Оформление результатов выездной налоговой проверки

Результаты налоговых проверок, как камеральных, так и выездных, должны быть подобающим образом оформлены. Все необходимые сведения прописываются руководителем группы проверяющих в специальном акте.

Правила его заполнения изложены в Налоговом Кодексе РФ. В статье разберем требования к оформлению результатов налоговых проверок, порядок заполнения соответствующих документов.

Рассмотрим это для двух разновидностей проверочных мероприятий — камеральной и выездной.

Сроки

Начнем со сроков оформления результатов налоговой проверки. В том случае, если она была выездной, руководители проверяющей группы обязуются в продолжение двух месяцев составить соответствующий акт. Срок начинает отсчитываться с того момента, как уполномоченные должностные лица опубликовали справку о проведенной ими налоговой проверке выездного типа.

В том случае, когда нарушения отечественного законодательства о налогах и сборах были выявлены по итогам налоговой камеральной проверки, должностные лица, осуществляющие данную процедуру, должны составить акт по установленной форме. Сроки тут несколько иные — в продолжение десяти дней с числа окончания камеральной проверки.

В том случае, когда производилась налоговая выездная проверка с участием консолидированного объединения налогоплательщиков, акт по ее результатам должен быть составлен в течение трех месяцев. Точкой отсчета здесь считается дата выхода справки, свидетельствующей о проведенной этими лицами проверке.

Оформление результатов выездной налоговой проверки

Визирование документации

Важнейшей частью оформления результатов налоговых проверок является подписание акта с результатами процедуры. Визируют документ следующие лица:

  • Уполномоченные сотрудники, проводившие проверку.
  • Руководитель, в отношении которого данная проверка была проведена. В каких-то случаях ставит подпись его представитель.
  • При оформлении результатов налоговых проверок выездного типа, проводимых консолидированными налогоплательщиками, ответственным представителем данной группы делается соответствующая запись в отчетном акте.

Если лицо, в отношении которого проведена проверка (камеральная или выездная), отказывается ставить свою подпись на акте, о таком его решении делается запись в данном документе. То же самое происходит в случае, если акт отказывается визировать представитель лица, в отношении которого организована проверка налоговиками.

Оформление результатов выездной налоговой проверки

Что указывается в акте?

Мы уже установили, что оформление результатов налоговой проверки (выездной и камеральной) — это составление акта. Налоговое законодательство РФ предъявляет строгие требования к содержанию документа. В нем обязательно должно быть указано следующее:

  1. Дата данного акта проверки. Тут подразумевается то число, когда проверяющие лица подписали уже составленный документ.
  2. Полное и сокращенное наименование проверяемого учреждения, организации. Если проверка устраивается в отношении какого-либо должностного лица, то указывается его Ф. И. О. В случае, когда происходит налоговая проверка обособленного подразделения какой-либо организации, прописывается не только полное и сокращенное название ее самой, но и полное и сокращенное наименование данного филиала, а также данные о его местоположении.
  3. Ф. И. О. лиц, проводивших мероприятие. Порядок оформления результатов налоговой проверки (выездной и камеральной) предполагает, что также должны быть указаны их должности и название налогового органа, от имени которого они проводят проверку.
  4. Для камерального типа проверок — дата предоставления в отделение ФНС налоговой декларации, расчетов и иной необходимой для проведения процедуры документации.
  5. Для выездного типа проверок — номер и дата решения руководителя данного подразделения ФНС (или его заместителя) о проведении такого мероприятия.
  6. Перечисление всех документов, которые предоставило проверяемое лицо в ходе проведения процедуры.
  7. Период, на протяжении которого проходила проверка.
  8. Наименование налоговых платежей, по поводу которых состоялась камеральная или выездная проверка.
  9. Место жительства физического лица, в чьем отношении проводилось мероприятие. Или же местонахождение организации, где прошла налоговая проверка.
  10. Дата начала и завершения проверочного мероприятия.
  11. Перечисление процедур налогового контроля, которые производились на всем протяжении проверки.
  12. Если факты нарушения НК РФ выявлены не были, то в акте делается соответствующая запись. В случае, когда они были найдены, необходимо не только перечисление таких фактов, но и документальное подтверждение каждого.
  13. В заключение акта — выводы проверяющих по итогам мероприятия, а также их предложения по поводу устранения обнаруженных нарушений со ссылками на актуальные статьи НК (в случаях, когда за данные нарушения наступает определенная ответственность по НК).

Оформление результатов выездной налоговой проверки

Кто устанавливает требования к документу?

Что касается требований к оформлению результатов налоговой проверки (камеральной и выездной), то они устанавливаются:

  • Федеральным уровнем структуры исполнительной власти.
  • Уполномоченным по надзору и контролю в сфере сборов и налогов.

Прилагающиеся документы

Продолжаем рассматривать порядок оформления результатов налоговой проверки (камеральной и выездной). К вышеобозначенному акту должны быть приложены документы, фиксирующие факты нарушения российского законодательства в сфере налогов и сборов, которые были обнаружены в ходе проверки.

