Законодательно закреплено право проведения административного расследования в отношении коллекторов

Пожалуй, каждый из нас слышал о таком процессуальном документе, как протокол об административном правонарушении. И все мы знаем, что именно с момента составления протокола начинается производство по делу об административном правонарушении.

Законодательно закреплено право проведения административного расследования в отношении коллекторов

Однако Кодексом Российской Федерации также в качестве одного из моментов возбуждения дела об административном правонарушении обозначено проведение административного расследования, которое представляет собой особый этап производства, направленный на изучение данных, свидетельствующих о событии административного правонарушения, но еще недостаточных для составления протокола об административном правонарушении.

Порядку и срокам проведения административного расследования посвящена настоящая статья.

Понятие административного расследования

Понятие административного расследования в законодательстве не закреплено. Однако для понимания сущности АР следует руководствоваться Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г.

№ 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому административное расследование (далее также — АР) представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий уполномоченных на то должностных лиц, направленных на установление всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.

Законодательно закреплено право проведения административного расследования в отношении коллекторов

Отличие административного расследования от проверки

Необходимо понимать, что между АР, проводимым в рамках КоАП РФ, и плановыми/внеплановыми проверками, проводимыми в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 г.

№ 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Федеральный закон № 294-ФЗ)», имеются существенные отличия, хотя на первый взгляд они похожи.

Законодательно закреплено право проведения административного расследования в отношении коллекторов

Как во время проведения проверки, так и во время проведения АР должностными лицами органа надзора проводится некий комплекс процессуальных действий, результатом которых может стать производство по делу об административном правонарушении. Для проверяемой организации или ИП явной разницы между проводимыми действиями может не обнаруживаться, хотя это в корне различные направления деятельности органов надзора, оформляемые отличными друг от друга процессуальными документами.

Положения Федерального закона № 294-ФЗ не применяются к действиям должностных лиц государственных органов, связанным с проведением административного расследования. В случае назначения административного расследования, его проведение должно осуществляться исключительно в соответствии со статьей 28.7 КоАП РФ.

Подпишись на рассылку и получай первым самую свежую и актуальную информацию от Факультета Медицинского Права. Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.

Проверки органов надзора

Понятие проверки, проводимой в рамках Федерального закона № 294-ФЗ закреплено этим же законом.

Под проверкой в данном случае понимается совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.

Законодательно закреплено право проведения административного расследования в отношении коллекторов

Таким образом, назначение такой проверки состоит в оценке соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) определенным требованиям.

По итогам проверки составляется акт о ее проведении, а также должностное лицо органа надзора в случае обнаружения в ходе проверки достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения имеет право составить протокол об административном правонарушении, то есть возбудить дело.

Административное расследование направлено на установление всех обстоятельств уже возбужденного дела об административном правонарушении.

Федеральным законом № 294-ФЗ установлена возможность проведения плановых и внеплановых проверок. При этом перечень оснований для их проведения четко определен и не может быть расширен по желанию должностных лиц органов контроля (надзора).

Кроме того, законом установлена обязанность согласования плана проведения проверок (если речь идет о плановых проверках) и большинства внеплановых проверок (в том числе в случае возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан или непосредственное их причинение) с органами прокуратуры.

Вместе с тем, отсутствие основания для проведения внеплановой проверки, предусмотренного Федеральным законом № 294-ФЗ, не является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Должностное лицо органа надзора может принять решение о проведении административного расследования, которое принимается одновременно с решением о возбуждении дела об административном правонарушении.

Особенности принятия такого решения и процедура АР будет подробно описана в следующих разделах настоящей статьи.

Когда допускается проведение административного расследования?

Согласно части 1 статьи 28.7 КоАП РФ АР проводится в случае выявления административных правонарушений в областях законодательства, перечисленных в ч.1 статьи 28.

7 КоАП РФ (в том числе законодательства об охране здоровья граждан; о противопожарной безопасности; о защите прав потребителей; о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах), и при необходимости:

Законодательно закреплено право проведения административного расследования в отношении коллекторов

  • Проведения экспертизы;
    или
  • Проведения иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат.

Решение о проведении административного расследования

Решение о проведении АР принимается одновременно с решением о возбуждении дела об административном правонарушении (п. 4 ч. 4 ст. 28.1 и ч. 2 ст. 28.7 КоАП), которое оформляется соответствующим определением, отвечающим требованиям ч. 3 ст. 28.7 КоАП РФ.

