Вводится должность финансового уполномоченного

Вводится должность финансового уполномоченного

Федеральный закон от 04.06.2018 N 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг»

  • Должность финансового уполномоченного учреждается для рассмотрения обращений потребителей об удовлетворении требований имущественного характера, предъявляемых к финансовым организациям, оказавшим им финансовые услуги.
  • Федеральный закон определяет правовой статус уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг, порядок досудебного урегулирования финансовым уполномоченным споров между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями, а также правовые основы взаимодействия финансовых организаций с финансовым уполномоченным.
  • В качестве финансового уполномоченного выступают главный финансовый уполномоченный и финансовые уполномоченные в сферах финансовых услуг.

Сферы финансовых услуг, для рассмотрения обращений в которых учреждаются должности финансовых уполномоченных, определяются Советом директоров Банка России. Информация о сферах финансовых услуг, для рассмотрения обращений в которых учреждаются должности финансовых уполномоченных, размещается на официальном сайте Банка России и на официальном сайте финансового уполномоченного в сети Интернет.

Финансовым уполномоченным может быть назначен гражданин РФ не моложе тридцати пяти лет с высшим юридическим или экономическим образованием (главным финансовым уполномоченным — с высшим юридическим образованием), имеющий опыт работы в сфере финансового рынка, регулирования, контроля и надзора на финансовом рынке или защиты прав потребителей финансовых услуг в совокупности не менее пяти лет либо имеющий стаж работы судьей не менее десяти лет.

Банк России ведет реестр финансовых организаций, которые обязаны организовывать взаимодействие с финансовым уполномоченным (страховые организации (кроме страховых организаций, осуществляющих исключительно ОМС, микрофинансовые организации, кредитные потребительские кооперативы, ломбарды и др.), и перечень финансовых организаций, организующих взаимодействие с финансовым уполномоченным на добровольной основе.

  1. Определены, в том числе:
  2. состав Службы финансового уполномоченного (Совет Службы, служба обеспечения деятельности финансового уполномоченного, экспертный совет Службы и их полномочия);
  3. материальное и социальное обеспечение деятельности финансового уполномоченного, а также положения о Фонде финансирования деятельности финансового уполномоченного;
  4. порядок уплаты финансовыми организациями, включенными в указанные реестр либо в перечень, взносов для обеспечения деятельности Службы финансового уполномоченного;
  5. порядок рассмотрения обращений финансовым уполномоченным (требования рассматриваются при условии, что их размер не превышает 500 тысяч рублей (за исключением отдельных обращений) либо если они вытекают из нарушения страховщиком порядка осуществления страхового возмещения, установленного Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», и если со дня, когда потребитель узнал или должен был узнать о нарушении своего права, прошло не более трех лет);
  6. порядок участия финансового уполномоченного в достижении соглашения до принятия решения по обращению, порядок принятия решения финансового уполномоченного по обращению и исполнения решения;
  7. последствия нарушения финансовыми организациями требований данного Федерального закона.
  8. Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
  9. Перейти в текст документа »

Дата публикации на сайте: 05.06.2018

Поделиться ссылкой:

Источник: http://www.Consultant.ru/law/hotdocs/53893.html/

Финансовый омбудсмен: посредник между обществом и банками

Вводится должность финансового уполномоченного

Павел Медведев

Финансовый омбудсмен — это человек, который защищает интересы простых граждан в их борьбе с финансовыми учреждениями за свои права, без привлечения судебных органов. Появление подобного института обусловлено тем, что у банков ресурсов намного больше, чем у среднестатистического человека, и соответственно у него значительно выше шансы решить конфликт в свою пользу, даже если он и не прав.

Финансовый омбудсмен

Нередко заемщики даже не знают куда пойти, чтобы отстоять свои интересы и в результате становятся жертвами мошенников, которые обещают за определенную плату помочь решить вопрос с банком.

Избежать подобных неприятных ситуаций, а также урегулировать конфликтную ситуацию — это как раз и является главной задачей финансового защитника.

Немного истории

Институт финансового омбудсмена появился относительно недавно. Считается, что он возник в 1981 году в Великобритании, когда там впервые в истории появилась должность страхового защитника. Но стремительно развиваться этот институт начал только с 1992 года.

Именно тогда в Германии была введена должность финансового омбудсмена, главной задачей которого было урегулирование споров между гражданами и финансовыми учреждения. Инициатором создания этой профессии выступил Союз немецких банков. И уже очень скоро подобные институты начали появляться в других странах: Франции, Дании, Польша, Швеции, Великобритании.

В России же подобная должность была введена только в сентябре 2010 году, когда Ассоциация российских банков утвердила основные правила и положения общественного примирителя.

Первым человеком, который занял этот пост, стал доктор экономических наук Павел Алексеевич Медведев. Выбор Ассоциации в пользу последнего был сделан обосновано, полагаясь на его большой опыт работы в банковской сфере.

Павел Медведев принимал активное участие в разработке законопроектов призванных укрепить финансовую систему государства, в том числе законов о банкротстве, гарантировании вкладов, а также был соавтором таких основополагающих нормативных актов, как ФЗ «О банках и банковской деятельности» и ФЗ «О Центробанке РФ».

  Страхование вкладов малого бизнеса

К выполнению своих задач Павел Алексеевич приступил с 1 октября 2010 года. И кстати, несмотря на свой солидный возраст, он и сегодня продолжает занимать свою должность.

В августе 2017 года Сбербанк ввел новое подразделение — Службу Омбудсмена. Омбудсмен в Сбербанке должен стремиться урегулировать спор и конфликты между клиентом и банком в досудебном порядке.

Кто может быть финансовым примирителем

В соответствии с законом занять должность защитника граждан может физическое лицо, которое отвечает следующим критериям:

  •  имеет гражданство Российской Федерации;
  • с высшим образованием;
  • за последние 3 года не являлся простым работником, а также не занимал высокие должности в финансовых организациях;
  • обладает высокой общественной репутацией;
  • не привлекался к уголовной ответственности и не имеет судимостей.

