Коммерсанты могут привлекаться к ответственности за растрату бюджетных средств

Коммерсанты могут привлекаться к ответственности за растрату бюджетных средств

Хищение бюджетных средств (статья 160 УК РФ) является довольно распространенным преступлением не только среди чиновников, но и частных предпринимателей или управленцев, получающих финансирование от государства.

Во всех странах, где широко развита коррупционная составляющая, какой и является Россия, такие виды преступлений встречаются довольно часто.

Что представляет собой хищение бюджетных средств?

Коммерсанты могут привлекаться к ответственности за растрату бюджетных средствХищение бюджетных средств – это кража у государства. Такие виды преступлений напрямую связаны с коррупцией и часто совершаются именно чиновниками, благодаря занимаемому ими высокому служебному положению.

Кроме того, фигурантами дел о хищении бюджетных средств могут быть все те, кто непосредственно контактирует с государственным финансированием. Это могут быть директоры школ, главные врачи, директоры театров и т.д.

При хищении бюджетных средств всегда причиняется крупный или особо крупный ущерб.

Государство выделяет на различные проекты, как правило, очень крупные денежные суммы. Всегда, когда деньги выделены, а сроки строительства или реализации проекта затягиваются, смета постоянно растет, имеет место быть хищение. Иногда суммы ущерба превышают миллионы или миллиарды рублей.

В УК РФ преступления, связанные так или иначе с хищением бюджета, представлены следующим перечнем:

  • Статья 160 УК РФ – присвоение или растрата;
  • Статья 159 УК РФ – мошенничество;
  • Статья 285.1 УК РФ – нецелевое расходование бюджетных средств.

Схемы хищения бюджетных средств

Коммерсанты могут привлекаться к ответственности за растрату бюджетных средств

  • Кроме того, чтобы незаметно провернуть мошенническую схему с похищением бюджетных средств, злоумышленникам требуется продумать способ отмывания этих средств.
  • Ведь налоговые органы строго контролируют все денежные потоки и доходы, особенно если их значения имеют большое количество нулей.
  • Наиболее распространенными схемами хищения бюджета признаются следующие:
  • Хищение при осуществлении государственных закупок;
  • Хищение при проведении строительных работ по государственным контрактам;
  • Закупка товаров для государственных учреждений по завышенным ценам;
  • Незаконный возврат из бюджета НДС;
  • Хищение при реализации целевых государственных программ;
  • Хищение бюджетных средств путем увеличения цепи посредников.

После того, как деньги похищены, преступникам требуется незаметно вывести эти деньги. Для этого часто используется метод создания фирм-однодневок, через большое количество которых деньги выводятся на банковские счета и обналичиваются.

Кроме того, часто для этого используют оффшорные компания за рубежом, через которые выводятся добытые преступным путем деньги.

Присвоение и растрата бюджетных средств должностным лицом

Коммерсанты могут привлекаться к ответственности за растрату бюджетных средств

Присвоение предполагает присваивание незаконным путем бюджетных средств, в то время как растрата – это отчуждение денежных средств в пользу обогащения виновного лица.

Отличия этих двух понятий выглядят следующим образом:

  • При присвоении преступник незаконным путем овладевает чужим имуществом или собственностью и начинает им незаконно распоряжаться.
  • При растрате происходит хищение имуществ в пользу виновного лица за счет расходования или использования чужого имущества.

Ч. 3 ст. 160 УК РФ регулирует хищение, связанное с использованием служебного положения и совершенное в крупном размере. Ч. 4 ст. 160 УК РФ регулирует преступления, в которых причинен особо крупный ущерб.

Крупным ущербом при присвоении и растрате признается сумма в 250 тысяч рублей, особо крупным – в 1 миллион рублей.

Вверенным не признается имущество не на праве собственности, которое просто было передано под охрану или под присмотр конкретному человеку. Срок давности по хищению бюджетных средств установлен в 6 лет.

Коммерсанты могут привлекаться к ответственности за растрату бюджетных средств

Если деньги присвоены или растрачены с использованием особого должностного или служебного положения, виновнику грозит:

  • Штраф от 100 до 500 тысяч рублей;
  • Штраф в размере дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет;
  • Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 5 лет;
  • Принудительные работы до 5 лет;
  • Лишение свободы до 6 лет.

