Обзор ситуаций конфликта интересов от минтруда

Обзор ситуаций конфликта интересов от Минтруда

Как мы уже говорили ранее, конфликт интересов может себя проявлять во множестве форм. Теперь же, проведем обзор всех двенадцати типовых ситуаций предотвращения и порядка урегулирования конфликта интересов в организациях, учреждениях, предприятиях на государственной и муниципальной службе согласно приложению № 3 к Методическим рекомендациям Минтруда России. На основании которых, ответственным лицом по противодействию коррупции назначенном по приказу в учреждении, и разрабатывается памятка для дальнейшего применения в антикоррупционной работе.

К перечню возможных типовых ситуаций конфликта интересов относятся:

  1. Работник предприятия А в ходе выполнения своих трудовых обязанностей участвует в принятии решений, которые могут принести материальную или нематериальную выгоду лицам, являющимся его родственниками, друзьями или иным лицам, с которыми связана его личная заинтересованность.

Например:

Работник банка, принимающий решения о выдаче банковского кредита, принимает такое решение в отношении своего друга или родственника.

Возможные способы урегулирования:

  • Отстранение работника от принятия того решения, которое является предметом конфликта интересов.
  1. Работник организации А участвует в принятии кадровых решений в отношении лиц, являющихся его родственниками, друзьями или иными лицами, с которым связана его личная заинтересованность.

Пример:

Руководитель принимает решение об увеличении заработной платы (выплаты премии) в отношении своего подчиненного, который одновременно связан с ним родственными отношениями.

Возможные способы урегулирования:

  • Отстранение работника от принятия решения, которое является предметом конфликта интересов; перевод работника (его подчиненного) на иную должность или изменение круга его должностных обязанностей.
  1. Работник учреждения А или иное лицо, с которым связана личная заинтересованность работника, выполняет или намерен выполнять оплачиваемую работу в организации Б, имеющей деловые отношения с организацией А, намеревающейся установить такие отношения или являющейся ее конкурентом.

Пример:

Работник учреждения, ответственный за закупку материальных средств производства, осуществляет выбор из ограниченного числа поставщиков. Руководителем отдела продаж одного из потенциальных поставщиков является родственник работника учреждения.

Пример:

Работнику организации, обладающему конфиденциальной информацией о деятельности организации, поступает предложение о работе от организации, являющейся конкурентом его непосредственного работодателя.

Возможные способы урегулирования:

  • Отстранение работника от принятия решения, которое является предметом конфликта интересов;
  • рекомендация работнику отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы.
  1. Работник предприятия А или иное лицо, с которым связана личная заинтересованность работника, выполняет или намерен выполнять оплачиваемую работу в организации Б, являющейся материнской, дочерней или иным образом аффилированной с предприятием А.

Пример:

Работник учреждения А выполняет по совместительству иную работу в организации Б, являющейся дочерним предприятием учреждения А. При этом трудовые обязанности работника в учреждения А связаны с осуществлением контрольных полномочий в отношении организации Б.

Возможные способы урегулирования:

  • Изменение должностных обязанностей работника;
  • отстранение работника от осуществления рабочих обязанностей в отношении материнской, дочерней или иным образом аффилированной организации;
  • рекомендация работнику отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы.
  1. Работник предприятия А принимает решение о закупке предприятия А товаров, являющихся результатами интеллектуальной деятельности, на которую он или иное лицо, с которым связана личная заинтересованность работника, обладает исключительными правами.

Пример:

Работник организации, оказывающей транспортные услуги населению в сфере общественного транспорта, принимает решение о закупке автоматических средств контроля пассажиров, основанных на технологических разработках, патенты на которые принадлежат работнику.

Возможные способы урегулирования:

  • Отстранение работника от принятия решения, которое является предметом конфликта интересов.
  1. Работник учреждения А или иное лицо, с которым связана личная заинтересованность работника, владеет ценными бумагами организации Б, которая имеет деловые отношения с учреждением А, намеревается установить такие отношения или является ее конкурентом.

Пример:

Работник организации А принимает решение об инвестировании средств организации А. Потенциальным объектом инвестиций является предприятие Б, ценные бумаги которой принадлежат работнику.

Возможные способы урегулирования:

  • Отстранение работника от принятия решения, которое является предметом конфликта интересов;
  • изменение трудовых обязанностей работника;
  • рекомендация работнику продать имеющиеся ценные бумаги или передать их в доверительное управление.
  1. Работник организации А или иное лицо, с которым связана личная заинтересованность работника, имеет финансовые или имущественные обязательства перед организацией Б, которая имеет деловые отношения с организацией А, намеревается установить такие отношения или является ее конкурентом.

Пример:

Работник учреждения А имеет кредитные обязательства перед организацией Б, при этом в трудовые обязанности работника А входит принятие решений о привлечении заемных средств.

Возможные способы урегулирования:

  • Отстранение работника от принятия решения, которое является предметом конфликта интересов;
  • изменение трудовых обязанностей работника;
  • помощь работнику в выполнении финансовых или имущественных обязательств, например, путем предоставления ссуды организацией-работодателем.
  1. Работник учреждения А принимает решения об установлении (сохранении) деловых отношений учреждения А с организацией Б, которая имеет перед работником или иным лицом, с которым связана личная заинтересованность работника, финансовые или имущественные обязательства.

Пример:

Предприятие Б имеет перед работником организации А долговое обязательство за использование товаров, являющихся результатами интеллектуальной деятельности, на которую работник или иное лицо, с которым связана личная заинтересованность работника, обладает исключительными правами. При этом в полномочия работника организации А входит принятие решений о сохранении или прекращении деловых отношений организации А с предприятием Б, в которых предприятие Б очень заинтересовано.

