При проведении выездной налоговой проверки инспектор вправе изучать программное обеспечение налогоплательщика

Налоговые органы постоянно проверяют налогоплательщиков. При сдаче деклараций налоговики проводят камеральную проверку. Чтобы удостовериться в правильности отражения сделок покупателем и продавцом, ФНС может устроить встречную проверку.

Еще один вид проверки — выездная налоговая проверка. Самые распространенные виды — камеральная и выездная налоговые проверки.

Что проверяют налоговые инспекторы при выездной проверке, как подготовить документы для проверки и пройти проверку без негативных последствий, расскажем ниже.

ФНС организует выездную налоговую проверку, чтобы выяснить, соблюдает ли налогоплательщик нормы НК РФ и других законодательных актов о налогах и сборах.

Существует миф, что компании не проверяют первые три года. На самом деле это не так. В большинстве случаев ФНС действительно интересны компании и ИП, работающие более трех лет. Но если новички рынка ведут деятельность, вызывающую подозрение, инспекторы могут прийти с проверкой и в первый год работы.

Критерии отбора

Каждая компания может самостоятельно оценить свои риски. ФНС выпустила ряд критериев, несоответствие которым увеличивает шансы на личное общение компании с инспекторами.

Основные показатели приведены в Приказе ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

Ниже перечислены поводы для налоговой присмотреться к фирме:

  1. Исчисленные налоги за период намного ниже среднего уровня налогов предприятий аналогичной отрасли.
  2. Фирма несколько периодов подряд показывает в декларациях убытки.
  3. Компания заявляет свое право на вычеты. Например, НДС, принятый к вычету, значительно больше начисленного налога.

  4. Расходы значительно превышают доходы и при этом с каждым отчетным периодом растут.
  5. У сотрудников низкая зарплата. Ниже МРОТ и (или) ниже среднего уровня зарплат по региону, отрасли и т.п.
  6. Доходы и численность налогоплательщиков на УСН постоянно рядом с предельными значениями.

  7. Доходы ИП постоянно на одном уровне с расходами.
  8. В сделках задействованы цепочки контрагентов (посредники).
  9. Компания или ИП игнорирует требования ФНС, не представляет запрашиваемые документы.
  10. Компания неоднократно меняла адрес.

  11. Рентабельность предприятия низкая в сравнении с рентабельностью предприятий похожей деятельности.
  12. Компания заключает сделки с сомнительными контрагентами.

Заполняйте и отправляйте отчетность в ИФНС вовремя и без ошибок с Контур.Экстерном.

Для вас 3 месяца сервиса бесплатно!

Попробовать

Порядок проведения выездной налоговой проверки

Проверка начинается с вынесения решения налоговым органом. Обратите внимание на подписи лиц в решении — это должны быть подписи руководителя или его заместителей.

После ознакомления с решением инспекторы ФНС в оговоренный день приезжают на территорию проверяемой компании, где и проводится выездная налоговая проверка. Налогоплательщик должен выделить помещение, в котором сотрудники налоговой инспекции будут изучать документы.

Помимо тщательного анализа документов налогоплательщика, инспекторы могут провести инвентаризацию и осмотр офиса, склада и т.п. (ст. 89, 91, 92 НК РФ). При проведении выездной налоговой проверки присутствовать во время осмотра должны как минимум двое понятых.

При выявлении фактов нарушения или подозрении на нарушение законодательства налоговики вправе произвести выемку документов (ст. 94 НК РФ). Выездная налоговая проверка может сопровождаться допросом работников фирмы.

Сроки выездной налоговой проверки

Стандартный срок проведения выездной налоговой проверки составляет не более двух месяцев. В исключительных случаях проверку могут продлить до полугода (ст. 89 НК РФ).

Проверив необходимые документы, ФНС составляет справку. В этом документе прописывают дату окончания проверки и указывают предмет проверки. После этого инспекторы должны подписать акт проверки — на это у контролирующего органа есть два месяца. Акт выездной налоговой проверки составляется в двух экземплярах и описывает результаты проверки.

В акте подробно излагаются все выявленные несоответствия и нарушения законодательства. Получив акт выездной налоговой проверки, налогоплательщик вправе не согласиться с указанными нарушениями и написать возражение.

Распространенные нарушения, выявляемые в ходе проверки:

  • Несвоевременная регистрация фирмы
  • Несдача деклараций
  • Неверное отражение доходов и расходов и, как следствие, занижение налогооблагаемой базы
  • Недоимка по налогам
  • Отказ в предоставлении ФНС информации, необходимой для осуществления контроля
  • Отсутствие первичных подтверждающих документов
  • Грубые ошибки в первичке

Как действовать налогоплательщику

При получении решения о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщику нужно выделить место для проверяющих. Не помешает проверить полномочия проверяющих и выяснить, имеют ли они основания для проверки.

Далее рекомендуется назначить ответственное лицо, через которое будут решаться организационные моменты в ходе проверки.

Все документы лучше передавать инспекторам по описи.

В статье мы описали порядок проведения выездной налоговой проверки в 2017 году. В 2018 году изменений по выездным проверкам, скорее всего, не будет — проверки будут проводить по правилам, установленным НК РФ.

Источник: https://www.kontur-extern.ru/info/vyezdnaya-nalogovaya-proverka

Кого и как проверяют налоговые службы

Чтобы не попасть в поле зрения налоговых органов, достаточно изучить основные критерии, по которым составляется план налоговых проверок. Если проверка неизбежна, нужно вести грамотный диалог с налоговой инспекцией, отстаивать свои интересы.

Для этого необходимо знать не только права и обязанности налогоплательщика, но и полномочия налоговых инспекторов.

О видах налоговых проверок, их документальном оформлении, способах и сроках проведения, а также об оценке рисков для налогоплательщиков, установленных ФНС России, можно узнать из предлагаемой статьи.