Дополнительно к основному виду наказания может добавляться штраф до 10 тысяч рублей или ограничение свободы на непродолжительный срок.

Что грозит виновному субъекту при хищении средств в особо крупном размере? Когда в деле фигурирует причинение особо крупного ущерба, наказание назначается по ч. 4 данной статьи.

При причинении особо крупного ущерба виновному лицу грозит лишение свободы до 10 лет с применением штрафа в размере до 1 миллиона рублей.

Мошенничество с бюджетными деньгами

Коммерсанты могут привлекаться к ответственности за растрату бюджетных средств

При мошенничестве доверие потерпевшей стороны используется преступником в корыстных целях.

Хищение бюджетных средств с признаками мошенничества, как правило, квалифицируется по ч. 3 ст. 159 УК РФ. В ней закреплено наказание за мошенничество в крупном размере, связанное с использованием служебного положения.

Злоумышленнику по ч. 3 ст. 159 УК РФ грозит:

  • Штраф от 100 до 500 тысяч рублей;
  • Штраф в размере дохода осужденного от 1 года до 3 лет;
  • Принудительные работы до 5 лет;
  • Лишение свободы до 6 лет.

В виде дополнительного наказания к лишению свободы назначается штрафная санкция в размере до 80 тысяч рублей.

Нецелевое использование бюджетных средств

Коммерсанты могут привлекаться к ответственности за растрату бюджетных средств

В качестве условий договоренности в таких делах выступают следующие документы:

  • Утвержденный бюджет;
  • Бюджетная роспись;
  • Уведомление о бюджетных ассигнованиях;
  • Смета доходов и расходов и др.

С точки зрения гражданского судопроизводства эти действия считаются нарушением условий договора. При этом нарушение условий договора совершено с прямым и корыстным умыслом.

Наказание по ст. 285.1 УК РФ предусмотрено следующее:

  • Штраф от 100 до 300 тысяч рублей;
  • Штраф в размере дохода осужденного от года до 2 лет;
  • Принудительные работы до 2 лет;
  • Арест до полугода;
  • Лишение свободы до 2 лет.

Коммерсанты могут привлекаться к ответственности за растрату бюджетных средствЭто наказание относится к преступлениям, в которых причинен крупный ущерб. Хищение бюджетных средств в особо крупных размерах предусматривает более жесткие санкции:

  • Штраф от 200 до 500 тысяч рублей;
  • Штраф в размере дохода осужденного от года до 3 лет;
  • Принудительные работы до 5 лет;
  • Лишение свободы до 5 лет.

Крупным ущербом по ст. 285.1 УК РФ признается сумма в 1 миллион 500 тысяч рублей, а особо крупным – 7 миллионов 500 тысяч рублей.

Куда сообщить о хищении бюджетных средств?

  1. О хищении бюджетных средств, равно как и о любых эпизодах коррупции, следует сообщать в органы правопорядка.
  2. В ГУ МВД есть специальные подразделения – Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ, которые занимают раскрытием именно таких видов уголовных преступлений.

  3. Данное подразделение занимается пресечением противоправной и незаконной деятельности со стороны чиновников федеральных министерств, агентств, служб и ведомств, сенаторов и депутатов, руководителей регионов и городов, руководителей крупным коммерческих предприятий.

В Москве контакты ГУЭБиПК МВД РФ расположены по адресу ул. Новорязанская, д. 8А, стр.3.

Звонить следует по номеру – 84956672020.

В каждом региональном и территориальном подразделении МВД есть такие отделения, которые непосредственно занимаются раскрытием преступлений о хищении бюджетных средств.

Судебная практика на 2019 год

Коммерсанты могут привлекаться к ответственности за растрату бюджетных средств

Примеров подобных преступлений в нашей стране более чем много. В основном они осуществляются при проведении государственных закупок, при строительстве различных объектов.

Можно вспомнить дело о реставрации архитектурных объектов в городе Санкт-Петербурге, на которую выделялись огромные средства, в то время, как качество работ оставляло желать лучшего. Тогда фигурантом дело стал заместитель главы Министерства культуры Григорий Пирумов и еще несколько высокопоставленных лиц, которые организовали преступную группировку.

