РФ присоединилась к мировым стандартам соцобеспечения

Описание страницы: россия присоединилась к международной конвенции о минимальных нормах соцобеспечения от профессионалов для людей.

Россия присоединилась к международной конвенции о минимальных нормах соцобеспечения

РФ присоединилась к мировым стандартам соцобеспечения

Тем самым РФ приняла на себя новые по стандартам обязательства в отношении:

Любому виду соцобеспечения подлежат:

  1. не менее 50% общей массы наемных работников, их супруги и дети;
  2. или самозанятые граждане — от 20% общего числа населения страны, их супруги и дети;
  3. или определенные категории граждан — от 50% общего числа населения;
  4. или же наемные рабочие — от 50% всех тружеников промышленных предприятий с числом работников от 20, их супруги и дети.

По всем вышеперечисленным разделам установлены:

  • покрываемые риски,
  • минимальные требования касательно круга защищаемых лиц,
  • минимум размера денежных выплат или объема предоставляемых услуг,
  • параметры продолжительности обеспечения и необходимого стажа для его получения,
  • нормы периодических выплат для разных категорий работников, а также типичных получателей.

Кроме того, предусматривается нижеследующее:

  • четкое соотношение между средним объемом пенсионного обеспечения и средней заработной платой, коэффициент замещения утраченного трудового дохода возрастной пенсией должен достичь 40%, типовым получателем социальных выплат назначен мужчина с супругой пенсионного возраста, находящейся на его иждивении,
  • общий пенсионный возраст отныне не должен превышать 65 лет либо более высокого возрастного предела, определяемого компетентными властями с учетом работоспособности пожилых граждан в конкретно взятом государстве.
  • По настоящее время включительно Россией так и не приняты обязательства по разделам 4 «Пособия по безработице» и 7 «Семейные пособия» (регулирующего порядок выплаты детских пособий).

Закон вступает в силу с 01.01.2019 г.

Законопроект о ратификации конвенции Международной организации труда (МОТ) № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» на днях был внесен в Государственную Думу РФ.

Международный акт, содержащий ряд стандартов в области социального обеспечения, предполагает возможность частичного присоединения к конвеции.

Один из разделов конвенции посвящен пенсиям по старости, для которых установлен размер выплат в 40% от предыдущего заработка работника.

РАПСИ представляет краткий обзор положений конвенции, которые может принять Россия, а также мнение опрошенных экспертов по трудовому праву по некоторым вопросам возможной ратификации.

Конвенция МОТ

Правительство РФ в июне направило в Государственную Думу РФ законопроект о ратификации конвенции МОТ № 102. Конвенция вступила в силу в 1955 году и в настоящее время ратифицирована 55 государствами, среди которых большинство развитых стран Европы, Израиль, Япония, Мексика, Бразилия, Сенегал.

Положения конвенции предусматривают установление минимальных стандартов социальных выплат в государствах-участниках.

Среди разделов — медицинское обслуживание, семейное обеспечение, обеспечение по материнству, болезни, инвалидности и старости, а также на случаи безработицы, несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и потери кормильца.

Каждое государство, выразившее волю присоединиться к конвенции вправе выбрать не менее трех разделов о видах обеспечения.

Предложенный Правительством РФ вариант ратификации конвенции предусматривает принятие международных обязательств по следующим специальным разделам: «Медицинское обслуживание», «Обеспечение по болезни», «Обеспечение по старости», «Обеспечение в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием», «Обеспечение по материнству», «Обеспечение по инвалидности» и «Обеспечение по случаю потери кормильца». Законопроект не предусматривает участие России в обязательствах по гарантиям, связанным с семейным обеспечением и выплатам по безработице.

Пенсии

В связи с обсуждением реформы социального обеспечения в России и повышенным вниманием к инициативе повысить возраст выхода на пенсию, особый интерес представляют положения Конвенции о нормах обеспечения по старости.

Международный акт устанавливает, что по общему правилу возраст выхода на пенсию не должен превышать 65 лет. При этом допускается установление иного возраста, однако такое решение органов власти должно учитывать показатели работоспособности пожилых лиц в государстве.

Государствам предоставляется право приостанавливать либо снижать уровень пенсионного обеспечения для лиц, чьи доходы превышают установленные значения. Количество граждан, имеющих право на выплаты по старости, в соответствии с конвенцией может быть ограничено.

Государства вправе установить процент от числа наемных работников (не ниже 50%), экономически активных граждан (не менее 20% населения страны) либо обеспечивать пенсиями всех жителей, чей доход не превышает значений, которые рассчитываются в соответствии с нормами международного акта.

