В ук рф внесены новые составы преступлений в сфере госзакупок

Уголовная ответственность в госзакупках

Нам все чаще стали поступать вопросы о том, можно ли привлечь госзаказчиков, их представителей и лиц, находящихся с ними в сговоре, к уголовной ответственности в области госзакупок. Уголовная ответственность в госзакупках касается как заказчиков, так и участников закупок. Постараемся рассказать об уголовной ответственности в госзакупках максимально подробно.

Уголовная ответственность госзаказчиков

Уголовной ответственности госзаказчика при освоении бюджетных средств посвящается целая глава УК РФ – «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления». Субъектами этих преступлений являются должностные лица, представители госзаказчиков или организаций, наделенных полномочиями госзаказчика. Уголовная ответственность госзаказчика в соответствии с УК РФ наступает: за нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1); за злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285); за превышение должностных полномочий (ст. 286); за служебный подлог (ст. 292); за халатность (ст. 293). Уголовная ответственность для госзаказчика за данное преступление предусмотрена статьей285.1 УК РФ. При крупной сумме нецелевого использования – 1,5 млн руб. и более, уголовная ответственность госзаказчику грозит в виде лишения свободы до 2 лет и права занимать должности до 3 лет или без него. Это максимальная мера наказания в рамках ч. 1 ст. 285.1 УК РФ. В случае, если нецелевым использованием бюджетных средств занималась группа госзаказчиков по предварительному сговору, то такие действия квалифицируются по части 2 статьи 285.1 УК РФ. В УК РФ внесены новые составы преступлений в сфере госзакупок Часть 2 статьи 285.1 УК РФ предполагает лишение свободы до 5 лет (максимально) и права занимать должности до 3 лет или без этого. Также данное преступление квалифицируется по части 2 статьи 285.1 УК РФ, если недобросовестный госзаказчик израсходовал не по назначению 7,5 млн руб. и более (особо крупный размер). Крупным размером в статье 285.1, а также в статье 285.2 УК РФ признается сумма бюджетных средств, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером — семь миллионов пятьсот тысяч рублей. Впрочем, как показывает практика, «аппетит» у наших госзаказчиков очень хороший и такими цифрами их не прокормить.

Злоупотребление служебными полномочиями

Уголовная ответственность в госзакупках за злоупотребление должностными полномочиями предусмотрена статьями 285, 286, 292 и 293 УК РФ. По данным статьям уголовного кодекса уголовная ответственность госзаказчику грозит в виде штрафа до 80 тыс. руб. или лишения свободы до 4 лет.За злоупотребление должностными полномочиями повлекшим тяжкие последствия госзаказчика ждет лишение свободы на срок до 10 лет без права занимать должности до 3 лет (ч. 3 ст. 285 УК РФ). В УК РФ внесены новые составы преступлений в сфере госзакупок Уголовная ответственность госзаказчика за превышение должностных полномочий предусмотрена статьей 286 УК РФ. Наказывается штрафом до 80 тыс. руб. или лишением свободы до 4 лет. При превышении полномочий лицом, занимающим государственную должность РФ или субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления, уголовная ответственность госзаказчика предусматривается в виде штрафа до 300 тыс. руб., или в виде лишения свободы сроком до 7 лет, а также права занимать должности до 3 лет или без этого. При совершении данного преступления с применением насилия, оружия, спецсредств или с причинением тяжких последствий, предусматривается лишение свободы на срок до 10 лет без права занимать должности до 3 лет. Уголовная ответственность за служебный подлог За внесение в официальные документы заведомо ложных сведений, исправлений, искажающих их действительное содержание, госзаказчиков ждет уголовная ответственность по статье 292 УК РФ в виде штрафа до 80 тыс. руб. или лишением свободы на срок до 2 лет. За служебный подлог повлекший существенное нарушение прав и законных интересов граждан, организаций, государства УК РФ предусмотрено наказание в виде штрафа до 500 тыс. руб. или лишения свободы на срок до 4 лет без права занимать должности до 3 лет или без этого. В УК РФ внесены новые составы преступлений в сфере госзакупок В УК РФ внесены новые составы преступлений в сфере госзакупок В связи с тем, что действия, совершаемые при нецелевом расходовании бюджетных средств чаще всего, а точнее всегда, направлены на личное обогащение или иной личный интересгосзаказчиков, то уголовная ответственность в госзакупках за халатность малоприменима. Уголовная ответственность госзаказчика по статье 293 УК РФ предусмотрена в виде штрафа до 120 тыс. руб., либо обязательными или исправительными работами, либо арестом до 3 месяцев. Если по халатности причинен особо крупный ущерб – семь миллионов пятьсот тысяч рублей и выше, то назначается наказание в виде штрафа в размере от 200 тыс. до 500 тыс. руб., либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев.

