Расширена ответственность по коап за коммерческие взятки

Расширена ответственность по КоАП за коммерческие взятки
Расширена ответственность по КоАП за коммерческие взятки
Расширена ответственность по КоАП за коммерческие взятки

Необходимость дополнительных мер вызвана значительной коррумпированностью нашего общества. Это сдерживает рост экономики и негативно влияет на развитие страны в целом. Очередным этапом борьбы с данным явлением стало принятие Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 97-ФЗ. Многократно увеличены штрафы за взятки и коммерческий подкуп, расширен круг виновных лиц.

Классификация нарушений

Определимся с понятиями.

Коррупция – это получение или предоставление выгоды (в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав) для себя или для других лиц вопреки законным интересам общества и государства (п.

1 ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

Она проявляется в виде: – злоупотребления служебным положением или служебными полномочиями; – дачи и получения взятки; – коммерческого подкупа;

– иного незаконного использования физическим лицом своего должностного положения.

Уголовное законодательство также разграничивает взятку и коммерческий подкуп.

Первое деяние относится к преступлениям против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (гл. 30 Уголовного кодекса РФ).

Второе – это преступление против интересов службы в коммерческих и других организациях (гл. 23 Уголовного кодекса РФ).

Преступления подразделяются на преступления небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие. Такая классификация приведена в пункте 1 статьи 15 Уголовного кодекса РФ.

Заметим, что данные категории играют важную роль при принятии судебных решений. В частности, для преступлений небольшой и средней тяжести возможно освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием (ст. 75 Уголовного кодекса РФ).

Но в целом категории рассматриваемых преступлений не изменились, за исключением того, что введена уголовная ответственность за посредничество при взяточничестве.

Тем не менее предельный срок лишения свободы за получение взятки увеличен до 15 лет (п. 6 ст. 290 Уголовного кодекса РФ). Раньше он не превышал 12 лет.

Еще одна новация – за взятки иностранные должностные лица и должностные лица публичных международных организаций теперь несут уголовную ответственность на общих основаниях (утратил силу п. 5 ст. 285 Уголовного кодекса РФ).

Уголовная ответственность

Взятка. Преступления, квалифицируемые как взятка, возникают, когда «берущей» стороной выступает .

Должностными лицами в статьях главы 30 Уголовного кодекса РФ признаются представители власти либо лица, выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в госорганах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, госкорпорациях, а также в Вооруженных силах РФ и других войсках РФ.

Понятие должностных лиц приведено в примечании 1 к пункту 3 статьи 285 Уголовного кодекса РФ.

Коммерческий подкуп. Это преступление связано с незаконным получением или передачей лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, имущественных благ. Меры ответственности за него установлены в статье 204 Уголовного кодекса РФ.

Определение лица, выполняющего управленческие функции в организациях, не относящихся к госструктурам, дано в примечании 1 к пункту 2 статьи 201 Уголовного кодекса РФ.

Выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации (не являющейся госорганом) признается лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа. А также лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях.

Закон № 97-ФЗ ввел штрафы в размерах, кратных сумме взятки или коммерческого подкупа, ограничив размер штрафа 100-кратной величиной от соответствующих сумм. Но при этом размер штрафа не может быть менее 25 тыс. руб. и более 500 млн руб. (п. 2 ст. 46 Уголовного кодекса РФ).

Напомним, что раньше его предельная сумма составляла 1 млн руб.

Кратные штрафы применяются в сочетании с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в течение установленного судом срока либо ограничением или лишением свободы.

Уголовная ответственность за получение и дачу взятки дифференцирована в зависимости от размера взятки: – до 25 тыс. руб.; – свыше 25 тыс. до 150 тыс. руб. включительно (значительный размер); – свыше 150 тыс. до 1 млн руб. включительно (крупный размер);

– свыше 1 млн руб. (особо крупный размер).

Подробно меры наказания изложены в статьях 290, 291 Уголовного кодекса РФ.

Как мы уже сказали, теперь содействие в даче взятки образует самостоятельный состав преступления, которому посвящена новая статья 291.1 Уголовного кодекса РФ.

Наказание определено за непосредственную передачу взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование в достижении или реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном, крупном, особо крупном размере.

Кроме того, уголовная ответственность установлена за обещание или предложение посредничества во взяточничестве.

Примечательно, что уголовная ответственность для посредников при коммерческом подкупе прямо не предусмотрена. Закон № 97-ФЗ внес изменения лишь в меры наказания самих участников коммерческого подкупа.

Административная ответственность

За взятку или коммерческий подкуп понесут соответствующее наказание не только физические лица.

Не все руководители строительных компаний знают, что очень значительные финансовые санкции ожидают и юридическое лицо, от имени или в интересах которого осуществлены эти противоправные действия.

Так, ответственность за незаконное вознаграждение от имени юридического лица установлена статьей 19.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа и конфискации полученных денег (ценностей, имущества, стоимости услуг и т. д.).

Причем сумма административного штрафа также предусмотрена в размере, кратном сумме незаконного вознаграждения, но ограничена пределами от 1 млн до 100 млн руб. Прежде была определена лишь минимальная сумма штрафа – 1 млн руб.

Наказуема не только фактическая передача вознаграждения, но и его предложение и даже обещание в будущем. Это нововведение соотносится с ответственностью за посредничество, введенное в Уголовный кодекс РФ.

Помимо прочего установлено, что лицо, совершившее административное правонарушение за пределами Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с кодексом в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации (п. 2 ст. 1.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Определен также порядок оказания правовой помощи по делам об административных правонарушениях.

Запрос о правовой помощи направляется через Верховный суд РФ, Высший арбитражный суд РФ, Минюст России, МВД России, ФСБ России, ФСКН России, Генеральную прокуратуру РФ и другие уполномоченные органы.