Типовой бенефициарий — в данном случае получатель пенсии — мужчина с женой пенсионного возраста на иждивении. Покрываемый риск или размер пенсии — 40% от прежнего заработка.

Максимальный размер прежнего заработка устанавливается так, чтобы обеспечить пенсии в соответствующем объеме лицам, чей прежний заработок равен или ниже заработной платы наемного работника мужского пола, занятого квалифицированным ручным трудом.

Читайте так же:  Нпф электроэнергетики доходность, рейтинг, личный кабинет

Конвенция предлагает государствам выбор в установлении условий, необходимых для получения защищенными лицами выплат по старости.

Это может быть 30-летний стаж уплаты пенсионных взносов или работы по найму, 20-летний срок проживания, достижение установленного количества среднегодовых взносов.

Размер покрываемого риска в 40% от прежнего заработка может быть пропорционально уменьшен при невыполнении указанных условий для граждан со стажем работы или уплаты взносов больше 10, но меньше 30 лет.

Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, разделы конвенции, обязательства по которым предлагается принять, не содержат иных правил чем те, которые предусмотрены действующим российским законодательством.

Россия готовится к ратификации

«Ратификация Конвенции Российской Федерацией продемонстрирует намерения нашей страны в части подтверждения ее приверженности принципам и нормам международного права и международной практики в области социального обеспечения.

Российская Федерация гарантирует применение признанных международных норм, что жизненно важно для населения страны и не может не влиять на общественно-политическую обстановку», — отмечает Правительство РФ, говоря о необходимости присоединиться к международному акту.

Для выполнения требований конвенции, необходимо принять значения среднемесячной начисленной заработной платы работника мужского пола, занятого ручным трудом.

Данный показатель будет использован для дальнейших расчетов размера пенсий и коэффициентов, связанных с наличием иных выплат у пенсионера либо его супруга.

Правительство указывает, что проведением необходимых исследований и расчетов займется Росстат.

Источник: https://xn—-8sblenbpkrbiqr6fya2c9a1a.xn--p1ai/rossiya-prisoedinilas-k-mezhdunarodnoj-konventsii-o-minimalnyh-normah-sotsobespecheniya/

Что-то изменится в минимальных нормах соцобеспечения с 2019 года?

3 октября 2018 года Президент России В. Путин подписал Федеральный закон № 349-ФЗ, который с 1 января 2019 года вводит в действие ратифицированную Конвенцию № 102 о минимальных нормах социального обеспечения. Пытаемся понять, как это скажется на обычных людях.

Что именно ратифицировано

Рассматриваемая Конвенция о минимальных нормах социального обеспечения была принята на 35-й сессии Генеральной конференции Международной организации труда (МОТ) ещё 28 июня 1952 (!) года в Женеве и вступила в силу 27 апреля 1955 года. На 2018 год этот международный документ ратифицировали 55 государств.

РФ присоединилась к мировым стандартам соцобеспечения

Сразу скажем, что ст. 2 Конвенции МОТ о минимальных нормах социального обеспечения позволяет государствам самим определить её разделы, в отношении которых будут приняты международные обязательства.

В итоге, Конвенция № 102 о минимальных нормах социального обеспечения ратифицирована Россией в отношении следующих семи разделов:

  • II «Медицинское обслуживание»;
  • III «Обеспечение по болезни»;
  • V «Обеспечение по старости»;
  • VI «Обеспечение в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием»;
  • VIII «Обеспечение по материнству»;
  • IX «Обеспечение по инвалидности»;
  • X «Обеспечение по случаю потери кормильца».

Сравнение Конвенции и российского законодательства

Анализ законодательства по охране здоровья (ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», «Об обязательном медстраховании в РФ» и др.) показывает, что правовое регулирование в этой сфере соответствуют положениям Раздела II «Медицинское обслуживание» Конвенции № 102. А именно:

  • охватываемые риски (любое болезненное состояние независимо от его причины, а также беременность и роды);
  • круг лиц (помощь предоставляется всем гражданам);
  • виды медицинской помощи;
  • продолжительность ее оказания;
  • отсутствие требований к стажу для приобретения права на оказание медпомощи;
  • предоставление основных лекарств по предписанию врача или другого медработника.

В отношении Раздела III «Обеспечение по болезни» российское законодательство полностью соответствует ее положениям, а некоторые нормы даже устанавливают более высокие стандарты обеспечения.

Важно, что в отличие от Конвенции № 102 российское законодательство не связывает предоставление пособия по временной нетрудоспособности периодом уплаты страховых взносов или работы по найму, в т. ч. для предотвращения злоупотреблений – право на получение пособия возникает с первого дня трудовой деятельности.

