Плановая проверка юридических лиц и предпринимателей

Плановая проверка юридических лиц и предпринимателейВнеплановая проверка проводится по каждому факту, являющемуся основанием для ее проведения согласно положений части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ .
Специальные требования к порядку организации и проведения внеплановой проверки приведены в ст. 10 Закона N 294-ФЗ. Ограничения по времени проведения проверок, установленные частью 2 статьи 13 Закона N 294-ФЗ в отношении малых предприятий и микропредприятий, не распространяются на внеплановые проверки, то есть при любых внеплановых проверках действует общее ограничение в 20 рабочих дней для каждой из проверок.

Продление срока внеплановых проверок не допускается!!!

  • Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статями 11 и 12 Закона N 294-ФЗ.
  • Форму проведения проверки избирает руководитель (заместитель руководителя) государственного или муниципального органа и указывает в распоряжении о проведении проверки.
  • 8 917 539 39 05 Плановая проверка юридических лиц и предпринимателей
  • ПОБЛАГОДАРИТЬ ЗА КОНТЕНТ
  • истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
  • поступление в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования);
  • заявления граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информация от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
    а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    в) нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены);
    г) нарушение требований к маркировке товаров.
  • выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении видов государственного контроля (надзора), указанных в частях 1 и 2 статьи 8.1 Закона, параметров деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным органом государственного контроля (надзора) индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки, которое предусмотрено в положении о виде федерального государственного контроля (надзора);
  • приказ (распоряжение) руководителя государственного органа, изданный в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

При отсутствии указанных оснований проведение внеплановых проверок запрещается.

Нарушение данного правила относится к категории грубых нарушений требований к организации и проведению проверок (ст.

20 Закона N 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица, а также является основанием для привлечения виновных должностных лиц к ответственности.

Документарная проверка

  • Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя.
  • При необходимости получения дополнительных сведений, касающихся предмета проверки орган гос. контроля имеет право сделать запрос в адрес проверяемого субъекта.
  • Не допускается требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
  • При проведении документарной проверки орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля не вправе требовать у юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены этим органом от иных органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Выездная проверка

Законодательство предусматривает случаи согласования внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры:

  • проверка проводится по основаниям, указанным в пп. «а», «б» и «г» п. 2 части 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ (причинение вреда жизни, здоровью граждан либо возникновение угрозы данного причинения, нарушение требований к маркировке товаров).
  • выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении видов государственного контроля (надзора), указанных в частях 1 и 2 статьи 8.1 настоящего Закона, параметров деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным органом государственного контроля (надзора) индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки, которое предусмотрено в положении о виде федерального государственного контроля (надзора);

Несогласование внеплановой выездной проверки при указанных выше обстоятельствах с соответствующим органом прокуратуры относится к категории грубых нарушений требований к организации и проведению проверок (ст. 20 Закона N 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица, а также является основанием для привлечения виновных должностных лиц к ответственности.

С органами прокуратуры Российской Федерации не должны согласовываться следующие внеплановые проверки:

  • документарные проверки;
  • проверки при истечении срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
  • проверки во исполнение приказа (распоряжения) руководителя контролирующего органа , изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации;
  • проверки при нарушении прав потребителей.

Нужно учитывать, что, несмотря на отсутствие необходимости в указанных выше случаях получения согласования прокуратуры, для проведения внеплановой проверки обязательно должно присутствовать одно из оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ.

Проверяемое лицо должно быть уведомлено любым доступным способом не менее чем за двадцать четыре часа до начала проведения внеплановой выездной проверки, основанием для которой является:

  • истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
  • приказ (распоряжение) руководителя контролирующего органа, изданный в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

Нарушение данного срока относится к категории грубых нарушений требований к организации и проведению проверок (ст. 20 Закона N 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица.

Данное уведомление не требуется, если основанием для проведения проверок указано в п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ (поступление обращений, заявлений, информации, о возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, о нарушении прав потребителей).

Срок проведения проверки

По общему правилу срок проведения каждой из проверок не может превышать 20 рабочих дней.

При проведении внеплановой выездной проверки субъектов малого предпринимательства действует не специальное, а общее ограничение времени проверки (до 20 рабочих дней). Аналогично, общее (а не специальное) ограничение действует при проведении документарной проверки.

Не допускается продление срока внеплановой проверки. Не допускается продление срока документарной проверки.

8 917 539 39 05 Плановая проверка юридических лиц и предпринимателей

Источник: https://russian-opora.ru/vneplanovaya-proverka

Сводный план проверок субъектов предпринимательства

Портал РБК провел опрос 17 тысяч представителей малого бизнеса с целью выяснить, что больше всего мешает им в делах. На первом месте в списке оказались высокие налоги, хотя, если быть до конца справедливым, налоговая нагрузка малого бизнеса, работающего на специальных режимах не так уж велика.