Налоговая проверка — это действие налоговой инспекции (ИФНС) по контролю за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов налогоплательщиками (предпринимателями и организациями любой формы собственности). В ходе проверки сравниваются данные бухгалтерского и налогового учета, полученные в результате проверки, с данными налоговых деклараций и форм бухгалтерской отчетности, представленных в ИФНС.

Право на проведение налоговых проверок регламентировано ст. 87–105 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ). Проверки, проводимые налоговыми органами, делятся на камеральные, выездные и встречные.

Выездная проверка

Под выездной налоговой проверкой понимается комплекс действий по проверке первичных учетных документов налогоплательщика, регистров бухгалтерского и налогового учета, бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций.

Другими словами, предметом выездной налоговой проверки являются первичные документы, которые дают представление о соответствии заявленных сведений фактическим.

К первичным документам относятся договоры, отгрузочные накладные, акты о выполнении договорных обязательств, внутренние приказы, распоряжения, протоколы, иные документы, связанные с финансово-хозяйственной деятельностью.

Выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика, в исключительных случаях (у налогоплательщика нет помещения, в котором могли бы работать проверяющие) — по месту нахождения налогового органа.

При этом налоговые инспекторы вправе убедиться в отсутствии помещений для проведения проверки путем осмотра территории налогоплательщика, используемой для осуществления предпринимательской деятельности.

Следует отметить, что налогоплательщик не имеет права препятствовать работе сотрудников налоговых органов, предъявивших ему служебные удостоверения и решение о проведении проверки.

В ходе выездной проверки налоговые инспекторы могут проверить содержание производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, расположенных по месту регистрации или по месту деятельности налогоплательщика, затребовать инвентаризационные описи.

Основными участниками выездной налоговой проверки являются проверяемая организация или индивидуальные предприниматели и налоговый орган (его должностные лица). С выездными проверками могут быть связаны действия других лиц (например, экспертов, переводчиков), но такие действия, как правило, обусловлены инициативой налогового органа.

Налоговую проверку проводит инспекция, расположенная по месту регистрации налогоплательщика. Следует отметить, что решение о проведении выездной налоговой проверки организации, отнесенной к категории крупнейших налогоплательщиков, выносит только налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Источник: https://www.profiz.ru/peo/3_2015/nalogovye_sluzhby/

Виды, методы и программы налоговых проверок (стр. 1 из 12)

  • Введение
  • 1. Понятие налоговых проверок и их виды
  • 1.1 Налоговые проверки: виды, методы и их классификация
  • 1.2 Камеральная проверка, ее цели и задачи
  • 1.3 Выездная налоговая проверка, ее назначение и задачи
  • 2. Методы и программы налоговых проверок
  • 2.1 Методы налоговых проверок
  • 2.2 Программы проведения документальных проверок

3. Совершенствование порядка проведения налоговых проверок

3.1 Совершенствование камеральных проверок — фактор повышения эффективности выездных налоговых проверок

  1. Заключение
  2. Список используемой литературы
  3. Введение

Одной из форм налогового контроля являются налоговые проверки. В настоящее время они являются одной из самых популярных и вместе с тем эффективных мер, применяемых налоговыми органами в борьбе с недобросовестными налогоплательщиками.

Целью налогового контроля в идеале должна стать неотвратимость привлечения к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство.

Уверенность налогоплательщиков в том, что уклонение от налогообложения будет обнаружено, приводит в странах со сложившимися налоговыми традициями к добровольному выполнению гражданами обязанностей, возложенных на них законодательством.

Однако эффективность налогового контроля не означает его целостности. Ведь чем большее число налогоплательщиков проверяется, тем более поверхностны такие проверки.

Чтобы этого не происходило, главным стратегическим направлением в контрольной работе налоговых органов Российской Федерации в настоящее время определено усиление роли и значимости налоговых проверок. Налоговые проверки обладают рядом существенных достоинств, которые заключаются в наборе определенных полномочий проверяющих органов.

Наибольшее количество конфликтов между налогоплательщиками и налоговыми органами возникает при проведении налоговых проверок.

Зачастую причиной возникновения конфликтов является плохая информированность налогоплательщиков о содержании и процедуре налоговых проверок.

Функции налогового контроля, в том числе посредством проведения налоговых проверок, а также ведение производства по делам о налоговых правонарушениях относятся к компетенции налоговых органов.

При выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных НК РФ к полномочиям налоговых органов, органы внутренних дел обязаны в 10-дневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.

Налоговые органы имеют право проводить камеральные и выездные налоговые проверки. Кроме того, в НК РФ содержатся понятия «встречная», «повторная», «дополнительная» проверка.

Кодекс вводит своего рода «ограничение» на проведение проверок. Так, в соответствии со ст. 87 НК РФ налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, предшествующих году проведения проверки. Указанный календарный срок обусловлен трехгодичным сроком давности привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Выездная налоговая проверка наиболее «тяжело переносится» налогоплательщиком, т.к. связана с необходимостью присутствия сотрудников налоговых органов на проверяемом предприятии и истребованием первичной документации налогоплательщика, что, в свою очередь, может серьезно повлиять на текущую работу предприятия.

Актуальность темы обусловлена тем, что налоговые проверки остаются существенным источником пополнения бюджета и они предназначены для выявления теневой экономики и выявления налоговых правонарушений.

Целью работы является рассмотрение проблем, возникающих в ходе налоговых проверок. Поиск путей совершенствования механизма проведения налоговых проверок, иных мер, направленных на повышение эффективности налогового контроля и защиту прав налогоплательщика.

  • Задачи дипломной работы:
  • – рассмотреть налоговые проверки и их классификацию;
  • – описать методы и программы проведения документальных налоговых проверок;
  • – предложить пути совершенствования камеральных налоговых проверок;
  • — предложить повышение эффективности выездных налоговых проверок.
  • Объект исследования дипломной работы – налоговые проверки.
  • Предмет исследования дипломной работы — налоговые проверки осуществляемые МИФНС №9 по Волгоградской области.