Читайте также  Прожиточный минимум в РФ увеличился до 9956 рублей

Кроме того, пособия предоставляют более широкому кругу лиц, чем это предусмотрено Конвенцией № 102.

Вдобавок, Конвенцией № 102 не предусмотрена выплата пособий по уходу за заболевшим членом семьи, но в России такие пособия существуют многие годы.

Пособие по временной нетрудоспособности при ее утрате вследствие заболевания или травмы выплачивают, как правило, за весь период временной нетрудоспособности – с первого ее дня и до восстановления трудоспособности либо установления инвалидности. В то же время, по Конвенции № 102 период его выплаты может быть ограничен.

Что касается Раздела VI Конвенции № 102 «Обеспечение в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием», то российское законодательство, в т. ч. ФЗ от 24.07.1998 №125-ФЗ (далее – Закон № 125-ФЗ) предоставляет более высокий уровень защиты работников.

  • Так, размеры пособий по временной нетрудоспособности и ежемесячных страховых выплат в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, оплата дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией, индексация выплат значительно превышают минимальный уровень обеспечения, требуемый Конвенцией № 102.
  • Кроме того, Закон № 125-ФЗ не ограничивает права застрахованных лиц на возмещение вреда по нормам российского гражданского законодательства в части, превышающей обеспечение, предоставляемое в соответствии с этим законом: причинитель вреда дополнительно – сверх выплат за счет средств обязательного соцстраха – возмещает моральный вред.
  • Круг членов семьи, которым предоставляют обеспечение в связи со смертью кормильца, в России значительно шире, чем предусмотренный Конвенцией № 102: в него включены все нетрудоспособные иждивенцы.
Читайте также:  Сколько действительна копия трудовой книжки

Читайте также  Подтвердить вид деятельности в ФСС через ТКС нельзя

Нормы российского законодательства – в частности ФЗ , «Об обязательном соцстраховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» – предусматривающие обеспечение женщин пособиями по беременности и родам, соответствует минимальным стандартам, установленным Разделом VIII «Обеспечение по материнству» Конвенции № 102:

  • по охватываемым случаям;
  • видам пособий (в т. ч. в виде медпомощи);
  • кругу лиц;
  • периодам;
  • условиям выплаты пособий;
  • общим подходам к порядку их исчисления.

В ряде случаев российским законодательством установлены даже более льготные условия получения таких пособий – отсутствуют требования к стажу. Так, в России пособия по беременности и родам предоставляют:

  • всем работающим женщинам без каких-либо исключений;
  • женщинам, обучающимся в профессиональных учебных заведениях.

По Конвенции № 102 продолжительность выплаты пособия может быть ограничена 12 неделями.

Также см. «Максимальное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет в 2018 году: сумма».

  1. Согласно Конвенции № 102 (Приложение к Разделу XI) минимальный размер пособия по беременности и родам для типового получателя (женщины) определен из расчета в 45% зарплаты.
  2. Порядок и условия назначения страховых пенсий по инвалидности в России (Раздел IX «Обеспечение по инвалидности») более льготные по сравнению с нормами Конвенции № 102.
  3. Разделы V «Обеспечение по старости» и X «Обеспечение по случаю потери кормильца» Конвенции № 102 реализуются в России в соответствующих положениях ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и «О страховых пенсиях».

Читайте также  Лицевой счет налогоплательщика: что о нём нужно знать

Исходя из ст. 29 и Приложения к Разделу XI Конвенции № 102, обеспечение по старости лицам, имеющим 30-летний стаж уплаты взносов, должно быть гарантировано в виде периодических выплат, составляющих 40% утраченного заработка.

Согласно позиции Правительства России, в целом параметры нашей пенсионной системы соответствуют минимальным стандартам Конвенции № 102, предъявляемым к условиям предоставления обеспечения по старости и обеспечения по случаю потери кормильца.

Сравнительный анализ российского законодательства и Конвенции № 102 также показывает, что параметры системы соцобеспечения в России отвечают положениям Конвенции.

В частности, Конвенция устанавливает чёткое соотношение между средним размером пенсии и средним заработком: коэффициент замещения утраченного заработка трудовой пенсией по старости должен достигать 40%.

Вывод

Как видно, положение дел в нашей стране с пенсиями, пособиями и условиями их предоставления вполне укладывается в международный тренд и соответствует общим подходам к этим вопросам.

Напоследок отметим, что Конвенция о минимальных нормах соцобеспечения обладает собственным контрольным механизмом. Он предполагает регулярное (один раз в 5 лет) представление Международному бюро труда докладов о выполнении обязательств, взятых Россией при её ратификации. Выполнение этих обязательств тоже оценивают по методике самой Конвенции № 102.