Пример уголовного дела по данной статье можно посмотреть здесь

Уголовная ответственность участников госзакупок

Уголовная ответственность в госзакупках для участников закупок, в соответствии с УК РФ наступает: за мошенничество (ст. 159); за присвоение или растрату (ст. 160); за причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 165); за ограничение конкуренции (ст. 178); за злоупотребление полномочиями (ст. 201); за коммерческий подкуп (ст. 204). Цель участников госзакупок – заключить государственный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг с максимальной экономической выгодой, ввиду чего преступления участников госзаказа посягают на экономические правоотношения, сложившиеся в области госзакупок. Для участников уголовная ответственность в госзакупках предусмотрена в разделе VIII УК РФ «Преступления в сфере экономики». Недобросовестные участники госзакупок для получения госзаказа могут прибегнуть к мошенническим действиям. Проблема в том, что уголовный кодекс не предусматривает уголовной ответственности в госзакупках за мошеннические действия, но это не облегчает участи недобросовестных участников закупок, хотя и осложняет работу правоохранительных органов. В случае мошеннических действий участниками госзакупок, их действия будут квалифицироваться от степени тяжести негативных последствий и иных признаков по различным частям статьи 159 УК РФ: — по части 1 наказание в виде штрафа до 120 тыс. руб., либо лишение свободы до 2 лет; — по части 3 мошеннические действия, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, а равно как и в крупном размере, наказываются штрафом до 500 тыс. руб., либо лишением свободы до 6 лет со штрафом в размере до 80 тыс. руб., либо без него; — по части 4 мошенничество, совершенное организованной группой, либо в особо крупном размере, наказывается лишением свободы до 10 лет со штрафом до 1 млн руб., либо без него. В УК РФ внесены новые составы преступлений в сфере госзакупок В УК РФ внесены новые составы преступлений в сфере госзакупок По статье 160 УК РФ уголовная ответственность в госзакупках предусматривается в виде штрафа до 120 тыс. руб. или в виде обязательных работ до 240 ч., либо исправительных работ до 6 мес., либо в виде ограничения свободы до 2 лет, принудительных работ до 2 лет, либо лишением свободы до 2 лет. Частью 3 статьи 160 УК РФ предусматривается наказание в виде штрафа до 500 тыс. руб., либо лишения свободы до 6 лет со штрафом, либо без такового, если данное деяние совершено лицом с использованием своего служебного положения, равно как и в крупном размере. Частью 4 статьи 160 УК РФ предусматривается наказание, если данное деяние совершено организованной группой лиц, либо в особо крупном размере в виде лишения свободы до 10 лет со штрафом до 1 млн руб. и с ограничением свободы до 2 лет, либо без этого. Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием Данный вид преступления характерен для недобросовестных участников закупок. Уголовная ответственность в госзакупках за данное преступление предусматривается статьей165 УК РФ и наказывается штрафом до 300 тыс. руб., либо лишением своды сроком до 2 лет со штрафом или без такового и с ограничением свободы или без него. Если преступление совершенно группой лиц по предварительному сговору либо организованной группой, либо с причинением особо крупного ущерба, то наказание предусматривает лишение свободы до 5 лет. Самое популярное преступление в области госзакупок – ограничение конкуренции путем заключения между хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), запрещенного в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации (статья 178 УК РФ). Уголовная ответственность в госзакупках наступает, если путем ограничения конкуренции нанесен крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекло извлечение дохода в крупном размере. В этом случае в соответствии с частью 1 указанной статьи наказание будет в виде штрафа до 500 тыс. руб., либо в виде лишения свободы до 3 лет и права занимать должности до 1 года, либо без него. Часть 2 статьи 178 УК РФ предусматривает лишение свободы до 6 лет со штрафом до 1 млн руб. или без него и с лишением права занимать должности до 3 лет или без этого, в случае, если данное преступление совершенно лицом с использованием своего служебного положения, причинившие особо крупный ущерб, либо повлекшее извлечение дохода в особо крупном размере. В УК РФ внесены новые составы преступлений в сфере госзакупок

Злоупотребление полномочиями

Уголовная ответственность в госзакупках за злоупотребление полномочиями наступает только в случае причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства. Таких горе участников закупок в соответствии с частью 1 статьи 201 УК РФ ждет наказание в виде штрафа до 200 тыс. руб., либо лишение свободы до 4 лет. Частью 2 за действия повлекшие тяжкие последствия, предусмотрено наказание в виде штрафа до 1 млн руб., либо лишение свободы до 10 лет без права занимать должности до 3 лет. В УК РФ внесены новые составы преступлений в сфере госзакупок И еще один вид преступления, предусмотренный УК РФ, за совершение которого предусмотрена уголовная ответственность в госзакупках – коммерческий подкуп. Коммерческий подкуп, пожалуй, самый популярный вид преступления в области госзакупок. Суть данного преступления состоит в передаче лицу, занимающему служебное положение или выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также оказание этому лицу услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего. За данное преступление статья 204 УК РФ предусматривает наказание в виде штрафа до 50-кратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать должности до 2 лет или в виде лишения свободы до 3 лет. Данная статья предусматривает различные квалифицирующие признаки, за наличие которых наказание может быть увеличено. Размер причиненного вреда и тяжести совершенного преступления является границей между административной (ст. 15.14 КоАП РФ) и уголовной ответственностью (ст. 285.1 УК РФ) за одни и те же действия. Доходом в крупном размере признается доход, сумма которого превышает 50 млн руб., а доходом в особо крупном размере 250 млн руб. Крупным ущербом признается ущерб, сумма которого превышает 10 млн руб., а особо крупным ущербом 30 млн руб. Государственный оборонный заказ. Уголовная ответственность С 9 января 2018 года в уголовном кодексе предусмотрена уголовная ответственность за злоупотребление полномочиями при выполнении гособоронзаказа. Уголовный кодекс дополнен ст.ст. 201.1 Злоупотребление полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа и 285.4. Злоупотребление должностными полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа. В УК РФ внесены новые составы преступлений в сфере госзакупок Установлено наказание в виде штрафа в размере от 1 млн до 3 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 10 лет либо лишением свободы на срок от 4 до 8 лет со штрафом от 500 тыс. до 1 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 3 до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет за: — использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц, если это деяние повлекло причинение существенного вреда охраняемым законом интересам общества или государства при выполнении гособоронзаказа; — использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение охраняемых законом интересов общества или государства при выполнении гособоронзаказа. За те же деяния, совершенные организованной группой либо повлекшие тяжкие последствия, установлено наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет. Кроме того, предусмотрена конфискация имущества, полученного в результате совершения таких преступлений.

14 марта 2018 года, Президент внес законопроект, предусматривающий уголовную ответственность за нарушения при закупках по Закону 44-ФЗ

Подписан закон, устанавливающий уголовную ответственность за нарушения при закупках по Закону N 44-ФЗ

Источник: http://tendernoepravo.ru/ugolovnaya-otvetstvennost-v-goszakupkah

Правонарушения и меры ответственности за них в сфере государственных закупок на основании федерального закона “О контрактной системе”

Государство активно предпринимает действия, направленные на то, чтобы сократить возможные преступления, которые совершаются в сфере государственных закупок.

Читайте также:  Разъяснения росалкогольрегулирования о переоформлении лицензий

Одним из таких нововведений становится активное использование различных мероприятий, направленных на привлечение к ответственности ответственных должностных лиц госзаказчиков, если такие лица были замечены в совершении административных или уголовных правонарушений при проведении различных мероприятий в сфере государственных закупок.