Плановая проверка юридических лиц и предпринимателей

Около половины предпринимателей пожаловались и на нарушение их прав со стороны государственных органов, и тут их претензии беспочвенными уже не назовешь. Количество органов, проверяющих и контролирующих российский бизнес, превышает все мыслимые пределы.

Чтобы избежать неприятных сюрпризов по результатам налоговой проверки, рекомендуем внимательно отнестись к полноте и своевременности сдачи отчетности, проверить себя можно с помощью бесплатного аудита.

Кроме ФНС, которая проводит налоговый контроль в виде камеральных и выездных проверок, есть еще несколько десятков надзорных государственных структур. Перечислены они в законе № 294-ФЗ от 26.12.

2008, который называется очень обнадеживающе: «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и муниципального контроля».

На самом деле в законе собственно правам предпринимателей отводится только 4 статьи: с 21 по 24. Остальной текст посвящен видам проверок и длинному перечню контролирующих органов, приведенных в статье 1(4).

Проверять деятельность бизнесменов может любой из этих органов, но чаще всего это:

  • Государственная инспекция труда (контроль соблюдения трудового законодательства);
  • Роспотребнадзор (защита прав потребителей);
  • Росприроднадзор (экологический контроль);
  • Россельхознадзор (контроль сельхозпроизводителей);
  • Госпожнадзор (в сфере пожарной безопасности);
  • Ространснадзор (в сфере транспорта, кроме вопросов безопасности дорожного движения);
  • Ростехнадзор (в строительстве и других технических сферах);
  • Росздравнадзор (в медицине и защите прав пациентов);
  • Росреестр (земельный надзор).
  • Добавим еще лицензионный надзор, осуществляемый за лицензионными видами деятельности, и те виды надзора, которые регулируются отдельными законами (валютный, таможенный, контроль за уплатой страховых взносов, банковский, страховой).
  • Чтобы каким-то образом организовать деятельность проверяющих (только тех, кто указан в статье 1(4) закона № 294-ФЗ), было предложено составлять ежегодный сводный план проверок организаций и ИП.
  • Подробнее: Кто относится к субъектам малого предпринимательства в 2018 году
  • С 2010 года такой план проверок публикуется на официальных сайтах Генеральной прокуратуры и ее региональных подразделений.
  • Узнать, не попали ли вы в этот план проверок, можно через специальную форму поиска
  • Плановая проверка юридических лиц и предпринимателей

Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года, кроме тех организаций и ИП, которые заняты в образовании и здравоохранении, в социальной сфере, энергетике и теплоснабжении.

Их можно включать в план проверок два и более раз в три года (то есть, фактически, неограниченно).

Плановая проверка может быть документарной или выездной, сообщить о ее проведении надзорный орган обязан письменно не позднее трех рабочих дней до ее начала.

Проверка может быть и внеплановой, основания ее проведения приводятся в статье 10 закона № 294-ФЗ:

