Споры между страховщиками о страховом возмещении при пву по договору осаго до передачи в суд будут рассматриваться профессиональной комиссией страховщиков

В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, каждый автовладелец должен застраховать свою автогражданскую ответственность на случай наступления ДТП.

Споры между страховщиками о страховом возмещении при ПВУ по договору ОСАГО до передачи в суд будут рассматриваться профессиональной комиссией страховщиков

Чтобы избежать необходимости оплаты ремонта не только своего транспортного средства, но и машины пострадавшего, каждый автовладелец должен позаботиться об оформлении полиса ОСАГО.

Несмотря на то, что на момент заключения страхового договора, собственнику авто кажется, что все достаточно прозрачно. Но как показывает статистика, количество страховых споров со страховщиками по вопросам ОСАГО неуклонно растет.

Причины страховых споров по ОСАГО

Недобросовестность страховщика

Одной из самых популярных причин для начала судебного разбирательства по вопросам ОСАГО считается недобросовестность страховой компанией из-за которой и возникают споры. К сожалению, многие страховщики хотят нажиться на правовой неграмотности своих клиентов.

Большинство страхователей не знают своих прав в рамках страхового законодательства. Поэтому некоторые специалисты страховых компаний считают своим долгом «навешать лапшу им на уши».

К сожалению, большинство клиентов страховых компаний из-за занятости отказываются урегулировать вопросы о недостаточной выплате в суде. Поэтому страховщики чувствуют свою безнаказанность.

Если же автомобилист решается обратиться в суд для защиты своих прав в результате спора, в большинстве случаев его ожидает положительный финал. Как показывает статистика, большинство таких дел заканчивается в пользу страхователя.

А если автолюбителю все же не удается взыскать со страховой компании сумму, необходимую для проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства, остаток денежных средств можно взыскать с виновника дорожно-транспортного происшествия.

Регулирование процедуры возмещения компенсации требует взаимного исполнения обязанностей. Поэтому споры могут возникать и по причине недобросовестности застрахованного человека.

Например, когда застрахованное лицо само виновато в совершении ДТП, поэтому компенсация не предусмотрена.

Второе основание – нарушение установленных сроков сообщения о происшествии, требующее восстановления срока в судебном порядке.

Попытка досудебного урегулирования спора

В рамках гражданского законодательства, у страхователя есть возможность урегулировать спор по ОСАГО в досудебном порядке. При выборе такого варианта, клиенту страховщика лучше всего обратиться за помощью к юристу, который поможет правильно составить претензию и подскажет, как правильно направить документ в офис страховой компании.

Споры между страховщиками о страховом возмещении при ПВУ по договору ОСАГО до передачи в суд будут рассматриваться профессиональной комиссией страховщиков

Причина для такого затягивания конфликта достаточно проста – попытка добиться истечения срока давности. В соответствии с требованиями гражданского законодательства, подача искового заявления по страховым спорам возможна в течение 2 лет.

Если автомобилист понимает, что страховая компания намеренно затягивает с выплатами, он имеет право обратиться в суд для защиты своих прав.

Судебное разбирательство

Большинство споров со страховыми компаниями заканчивается в суде. Опытные юристы знают множество хитростей, к которым прибегают страховые компании, чтобы получить деньги со своих клиентов.

В зале судебного заседания специалисты могут добиться того, чтобы автомобилист получил выплату для ремонта своего транспорта в полном размере. Кроме того, опытный адвокат может добиться того, чтобы страховщик компенсировал неустойку за каждый день задержки выплаты. Помимо этого, страховой компании придется оплатить все судебные издержки.

Именно по этой причине некоторые страховщики все же решаются урегулировать спор со своим клиентом еще на стадии досудебной претензии.

Досудебное урегулирование спора

В соответствии с требованиями гражданского законодательства, любой спор в рамках действия страхового договора может быть разрешен в досудебном порядке. Кроме того, с 2014 года данный шаг стал обязательным, то есть, теперь прежде чем обратиться в суд, автомобилист должен направить страховщику претензию, в которой содержится требование о выплате страховой компенсации в полном объеме.

По закону, страховая компания должна дать ответ на претензию о споре в течение 5 дней с момента получения документа. Соответственно, автомобилист имеет право подать исковое заявление в суд только в следующих случаях:

  1. Если в течение установленного законом срока он не получил ответ на претензию.
  2. Если условия в ответном письме не соответствуют его представлениям.

Судебная практика по спорам ОСАГО

Большинство страховых споров заканчиваются в судах. Опытным адвокатам легко удается доказать, что страховая компания своими действиями нарушила требования закона и договора, тем более что такие отношения урегулированы сразу несколькими нормативными правовыми актами.

Гражданское законодательство

Основной документ, который регулирует отношения между страхователем и страховщиком – Гражданской кодекс Российской Федерации.

В 179 статье данного нормативного акта содержится требование о том, что любая сделка, совершенная со скрытым умыслом, может быть обжалована в суде по исковому заявлению потерпевшего.

В статье 944 Гражданского кодекса указано, что при заключении страхового договора об ОСАГО, стороны сделки должны обговорить размеры выплаты при наступлении страхового случая. Помимо этого, страховщиком должны быть обговорены все обстоятельства, которые будут иметь значение для дела.

Соответственно, если при наступлении страхового случая страховая компания откажет в выплате возмещения из-за обстоятельств, которые при заключении договора были указаны в качестве условий, не влияющих на получение компенсации, спор может быть разрешен в суде.

Федеральный закон «Об ОСАГО»

Споры между страховщиками о страховом возмещении при ПВУ по договору ОСАГО до передачи в суд будут рассматриваться профессиональной комиссией страховщиков

По статье 4 данного нормативного акта, каждый автовладелец должен оформить на свой автомобиль полис обязательного страхования автогражданской ответственности. Это значит, что каждое исправное транспортное средство обязательно должно быть застраховано на тот случай, если им будет причинен ущерб имуществу или здоровью третьих лиц.