Эта должность является избирательной. Каждые 5 лет Ассоциация российских банков рассматривает вопрос о назначении нового защитника.

Обязанности защитника по финансовым вопросам

Финансовый омбудсмен нужен для решения следующих проблем:

  • с платежной карточки пропали деньги, и банк не признает своей ошибки;
  • при списании банком комиссии за обслуживание кредитного счета;
  • при требовании кредитора досрочно погасить кредит без видимых причин (условия договора не были нарушены);
  • при необходимости реструктуризировать долг, когда банк отказывается идти на встречу;
  • в случае неправильного расчета и списания процентов по кредиту;
  • незаконных и неправомерных действий коллекторских служб;
  •  при возникновении любых других конфликтных ситуаций связанных с финансовыми учреждениями.

Стоит отметить, что примиритель может рассматривать проблемные финансовые вопросы, если они соответствуют следующим критериям:

  • инициатором обращения должно быть только физическое лицо;
  • сумма спора не может превышать 300 тысяч рублей;
  • спор должен быть связан с выполнением условий банковских договоров, но при этом никак не касаться предпринимательской деятельности.

Стоит учесть, что защитник не принимает заявление, если по нему уже было принято судебное решение. И кстати на период рассмотрения спора стороны не имеют права обращаться в суд.

Принцип работы финансового защитника

Столкнувшись с одной из вышеуказанных проблем и не найдя поддержки у кредитора физическое лицо с целью справедливого решения вопроса может обратиться к финансовому омбудсмену или в его секретариат.

Однако сначала клиенту необходимо попытаться самостоятельно договориться с банком. С этой целью он должен написать жалобу на финансовое учреждение и в течение 30 дней подождать ее рассмотрения.

  • Если за это время физическое лицо не получит ответ или же он будет не удовлетворительным, тогда уже можно писать заявление на имя финансового омбудсмена.
  • Скачать шаблон жалобы можно с официального сайта в разделе Документы.
  • Общественный примиритель принимается за работу только при наличии письменного заявления, устные просьбы и прошения он не выполняет. Кроме заявления физические лица должны подать:
  • декларацию;
  • согласие финансового учреждения;
  • документы, подтверждающие нарушение прав физического лица (кредитные, страховые договора, квитанции об уплате комиссии, выписки со счета и т.п.);
  • жалобу на финансовое учреждение.

Все документы стоит направлять в двух экземплярах, один для защитника, а второй для банка.
Стоит отметить, что омбудсмен рассматривает письменные декларации, подписанные финансовым учреждением, но только при условии, что подобные действия предусмотрены кредитным или другим договором.

  1. Заявления рассматриваются при условии, что они были поданы в течение 3 дней с того момента, когда гражданин узнал или обязан был узнать о нарушении своих прав.
  2. Примиритель стремится решать конфликтные ситуации в самые короткие сроки, но при этом есть установленные временные рамки на рассмотрение спора между сторонами, которые находятся в:
  3. • Москве и Московском округе – не менее 1 месяца;
    • других регионах РФ – не менее 3 месяцев;
  4. • за пределами России – не менее полугода.

Не все банки принимают решения финансового омбудсмена к исполнению, а только те кто подписал соответствующую декларацию участника, остальные же финансовые учреждения будут только получать рекомендации об урегулировании конфликтной ситуации. Однако выполнять ее или действовать на свое усмотрение уже зависит от решения их руководства.

Контакты общественного защитника

Финансовый омбудсмен находиться по адресу: г.Москва, Скатертный пер., д.20, стр.1.

Еще связаться с ним можно:

  • по телефону: +7 (495) 957-81-81;
  • отправив письмо на электронную почту: finomb@arb.ru, finomb.arb@yandex.ru;
  • или же на адрес секретариата: 107016, г.Москва, ул. Неглинная, д.12;

Также можно самостоятельно занести письмо по адресу г. Москва, Сандуновский пер., дом 3/1, на конверте необходимо написать «Финансовому омбудсмену».

В первую очередь принимаются в работу заявления, присланные по электронной почте или поданные в секретариат.

Стоит отметить, что представительства банковского примирителя есть в других субъектах федерации.

Финансовый защитник

  • Финансовый омбудсмен необходимая должность на теперешнее время, когда активно рекламируется доступность кредитов, а физические лица не всегда понимают, за что списывается комиссия, и как насчитываются проценты.
  • Нередко банки и микрофинансовые организации пользуются отсутствием финансовой грамотности у людей и подсовывают им невыгодные договора, которые выполнить очень сложно.
  • Также часто клиенты становятся жертвами технических ошибок, низкой компетенции или осознанных действий сотрудников финансового учреждения, в результате которых со счетов списываются деньги или насчитываются больше процентов и комиссий, чем обусловлено в договоре.

Защищать людей от подобных действий банков и МФО — вот главная задача общественного защитника. К нему также стоит обращаться, когда с финансовым учреждением не получается договориться о реструктуризации задолженности, а обслуживать долг своевременно уже заемщик не может.

Финансовый омбудсмен не берет плату с физических лиц, что обусловливает большой поток заявлений от людей с просьбами урегулировать проблемную ситуацию. Так за август 2017 года им было решено 104 спора. А это еще раз подтверждает важность и необходимость этой должности на сегодняшний день.

Читайте также:  Знак добровольной сертификации - положение

Александр Бабин

Источник: https://finansoviyblog.ru/banki/finansovyiy-ombudsmen.html

Госдума приняла закон о финансовом омбудсмене

Москва, 24 мая 2018, 11:57 — REGNUM Пакет законов о финансовом омбудсмене Госдума приняла в третьем чтении, передает корреспондент ИА REGNUM24 мая.

