Подход к административной ответственности некоммерческих организаций будет смягчен

Даже самое простое на первый взгляд административное правонарушение может быть опасно для общества. Именно поэтому противоправные деяния всегда требуют наказания, только в этом случае возможно предотвратить их повторение в дальнейшем и обезопасить граждан, их здоровье, права и свободу.

Ответственность за проступки такого рода должна быть суровой, однако не следует отвергать и обстоятельства, смягчающие административную ответственность.

Учет подобных факторов поможет определить наиболее подходящее и справедливое наказание, а значит, сделать судебную систему в нашей стране более совершенной.

Общие понятия

Перед тем как говорить про обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, необходимо определить основные ее особенности и характеристики.

Так, она представляет собой одну из разновидностей юридической ответственности, в рамках которой уполномоченные органы (судебная инстанция) применяют определенные взыскания (или санкции) по отношению к лицам, преступившим закон в данной сфере. К особенностям административной ответственности (АО) относится:

  • Возможность регулирования направления законами и подзаконными актами.
  • Регулирование исключительно административных правонарушений и никаких иных более.
  • Отсутствие судимости в качестве меры наказания.
  • Наложение ответственности только на виновное лицо после получения доказательств и проведения суда.
  • Недопущение страданий обвиняемого, нанесения вреда его здоровью или достоинству.

Подход к административной ответственности некоммерческих организаций будет смягчен

Сроки давности административных проступков

У административных правонарушений существует и свой срок давности. Так, при прошествии двух месяцев со дня совершения деяния наказание назначено быть не может.

При этом необходимо учитывать, что при длящихся правонарушениях (к примеру, проживание на территории России без регистрации) срок отсчитывается со дня выявления данного факта. При противоправных деяниях, обозначенных в статье 4.

5 КоАП, срок увеличивается до одного года. К ним относятся проступки в области налогов, валюты, экологии.

Общий перечень смягчающих факторов

Итак, для начала приведем общий перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность. Список хоть и не получается весьма значительным, но охватывает основные моменты, которые действительно могут повлиять на определение и смягчение возможного наказания. Включает он следующие пункты:

  • Беременность женщины-правонарушительницы.
  • Наличие у женщины-правонарушительницы малолетних детей на иждивении.
  • Возраст нарушителя — до 18 лет.
  • Предотвращение возможных негативных последствий совершенных противоправных действий.
  • Влияние состояния аффекта, тяжелые личностные или семейные обстоятельства, эмоциональная нестабильность.
  • Раскаяние в совершенном правонарушении, полное осознание своей вины.
  • Явка с повинной (добровольное информирование органов власти о совершенных действиях, противоречащих закону).Подход к административной ответственности некоммерческих организаций будет смягчен

Дополнительные смягчающие обстоятельства

Необходимо отметить, что на усмотрение судьи могут быть обозначены и другие обстоятельства, смягчающие административную ответственность.

Коап РФ не содержит сведений об уступках вследствие болезни правонарушителя или его значительного возраста, однако в большинстве случаев эти факторы также учитываются, и скидка на них дается.

Кроме того, крайне важно может быть и поведение провинившегося на процессе, а также его характеристика с работы или места учебы.

Подобные факторы актуальны не только в административном, но и в уголовном законодательстве нашей страны. Познакомимся с некоторыми из них немного подробнее.

Признание вины

Отвечая на вопрос, какое обстоятельство смягчает административную ответственность в большей степени, каждый второй юрист расскажет вам о добровольном признании вины или раскаянии.

Как правило, судьи или присяжные заседатели оценивают не только сам факт информирования правоохранительных органов о проступке, но и наличие негативной оценки своих действий правонарушителем. То есть он должен оценить собственные деяния, понять их недопустимость и искренне захотеть не повторять подобного в будущем.

Безусловно, даже самое правдивое раскаяние не является панацеей от наказания, однако в ряде случаев способно значительно уменьшить его.

Возмещение ущерба

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность, могут быть дополнены таким пунктом, как возмещение ущерба объекту (человеку, юридическому лицу), пострадавшему от противоправных действий. Подобный фактор также требует прояснения ряда нюансов.

Подход к административной ответственности некоммерческих организаций будет смягчен

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, не признается ситуация, когда возмещение ущерба было совершено по настоянию судебной инстанции уже после открытия дела. Если этот вопрос является спорным, то он решается при помощи гражданского судопроизводства, в результате которого обе стороны могут окончательно прояснить нерешенные ранее моменты.

Состояние аффекта

К обстоятельствам, смягчающим административную ответственность, относятся состояния аффекта и эмоциональной нестабильности.

Подобная временная особенность организма виновного лица объясняется неосознанной реакцией, порывом, сложным психоэмоциональным состоянием.

Одного заявления провинившегося о совершении им действий в состоянии аффекта мало, для учета этого фактора необходимо мнение третьей, незаинтересованной стороны, квалифицированных экспертов.

Для определения подобной ситуации проводится специальная экспертиза, на основании которой подготавливается заключение. Оно и будет рассмотрено на суде при определении возможных послаблений. Если результаты такого исследования признаются спорными, то манипуляции могут быть повторены для выявления неточной информации или подтверждения полученных ранее данных.