Но при этом к акту не прикладываются документы, которые были получены от самого проверяемого лица или организации. Кроме того, нельзя в качестве прилагаемых свидетельств использовать следующее:

  • Документацию, содержащую в себе данные, которые налоговая служба не имеет права разглашать.
  • Бумаги, содержащие в себе налоговую, банковскую или иную тайну третьих лиц, охраняемую российскими законами.
  • Персональную информацию физических лиц.

Вся иная документация, не попадающая под эти запреты, прикладывается к акту в виде выписок.

Оформление результатов выездной налоговой проверки

Вручение акта

Оформление результатов проведения налоговой проверки (камеральной или выездной) завершается подписанием данного акта ответственными лицами. После этого документ вручается лицу (или представителю этого лица), в отношении коего проводилась проверка, под расписку.

Допускается и иной способ передачи — в случае, когда он допускает факт фиксации даты получения послания. Передача акта должна произойти в течение пяти дней с даты его подписания проверяющими.

Если налоговая проверка производилась некой консолидированной группой налогоплательщиков, то ответственное лицо (ее руководитель) получает акт в течение 10 дней с момента завершения проверки. Это происходит также под расписку или иным способом, не нарушающим законодательство.

Оформление результатов выездной налоговой проверки

Отказ в принятии

В статье мы разобрали оформление результатов налоговых проверок. Виды налоговых проверок, при которых составляется акт, — камеральные и выездные.

Подробно рассмотрим случай, когда проверяемое лицо (или его законный представитель) уклоняется от получения акта с результатами данного мероприятия.

Во-первых, это должно отразиться записью в данном документе. Во-вторых, акт все равно должны направить адресату. В таком случае документ отправляют заказным письмом по местонахождению проверяемой организации (или ее филиала, подразделения), по месту жительства проверяемого физического лица.

При выборе такого метода датой вручения акта проверки адресату считается шестой день с момента отправления налогового документа по почте.

Оформление результатов выездной налоговой проверки

Случаи с иностранными организациями

Разберем и иные случаи оформления и реализации результатов налоговой проверки. Еще один вариант — проверяемой оказалась иностранная организация. Это не распространяется на дипломатические представительства и международные компании, которые подлежат постановке на налоговый учет согласно п. 4.6 ст. 83 НК РФ.

Если такая организация не осуществляет свою деятельность непосредственно на территории России через свои филиалы или обособленные подразделения, то акт направляется в ее адрес по почте в форме заказного письма (на адрес из Единого госреестра налогоплательщиков). В таком случае датой вручения документа адресату считается 20-й день с момента отправления письма.

Вопрос несогласия и возражений

Как лицо, в отношении которого устраивалась камеральная или выездная проверка, так и его представитель могут быть не согласны с результатами мероприятия, прописанными в акте:

  • С фактами, отраженными в документе.
  • С предложениями и выводами проверяющих лиц.

В течение одного месяца с даты получения бумаги у проверяемого есть право обратиться с письменными возражениями как по данному документу в целом, так и по отдельным его пунктам. Для этого нужно письменно указать их и обратиться с документом в местный налоговый орган.

Также лица или организации, в отношении которых производилась проверка, вправе к своим возражениям приложить документацию (или ее заверенные копии), подтверждающую справедливость их возражений. Бумаги можно принести как при личном визите, так и отправить почтой.

Оформление результатов выездной налоговой проверки

Возражения консолидированных групп

Что касается возражений от консолидированных групп налогоплательщиков, то письменные несогласия представляются здесь ответственным участником этого же объединения. Сроки установлены те же — 30 дней с момента получения акта проверки.

Так же как и в предыдущем случае, данный ответственный участник имеет полное право составить письменное возражение и приложить к нему документы (или их заверенные ксерокопии), подтверждающие его слова.

Мы разобрали основные положения налогового законодательства (НК, ч. 1, раздел 5, гл. 14, ст. 100) по поводу оформления результатов двух типов налоговых проверок — выездных и камеральных. Как мы убедились, самый главный объект здесь — акт, составляемый по результатам мероприятия.

Источник

Источник: https://zakon.temaretik.com/1591454786195032526/oformlenie-rezultatov-nalogovyh-proverok-vidy-poryadok-i-trebovaniya/

Порядок оформления результатов выездной налоговой проверки

Оформление результатов выездной налоговой проверки

Заключительный этап любой налоговой проверки – документальное оформление ее итогов. Датой окончания выездных контрольных мероприятий является день составления справки по результатам проверки, после чего инспекторам отводится некоторое время на составление акта. Рассмотрим, в каком порядке производится оформление результатов налоговой проверки.

Справка о проведении выездной проверки

В последний день выездной проверки руководитель группы проверяющих должен составить справку по форме приложения № 7 к приказу ФНС РФ от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189.

