Экспедитор и перевозчик — в чем разница?

10.05.2018

Экспедитор и перевозчик - в чем разница? источник картинки: buhgalteria.ru

Совершенно любой объект может превратиться в груз. Для этого достаточно, чтобы появилась потребность в его перемещении с использованием любого вида транспорта. При этом участниками процесса становятся не меньше трех субъектов: отправитель, перевозчик и получатель.

Во многих случаях отправитель и получатель могут являться одним лицом. Фактически возможна ситуация, при которой оно же является и перевозчиком, но ее мы рассматривать в данном случае не будем, так как при такой ситуации исключается сам факт договорных отношений между сторонами.

Грузом может выступать и человек. Он в таком случае называется пассажиром и выступает в качестве полноценного и самостоятельного участника транспортного процесса.

Группа SteamTrend оказывает транспортные и экспедиционные услуги. Далее мы расскажем об этих понятиях и о том, чем они друг от друга отличаются.

Что такое перевозка?

 Достаточно представить ситуацию, при которой конкретное лицо обращается к перевозчику с предложением осуществить на возмездной основе перевозку определенного груза из одной точки в другую, причем владелец груза берет на себя все обязательства по организации загрузки и выгрузки транспортного средства.

В результате водитель просто доставляет товар между двумя точками, обеспечивая исключительно его сохранность.

Если посмотреть на данный процесс с юридической стороны, то он признается перевозкой, регламентируемой Гражданским кодексом РФ, в частности главой 40 документа (эту главу можно найти в разделе «Полезные документы»).

Между сторонами оформляется договор транспортной перевозки (смотрите образец такого договора в разделе «Полезные документы» , отражающий данные по используемого транспорту, точках отправки и получения, сроках оказания услуги, ее стоимости и основных параметрах.

Заказчик в свою очередь принимает на себя обязательства по оплате оказанных услуг в полном объеме и установленном порядке. Вместе с договором составляется транспортная накладная , выступающая сопроводительным документом для перевозимого груза, и являющаяся документом отчетности.

Бланк транспортной накладной вы можете посмотреть тут.

При организации пассажирских перевозок основных документом выступают билет и багажная квитанция, если человек сдал личные вещи в багаж. Выдача билетов осуществляется исключительно уполномоченным на это лицом.

Договор перевозки груза не может существовать без транспортной накладной, исключение составляют только ситуации, при которых владелец груза для перевозки применяет собственный автотранспорт. В таком случае подтверждающим транспортировку фактом будет являться путевой лист водителя машины.

Фиксация исполнения перевозки осуществляется в транспортной накладной, составлением акта выполненных работ и выставлением счета-фактуры.

Экспедитор и перевозчик - в чем разница?

источник картинки: cfin.ru

Что такое транспортная экспедиция?

 В современных условиях получили распространение так называемые сопутствующие услуги, оказываемые совместно с доставкой груза. В результате третья сторона принимает на себя ответственность за подбор транспорта, построение маршрута следования, оформление документов и так далее.

Соответственно заказчик освобождается от целого пласта работы. Подобная организация процесса носит название транспортной экспедиции. Ее регламентация осуществляется главой 41 Гражданского кодекса (скачать её вы можете здесь) .

Необходимо отметить, что предоставлением экспедиционных услуг могут исключительно юридические лица, в то время как ограничений по потребителям услуг не устанавливается.

Отношения между экспедитором и заказчиком услуги закрепляются соответствующим договором, при этом перед экспедиторской компанией стоит следующий перечень задач:

  • Подбор транспортного средства и оптимального маршрута движения, оптимально отвечающих характеристикам перевозимого груза.
  • Заключение договоров на оказание транспортных услуг при перевозке грузов.
  • Организация погрузочно-разгрузочных работ, сопровождение груза, складское хранение.
  • Оформление документации, уплата таможенных пошлин, страхование груза.

 Зачастую заказчик оформляет на экспедитора доверенность, предоставляя последнему возможность самостоятельно решать широкий перечень вопросов, не беспокоя каждый раз клиента необходимостью личного присутствия. При такой схеме взаимодействия перевозчик выступает агентом, а сам договор экспедирования оказывается посредническим.

Необходимо учитывать, что между договором перевозки и транспортной экспедиции есть существенная разница. Первый предполагает исключительно перемещение груза, а второй еще и широкий перечень сопутствующих услуг. Соответственно он имеет более широкий смысл. В случае, если экспедитор и перевозчик представлены в одном лице, то заключаемый договор признается смешанным.

  • Отметим, что оказание сопутствующих услуг возможно и в рамках договора перевозки, но при этом данная опция должна прописываться в договоре между участниками отдельными пунктами.
  • В свою очередь экспедитор имеет возможность привлекать к выполнению работ третью сторону, призванную обеспечить исполнение отдельных операций, к примеру, нанимать сторонний автотранспорт.
  • Договор экспедиции существует совместно с несколькими другими документами:
  • Поручение экспедитору. Представляет собой свод услуг, оказываемые клиенту по договору и их основные условия.
  • Экспедиторская расписка. Документ-подтверждение, выдаваемый при получении груза от получателя;
  • Складская расписка. Документ-подтверждение временного приема груза для хранения на складских площадях.

Фактом исполнения работ выступает акт выполненных работ или отчет, предоставляемый исполнителем услуги заказчику.

При этом требование оформления соответствующего документа носит рекомендательный характер, так как законодательно не прописывается в качестве обязательного.

Тем не менее, наличие подобных подтверждений важный элемент ведения отчетности, в том числе при взаимодействии с налоговыми органами.

Отчет экспедитора представляет собой документ, выступающий подтверждением факта исполнения экспедиторской компанией взятых на себя обязательств перед клиентом.