Прочие факторы

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, являются и уже перечисленные выше факторы, такие как беременность правонарушительницы, наличие малолетних детей на иждивении у женщины, возраст виновного до 18 лет.

При этом существует и ряд других возможных предпосылок, не указанных в законе напрямую. Это может быть тяжелое материальное положение, возраст старше 70 лет.

В таких случаях суд рассматривает невозможность психологической или физической оценки своих действий, повлекших совершение правонарушения.

Административная ответственность юридических лиц

Рассмотрим еще один важный вопрос: «Каковы обстоятельства, смягчающие административную ответственность юридических лиц?» Для получения точного ответа необходимо определить, кто же является ответчиком от лица компании в такой неприятной ситуации. Согласно информации из все того же КоАПа, вина возлагается на физических лиц, являвшихся руководителями высшего звена компании, или членов совета директоров. Цель административного наказания в таком случае заключается в следующем:

  • Предупреждение совершения новых правонарушений виновным юридическим лицом или другими объектами.
  • Обеспечение выполнения взятых на себе обязанностей юридическим лицом.

Подход к административной ответственности некоммерческих организаций будет смягчен

Отягчающие обстоятельства

Необходимо отметить, что существуют обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, о последних забывать также не следует. В их перечень входят несколько основных факторов:

  • Совершение проступка под воздействием алкогольных напитков.
  • Совершение проступка в трудное время, например во время стихийного бедствия, любой другой форс-мажорной ситуации, а также по религиозным или национальным убеждениям.
  • Правонарушение, содеянное не одним лицом, а группой.
  • Привлечение несовершеннолетних лиц к правонарушению.
  • Повторное совершение противоправного деяния при неистекшем сроке первого наказания за аналогичный проступок.
  • Продолжение совершения виновных действий при получении требований от органов власти и порядка прекратить их.
  • Правонарушение в отношении незащищенных категорий граждан (например, беременных женщин).

Необходимо отметить, что учет отягчающих факторов зависит напрямую от мнения судьи ведущего дела, при определенных обстоятельствах он вполне может не брать их в расчет.

Подход к административной ответственности некоммерческих организаций будет смягчен

Перечень отягчающих обстоятельств (в отличие от смягчающих) не может быть расширен на усмотрение судебного органа, это попросту исключено. Согласно действующему законодательству, он является исчерпывающим.

Основные нюансы отмены административной ответственности

Регулирует наказание за противоправные действия такого рода Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). Обстоятельства, смягчающие административную ответственность — не единственные нюансы, перечисленные в нем. Так, существуют особые условия, исключающие АО в принципе, даже несмотря на наличие признаков правонарушения. Заключаются они в следующем:

  • Виновное лицо не достигло возраста 14 лет.
  • Виновное лицо не отдает отчета в своих действиях (невменяемость, слабоумие, психические расстройства).
  • Отсутствие заявления от потерпевшей стороны.
  • Совершение проступка с целью защиты собственной жизни или здоровья.
  • Совершение проступка при задержании лица, которое само совершило правонарушение.
  • Возникновение условий особой необходимости (например, при существовании опасности для здоровья и жизни других людей).Подход к административной ответственности некоммерческих организаций будет смягчен

Основные нюансы освобождения от административной ответственности

Если административная ответственность лица уже была доказана, это еще не означает автоматическое назначение наказания. В отдельных случаях законом предусмотрена возможность освобождения от него, происходит это в следующих ситуациях:

  • Малая значимость проступка для общества.
  • Обстоятельства, смягчающие административную ответственность (перечислены выше).
  • Примирение с потерпевшей стороной.
  • Тяжелая физическая или психическая болезнь, приобретенная виновной стороной уже после вынесения приговора.Подход к административной ответственности некоммерческих организаций будет смягчен

Вместо заключения

Административное наказание представляет собой одну из разновидностей ответственности за совершенное гражданином правонарушение, противоречащие нормам действующего законодательства.

В первую очередь цель подобного воздействия — предотвратить рецидивы преступления, не допустить их повторного совершения в будущем.

Кроме того, возможность наказания за проступок влияет не только на самих правонарушителей, но и на каждого члена общества, являясь предупреждением о возможных санкциях при пренебрежении общими правилами.

При этом действующие законы остаются вполне лояльными и учитывают возможные обстоятельства, смягчающие административную ответственность. Перечень подобных факторов запротоколирован в кодексе об административных правонарушениях и является фиксированным.

При этом необходимо учитывать, что в ряде случаев местные судьи имеют право принять за смягчающие обстоятельства и другие особенности. Благодаря их наличию правосудие становится более справедливым, способным учитывать большинство существующих нюансов.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-obstoyatelstva-smyagchayushhie-administrativnuyu-otvetstvennost-i-otyagchayushhie-administrativnuyu-otvetstvennost.html

К вопросу о роли обстоятельств, смягчающих административную ответственность, непоименованных в коап рф

  • К  ВОПРОСУ  О  РОЛИ  ОБСТОЯТЕЛЬСТВ,  СМЯГЧАЮЩИХ  АДМИНИСТРАТИВНУЮ  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ,  НЕПОИМЕНОВАННЫХ  В  КОАП  РФ
  • Орлова  Наталья  Владимировна
  • Курса  Екатерина  Анатольевна
  • студенты  2  курса  Юридического  института  СКФУ  РФ,  г.  Ставрополь
  • E-mail:  katushencia94@mail.ru
  • E-mail: 
  • Стукалов  Алексей  Вячеславович

научный  руководитель,  канд.  юрид.  наук,  доцент  кафедры  административного  и  финансового  права  Юридического  института  СКФУ  РФ,  г.  Ставрополь

Изучая  правоприменительную  практику  по  применению  административных  наказаний  судами,  органами,  должностными  лицами,  рассматривающими  дела  об  административном  правонарушении,  можно  выделить  ряд  серьезных  проблем.