Что должна содержать справка, когда происходит оформление результатов выездной налоговой проверки:

  • дату составления (совпадает с датой окончания проверки),
  • реквизиты решения ИФНС о проведении проверки,
  • наименование/Ф.И.О. проверяемого налогоплательщика, его ИНН и КПП; при проверке консолидированной группы, указываются ее участники,
  • перечисляются все проверяемые налоги и периоды,
  • если срок проверки продлевался, или приостанавливался, это отражается в справке с указанием реквизитов решений ИФНС об этом,
  • подпись должностного лица ИФНС с расшифровкой,
  • если справка вручается налогоплательщику на руки лично, то он ставит на справке свою подпись, Ф.И.О., дату получения, представителю также следует указать реквизиты доверенности.

Справка в тот же день вручается налогоплательщику либо его представителю, возможна также передача справки в электронном виде. Если налогоплательщик получать справку отказывается, документ будет направлен ему почтой заказным письмом (п. 15 ст. 89 НК РФ).

Когда справка составлена, налоговая выездная проверка считается законченной, а значит проверяющие больше не вправе запрашивать документы и даже находиться в офисе, или на иной территории налогоплательщика (письмо ФНС РФ от 29.12.2012 № АС-4-2/22690).

Акт налоговой проверки

Далее, по результатам выездной налоговой проверки составляется акт. На его подготовку налоговикам отводится до 2-х месяцев, считая от даты составления справки (для консолидированной группы – 3 месяца).

Причем, не имеет значения, каким образом справка была передана налогоплательщику – сразу на руки, или отправлена почтой.

Исчисление двухмесячного срока начинается именно со дня составления, а не получения справки налогоплательщиком.

Форма и требования к акту проверки установлены ст. 100 НК РФ и приказом ФНС РФ от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189 (приложения 23, 24). Составление акта обязательно, даже если проверяющие не выявили нарушений законодательства по налогам. Порядок реализации результатов налоговой проверки установлен статьями 100 и 101 НК РФ.

Форма акта может быть бумажной или электронной, при этом на бумаге акт может заполняться на бланке вручную, или с помощью компьютера. Все листы акта и приложений нумеруются, прошиваются, приложения заверяются подписью руководителя ИФНС. В тексте документа нельзя допускать корректировки и исправления, кроме оговоренных и заверенных подписями каждой стороны.

Читайте также:  Заявление на продление отпуска - когда можно?

Акт, применяемый для оформления результатов налоговой проверки, состоит из 3-х частей:

Результат выездной налоговой проверки – это выявленные факты налоговых правонарушений. Все они должны быть обоснованы, по каждому указываются ссылки на нарушенные нормы налогового права, протоколы контрольных действий, первичные бухгалтерские документы и др.

  1. Вводная часть включает:
    • дату акта — это день подписания акта проверяющими,
    • название проверяемой организации, Ф.И.О. ИП, или физлица, адрес места нахождения,
    • реквизиты решения о выездной проверке,
    • список документов, которые налогоплательщик представил проверяющим при проверке,
    • перечень проверяемых налогов, сборов, взносов и периодов,
    • даты начала проверки и окончания,
    • проведенные при проверке контрольные мероприятия и т.п.
  2. Описательная часть содержит:
    • обнаруженные в ходе проверки, подтвержденные документами факты нарушения налогового законодательства,
    • если нарушений нет, делается запись об их отсутствии,
    • обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность налогоплательщика.
  3. Итоговая часть включает:
    • выводы проверяющих и предложения по устранению нарушений, как результат налоговой проверки,
    • Ф.И.О. проверяющих и их должности,
    • количество листов приложений

Подписывается акт обеими сторонами, а при отказе налогоплательщика подписать, это фиксируется в акте. Один экземпляр остается налоговикам, а второй вручается налогоплательщику. На вручение отводится 5 дней. При отказе в получении, акт направляется заказным письмом по почте, при этом датой его вручения считают 6-й день со дня отправки (п. 5 ст. 100 НК РФ).

Порядок обжалования результатов налоговой проверки

Налогоплательщик, несогласный с фактами, выводами и предложениями, изложенными в акте выездной налоговой проверки, имеет право представить свои письменные возражения в ИФНС.

Сделать это можно в течение 1 месяца с даты получения акта.

Возражения возможны как в целом по акту, так и по его отдельным положениям, при этом можно приложить, или представить позднее в оговоренный срок, документы, подтверждающие правоту налогоплательщика (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Руководитель ИФНС рассматривает возражения налогоплательщика вместе с самим актом и материалами проверки. Результатом рассмотрения будет одно из решений:

  • привлечь налогоплательщика к ответственности,
  • отказать в привлечении к налоговой ответственности,
  • провести дополнительные контрольные мероприятия (п. 1 ст. 101 НК РФ).

Источник: https://spmag.ru/articles/poryadok-oformleniya-rezultatov-vyezdnoy-nalogovoy-proverki

Процедура оформления результатов налоговых проверок

02.03.2018

действительный государственный советник РФ 3 класса

Каждая выездная налоговая проверка заканчивается доначислениями. Недоимка, пени и штрафы могут быть выявлены и по итогам камеральной проверки. Вопросам, посвященным срокам и порядку оформления результатов налоговых проверок, включая проведение дополнительных мероприятий налогового контроля, посвящено интервью с экспертом.