Существующие виды ответственности за правонарушения в сфере госзакупок

  • С момента вступления в силу Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с 1 января 2014 года активно стали предприниматься также и действия, которые повышают меры ответственности за совершение различных правонарушений.
  • Все правонарушения, совершаемые в сфере осуществления государственных и муниципальных закупок, до 4 мая 2018 года относились к ведению Кодекса об административных правонарушениях, а применяемые меры ответственности находились только в рамках этого нормативного акта.
  • Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Таким образом, с мая 2018 года можно говорить о том, что на территории Российской Федерации за все совершаемые правонарушения в сфере государственных и муниципальных закупок, действуют два вида ответственности – уголовная и административная.

Конкретный вид, к которой будет привлечено то или иное лицо, участвующее в данной системе закупок, определяется исходя из тяжести совершенного нарушения законодательства, а также из того ущерба, который был причинен государству неправомерными действиями конкретного нарушителя.

Уголовная ответственность заказчика и его должностных лиц

Как уже говорилось выше, назначение мер уголовной ответственности для лиц, которые совершили нарушение действующего законодательства в сфере закупок, было введено относительно недавно.

Использование данного спектра мер направлено, в первую очередь, на то, чтобы минимизировать количество такого рода нарушений, которые имеют своей целью получение конкретного результата при осуществлении различного рода закупок.

Среди основных нарушений, которые можно выделить в части проведения мероприятий, направленных на удовлетворение государственных и муниципальных нужд, следует выделить:

В УК РФ внесены новые составы преступлений в сфере госзакупок

  • действия, направленные на нецелевое расходование бюджетных средств, если такое расходование осуществляется на основании различных закупочных процедур (например, при установлении неоправданно завышенной начальной максимальной цены контракта, которая будет снижаться в конкурентной процедуре, но окажется выше, чем у других возможных участников);
  • необоснованное использование систем преференций и льгот, которое также ставит итоговой целью неправомерное и нецелевое расходование средств, выделенных из федерального или регионального уровней бюджета;
  • проведение закупочной процедуры с получением «нужного» итогового результата, если такие действия имеют под своей основой личную корыстную и другую заинтересованность тех лиц, которые принимают участие в той или иной закупке либо могут оказать влияние на итоговые результаты.

Применение мер ответственности уголовного характера в случае выявления такого рода нарушений могут быть осуществлены в отношении не только контрактных управляющих или сотрудников контрактной службы, которые принимают непосредственное участие в проведении закупочных процедур, но и в отношении других лиц, выступающих от имени государственного или муниципального заказчика, а именно:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • члены закупочных комиссий (в том числе те, кто проводит рассмотрение различного рода заявок и других документов, подаваемых потенциальными участниками закупочной процедуры);
  • члены экспертных и приемочных комиссий либо лица, которые осуществляют единоличный прием результатов исполненных контрактов;
  • уполномоченные должностные лица, которые не осуществляют непосредственное участие в государственных или муниципальных закупках, но имеют документально подтвержденное право на представление интересов заказчика при осуществлении различного вида закупок.

В том случае, если наличие злого умысла со стороны представителя заказчика или его должностного лица будет установлено, независимо от того, по каким причинам в его действиях такой умысел возник (из-за шантажа и угроз, из-за получения взятки либо по причине собственной заинтересованности), виновное лицо будет привлечено к установленным в рамках статьи 200.4 УК РФ мерам ответственности, а именно:

В УК РФ внесены новые составы преступлений в сфере госзакупок

  • штраф с максимальным значением до одного миллиона рублей (диапазон от двухсот тысяч до одного миллиона рублей назначается в тех случаях, когда речь идет о совершении преступления группой лиц по предварительному сговору, либо если был причинен особо крупный ущерб государству);
  • штраф с возможностью установления его в размере дохода осужденного за период до трех лет (если нет возможности взыскать размер штрафа в конкретной финансовой величине);
  • принудительные работы с максимальным сроком наказания до пяти лет (в качестве дополнительной меры наказания может быть использован запрет на занятие определенных должностей или осуществление определенных видов деятельности на срок до трех лет, однако, такой запрет устанавливается только по решению суда и на его усмотрение);
  • лишение свободы с максимальным сроком действия наказания до семи лет (к данному наказанию также может быть присоединен дополнительный вид наказания в виде ограничения права заниматься определенными видами деятельности или занимать определенные должности на срок до трех лет).

Однако привлечь к уголовной ответственности по современному законодательству могут не только представителя заказчика, но и потенциального или действующего исполнителя по контракту, если выяснится, что он тоже нарушил действующие нормы права.

Уголовная ответственность исполнителя

Уголовная ответственность в отношении потенциального или действующего исполнителя по государственному или муниципальному контракту является реальной в случаях, если будет установлен факт осуществления подкупа или иного вида воздействия в отношении должностного лица, ответственного за проведение закупочных процедур или принятия их результатов.

Чаще всего в качестве воздействия на то или иное должностное лицо государственного или муниципального заказчика или приравненного к нему юридического лица рассматривается передача взятки в виде денежных средств, ценных бумаг или иных предметов или оказание какого-либо рода услуг имущественного характера, а также предоставление различного рода прав имущественного характера.

Именно в этом случае представитель исполнителя, который был уличен в совершении такого преступления (его состав предусмотрен статьей 200.5 Уголовного Кодекса Российской Федерации), будет привлечен к ответственности.

Законодатель в указанной статье формирует возможные применяемые меры ответственности для наказания тех лиц, которые совершили те или иные преступления в части различных вариантов подкупа должностных лиц государственного или муниципального заказчика. При этом законодатель разделил преступления, которые совершаются в такой сфере в зависимости от размера ущерба, на крупный, особо крупный, а также на преступления, которые совершены единолично или группой лиц по предварительному сговору.