Одной  из  таких  проблем  является  определение  роли  иных  смягчающих  обстоятельств,  не  предусмотренных  Кодексом  об  административных  правонарушениях  (далее  –  КоАП  РФ)  и  законами  субъектов  Российской  Федерации.

Правила  применения  административных  наказаний  обязывают  беспрекословно  следовать  принципу  уважения  прав  и  интересов  человека  и  гражданина  и  ограничивать  их  исключительно  в  строгом  соответствии  с  законодательством.

  Четкое  выполнение  общих  правил  применения  административных  наказаний  правомочными  субъектами,  по  нашему  мнению,  обеспечивает  эффективную  борьбу  с  административными  правонарушениями  и  способствует  правовому  воспитанию  граждан.

Читайте также:  Расторжение договора аренды в одностороннем порядке арендодателем

  Орган,  налагающий  административное  наказание,  не  имеет  права  выйти  за  пределы  санкций  правовой  нормы,  которая  предусматривает  ответственность  за  правонарушение.

Часть  2  статьи  4.1  КоАП  РФ  гласит,  что  при  назначении  административного  наказания  физическому  лицу  необходимо  учитывать  такие  факторы,  как:  характер  совершенного  административного  правонарушения,  личность  правонарушителя,  а  также  его  имущественное  положение,  обстоятельства,  смягчающие  либо  отягчающие  административную  ответственность  [2].

Вышеназванные  условия  позволяют  применять  в  каждом  конкретном  случае  индивидуальное  наказание.  При  этом  неукоснительно  должны  учитываться  соразмерность  и  справедливость  примененного  наказания,  оно  должно  иметь  своей  целью  восстановление  социальной  справедливости  в  полной  мере,  исправление  правонарушителя  и  недопустимость  повторного  правонарушения.

К  таким  обстоятельствам  законодатель  отнес:  раскаяние  лица,  совершившего  административное  правонарушение;  добровольное  сообщение  лицом  о  совершенном  им  административном  правонарушении3;  предотвращение  лицом,  совершившим  административное  правонарушение,  вредных  последствий  административного  правонарушения,  добровольное  возмещение  причиненного  ущерба  или  устранение  причиненного  вреда;  совершение  административного  правонарушения  в  состоянии  сильного  душевного  волнения  (аффекта)  либо  при  стечении  тяжелых  личных  или  семейных  обстоятельств;  совершение  административного  правонарушения  беременной  женщиной  или  женщиной,  имеющей  малолетнего  ребенка  [2].

Также  в  части  2  статьи  4.2  КоАП  РФ  указано,  что  судьей,  органом,  должностным  лицом,  рассматривающим  дело  об  административном  правонарушении,  могут  быть  признаны  смягчающими  обстоятельствами  те,  которые  не  указаны  в  КоАП  РФ  и  законах  субъектов  России  об  административных  правонарушениях. 

В  условиях  развития  правового  государства  данное  уточнение  является  очень  важным,  поскольку  полный  перечень  смягчающих  обстоятельств  определить  не  представляется  возможным,  но  в  каждом  конкретном  деле  могут  присутствовать  смягчающие  обстоятельства,  не  указанные  законодателем  и  подлежащие  выявлению  и  применению.  Подобные  правовые  нормы  в  отечественном  законодательстве  в  значительной  степени  способствуют  гуманизации,  демократизации  административно-юрисдикционных  отношений,  повышению  авторитета  законодательной  и  исполнительной  властей.

Во  многих  случаях  при  рассмотрении  дел  об  административных  правонарушениях  к  обстоятельствам,  смягчающим  ответственность,  правоприменитель  относит:  возраст,  состояние  здоровья,  инвалидность,  положительное  поведение  в  быту,  наличие  на  попечении  виновного  больных,  престарелых  членов  семьи  и  др.

  Также,  по  мнению  А.С.

  Дугенца,  смягчающие  обстоятельства  должны  применяться  к  следующим  категориям  лиц:  инвалиды  и  лица,  получившие  увечья  при  защите  Родины  в  мирное  время;  ветераны  войны  и  труда;  участники  ликвидации  аварии  на  Чернобыльской  АЭС;  многодетные  родителей;  лица,  имеющие  государственные  награды  [1,  с.  55].

Так,  примером  из  судебной  практики  может  служить  дело  рассмотренное  Златоустовским  городским  судом  Челябинской  области  22  октября  2012  года.

  Гражданин  обратился  в  суд  с  жалобой  на  постановление  по  делу  об  административном  правонарушении,  вынесенное  мировым  судьей,  по  которому  он  признан  виновным  в  совершении  административного  правонарушения,  предусмотренного  ч.  1  ст.  12.