В отчете отражаются сведения по фактическим затратам в рамках выполнения договора и сумме получаемого вознаграждения.

Приложением к отчету выступают транспортная накладная, счета-фактуры, различные первичные документы, оформлявшиеся в процессе.

В случаях, когда для организации перевозки привлекаются дополнительные участники, наличие в отчете транспортной накладной не является обязательным, но желательным.

Экспедитор и перевозчик - в чем разница?

источник картинки: ТК Чароит

Виды экспедиционных договоров

 Существует несколько вариантов договоров экспедирования, от вида которого зависит перечень оказываемых услуг и ответственность сторон. Наибольшее распространение получили следующие варианты:

  • Договор поручения. Предполагает наличие у экспедитора доверенности от заказчика при сохранении ответственности на заказчике услуги. От него требуется не только провести компенсацию всех расходов, случившихся в процессе оказания услуги, но и провести выплату соответствующего вознаграждения.
  • Договор комиссии. Данная схема предусматривает действия экспедирующей компании от своего имени, но с перевыставлением всех счетов на заказчика. Он же проводит и выплату вознаграждения за выполненный объем работ. С учетом личной ответственности экспедирования выдача доверенностей не предусматривается.
  • Агентский договор. Данный вид договора предусматривает возможность действий самостоятельно, либо от лица заказчика при наличии соответствующей доверенности. Допускается даже схема, при которой часть услуг ведется от имени экспедитора, а часть от лица заказчика услуги.

Указанные выше особенности позволяют рассматривать услуги транспортно-экспедиторского характера в качестве самостоятельного направления деятельности, при котором компания-экспедитор обладает возможностью заключения договоров оказания услуг.

В таком случае в комплекс предоставляемых услуг не ограничивается исключительно перевозкой товара, захватывая еще и весь комплекс сопутствующих услуг.

При такой схеме экспедитор получает возможность оставить в секрете от заказчика все расходы, понесенные в процессе взаимодействия со сторонними участниками процесса, привлеченными к работе.

Все финансовые расчеты клиента – заказчика услуги, осуществляются только с экспедитором, прописанном в договоре, в то время как последний уже рассчитывается с третьими лицами. Подобная схема предполагает сохранение экспедирующей стороной тайны собственных доходов и перечня партнером, с которым организуется взаимодействие.

В свою очередь в ситуациях, когда в процессе оказания услуги пришлось столкнуться с дополнительными финансовыми расходами, носящими непредвиденный характер, и не прописанными в договоре, обязанность их оплаты ложится на непосредственного исполнителя.

В свою очередь в случае, если по вине привлеченных участников процесса качество оказанной услуги оказалось ниже заявленного, претензии со стороны заказчика могут быть предъявлены исключительно экспедитору, как ответственному лицу по договору. Он в свою очередь на основании собственных договоров с привлеченными участниками процесса предъявляем им свои претензии.

статья подготовлена при участии отдела логистики и отдела делопроизводства SteamTrend.

Источник: https://steamtrend.ru/useful/article/perevozka-i-transportnaya-ekspeditsiya-osobennosti-i-otlichiya.html

Экспедитор или перевозчик — в чем отличие и кого предпочесть?

Если вы впервые нуждаетесь в перевозках, и речь идет о товаре, а не о личной посылке, вам будет непросто выбрать транспортную компанию.

Под «транспортной» понимают все компании, так или иначе связанные с перевозкой: от курьерской службы до ОАО «РЖД». И дело не только в способах доставки, которые вам предлагают, но и в спектре услуг.

«Аэрофлотом» не перевезти три тонны щебня по железной дороге, а «РЖД» ничем не поможет с доставкой за океан.

В транспортной сфере существуют два понятия: «перевозчик» и «экспедитор». Перевозчик занимается только доставкой, экспедитор — организацией этой доставки.

Кто такой экспедитор?

Экспедитор и перевозчик - в чем разница?

Все это долго, трудно, да и не всегда возможно (крупные перевозчики редко идут на контакт с частниками). Вам придется искать лучшую компанию, договариваться, согласовывать условия, заботится о мелочах: хранении товара, его растаможке, погрузке-разгрузке. И если случай разрушит вашу схему, вы потратите намного больше времени и сил, чтобы все решить. Речь не столько о форс-мажорах, сколько о ошибке в документах, потерянном чеке и тому подобных мелочах.

Экспедиторы работают, чтобы решить все проблемы клиента с перевозкой. Вы находите компанию, говорите, откуда и куда, что и когда нужно перевезти, оплачиваете услуги и подписываете договор. В указанное время вы получаете товар.

Экспедитор организует доставку, берет на себя промежуточные этапы транспортировки, разгрузку и погрузку, хранение и охрану груза. Он оперативно переоформляет документы (не без вашей помощи) и находит другой транспорт, если с первым возникли проблемы.

По сути, это организатор доставки, посредник, который берет комиссию, но решает все вопросы за клиента.

Чем экспедитор отличается от перевозчика?

Экспедитор и перевозчик - в чем разница?

Перевозчик не занимается мультимодальной доставкой: как правило, в его распоряжении только один тип транспорта и несколько направлений, по которым курсируют автомобили, суда или поезда.

С юридической стороны деятельность перевозчиков регламентируют разные законы: все зависит от типа транспорта. Свои правила и требования существуют для морской, воздушной, железнодорожной и автомобильной перевозки.

С экспедитором ситуация чуть проще. Все экспедиторы руководствуются ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». Соответственно, их работа понятнее и прозрачнее для клиента: ему не нужно изучать много законов, кодексов и подзаконных актов, чтобы организовать поездку без проблем для себя.

