширен перечень разрешенных случаев зачисления денежных средств на счета (вклады) физических лиц-резидентов, открытые ими в банках, расположенных на территориях государств – членов ОЭСР или ФАТФ.
  • Законодательно определено, какой налоговый орган является «налоговым органом по месту учета резидента».

Документы по теме:

Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»

Источник: https://www.garant.ru/news/1179107/

Обзор изменений нарушений валютного законодательства РФ в 2019

ФНС РФ предупреждает об изменении требований к валютным контрактам

Основные нарушения законодательства в области валютного контроля, в 2019,  делятся на следующие:

  1. Нарушение сроков подачи справок и отчетности.
  2. Предоставление заведомо неверных данных и неправильное заполнение форм-документов.
  3. Нарушение сроков поступления на счет валютных средств по экспортным контрактам. Штрафы взимаются даже в том случае, если иностранный контрагент ещё не успел оплатить товары/услуги по выставленным счетам.
  4. Нарушение обязательств по возврату денежных средств оплаченных нерезидентам в РФ.

Ответственность за данные нарушения может возникать как гражданско-правового (аннулирование контракта), так и уголовного характера с реальным сроком лишения свободы ответственных лиц.

Основными контролирующими органами государства в области соблюдения валютного контроля являются Центробанк, Федеральная таможенная и налоговые службы (ФТС и ФНС). Штрафы, как правило, вменяет налоговая инспекция, т.к. ФТС обычно штрафует лишь за нарушение таможенных процедур.

Исходя из Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), юридические лица облагаются штрафами за нарушение сроков подачи документов валютного контроля, их неправильное оформление и хранение. К такой документации относятся:

  • Сведения об открытых заграничных счетах резидентов РФ.
  • Иные документы, подтверждающие подлинность экспортно-импортных сделок.

Паспорт сделки в 2019 году, по новым правилам валютного контроля — не оформляется. Коммерческие банки должны ставить валютные контракты к себе на учет по предоставленным резидентами документам. Если паспорт сделки уже был оформлен, то банк должен сам его закрыть и поставить контракт себе на учёт.

Штрафы за нарушение валютного контроля в 2019 году могут варьироваться от 40 тыс. до 1 млн. рублей.

За незаконные валютные операции, по последним изменениям Федерального  Закона N 325-ФЗ, действующими с 18.05.2019, будет наложен штраф от 20 до 30 тыс. рублей.

За невозврат валюты из-за рубежа в случае непоставки предоплаченного товара, может быть наложен штраф от 200 до 500 тыс.

рублей, дисквалификация на 2 года, либо лишение свободы руководителя на срок до 3-х лет (например, за неверное информирование банка в процессе перевода средств на зарубежный счет).

Если в этом участвовала группа лиц и фигурировала крупные суммы, то срок может быть увеличен до 10 лет, а штраф до 1 млн. руб.

Срок, в течение которого, юридическое лицо может быть привлечено к ответственности — 2 года. Ранее был один год.

Увеличение срока связано с тем, что обмен информацией между контролирующими органами в РФ был настолько затруднен, что в течение одного года было просто невозможно отследить нарушения валютного законодательства.

С 2019 года такой возможности, избежать ответственности из-за нарушения срока давности, у резидентов больше не будет.

Какие операции по зарубежным счетам считаются законными?

Для физических лиц, законом разрешены следующие операции в иностранных банках:

  • перечисления с собственных счетов в российских банках, а также со счетов близких родственников, включая дарение
  • перечисления со счетов других резидентов РФ из российских же банков, в сумме до US$ 5 000 в день переводы в рублях с любых счетов – резидентов России
  • проценты по остатку, вносить минимальный депозит, если этого требуют условия банка; внесение некоторых наличных средств
  • средства в виде: заработной платы по договору с иностранным работодателем
  • выплаты в рамках постановлений судов; пенсии, стипендии, алименты и прочие социальные платежи
  • страховые выплаты от страховщиков-нерезидентов
  • возврат средств, которые ранее заплатило физическое лицо
  • займы или кредиты, полученные на территории стран ФАТФ и ОЭСР
  • доходы от сдачи недвижимости в аренду (также только в странах ФАТФ и ОЭСР)
  • процентный доход
  • средства, полученные при передачи имущества в доверительную собственность
  • доход при отчуждении ценных бумаг, которые прошли процедуру листинга на признанной зарубежной бирже
  • средства от дохода на выставках и подобных мероприятиях за пределами России
  • средства по договорам международных перевозок.