Вводится должность финансового уполномоченного

Государственная дума РФ

Дарья Антонова © ИА REGNUM

  • Вводится новый институт — финансовый уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг, который утверждается советом директоров ЦБ по представлению председателя ЦБ при согласовании с президентом РФ.
  • Прописывается возможность назначения на должность уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг судьи, пребывающего в отставке и имеющего стаж работы в должности судьи.
  • Предполагается, что омбудсмен будет оперативно и бесплатно для граждан урегулировать в досудебном порядке споры с финансовыми организациями в ситуациях, когда потребитель и организация не смогли урегулировать спор в претензионном порядке.

В первую очередь финансовый уполномоченный начнет взаимодействовать со страховыми организациями по спорам, вытекающим из договоров ОСАГО и КАСКО, потом по иным видам страхования, а впоследствии с другими финансовыми организациями (МФО, КПК, банками, ломбардами, НПФ).

При этом омбудсмен будет браться не за все дела, в поле его интересов те, где верхний порог спора установлен в размере 500 тыс. рублей.

Кроме того, финансовый уполномоченный не будет рассматривать дела, по которым ведется процедура медиации или по которым уже принято решение суда.

Физическому лицу помощь будет оказываться бесплатно, а само обращение может быть подано как на бумажном носителе, так и в электронном виде (в том числе, через МФЦ). Предельный срок рассмотрения обращений составит 15 рабочих дней.

Если банк не исполняет решение финансового уполномоченного, то он выдает клиенту — физическому лицу удостоверение, являющееся исполнительным документом. При этом гражданин сможет обратиться в суд, если его не удовлетворяет вынесенное омбудсменом решение.

Читайте развитие сюжета: Названо имя финансового омбудсмена РФ

История вопроса

Государственная дума РФ – нижняя палата Федерального Собрания — наряду с Советом Федерации РФ является высшим представительным и законодательным органом власти. Седьмой созыв Госдумы был избран 18 сентября 2016 года сроком на пять лет, до сентября 2021 года. Впервые с 2003 года она прошли по смешанной системе – 225 депутатов прошли по партийным спискам, еще 225 были избраны по одномандатным округам. В Госдуму прошли депутаты шести партий, сформировано четыре фракции – получившая конституционное большинство «Единая Россия» (343 мандата), КПРФ (43 мандата), ЛДПР (39 мандатов) и «Справедливая Россия» (23 мандата). Еще два парламентария представляют партии «Родина» и «Гражданскую платформу» и во фракции не вошли. Первое пленарное заседание состоялось 5 октября 2016 года. Председателем Госдумы стал Вячеслав Володин. Сформировано 26 комитетов.

Сюжет включает новости работы нижней палаты парламента – как законотворческой, так и представительной деятельности, в том числе в международных межпарламентских организациях. В сюжет включены также комментарии отдельных депутатов по тем или иным актуальным вопросам.

Источник: https://regnum.ru/news/2420384.html

Когда нужно обратиться к финансовому уполномоченному (омбудсмену)

Должность финансового уполномоченного вводится и утверждается для рассмотрения обращений потребителей финансовых услуг об удовлетворении требований имущественного характера, предъявляемых к финансовым организациям, оказавшим им финансовые услуги.

           Под потребителем финансовых услуг понимается физическое лицо, являющееся стороной договора, либо лицом, в пользу которого заключен договор (кредитный, страхования и др), либо лицом, которому оказывается финансовая услуга в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

           С 1 июня 2019 года страховые организации, осуществляющие деятельность по ОСАГО, ДСАГО и каско, обязаны организовать взаимодействие с уполномоченным по правам потребителей финансовых услуг.

Начиная с этой же даты потребители до предъявления страховщику иска о взыскании денежных средств в размере, не превышающем 500 000 руб, либо иска, вытекающего из ненадлежащего исполнения страховщиком обязательств по договору ОСАГО (независимо от размера требований), должны обратиться за разрешением спора к финансовому уполномоченному.

         До направления финансовому уполномоченному обращения потребитель должен направить в финансовую организацию (Банк, страховую компанию) заявление, содержащее его требование.

           В случае если потребитель не получит ответ в установленный срок (в течение 15 рабочих дней) на свое заявление или полученный ответ его не устроит, он вправе направить обращение финансовому уполномоченному.

           Обращение может быть направлено на бумажном носителе или в электронной форме (в том числе через личный кабинет потребителя на официальном сайте финансового уполномоченного или через портал госуслуг). Требования к содержанию обращения предусмотрены ст. 17 Федерального закона от 4 июня 2018 г. N 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» (далее — Закон N 123) .

           Потребитель вправе оформить обращение по стандартной форме, утвержденной Советом Службы финансового уполномоченного, размещенной на официальном сайте финансового уполномоченного в сети «Интернет» (ч. 2 ст. 18 Закона N 123).

           Названные требования рассматриваются финансовым уполномоченным при условии, что со дня, когда потребитель узнал или должен был узнать о нарушении своего права, прошло не более трех лет. Этот срок может быть восстановлен финансовым уполномоченным, если он был пропущен по уважительным причинам.

           Финансовый уполномоченный рассмотрит обращение в течение 15 рабочих дней и решение направит заявителю и в финансовую организацию. Если гражданин не согласен с решением финансового уполномоченного, то потребитель финансовых услуг вправе заявить в судебном порядке требования к финансовой организации.

           По вопросам получения консультаций в области защиты прав потребителей, помощи в составлении претензий и исковых заявлений обращайтесь в Консультационный центр для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике — Чувашии» по адресу: г. Чебоксары ул. Ф. Гладкова, д. 17, каб. №№ 200, 202, по телефону: 56-46-66, 56-29-01; на адрес электронной почты: urist.centr@cge21.ru

           Также работает Единый консультационный центр, который функционирует в круглосуточном режиме, по телефону 8 800 555 49 43 (звонок бесплатный), без выходных дней, на русском и английском языках.