Структура дипломной работы подчинена логике исследования и содержит введение, три главы, заключение, список используемой литературы и приложения. В первой главе рассмотрены теоретические и нормативные понятия, охарактеризован объект исследования — налоговые проверки.

  1. Во второй главе рассмотрены методы и программы документальных проверок.
  2. В третьей главе рассмотрены пути совершенствования камеральных налоговых проверок и фактор повышение эффективности выездных налоговых проверок.
  3. В заключении делаются выводы по итогам дипломной работы.
  4. Список используемой литературы включает нормативно — правовые акты, монографии и учебные издания.
  5. 1. Понятие налоговых проверок и их виды
  6. 1.1 Налоговые проверки: виды, методы и их классификация
  7. Налоговые проверки являются главной и наиболее эффективной формой осуществления налогового контроля.

Налоговая проверка — это процессуальное действие налогового органа по контролю за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов). Она осуществляется путем сопоставления фактических данных, полученных в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций, представленных в налоговые органы.

В соответствии со ст. 31 НК РФ право на проведение налоговых проверок предоставлено налоговым органам.

Объем правомочий налоговых органов и существующих ограничений на проведение тех или иных процессуальных действий (доступ на территорию или в помещение, осмотр, истребование документов, выемка (изъятие) документов и предметов, инвентаризация, экспертиза и др.) напрямую зависит от вида проводимой проверки.

Читайте также:  Потребительский кооператив - плюсы и минусы

Необходимо рассмотреть, какие же проверки могут проводить налоговые органы. Проверки, проводимые налоговыми органами, можно классифицировать по различным основаниям.

  • Классификация налоговых проверок (Приложение 1):
  • В зависимости от объема проверяемой документации и места проведения налоговой проверки они делятся на:
  • — камеральные;
  • — выездные;
  • По объему проверяемых вопросов налоговые проверки делятся на:
  • — комплексные;
  • — тематические;
  • — целевые;
  • По способу организации налоговые проверки делятся на:
  • — плановые;
  • — внезапные;
  • HК РФ предусматривает также возможность проведения:
  • — контрольных;
  • — повторных проверок;
  • По объему проверяемых документов проверки делятся на:
  • — сплошные;
  • — выборочные.
  • 1) В зависимости от объема проверяемой документации и места проведения налоговой проверки они делятся на камеральные и выездные.
  • Камеральная проверка — это проверка представленных налогоплательщиком налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также проверка других имеющихся у налогового органа документов о деятельности налогоплательщика, проводимая по месту нахождения налогового органа.
  • Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
  • Выездная налоговая проверка — комплекс действий по проверке первичных учетных и иных бухгалтерских документов налогоплательщика, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, хозяйственных и иных договоров, актов о выполнении договорных обязательств, внутренних приказов, распоряжений, протоколов, любых других документов; по осмотру (обследованию) различных предметов, любых используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий; по проведению инвентаризации принадлежащего налогоплательщику имущества; а также других действий налоговых органов (их должностных лиц), осуществляемых по месту нахождения налогоплательщика (месту его деятельности, месту расположения объекта налогообложения) и в иных местах вне места нахождения налогового органа.
  • Основанием для проведения выездной налоговой проверки является решение руководителя (заместителя руководителя налогового органа), принимаемое при получении информации или предположения о нарушении налогоплательщиком законодательства.

Ранее проверки, проводимые с выходом к налогоплательщику, назывались документальными. Существует распространенное мнение, что выездная налоговая проверка и документальная проверки это одно и то же.

Так, выездная налоговая проверка — это проверка, проводимая, как правило, в помещении налогоплательщика. Документальная же проверка — это проверка, охватывающая первичную бухгалтерскую документацию и учетные регистры налогоплательщика.

При этом ни один законодательный акт не уточняет место проведение такой проверки.

Основными участниками, выездной налоговой проверки являются проверяемая организация или индивидуальные предприниматели и налоговый орган (его должностные лица). Однако с выездными проверками могут быть сопряжены действия и других лиц, например, экспертов, переводчиков, но такие действия, как правило, бывают обусловлены инициативой налогового органа.

Так же существуют такие налоговые проверки, как встречные.

Встречная проверка — это сопоставление разных экземпляров одного и того же документа. Она проводится только в рамках выездной или камеральной проверки. Специалисты инспекции проводят и встречную проверку с целью получения информации о проверяемом налогоплательщике у его контрагентов.

Исходя из сущности метода, его можно применять лишь по документам, которые оформляется не в одном, а в нескольких экземплярах. К их числу относятся документы, которыми оформляются поступление или отпуск материальных ценностей (накладные, счета-фактуры и т.д.). Экземпляры документов находятся либо в различных организациях либо в разных структурных подразделениях предприятия.

При условии правильного отражения хозяйственной деятельности, разные экземпляры документа имеют одно и то же содержание. В иных случаях документы оформляются лишь в одном экземпляре, либо имеют различное содержание. При сопоставлении документов могут не совпадать: количество товара, единица измерения, цена товара и пр.

Отсутствие экземпляра документа может быть признаком не документирования факта хозяйственной деятельности, и как следствие — сокрытия доходов.

Источник: https://mirznanii.com/a/236925/vidy-metody-i-programmy-nalogovykh-proverok

Как проходит выездная проверка

Последний раз обновлено:

После того как вы допустили налоговых инспекторов на свою территорию или в помещение, они имеют право совершать все действия, которые по закону могут проводиться в ходе выездной проверки. Вот эти действия:

  • истребование документов;
  • выемка документов и предметов;
  • осмотр помещений;
  • допрос свидетелей;
  • привлечение специалистов и переводчиков;
  • привлечение эксперта;
  • инвентаризация имущества.