— Какой документ составляется по окончании выездной налоговой проверки? В последний день налоговой проверки проверяющий (руководитель проверяющей группы) обязан составить справку о проведенной проверке (пункт 15 статьи 89 НК РФ). В справке фиксируются предмет проверки, сроки ее проведения.

Датой начала проверки является дата вынесения решения о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки. Датой окончания проверки является дата составления указанной справки. В справке отдельно оговариваются сроки приостановления или продления проверки. Форма справки приведена в приложении № 7 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

С составлением справки выездная налоговая проверка заканчивается.

Справка вручается налогоплательщику. Если в момент составления справки проверяющие уже не находятся на территории налогоплательщика и налогоплательщик проигнорировал уведомление явиться в налоговый орган для получения справки, то она направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

— В какой срок должен быть составлен акт выездной налоговой проверки? Акт составляется не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке. Форма акта, составляемого по результатам налоговых проверок, должна соответствовать приложению № 23 к Приказу ФНС России от 08.05.

2015 № ММВ-7-2/189@. Если выездная проверка организации включала проверки ее филиалов и представительств, то ранее собственно акта оформляются разделы акта по результатам налоговой проверки филиала (представительства).

Акт по результатам налоговой проверки составляется с учетом разделов акта проверки филиалов и представительств.

Сами разделы акта проверок филиалов (представительств), подписанные проверяющими и представителем филиала (представительства), остаются на хранении в налоговом органе.

— Может ли акт быть подписан должностным лицом налогового органа, не участвовавшим в проверке? Может. Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 24.01.

2012 № 12181/11 сам по себе факт подписания акта налоговой проверки лицом, не проводившим проверку, не указывает на существенное нарушение прав проверяемого налогоплательщика.

Налогоплательщик должен обосновать, в чем состояло нарушение его прав (это могут быть, в частности, препятствия в праве подачи возражений, представлении объяснений).

Другая ситуация имеет место, когда акт налоговой проверки, например, по причине отсутствия должностного лица налогового органа на рабочем месте, подписан за него другим должностным лицом.

Акт, подписанный сфальсифицированной подписью, не является надлежащим доказательством и не может лежать в основе решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.

Независимо от того, привело или не привело это к принятию неправильного по существу решения (Постановление АС Поволжского округа от 29.04.2015 № Ф06-23225/2015).

— Какие сроки составления акта по итогам камеральной проверки? Статьей 88 НК РФ на камеральную проверку отводится 3 месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета). По общему правилу, составление справки о проведенной камеральной проверке НК РФ не предусмотрено.

Камеральная налоговая проверка декларации по НДС, акцизам имеет некоторые особенности.

По окончании проверки декларации, в которой суммы налога заявлены к возмещению, налоговый орган в течение семи дней обязан принять решение о возмещении, если не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах (статьи 176 и 203 НК РФ).

При камеральной проверке возмещения НДС в заявительном порядке, возмещения акциза лицам, указанным в пункте 1 статьи 203.

1 НК РФ (в частности, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина), предусмотрено в соответствующих случаях направление налоговым органом сообщения налогоплательщику об окончании налоговой проверки и об отсутствии выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах (пункт 12 статьи 176.

1, пункт 9 статьи 203.1 НК РФ). Акт камеральной налоговой проверки составляется при выявлении нарушений законодательства о налогах и сборах в течение 10 рабочих дней после окончания камеральной проверки.

— Как акт передается налогоплательщику? Акт по итогам камеральной и выездной проверки в течение 5 дней с даты подписания вручается налогоплательщику под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком.

Акт составляется после окончания проверки. Поскольку проверяющие уже не находятся на территории налогоплательщика, вручение акта выездной проверки под расписку может быть реализовано только вызовом налогоплательщика в налоговый орган для получения акта.

Если по каким-то причинам налогоплательщик не явился на получение акта, то акт подлежит направлению налогоплательщику по почте заказным письмом в течение тех же самых пяти дней с даты этого акта.

Другого способа вручения акта в этом случае пункт 5 статьи 100 НК РФ не предусматривает.

— Будет ли считаться нарушением, если акт вручен с пропуском срока? На практике присутствуют случаи вручения акта позже срока, установленного пунктом 5 статьи 100 НК РФ (письмо ФНС России от 08.12.2017 № ЕД-4-15/24930@).

Это не признается существенным нарушением условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. Но при условии, что налогоплательщик был своевременно проинформирован о дате, времени и месте рассмотрения материалов проверки.

— Сколько времени отводится налогоплательщику для подготовки возражений по акту?

Источник: https://taxcom.ru/about/news/oformlenie_razg/

Выездная налоговая проверка

ВНП осуществляется
по месту нахождения фискально обязанного
лица. В исключительных случаях – по
месту нахождения налогового органа .

ВНП осуществляется
на основании решения руководителя
налогового органа либо его заместителя.
Проверка может быть тематической или
комплексной. В рамках проверки проверяется
период, не превышающий трёх календарных
лет, предшествующих году, в котором
вынесено решение о проведении проверки.