Иные операции, которые не указаны напрямую в законодательстве — запрещены.

Более того, существует вероятность того, что даже законные операции могут быть признаны незаконными, если о них не сообщалось в отчете о движении средств на зарубежных счетах. Об этом есть письмо ФНС N ЗН-3-17/5523 от 16.07.

2017 и хотя, потом было соответствующее разъяснение, о том, что данный документ не имеет силы против Закона “О валютном регулировании”, но, кто застрахует вас от произвола налоговых органов на местах? Тем более, что письмо так и не было отозвано или отменено.

3-й этап амнистии капиталов — потенциальные угрозы нарушения валютного законодательства

Источник: https://internationalwealth.info/offshore-legislation-acts/review-of-changes-in-breaking-russia-tax-legislation-in-2019/

Минфин представил поправки о смягчении режима зарубежных счетов :: Экономика :: РБК

Предложено ослабить и режим отчетности по иностранным счетам физлиц. Сейчас россияне — владельцы банковских счетов за рубежом, которые больше половины времени в году проводят в России, — обязаны представлять налоговикам ежегодные отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам).

Минфин предлагает освободить таких граждан от этой обязанности, но только если счет открыт в государстве ОЭСР или FATF, которое присоединилось к международному автообмену финансовой информацией или имеет такие договоренности с Россией, и только по относительно небольшим счетам, где общая сумма зачисленных средств за отчетный год не превышает 600 тыс. руб. (эквивалент 600 тыс. руб.

, если на счете лежит валюта) либо остаток средств на конец года не превышает 600 тыс. руб.

Чтобы смягчение контроля распространялось на гражданина, его банковский счет должен быть открыт в стране ОЭСР (FATF), но при этом также должен осуществляться автоматический обмен информацией. Далеко не все государства, где россияне держат свои счета, удовлетворяют обоим этим требованиям, замечает Нечаев.

Например, Кипр не является членом ни ОЭСР, ни FATF, хотя и обменивается с Россией информацией. А США являются членом ОЭСР, но не присоединялись к международному автообмену информацией, приводит примеры юрист.

Под оба критерия попадают такие страны, как Дания, Германия, Франция, Великобритания — на банковские счета в этих государствах будет распространяться действие поправок Минфина, говорит Нечаев.

Не совсем понятно, чем руководствовался Минфин, выбирая порог в 600 тыс. руб., говорит Нечаев. «В сентябре, когда заработает автоматический обмен, ФНС получит информацию о любых остатках по счетам российских резидентов за рубежом.

Какой бы ни был баланс счета, информация придет в Россию», — указывает юрист. Состоятельные лица, которые открывают счета в швейцарских или австрийских банках, держат там гораздо более высокие суммы — для них смягчение не подействует.

Драконовские штрафы сократятся

Отдельными поправками в «валютную» статью 15.25 Кодекса об административных правонарушениях предлагается снизить размер штрафа за незаконные валютные операции для физлиц с текущих 75–100% от суммы операции до 20–40%.

К таким незаконным операциям, например, относится зачисление денег на иностранный счет физлица в обход российского уполномоченного банка.

При этом Минфин предлагает не штрафовать лиц (физических и юридических), которые в течение 30 дней после такого зачисления средств на иностранный счет перевели сумму в полном объеме на счет в российском банке.

Предложенные поправки могут быть связаны с прецедентом, когда россиянин Николай Кузнецов был оштрафован налоговой инспекцией на 75% от суммы незаконной валютной операции, а операция, с точки зрения налоговиков, как раз и заключалась в зачислении валюты на счет в иностранном банке (Barclays) без участия уполномоченного банка. Тот факт, что Кузнецов после этого перевел всю сумму на свой счет в Сбербанке, не защитил его от штрафа в 31 млн руб.

Читайте также:  Чем отличается сокращение численности от сокращения штата?