Помните: все эти действия налоговики должны проводить строго по закону. Доказательства, добытые налоговой инспекцией с нарушением требований Налогового кодекса, не могут быть использованы в суде. Например, если осмотр ваших помещений был проведен без участия понятых, налоговики не смогут в суде ссылаться на его результаты суд их не признает.

ФНС и Следственный комитет РФ разработали методические рекомендации налоговым и следственным органам, как выявлять и доказывать умысел налогоплательщиков в налоговых правонарушениях (Письмо ФНС России от 13.07.

2017 № ЕД-4-2/13650@).

Наличие умысла при неуплате налогов позволяет применить к нарушителю максимальный штраф по статье 122 НК РФ в размере 40% от неуплаченной суммы, а также может стать основанием для возбуждения уголовного дела.

С этой целью будут устанавливать виновных лиц. Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей (п. 4 ст. 110 НК РФ).

Поэтому в первую очередь обязательно будут исследовать вопрос о конкретных должностных лицах организации, в результате действий которых совершено налоговое правонарушение.

Рядовые работники не являются должностными лицами, если не обладают соответствующими полномочиями. Избежать обвинения в умышленном правонарушении компания сможет, если виновным лицом (с уголовно-правовой точки зрения) окажется, например, рядовой менеджер, а директор общества был «обманут и введен в заблуждение».

Вину кого будут доказывать? Это:

  • руководитель организации-налогоплательщика;
  • главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера), в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов;
  • иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий.

С этой целью в ходе налоговой проверки будут исследовать:

  • штатное расписание;
  • приказы о назначении на должность лиц, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность организации в проверяемом периоде, и материалы о привлечении их к административной ответственности (если привлекались);
  • договор с управляющей организацией или управляющим (при наличии);
  • доверенности на совершение отдельных действий, которые повлияли на совершение налогового правонарушения;
  • должностные инструкции лиц, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность организации в проверяемом периоде;
  • пояснения должностных лиц организации по фактам налоговых правонарушений, выявленных в ходе проверки (при отсутствии письменных возражений по акту налоговой проверки).

Исследование должно быть направлено на выявление «нетипичности»:

  • документооборота;
  • отдельных договоров;
  • отдельных операций, проведенных не в соответствии с внутренними правилами компании или отдельными «доверенными» лицами руководства.

Налоговые инспекторы могут исследовать любые документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

В частности, к таким документам относятся:

  • учредительные документы фирмы (или документы, подтверждающие государственную регистрацию индивидуального предпринимателя);
  • свидетельство о постановке на учет в налоговой инспекции;
  • налоговые декларации;
  • документы бухгалтерской отчетности;
  • учетные регистры (главная книга, журналы-ордера, ведомости и др.);
  • лицензии;
  • договоры (соглашения, контракты);
  • банковские и кассовые документы;
  • накладные на отпуск материальных ценностей, сметы выполненных работ, счета-фактуры и другие документы;
  • документы, подтверждающие правильность применения налоговых льгот (например, копии справок об инвалидности работающих у вас инвалидов).

Имейте в виду, что в рамках проводимой выездной налоговой проверки налоговые инспекторы вправе проверить документы, подтверждающие реальность произведенных работ или оказанных услуг (в том числе, если их производили контрагенты проверяемой компании или предпринимателя). А также документы, подтверждающие,что при заключении договоров и выборе контрагента вы проявили должную степень осмотрительности и осторожности (письмо ФНС от 9 октября 2015 года № ЕД-4-2/17621).

Если запрашиваемые документы вы не сможете предоставить – проверяющие могут признать полученную налоговую выгоду необоснованной.

Вы имеете право не представлять инспекторам документы, которые не связаны с расчетом и уплатой налогов, например, санитарные книжки. Если налоговики попытаются оштрафовать вас за это «нарушение», то именно им придется доказывать в суде, что непредставленные вами бумаги связаны с исчислением и уплатой налогов.

Распоряжением Правительства РФ от 19 апреля 2016 года № 724-р утвержден перечень документов, которые контролирующие органы могут самостоятельно запрашивать и получать из других ведомств при проведении проверок.

Всего в перечне 236 документов. Среди них:

  • выписки из ЕГРН, ЕГРЮЛ и ЕГРИП;
  • сведения о среднесписочной численности;
  • сведения о задолженности по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, процентам и штрафам за нарушения налогового законодвтельства;
  • сведения из реестра дисквалифицированных лиц;
  • сведения о суммах фактически уплаченных налогов за текущий финансовый год в бюджеты всех уровней.

Организации и индивидуальные предприниматели будут освобождены от обязанности представлять документы из этого перечня при проведении контрольных мероприятий. Проверяющие не смогут повторно запрашивать информацию и документы, которые уже были предоставлены ранее. Они должны будут самостоятельно запрашивать нужную информацию, находящуюся в государственных информационных системах/реестрах.

При проведении выездной проверки по налогу на прибыль налогового агента налоговая инспекция также может запрашивать дополнительные документы.

Сделать это можно в отношении доходов, выплачиваемых иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц, доходов по государственным и муниципальным ценным бумагам, а также по эмиссионным ценным бумагам российских организаций. Перечень документов, которые инспекция вправе истребовать, приведен в статье 310.2 Налогового кодекса.

Он включает в себя документы, подтверждающие правильность исчисления и уплаты налога, в том числе подтверждающие достоверность информации, представленной иностранными организациями, действующими в интересах третьих лиц.

Если у налогового агента нет необходимых документов, то он направляет запрос действовавшей в интересах третьих лиц иностранной организации, которой был выплачен доход по ценным бумагам.

Кроме того, эти документы могут быть запрошены налоговой инспекцией у уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами.

Если иностранная организация отказалась представить документы, то на налогового агента не может быть возложена обязанность по исчислению и уплате не удержанного им налога на прибыль этой организации. Налоговые санкции к нему в этом случае тоже не применяются.

Для истребования документов налоговики должны направить вам соответствующий документ – это требование о представлении документов.

