Что не является предметом строительного надзора?

Приветствую, друзья! Я являюсь сотрудником государственного строительного надзора в своем регионе. Для некоторых читателей это возможно окажется неожиданностью, но об этом я уже как то писал на блоге раньше. И сегодня я хочу вам рассказать что такое государственный строительный надзор. 

Что не является предметом строительного надзора?

Определение

Государственный строительный надзор (коротко ГСН) — это способ осуществления независимого контроля со стороны государства за процессом строительства, реконструкции объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе.

ГСН подразделяется на федеральный и региональный. Федеральный в основном это служба Ростехнадзора, а региональный это инспекции ГСН определенного региона, области.

Чем регламентируется

Осуществление надзора установлено в статье 54 Градостроительного кодекса РФ. В данной статье указан в каких случаях проводится надзор, предмет надзора, кто уполномочен проводить и порядок осуществления.

А уже в постановлении №54 Правительства РФ от 01 февраля 2006 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» расписан более подробно сам порядок осуществления надзора.

Также есть РД 11-04-2006, который регулирует порядок проведения проверок при осуществлении ГСН и выдаче заключения о соответствии.

И не забываем про административные регламенты. У каждого комитета ГСН разработан регламент о порядке осуществления надзора. Вот например наш. Скачать регламент.

Предмет ГСН

Что непосредственно проверяют службы ГСН установлено в ч. 2 ст. 54 ГрК РФ:

Что не является предметом строительного надзора?

В каких случаях осуществляется надзор

Что не является предметом строительного надзора?

Государственный строительный надзор осуществляется при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства проектная документация которых подлежит экспертизе согласно ст. 49 ГрК РФ.

То есть если ваш проект подлежит обязательной экспертизе, то соответственно при строительстве, либо реконструкции ваш объект подлежит надзору. 

Более подробно об экспертизе можете прочитать в статье «Экспертиза проектной документации: что это такое и с чем его едят». 

Извещение о начале строительства

Если вы уже убедились, что при строительстве вашего объекта необходимо осуществление государственного строительного надзора, то вам согласно ч. 5 ст. 52 ГрК РФ необходимо за семь дней до начала работ подать в инспекцию ГСН извещение о начале строительства. 

Как подготовить этот документ и куда его подавать я уже писал на блоге. Вот статья «Как начать новое строительство законно? Подаем извещение о начале строительства».

После подачи извещения его регистрируют и заводят дело на объект. Ему присваивают номер и назначают ответственных лиц, которые непосредственно будут выезжать на объект. 

Данные ответственные лица в течении 7 рабочих дней составляют программу проверок, утверждают ее и выдают застройщику, либо техническому заказчику. А заказчик в свою очередь должен передать ее лицу, осуществляющему строительство. Лучше под роспись. 

Извещение о завершении работ, подлежащих проверке

Следующий шаг это вовремя представлять в службу ГСН извещение о завершении работ, подлежащих проверке. Какие работы подлежат проверке указано в программе проверок, который вам выдали ранее. 

Данное извещение подает лицо, осуществляющее строительство, предварительно получив согласование застройщика, либо технического заказчика. 

Конечно, данный документ необходимо подавать в случаях когда сроки завершения работ, подлежащих проверке не совпадают с датами указанными в программе проверок. Но скажу вам прямо, данные сроки практически никогда не совпадают. А отсутствие извещения это повод для штрафов по ст. 9.5 КоАП РФ. 

Про данный документ и все что с ним связано я также писал на блоге. Вот статья «Учимся оформлять извещение о сроках завершения работ подлежащих проверке».

Извещение об окончании строительства

После поступления данного документа специалисты ГСН (раньше было ГАСН) в течении 7 рабочих дней проводят итоговую выездную проверку.

По результатам которой выдают акт итоговой проверки либо без замечаний, либо с замечаниями.

В первом случае вы можете подавать заявление на выдачу заключения о соответствии, а во втором случае получаете предписание об устранении нарушений с установленными сроками для устранения. 

Про это также была статья «Завершили строительство — то давайте известим об окончании».

Извещение об устранении нарушений

В случае если вам выдали предписание, а вы его устранили, то необходимо об этом известить путем подачи в управление ГСН документа установленного образца.

Он подается для того, чтобы специалисты ГСН провели проверку устранения. Хотя они могут ее провести и без поступления извещения.

Но все же его необходимо подавать так как отсутствие данного документа это повод для выдачи отказа в выдаче заключения о соответствии.

Чтобы во всем этом разобраться прочитайте статью «Устранили предписание ГСН — известите об этом».

Извещение о возникновении аварийной ситуации

Такие ситуации на стройке не редкость и если они у вас возникли, то об этом также необходимо известить государственный строительный надзор. 

Вот статья как это сделать «Извещение о возникновении аварийной ситуации при строительстве, реконструкции».

Заключение о соответствии

Но если у вас все построено, вы получили акт итоговой проверки без замечаний, то самое время подать заявление на выдачу заключения о соответствии построенного объекта. 

Его вам выдадут в течении 10 рабочих дней со дня подачи заявления. На практике гораздо быстрее. 

Что это за документ такой и как его получить написано в статье «Заключение о соответствии построенного — что это такое и как его получить».

Как проводятся проверки 

С момента поступления извещений, либо истечения сроков исполнения предписания сотрудник ГСН готовит приказ о проверке. После этот приказ регистрируется на портале «Единый реестр проверок», который курирует прокуратура. 

  • Далее этот приказ направляется застройщику, либо лицу, осуществляющему строительство (смотря кого проверяют) за три рабочих дня до проверки.
  • Также направляется уведомление о дате, времени и месте проверки в орган СРО, в котором состоит лицо, подлежащее проверке. 
  • При определенных случаях процедура может немного отличаться. 