Возможные способы урегулирования:

  • Отстранение работника от принятия решения, которое является предметом конфликта интересов;
  • изменение трудовых обязанностей работника.
  1. Работник учреждения А или иное лицо, с которым связана личная заинтересованность работника, получает материальные блага или услуги от организации Б, которая имеет деловые отношения с учреждением А, намеревается установить такие отношения или является ее конкурентом.

Пример:

Работник организации А, в чьи трудовые обязанности входит контроль за качеством товаров и услуг, предоставляемых организации А контрагентами, получает значительную скидку на товары организации Б, которая является поставщиком компании А.

Возможные способы урегулирования:

  • Рекомендация работнику отказаться от предоставляемых благ или услуг;
  • отстранение работника от принятия решения, которое является предметом конфликта интересов;
  • изменение трудовых обязанностей работника.
  1. Работник предприятия А или иное лицо, с которым связана личная заинтересованность работника, получает дорогостоящие подарки от своего подчиненного или иного работника предприятия А, в отношении которого работник выполняет контрольные функции.

Пример:

Работник организации получает в связи с днем рождения дорогостоящий подарок от своего подчиненного, при этом в полномочия работника входит принятие решений о повышении заработной платы подчиненным сотрудникам и назначении на более высокие должности в организации.

Возможные способы урегулирования:

  • Рекомендация работнику вернуть дорогостоящий подарок дарителю;
  • установление правил корпоративного поведения, рекомендующих воздерживаться от дарения/принятия дорогостоящих подарков;
  • перевод работника (его подчиненного) на иную должность или изменение круга его должностных обязанностей.
  1. Работник учреждения А уполномочен принимать решения об установлении, сохранении или прекращении деловых отношений учреждения А с организацией Б, от которой ему поступает предложение трудоустройства.

Пример:

Организация Б заинтересована в заключении долгосрочного договора аренды производственных и торговых площадей с учреждением А. Организация Б делает предложение трудоустройства работнику учреждения А, уполномоченному принять решение о заключении договора аренды, или иному лицу, с которым связана личная заинтересованность работника учреждения А.

Возможные способы урегулирования:

  • Отстранение работника от принятия решения, которое является предметом конфликта интересов.
  1. Работник организации А использует информацию, ставшую ему известной в ходе выполнения трудовых обязанностей, для получения выгоды или конкурентных преимуществ при совершении коммерческих сделок для себя или иного лица, с которым связана личная заинтересованность работника.

Пример:

Работник организации А, занимающейся разведкой и добычей полезных ископаемых, сообщает о заинтересованности организации А в приобретении земельных участков владельцу этих участков, который является его другом.

Возможные способы урегулирования:

  • Установление правил корпоративного поведения, запрещающих работникам разглашение или использование в личных целях информации, ставшей им известной в связи с выполнением трудовых обязанностей.

Источник: https://alcostad.ru/tipovye-situatsii-konflikta-interesov/

Обзор типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядка их урегулирования

В приложении данного подраздела размещен и доступен для скачивания Обзор типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядка их урегулирования.

скачать:

  • Типовые ситуации конфликта интересов(.doc, 198 Кб)

Page 2

  • Дата и время размещения:
  • 27 сентября 2012 20:00
  • Дата и время изменения:
  • 04 февраля 2019 03:29

Page 3

  1. Дата и время размещения:
  2. 20 января 2013 20:00
  3. Дата и время изменения:
  4. 04 февраля 2019 03:29

Page 4

  • Дата и время размещения:
  • 28 ноября 2012 12:00
  • Дата и время изменения:
  • 18 декабря 2018 23:58

Page 5

Страница Общественного совета на сайте Минтруда России – www.rosmintrud.ru/sovet

Страница Общественных обсуждений Общественного совета – www.rosmintrud.ru/discussion

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, в соответствии с озвученными рекомендациями Открытого правительства, в начале сентября 2013 года приступило к формированию Общественного совета по новой процедуре, предусматривающей учет мнения и непосредственное включение в процесс самого широкого спектра референтных групп Министерства.

5 сентября 2013 года на сайте Минтруда России была открыта специализированная площадка (подраздел сайта) для подачи заявок кандидатов в Общественный совет в онлайн-режиме.

На указанном подразделе информация была представлена в максимально доступном, открытом режиме.

Были использованы инфографические материалы, налажена система визуального отслеживания ежесуточной динамики поступления заявок.

Старт сбора заявок был широко освещен в СМИ.

Одновременно с запуском онлайн-площадки, Минтрудом России были направлены письма-приглашения в адрес 110 организаций – общества ветеранов, пенсионеров, инвалидов; объединений работодателей, профсоюзных организаций; организаций, занимающихся вопросами государственной службы и антикоррупции; образовательных и научных организаций.

По истечении месяца – 5 октября 2013 года – Минтрудом России сбор заявок был прекращен. По итогу процедуры выдвижения, 284 человека со всей России заявили о своем желании выдвинуться в состав Общественного совета Минтруда России через сайт.

Еще 57 заявок было получено в письменном виде от самовыдвиженцев, общественных организаций и объединений, в т.ч. от Общественной Палаты Российской Федерации, Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации. Всего была подана 341 заявка.

Источник: https://rosmintrud.ru/ministry/programms/anticorruption/9/1

Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 3 сентября 2018 г. № 18-0/10/П-6179 “Об Обзоре практики правоприменения в сфере конфликта интересов № 2”

В соответствии с протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 27 июня 2017 г. № 59 Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации подготовлен Обзор практики правоприменения в сфере конфликта интересов № 2 (далее — Обзор).

Обзор размещен на официальном сайте Минтруда России в подразделе «Методические материалы по вопросам противодействия коррупции» раздела «Деятельность / Политика в сфере противодействия коррупции» по ссылке: http://rosmintrud.ru/ministry/programms/anticorruption/9/13.

