Предлагается ввести в НК РФ регулирование экологического налога

Налоговая нагрузка для добросовестных налогоплательщиков не повысится, но поступлений в бюджет станет больше.

Предлагается ввести в НК РФ регулирование экологического налогаМинфин РФ предлагает дополнить Налоговый кодекс РФ главой «Экологический налог», в которой предусмотрен сбор, по сути, представляющий действующие платежи за сбросы, выбросы загрязняющих веществ, захоронение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду, пишет «Интерфакс». Законопроект реализует поручение включить в Налоговый кодекс РФ (НК) неналоговые платежи, имеющие квазиналоговый характер.

Поручение о включении в НК неналоговых платежей

В январе премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил Минфину и Минэкономразвития представить предложения о включении неналоговых платежей в НК. До этого обсуждалась идея создания некоего «кодекса неналоговых платежей».

В середине марта первый вице-премьер Игорь Шувалов по итогам совещания у председателя правительства по экономическим вопросам сообщал, что Минфин представил подходы к законопроекту, который определяет три группы неналоговых платежей.

Первой и самой важной группой, при этом вызывающей наибольшую озабоченность предпринимателей, являются платежи, которые по своей сути очень близки к налоговым. Речь шла, в частности, о платеже за воздействие на окружающую среду.

«Мы договорились, что постараемся с законодателями, с Государственной Думой в ближайшие месяцы урегулировать вопрос, касающийся вот этих самых важных платежей, — это по совокупности, наверное, больше 80% платежей, которые заботят представителей бизнеса. И предложение Минфина, чтобы весь порядок взимания этих платежей и ответственность — все это было предусмотрено в Налоговом кодексе РФ как специальная глава», — сказал Шувалов.

Позже замминистра финансов РФ Илья Трунин пояснил, что среди неналоговых сборов, которые можно было бы «погрузить» в Налоговый кодекс РФ, могли бы быть курортный, экологический, утилизационный сборы и отчисления в резерв универсального обслуживания операторов связи.

Нагрузка на бизнес не вырастет

В пояснительной записке отмечается, что уровень налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков не повысится.

«Анализ динамики поступлений платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджетную систему свидетельствует о низкой эффективности ее взимания, что порождает необходимость финансировать государственные экологические программы за счет иных доходов федерального и региональных бюджетов», — говорится в документе.

При сохранении действующего уровня нагрузки на налогоплательщиков введение экологического налога позволит увеличить поступления в бюджетную систему за счет улучшения качества администрирования. Другими словами, появится механизм принудительного и бесспорного взыскания налога с недобросовестных предпринимателей.

Налоговой базой признается масса выбросов и сбросов веществ в атмосферный воздух и водные объекты от стационарных источников загрязнения, масса образованных отходов производства и потребления.

Предусмотрены исключения: не облагается налогом выбросы из-за деятельности, финансируемой бюджетами всех уровней, размещение отходов на объектах, которые не оказывают негативное воздействие на окружающую среду, накопление отходов для утилизации или обезвреживания в течение 11 месяцев.

В законопроекте установлены фиксированные налоговые ставки для каждого вида воздействия в зависимости от вида загрязняющего вещества, с учетом коэффициентов, характеризующих степень опасности вещества.

Также определен порядок исчисления и уплаты налога, сроки уплаты и представления декларации по налогу, порядок уменьшения суммы налога на расходы на снижение негативного воздействия на окружающую среду.

Nota bene

В I полугодии 2018 года в консолидированный бюджет РФ поступило, по предварительной оценке, 9,8 трлн рублей, в федеральный бюджет — 5,5 трлн рублей, сообщил глава Федеральной налоговой службы (ФНС) Михаил Мишустин

«В первом полугодии 2018 года тенденция роста продолжилась.

По предварительным данным, в консолидированный бюджет должно поступить 9,8 трлн рублей, что на 16,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года, в федеральный — 5,5 трлн рублей, это на 22% больше соответствующего периода», — сказал он в понедельник 9 июля в ходе слушаний в Госдуме РФ по проекту «Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019-2021 годы».

Темпы роста собираемости налогов уже не первый год намного превышают темпы экономического роста, что не является совсем нормальным.

Объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет России в 2017 году вырос на 20% до 17,3 трлн рублей по сравнению с 2016 годом.

ФНС объясняет солидный рост собираемости общим ростом ВВП, совершенствованием системы налогового администрирования, сокращением теневой экономики.

На фоне потенциального нового налога и роста собираемости средств не очень понятно, почему Минприроды сократило расходы на важный и перспективный нацпроект по экологии на 17%. Например, финансирование направления «Чистая вода» урезано вдвое. При этом, сокращения в основном коснулись именно выделения средств из бюджета.

Источник: https://www.sularu.com/news/10002/11383

Порядок исчисления и уплаты экологического налога

Экологический налог — понятие, которое на сегодняшний день отсутствует в НК РФ. В России оно неофициально используется для обозначения некоторых платежных обязательств — экологического и утилизационного сборов, платы за негативное воздействие на окружающую среду. Однако скоро в кодексе может появиться отдельная глава, посвященная этому налогу.

  • Экологические налоги в России: перспективы введения
  • Экологический налог и одноименный сбор: соотнесение понятий
  • Плата за вредное воздействие на экологию
  • Экологический налог в Беларуси
  • Дифференцирование ставок налога
  • Налоговый период, расчет суммы налога, сроки уплаты

Экологические налоги в России: перспективы введения

Экологический налог в Российской Федерации на данный момент не является юридической категорией. Данное понятие не закреплено в каких-либо источниках права.

Некоторые эксперты ожидают, что этот налог будет дополнять транспортный налог, установленный гл. 28 НК РФ.

Так, на уровне Правительства рассматриваются инициативы по введению норм, позволяющих государству взимать сбор с владельцев автомобилей, исходя из экологических характеристик транспортных средств.