В назначенную дату и время на объект приходят ответственные специалисты для проверки выполненных работ. Про предмет проверки я писал выше. 

Сроки проведения проверки указываются в приказе и они должны соответствовать срокам указанным в программе проверок. 

По результатам проверки составляется акт проверки, который вручается проверяемому лицу. В зависимости от наличия нарушений выдается предписание и назначаются штрафы. 

Следует отметить, что проверку можно провести только в присутствии уполномоченного представителя проверяемого лица. В определенных случаях можно и в его отсутствии, но таких случаев очень мало. 

Адреса региональных инспекций, департаментов государственного строительного надзора РФ

P.p.s. Друзья, хочу Вам также порекомендовать «Генератор исполнительной документации — Генератор-ИД» от сайта ispolnitelnaya.com. Программа настолько простая и действенная, что сэкономит кучу времени. Всем советую ознакомиться!!! 

Источник: http://stroykalife.ru/kontrolirujushhie-organy/gosstrojnadzor/gosudarstvennyj-stroitelnyj-nadzor.html

Государственный строительный надзор – что не входит в сферу его деятельности — Недвижимое имущество — юридический ликбез

Что не является предметом строительного надзора?

Задачей государственного строительного надзора является предотвращение и обнаружение несоответствий, которые были допущены заказчиком, застройщиком или исполнителями работ в процессе строительства.

Во время надзора контролирующими органами проверяется соответствие выполняемых работ строительным нормам, технической и проектной документации, действующим законодательным актам.

Все, что не входит в этот список, не относится к сфере государственного строительного надзора.

Должностные лица, проводящие проверку, могут:

  • свободно посещать проверяемые объекты капстроительства;
  • требовать от заказчиков, застройщиков и исполнителей работ предоставления договоров, актов и другой сопутствующей документации, образцов используемых строительных материалов;
  • требовать проведения экспертиз и испытаний, если таковые должны были быть проведены, но не проводились;
  • готовить акты по итогам проверок, вносить рекомендации относительно устранения выявленных нарушений;
  • осуществлять другие действия в рамках законодательства РФ.

Какие объекты подлежат проверке, а какие – нет

Что не является предметом строительного надзора?

Кроме того, если проектная документация строящихся объектов подлежит госэкспертизе, государственный строительный надзор также является обязательным.

Не подлежат подобным проверкам:

  • жилые дома, высота которых – меньше трех этажей;
  • отдельно расположенные здания, не предназначенные для проживания, высота которых – меньше трех этажей, а площадь – не больше 1,5 тысяч квадратных метров;
  • объекты, строительство которых не требует получения специального разрешения.

Государственный строительный надзор реализуется на федеральном и региональном уровнях, поэтому все нюансы уточняются нормативно-правовыми актами соответствующего уровня.

Как осуществляется надзор

Все проверки регулируются приказом Ростехнадзора №1129. Согласно этому приказу, застройщик уведомляет уполномоченный орган о начале работ по строительству или реконструкции объекта.

В извещении указываются сведения о заказчике, застройщике и исполнителях работ, а также о самом объекте строительства или реконструкции.

Вместе с извещением подаются такие документы:

Что не является предметом строительного надзора?

  • разрешение на строительные работы;
  • проектная документация и экспертное заключение по ней;
  • журналы учета выполняемых работ.

На основе всех поданных документов разрабатывается план проведения проверок.

План включает в себя:

  • перечень работ, выполнение которых будет проверяться;
  • предмет каждой проверки;
  • план проведения контрольных мероприятий и ориентировочное время на каждое из них;
  • перечень документов, которые будут изучаться при проведении проверок.

Что именно проверяется

При разных видах работ внимание контролирующих органов уделяется разным мероприятиям:

  • при строительстве – соблюдению требований по подготовке территории и выполнению земляных работ, мероприятий по обустройству фундаментов, инженерно-технических систем, коммуникаций и оборудования;
  • при реконструкции – выполнению требований по подготовке здания или сооружения, усилению или обустройству фундамента, изменению характеристик объекта;
  • при капремонте – подготовке объекта к ремонту, укреплению фундамента, замене инженерных систем, оборудования и т. д.

После каждой проверки контролирующими органами готовятся акты, которые в дальнейшем выступают основаниями для направления предписаний относительно устранения выявленных несоответствий. До момента устранения нарушений работы могут быть приостановлены.

После того, как все запланированные работы выполнены, контролирующие органы проводят итоговую проверку, во время которой объект подлежит визуальному осмотру. Кроме того, тщательно проверяется вся строительная документация.

Источник: http://nedvigist.ru/likbez/gosstrojnadzor.html

Что такое государственный строительный надзор

На проверку каких обстоятельств направлен государственный строительный надзор, какие органы власти контролируют процедуры и что обязана выполнить компания-застройщик.

Что является предметом государственного строительного надзора, а что не является

Государственный строительный надзор — это комплекс мероприятий, направленных на:

  • проверку (аудит) разрешительной документации на строительство и реконструкцию капитальных объектов;
  • на осуществление контроля органами исполнительной власти хода строительства и реконструкции.

Государственный строительный надзор осуществляют при:

  • строительстве объектов, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии с изменениями законодательства от 3 августа 2018 года (закон № 342-ФЗ);
  • реконструкции, если проектная документация на реконструкцию подлежит экспертизе. В том числе стройназдор необходим, когда работы по сохранению объектов культурного наследия затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.

Задачей государственного строительного надзора является:

  • предупреждение нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов, и проектной документации;
  • выявление и пресечение нарушений, которые допустили застройщики, заказчики, а также различные подрядчики.

