Минтранс разрешает дополнительные реквизиты в путевом листе, в том числе маршрут

Путевые листы очень часто становятся объектами проверки не только со стороны налоговых органов, но и внутренних аудиторов.

Ведь на их основании бухгалтер производит списание затрат на поездки сотрудников компании, на топливо, ремонт и запасные части, а также начисляет заработную плату водителя и компенсационные выплаты, если сотрудник использует свой автомобиль в процессе работы.

Минтранс разрешает дополнительные реквизиты в путевом листе, в том числе маршрут

Минтранс разрешает дополнительные реквизиты в путевом листе, в том числе маршрутПри оформлении нужно помнить, что для легковых и грузовых автомобилей предусмотрены разные формы путевых листов. Они были утверждены Минтрансом России в Приказе №457. В 2019 году приказ претерпел очередные изменения.

Стоит отметить, что компании могут, но не обязаны использовать утвержденные формы документов. Об этом должно быть сказано в утвержденной учетной политике организации. Компаниям законодательство позволяет самостоятельно разрабатывать бланки.

Единственным условием при этом является наличие обязательной информации, а именно:

  • название документа;
  • порядковый номер;
  • информация о периоде, на который выписан путевой лист;
  • информация о владельце автомобиля;
  • данные автомобиля, т.е. его тип и модель, государственный номер;
  • информация о километраже на начало и конец рабочего дня;
  • дата и время, в которое автомобиль покинул парковку и в которое вернулся;
  • личная подпись и ее расшифровка сотрудника, контролирующего километраж автомобиля и время его работы;
  • сведения о водителе;
  • отметка врача об осмотре водителя;
  • отметка о том, что автомобиль перед началом работы прошел технический контроль, с указанием даты и времени проведения такой проверки;
  • личная подпись и ее расшифровка сотрудника, выпускающего автомобиль на выезд.

Обязательные реквизиты

О том, что механик должен контролировать техническое состояние автомобиля перед каждым рейсом, было указано Минтрансом России еще в 2014 году. Однако необходимого реквизита в путевом листе не было, что позволяло организациям безнаказанно игнорировать данное требование. Теперь же данный реквизит стал одним из обязательных.

Нужно указывать точную информацию о владельце ТС. Юридические лица теперь указывают ОГРН, ИП — ОГРИП. Печать и штамп в заголовочной части — больше не обязательные реквизиты.

Унифицированные бланки уже разработаны и утверждены. Компании же, которые их не используют, должны доработать свои документы на предмет соответствия новым требованиям.

Минтранс разрешает дополнительные реквизиты в путевом листе, в том числе маршрутПостоянные споры ведутся по поводу того, какие же компании должны соблюдать требования Минтранса – транспортные или же все организации, у которых есть автомобили. Мнение министерства однозначно. Его требования распространяются абсолютно на все юридические лица и индивидуальных предпринимателей, даже если автомобиль используется руководством только для управленческих нужд.

Если компания не соблюдает данное требование, то ей грозит административный штраф в сумме 30 000 руб., а также расходы на топливо могут быть исключены из налогооблагаемой базы при расчете налога на прибыль.

Сотрудник, которому поручено проведение контроля над техническим состоянием автомобиля перед началом его работы,  должен иметь соответствующую аттестацию. Как правило, он является механиком или водителем. Если в компании нет такой должности, то поставить нужную отметку можно в сервисном центре, с которым придется заключить договор на обслуживание имеющегося автопарка.

Специальную подготовку может пройти, например, и сам индивидуальный предприниматель, если его деятельность связана с перевозками.

Если при проведении предрейсового контроля была обнаружена поломка, то отметку в путевом листе ставить не нужно, а автомобиль к выезду не допускается.

Правила заполнения

Минтранс разрешает дополнительные реквизиты в путевом листе, в том числе маршрут

Читайте так же:   Перечень противопожарного оборудования и инвентаря

Кроме формы используемого путевого листа в учетной политике должно быть указано, каким образом производится присвоение номеров бланкам.

Связано это с тем, что законодательство требует вести учет выдачи путевок в специализированном журнале, где в течение года должна соблюдаться сквозная нумерация.

Однако, при наличии в компании нескольких типов транспортных средств допускается нумерация листов для легковых автомобилей обособленно от грузовых.

Период, на который выдается рассматриваемый бланк, зависит от деятельности компании. Если это транспортная компания, то она выдает его сроком на один рабочий день. Исключение составляют командировки. В этом случае путевой лист действует на весь период служебной поездки.

Для всех остальных фирм жестких ограничений нет. Они также могут оформлять документ каждый день, а могут оформить его на месяц. Причем календарный месяц – это максимальный срок, на который он выдается.

Механик или водитель, имеющий соответствующие полномочия, должен заверять дату и время выезда и возвращения, километраж на начало и конец рабочего дня своей подписью. Подпись обязательно должна иметь письменную расшифровку или штамп с данной информацией.

С 2019 года если на одной машине могут выезжать несколько сотрудников, то путевой лист выдается каждому водителю. В такой ситуации дата, время выезда и показания прибора, учитывающего пробег, вносятся в путевой лист водителя, который выезжает из гаража первым, а дата и время прибытия и километраж в конце рабочего дня – в путевой лист водителя, который вернул автомобиль на место парковки.

С 2019 года термин «постоянная стоянка» заменили на «парковка». Сведения о медицинском осмотре больше не заверяются штампом.

Сотрудники, которым выдаются путевые листы, должны быть осмотрены врачом до начала работы. Он должен заверить лист своей подписью. Послерейсовый осмотр предусмотрен только для водителей, осуществляющих перевозку пассажиров или опасных грузов.

Данное требование на практике довольно часто нарушается, т.к. далеко не каждая компания может позволить себе иметь должность медицинского работника в штатном расписании. Однако отсутствие указанной отметки является серьезным нарушением. Чтобы избежать его, руководителю необходимо заключить договор на медицинское обслуживание со специализированной организацией.

Табличная часть путевого листа предназначена для внесения информации о маршруте сотрудника. Сюда вносятся данные о месте назначения, времени прибытия и выезда оттуда. Причем целесообразным представляется требование о том, чтобы заверяли эти данные ответственные лица.