Экологический налог, таким образом, предполагается взимать в корреляции с интенсивностью загрязнения окружающей среды тем или иным транспортным средством.

Вероятно, в первую очередь он будет рассчитан на владельцев автомобилей устаревших моделей, что, по мнению чиновников, поможет стимулировать приобретение россиянами машин новых марок, в том числе отечественного производства.

Это положительно скажется на рынке автомобильного ритейла и положении дел на российских автозаводах.

Оценка правительственной инициативы по введению экологического налога неоднозначна. С одной стороны, эксперты считают, что соответствующий сбор, действительно, может стать дополнительным драйвером роста автомобилестроения и продаж транспортных средств в Российской Федерации.

С другой стороны, такая инициатива оценивается как не вполне корректная в силу того, что многие российские автолюбители, владея машиной, могут фактически не пользоваться ей.

Нередко автомобили старых, неэкологичных моделей стоят в гараже как вспомогательное средство транспорта, в то время как их владельцы ездят на более новых авто.

Соответственно, существенного вреда окружающей среде такие машины не приносят, но, исходя из логики предлагаемой инициативы, человеку придется платить за них налог.

Предлагается ввести в НК РФ регулирование экологического налога

Экологический налог и одноименный сбор: соотнесение понятий

Отметим, что в правовой системе РФ зафиксировано понятие «экологический сбор». Оно раскрывается в ст. 24.5 закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89.

Экологический сбор — это не налог, однако относится к доходам федерального бюджета. Он должен уплачиваться производителями либо импортерами товаров, которые подлежат утилизации по факту утраты ими необходимых потребительских свойств.

О том, в каких конкретно случаях производители и импортеры становятся плательщиками этого сбора, читайте в материале «Росприроднадзор уточнил, как производителям и импортерам платить экологический сбор».

Ставка экологического сбора определяется, исходя из средних сумм издержек на сбор, транспортировку, обработку, а также утилизацию конкретного изделия или единицы его массы (п. 5 ст. 24.5 закона № 89).

Денежные средства, которые поступят в федеральный бюджет от плательщиков экологического сбора, будут направлены на реализацию государственных программ в форме выплаты субсидий субъектам РФ на софинансирование экологических региональных программ, направленных на оптимизацию обращения с отходами, а также компенсацию издержек на утилизацию товаров, утерявших потребительские свойства (п. 10 ст. 24.5 закона № 89).

Таким образом, между понятиями «экологический налог» (его юридическое закрепление предполагается в перспективе) и «экологический сбор» (уже зафиксированного в источниках права) есть следующие ключевые различия:

  • первое предполагает регулирование посредством положений НК РФ, второе — общим налоговым законодательством, а также подзаконными правовыми актами (в данном случае — постановлениями Правительства РФ);
  • первое предполагает отнесение к налоговым доходам бюджета (по всей вероятности, федерального), второе классифицируется как неналоговый сбор;
  • налоговые поступления в федеральный (и иные) бюджет впоследствии могут расходоваться на разные цели, а в случае с экологическим сбором поступившие средства должны использоваться в конкретных целях.

О ключевых моментах, определяющих правила расчета сбора, оплаты и подачи отчетности по нему, читайте в статье «Пример заполнения декларации по экологическому сбору».

Плата за вредное воздействие на экологию

Экологическим налогом в России также неофициально называют плату за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). В отличие от экологического сбора, который был введен только в 2014 году, плата за НВОС существует уже давно. Она была установлена законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7.

Источник: https://nalog-nalog.ru/ekologicheskij_nalog/poryadok_ischisleniya_i_uplaty_ekologicheskogo_naloga/

Нк рф экологический налог

Минфин России опубликовал для публичного обсуждения проект Федерального закона «О внесении изменений части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Данным документом предполагается включить в НК РФ новый экологический налог, который заменит действующую в настоящее время плату за негативное воздействие на окружающую среду.

По мнению Минфина России, указанная плата обладает признаками налога и может быть включена в НК РФ 1 .

Ведомство отметило, что экологический налог по сути представляет собой действующие платежи за сбросы, захоронение отходов, выбросы загрязняющих веществ и другие. Плательщиками нового налога планируется признавать организации, ИП, физлиц, которые осуществляют хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.

А налоговой базой могут признать массу выбросов и сбросов веществ в атмосферный воздух, водные объекты, массу образованных отходов производства и потребления. Налоговым периодом по указанному налогу будет установлен календарный год.

При этом сумму исчисленного налога за налоговый период налогоплательщики будут вправе уменьшить на фактически произведенные расходы по снижению негативного воздействия на окружающую среду.

В каком отчетном периоде организация может учесть сумму экологического сбора? Узнайте из материала «Экологический сбор» в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Финансисты отметили, что анализ динамики поступлений платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджетную систему РФ показал низкую эффективность взимания этого платежа.

Кроме того, способы обеспечения исполнения обязанности по уплате фактически отсутствуют, а взыскание неуплаченных платежей происходит только в судебном порядке.

Читайте также:  Письмо приставам об увольнении сотрудника - образец

Введение экологического налога, как ожидается, улучшит качество администрирования, и за счет этого увеличатся поступления в бюджет РФ.

Предполагается, что экологический налог будет применяться с 1 января 2020 года.

1 С текстом законопроекта «О внесении изменений части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/04/08-18/00083016).