Или нашумевшее дело режиссера Кирилла Серебренникова, который обвиняется в хищении 68 миллионов рублей, которые были выделены из бюджета на поддержку проекта «Платформа».

В 2016 году был арестован директор Российского авторского общества Сергей Федотов. Он по заключению следователей незаконно отчуждал в свою пользу имущество, которое принадлежало РАО.

Стоит вспомнить и злополучный космодром «Восточный», который пережил все установленные рамки его строительства, так и не став завершенным объектом. Дело было возбуждено в отношении Анатолия Рязанова, которому вменяют хищение 1,18 миллиарда рублей, выделенных на строительство космодрома.

Каждый год в стране случается несколько крупных уголовных дел о хищении бюджетных средств. То и дело постоянно возбуждают материалы в отношении того или иного главы региона или города. Коррупция продолжает расцветать несмотря на активную борьбу с ней.

От хищения бюджетных средств страдают не только интересы государства, но и интересы каждого отдельного гражданина страны.

Бюджетные средства, которые должны тратиться на развитие региона, социальной сферы или здравоохранения, вместо этого идут в карман преступникам.

  • Уголовная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств

Источник: http://ugolovnyi-expert.com/xishhenie-byudzhetnyx-sredstv-statya-uk-rf/

Уголовная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств – комментарий ст. 285.1 УК РФ

Правовую основу регулирования финансовых взаимоотношений с использованием государственных активов устанавливают нормы Бюджетного Кодекса РФ. Согласно положениям БК РФ, получатели ассигнований из бюджета ответственны за их целевое использование. При установлении фактов нецелевого расходования к получателю применяются административные либо уголовные санкции.

Коммерсанты могут привлекаться к ответственности за растрату бюджетных средствНаказание за нецелевое использование бюджетных средств.

Юридическая характеристика

Определение того, что такое бюджет, дается в ст. 6 БК РФ:

Читайте также:  Доверительное управление наследственным имуществом

Бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Понятие нецелевое использование бюджетных средств введено ст. 306.4 БК РФ:

Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Из положений комментируемой статьи следует, что любое выделение денег из бюджета происходит под конкретные цели, и нарушение предписанного назначения означает нецелевой расход.

Коммерсанты могут привлекаться к ответственности за растрату бюджетных средств

Структура бюджетной системы

Определение структуры бюджетной системы в России закреплено нормами Бюджетного Кодекса РФ. Ст. 10 БК РФ гласит, что:

К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:

  • федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
  • бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • местные бюджеты, в том числе:
  • бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
  • бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригородских районов.

Регламент использования бюджетных средств определяет, что если после выполнения целевых обязательств осталась часть денег, то они не могут быть использованы должностным лицом пока не будет определено новое назначение для них.

Коммерсанты могут привлекаться к ответственности за растрату бюджетных средств

ВАЖНО! Цель использования бюджетных средств указывается в документе, на основании которого происходит перечисление денег либо в отдельном распорядительном документе (смете/проекте/плане), который является дополнением к основному нормативному акту.

Бюджетными активами в России являются:

  • субсидии, включая муниципальные и региональные;
  • гранты в форме субсидирования;
  • трансферы;
  • государственные кредиты;
  • субсидии под капитальные вложения.

Таким образом, бюджетными деньгами признается любое бюджетное ассигнование.

Параллельно с запретом производить нецелевое расходование бюджетных средств установлены ограничения на запрет устанавливать обязательство оплаты услуг конкретного поставщика при соблюдении конкурсного порядка проведения закупок. Это значит, что определение конечного получателя денег происходит по результатам тендера.

Примером нецелевой траты ассигнований признается оплата расходов, которые не предусмотрены планом финансово-хозяйственной деятельности. Также за несанкционированное перемещение между статьями бюджетной классификации виновный будет привлечен к ответственности.

Подобное возможно при перечислении под определённую статью. Нецелевое расходование бюджетных средств возможно и при намеренной или ошибочной оплате счёта не из того бюджета, что требуется.

К нарушениям относится и трата целевого субсидирования на иные нужды учреждения.