Экспедитор или перевозчик?

Экспедитор и перевозчик - в чем разница?

Выбирая между перевозчиком и экспедитором, учитывайте сложность своей ситуации и тип груза. В частности:

  • Если вам нужно доставить груз на небольшое расстояние, лучше перевозчик. Просто наймите машину — она доедет до пункта назначения без перегрузки.
  • Если речь идет о дальней международной (или межрегиональной) транспортировке, обратитесь к экспедитору. Он поможет подобрать лучшую схему доставки и лучший маршрут.
  • Если между пунктом назначения и отправления идет большой и интенсивный грузопоток, а у вас есть свободное время, можете рискнуть и выбрать перевозчика. Вполне возможно, что груз доставят не к вашему складу, а один из логистических центров, откуда его придется забрать самостоятельно. Тем не менее, вы сэкономите деньги.
  • Если вы доставляете грузы из Китая, США, Японии и других стран, удаленных от европейской части России, идеальный вариант — экспедитор. Он организует мультимодальную доставку.
  • Если вы перевозите опасные, хрупкие, крупногабаритные, ценные грузы, лучше обратиться к экспедитору. Он быстрее найдет машину.
Читайте также:  Установлен порядок регистрации участников закупок в ЕИС и ведения реестра участников закупок

Как видите, однозначного решения не существует. Вы можете почитать о доставке по интересующему вас направлению, поискать компании и сделать выбор.

Источник: https://www.wtransports.com/2017/07/29/ekspeditor-ili-perevozghik-v-chem-otlichie-i-kogo-predpochest/

Чем отличается перевозка от экспедирования: различия договоров перевозки и экспедирования

Транспортные споры, возникающие из несохранной перевозки, занимают значительную часть практики транспортного права, особенно если речь идет о железнодорожной перевозке.

Помня о статусе монопольного государственного перевозчика и аспектах ведения споров против подобной структуры, грузовладельцы предпочитают пробовать взыскивать собственные потери с экспедиторов, что, тем не менее, тоже может заканчиваться неудачей.

Все дело в разнице между правоотношениями, возникающими при перевозке и экспедировании.

Экспедитор и перевозчик - в чем разница?

Гражданское законодательство определяет договор перевозки груза как такой, по которому перевозчик обязуется доставить доверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его получателю, который имеет право на получение груза.

Из этого определения прямо не следует, что перевозчик обязательно должен доставлять груз собственными силами, используя находящийся у него во владении транспорт.

Но если в договоре между сторонами присутствует формулировка «обязуется доставить», то речь будет непременно идти о перевозке и сторона, которая взяла на себя обязательство по доставке груза в пункт назначения, по общему правилу, будет нести ответственность именно как перевозчик.

Естественно, в определенных законом случаях у перевозчика должны быть соответствующие лицензии на перевозку, и грузовладельцам рекомендуется заранее поинтересоваться, во-первых, относительно необходимости получения определенных лицензий в зависимости от типа транспорта, на котором планируется осуществить перевозку, а во-вторых, о наличии таких лицензий, если их получение все же необходимо.

Общим условием ответственности перевозчика (независимо от вида перевозки) за несохранную перевозку является вина, наличие которой предполагается.

Следует заметить, что морская, железнодорожная, авиационная и автомобильная перевозки принципиально отличаются друг от друга в юридическом плане, поскольку дополнительно регулируются уставами и конвенциями, в которых раскрываются определенные особенности каждого вида перевозки и, что самое главное, описываются аспекты привлечения перевозчиков к ответственности. Тем не менее можно выделить некоторые общие черты, характерные для определения ответственности перевозчика вне зависимости от вида перевозки.

Общим условием ответственности перевозчика за несохранную перевозку является вина, наличие которой предполагается. Перевозчик отвечает за сохранность груза после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю.

При этом перевозчик не несет ответственности за несохранную перевозку, если докажет, что такая перевозка являлась результатом обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, а также которые возникли не по его вине.

То есть в случае утраты, недостачи, порчи или повреждения груза перевозчик может избежать ответственности путем указания на обстоятельства, которые, во-первых, не могли быть предотвращены им, а во-вторых, устранение которых от него не зависело.

Гражданский кодекс Украины не содержит исчерпывающего перечня таких обстоятельств, они, скорее всего, как раз и будут содержаться в соответствующих уставах, правилах, конвенциях либо же могут быть предусмотрены договором перевозки.

  • Как правило, вне зависимости от вида перевозки, перевозчик не будет нести ответственность за несохранную перевозку, если такая перевозка стала результатом обстоятельств, возникших вследствие:
  • (1) вины грузоотправителя;
  • (2) особых природных свойств перевозимого груза;
  • (3) дефектов тары или упаковки, которые не могли быть выявлены при внешнем осмотре при принятии груза к перевозке, или использования тары, не соответствующей свойствам груза, при отсутствии следов повреждения тары в дороге;
  • (4) передачи груза к перевозке без указания в сопроводительных документах его особенностей, требующих особых условий или мер предосторожности при хранении или транспортировке;
  • (5) передачи к перевозке груза, влажность или температура которого превышают установленные нормы.
  • Под договором экспедирования понимается не только организация перевозки груза по маршруту, выбранному экспедитором или клиентом, обеспечение отправки и получения груза, но и выполнение иных обязательств, связанных с перевозкой
  • Из вышеуказанного следует, что перевозка предполагает физическую доставку товара из одного пункта в другой, а следовательно, ответственность перевозчика будет наступать, если товар был принят к перевозке и не был доставлен, или все же был доставлен, но с повреждениями или недостачей, при условии, что перевозчик не сможет доказать свою невиновность.
  • В свою очередь, под договором экспедирования понимается организация перевозки груза по маршруту, выбранному экспедитором или клиентом, обеспечение отправки и получения груза, выполнение иных обязательств, связанных с перевозкой.
  • То есть, если схематически изобразить весь процесс перемещения груза от пункта отправления до пункта назначения, то перевозка, то есть доставка, будет занимать центральное место, а все, что происходит до передачи груза перевозчику и после выдачи груза получателю – это экспедирование.