Этим же нормативно-правовым актом, в статье 10, установлено, что продолжительность действия данного соглашения между страховой фирмой и клиентом составляет 1 год. Исключение составляют только несколько случаев, которые предусмотрены законодательством.

По статье 24 данного законодательного акта, подтверждением наступления страхового случая является правильно заполненное извещение. В данном документе не должно быть:

  1. Исправлений.
  2. Зачеркиваний.
  3. Грамматических ошибок.
  4. Иных неточностей.

Мотивы для начала страхового спора

Можно выделить несколько мотивов спора, по которым между страховой компанией и страхователем могут возникнуть споры по ОСАГО. К ним относятся:

  1. Причинение ущерба транспортом, который не указан в страховом полисе ОСАГО. В соответствии с требованиями федерального законодательства, при наступлении страхового случая страховщик должен компенсировать пострадавшему от действия застрахованного лица ущерб. Однако фирма не всегда с готовностью выполняет эту норму.
    Большинство споров со страховой заканчивается в суде. В этом случае юристы страховщика могут ссылаться на то, что ущерб пострадавшему был причинен не застрахованным транспортным средством.

    В соответствии с требованиями Конституционного суда, такой отказ считается незаконным. Поэтому такой отказ в выплате считается недействительным.

  2. Причинение имущественного вреда. К данной категории также относится и вред, причиненный жизни и здоровью пострадавшего.

Исключения из законодательства

В Федеральном законе об ОСАГО указан перечень транспортных средств, владельцы которых могут не страховать свое имущество от автогражданской ответственности. Если такой гражданин становится виновником дорожно-транспортного происшествия, то пострадавший не может рассчитывать на получение компенсации от страховой компании.

В этом случае владелец поврежденного автомобиля может рассчитывать на получение выплаты для ремонта своей машины только от виновника дорожно-транспортного происшествия. То есть, пострадавший обращается в суд с исковым заявлением о привлечении виновника ДТП к материальной ответственности.

Величина выплаты от лица, виновного в ДТП, пострадавшему, напрямую зависит от степени причиненного имущественного и морального вреда.

Отказ из-за не соблюдения условий договора

В некоторых случаях страховая компания может отказать страхователю в выплате возмещение за ущерб, причиненный в результате столкновения из-за нарушений условий договора. Это может быть:

  1. Несвоевременное уведомление страховщика о наступлении страхового случая.
  2. Подача неполного пакета документов о наступлении страхового случая.

Споры между страховщиками о страховом возмещении при ПВУ по договору ОСАГО до передачи в суд будут рассматриваться профессиональной комиссией страховщиков

  1. Справка о ДТП, выданная сотрудником ГИБДД.
  2. Извещение о дорожно-транспортном происшествии.
  3. Копия протокола об административном правонарушении.
  4. Постановление об административном правонарушении.
  5. Определение об отказе в возбуждении дела.

Объекты судебного спора

Как показывает практика, чаще всего объектом страховых споров становится требование о взыскании со страховщика страховой выплаты (восстановительный ремонт транспортного средства, утрата товарной стоимости автомобиля).

Большинство вопросов связано именно с утратой товарной стоимости автомобиля. Под данным понятием подразумевается уменьшение товарной стоимости транспортного средства из-за преждевременно причиненного машине ущерба. Соответственно, из-за причиненного авто ущерба, его внешние и рабочие качества ухудшаются.

Получение выплаты за утрату товарной стоимости

Из-за утраты товарной стоимости значительно снижается прочной и долговечность деталей транспорта, именно по этой причине автовледельцы такое большое внимание уделяют исковым заявлениям для взыскания такого варианта ущерба и готовы к началу спора.

При расчете размер возмещения для ремонта поврежденного в результате столкновения транспортного средства, страховая компания достаточно часто игнорирует тот факт, что автомобиль утратил свою товарную стоимость. Напротив, при расчете размера компенсации, страховщик старается всеми способами снизить размер выплаты, обращая внимание на износ авто.

  • Чтобы получить возмещение за утрату товарной стоимости авто, собственник должен обратиться за проведением независимой экспертизы.
  • Если клиент подает исковое заявление с требованием возместить утрату товарной стоимости транспортного средства, что подтверждается заключением эксперта, суд принимает решение об удовлетворении данного требования.
  • Расчет стоимости ремонта транспортного средства должен производиться не только с учетом устранения повреждений автомобиля, но и принимая во внимание износ деталей и агрегатов транспорта.

Расчет размера компенсации

Споры между страховщиками о страховом возмещении при ПВУ по договору ОСАГО до передачи в суд будут рассматриваться профессиональной комиссией страховщиков

Помимо этого, страховщик должен компенсировать:

  1. Услуги эвакуации транспорта.
  2. Стоимость хранения автомобиля на стоянке.
  3. Стоимость доставки пострадавших людей в медицинское учреждение.
  4. Иные расходы, которые были понесены пострадавшим в результате дорожно-транспортного происшествия.

В предоставленных страховщику документах обязательно должны быть все квитанции и чеки о предоставлении услуг.

Размер компенсации исходя из стоимости восстановительного ремонта автомобиля, которая значительно различается в разных регионах страны. Поэтому получив возмещение, автолюбитель должен руководствоваться заключением независимого или судебного эксперта, а не данными, полученными на форумах или по интернету. Решение страховых споров лучше доверять грамотному юристу.

Источник: https://AutoLegal.ru/avtostraxovanie/straxovye-spory-po-osago/

Суды устроили страховщикам круговую поруку

АСН решило выяснить, как суды относятся к предусмотренным правилами РСА отказам в выплате по ОСАГО в рамках ПВУ, обусловленным применением лицензионных санкций к страховщику виновника ДТП. Оказалось, что, как правило, суды взыскивают выплату со страховщика потерпевшего и даже могут наказать его 50%-ным штрафом.