Просим довести информацию о возможности использования Обзора в работе до сведения должностных лиц, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

Читайте также:  Инкассо по гражданскому кодексу рф

Обзор практики правоприменения в сфере конфликта интересов № 230 августа 2018

I. Должностным лицом исполнена обязанность по недопущению возможности возникновения конфликта интересов

  • Ситуация 1
  • Комиссией по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (далее — комиссией по урегулированию конфликта интересов) установлено следующее.
  • Государственный служащий включен в состав коллегии государственного органа субъекта Российской Федерации (далее — Коллегия).
  • На заседаниях члены Коллегии рассматривают дела об установлении тарифов, в том числе дают оценку представленным организациями обосновывающим материалам, отдельным статьям расходов, подготовленным предварительным расчетам подлежащих установлению тарифов, озвученным доводам представителей организаций, в связи с чем государственный служащий, являющийся членом Коллегии, обладает полномочиями, позволяющими оказать влияние на результаты рассмотрения Коллегией вопросов об установлении тарифов для конкретных организаций.
  • Одна из указанных организаций связана имущественными и корпоративными отношениями с братом супруги государственного служащего, так как он занимает в ней должность заместителя руководителя, получает заработную плату и стимулирующие выплаты.
  • Устанавливаемые Коллегией тарифы напрямую влияют на доходы организации.

В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ) возможность получения доходов организацией, которая связана с братом супруги государственного служащего корпоративными и имущественными отношениями, образует личную заинтересованность государственного служащего.

  1. В силу имеющихся полномочий государственного служащего при рассмотрении им на заседании Коллегии вопросов в отношении указанной организации личная заинтересованность может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им служебных обязанностей, что в соответствии со статьей 10 Федерального закона № 273-ФЗ свидетельствует о возможности возникновения конфликта интересов.
  2. Государственным служащим, как только ему стало известно о том, что на очередном заседании Коллегии запланировано рассмотрение вопроса в отношении организации, в которой работает брат его супруги, направлено уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов (далее — уведомление о личной заинтересованности).
  3. Комиссией по урегулированию конфликта интересов приняты решения:
  4. признать, что при исполнении государственным служащим должностных обязанностей личная заинтересованность может привести к конфликту интересов;
  5. рекомендовать руководителю государственного органа принять меры по недопущению возникновения конфликта интересов.
  6. Решение представителя нанимателя:

в целях предотвращения конфликта интересов принято решение об отстранении государственного служащего от рассмотрения вопросов в отношении организации, в которой брат его супруги занимает должность заместителя руководителя. Решение оформлено приказом государственного органа.

  • Ситуация 2
  • В полномочия государственного служащего, замещающего должность в отделе горного и технологического надзора территориального органа федерального государственного органа в субъекте Российской Федерации (далее — территориальный орган), входит проведение проверок соблюдения недропользователями требований законодательства Российской Федерации по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.
  • Дочь государственного служащего назначена на должность руководителя отдела геологоразведочных и геохимических работ в области изучения недр научно-исследовательской и проектной организации, осуществляющей деятельность в том же субъекте Российской Федерации, связана с данной организацией имущественными отношениями, так как занимает в ней должность, получает заработную плату и стимулирующие выплаты.
  • Научно-исследовательская и проектная организация, в которой занимает должность дочь государственного служащего, не является недропользователем, не относится к организациям, в отношении которых территориальный орган осуществляет надзорные функции.
  • В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона № 273-ФЗ возможность получения доходов организацией, которая связана с дочерью государственного служащего имущественными отношениями, образует личную заинтересованность государственного служащего.
  • Вместе с тем в силу отсутствия возможности реализации полномочий государственного служащего в отношении рассматриваемой организации личная заинтересованность не может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им служебных обязанностей, что в соответствии со статьей 10 Федерального закона № 273-ФЗ свидетельствует об отсутствии возможности возникновения конфликта интересов.
  • Государственным служащим как только ему стало известно о назначении дочери на указанную должность направлено уведомление о личной заинтересованности.
  • Комиссией по урегулированию конфликта интересов принято решение:
  • признать, что при исполнении государственным служащим должностных обязанностей конфликт интересов отсутствует.

II. Должностным лицом не исполнена обязанность по недопущению возможности возникновения конфликта интересов

  1. Ситуация 1
  2. В полномочия муниципального служащего входит руководство отделом органа местного самоуправления, которым проводятся проверки исполнения организациями, осуществляющими техническое обслуживание многоквартирных домов на территории муниципального образования, условий заключенных договоров технического обслуживания.
  3. Одна из организаций, осуществляющих техническое обслуживание многоквартирных домов в данном муниципальном образовании (далее — организация), связана корпоративными и имущественными отношениями с супругой муниципального служащего, так как она занимает должность руководителя данной организации и получает заработную плату, стимулирующие выплаты.

В соответствии с административным регламентом осуществления муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования муниципальный служащий наделен полномочиями по принятию мер в отношении фактов нарушений жилищного законодательства. При невыполнении в установленные сроки предписания об устранении нарушений и отсутствии документального подтверждения проведения мероприятий по их устранению муниципальный служащий направляет акт проверки и материалы в органы, уполномоченные возбуждать дела о соответствующих административных правонарушениях с целью привлечения юридических лиц к административной ответственности.