Перед началом работ требуется экспертиза:

  • проектной документации;
  • результатов инженерных изысканий, которые выполнили для подготовки такой проектной документации.

Проверки документации и результатов изысканий проводят в форме государственной или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик сам вправе выбрать, куда обратиться за экспертизой. Однако есть исключения.

Законом может быть предусмотрена необходимость провести государственную экспертизу. В этом случае застройщик обязан обратиться в соответствующий госорган.

Случаи, порядок назначения и такой экспертизы Правительство РФ указало в постановлении № 145 (в редакции от 22 октября 2018 года).

Читайте также:  Каковы условия и порядок заключения брака?

Экспертизу не проводят в отношении:

  • объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов;
  • жилых домов с количеством этажей не более 3, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает 10 и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеющих общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположенных на отдельном земельном участке и имеющих выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки), в случае, если строительство или реконструкцию таких домов проводят без привлечения бюджетных средств;
  • отдельно стоящих капитальных объектов с количеством этажей не более 2, общая площадь которых не превышает 1500 кв. м и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые являются особо опасными, технически сложными или уникальными.

Кроме того, экспертиза не потребуется:

  • в случае, если для строительства или реконструкции объекта не требуется разрешение на работы;
  • в отношении разделов, подготовленных для проведения капитального ремонта.

Если случай попадает в исключения, проведение государственного строительного надзора на него не распространяется.

Правительство сделало уточнения в отношении экспертизы и строительного надзора

В связи с участившимися случаями судебных разбирательств в отношении правовой природы земельных участков, на которых располагаются объекты недвижимости, постановлением Правительства РФ от 21 марта 2019 года № 296 расширяется состав сведений, включаемых в ЕГРЗ в отношении капитальных объектов. В частности, в подраздел реестра, касающийся заключения экспертизы, теперь вносят:

  • кадастровый номер участка или участков, в пределах которого расположен объект или планируется его расположить;
  • номер и дата выдачи градостроительного плана участка, а в случае подготовки проектной документации по линейному объекту — номер и дата документа, которым утверждена документация по планировке территории (если это случай, в котором такую документацию требуется подготовить);
  • дата включения в реестр сведений о заключении экспертизы.

В подраздел о сведениях документации, представленной для проведения экспертизы, включают:

  • сведения о сметной стоимости строительства объекта (на дату начала экспертизы и на дату утверждения заключения);
  • сведения о проверке достоверности определения стоимости (в случае, если она по закону подлежит такой проверке).

Таким образом, при подготовке к экспертизе и к дальнейшему успешному взаимодействию с органами государственного строительного надзора застройщику необходимо проверить:

  • правовой статус участка,
  • разрешенный вид использования,
  • границы и координаты участка.

Предмет государственного строительного надзора — это проверка на отсутствие нарушений

В соответствии с изменениями, внесенными в градостроительное законодательство в августе 2018 года, предметом государственного строительного надзора в отношении объектов капитального строительства, является проверка:

  • соответствия выполнения работ и применяемых стройматериалов в процессе строительства либо реконструкции объекта, а также результатов таких работ требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности (за исключением объектов, на которые такие требования не распространяются) и требованиям оснащенности объекта приборами учета используемых энергоресурсов;
  • наличия разрешения на строительство;
  • выполнения требований, установленных положениями статьи 52 ГрК РФ.

В рамках проверки на соответствие требованиям статьи 52 ГрК выясняют, с кем именно заключил договор застройщик, технический заказчик, региональный оператор или лицо, которое отвечает за эксплуатацию здания.

Вести работы по договорам строительного подряда вправе только компании или ИП, которые состоят в СРО организаций в области строительства, реконструкции, капремонта объектов капитального строительства.

Выполнение работ по таким договорам обеспечивают специалисты по организации строительства (ГИП).

Если ИП или компания не состоят в соответствующем СРО, они вправе вести работы по договорам строительного подряда только в случае, когда сумма каждого контракта не выше 3 млн руб. Сам застройщик также вправе осуществлять работы при условии, что он является членом такой СРО, если законом не предусмотрено иное. Либо нужно привлекать контрагентов по договору подряда.

В 2019 году Правительство высказалось по поводу предмета наздора

Правительство РФ внесло дополнения в предмет государственного строительного надзора (постановление № 54 в редакции от 19 февраля 2019 года). В том числе сюда входит проверка соответствия самих работ, стройматериалов и результатов работ ряду правил и норм. Это:

  • строительные нормы и правила;
  • федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии;
  • санитарно-эпидемиологические правила и нормативы;
  • требования пожарной безопасности;
  • требования в области охраны окружающей среды;
  • требования в отношении энергетической эффективности, а также в отношении оснащенности объекта приборами учета используемых энергоресурсов;
  • требования государственной охраны объектов культурного наследия и сохранения таких объектов;
  • нормы и правила инженерно-технических мероприятий ГО;
  • требования промышленной безопасности;
  • требования надежности и безопасности в электроэнергетике;
  • нормы и правила безопасности гидротехнических сооружений;
  • иные правила безопасности и госстандарты, а также требованиям других НПА РФ и НПА федеральных органов исполнительной власти.

Указанные правила, нормы и требования подлежат обязательному исполнению при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства.

Кто отвечает за государственный строительный надзор и какие полномочия у инспекций

Государственный строительный надзор осуществляют:

  • федеральные органы исполнительной власти, у которых есть соответствующие полномочия;
  • органы исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченные на ведение регионального надзора.

К органам федерального уровня относятся:

  1. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, если работы ведут в отношении объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 ГрК РФ.
  2. Министерство обороны.
  3. Федеральная служба безопасности.
  4. Федеральная служба охраны.
  5. Иные федеральные исполнительные органы, на которые указами Президента возложено осуществление государственного строительного надзора.