Законодательно закреплено право проведения административного расследования в отношении коллекторов

Поводы к возбуждению дела об административном правонарушении указаны в статье 28.1 КоАП РФ и могут быть в частности:

  • Непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
  • Поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
  • Сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 настоящего Кодекса);

В связи с этим возбуждение дела об административном правонарушении допускается во всех случаях, когда поступившие материалы сообщения, обращения содержат в себе достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, даже если при этом они не могут послужить основанием для внеплановой проверки (например, сообщения о нарушении прав потребителей, содержащиеся не в жалобах граждан). В таких случаях уполномоченное должностное лицо получает повод к возбуждению дела об административном правонарушении немедленно, при этом достаточность таких данных должна быть установлена самим должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.

Лица, уполномоченные принимать решения о проведении административного расследования

Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается:

Законодательно закреплено право проведения административного расследования в отношении коллекторов

  • Должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения;
  • Прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.

Лица, уполномоченные проводить административное расследование

Административное расследование по делу об административном правонарушении, возбужденному должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, проводится указанным должностным лицом, а по решению руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — другим должностным лицом этого органа, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.

Законодательно закреплено право проведения административного расследования в отношении коллекторов

Определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования

В определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются:

Законодательно закреплено право проведения административного расследования в отношении коллекторов

  • Дата и место составления определения,
  • Должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение,
  • Повод для возбуждения дела об административном правонарушении,
  • Данные, указывающие на наличие события административного правонарушения,
  • Статья КоАП РФ либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.

При вынесении данного процессуального документа физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, о чем делается запись в определении.

Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено.

Срок проведения административного расследования

Срок проведения АР установлен частью 5 статьи 28.7 КоАП РФ и не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

Законодательно закреплено право проведения административного расследования в отношении коллекторов

Продление срока проведения административного расследования

КоАП РФ предусмотрена возможность продления срока проведения АР. Указанный выше срок проведения АР продлевается только в исключительных случаях по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело.

КоАП РФ предусмотрены различные варианты продления срока проведения АР, которые зависят от того, какое административное правонарушение (в какой сфере законодательства) совершено.

В сфере здравоохранения продление срока проведения АР возможно на срок не более одного месяца и такое продление осуществляется на основании решения руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя.

Решение о продлении срока проведения АР принимается в виде определения, копия которого в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых проводится административное расследование.

Процедура проведения административного расследования

Процедура проведения административного расследования КоАП РФ не регламентирована. Кодексом лишь указано то, что административное расследование проводится либо по месту совершения, либо по месту выявления административного правонарушения.

Представляется, что действия лица, проводящего АР, зависят от конкретного административного правонарушения и могут предусматривать осуществление следующих мероприятий:

  • Получение объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаний потерпевшего и свидетелей (ст. 26.3 КоАП РФ), если получить данные объяснения или показания при составлении протокола невозможно;
  • Назначение экспертизы (ст. 26.4 КоАП РФ);
  • Отбор проб и образцов, необходимых для проведения экспертизы (ст. 26.5 КоАП РФ);
  • Получение показаний специальных технических средств (ст. 26.8 КоАП РФ);
  • Направление различных запросов и поручений (ст. 26.9 КоАП РФ);
  • Истребование сведений (ст. 26.10 КоАП РФ);
  • Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (в присутствии двух понятых!) (ст.27.8 КоАП РФ).

Результаты проведения административного расследования

По окончании АР:

Исчерпывающий перечень обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, установлен частью 1 ст. 24.5 КоАП, в соответствии с которой производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

Важно также помнить, что дела об административных правонарушениях, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судом.

Источник: https://www.kormed.ru/baza-znaniy/proverki-organami-nadzora/administrativnye-pravonarusheniya/administrativnoe-rassledovanie/

Административное расследование. Нарушения коллекторов

Законодательно закреплено право проведения административного расследования в отношении коллекторов

29 июля 2018 года президентом Путиным В.В. был подписан закон, согласно которому в отношении коллекторов может проводиться административное расследование. В связи с этим можем отметить две вещи. Во-первых, о коллекторах власть помнит и продолжает регулировать их деятельность. Во-вторых, проведение административного расследования давно напрашивалось в связи с большими трудозатратами и продолжительностью разбирательства в процессе привлечения коллекторов к административной ответственности и рассмотрения жалоб граждан.

Что же такое административное расследование и когда оно проводится?