Источник: http://shumer.cap.ru/news/2019/09/17/kogda-nuzhno-obratitjsya-k-finansovomu-upolnomochenno

Финансово-правовая политика в отношении статуса финансового уполномоченного



В статье представлен анализ роли финансового омбудсмена (финансового уполномоченного) в защите прав потребителей финансовых услуг. Проанализированы исторические аспекты, а также проблемы правового регулирования рассматриваемых правоотношений. Исследованы положения Федерального закона «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг».

Ключевые слова: финансовый омбудсмен, финансовый уполномоченный, защита, потребители финансовых услуг, финансовые услуги.

Становление и развитие рынка финансовых услуг в России привело к вовлечению в него значительной части населения страны.

Особенно заметно это на финансовом рынке, где постоянно совершенствующиеся финансовые продукты предъявляют повышенные требования к квалификации лиц, рассматривающих соответствующие категории споров.

Развитие области финансовых услуг в Российской Федерации, активный рост потребителей данной сферы выявили особую необходимость в создании института, который осуществляет защиту интересов лиц, участвующих в финансовых правоотношениях.

Долгое время правовые средства защиты интересов граждан находились в стадии становления, однако с недавнего времени в российском законодательстве закреплен институт досудебного урегулирования споров между физическими лицами-потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями — институт финансового уполномоченного (омбудсмена).

В мировой практике накоплен достаточно большой положительный опыт деятельности финансовых омбудсменов. Институт финансового омбудсмена берет свое начало в Германии с 1992 года.

Несмотря на первоначальное отсутствие законодательного регулирования, данный институт получил свое развитие в таких европейских странах как Великобритания, Франция, Польша, Италия, Венгрия, Дания и др.

Основной задачей омбудсмена на Западе являются не только внесудебное разрешение конфликта, но и доходчивое разъяснение потребителю особенностей финансовых услуг, его прав и обязанностей.

Широкое распространение данного института объясняется тем, что процедура рассмотрения спора омбудсменом дает клиентам финансовых организаций возможность получения не только обязательного для исполнения, но и быстрого решения (при сравнении с судебными разбирательствами), а также возможность урегулирования разногласий бесплатно и без какого-либо риска.

С тех пор институт финансового омбудсмена закрепился как стабильное средство поддержки потребителей финансовых услуг. Его деятельность основывается на общих принципах. Во-первых, омбудсмен обладает независимостью. Под независимостью следует понимать, что финансовый омбудсмен должен быть свободным в принятии решения и не может иметь связей ни с финансовыми структурами, ни с потребителем по конкретной жалобе. Его суждение должно быть независимым. Во-вторых, несмотря на независимость финансового омбудсмена, его действия и варианты урегулирования спора не должны выходить за рамки закона.

Положительный результат деятельности финансового омбудсмена в странах Европы послужил толчком к развитию института финансового уполномоченного в России.

В нашей стране институт финансового омбудсмена был сформирован Ассоциацией российских банков (АРБ) в целях повышения ответственности финансовых организаций за свою финансовую политику, а также в отношении с клиентами.

За период разработки данного проекта был изучен зарубежный опыт, проведен анализ мнений банковского сообщества, законодателей, подготовлен проект внесудебного разрешения споров с участием финансового омбудсмена, разработаны нормативные документы, подобрана кандидатура финансового омбудсмена.

Результатом проделанной работы стало принятие Советом АРБ в сентябре 2010 года Положения об общественном примирителе на финансовом рынке (финансовом омбудсмене) и Регламента Общественного примирителя на финансовом рынке (Финансового омбудсмена).

В Положении раскрывается понятие «финансовый омбудсмен» и его полномочия. В соответствии с ним общественный примиритель на финансовом рынке (финансовый омбудсмен) является постоянно действующим общественным органом разбирательств споров, возникающих между финансовыми организациями и их клиентами — физическими лицами.

К компетенции финансового омбудсмена отнесено разрешение гражданско-правовых споров, заявителем в которых является физическое лицо — потребитель финансовых услуг, когда эти споры возникли в связи с заключением, изменением, исполнением или прекращением договоров, заключенных с финансовыми организациями и не связанными с осуществлением физическим лицом предпринимательской деятельности, а также жалоб, возникающих вследствие или в связи с деятельностью финансовых организаций, если возможность обращения к финансовому омбудсмену предусмотрена в письменных декларациях (заявлениях) сторон спора. Важной отрицательной особенностью является тот факт, что решения финансового омбудсмена были обязательны для исполнения только финансовыми организациями, которые являлись подписантами декларации о передаче рассмотрения споров финансовому уполномоченному с участием их клиентов. Но в то же время подписание декларации не являлось обязательным условием. Лицам, не обладающим специальными знаниями в области финансовых правоотношений, достаточно сложно понять, являлась ли финансовая организация участником, подписавшим подобную декларацию. Такой подход существенно сужал возможности по защите прав потребителей финансовых услуг за счет помощи финансового омбудсмена, так как многие участники рынка не подписывали декларацию. Следовательно, если такого соглашения не было, то спор не рассматривался посредством финансового уполномоченного.

Немаловажным моментом являлась недостаточно высокая эффективность работы финансового омбудсмена, связанная с ограниченным количеством региональных представительств, которые имелись только в Башкирии, Тамбовской, Тюменской, Липецкой области, Пермском и Краснодарском крае. Жители других регионов лишены удобного и бесплатного способа защиты своих прав.

Читайте также:  Договор залога товаров в обороте

Наконец, еще одной принципиальной проблемой стала низкая осведомленность потребителей о финансовом омбудсмене и его деятельности. Основной причиной этой проблемы является низкая финансовая грамотность граждан.

Значительной части населения незнакомо даже само слово «омбудсмен», не понятен порядок обращения и возможные результаты рассмотрения спора.

Таким образом, полноценная деятельность омбудсмена затруднялась отсутствием четко закрепленных прав.