Государственный строительный надзор за строительством и реконструкцией на территории г. Москвы в части уникальных объектов осуществляет орган исполнительной власти субъекта РФ (Москва как город федерального значения является отдельным субъектом). На сегодняшний день этим органом является Комитет государственного строительного надзора.

  • Стройназдор при работах на объектах федеральных ядерных организаций осуществляется госкорпорацией «Росатом».
  • Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору организует научно-методическое обеспечение государственного строительного надзора в РФ.
  • Фукнции наздора и контроля исполняют:
  • в Московской области — Главное управление государственного строительного надзора;
  • в Омской области — Главное управление государственного строительного надзора и государственной экспертизы;
  • в Санкт-Петербурге — Служба государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга;
  • в Калининграде — Департамент строительного контроля при Министерстве регионального контроля.

При проверке объектам присваивают категорию риска

При организации регионального государственного строительного надзора применяется риск-ориентированный подход. Строящиеся или реконструируемые объекты подлежат отнесению к определенным категориям риска в соответствии с Правилами, которые утвердило Правительство РФ в постановлении от 17 августа 2016 года № 806.

В соответствии с критериями орган регионального стройназдора присваивает категорию риска объекту после того, как поступит извещение о начале работ на объекте.

При присвоении категории орган учитывает сведения проектной документации, которая получила у экспертов положительное заключение.

Категорию присваивают на основании приказа (распоряжения) руководителя или заместителя руководителя органа регионального стройнадзора. Данные отражают в программе проверок.

Орган регионального государственного строительного надзора:

  • ведет реестр подконтрольных объектов,
  • размещает информацию об объектах и присвоенных им категориях риска.

Информацию размещают в информационных системах регионального государственного строительного надзора и (или) на официальном сайте данного органа в сети «Интернет». На официальном сайте органа публикуют:

  • наименование, адрес и этап строительства либо реконструкции объекта;
  • реквизиты (дату и номер) разрешения на строительство;
  • сведения о застройщике — либо полное наименование юридического лица, либо ФИО ИП;
  • данные о категория риска по объекту.

При осуществлении регионального государственного строительного надзора программа проверок составляется с учетом следующего количества проверок с учетом категории риска объекта:

Количество проверок за период строительства или реконструкции может быть увеличено не более чем на 2 проверки в случаях проведения работ:

  • в условиях стесненной городской застройкий;
  • в сложных инженерно-геологических условиях;
  • в отношении объекта, общая площадь которого выше 20 000 кв. м.

Государственный строительный надзор осуществляют:

  • с даты получения органом власти извещения о начале работ
  • до даты выдачи заключения о соответствии объекта требованиям (ст. 52 ГрК).

Наздор осуществляют в форме проверок. Проверку проводит должностное лицо органа стройназдора:

  • в соответствии с программой проверок;
  • в случае получения специальных извещений (ч. 6 ст. 52, ч. 3 ст. 53 ГрК РФ) либо обращений физических и юридических лиц, госорганов и органов местного самоуправления.

Постановление проверяющих можно оспорить. Так, суд удовлетворил требования компании к службе государственного строительного надзора и экспертизы субъекта РФ:

  • о признании недействительными акта проверки, предписания об устранении нарушений при работах на объекте;
  • о признании незаконным и отмене постановления о привлечении общества к административной ответственности (ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ).

Как указал суд, проверка может быть проведена на основании:

  • обращений и заявлений граждан, в том числе ИП, а также юридических лиц;
  • информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления (подп. б п. 2 ч. 5 ст. 54 ГрК РФ).

Выездная проверка по данному основанию может быть проведена органом государственного строительного надзора незамедлительно с извещением прокуратуры. Предварительное уведомление юридического лица не требуется. Однако в спорном распоряжении указана внеплановая проверка организационно-правового порядка.

В качестве основания ее проведения отсутствует какая-либо информация, указанная в приведенной норме для внеплановой проверки. Также нет ссылки на мотивированное представление должностного лица. При таких обстоятельствах суд пришел к выводу об отсутствии оснований у службы для внеплановой проверки (постановление АС Северо-Западного округа от 02.08.

2018 № Ф07-6485/2018 по делу № А56-78682/2017).

Орган строительного надзора разрабатывает программу проверок и привлекает компании к ответственности

Программа проверок разрабатывается должностным лицом органа государственного строительного надзора с учетом:

  • конструктивных и иных особенностей объекта капитального строительства и выполнения работ по его строительству, реконструкции;
  • условий последующей эксплуатации;
  • других факторов, подлежащих учету в соответствии с требованиями технических регламентов (норм и правил);
  • иных нормативных правовых актов и проектной документации.

Должностное лицо органа стройназдора проверяет:

  • соблюдение требований к выполнению работ,
  • устранение выявленных нарушений в области соответствия работ требованиям технических регламентов,
  • соблюдение запрета приступать к продолжению работ до составления актов об устранении таких нарушений.

Осуществление проверки может быть сопряжено с:

  • эскпертизой;
  • обследованием, лабораторными и иными испытаниями работ и стройматериалов.

При выявлении нарушений должностное лиц составляет акт. На основании такого акта выдают предписание об устранении нарушений. Предписание выдают заказчику, застройщику или подрядчику — в зависимости от того, кто согласно закону несет ответственность за нарушения.

Акт и предписание составляют в 2 экземплярах. К акту о проведенной проверке прилагают составленные либо полученные в процессе проверки документы (при их наличии).

Первые экземпляры акта и предписания, а также копии указанных документов передают лицу, которое несет ответственность за нарушения.

Вторые экземпляры, а также документы остаются в деле органа государственного строительного надзора.