В налоговом кодексе рф предлагается закрепить порядок уплаты экологического налога и утилизационного сбора

Предлагается ввести в НК РФ регулирование экологического налога

  • При разработке новых подходов к регулированию неналоговых платежей было принято решение включить в Налоговый кодекс РФ платежи, близкие по своей природе к налогам и сборам.
  • Предполагается, что экологический налог заменит собой поступления платы за негативное воздействие на окружающую среду, предусмотренной Федеральным законом «Об охране окружающей среды».
  • Утилизационный сбор вводится в налоговую систему РФ взамен существующих в настоящее время неналоговых платежей — экологического и утилизационного сборов, взимаемых в соответствии Федеральным законом «Об отходах производства и потребления».
  • Согласно пояснению разработчиков проекта введение экологического налога и утилизационного сбора не повлечет увеличения налоговой нагрузки, поскольку они заменят собой соответствующие неналоговые платежи.
  • В проекте определены плательщики экологического налога (утилизационного сбора), объекты обложения, установлены ставки и применяемые к ним коэффициенты, а также порядок расчета налога (сбора).
  • Предполагается, что принятие закона будет способствовать формированию эффективной системы управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, более качественному экологическому развитию и бережному отношению к окружающей среде.

В россии планируется ввести экологический налог

Налоговый кодекс РФ предлагается дополнить новой главой, регламентирующей взимание данного налога.

Согласно проекту, налогоплательщиками экологического налога будут являться организации и физлица, в том числе ИП, осуществляющие деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.

Объект налогообложения — негативное воздействие на окружающую среду в результате:

  1.  выброса в атмосферный воздух стационарными источниками загрязняющих веществ, включенных в перечень;
  2.  сброса в водные объекты сточных вод, содержащих вещества, включенные в перечень;
  3.  образования, хранения, захоронения, накопления, размещения отходов производства и потребления каждого класса опасности.
  4. Не является объектом налогообложения:
  5.  негативное воздействие, производимое в рамках осуществления деятельности, финансируемой бюджетами всех уровней;
  6.  размещение отходов на объектах размещения отходов, которые не оказывают негативное воздействие на окружающую среду;
  7.  накопление отходов в целях утилизации или обезвреживания в течение одиннадцати месяцев со дня образования этих отходов.
  8. Налоговые ставки устанавливаются по видам загрязняющих веществ и классу опасности отходов производства и потребления.
  9. Сумму налога необходимо будет определять самостоятельно по результатам налогового периода (календарного года) по каждому объекту, оказывающему негативное воздействие.
  10. В течение налогового периода налогоплательщики, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, будут уплачивать в бюджет авансовые платежи.
  11. Экологический налог заменит собой поступления платы за негативное воздействие на окружающую среду.
  12. В пояснительной записке к проекту сообщается, что анализ поступлений от данного неналогового платежа свидетельствует о низкой его эффективности, что порождает необходимость финансировать государственные экологические программы за счет иных доходов.
  13. Указывается, что введение экологического налога обосновывается необходимостью финансового обеспечения деятельности Правительства РФ, связанной с проведением государственной политики в области экологии, направленной на обеспечение условий для реализации гражданами конституционного права на благоприятную окружающую среду.

Источник: https://advokat-borisova.ru/nk-rf-jekologicheskij-nalog.html

Минфин: Экологический налог не повысит расходы бизнеса

Предлагается ввести в НК РФ регулирование экологического налога

Замена экологического сбора на налог не повысит расходы бизнеса, обещает Минфин. Министерство выступило с разъяснениями для прояснения ситуации с законопроектом об экологическом налоге.

«Минфин не вводит никаких дополнительных экологических платежей, — говорится в сообщении министерства. — В настоящее время в России уже действует экологический сбор, который уплачивается за негативное воздействие на окружающую среду.

Бизнес неоднократно просил систематизировать платежи, которые сейчас уплачиваются при реализации предпринимательской деятельности. При разработке новых подходов к регулированию неналоговых платежей, было принято решение включить в Налоговый кодекс платежи, близкие по своей природе к налогам и сборам.

Именно в рамках этой работы взамен действующего экологического сбора предлагается включить в НК экологический налог».

Сам бизнес выступает за наведение порядка в сфере неналоговых платежей. «Находясь за рамками Налогового кодекса, они носят постоянный характер, представляя собой, по сути, систему квазиналогов.

Вместе с тем администрирование таких платежей осуществляется отдельными ведомствами по различным правилам, что создает почву для негативных явлений.

Поэтому упорядочение в этой сфере действительно необходимо», — говорит президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин.

Минфин подчеркивает, что «тут не предполагается увеличения налогового бремени, налоговой нагрузки. При замене экологического сбора на экологический налог, его ставка никак не меняется. Также сохраняется возможность уменьшить уплату налога на сумму расходов на действия по снижению ущерба для окружающей среды».

Однако это не совсем так. Затраты бизнеса возрастут. Если экологический сбор будет перенесен в НК, то его администрированием должна будет заниматься ФНС.

При этом предпринимателям придется обновить базы и программное обеспечение, наладить работу своих служб, что потребует дополнительных финансовых вложений, отмечают в ТПП.

Не исключена и ситуация аналогичная той, которая сложилась со страховыми взносами, когда передача администрирования привела к возникновению множества ошибок, несоответствий показателей и баз.

При этом налоговые органы, руководствуясь жесткими положениями НК РФ, приостанавливали операции по счетам, доначисляли отсутствующие по факту недоимки, штрафовали и пр.

Не стоит забывать и про возрастающую возможность уголовного преследования по «налоговым статьям».

Минфин указывает, что «речь идет лишь о систематизации подходов к регулированию платежей, которые уплачивает бизнес, чтобы сделать этот процесс более прозрачным и удобным для бизнеса».

«Улучшение администрирования экологического сбора будет способствовать более качественному экологическому развитию, а также будет стимулировать бизнес к более бережному отношению к окружающей среде и ее загрязнению.

Это в свою очередь создаст комфортные условия проживания для всего населения нашей страны», — говорится на сайте Минфина.

Однако сегодня все неналоговые платежи в отличие от налогов имеют целевой характер и направлены на формирование соответствующих фондов. Если будет введен экологический налог, то все поступления будут поступать в бюджет без «окраса». Вопрос в том, будут ли они в полном объеме перераспределяться в соответствующие фонды.