Не может быть
проверки по одним и тем же налогам за
один и тот же период, за исключением
назначения повторной проверки, которая
может быть в следующих случаях:

  • вышестоящий налоговый орган осуществляет проверку деятельности нижестоящего налогового органа, проводившего проверку;
  • если налогоплательщик представил уточнённую декларацию за период, по которому была проведена проверка, с указанием суммы налога в размере меньшем ранее заявленного.

ВНП может быть
осуществлена в течение не более 2 месяцев,
в исключительных случаях этот срок
может быть продлён до 4 или 6 месяцев (по
решению ФНС).

Временем проведения
ВНП признаётся период с момента оформления
решения о назначении проверки до дня
составления справки.

В необходимых
случаях ВНП может быть приостановлена
на срок от 3 до 9 месяцев. Например,
для: 1) получения сведений от иностранных
государственных органов; 2) проведения
экспертизы; 3) получения документов
или информации от контрагентов
налогоплательщика (встречная проверка);
4) перевода на русский язык документов,
представленных на иностранном языке.

Приостановление
ВНП допускается не более 1 раза по каждому
лицу, у которого истребуются документы.
Возобновление проведения проверки
оформляется специальным решением
руководителя налогового органа.

Этапы проведения
проверки – смотреть распечатку.

Если организация
имеет филиалы или представительства,
то:

  1. срок проверки такой организации может быть продлён на 1 месяц для проверки каждого филиала;

  2. обособленное подразделение может быть проверено отдельно от головного предприятия на основании решения налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения.

При необходимости
налоговый орган вправе осуществлять
специальные формы налогового контроля
(например, выемку документов, предметов,
экспертизу). При этом оформляется
постановление о проведение данной формы
контроля, результаты должны быть
оформлены в протоколе.

Оформление результатов налоговой проверки

При выявлении
факта правонарушения в результате
камеральной проверки, а также по
результатам выездной налоговой проверки,
оформляется акт.

К акту налоговой
проверки прикладываются (прилагаются)
документы, подтверждающие факт
правонарушения. По результатам проверки
высказывается мнение проверяющей группы
по устранению выявленных нарушений.

При этом обязательно должна быть указана
статья налогового кодекса, согласно
которой предусмотрена ответственность
за данное правонарушение.

Решение по
результатам рассмотрения налоговой
проверки принимается руководителем
налогового органа либо его заместителем
в течение 10 дней.

О времени и месте
рассмотрения материалов ВНП сообщается
налогоплательщику. Таким образом
налогоплательщик или его представитель
вправе
(но не обязан) присутствовать.

  • 4
  • Налоговые
    правонарушения, а также ответственность
    за их совершение устанавливаются
    разделом 6 первой части НК РФ главы 15,
    16.
  • Глава 15 определяет:
    налоговое правонарушение – это виновно
    совершённое противоправное деяние
    (действие или бездействие) налогоплательщика,
    налогового агента или иных лиц, за
    которое НК РФ установлена ответственность.
  • Ответственность
    несут организации и физические лица.
    При этом физическое лицо может быть
    привлечено к ответственности с 16-летнего
    возраста
Читайте также:  Порядок подачи встречного иска в арбитражном процессе

Ст.108
устанавливает общие условия привлечения
к ответственности.

Ответственность
наступает, если:

  • обнаружен факт правонарушения;
  • доказана вина лица в совершении этого правонарушения;
  • в результате правонарушения нанесён урон бюджету или внебюджетным фондам.

В связи с этим
налоговый кодекс определяет:

  • обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности (ст.109);
  • обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения (факт правонарушения есть, но отсутствует вина , например, форс-мажорные обстоятельства) (ст.111);
  • обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность (ст.112) (при этом штраф может быть снижен или увеличен).

НК РФ определил
срок давности привлечения к ответственности
– со дня совершения правонарушения
либо со следующего дня после окончания
налогового периода, в котором было
совершено правонарушение, до момента
вынесения решения о привлечении к
ответственности истекли 3 года (это срок
давности, ст.113
).

Срок исковой
давности взыскания штрафа (ст.115):
исковое заявление в суд и взыскании
штрафа с организации или индивидуального
предпринимателя может быть подано
налоговым органом в течение 6 месяцев
после истечения срока исполнения
требования об уплате штрафа.

Налоговой санкцией
(ст.114)
признаётся сумма штрафов, установленная
главой 16 НК РФ в зависимости от вида
налогового правонарушения.

При совершении
2 или более правонарушений санкция
взыскивается за каждое правонарушение
без поглощения менее строгой санкции
более строгой.

При наличии обстоятельств,
смягчающих ответственность, размер
штрафа подлежит уменьшению не менее
чем в 2 раза; при наличии отягчающих
обстоятельств штраф увеличивается на
100 %.

Источник: https://StudFiles.net/preview/4186405/page:2/

Порядок оформления результатов налоговой проверки

  • Порядок оформления результатов налоговой проверки
  • Оформление результатов камеральной налоговой проверки
  • Оформление результатов выездной налоговой проверки
  • Решение налогового органа по результатам проверки
  • Обжалование результатов налоговой проверки
  • Порядок оформления результатов налоговой проверки зависит от 2 факторов:
  • вида проверки: камеральная или выездная;
  • собственно результата проверки: есть нарушения или нет.