В случае пребывания налогового инспектора, проводящего проверку, на вашей территории, данное требование он должен передать руководителю (законному или уполномоченному представителю) фирмы или индивидуальному предпринимателю (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку.

Если указанным способом требование передать невозможно, его могут:

  • направить вам по почте заказным письмом. При этом датой его получения считается шестой день со дня отправки такого письма;
  • передать в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота.

Налоговая инспекция должна передать вам требование в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота в том случае, когда вы обязаны представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме. Основания – пункт 4 статьи 31 и пункт 1 статьи 93 НК РФ.

Читайте также:  С 14 июня действуют новые законы об использовании пляжей и организации автомаршрутов в крыму

Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, необходимо представить проверяющим в течение 10 дней (20 дней – при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков, 30 дней – при налоговой проверке иностранной организации, подлежащей постановке на учет в российском налоговом органе) со дня получения соответствующего требования. На представление документов налоговым агентом, выплатившим доход иностранной организации, действовавшей в интересах третьих лиц, отведено три месяца. Сделать это вы можете лично или через представителя, направить по почте заказным письмом или передать в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Ходатайствовать о продлении срока представления документов разрешает пункт 3 статьи 93 Налогового кодекса. Причинами могут служить, например, отсутствие на рабочем месте главного бухгалтера. Причины отсутствия — его болезнь, командировка и даже очередной отпуск.

В случае приостановления выездной налоговой проверки налогоплательщик все равно обязан представить документы, которые были запрошены до приостановления этой проверки (письмо ФНС России от 7 августа 2015 г. № ЕД-4-2/13892@). Эту обязанность налогоплательщика подтверждает и Пленум ВАС (п. 26 Постановления от 30 июля 2013 г. № 57).

Истребуемые документы представляются налогоплательщиком в виде заверенных проверяемым лицом копий (п. 2 ст. 93 НК РФ).

Рекомендации по заверению копий документов, основанные на сложившейся практике, Минфин России сформулировал в своем письме от 29 октября 2015 года № 03-02-РЗ/62336.

В нем сказано, что заверить можно каждый отдельный лист копии документа или, если в документе несколько страниц, прошить такой документ и заверить его в целом.

При формировании блока документов (сшива) нужно соблюдать следующие правила:

  • сшив должен быть не более 150 листов; его необходимо пронумеровать арабскими цифрами, начиная с единицы;
  • все листы в сшиве прошиваются на 2-4 прокола прочной нитью, концы которой выводятся на оборотную сторону последнего листаи связываются.
  • на оборотной стороне последнего листа в месте скрепления наклеивается бумажная наклейка(в виде прямоугольника размером примерно 40-60 мм на 40-50 мм). Она должна закрывать место скрепления прошивкиполностью, за пределы наклейки могут выходить только концы прошивных нитей, но не более чем на 2-2,5 см;
  • бумажную наклейку подписывают заверительной надписью, в которой указывается количество (цифрами и прописью) пронумерованных листов, а также проставляется подпись руководителя или представителя организации с указанием его фамилии, инициалов, должности, и даты подписания;
  • на заверительную надпись ставится печать организации (при наличии) таким образом, чтобы захватить бумажную наклейку, личную подпись, фамилию, и дату заверения.

При этом необходимо:

  • обеспечить возможность свободного чтения текста, всех дат, виз, резолюций;
  • исключить возможность механического разрушения (расшития) подшивки;
  • обеспечить возможность свободного ксерокопирования каждого листа документа.

На отдельном листе (если документ не многостраничный) делаются надписи «Подпись» и «Верно», указывается должность лица, которое заверило копию, проставляется его личная подпись, расшифровка подписи, а также дата заверения.

Минфин рекомендует представлять бумажные документы с сопроводительным письмом и описью представляемых документов, чтобы предупредить их повторное истребование.

Истребуемые бумажные документы можно представить в налоговую инспекцию в электронной форме в виде электронных образов документов, а проще говоря, в виде сканов. При этом должны быть соблюдены форматы представления документов, установленные ФНС России. Сканы можно передать по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Если первичный документ (подлинник) составлялся на бумажном носителе, то представить в ИФНС его скан-образ нельзя. Даже при условии, что такой скан-образ будет подписан усиленными квалифицированными электронными подписями участвующих сторон (письмо ФНС от 17 мая 2016 г. № АС-4-15/8657@). В ведомстве уточняют, что скан-образы документов не заменяют затребованные первичные документы.

Порядок направления требования и порядок представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утвержден приказом ФНС России от 17 февраля 2011 года № ММВ-7-2/168@.

Нарушать этот порядок нельзя. Например, если организация по требованию ИФНС выдаст проверяющим документы в месте своего нахождения, а не на территории инспекции, то документы не будут считаются представленными.

Похожая ситуация была рассмотрена арбитрами Уральского округа в постановлении от 29 января 2019 года № Ф09-9273/18 по делу № А76-19830/2018.

В ответ на требование о представлении документов в налоговую инспекцию, компания направила в ИФНС письмо, где указала, что оригиналы документов представлены инспекторам по месту, где они проводили налоговую проверку. То есть, на территории организации.

Фирма сочла, что выдача документов налоговикам в месте, где проводилась выездная проверка, не влечет штраф, предусмотренный пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса. Речь в этой ситуации идет о штрафе в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

ИФНС оштрафовала компанию, а та обратилась в суд.

Суды всех инстанций указали, что в этом случае документы были представлены не по правилам. Поэтому не считаются представленными в ИФНС вообще. А значит, штраф инспекции был правомерен.

Если у вас нет возможности представить истребуемые документы в течение установленного срока, то в течение дня, следующего за днем получения требования, письменно уведомите проверяющих о невозможности сделать это. При этом укажите причины и сроки, в течение которых вы можете представить истребуемые документы.