Минтранс разрешает дополнительные реквизиты в путевом листе, в том числе маршрут

Например, автомобиль торговой компании был направлен с партией груза для доставки ее в розничные магазины. В этом случае директора магазинов должны подписывать путевой лист при прибытии к ним машины. Эта мера является дополнительной функцией контроля, позволяющей проверять пробег, время работы, также она подтверждает производственный характер затрат, учитываемых по данному документу.

В путевом листе также указывается информация о движении топлива. На его основании производится списание ГСМ.

Данный участок бухгалтерского учета всегда являлся объектом пристального внимания со стороны различных проверяющих.

И довольно часто налоговые органы изымали путевые листы, а точнее затраты на топливо, из расчета налога на прибыль в связи с их некорректностью, что вело к штрафным санкциям и начислению пеней.

Как было указано выше, регистрация выданных путевых листов должна вестись в специализированном журнале. Обычно этот журнал составляется за календарный год, т.к. с нового года нумерация начинается заново. Храниться он должен, как и вся документация, в том числе путевые листы, в течение 5 лет.

Отмена печати

Минтранс разрешает дополнительные реквизиты в путевом листе, в том числе маршрутВ текущем году действующими остаются Положения федерального законодательства, позволяющие юридическим лицам с организационно-правовой формой ООО и АО вообще не пользоваться печатью. Если руководство таких компаний принимает соответствующее решение, то оно должно быть зафиксировано в их уставе.

Таким образом, если в уставе организации указано, что компания не использует печать, то она не ставится ни на одном документе такой организации. Если же компания принимает решение об использовании печати, то ее необходимо ставить только на тех документах, на которых законодательство предусматривает данную обязанность.

Следовательно, Минтранс России, приняв в начале года изменения в Приказ №152, просто устранил существовавшие разногласия между его положениями и вышеприведенными нормами. В частности, корректировки коснулись п.

12 Приказа, из которого было исключено упоминание о штампе и печати организации, являющейся собственником автомобиля.

Считается, что данных, которые указываются в бланке путевого листа о компании, вполне достаточно для идентификации владельца.

Читайте так же:   Расчет оборачиваемости товарных запасов

Законами регулируется только минимальное количество информации, которая должна быть приведена в рассматриваемом бланке.

Поэтому компания может принять решение о том, что она ставит свою печать на путевом листе. Ошибкой это не будет. Только данное решение нужно зафиксировать в своей учетной политике.

И нужно помнить, налоговые инспекторы не вправе исключать расходы по таким путевым листам из налогооблагаемой базы.

Новый бланк 2019 года

Корректировки, которые были внесены в Приказ Минтранса России, потребовали изменения утвержденной формы путевого листа. Компании и индивидуальные предприниматели должны доработать бланки, чтобы они содержали все обязательные данные.

Так, необходимо предусмотреть место для заполнения сведений о техническом состоянии автомобиля перед работой и после нее, владельце ТС, ОГРН и ОГРИП. При этом отметка ставится с указанием даты и времени, а также с подписью ответственного сотрудника и ее расшифровкой.

Логичным с точки зрения наглядности и проверки корректности представляется внесение данных о техническом состоянии автомобиля в табличной форме. Пример такой таблицы представлен ниже.

Дата и время выездаДата и время прибытияСведения о техническом состоянии автомобиля
Дата и время осмотра Техническое состояние автомобиля, подпись и расшифровка подписи механика

Путевые листы должностные лица компании могут оформлять с помощью компьютера, а могут заполнять и от руки. Законодательство допускает оба варианта оформления. Основное требование – это наличие всех данных, которые перечислены в Порядке оформления путевых листов. В 2019 году путевые листы оформляют на день или срок, не больше одного месяца.

Если сотрудники фирмы используют свои автомобили в служебных целях, то компаниям рекомендуется оформлять путевые листы, иначе налоговые инспекторы при очередной проверке могут посчитать, что она не начислила на компенсации за использование личного транспортного средства сотрудника взносы на пенсионное обеспечение и социальное страхование.

В результате ей грозит не только доначисление указанных выплат, но и пеней, и штрафов.

В такой ситуации позиция проверяющих однозначна: отсутствие путевого листа говорит о том, что автомобиль не был использован для осуществления основной деятельности фирмы, а сотрудник получил заработную плату, которая, в свою очередь, должна облагаться взносами во внебюджетные фонды. В такой ситуации компании остается только обратиться в суд.

Анализ арбитражной практики показывает, что корректность путевого листа – это гарантия для фирмы отстоять свою позицию.

А вот небрежность в оформлении с большой долей вероятности приведет к удовлетворению требований налоговой инспекции или проверяющих со стороны внебюджетных фондов, ведь некорректно оформленный путевой лист считается неполноценным, а значит он не может подтвердить производственный характер поездки.

Такой документ изымается из учета, а затраты по нему восстанавливаются из налогооблагаемой базы, что в конечном итоге приводит к доначислению налога на прибыль, а в некоторых случаях – к отказу в вычете по налогу на добавленную стоимость.

Неполноценным может быть признан путевой лист, даже если в нем были указаны все необходимые реквизиты, но, например, не был указан маршрут движения. В такой ситуации позиции судей всех инстанций сходятся в том, что по такому путевому листу нельзя подтвердить корректность списания топлива, поэтому такие затраты не могут быть включены в расчет по налогу на прибыль.

Читайте также:  Договор купли-продажи автомобиля между физическими лицами

Инструкция по заполнению путевого листа в 1С Бухгалтерия представлена ниже.

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: https://ZnayBiz.ru/buh/plan-schetov/sklad/novye-putevye-listy.html

Как оформлять путевые листы по новым правилам

В работе компаний, использующих транспорт, путевой лист — едва ли не главный первичный документ.

Читателям «Клерка» нет смысла долго объяснять, насколько он необходим для контроля работы водителя и учета расходов на ГСМ, для начисления заработной платы и исчисления налога на прибыль.

Однако у всех порой возникают вопросы, связанные с оформлением путевых листов, особенно после недавнего вступления в силу новых правил.