8  КоАП  РФ,  и  подвергнут  административному  наказанию  в  виде  лишения  права  управления  транспортными  средствами  сроком  на  один  год  шесть  месяцев.

В  обоснование  своих  доводов  заявитель  указал,  что  с  постановлением  не  согласен,  поскольку  при  назначении  наказания  мировой  судья  не  учел  в  качестве  обстоятельства,  смягчающего  его  ответственность  –  наличие  инвалидности.

  При  этом  гражданин  оспаривал  свою  виновность  в  совершенном  правонарушении,  полагал,  что  назначенное  ему  наказание,  должно  быть  мягче,  т.  к.

  по  своему  состоянию  здоровья  нуждается  в  транспорте  и  просил  назначить  наказание  в  виде  штрафа  или  уменьшить  срок  лишения  права  управления  транспортным  средством.

В  ходе  судебного  разбирательства,  мировой  судья  обоснованно  пришел  к  выводу  о  виновности  гражданина  в  вышеуказанном  правонарушении,  предусмотренного  ч.  2.  ст.  12.8  КоАП  РФ.

  Однако  доводы  жалобы  о  том,  что  при  назначении  наказания  мировым  судьей  не  учтено  в  качестве  смягчающего  ответственность  обстоятельства  –  наличие  инвалидности  у  гражданина  заслуживает  внимания.

В  связи  с  чем,  учитывая,  наличие  данного  фактора  у  лица,  привлекаемого  к  административной  ответственности  в  соответствии  с  ч.  1  ст.  4.

2  КоАП  РФ  не  является  обстоятельством,  смягчающим  ответственность,  тем  не  менее,  в  силу  положений  ч.  2  ст.  4.

2  КоАП  РФ  мировой  суд  посчитал  возможным  признать  наличие  инвалидности  у  гражданина  в  качестве  смягчающего  его  ответственность  обстоятельства  [4].

Следует  обратить  внимание,  что  также  смягчающим  обстоятельством  на  практике  признают  беременность  женщины,  совершившей  правонарушение,  наступившую  после  совершения  правонарушения.

  Эта  практика  органов  (должностных  лиц)  представляется  соответствующей  духу  закона.

  Необходимо  отметить,  что  законодатель,  исходя  из  соображений  гуманности,  ни  в  каких  случаях  не  допускает  применения  административного  ареста  к  беременным  женщинам.  Это  положение  закреплено  в  части  2  статьи  3.9  КоАП  РФ.

Смягчения  заслуживают  также  женщины,  имеющие  малолетнего  ребенка,  требующего  к  себе  постоянного  внимания.  Но  применение  данного  смягчающего  обстоятельства  вызывает  некоторые  проблемы.

  Одной  из  таких  проблем  является  то,  что  пункт  10  части  1  статьи  4.2  КоАП  РФ  не  уточняет,  находится  ли  ребенок  при  матери  или  воспитывается  другими  людьми.

  Исходя  из  такого  положения,  подразумевается,  что  наличие  малолетних  детей  как  смягчающее  вину  обстоятельство  должно  применяться  только  в  том  случае,  когда  ребенок  воспитывается  непосредственно  матерью.  Вследствие  этого,  Т.В.

  Пинкевич  говорит,  что  слово  «имеющей»  следовало  бы  заменить  на  «воспитывающей»,  что,  по  ее  мнению,  более  способствовало  бы  реализации  принципа  социальной  справедливости  [3,  с.  249].

Еще  одной  проблемой  данного  вышеназванного  обстоятельства,  смягчающего  административную  ответственность,  является  то,  что  законодательство  не  учитывает  социально-демографических  изменений.

  В  течение  последних  десятилетий  прослеживается  значительный  рост  распада  семей,  который  сопровождается  увеличением  фактов  оставления  детей  с  отцами  или  другими  родственниками.

  В  связи  с  чем,  вышеназванный  автор  также  считает  необходимым  заменить  слово  «женщиной»  наиболее  емким  понятием  –  «лицом»  [3,  с.  249].

Подводя  итог,  следует  сказать,  что  административная  ответственность  за  совершение  административного  правонарушения  должна  назначаться  судом,  органами,  должностными  лицами,  рассматривающими  дело  об  административном  правонарушении,  в  соответствии  с  общими  правилами  назначения  административного  наказания,  основанными  на  принципах  справедливости,  соразмерности  и  индивидуализации  ответственности  с  учетом  всех  смягчающих  и  отягчающих  обстоятельств.

Список  литературы:

  1. Дугенец  А.С.  Обстоятельства,  смягчающие  и  отягчающие  административную  ответственность  //  Юрист.  –  М.:  Юрист,  –  2001,  –  №  5.  –  С.  52–57.

Источник: https://sibac.info/studconf/hum/xxxvii/43781

Супонина Е.А., Долгих И.П. Институт освобождения от административной ответственности: теоретические и законодательные проблемы

Супонина Елена Александровна1, Долгих Игорь Петрович21Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», кандидат юридических наук, доцент2, независимый ученый

Suponina Elena Aleksandrovna1, Dolgikh Igor Petrovich21Federal State Public Educational Establishment of Higher Training «Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation», candidate of legal Sciences, associate Professor2, independent scholar

Библиографическая ссылка на статью:
Супонина Е.А., Долгих И.П. Институт освобождения от административной ответственности: теоретические и законодательные проблемы // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/63256 (дата обращения: 25.03.2019).