  • Возможность получения выгод организацией в виде неприменения к ней штрафных санкций в соответствии со статьей 10 Федерального закона № 273-ФЗ образует личную заинтересованность, которая может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение муниципальным служащим должностных обязанностей при проведении проверки организации, что свидетельствует о возможности возникновения конфликта интересов.
  • Комиссией по урегулированию конфликта интересов установлено, что муниципальный служащий не исполнил обязанность по направлению уведомления о возникшем конфликте интересов, а также не принял иных мер по недопущению и урегулированию конфликта интересов.
  • При рассмотрении вопроса о применении меры ответственности за нарушение требований антикоррупционного законодательства комиссией по урегулированию конфликта интересов учитывалось следующее.

На момент рассмотрения комиссией по урегулированию конфликта интересов данного вопроса, проверка соблюдения требований жилищного законодательства в отношении организации не проводилась. Вместе с тем, организация включена в план проведения проверок, о чем муниципальному служащему было известно.

Фактов недобросовестного исполнения муниципальным служащим своих полномочий, а также иных нарушений антикоррупционного законодательства в предыдущие периоды установлено не было. Дисциплинарных взысканий муниципальный служащий не имеет, непосредственным руководителем представлена положительная характеристика.

  1. Комиссией по урегулированию конфликта интересов приняты решения:
  2. признать, что муниципальный служащий не исполнил обязанность по направлению уведомления о личной заинтересованности и не принял мер по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов;
  3. рекомендовать представителю нанимателя применить к муниципальному служащему меру ответственности в виде замечания.
  4. Решение представителя нанимателя:
  5. отстранить муниципального служащего от проведения проверочных мероприятий, подготовки документов в отношении организации, руководителем которой является его супруга;
  6. применить к муниципальному служащему меру ответственности в виде замечания.
  7. Решение оформлено распоряжением органа местного самоуправления.
  8. Ситуация 2
  9. В полномочия заместителя руководителя государственного органа субъекта Российской Федерации (далее — государственный орган) входит принятие решений о выделении субсидий на выполнение государственных заданий подведомственным государственному органу учреждениям (далее — подведомственные учреждения).
  10. Одно из подведомственных учреждений, получающих субсидии на выполнение государственного задания, связано с супругом дочери заместителя руководителя государственного органа корпоративными и имущественными отношениями, так как он занимает в данном учреждении должность заместителя руководителя, получает в нем на основании трудового договора заработную плату и стимулирующие выплаты.
  11. Предоставление субсидий напрямую влияет на финансовое положение подведомственного учреждения.
  12. В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона № 273-ФЗ возможность получения доходов подведомственным учреждением, которое связано с супругом дочери заместителя руководителя государственного органа имущественными отношениями, образует личную заинтересованность заместителя руководителя государственного органа.
  13. В силу имеющихся полномочий заместителя руководителя государственного органа при рассмотрении им вопросов в отношении подведомственного учреждения личная заинтересованность может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им служебных обязанностей, что в соответствии со статьей 10 Федерального закона № 273-ФЗ свидетельствует о возможности возникновения конфликта интересов.
  14. Комиссией по урегулированию конфликта интересов установлено, что заместитель руководителя государственного органа не исполнил обязанность по направлению уведомления о возникшем конфликте интересов, а также не принял иных мер по недопущению и урегулированию конфликта интересов.
  15. При рассмотрении вопроса о применении меры ответственности за нарушение требований антикоррупционного законодательства комиссией по урегулированию конфликта интересов учитывалось следующее.
  16. По результатам проведенной проверки фактов вынесения необоснованных решений о выделении рассматриваемому государственному учреждению бюджетных ассигнований, а также иных нарушений выявлено не было.

Случаев недобросовестного исполнения заместителем руководителя государственного органа должностных обязанностей, в том числе иных нарушений антикоррупционного законодательства, в предыдущие периоды установлено не было. Дисциплинарных взысканий заместитель руководителя государственного органа не имеет, непосредственным руководителем представлена положительная характеристика.

  • Комиссией по урегулированию конфликта интересов приняты решения:
  • установить, что заместитель руководителя государственного органа не исполнил обязанность по направлению уведомления о возникшем конфликте интересов, а также не принял иных мер по недопущению и урегулированию конфликта интересов;
  • рекомендовать представителю нанимателя принять меры по урегулированию конфликта интересов у государственного служащего и применить к заместителю руководителя государственного органа меру ответственности в виде выговора.
  • Решение представителя нанимателя:
  • отстранить заместителя руководителя государственного органа от принятия решений о выделении субсидий на выполнение государственного задания подведомственному учреждению, в котором супруг его дочери занимает должность заместителя руководителя;
  • применить к заместителю руководителя государственного органа меру ответственности в виде выговора.
  • Решение оформлено распоряжением руководителя субъекта Российской Федерации.
  • Ситуация 3

Временно исполняющий обязанности министра сельского хозяйства субъекта Российской Федерации (далее — врио министра), действуя в рамках полномочий, на основании заявок председателя сельскохозяйственного производственного кооператива (далее — производственный кооператив) обеспечил представление субсидий производственному кооперативу на общую сумму свыше 10 млн. руб.