Административное расследование – это такое процессуальное разбирательство, которое требует проведения экспертизы или иных процессуальных действий, значительно растянутых во времени.

Возбуждать административное расследование в отношении правонарушений коллекторов вправе судебный пристав. Такое решение оформляется определением.

Копии определения о возбуждении административного дела направляются заявителю и в коллекторское агентство, допустившее нарушение законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности (230-й ФЗ).

И самое важное, срок административного расследования. Он составляет один месяц по общему правилу и может быть продлён ещё на месяц.

Для чего же всё-таки проводить административное расследование по привлечению коллекторов к ответственности?

На наш взгляд, ответ кроется в тех действиях коллекторов, которые идут вразрез с действующим законодательством. Исходя из анализа административной практики по привлечению крупных коллекторских агентств к ответственности, можно сделать следующий вывод. Коллекторы, как правило, нарушают закон, общаясь с должником по телефону (неполное представление, психологическое давление и т.п.

Читайте также:  Законопроект о прогрессивной шкале подоходного налога

) и, направляя сообщения должнику (отсутствие всех необходимых данных о кредиторе и агенте, введение должника в заблуждение относительно ответственности за уклонение от оплаты задолженности и т.п.). Такого рода нарушения запросто могут потребовать проведения, скажем, фонографической экспертизы голоса коллектора при общении с должником в целях определения конкретного нарушителя.

Более того, не секрет, что юристы любого коллекторского агентства заинтересованы в затягивании разбирательства и не спешат с ответом. Таким образом, в целях более оперативного рассмотрения жалоб на коллекторов сотрудники ФССП зачастую выезжают по адресу коллекторского агентства. Это, разумеется, негативно сказывается на количестве рассмотренных жалоб.

Таким образом, возможность для ФССП проводить административное расследование нарушений коллекторов 230-го закона безусловно является положительным сигналом.

Это существенно увеличит качество работы судебных приставов, избавив их от ограничений во времени, а также предоставив доступ к проведению необходимых дополнительных исследований.

Возможность проведения административного расследования может позволить качественно собрать необходимую доказательственную базу и принять справедливое решение в виде составления административного протокола или постановления о прекращении дела.

Источник: http://prosrochkinet.ru/news/103-zakonodatelstvo-administrativnoe-rassledovanie-narushenija-kollektorov.html

Минюст планирует наделить ФССП правом административного расследования деятельности коллекторов

Законодательно закреплено право проведения административного расследования в отношении коллекторов

Федеральная служба судебных приставов АГН»Москва

При всем этом один из них выразил надежду, что поправки будут ориентированы на защиту должников от недобросовестных коллекторов, но не предоставят должникам дополнительные возможности по неисполнению собственных обязанностей.

Напомним, контроль за деятельностью коллекторских агентств передан Федеральной службе судебных приставов (ФССП) РФ в самом начале 2017. В отношении статьи 14.57 КоАП («Нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физ.

лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности») не предусмотрена возможность проведения административного расследования (экспертизы либо иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, согласно части 1 статьи 28.7 КоАП).

Министерство юстиции предлагает наделить судебных приставов правом проведения административных расследований в отношении служащих коллекторских агентств.

До этого «Общественный контроль» сообщал, что по жалобам «Константа» уже выплачивала штрафы.

КоАП предусмотрена административная ответственность за нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физ. лиц при проведении деятельности по возврату просроченной задолженности (статья 14.57 КоАП).

При всем этом действующее законодательство дает возможность привлечь к административной ответственности лиц, осуществляющих профессиональную деятельность по возврату просроченной задолженности, однако не включенных в государственный список, — «серых коллекторов».

В ведомстве допускают возможность проведения административных расследований в отношении коллекторов, пишет «Российская газета».

Ведомство отмечает, что основной проблемой при рассмотрении вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности является сбор свидетельств. «Объективная сторона правонарушения по ст. 14.57 КоАП РФ может быть очень объемной, и для установления всех событий дела требуется проведение административного расследования по ст. 28.7 Кодекса».

«Реализация законодательного проекта даст возможность проводить не менее тщательное расследование по факту выявления административного правонарушения и выявлять все обстоятельства, имеющие значение для правильного и полного его рассмотрения в суде, что в свою очередь понизит количество отмененных или прекращенных дел по административным правонарушениям, а еще создаст дополнительные условия для обеспечения принципа неотвратимости административного наказания по указанной категории административных правонарушений», — отмечается в документе.