Споры между страховщиками о страховом возмещении при ПВУ по договору ОСАГО до передачи в суд будут рассматриваться профессиональной комиссией страховщиков Суды возлагают бремя выплат за лишившихся лицензий страховщиков на их еще работающих коллег. По закону после отзыва лицензии у страховщика ОСАГО выплаты потерпевшим в ДТП за него производит РСА. Однако эта норма закона не распространяется на страховщиков, выплачивающих возмещения в рамках ПВУ за компании с отозванными лицензиями. Эти их выплаты не компенсирует никто – ни страховщик виновника, ни РСА. Ситуацию предполагается исправить поправками к закону об ОСАГО, которые Госдума планирует рассмотреть в марте. Они наделяют страховщиков правом в описанном выше случае получать компенсационные выплаты из РСА.

Читайте также:  Каков порядок расчетов по аккредитиву?

Отношения страховщиков рамках прямого урегулирования убытков (ПВУ) регулируются «Соглашением о ПВУ» Российского союза автостраховщиков (РСА). Согласно этому документу, страховщик потерпевшего должен направить заявку на выплату для акцепта страховщику виновника ДТП.

Если страховщик виновника ДТП исключен из соглашения о ПВУ (а это происходит, в частности, при применении к нему лицензионных санкций), то страховая компания потерпевшего должна отказать своему клиенту в выплате. С целью выяснить, учитывают ли это суды общей юрисдикции, АСН проанализировало около 100 судебных решений, вынесенных в 16 регионах РФ из 83.

В подавляющем большинстве случаев суды взыскивали выплату со страховщика потерпевшего. При этом в своих решениях они отмечали, что по закону выплаты в рамках ПВУ производятся в соответствии с соглашением о ПВУ.

Однако суды указывали, что положения этого соглашения «не могут служить основанием для отказа в осуществлении страховой выплаты, поскольку потерпевший не является участником такого соглашения и на него не распространяются его условия».

За исключением одного случая во всех обнаруженных АСН решениях, в которых истец требовал взыскать со страховщика 50%-й потребительский штраф, это требование было удовлетворено. В единственном исключении потерпевший вообще не стал обращаться к своему страховщику с заявлением о выплате, а сразу подал иск в суд.

Суд решил, что штраф может быть взыскан «лишь в случае, если потерпевшая сторона обращалась в страховую компанию по вопросу урегулирования своего требования в досудебном порядке». Сложившаяся судебная практика позволяет потерпевшим в ДТП, чьи виновники застрахованы по ОСАГО в проблемных компаниях, получать выплаты со своего страховщика вопреки правилам ПВУ. Например, если бы этим воспользовались все граждане, чьи виновники ДТП застрахованы по ОСАГО в лишенной лицензии «Россия», то со страховщиков ОСАГО было бы взыскано около 2 млрд р. возмещения и еще около 1 млрд р. потребительских штрафов.

Решения судов о взыскании выплат по ПВУ в случае, если к страховщику виновника ДТП применены лицензионные санкции*

Источник: АСН, по решениям судов.

* АСН проанализировало решения апелляционных инстанций областных и верховных судов, вынесенные за два года: с 1 января 2012 г. по 31 декабря 2013 г.

Нижестоящие суды не обязаны руководствоваться данными вердиктами, однако позиция вышестоящих инстанций оказывает на них существенное влияние.

В случаях, когда одной судебной инстанцией было принято несколько решений, выбиралось самое позднее либо самое показательное.

По теме:

Источник: http://www.asn-news.ru/news/44931

Судьи устали от страховщиков

Комитет Госдумы по финрынку рекомендовал депутатам принять во втором чтении проект о досудебном разрешении споров при прямом возмещении убытков (ПВУ) в ОСАГО. Споры между страховщиками будет рассматривать специальная комиссия при Российском союзе автостраховщиков (РСА). В Верховном суде надеются, что такой порядок снизит нагрузку на судей в части исков страховщиков друг к другу.

Сегодня депутаты одобрили ко второму чтению поправки, подготовленные Верховным судом (ВС) — об урегулировании споров страховщиков в части ПВУ. Напомним, порядок ПВУ предполагает обращение за выплатой к страховщику, у которого был куплен полис.

Поправки ВС в закон об ОСАГО предлагают рассматривать споры страховщиков, которые возникают после выплат потерпевшему, на базе специальной комиссии при профессиональном объединении — РСА.

Как говорится в пояснительной записке к проекту, это снизит число споров между страховщиками по суброгационным требованиям.

Споры между страховщиками о страховом возмещении при ПВУ по договору ОСАГО до передачи в суд будут рассматриваться профессиональной комиссией страховщиков

«Введение предлагаемого законопроектом досудебного порядка урегулирования споров будет дисциплинировать страховые компании, способствовать осуществлению ими прав добросовестно, с учетом прав и законных интересов друг друга, а также существенным образом снизит нагрузку на судебную систему»,— считают в Верховном суде.

В случае несогласия страховщика с решением комиссии такое решение может быть оспорено в арбитражном суде.

Комиссия должна будет рассмотреть спор в течение 20 дней. «Предложение ВС считаю правильным,— говорит глава Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников.— Суды перегружены как спорами между страховщиками, так и исками потребителей к компаниям».

По его словам, снизить количество таких разбирательств на рынке можно посредством независимых арбитров.

В случае с суброгационными требованиями компаний таким арбитром, по мнению господина Тюрникова, может стать РСА, в случае исков потребителей к страховщикам — независимые платформы с удобным интерфейсом, куда будут загружены списки независимых экспертов, эвакуаторов и юристов. «Не тех, кто некорректно накручивает выплаты в суде,— поясняет Николай Тюрников,— а тех, кто рассказывает потерпевшим в ДТП, как им действовать и как предъявлять требования виновнику».

Как заявил “Ъ” президент РСА Игорь Юргенс, в рамках созданной комиссии союз будет нарабатывать опыт досудебного урегулирования возможных разногласий между страховщиками. «Ожидается, что при успешном запуске комиссии РСА число судебных разбирательств, возникающих в процессе ПВУ, значительно снизится»,— ожидает господин Юргенс.

Татьяна Гришина

ЦБ рассортировал водителей в ОСАГО

Банк России в мае приготовил автовладельцам пересчет стоимости полисов ОСАГО.