Примечательно, что если в случае с перевозкой законодательство прямо определяет, что перевозчик отвечает за сохранность груза с момента принятия груза к перевозке до момента его выдачи получателю в пункте назначения, то в случае с экспедированием границы ответственности экспедитора не определены.

Одновременно это и достоинство, и недостаток. Преимуществом для пользователей транспортно-экспедиторских услуг является то, что поскольку такие границы не определены законодательно, то их можно определить в договорном порядке.

Недостатком является то, что если стороны по какой-то причине не указали в договоре пределы ответственности экспедитора, то в случае несохранной перевозки привлечь экспедитора к ответственности невозможно.

Украинские суды склонны считать, что поскольку перевозчик в силу закона принимает на себя ответственность за сохранность груза на время перевозки с момента принятия груза, то этот момент означает переход ответственности за груз от экспедитора к перевозчику.

Более того, суды считают, что поскольку в обязанности экспедитора входит обеспечение перевозки, то есть обеспечение того, чтобы груз был доставлен в определенное место, то если груз прибыл даже с недостачей или повреждениями, значит, перевозка состоялась. А раз она состоялась (пусть и несохранная), то экспедитор свои обязательства по обеспечению перевозки выполнил, претензии по поводу качества перевозки должны предъявляться к перевозчику.

Многие грузовладельцы пытаются привлечь экспедиторов к ответственности в случае несохранной перевозки, руководствуясь ч. 3 ст.

14 Закона Украины «О транспортно-экспедиторской деятельности», где указано, что экспедитор несет ответственность за действия и недосмотр третьих лиц, привлеченных им к исполнению договора транспортного экспедирования, в том же порядке, что и за собственные действия. Это вариант тоже обречен на неудачу.

Как уже было отмечено, договор перевозки предусматривает доставку груза, а договор экспедирования – организацию и обеспечение такой доставки. То есть это два разных договора.

Указанная норма предполагает, что экспедитор несет ответственность за тех исполнителей, которые были привлечены им к выполнению договора экспедирования, то есть к организации и обеспечению доставки, а не к осуществлению доставки как таковой. Перевозчик, в понимании ч. 3 ст.

14 Закона Украины «О транспортно-экспедиторской деятельности», не является третьим лицом, которое привлекается экспедитором к исполнению договора транспортного экспедирования.

Поскольку законодательством четких границ ответственности экспедитора не установлено, стороны могут сами установить их. Тем не менее, поскольку, как уже было отмечено, четких границ ответственности экспедитора законом не установлено, стороны могут сами установить их.

Иными словами, если договором будет предусмотрено, что экспедитор отвечает за сохранность груза вплоть до момента вручения груза конечному получателю, то экспедитор может быть привлечен к ответственности, даже если груз был частично утрачен или поврежден по вине перевозчика.

ВЫВОД:

Таким образом, если перевозка предполагает физическое перемещение груза в пространстве из одного места в другое, то все действия, направленные на то, чтобы такое перемещение начало происходить, а также на то, чтобы груз, в конечном итоге, был получен тем, кому он был адресован, будут являться экспедированием.

Соответственно, по общему правилу перевозчик будет нести ответственность за сохранность груза с момента начала перемещения и до момента выдачи груза получателю в пункте назначения, в то время как экспедитор будет нести ответственность за то, чтобы перемещение груза состоялось в принципе.

Тем не менее ответственность экспедитора может быть расширена на весь период доставки груза получателю, если стороны предусмотрят это в договоре.

Источник: https://juristoff.com/sovety-yuristov/grazhdanskoe-pravo/15102-chem-otlichaetsya-perevozka-ot-ekspedirovaniya-razlichiya-dogovorov-perevozki-i-ekspedirovaniya

Основные отличия страхования грузов от страхования ответственности перевозчика и экспедитора

Довольно часто у владельцев груза возникает вопрос: зачем компании-экспедитору, которая уже застраховала свою ответственность перед клиентами в надежной страховой компании, нужно тратить деньги еще и на страхование груза? Особенно нелогичным кажутся все эти действия, если сумма страховки ответственности переваливает за 1 миллион $. Действительно, стоит раскрыть все нюансы разных типов страхования и разобраться в целесообразности такой акции.

Различия между типами страхования

Давайте для начала разберемся, в чем различия между страхованием ответственности перевозчика и страхованием самого груза.

Уверены, что вы уже не раз пытались найти информацию по этой теме, но, как правило, она пестрила заумными словами, коими грешат все тексты о законах и правилах.

Мы без сложных определений попытаемся раскрыть суть вопроса: взаимозаменяемые ли это страховки или все же совершенно разные типы страхования?

Итак, первое, что вы должны для себя уяснить: страхование перевозки товара и ответственности перевозчика — разные типы страхования, которые никак нельзя считать взаимозаменяемыми.

Страхование ответственности экспедитора и перевозчика подразумевает, что если груз испортится или потеряется в дороге, то страховая компания выплатит возмещение, ТОЛЬКО если инцидент произошел по вине перевозчика.

Если перевозчик напрямую не виноват в порче или потере груза, то страховщики вправе отказать своему клиенту в выплате компенсации.