Для юридических лиц главное нововведение Минфина заключается в предлагаемой отмене требования об обязательном возврате экспортной выручки в Россию, если внешнеторговый контракт предусматривает оплату в рублях.

Сейчас экспортеры обязаны обеспечивать своевременное получение на свои банковские счета в России денег от иностранных покупателей товаров или услуг — независимо от того, осуществляется оплата в валюте или рублях.

Минфин предлагает оставить обязательной только репатриацию валютной экспортной выручки. Если же российская компания договорилась с нерезидентом об оплате в рублях, то у нее будет выбор — получить деньги на счет в российском банке или зарубежном.

При этом, если компания выбирает зарубежный счет, она все равно должна уведомлять уполномоченный банк в России о сроках получения денег в соответствии с условиями внешнеторгового договора.

За нарушение этих сроков (при просрочке более 30 дней) юрлицу-резиденту все равно будет грозить штраф.

Положительным последствием таких поправок Минфин видит «создание правовой базы для расширения использования валюты Российской Федерации во внешнеторговых расчетах, завоевание российским рублем статуса региональной валюты и средства международных расчетов». По данным SWIFT за декабрь 2017 года, рубль является лишь 18-й валютой в мире с точки зрения востребованности в международных расчетах с долей 0,27%.

Экспортные контракты в рублях заключаются в основном с партнерами по Евразийскому экономическому союзу, указывает директор Центра исследований международной торговли Александр Кнобель.

«С Европой практически нет такой практики, большинство контрактов с европейскими партнерами заключаются в евро, а со странами остального мира — в основном в долларах.

От смягчения, которое предлагает Минфин, выиграют те поставщики, которые в основном экспортируют в страны ЕАЭС», — считает Кнобель.

В валютной структуре поступлений российских экспортеров преобладает доллар (68,8%) согласно данным ЦБ за девять месяцев 2017 года (более свежих данных нет). На рубль за этот же период пришлось 14,6% экспортной выручки, на евро — 14,8%.

Но в торговле со странами ЕАЭС доля рублевых поступлений по экспорту достигает 69,4%. Больше всего (79,3%) рублями рассчитываются белорусские партнеры, на втором месте (62,3%) — Казахстан, следует из данных ЦБ.

Отказ от жесткого контроля

Валютный контроль — это избыточная мера регулирования, считает Кнобель. «Закон о валютном контроле был принят в то время, когда нужно было наполнять казну и обеспечивать приток валюты в Россию. Сейчас такой проблемы нет, ​и валютный контроль в текущем виде является ограничением для экспортеров. По-хорошему, его нужно отменять», — говорит экономист.

С предложением отменить валютный контроль ранее выступил ЦСР Алексея Кудрина.

Ключевыми проблемами валютного регулирования в России ЦСР назвал необходимость предоставления отчетности по зарубежным счетам и репатриации экспортной выручки, запрет валютных операций между резидентами и слишком жесткую ответственность за нарушения валютного законодательства. Отказ от жесткого контроля «приведет к снижению издержек российских экономических агентов и будет способствовать повышению экономической активности», пришли к выводу эксперты.

Они предложили провести либерализацию валютного регулирования в два этапа: сначала отменить требования по репатриации, установить открытый режим использования иностранных счетов, а нормы отчетности по зарубежным счетам перенести в Налоговый кодекс. Второй этап реформы должен пройти в 2019–2020-е годы, считают в ЦСР, и должен заключаться в отмене отчетности для лиц, чьи счета находятся в странах, с которыми Россия начала автоматически обменивается информацией по стандартам ОЭСР.

Авторы: Иван Ткачёв, Анна Могилевская

Источник: https://www.rbc.ru/economics/23/03/2018/5ab40ff29a79478c60b42849

Изменения в валютном законодательстве: либерализация или новые вызовы?

2018 – год перемен в жизни участников внешнеэкономической деятельности:

  • внесены изменения в Федеральный закон 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;
  • внесены поправки в Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающие персональную ответственность для лиц, принимающих решения;
  • вступила в силу новая инструкция Банка России № 181-И. 

Как жить участникам ВЭД в новых условиях? Означают ли эти нововведения, что мы идем по пути либерализации? Давайте разбираться.