Увеличены штрафы за взятки и коммерческий подкуп. За посредничество при взятке предусмотрена как уголовная, так и административная ответственность (и в том и в другом случае наказуема не только фактическая передача вознаграждения, но и его предложение и даже обещание в будущем).

Меры уголовной ответственности: штраф в размере от 20-кратной до 90-кратной величины взятки либо лишение свободы на срок от 3 до 12 лет (в зависимости от суммы взятки). Меры административной ответственности для юрлица: штраф в размере от 3-кратной до 100-кратной величины взятки (в зависимости от суммы взятки) с конфискацией полученного вознаграждения.

Источник: https://www.glavbukh.ru/art/43752-shtrafy-za-vzyatki-i-kommercheskiy-podkup

Меры наказания за мелкий и крупный коммерческий подкуп

Коммерческий подкуп – незаконная передача денежных средств, материальных ценностей или/и имущественных услуг должностному лицу коммерческой или иной организации (но не государственной, муниципальной или органов самоуправления) взамен на деяния или бездействие в интересах подкупающего в рамках должностных полномочий или в связи с оказываемым должностным влиянием. Также в понятие входит принятие обозначенных ценностей должностным лицом указанных организаций взамен на предоставление указанных услуг.

Расширена ответственность по КоАП за коммерческие взятки

При этом оказываемые услуги должны быть незаконными либо противоречить интересам коммерческой или иной организации, либо предоставляться тайно по предварительному сговору.

Преступление считается совершенным в момент передачи указанных ценностей должностному лицу вне зависимости от времени передачи коммерческого подкупа.

Но в случае когда указанные ценности передаются должностному лицу у после действий или бездействия в интересах другой стороны, обязательно должен иметь место быть факт предварительно сговора сторон преступления с целью осуществления коммерческого подкупа.

Отличие взятки от коммерческого подкупа

Взятка и коммерческий подкуп имеют схожие характеристики, но понятие взятки более распространено.

И в первом, и во втором случае должностному лицу незаконно выплачивают определенное денежное вознаграждение, дарят материальные ценности или оказывают имущественные услуги, но в случае взятки объектом преступления являются государственные интересы и нарушение законов, а в случае подкупа – коммерческие интересы организации и нарушение этих интересов.

Объясняется это тем, что взятка может быть незаконно выплачена таким субъектам, как должностные лица государственных организаций, органов самоуправления или муниципальных учреждений. Подкуп же осуществляется в отношении сотрудников коммерческих организаций, а также иных организаций, в отношении незаконных выплат сотрудникам которых нельзя применить термин «взятка».

Уголовная ответственность за подкуп

Понятие коммерческого подкупа и меры наказания за преступление определяются статьей 204 УК РФ. Статья состоит из 8 пунктов и двух примечаний.

В первых четырех пунктах содержится информация о мерах наказания, применяемых в отношении субъекта, незаконно осуществляющего подкуп, в следующих случаях:

Обратите внимание

Взятка в крупном размере определена в примечании к ст.290 УК и составляет не менее 150 тысяч рублей. Особо крупный размер взятки по ч.6 ст.290 и ч.5 ст.291 УК составляет не менее одного миллиона рублей.

  1. Не отличающийся отягощающими обстоятельствами (размером не более чем 25 тысяч рублей) с уголовной ответственностью в виде штрафа размером до 400 тысяч рублей либо СД (сумма дохода) за 6 месяцев максимально, либо в РО (размер откупа), умноженном на значение от 5 до 20. Наиболее суровым наказанием является до 24 месяцев ограничения свободы, исправительных работы либо лишения свободы (пункт 1).
  2. В значительном размере (размером более 25 тысяч) наказывается штрафом в размере до 800 тысяч рублей, или СД за 9 месяцев, или от 10-кратного до 30-кратного РО. Также возможны от 12 до 24 месяцев ограничения свободы, исправительных работ, ЛПЗОД или ЗОД (лишение права заниматься определенной деятельностью или занимать определенную должность на срок до 36 месяцев), до 36 месяцев лишения свободы на либо объединение нескольких таких мер включая штрафы (пункт 2).
  3. В крупном размере (более 150 тысяч), предоставленный за заведомо незаконные действия или выплаченный организованной группой либо группой по предварительному сговору, предусмотрены штрафы в размере до 1,5 миллиона либо до СД за год, либо от 20 до 50 РО. Дополнительно предусмотрено ЛПЗОД или ЗОД на срок до 36 месяцев или 36-84 месяца лишения свободы (пункт 3).
  4. В особо крупном размере (на сумму свыше миллиона рублей) предусмотрены наказания в виде штрафа от 1 до 2,5 миллиона либо СД за период от года до 30 месяцев, либо 40-70 РО. Также предусмотрено ЛПЗОД или ЗОД на срок до 60 месяцев, 48-89 месяцев лишения свободы и комбинация нескольких мер (пункт 4).
Читайте также:  Расторжение брака при наличии несовершеннолетних детей

Расширена ответственность по КоАП за коммерческие взятки

Выплата подкупа родственникам или доверенным лицам должностного лица коммерческой компании либо выплата после осуществления незаконных требований не освобождает преступника от ответственности. Но примечание к статье предусматривает, что можно избежать ответственности, если соблюдено одно из следующих условий:

  • будет доказан факт вымогательства выплат или услуг должностным лицом (кстати, о том,как доказать получение взятки — читайте тут,
  • виновник сообщит уполномоченным органам о преступлении и будет содействовать следствию.