Самые большие изменения ждут владельцев полисов «мультидрайв» — им светит удорожание страховки в 1,5 раза, на 55-80% дороже обойдется полис возрастной группе водителей от 22-29 лет со стажем вождения от трех до шести лет.

В ЦБ уверяют, что речь идет о перераспределении нагрузки на водителей — средний тариф по рынку в итоге не изменится, как и объем страховых премий. Читайте подробнее

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3343211

Порядок взыскания страхового возмещения по ОСАГО через суд

Наличие полиса ОСАГО подразумевает обязанность страховой компании произвести возмещение причиненного ущерба пострадавшему в пределах сумм, регламентированных Законом «Об ОСАГО».

Однако на практике процесс получения страховых выплат сопровождается нежеланием страховщика делать выплаты в полном объеме, и стремлением под любым предлогом уменьшить сумму возмещения или вовсе отказать в выплате.

В данной статье мы рассмотрим, в каких случаях возникают споры со страховой компанией по ОСАГО, в каких случаях стоит требовать взыскания страхового возмещения со страховщика, каковы сроки исковой давности по ОСАГО, и каков порядок действия страхователя для подачи судебного иска в суд.

Основания возникновения обязанности по выплате страхового возмещения

Основанием для выплаты по любому виду страхования является наступление страховых случаев, перечисленных в содержании договора страхования. Для полисов ОСАГО стандартным страховым случаем является причинение ущерба от дорожно-транспортного происшествия.

В соответствии с Законом «Об ОСАГО» порядок получения возмещения от страховой компании подразумевает соблюдение следующих обязательных требований:

  • надлежащее оформление документов, подтверждающих факт ДТП;
  • обращение в страховую компанию с заявлением о выплате возмещения в установленные сроки (сейчас он составляет 5 суток с момента ДТП);
  • оценка ущерба, ставшего последствием происшествия.

При соблюдении указанных условий страховая компания не сможет уклониться от исполнения обязанности по выплате ущерба, однако сохраняет за собой право оспорить сумму причиненного пострадавшей стороне вреда.

Исходя из описанных выше условий, у владельца полиса ОСАГО появляется право требовать исполнения обязательств от страховой компании в судебном порядке в следующих случаях:

  • нарушение установленных сроков рассмотрения заявления и вынесения мотивированного отказа в производстве выплат;
  • необоснованный отказ от выплаты страхового возмещения;
  • выплата возмещения не в полном объеме.

Для возникновения права на принудительное взыскание страховой выплаты достаточно наличия хотя бы одного из указанных оснований. Законодательство предусматривает, что страховая компания обязана принять решение по заявлению клиента в течение 20 дней с момента получения обращения. Возможными вариантами ответа на заявление могут являться:

  • полное удовлетворение требования о возмещении ущерба в пределах суммы страхового покрытия;
  • частичное удовлетворение указанных требований;
  • мотивированный отказ в выплате.

Если клиент не получил возмещение ущерба в полном объеме, либо страховщик никак не отреагировал на обращение, возникает основание для подачи иска в суд со страховой по ОСАГО.

Порядок подачи заявления в суд для получения выплат по ОСАГО

Для передачи дела в суд гражданину необходимо соблюсти процессуальные формальности по досудебному урегулированию спора.

Для этого в адрес страховой компании направляется претензия с указанием суммы предъявленных требований (в том числе, штрафных санкций).

Указанная претензия подлежит рассмотрению в течение 10 дней, однако отсутствие реакции страховщика не влияет на право гражданина обратиться с иском в суд со страховой компанией по ОСАГО.

Срок исковой давности для возмещения ущерба по полису ОСАГО составляет два года, причем течение давности начинается не с момента подачи заявления, а с даты истечения срока для осуществления выплаты (либо иного момента определения срока давности, определенного договором). При наличии уважительных причин затягивания обращения в суд, срок давности может быть продлен по ходатайству гражданина.

В зависимости от суммы исковых требований спор по выплатам ОСАГО будет рассматриваться:

  • мировым судьей — при сумме спора менее 50 тыс. руб.;
  • районным судом — при сумме спора свыше 50 тыс. руб.

Определение общей суммы исковых требований должно производиться с учетом начисленной неустойки за нарушение сроков и порядка выплат по ОСАГО. Расчет штрафных санкций должен производить истец, поэтому для соблюдения всех требований законодательства рекомендуется воспользоваться квалифицированной помощью юриста по страховым спорам.

Сумма исковых требований влияет и на размер госпошлины, которую гражданин должен уплатить до подачи иска в суд. Точная сумма госпошлины рассчитывается в соответствие со ст. 333.19 НК РФ.

Споры между страховщиками о страховом возмещении при ПВУ по договору ОСАГО до передачи в суд будут рассматриваться профессиональной комиссией страховщиков

Общее правило гласит, что иск к страховой компании подается по месту ее нахождения.

Если страховщик осуществляет деятельность через сеть представительств или филиалов, у гражданина появляется право предъявить требования в суд по месту расположения этих обособленных подразделений.

Вне зависимости от места рассмотрения дела, ответчиком будет выступать головная страховая компания, которая выступала страховщиком по договору.

Если страхователь принимает решение судиться со страховой компанией, рекомендуется уже на стадии подготовки иска обратиться к опытному юристу. Страховщик располагает штатом квалифицированных специалистов, умеющих обращать внимание на недостатки представленных документов и иных доказательств. Только с помощью юриста гражданин может получить гарантию успешного завершения процесса.

Документы для предоставления в суд

Чтобы иметь реальные шансы выиграть суд со страховой компанией, страхователь должен подготовить необходимые доказательства еще до передачи дел в суд. К числу обязательных письменных доказательств относятся:

  • договор страхования ОСАГО или полис;
  • письменные доказательства факта ДТП (протокол, схема места происшествия, постановление и т.д.);
  • акт осмотра транспортного средства и отчет об оценке причиненного ущерба;
  • заявление в страховую компанию, которая выдала полис, на выплату возмещения;
  • письменный ответ страховщика, из которого следует полный или частичный отказ в удовлетворении законных требований;
  • претензия в адрес ответчика.
Читайте также:  Образец заявления о согласии супруга на расторжение брака

При подготовке иска каждый из указанных документов должен быть у гражданина на руках в подлиннике, хотя в суд предоставляются копии. На стадии судебного разбирательства суд сверяет подлинность копий и оригиналов всех документов.