Напомним, что с конца 2017 в России действуют поправки, изложенные в Приказе № 476 Минтранса РФ. Согласно этому документу, скорректированы требования к заполнению путевых листов, обозначен новый порядок оформления документов, появились дополнительные обязательные реквизиты.

Так, с 2018 года в путевых листах нужно указывать точную информацию о владельце ТС. Юридические лица должны указать ОГРН, индивидуальные предприниматели — ОГРИП.

В числе обязательных реквизитов должны быть сведения о водителе, о его удостоверении и регистрационные данные ТС. А вот печать печать и штамп в заголовочной части перестали быть обязательными атрибутами.

Также появилось требование оформлять путевой лист на день или срок, не превышающий 1 месяца.

Наряду с этим, теперь необходимо подтверждать факт проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств до их выезда с места постоянной стоянки.

В путевом листе нужно указать точную дату и время, когда производился контроль, и далее заверить документ подписью контролера с указанием фамилии и инициалов. Если отметки о прохождении контроля нет, то эксплуатация ТС не допускается. Игнорирование требований о проведении техконтроля грозит серьезными штрафами: 5 000 рублей для должностных лиц и 30 000 для организаций и ИП.

В работе по ведению путевых листов не существует строго утвержденного бланка. И перевозчики могут использовать свои формы, разработанные в соответствии с требованиями и рекомендациями Минтранса.

Это право подтверждает письмо Минфина РФ от 25.08.2009 N 03-03-06/2/161 «О применении самостоятельно разработанных бланков путевых листов».

Но есть унифицированные образцы, которые можно использовать в деятельности разных компаний.

Например, для легкового транспорта оптимальная форма путевого листа выглядит так:

Минтранс разрешает дополнительные реквизиты в путевом листе, в том числе маршрут

  • Путевой лист для грузового транспорта, как правило, имеет такой вид:
  • Минтранс разрешает дополнительные реквизиты в путевом листе, в том числе маршрут
  • Для того, чтоб не тратить время на поиск образцов путевых листов для разных категорий ТС, мы составили удобную подборку актуальных форм с примерами заполнения.

На сайте компании «АвтоГРАФ» вы можете скачать готовые бланки путевых листов, а также журналы для их регистрации и учета движения.

И, конечно, вам будет полезно узнать из этого материала о том, как разработать формы путевых листов самостоятельно и автоматизировать работу с ними, чтобы сэкономить время себе и своим сотрудникам.

P.S. В ближайшем будущем ожидаются новые изменения в требованиях по ведению путевых листов.

Согласно новой инициативе Минтранса РФ, планируется обязать перевозчиков оформлять путевой лист до начала выполнения рейса, если длительность рейса водителя превышает продолжительность смены (рабочего дня), или до начала первого рейса, если в течение смены водитель транспортного средства совершает один или несколько рейсов. Также в планах заменить слово «стоянка» на «парковка», а понятие предрейсового и послерейсового медосмотра на «предсменного, предрейсового и послесменного, послерейсового».

Если поправки в Приказе от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» будут приняты, то они вступят в силу с декабря 2018 года. Следить за этой темой и быть в курсе других важных вопросов, касающихся работы автопарков, можно в разделе статей нашего сайта GlonassGps.com.

Источник: https://www.klerk.ru/buh/articles/475309/

Маршрут путевого листа

В путевом листе в обязательном порядке необходимо отражать маршрут передвижения транспортного средства. Это нужно для того, чтобы подтвердить расход ГСМ, который затем можно будет списать при исчислении налога на прибыль.

Для чего маршрут в путевом листе

В Приказе Минтранса РФ от 18.09.2008 г. № 152 содержится перечень обязательных реквизитов путевого листа, в который не включается маршрут следования автомобиля. Однако его необходимо вносить в документ с той целью, чтобы подтвердить затраты на содержание транспортного средства и налоговые органы приняли их к учету.

Кроме того, судебные органы также согласны с позицией ФНС, а потому считают внесение маршрута в путевой лист обязательным действием.

Где указать маршрут в путевом листе

Для каждого транспортного средства необходимо оформлять свой путевой лист, шаблоны которого закреплены в Постановлении Госкомстата РФ от 28.11.1997 г. № 78.

Эти бланки являются унифицированными формами, обязательными к применению только автотранспортными предприятиями.

Остальные хозяйствующие субъекты могут разработать собственную форму путевого листа с включением в него обязательных реквизитов, в том числе и маршрута передвижения транспортного средства.

Маршрут указывается на оборотной стороне путевого листа (если используется унифицированная форма) либо в специально отведенных для этого графах (если используется собственная форма). Образец заполнения маршрута путевого листа можно посмотреть ниже

Минтранс разрешает дополнительные реквизиты в путевом листе, в том числе маршрутКак заполнить маршрут в путевом листе

При заполнении маршрута в путевом листе необходимо ориентироваться на такие важные моменты:

  1. при указании начальной и конечной точки каждого отрезка маршрута необходимо отражать информацию максимально подробно. Об этом свидетельствует Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.07.2010 г. № А33-10451/2009;
  2. в маршруте следует указывать не только точный адрес, но и наименование клиента (заказчика, контрагента) или же название мероприятия и т.п. Данные сведения можно проставлять в скобках после основной информации.

Пример:
Место отправления  — г. Санкт-Петербург, ул. Пионерская, д. 44 (АО «Завод «Энергия»), место назначения — г. Москва, ул. Долгоруковская, д. 6 (ООО «Альфа»);

  1. если транспортное средство используется в пределах одного населенного пункта, необходимо указывать каждый адрес, куда ездил водитель. Кроме того, необходимо прописывать время выбытия и прибытия по конкретному адресу, а также километраж по отрезкам и всему маршруту в целом;
  2. нельзя писать при заполнении маршрута путевого листа какие-либо общие фразы, например, «поездка по городу» или «по заданию руководителя». Такие записи не являются подтверждением деловой цели поездок, а потому при их наличии налоговые органы могут не признать затраты на ГСМ;

Источник: https://glavbuhx.ru/articles/marshrut-putevogo-lista.html

Уменьшение срока действия путевых листов с 1 марта 2019 года

Минтранс разрешает дополнительные реквизиты в путевом листе, в том числе маршрут

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет об изменениях, которые вносятся в приказ министерства транспорта Российской Федерации «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» с 1 марта 2019 года.