Если застрахована ответственность перевозчика

Пример № 1

Владелец груза повел себя халатно и не упаковал груз как следует, или же он выбрал неподходящий для конкретного груза транспорт, а возможно, даже указал неверные данные о грузе. Дальше происходит то, что должно произойти: груз при перевозке портится или задерживается. В этом случае ответственность полностью лежит на владельце груза, но никак не на перевозчике.

Пример № 2

Произошел форс-мажор или на автомобиль с грузом напали криминальные элементы.

Читайте также:  Правительство расширило полномочия роспотребнадзора

В этом случае перевозчик мог бы повлиять на сохранность груза путем установки запорных механизмов, осуществления остановок только на постах ГАИ, ночевок на платных парковках и прочее.

Соответственно страховщик будет должен оплатить размер убытка, так как на лицо виновность перевозчика в недоставке товара по причине его хищения.

Если застрахован груз

Если груз застрахован от всех рисков, то в любой ситуации, кроме непригодной упаковки или халатности грузовладельца, клиент получает компенсацию за испорченные или потерянные товары.

Распространенная ошибка владельцев грузов

Довольно часто бывает так, что клиент, чтобы убедиться в сохранности своих товаров, выбирает большую и надежную компанию-экспедитора с огромным страховым лимитом по полису страхования перед клиентами.

В свою очередь экспедитор выбирает надежного перевозчика, который тоже успел запастись полисом ответственности. А итог все равно будет один: клиент остается без груза и без выплат.

Почему так происходит?

Игнорировать ли страхование груза?

Дело в том, что эта практика не нова и распространена во всем мире. Уясните для себя, что страхование грузов, тариф на которое вы найдете на нашем сайте, — вопрос слишком важный, чтобы его можно было игнорировать.

Особенно если вы не знаете нюансов страхования.

Потому что у вас может сложиться обманчивое мнение: если компания-перевозчик застраховала ответственность перед своими клиентами, значит, это автоматически решит все ваши возможные проблемы и обеспечит деньгами, если с грузом что-то произойдет.

Помните, что полиса, который бы обеспечивал автоматическую страховку ваших товаров при перевозке, не существует в природе. Объясним почему.

Для этого давайте представим, что такая практика в теории все же имеется. И, допустим, такое страхование произошло.

Что это значит для вас? Во-первых, безусловное увеличение стоимости услуг по перевозке, причем независимо от ценности груза и для всех клиентов поголовно.

Конечно, такая ситуация будет на руку клиентам, которые перевозят очень дорогостоящие товары. Но для всех остальных это будет попросту неоправданными колоссальными тратами.

Именно поэтому вы должны решить для себя отдельно, хотите вы страховать груз совместно со страхованием ответственности или нет.

Стоит ли экспедитору/перевозчику пренебрегать страхованием ответственности ради страхования груза?

Давайте разберемся, нужно ли вам застраховать перевозку. Мы давно заметили, что редко кто понимает, какой продукт необходим для защиты интересов того или иного человека. К примеру, не все знают, что если в пути что-то произойдет с грузом (кража, падение, дорожно-транспортная авария), то убыток может отразиться не только на владельце груза, но и на перевозчике и экспедиторе.

У некоторых перевозчиков может сложиться неверное мнение о том, что самое главное — это застраховать груз, а страхование транспортной компании можно проигнорировать. Чем, собственно, и пользуются другие страховые агентства. Дело в том, что так они могут увеличить свой доход, забывая о том, какова социальная значимость страховой защиты.

Интересы экспедитора страхование грузов защитит только, если страховать их будет он сам: если экспедитор не сам страховал груз, то возмещать потери страховщика впоследствии придется все-таки ему; а вот если экспедитор осуществил страхование грузов от своего лица, то он полностью защищен от встречных требований страховых компаний. В этом вопросе нет особых альтернатив и при возможности необходимо все-таки страховать груз.

Вы должны запомнить, что страхование ответственности может принести пользу любому застрахованному лицу, которому в результате неправильной перевозки был причинен вред, только если доказана виновность этого самого застрахованного в нанесении ущерба. А страхование груза приносит пользу в не зависимости от того виноват страхователь или застрахованный (за исключением умысла и халатности) в нанесении вреда имуществу или нет, страховщик будет платить в любом случае.

Именно поэтому, если вы экспедитор или перевозчик, то, страхуя груз, вы должны понимать, что если товары, которые вы перевозите, испортятся даже не по вашей вине, вы сможете возместить потери собственнику не тратя свои финансы. Даже если претензия будет предъявлена не собственником груза, а , к примеру, вторым экспедитором, то страховщик все равно будет оплачивать убыток.

Чем мы может быть вам полезны

Надеемся, что эта информация была вам полезна. Как видите, оба типа страхования одинаково необходимы и полезны.

В свою очередь, независимо от того, какое решение вы примете, наше Страховое агентство «GALAXY страхование» готово оказать вам свои услуги и предложить страхование ответственности или страхование грузов, цена которых вас определенно устроит. У нас вы также можете заказать страхование перевозчика,страхование экспедитора и страхование грузов онлайн.

Источник: https://galaxyinsurance.ru/poleznoe/blog/osnovnyie-otlichiya-strahovaniya-gruzov-ot-strahovaniya-otvetstvennosti-perevozchika-i-ekspeditora/

Перевозка и транспортная экспедиция: различия, ответственность, оформление

Договор перевозки и транспортная экспедиция — в чем различие? В каком случае лучше оформить перевозку? Зачем вообще нужна транспортная экспедиция?