Пункты 5-8 же содержат информацию об уголовной ответственности лиц, принимающих подкуп:

  1. Штраф в размере до 700 тысяч, СД до 9 месяцев либо в 10-30-кратном размере РО. Дополнительно до 36 месяцев лишения свободы со штрафом или без него (за преступление, предусмотренное пунктом 1 статьи).
  2. Штраф в размере 0,2-1 миллиона, СД за 3-12 месяцев либо 20-40 кратной РО. Также ЛПЗОД или ЗОД и на срок до 36 месяцев, до 60 месяцев лишения свободы и комбинация нескольких методов (за преступление, предусмотренное пунктом 2 статьи).
  3. Штраф в размере 1-3 миллиона или СД за 1-3 года, или 30—60 РО. А также ЛПЗОД или ЗОД на срок до 60 месяцев либо 60-108 месяцев лишения свободы или комбинация мер (за преступление, предусмотренное пунктом 3).
  4. Штраф в размере 2-5 миллионов либо от двух до пятилетнего СД, либо 50-90-кратного РО. Также ЛПЗОД или ЗОД на срок до 72 месяцев, 84-144 лет лишения свободы и комбинация мер (за преступление, предусмотренное пунктом 4).

Для должностного лица, принимающего подкуп методы наказания комбинируется таким образом, что самая строгая мера (лишение свободы) комбинируется с небольшим штрафом (меньше минимальных показателей), а лишение прав заниматься определенной деятельностью с близким к максимально возможному. Чтобы избежать ответственности необходимо не допускать осуществления преступления, то есть передачи денег или услуг.

Если у вас остались вопросы по теме статьи — задавайте их в комментариях

Источник: https://lexconsult.online/7098-ugolovnaya-otvetstvennost-za-kommercheskii-podkup-otlichiya-ot-vzyatki

Последствия дачи взятки для Вашей фирмы или как избежать административной ответственности юридического лица по ст. 19.28 КоАП в виде крупного многомилионного штрафа

Расширена ответственность по КоАП за коммерческие взятки

Это может повлечь серьезные проблемы, в том числе банкротство Вашего бизнеса из-за многомиллионных штрафов по ст.19.28 Кодекса об административных правонарушениях «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица».

В соответствии с данной статьей последствие дачи взятки будет в виде штрафа, который может начинаться от 1 000 000 рублей (за взятку в размере до 1 000 000 рублей или, даже, например, в виде бутылки вина), и превышать 20 000 000 рублей, и даже 100 000 000 рублей (в случае взятки в крупном или в особо крупном размерах). Ситуация осложняется еще и тем, что в соответствие с законом, даже судья не вправе заменить такой штраф – предупреждением.

Правоохранительные органы должны привлекать юридические лица к ответственности по ст.19.28 КоАП только после вступления в силу приговора за взятку и коммерческий подкуп по ст.ст.291 и 204 Уголовного Кодекса РФ, если же они поспешили, то их действия и решение необходимо обжаловать и добиться отмены.

Важно запомнить, что ответственность по данной статье должна возникать только в случае дачи взятки или коммерческого подкупа от имени или в интересах юридического лица, например, в связи с привлечением конкретного ООО к административной ответственности за нарушение правил противопожарной безопасности.

Соответственно, чтобы избежать многомиллионного штрафа Вам важно найти доказательства и грамотно отстаивать в суде позицию, что взятка передавалась исключительно в личных интересах руководителя или представителя компании. Например, чтобы избежать персональной уголовной ответственности генерального директора, а не компании в целом.

По таким административным делам желательно запросить копию вступившего в силу приговора и другие материалы уголовного дела, которые могут помочь в защите и оправдании, что уже случалось в успешной практике автора.

Даже если избежать ответственности невозможно — есть правовые пути и аргументы для снижения размера штрафа ниже 1 000 000 рублей. Ведь особенно обидно платить миллионный штраф за бутылку вина или маленькую пятитысячную взятку какому-либо государственному инспектору. Уголовный штраф по ч.

1 ст.291.2 УК РФ «Мелкое взяточничество» при хорошей работе адвоката может составить всего 30 000 – 50 000 рублей. А последствия для Вашей фирмы — юридического лица, серьезные: грозит административный штраф по ст.19.28 КоАП в размере не менее 1 000 000 рублей – явно несоразмерно нарушению.

В этом случае нужно обратиться к ч.3 ст.3.5 КоАП «Административный штраф», которая гласит, что в случае, предусмотренном статьей 19.

28 настоящего Кодекса размер штрафа не может превышать стократный размер суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица.

Соответственно при сумме взятки 5 000 рублей – сумма административного штрафа не должна превышать 500 000 рублей, а это уже неплохая экономия в размере не менее полумиллиона рублей. Об этом положении закона не все знают, иногда упускают из вида и теряют значительные денежные суммы.

Источник: http://advokat-leontyev.ru/raznoe-2/sovety-advokata-leonteva-posledstviya-dachi-vzyatki-dlya-vashey-firmy-ili-kak-izbezhat-administrativnoy-otvetstvennosti-uridicheskogo-litsa-po-st-19-28-koap-v-vide-krupnogo-mnogomilionnogo-shtrafa/

Поправками в УК и КоАП понятие взятки расширят

23.03.20174163

Расширена ответственность по КоАП за коммерческие взятки

Минюст России приступил к разработке поправок в Уголовный кодекс, КоАП РФ и закон «О противодействии коррупции», устанавливающих ответственность за подкуп третейских судей, а также расширяющих сферу действия положений о взяточничестве.

Предполагается, что взяткой будет считаться любая форма неправомерного преимущества, в том числе любые преимущества нематериального характера, независимо от того, имеют они поддающуюся оценке рыночную ценность или нет.

Законопроекты направлены на выполнение рекомендаций Группы государств против коррупции (ГРЕКО).