Административная ответственность является разновидностью юридической ответственности, суть которой состоит в назначении компетентными органами административного наказания виновным в совершении административных правонарушений лицам.

Одновременно с этим отечественные и иностранные ученые уже много лет ищут альтернативные наказаниям меры, которые могут быть более действенными при совершении незначительных административных деликтов, когда цель наказания (предупреждение совершения новых правонарушений) может быть достигнута и без его назначения [1, с. 149].

В КоАП РФ имеются нормы, на основании которых лицо, виновное в совершении административного правонарушения может быть при определенных обстоятельствах освобождено от административной ответственности.

Однако в целом структурированный институт освобождения от административной ответственности в российском административно-деликтном законодательстве только зарождается. К сожалению, в среде ученых, работающих в данном направлении, нет единого понимания путей формирования и развития анализируемого института [2, с. 140].

Вопросам освобождения от административной ответственности в юридической литературе уделено значительное внимание. Они освещались в разное время в работах многих известных ученых [3, с. 29].

Вместе с тем, большая часть научных работ посвящена анализу проблем малозначительности административного правонарушения.

Как следствие, прочие виды освобождения от административной ответственности до сегодняшнего дня так и остались недостаточно разработанными.

В отличие от Уголовного кодекса Российской Федерации, в котором имеется специальная глава, содержащая перечень оснований для освобождения от уголовной ответственности, каждому из которых посвящена отдельная статья, КоАП РФ подобной главы до сих пор не имеет. Те же нормы административно-деликтного закона, которые позволяют освободить лицо от ответственности, на сегодняшний день не имеют четкой структуры и «разбросаны» по различным главам Кодекса.

Необходимо отметить, что рассматриваемый нами институт широко востребован, так как число освобождаемых от ответственности по различным основаниям лиц весьма значительно. Однако его возможности используются слабо, о чем свидетельствует анализ судебной практики, а также правоприменительной практики органов внутренних дел.

Должностные лица, непосредственно осуществляющие производство по делам об административных правонарушениях, срочно нуждаются в конкретных рекомендациях по применению норм, определяющих основания и порядок освобождения от административной ответственности. Существующие же наработки по некоторым проблемам анализируемого института не в состоянии пролить свет на все возникающие в правоприменительной деятельности вопросы.

Теоретическая и практическая значимость вопросов освобождения от административной ответственности коррелирует с необходимостью их углубленного изучения на основе сложившейся за время существования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях практики применения соответствующих норм, в целях дальнейшей оптимизации отечественного административно-деликтного законодательства.

Проводимые в Российской Федерации системные преобразования, в том числе и в области законотворчества, неизбежно вызывают интерес к аналогичному опыту зарубежных государств.

Анализ подобного опыта, проведенный сквозь призму отечественных условий, позволяет использовать в российском законодательстве отраслевые правовые институты, имеющие позитивное, прогрессивное значение, и, наоборот, исключить те, которые оказались безжизненными, контрпродуктивными, имеющими коррупционную составляющую. В первую очередь, безусловно, речь идет об административно-деликтном законодательстве государств, ранее входивших в состав СССР.

Читайте также:  Увеличен объем закупок у субъектов малого и среднего бизнеса по 223-фз

Конечно, законодательства об административных правонарушениях этих стран существенным образом отличаются друг от друга как в концептуальном, так и в прикладном планах, в том числе имеются принципиальные различия в законодательном закреплении оснований освобождения от административной ответственности и условий применения соответствующих норм.

Вместе с тем, в условиях всеобщей глобализации все большее значение приобретает элемент унификации национальных законодательств. Последнее обстоятельство требует глубокого теоретического изучения и осмысления преимуществ и слабых сторон различных подходов к институту освобождения от административной ответственности, в том числе – их сопоставления.

Освобождение от административной ответственности представляет собой сложный комплексный правовой институт, в основу которого должен быть положен принцип гуманизации ответственности.

Институт освобождения от административной ответственности способен стать инструментом для претворения в жизнь принципа индивидуализации в правовом механизме, характеризовать специальный подход государства к различным жизненным обстоятельствам, которые могут возникнуть в момент совершения административного деликта.

Кроме того, рассматриваемый нами институт реализует принцип целесообразности, состоящий в соответствии применяемой к виновному лицу меры воздействия целям административной ответственности в демократическом обществе.

Следует согласиться с утверждением М.Ю. Троицкой о том, что институт освобождения от юридической ответственности выступает в качестве особой формы правового поощрения в виде отказа от официального государственного принуждения и наказания.

Выступая в качестве правового стимула, оно не только побуждает к позитивным действиям, но и косвенно заставляет воздержаться от противоправного, антиобщественного поведения и самого правонарушителя, и прочих лиц [4, с. 13].

Сказанное в полной мере можно отнести и к формирующемуся в Российской Федерации институту освобождения от административной ответственности, который должен быть основан на балансе интересов государства, общества и личности. При этом, исходя из конституционных представлений, права личности являются приоритетными.