  • Если прошел срок выданного ранее предписания об устранении нарушений (по сути, это просто проверка того, были ли выполнены требования надзорного органа);
  • Если поступило адресное, то есть не анонимное, сообщение о нарушении прав потребителей (только от того лица, чьи права нарушены), а также о возникновении угрозы или факта причинения вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде или культурному наследию России;
  • В рамках прокурорского надзора или по поручению Президента или Правительства РФ.
  1. О проведении внеплановой проверки должно быть сообщено не менее чем за сутки до ее начала, кроме тех случаев, когда она вызвана сообщением о нарушении прав потребителей или об угрозе причинения вреда гражданам, природе или культурному наследию.
  2. О том, кто именно попал в сводный план проверок в вашем муниципальном образовании можно узнать и из списков, опубликованных на большинстве сайтов региональных подразделений прокуратуры.
  3. Сводный план проверок субъектов предпринимательства Амурской области
  4. Сводный план проверок субъектов предпринимательства Архангельской области
  5. Сводный план проверок субъектов предпринимательства Астраханской области
  6. Сводный план проверок субъектов предпринимательства Брянской области
  7. Сводный план проверок субъектов предпринимательства Владимирской области
  8. Сводный план проверок субъектов предпринимательства Волгоградской области
  9. Сводный план проверок субъектов предпринимательства Вологодской области
  10. Сводный план проверок субъектов предпринимательства Воронежской области
  11. Сводный план проверок субъектов предпринимательства Еврейской автономной области
  12. Сводный план проверок субъектов предпринимательства Калининградской области
  13. Сводный план проверок субъектов предпринимательства Калужской области
  14. Сводный план проверок субъектов предпринимательства Камчатского края
  15. Сводный план проверок субъектов предпринимательства Карачаево-Черкесской Республики
  16. Сводный план проверок субъектов предпринимательства Костромской области
  17. Сводный план проверок субъектов предпринимательства Краснодарского края
  18. Сводный план проверок субъектов предпринимательства Курганской области
  19. Сводный план проверок субъектов предпринимательства Курской области
  20. Сводный план проверок субъектов предпринимательства Ленинградской области
  21. Сводный план проверок субъектов предпринимательства Липецкой области
  22. Сводный план проверок субъектов предпринимательства Магаданской области
  23. Сводный план проверок субъектов предпринимательства Московской области
  24. Сводный план проверок субъектов предпринимательства Ненецкого автономного округа
  25. Сводный план проверок субъектов предпринимательства Нижегородской области
  26. Сводный план проверок субъектов предпринимательства Новгородской области
  27. Сводный план проверок субъектов предпринимательства Оренбургской области
  28. Сводный план проверок субъектов предпринимательства Пермского края
  29. Сводный план проверок субъектов предпринимательства по г. Санкт-Петербургу
  30. Сводный план проверок субъектов предпринимательства по городу Москве
  31. Сводный план проверок субъектов предпринимательства Приморского края
  32. Сводный план проверок субъектов предпринимательства Псковской области
  33. Сводный план проверок субъектов предпринимательства Республики Алтай
  34. Сводный план проверок субъектов предпринимательства Республики Башкортостан
  35. Сводный план проверок субъектов предпринимательства Республики Дагестан
  36. Сводный план проверок субъектов предпринимательства Республики Ингушетия
  37. Сводный план проверок субъектов предпринимательства Республики Калмыкия
  38. Сводный план проверок субъектов предпринимательства Республики Карелия
  39. Сводный план проверок субъектов предпринимательства Республики Коми
  40. Сводный план проверок субъектов предпринимательства Республики Крым
  41. Сводный план проверок субъектов предпринимательства Республики Марий Эл
  42. Сводный план проверок субъектов предпринимательства Республики Мордовия
  43. Сводный план проверок субъектов предпринимательства Республики Саха (Якутия)
  44.  Сводный план проверок субъектов предпринимательства Республики Северная Осетия — Алания
  45. Сводный план проверок субъектов предпринимательства Республики Татарстан
  46. Сводный план проверок субъектов предпринимательства Ростовской области
  47. Сводный план проверок субъектов предпринимательства Рязанской области
  48.  Сводный план проверок субъектов предпринимательства Самарской области
  49.  Сводный план проверок субъектов предпринимательства Саратовской области
  50. Сводный план проверок субъектов предпринимательства Сахалинской области
  51. Сводный план проверок субъектов предпринимательства Свердловской области
  52. Сводный план проверок субъектов предпринимательства Ставропольского края
  53. Сводный план проверок субъектов предпринимательства Тверской области
  54. Сводный план проверок субъектов предпринимательства Тульской области
  55. Сводный план проверок субъектов предпринимательства Удмуртской республики
  56. Сводный план проверок субъектов предпринимательства Ульяновской области
  57. Сводный план проверок субъектов предпринимательства Хабаровского края
  58. Сводный план проверок субъектов предпринимательства Ханты-Мансийского автономного округа
  59. Сводный план проверок субъектов предпринимательства Чеченской республики
  60. Сводный план проверок субъектов предпринимательства Чувашской республики
  61. Сводный план проверок субъектов предпринимательства Чукотской автономной области
  62. Сводный план проверок субъектов предпринимательства Ямало-Ненецкого автономного округа
Читайте также:  Договоры организации с ип об оказании услуг могут быть переквалифицированы фнс в трудовые

Источник: https://www.regberry.ru/malyy-biznes/svodnyy-plan-proverok-subektov-predprinimatelstva

Проверки ИП на 2019 год: план, график и виды проверок + подготовка

Плановая проверка юридических лиц и предпринимателей

Здравствуйте! В этой статье мы поговорим о проверках, с которыми могут встретиться индивидуальные предприниматели.

Сегодня вы узнаете:

ИП без проверок – возможно ли такое?

До 2016 года индивидуальные предприниматели находились под строгим надзором государства, а штрафы, налагаемые на малый и средний бизнес, практически не отличались от штрафов для крупнейших предприятий. Разумеется, такое не могло продолжаться без возмущений общества.

Недавно в системе проверок ИП начались изменения. Прежде всего, в феврале 2016 года Минэкономразвития вынесло на обсуждение предложение о замене первого штрафа для ИП на предупреждение.

Также уже действует мораторий на проверки малого и среднего бизнеса, который с января 2016 года до конца 2018 года отпустил большую часть ИП на «проверочные каникулы».

Большинство проверок регламентируются Федеральным Законом №294.

Мораторий действовал на все плановые проверки Минтруда, Минприроды, Прокуратуры и ряда иных ведомств, которые ранее осуществлялись раз в три года.