Сразу же хочу отметить, что нововведений немного и они небольшие. Однако если в Вашей организации оформляются путевые листы, то изменения следует учитывать в работе.

Введение понятия парковка

  • Первое нововведение заключается в том, что в тексте нормативного документа понятия «гараж (депо)» и «место постоянной стоянки» заменены на единое понятие «Парковка (парковочное место)».
  • Напомню, что понятие парковка было введено в ПДД 6 августа 2013 года а в закон «О безопасности дорожного движения» — 12 мая 2016 года.
  • В данном случае приказ Минтранса РФ приведен в соответствие другим нормативным документам.

Введение предсменного технического контроля

Также в текст документа повсеместно добавлено новое понятие «предсменный контроль технического состояния», которое используется наряду с понятием «предрейсовый контроль».

Напомню, что начиная с 21 декабря 2018 года транспортное средство должно проходить либо предсменный, либо предрейсовый технический контроль.

Т.е. в приказе Министерства транспорта исправлено еще одно несоответствие.

Отмена штампов

Из порядка заполнения путевых листов полностью исключено упоминание штампов:

13.

Даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их штампами или подписями с указанием инициалов и фамилий, за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя.

16. Даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества.

13.

Даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с парковки и его заезде на парковку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их подписями с указанием фамилий и инициалов, за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя.

16. Даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов.

До 1 марта 2019 года штампы могли ставиться должностными лицами для заверения времени и показаний одометра при въезде или выезде с парковки, а также должны были ставиться при проведении медицинского осмотра водителя.

Начиная с 1 марта 2019 года слово штамп вообще исключено из приказа Минтранса. Теперь все операции должны заверяться только подписями.

Кроме того, медицинский работник теперь ставит в путевом листе фамилию и инициалы, тогда как ранее требовалось полностью писать имя и отчество.

Максимальный срок действия путевого листа

Ну и самое серьезное изменение затронуло срок действия путевого листа:

10. Путевой лист оформляется на один день или срок, не превышающий одного месяца.

10. Путевой лист оформляется до начала выполнения рейса, если длительность рейса водителя транспортного средства превышает продолжительность смены (рабочего дня), или до начала первого рейса, если в течение смены (рабочего дня) водитель транспортного средства совершает один или несколько рейсов.

  1. Если автомобиль выполняет в течение дня один или несколько рейсов, то ему, как и раньше, нужен один путевой лист на день.
  2. Если же длительность рейса превышает 1 день, то путевой лист оформляется на целый рейс.
  3. С одной стороны, из приказа исключено упоминание срока в 1 месяц, то есть с 1 марта 2019 года путевые листы могут выдавать и на более длительный срок:

Например, если автомобиль выполняет длинный рейс по территории страны и возвращается на место постоянной стоянки только через 6 недель, то ему достаточно одного путевого листа.

С другой стороны, до 1 марта 2019 года можно было оформить путевой лист на месяц и за этот месяц сделать несколько рейсов:

Например, путевой лист оформлялся на месяц и в течение этого месяца автомобиль многократно возвращался в организацию, т.е. выполнял несколько десятков рейсов.

Например, каждые 2 дня имел место новый рейс, а автомобиль отвозил товары в соседний город и возвращался обратно.

С 1 марта 2019 года такой вариант невозможен и на каждый рейс должен оформляться отдельный путевой лист.

В заключение предлагаю Вам самостоятельно изучить обновленный текст рассматриваемого нормативного документа:

Кроме того, действующие правила оформления путевых листов подробно рассмотрены в рамках отдельной статьи:

Источник: https://pddmaster.ru/novoe/putevoi-0319.html

Приказ 152 Минтранса РФ с последними изменениями в 2019 году — дата

В предприятиях, имеющих транспортные средства, с целью правильного их использования применяется путевой лист.

Приказ Минтранса № 152 регламентирует реквизиты, которые должны иметься на бланке этого документа.
В 2019 году путевые листы должны быть оформлены согласно последним изменениям, внесенным в приказ.

Датой приказа 152 Минтранса РФ с последними изменениями является 15 декабря 2019 года.

Основные моменты

Путевые листы имеют различный вид в зависимости от того на какой вид транспорта они оформляются — легковые автомобили, грузовики, общественный пассажирский транспорт.   

В них указываются:

  • наименование документа;
  • уникальный номер;
  • период действия;
  • данные собственника машины;
  • данные используемой машины;
  • сведения о шофере автотранспорта.

Когда владелец – юридическое лицо, то сообщаются наименование организации, адрес регистрации, контактные данные.

В сведения о транспортных средствах включают — модель типа, наличие прицепа и его модель, регистрационный номер, количество пробега в километрах за поездку, дату поездки.

Кроме обязательных реквизитов, перечисленных в приказе № 152, могут быть включены дополнительные.

Заполнение бланка путевого листа:

Показатели Описание
Документ необходимо оформлять на каждый автотранспорт юридического лица или владельца ИП который совершает поездку с целью перевозки автомобильным или другим наземным транспортом
Заполнение происходит на текущий день возможно заполнение на несколько дней, но не более, чем на один месяц
Если водителей несколько заполняется на каждого свой документ
В наименовании должен быть указан тип автотранспорта
До внесения последних изменений в заголовке должна быть проставлена печать предприятия или частного предпринимателя сейчас это возможно, но обязательным не является
Дата и время при выезде со стоянки и при возвращении после поездки
Данные со шкалы одометра – устройства показывающего пробег машины на основе количества оборотов колес. Дату, время и показание этого прибора ставит уполномоченный с указанием ФИО и печатью. Когда индивидуальный предприниматель и водитель – одно лицо, данные вписывает он сам
При оформлении на одну машину нескольких листов на соответствующее количество водителей дату, время и данные со шкалы одометра отмечают в путевом листе первого водителя а соответствующие данные при возвращении – последнего
Сведения о предрейсовом медицинском осмотре шофера машины перед началом поездки данные вносит медицинский сотрудник, осуществляющий осмотр. Его подпись с расшифровкой ФИО заверяется печатью

Проведение медицинского осмотра регистрируется в журнале, наличие которого является обязательным.