Такие платежи являются отраслевыми и уплачиваются только организациями, осуществляющими конкретный вид деятельности. «Синтетический» перенос квазиналогов может негативно отразиться на бизнес-климате и снизить инвестиционный потенциал отдельных отраслей.

Поэтому простой перевод неналоговых платежей в налоги бизнес-сообществом воспринимается неоднозначно.

«Если оценивать предложение Минфина о замене экосбора экологическим налогом с этой точки зрения, то более перспективной представляется реализация предложения о доработке в сжатые сроки проекта федерального закона «О регулировании отдельных обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Это позволит создать законодательный каркас для всех неналоговых платежей, а не вводить их в сферу действия НК РФ от случая к случаю», — считает Сергей Катырин.

Источник: https://tpprf.ru/ru/interaction/experts/comments/264164/

Минфин предложил дополнить НК РФ новым налогом и сбором

По проекту это будут экологический налог и утилизационный сбор. Их появление не увеличит налоговой нагрузки, поскольку они заменят соответствующие неналоговые платежи: первый — плату за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), второй — экологический и утилизационный сборы.
Если проект примут, новые главы НК вступят в силу с 2020 года.

Экологический налог

Объекты обложения и ставки платежей останутся прежними, но изменения все же есть.

Кто будет платить.

Налогоплательщиками будут организации и ИП, осуществляющие хозяйственную или иную деятельность, которая оказывает НВОС. Физлиц новый налог не затронет.

— Реклама —

Как встать на учет. Постановку плательщиков на учет будет осуществлять налоговый орган по месту нахождения объекта, который оказывает НВОС. Информацию в ИФНС будет представлять Росприроднадзор. В настоящее время на учет ставят только сами объекты. Правила их учета менять не планируют.

Что нужно облагать налогом.

Объекты налогообложения — НВОС в результате:
— выброса в атмосферный воздух стационарными источниками загрязняющих веществ;
— сброса в водные объекты сточных вод, содержащих загрязняющие вещества;
— размещения отходов производства и потребления каждого класса опасности.

Не нужно будет облагать налогом:
— размещение отходов на объектах, которые не оказывают НВОС.

Для этого нужно будет представить в ИФНС соответствующее решение Росприроднадзора;
— размещение отходов, которые накапливают и утилизируют в собственном производстве согласно техрегламенту или передают для утилизации в течение 11 месяцев с момента образования;
— размещение отходов V класса опасности, образовавшихся при добыче полезных ископаемых, путем закладки искусственно созданных полостей в горных породах при рекультивации земель и почвы;

— выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в процессе хозяйственной или иной деятельности на объекте, оказывающем НВОС, IV категории.

Как рассчитывать налог. Налоговым периодом будет календарный год, отчетными — первый квартал, полугодие и девять месяцев.
По итогам каждого отчетного периода необходимо будет исчислять ежеквартальные авансовые платежи. Это правило не распространится на спецрежимников. Налог они будут рассчитывать только за год.

Налоговую базу плательщики будут определять самостоятельно по каждому объекту. В проекте предусмотрены налоговые ставки по видам загрязняющих веществ и классу опасности отходов производства и потребления. Они будут установлены исходя из 1 тонны загрязняющих веществ (отходов).
Налоговые ставки аналогичны нынешним ставкам платы за НВОС.

С 2021 года ставки необходимо будет умножать на коэффициент, учитывающий изменение потребительских цен.
Кроме того, будут введены коэффициенты для стимулирования уменьшения выбросов.

Самый высокий коэффициент (100) будет применяться, если:
— будет превышен установленный объем (масса) вредных выбросов;
— выбросы не будут снижены в течение шести месяцев после наступления сроков, которые определены в плане мероприятий по охране окружающей среды или программе повышения экологической эффективности.

В некоторых случаях, наоборот, можно будет использовать понижающие коэффициенты.

По проекту налогоплательщики сохранят право уменьшить сумму налога, если за налоговый период проведут мероприятия по снижению НВОС. Для этого они должны будут представить в ИФНС документы, подтверждающие расходы на финансирование таких мероприятий. Предельная величина вычета составит 70% от исчисленного налога. В настоящее время в отношении платы за НВОС такого ограничения нет.

Как уплачивать налог. В течение налогового периода налогоплательщики, кроме спецрежимников, будут уплачивать в бюджет авансовые платежи.

Сейчас исключение действует для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Срок — не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

По итогам года налог нужно будет уплатить не позднее 10 марта следующего года. Сейчас это 20-е число месяца и 1 марта соответственно.

Авансовый платеж за каждый квартал будет равен ¼ от суммы платы за предыдущий год. По итогам года нужно будет доплатить разницу.

Как отчитываться. Декларацию придется сдавать не позднее 25 марта. Сейчас срок — 10 марта. Ее можно будет представлять только по ТКС. Если налогоплательщик подаст декларацию в бумажном виде, она не будет считаться представленной.

Утилизационный сбор

Администрирование сбора также планируют передать ФНС. По сути, вводимые в НК РФ нормы будут дублировать положения существующих законов, касающихся экологического и утилизационного сборов.

Кто будет платить.

Плательщиками сбора по-прежнему будут организации и ИП, которые:
— производят и импортируют товары и упаковку товаров, подлежащие утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализуемые в РФ;
— ввозят из-за рубежа и производят в России транспортные средства;
— приобретают на территории РФ транспортные средства у лиц, не уплативших утилизационный сбор.

Читайте также:  Электронный больничный лист - как получить

В отношении транспортных средств сбор будут уплачивать и физлица.

Что нужно облагать сбором.