В конце года законодатели побеспокоилось о том, чтобы продлить его действие еще на два года, приняв закон №480-ФЗ от 25.12.2018 г. Таким образом, субъекты малого предпринимательства и ИП получили послабление в виде освобождения от плановых проверок на период с 01 января 2019 по 31 декабря 2020 года.

Основания для проверок

Проверки ИП бывают как плановыми, определенными заранее, так и внеплановыми, по одному из возможных оснований:

  1. Истечение срока, назначенного на исправление нарушений после предыдущей проверки.
  2. Поступление в контролирующие органы свидетельств или жалоб о нарушениях предпринимателем прав потребителей, сотрудников и других норм.
  3. Требование прокурора и приказ руководителя контролирующего органа.

Но даже о внеплановой проверке предпринимателя обязаны предупредить не позднее чем за сутки. Исключение составляют чрезвычайные происшествия и случаи, когда ИП подозревается в причинении вреда здоровью людей, животных или экологии.

План проверок

График плановых проверок можно найти на сайте Генеральной прокуратуры. Там можно узнать о предстоящих проверках по ИНН, ОГРНИП и другим реквизитам компании.

Не всем фирмам повезло освободиться от плановых проверок. Некоторые не были исключены из плана.

К ним относятся:

  • Организации в областях образования и медицины;
  • Компании в сфере соц. обслуживания;
  • Аудиторские фирмы;
  • Управляющие компании жилых домов;
  • Объекты первого и второго класса промышленной и другой безопасности.

Виды проверок

Любые проверки делятся на выездные и документарные. Как уже понятно из названия, в первом случае аудиторы лично посещают предприятие, во втором – лишь запрашивают на проверку пакет документов.

Одна проверка может вытекать из другой. Например, инспектор начинает с проверки документов, но обнаружив спорные моменты, заявляет о своем намерении посетить рабочее место ИП.

Перечислим основные инстанции, осуществляющие проверки ИП:

Вне зависимости от контролирующего органа, инспекция обычно начинается с проверки регистрации ИП, всех учредительных документов, лицензий и итогов предыдущих проверок.

Налоговая проверка

Регламентирующий закон: статья 14 Налогового Кодекса РФ.

Особый интерес у налоговиков вызывают предприниматели, указывающие слишком низкую заработную плату сотрудникам или долгое время работающие в убыток.

Запрещено повторно проверять предпринимателя по тому же налогу за тот же период.

Камеральная проверка налогов дополнительно контролирует сданную отчетность. Инспекция может запросить разъяснения для некоторых данных или подтверждения расходов.

Длится проверка до трех месяцев с окончания отчетного периода. На исправление ошибок, не привлекших к недоплате налогов, проверяемому дается пять дней.

Если будут обнаружены серьезные нарушения, в течение десяти дней ИП будет привлечен к ответственности.

В ходе выездной налоговой проверки проводится более глубокий аудит. Такая проверка грозит только нарушителям и неплательщикам налогов. К процедуре могут быть дополнительно привлечены эксперты и свидетели, проведены инвентаризация помещений и выемка документов.

Ревизия может длиться два месяца, или быть продлена до шести в следующих случаях:

  • У фирмы несколько обособленных подразделений;
  • Требуется дополнительная экспертиза;
  • ИП нарушил сроки выдачи требуемых документов.

Помимо налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности, проверяются и другие документы:

Организуется тщательная проверка доходов и расходов,влияющих на сумму оплачиваемого налога. Режимы налогообложения, не зависящие от фактической прибыли реже подвергаются внеплановым налоговым проверкам. Поэтому проверки ИП на ЕНВДреже заканчиваются штрафами.

Налоговая проверка бывшего ИП тоже допустима – в течение трех лет со дня ликвидации.

Проверка закрытого ИП может быть также названа итоговой, ее цель – выявить несоответствия, недоплату налогов. В том числе осуществляется проверка задолженности, которая могла остаться за предпринимателем.

Проверка Роспотребнадзором

Регламентирующие акты: «Положение о федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей» за Постановлением Правительства РФ номер 322 от 30.06.2004 года.

Проверке подлежат все предприятия, предоставляющие услуги или продающие товары населению. Перечень проверяемых моментов очень широк.

Назовем самые популярные:

  • Вывеска, ценники и прайсы;
  • Уголки потребителя;
  • Освещенность и вентиляция в помещении;
  • Санитарные нормы, наличие сертификатов соответствия на товары;
  • Соблюдение сроков годности продукции;
  • Когда это требуется – наличие у сотрудников сан. книжек и униформы.

Сегодня Роспотребнадзор проверяет не только работу с потребителями, но и соблюдение санитарных норм на предприятии. Чаще всего подобные проверки навещают продуктовые магазины и заведения общепита.