Уголовную ответственность арбитров (третейских судей) планируется предусмотреть в ст. 204 «Коммерческий подкуп» УК РФ и включить в предмет данного преступления и преступлений, предусмотренных ст.

184 «Оказание противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса» и ст.

290 «Получение взятки», услуги неимущественного характера, неимущественные права и иные неправомерные преимущества.

В предмет административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица» КоАП, предлагается включить услуги неимущественного характера, неимущественные права и иные неправомерные преимущества.

Кроме того, предусматривается уточнить понятие «коррупция», содержащееся в п. 1 ст. 1 закона «О противодействии коррупции».

Источник: https://legal.report/popravkami-v-uk-i-koap-ponyatie-vzyatki-rasshiryat/

Какие многомиллионные штрафы платят компании за взятки и откаты: обзор реальных дел

Бизнес в России часто неразделим с коррупцией: по данным, опубликованным РБК, Россия в 2017 году разделила 135-е место (из 180) с Гондурасом, в рейтинге наименее коррумпированных стран.

Это почетное место мы прочно занимаем несколько лет, хотя по данным, опубликованным на сайте МВД, в 2017 году зарегистрировано 29634 коррупционных преступлений (на 10% меньше, чем в 2016 году) и 840 коммерческих подкупов (на 27,9% меньше чем в 2016 году).

Но в этой статье мы расскажем об административной ответственности организаций за коррупцию. Многих может удивить, что такая ответственность есть в принципе, но еще в декабре 2008 года в КоАП появилась статья 19.28 «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица».

В редакции 2011 года эта статья обзавелась одними из самых жестких санкций во всем КоАП.

Так, за незаконную передачу или даже обещание от имени юридического лица должностному лицу денег или прочих благ в особо крупном размере, предусмотрен штраф до стократной суммы переданных или обещанных средств, но не менее ста миллионов рублей.

К тому же, если взятку передать успели, она подлежит конфискации. Правда, и «особо крупный размер» немаленький — более 20 млн. рублей. «Крупный размер» меньше — более одного миллиона рублей, но и санкция гуманнее — штраф «всего» тридцатикратный размер взятки.

Но и этого показалось мало, и в марте 2018 года Президент внес на рассмотрение Государственной Думой законопроект N 430595-7, предусматривающий в частности возможность наложения ареста на имущество организации-взяткодателя в целях обеспечения выплаты штрафа. Учитывая инициатора законопроекта, не стоит сомневаться, что он будет принят в ближайшее время.

Относится ли знаменитое высказывание Салтыкова-Щедрина о том, что строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения, к статье 19.28 КоАП? Мы проанализировали судебную практику 2017-2018 годов, и вот что выяснилось.

Верховный Суд РФ рассмотрел жалобу организации на привлечение ее к ответственности по ст. 19.28 КоАП в виде штрафа в 1 млн. рублей (Постановление N 29-АД17-5 от 04.10.2017 года).

Предыстория неоригинальна: водитель организации, управляя служебной машиной, дал сотруднику ДПС взятку 9 300 рублей за то, чтобы не быть привлеченным к административной ответственности за перевозку опасных грузов.

Но гаишник от денег стойко отказался, сообщив об этом факте «случайно» оказавшимся рядом сотрудникам ОЭБиПК МВД.

Водителя привлекли к уголовной ответственности за покушение на дачу взятки, но история на этом не закончилась: прокуратура потребовала привлечения к ответственности за коррупцию и самого работодателя. Организация с таким поворотом событий не согласилась, утверждая, что не доказано, что водитель передал взятку сотруднику полиции в интересах юридического лица. Однако суд обратил внимание, что сумма взятки превышала размер административной ответственности водителя (для водителя — до 3000 руб., для юридического лица — до 250 000 руб.), а значит, действовал он в интересах организации и штраф в 1 млн. рублей обоснован.

Не отстают и нижестоящие суды, причем дела рассматриваются мировыми судами. Так, Постановлением по делу об административном правонарушении № 5-132/18 от 29 марта 2018 года Мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского судебного района г.

Иванова, организация была привлечена к штрафу в размере 1,5 миллиона рублей: директор организации трижды передал сотруднику Ростехнадзора взятку за получение лицензий на эксплуатацию опасных объектов.

До приговора дело не дошло, но административной ответственности избежать не удалось, впрочем, деятельное раскаяние помогло сократить ее размер.

Интересно, что для привлечения к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП не обязательно давать взятки чиновникам: в Удмуртии сотрудник коммерческой организации передал сотруднику другой коммерческой организации 30 000 рублей в качестве «отката» за содействие в заключении договора дератизации (проще говоря — травли крыс).

Но вместо договоренности было возбуждено уголовное дело за коммерческий подкуп, а следом административное производство, которое стоило организации, чей незадачливый сотрудник не смог успешно передать откат — 500 000 рублей штрафа (Постановление Мирового судьи судебного участка № 7 Первомайского района г.

Ижевска по делу № 5-356/2018 от 20 марта 2018 года).

Суммы штрафов доходят до десятков миллионов рублей: Решением Советского районного суда города Томска по делу 12-57/2018 от 15 марта 2018 года, в силе оставлено постановление мирового суда о привлечении организации к ответственности по ст.19.28 КоАП в виде штрафа в размере 10 млн. рублей. К такому же штрафу была привлечена коммерческая образовательная организация в Барнауле, чей директор неудачно передал взятку должностному лицу за своевременное перечисление денег из краевого бюджета.

Двадцатимиллионный штраф заплатила организация в Московской области за передачу директором взятки начальнику местного ОМВД. От приговора за дачу взятки директора спасло деятельное раскаяние (п. 2 ст. 24 УПК РФ), но сам факт дачи взятки был установлен приговором полицейскому.