В связи с этим актуальными оставались вопросы расширения компетенции финансового примирителя и наделения его реальными полномочиями по разрешению споров со всеми финансовыми организациями. Целесообразным стало принятие решения о закреплении института финансового омбудсмена на уровне федерального закона.

В докладе президента Ассоциации Российских Банков Г. А. Тосуняна на очередном съезде Ассоциации упомянуто о важности придания государственного статуса институту финансового уполномоченного.

«Всем известно, сколько сделано АРБ для становления и развития этого института в России. В течение 7 лет финансовый омбудсмен работал при АРБ и на практике доказал свою востребованность.

Именно этот положительный опыт оценил Президент России и поддержал законопроект о финансовом уполномоченном, дав соответствующее поручение Правительству» — отметил докладчик.

  • Итогом совместно проделанной работы ученых и практиков, длительного законодательного процесса стало принятие 24 мая 2018 года Государственной Думой Федерального закона «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг», подписанный Президентом Российской Федерации 4 июня 2018 года.
  • Федеральный закон определяет правовой статус уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг (финансового уполномоченного), порядок досудебного урегулирования им споров между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями, а также правовые основы взаимодействия с ним финансовых организаций.
  • Должность финансового уполномоченного вводится для рассмотрения обращений потребителей финансовых услуг, об удовлетворении требований имущественного характера, предъявляемых к финансовым организациям, оказавшим им финансовые услуги.

Предполагается, что в качестве финансового уполномоченного будет выступать главный финансовый уполномоченный и финансовые уполномоченные в сферах финансовых услуг.

Сферы финансовых услуг, для рассмотрения обращений в которых устанавливаются должности финансовых уполномоченных, в соответствии с Федеральным законом, определяются советом директоров Банка России.

Закрепляются требования к финансовому уполномоченному, определяется порядок его назначения и освобождения от должности, регламентируются вопросы материального и социального обеспечения его деятельности.

Федеральным законом определяется правовое положение Службы финансового уполномоченного, которая состоит из главного финансового уполномоченного и финансовых уполномоченных в сферах финансовых услуг, Совета Службы финансового уполномоченного, службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного и экспертного совета Службы финансового уполномоченного. Предусматривается формирование фонда финансирования деятельности финансового уполномоченного.

Регулируется порядок взаимодействия финансового уполномоченного и федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Банка России и иных организаций, а также должностных лиц.

В законе определяется порядок рассмотрения обращений финансовым уполномоченным.

Предусматривается механизм участия финансового уполномоченного в достижении соглашения до принятия решения по обращению, регулируются порядок принятия решения финансового уполномоченного, порядок его вступления в силу, исполнения и обжалования. Помимо этого, предусматриваются особенности защиты прав потребителя финансовых услуг в судебном порядке.

В соответствии с Федеральным законом с финансовым уполномоченным обязаны организовать взаимодействие страховые организации (кроме страховых организаций, осуществляющих исключительно обязательное медицинское страхование), микрофинансовые организации, кредитные потребительские кооперативы, ломбарды, кредитные организации, негосударственные пенсионные фонды. Учитывается, что Банк России ведёт реестр финансовых организаций, обязанных организовать взаимодействие с финансовым уполномоченным.

Общественными и политическими деятелями отмечаются преимущества в законодательном урегулировании деятельности финансового уполномоченного.

По мнению заместителя председателя Комитета Государственной Думы по финансовому рынку Антона Гетты благодаря нововведению граждане — потребители финансовых услуг смогут в досудебном порядке решать проблемы, возникающие при обращении за кредитами, а также в спорных ситуациях в сфере страхования. Новшество, кроме того, разгрузит суды от мелких дел и избавит рынок от профессиональных «псевдозащитников”.

Но помимо положительных отзывов среди практиков встречаются мнения о необходимости доработки Федерального закона. Так, первый финансовый омбудсмен, действующий при АРБ, Медведев П. А. считает, что одно из положений закона запрещает гражданам обращаться к уполномоченному за консультацией.

«В моей практике эта позиция (обращение за консультацией) твердо держится на втором месте по частоте после жалоб граждан, имеющих проблемы с долгами. Судя по количеству благодарностей, консультации — самая эффективная форма работы финансового омбудсмена.

Не заинтересованы ли авторы закона в том, чтобы граждане чаще попадали в финансовые ловушки?!» — отражается в интервью уполномоченного.

В целом, большая часть правоведов отмечает о положительных тенденциях закрепления на федеральном уровне статуса финансового уполномоченного, деятельность которого призвана осуществлять защиту прав и законных интересов потребителей финансовых услуг, а также призван определить правовой статус уполномоченного, регламентировать порядок досудебного урегулирования споров между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями, а также правовые основы взаимодействия финансовых организаций с финансовым уполномоченным. Международный и отечественный опыт свидетельствует, что институт финансового омбудсмена способен существенно повысить скорость и качество разрешения типичных споров финансовых организаций и потребителей их услуг, а также уровень удовлетворенности потребителей.

В условиях широкого распространения участия в финансовых операциях значительной части населения страны, особую актуальность приобретает необходимость становления и начала полноценного функционирования института финансового примирителя, который получил свое официальное закрепление в Российском законодательстве. В результате изучения международного и отечественного опыта по данному вопросу можно сделать вывод о том, что создание института финансового примирителя позволяет значительно повысить степень защиты прав граждан при получении финансовых услуг, упростить досудебное разрешение некоторых финансовых споров, а также способствует повышению уровня финансовой грамотности населения. Недавно принятый Федеральный закон в долгосрочной перспективе не только окажет содействие органам правосудия, уменьшив повышенную нагрузку с судов общей юрисдикции, но и упростит процедуру разрешения споров имущественного характера.