Вся результирующая процедура четко прописана в ст. 100 НК РФ.

Полный текст статьи, а также комментарии по основным вопросам, которые вызывают ее положения, ищите здесь.

А сейчас вкратце остановимся на основных аспектах.

Оформление результатов камеральной налоговой проверки

Итак, КНП проводится в отношении всех попадающих к налоговикам деклараций. Если в декларации все в порядке, для налогоплательщика проверка проходит тихо и незаметно: решение о ее начале не выносится, никакие документы по ее итогам не составляются (кроме КНП по возмещению НДС).

Иначе обстоит дело, когда проверяющие выявляют нарушения. В этом случае по окончании проверки они обязаны составить акт.

Подробнее о том, что он должен содержать, как выглядит и каковы последствия того, что он не был составлен, читайте в этой статье.

Обратите внимание! На ход камеральной проверки можно повлиять путем подачи уточненки. Это существенно для тех, кто сам обнаружил ошибки в уже сданной декларации.

О том, как грамотно использовать уточнения и в чем можно поспорить с налоговиками, читайте в статьях:

Еще одно важное пояснение: акт проверки, по сути, документ информативный.

Сам по себе он не порождает для проверяемого никаких последствий, а только сообщает, что в ходе проверки обнаружены некие факты, которые могут свидетельствовать о совершении налогоплательщиком нарушений.

А значит, то, что изложено в акте, вы пока обжаловать не можете. В то же время у вас есть возможность повлиять на решение по проверке посредством подачи возражений.

О том, как они оформляются, читайте в данной публикации. Там же есть готовый образец возражений на акт КНП.

Вся последующая процедура и действия с актом камералки схожи с теми, которые предусмотрены для актов выездных проверок. О них расскажем далее.

Оформление результатов выездной налоговой проверки

По итогам выездной проверки акт составляется всегда, независимо от того, были обнаружены нарушения или нет. Однако окончание проверки фиксируется не в нем, а в справке о проведенной ВНП. Именно со дня ее составления идет отсчет срока, отведенного на оформление акта.

  1. О том, кто, когда и как его оформляет, рассказывает эта статья.
  2. Так же как и при камералке, в случае несогласия с налоговиками можно подать возражения на акт выездной проверки.
  3. Составить их вам поможет данная статья.
  4. Однако и акт без замечаний, который вроде бы должен означать, что вы все делаете верно, еще не гарантия от санкций в будущем.

Удивлены? Прочтите данную публикацию и узнаете, что мы имеем в виду.

Решение налогового органа по результатам проверки

Акт составлен, возражения поданы. Что дальше? А дальше — процедура рассмотрения материалов проверки, предусмотренная ст. 101 НК РФ.

О некоторых спорных ее аспектах рассказывает эта статья.

Ее проводит руководитель проверявшей вас ИФНС или его заместитель.

Обратите внимание! Налоговики обязаны известить вас о времени и месте рассмотрения. Причем сделать это они должны в разумные сроки, чтобы у вас была реальная возможность присутствовать.

Подробнее см. здесь.

Результатом рассмотрения материалов будет итоговое решение по проверке. Контролеры укажут, были нарушения или нет, и решат, привлекать или не привлекать вас к ответственности. Вот это уже обязательный к исполнению документ, в отличие от акта.

О том, исполнять ли решение, если инспекция не вручила его в установленные сроки, вы узнаете из данной публикации.

До вынесения решения вы можете ознакомиться со всеми материалами проверки и даже скопировать их.

Об этом см. здесь.

Это поможет вам лучше подготовиться к дальнейшему обжалованию.

Обжалование результатов налоговой проверки

В настоящее время обжалование решений по проверкам проходит в 2 этапа:

  • сначала вы жалуетесь в вышестоящий налоговый орган;

Подробнее см. здесь.

О судебном обжаловании читайте эту статью.

А для удобства у нас есть краткая пошаговая инструкция по обжалованию «Порядок действий налогоплательщика, если он не согласен с решением о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности по итогам проверки».

И не забывайте: залог успеха при обжаловании — в последовательном доказывании своей позиции и дискредитации доказательств оппонента. Ознакомьтесь с нашими материалами и узнайте, какие доказательства налоговиков удастся опровергнуть (см. здесь), а какие вряд ли (см. здесь).

Удачного обжалования! 

Источник: https://nalog-nalog.ru/nalogovaya_proverka/rezultaty_nalogovyh_proverok/

Оформление результатов налоговой проверки

Энциклопедия МИП » Налоговое право » Налоговый контроль » Оформление результатов налоговой проверки

Практически каждая выездная налоговая проверка заканчивается доначислениями.

Содержание

Поскольку налоговые органы вправе в отношении плательщиков проводить проверки, согласно действующему законодательству, о вынесенном решении и о результатах этой проверки плательщики должны быть извещены. Однако в рамках налогового законодательства это не всегда так. Требования к составлению акта налоговой проверки прописаны Приказом ФНС.