  1. Производственный кооператив связан с сестрой врио министра имущественными отношениями, так как она является членом данного кооператива, получает доход от его деятельности.
  2. Субсидии предоставляются в целях возмещения части затрат, понесенных производственным кооперативом в процессе деятельности, что напрямую влияет на его доходы.
  3. В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона № 273-ФЗ получение доходов производственным кооперативом, который связан с сестрой врио министра имущественными отношениями, образует личную заинтересованность врио министра.
  4. Реализация полномочий врио министра по рассмотрению им вопросов предоставления субсидий производственному кооперативу осуществлялась при наличии личной заинтересованности, что в соответствии со статьей 10 Федерального закона № 273-ФЗ свидетельствует о возникновении конфликта интересов.
  5. Уведомление о личной заинтересованности врио министра направлено не было.
  6. Президиумом Совета при высшем должностном лице субъекта Российской Федерации по противодействию коррупции (далее — президиум Совета) установлено, что врио министра не исполнил обязанность по направлению уведомления о возникшем конфликте интересов, а также не принял иных мер по недопущению и урегулированию конфликта интересов
  7. При рассмотрении вопроса о применении меры ответственности за нарушение требований антикоррупционного законодательства президиумом Совета учитывалось следующее.
  8. По представлению государственного органа субъекта Российской Федерации, руководство которым осуществлял врио министра, производственному кооперативу субсидии были предоставлены неоднократно и в значительном размере.
  9. Самостоятельные меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов врио министра предприняты не были.
  10. Президиумом Совета приняты решения:
  11. установить, что врио министра не исполнил обязанность по направлению уведомления о возникшем конфликте интересов и не принял мер по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов;
  12. рекомендовать руководителю субъекта Российской Федерации применить к врио министра меру ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия;
  13. передать информацию о совершении указанных действий и подтверждающие такой факт документы в правоохранительные органы в целях с их квалификации на предмет наличия признаков состава преступления в части возможного злоупотребления должностными полномочиями.
  14. Решение представителя нанимателя:
  15. врио министра освобожден от должности в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения.
  16. Решение оформлено распоряжением руководителя субъекта Российской Федерации.
  17. Информацию о совершении указанных действий врио министра и подтверждающие такой факт документы переданы в правоприменительные органы.
Читайте также:  Закон о предоставлении платного образования в школе

Представлен очередной Обзор практики правоприменения в сфере конфликта интересов.

Проанализированы ситуации, когда должностным лицом исполнена и не исполнена обязанность по недопущению возможности возникновения конфликта интересов.

В частности, рассмотрен следующий пример. Госслужащий включен в состав коллегии госоргана региона. Он выяснил, что на очередном заседании будет рассмотрен вопрос в отношении организации, в которой работает брат его супруги.

Госслужащий направил уведомление о возникновении личной заинтересованности. Комиссия по урегулированию конфликта интересов признала, что личная заинтересованность может привести к конфликту интересов.

Представитель нанимателя решил отстранить госслужащего от рассмотрения упомянутого вопроса.

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71961208/

5. Обзор типовых ситуаций конфликта интересов на гражданской службе и порядок их урегулирования

  • В
    соответствии с частью
    1 статьи 10Федерального закона №
    273-ФЗ под конфликтом интересов понимается
    ситуация, при которой личная
    заинтересованность (прямая или косвенная)
    гражданского служащего влияет или может
    повлиять на надлежащее исполнение им
    должностных (служебных) обязанностей
    и при которой возникает или может
    возникнуть противоречие между личной
    заинтересованностью гражданского
    служащего и правами и законными интересами
    граждан, организаций, общества или
    государства, способное привести к
    причинению вреда правам и законным
    интересам граждан, организаций, общества
    или государства.
  • Часть1 статьи 19 Федерального закона № 79-ФЗ
    определяет конфликт интересов как
    ситуацию, при которой личная
    заинтересованность гражданского
    служащего влияет или может повлиять на
    объективное исполнение им должностных
    обязанностей и при которой возникает
    или может возникнуть противоречие между
    личной заинтересованностью гражданского
    служащего и законными интересами
    граждан, организаций, общества, субъекта
    Российской Федерации или Российской
    Федерации, способное привести к причинению
    вреда этим законным интересам граждан,
    организаций, общества, субъекта Российской
    Федерации или Российской Федерации.
  • Согласно
    части
    3данной нормы под личной заинтересованностью
    гражданского служащего, которая влияет
    или может повлиять на объективное
    исполнение им должностных обязанностей,
    понимается возможность получения
    гражданским служащим при исполнении
    должностных обязанностей доходов
    (неосновательного обогащения) в денежной
    либо натуральной форме, доходов в виде
    материальной выгоды непосредственно
    для гражданского служащего, членов его
    семьи или лиц, указанных впункте
    5 части 1 статьи 16Федерального закона№ 79-ФЗ,
    а также для граждан или организаций, с
    которыми гражданский служащий связан
    финансовыми или иными обязательствами.

Следует
учитывать, что личная заинтересованность
гражданского служащего может возникать
в тех случаях, когда выгоду получают
или могут получить определенный круг
лиц. К числу таких лиц относятся члены
семьи служащего (не только родители,
супруги, дети, братья, сестры гражданского
служащего, но и братья, сестры, родители
и дети их супругов). В связи с этим, в
настоящей памятке для определения круга
лиц, с выгодой которых может быть связана
личная заинтересованность гражданского
служащего, используется термин
«родственники и/или иные лица, с которыми
связана личная заинтересованность
гражданского служащего».

Под
указанные определения конфликта
интересов попадает значительное
количество ситуаций, в которых гражданский
служащий может оказаться в процессе
исполнения должностных обязанностей.

Учитывая разнообразие частных интересов
гражданских служащих, составить
исчерпывающий перечень таких ситуаций
не представляется возможным.

Тем не
менее, следует выделить ряд типичных
ситуаций, в которых возникновение
конфликта интересов является наиболее
вероятным:

  1. выполнение
    отдельных функций государственного
    управления в отношении родственников
    и/или иных лиц, с которыми связана личная
    заинтересованность гражданского
    служащего;
  2. выполнение
    иной оплачиваемой работы;
  3. владение
    ценными бумагами, банковскими вкладами;
  4. получение
    подарков и услуг;
  5. имущественные
    обязательства и судебные разбирательства;
  6. взаимодействие
    с бывшим работодателем и трудоустройство
    после увольнения с гражданской службы;
  7. нарушение
    установленных запретов (например,
    использование служебной информации,
    получение без письменного разрешения
    представителя нанимателя наград,
    почетных и специальных званий (за
    исключением научных) от иностранных
    государств).