Справедливости ради необходимо сказать, что работа в указанном направлении в последнее время заметно активизировалась не только со стороны ученых, но и законодателя.

18 декабря 2015 года в Государственную Думу группой депутатов внесен проект федерального закона №957581-6 «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Законопроект) [5].

Помимо прочих инноваций, Законопроект включает в себя главу 6 «Освобождение от административной ответственности и от административного наказания, замена административного наказания, отсрочка, рассрочка и приостановление исполнения административного наказания», которая открывается статьей 6.1, содержащий состоящий из десяти пунктов перечень обстоятельств, при которых лицо, совершившее административное правонарушение может быть освобождено от ответственности.

  • К таким обстоятельствам проект нового КоАП РФ относит:
  • 1) признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случаев установления уголовной ответственности за содеянное;
  • 2) признание утратившими силу закона, иного нормативного правового акта или их положений, устанавливающих обязанность, запрет или ограничение либо условия исполнения обязанности, соблюдения запрета или ограничения таким образом, что противоправность содеянного исключается;
  • 3) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
  • 4) деятельное раскаяния лица, совершившего административное правонарушение;

5) исполнение лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 30.29 или 30.30 КоАП РФ, соглашения, заключенного с Банком России;

  1. 6) примирение лица, совершившего административное правонарушение, с потерпевшим;
  2. 7) малозначительность административного правонарушения;
  3. 8) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
  4. 9) установление факта злоупотребления потерпевшим своими правами;
  5. 10) наличие обстоятельств, предусмотренных Разделом II КоАП РФ.

Анализ указанных положений Законопроекта позволяет сделать несколько принципиальных выводов. Конечно, сам факт появления в КоАП РФ, отдельной главы, посвященной вопросам освобождения от административной ответственности, – уже большой шаг в развитии отечественного административно-деликтного законодательства.

Однако, как нам кажется, некоторые положения столь серьезного документа были не до конца проработаны. Во-первых, не совсем ясно, с какой целью законодатель сводит в одну главу совершенно разные отраслевые институты – освобождения от ответственности и освобождения от наказания.

Тем более странным кажется наличие здесь же норм, регулирующих вопросы, связанные с рассрочкой, отсрочкой и приостановлением исполнения административного наказания.

Во-вторых, несмотря на существенное расширение перечня обстоятельств, в случае наличия которых виновное лицо может быть освобождено от административной ответственности, так и остались за рамками закона некоторые иные возможные варианты, активно обсуждаемые в последнее время в административистском сообществе. К их числу можно отнести, например, освобождение от ответственности физического лица, совершившего административное правонарушение под влиянием принуждения или угрозы либо в силу служебной, материальной или иной зависимости.

В-третьих, нельзя признать правомерным включение в число оснований для освобождения от ответственности наличие неких обстоятельств, предусмотренных Особенной частью КоАП РФ.

Поскольку перечень таких обстоятельств законодателем не конкретизируется, применение декларируемой нормы на практике может привести к нарушение основополагающих принципов законности и справедливости при производстве по делам об административных правонарушениях и создать питательную почву для коррупционных проявлений.

Кроме того, сомнительным видится перенос в категорию оснований для освобождения от административной ответственности нынешних обстоятельств, исключающих производство по делу, – истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания, а также отмену закона, установившего административную ответственность. Тогда уж, если быть последовательным, к основаниям освобождения следует причислить и смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Но это же нонсенс!

По нашему глубокому убеждению, говорить об основаниях освобождения от административной ответственности можно лишь при наличии следующих условий:

1. В действиях субъекта усматриваются все признаки состава конкретного административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ либо законами (кодексами) субъектов Российской Федерации.

2. Отсутствуют обстоятельства, препятствующие дальнейшему производству по делу.

3. Имеются объективные и субъективные основания, закрепленные в законе, позволяющие освободить субъекта от административной ответственности.

  • Вопрос об основаниях освобождения от административной ответственности в отечественной науке является спорным. Авторы солидарны с точкой зрения тех административистов, которые в качестве таких оснований, в первую очередь, указывают:
  • — невысокую степень общественной вредности совершенного административного деликта;
  • — положительную характеристику личности субъекта, который не нуждается в применении к нему мер административного наказания.

Кроме того, необходимо отграничивать институт освобождения от административной ответственности от случаев ее неприменения по причине совершения правонарушения невменяемым или лицом, не достигшим установленного законом возраста, либо наличия тех или иных обстоятельств, исключающих административную ответственность (например, крайней необходимости). Поскольку в указанных случаях отсутствует состав административного правонарушения, то нет и оснований для наступления административной ответственности. А если нет оснований для ответственности, то невозможно и освобождение от нее [6, с. 10].

Очевидно, что Законопроект №957581-6 нуждается в серьезной доработке, в том числе в части, касающейся нормативного закрепления обстоятельств, при наличии которых физическое лицо может быть освобождено от административной ответственности. Уверены, что его дальнейшая оптимизация и приведение в соответствие с требованиями сегодняшнего дня возможны лишь при участии наиболее авторитетных отечественных административистов.