Представители организации настаивали, что организация не виновата в действиях директора, который нарушил положения внутренней антикоррупционной политики организации и коллективный договор, в соответствии с которым все сотрудники должны соблюдать антикоррупционное законодательство (Решение по делу 12-23/2018 Рузского районного суда Московской области 12 марта 2018 года).

Проанализированные судебные решения показывают, что в случае возбуждения административного дела по ст. 19.28 КоАП РФ, штраф практически неизбежен, его средний размер — 1 млн. рублей и, прежде всего, зависит от суммы передаваемой взятки.

Читайте также:  Отказ от освидетельствования на наркологическое опьянение

В основном к ответственности привлекают организации, чьи руководители обвиняются в даче взятки или коммерческом подкупе, но есть существенная доля дел, в которых ответственность организации наступает из-за действий рядовых сотрудников, при этом из судебных решений не удается установить реальную информированность бенефициаров о намерении сотрудников передать взятку или осуществить коммерческий подкуп.

И так как в обозримом будущем предпосылки для снижения уровня коррупции в стране не появятся, для минимизации негативных последствий от привлечения к ответственности по ст. 19.28 КоАП, следует хотя бы в соответствии со ст. 13.3 Федеральным закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» назначить должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных правонарушений, разработать стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации и принять кодекс этики и служебного поведения работников организации. Звучит, может быть, забавно, зато это как минимум будет являться смягчающим обстоятельством при назначении наказания. А еще лучше обойтись без взяток и откатов. Если получится.

Источник: https://www.klerk.ru/boss/articles/473426/

Статья 19.28 КоАП РФ накажет всех. Или как законодатель в антикоррупционной статье предостерегает бизнес от ябедничества

Недавно столкнулся со статьей 19.28 КоАП РФ. Как мне показалось, она весьма противоречива и несправедлива.

Ситуация заключается в том, что генеральный директор Х некоего ООО сообщил, что должностное лицо вымогает взятку. Также сообщил, что ранее передавал взятку в определенном размере.

В соответствии с примечанием ст. 291 УК РФ от уголовной ответственности ген. директор был освобожден.

И вроде бы все хорошо: вымогательства прекратились, преступление обнаружено и раскрыто благодаря ген. директору. Справедливость восторжествовала.

Но как бы не так, прокурор имея на руках лишь обвинительное заключение в отношении взяткополучателя привлекает ООО к административной ответственности в порядке ч.1 ст.19.28 КоАП РФ.

Доводы о том, что благодаря ген. директору этого ООО и был обнаружено и раскрыто преступление, остаются без внимания. Прокурор разводит руками и говорит: «ну не мы эту статью придумали».

Несмотря на то, что КС РФ многократно высказывался о том, что в действиях юридического лица может быть «вина», у меня в голове никак не укладывается мысль о том, как «совокупность имущества» может субъективно относиться к содеянному его исполнительными органами.

Согласно ч. 1 ст. 19.

28 КоАП РФ незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением, -влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере до трехкратной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее одного миллиона рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав. 

Положение ч.1 ст.19.

28 КоАП РФ не допускают назначение административного наказание ниже низшего предела соответствующей административной санкции, а также установленный данной нормой минимальный размер административного штрафа не позволяет во всех случаях в полной мере учесть характер совершенного административного правонарушения, имущественное финансовое положение юридического лица, а также иные имеющие значения для дела существенные обстоятельства и тем самым обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.

Таким образом, положения ст. 19.28 КоАП РФ ставят в неравное положение юридические лица в интересах которого было осуществлено незаконное вознаграждение, так как независимо от того в каком размере было передано, предложено или обещано незаконное вознаграждение в пределах до 333 333 рублей санкция  будет одна и та же — не менее одного миллиона рублей.

Соответственно при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1ст. 19.28 КоАП РФ теряется, какой либо смысл в исследовании смягчающих обстоятельств и разрешение вопроса о назначении наказания ниже низшего предела, а также исследование имущественного положения юридического лица.

Таким образом, юридические лица в интересах, которых состоялась передача, предложение или обещание незаконного вознаграждения в размере до 333 333 рублей уравниваются в содеянном и подлежат одинаковому наказанию, что не допустимо.

Также положения ст.19.28 КоАП РФ допускают привлечения к административной ответственности юридическое лицо, исполнительные органы которого своевременно сообщили о незаконном вознаграждении в правоохранительные органы.

Ст. 19.28 КоАП является аналогом ст. 291 УК РФ, однако, если в уголовном законодательстве к ответственности  привлекается исполнитель противоправных действий, то в административном законодательстве к ответственности привлекается лицо в интересах, которого были совершены противоправные действия.

Положение ст. 19.

28 КоАП РФ, также как и положение ст. 291 УК РФ направлены на противодействие коррупции. Однако, отсутствие в ст. 19.28 КоАП РФ аналогичного примечания ст.

291 УК РФ, освобождающие от ответственности лицо активно способствовавшее раскрытию и (или) расследованию преступления и либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело, допускает привлечение к административной ответственности добросовестное юридическое лицо. Тем самым, губительно действует на агентурные сети правоохранительных органов и побуждает к сокрытию правонарушений и преступлений связанных с коррупцией.

Положение ст. 19.

28 КоАП РФ не конкретизируют роль и взаимосвязь между лицом передавшим, предлагавшим и обещавшим незаконное вознаграждение и юридическим лицом в интересах, которого осуществлены противоправные действия, тем самым заведомо приравнивает юридическое лицо к исполнителю или соучастнику исполнителя административного правонарушения и подразумевает вину юридического лица, что противоречит принципу презумпции невиновности.