Обозначенные примеры демонстрируют, что определение конкретной операции с бюджетными деньгами происходит всегда индивидуально.

Коммерсанты могут привлекаться к ответственности за растрату бюджетных средств

Определение состава преступления

Комментариями к ст. 285.1 УК РФ определяются составные части преступления: стороны, объект и субъекты. Субъект квалифицируется в ходе расследования просто – это должностное лицо, которое имело право и/или возможность распоряжаться средствами, выделенными к использованию из бюджета.

Прямой объект – взаимоотношения в сфере гос. власти и в части управления средств, относящихся к бюджету любого типа. Дополнительным объектом выступают нарушенные из-за деяния виновного права участников взаимоотношений в бюджетной сфере.

Субъективная сторона характеризуется умыслом, непременно прямым. Мотив совершения преступления для квалификации не важен.

ВАЖНО! Комментируемая статья не затрагивает ситуации при крайней необходимости.

Объективная сторона – непосредственный комплекс действий и мероприятий, направленный на нецелевое использование бюджетных средств. Преступление носит формальный характер и считается оконченным с момента осуществления перевода денег.

Коммерсанты могут привлекаться к ответственности за растрату бюджетных средств

Преступление или правонарушение?

Законодатель демонстрирует серьёзное отношение к нецелевому расходованию средств из бюджета. Необходимо разграничивать, когда действие считается правонарушением, а когда — преступлением. Правонарушение – ситуация, когда бюджетные деньги тратятся в незначительном размере (до 1,5 млн. рублей).

Если сумма равна либо более 1,5 млн. рублей, то деяние – преступление. За правонарушение предусматриваются штрафы и дисквалификация, а за преступление наказанием может стать даже лишением свободы.

Судебная практика имеет множество примеров, когда при использовании целевого субсидирования не по назначению возникает уголовное преследование.

Наказание за нецелевое использование

В зависимости от тяжести деяния и степени материального вреда действия может быть применена административная или уголовная ответственность.

Что гласит КоАП РФ

Если нецелевое использование бюджетных средств не имело признаков уголовно-наказуемого деяния, то наказание применяется в соответствии со ст. 15.14 КоАП РФ:

наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трёх лет; на юридических лиц — от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

Уголовная ответственность в России

Ответственность за нецелевое использование по нормам УК РФ наступает при условии совершения преступления в крупном/особо крупном размере.

Комментарий! На момент июня 2018 года крупным размером признается сумма бюджетных средств, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером — семь миллионов пятьсот тысяч рублей.

Коммерсанты могут привлекаться к ответственности за растрату бюджетных средств

Наказание за нецелевое использование бюджетных средств наступает согласно санкциям статьи:

  1. Расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определённым утверждённым бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершённое в крупном размере:
  • штраф (100 – 300 тыс. руб.);
  • принудительные работы – срок до 2-х лет;
  • арест – длительность до полугода;
  • лишение свободы – до 2 лет.

Дополнительной санкцией по данному преступлению является:

лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью до трех лет.

Применение дополнительного наказания происходит по усмотрению суда независимо от основного.

  1. То же деяние, совершённое:
    • группой лиц по предварительному сговору;
    • в особо крупном размере, —

Карается штрафом 200-500 тысяч руб., либо принудительными работами длительностью до 5 лет, либо лишением свободы сроком до 5 лет. Также дополнительно применяется запрет на ведение определённой деятельности длительностью до трёх лет.

Помимо непосредственного наказания по ст. 285.1 УК РФ, могут инкриминироваться и другие деяния виновного лица. Уголовный Кодекс допускает объединение преступлений. Нецелевое использование бюджетных средств может сопрягаться:

Вид преступления Статья Уголовного Кодекса РФ, устанавливающая уголовную ответственность
Мошенничество Ст. 159
Растрата или присвоение Ст. 160
Причинение имущественного вреда Ст. 165
Легализация преступных средств Ст. 174 и 174.1
Злоупотребление должностным положением Ст. 285
Превышение должностных полномочий Ст. 286
Халатность Ст. 283

Освобождение от ответственности

Освобождение от наказания допускается в случаях, когда действия виновного лица были обусловлены крайней необходимостью.