Все дело в том, что у приставов нет полномочий на проведение досудебного административного расследования в рамках статьи 14.57 КоАП, что затрудняет сбор свидетельств.

Председатель Ассоциации профессиональных взыскателей Вадим Супрун обозначил, что до реального времени не дано точных объяснений по многим аспектам применения Закона о коллекторах.

Источник: http://e-gorlovka.com.ua/id/2017/minyust-planiruet-nadelit-fssp-pravom-administrativnogo-562081.html

Судебные приставы могут проводить расследования в отношении коллекторов

17 июля Госдума в третьем чтении приняла поправки в КоАП РФ (законопроект № 371567-7), согласно которым введена возможность проведения административного расследования по факту выявления правонарушений в области защиты прав и законных интересов физлиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности до направления материалов административного дела в суд.

Как ранее сообщала «АГ», поправки были подготовлены в связи с тем, что в рамках реализации положений Закона о коллекторах в производстве ФССП России находятся уже тысячи жалоб на действия недобросовестных коллекторов.

Приставы смогут проводить расследования в отношении коллекторовВ Госдуму внесен законопроект, усиливающий борьбу с недобросовестными сборщиками просроченной задолженности

Авторы поправок отмечали, что в настоящее время в ст. 14.

57 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физлиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности.

При этом действующее законодательство позволяет привлечь к административной ответственности лиц, осуществляющих профессиональную деятельность по возврату просроченной задолженности, но не включенных в государственный реестр, – «серых коллекторов».

«Вместе с тем на практике вопрос применения данной статьи и возможность привлечения к административной ответственности юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, а также “серых коллекторовˮ, являются проблемными», – указали авторы законодательной инициативы. Основной проблемой при рассмотрении этого вопроса является сбор доказательств, поскольку полномочия сотрудников ФССП России нормативными актами не определены и не закреплены, а в отношении ст. 14.57 КоАП не предусмотрена возможность проведения административного расследования.

Предполагается, что принятый закон облегчит урегулирование процесса проведения административного расследования, поскольку будет устранена проблема со сбором доказательств, необходимых для разрешения дела, и должностное лицо ФССП России получит полномочия получать необходимую информацию от операторов сотовой связи, чтобы подтвердить количество состоявшихся телефонных переговоров либо отправленных сообщений со стороны коллектора должнику.

Эксперты «АГ» положительно оценили законопроект еще на стадии разработки.

Усиление борьбы с недобросовестными коллекторамиМинюст предлагает дать полномочия судебным приставам проводить административное расследование в отношении сборщиков просроченной задолженности

Советник юстиции РФ третьего класса Алексей Шарон пояснил, что необходимость предлагаемых изменений назрела в ходе исполнения новой для ФССП функции, заключающейся в контроле за деятельностью коллекторских агентств, которую они осуществляют с начала этого года.

«Объективная сторона правонарушения по ст. 14.57 КоАП РФ может быть весьма объемной, и для установления всех обстоятельств дела требуется проведение административного расследования по ст. 28.7 Кодекса.

То есть могут потребоваться проведение различного рода экспертиз (например, лингвистической, психологической и т.п.), сбор информации технического характера (запросы сотовым операторам о количестве телефонных соединений, СМС-отправлений и т.п.

)», – объяснил эксперт, добавив, что на эти действия требуется значительное время, в связи с чем необходимо дать полномочия судебным приставам проводить административное расследование.

Председатель Ассоциации профессиональных взыскателей Вадим Супрун отметил, что до настоящего времени не дано четких разъяснений по многим аспектам применения Закона о коллекторах.

Кроме того, он пояснил, что речь идет не столько о соблюдении баланса интересов должника и взыскателя, существенно изменившихся после начала действия Федерального закона № 230-ФЗ, сколько о необходимости наделения приставов полномочиями получения информации, необходимой для принятия решения о виновности коллектора и ее степени.

Источник: https://www.advgazeta.ru/novosti/sudebnye-pristavy-mogut-provodit-rassledovaniya-v-otnoshenii-kollektorov/

Приставам могут дать право проводить административное расследование в отношении взыскателей долгов

Министерство юстиции РФ разрабатывает поправки в Кодекс об административных правонарушениях, дающие возможность судебным приставам-исполнителям проводить административное расследование по факту выявления правонарушений в области защиты прав физических лиц при взыскании с них долгов. Сообщение об этом опубликовано накануне на сайте Минюста.

Изменения предлагается внести в статью 28.7 КоАП («Административное расследование»).