В
настоящей памятке рассматриваются
ситуации конфликта интересов, приводится
описание ситуации и рекомендации, как
для гражданских служащих, так и для
представителя нанимателя по предотвращению
и урегулированию конфликта интересов.
В отдельных случаях излагается
комментарий, поясняющий почему та или
иная ситуация является конфликтом
интересов. Комментарий содержит
конкретные примеры и другую полезную
информацию.

  • При
    определении содержания функций
    государственного управления необходимо
    учитывать следующее.
  • Частью
    4 статьи 1Федерального закона № 273-ФЗ
    установлено, что функции государственного
    управления организацией представляют
    собой полномочия гражданского служащего
    принимать обязательные для исполнения
    решения по кадровым, организационно-техническим,
    финансовым, материально-техническим
    или иным вопросам в отношении данной
    организации, в том числе решения,
    связанные с выдачей разрешений (лицензий)
    на осуществление определенного вида
    деятельности и (или) отдельных действий
    данной организацией, либо готовить
    проекты таких решений.
  • Осуществление
    «функций государственного управления»
    предполагает, в том числе:
  • размещение
    заказов на поставку товаров, выполнение
    работ и оказание услуг для государственных
    нужд, в том числе участие в работе
    комиссии по размещению заказов;
  • осуществление
    государственного надзора и контроля;

подготовку
и принятие решений о распределении
бюджетных ассигнований, субсидий,
межбюджетных трансфертов, а также
ограниченных ресурсов (квот, земельных
участков и т.п.);

  1. организацию
    продажи приватизируемого государственного
    имущества, иного имущества, а также
    права на заключение договоров аренды
    земельных участков, находящихся в
    государственной собственности;
  2. подготовку
    и принятие решений о возврате или зачете
    излишне уплаченных или излишне взысканных
    сумм налогов и сборов, а также пеней и
    штрафов;
  3. подготовку
    и принятие решений об отсрочке уплаты
    налогов и сборов;
  4. лицензирование
    отдельных видов деятельности, выдачу
    разрешений на отдельные виды работ и
    иные действия;
  5. проведение
    государственной экспертизы и выдача
    заключений;
  6. возбуждение
    и рассмотрение дел об административных
    правонарушениях, проведение
    административного расследования;
  7. проведение
    расследований причин возникновения
    чрезвычайных ситуаций природного и
    техногенного характера, аварий, несчастных
    случаев на производстве, инфекционных
    и массовых неинфекционных заболеваний
    людей, животных и растений, причинения
    вреда окружающей среде, имуществу
    граждан и юридических лиц, государственному
    имуществу;
  8. представление
    в судебных органах прав и законных
    интересов Российской Федерации, субъектов
    Российской Федерации;
  9. участие
    гражданского служащего в осуществлении
    оперативно-розыскной деятельности, а
    также деятельности, связанной с
    предварительным следствием и дознанием
    по уголовным делам.
  10. Антикоррупционным
    законодательством и законодательством
    о государственной гражданской службе
    установлена
    обязанность гражданского служащего
    уведомлять в
    письменной форме
    представителя нанимателя о личной
    заинтересованности при исполнении
    должностных обязанностей, которая может
    привести к конфликту интересов, а также
    принимать меры по предотвращению такого
    конфликта.
  11. Непринятие
    гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по
    предотвращению или урегулированию
    конфликта интересов является
    правонарушением, влекущим увольнение
    гражданского служащего с гражданской
    службы.
  12. Типовые
    ситуации конфликта интересов на
    гражданской службе Российской Федерации
    и порядок их урегулирования

Источник: https://StudFiles.net/preview/6008896/page:7/

Минтруд: действия чиновников при конфликте интересов

Ситуация 1

Муниципальный служащий руководит отделом органа местного самоуправления, проверяющим, как компании, обслуживающие многоквартирные дома, соблюдают условия заключенных договоров. Одной из таких организаций руководит жена чиновника.

Если чиновник выявит нарушения жилищного законодательства, то он должен будет принять меры, чтобы их устранить, вплоть до направления актов проверки в органы, могущие привлечь юрлиц к ответственности.

Организация, которой руководит жена чиновника, может получить выгоду, если не будет получать штрафов.

Эта ситуация подпадает под положения закона о противодействии коррупции как ситуация, в которой у госслужащего возникает личный интерес.

Комиссия установила, что чиновник не уведомил ее о ситуации и не принял меры, которые могли урегулировать конфликт интересов.

Принимая решение об ответственности чиновника, комиссия учла, что хотя компания его супруги не проверялась, в план эта компания все же была включена, о чем госслужащий знал. Тем не менее взыскания или другие нарушения антикоррупционного законодательства за служащим не числятся, а руководитель характеризует его с положительной стороны.

  • Комиссия признала, что чиновник не уведомил ее о личном интересе и не принял меры по ликвидации конфликта интересов, поэтому порекомендовала его руководителю вынести чиновнику замечание.
  • Работодатель решил отстранить служащего от проверок организации, которой руководит его жена, и вынести замечание.
  • Ситуация 2
  • Заместитель руководителя регионального госоргана может решать, выделять ли субсидии подведомственным органам на выполнение госзаданий.

В одном из подконтрольных учреждений заместителем руководителя трудится зять чиновника. Предоставленные субсидии прямо влияют на доходы организации. Таким образом, у чиновника появляется личный интерес в сложившейся ситуации, который может повлиять на его беспристрастность.
Комиссия установила, что служащий не заявил о возникшем конфликте интересов и не попытался его устранить.

Однако проверка не нашла фактов, свидетельствующих о пристрастных решениях, или других нарушений. Чиновника положительно характеризует работодатель, в прочих нарушениях служащий также не замечен.