Источник: сайт Президента.

Источник: https://buhguru.com/spravka-info/min-norm-sots-obespech.html

Г.Карелова: минимальные нормы соцобеспечения будут приведены к международным стандартам

  • РФ присоединилась к мировым стандартам соцобеспечения
  • Совет Федерации будет содействовать тому, чтобы подготовка законодательства, необходимого для ратификации Россией Конвенции «О минимальных нормах социального обеспечения», была ускорена. 
  • Об этом заявила заместитель Председателя Совета Федерации Галина Карелова по итогам состоявших в Государственной Думе парламентских слушаний, посвященных перспективам ратификации Российской Федерацией одного из основополагающих документов международного права.

Ратификация Конвенции, несомненно, важна и для страны, и для каждого человека, — отмечает сенатор. «Мы присоединяемся к международным стандартам социального обеспечения, будь то медицинское обслуживание, обеспечение по болезни, старости, в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием и т.д.

По словам вице-спикера СФ, российское законодательство в целом соответствует международным требованиям. В законодательстве страны отражены все девять видов социального обеспечения, закрепленных в Конвенции.

Более того, наша система социального страхования является достаточно отработанным и совершенным механизмом, благодаря которому соблюдаются главные принципы Конвенции в организации и управлении социальным обеспечением – от гарантированности пенсий и пособий; социальной солидарности и коллективного финансирования до ответственности государства за функционирование системы.

Эксперты сходятся во мнении, что по некоторым видам социального обеспечения, таким как, например, страховые пенсии по инвалидности или пособия по временной нетрудоспособности, по условиям их предоставления, продолжительности выплат российское законодательство превосходит требования и стандарты Конвенции. Однако по многим позициям минимальный размер пособия не установлен, и это снижает эффективность социального обеспечения.

Сегодня ведется очень сложная работа по подготовке методик расчета коэффициентов замещения заработка для социального обеспечения по старости, инвалидности, потере кормильца, проинформировала Галина Карелова.

«Варианты есть, но они нуждаются в доработке. Кроме того, при принятии они должны быть нормативно закреплены в национальном законодательстве и официально признаны МОТ.

Это является сегодня главной задачей, к решению которой будет подключаться и Совет Федерации», — сказала сенатор.

Галина Карелова также сообщила, что проект закона о ратификации Конвенции уже подготовлен Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Россия в соответствии с законопроектом намерена первоначально ратифицировать 7 разделов Конвенции.

Сферы социального страхования, касающиеся семейных пособий и защиты от безработицы, не включены, поскольку построены на иных принципах, чем принципы, закрепленные в Конвенции.

Так, например, охват населения системой защиты в России шире, однако сам размер пособия по безработице ограничен.

Галина Карелова проинформировала, что Россия уже ратифицировала 60 конвенций МОТ.

Они применяются при регулировании правовых отношений, касающихся, например, минимального возраста допуска детей на работу в различных сферах промышленности и различного рода ограничений для детского труда, равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности, ежегодных оплачиваемых отпусков, политики в области занятости. «Ратификация Россией Конвенция «О минимальных нормах социального обеспечения» будет содействовать развитию трудового законодательства в стране и подтвердит ее приверженность нормам и принципам международного права».

Источник: https://ivan4.ru/news/society/g_karelova_minimalnye_normy_sotsobespecheniya_budut_privedeny_k_mezhdunarodnym_standartam/

Стандарты социального обеспечения

Современное общество нацелено на то, чтобы обеспечить благосостояние и безопасность своих граждан.

При этом, оно защищает их не только от военных действий и от различных заболеваний и эпидемий, но также и от той социальной неуверенности, от которой страдают многие люди по разнообразным причинам.

Система социального обеспечения нацелена на то, чтобы гарантировать основной доход гражданам даже в таких случаях, как:

  • Травмы и болезни;
  • Безработица;
  • Старость и достижение пенсионного возраста;
  • Утрата трудоспособности по причине выявления инвалидности;
  • В случае потери кормильца;
  • При рождении ребенка и последующем уходе за ним.

Данные гарантии важны не только для отдельных категорий граждан, но и для всего общества в целом. Любой человек может оказаться в трудной жизненной ситуации, и ему крайне необходимо ощущать уверенность в завтрашнем дней, а также уверенность в том, что государство позаботится о нем в случае утраты работоспособности или основного заработка.

Социальное обеспечение, несмотря на разнообразные формы, имеет определенные стандарты. Преимущественно, они касаются финансовых источников, а также размера выплат и социального обеспечения граждан в зависимости от того, в какой ситуации они оказались, и в каких средствах нуждаются.