Если было установлено, что подкуп был совершен, то к ответственности будут привлекаться лица, чья вина доказана. К ним в зависимости от тяжести преступления могут быть применены следующие виды мер ответственности:

В УК РФ внесены новые составы преступлений в сфере госзакупок

  • штраф в диапазоне от трехсот тысяч до пяти миллионов рублей;
  • если в качестве штрафной санкции не может быть установлена конкретная сумма, то штраф назначается в размере заработка осужденного за период от шести месяцев до пяти лет;
  • ограничение свободы с максимальным сроком до двух лет;
  • исправительные работы с максимальным сроком действия наказания до двух лет;
  • принудительные работы с максимальным сроком наказания до пяти лет;
  • лишение свободы на срок до двенадцати лет.

На решение суда выставляется также определение того, будут ли назначены дополнительные меры наказания в виде штрафа (размер устанавливается в кратном варианте сумме подкупа, но не менее десятикратного и не более пятидесятикратного размера), а также запрет заниматься определенными видами деятельности или занимать определенные виды должностей на срок до семи лет.

Однако в том случае, если лицо, которое виновно в совершении такого преступления, активно участвовало в расследовании такого преступления, то оно полностью освобождается от уголовной ответственности за его совершение.

Административная ответственность за типичные нарушения

Административная ответственность за совершение нарушений в сфере государственных и муниципальных закупок была сформирована еще в момент вступления в силу Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в январе 2014 года. Однако на тот момент все меры ответственности не были полностью проработаны, и некоторые нарушения не оставались охвачены, а назначение наказания осуществлялось по аналогии.

На сегодняшний день все типичные нарушения при осуществлении госзакупок полностью охвачены мерами административного воздействия. Так, в частности, установлены меры воздействия за следующее:

В УК РФ внесены новые составы преступлений в сфере госзакупок

  1. Нарушения в части планирования госзакупок, которые выливаются в неправильное формирование плана закупок и плана-графика. В частности, к таким нарушениям относятся нарушение сроков размещения всех документов в Единой информационной системе, нарушение сроков проведения общественного обсуждения (если проведение такого обсуждения предусмотрено правилами проведения самой закупки), неуказание или недостоверное указание информации, которая должна быть отражена в плановых документах, неуказание или указание необоснованной начальной максимальной цены контракта. Штрафные санкции за такие наказания находятся в диапазоне от пяти до пятидесяти тысяч рублей (устанавливаются меры ответственности в соответствии с положениями статьи 7.29 Кодекса об административных правонарушений). Такие же меры ответственности устанавливаются в случаях, если речь идет о неправомерном дроблении проводимой закупочной процедуры, например, для того, чтобы установленная НМЦК была меньше ста тысяч рублей для проведения закупки у единственного поставщика.
  2. Нарушения в части выбора способа проведения закупки наказываются штрафными санкциями в размере тридцати тысяч рублей для ответственного должностного лица, а в отношении самого заказчика сумма штрафа равняется пятидесяти тысячам рублей (санкции устанавливаются в соответствии со статьей 7.29 КоАП РФ).
  3. Нарушения в сфере собственно проведения закупок, например, за размещение документации в ЕИС с нарушением сроков публикации. Размер штрафа в этом случае будет находиться в диапазоне от трех до тридцати тысяч рублей (назначение наказания осуществляется на основании статьи 7.30 КоАП РФ).
  4. Нарушение действующего законодательства в части неразмещения информации о проводимой закупке в ЕИС. Штраф в этом случае равняется пятидесяти тысячам рублей на должностное лицо и 500 тысячам рублей на заказчика (назначение наказания осуществляется на основании статьи 7.30 КоАП РФ).
  5. Нарушение процедуры при заключении контракта и внесении изменений в его состав также относится к типичным нарушениям, которые нередко совершаются в сфере государственных закупок. Штрафные санкции в этом случае находятся в диапазоне от пяти до тридцати тысяч, но в процентном соотношении должны рассчитываться в размере одного процента от начальной максимальной цены контракта.
  6. Если должностное лицо и заказчик своими действиями или бездействием добились того, что контракт не был исполнен, то на них может быть наложен штраф в диапазоне от пяти до пятнадцати процентов от общей суммы, которая осталась в части неисполненных обязательств, но не менее тридцати тысяч рублей, а для заказчика как юридического лица – в размере не менее трехсот тысяч рублей и в диапазоне от однократного до трехкратного размера стоимости итоговых невыполненных обязательств.
  7. Нарушение правил и порядка ведения реестра контрактов, в том числе в части размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок также относится к типичным административным правонарушениям. Караются такие правонарушения штрафами в размере двадцати тысяч рублей на должностное лицо.

Ответственность за нарушения возврата обеспечения заявки по контракту

Участие в некоторых видах процедур по определению исполнителя по государственным или муниципальным контрактам требует внести средства в качестве обеспечения заявки на участие.

Нередки случаи, когда по каким-либо причинам обеспечение заявки не возвращается потенциальному исполнителю контракта в указанные законом сроки. Для таких случаев законодатель установил специальные меры ответственности, сформулированные в статье 7.31 Кодекса об административных правонарушениях.

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/pravonarushenia.html

Закупки по 44-ФЗ: уголовная ответственность | Контур.Закупки

С 4 мая вступили в силу изменения в УК РФ, которые ввели уголовную ответственность непосредственно за преступления в сфере госзакупок. Они внесены законом № 99-ФЗ от 23 апреля 2018 года. Расскажем, кто может быть привлечен к ответственности, и что грозит.

Кто и чем рискует

Новые нормы уголовного законодательства представлены двумя статьями:

  • 200.4 — Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд;
  • 200.5 — Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок.

К уголовной ответственности привлекаются работники заказчика и иные уполномоченные лица, имеющие отношение к организации закупок. Кроме того, наказание грозит и тем, кто осуществит подкуп таких лиц.

Упомянутые нормы закона предусматривают наказание в виде крупных денежных штрафов, принудительных и исправительных работ, а также лишения свободы. В качестве дополнительной меры осужденному лицу может быть запрещено вести определенную деятельность либо занимать определенные должности.

Читайте также:  Обязанности заказчика по договору подряда согласно гк рф

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Объем наказания зависит от конкретных обстоятельств преступления. Мера ответственности ужесточается в зависимости от размера ущерба или подкупа.