Трудовая инспекция

Роструд контролирует соблюдение прав наемных работников. Очень часто основанием для внеплановой проверки служат жалобы сотрудников.

Также под строгий надзор попадают следующие работодатели:

  • Принимающие на работу иностранных граждан;
  • Имеющие несовершеннолетних работников;
  • Выплачивающие слишком маленькую заработную плату.

Проверке подлежат все кадровые документы:

  • Трудовые договоры – соблюдение ими трудового законодательства, правильность оформления, наличие подписей;
  • Трудовые книжки сотрудников;
  • Штатное расписание и табели учета рабочего времени;
  • Графики отпусков;
  • График выдачи заработной платы.

Соответствовать нормам найма сотрудников несложно – достаточно тщательно изучить Трудовой Кодекс РФ.

Пожарная инспекция

Инспекторы от МЧС проверяют документацию по противопожарной безопасности на предприятии и наличие средств борьбы с огнем и предотвращения возгорания.

Наиболее востребованные проверкой документы:

  • Приказы руководителя об отключении оборудования в конце смены, об установлении мест для курения;
  • Приказ о периодичности прохождения сотрудниками противопожарного инструктажа и журналы учета инструктажей;
  • Планы эвакуации.

В помещении пожарная выездная инспекция проверяет:

  • Соответствие плана эвакуации и реальной конфигурации здания;
  • Наличие, расположение и доступность аварийных выходов;
  • Материалы отделки стен, пола, потолка, состояние решеток на окнах;
  • Количество и расположение огнетушителей и прочих средств борьбы с огнем;
  • Для помещений, в которых находится более десяти человек – состояние системы оповещения о пожаре.

Важно помнить, что не так страшен штраф от пожарной инспекции, как урон от пожара, случившегося из-за нарушения норм.

Проверка Ростехнадзором

  • Инспекция Ростехнадзора выдает лицензии и проверяет многие виды деятельности, предполагающие использование природных ресурсов и взаимодействующие с опасными производственными объектами (проектирование, монтаж, транспортировка и так далее).
  • Предмет проверки: соблюдение требований законодательства в области промышленной безопасности.
  • Все возможные нарушения, как правило, устраняются предпринимателем перед получением лицензии, а для дальнейших проверок достаточно поддерживать соблюдение всех требований.

Прокурорская проверка

Проверка прокуратуройпроизводится исключительно на основании информации о нарушениях ИП, не попадающих под контроль другого государственного органа. Если это возможно – прокуратура обязана делегировать полномочия проверяющего другому ведомству, в остальных случаях она может проводить проверку самостоятельно.

Без информации о нарушениях, поступившей от граждан, других юридических лиц или СМИ, прокуратура не может инициировать инспекцию. Поэтому предпринимателям, не нарушающим закон, не стоит ее опасаться.

Читайте также:  Какие документы нужны для функционирования интернет-магазина?

Прокурор проверяет достоверность жалобы на ИП и, если нарушение подтверждается, в зависимости от его тяжести ИП может быть выдано предписание об исправлении ситуации или возбуждено судебное дело.

Как избежать штрафа

Разумеется, самый верный способ избежать после проверки штрафа – не нарушать закон. Довольно сложно, но все-таки возможно вести бизнес, соблюдая все нормы законодательства.

Первым делом необходимо изучить законы. Самые распространенные штрафы, налагаемые на предпринимателей по результатам государственных инспекций, собраны в 14 главе Административного Кодекса РФ.

Уголовный Кодекс тоже нельзя упускать из внимания. Например, по статье 199 можно получить до 6 лет лишения свободы за уклонение от уплаты налогов.

Что делать предпринимателю во время проверки

Хорошо, если на предприятии действует строгий пропускной режим – так инспекторы не смогут начать выездную проверку без присутствия руководителя. В иных ситуациях стоит быть осторожным.

По закону выездная проверка должна осуществляться в присутствии предпринимателя или его заместителя, но на практике бывает, что инспекция встречается с нарушениями, едва попав на территорию организации. Даже разговоры сотрудников на крыльце могут быть использованы против проверяемого.

В связи с этим предпринимателю необходимо:

  • Заранее организовать систему безопасности;
  • Провести инструктаж сотрудников о правилах общения с проверяющими – только в присутствии руководителя.

Выездная проверка в отсутствии ответственного лица возможна только в чрезвычайных ситуациях, в случаях причинения вреда здоровью граждан, животных.

Прежде чем инспекция начнет выездную проверку, предпринимателю нужно проверить их:

  1. Ознакомиться с удостоверениями проверяющих (данные можно на всякий случай переписать).
  2. Принять под роспись и изучить копию приказа о проверке. В нем должны быть указаны цели проверки, виды контрольных мероприятий, состав проверяющей комиссии, дата проведения и прочие условия.