Объектом обложения сбором будут:
— произведенные или реализованные в России товары и упаковка товаров, подлежащие утилизации после утраты ими потребительских свойств;
— упаковка для товаров в упаковке, не являющихся готовыми к употреблению изделиями;
— колесные транспортные средства (шасси) и прицепы к ним, самоходные машины и прицепы к ним, ввозимые на территорию РФ или произведенные в России.
Не нужно будет облагать сбором:
— произведенные или реализованные в России экспортируемые товары и упаковки товаров, подлежащие утилизации после утраты ими потребительских свойств;
— транспорт, который ввозят как личное имущество физлица, являющиеся участниками госпрограммы по переселению соотечественников, а также беженцы или вынужденные переселенцы;

— некоторые другие категории транспортных средств.

Как рассчитывать сбор. Ставки будут зависеть от свойств и типа товара или упаковки. Их размер такой же, как в настоящее время для экологического сбора.
Ставка нового сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним будет 172 500 руб. за единицу. Ее нужно будет применять с коэффициентом.

В настоящее время базовая ставка утилизационного сбора и коэффициенты такие же.
Ставка сбора в отношении колесных транспортных средств категории M1, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специальных и специализированных транспортных средств указанной категории будет установлена в размере 20 000 руб. за единицу.

Для иного транспорта она составит 150 000 руб.
Для транспортных средств и прицепов планируют применять специальные коэффициенты, учитывающие год выпуска, мощность двигателя и иные характеристики. Коэффициенты будут соответствовать нынешним.

Сумма сбора по товарам и упаковке будет определяться как произведение ставки, массы (количества единиц) и норматива утилизации.

Сумма сбора в отношении транспортных средств будут равна произведению ставки сбора и специального коэффициента для соответствующей категории транспорта.

Как уплачивать сбор. Уплатить сбор по товарам и упаковке нужно будет до 15 апреля года, следующего за отчетным.

Налогоплательщики, которые производят или реализуют в России товары и упаковку, подлежащие утилизации после утраты ими потребительских свойств, уплатят сбор по месту нахождения организации (по месту жительства ИП), а импортеры — при ввозе товаров и упаковки на территорию РФ.

Уплата сбора в отношении транспортных средств и прицепов к ним будет производиться до их реализации на территории России.

Как отчитываться. Форму расчета утилизационного сбора в отношении товаров и упаковки утвердит ФНС, в отношении импортных транспортных средств — ФТС.
Производители будут сдавать расчет в налоговый орган по месту нахождения юрлица (по месту жительства ИП). Импортеры транспортных средств будут отчитываться в таможенном органе, в котором будут осуществлять декларирование.

Переходные положения.

Исчисление, уплата и администрирование платы за НВОС, экологического сбора, утилизационного сбора, в том числе взыскание недоимок, пеней и штрафов за период до 1 января 2020 года будут производиться в старом порядке.

Штраф за неуплату или неполную уплату экологического налога и утилизационного сбора в период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2029 года составит 10% от неуплаченной суммы налога (сбора).

Источник: https://news.ecoindustry.ru/2018/12/nk-rf/

В России предложили ввести экологический налог

В России может появиться экологический налог, который заменит платежи за загрязняющие выбросы. Такой законопроект опубликовал минфин.

Документ вводит в Налоговый кодекс (НК) главу «Экологический налог».

Объектом налогообложения признаются сбросы загрязняющих веществ в воду, их выбросы в атмосферу, захоронение отходов производства и потребления и другие виды вредного воздействия на окружающую среду. Налоговой базой признается масса выбросов, сбросов и отходов. Ставки устанавливаются для каждого вида воздействия в зависимости от опасности загрязняющего вещества.

Платить налог будут юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, которые в результате своей деятельности негативно влияют на окружающую среду.

Создавая экологический платеж, минфин реализует поручение премьер-министра Дмитрия Медведева о включении в Налоговый кодекс неналоговых платежей, имеющих квазиналоговый характер. По оценкам деловых объединений, в стране сейчас насчитывается несколько десятков таких платежей — как федеральных, так и региональных. Как сообщалось ранее, минфин планирует включить в НК несколько неналоговых платежей, близких по своей природе к налогам, передав таким образом их администрирование Федеральной налоговой службе. Цель — повысить их собираемость.

Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, уровень налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков не повысится.

«Анализ динамики поступлений платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджетную систему свидетельствует о низкой эффективности ее взимания, что порождает необходимость финансировать государственные экологические программы за счет иных доходов федерального и региональных бюджетов», — говорится в документе.

Так, поступления от платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджет в 2017 году составили 14,2 миллиарда рублей. В 2018 году они планируются на уровне 11,6 миллиарда рублей, в 2019 и 2020 годах — по 10,3 миллиарда.

В минприроды сообщили «РГ», что пока не ознакомились с деталями системы регулирования, предложенной минфином. «В целом введение налогового экологического платежа при условии его возвратности на природоохранные проекты имеет смысл. Но система возврата налоговым законодательством сегодня не предусмотрена.

При этом действующий сейчас и показавший свою эффективность механизм расширенной ответственности производителя позволяет обеспечивать целевой характер экологического сбора, средства направляются на конкретные цели, прописанные в законе об отходах, — отмечают в министерстве.

— Цель налога в отличие от целевого сбора — наполнение бюджета, фискальная функция, а не создание новой отрасли по переработке».

Сегодня в стране функционирует всего 78 предприятий по переработке пластика в 28 регионах. «Президент РФ поставил задачу в нацпроекте „Экология“ о создании инфраструктуры для отрасли отходов, формирования стимулов для развития „зеленой“ экономики. Введение экологического налога может подорвать данную цель», — полагают в минприроды.