В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (его заместитель) налоговой службы вправе:

  • или продлить сроки представления документов;
  • или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.
  • При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков сроки продлеваются не менее чем на 10 дней.
  • В случае отказа от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или нарушения установленных сроков их представления вас могут привлечь к ответственности, предусмотренной статьей 126 Налогового кодекса.
  • Налоговые органы не вправе в ходе проведения налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля истребовать у проверяемого лица (консолидированной группы налогоплательщиков) документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного лица (группы). Такое ограничение не распространяется на случаи, когда:
  • документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу;
  • документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.
Форма по КНД 1165013ОБЩЕСТВО СОГРАНИЧЕННОЙОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ»РОМАШКА»,7702020202/770201001ПЕРВАЯУЛ, 14, 1, ОФИС400,МОСКВА Г, 117220

Требование № 120о представлении документов (информации)

20.01.2019(дата)

В соответствии состатьей 93 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) необходимопредставить в течение 10 рабочих дней со дня получения
(основания для истребования документов (информации)и срок представления документов (информации))

настоящего Требования1) документы:

Источник: http://www.berator.ru/enc/kvpp/10/20/80/

Права налогоплательщика во время выездной налоговой проверки — Блог о налоговых проверках — как эффективно защитить свои права?

Налоговый контроль в России ужесточается.

Экономическая ситуация в стране усугубляется в связи с санкциями и определенной изоляцией государства. В то же время средняя зарплата позволяет отнести большинство населения к категории «бедных».

Усугубление финансовых проблем приводит к стремлению уклониться от налогообложения. А дефицит бюджета влечет за собой ужесточение контроля со стороны ФНС РФ, что иногда приводит к перегибам.

Именно поэтому так важно знать, какие у нас есть права.

Когда можно присутствовать при проведении выездной налоговой проверки, какие документы нужно предоставлять, как защититься от произвола со стороны контролирующих органов? Ответы на все эти вопросы содержатся в НК РФ.

Начало проверки

В первую очередь обращаться нужно к НК РФ. Там про все написано. Правда, не по-порядку, а вразброс, чтобы «На то и щука, чтобы карась не дремал»!

В частности, в статье 89 сказано, что проведение выездной налоговой проверки возможно исключительно по решению руководителя (его зама) соответствующей службы. Причем данное решение должно быть надлежащим образом оформлено и подписано одним из вышеназванных лиц.

Этот документ имеет принципиальное значение. Дело в том, что с момента его составления и предъявления начинается отсчет срока проведения соответствующего мероприятия. По законодательству срок проведения ВНП должен составлять 2 месяца.
Как всегда, есть исключения — проверку могут продлить до 4, если будут серьезные основания, а в исключительных случаях – до 6.

А серьезные основания всегда найдутся. тем более, что этот вопрос оставлен на усмотрении налогового инспектора.

Налогоплательщика в обязательном порядке должны уведомить о том, что в отношении него проводится ВНП.

К тому же, из Решения о производстве ВНП он вправе получить информацию по поводу следующего:

  1. Кому именно поручено проведение проверки — должностные лица, которые обычно указываются списком, а также фиксируется Ф И О проверяющих.
  2. Цели и предмет проверки. Важно, чтобы их обозначили достаточно конкретно.
  3. Период осуществления проверки. Здесь тоже важна точность.
  4. Список определенных налогов и других отчислений, которые интересуют ФНС.

Вы вправе получить перечисленную информацию, что, в свою очередь, позволит не выдавать документы, которые не имеют непосредственного отношения к поднятым в решении о проверке вопросам. Это принципиально, поскольку иногда такие дополнительные сведения становятся основанием для более тщательного и глубокого разбирательства.

К чему нужно быть готовым?

Для начала стоит понять, на что имеют право сами инспекторы. В частности, они могут:

  1. Привлекать свидетелей. Причем речь идет как о сотрудниках самой фирмы, так и о контрагентах.
  2. Истребовать любые документы, которые имеют отношение к предмету проверки.
  3. Осмотреть как территорию, так и любые помещения налогоплательщика. Правда, если речь идет о жилье, то здесь возникают свои нюансы.
  4. Провести выемку предметов и документов.

    Разумеется, этот момент регулируется отдельными нормативами. Но вообще инспекторы обычно идут на такие меры, если им добровольно не предоставляют информацию.

  5. Организовать инвентаризацию всего имущества субъекта.
  6. Собрать сведения или же документы о проверяемом по поводу отдельно взятых сделок и т. п.

    Иногда выплаты в бюджет шли или должны были идти через третье лицо (налоговый агент). В таком случае ФНС вправе затребовать информацию и по нему.

Все это установлено НК РФ и регулируется им же. Однако процедура реализации прав инспекторов может быть связана с разными подзаконными нормативно-правовыми актами.

В частности, большое внимание стоит уделять письмам самого ФНС РФ, в которых содержатся пояснения по поводу всего механизма.

Помимо перечисленного, инспекторы вправе также привлекать специалистов ради реализации налогового контроля (экспертов, переводчиков и т. п.). И им тоже надо предоставить доступ ко всем данным.

Но привлечение профессионалов возможно, если объективно существует соответствующая необходимость. И задача инспекторов – ее обосновать.

Кроме того, введение эксперта в ситуацию всегда надлежащим образом оформляется.

Итак, что делать, если в дверь постучал налоговый инспектор?

Существуют ли способы минимизировать для налогоплательщика негативные последствия от столкновения с ФНС РФ?

Да, если следовать определенным рекомендациям.

Еще до того, как инспекторы появились, при условии, что время позволяет, желательно связаться с контрагентами и разобраться, нет ли по документам у вас каких-то противоречий, закрыты ли все сделки, которые должны быть завершены на конкретное число. Особое внимание стоит уделить взаиморасчетам, регистрации официальных бумаг и т. п.

Также стоит предупредить контрагентов о том, что у них возможна встречная проверка.