Предрейсовый осмотр следует проводить непосредственно перед началом смены, чтобы обнаружить наличие факторов или нюансов состояния здоровья водителя, которые могут помешать управлять транспортным средством.

Медицинские осмотры проводятся  в качестве профилактики аварий на дорогах. Организуют их и финансируют работодатели. Осуществляются штатными работниками организации.

  • При их отсутствии привлекаются сторонние медицинские организации, имеющие лицензию на этот род деятельности.
  • Результаты проведения осмотров регистрируются в специальном журнале.
  • Изменения в приказе 152 Минтранса предписывают увеличение количества требуемых процедур для признания водителя годным для исполнения своих обязанностей.
  • Проведение медицинского осмотра:
Показатели Описание
Вопросы водителю о его самочувствии и анализ его субъективных жалоб
Внешний осмотр включает осмотр кожного покрова, слизистой оболочки глаз, полости рта, реакцию зрачков
Измерение давления при отметке в медицинской карте водителя о наличии у него гипертонии должны быть указаны пределы, которые для него считаются нормальными, и при каком давлении он может быть допущен к работе
Измерение пульса
Измерение температуры
Определение признаков нетрезвого состояния подозрения на опьянение уточняются с помощью алкотестера для предрейсовых осмотров
Выявление наличия психотропных средств подозрения на наличие наркотиков подтверждаются анализами крови и мочи

Заключение на основании медицинского осмотра свидетельствуют о том, может ли водитель исполнять свои обязанности.

Если выявлены обстоятельства, согласно которым водитель не может быть допущен к вождению, то об этом информируют работодателя. Результаты осмотра фиксируют в путевом листе.

Предрейсовые осмотры проводятся для всех водителей, кроме тех, кто управляет машинами экстренных служб. Они обязаны проходить медосмотры только перед началом смены.

Приказ устанавливает требования к кабинету, в котором происходит осмотр:

Показатели Описание
Площадь кабинета должна быть не менее 12 м2
Должны иметься
  • чемоданчик с инструментами в случае необходимости оказания срочной медицинской помощи;
  • кушетка медицинская;
  • пара стульев;
  • шкаф для одежды;
  • стол с лампой;
  • алкотестер;
  • тесты на наркотики;
  • термометр;
  • тонометр;
  • тумбочка для хранения медикаментов и приборов
Кабинет должен обеспечиваться системами
  • отопления;
  • водоснабжения, электричеством, достаточным освещением

При отсутствии такого помещения водителей отправляют в медучреждения, в том числе частные, имеющие соответствующую лицензию.

Проводить осмотр могут медработники, прошедшие курс обучения и имеющие сертификат об этом.

За отсутствие предрейсовых осмотров или нарушение правил его проведения налагаются штрафы.

  1. Сотрудник ГИБДД обладает правом остановить автотранспорт для проверки документов.
  2. Оформленные листы регистрируются в журнале, предназначенном для этого, и сохраняются минимум 5 лет.
  3. В указанном документе должны присутствовать данные:
Показатели Описание
ОГРН для юридических лиц
ОГРНИП для владельцев ИП

ОГРН – основной государственный регистрационный номер, являющийся уникальным. Он вносится в госреестр, поэтому по нему можно получить сведения об организации.

Его присваивает налоговая инспекция при постановке транспорта на учет.

ОГРНИП– основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя. Его получает физическое лицо во время регистрации в качестве владельца ИП.

Кто должен знать

Правила, по которым осуществляется заполнение путевого листа в зависимости от формы предприятия, должен знать диспетчер, уполномоченное лицо фирмы или индивидуальный предприниматель.

Сведения о медицинском предрейсовом осмотре вносятся медицинским сотрудником, осуществляющим его.

Оформление путевого листа осуществляется на каждый автотранспорт, который применяется его владельцем для поездок с целью перевозки грузов или людей с багажом автомобилями, грузовиками, наземным транспортом в виде автобусов, трамваев, троллейбусов.

Перевозки могут осуществляться в пределах города, пригородах и междугородних сообщениях.

Где найти

Согласно п.17 Приказа организации и ИП, получающие доход оказанием услуг с помощью транспорта, обязаны отмечать путевые листы в книжке, называемой журнал или реестр регистрации.

Журнал зарегистрированного контроля результатов, осуществляемого перед началом рейса, содержит:

  • марку, модель и модификацию автотранспортного средства;
  • номер машины;
  • ФИО водителя и контролера;
  • дату и время контроля;
  • показания на одометре;
  • подписи шофера и контролера.

При окончании мест для записей в журнал регистрации его помещают в архив. Там он должен храниться сроком 5 лет. Ограничения по более длительному хранению не существует.

Приказ 152 Минтранса РФ

Приказ устанавливает правила, согласно которым должно происходить оформление путевых листов.

После того, как были внесены изменения и дополнения, приказ в настоящее время действителен в редакции от 15 декабря 2019 года.

Путевой лист является документом, имеющим свой уникальный номер. Для правильного оформления выпущен другой бланк листа.

Предприятие имеет право разработки своего варианта оформления, но в нем должны присутствовать места для реквизитов, являющихся обязательными.

При наличии этих документов происходит контроль движения автотранспорта. Это исключает злоупотребления при поездках в случае отклонений от заданного маршрута для своих целей.

На основе данных, указанных в документе, рассчитывается заработная плата, фиксируется расход горюче-смазочных материалов, амортизационные начисления.

При остановке инспектором ГИБДД предъявление путевого листа подтвердит обоснования совершаемой поездки, законность перевозки, исправность используемого автотранспорта, способность водителя к управлению.

Что в себе содержит

Оформляется путевой лист диспетчером или специальным уполномоченным лицом.

Данные о медицинском осмотре водителя перед совершаемым рейсом вносятся медперсоналом, проводящим осмотр. Водители вносят сведения о показаниях приборов.