Недавно, разговаривая с директором фирмы, оказывающей услуги транспортной экспедиции (к слову, им был предъявлен иск на значительную сумму в связи с утратой груза), а также изучая их первичные документы, я поняла, что компания хоть и называется транспортно-экспедиционной, однако в действительности осуществляет услуги по перевозке в чистом виде. Почему так работают и оформляют документы директор ответить не смог, так как разницы не понимает между экспедицией и перевозкой. Но ее необходимо понимать, чтобы избежать проблем как с налоговой инспекцией, так и мер ответственности, связанной с утратой или повреждением груза.

Перевозка или экспедиция?

Вдаваться в термины гражданского кодекса не хочется, поэтому говоря обычным языком: перевозчик — непосредственный исполнитель, он перевозит груз, экспедитор — это агент, который организует перевозку, иными словами — посредник между заказчиком и перевозчиком. Но! Экспедитор может перевозить груз непосредственно сам или с привлечением третьего лица и тогда он будет считаться перевозчиком. Как сделать так, чтобы экспедитора не посчитали перевозчиком проверяющие органы или суд?

Недавно по перевозке и экспедиции вышли сразу два разъясняющих документа от Верховного суда — Обзор и Пленум. Ничего революционного в них нет, между тем, ряд спорных моментов хорошо разъяснены. Хочу вкратце их  резюмировать.

  1. Перевозчик отвечает за груз в любом случае — в очень редких ситуация он будет освобожден от ответственности. Также перевозчик не несет ответственность за утрату груза по причине плохой упаковки, осуществленной отправителем.
  2. Экспедитор отвечает за перевозимый груз только если действует как фактический перевозчик, выписывает транспортные документы. Об этом пункте я расскажу подробнее ниже.
  3. Грузоотправитель имеет право солидарно взыскать стоимость утраченного (поврежденного) груза с перевозчика и экспедитора (ст. 323 ГК РФ). Следовательно,  у собственника груза гораздо больше шанса взыскать ущерб, так как перевозчик может быть ИП или вообще обычным физическим лицом без имущества (как правило именно так и бывает).
  4. Отправитель груза или экспедитор обязаны обеспечить перевозчика всей необходимой разрешительной документацией на груз, а перевозчик со своей стороны не обязан проверять их полноту и правильность заполнения.

В Пленуме также есть разъяснения по пассажирским перевозкам, утрате багажа и т.п.  — всем интересующимся рекомендую посмотреть.

Так что лучше — договор перевозки или договор транспортной экспедиции? В первую очередь, разница между этими двумя договорами в уровне ответственности. Перевозчик отвечает за груз в любом случае, иными словами, его вина презюмируется. Исключения — да, есть, но они редки и их нужно доказать. С экспедитором все сложнее.

В Обзоре практики по перевозкам суд обратил внимание, что экспедитор отвечает за утрату груза, если является фактическим перевозчиком. Что это значит? Вот как это понимает суд:

экспедитор не предлагал заказчику на выбор перевозчиков для согласования, а указал конкретное лицо, которое будет доставлять товар, стоимость экспедиторских услуг равна рыночной стоимости перевозки, а на сайте компании — экспедитора было указано, что общество обеспечивает доставку товара.

Как видно, исходя из действий экспедитора, суд пришел к выводу, что он принял на себя обязанности перевозчика. Следовательно, мало назваться «экспедитором » и составить договор на оказание транспортно — экспедиционных услуг, необходимо еще этому следовать в своей деятельности. Каким образом?

Исходя и цитаты выше — перед каждой перевозкой согласовывать письменно перевозчиков, а не направлять к заказчику единственного (ставить перед фактом), стоимость услуг экспедитора никак не может быть равной стоимости перевозки (перевозка дороже), либо услуги экспедитора должны выделяться в платежных документах отдельной строкой, проверить информацию на сайте на соответствие деятельности экспедитора (есть ли гарантии о сохранности груза?).

Экспедитор ответит за груз, если он:

  • осуществлял его доставку своим или нанятым транспортом;
  • выписал транспортную накладную.

Если экспедитор является организатором перевозки, находит перевозчика, согласовывает его кандидатуру с заказчиком, выставляет плату за свои услуги — ответственность за перевозку он не понесет. А если экспедитор является по сути перевозчиком?

 

Экспедитор перевозит груз личным транспортом — это не экспедитор, а самый настоящий перевозчик, избежать ответственности точно не получится.

Кстати, как бы не была названа сторона сделки (экспедитор, перевозчик, исполнитель) — суд даст оценку договору и определит какие отношения и договоренности были достигнуты между сторонами, говоря иначе — будет исходить из буквального смысла договора и действий сторон.

Оформление документов — в перевозочной накладной в качестве перевозчика указывается экспедитор, отправителем — поставщик. Плюсы — у покупателя товара нет риска в части не признания расходов на перевозчика необоснованными (для возмещения НДС).

Экспедитор нанимает транспорт для перевозки — здесь ответственность наступит, если экспедитор примет на себя обязанности перевозчика.  Оформление — в транспортной накладной перевозчиком указывается тот, кто повезет груз. Покупатель (или лицо, в чьей адрес доставляется груз) уведомляется о непосредственном перевозчике.

Отправителю предоставляются кандидатуры перевозчика с условиями перевозки для согласования. Стоимость своих услуг экспедитор выделяет отдельной строкой в счете (если оплачивает сам за перевозку), либо иных документах, предоставленных отправителю для возмещения затрат экспедитора. В идеале — чтобы отправитель (заказчик) оплачивал перевозку непосредственно конечному исполнителю.

  Для подтверждения посреднических услуг экспедитора необходим акт выполненных услуг.

К акту прилагается отчет экспедитора, в котором он перечисляет  выполненную работу в интересах заказчика. Вместе с отчетом заказчику передаются копии: договора перевозки, акта выполненных услуг по перевозке, платежных квитанций, поручений, подтверждающих затраты экспедитора.