Особое значение для итога рассмотрения дела имеет акт осмотра автомобиля и отчет об оценке транспортного средства. В акте фиксируются повреждения, причиненные автомобилю, в том числе с использованием средств фото- и видеофиксации. Именно повреждения, указанные в акте, будут использоваться оценщиком при подготовке отчета.

Отчет об оценке причиненного ущерба имеют право оформлять профессиональные оценщики, имеющие профессиональный аттестат. На практике, страховые компании злоупотребляют своими правами при заказе отчета об оценке, в результате чего общая сумма ущерба существенно занижается.

Прежде чем вступать с судебные тяжбы, гражданин имеет право заказать независимую оценку ущерба, причиненного его автомобилю в результате ДТП. В этом случае оценщик представит отчет не только о стоимостном выражении фактических повреждений, но и об утрате товарной стоимости автомобиля.

Помимо документов, которые необходимо собрать на стадии досудебного урегулирования спора, в суд требуется предоставить следующие обязательные документы:

  • исковое заявление в двух экземплярах;
  • расчет суммы неустойки, если истец предъявляет ее к взысканию;
  • доверенность на представителя, если от имени гражданина судиться будет профессиональный юрист;
  • квитанция оплаты госпошлины, рассчитанной исходя из суммы исковых требований.

Все документы направляются в суд в пределах срока исковой давности путем личного обращения в суд, либо почтовым отправлением. Также от имени гражданина иск может предъявить представитель по доверенности.

На что обратить внимание при рассмотрении дела?

Если на досудебной стадии урегулирования спорных вопросов со страховой компанией гражданином были соблюдены все требования законодательства, и он аргументировано изложил все доводы в исковом заявлении, шансы на успешное завершение процесса значительно увеличиваются. Тем не менее существует ряд нюансов, без соблюдения которых у истца могут возникнуть проблемы в суде.

Так, в ходе судебного рассмотрения спора истцу необходимо доказать следующие обстоятельства:

  • факт заключения договора ОСАГО с ответчиком;
  • наступление страхового случая – дорожно-транспортного происшествия;
  • соблюдение сроков подачи заявления к страховщику;
  • достоверное обоснование суммы иска (оценка повреждений транспортного средства и утраты товарной стоимости, неустойка);
  • факт соблюдения претензионного порядка урегулирования конфликта;
  • факт нарушения ответчиком порядка и сроков осуществления выплат.

На практике, страховой компании крайне сложно оспорить наличие страхового случая, так как он фиксируется сотрудниками ГИБДД или участниками инцидента по Европротоколу. Поэтому ответчик старается оспорить оценку причиненного ущерба, в том числе:

  • объем заявленных повреждений;
  • характер и степень повреждений;
  • стоимость восстановительного ремонта и утраты товарной стоимости автомобиля.

Если отчет об оценке составлен с соблюдением всех требований, предъявляемых к оценочной деятельности, его будет практически невозможно оспорить. Тем не менее истцу следует обратить внимание на квалификации оценщика и обоснованность отчета.

Общий срок рассмотрения гражданских дел составляет два месяца, его продление допускается только в строго определенных случаях.

Истец может судиться путем личного участия в судебных заседаниях, через представителя, или заявить ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Последний вариант крайне нежелателен, так как в этом случае изменение позиции ответчика в суде потребует оперативного вмешательства гражданина или его юриста.

По итогам исследования представленных документов, с учетом доводов сторон, выносится судебное постановление. Если суд удовлетворил заявление гражданина по иску к страховой компании по ОСАГО, в пользу истца будут взысканы:

  • полная стоимость ущерба, причиненного в результате ДТП (в том числе, утрата товарной стоимости);
  • неустойка, рассчитанная на день вынесения решения суда, а в некоторых случаях штраф;
  • расходы на оплату госпошлины;
  • расходы, связанные с оказанием юридической помощи, а также иные судебные расходы.

Если до вынесения судебного постановления страховщик частично выплатил сумму возмещения (например, сразу после подачи заявления о наступлении страхового случая), суд взыщет ущерб за вычетом фактически уплаченной суммы.

Указанное решение подлежит исполнению в безусловном порядке после его вступления в законную силу. Если страховая компания отказывается исполнять судебный акт, гражданин имеет право получить исполнительный лист и направить его на принудительное исполнение в службу судебных приставов.

Источник: https://insur-portal.ru/osago/vzyskanie-vozmeshcheniya-po-osago

Страховщик по КАСКО, выплатив страховку, вправе взыскать ее со страховщика по ОСАГО

«Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016 года):

8. Страховщик, выплативший страховое возмещение по договору добровольного страхования (КАСКО), вправе требовать полного возмещения причиненных убытков от страховщика, застраховавшего ответственность причинителя вреда, независимо от того, имелись ли условия, предусмотренные для осуществления страховой выплаты в порядке прямого возмещения убытков.

Пример. Страховая компания (истец) обратилась в суд с иском к страховой организации (ответчик) о возмещении суммы ущерба, причиненного гражданином М., ответственность которого застрахована ответчиком по договору ОСАГО.

В обоснование заявленных требований истец указал, что между ним и потерпевшим — гражданином К. — заключен договор КАСКО в отношении транспортного средства, которому в результате неправомерных действий гражданина М. были причинены повреждения. Во исполнение данного договора истцом возмещена стоимость повреждений владельцу транспортного средства.

Решением суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказано.

Судом установлено, что между истцом и гражданином К. заключен не только договор КАСКО, но и договор ОСАГО. Дорожно-транспортное происшествие произошло в результате столкновения двух транспортных средств, ответственность водителей — владельцев столкнувшихся транспортных средств — застрахована, что является основанием для прямого возмещения убытков.