Библиографический список

  1. Долгих И.П. О проблемах и перспективах института освобождения от административной ответственности в России // Правовая наука и реформа юридического образования. 2014. №4(27). С. 149-156.
  2. Долгих И.П., Ивакин С.В. К вопросу об оптимизации института освобождения от административной ответственности в России // Актуальные проблемы современной науки: сборник статей Международной научно-практической конференции (25 ноября 2014 г., г.Уфа) в 2 ч. Ч. 2. – Уфа: Аэтерна, 2014. – 308 с.
  3. Долгих И.П., Быстрянцев А.Ф. Институт освобождения от административной ответственности в Российской Федерации: проблемы и перспективы // Новые задачи правовой науки и пути их решения: сборник статей Международной научно-практической конференции (20 ноября 2014 г, г. Уфа). – Уфа: Аэтерна, 2014. – 110 с.
  4. Троицкая М.Ю. Институт освобождения от юридической ответственности и механизм его реализации в российском законодательстве: автореф. дисс. … канд. юр. наук: 12.00.01. – М., 2012. – 24 с.

Источник: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/63256

3. Административная ответственность юридических лиц

Административная
ответственность (АО)
– это реализация административно-правовых
санкций, применение уполномоченным
органом или должностным лицом
административных наказаний к гражданам
и юридическим лицам, совершившим
правонарушение.

Административным
правонарушением
признается противоправное, виновное
действие (бездействие) физического или
юридического лица, за которое настоящим
Кодексом или законами субъектов РФ об
административных правонарушениях
установлена административная
ответственность (Статья
2.1 КоАП от 30.12.2001).

  • Юридическое
    лицо признается виновным
    в совершении административного
    правонарушения, если будет установлено,
    что у него имелась возможность для
    соблюдения правил и норм, за нарушение
    которых настоящим Кодексом или законами
    субъекта РФ предусмотрена административная
    ответственность, но данным лицом не
    были приняты все зависящие от него меры
    по их соблюдению.
  • Назначение
    административного наказания юридическому
    лицу не освобождает от административной
    ответственности за данное правонарушение
    виновное физическое лицо, равно как и
    привлечение к административной или
    уголовной ответственности физического
    лица не освобождает от административной
    ответственности за данное правонарушение
    юридическое лицо.
  • административная
    ответственность
    юридических лиц — это применение к
    организа­
    циям,
    обладающим административной
    правосубъектностью, адми­
    нистративных
    наказаний за неисполнение или ненадлежащее
    ис­полнение установленных государством
    правил, норм и стандартов
    в
    целях государственного осуждения
    противоправной деятельности
    юридических
    лиц и выполнения возложенных на них
    обязанно­
    стей,
    а также предупреждения новых правонарушений

Статья
2.10. КоАП.

1.
Юридические лица подлежат АО за совершение
административных правонарушений в
случаях, предусмотренных статьями
раздела II настоящего Кодекса или законами
субъектов РФ об административных
правонарушениях.

Читайте также:  Кто является наследником по закону?

2.
В случае, если в статьях разделов I, III,
IV, V настоящего Кодекса не указано, что
установленные данными статьями нормы
применяются только к физическому лицу
или только к юридическому лицу, данные
нормы в равной мере действуют в отношении
и физического, и юридического лица, за
исключением случаев, если по смыслу
данные нормы относятся и могут быть
применены только к физическому лицу.

3.
При слиянии нескольких юридических лиц
к АО за совершение административного
правонарушения привлекается вновь
возникшее юридическое лицо.

4.
При присоединении юридического лица к
другому юридическому лицу к АО за
совершение административного
правонарушения привлекается присоединившее
юридическое лицо.

5.
При разделении юридического лица или
при выделении из состава юридического
лица одного или нескольких юридических
лиц к АО за совершение административного
правонарушения привлекается то
юридическое лицо, к которому согласно
разделительному балансу перешли права
и обязанности по заключенным сделкам
или имуществу, в связи с которыми было
совершено административное правонарушение.

6.
При преобразовании юридического лица
одного вида в юридическое лицо другого
вида к АО за совершение административного
правонарушения привлекается вновь
возникшее юридическое лицо.

7.
В случаях, указанных в частях 3 — 6 настоящей
статьи, АО за совершение административного
правонарушения наступает независимо
от того, было ли известно привлекаемому
к АО юридическому лицу о факте
административного правонарушения до
завершения реорганизации.

В Особенной части
содержится более 200
юридических составов,
субъектом которых является юридическое
лицо:

  • правонарушения, посягающие на права граждан, здоровье, в области промышленности, строительства и энергетики, с/х, дорожного движения, связи и информации, предпринимательской деятельности, финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, на транспорте, в области таможенного дела;
  • нарушения, посягающие на институты государственной власти и установленный порядок управления, общественный порядок и общественную безопасность, в области защиты государственной границы РФ и др.

В случае привлечения
юр. лица к АО на него распространяются
в равной мере общие задачи, принципы
законодательства об админ. правонарушениях,
правила назначения админ. наказаний,
процессуальный порядок возбуждения,
рассмотрения, вынесения решения о
привлечении к ответственности и его
исполнения. (юр. и физ. лица не могут
нести дважды АО за одно и то же)

Юридическое лицо
признается виновным в совершении админ.
правонарушения,
если будет установлено, что у него
имелась возможность для соблюдения
правил и норм, за нарушение которых КоАП
или законами субъекта РФ предусмотрена
АО, но данным лицом не были приняты все
зависящие от него меры по их соблюдению.
Юр.