Еще в 1948 году была принята всеобщая декларация прав человека, в которой сформулировано и закреплено, что абсолютно любой человек, будучи полноправным членом общества, имеет право на предоставляемое со стороны государства социальное обеспечение.

Также каждый человек имеет право на то, чтобы осуществлять трудовую деятельность, свободно выбирать, чему посвятить свою профессиональную карьеру.

Также, говоря о работниках предприятия, необходимо подчеркнуть, что каждый имеет право на благоприятные и, что самое главное, справедливые условия труда и защиту со стороны предприятия и государства от безработицы и, соответственно, безденежья.

В случае успешной работы человек имеет право на дополнительные вознаграждения, что позволит обеспечить ему не только свое существование, но и благоприятное существование членов своей семьи.

Читайте также:  Увольнение во время отпуска по собственному желанию

Также в Декларации указано, что каждый человек имеет право обладать таким уровнем жизни, при котором он будет беспрепятственно обеспечивать себя, или получать помощь в обеспечении себя и своих близких пищей, одеждой, жилищем, а также медицинскими и образовательными услугами. Все это в значительной степени оказывает влияние на благосостояние индивида, на его психическое и физическое самочувствие.

Человек, живущий в благоприятных условиях и ощущающий поддержку со стороны государства, будет стремиться делать свой вклад в его развитие, в улучшение условий существование. Именно это будет оказывать влияние на благоприятное развитие и прогресс всего социума в целом.

Цели и нормы социального обеспечения

Как мы уже отметили выше в статье, все стандарты социального обеспечения актуализированы в Декларации по правам человека.

Среди ключевых целей, а также задач, которые закреплены там же, определена обязательность способствовать принятию таких программ, которые будут нацелены на повышение уровня жизни, расширение системы социального обеспечения таким образом, чтобы она покрывала более востребованные области жизни людей.

Данные меры нацелены на создание наиболее благоприятных условий проживания граждан, а также их всестороннюю поддержку (например, медицинское обслуживание, защиту благосостояния детей и родителей, многодетных семей, обеспечение наемных рабочих).

Нормы МОТ (Международной охраны труда) предполагают наличие различных видов и форм социального обеспечения и социального страхования, которое реализуется в ряду экономических систем, а также на разных этапах развития отдельных сообществ и стран. Конвенция МОТ предлагает обширный спектр возможностей, а также гибкие подходы, которые в дальнейшем позволят более эффективно обеспечивать и реализовывать меры по социальному обеспечению, избегая при этом риски.

Система права социального обеспечения подразделяется на две части: общая часть и особенная часть. К общей части относятся нормы, которые нацелены на непосредственное закрепление права человека в области социальной помощи и социального обеспечения в целом.

Также здесь мы должны актуализировать наличие норм, которые разграничивают компетенции Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и всего ряда органов местного самоуправления, которые ориентированы на деятельность в области социального обеспечения и, соответственно, уполномочены в данной сфере.

Нормы также выражаются в виде принципов, одним из которых выступает всеобщность и адресность социальной помощи и социального обеспечения.

С учетом того, что каждый случай обладает своими особенностями, стоит также актуализировать нормы, которые устанавливают виды социальных рисков, в которых могут оказываться граждане, находясь в нестабильном положении.

Что касается особенной части системы права социального обеспечения, то она включает в себя четыре уровня норм:

  1. Нормы, которые регулируют назначение и предоставление пенсионных выплат;
  2. Нормы, которые регулируют назначение и предоставление пособий и иных социальных выплат, на которые имеют права различные категории населения;
  3. Нормы, направленные на то, чтобы регулировать предоставление бесплатных или частично платных социальных услуг (например, социальное обслуживание, реабилитация, некоторые медицинские услуги);
  4. Нормы, которые регулируют возможности предоставление бесплатной медицинской помощи.

Таким образом, социальное обеспечение регулируется и стандартизируется в соответствии с международными документами и декларациями. Нормы обладают своими специфическими чертами, при этом специалисты всегда исследуют специфику социального обеспечения и наиболее характерные черты и риски, которые грозят людям в нестабильном материальном и социальном положении.

Источник: https://spravochnick.ru/sociologiya/chto_takoe_socialnoe_obespechenie/standarty_socialnogo_obespecheniya/

Социальные стандарты в Российской Федерации — гарантии социальных прав человека

В статье 7 Конституции Российской Федерации закреплено, что «Российская Федерация — это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Также, в Конституции Российской Федерации, закреплено множество социальных прав (ст. 35–44 Конституции РФ).

Таким образом, провозгласив в Конституции РФ социальные права человека, государство взяло на себя обязательство по их реализации.