При наличии условий, предусмотренных для осуществления страховой выплаты в порядке прямого возмещения убытков, заявление о страховой выплате может быть подано только к страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность потерпевшего. Поскольку такой страховой компанией является истец, то требования к страховой организации, застраховавшей ответственность причинителя вреда, по мнению суда первой инстанции, удовлетворению не подлежат.

Суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменил, заявленные требования удовлетворил.

Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции отметил, что правила, установленные пунктом 1 статьи 12, статьей 14.1 Закона об ОСАГО, направлены на обеспечение прав потерпевшего по получению страхового возмещения в упрощенной форме.

Применение этих норм не может приводить к полному освобождению причинителя вреда и страховой компании, застраховавшей ответственность причинителя вреда, от ответственности.

Страховщик, выплативший страховое возмещение по договору КАСКО и занявший в правоотношении место потерпевшего, обладает правом требовать возмещения причиненных убытков от страховщика, застраховавшего ответственность причинителя вреда, независимо от того, имелись ли условия, предусмотренные для осуществления страховой выплаты в порядке прямого возмещения убытков.

(По материалам судебной практики Арбитражного суда Уральского округа)

Источник: http://logos-pravo.ru/strahovshchik-po-kasko-vyplativ-strahovku-vprave-vzyskat-ee-so-strahovshchika-po-osago

Ответы на сложные вопросы для всех автомобилистов

С нюансами по ОСАГО разобрался Верховный суд. Он изучил неоднозначные ситуации и вынес общее постановление, в котором объяснил, как правильно возмещать ущерб по ОСАГО. В постановлении 103 пункта и много сложных формулировок. Но вам необязательно читать их в оригинале: мы все изучили и выбрали главное.

Разъяснения по поводу ОСАГО выпустил Пленум Верховного суда — специальный орган, в который входят главные судьи страны. У них есть полномочия объяснять непонятные законы. Судьи изучают дела в регионах, смотрят, какие проблемы чаще всего возникают из-за ОСАГО и где больше ошибок. Они много обсуждают, спорят, приглашают экспертов, а потом публикуют большой и важный документ.

Этим постановлением будут руководствоваться все суды во всех регионах. Оно нужно не только судам, но и всем автовладельцам. Когда страховая компания откажется платить за эвакуатор или не выдаст направление в нужный автосервис, можно найти подходящий пункт в постановлении Пленума и разобраться, как правильно.

Запомните:

Массовое ДТП → прямое возмещение.

Всё.

Иногда бывает, что виновник аварии купил полис легальным способом, но по техническим причинам не попал в общую базу. Если можно доказать, что покупка была действительной и легальной, то ущерб возместят.

При оформлении е-ОСАГО автовладелец сам заполняет данные о себе и машине. Их проверяют по общим базам, но ошибки все равно бывают. Раньше из-за таких ошибок могли просто отказать в выплате: мол, стоимость полиса занижена, полис недействителен, до свидания. Верховный суд решил, что это незаконно.

Даже если есть ошибка в полисе виновника, это не повод признавать договор ОСАГО незаключенным и отказывать в возмещении. Верховный суд предлагает два варианта решения проблемы — в зависимости от того, когда обнаружилась ошибка в заполненных водителем данных.

До страхового случая — страховая компания обнаружит недоплату и потребует внести недостающую сумму за полис. В случае ДТП ущерб по такой страховке возместят как обычно.

После страхового случая — пострадавшая сторона все равно получит возмещение, независимо от ошибки в стоимости полиса виновника. Но страховая взыщет всю сумму возмещения с виновника. Это называется регрессным требованием.

Пострадавший получит возмещение в любом случае. Для него не имеет значения, какие там дела между виновником и его страховой. А вот для виновника есть вариант возвращать всю сумму ущерба или доплатить за полис до страхового случая — тогда ущерб возместит страховая.

Проверьте данные в своих полисах, если оформляли их через интернет. Если что-то не так, признайтесь страховой и доплатите разницу. Иначе к вам могут применить регрессное требование и платить придется гораздо больше.

Указать нового страхователя или заменить машину в полисе не получится. Передать полис новому владельцу при продаже машины тоже нельзя. Бесполезно прикладывать копию договора купли-продажи или делать пометки в полисе с заверением покупателя и продавца. В случае ДТП возмещения от страховой по такому полису не будет.

Например, полис купили на год, а через полгода машину продали. Новый владелец должен сам купить себе ОСАГО, а прежний сможет вернуть страховую премию за полгода.

Так же с новой машиной. Автовладелец продал одну машину и купил новую. Он вернет часть страховой премии за ОСАГО для проданной машины и оформит отдельную страховку на новый автомобиль.

Если вам предлагают что-то исправить в страховом полисе, это незаконно — потом будете возмещать ущерб своими деньгами. Если продавец предлагает отдать вместе с машиной свою страховку, это бесполезная опция и при ДТП она не поможет.

Если водители оформили аварию по европротоколу без вызова ДПС, есть лимит по сумме ущерба. Сейчас это 50 тысяч рублей, а с 1 июня 2018 года будет 100 тысяч. Страховая компания не обязана возмещать ущерб в большем размере.

Но если после ДТП обнаружился вред здоровью или имуществу, о котором не было известно сразу, пострадавший может обратиться в страховую виновника за дополнительной компенсацией — даже если аварию оформили без вызова ДПС.

Получить возмещение по ОСАГО может только владелец автомобиля. Арендатор машины не может требовать компенсации от страховой. По доверенности тоже нельзя.

Читайте также:  Егрюл - проверка контрагента по инн и получение выписки

Если возмещение еще не получили, а машина продана, у нового хозяина нет права требовать что-то от страховой компании по прошлым ДТП. Даже если ремонтировать машину собирается именно он.

Если покупаете машину после ДТП и вам обещают автоматически передать право на ремонт за счет страховой, не верьте: не будет у вас такого права. Вас не признают потерпевшим, и ничего вы от страховой не получите. А вот продавец вполне может получить — и ничего потом не докажете.

За прямым возмещением в свою страховую можно обращаться только при повреждении машин. Вред здоровью по этой схеме не компенсируют.