То что в УК РФ появились упомянутые статьи, не означает, что раньше нарушителя нельзя было привлечь к уголовной ответственности. Для этого применялись статьи 159 «Мошенничество», 290 «Получение взятки» и некоторые другие.

Ответственность работников заказчика за злоупотребления

Согласно введенным нормам, уголовное наказание распространяется на любое лицо, уполномоченное на представление интересов заказчика в сфере закупок.

В том числе на контрактных управляющих, членов контрактной службы, членов закупочной комиссии, тех специалистов, которые осуществляют приемку, а также на лиц, не являющихся должностными либо исполняющими управленческие функции.

Если перечисленные выше лица из корысти или иной личной заинтересованности совершат деяние, которое причинит крупный ущерб (2 250 000 — 9 000 000 рублей), наказание может быть следующим (часть 1 статьи 200.4 УК РФ):

  • штраф до 200 000 рублей или в размере заработной платы (иного дохода) за 18 месяцев;
  • принудительные работы на срок до 3-х лет;
  • лишение свободы на срок до 3-х лет.

Если действия лица, попадающего под статью 200.4 УК РФ, повлекли особо крупный ущерб (более 9 000 000 рублей) либо были совершены по предварительному сговору совместно с другими лицами, то наказание будет более жестким (часть 2 статьи 200.4 УК РФ):

  • штраф от 200 000 до 1 000 000 рублей либо в размере дохода за период от 6-ти месяцев до 3-х лет;
  • принудительные работы сроком до 5-ти лет;
  • лишение свободы сроком до 7-ми лет.

Наказание в виде принудительных работ и лишения свободы, назначенное по части 1 или 2 статьи 200.4 УК РФ, может быть дополнено запретом на ведение определенной деятельности / занятие некоторых должностей на срок до 3-х лет.

Если представитель заказчика был подкуплен

В УК РФ внесены новые составы преступлений в сфере госзакупок

Подкупом в рамках госзакупок считается передача каких-либо ценностей уполномоченным лицам заказчика либо тем, на кого они укажут, за определенные действия или бездействие в связи с закупкой. Под ценностями подразумеваются денежные средства, ценные бумаги, имущество, имущественные права или услуги имущественного характера.

За получение подкупа представителю заказчика грозит уголовное наказание. Какое именно — это зависит от размера взятки и отягчающих обстоятельств. Все возможные варианты представлены в следующей таблице.

Таблица 1. Уголовное наказание представителей заказчика за подкуп

Состав преступления Варианты наказания
Получение подкупа работником контрактной службы, контрактным управляющим, членом комиссии по осуществлению закупок, лицом, осуществляющим приемку, либо иным уполномоченным лицом, представляющим интересы заказчика в сфере закупок
  • штраф 400 000 — 1 000 000 рублей либо в размере дохода за период 1-3 года;
  • принудительные работы до 3-х лет (могут быть дополнены штрафом в 20-кратном размере подкупа либо меньше и/или запретом на должности / деятельность на срок до 3-х лет);
  • лишение свободы на срок до 3-х лет (может быть дополнено штрафом в 20-кратном размере подкупа либо меньше и/или запретом на должности / деятельность на срок до 3-х лет)
Те же деяния, если они:

  • совершены группой лиц по предварительному сговору;
  • сопряжены с вымогательством;
  • совершены в крупном размере (от 150 000 до 1 000 000 рублей)
  • Штраф 1 000 000 — 2 000 000 рублей либо в размере дохода за период 1-3 года с запретом на должность / деятельность на срок до 5-ти лет;
  • лишение свободы на срок до 10-ти лет (со штрафом до 50-кратного размера подкупа или без такового, с запретом на должность / деятельность на срок до 5-ти лет или без такового)
Те же деяния в особо крупном размере (более 1 000 000 рублей)
  • Штраф 2 000 000 — 5 000 000 рублей либо в размере дохода за период 2-5 лет (с запретом на должность / деятельность до 7 лет или без такового);
  • лишение свободы на 7-12 лет (со штрафом до 50-кратного размера подкупа или без такового, с запретом на должность / деятельность на срок до 7-ми лет или без такового)

Ответственность лица, подкупившего заказчика

Ответственность давшего заказчику взятку лица прописана в частях 1-3 статьи 200.5 УК РФ. Минимальное наказание — штраф 300 000 рублей, максимальное — до 8 лет лишения свободы + внушительный штраф. Все подробности представлены в следующей таблице.

Таблица 2. Уголовная ответственность лица, подкупившего заказчика

Состав преступления Варианты наказания
Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок, лица, осуществляющего приемку, либо иного уполномоченного лица, представляющего интересы заказчика в сфере закупок
  • штраф 300 000 — 500 000 рублей либо в размере дохода за период от 6 месяцев до 2-х лет;
  • исправительные работы на срок до 2-х лет;
  • принудительные работы до 3-х лет (могут быть дополнены штрафом в 10-кратном размере подкупа или меньше);
  • лишение свободы на срок до 3-х лет (со штрафом до 10-кратного размера подкупа или без такового)
Те же деяния, но совершенные группой лиц по предварительному сговору или в крупном размере (от 150 000 до 1 000 000 рублей)
  • штраф 500 000 — 1 000 000 рублей либо в размере дохода за период 1-3 года;
  • исправительные работы на срок до 2-х лет;
  • принудительные работы до 5-ти лет (могут быть дополнены штрафом в 30-кратном размере подкупа или меньше, а также запретом на должность / деятельность на срок до 2-х лет);
  • лишение свободы на срок до 7-ми лет (со штрафом до 30-кратного размера подкупа или без такового, с запретом на должность / деятельность на срок до 2-х лет или без такового)
Те же деяния в особо крупном размере (более 1 000 000 рублей)
  • штраф 1 000 000 — 2 500 000 рублей либо в размере дохода за период 1-3 года;
  • лишение свободы на срок до 8-ми лет (со штрафом до 40-кратного размера подкупа или без такового, с запретом на должность / деятельность на срок до 5-ти лет или без такового)

Важно! В конце статьи 200.5 УК РФ приводится примечание. Оно гласит, что при активном способствовании раскрытию и расследованию преступления лицо, подкупившее заказчика, освобождается от уголовной ответственности. То же самое верное и в случае, если подкуп был совершен в результате вымогательства, а также при добровольном сообщении о преступлении в органы полиции.

Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/zakupki-po-44-fz-ugolovnaya-otvetstvennost/

Новая система наказаний для заказчиков: от штрафа до уголовной ответственности

Уголовная ответственность для работников контрактной службы и членов закупочных комиссий — это нововведение в российском законодательстве, которое начало действовать с 04.05.2018. Рассмотрим, какие деяния представителя заказчика и участника закупки теперь квалифицируются как преступление и какое за них предусмотрено наказание.

В УК РФ внесены новые составы преступлений в сфере госзакупок

В последнее время государство усилило борьбу с нарушителями в области госзакупок. Ранее наказать сотрудников госзаказчика, которые не обладают признаками должностного лица (контрактные управляющие, сотрудники контрактной службы, члены закупочной комиссии, проводящие приемку ТРУ и др.

), можно было только в рамках административного производства. Теперь с 04.05.2018 Федеральным законом от 23.04.2018 № 99-ФЗ в УК внесены новые статьи, по которым нарушителей могут привлечь и к уголовной ответственности.

Кроме того, введено уголовное наказание за передачу и получение взятки или провокацию подкупа в госзаказе.

Появились следующие составы преступлений:

  • злоупотребления в сфере госзаказа (ст. 200.4 УК);
  • подкуп представителя заказчика (ст. 200.5 УК);
  • провокация взятки в сфере госзакупок (ст. 304 УК).

Рассмотрим подробнее каждую из статей и наказания по ним.

Злоупотребления в сфере госзакупок (ст. 200.4 УК)

В случае если сотрудник заказчика намеренно нарушил нормы законодательства о госзакупках с корыстной заинтересованностью и при наличии крупного ущерба, его можно привлечь к уголовной ответственности.

Крупным считается ущерб в размере более 2,25 млн рублей (прим. к ст. 170.2 УК РФ).

Субъектами нарушения могут быть:

  • работники контрактной службы и управляющие;
  • члены закупочной комиссии;
  • сотрудники, которые проводят приемку ТРУ;
  • иные, кого заказчик уполномочил представлять его интересы в сфере госзакупок.

Наказание:

  • штраф до 200 000 руб.;
  • принудительные работы сроком до 3 лет;
  • лишение свободы до 3 лет.

Если преступление совершила группа лиц по сговору или был причинен особо крупный ущерб (более 9 млн рублей), нарушителям грозит:

  • штраф до 1 млн руб.;
  • принудительные работы сроком до 5 л.;
  • лишение свободы до 7 л.

Подкуп представителя заказчика (ч. 1–3 ст. 200.5 УК)

Предусмотрено уголовное наказание для физлиц, передавших взятку («откат») в том числе в виде оказанных услуг сотруднику заказчика, участвующему в проведении тендера (или по его требованию — другому человеку), за совершение им определенных действий в пользу какого-либо лица.

Ответственность:

  • штраф до 500 000 руб.;
  • ограничение свободы сроком до 2 л.;
  • исправит. работы до 2 л.;
  • принудит. работы до 3 л.;
  • лишение свободы до 3 л.

Если преступление совершила группа лиц с предварительным сговором или в крупном размере (более 150 000 рублей):

  • штраф до 1 млн руб.;
  • принудит. работы сроком до 5 л.
  • лишение свободы до 7 л.

За нарушение в особо крупном размере (более 1 млн рублей) ждет наказание:

  • штраф до 2,5 млн руб.;
  • лишение свободы на срок до 8 л.

Получение взятки представителем заказчика (ч. 4–6 ст. 200.5 УК)

Виновными могут быть признаны:

  • сотрудники контрактной службы;
  • контрактные управляющие;
  • члены закупочных комиссий;
  • те, кто проводит приемку ТРУ;
  • все уполномоченные заказчиком представлять его интересы в сфере госзакупок, если они получили взятку («откат») за совершение действий в интересах определенного лица при проведении госзакупок.

Наказание:

  • штраф до 1 млн руб.;
  • принудит. работы сроком до 3 л.;
  • лишение свободы до 3 л.

Если преступление совершила группа лиц по сговору, в крупном размере (более 150 000 рублей) или имело место вымогательство:

  • штраф до 2 млн руб.;
  • лишение свободы сроком до 10 л.

Если нарушение совершено в особо крупном размере (более 1 млн рублей), наказание составит:

  • штраф до 5 млн руб.;
  • лишение свободы сроком от 7 до 12 л.

Провокация подкупа (ст. 304 УК)

Провокацией подкупа в системе госзаказа по УК является попытка передать взятку представителю заказчика без его ведома, чтобы искусственно создать доказательства совершения им преступления или для шантажа.

Наказание:

  • штраф до 200 000 руб.
  • принудит. работы сроком до 5 л.;
  • лишение свободы до 5 л.

Источник: https://goscontract.info/tender/novaya-sistema-nakazaniy-dlya-zakazchikov-ot-shtrafa-do-ugolovnoy-otvetstvennosti

Президент предложил внести в УК РФ новые статьи о коррупции в госзакупках

В УК РФ внесены новые составы преступлений в сфере госзакупокИсточник фото: mediarepost.ru.

В понедельник глава государства внёс на рассмотрение Госдумы законопроект, предусматривающий ужесточение уголовной ответственности за коррупцию в сфере госзакупок. Для этого Владимир Путин предложил внести в УК РФ новые статьи. Текст законопроекта размещён в базе электронных документов законодательного госоргана.

Согласно предложенному президентом законопроекту, российский Уголовный кодекс будет расширен за счёт статей “Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд” и “Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок”. Кроме того, предусмотрена уголовная ответственность за “провокацию подкупа в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд”.

Причинение существенного ущерба

Сейчас уголовное законодательство предусматривает привлечение коррупционеров в сфере госзакупок к ответственности по следующим статьям: хищение чужого имущества, мошенничество, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп, дача и получение взятки. Тем не менее, разработчики нового законопроекта считают, что далеко не все противоправные действия, включая откаты, влекут за собой соответствующее наказание.