Камеральной проверкой называется проверка в отношении достоверности предоставления плательщиком данных, которая проводится независимо от плательщика.

То есть налоговые органы проверяют документы, при необходимости запрашивают дополнительные сведения, но не составляют акта о проведенной проверке, если у плательщика не выявлено нарушений.

Данная мера не предусмотрена законом – камеральная проверка заканчивается автоматически без оповещения плательщика.

В случаях, если выявлены нарушения, налоговый орган в течение 10 дней (имеется в виду рабочих, а не календарных) составляет акт налоговой проверки, где прописывает все нарушения, требования по устранению и сроки. После составления акта налоговый орган обязан вручить документ плательщику, в отношении которого была проведена проверка, в течение 5 рабочих дней.

Акт налоговой проверки составляется в рамках действующего законодательства, включает в себя три части: вводную, описательную, итоговую.

В каждой из частей должны быть прописаны не только требования по устранению найденных нарушений, но и ссылки на законодательные акты, регулирующие налоговые вопросы. Если акт налоговой проверки составлен с нарушением норм, то плательщик вправе его оспорить сначала в налоговый орган, а при необходимости и в судебные органы.

Оформление результатов камеральной налоговой проверки не требуется в том случае, если у налоговых органов нет замечаний к плательщику. В том случае, когда у организации, ИП, физического лица имеются нарушения в вопросах соблюдения налогового законодательства, акт составляется и передается в установленный законодательством срок.

Результаты выездной проверки

Под выездной проверкой подразумевается непосредственная проверка налоговыми органами или на территории плательщика, в отношении которого проводится проверка, или, если плательщик не может предоставить помещение для проверки, на территории налогового органа.

При этом выездная проверка носит более тщательный характер, нежели камеральная, поскольку налоговые органы досконально изучают всю документацию плательщика, связанную с расходами и доходами. Акт налоговой проверки составляется строго в течение двух месяцев после составления справки о проверке.

При этом если проверялась целая консолидированная группа, то срок увеличивается еще на один месяц.

Акт налоговой проверки составляется по всем правилам, имеет вводную, описательную и итоговую часть, где прописываются все аспекты проведенной проверки.

На законодательном уровне установлен факт того, что независимо от наличия нарушений, акт о выездной налоговой проверки составляется и вручается плательщику.

Даже если никаких нарушений не было, документ составляется налоговым органом, подписывается его руководителем, а также плательщиком, в отношении которого проводилась проверка.

Примечательно, что, если плательщик отказывается подписать акт о выездной налоговой проверки, документ все равно имеет силу. Налоговый орган обязан внести соответствующую метку в нем, где прописывается отказ плательщика в подписи.

Если плательщик всеми возможными способами уклоняется от получения акта, то налоговый орган вносит соответствующую запись, а затем отправляет документы с приложениями почтовым сообщением. При этом формат отправления имеет формат заказного письма, поскольку так есть возможность отследить, получил ли плательщик документы, и какого числа это произошло.

Отправление осуществляется исключительно на адрес плательщика. Например, на адрес организации или ее обособленного подразделения, но не на адрес представителя или руководителя организации.

Законом установлено, что днем получения документов считается шестой день с момента отправки. Поэтому все сроки исчисления по обжалованию акта или выражения претензий по нему начинают исчислять именно с шестого дня после отправления документа (имеется в виду шестой рабочий день). Для остальных случаев срок передачи акта составляет 5 рабочих дней.

При условии, что плательщиком, в отношении которого проводилась проверка, является ИП, физическое лицо или российская организация.

Если плательщик – это консолидированная группа плательщиков, то составленный акт выездной налоговой проверки передается в течение 10 рабочих дней ответственному участнику или его представителю.

Читайте также:  Как оформить прохождение обследования беременной работницей в рабочее время и другие разъяснения роструда

Если плательщик – иностранная организация, то акт отправляется почтой, а днем вручения считается 20 рабочий день. Формат отправления – заказное письмо на адрес организации, а также на адрес обособленного подразделения, через которое осуществляется деятельность на территории РФ.

Порядок составления акта выездной налоговой проверки регламентируется как статьей 100 Налогового кодекса, так и Приказом ФНС.

Что указывается в акте

В вводной части акта указываются такие данные, как:

  • дата составления (следует понимать, как дату подписания акта, а не прямого составления);
  • наименование плательщика (в случае с организациями – название организации, ИП – наименование ИП, физического лица – ФИО);
  • документы, которые были проверены в ходе проверки;
  • перечень налогов и сборов, которые предписаны плательщику;
  • данные о мероприятиях, которые были проведены в рамках проверки;
  • период, в который проводилась проверка;
  • период начала и окончания проверки.

При необходимости в вводной части дополнительно указываются реквизиты плательщика или налогового органа, проводившего проверку, а также любые другие реквизиты, необходимые для проверки.

В описательной части акта прописываются все аспекты нарушений, которые были найдены в ходе проверки, а также ссылки на нормативно-правовые документы, по которым проводилась проверка, были обнаружены несоответствия.