Комиссия рекомендовала руководителю служащего урегулировать возникший конфликт интересов и объявить чиновнику выговор. Тот, отстранив служащего от работы со спорной компанией, так и поступил.

Ситуация 3

Врио регионального министра сельского хозяйства выделил производственному кооперативу большую субсидию. Членом этого кооператива является сестра чиновника. Выделенные субсидии напрямую влияют на доходы кооператива.

Следовательно, налицо возникающий конфликт интересов. Врио министра об этом не сообщил и меры по его урегулированию не принял. Более того, субсидии кооперативу предоставлялись неоднократно.

Президиум совета по противодействию коррупции, установив эти факты, рекомендовал начальнику чиновника уволить врио министра в связи с утратой доверия и передать сведения о совершенном преступлении и доказательства в правоохранительные органы.

Руководство региона последовало рекомендациям совета.

Источник: http://www.v2b.ru/articles/mintrud-deystviya-chinovnikov-pri-konflikte-interesov/

Как избежать конфликта интересов. Конфликт интересов на государственной службе. Как урегулируется конфликт интересов

Гражданин, поступая на гражданскую службу, добровольно берет на себя все обязательства, связанные с прохождением гражданской службы, соглашается с установленными требованиями, ограничениями и запретами.

Одной из таких обязанностей является обязанность принимать меры по недопущению и урегулированию конфликта интересов.

Читайте также:  Уведомление о получении трудовой книжки

Служение интересам общества – это основополагающая задача всех гражданских служащих и органов государственной власти. Общество ожидает от должностных лиц этих органов честного, справедливого и непредвзятого выполнения своих служебных обязанностей.

Конфликт интересов нельзя отождествлять с коррупцией, однако он является основой коррупционных проступков и преступлений. Неразрешенный конфликт интересов способен приводить к различным правонарушениям.

Чтобы не допустить конфликта интересов в первую очередь необходимо понимать его суть, способы недопущения и его урегулирования.

Понятия конфликта интересов и личной заинтересованности закреплены в ст. 10 Федерального закона «О противодействии коррупции».

Если говорить кратко, конфликт интересов – ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) служащего влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей (осуществление полномочий) с целью недопущение причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации. Под личной заинтересованностью понимается возможность получения служащим при исполнении должностных обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

Данная норма раскрывает также круг лиц, с выгодой которых может быть связана личная заинтересованность служащего, используется термин «родственники и/или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность служащего» – родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей. Сюда же можно отнести граждан или организации, с которыми служащий связан финансовыми или иными обязательствами; друзей служащего, их родственников; бывших работодателей; организации, владельцем, руководителем, которых являлся служащий до поступления на государственную гражданскую службу.

  • Необходимо различать реальный, возможный и мнимый конфликт интересов.
  • Реальный – возникшее противоречие между служебными обязанностями и частными интересами служащего, при котором частные интересы лица негативно влияют на исполнение им своих служебных обязанностей.
  • Возможный – должностное лицо имеет личный интерес, который в будущем, в случае изменения определенных обстоятельств, может воспрепятствовать объективному исполнению служащим своих должностных обязанностей.

Мнимый – ситуация, при которой законные действия служащего могут привести к подозрению в наличии у него конфликта интересов, даже несмотря на отсутствие такового.

Зачастую мнимый конфликт интерес связан непосредственно с соблюдением норм этики.

Вне зависимости от места и времени служащим необходимо учитывать, что их поведение должно всецело соответствовать ограничениям, запретам и требованиям, и не допускать поступков, способных вызвать сомнения в их честности и порядочности.

Анализ судебной практики показывает, что само по себе родство не может рассматриваться как основание для принятия соответствующих мер, например, прекращения служебных отношений. Следует иметь в виду, что родственные связи, дружеские отношения не являются единственным и достаточным признаком конфликта интересов.

  1. Обязательными признаками конфликта интересов являются реализация служащим своих должностных обязанностей в конкретной ситуации, извлечение материальной выгоды этим служащим или иными лицами (возможность ее извлечения) и причинная связь между ними.
  2. Предполагается наличие у служащего поведенческого выбора между надлежащим исполнением служебных обязанностей и принятием необъективного, пристрастного решения.
  3. Под определение «конфликт интересов» попадает множество отдельных ситуаций, в которых служащий может оказаться в процессе исполнения должностных обязанностей (осуществления полномочий).
  4. Наиболее часто встречающимися случаями конфликта интересов являются:
  5. Выполнение отдельных функций государственного/муниципального управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность служащего
  6. Получение служащим, его родственником от подконтрольного/поднадзорного лица имущества в дар или пользование;
  7. Участие служащего в заседании комиссии при рассмотрении вопроса получения материальных благ его родственником;
  8. Издание служащим распорядительных документов по распределению материальных благ в пользу его родственника;
  9. Получение подарков и услуг;
  10. Имущественные обязательства и судебные разбирательства;
  11. Выполнение служащим функций представителя нанимателя в отношении его родственника, также находящегося в непосредственном подчинении лица, замещающего должность;
  12. Ведение предпринимательской деятельности родственником служащего в подконтрольной ему сфере;

Осуществление иной оплачиваемой работы лицом, замещающим должность, в организации, осуществляющей деятельность в поднадзорной ему сфере и т.п.

Во всех случаях конфликт интересов обусловлен определенными действиями (бездействием) служащих в отношении аффилированных к ним лиц как физических, так и юридических. В основном это связано с возможностью оказания преференций себе либо близким родственникам.

Служащий обязан самостоятельно оценивать условия и действия, которые потенциально могут повлиять на объективность его служебной деятельности. Например, начиная выполнять какое-то поручение или задание, осознав наличие личной заинтересованности, служащему следует уведомить представителя нанимателя.