В свою очередь в минфине считают, что введение экологического налога позволит увеличить поступления в бюджет за счет улучшения качества администрирования.н

Источник: https://news.rambler.ru/ecology/40554868-v-rossii-predlozhili-vvesti-ekologicheskiy-nalog/

Экологический и утилизационный сборы включат в НК РФ

Вопреки сопротивлению бизнеса, часть неналоговых платежей войдет в Налоговый кодекс (НК). По информации “Ъ”, из нескольких десятков обязательных платежей в НК планируется включить шесть наиболее близких к налогам, включая утилизационный и экологический сборы. Часть таких платежей может быть включена в НК уже в этом году.

Переход контроля их уплаты к ФНС должен повысить ранее невысокую платежную дисциплину — в частности, в прошлом году из 6,5 млрд руб. экологического сбора удалось собрать менее четверти. При этом изначально сама идея инвентаризации неналоговых платежей вносилась в Белый дом как способ ограничить их рост и дать бизнесу гарантии неувеличения нагрузки в кризис.

Разрешить этот парадокс Белый дом рассчитывает в ходе консультаций с бизнесом и депутатами.

Как сообщил в минувшую пятницу первый вице-премьер Игорь Шувалов, правительство совместно с депутатами в ближайшее время примет решение по вопросу регулирования неналоговых платежей. «Мы договорились, что постараемся с законодателями, с Госдумой в ближайшие месяцы урегулировать вопрос, касающийся более 80% платежей, который заботит представителей бизнеса»,— заявил господин Шувалов.

На прошлой неделе главы трех бизнес-объединений — Торгово-промышленной палаты (Сергей Катырин), РСПП (Александр Шохин) и «Опоры России» (Александр Калинин) — обратились к Дмитрию Медведеву с письмом, в котором просили ускорить внесение в Госдуму законопроекта о регулировании неналоговых платежей.

При этом представители бизнеса выступали против внесения неналоговых платежей в НК, опасаясь роста административной и налоговой нагрузки (см. “Ъ” от 14 марта). В целом неналоговых платежей, по экспертным оценкам, насчитывается от 30 до 50, ТПП оценивала их объем в 1% ВВП (более 800 млрд руб.).

Минфин, однако, настаивает на включении неналоговых платежей в НК в виде отдельной главы. По словам Игоря Шувалова, правительство обсуждает такой вариант.

При этом чиновники «услышали в том числе опасения бизнеса, который считает, что в полном объеме ответственность за неисполнение таких норм станет значительно жестче, включая уголовную ответственность».

«Это не совсем соответствует тому, что мы услышали в послании президента о декриминализации многих деяний.

Впереди в связи с этим отдельная дискуссия с представителями бизнеса, каким образом эти платежи должны взиматься и какая для предпринимателя должна наступать ответственность в случае невзимания таких платежей»,— сказал первый вице-премьер.

«Мы сами понимаем свою ответственность, поскольку это в том числе и характер инвестиционного предпринимательского климата. Будем проводить консультации с обеими палатами Федерального собрания и с объединениями промышленников и предпринимателей»,— пообещал он.

В Минфине раскрывать подробности не стали, сообщив “Ъ”, что вопрос пока прорабатывается. По словам источника “Ъ” в правительстве, в НК планируется включить всего шесть неналоговых платежей, близких к налогам, среди которых — утилизационный и экологический сборы.

Часть таких платежей, по словам собеседника “Ъ”, может войти в НК уже в этом году. Такое решение повысит предсказуемость, уверен он: если раньше такие платежи могли повышаться решением правительства, о чем бизнес узнавал постфактум, то после включения их в НК изменения будут вноситься уже по правилам налогового законодательства.

К платежам, «близким к налогам», также относится курортный сбор. «Пока он взимается лишь в нескольких регионах, поэтому вопрос о погружении курортного сбора в НК будет решаться уже по итогам пилотного проекта»,— говорит собеседник “Ъ”.

«Остальные платежи, например плата за проведение экспертизы в строительстве или для допуска лекарства в продажу, это явно не налоги, поэтому включать их в НК было бы странно»,— говорит он.

Пока, по словам собеседника “Ъ”, предлагается закрепить в отдельном законе перечень неналоговых платежей федерального, регионального и муниципального уровней и прописать основные принципы их введения и изменения.

«Сейчас довольно много платежей взимается в регионах — у субъектов РФ есть право вводить их.

Если же неналоговые платежи будут регулироваться законом, то для введения новых потребуются уже поправки в него»,— поясняет источник.

«У некоторых платежей действительно налоговая природа, и они могут быть интегрированы в Налоговый кодекс, но их число должно быть минимальным»,— говорит президент «Опоры России» Александр Калинин. По его словам, бизнес очень ждет принятия отдельного закона по неналоговым платежам, а также учитывающего их реестра.

Предприниматели продолжают выступать против интеграции неналоговых платежей в Налоговый кодекс, поскольку в этом случае резко вырастет административная нагрузка, а также появится уголовная ответственность за их неуплату — к примеру, станут возможны блокировка счетов, уголовное преследование и взыскание задолженности с учредителей.

О влиянии появления в НК отдельной главы, описывающей неналоговые платежи, можно судить по успехам ФНС в администрировании новых платежей. Как заявлял на годовой коллегии службы глава налоговиков Михаил Мишустин, ключевым вызовом для ФНС в 2017 году было обеспечить эффективное администрирование страховых взносов. В итоге во внебюджетные фонды поступило 5,8 трлн руб., что на 9,1% (на 483 млрд руб.) больше уровня 2016 года. При этом темп роста поступлений на 1,9 процентного пункта превысил темп прироста заработной платы в экономике (7,2%). При этом Росприроднадзор в 2017 году собрал с компаний только 1,5 млрд руб. экологического сбора при плане в 6,5 млрд руб. , тогда как Минприроды хотело бы увеличить объем средств экологического сбора с производителей и импортеров за невыполнение нормативов утилизации отходов до 30 млрд руб.