“Так, ряд нарушений, связанных с целями осуществления закупок, определением цены контракта, заключением или исполнением такого контракта и совершаемых из корыстной или иной личной заинтересованности, не может рассматриваться как уголовно наказуемое злоупотребление служебным положением, поскольку эти нарушения совершаются представителями заказчика, которые не являются должностными лицами”, – цитирует информагентство ТАСС пояснительную записку к документу. В частности, предполагается ужесточение уголовной ответственности для работников контрактной службы, контрактных управляющих, членов комиссии по осуществлению закупок, а также осуществляющих приёмку товаров, работ и услуг лиц.

Авторы законопроекта уверены, что противоправная деятельность вышеупомянутых агентов способна причинить существенный ущерб госучреждениям, заказчикам и посредникам закупок, а также бюджетной системе страны в целом. “Между тем в настоящее время такие деяния не образуют состава преступлений и влекут за собой лишь административную ответственность”, – сказано в пояснительной записке.

Суть нововведений

Законопроект предполагает ввести “ответственность за нарушение законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, совершаемое из корыстной или иной личной заинтересованности лицами, которые не являются должностными лицами или лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации, если деяние причинило крупный ущерб”. Для применения данной статьи правоохранителям потребуется доказать, что нарушение было совершено группой лиц по предварительному сговору, что повлекло причинение крупного и особо крупного ущерба. В качестве меры пресечения предусмотрены административное наказание в виде штрафа в размере от 200 тыс до 1 млн рублей и уголовное в виде тюремного заключения сроком до 7 лет.

Читайте также:  Оплата коммунальных услуг арендатором по счетчику не образует доход арендодателя

Другая предложенная разработчиками статья регламентирует привлечение к ответственности за “подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок, лица, осуществляющего приемку поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, иного уполномоченного лица, представляющего интересы заказчика, в целях противоправного влияния на принимаемые ими решения, в том числе за получение указанными лицами денег, ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, других имущественных прав”.

Как поясняет ТАСС, особо крупным размером подкупа считается сумма, превышающая 1 млн рублей.

В качестве наказания предложены административные санкции в виде штрафа в размере от 2 млн до 5 млн рублей, либо тюремное заключение сроком от 7 до 12 лет, которое может быть дополнено штрафом в размере до пятидесятикратного увеличения изначальной суммы подкупа и лишением права занимать определённые посты и осуществлять определённую деятельность в течение 7 лет.

Законопроект регламентирует ужесточение уголовной ответственности и за провокацию взяточничества, коммерческого подкупа или подкупа в сфере госзакупок. За подобные преступления предполагается административное наказание в виде штрафа в размере до 200 тыс рублей, либо совокупной зарплаты или иного дохода признанного виновным за 18 месяцев.

Альтернативой административным санкциям станут “принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового”, говорится в тексте законопроекта.

Источник: ТАСС.

Источник: http://anticorr.media/prezident-predlozhil-vnesti-v-uk-rf-novye-stati-o-korrupcii-v-goszakupkax/

Путин внес в ГД поправки в УК об усилении ответственности в сфере госзакупок

Контекст

Замглавы ФАС назвал ключевые проблемы в сфере госзакупок

МОСКВА, 12 мар — РАПСИ.

Президент РФ Владимир Путин внес на рассмотрение Государственной Думы законопроект, направленный на усиление уголовной ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Текст документа опубликован в электронной базе данных нижней палаты парламента.

Главу 22 Уголовного кодекса (УК РФ) предлагается дополнить новыми статьями 200.4 (злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд) и 200.5 (подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок).

Помимо этого, в статью 304 УК РФ предлагается внести изменения, установив ответственность за провокацию подкупа в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Так, в соответствии со статьей 204.

4 УК РФ предусматривается установление ответственности за нарушение законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, совершаемое из корыстной или иной личной заинтересованности лицами, которые не являются должностными лицами или лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации, если деяние причинило крупный ущерб.

За такое преступление, в частности, предлагается установить штраф в размере до 200 тысяч рублей или привлекать лицо к принудительным работам на срок до трех лет.

Также лицо может лишено свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на этот же срок.

В качестве квалифицирующих признаков этого преступления предлагается установить совершение его группой лиц по предварительному сговору, а также причинение крупного и особо крупного ущерба. Максимальное наказание по данной норме будет грозить в виде лишения свободы на срок до семи лет.

Новой статьей 200.

5 кодекса предусматривается установление ответственности за подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок, лица, осуществляющего приемку поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, иного уполномоченного лица, представляющего интересы заказчика, в целях противоправного влияния на принимаемые ими решения. Максимальное наказание по данной статье предлагается установить в виде лишения свободы на срок от семи до двенадцати лет. 

При этом в статье предусматривается примечание, в котором определяются основания освобождения от уголовной ответственности лица, передавшего незаконное вознаграждение указанным лицам.

В статью 304 УК РФ предлагается внести изменение, предусматривающее установление ответственности за провокацию взятки, коммерческого подкупа либо подкупа в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. По этой норме будет грозить максимальное наказанием в виде лишения свободы на срок до пяти лет.

Уголовные дела о преступлениях, предусмотренных новыми статьями, предлагается отнести к подследственности следователей Следственного комитета РФ.

Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в данной сфере со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.

В сложившейся судебно-следственной практике преступления, связанные с так называемыми откатами при осуществлении поставок товаров, выполнении работ, оказании услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, квалифицируются по статьям УК РФ о хищениях чужого имущества (в первую очередь как мошенничество), злоупотреблениях полномочиями, в том числе должностными, а также о коммерческом подкупе, даче и получении взятки. Однако не все деяния, совершаемые в указанной сфере, подпадают под нормы уголовного закона. В связи с этим и были разработаны соответствующие поправки в УК РФ.

Источник: http://rapsinews.ru/legislation_news/20180312/282173646.html

Ужесточение ответственности за нарушения в сфере госзакупок

 Сегодня Председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников в рамках региональной недели работы Государственной Думы провел лекцию о законотворческом процессе для студентов Уральского государственного юридического университета, почетным профессором которого он является.