Литература:

  1. Белоусов А. Л., Проблемы становления института финансового омбудсмена в Российской Федерации// Финансы и кредит. 2015. № 19 (643) С.14–15
  2. Колесников Ю. А., Бочарова Н. Н. Особенности правового положения финансового омбудсмена в России и зарубежных странах: теоретико-методологический аспект // Историческая и социальная образовательная мысль. 2015. № 6–2 С.211
  3. Негосударственная некоммерческая организация, выражающая интересы российского банковского сообщества. Ассоциированный член Европейской банковской федерации и Международной банковской федерации. Учредительные документы АРБ доступны на ее официальном сайте. URL: http://arb.ru/arb/about/constituent-documents (дата обращения: 10.05.2018)

Источник: https://moluch.ru/archive/262/60662/

Финансовый омбудсмен поможет быстро решить споры — За Честь хлебороба

С 3 сентября 2018 г вступает в силу закон № 123-ФЗ  о введении в России института финансового уполномоченного. О том, какими вопросами будет заниматься финомбудсмен и кто может рассчитывать на его помощь, мы узнали у управляющего курским отделением Банка России Евгения Овсянникова.

— Евгений Викторович, расскажите, для чего вводится должность финансового уполномоченного?

— Институт уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг, или финансового омбудсмена в нашей стране вводится, чтобы сэкономить средства и время потребителя. Финомбудсмен оперативно для граждан будет урегулировать споры с финансовыми организациями в досудебном порядке.

Главная его задача – создать условия, при которых будет быстро удовлетворена претензия потребителя Сейчас служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России рассматривает обращения и назначает административные наказания за нарушения прав потребителя финансовыми организациями.

В силу ограничений в законе Банк России не может принимать решения по имущественным требованиям граждан. Финансовый уполномоченный, напротив, будет в упрощенном порядке рассматривать гражданско-правовые (имущественные) споры. Принятый Закон способствует охвату 100% жалоб и обращений граждан.

Его цель — за счет такого комплексного воздействия на финансовый рынок снизить число споров, в том числе судебных, и повысить доверие потребителей к финансовому рынку.

— Значит, и споры граждан будут решаться быстрее?

— Законом установлены жесткие сроки на рассмотрение имущественных споров – 15 рабочих дней с момента передачи обращения финансовому уполномоченному. Срок может быть продлен еще на 10 дней при необходимости проведения технической экспертизы.  Финомбудсмен должен получить обращение не позднее чем через 3 дня после регистрации.

— Как человек может к нему обратиться?

Подать обращение финансовому уполномоченному можно в электронном виде на сайте, через портал «Госуслуги» и через МФЦ. Большинство сервисов будут доступны с 8.00 до 20.00, а некоторые – круглосуточно и без выходных. Служба обеспечения деятельности финансового уполномоченного (СОДФУ) должна оказать содействие заявителю в правильности оформления претензии.

— Обращение к омбудсмену бесплатно для граждан?

— Все обращения граждан рассматриваются бесплатно. Но если человек подает  обращение не лично, а через профессионального посредника – юриста, то услуги последнего придется оплатить. Но вообще закон снижает зависимость граждан от профессиональных посредников, поскольку для подачи обращения к финансовому уполномоченному не требуются специальные познания в области юриспруденции.

— Какие дела входят в компетенцию финансового уполномоченного?

Уполномоченный будет рассматривать только имущественные споры граждан с финансовыми организациями, размер требований по которым не превысит 500 тысяч рублей, и все споры по ОСАГО, вне зависимости от суммы. Обращаться нужно обязательно до подачи иска в суд. Вне компетенции финуполномоченного- рынок ценных бумаг и дела, по которым ведется процедура медиации или уже принято решение суда.

— По какому механизму будет проходить процедура рассмотрения споров граждан и финансовых организаций?

— Во-первых, Закон обязывает финансовые организации в определенные сроки рассмотреть претензию гражданина по существу и постараться ее решить самостоятельно. Поэтому граждане должны сначала обратиться за урегулированием спора в саму финансовую организацию.

Ответ граждане должны получить не позже чем через 15 рабочих дней для претензий, поданных в течение полугода с момента возникновения спора в электронном виде, и 30 рабочих дней для остальных случаев.

Если вместо потребителя заявителем выступает третье лицо, получившее в порядке цессии права (требования) по договору гражданина с финансовой организацией (например, автоюристы), порядок рассмотрения споров остается прежним: обращение направляется сначала также в финансовую организацию и лишь затем – финансовому уполномоченному. При этом подача обращения финансовому уполномоченному профессиональным посредником осуществляется на платной основе.

В том случае, если ответ финансовой организации не удовлетворит гражданина, он обращается к финансовому уполномоченному, который уведомляет об этом финансовую организацию и дает ей шанс еще раз договориться с заявителем.

Финансовая организация может полностью выполнить требование заявителя и представить омбудсмену подтверждение, например платежку, или же договориться с гражданином о возможном урегулировании спора – в таком случае между ними оформляется соглашение.

Читайте также:  Квитанция на уплату госпошлины при регистрации ип

Если не достигнуто согласие сторон, финансовый уполномоченный выносит решение в течение 15 рабочих дней (возможно +10 дней для проведения экспертизы) или 30 рабочих дней при обращении  профессионального посредника. Основная форма рассмотрения спора – заочная, гражданину не нужно будет приезжать из дальних регионов России на рассмотрение спора.

Решения финансового уполномоченного будут обязательны для исполнения финансовыми организациями в срок, установленный в решении (не менее 10 и не более 30 дней после вступления решения в силу). Если финансовая организация исполнит решение финансового уполномоченного в установленные сроки, то это будет считаться «надлежащим исполнением договора».