Основные поправки 173-ФЗ

Начнем с Федерального закона № 173-ФЗ, т.к. он касается всех нас – физических лиц и граждан РФ. С 1 января 2018 года все граждане России становятся резидентами РФ – вне зависимости от наличия другого гражданства и места проживания. Если сравнить с мировой практикой, то обычно резидентство определяется не гражданством, а постоянным местом пребывания человека. 

Если вы являетесь гражданином России, но пребываете в совокупности более 183 календарных дней в году за пределами страны и имеете счета в иностранных банках, то вам не нужно подавать в налоговые органы отчет о движение денег по счетам, открытым в банках за пределами РФ.

Однако на вас, как на резидента, распространяются все права и обязанности, предусмотренные 173-ФЗ.

Например, резидент может перевести иностранную валюту без ограничения в сумме со своего счета, открытого в российском банке, в адрес другого резидента только в случае, если адресат является близким родственником (родство необходимо подтвердить документально).

С 14 мая вступают в силу еще два важных изменения: 

  • во-первых, банки будут обязаны отказывать в незаконной валютной операции. Если сейчас банк ещё пока может провести такую операцию, но при этом сообщит о нарушении в органы валютного контроля (ФТС России и ИФНС), то с 14 мая банк обязан отказать в проведении незаконной валютной операции; 
  • во-вторых, в ст.19 о репатриации резидентами иностранной валюты и валюты РФ добавится новое требование: во внешнеторговых контрактах обязательно должны указываться сроки исполнения обязательств, т.е. срок получения выручки при экспорте и срок возврата предоплаты при импорте. Фраза «до исполнения обязательств» больше не пройдет. Чем грозит отсутствие сроков? Банк не примет контракт на обслуживание, и вы не сможете рассчитаться с партнерами. Важно помнить, что закон обязывает исполнять обязательства о репатриации средств не ваших партнеров, а вас как резидентов.

Также недавно Госдума приняла закон, который устанавливает обязанность резидентов по репатриации средств в соответствии с договорами займа.

Это означает, что та лазейка в законе, которой пользовались участники ВЭД для вывода капитала, устранена.

Резиденты будут обязаны передавать уполномоченным банкам информацию об ожидаемых в соответствии с условиями договоров займа сроках исполнения нерезидентами обязательств по возврату денежных средств.

Персональная ответственность для лиц, принимающих решения

С мая 2018 года начинают действовать поправки в ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, цель которых – персонализация ответственности за незаконные валютные операции и не репатриацию средств.

Лицо, принимающее решение в организации, будет считаться должностным лицом.

На него теперь может быть наложен штраф за правонарушение в размере от двадцати до тридцати тысяч рублей, а при повторном правонарушении грозит дисквалификация от 6-ти месяцев до 3-х лет. 

Кто является должностным лицом в организации? В большинстве случаев вся ответственность ложится на генерального директора как на лицо, единолично принимающего решения в соответствии с Уставом организации.

Поэтому рекомендуем изучить учетную политику вашей компании: если в соответствии со структурой вашего бизнеса решение о том, с кем заключать контракты и определять условия оплаты, принимает коммерческий директор, укажите это в учетной политике на всякий случай.

Новая инструкция Банка России 181-И

И, наконец, о новой инструкции Банка России № 181-И. Она пришла на смену инструкции 138-И и начала действовать с 1 марта 2018 года. Ключевое новшество этой инструкции – отмена паспорта сделок и справки о валютных операциях.

Теперь единственной формой учета валютных операций является справка о подтверждающих документах. Также появились новые требования к учету внешнеторговых контрактов.

Давайте разберем подробнее, как изменился учет контрактов и операций по ним.

Итак, форму паспорта сделки, действительно, отменили, но требование об учете контрактов осталось в силе. Все паспорта сделок, которые существовали до 1 марта 2018, считаются закрытыми, а контракты – поставленными на учет с присвоением уникального номера контракта (УНК). Этот уникальный номер и есть номер паспорта сделки, структура его осталась неизменной.