Если все документы верны, не стоит препятствовать проверке, за это можно получить дополнительный штраф.

Если проверка проводится в рамках уголовного дела, проверяемый имеет право не отвечать на вопросы до приезда своего адвоката и не подписывать документов (даже акта проверки).

Проверяемый обязан предоставить инспекторам доступ ко всем документам и помещениям, связанным с предметом проверки.

Журнал проверокзаводится на предприятии по желанию руководителя. Его наличие поможет контролировать частоту проверок и многие другие факторы.

Акт проверки

Итогом проверки становится акт, в котором фиксируются все проведенные мероприятия и обнаруженные нарушения. Подпись предпринимателя под актом означает его согласие со всем, что там описано.

ИП имеет право вносить в акт проверки свои возражения.

Внесение в акт обоснованных возражений увеличивает шансы предпринимателя на обжалование результатов проверки. Поэтому прежде чем подписывать акт, необходимо тщательно его изучить.

Присутствие во время проверки юриста дает дополнительную гарантию в соблюдении всех прав ИП.

Если нарушена процедура проверки

Любую проверку бизнеса проводят люди, а все люди, как известно, могут иногда ошибаться. Небольшое отступление от установленной законом процедуры проверки может сыграть на руку бизнесмену – результаты такой инспекции можно оспорить.

Проверка может быть признана незаконной если:

  • Плановая инспекция проводится чаще чем раз в три года;
  • Плановой проверки не было в официальном графике на сайте прокуратуры;
  • Нарушены сроки проверки, указанные в приказе, или превышена ее максимальная длительность;
  • Инспекторы не предъявили приказ о проведении проверки (или его не было вовсе);
  • Аудиторы потребовали предоставить документы или пробы, не имеющие отношение к предмету проверки;
  • По окончании проверки не был предоставлен акт.

Как оспорить результаты

Не стоит бояться обращаться в суд, чтобы оспорить результаты проверки, проведенной с нарушениями.

Прежде всего свои замечания необходимо внести в акт проверки. Это значительно поможет поставить суд на свою сторону.

Подать заявление в арбитражный суд можно в течение трех месяцев с даты нарушения.

В заявлении указываются:

  • Реквизиты истца;
  • Наименование и адрес ответчика;
  • Требования, подкрепленные ссылками на нормативные акты и законы;
  • Материалы, доказывающие факт нарушения (заключения экспертов, показания свидетелей, видео и аудиозаписи хода проверки).

Статистика показывает, что все больше исков заканчиваются в пользу предпринимателей. Через суд можно не только признать недействительными результаты проверки и выписанные штрафы, но и получить компенсацию.

Также недовольный действиями инспектора предприниматель имеет полное право подать на него жалобу вышестоящему руководителю.

Жалобу нужно написать в двух экземплярах, обязательно указать адрес для ответного письма и отнести документ в учреждение, проводившее проверку. Один экземпляр с отметкой секретаря о получении остается у заявителя.

Если через десять дней ответ так и не поступит, можно обращаться в арбитражный суд.

Источник: https://kakzarabativat.ru/pravovaya-podderzhka/proverki-ip/

Проверки контролирующими органами

  • Проверки, осуществляемые контролирующими органами (плановая и внеплановая проверки)
  • Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ, Закон о проверках)  устанавливаются, в частности:
  • 1) порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
  • 2) порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок;
  • 3) права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок;
  • 4) права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.
  • Организация и проведения плановой проверки
  • Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
  • Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

Ежегодный сводный план проведения плановых проверок формируется Генеральной прокуратурой РФ и размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ в сети «Интернет» в срок до 31 декабря текущего календарного года. Сводный план проверок на 2017 г. размещен по адресу: http://plan.genproc.gov.ru/plan2017/.

Плановые проверки проводятся не чаще чем 1 раз в 3 года, за исключением случаев:

  • осуществления деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в вышеуказанных сферах, плановые проверки могут проводиться не менее 2-х раз в 3 года.

Перечень видов деятельности, в отношении осуществления которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью, утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 г. N 944.

  • осуществления деятельности, в отношении проведения проверок которой применяется риск-ориентированный подход. В таком случае периодичность проведения плановых проверок устанавливается Положением о конкретном виде контроля (надзора) в зависимости от отнесения объекта контроля (надзора) к определенной категории риска или определенному классу опасности.

Основание для включения проверки в ежегодный план — истечение 3 лет со дня:

  • государственной регистрации юридического лица, ИП;
  • окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, ИП;
  • начала осуществления юридическим лицом, ИП предпринимательской деятельности в соответствии с представленным уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.