Для примера используем ситуацию из судебной практики, когда руководителем района были получены средства для реконструкции футбольного стадиона. Часть денег была расходована в соответствии с планом, а часть осталась на счете учреждения по причине наступления холодов.

Из-за резкого ухудшения погоды потребовалось срочно провести ремонтные работы и восстановить водоснабжение в части города. Для оплаты работ были использованы средства, предусмотренные для ремонта стадиона.

В результате расследования действия руководителя были признаны обоснованными, санкции не применялись.

Коммерсанты могут привлекаться к ответственности за растрату бюджетных средств

Судебная практика

Анализировать судебную практику в делах о расходовании ассигнований из бюджета непросто. Статистика судебных дел демонстрирует, что побеждает обвинение, если дело попадает в суд.

В результате работы защиты можно достигнуть назначения более мягкого наказания из представленных в УК РФ.

Примеров победы обвиняемых, исключая случаи фактических процессуальных ошибок в ведении следствия и оформления документов, выявлено не было.

Источник: https://ugolovnyiexpert.ru/gosudarstvo/otvetstvennost-za-netselevoe-ispolzovanie-byudzhetnyh-sredstv.html

Уголовная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств

Коммерсанты могут привлекаться к ответственности за растрату бюджетных средств

Все государственные службы, федеральные, областные и муниципальные органы, бюджетные учреждения содержатся в основном за счёт средств различных уровней бюджета. Руководители должны строго соблюдать законодательство и не допускать нецелевое расходование бюджетных средств на нужды, не указанные в отчётных документах и планах. Выделяемые средства нельзя направлять на неверные статьи расхода. За выявленные нарушения норм по принятым бюджетным обязательствам ответственные должностные лица несут административное наказание по КоАП РФ или уголовное наказание по УК РФ.

Многоканальная бесплатная горячая линияЮридические консультации по уголовному праву. Ежедневно с 9.00 до 21.00Москва и область: +7(499) 288-17-41Санкт-Петербург: +7(812) 317-60-13

Статья 285.1 УК РФ (нецелевое расходование бюджетных средств)

Коммерсанты могут привлекаться к ответственности за растрату бюджетных средств

Для выделения денег из государственной казны учреждения должны представить на рассмотрение чиновникам бумаги, в которых чётко расписано, на решение каких задач требуются бюджетные деньги и в каком количестве. Как правило, такими документами могут являться бюджетные планы, росписи, уведомления об ассигнованиях, смета и прочее.

Читайте также:  Каков срок действия сертификата соответствия?

Неправомерное растаскивание или хищение бюджетных средств подразумевает растрату больших денег на цели, не предусмотренные в отправленной заявке.

За нецелевое использование бюджетных средств ответственность УК РФ такая:

  • взыскание от 100 тыс. руб. до 300 тыс. руб. или заработка / других поступлений за 1-2 года;
  • обязательные работы до двух лет или судьёй может быть наложен запрет на исполнение осуждённым должностей или осуществление определённой трудовой деятельности на срок до трёх лет;
  • строгая изоляция до шести месяцев либо тюремное заключение до двух лет, к этому наказанию может быть добавлено лишение прав на определённые должности или на какую-нибудь деятельность на период до трёх лет.

Если растрата средств на нецелевые нужды совершена несколькими лицами в очень крупной сумме, тогда применяется следующая уголовная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств:

  1. Взыскание от 200 тыс. руб. до 500 тыс. руб. либо заработка / других выплат за один-три года.
  2. Обязательные работы до пяти лет без разрешения трудиться на обозначенных должностях или осуществлять конкретную деятельность до трёх лет.Коммерсанты могут привлекаться к ответственности за растрату бюджетных средств
  3. Тюремное заключение до пяти лет без прав на определённые должности или осуществление какой-нибудь деятельности на период до трёх лет.

Законодательством определено, что крупным объёмом средств бюджета считается более полутора миллионов рублей. За нецелевой расход в особо крупном размере придётся отвечать, если была растрачено более 7 500 000 руб.