Источник: https://goreco.ru/articles/ekologicheskij-i-utilizatsionnyj-sbory-vklyuchat-v-nk-rf/

Чистой воды налог

Алексей Шаповалов, Ольга Никитина, Дмитрий Бутрин

Минфин опубликовал проект поправок к Налоговому кодексу, предполагающих введение в России с 2020 года экологического налога. Он призван заменить действующую плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Читайте также:  Подрядчик освобождается от ответственности за просрочку выполнения работ из-за обстоятельств, зависящих от заказчика, только при уведомлении о них заказчика

Появление нового налога не предполагает увеличения ставок платежей, однако должно сильно ужесточить режим уплаты и, видимо, его фактические сборы. Бизнес, Минприроды и эксперты считают, что в текущем виде проект может лишить регионы поступлений, которые сейчас расходуются ими на компенсацию ущерба среде.

Минфин, в свою очередь, указывает на то, что федеральный бюджет уже сейчас расходует на экопрограммы средства налогоплательщиков.

Опубликованные Минфином на сайте regulation.

ru поправки к Налоговому кодексу РФ (НК), которыми с начала 2020 года предлагается ввести экологический налог (НК пополнится новой статьей) вместо действующей сейчас платы за негативное воздействие на окружающую среду, являются частью работы ведомства по систематизации неналоговых платежей, которая ведется с 2017 года. Отметим, сама по себе систематизация исходно предполагала не введение новых налогов, а лишь упорядочивание платежей, не имеющих признаков налога. Необходимость в эконалоге обосновывается слабым администрированием платы за загрязнение (сейчас это делает Росприроднадзор). За неуплату этих сборов в РФ отсутствует уголовная ответственность, взыскание неуплаты производится в судебном порядке, а способы обеспечить обязательность платежа «фактически отсутствуют» — в отличие от налогов, взыскание которых является бесспорным.

Фактически главный тезис Минфина — плата является налогом де-факто (по крайней мере имеет признаки налога) и должна стать им де-юре.

Проект федерального закона готовился по поручению премьер-министра от 16.03.2018 №ДМ-П13-10пр.

Минфин настаивает на том, что нагрузка на бизнес не увеличится — принцип «сохранения действующего уровня налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков» им выполняется.

По данным, приведенным в экономическом обосновании к законопроекту, в 2017 году поступления экоплаты в консолидированный бюджет составили 14,2 млрд руб., 11,6 млрд руб. запланировано на 2018 год.

«Учитывая, что расчет налоговых ставок экологического налога произведен из необходимых ежегодных сумм затрат бюджета на охрану окружающей природной среды, можно ожидать, что размер поступления от уплаты экологического налога будет существенно выше запланированных поступлений от платы за загрязнение окружающей среды»,- поясняют в министерстве.

Судя по всему, логика Минфина заключается в том, что в том числе нацпроект в сфере экологии (см. «Ъ» от 24 июля) должен получить источник финансирования в виде нового налога.

Объектами налогообложения являются выбросы в атмосферу, сбросы в воду и отходы производства и потребления от зарегистрированных в Росприроднадзоре источников таких сбросов. Фиксированные налоговые ставки для разных загрязняющих веществ и повышающие коэффициенты, зависящие от степени опасности веществ, аналогичны нынешним ставкам сборов.

Законопроект сохраняет весь объем вычетов из налоговой базы в случае реализации плательщиком мер по компенсации негативного воздействия на природу (70% ставки налога), а также повышающие коэффициенты к платежам, если нагрузка компаний превышает установленные регулятором объемы, о которых правительство и РСПП договаривались в рамках введения технологического экологического регулирования с 2019 года.

Налог предлагается сделать авансовым (четыре платежа в год), базу для него компаниям предлагается рассчитывать самостоятельно.

Вероятно, что после того, как с 2019 по 2023 год наиболее «грязные» по версии Минприроды компании будут обязаны ввести инструментальный контроль загрязнений и передавать данные в Росприроднадзор, база налога будет исчисляться автоматически.

Хотя напрямую документ этого не предполагает, именно природоохранная служба будет передавать в ФНС данные о постановке плательщиков на учет. Поставленные на учет должны будут заполнять специальные экологические налоговые декларации, описанные в проекте.

Законопроект распространяется не только на крупные промышленные компании, но и на всех загрязнителей, кроме коммунальных.

Освобождается от уплаты налога документом лишь деятельность, финансируемая за счет бюджетных средств, а также деятельность физлиц и ИЧП, в ходе которых образуются только твердые бытовые отходы, которыми занимаются соответствующие операторы (они налог платят). Безналогово накапливать отходы с целью будущей утилизации можно не более 11 месяцев.

Основным вопросом к документу у экспертов и бизнеса является неопределенность будущего распределения поступлений налога между федеральным и местными бюджетами. Сейчас львиная доля платы за негативное воздействие поступает местным властям и расходуется на компенсацию экоущерба.

Александр Багин из Высшей школы экономики рассказывает: схожая смена платежа на налог с 2018 года произошла в Китае, там центральное правительство отказалось от своей части поступления от налога в пользу местных бюджетов. Это позволяет региональным властям выстраивать стимулирующую налоговую политику в зависимости от местных экостандартов.

При этом господин Багин признает: собираемость налога благодаря ФНС вырастет и такой переход соответствует мировым тенденциям.

Ранее главы бизнес-объединения «Опора России» Александр Калинин говорил, что у бизнеса нет выработанной позиции по вопросу перевода экосбора в налог — по этой теме только предстоит «тщательная дискуссия». По данным «Ъ», профильный комитет РСПП сегодня будет обсуждать законопроект Минфина.

Источник «Ъ» в РСПП беспокоится, что за счет таких изменений платежи, которые шли на компенсацию вреда окружающей среде, вряд ли теперь будут расходоваться только на эти цели. «Россия все дальше уходит от идеи создания экологических фондов»,- считает он.