Если у вас есть сделки с «проблемными» компаниями, нужно собрать доказательства того, что вы действовали с надлежащей осмотрительностью, а сделка была экономически выгодной.

О каких контрагентах идет речь? Это реорганизованные, ликвидированные или же несостоятельные.

  • Особое внимание всегда уделяется «фирмам-однодневкам».
  • Вообще инспекторы в первую очередь обращают внимание на установление взаимосвязей недобросовестных контрагентов, не пытались ли они злоупотребить своими правами, выплачивали ли все налоги в полном объеме, не занижали ли объем полученной прибыли по факту.
  • Также особый акцент делается на НДС и на использование льгот.

Большое внимание стоит уделить офису. В нем не должны находиться посторонние документы, штампы, реквизиты других фирм и т. п. Чем меньше данных, тем в большинстве случаев лучше.

Разумеется, кроме тех, которые объективно необходимо предоставить.

В частности, если в помещении инспекторы найдут печати или, например, бланки контрагента, может встать вопрос о том, не были ли сделки между вами фиктивной с целью ухода от налогов.

Также нужно выделить компетентных сотрудников, которые будут заниматься инспекторами: предоставлять им необходимые данные, документы, отвечать на вопросы и прочее.

Желательно, чтобы это была группа опытных специалистов, хорошо знакомых как с действующим налоговым законодательством, так и со спецификой работы фирмы.

Имеет смысл назначить конкретного ответственного за прохождение проверки сотрудника.

Кроме того, благоприятный результат дает грамотная подготовка сотрудников компании к предстоящему мероприятию. Всех нужно собрать, пояснить, что именно будет происходить, какие у кого есть права и обязанности.

Некоторые руководители на период проверки переводили проблемных подчиненных в другие места, договаривались с ними об отпуске или же использовали иные схемы, чтобы не допустить их встречи с налоговыми инспекторами.

Какие права есть у налогоплательщика во время налоговой проверки

По закону налогоплательщик вправе:

  1. Попросить предоставить служебные удостоверения и сличить их с документом (решением) о проведении соответствующей проверки. Дело в том, что у инспекторов есть не только права, но и обязанности. Например, они не могут распространять узнанную ими случайно информацию, представляющую коммерческую тайну. А вот третьи лица никак не связаны обязательствами. Так что допускать их к документам не стоит.
  2. Предоставить инспекторам рабочую территорию. Желательно соответствующее помещение подготовить заранее и так, чтобы туда не попала «лишняя» информация. Грамотное размещение часто позволяет избежать утечки данных от сотрудников.
  3. Предоставить документы на основании письменного акта приема-передачи. Обратите внимание на то, как именно тот будет оформлен, подпишет ли его инспектор и т. п.
  4. Контролировать законность действий сотрудников ФНС РФ. Любые мероприятия, например, сбор дополнительных данных, допрос свидетелей и т. п. должны проводиться строго с соблюдением норм материального и процессуального законодательства. Между тем именно в данной отрасли чаще всего совершаются грубые нарушения. Если налогоплательщик наблюдает подобное, он должен собирать доказательства, чтобы впоследствии, во-первых, приобщить их к результатам проверки, во-вторых, иметь основание опротестовать сделанные инспекторами выводы.

Учтите, что не только сотрудники ФНС вправе привлекать для проведения проверки третьих лиц. Налогоплательщик тоже может это сделать. Например, ему никто не мешает обратиться к юристам для отстаивания своей позиции. Но подробнее о правах данного лица будет ниже.

Статья 21. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов) — из НК РФ

Естественно, права есть далеко не только у представителей ФНС РФ. Они имеются и у налогоплательщиков согласно статье 21 НК РФ, причем в значительном объеме. А если конкретнее, то такие лица вправе:

  1. Делать запросы в Минфин РФ в письменном виде по поводу применения российского налогового законодательства. Аналогичное касается финансовых органов РФ разных уровней по поводу поступлений в местный бюджет и того, как именно они должны оформляться, в какие конкретно сроки производиться и т. д.
  2. Делать запросы в ФНС и получать ответы (включая письменные рекомендации) бесплатно по поводу актуальных налогов и прочих отчислений, определенных нюансов в законодательстве (причем это касается как законов, так и отдельных подзаконных нормативно-правовых актов), механизмов начислений, составления документов и прочее. У любого лица есть возможность запросить сведения о своих правах и обязанностях, и еще о полномочиях ФНС РФ. Ему должны бесплатно выдавать формы определенных документов (декларации и расчеты), пояснять, как именно те заполнять. Если лицо нарушило действующее законодательство в соответствующей сфере, потому что получило неправомерные разъяснения от ФНС РФ, то оно освобождается от ответственности.
  3. Получать в оговоренном в НК РФ порядке налоговые кредиты, рассрочки или же отсрочки выплат.
  4. Пользоваться льготами в соответствии с НК РФ, если для подобного есть обозначенные в законе основания. Причем конкретный механизм тоже зафиксирован.
  5. Производить вместе с фискальными органами сверку расчетов по всевозможным отчислениям (речь идет о сборах, налогах, штрафах и другом). Кроме того, такое лицо вправе претендовать на свою копию акта сверки.
  6. Получить вовремя зачет или же возвращение обратно сумм всех налогов (сборов и т. п.), если те были излишне выплачены или же взысканы.
  7. Присутствовать лично при проверке. Для этого налогоплательщику не нужно предоставлять какие-то отдельные документы или же обоснования, делать запросы и т. п.
  8. Представлять собственные интересы в отношениях, регулируемых налоговым законодательством как непосредственно, так и через другое лицо (при наличии доверенности).
  9. Предъявлять инспекторам пояснения по поводу произведения расчетов и выплат налогов. Аналогичное – по всем актам тех проверок, которые уже состоялись в прошлом.
  10. Настоять на сохранении налоговой и коммерческой тайн. В противном случае негативные последствия наступят уже у сотрудников соответствующей службы.
  11. Получить копию акта, составленного по факту проведенной проверки. То же самое в отношении всех решений налоговых органов, если они непосредственно затрагивают субъекта. Это же касается и права на своевременное уведомление.
  12. Требовать от сотрудников ФНС РФ и прочих контролирующих органов соблюдения налогового законодательства. Кроме того, налогоплательщик может предпринять установленные законом меры для защиты своих прав.
  13. Проигнорировать незаконные требования и документы от сотрудников ФНС РФ. Это же касается и иных контролирующих органов. Причем неважно, чему конкретно те противоречат: подразумевается все правовое поле РФ в комплексе.
  14. Подать жалобу в расписанном в законе виде на составленные инспекторами акты, а также на сотрудников контролирующих органов (действия и бездействие). При этом налогоплательщик должен получить отклик. Обратите внимание: подобное еще не означает, что его претензии в любом случае будут удовлетворены.
  15. Быть вовлеченным в механизм изучения материалов проведенной проверки или же других касающихся самого лица документов в установленном в НК РФ порядке.
  16. Получить компенсацию убытков, если ущерб обусловлен незаконными действиями или бездействием сотрудников ФНС РФ и других контролирующих структур. Но для этого пострадавшему в большинстве случаев нужно обосновать не только вред, но и наличие причинно-следственной связи.