Новые требования к контрактам – это порог по общей сумме обязательств по каждому контракту. Ранее все контракты по сумме пересчитывались в доллары США по курсу ЦБ РФ на дату их вступления в силу, чтобы понять, нужно ли открывать паспорт сделки. Процесс не изменился, только теперь пересчет идет в российские рубли:

Тип контракта Сумма контракта Комментарий
все контракты не более 200 000 руб. Операция проводится без документов, для валютного контроля ничего предоставлять не нужно
импортный контракт (товары/услуги) и договоры займа менее 3 000 000 руб. Контракт, который является основанием, нужно предоставить в банк в момент операции.
импортный контракт (товары/услуги) и договоры займа более 3 000 000 руб. Контракт нужно поставить на учет в банк, присвоив УНК до операции или таможенного оформления. Для этого направьте контракт в банк и не позднее следующего рабочего дня вы получите УНК.
экспортный контракт (товары/услуги) менее 6 000 000 руб. Контракт нужно предоставить в банк в момент операции или не позднее 15 рабочих дней после зачисления денег от нерезидента

Вы, наверняка, заметили, что порог для экспортных контрактов увеличен вдвое. Это должно положительно повлиять на представителей экспортеров в малом бизнесе. Пользоваться «подарком для экспортеров» (сначала деньги – потом документы) мы не рекомендуем. Есть риск забыть про 15 рабочих дней, а это будет повод заплатить штраф, размер которого может достигать 50 000 руб. 

Что еще изменилось с новой инструкцией:

  • такие понятия как «ведомость банковского контроля», «справка о подтверждающих документах» не исчезли и не изменились, но появилось дополнение: в справку добавлена новая графа 12 для корректировки данных;
  • переоформление и закрытие паспорта сделки теперь называется «внесение изменений в раздел I ведомости банковского контроля» и «снятие контракта с учета», соответственно. Основания и документы остались прежними, со стороны резидентов по срокам изменений также. Однако у банков на оформление теперь есть не три, а два рабочих дня; 
  • перевести контракт на обслуживание в другой банк стало проще: как и прежде, нужно снять контракт с учета в старом банке, прийти с ним в новый банк и сообщить УНК. Но всю необходимую информацию новый банк самостоятельно запросит у ЦБ РФ (в т.ч. ведомость банковского контроля).

В начале статьи мы говорили, что справку о валютной операции отменили. Но что же пришло взамен? Резиденты, как и прежде, должны сообщать банку сведения о валютной операции – ссылку на контракт или УНК (при наличии) и ожидаемые сроки (по импорту).

Код вида валютной операции банк теперь должен определить самостоятельно на основании документов и информации, которой располагает. Сделать это не сложно, если в контракте определен единственный способ оплаты, однако при смешанном типе оплаты банку может потребоваться дополнительная информация от вас. И согласно ст.

23 173-ФЗ у банка есть право запрашивать любую информацию, связанную с проводимой валютной операцией. Важно понимать, что всю ответственность за правильный учет и, как следствие, соблюдение требований закона о репатриации средств несет участник ВЭД.

Поэтому мы рекомендуем указывать наиболее полную и достоверную информацию при проведении расчетов, в том числе и код вида валютной операции.

А теперь давайте подведем итоги. Внешнеэкономическая деятельность становится прозрачнее: теперь банки обязаны направлять информацию о нарушениях клиентами валютного законодательства ежедекадно (до 01.03.

2018 – ежемесячно) и вместе с информацией о присвоении УНК, внесении изменений и снятии с учета в адрес ФТС России передавать скан-копии контрактов и дополнительных соглашений. Для участников ВЭД упрощается процесс оформления сделок – отменены формы документов и сроки на оформление со стороны банков сократились.

При этом вводятся новые требования, которые ужесточают контроль за выводом капитала. В этих условиях важно найти партнера, который всегда будет рядом в новой ситуации и предупредит о неверном шаге. Прежде всего таким партнером должен стать ваш банк.

Убедитесь, что ваша компания может рассчитывать не только на сервис по переводу средств, но и на помощь в учете валютных операций и контрактов и всестороннюю консалтинговую поддержку по вопросам ВЭД. 

Читайте также:  Доверенность по административному делу по кас рф - образец

Источник: https://www.alta.ru/expert_opinion/59607/

Что нужно знать об изменениях законодательства в сфере ВЭД в 2018 году

07.01.2018

С точки зрения российского законодательства, чтобы вести бизнес с иностранными партнерами, недостаточно подписать контракт, закрепляющий согласованные условия сделки.