Как напоминают в Минюсте, с 2017 года вступил в силу федеральный закон № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».

Согласно ему, не допускаются направленные на возврат просроченной задолженности действия кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, связанные в том числе с применением методов, опасных для жизни и здоровья людей, оказанием психологического давления на должника и иных лиц, использованием выражений и совершением иных действий, унижающих честь и достоинство должника и иных лиц.

КоАП предусматривает административную ответственность за нарушение этих запретов, в том числе действующее законодательство позволяет привлечь к административной ответственности лиц, осуществляющих профессиональную деятельность по возврату просроченной задолженности, но не включенных в государственный реестр, так называемых «серых коллекторов».

«Вместе с тем на практике вопрос применения данной статьи и возможность привлечения к административной ответственности юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, а также «серых коллекторов», является проблемным», — констатируют в Минюсте.

В пояснительных материалах к новому законопроекту отмечается, что основной проблемой при рассмотрении вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности является сбор доказательств: соответствующие полномочия сотрудников ФССП нормативными актами не определены и не закреплены. В отношении статьи 14.

57 КоАП («Нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности») не предусмотрена возможность проведения административного расследования (экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, согласно части 1 статьи 28.7 КоАП). 

  • Новым законопроектом предлагается предусмотреть возможность проведения такого административного расследования до направления материалов административного дела в суд.
  • В Минюсте отмечают, что количество поступающих в ФССП и рассматриваемых обращений граждан постоянно растет, так же как и количество выявляемых административных правонарушений, фактов привлечения к административной ответственности.
  • Новый законопроект «позволит проводить оценку действий лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности, выявлять их виновность либо отсутствие события административного правонарушения, а также получать иные сведения, имеющие значение для объективной оценки произошедшего», рассуждают авторы документа.
  • «Реализация законопроекта позволит проводить более тщательное расследование факту выявления административного правонарушения и выявлять все обстоятельства, имеющие значение для правильного и полного его рассмотрения в суде, что, в свою очередь, снизит количество отмененных или прекращенных дел по административным правонарушениям, а также создаст дополнительные условия для обеспечения принципа неотвратимости административного наказания по указанной категории административных правонарушений», — заключают в Минюсте.
Читайте также:  Сведения из реестра субъектов малого предпринимательства

Источник: https://bankir.ru/novosti/20170815/pristavam-mogut-dat-pravo-provodit-administrativnoe-rassledovanie-v-otnoshenii-vzyskatelei-dolgov-10129759/

Фссп может быть наделена правом расследования дел о правонарушениях коллекторов

Контекст

Путин назначил Дмитрия Аристова директором ФССПФССП: суд арестовал элитную водку ООО «Группа Ладога» на 727 млн рубФССП предупреждает о вирусах, рассылаемых в письмах от имени ведомства

МОСКВА, 15 авг — РАПСИ. Министерство юстиции России приступило в разработке законопроекта, согласно которому предлагает наделить судебных приставов правом проведения административного расследования в отношении коллекторов.

  • Уведомление о подготовке поправок в Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) министерство разместило на портале проектов нормативных правовых актов.
  • В документе отмечается, что законопроектом предлагается предусмотреть возможность до направления приставами материалов административного дела в суд проведения административного расследования по факту выявления правонарушений в области защиты прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности.
  • Министерство напомнило, что с 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности», в соответствии с которым не допускаются направленные на возврат просроченной задолженности действия кредитора или лица, действующего от его имени, связанные с применением методов, опасных для жизни и здоровья людей, оказанием психологического давления на должника и иных лиц, использованием выражений и совершением иных действий, унижающих честь и достоинство должника и иных лиц.
  • На сегодняшний день Федеральной службой судебных приставов принято к рассмотрению более 4,5 тысячи обращений на нарушение законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности, по 3,4 тысячи обращениям направлены ответы, более 1 тысячи – находятся на рассмотрении.

КоАП предусмотрена административная ответственность за нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности (статья 14.57 КоАП).

При этом действующее законодательство позволяет привлечь к административной ответственности лиц, осуществляющих профессиональную деятельность по возврату просроченной задолженности, но не включенных в государственный реестр, так называемых «серых коллекторов».

Вместе с тем на практике, вопрос применения данной статьи и возможность привлечения к административной ответственности юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, а также «серых коллекторов», является проблемным.

Ведомство отмечает, что основной проблемой при рассмотрении вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности является сбор доказательств.