Применение различающихся между собой форм бланков находится в зависимости от вида автотранспорта:

  1. Автомобили.
  2. Грузовики.
  3. Спецтранспорт.
  4. Такси – легковые автомобили.
  5. Такси – грузовики.
  6. Автобусы.

Разные виды форм отличны друг от друга отмечаемыми сведениями и их заполнением:

Показатели Описание
Форма № 3 для легковых автомобилей.
Правила заполнения по этой форме указаны в письме Росстата за номером ИУ-09-22/257
Форма № 3-спец. для особых видов транспортных машин — бетономешалок, перевозки мусора, цистерн для перевозки жидкостей.
Форма № 3-спец. предназначена для компаний, занимающихся перевозкой специальных грузов.
Форма № 4 для легковых такси.
Бланк содержит сведения о показаниях таксометра. После окончания смены сдается диспетчеру
Форма № 4-с для грузовой машины, зарплата водителя которой начисляется сдельно
Форма № 4-п для грузовика, шофер которого получает оплату повременно.
В бланке указываются номера накладных
Форма № 6 для автобусов.
Бланк этого вида применяется для автобусных рейсов на маршрутах внутри города
Форма № ЭСМ-2 для строительных технических машин.
Бланки должны использовать предприятия, имеющие в своем распоряжении такую технику, как тракторы, автокраны, бульдозеры, автокраны и другую подобную технику
Форма № 6-спец. документ, не предназначенный для машин, являющихся общественным транспортом.
Примером может служить заказ автобуса компанией

Какие произошли изменения

Согласно изменениям в законодательстве простановка вверху документа печати или штампа теперь не является обязательным.

В правилах появился пункт, гласящий, что в заполненном листе должны находиться данные о техническом состоянии транспорта перед началом поездки.

  • Контроль называет предрейсовым и осуществляется механиком, имеющим право на этот вид работ.
  • Должны иметься дата и время контроля, подпись контролера с расшифровкой.
  • В связи с появлением новых типов и модификаций машин механик-контролер должен периодически посещать курсы для подтверждения своей квалификации.

В правилах добавлены сведения об обязательном наличии реквизитов – ОГРН и ОГРНИП.

С 2019 года будет возможность проводить осмотр перед началом рейса дистанционно.

Пример заполнения путевого листа

  1. Путевые документы в 2019 году заполняют, учитывая изменения, являющиеся дополнением к приказу Минтранса.
  2. Пример правильно заполненного путевого листа для автомобиля:
  3. Обратная сторона:

В 2019 году при заполнении следует учитывать нововведения.

  • При использовании самостоятельно разработанных бланков необходимо следить, чтобы в нем имелись графы для реквизитов, являющихся обязательными.
  • Бланк имеет две стороны, заполняемые согласно правилам.
  • На основной стороне отмечаются:
  1. Наименование.
  2. Серия и уникальный номер.
  3. Наименование предприятия или название ИП.
  4. Коды ОКПО и ОКУД.
  5. Марка автотранспорта, его номер.
  6. Данные о шофере, номер его водительского удостоверения.
  7. ФИО механика, проводящего предрейсовый осмотр.
  8. ФИО диспетчера.
  9. Марка используемого горючего и его расход.
  10. Время ожидания.
  11. Время начала поездки и возвращения.
  12. Задание водителю, где указан адрес назначения.
  13. Должны иметься подписи уполномоченных лиц.

Оборотная часть бланка оформлена в виде таблицы.

В ней указываются:

  1. Код заказчика.
  2. Место отправления и возвращения.
  3. Время начала поездки и возвращения.
  4. Количество километров.
  5. Подпись шофера.

От корректно заполненного дорожного документа зависит зарплата шофера.

Лист оформляется на одни сутки, а в случае длительной командировки – на 30 дней. В случае затяжного характера поездки в другие региона допускается продление срока действия.

Штраф за отсутствие составляет минимум 500 рублей. Кроме этого дорожного документа водитель должен иметь с собой права, разрешение на грузоперевозки, транспортную накладную.

  1. Стандартный образец путевого листа содержит графы и поля, являющиеся обязательными для заполнения.
  2. Кроме них на основании приказа руководителя предприятия могут быть введены дополнительные сведения, являющиеся важными для конкретной организации или предпринимателя.
  3. Видео: новые вопросы в билета ПДД

Важные нюансы

Если при проверке во время поездки инспектором ГИБДД документов путевого листа не окажется, то согласно ст.12.13 КоАП начисляется штраф.

  • С 2019 года вводится дистанционный предрейсовый осмотр водителей.
  • В отличие от прежних предписаний, по которым контроль технического состояния транспорта проводится и после возвращения, теперь предрейсовый контроль осуществляется только до выезда.
  • Для корректного заполнения следует выполнять правила, указанные в приказе № 152 Минтранса РФ, включая последние изменения.
  • Наличие путевого листа и его правильное заполнение регулируют отношения организации и контролирующих органов.
  • Документ фиксирует расход горюче-смазанных материалов и амортизацию автотранспорта.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

Читайте также:  Запрет на отчуждение имущества юрлица без согласия налоговой инспекции законен

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: https://autolab24.ru/prikaz-152-mintransa-rf-s-poslednimi-izmenenijami/

Оформление путевых листов: топ-10 вопросов

Основными нормативными актами по использованию автотранспорта являются Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Федеральный закон от 08.11.

2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Первый устанавливает правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории РФ, а второй регулирует отношения, возникающие при оказании услуг с использованием автомобильного транспорта.

В статье 6 Устава автомобильного транспорта сказано, что запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство. Минтранс России издал Приказ от 18.09.

2008 № 152, в котором утверждены обязательные реквизиты путевых листов и порядок их заполнения. При этом в Приказе четко сказано, что его обязаны применять в том числе и юридические лица, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

То есть об оказании услуг по перевозке речи уже нет.

Таким образом, Приказ фактически расширил круг лиц, обязанных применять положения Устава автомобильного транспорта. Получается, что эксплуатация любого транспортного средства организации должна оформляться путевым листом (Определение Верховного Суда РФ от 01.09.2014 № 302-КГ14-529, Письмо Минтранса России от 28.09.2018 № 03-01/21740-ИС).