Валютные операции находятся под контролем государства.

Поэтому если вы поставляете товар за границу или иностранная компания оказывает вам услуги, вы наверняка знаете, что договоры «с иностранным элементом» требуют особого взаимодействия с банками.

Только за второе полугодие 2017 года были приняты, по крайней мере, два важных нормативных акта в сфере валютного контроля.

Речь идет о новой Инструкции Банка России от 16 августа 2017 года № 181-И [1] (далее – «Инструкция 181-И», «новая Инструкция») и поправках в закон №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» [2], введенных Федеральным законом N 325-ФЗ от 14 ноября 2017 года [3].

31 декабря 2017 года станет последним днем действия Инструкции Банка России N 138-И, принятой 04 июня 2012 года (далее – «Инструкция 138-И», «старая Инстукция»)[4], о которой мы писали ранее.

Напомним, что в соответствии с данным нормативным актом резидент обязан открыть в банке паспорт сделки, если цена контракта с нерезидентом превышает 50 тысяч долларов.

На смену данному документу приходит Инструкция 181-И.

Комментарий ЦБ о новой Инструкции. Как отмечается в информации пресс-службы Центрального Банка, новый порядок направлен на либерализацию требований валютного контроля. Новая Инструкция 181-И призвана уменьшить нагрузку на резидентов в сфере документооборота по валютным операциям.

Из содержания документа, в то же время, ясно, что «либерализация» не означает полной отмены контроля за валютными операциями. Снижение требований выразится в том, что пакет документации, предоставляемый резидентами по контракту, станет меньше.

Также возрастет  минимальное значение цены договора, по достижении которого по такому договору потребуется предоставление банку большего количества документов.

Обзор нововведений в соответствии с новой Инструкцией 181-И

i. Учет контракта вместо паспорта сделки.

Основным нововведением является отмена паспортов сделок. Теперь внешнеторговые контракты необходимо ставить на учет. Как и в случаях с паспортами сделки, учету подлежат не все договоры с нерезидентами.

Но теперь важное значение приобретает направленность контракта на экспорт или импорт. Порядок учета экспортных и импортных сделок различается.

Учет контрактов требуется, если цена импортного контракта оценивается в 3 миллиона рублей и более, а по экспортным договорам точкой отправления является 6 миллионов рублей. 

Для учета договора резидент должен представить в банк пакет документов. Каждому контракту, который ставится на учет, присваивается уникальный номер. Процедура постановки на учет должна занимать у банка всего один рабочий день. Напомним, что для открытия паспорта сделки по старой Инструкции 138-И требовалось до трех рабочих дней.

ii. Банк не сможет отказать в постановке контракта на учет

Новый порядок исключает отказ банка в постановке контракта на учет. Это отличает новую Инструкцию от действующей до 1 января.

Так, по старому порядку, банк мог правомерно отказать в оформлении паспорта сделки, если данные, указанные в контракте, не соответствовали сведениям в заполненной форме паспорта сделки.

Теперь банк в любом случае должен будет поставить контракт на учет.

iii. Порядок взаимодействия с банком по сделкам до 200 тысяч рублей

Ранее при сумме сделки, не превышающей одной тысячи долларов, резидент был вправе предоставлять в банк только справку о валютной операции. Предоставление иных документов в такой ситуации не требовалось.

С 1 января 2018 года по договорам с суммой обязательств менее 200 тысяч рублей не потребуется представления документов, связанных с проведением валютных операций.

В этом случае резидент должен предоставить только информацию о коде вида операции.

iv. Отмена справок о валютных операциях

Наряду с паспортами сделок, отменяются также справки о валютных операциях. Ранее такая справка была одним из основных документов, оформляемых резидентом. В то же время требование о предоставлении документов-оснований по валютным операциях в новой Инструкции сохраняется.

v. Иные изменения.

Ранее резидент в ряде случаев должен был предоставлять в банк ведомость валютного контроля. Например, такое действие требовалось при переводе контракта на обслуживание в другой банк. Теперь банк самостоятельно запрашивает ведомость в электронном виде в Банке России.