В рамках возбуждения дела сбор доказательств является затруднительным, поскольку полномочия сотрудников ФССП России нормативными актами не определены и не закреплены.

В связи с этим и министерство разрабатывает данные поправки в кодекс.

«Реализация законопроекта позволит проводить более тщательное расследование по факту выявления административного правонарушения и выявлять все обстоятельства, имеющие значение для правильного и полного его рассмотрения в суде, что в свою очередь снизит количество отмененных или прекращенных дел по административным правонарушениям, а также создаст дополнительные условия для обеспечения принципа неотвратимости административного наказания по указанной категории административных правонарушений», — отмечается в документе.

Планируемый срок вступления нормативного акта в силу — июнь 2018 года.

Источник: http://rapsinews.ru/legislation_news/20170815/279760955.html

Административное расследование — проблемы применения

Административное расследование представляет собой комплекс процессуальных действий, требующих значительных временных затрат уполномоченных должностных лиц, направленных на установление всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Понятие административного расследования существенно отличается от понятия проверки, которая представляет собой действия должностных лиц по проведению оценки деятельности хозяйствующих субъектов, направленные на установление соответствия их деятельности (например, производимых и реализуемых товаров) обязательным требованиям (п.6 ст.2 Федерального закона от 26.12.2008г. №294-ФЗ О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (далее — Федеральный закон № 294-ФЗ).

В соответствии с частью3 статьи1 Федерального закона N294-ФЗ, его положения к действиям государственных органов при проведении административного расследования не применяются.

В связи с этим, после назначения административного расследования, осуществление должностным лицом любых процессуальных действий при проведении такого расследования должно соответствовать только требованиям КоАП нормы Федерального закона от 26.12.2008г.

N294-ФЗ О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в данном случае применению не подлежат.

После вступления в законную силу 31 марта 2010 года Федерального закона №380-ФЗ О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, административное расследование возможно проводить не только после выявления административного правонарушения в области законодательства о защите прав потребителей , но и в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Составы административных правонарушений в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения предусмотрены статьями 6.3, 6.4, 6.5, 6.6, 6.7, 6.14, 8.2, частью 2 ст. 8.42, частью 2 ст. 14.4. В дополнение к этому, с 31 марта текущего года должностные лица Роспотребнадзора вправе возбуждать дела об административных правонарушениях в области охраны здоровья по фактам сокрытия лицом, больным ВИЧ-инфекцией, венерическим заболеванием, источника заражения, а также лиц, имевших с указанным лицом контакты, создающие опасность заражения этими заболеваниями (статья6.1 КоАП). При производстве по делам о таких правонарушениях также предусмотрена возможность проведения административного расследования.

В соответствии со ст. 28.

7 КоАП РФ административное расследование проводится после выявления административного правонарушения, в случае, если для производства по делу необходимо проведение экспертизы, иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат. К перечню таких процессуальных действий следует отнести действия уполномоченного должностного лица, связанные, например, с:

— получением объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаний потерпевшего и свидетелей (ст.26.3 КоАП), если получить данные объяснения или показания при составлении протокола невозможно

— назначением экспертизы (ст.26.4 КоАП)

— отбором проб и образцов, необходимых для проведения экспертизы (ст.26.5 КоАП)

— необходимостью получения показаний специальных технических средств (ст.26.8 КоАП)

— направлением в соответствующие территориальные органы и исполнением ими запросов и поручений (ст.26.9 КоАП)

— истребованием сведений (ст.26.10 КоАП).

Административное расследование в обязательном порядке должно сопровождаться осуществлением уполномоченным должностным лицом хотя бы одного из вышеперечисленных процессуальных действий.

Совершение таких действий должно подтверждаться соответствующими материалами дела (например, письменными объяснениями участника дела, определением о назначении экспертизы, протоколом отбора образцов, запросами, поручениями, письменными требованиями о представлении сведений), оформленными должностным лицом, в производстве которого данное дело находится.

Решение о возбуждении дела и проведении административного расследования

Такое решение принимается должностными лицами, перечисленными в ст.28.3 КоАП РФ в виде определения. Круг должностных лиц, уполномоченных на проведение административного расследования является исчерпывающим.

Такое решение принимается должностным лицом Роспотребнадзора, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях на основании ч.2 и ч.3 ст.22.3 и ч.4 ст.28.3 и приказа Роспотребнадзора от 01.06.2005 N421 Об утверждении перечня должностных лиц Роспотребнадзора и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.

Административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий указанных должностных лиц, направленных на установление всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Оно должно состоять из реальных действий, направленных на получение сведений, в т.ч. путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей и т.п.

  • Отсутствие основания для проведения внеплановой проверки, предусмотренного Федеральным законом №294-ФЗ, не является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Основаниями для проведения должностными лицами Роспотребнадзора проверок, в соответствии с частью3 статьи9, частью2 статьи10 Федерального закона N294-ФЗ, являются:
  • 1) ежегодные планы проверок
  • 2) истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований
  • 3) поступление обращений (заявлений), информации о фактах возникновения угрозы причинения либо о фактах причинения вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде
  • 4) обращения потребителей, права которых нарушены
  • 5) приказ (распоряжение) руководителя Роспотребнадзора, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

В то же время, исчерпывающий перечень таких обстоятельств установлен частью 1 ст.24.5 КоАП, в соответствии с которой производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

  1. 1) отсутствие события административного правонарушения
  2. 2) отсутствие состава административного правонарушения
  3. 3) действия лица в состоянии крайней необходимости
  4. 4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания
  5. 5) отмена закона, установившего административную ответственность
  6. 6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности
  7. 7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела
  8. 8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Как видно из вышеперечисленного, отсутствие основания для проведения внеплановой проверки, предусмотренного Федеральным законом № 294-ФЗ, не является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

В связи с этим, возбуждение дела об административном правонарушении допускается во всех случаях, когда поступившие материалы сообщения, обращения содержат в себе достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, даже если при этом они не могут послужить основанием для внеплановой проверки (например, сообщения о нарушении прав потребителей, содержащиеся не в жалобах граждан, сообщения о нарушении санитарно-эпидемиологических требований, не содержащие сведений о причинении или об угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан). В таких случаях уполномоченное должностное лицо получает повод к возбуждению дела об административном правонарушении немедленно, при этом достаточность таких данных должна быть установлена самим должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.

Читайте также:  ВС РФ разрешил включать в договор «налоговую оговорку»

В случае если в ходе уже начатого административного расследования возникает необходимость установить обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела об административном правонарушении, к действиям должностных лиц, в производстве которых находится данное дело, нормы Федерального закона N294-ФЗ не применяются.

Например, в ходе административного расследования в отношении продавца по факту продажи несоответствующей установленным требованиям продукции, в отношении изготовителя и (или) поставщика данной продукции также допускается осуществление процессуальных действий (например, по истребованию сведений, объяснений, отбору образцов продукции), при этом организовывать в отношении них проверки в порядке, установленном Федеральным законом N294-ФЗ, не требуется.

В соответствии с частью3 ст.28.1 КоАП дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, только при наличии двух факторов, а именно:

1. хотя бы одного из поводов, предусмотренных частью1 статьи28.1 КоАП, которыми являются:

  • а) непосредственное обнаружение уполномоченными должностными лицами достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения
  • б) поступившие из государственных правоохранительных и иных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения
  • в) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения

2. достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Очевидно, что критерий достаточности данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, относится только к случаю, когда поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение такого правонарушения.

В случае получения иных поводов для возбуждения дела, а именно при поступлении соответствующих материалов, сообщений, заявлений, дело может быть возбуждено даже при отсутствии в поступивших материалах, сообщении, заявлении достаточных данных о событии правонарушения.

Например, достаточными данными о наличии события административных правонарушений, предусмотренных статьями 6.3-6.7, 6.14, или 8.

2 КоАП РФ, являются сведения о самом факте нарушения конкретного требования действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, даже без указания на то, кем, когда или где такое нарушение совершено.

Определение места и/или времени совершения нарушения, выяснение первичных сведений о лице, совершившем данное правонарушение, сбор и оценка доказательств наличия состава административного правонарушения и будут являться целями административного расследования.

В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о лице, в отношении которого возбуждается дело, пртокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения (часть 2 ст. 28.5 КоАП РФ).

Критерий достаточности данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, может означать получение уполномоченным должностным лицом информации о возникновении события административного правонарушения, признаки которого определенны отдельной нормой КоАП, устанавливающей административную ответственность за совершение такого правонарушения.

Например, достаточными данными о наличии события административных правонарушений, предусмотренных статьями6.3-6.7, 6.14 или 8.

2 КоАП, являются сведения о самом факте нарушения конкретного требования действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, даже без указания на то кем, когда или где такое нарушение совершено.