Согласно п. 12 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий обязан сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

Аналогичная норма установлена ст. 11 Федерального закона «О противодействии коррупции». Соответствующий Порядок уведомления определяется представителем нанимателя.

  • Таким образом, в целях предотвращения коррупции законодатель обязывает как служащих, так и представителя нанимателя принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.
  • Своевременное уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов является одной из главных обязанностей служащего.
  • Служащий обязан на имя представителя нанимателя, через уполномоченное правовым актом органа исполнительной власти на прием такого уведомления структурное подразделение (уполномоченному должностному лицу) подать уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов (далее – уведомление).

Уведомление представляется в письменной форме лично или по почте, как только стало известно о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

Уведомление подлежит регистрации в соответствующем журнале в день его представления и передается представителю нанимателя.

По просьбе лица, представившего уведомление, копия с отметкой о регистрации выдается ему под роспись в журнале регистрации или направляется по почте заказным письмом.

  1. В ходе предварительного рассмотрения уведомления лица, ответственные за профилактику коррупционных правонарушений, вправе получать в установленном порядке от служащего, представившего уведомление, необходимые пояснения и оформлять запросы для направления их установленном порядке в территориальные органы федеральных органов государственной власти, государственные органы Алтайского края, органы местного самоуправления и заинтересованные организации.
  2. По результатам предварительного рассмотрения уведомления подготавливается мотивированное заключение.
  3. Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов по результатам рассмотрения уведомления с приложением к нему материалов и мотивированного заключения принимает одно из решений, предусмотренных положением о данной комиссии.
  4. В случае принятия решения о наличии или возможности возникновения конфликта интересов представитель нанимателя принимает меры или обеспечивает принятие мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов либо рекомендует лицу, направившему уведомление, принять такие меры.
  5. Важно помнить, что уведомление служащим представителя нанимателя о личной заинтересованности не освобождает его от принятия (при необходимости) мер по недопущению или урегулированию конфликта интересов, и не снимает ответственности за несвоевременное принятие таких мер в целях снижения вероятности возникновения конфликта интересов либо уменьшения рисков причинения вреда.

Служащий вправе прибегнуть как к предусмотренным ст. 11 Федерального закона «О противодействии коррупции» способам предотвращения или урегулирования конфликта интересов, так и к иным мерам, доступным, необходимым и достаточным для предотвращения или устранения конфликта интересов в конкретном случае.

  • Такими мерами могут быть:
  • Самоотвод служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • Отказ от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов;
  • Передача ценных бумаг в доверительное управление, либо их отчуждение в собственность третьих лиц;
  • Отказ от выполнения иной оплачиваемой работы;

Отказ от получения работ/услуг у лиц, в отношении которых служащий выполняет отдельные функции государственного управления/контрольно-надзорные полномочия и т.п.;

Отказ от принятия управленческого решения/реализации контрольно-надзорных полномочий и т.п. в отношении лица (физического, должностного, юридического), состоящего с ним в близком родстве или свойстве, имущественных, корпоративных или иных близких отношениях;

Отказ от распространения служебной информации;

Переход на иную должность либо увольнение с должности, когда исполнение обязанностей по ней связано с постоянным возникновением ситуации конфликта интересов и т.п.

Приведенный перечень мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов не является исчерпывающим. В каждом конкретном случае могут быть найдены иные формы его урегулирования. При этом действия служащего по предотвращению и урегулированию конфликта интересов не должны противоречить действующему законодательству.

  1. В целях обеспечения единого подхода к урегулированию конфликта интересов на гражданской службе рекомендуется использовать в практической деятельности Обзоры типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядка их урегулирования, а также практики правоприменения в сфере конфликта интересов № 1, подготовленные Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (размещены на сайтах Минтруда, Правительства Алтайского края в разделе «Противодействие коррупции»).
  2. На усмотрение: для каждой сферы деятельности органа исполнительной власти характерны свои ситуации конфликта интересов, поэтому предлагаем на выбор рассмотреть несколько типичных ситуаций.
  3. В случае принятия решения о несоблюдении служащим требований об урегулировании конфликта интересов и совершении коррупционного правонарушения, на представителе нанимателя лежит обязанность применения в соответствии с действующим законодательством мер ответственности во всех случаях совершения гражданским служащим коррупционных правонарушений.

Непринятие служащим мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение в связи с утратой доверия.

Жесткость такой санкции обусловлена недопущением причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации и представляется оправданной с учетом последствий неурегулированного конфликта интересов.

Дисциплинарная ответственность за нарушение порядка уведомления о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей может быть в форме взысканий, установленных ст. 59.1 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии.

Подводя итог, следует отметить, что проблема конфликта интересов в системе государственной гражданской службы сегодня достаточно актуальна, и останется такой еще долгое время. Ситуация «конфликта интересов» имеет моральную составляющую, так как во многом зависит от уровня нравственной культуры вас, служащих, от правового сознания, умения принимать должные моральные решения.

Личная заинтересованность – это еще не правонарушение. Необходимо сообщать о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, не опасаясь предать гласности наличие личной заинтересованности. Легче предотвратить конфликт интересов, чем его потом урегулировать.

Конфликт интересов характеризуется альтернативностью, выбором между долгом и личным интересом. В ситуации конфликта интересов служащий еще не сделал окончательный выбор.

Своевременное выявление и урегулирование конфликта интересов является средством предупреждения коррупционных правонарушений.

Источник: https://realtism.ru/kak-izbezhat-konflikta-interesov-konflikt-interesov-na-gosudarstvennoi/

Ссылка на основную публикацию