В то же время, административное законодательство никак не регулирует ответственность непосредственного исполнителя незаконного вознаграждения. Соответственно, положения ст.19.28 КоАП РФ создают условия и предоставляют механизм, позволяющие преследование юридического лица в административном порядке, инициированное с целью нанесения ущерба этому лицу.

Так, любое лицо косвенно или не имеющее никакого отношения к юридическому лицу может передать или даже лишь предложить или обещать   незаконное вознаграждение должностному лицу с целью причинить ущерб данному юридическому лицу, либо с целью устранить конкурента.

В случае обещания или предложения незаконного вознаграждения исполнитель или получатель незаконного вознаграждения не подлежат никакой ответственности, в тоже время юридическое лицо подлежит привлечению к ответственности в виде наложения штрафа не менее одного миллиона рублей.

Соответственно, положение ч.1 ст.19.28 КоАП РФ допускает возможность привлечения юридического лица без установления его роли и инициативы в содеянном.

Также, положение ч.1 ст. 19.28 КоАП РФ допускает возможность привлечения к административной ответственности за предложение или обещание незаконного вознаграждения. Данные действия являются вербальными и без реальной передачи незаконного вознаграждения невозможно определить действительность этих предложений и оценить причиненный ущерб.

В то же время, положения ст. 19.28 КоАП РФ предусматривают ответственность заинтересованного юридического лица кратную предложенному или обещанному незаконному вознаграждению, что в свою очередь дает возможность судам назначить штраф не за реально переданное незаконное вознаграждение, а предполагаемое.

Более того, как уже отмечалось исполнитель обещания или предложения, а также получатель незаконного вознаграждения не несут никакой ответственности в данном случае, однако вербальные действия данных лиц могут повлечь ответственность юридического лица, которое даже не инициировало таких обещаний или предложение, а также не уполномочивало лицо, осуществившее данные действия.

«Пример: Гражданин Х подходит к участковому и передает 5 тыс. рублей с просьбой покровительствовать ООО. Ответственность несет участковый (290 УК РФ) гражданин (291 УК РФ) и ООО на 1 000 000 рублей (ч.1 ст. 19.28 КоАП РФ).

Другой пример:  Гражданин Х подходит к участковому и обещает 1 000 000 за покровительство.  Ответственность участковый не несет, гражданин не несет, а ООО должны оштрафовать уже на 20 000 000 рублей по ч.2 ст.19.28.»

Соответственно, предполагаю, что основная проблема в положении ч.1 ст. 19.28 КоАП РФ состоит в том, что исполнитель незаконных передачи, обещания или предложения не идентифицируется с юридическим лицом в интересах, которого произведены противоправные действия.

Предполагаю, что данная проблема могла бы быть решена путем внесения изменений в текст ч.1 ст. 19.28 КоАП РФ, заменив слова «в интересах или от имени» на слова «от имени и в интересах» юридического лица.

Тем самым, связав непосредственного исполнителя административного правонарушения с юридическим лицом в интересах которого произведены противоправные действия, так как формулировка «от имени юридического лица» всегда предусматривает интерес этого лица. Но «от имени юридического лица» должны быть каким-то образом удостоверены полномочия.

Как мне кажется один лишь интерес не может являться формой вины. Так как «интерес» весьма широкое понятие, которое может включать в себя как «выгоду», так и простую заинтересованность. Интерес есть, а был ли умысел.

Вопрос: Справедлива ли и конституционна ст. 19.28 КоАП РФ?

Источник: https://zakon.ru/Blogs/chto_takoe_truby_i_kanavy__s_tochki_zreniya_sistematiki_obektov_grazhdanskix_prav/11113

Коммерческий подкуп в УК РФ. Ответственность

Коррупция – одна из самых тяжелых социальных «болезней». Ее проявления многогранны и разнообразны и, к сожалению, издавна сопровождают практически все сферы жизни нашего общества. Конечно, с этим явлением следует бороться, поэтому разные виды коррупции объявлены уголовными преступлениями и предусматривают серьезную ответственность.

С развитием предпринимательства в РФ практически постоянно предпринимаются попытки нарушать законы рыночной экономики. Одним из путей такого нарушения является коммерческий подкуп – торговая разновидность взятки.

Рассмотрим этот вид уголовного проступка подробнее, определим, в чем его особенности, в отличие от взятки, и что грозит изобличенным в нем предпринимателям.

Что такое коммерческий подкуп

Для конкурентной борьбы хороши все средства, кроме незаконных. Предприниматели вправе использовать любые законодательно дозволенные экономические инструменты, изощряясь в их применении для обеспечения доступа к ресурсам, финансам, влиянию и другим активам, которые в итоге гарантируют увеличение прибыли – ведь в этом конечная цель бизнеса.

Когда средства получены незаконным путем, говорят о коррупции. Смысл этого действия довольно ясен: желая получить некую выгоду, одна сторона стимулирует другую для совершения действия или, наоборот, поощряя бездействие. При этом стимуляция может быть как материальной (финансы либо другие активы), так и нематериальной (ответные действия или бездействие).

Если неправомерное вознаграждение за действие или бездействие передается руководящему лицу (ответственным лицам), представляющим организацию, речь идет не просто о взятке, а о коммерческом подкупе.

Читайте также:  Соглашение о не конкуренции, заключённое с работником, неправомерно

ВНИМАНИЕ! Вред от коммерческого подкупа лежит не только в моральной плоскости, это правонарушение негативно влияет на принцип конкуренции, которым должна руководствоваться здоровая экономика. Кроме того, такое деяние подрывает авторитет конкретной коммерческой компании.

Понятия, близкие коммерческому подкупу

Термин «коммерческий подкуп» определен юридически как вид неправомерного влияния на управленческие процессы и функционирование организаций или деятельность предпринимателей. Коммерческий подкуп представляет общественную опасность. В обиходе встречаются прижившиеся слова и выражения, которым называют это явление:

  • коммерческая взятка;
  • коррупция в негосударственной сфере;
  • торговое «подмазывание»;
  • мзда.