лицо считается невиновным,
пока его вина не будет установлена
вступившим в законную силу постановлением
судьи, органа, должностного лица,
рассмотревших дело. При этом юридическое
лицо не обязано доказывать свою
невиновность.

Неустранимые сомнения в
виновности юридического лица, привлекаемого
к АО, толкуются в пользу этого лица.

Вина юр.
лица
обычно
определяется через
вину физ. лиц,
занимающих руководящие должности в
органах управления юр. лица, входящих
в совет директоров (наблюдательный
совет), осуществляющих специальные
полномочия, предусмотренные должностной
инструкцией, и в силу этого ответственных
за их соблюдение.

Учитывая, что во
всех случаях нарушений юридическим
лицом норм и правил, установленных
государством, сформулированных в
Особенной
части КоАП,
усматривается вина должностного лица,
целесообразно
вину юридического лица определять через
вину должностного лица
.
Такой подход обусловлен и тем, что по
юридической конструкции практически
все составы имеют формальный
характер,
т.е. формы вины (умысел или неосторожность),
цели и мотивы совершения правонарушения
не влияют на размер санкции.

Административные
наказания,
применяемые к юр. лицу:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Вид и размер
наказания налагается на юр. лицо с учетом
характера правонарушения, имущественного
и финансового положения юр. лица,
обстоятельств, смягчающих и отягчающих
ответственность.

Источник: https://StudFiles.net/preview/6331949/page:2/

§ 3. Субъекты административной ответственности

Административной ответственности подлежат физические лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста, в том числе должностные лица, а также организации. Согласно п. 3 ст. 2.

1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение последнего к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

В соответствии со ст. 2.

8 КоАП РФ не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать их фактический характер и противоправность либо руководить ими вследствие хронического или временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния.

По общим правилам законодательства об административной ответственности субъектами административной ответственности являются все лица, которые могут быть к ней привлечены за совершение административных правонарушений. К ним относятся как физические, так и юридические лица.

Все субъекты административной ответственности могут быть разделены на три группы: общие, специальные и особые. При этом в различных ситуациях один и тот же субъект может быть и специальным, и особым (это относится, например, к должностным лицам).

Общим субъектом административной ответственности является совершеннолетний гражданин РФ. Ответственность таких субъектов наступает по общим правилам, без каких-либо особенностей.

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ).

Однако общим субъектом административной ответственности будет являться гражданин РФ, достигший возраста не 16, а 18 лет, так как лица в возрасте от 16 до 18 лет считаются несовершеннолетними и относятся к особым субъектам административной ответственности.

Специальным субъектом административной ответственности является лицо, которое специально указано в качестве субъекта такой ответственности в конкретной статье КоАП РФ или закона субъекта РФ об административной ответственности. Так, например, правонарушение, предусмотренное ст. 15.

8 КоАП РФ, а именно нарушение банком или иной кредитной организацией установленного срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора, а равно инкассового поручения (распоряжения) налогового органа, таможенного органа о перечислении налога или сбора, соответствующих пеней и (или) штрафов в бюджет может быть совершено только должностным лицом соответствующего банка или иной кредитной организации, который и будет являться специальным субъектом в данной ситуации. Никакое другое лицо помимо банка (кредитной организации) к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 15.8 КоАП РФ, привлечено быть не может. Специальными субъектами являются водители, родители несовершеннолетних лиц, работодатели, таможенные брокеры и т.д.

Особыми субъектами административной ответственности являются те из них, привлечение к ответственности которых характеризуется какими-либо особенностями.

Особыми субъектами административной ответственности являются, в частности, несовершеннолетние, иностранные граждане и лица без гражданства, военнослужащие и иные лица, имеющие специальные звания, и т.п.

КоАП РФ к категории субъекта административной ответственности «несовершеннолетние» относит физических лиц в возрасте от 16 до 18 лет, привлекаемые к административной ответственности, которые имеют статус несовершеннолетних. Особенностями привлечения к административной ответственности несовершеннолетних являются следующие:

— с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», а также другими нормативными актами в этой сфере (ч. 2 ст. 2.3 КоАП РФ);

— к ним не может применяться административное наказание в виде административного ареста (ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ);

— само несовершеннолетие является обстоятельством, смягчающим ответственность при наложении наказания (п. 4 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ);

— несовершеннолетнее лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на указанное лицо (ч. 4 ст. 25.1 КоАП РФ);

— при рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до 18 лет, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица (ч. 5 ст. 25.3 КоАП РФ);

— о времени и месте рассмотрения каждого дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, должен быть извещен прокурор (ч. 2 ст. 25.11 КоАП РФ);

— об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители (ч. 4 ст. 27.3 КоАП РФ).

Понятие «должностное лицо» закреплено в примечании к ст. 2.

4 КоАП РФ, под которым следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если КоАП РФ не установлено иное .

———————————

Источник: http://vuzirossii.ru/publ/subekty_administrativnoj/22-1-0-588

Ссылка на основную публикацию