Гарантиями социальных прав являются социальные стандарты жизнедеятельности.

Социальные гарантии — это механизм долговременного действия, предусмотренные законом обязательства государства, направленные на реализацию конституционных прав граждан. Основой государственных социальных гарантий должны стать минимальные социальные стандарты. [10. с. 37].

Именно социальные стандарты переводят абстрактные понятия «достойная жизнь» и «свободное развитие человека», провозглашенные в Конституции РФ в качестве целей общественного развития, на понятный для всех язык цифр и конкретных экономических показателей.

К социальным стандартам относят: прожиточный минимум отдельных категорий населения; минимальный размер оплаты труда; минимальный размер пенсий; минимальный размер ряда социальных пособий; нормы обеспечения бесплатным образованием и медицинскими услугами; нормативы социального обслуживания инвалидов, престарелых, детей, оставшихся без попечения родителей, и др. лиц; нормативы обеспечения жильем и его доступность; форма типового контракта для молодежи и профессионалов. К сожалению, установленные на сегодняшний день в РФ социальные стандарты не соответствуют целям социального государства, т. к. не могут обеспечить ни «достойную жизнь», ни «свободное развитие человека». [9. с. 2].

Определимся с понятием социальные стандарты, а также с их юридическим значением. В настоящее время единого понятия социальных стандартов нет. Также следует отметить, что и взгляды на их целевое назначение также разнообразны.

Итак, социальный стандарт — это уровень гарантий предоставления общедоступных, бесплатных и льготируемых социальных услуг, пособий, и выплат, выражаемый в нормах и нормативах и обеспечиваемый за счет финансирования из консолидированного бюджета (федерального и других уровней бюджетов). [7. с. 528].

Минимальные социальные стандарты — это установленные законодательством РФ нормы и нормативы, которые закрепляют минимальный уровень социальной защиты, ниже которого опускаться нельзя, т. е. они отражают важнейшие потребности различных социально — демографических групп населения в жизненных благах и услугах.

Систему государственных минимальных стандартов составляют взаимосвязанные государственные минимальные социальные стандарты в следующих областях:

  • оплаты труда;
  •  пенсионного обеспечения;
  •  образования;
  • здравоохранения;
  •  культуры;
  •  социального обслуживания;
  •  жилищно-коммунального обслуживания.

В сфере жилищно-коммунального обслуживания органы государственной власти и местного самоуправления должны поощрять жилищное строительство и создавать условия для осуществления права на жилище.

В области охраны здоровья для оценки минимально допустимого уровня удовлетворения потребностей в медицинской помощи и медицинского обслуживания используются показатели обеспеченности врачами, больничными койками, поликлиниками.

В условиях перехода к страховой медицине и расширения платности услуг для населения в соответствии с Конституцией РФ гражданам страны гарантируется бесплатная медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений.

В сфере образования Конституция РФ гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. При этом установлена обязательность основного общего образования. Каждый гражданин вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном учреждении.

В области культуры — развитие сети массовых библиотек, кинотеатров, домов культуры и т. д.

Охрана труда и окружающей среды предполагает улучшение условий труда и производственной среды, то есть содействие созданию условий, максимально отвечающих физическим и профессиональным возможностям трудящихся, условий безопасности и здоровой производственной среды. [10. с. 37].

Социальный стандарт — пропорция между составными частями объекта стандартизации, выражающая уровень требований к показателям качества жизни населения и установленная нормативно — правовыми актами. [14. с. 156].

Социальные стандарты — это устанавливаемые государством нормы и нормативы, обеспечивающие реализацию гарантированных конституцией социальных прав граждан, и порядок предоставления этих прав. [6. с. 18].

Совершенно другое определение социальных стандартов устанавливают эксперты в области муниципального управления и финансов.

«Государственные минимальные социальные стандарты — это устанавливаемые и регламентируемые государством качественные и количественные характеристики важнейших социальных потребностей человека на минимально необходимом уровне, доступность которых гарантируется государством их бесплатностью или доступностью платы за счет средств бюджетов, внебюджетных фондов, страховых фондов и иных средств или минимальные государственные стандарты — это «установленные законодательством РФ минимально необходимые гарантии социальной защиты, обеспечивающие удовлетворение важнейших потребностей человека». [6. с. 18]

Таким образом, социальные стандарты выступают и как гарантии социальных прав, и как нормы и нормативы, закрепляющие минимальный уровень социальной защиты, и как безвозмездные социальные услуги, а также как мерило человеческих потребностей.

Рассмотрим мнения ученых относительно значения социальных стандартов для социальной политики социального государства.

Значение социальных стандартов для социальной политики государства достаточно велико.