Предмет коммерческого подкупа

Способы незаконного вознаграждения, характерные для коммерческого подкупа, могут быть различными, часто это те же формы, что и при обычном взяточничестве:

  • дача денег (рублей или валюты);
  • передача в собственность ценных бумаг;
  • передача имущественных активов (автомобиля, недвижимости, ювелирных изделий, других ценных вещей);
  • предоставление услуг по несоответсвующим (заниженным) ценам;
  • возмещение личных затрат предпринимателя или лица, представляющего организацию;
  • предоставление ему различных имущественных услуг;
  • списание кредита;
  • погашение займа, взятого получателем мзды;
  • отзыв судового иска;
  • «откаты»;
  • дарение или продажа по неправомерно низким ценам сырья, оборудования, других активов;
  • завышенная сума гонораров представителям другой стороны и др.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С точки зрения закона, предметом коммерческого подкупа не может являться вещь, не имеющая имущественной оценки, представляющая лишь субъективную ценность для дающей или берущей стороны, например, личное письмо, фото и т.п.

Объект коммерческого подкупа

Под объектом имеется в виду не само вознаграждение, а та область, на которую направлена цель подкупа, то есть управление организацией. Данная деятельность:

  • выполняется специально уполномоченными сотрудниками, чьи обязанности по ее выполнению соответствующим образом оговорены в их трудовых контрактах;
  • призвана служить правомерным интересам граждан РФ;
  • жестко нормируется законодательными положениями и внутренними актами организации.

Таким образом, как преступление коммерческий подкуп посягает на нормальную работу управленческого аппарата коммерческой организации.

Виды коммерческого подкупа

С точки зрения закона, преступлением являются все проявления коммерческого подкупа:

  • передача ценностей либо совершение действия/воздержание от него в качестве неправомерной оплаты для представителя управленческой структуры организации;
  • получение денег, активов или выполнение действий/отстранение от действий таким лицом в интересах платящей стороны.

Законодательная основа торговой коррупции

То, что явно не запрещается законом, считается разрешенным. Коммерческий подкуп, согласно законодательству Российской Федерации, считается уголовным правонарушением, а отдельные его проявления – административным.

Правовая суть коммерческого подкупа близка к взяточничеству, преследуемому по ст. 290 и 291 Уголовного Кодекса РФ, однако квалифицируется по другой статье – ст. 204 УК РФ, принятой относительно недавно – только в 1996 году. Статьи, касающиеся взяточничества, адресованы государственным и административным работникам, а по ст. 204 могут преследоваться представители коммерческих структур.

СПРАВКА! С 1997 по 2017 год число осужденных по этой статье выросло более чем в 5 раз, эта доля уголовных преступлений постепенно растет.

За коммерческий подкуп могут быть ответственными не только конкретные лица, но и организации в целом – это зона федерального законодательства и административного права:

  • ст. 14 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
  • ст. 19.28 КоАП РФ об ответственности юрлиц за неправомерное вознаграждение от имени организации.

Нормы ответственности за коммерческий подкуп

Уголовная ответственность за коммерческий подкуп по ст. 204 УК РФ говорит о мерах в отношении физических лиц, уличенных в этом преступлении. Значение имеет вид подкупа, то есть обвинение в даче или получении:

  1. За предоставление неправомерного вознаграждения грозит наказание:
    • штраф внушительных размеров – сумма, которая составила коммерческий подкуп, увеличенная в 10-50 раз;
    • ограничение свободы до 2 лет;
    • трехлетние исправительные работы.
  2. Нормы могут быть пересмотрены в связи с отягчающими обстоятельствами. Такими в применении к данному преступлению считаются:

    • предварительный сговор, совершение не в одиночку, действие организованной группы;
    • в качестве объекта подкупа выступают действия, выходящие за рамки закона.

    В этом случае закон предусматривает такую меру кары:

    • штраф в 40-70-кратном размере подкупа с лишением права на определенные должности или виды деятельности до трехлетнего срока;
    • принудительные работы до 4 лет;
    • арест от 3 месяцев до полугода;
    • тюремное заключение до 6 лет.
  3. За получение незаконных средств в рамках коммерческого подкупа стороне грозит:
    • штраф в сумме подкупа, увеличенного в 15-70 раз;
    • дисквалификация (запрет на определенные деятельности или должности) до 3 лет;
    • арест до 3 лет.
  4. Здесь отягчающие обстоятельства могут быть следующими:

    • получение объекта подкупа организованной группой;
    • полученный подкуп активно вымогался виновной стороной;
    • за полученный подкуп «берущая» сторона должна была совершить нечто незаконное.

    В этом случае мера ответственности такова:

    • штраф в 50-90-кратной сумме подкупа с отстранением от определенных должностей или видов деятельности до 3 лет;
    • лишение свободы до 12 лет плюс штраф до 50-кратной суммы подкупа.

    Избежать уголовной ответственности можно, если лицо относится к одной из следующих категорий:

    • у него вымогали средства за совершение законодательно предусмотренных действий;
    • человек активно участвовал в раскрытии или доказательстве преступления;
    • сторона сама сообщила правоохранительным органам о планирующемся подкупе.

Административная ответственность организаций по этому преступлению также весьма серьезна: на предприятие может быть наложен штраф в стократной сумме от совершенного подкупа.

Квалифицирующие признаки коммерческого подкупа

Чтобы отнести данный вид экономического (коммерческого) преступления к определенной степени тяжести, юридически анализируется наличие или отсутствие квалифицирующих признаков. Их два: групповая организованность и вымогательство.