Кроме того, именно в описательной части указываются возможные отягчающие обстоятельства для плательщика или же, наоборот, смягчающие. Если в ходе выездной проверки нарушений не было обнаружено, то это указывается в описательной части.

В заключительной части акта налоговым органом прописывается то, кем именно была проведена проверка (следует понимать, как ФИО конкретных должностных лиц),  способы и сроки устранения нарушений, ссылки на нормативно-правовые документы, предусматривающие  ответственность за нарушения, возможность возражения акту, список приложенных документов.

Форма и требования к составлению акта налоговой проверки подразумевает составления документа, как в бумажном формате, так и в электронном. При этом если акт направляется плательщику путем телекоммуникационных средств, то это не отменяет его составления на бумажном носителе, который так же направляется плательщику одним из законных способов.

К акту дополнительно могут быть приложены документы, которые подтверждают факт нарушения.

Законодательством установлена невозможность приобщения к акту, по которому проводилась проверка, документов, предоставленных лично плательщиком.

Если документы, которые прилагаются к акту, содержат заведомо неправильную информацию, то такие документы не могут быть рассмотрены в качестве доказательства совершения правонарушения в налоговой сфере. Все документы, которые касаются скрытой информации или персональных данных, могут быть представлены исключительно в форме выписок, заверяемых налоговыми органами.

Возражения

Плательщик, несогласный с составленным актом о проверке,  имеет право оспорить этот акт. Законодательством предусмотрен срок в размере одного месяца на оспаривание. Плательщик имеет право выразить возражение как непосредственно налоговому органу, который проводил проверку, с предоставлением документов-доказательств, так и в судебные органы.

Налоговый орган обязан рассмотреть письменное возражение, изучить представленные документы, проверить их подлинность, а затем вынести новое решение в отношении плательщика, которое подтверждается письменным документом.

Источник: https://advokat-malov.ru/nalogovyj-kontrol/oformlenie-rezultatov-nalogovoj-proverki.html

Выездная налоговая проверка: порядок проведения, оформление результатов

  • Статья 89 НК РФ регламентирует порядок проведения выездной налоговой проверки.
  • Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
  • В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.
  • Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган:
    1. по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица;
    2. налоговый орган, осуществивший постановку организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Объект выездной налоговой проверки:

  • финан­сово-хозяйственные операции налогоплательщика за весь отчет­ный период, но не более чем за три года, предшествующие на­значению данного вида проверки.

Предмет выездной налоговой проверки:

  • правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Выездная налоговая проверка проводится с использованием сплошного метода, посредством которого не только проверяются все документы налогоплательщика, имеющие отношение к уплате налогов, но и проводится инвентаризация имущества, осмотр (обследование) территории и помещений налогоплательщика, используемых им для извлечения прибыли (дохода).

В ходе проведения выездной налоговой проверки сотрудни­ки налоговых органов имеют обширные процессуальные права, в частности:

    1. изымать документы, свидетельствующие о факте на­логового правонарушения;
    2. вызывать и допрашивать свидетелей;
    3. привлекать специалистов и (или) переводчиков;
    4. привлекать по­нятых;
    5. назначать экспертизу.

Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения.

Содержание решения о проведении  выездной налоговой проверки

Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:

  • полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;
  • предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
  • периоды, за которые проводится проверка;
  • должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.

В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Налоговые органы не вправе проводить:

    1. 2 и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;
    2. в отношении одного налогоплательщика более 2 выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.

Сроки выездной налоговой проверки

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более 2 месяцев. Указанный срок может быть продлен до 4 месяцев, а в исключительных случаях — до 6 месяцев. Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 16 июля 2004 г. N 14-П срок проведения выездной налоговой проверки является суммой периодов, в течение которых проверяющие находятся на территории проверяемого налогоплательщика, при этом порядок календарного исчисления сроков, установленный статьей 6.1 НК РФ, не применяется

  1. В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика (проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов).
  2. При проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств налогоплательщика срок проверки не может превышать 1 месяц.

Подробнее приостановлении выездной налоговой проверки

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:

  1. истребования документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ;
  2. получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;
  3. проведения экспертиз;
  4. перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.
  • Приостановление проведения выездной налоговой проверки по основанию, указанному в подпункте 1 настоящего пункта, допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы.
  • Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.
  • На период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.

Повторная выездная налоговая проверка

  1. Повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период.

  2. При назначении повторной выездной налоговой проверки ограничения, указанные в пункте 5 настоящей статьи, не действуют.

  3. При проведении повторной выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки.

  4. Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться:
    1. вышестоящим налоговым органом — в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
    2. налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) — в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, за исключением случаев, когда невыявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа.

Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

  • Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.
  • Ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа, а также случаев, предусмотренных статьей 94 НК РФ.
  • При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном статьей 92 НК РФ.
  • При наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном статьей 94 НК РФ.
  • В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю.
  • В случае, если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/viezdnaya-nalogovaya-proverka-poryadok-provedeniya-oformlenie-rezultatov

Ссылка на основную публикацию