Перечень работ и услуг в составе отдельных видов предпринимательской деятельности, форма и порядок представления уведомленияПлановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, предусмотренном ст. 11 и 12 Закона о проверках. утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 г. N 584

Источник: https://rusnap.ru/gos-kontrol-i-zashhita-predprinimatelstva/proverki-kontrolirujushhimi-organami/

Вопрос-ответ

Концепция защиты прав предпринимателей, реализуемая последние годы, в основе своей ориентирована, прежде всего, на обеспечение законности проверок хозяйствующих субъектов.

Федеральным законом РФ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусмотрено два основных вида проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: плановые и внеплановые.

Плановая проверка проводится на основании и в соответствии с разработанными и утвержденными ежегодными планами. 

Существует определенная, установленная законом, периодичность проведения проверок.

По общему правилу плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года (ч. 2 ст. 9 Закона № 294-ФЗ).

Вместе с тем, отдельными нормативными актами, в зависимости от вида осуществляемой деятельности, ее общественной значимости, может устанавливаться иная периодичность.

Перечень видов деятельности, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью, определен Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944.

В него включена деятельность в сфере здравоохранения (например, оказание амбулаторно-поликлинической, скорой медицинской помощи и др.), в сфере образования (деятельность детских лагерей на время каникул и др.) и социальной сфере (предоставление социальных услуг с обеспечением проживания).

  • Проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют включенную в Перечень деятельность, могут проводиться два и более раза в три года.
  • Конкретный период проведения плановой проверки по каждому из таких видов деятельности установлен Перечнем.
  • В процессе формирования ежегодного плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей прокурором исключаются незаконные и необоснованные проверки контролирующих органов, тем самым предотвращаются нарушения прав предпринимателей.
  • Распространенными основаниями для исключения проверок из плана являются несоблюдение установленной периодичности проведения плановой проверки, отсутствие оснований для проведения проверки, включение в план проверок лиц, прекративших осуществление своей деятельности.

Утвержденный План проведения плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей подлежит размещению на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации — www.genproc.gov.ru — в специальной вкладке «Сводный план проверок».

  1. Для того, чтобы определить, запланированы ли проверки в отношении конкретного юридического лица или индивидуального предпринимателя, достаточно заполнить информацию о проверяемом лице в одном из трех предложенных поисковой системой полей, указав, по выбору, ИНН, ОГРН или официальное наименование организации.
  2. Также поиск можно осуществить по месяцу проведения проверки и наименованию органа государственного контроля (надзора).
  3. Внеплановая проверка, несмотря на идентичность цели проведения с плановой проверкой, имеет совершенно иные основания для ее проведения.
  4. Так, Законом установлен перечень оснований для проведения внеплановой проверки, а именно: проверка выполнения внесенных ранее предписаний; проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, обеспечение безопасности государства, предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; поступление информации о фактах возникновение угрозы причинения либо причинению вреда; нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены); поручения Президента РФ, Правительства РФ; а также наличие требования прокуратуры о проведении внеплановой проверки.
  5. В определенных сферах деятельности применяются, в том числе иные основания для проведения внеплановых проверок, которые могут быть установлены только законами.

Например, в сфере охраны труда такие основания установлены ст. 360 Трудового кодекса РФ, в сфере жилищных отношений — ч. 4.2 ст. 20 Жилищного кодекса РФ, и т.д.

Читайте также:  Какие документы нужны для самостоятельной регистрации ип

Следует отметить, что прокурором согласовываются не все внеплановые проверки.

По общему правилу, согласованию подлежат внеплановые проверки, организованные по основаниям, указанным в подпунктах «а» и «б» п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ.

Вместе с тем, отдельными законами могут устанавливаться иные случаи, когда проверка может быть проведена только после ее согласования с прокурором.

Так, в соответствии с п. 7 ст. 71.

1 Земельного кодекса РФ органом государственного земельного надзора должны согласовываться с прокурором внеплановые проверки в отношении объектов земельных отношений, организованные в случае выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, а также в случае поступления в орган государственного земельного надзора обращений и заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушениях имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан.

От того, проводится плановая или внеплановая проверка, зависит порядок уведомления проверяемых лиц о ее проведении. 

Так, при проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются в обязательном порядке не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

В случае проведения внеплановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом контроля (надзора) не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Однако, если речь идет о том, что в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, животным и т.д.

, предварительное уведомление не требуется, а в некоторых случаях — запрещено.

Каждая из указанных проверок (как плановая, так и внеплановая) может быть проведена в форме документарной проверки и (или) выездной проверки. Выбор конкретной формы проведения проверки должен быть обоснован органом контроля.

Например, когда планируется проведение одновременно документарной и (или) выездной проверки, последняя проводится в случае, если при документарной проверке не представилось возможным оценить соответствие деятельности проверяемого лица закону без конкретного мероприятия по контролю, которое может быть проведено только по месту нахождения проверяемого лица и (или) месту фактического осуществления его деятельности.