Инструкция также предусматривает сокращение ряда сроков осуществления действий банками. Так, уменьшен срок проверки документации по снятию контракта с учета (ранее – закрытию паспорта сделки), а также срок, по истечении которого банк вправе самостоятельно снять полностью исполненный или полностью не исполненный контракт с учета (ранее – закрыть паспорт сделки).

Последствия вступления в силу новой Инструкции

Исходя из текста новой Инструкции, изменения повлекут следующие последствия:

  • уменьшается «документальная» нагрузка на резидентов: основные обязанности по оформлению документации переносятся на банки, резидентам нужно будет готовить меньше документов;
  • вводится различный порядок оформления в банке экспортных и импортных контрактов: повышено значение цены сделки для экспортных операций, при котором потребуется постановка контракта на учет (ранее – при превышении которого требовалось оформление паспорта сделки);
  • повышается значение цены сделки, с которого по внешнеторговой сделке требуется предоставление документации: теперь документация не предоставляется в обязательном порядке при сумме внешнеторгового контракта до 200 тысяч рублей (хотя может быть запрошена);
  • уменьшается количество оснований для привлечения к ответственности за валютные правонарушения: сокращено количество документов, предоставляемых в банк при осуществлении валютных операций, а, следовательно, привлечь к ответственности за их непредоставление будет нельзя;
  • увеличивается скорость оформления внешнеторговых операций в банке: предусматривается сокращение сроков осуществления банком отдельных действий.

Переходные положения

Если паспорт сделки оформлен, но еще не закрыт в 2017 году, в 2018 году его автоматически признают закрытым. При этом договор, по которому оформлен паспорт сделки, поставят на учет в соответствии с новым порядком. Номер паспорта сделки при этом станет уникальным номером контракта.

Тем, кто представил документы на оформление паспорта сделки в 2017 году (при этом паспорт сделки еще не был оформлен) и тем, у кого по состоянию на 2017 год есть оформленные и незакрытые паспорта сделок, советуем проверить правильность переноса банками информации из паспортов сделок (или информации, представленной для их оформления) в реестр действующих контрактов.

Валютный контроль: ужесточение требований

Изменение требований по взаимодействию с банками по новой Инструкции 181-И – не единственные нововведения в сфере валютного контроля. С 14 мая 2018 года изменится и закон “О валютном регулировании и валютном контроле”.

  Принятые Федеральным законом N 325-ФЗ от 14 ноября 2017 года [4] поправки направлены отнюдь не на либерализацию действующего законодательства.

Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, его целью является устранение условий, способствующих нарушениям в сфере валютного регулирования.

Эти изменения предполагают ужесточение требований к внешнеторговым контрактам, расширение оснований для отказа в проведении валютной операции со стороны банка и повышение установленных размеров ответственности за нарушение валютного законодательства.

Указание сроков во внешнеторговом контракте станет обязательным

Предыдущая редакция закона “О валютном регулировании и валютном контроле”  позволяла резиденту указать «ожидаемые сроки» в отношении сроков получения выручки или исполнения иных обязательств со стороны нерезидента. Согласно принятым поправкам, в договорах между резидентами и нерезидентами должны быть указаны сроки исполнения сторонами обязательств.

Таким образом, отсутствие данных сроков в контракте фактически является нарушением требований закона. Соответственно, такая сделка может быть признана недействительной в соответствии со статьей 168 ГК.

Поправки, однако, не наделяют правом подавать иски о признании сделок недействительными органы валютного контроля, хотя Минфином ранее такие изменения предлагались [5].

Также исходя из новых изменений закона, о которых мы расскажем далее, отсутствие информации о сроках в договоре может привести к отказу в осуществлении валютной операции банком по данному контракту.

Расширен перечень оснований отказа в проведении валютных операций

Ранее банки были вправе отказывать в проведении валютной операции по двум основаниям: в связи с непредоставлением документов (предоставлением неверных документов) или при подозрениях, что операция направлена на легализацию незаконно полученных денежных средств или финансирование терроризма. С 14 мая 2018 года такой отказ будет возможен и в иных случаях.

Банки будут вправе отказывать в осуществлении валютной операции, если резидент представил документы, не соответствующие требованиям закона. Также такой отказ будет возможен по причине нарушения валютного законодательства.