Перечисленные права закреплены в актуальном законодательстве. Налогоплательщика нельзя их лишить или же ограничить никаким образом, кроме как по закону. Однако вместе с тем пристальное внимание уделяется злоупотреблением правами.

Подведение итогов и рассмотрение акта выездной налоговой проверки

После окончания проверки всегда составляют соответствующий акт. В нем должны быть закреплены результаты этого мероприятия, подведены итоги. При этом сам по себе акт не меняет правомочия налогоплательщика. Он состоит из 3 частей (вводная, описательная, итоговая).

В документе указано следующее:

  1. В вводной части фиксируется точная дата составления самого документа, полное название налогоплательщика, адрес, по которому находится он лично или его организация. Также нужно проставить дату оформления и принятия решения по поводу проверки, список документов, которые предоставил налогоплательщик в процессе этого мероприятия. Не забудьте о том, что в акте следует вписать период, за который изучались отчисления налогов и сборов. Также в акте необходимо проставить даты (с какого и по какое число проходила проверка). И, наконец, тут же стоит обозначить предпринятые меры.
  2. Описательная часть касается установленных фактов нарушения налогового законодательства с указанием доказательств. Здесь же фиксируются смягчающие или же отягчающие обстоятельства. Если нарушений нет, то именно это и надо будет написать.
  3. В конце вносятся выводы, а также конструктивные предложения инспекторов по поводу того, как устранить обнаруженные нарушения. Тут же нужно вставить отсылки на конкретные статьи и пункты НК РФ, а также прочих нормативных документов. После обычно прописываются должности тех, кто проводил проверку. В акте в этом месте обязательно должно идти внятное разъяснение права на предоставление возражений. Если к акту прилагается приложение, то нужно зафиксировать конкретное количество страниц.

Указанный документ всегда оформляется в 2 экземплярах. Один должен вручаться налогоплательщику на протяжении 5 суток после его составления. Как правило, документ предоставляют руководителю фирмы. А второй экземпляр будет храниться в ФНС РФ.

Когда налогоплательщик получил и изучил акт, он может в случае несогласия со сделанными выводами предоставить в налоговую службу свои возражения в письменном виде. Причем претензии подаются как на весь акт, так и на конкретные части. Если возражения вполне реально подтвердить определенными документами, то лучше всего так и поступить.

Из анализа практики увидеть, что лучше всего воспринимаются судом возражения, когда у налогоплательщика есть доказательства того, что проверка проводилась поверхностно и формально, инспекторы неверно трактовали НК РФ и прочие законы в данной области. То есть, что они исходили из ошибочных предпосылок, следовательно, сделанные ими выводы тоже неверны. Однако можно указывать и на различные ошибки.

Следующим этапом рассматривают сам акт. Причем об этом налогоплательщика должны заблаговременно уведомить. С соответствующей целью ему предварительно направляют по официальному адресу сообщение. Впрочем, зачастую его вручают вместе с актом.

Итак, все документы обычно изучает руководитель налоговой службы. По факту впоследствии подготавливается протокол. Руководитель должен подтвердить, что налогоплательщик явился или же получил извещение. Если проверяемому лицу не сообщили о дате рассмотрения акта, ее переносят до тех пор, пока налогоплательщик не получит уведомление.

По итогам изучения материалов проверки руководитель налоговой службы или же его зам может вынести решение о том, что соответствующее лицо нужно привлечь к ответственности за нарушение.

Есть и другой вариант: для налогоплательщика не наступают негативные последствия, потому что для этого нет оснований (тогда никаких санкций не будет). И, наконец, есть и третий вывод.

В частности, он заключается в том, что необходимо провести дополнительное мероприятие в рамках фискального контроля.

Решение должно быть оформлено надлежащим образом согласно законодательству. Его вручают налогоплательщику, после чего начинается отсчитываться срок (один месяц) для вступления указанного документа в силу. Это время дается на защиту своих прав. В частности, налогоплательщик может обратиться в суд или же в другие органы, в том числе и в вышестоящее отделение ФНС РФ.

Проведение выездной налоговой проверки очень часто в нашей стране происходит с достаточно грубыми нарушениями. Знание своих прав и понимание механизма их реализации гарантирует надежную защиту. И при отсутствии подобной базы стоит обратиться к опытному юристу, который обязательно вникнет в детали.

На тему о том, как себя вести во время ВНП читайте так же другую мою статью:

Источник: https://nalog-blog.ru/vyezdnaya/prava-nalogoplatelshhika-vo-vremya-vyezdnoj-nalogovoj-proverki/

Ссылка на основную публикацию