Чтобы от начала и до конца разобраться в порядке оформления путевых листов с учетом новых требований, смотрите вебинар Контур.Школы «Автотранспортные расходы: путевой лист, бухгалтерский учет и налогообложение». В рамках видеоурока показан образец самостоятельно разработанной формы путевого листа, которую можно использовать.

По гражданскому законодательству аренда транспортного средства может осуществляться без экипажа (ст. 642–649 ГК РФ) и с экипажем (ст. 632–641 ГК РФ). По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению и технической эксплуатации.

При аренде автомобиля без экипажа арендатор обязан вести путевые листы, поскольку именно он эксплуатирует транспортное средство и несет расходы на ГСМ.

Путевой лист, содержащий обязательные реквизиты, является фактическим доказательством использования организацией арендованного транспортного средства в ее деятельности (ст. 252, подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

При этом путевой лист — один из первичных документов, подтверждающих расходы на ГСМ в целях налогообложения прибыли (Письма Минфина России от 25.08.2009 № 03-03-06/2/161, от 16.06.2011 № 03-03-06/1/354).

Путевой лист при аренде заполняется как обычно, только в поле «Организация» нужно прописать сведения о владельце машины — в данной ситуации об арендаторе: его наименование, организационно-правовую форму, местонахождение, номер телефона и ОГРН (п. 5 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных Приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152).

Приказ Минтранса от 18.09.2008 № 152 предусматривает оформление путевого листа либо на рабочий день, либо на время выполнения рейса, если на перевозку необходимо затратить более одного рабочего дня. При этом в Письме Минтранса от 04.04.

2019 № ДЗ-514-ПГ говорится, что срок действия путевого листа не регламентирован, а пункт 4 Приказа так же, как и раньше, определяет срок действия, в течение которого путевой лист может быть использован.

В случае если путевой лист оформляется более чем на один день, прописывается дата (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого действует путевой лист.

Таким образом, путевой лист может быть оформлен на период, превышающий один день. Главное, проставить в документе следующие обязательные реквизиты:

  • показания одометра транспортного средства при выезде с парковочного места, а также при возвращении из рейса и окончании смены водителя транспортного средства;
  • дату и время выезда транспортного средства с парковки и его заезда на парковку;
  • дату и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства;
  • дату и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя.

Действительно, в Госкомстатовских бланках путевых листов не предусмотрены реквизиты для отметок о проведении предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств.

Например, в отношении технического состояния машины в путевом листе легкового автомобиля есть лишь отметка «Автомобиль технически исправен», причем за подписью механика, а не контролера (Типовая межотраслевая форма № 3, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78).

Но в документе должны быть дата, время и подпись с указанием фамилии и инициалов контролера, а также текст: «Контроль технического состояния транспортного средства пройден» (п.

 12 Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, утвержденного Приказом Минтранса России от 08.08.2018 № 296, п. 16.

1 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных Приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152).

Получается, использование типовых форм путевых листов влечет за собой нарушение нормативных требований. Поэтому унифицированные формы Госкомстата можно лишь брать за основу и дополнять необходимыми реквизитами.

При этом путевые листы могут быть составлены компанией в произвольной форме, но с использованием обязательных реквизитов, перечисленных в Приказе Минтранса России от 18.09.2008 № 152 (Письма Минфина России от 23.09.2013 № 03-03-06/1/39406, от 25.08.

2009 № 03-03-06/2/161, УФНС России по г. Москве от 30.12.2009 № 16-15/139308).

Проведение предрейсовых медосмотров дистанционным способом действующим законодательством не предусмотрено (Письмо Роструда от 03.10.2018 № ПГ/31740-03-3). На сайте онлайнинспекция.рф говорится, что дистанционно можно провести лишь некоторые манипуляции, входящие в предрейсовый медосмотр. Но невозможно проверить состояние кожных покровов, слизистых глаз, склер, зрачков и их реакцию на свет.

Суд также отмечает, что прохождение предрейсовых медосмотров удаленным способом с использованием телемедицинских технологий не соответствует положениям Федерального закона от 10.12.1995 № 196 «О безопасности дорожного движения» (Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2018 № 05АП-7137/2018).

Если проводить предрейсовые медосмотры водителей дистанционно, то контролирующие органы, скорее всего, расценят это как допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения медосмотра и привлекут к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ в виде штрафа:

  • для организации — от 110 000 до 130 000 руб.;
  • для руководителя — от 15 000 до 25 000 руб.

В соответствии с абзацем 3 пункта 3 статьи 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, работающих в качестве водителей транспортных средств.

По мнению Верховного Суда РФ, если работник по должности не является водителем, но по должностной инструкции или исходя из характера работы ему приходится управлять служебным транспортным средством, то он обязан проходить предрейсовые медосмотры (Постановление Верховного Суда РФ от 19.12.2016 № 18-АД16-173).

Есть и противоположные мнения судов о том, что предрейсовый медосмотр не нужен лицам, работающим в качестве водителей, в служебные обязанности которых не входят обязанности водителей (Апелляционное определение Московского городского суда от 18.09.2018 № 33а-6141/2018).

Исходя из сказанного безопаснее будет провести предрейсовый медосмотр работника, управляющего автомобилем и принятого на работу не в качестве водителя, в том числе и генерального директора.

Приказ Минтранса России от 18.09.2008 № 152 не относит к числу обязательных реквизитов информацию о пройденном маршруте транспортного средства.

Однако налоговые органы считают, что отсутствие в путевом листе информации о конкретном месте следования не позволяет судить о факте использования автомобиля в деятельности организации и, как следствие, об экономически обоснованных расходах на ГСМ (ст. 252 НК РФ, Письма Минфина России от 01.08.2005 № 03-03-04/1/117 и от 20.02.2006 № 03-03-04/1/129).

Судебная практика по данному вопросу достаточно противоречива. Некоторые суды солидарны с контролирующими органами и признают, что если в путевом листе нет информации о маршруте, то расходы на ГСМ необоснованны (Определение ВАС РФ от 30.08.