Речь идет, например, о нарушении резидентами требований в отношении валютных операции между резидентами, нарушениях в области регулирования счетов резидентов в банках, расположенных за пределами РФ, о злоупотреблении правами и неисполнении резидентами обязанностей.

При этом в новой редакции закона перечень оснований для отказа закреплен описательно. В соответствии с изменениями, уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции в случае, если ее проведение нарушает требования актов валютного законодательства РФ.

Ужесточение ответственности за валютные правонарушения

Поправки в закон «О валютном регулировании и валютном контроле» сопровождаются внесением изменений в Кодекс об административных правонарушениях в части ужесточения ответственности за валютные правонарушения. Повышаются штрафы для должностных лиц за ряд валютных правонарушений до 20-30 тысяч рублей.

Вводится ответственность для должностных лиц в виде дисквалификации при совершении правонарушений повторно.

Как указано в пояснительной записке к законопроекту, изменения направлены на то, чтобы пресечь «возможность создания одними и теми же лицами неограниченного количества юридических лиц для осуществления противоправной деятельности».

Последствия принятия поправок

Российской компании теперь придется каждый раз при подписании внешнеторгового контракта убеждаться, что стороны согласовали сроки исполнения обязательства.

Причем даже тогда, когда для сторон они не являются существенными и не указаны в применимом законе в качестве таковых.

Резидент должен будет убедить иностранного контрагента в том, что указание сроков во внешнеторговом контракте необходимо по российскому законодательству.

На практике бывают ситуации, когда по объективным причинам сложно указать сроки исполнения обязательств.

Например, если в договоре подряда есть условие о выплате дополнительного вознаграждения подрядчику за достижение определенного результата и о его утверждении со стороны заказчика.

Также российские компании сотрудничают с компаниями-монополистами и крупными зарубежными поставщиками, которые зачастую работают по типовым шаблонам. В этом случае добиться правок в такие договоры для российских организаций на практике крайне сложно.

В случае, когда резидент РФ находится в слабой переговорной позиции или есть объективные причины невозможности указания точных сроков исполнения обязательств, указанные законодательные нововведения могут привести к тому, что российским компаниям придется либо соглашаться с неминуемым нарушением валютного законодательства, ставя под угрозу саму возможность осуществления валютных операций по внешнеторговой сделке, либо отказываться от сотрудничества с непреклонным иностранным партнером.

Кроме того, в законе не предусмотрено никаких инструкций в отношении уже заключенных к моменту вступления в силу поправок договоров.

Изменения в сфере валютного регулирования: резюме

Новая Инструкция 181-И снимает часть нагрузки в сфере документооборота с резидентов при работе по внешнеторговым контрактам. Однако кардинально порядок взаимодействия с банками не меняется. Новые стандарты облегчат работу, главным образом, по экспортным контрактам и контрактам с ценой до 200 тысяч рублей.

В то же время говорить о либерализации в сфере валютного регулирования и контроля в целом было бы преждевременно.

С 14 мая 2018 года вступят силу поправки, внесенные 325-ФЗ, которые ужесточают ответственность за нарушение валютного законодательства и предусматривают новые возможности отказа в совершении валютной операции банками.

Причем перечень оснований отказа закреплен таким образом, что при любом, даже формальном нарушении положений актов валютного законодательства, банк будет вправе отказать в проведении операции.

Это может привести к увеличению случаев необоснованного отказа в осуществлении валютных операций, в том числе по формальным основаниям. При этом спорен вопрос о том, является ли такой отказ основанием для освобождения от ответственности за неисполнение обязательств по внешнеторговому контракту российским резидентом.

Вводятся дополнительные требования к контрактам в сфере внешнеторгового оборота по указанию сроков, что может затруднить работу добросовестных компаний с иностранными партнерами. Полностью оценить грядущие изменения и их практические последствия можно будет после вступления поправок в силу.

[1] Инструкция Банка России от 16 августа 2017 года № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» http://www.cbr.ru/analytics/?PrtID=na_vr&docid=408

Источник: https://taxhouse.ru/articles/changes-2018-otmena-pasport-sdelki/

Ссылка на основную публикацию