К слову, закон не требует от экспедитора составлять и подписывать акт выполненных услуг, однако его наличие упрощает расчеты между сторонами и доказывает реальность услуги. К тому же в акте можно отдельно прописать все расходы экспедитора, вознаграждение и иную информацию.

Читайте также:  Акт приема-передачи товара - образец

Знаю, что это в реальности так все оформить практически невозможно и никто не захочет раскрывать условия сделки с перевозчиком перед заказчиком. Следовательно, работу нужно строить исходя из максимально возможного — заключать договор экспедиции, не указывая при этом, что экспедитор обязуется доставить груз.

Не выписывать на экспедитора (его водителя) доверенность на получение груза. Предложить письменно заказчику несколько перевозчиков. В отчетных документах отдельно выделить услуги экспедитора и стоимость услуг перевозчика (не предоставляя при этом первичку по перевозке в подтверждение ее стоимости).

Если экспедитор не хочет отвечать за сохранность груза — он не должен его принимать к перевозке и выписывать соответствующие транспортные документы.

Но все же, если экспедитор доставляет груз, выписывает транспортные документы и так далее — размер его ответственности может быть ограничен и он ответит только в том объеме, в каком отвечает перевозчик.

Как известно, закон о транспортно — экспедиционной деятельности для экспедитора устанавливает повышенную ответственность  — в размере полного возмещения ущерба, неустойки 3% (если получатель физическое лицо), упущенной выгоды, размера самого вознаграждения экспедитора.

Однако, если экспедитор докажет, что груз поврежден или утрачен был по вине перевозчика — экспедитор ответит по правилам ответственности, установленным для перевозчика. Что тоже неплохо, потому что перевозчик возмещает только реальный ущерб   — стоимость груза или сумму, на которую понизилась его стоимость.

Кстати, если клиент не объявлял стоимость груза, она не указана в перевозочных документах или счетах на оплату — это не повод не возмещать ущерб. Так указал Верховный суд в вышеуказанном Обзоре. Стоимость можно определить исходя из рыночных цен на аналогичный товар или иным способом, исходя из конкретной ситуации.

Конечно, сам клиент, отправляя груз должен проявлять бдительность в оформлении документов, объявлении его стоимости, подробного описания внешних характеристики, упаковки, составных частей.

Необходимо проверять кому выписывается доверенность на отгрузку, выдать инструкции кто имеет право получить груз.

Часты случаи мошенничества, когда товар получает лицо, не имеющее отношение к получателю — выходит какой то человек, говорит я подрядчик, да груз для нас, выгружайте.

Водитель товар отдал, документы подписал и поехал. Потом выясняется, что получатель знать не знает этого «подрядчика», требует свой товар. Следовательно, необходимо требовать доверенность, сверять ее данные с паспортом получателя. Причем доверенность должна быть в оригинале — скан по электронное почте в суде экспедитору не поможет (в качестве доказательства добросовестности).

Также в суде не помогут свидетельские показания, подтверждающие передачу груза — у меня был подобный спор, в котором я представляла интересы отправителя.

Перевозчик не смог доказать, что груз был доставлен в виду полного отсутствия первичных документов, подписанных со стороны получателя товара. В суд он привел 3 свидетелей, прилагал косвенные доказательства, подтверждающие доставку.

Однако суд принял нашу позицию. Как и в другом деле — где я выступала со стороны поставщика.

Покупатель требовал допоставить товар, но в документах была ошибка в единице измерения товара — на первый взгляд ерунда. Но мне удалось ситуацию повернуть ровно на 180 градусов — суд отказал покупателю в удовлетворении требований, а наши встречные  — удовлетворил. Поэтому первичные перевозочные (и не только) документы важно проверять, особенно в части характеристики товара.

Экспедитор не обязан страховать груз, если это прямо не будет указано в экспедиторском договоре. Если же застрахует —  стоимость страховки может возмещаться заказчиком, либо нет. Если возмещается — расходы на страхование груза должны подтверждаться и передаваться заказчику вместе с актом выполненных услуг (отчетом экспедитора).

Что касается страхования ответственности экспедитора или перевозчика — это его право, но не обязанность, расходы на страховку клиент не возместит по закону.

Подводя итоги сказанному — что лучше — экспедиция или перевозка? Как вижу я — если экспедитор фактически  осуществляет перевозку груза (сам или с помощью нанятого транспорта) — лучше заключать прямые договоры перевозки, учитывая, что ответственность перевозчика ограничена по закону.

Да и в плане документации все проще и понятнее, как и в налогообложении (особенно в части возмещения НДС покупателем).

Если исполнитель оказывает комплексные услуги, связанные доставкой груза — его страхование, сопровождение, охрану и так далее — нужен, конечно, договор экспедиции, либо смешанный договор перевозки.

Но обязательно с оформлением отчета экспедитора, актом выполненных услуг, предложением клиенту перевозчиков на выбор.

Если экспедитор просто организует перевозку без доставки груза — тут все проще — оформляется простая экспедиция, в которой не нужно указывать про доставку, перевозку груза. Четкие и ясные обязанности экспедитора — этого будет достаточно.

Читайте также

Источник: https://urist-rostov.com/perevozka-ekspediciya/

Перевозчик или экспедитор?

Кого выбрать – перевозчика или экспедитора? Когда один из них определенно лучше, а второй – определенно хуже, то выбор не представляет сложности. Хотя делать его следует тоже с осторожностью.

Если оба варианта по основным параметрам вас устраивают, определиться будет сложнее. Сделать выбор поможет внимательное рассмотрение каждого из претендентов.