Опираясь на установленные законодательно социальные стандарты в области уровня жизни населения, государство, в лице федеральных и региональных органов управления, разрабатывает систему мер социальной защиты населения, принимает необходимые законодательные решения, регулирующие право на получение социальной помощи в виде пособий, дотаций, льгот и компенсационных выплат. Государственные минимальные социальные стандарты устанавливаются, во — первых, с целью реализации социальной политики государства, направленной на удовлетворение важнейших потребностей населения в основных материальных благах и социальных услугах; во-вторых, для обеспечения единого социального пространства на территории страны и относительного выравнивания жизни на территории ее субъектов. [10. с. 38].

Построение системы государственных социальных стандартов является важнейшим направлением улучшения управления социальными процессами, преодоления негативных явлений в социальной сфере.

Читайте также:  Приказ об отмене об увольнении - образец

Нормы предоставления услуг в количественном и стоимостном выражении позволяют более полно обеспечивать потребности человека, укреплять единое социальное пространство, концентрировать ресурсы на приоритетных направлениях социальной политики, объективно оценивать уровень социального развития в территориальном разрезе. [8. с.8].

Социальные стандарты являются средством обеспечения реализации социальных и экономических прав граждан, а также реализации конституционного права на достойную жизнь. Социальные стандарты являются частью социальной политики государства и частью системы реализации социальных прав граждан.

Они должны выражать согласованные интересы и возможности личности, общества и государства.

Основа социальных стандартов заключается в совокупности социально — экономических и правовых средств, которые призваны обеспечить условия жизнедеятельности человека, реализацию его интересов, взаимоотношений, функционирование и развитие общественной системы в целом.

Их специфика заключается в том, что они могут быть общенациональными, региональными, отраслевыми, и соответственно источниками их финансирования могут являться федеральный бюджет, бюджетная система субъекта РФ и внебюджетные фонды.

Социальные стандарты направлены на поддержание оптимального соотношения общественных и индивидуальных потребностей. В свою очередь реализация таких стандартов предполагает обеспечение минимально приемлемого уровня удовлетворения потребностей в жилье, здравоохранении, образовании. Этому прежде всего должна способствовать система государственной социальной стандартизации качества жизни населения. [12 с. 61].

Таким образом, социальные стандарты имеют огромное значение, цель которых обеспечить достойное существование (удовлетворить все потребности) человека. Так ли это?

Проанализируем два наиболее важных элемента системы социальных стандартов, а именно прожиточный минимум и минимальный размер оплаты труда.

Главным элементом системы минимальных социальных стандартов является прожиточный минимум, который определяет минимальный уровень потребления важнейших товаров и услуг, необходимых для жизнеобеспечения человека.

Сфера использования прожиточного минимума весьма широка — это и элемент системы минимальных социальных гарантий, и основа для определения порога бедности, и база для расчетов и дифференциации заработной платы, пенсий и различных пособий. [10. с. 38].

Прожиточный минимум — это стоимостная оценка потребительской корзины, включающая в себя минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья, а также обязательные налоги и сборы. Такое определение дано в Федеральном законе № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ», являющемся основным документом, регламентирующим величину прожиточного минимума.

Ключевое значение приобретает понятие «потребительская корзина», представляющая собой минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Такой подход соответствует Конвенции МОТ № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики», предусматривающей, что при расчетах прожиточного минимума учитываются основные потребности семей (расходы на продукты питания с учетом их калорийности, жилище, одежду, медицинское обслуживание и образование).

Прожиточный минимум — довольно динамичная социально — экономическая категория, изменяющаяся вместе с общественным развитием, в том числе под влиянием цен и инфляции.

Его уровень зависит от набора потребительских благ и услуг, принимаемого за минимум материальной обеспеченности и рассчитываемого в реальных ценах.

На размер и динамику прожиточного минимума влияют различные факторы территориального характера, в частности потребительские цены на региональных рынках товаров и услуг, способные придать особую остроту противоречиям между уровнем социальных гарантий и стоимостью прожиточного минимума.

На его величине и структуре сказываются также различия в материальных и культурных потребностях, экономическом развитии территорий, особенности природно-климатического характера, с учетом которых в России осуществлена дифференциация данного норматива по 16 природно-климатическим зонам. [11. с. 29].

Содержание минимальной потребительской корзины в перерасчете на денежный эквивалент есть прожиточный минимум — минимальная сумма денежного дохода гражданина.

Предполагается, что гражданин, используя указанную сумму дохода, обеспечивает себе минимальный уровень жизни, который отражает допустимую границу физического существования человека.

Если получаемые доходы гражданина ниже этой границы, то гражданин признается бедным и имеет право на государственную помощь. [13. с. 11].