Напомним, возобновить работу экофондов, в которых бы собирались «окрашенные» сборы, в 2017 году предлагало Минприроды. Введение налога в министерстве (в котором, впрочем, пока не ознакомились с проектом) называют логичным «при условии его возвратности на природоохранные цели», такого механизма в законодательстве нет.

Также непонятно, как проект Минфина соотносится с проектами администрации президента 2016-2017 годов по внедрению «наилучших доступных технологий».

Источник: http://www.EnergoVector.com/strategy-chistoy-vody-nalog.html

О вопросах регулирования неналоговых платежей и ходе подготовки соответствующих нормативных правовых актов

Таким был один из пунктов повестки заседания Правление РСПП 10 октября 2018 г.

Президент РСПП А.Н. Шохин напомнил, что обсуждение этого вопроса идет уже несколько лет. Предмет обсуждения — более 70-ти платежей.

Изначально предлагалось сформировать единый перечень всех платежей и принять рамочный закон, их регулирующий. Сейчас предлагается часть платежей, имеющих все признаки налогов, включить в НК РФ (как налоги, сборы), остальные – в специальный закон.

Он посетовал, что почти год потерян в этой работе, хотя депутат Госдумы А.М. Макаров и обещает, что подготовленный по итогам обсуждения законопроект будет рассмотрен в первом чтении до конца этого года. Между тем, только осенью 2018 г.

Председатель Правительства РФ создал экспертную группу по вопросам неналоговых платежей предпринимателей[1].

Выступающий также назвал опасения бизнеса, которые вызывают новые предложения — как только в НК РФ добавят новые платежи, на них будет распространяться нормы уголовной ответственности за неуплату налогов, сборов.

В связи с этим есть договоренность с Правительством о введении переходного периода, в течение которого невозможно привлечение к уголовной ответственности — в течении 10 лет действия новых норм НК РФ.

Но при реализации этой договоренности могут возникнуть проблемы, поскольку Минфин России за разработку поправок в УК РФ не отвечает.

Также можно наблюдать, что вместо оценки фискальной нагрузки на бизнес за счет неналоговых платежей предлагается ввести дополнительную нагрузку, в частности за счет введения экологического налога (вместо действующих платежей за возмещение вреда, причиненного окружающей среде). Но став налогом, платежи становятся источником пополнения доходов бюджета и теряют свою основную функцию защиты окружающей среды[2].

Генеральный директор АО «МХК «ЕвроХим» В.Е. Нечаев, добавил, чтоновый налог в предложенном варианте создает негативные риски для бизнеса и противоречит утвержденным дорожной карте и программе развития защиты окружающей среды.

Сборы платежей за негативное воздействие на окружающую среду снижаются не от того, что Росприроднадзор плохо их администририрует, а от того, что бизнес модернизирует производства, снижает своими силами и средствами негативное воздействие на окружающую среду – подчеркнул он.

С введение предложенного экологического налога будет утрачена компенсирующая функция платежа. По мнению выступающего, стоит отказаться от принятия данного законопроекта, по крайней мере до тех пор, пока не будут реализованы другие уже утвержденные меры по защите окружающей среды.

Директор Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России А.В. Сазанов сообщил, что до конца месяца на сайте Минфина будет опубликован обновленный вариант законопроекта.

Он также рассказал о работе над включением в НК РФ неналоговых платежей. Обсуждение идет вокруг экологических, утилизационного платежей, сбора с помощью системы «Платон» и платежей операторов связи.

В ходе обсуждения Минфин пришел к выводу, что платежи операторов связи не подпадает под понятие «налог» и соответственно не подлежат включению в НК РФ. По другим платежам предлагается передать налоговым органам контроль за сроками их уплаты и предоставления отчетности.

Контроль за правильностью исчисления налоговой базы — оставить за контролирующими действующие сейчас платежи органами.

Директор Департамента доходов Минфина России Е.В. Лебединская пояснила, почему отказались от первой версии законопроекта по неналоговым платежам– им планировалось охватить все платежи одним рамочным законом, но это оказалось невозможно, т.к. почти каждый платеж имеет свою специфику.

В итоге список неналоговых платежей немного дополнен, сформировано 6 групп платежей:

1 группа — платежи за предоставление документов и т.п., эти платежи похожи на госпошлину, поэтому их планируется включить в НК РФ, закрепив фиксированные ставки;

2 группа – платежи за обязательные услуги, которые предоставляются на конкурентном рынке, т.е. необязательно госучреждениями. Сейчас ведется работа над оценкой каждого такого платежа. Однако для их правового регулирования поправки в НК РФ не нужны. Если будут выявлены признаки формальной конкуренции, изменения потребуются в регулирование самой услуги;

3 группа – платежи, подпадающие под регулирование Закона о естественных монополиях (портовые сборы и т.п.). Выявляемые проблемы правопримения по таким платежам должны решаться через поправки в отраслевом законодательстве;

4 группа – платежи компенсационного характера (штрафы), которые поступают в бюджет. Возможно потребуются изменения размеров таких штрафов;

5 группа – платежи за государственную экспертизу. Изменение регулирования необходимо, но не путем внесения поправок в НК РФ. У подобных платежей не может быть фиксированного размера. Законодатель должен обеспечить появление единых методик их расчета и определения сроков экспертизы;

  • 6 группа – платежи за обязательный контроль – схожи с платежами 5 группы, поэтому нужно общее регулирование.
  • Выступающая добавила, что разработанные перечни групп платежей направлены в основные российские бизнес-объединения для обсуждения, чтобы по истечении месяца подготовить итоговый документ.
  • По итогам дискуссии решено, что РСПП в ближайшие дни подготовить свои рекомендации.

Источник: http://nalogoved.ru/news/7641.html

Ссылка на основную публикацию