2013 № ВАС-11880/13, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.04.2015 № Ф05-3450/2015). Другие арбитры говорят, что отсутствие в путевых листах данных о маршруте автомобиля не является основанием для отказа в подтверждении расходов на ГСМ (Постановления ФАС Московского округа от 26.08.

2010 № КА-А41/9668-10 и от 20.07.2010 № КА-А40/7436-10).

В целях предотвращения риска исключения при проверке из состава налоговых расходов затрат на приобретение ГСМ лучше составлять путевой лист с указанием маршрута автомобиля.

Пункт 3 Методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенных в действие Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р, все еще содержит текст, что эти нормы предназначены для расчетов по налогообложению предприятий.

Но, по результатам экспертизы Минэкономразвития России, из пункта было исключено упоминание о предназначении этих норм для расчетов по налогообложению предприятий (п. 4.2 Заключения Минэкономразвития России от 20.04.2012 «По итогам экспертизы на распоряжение Минтранса России от 14 марта 2008 г.

№ АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте»).

Таким образом, организации не обязаны применять Минтрансовские Методические рекомендации. Об этом не раз говорилось в разъяснениях Минфина, который признает право, а не обязанность налогоплательщиков учитывать эти нормы (Письма Минфина России от 22.03.2019 № 03-03-07/19283, от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875 и от 27.09.2018 № 03-11-11/69335).

Организации могут использовать как Минтрансовские, так и собственные нормы расхода ГСМ, только не забывая прописать в своей учетной политике выбранный вариант.

Если предприятие использует собственные нормы, то они должны быть утверждены приказом руководителя. Разработать их можно разными способами (Письма Минфина РФ от 10.06.

2011 № 03-03-06/4/67 и Управления ФНС России от 05.11.2015 № 08-14-03/13321). Например, на основании:

  • заключения научной организации, осуществляющей разработку таких норм;
  • данных технической документации автотранспорта;
  • информации, предоставленной изготовителем автомобиля;
  • актов контрольных замеров норм расхода топлива для конкретного автомобиля.

Способ заполнения путевых листов Приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152 не установлен. Однако из положений этого документа следует, что даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляет медицинский работник, проводивший соответствующий осмотр, и заверяет их своей подписью с указанием фамилии и инициалов.

Дату и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства должен проставить контролер технического состояния автотранспортных средств, проводивший соответствующий контроль, и заверить своей подписью с указанием фамилии и инициалов.

Таким образом, все отметки медика и технического контролера могут быть сделаны только от руки.

Кроме того, путевой лист оформляется до начала выполнения рейса, а значит, в него не могут быть заранее внесены время, километраж, показания спидометра и маршрут следования. Значит, технически невозможно, выполнив положения Приказа, заполнить эти поля путевого листа на компьютере.

При этом путевой лист — это обычный первичный учетный документ, который может быть составлен не только в момент совершения операции, но и непосредственно после ее окончания (п. 3 ст.

9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

На этом основании можно заполнять путевые листы комбинированным способом: частично на компьютере (проставляя данные, известные до начала рейса) и частично от руки.

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/1683

Обязательно ли указывать маршрут в путевом листе: разъяснения Минтранса и судебная практика

Как известно, обязательные реквизиты и правила заполнения путевого листа утверждены приказом Минтранса России от 18.09.08 № 152. Этот порядок должны применять юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые и грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи. Обязательными реквизитами путевого листа являются:

  • наименование и номер путевого листа;
  • сведения о сроке действия путевого листа;
  • сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;
  • сведения о транспортном средстве;
  • сведения о водителе.

Таким образом, информация о маршруте не является обязательной для путевого листа.

Подтверждение транспортных расходов

Однако при расчете налога на прибыль возникает другой вопрос.

Может ли путевой лист без указания детализированного маршрута (пункта назначения) являться документом, подтверждающим транспортные расходы (в частности, расходы на ГСМ)? Прямого ответа на этот вопрос авторы письма не дали, поскольку он не находится в их компетенции.

Однако они подчеркнули, что на путевом листе допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности деятельности, связанной с перевозкой грузов, пассажиров и багажа, автомобильным транспортом или городским наземным электрическим транспортом.

Решения судов о расходах по путевым листам без маршрута

Несмотря на то, что пункт назначения не является обязательным реквизитом путевого листа, налоговые органы считают, что без такой информации нельзя подтвердить расходы на ГСМ. Проблема в том, что отсутствие маршрута не позволяет доказать использование автомобиля в служебных целях.

Судебная практика по вопросу указания маршрута в путевом листе складывается следующим образом.

Ранее некоторые суды исходили из того, что само по себе отсутствие в путевых листах данных о маршруте следования автомобиля не является достаточным основанием для снятия расходов из налоговой базы (см.

постановления ФАС Московского округа от 30.09.10 № А40-19787/10-111-132, ФАС Уральского округа от 16.09.10 № А50-1575/2010).

Однако в более «свежих» решениях суды чаще поддерживают налоговиков, которые снимают расходы. Например, в постановлении от 08.04.

15 № А40-108772/14 тот же АС Московского округа указал: при отсутствии в путевом листе информации о конкретном месте следования невозможно судить о факте использования автомобиля сотрудниками организации в служебных целях. Соответственно такой лист не подтверждает спорные затраты на ГСМ.

Аналогичный вывод содержится в постановлении АС Поволжского округа от 02.12.16 № Ф06-15152/2016 (см. «Какие решения арбитражные суды принимали в декабре 2016 года: детский вычет по НДФЛ в двойном размере, заполнение путевых листов, НДС и «упрощенка»»).

Формулировку «по городу» в путевом листе также лучше не использовать. Как указал ВАС РФ в определении от 30.08.13 № ВАС-11880/13, в путевых листах необходимо указывать информацию о конкретном месте следования автомобиля (см. «ВАС: нельзя обосновать понесенные затраты на ГСМ, если в путевом листе нет подробной информации о маршруте автомобиля»).

Источник: https://www.Buhonline.ru/pub/news/2019/6/14749

Ссылка на основную публикацию