Определение места и/или времени совершения нарушения, выяснение первичных сведений о лице, совершившем данное нарушение*, сбор и оценка доказательств наличия состава административного правонарушения и будут являться целями административного расследования.

  1. Необходимость в указанных целях проводить проверку в порядке, установленном Федеральным законом N294-ФЗ, КоАП не устанавливает.
  2. Таким образом, основанием для проведения административного расследования являются сведения о факте совершения административного правонарушения, которые должны не только подтверждать факт наличия события административного правонарушения, Нои соответствовать критерию достаточности данных о событии такого правонарушения.
  3. Порядок вынесения определения о возбуждении дела и проведении административного расследования.

Определение о возбуждении дела и проведении административного выносится немедленно (т.е. тотчас, сразу же) после выявления административного правонарушения (однако не стоит упускать из виду, что сам этот факт может быть установлен в результате проведения административного расследования).

В определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.

Сведения в соответствии с ч.3 ст.28.7 в упомянутом определении указываются обязательно отсутствие хотя бы одного из них обесценивает определение.

  • При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования соответствующее должностное лицо обязано:
  • 1) разъяснить права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, лицам, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении, о чем в определении делается соответствующая запись
  • 2) направить его копию по почте, либо вручить в руки (в ходе личной встречи) под расписку лицу, в отношении которого данное определение вынесено, а также потерпевшему.
  • Место проведения административного расследования, его сроки.
  • Административное расследование проводится либо по месту совершения (например, по месту нарушения прав потребителей) административного правонарушения, либо по месту его выявления.
  • Срок административного расследования:

1) не может превышать календарного месяца (т.е. и нерабочие дни из подсчета не исключаются) с момента возбуждения дела об административном правонарушении. Отсчет срока начинается со следующего после того, как вынесено соответствующее определение дня

2) в исключительных случаях может быть продлен на срок не более одного календарного месяца. При этом нужно учесть, что:

а) срок может быть продлен только по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело об административном правонарушении

Источник: http://13.rospotrebnadzor.ru/directions/yurist/42498

Административное расследование

Административное расследование — это комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий уполномоченных лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.

https://www.youtube.com/watch?v=8OvRLjjj2Y0

Административное расследование проводится в случае выявления административных правонарушений в отдельных областях законодательства, перечисленных в ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ, когда имеется необходимость осуществления экспертизы или производства иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат.

Перечень правонарушений в отдельных областях законодательства указанный в ст. 28.7 КоАП РФ является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Административное расследование вправе проводить:

  1. должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях, в порядке, установленном ч. 4 ст. 28.7 КоАП РФ. Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования такими лицами принимается в виде определения немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения (ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ);
  2. прокурор (п. 2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»). Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения (ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ).

В определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья КоАП РФ либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.

Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, а также копия определения о продлении срока расследования (если такое решение принималось) в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему (ч. 3.1, ч. 5.2 ст. 28.7 КоАП РФ).

Порядок проведения административного расследования

Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения (ч. 4 ст. 28.7 КоАП РФ).

Срок административного расследования исчисляется с даты принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении и не может превышать 1 месяц (ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ).

  • В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен:
  • 1) решением руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — на срок не более одного месяца;
  • 2) решением руководителя вышестоящего таможенного органа или его заместителя либо решением руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — на срок до шести месяцев;
  • 3) решением руководителя вышестоящего органа по делам о нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, — на срок до шести месяцев;
  • 4) решением руководителя вышестоящего органа по делам о незаконной организации и проведении азартных игр — на срок до шести месяцев.

Определение о продлении срока расследования является промежуточным процессуальным актом и подлежит оспариванию совместно с итоговым решением по делу. Предметом самостоятельного обжалования указанное определение быть не может.

В ходе административного расследования могут проводиться процесуальные действия такие как:

  1. получение объяснений лиц (ст. 26.3 КоАП РФ);
  2. экспертиза (ст. 26.4 КоАП РФ);
  3. взятие проб и образцов (ст. 26.5 КоАП РФ);
  4. направление поручений и запросов (ст. 26.9 КоАП РФ);
  5. истребование сведений (ст. 26.10 КоАП РФ).

При этом проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений.

По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении (п. 6 ст. 28.7 КоАП РФ).

Источник: https://juristic.pro/administrativnyj-process/administrativnoe-rassledovanie-ponyatie-procedura-provedeniya.html

Ссылка на основную публикацию