Нарушение требований технической документации при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов, в том числе при применении строительных материалов (изделий), влечет административную ответственность в виде:

  • предупреждения;
  • штрафа для должностных лиц в размере от 20 тыс. до 30 тыс. руб.;
  • штрафа для юридических лиц в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. (ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ).
Читайте также:  Разъяснение о применении онлайн-ККТ в интернет-торговле

Ключевым фактором в привлечении застройщика к административной ответственности является его обязанность по осуществлению строительного контроля.

Так, судьи указали, что субъектами ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ, могут быть как застройщик, так и подрядная организация, непосредственно осуществляющие работы по строительству (постановление АС МО от 19.12.2016 № Ф05-18758/2016 по делу № А40-18536/16).

Источник: https://www.law.ru/article/22412-institut-gosudarstvennogo-stroitelnogo-nadzora

Государственный строительный надзор: разграничение полномочий и особенности проведения. Часть I

Одна из проблем строительного надзора — это перманентное изменение законодательства, регулирующего строительную отрасль. Проектирование объекта начинается в одних нормативно-правовых реалиях, а ввод объекта в совершенно иных, с изменившимися требованиями к безопасности, качеству работ и материалов, надежности. 

Разграничение полномочий 

В 2011 году при осуществлении государственного строительного надзора произошло разграничение полномочий между федеральными надзорными органами и региональными. Появились федеральный государственный строительный надзор и государственный строительный надзор, последний осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ (ст. 53 Градостроительного кодекса РФ).

В ведении федерального государственного надзора находятся особо опасные, технически сложные и уникальные объекты, весь перечень которых определен в ст. 48.1. Градостроительного кодекса РФ.

Все остальные объекты капитального строительства и реконструкции, соответствующие категориям, прописанным в ст.

54 Градостроительного кодекса РФ, относятся к региональному государственному строительному надзору.

Предмет, объект и субъект надзора

Предметом деятельности государственного строительного надзора является проверка соответствия выполняемых работ и результатов этих работ при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе проектной документации и проверке наличия разрешения на строительство. 

Кроме того, государственный строительный надзор проводит проверку соблюдения требований, указанных в частях 2 и 3 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ.

Из нее следует, что предметом проверки также является наличие у индивидуального предпринимателя или юридического лица, осуществляющего строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, свидетельства СРО о допуске к таким видам работ.

Что касается федерального государственного надзора, то предмет их надзора несколько шире. Они в дополнение к вышеперечисленному проверяют соблюдение саморегулируемыми организациями требований градостроительного надзора.

Объект деятельности государственного строительного надзора — это виды проверяемых работ: строительство и реконструкция объектов капитального строительства.

Субъектами государственного строительного надзора являются застройщик, технический заказчик и лицо, осуществляющее строительство. Определение застройщика и технического заказчика дано в ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, в пунктах 16 и 22, а понятие «лицо, осуществляющее строительство» определено в третьем пункте ст. 52 (там же).

При этом лицом, осуществляющим строительством, может выступать сам застройщик или привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо.

То есть в том случае, если застройщик является просто владельцем земельного участка и у него нет свидетельства допуска СРО на выполнение строительного контроля или на выполнение строительных работ, то он заключает договор с техническим заказчиком.

Таким образом, у технического заказчика должно быть свидетельство о допуске СРО на выполнение организации строительства и выполнение строительного контроля в обязательном порядке. Только в этом случае технический заказчик имеет право заключать договор от имени застройщика с лицом, осуществляющим строительство.

На практике при проведении государственного строительного надзора мы сталкиваемся с такой проблемой: субъекты проверки пытаются оправдать нарушения тем, что они произошли по вине субподрядных организаций.

Дело в том, что по гражданскому законодательству и по градостроительному законодательству ответственность перед заказчиком и контролирующими органами всегда несет генеральный подрядчик, то есть лицо, осуществляющее строительство.

В случае если застройщик заключил прямой договор на выполнение определенного вида строительных работ с так называемой субподрядной организацией, но при этом не имеет свидетельство о допуске СРО к проведению строительства и проведению строительного контроля, то ответственность за все нарушения будет нести он. 

Положение о техническом заказчике появилось в Градостроительном кодексе РФ в 2011 году. До этого существовало понятие «застройщик-заказчик». Появление посредника между застройщиком и лицом, осуществляющим строительство, которым выступает технический заказчик, обусловлено необходимостью наличия у застройщика профессиональных компетенций.

В формальном смысле это выражается наличием указанных выше допусков СРО. В частности, при строительстве объектов социальной сферы, которое финансируется из федерального и регионального бюджетов, наличие профессионального технического заказчика необходимо.

Потому что те же детские сады, школы, являясь застройщиками, вряд ли могут быть членами строительных СРО.

Ограничения на осуществление надзорной деятельности определены в федеральном законе от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с некоторыми особенностями, характерными для госстройнадзора, установленными частью 5 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ.

Особенности государственного строительного надзора

Региональный государственный строительный надзор ограничен проверками при осуществлении хозяйствующими субъектами строительства и реконструкции объектов капитального строительства.

При этом проведение проверок регламентируется Постановлением Правительства РФ № 54 от 1 февраля 2006 года «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» и утвержденным Ростехнадзором РД 11-04-2006 «Порядок проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных реконструированных, отремонтированных объектов, капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативно правовых актов и проектной документации», а также региональными нормативно-правовыми актами.