  1. Предварительный сговор группы. Дача (получение) коммерческого подкупа совершено группой лиц, которые предварительно организовались и сговорились для этой цели. В этом случае этот признак имеет несколько важных нюансов:
    • группа означает участие в подкупе не менее двух лиц, обличенных управленческими функциями;
    • эти лица до совершения подкупа договорились о своих действиях, используя свое положение на работе;
    • если в группе принимали участие лица, не исполняющие управленческих функций, они считаются пособниками, подстрекателями или даже организаторами преступления, и их ответственность будет не за подкуп как таковой (по ст. 204 УК РФ), а за пособничество (по ч. 4 ст. 34 УК РФ).
  2. Вымогательство – фактор, обличающий незаконность передачи объекта подкупа. Он представляет собой настойчивое требование предоставления активов или совершения действий (бездействия), подкрепляемое угрозами в нанесении ущерба интересам лица. Такое требование озвучено управленцем, представляющим организацию, как бы от ее имени. Важный нюанс определения вымогательства: угроза должна действительно быть опасной для правоохраняемых интересов гражданина. Так, если, например, инспектор пожарного надзора предлагает за деньги «не заметить» какое-либо нарушение, он не вымогает этих денег, поскольку действие, которое он предлагает сокрыть, не несет ущерба для директора фирмы. Наоборот, оно реализует не правоохраняемые, а незаконные интересы. А вот вынуждение к действиям под угрозой для здоровья детей управленца имеет явные признаки вымогательства.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Рецидив этого преступления как квалифицирующий признак был упразднен положениями Федерального закона от 08 декабря 2003 года № 162-ФЗ.

Как доказать коммерческий подкуп

Коммерческий подкуп – должностное преступление низкой или высокой степени тяжести, раскрыть и доказать его достаточно сложно.

Кроме проверок, есть лишь один вариант информирования уполномоченных органов об этом правонарушении: если некое юрлицо пытается вымогать неправомерное вознаграждение с гражданина или представителя другой организации за свои услуги или бездействие.

Согласиться с этими требованиями – значит стать соучастником коммерческого подкупа. Но можно и обратиться в правоохранительные органы, для этого необходима следующая доказательная база:

  • аудио или видеозапись беседы, где озвучиваются незаконные требования мзды (в ней должны обязательно прозвучать цель и условия выплаты, а также размер вознаграждения);
  • документальное подтверждение событий, касающихся подкупа (например, копию договора, относительно которого вымогался «откат»).

К СВЕДЕНИЮ! В записи вымогательства ни в коем случае не должна присутствовать инициатива «дающей» стороны, иначе при рассмотрении дела это может быть сочтено провокацией.

После написания заявления осуществляется сотрудничество заявляющей стороны с правоохранителями: под их руководством необходимо передать фигуранту требуемый подкуп, тогда преступление будет зафиксировано.

Отличие коммерческого подкупа от взятки

По смыслу эти преступления практически идентичны, у них много сходных признаков:

  • моментом завершения состава преступления является передача или получение хотя бы небольшой доли неправомерного вознаграждения;
  • цель этих правонарушений – корысть;
  • вина участников – их осознанный умысел, то есть лицо понимало, что данное действие несет общественную опасность, и все же совершало его.

Однако между взяткой и коммерческим подкупом есть ряд процессуальных отличий. Сравним взятку и коммерческий подкуп в следующей таблице.


Основание для сравнения
Взятка
Коммерческий подкуп
1 Статья Уголовного кодекса Ст. 290, 291 Ст. 204
2 Сфера осуществления Государственные и административные организации Коммерческие организации
3 Вид правонарушения Должностное Коммерческое
4 Объект преступления Социальные отношения, лежащие в основе правомерной работы упомянутых организаций Реализация прав и обязанностей уполномоченного (управляющего) лица в коммерческой структуре
5 Потенциальные субъекты преступления «Берущие» и «дающие» должностные лица, использующие свое служебное положение Лица, в трудовых договорах которых прописана хоть одна функция управления
6. Время совершения правонарушения Может быть дана (получена) как до, так и после желаемого действия Дается (получается) только по предварительной договоренности, до выполнения требуемого деяния
7. Степень тяжести правонарушения Небольшая При передаче – небольшая, при получении – большая

Когда коммерческий подкуп только кажется таковым

В некоторых случаях коммерческий подкуп юридически констатировать нельзя:

  1. Неправомерные требования материального или иного вознаграждения за действие или бездействие коммерческих структур не могут быть сочтены преступлением, пока средства не были переданы требующему лицу. Однако на основании требований можно возбудить уголовное дело и доказать коммерческий подкуп.
  2. Если действие, за которое «берущей» стороне была предоставлена незаконная выгода, было законным, то коммерческий подкуп даже при наличии остальных признаков, не идентифицируется. Например, в обязанности руководителя отдела входит распределение некоего оборудования – предоставление его во временное пользование клиентам фирмы. Клиент «благодарит» руководителя за то, что он вошел в число получивших оборудование. Коммерческого подкупа здесь нет, поскольку оборудование распределено законно, хотя и небеспристрастно.
  3. ВНИМАНИЕ! Такое кажущееся противоречие обусловлено неполноценностью формулировки ст. 204, которая не содержит точного определения передачи незаконного вознаграждения.

  4. «Дающая» сторона пообещала неправомерное вознаграждение. До тех пор, пока она не передала хотя бы его части «берущей стороне», о подкупе говорить не приходится, даже если «берущая» сторона выполнила все, за что ей обещали подкуп. Отсутствие факта передачи – отсутствие состава преступления.

Источник: https://assistentus.ru/vedenie-biznesa/kommercheskij-podkup/

Ссылка на основную публикацию