Наибольшие «неудобства», связанные с отвлечением производственных ресурсов и пр., для предпринимателя доставляет выездная проверка, которая в соответствии с законом проводится по месту нахождения проверяемого лица и (или) фактического осуществления его деятельности.

Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами контролирующего органа проверяемому лицу, обязательного ознакомления проверяемого лица с распорядительным документом о проведении проверки, с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.

В отличие от выездной, документарная проверка проводится по месту нахождения контролирующего органа.

В ходе документарной проверки, в первую очередь, рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении контролирующего органа, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы.

При этом Законом № 294-ФЗ установлена обязанность для контролирующих органов, проводящих документарную проверку, получать недостающие документы, сведения о проверяемом лице от иных органов контроля.

Требовать же от юридических лиц, предпринимателей предоставления таких документов, которые могут быть получены в порядке межведомственного взаимодействия, запрещено.

Запрос проверяемому лицу о предоставлении документов в рамках документарной проверки может быть направлен только в случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа контроля, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем требований закона.

Такой запрос должен быть в обязательном порядке мотивированным, он не должен содержать требования о нотариальном удостоверении истребуемых контролирующим органом копий документов, срок его исполнения для проверяемого лица не может быть установлен менее чем 10 дней со дня получения указанным лицом запроса.

Важное значение имеет соблюдение срока проведения проверки. Например, несоблюдение срока выездной проверки в отношении субъектов малого предпринимательства делает результаты указанной проверки недействительными (п. 3 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ).

Срок проведения проверок, в том числе в отношении малых предприятий и микропредприятий, установлен в ст. 13 Закона № 294-ФЗ. 

  • Завершается проверка составлением органом контроля акта проверки по установленной форме в двух экземплярах, а в случае выявления нарушений, — внесением предписания и, при необходимости, применением предусмотренных законодательством, в частности КоАП РФ, мер ответственности.
  • Проверяемое лицо в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в контролирующий орган в письменной форме свои возражения с приложением, при необходимости, документов, подтверждающих их обоснованность.
  • Помимо плановых и внеплановых проверок, Законом № 294-ФЗ предусмотрено также проведение плановых (рейдовых) осмотров, которые проводятся уполномоченными должностными лицами органов контроля (надзора) в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий.
  • В случае, если при проведении планового (рейдового) мероприятия в деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя выявлено нарушение закона, то, помимо принятия к нарушителю соответствующих мер, лицо, проводившее плановый (рейдовый) осмотр, обязано в письменной форме довести до сведения соответствующего органа контроля (надзора) информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя.
  • Помощник прокурора Октябрьского района

юрист 1 класса И.А. Кириллова

Источник: http://www.lipprok.ru/legal/questions/?id=38775

Виды проверок: плановая, внепалновая, документарная, выездная и их характеристики

Выделяют 4 вида проверок:

  1. Плановая проверка. Предметом плановой проверки является соблюдение юридиче­ским лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми акта­ми, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
  2. Внеплановая проверка. Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления дея­тельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными право­выми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), орга­нов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспе­чению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуа­ций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
  3. Документарная проверка. Предметом документарной проверки являются сведе­ния, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, ис­пользуемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязатель­ных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, испол­нением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
  4. Выездная проверка. Предметом выездной проверки являются содержащиеся в до­кументах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответ­ствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении дея­тельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индиви­дуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и при­нимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Срок проведения проверки.

Сроки проведения проверок регламентируются ст. 13 Закона.

Срок проведения каждой из проверок, предусмотренных ст. 11 и 12 Закона (докумен­тарной и выездной), не может превышать двадцать рабочих дней.

В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов.

Срок проведения каждой из предусмотренных ст.

11 и 12 Закона (документарной и вы­ездной) проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению юридического лица, при этом общий срок проведения проверки не может превышать шестьдесят рабочих дней.

Ограничения при проведении проверки.

При проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе (статья 15 Закона):

  1. проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муни­ципальными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, от имени которых действуют эти должностные лица;
  2. осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному подпунктом «б» п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона;
  3. требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
  4. отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений;
  5. распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;
  6. превышать установленные сроки проведения проверки;
  7. осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.

Виды наказания при выявлении нарушений.

Консультации МедИнфо24

Для успешного прохождения проверки вы можете получить консультации специалистов МедИнфо24:

  • Разберутся и классифицируют проверку: плановая, внепалновая, документарная, выездная, выдадут инструкции к действию;
  • Подберут, помогут заполнить и вышлют необходимые документы: журналы, приказы, протоколы;
  • Подскажут ваши права и ответственность за нарушения, поделятся практическими советами;

Получить консультацию Мединфо24

Источник: http://www.medinfo24.ru/page/service.proverki_aptek.vidy_proverok/

Ссылка на основную публикацию