Особенности организации проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора определены в части 5 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ. Можно выделить основные моменты:

— проверки проводятся без формирования ежегодного плана проведения плановых проверок;

— проверки проводятся на основании поступивших в орган государственного строительного надзора извещения от застройщика (заказчика) или лица, осуществляющего строительство, а также обращений и заявлений граждан и иных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, информации из СМИ и т.д.; 

  • — проверки проводятся в соответствии с программами проверок, разрабатываемых органом государственного строительного надзора и согласованными с субъектами надзора.
  • Начало государственного строительного надзора
  • Государственный строительный надзор начианется с извещения о начале строительства, которое должно быть направлено в региональный надзорный орган субъектами надзора с приложением документов, указанных в части 2 ст. 52 Градостроительного кодекса, а именно:
  • — проектной документации в полном объеме;
  • — положительного заключения по проектной документации;
  • — общего и специальных журналов ведения работ.

Извещение направляется в инспекцию за семь дней до начала строительства. Государственным надзорным органом разрабатывается программа проверок в двух экземплярах, один из которых вручается представителю лица, осуществляющего строительство или застройщика, или заказчика под роспись. Программа проверок согласовывается с субъектами надзора.

Дальнейшая работа по проведению государственного строительного надзора осуществляется на основании программы и извещений об окончании определенных этапов строительства, которые к нам поступают от лица, осуществляющего строительство.

Многие субъекты надзора нарушают сроки подачи извещений о начале строительства. Это влечет за собой административную ответственность.

Возможно, что нарушители руководствуются тем, что, скрывая от надзорных органов строительство без разрешения, им легче оплатить штраф за несвоевременное извещение, чем за отсутствие разрешения на строительство.

Однако в ряде случаев отсутствие государственного надзора может повлечь за собой обязательное проведение строительно-технической экспертизы.

Подробнее мы остановимся на практических вопросах государственного строительного надзора и строительного контроля в следующих номерах журнала «Промышленная и экологическая безопасность, охрана труда». 

Источник: https://prominf.ru/article/gosudarstvennyy-stroitelnyy-nadzor-razgranichenie-polnomochiy-i-osobennosti-provedeniya-1

Что не является предметом государственного строительного надзора

С момента поступления извещений, либо истечения сроков исполнения предписания сотрудник ГСН готовит приказ о проверке. После этот приказ регистрируется на портале «Единый реестр проверок», который курирует прокуратура.

  • Далее этот приказ направляется застройщику, либо лицу, осуществляющему строительство (смотря кого проверяют) за три рабочих дня до проверки.
  • Также направляется уведомление о дате, времени и месте проверки в орган СРО, в котором состоит лицо, подлежащее проверке.
  • При определенных случаях процедура может немного отличаться.

В назначенную дату и время на объект приходят ответственные специалисты для проверки выполненных работ. Про предмет проверки я писал выше.

Сроки проведения проверки указываются в приказе и они должны соответствовать срокам указанным в программе проверок.

По результатам проверки составляется акт проверки, который вручается проверяемому лицу. В зависимости от наличия нарушений выдается предписание и назначаются штрафы.

Следует отметить, что проверку можно провести только в присутствии уполномоченного представителя проверяемого лица. В определенных случаях можно и в его отсутствии, но таких случаев очень мало.

ГАСН

Здравствуйте, уважаемые читатели блога прораба, в данной статье гасн поговорим о государственном контроле строительных объектах разберемся, что они должны проверять, расскажу, как на самом деле проходят проверки и о моем завершение работ на стройке в Мытищах.

Стройки государство проверяет двумя организациями ГАСН (Государственный Архитектурно Строительный Надзор) и Ростехнадзор. Если вы строите жилые объекты, склады, то вас контролирует ГАСН, если такие объекты как химические или металлургические заводы, атомные станции и им подобные то Ростехнадзор.

Госархстройнадзор не контролирует строительство жилых домов с количеством не более трех этажей, на частном участке гаражи, бани, сараи и реконструкцию объектов не являющиеся объектами капитального строительства (киоски, навесы и др.)Более подробно о правах и обязанности инспекторов ГАСНа, можно почитать, кликнув по этой .

Перед началом строительство объекта вы должны известить ГАСН, они в свою очередь должны вам предоставить приказ об ответственном лице, который будет приезжать к вам с проверкой и выдать график своих «наездов».

Кроме графика, если поступят жалобы от физического лица или какого-нибудь органа, что строительство ведется с нарушениями техники безопасности и предоставляет угрозу жизни людям, то ГАСН будет проверять стройку на принятые в заявление нарушения.

Главная задача инспекторов выявить и пресечь нарушения строительных процессов или работ по капитальному ремонту зданий согласно проекту, нормам и правилам технических регламентов.Полномочий у инспектора госархинадзора большие может потребовать проведение экспертиз на материалы, проверять действительно работы проводятся согласно проектной документации.

Если инспектор выявил нарушения в технологическом процессе или применение некачественных строительных материалах, то могут выписать штраф или остановить деятельность фирмы до 90 дней, пока не выяснят обстоятельства нарушений.При неоднократном нарушении ГАСН может потребовать отозвать лицензию у строительной фирмы и прекратить ее существование.

Ростехнадзор

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) — контролируют безопасность ведения работ связанных с использованием природными ресурсами, промышленной безопасности, безопасности при использование атомной энергии, безопасности электрических сетей, гидротехнических сооружений, безопасность производства взрывчатых веществ промышленного назначения.

Порядок контроля Ростехнадзора такой же, как и ГАСНа перед началом работ их предупреждаете, получаете приказ об назначение ответственного лица, который вас будет контролировать и график проверок.Чтоб лучше знать свои права и обязанности инспекторов при проверках Ростехнадзора советую почитать эти законны:

1. Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ).

Он регулирует отношения между организациями и индивидуальными предпринимателями с одной стороны и проверяющими – с другой.2. Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Этот закон определяет все основные понятия в области промышленной безопасности, закрепляет права и обязанности организаций и контролирующих их надзорных органов, в частности Ростехнадзора.