Если у виновника нет полиса ОСАГО, прямого возмещения не будет. Компенсацию за вред имуществу придется требовать напрямую с виновника — по договоренности или через суд.

Пострадавший имеет право не только на ремонт или выплату, когда она положена по закону. Полис ОСАГО покрывает и дополнительные расходы: на эвакуатор с места ДТП, хранение автомобиля, доставку пострадавших в больницу.

Если повреждены дорожный знак, оборудование на АЗС или ограждение, их восстановление в пределах страховой суммы тоже оплатят в рамках ОСАГО. Даже за повреждение или утрату груза можно получить компенсацию. Естественно, груз должен принадлежать пострадавшей стороне, а не виновнику.

ОСАГО — это страхование не имущества, а гражданской ответственности. Полис покрывает не ущерб виновника, а тот ущерб, который виновник нанес кому-то. Чтобы возместить свои убытки и расходы, даже если виноват в ДТП, нужно покупать другую страховку, например каско или страхование груза.

В рамках ОСАГО можно даже получить возмещение за утрату товарной стоимости. Например, была новая машина и при продаже она бы стоила условные 700 тысяч рублей. И вот ее поцарапали в ДТП по вине другого водителя.

Сумму расходов на ремонт машины считают по единой методике ЦБ. Если в методичке нет каких-то видов ремонта, их не оплатят. Например, по полису ОСАГО страховая не обязана оплачивать восстановление рисунков на кузове, даже если это дорогая и сложная аэрография. Тут спасет только каско.

Для расчета ущерба другому имуществу, кроме самой машины, нужен оценщик. Например, по методичке ЦБ нельзя посчитать расходы на ремонт ограждения на АЗС. Для этого составят отдельную смету.

Полная гибель — это когда машину нельзя отремонтировать или расходы на ремонт превысят стоимость автомобиля до ДТП.

При полной гибели имущества выплачивают его стоимость на момент ДТП за вычетом годных остатков. Точную сумму установит экспертиза, но можно обойтись и без нее — если страховая и автовладелец сами договорятся о размере выплаты. Тогда подписывают соглашение, а оценку не проводят. Кстати, так можно сделать и при меньших повреждениях.

Возьмите это на заметку: иногда лучше получить деньги по соглашению и без оценки, чем провести экспертизу и получить небольшую сумму и ненужные запчасти. Но если согласитесь на такую выплату, потом не сможете оспорить сумму даже в суде. Считается, что страховая компания вам ничего не должна.

ОСАГО — это страхование ответственности при использовании конкретной машины. В полисе указан конкретный человек или несколько. Это их ответственность при использовании автомобиля застрахована. Но если в ДТП с конкретной машиной виноват человек, который не указан в полисе ОСАГО, — это не повод отказать пострадавшему в возмещении убытков.

Например, столкнулись два автомобиля. Выясняется, что виновника нет в полисе ОСАГО, машина принадлежит одному человеку, а за рулем его друг, брат или сват. Иногда пострадавшему отказывали в возмещении: ущерб приходилось взыскивать с этого друга или брата через суд. Суды на местах часто поддерживали такой подход.

Верховный суд объяснил, что это неправильно. Пострадавший все равно имеет право на возмещение по полису ОСАГО, хотя в нем и не указан виновник.

А вот для виновника это даром не пройдет. Потом страховая будет разбираться с водителем — например, предъявит ему регрессное требование. Но пострадавшего эти суды уже не будут касаться: ему отремонтируют машину за счет страховой.

Если владелец автомобиля получил направление на ремонт, он все равно имеет право на денежную компенсацию дополнительных расходов, например на эвакуацию и хранение машины.

Если из-за страхового случая появились расходы, которые нужно возместить деньгами, а вам говорят, что всё, теперь возмещение только ремонтом, — не верьте и добивайтесь своего. Возмещение ремонтом касается только повреждений автомобиля, а ОСАГО покрывает не только его. Правда, нельзя забывать о лимите выплат за вред имуществу. Если суммы не хватит, разницу можно потребовать с виновника.

Ответственность за качество и срок ремонта перед пострадавшим автовладельцем несет страховая компания. Все претензии нужно предъявлять ей, и решать проблемы будет она. Если дойдет до суда из-за ремонта, то в суд тоже нужно подавать на страховую, а не на автосервис.

Страховая компания и станция техобслуживания сами потом разберутся. Потерпевшего и его права на ремонт или выплату их взаимоотношения касаться не должны.

Затянулся ремонт — идите в страховую. Плохо отремонтировали машину — аналогично.

Это касается даже тех случаев, которые не попадают под действие закона о приоритете ремонта над выплатами. Если страховая выдала направление на ремонт, она взяла на себя ответственность за его качество и сроки.

Когда страховая компания выдает направление, там указан срок, когда нужно обратиться в конкретный автосервис. Если этот срок пропущен, нельзя просто так приехать на ремонт когда угодно. Нужно получить в страховой компании новое направление с новой датой.

Направление в сертифицированный автосервис выдадут, только если машине не больше двух лет. Если со дня выпуска прошло больше времени, страховая не обязана выдавать направление в тот сервис, где официально ремонтируют автомобили конкретной марки. Даже если в этом случае автомобиль снимут с гарантии или вы просто не доверяете другим сервисам.

Машина может быть на гарантии три года или даже больше, но для ОСАГО это не аргумент. По закону после двух лет страховая не обязана давать направление в тот сервис, который сохранит гарантию. Может, но не обязана.

Убедитесь, что ваша страховая будет готова выдать направление в авторизованный сервис даже для трехлетней машины. Лучше всего, если этот сервис есть в списке по умолчанию. Потому что если там его нет, обещания будут только на словах. А это почти ничего не значит, и вы запросто останетесь без гарантии.

Если страховая не работает с вашим любимым автосервисом, есть шанс получить направление куда нужно. Закон не запрещает договариваться со страховой компанией. Если она согласится, то имеет право выдать уведомление в любой автосервис, который подходит пострадавшему.