Незначительные на первый взгляд отличия для международных перевозок имеют решающее значение, поскольку влияют на то, насколько удачно все сложится.

Каждый клиентов — заказчиков  услуги считает, что его дело – заказать услугу, а обеспечить ее выполнение – это уже обязанность перевозчика. И он совершенно прав.

Правило №1 – число участников услуги перевозки

Экспедитор, с точки зрения клиента, является организатором или посредником выполнения его заказа на перевозку. Он ищет, кто этот заказ может выполнить, и попутно решает текущие вопросы. Поэтому условия перевозки у компании-экспедитора все время разные.

В отличие от экспедитора перевозчик оказывает услугу своими силами: грузит, транспортирует, справляется с проблемами и несет ответственность. Но его возможности ограничены имеющимся в наличии парком техники. Для выполнения международных перевозок ему понадобится выполнить множество условий и получить допуск.

Есть еще смешанный вариант – перевозчик, который также оказывает экспедиторские услуги, или транспортно-экспедиторская компания. В свое время они перестали сами справляться с растущим потоком заказов и стали отдавать их другим перевозчикам.

Подобные компании пользуются особенным доверием у клиентов, поскольку они способны организовать перевозку наилучшим образом, с учетом всех тонкостей, используя для этого как свои автомобили, так и привлеченные, что расширяет их возможности. Практически никого из клиентов не интересует, чем занимается экспедитор или перевозчик между пунктами отправки и прибытия груза.

Их заботит лишь, чтобы груз прибыл в целости и вовремя. И совершенно зря, поскольку успех перевозки определяется именно этим промежутком.

Как поступает большинство перевозчиков международного класса?

Учитывая огромное количество актов, регулирующих международные перевозки, при оформлении заказа клиент практически не может сориентироваться в том, кто отвечает за каждое действие и кто осуществляет определенные операции.

Крупномасштабная экспедиторская компания пользуется услугами более мелких, они нанимают других экспедиторов – и эта цепочка может быть очень длинной.

В конце концов, заказ попадает к перевозчику, он принимает на себя обязательства, сроки прописаны в договоре.

Решение даже самых элементарных рабочих вопросов через такие цепочки становится крайне затруднительным и занимает уйму времени. В результате – простои и убытки. Каждый посредник в международных перевозках не только увеличивает цепочку, но и ухудшает качество услуг.

Правило №2 – фрахт или стоимость международной перевозки

Каждый клиент должен понимать, что везти его груз будет именно перевозчик. А экспедитор, как и вы, тоже является его клиентом, только оптовым и регулярным.

Его доход – это разница между фрахтом, проданным заказчику, и фрахтом, приобретенным у перевозчика (обычно за 1 груз это составляет 100-500 евро). Именно на такую сумму оказывает услуги экспедитор.

Чтобы зарабатывать, ему необходим поток клиентов.

По масштабам и оказываемым услугам экспедиторы значительно отличаются друг от друга. Минимальные цены у самых мелких компаний, перепродающих услуги прямых грузоперевозок. Они берутся за любую работу, включая разовую, и работают с физическими лицами.

Крупные экспедиторы привлекают широким спектром услуг, что очень удобно для клиентов. Но и цены у них выше, поскольку квалифицированная работа стоит дороже.

Перевозчик полностью отрабатывает сумму, заплаченную за фрахт: перевозит грузы на собственном транспорте, оплачивает разрешения, допуски и лицензии, оформляет документы, оплачивает труд водителей, проезд по платным трассам, топливо, налоги, амортизацию и многое другое. Это заставляет перевозчика быть дисциплинированным, что весьма выгодно для его клиентов, как владельцев грузов, так и экспедиторов.

Чтобы узнать стоимость профессиональной транспортировки экспедитора или перевозчика, можно воспользоваться услугами сервиса мгновенного расчета стоимости международных перевозок. С помощью данного сервиса можно выполнить расчет стоимости доставки груза транспортной компанией и получить ставки online напрямую от перевозчиков более чем из 70 стран мира.

Ошибки при работе с международными перевозчиками

Низкий фрахт – это одинаково опасно для любых перевозок, как национальных, так и международных. Перевозчик, как и все, хочет получать за качественную работу адекватную цену. Поэтому клиента, который пытается ее сбить, всегда будут ставить на загрузку после того, который готов платить нормально.

Это означает, что именно его груз будет доставлен вовремя.Если вы хотите, чтобы перевозчик снизил цену на свои услуги, самый простой способ получить это – обосновать свое желание и предложить адекватную компенсацию (к примеру, стабильно большой объем или быструю оплату).

Объявлять тендер на перевозку по минимальной цене – только зря тратить время.

Стоимость услуг международной перевозки может быть невысокой, но всегда должна оставаться адекватной.

Правило №3 – общение с клиентом

Экспедитор – это посредник между перевозчиком и клиентом — владельцем груза, его доход зависит от объема перевозимого товара. Ради выполнения заказа он готов быть терпеливым и обходительным с каждым клиентом.

В отличие от него у перевозчика времени на выслушивание клиентских капризов просто нет, поэтому разговор предельно краткий: или вы берете то, что в настоящее время еще свободно, или отправляетесь в другую компанию. Многие из перевозчиков к тому же имеют достаточно узкую специализацию по регионам, странам, машинам.

Но любой перевозчик всегда старается подстроиться под своих постоянных клиентов. Он занимается делом, времени на общение у него просто нет.

Кого выбрать для транспортировки своего груза – перевозчика или экспедитора, каждый грузовладелец решает самостоятельно, принимая во внимание все вышеуказанные факторы.

Источник: https://promdevelop.ru/perevozchik-ili-ekspeditor/

Ссылка на основную публикацию