Читайте также:  В россии будут введены электронные трудовые книжки

3. Административным регламентом, утвержденным приказом Минприроды России от 30 октября 2008 г. № 280. Он определяет сроки и порядок проведения проверок инспекторами Ростехнадзора на ОПО, а также порядок взаимодействия представителей Ростехнадзора и проверяемых организаций.

У инспекторов Ростехнадзора те же полномочия, что и у ГАСНа имеют права проверить правильно ли вы строите и какие материалы применяете, привлекать к административной ответственности за нарушение.

Как на самом деле проходят проверки

Работая в разных организациях и в различных регионах проверки органов государственной власти, заканчивались всегда штрафами. Разница была только в их величине и руководители обычно радовались, когда получалось договориться на не большой штраф.

Штрафы получали при любом раскладе, независимо от того, что строительство велось согласно проекту, перед приездом инспектора наводился порядок на строительной площадке по всем правилам техники безопасности.

Такая ситуация идет проверка инспектора, приходит на стройку, нарушений не может найти. Что делать? Он находит нарушение по обеспечению стройплощадки питьевой водой. Дело было летом на стройплощадке питьевая вода была привозная в канистрах. Инспектор потребовал паспорт качества на воду, конечно ему его никто не смог предоставил в итоге штраф. Как говорят докопаться можно и до столба.

Почему так происходит, мне кажется, что инспекторам все равно правильно строят или нет, они едут уже нацеленные на выписывание штрафов. Может у них это показатель работы, чем больше штрафов выпишут, значит он хорошо работает. Интересно послушать ваше мнение, вы сталкивались с проверками государственных органов и часто ли вас наказывали? Пишите в комментариях.

Стройка в Мытищах

Прошел год, закончилась очередная стройка. Сдача и завершение этого объекта будет в следующем году, но мне по большему счету там делать уже было нечего.

В тему проверок ГАСНа, в начале строительства мы получили график проверок этой организации. Согласно которому они раз в месяц должны были приезжать и контролировать процесс строительства. В течение года ни разу не было проверок. Появились под конец объекта.

В течение строительства заказчик решил сделать изменения на объекте, пристроили рампу и построили внутри двухэтажную встройку административно-бытового комплекса. Все эти достройки проектировщики рассчитали, начертили проекты, то есть все это строилось не со слов, а согласно чертежам.

Приехал проверяющий госархинадзора и заставил разобрать пристройку. Не знаю подробностей, но как я понял он приехал принимать объект, который был согласован с ними.

По плану должны были в середине декабря завершить строительство, смонтировать навес на рампе, но после этой проверки всё поменялось.

Источник: https://tforeanda.ru/chto-ne-yavlyaetsya-predmetom-gosudarstvennogo-stroitelnogo-nadzora/

Государственный строительный надзор

Энциклопедия МИП » Споры по недвижимости » Строительный контроль и надзор » Государственный строительный надзор

В сфере проведения строительных работ и капитального ремонта объектов недвижимости соблюдение установленных норм, правил и стандартов имеет важное значение не только для исполнения условий договоров, но и для обеспечения безопасности жизнедеятельности людей. Для контроля за соблюдением законодательства в процессе выполнения строительных работ осуществляется государственный строительный надзор.

Исходя из основных целей госстройнадзора, можно определить его понятие.

Государственный строительный надзор заключается в профилактике, выявлении фактов и пресечении нарушений градостроительного законодательства при выполнении строительных работ со стороны застройщика, заказчика, подрядчика.

При осуществлении строительного надзора к законодательным нормам приравнены технические регламенты и проектная документация на объект строительства.

Предметом государственного надзора в сфере выполнения строительных работ является:

  • Проверка соответствия выполняемых строительных работ требованиям законодательства, технических регламентов и проектной документации. Под строительными работами в данном случае подразумевается строительство, капитальный ремонт объектов и их реконструкция. Кроме качества работ проверке подлежит и соответствие строительных материалов нормативным документам и проекту строительства.
  • Проверка наличия у исполнителя работ разрешения на строительство. В ходе проверки устанавливается не только факт наличия такого разрешения, но и законность и обоснованность его выдачи уполномоченным органом.
  • Проверка наличия у исполнителя работ членства в саморегулируемой организации. Данное требование распространяется на виды работ, прямо указанные в законодательстве. Строительный надзор в этой части осуществляется путем запроса в федеральный реестр саморегулируемых организаций.

В отношении некоторых видов строительных работ могут отсутствовать технические регламенты. В этом случае предметом надзора будет являться только проверка на соответствие строительным и федеральным нормам и правилам.

Органы государственного строительного надзора

По общему правилу, предусмотренному Градостроительным кодексом РФ, государственный строительный надзор уполномочены осуществлять федеральные органы исполнительной власти.

К таким органам отечественная правовая система относит:

  • Министерство обороны РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная служба охраны РФ. Эти ведомства уполномочены проводить надзор в отношении строительных работ, прямо указанных в законе и иных нормативных актах. Очевидно, что перечень таких работ напрямую вытекает из специального статуса объектов строительства или капитального ремонта, имеющего отношение к сфере внешней и внутренней безопасности Российской Федерации;
  • Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Это федеральное ведомство осуществляет строительный надзор в отношении большинства видов строительных работ, определенных законодательством. Служба Росстройнадзора входит в систему органов федеральной власти и имеет территориальные представительства в субъектах РФ.