Если такое направление выдано, то страховая отвечает за срок и качество ремонта, как и за автосервисы из числа ее партнеров. Переложить ответственность за качество ремонта на автовладельца не получится. Верховный суд объяснил, что такой ремонт выполняется по поручению страховой — она отвечает за качество.

Но нельзя заставить страховую компанию выдать направление в нужный автосервис. Можно только договориться.

Если прошло 15 дней после официальной просьбы, а страховая не реагирует, это означает отказ. Обжаловать его в суде не получится.

Если на ремонт нужно больше денег, чем предусмотрено лимитом или правилами ОСАГО, автовладельцу придется доплачивать. Требование о доплате в таком случае законное.

Стоимость ремонта известна заранее — она указана в направлении.

Можно отказаться вносить доплату и забрать возмещение деньгами. Страховая компания не сможет отказать.

Бывает так, что в направлении указали сумму доплаты за ремонт, а после диагностики в автосервисе стало понятно, что доплачивать нужно больше. Например, собирались менять бампер, а там полетели крепления, повело стойки и изменилась геометрия кузова.

Тогда автовладелец все равно имеет право отказаться от ремонта и забрать денежную компенсацию. Даже если сначала он согласился доплатить и взял направление.

Компенсировать расходы на диагностику при этом должна страховая компания — их не вычтут из выплаты.

Право на возмещение ущерба можно продать по договору уступки. На этом зарабатывают автоюристы. Они выплачивают компенсацию пострадавшему, а потом требуют ее со страховой компании в большем размере или с неустойкой.

Продать право на возмещение можно, только если страховой случай уже наступил. Заранее нельзя.

Право на возмещение вреда жизни и здоровью, а также компенсацию морального ущерба продать нельзя. Также нельзя заранее уступить право требования штрафа по закону о защите прав потребителей.

Эти суммы суд присуждает конкретному пострадавшему человеку. Только потом можно передать право требования по исполнительному листу кому угодно, например автоюристам. А можно и не передавать. В любом случае изменить эту сумму автоюрист уже не сможет.

Если страховая компания нарушит сроки или занизит размер возмещения, к ней можно применить финансовые санкции по закону об ОСАГО или неустойку по закону о защите прав потребителей. Это не одно и то же.

Дополнительные компенсации могут быть такими:

  • за немотивированный отказ в страховой выплате — 0,05% от страховой суммы за каждый день просрочки;
  • за просрочку выплаты или направления на ремонт — 1% от суммы за каждый день;
  • за затянувшийся ремонт — 0,5% в день.

Если дело дойдет до суда, можно кроме финансовых санкций и неустойки потребовать еще штраф по закону о защите прав потребителей. Например, если страховая компания занизила выплату, а суд назначил больше. Пострадавший получит еще 50% от этой разницы. Но это не значит, что сумма неустойки может быть какой угодно: у таких санкций есть лимиты по закону.

Даже если после иска страховая все-таки доплатит, это не повод отказываться от штрафа. Если иск подан, значит, добровольной оплаты не было — есть право на штраф. Иногда это куча денег.

Но этим лучше не злоупотреблять. Если в суде выяснится, что страховая не виновата, а это вы вовремя не предоставили автомобиль или привезли не все документы, не будет ни неустойки, ни штрафа, ни компенсации за моральный вред. А страховая компания получит право взыскать с вас судебные расходы.

Готовясь к суду, нужно обратиться за консультацией юриста и делать все честно. В неустойках при ОСАГО много нюансов, не запоминайте их сейчас. В отличие от остальных пунктов они не пригодятся заранее, а только когда дело дойдет до суда.

Если придет время разбираться, почитайте пункты 77—87 постановления Пленума ВС. Там про расчет неустойки. А в пунктах 88—103 подробно про то, в какой суд обращаться с иском.

После того как в страховую поступило заявление о возмещении, у нее есть пять рабочих дней на осмотр машины и назначение экспертизы. Провести экспертизу или оценку страховая должна не позже чем через двадцать рабочих дней после того, как пострадавший подал заявление. После этого страховая должна произвести выплату, если она положена, или выдать направление на ремонт.

Если нужна экспертиза, о ней нужно уведомить владельца машины. Страховая может сделать это по почте, указав в уведомлении дату и место проведения экспертизы или оценки. Даже если автовладелец не захочет получать уведомление, считается, что он уведомлен. Но доказывать факт отправки должна страховая, а не вы.

Если потерпевший не предоставит машину на экспертизу, страховая назначит повторную. Если и во второй раз не получится, документы вернут и возмещения не будет. Не помогут даже данные той экспертизы, которую автовладелец проведет сам. Если вы задумали не приехать на экспертизу страховой и провести ее сами в удобном месте, не делайте так: потеряете время и зря потратите деньги.

Но даже после возврата документов можно обратиться за возмещением еще раз. Сроки для возмещения будут считать со дня повторного обращения, как будто первого и не было. Чтобы не затягивать, вовремя предоставляйте машину для осмотра и не уклоняйтесь от экспертизы.

Бывает, что машина сильно повреждена, находится в другом регионе и ее нельзя привезти на осмотр. Тогда страховая компания должна организовать осмотр по месту нахождения автомобиля.

После страхового случая потерпевший должен сообщить о нем страховой компании и предоставить машину для осмотра. Пакет документов можно отправить в любой офис или филиал страховой компании, который есть в приложении к полису.

Оправлять документы, претензии и уведомления нужно таким способом, чтобы было понятно, когда именно они переданы в страховую.

Для ОСАГО важны сроки. Фиксируйте переписку и этапы общения со страховой компанией и ее подразделениями. Лично передавайте документы только под подпись. Почтой отправляйте с описью вложения и уведомлением о вручении. Храните номера и даты всех сообщений.

Следите за почтой по тому адресу, который указали в страховой для обратной связи. Недостающие документы у вас тоже могут потребовать по почте.

Источник: https://journal.tinkoff.ru/slozhno/osago-plenum-vs/

Страховые споры по ОСАГО

Источник: https://avt-yurist.ru/osago/strahovye-spory-osago-novye-pravila.html

Ссылка на основную публикацию