  • — А если это решение не исполнено?
  • — Если решение финансового уполномоченного или соглашение сторон об урегулировании спора не исполнено, то финансовый уполномоченный уведомляет об этом Банк России и выдает специальное удостоверение (аналог исполнительного листа) для принудительного исполнения решения.
  • — Допустим, какая-то из сторон не согласна с решением финансового уполномоченного…
  • — В этом случае любая из сторон спора вправе обратиться в суд после вступления решения в силу: финансовая организация должна сделать это в течение 10, а граждане – в течение 30 календарных дней.
  • Если в суде финансовая организация проиграет при оспаривании решения финомбудсмена, суд дополнительно выносит решение о взыскании с финансовой организации в пользу потребителя 50% штрафа от суммы удовлетворенной претензии.
  • — Как будет проходить взаимодействие организаций с финомбудсменом?
  • — Закон в силу будет вступать поэтапно: в июне 2019 года с финомбудсменом начнут работать страховые организации части ОСАГО и других «моторных» видов страхования, с ноября того же года – страховые организации в части остальных видов страхования кроме ОМС.

В 2020 году к ним должны будут присоединиться микрофинансовые организации, а в 2021 году – банки, КПК, ломбарды и негосударственные пенсионные фонды. Реестр финансовых организаций, обязанных взаимодействовать с финансовым уполномоченным, будет вести Банк России.

Кстати, финансовые организации могут добровольно присоединиться к системе финансовых уполномоченных уже через 90 дней после вступления закона в силу – с 3 декабря 2018 года. Страховые компании, банки и МФО, готовые это сделать, уже есть.

Такое добровольное досрочное присоединение приветствуется и будет учитываться при осуществлении Банком России поведенческого надзора. 

  1. После вступления в силу по секторам Закон запрещает финансовым организациям работу с физическими лицами, если организация отсутствует в реестре финансовых организаций, сотрудничающих с финансовым уполномоченным.
  2. — А как еще Закон отразится на деятельности финансовых организаций?
  3. — Через публичность деятельности финансового уполномоченного финансовые организации должны изменить отношение к своим клиентам: будет раскрыта статистика споров, и потребитель получит возможность выбирать поставщика финансовых услуг по признаку «добросовестное отношение к потребителю».
  4. Кроме того, в интересах финансовых организаций самостоятельно урегулировать споры с гражданами, так как по Закону финансовая организация платит взносы в зависимости от количества принятых против нее решений финансового уполномоченного.
  5. — Как будет организована деятельность финансовых уполномоченных в России?
  6. Будет назначен Главный финансовый уполномоченный, его кандидатуру выбирает Совет директоров Банка России по представлению Председателя Банка России и согласованию с Президентом РФ.
  7. После этого Совет директоров Банка России по представлению Главного финансового уполномоченного назначает необходимое число финансовых уполномоченных, специализирующихся на конкретных сегментах финансового рынка. Для обеспечения деятельности финансовых уполномоченных Банк России учреждает автономную некоммерческую организацию
  8. Для предварительной проработки наиболее важных вопросов будет создан экспертный совет.
  9. Главный финансовый уполномоченный, финансовые уполномоченные в сферах финансового рынка, экспертный совет и автономная некоммерческая организация, обеспечивающая деятельность финансового уполномоченного, войдут в Службу финансового уполномоченного.
  10. Высшим органом управления будет являться Совет Службы финансового уполномоченного, сформированный из представителей саморегулируемых и общественных организаций, Банка России, и Правительства РФ

Финансовые уполномоченные независимы в принятии своих решений. На них не вправе оказывать влияние ни Банк России, ни Роспотребнадзор, ни отраслевые министерства или ведомства, ни иные организации и должностные лица. Финомбудсмен рассматривает каждый спор лично.

На этапе формирования Службы финансового уполномоченного деятельность финансируется Банком России, а затем за счет взносов финансовых организаций, размер которых будет зависеть от числа проигранных споров, полноты и своевременности исполнения решений.

Источник: http://sol-gaz46.ru/rubriki/finansovaya-gramotnost/1049-finansovyj-ombudsmen-pomozhet-bystro-reshit-spory.html

Институт финансового омбудсмена в РФ

Прошло около года с тех пор, как Государственная Дума РФ приняла законопроект о финансовом омбудсмене.

Институт финансового омбудсмена предполагает облегченную процедуру урегулирования споров между гражданином и финансовой организацией в досудебном порядке.

Государственная Дума РФ 24 мая 2018 г. приняла в третьем (окончательном) чтении законопроект о создании в России службы уполномоченного по защите прав потребителей финансовых услуг (финансового омбудсмена). Первое чтение документ прошел еще в 2014 году, а сам институт работал при Ассоциации российских банков (АРБ) с 2010 года.

3 сентября 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 04.06.2018 № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» (далее-Закон).

Закон определяет правовой статус уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг, порядок досудебного урегулирования финансовым уполномоченным имущественных споров между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями, а также правовые основы взаимодействия финансовых организаций с финансовым уполномоченным.

  • Введение нового института финансового уполномоченного позволит повысить уровень защищенности потребителей, а также качество оказываемых на финансовом рынке услуг.
  • «Принятие закона поможет гражданам решать в досудебном порядке те проблемы, которые у них возникают, когда они обращаются, в силу необходимости, за кредитами или попадают в спорную ситуацию, связанную в том числе со страхованием», — заявил журналистам зампред комитета по финансовому рынку Антон Гетта.
  • В настоящее время служба финансового уполномоченного состоит из:
  • главного финансового уполномоченного и финансовых уполномоченных в сферах финансовых услуг;
  • Совета службы финансового уполномоченного;
  • службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного;
  • экспертного совета службы финансового уполномоченного.

Должность финансового уполномоченного учреждена в соответствии с Законом для рассмотрения имущественных требований потребителей финансовых услуг к финансовым организациям.

Главный финансовый уполномоченный назначается Советом директоров Банка России по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ, сроком на пять лет. Одно и то же лицо может быть назначено на должность главного финансового уполномоченного не более трех раз подряд.