Прожиточный минимум устанавливается Правительством РФ, при этом для расчета его размера используются данные Росстата об уровне потребительских цен.

Величина прожиточного минимума отдельно рассчитывается как по каждой из 3 категорий граждан: трудоспособного населения, пенсионеров и детей, так и по каждому субъекту РФ.

Данный показатель используется для обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, размеров стипендий, пособий и других социальных выплат.

Еще одним из важных социальных стандартов является минимальный размер оплаты труда (МРОТ). МРОТ считается утвержденный правительством минимум, который должен получать работник за выполненную работу.

Данная величина устанавливается государством для всех регионов (впрочем, в каждом регионе существует возможность увеличить данную величину, но не уменьшить — ст. 133.1 ТК РФ).

Зарплата работника не может быть ниже установленного предела (установленного на федеральном уровне, или, если в субъекте федерации установлен повышенный МРОТ — данной величины) — таким образом, МРОТ, в некоторой мере является гарантией прав работников.

Также согласно ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. К сожалению, в реальности данная норма не работает. В России МРОТ с 1 июля 2016 года составляет 7500 рублей, а прожиточный минимум для трудоспособного населения 10722 рубля.

Так в своей статье Коновалова Л. К. отмечает, что ТК РФ (ст. 133) предполагает установление минимального размера оплаты труда не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения, однако, фактически первый из указанных показателей отстает от второго в течение всего последнего десятилетия.

Можно ли считать данное несоответствие нарушением трудового законодательства? Однозначно ученые и общественность так и не могут до сих пор дать ответ на этот вопрос, при этом неоднозначность обусловлена уточнением, что доведение МРОТ до уровня прожиточного минимума, согласно ст. 421 ТК РФ, будет проводиться поэтапно.

Таким образом, минимальный размер оплаты труда, меньше прожиточного минимума. В планах довести его до уровня 1 к 1 только в 2020 году.

Подводя итог, следует отметить, что до сих пор многие вопросы, связанные с прожиточным минимумом, остаются неразрешенными. В первую очередь, это касается состава российской потребительской корзины. В настоящее время состав и стоимость корзины, установленной государством, в разы отличается от реальной.

Что в свою очередь, ведет к сознательному занижению прожиточного минимума. По мнению экспертов, это занижение составляет более чем трехкратную величину.

Данное утверждение подтверждается таким показателем, как минимальный потребительский бюджет, который отражает реальную сумму, минимально необходимую для жизнедеятельности человека, и в России он более чем в два с половиной раза превышает прожиточный минимум.

Остается также нерешенный вопрос соотношения прожиточного минимума и МРОТ. Необходимо:

– овести МРОТ до прожиточного минимума и сохранить это равновесие;

– изменить состав потребительской корзины, т. к. она не соответствует реальному потреблению россиян. Большая часть осуществляемых расходов приходится на продукты питания, но помимо этого есть и иные не менее значимые расходы необходимые для нормального существования человека.

Так как остальные многие социальные стандарты находятся в прямой зависимости от размера прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда, то становится ясным, что и все иные социальные стандарты, рассчитанные в денежном и натуральном выражении, не соответствуют действительности и ничтожно малы.

Также как было отмечено выше, минимальные социальные стандарты должны предусматривать: норму жилья по России — в размерах, обеспечивающих достойное проживание человека; в области здравоохранения — набор бесплатных и общедоступных услуг по оказанию стационарной, амбулаторно-поликлинической и скорой медицинской помощи, а также услуг санитарно-профилактического характера, систему льготного обеспечения лекарственными препаратами, перевязочными средствами и предметами медицинского назначения, слуховыми аппаратами, глазными и зубными протезами (в настоящее время в городских больницах наблюдается дефицит лекарственных препаратов, и зачастую для получения полноценного лечения в стационаре пациент приобретает лекарственные препараты за свой счет); в области образования — бесплатные и общедоступные образовательные услуги.

Таким образом, действующая в настоящее время система социальных гарантий и стандартов имеет множество недостатков, важнейший из которых недостаточная обеспеченность финансовыми ресурсами. Социальные стандарты не соответствуют целям социального государства, т. к. не могут обеспечить ни достойную жизнь, ни свободное развитие человека.

В настоящее время социальные стандарты носят формальный характер (чтобы было), но с другой стороны, например, МРОТ, препятствует произволу работодателей.

Также отсутствует их систематизация и закрепление в едином нормативно-правовом акте, что позволило бы выстроить цепочку зависимости одних социальных стандартов от других, избежать противоречий.

Источник: https://moluch.ru/archive/175/45899/

Ссылка на основную публикацию