При проведении государственного строительного надзора к правоотношениям между проверяющим органом и субъектом проверки применяются  общие положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», за исключением нескольких особенностей:

  • Для проверок в рамках осуществления государственного строительного надзора не предусмотрено составление ежегодного плана проверок;
  • Основанием для проведения строительного надзора является не ежегодный план, а поступившее извещение от заказчика (подрядчика) работ об окончании строительства, либо обращение заинтересованных лиц о возможных угрозах безопасности. Заинтересованными лицами в данном случае могут выступать граждане, организации, средства массовой информации и другие субъекты.
  • Отдельным случаем для проведения проверки является заявление о привлечении строительной организацией денежных средств долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов в нарушение требований законодательства.

По итогам проверки и в случае выявления нарушений органы Госстройнадзора выдают предписание об устранении нарушений законодательства или иных норм и правил. Это предписание является обязательным для выполнения, за неисполнение требований предписаний виновное лицо привлекается к ответственности.

  • В случае угрозы жизни и безопасности людей, а также при нарушениях технических регламентов, норм и правил, угрожающих разрушению объекта строительства, орган Росстройнадзора может приостановить или прекратить выполнение строительных работ на период устранения указанных обстоятельств.
  • Полномочия каждого органа государственного строительного надзора направлены на соблюдение баланса защиты интересов государства и общества в части безопасности выполняемых работ и защиты прав субъектов, занимающихся профессиональной деятельностью на строительном рынке.
  • Любой процессуальный акт органа строительного надзора может быть обжалован субъектом проверки путем подачи жалобы в вышестоящий орган, либо в судебном порядке.

Объекты государственного строительного надзора

Статьей 54 Градостроительного кодекса РФ определены объекты проведения государственного строительного надзора:

  • Работы по строительству объектов капитального строительства, для которых проектная документация подлежит обязательной экспертизе;
  • Работы по реконструкции объектов, затрагивающие основные характеристики надежности и безопасности этих объектов. Для данных работ законодательство также устанавливает принцип обязательности проведения экспертизы.

Объектом конкретной проверки в рамках осуществления государственного строительного надзора может быть как весь процесс строительных работ, так и их определенный этап.

В ходе проверки органы Росстройнадзора имеют право запрашивать любую информацию, связанную с объектом проверки, любую документацию в отношении объекта проведения работ.

Все выявленные замечания и нарушения отражаются в акте проверки и служат основанием для выдачи предписания об устранении нарушений законодательства при производстве строительных работ. 

имеет ли право подрядчик заверить сертификаты своей печатью или нужна печать поставщика? можно ли приложить в ИД сертификаты соответствия , а не сертификаты кпчества?

Иван01.07.2019 20:37

Нарушений с Вашей стороны нет, но пропишите номера свидетельств в накладных, если используете торг 12 то напишите в ней, тем более что вы ставите свою печать.

Еще 1 вариант это взять гарантийное письмо у того держателя декларации, где будет указан номер и дата выдачи с указанием, что все это есть и подлинное + копии которые вы даете. Совсем крайний вариант, когда держатель декларации высылает вам нотариально заверенную копию декларации.

При возникновении сложностей, рекомендую обратиться в офис на консультацию к нашим специалистам. Юридическая группа МИП составит для Вас все документы, жалобы и заявления. Скидка по промокоду «МИП». Если Вы находитесь в другом городе, то Вы можете отправить сканы или фото документов nm@advokat-malov.

ru По стоимости услуг Вам ответят в письме или обратитесь по телефону +7 (495) 228-26-51 г. Москва, Старопименовский переулок 18 nm@advokat-malov.ru http://advokat-malov.ru/kontakty.html

Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны

Сайботалов Вадим Владимирович02.07.2019 13:06

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

Федорова Любовь Петровна03.07.2019 09:25

Задать дополнительный вопрос

Собственник нежилого помещения оштрафован по ч.2 ст. 9.4 коап за установку механической вентиляции с нарушением СП, но арендатор помещения продолжает включать эту мехвентиляцию, шум, вибрация в жилых квартирах продолжается.

Важно то, что если нарушены СП-нет акустических расчётов, то нет основания проводить замеры шума и вибрации, т.к. они заведомо запредельны и требуется только демонтаж мехвентиляции. ВОПРОС: Кто и по какой ст.

КОАП остановит арендатора?

Дмитрий06.01.2019 19:56

Добрый день!В этой ситуации нужно учесть положение части 4 ст. 4.1 КоАП РФ:»Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено».Возможно действенной будет жалоба в районную прокуратуру на то, что не устранены последствия совершения административного правонарушения.

Примерный образец жалобы в прокуратуру можно найти по следующей ссылке: http://iskiplus.ru/zhaloba-v-prokuraturu/.

Сайботалов Вадим Владимирович06.01.2019 20:39

Задать дополнительный вопрос

При возникновении сложностей, рекомендую обратиться в офис на консультацию к нашим специалистам.

Федорова Любовь Петровна07.01.2019 07:13

Задать дополнительный вопрос

  1. Могу ли обращаться в Росстройнадзор с жалобой на соседа по поводу строительства на участке ЛПХ в пределах нас пункта пилорамы, сушилки для лесоматериалов идете воображал бывают его цеха, от деятельности которых постоянный шум и дым ежедневный

Александр20.09.2018 13:15

Добрый день! Для начала подайте жалобу в Роспотребнадзор и попросите замерить уровень шума. Так же можете сразу написать жалобу в прокуратуру.

Федорова Любовь Петровна23.09.2018 00:17

Задать дополнительный вопрос

Да, верно, жалуйтесь в Роспотребнадзор

Царюк Владимир Ростиславович23.09.2018 00:00

Задать дополнительный вопрос

Источник: https://advokat-malov.ru/stroitelnyj-kontrol-i-nadzor/gosudarstvennyj-stroitelnyj-nadzor.html

Ссылка на основную публикацию