Финансовый уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Банка России, иных организаций и должностных лиц. Деятельность финансового уполномоченного осуществляется в соответствии с принципами законности, уважения прав и свобод человека и гражданина, добросовестности и справедливости.

Источник: https://www.law.ru/blog/21530-institut-finansovogo-ombudsmena-v-rf

Утверждена должность уполномоченного по правам потребительских финансовых услуг — Прокуратура Ненецкого автономного округа

14.08.2018 23:56

Должность уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг введена Федеральным законом № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг», который был подписан Президентом Российской Федерации 4 июня 2018 года.

Согласно указанного Федерального закона финансовый уполномоченный будет в досудебном порядке рассматривать обращения потребителей о взыскании с финансовых организаций денежных сумм в размере не более 500 тысяч рублей, а также споры, вытекающие из нарушения страховщиками порядка осуществления страхового возмещения.

Также финансовые уполномоченные будут рассматривать обращения потребителей услуг кредитных, страховых, микрофинансовых организаций, ломбардов и кредитных потребкооперативов. Эти организации будут обязаны взаимодействовать с финансовыми уполномоченными. Иные финансовые организации смогут взаимодействовать с финансовыми уполномоченными на добровольной основе.

Обращение к финансовому уполномоченному — обязательная стадия перед обращением в суд (за исключением ряда случаев). А до направления обращения финансовому уполномоченному потребитель должен направить претензию в финансовую организацию.

Понятие потребителя финансовых услуг раскрывается в ч.2 ст.2 Федерального закона — под потребителем финансовых услуг понимается физическое лицо, являющееся стороной договора, либо лицом, в пользу которого заключен договор, либо лицом, которому оказывается финансовая услуга в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Решения финансовых уполномоченных будут обязательны для финансовых организаций.

В случае их неисполнения уполномоченный будет выдавать потребителю исполнительный документ (удостоверение) для обращения к судебному приставу-исполнителю за принудительным исполнением.

При этом с финансовой организации может быть через суд взыскан штраф за неисполнение в добровольном порядке решения финансового уполномоченного.

Требования к финансовому уполномоченному отражены в ч.1 ст. 3 Федерального закона.

Так, финансовым уполномоченным может быть гражданин РФ старше 30 лет, имеющий высшее образование юридического или экономического профиля (для главного уполномоченного обязательно высшее юридическое образование).

Опыт работы кандидата на должность на финансовом рынке либо в области его регулирования, контроля и надзора или в сфере защиты прав пользователей финансовых услуг должен составлять не менее 5 лет или имеющий стажа работы судьей не менее 10 лет.

Решение финансового уполномоченного, принятое не в пользу потребителя, не будет препятствовать его дальнейшему обращению в суд. Финансовая организация также сможет обжаловать решение финансового уполномоченного в суд в случае несогласия с ним.

Источник: https://prokuratura-nao.ru/2012-10-24-08-55-28/2011-05-10-06-53-58/5507-utverzhdena-dolzhnost-upolnomochennogo-po-pravam-potrebitelskikh-finansovykh-uslug

Цб назначил третьего финомбудсмена в сфере финансовых услуг

Совет директоров ЦБ решил назначить Евгения Писаревского, который занимал должность первого зампреда Фонда социального страхования (ФСС), финомбудсменом в сфере финансовых услуг, сообщил регулятор.

Глава правительства РФ Дмитрий Медведев освободил Писаревского от должности первого зампреда ФСС по его просьбе. Соответствующее распоряжение кабмина было опубликовано 30 августа.

На рассмотрение совета директоров ЦБ кандидатуру Писаревского вынес главный финансовый уполномоченный Юрий Воронин, сообщила пресс-служба финомбудсмена.

«Совет директоров Банка России принял решение назначить с 9 сентября 2019 года Писаревского Евгения Леонидовича на должность уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг в сферах страхования, микрофинансирования, кредитной кооперации и деятельности кредитных организаций», — говорится в сообщении ЦБ.

Евгений Писаревский станет третьим финомбудсменом в сфере финансовых услуг.

Первым на должность финомбудсмена в сфере страхования был назначен с 9 января 2019 года руководитель ОНФ «За права заемщиков» Виктор Климов, с 19 августа финомбудсменом по правам потребителей финансовых услуг в сферах страхования, микрофинансирования, кредитной кооперации и деятельности кредитных организаций стала замдиректора департамента страхового рынка ЦБ РФ Светлана Никитина. Главным финансовым уполномоченным с сентября 2018 года назначен Юрий Воронин, ранее он занимал должность руководителя аппарата Счетной палаты.

По закону финансовый уполномоченный не может совмещать свой пост с другими оплачиваемыми должностями и должен освободить их в течение 30 дней после назначения, говорили ранее ТАСС в пресс-службе финомбудсмена.

Институт финомбудсмена

Институт финомбудсмена введен в РФ в 2018 году как элемент обязательного досудебного порядка урегулирования споров между гражданами и финансовыми организациями. С 1 июня 2019 года обращение к финомбудсмену до подачи иска в суд стало обязательным для споров по автострахованию — ОСАГО и каско.

На все остальные виды страхования, кроме ОМС, закон о финомбудсмене распространится с 28 ноября 2019 года. С 1 января 2020 года финомбудсмен получит возможность разбирать претензии к микрофинансовым организациям, с января 2021 года — с банками, ломбардами, НПФ и кредитно-потребительскими кооперативами.

Финомбудсмен разбирает споры, где у гражданина есть имущественные требования к финансовой организации, а не наоборот. Сумма спора ограничена 500 тыс. рублей (за исключением ОСАГО, по ОСАГО не ограничена).

Обращение к финомбудсмену для гражданина бесплатно. Центробанк по закону является учредителем автономной некоммерческой организации «Служба обеспечения деятельности финансового уполномоченного» (АНО «СОДФУ»).

Источник: http://zapravazaemschikov.ru/smi/2019-08-30-4

Ссылка на основную публикацию