В ходе выступления Павел Крашенинников также прокомментировал внесенный в Государственную Думу Президентом России В.В.Путиным проект федерального закона № 410960-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». Он сообщил, что проектом предлагается ужесточить ответственность за нарушения в сфере госзакупок.

В настоящее время в правоприменительной практике многие нарушения в сфере закупок товаров, выполнении работ, оказании услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не удается квалифицировать согласно нормам уголовного права, и бывают случаи, когда нарушители подпадают лишь под административную ответственность, не соразмерную совершенным деяниям.

В том числе это касается лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков и не являющихся должностными лицами, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.

Например, работников контрактной службы, контрактных управляющих, членов комиссии по осуществлению закупок, лиц, осуществляющих приемку поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

С целью устранения имеющихся пробелов законодательного регулирования предлагается внести изменения в Уголовный кодекс, дополнив его новыми статьями: 200.4 «Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд» и 200.

5 «Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок». А также предлагается предусмотреть в статье 304 УК РФ ответственность за провокацию подкупа в сфере закупок и внести соответствующие изменения в статью 46 УК РФ о штрафах.

Согласно новой статье 200.

4 предусматривается ответственность за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, совершаемое из корыстной или иной личной заинтересованности лицами, которые не являются должностными лицами, или лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации. Если деяние причинило крупный ущерб, то предусматривается максимальное наказание – лишение свободы до 3 лет. При особо крупном ущербе или совершении деяния группой лиц по предварительному сговору последует лишение свободы до 7 лет, — сказал Павел Крашенинников.

В соответствии с новой статьей 200.5 предусматривается ответственность за подкуп указанных лиц в целях противоправного влияния на принимаемые ими решения. Максимальное наказание предусмотрено в виде лишения свободы до 3 лет со штрафом до 10-кратной суммы подкупа или без такового.

В случае совершения подкупа группой лиц по предварительному сговору или в крупном размере последует лишение свободы до 7 лет со штрафом до 30-кратной суммы подкупа или без такового.

При особо крупном размере предлагается установить наказание в виде лишения свободы до 8 лет со штрафом до 40-кратной суммы подкупа или без такового, — сообщил Павел Крашенинников.

При этом под крупным размером подкупа признается сумма, превышающая 150 тыс. рублей. Под особо крупным – превышающая 1 млн. рублей.

Вместе с тем устанавливается ответственность и за незаконное получение указанными лицами денег, ценных бумаг, иного имущества, а также за незаконное пользование ими. За такое деяние предлагается наказывать лишением свободы до 3 лет со штрафом до 20-кратной суммы подкупа или без такового.

При совершении деяния группой лиц по предварительному сговору, либо если оно сопряжено с вымогательством предмета подкупа или в особо крупном размере устанавливается ответственность — лишение свободы до 10 лет со штрафом до 50-кратной суммы подкупа или без такового.

За особо крупный размер последует лишение свободы до 12 лет со штрафом до 50-кратной суммы подкупа или без такового, — сказал Павел Крашенинников.

  • Кроме того законопроектом предусматриваются основания освобождения от уголовной ответственности лица, передавшего незаконное вознаграждение, если оно активно способствовало раскрытию преступления, либо если в отношении него имело место вымогательство предмета подкупа.
  • Законопроектом также предлагается внести дополнение в статью 304 УК РФ, предусматривающее ответственность за провокацию подкупа в сфере госзакупок, с наказанием в виде лишения свободы до 5 лет, — сообщил Павел Крашенинников.
  • Расследование вышеназванных преступлений будет относиться к компетенции Следственного комитета, — добавил Павел Крашенинников.
  • Принятие законопроекта позволит установить более эффективный механизм противодействия коррупционным проявлениям в системе госзакупок и защитить бюджетную систему, — отметил Павел Крашенинников.

Источник: http://komitet2-10.km.duma.gov.ru/Novosti_Komiteta/item/15754979

Уголовный кодекс РФ дополнен новыми статьями: «Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд»

Президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон, который ужесточает уголовную ответственность за нарушения в сфере госзакупок. Об этом сообщается на официальном интернет-портале правовой информации.

Согласно документу, за правонарушения в сфере госзакупок и подкуп должностных лиц будут наказывать штрафами до полумиллиона рублей и тюрьмой.

Автором закона стал президент России, который предложил внести изменения в Уголовный кодекс РФ и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Уголовный кодекс (УК) РФ дополнен новыми статьями: 200.4 «Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд» и 200.

5 «Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок».

В статье 304 УК РФ зафиксирована ответственность за провокацию подкупа в сфере закупок и соответствующие изменения внесены в статью 46 УК РФ о штрафах.

Преступления, предусмотренные ст. 200.4 и ст. 200.5 УК РФ, будут расследовать следователи Следственного комитета. Согласно новой редакции статьи 200.

4 «Злоупотребление в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» вводится наказание «за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, совершаемое из корыстной или иной личной заинтересованности лицами, которые не являются должностными лицами, или лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации». Если причинен крупный ущерб, то устанавливается максимальное наказание — лишение свободы до трех лет.

Если это преступление будет совершено группой лиц по предварительному сговору, то правонарушители получат до семи лет лишения свободы и штраф в размере до 30-кратной суммы подкупа. Если преступление совершили в особо крупном размере, то срок наказания увеличится до 12 лет тюрьмы.

Поблажки смогут получить те, кто добровольно сознается в содеянном или захочет помочь следствию.

Ранее все преступления, связанные с откатами при осуществлении госзакупок, квалифицировались по статьям УК о мошенничестве, о хищении чужого имущества, о коммерческом подкупе, а также о даче и получении взятки.

Многие нарушения в этой сфере не могли рассматриваться как уголовно наказуемое злоупотребление служебным положением, поскольку эти действия совершают представители заказчика, которые должностными лицами не являются.

Максимум, что им грозило — штраф в 50 тыс. рублей.

 pnp.ru 

Источник: http://guardinfo.online/2018/04/24/ugolovnyj-kodeks-rf-dopolnen-novymi-statyami-zloupotrebleniya-v-sfere-zakupok-tovarov-rabot-uslug-dlya-obespecheniya-gosudarstvennyx-ili-municipalnyx-nuzhd/

Ссылка на основную публикацию