Комментарий к статье 285.1 УК РФ

Должностные лица, осуществившие нецелевую растрату денег, признаются преступниками. Опасность их деяний состоит в подрыве функционирования государства, основы финансового обеспечения со стороны Правительства, а также в создании условий для экономических преступлений.

Вся российская бюджетная система состоит из фондов следующих уровней:

  • федеральный;
  • региональный;
  • муниципальный;
  • внебюджетный.

Деньги из казны могут быть выданы определённому получателю на обозначенные нужды. Если средства фактически были переданы другому лицу или потрачены на незапланированные задачи, это считается нарушением законодательства, за которое устанавливается административное или уголовное наказание.

Цели, на которые выделяются деньги из казны, могут быть такими: промышленное, сельскохозяйственное, транспортное и другие виды государственного развития; охрана природы, восстановление ресурсов и т.д.

Средства из бюджета выдаются в следующих формах:

  1. Дотации (выплаты компаниям, у которых расходы, заложенные в плане, превышают выручку).
  2. Субсидии (дополнительная поддержка бюджетам меньшего уровня, предприятиям и гражданам).
  3. Субвенции (помощь региону, городу, юридическому лицу из государственной казны для финансового обеспечения какой-либо программы).
  4. Бюджетные ассигнования (деньги, получаемые на основе документа о бюджетном исполнении, то есть бюджетной росписи. В документе указываются денежные поступления в казну, источники, а также возможный дефицит).
  5. Бюджетный кредит (предоставление финансовых активов регионам, городам и организациям с условием возврата. За расходование этого вида финансирования не применяется наказание, как за нецелевое использование бюджетных средств по статье 285.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. Каким образом привлекается к ответственности за растрату государственных кредитов группа лиц, рассмотрено ст. 176 ч.4).Коммерсанты могут привлекаться к ответственности за растрату бюджетных средств

Использованием предоставленные денежных средств не по назначению считается их направление на расходы, не указанные в смете, или оплата одних затрат бюджетного плана за счёт других.

Растрата средств осуществляется путём списания всей предоставленной суммы со счёта и выдачи её какой-нибудь организации или человеку. Если было потрачено менее 1,5 млн руб., то это деяние не рассматривается как хищение бюджетных средств по статье УК. За это предусматривается только административная ответственность.

Другой комментарий к ст. 285.1 Уголовного кодекса Российской Федерации

Объектом преступления за нецелевое использование бюджетных средств в УК РФ считаетсяпроцесс, который состоит из 3 этапов:

  1. Поступление бюджетных средств на оплату счетов на основании подписанного договора с какой-нибудь компанией.
  2. Разрешение оплаты за услуги / товары.
  3. Убытие денег со счёта.

Субъектом преступления считается должностное лицо государственной власти, администрации, бюджетного учреждения, которое вправе принимать средства из казны и расходовать их на заранее обозначенные нужды.

Судебная практика

Коммерсанты могут привлекаться к ответственности за растрату бюджетных средствПо данным статистики, в судах рассматриваются различные дела о неправомерных растратах. Многие из них касаются неправильного применения кодов бюджетной классификации (КБК) и классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ), на которые направляются денежные средства из бюджета. Вся информация о КБК и КОСГУ в обязательном порядке должна быть доведена до всех должностных лиц бюджетных учреждений.

Если деньги списываются на КБК, которые не могут быть применены для данных расходов, то это действие признаётся нарушением закона.

Также в судебной практике насчитывается много дел, когда деньги, полученные от предоставления платных услуг,руководство госоргана или бюджетной организации, не передавало в соответствующий бюджетный фонд. Вместо этого они были использованы на решение иных задач, которые даже не указывались в бюджетном плане доходов и расходов.

Каждый год для бюджетных учреждений составляется план расходов. В нём обозначается предел для учёта затрат, превышать который запрещено.

Если по какой-нибудь статье расходов установлена определённая сумма, а на неё было списано денежных средств выше лимита, такое действие автоматически считается основанием для рассмотрения в суде.

Также на заседаниях слушаются следующие дела о нецелевом использовании денежных средств по УК РФ:

  • осуществление расходов, которые не могут быть оплачены за счёт денежных выделений из федерального бюджета;
  • покрытие расходов подведомственной организации, т.е. каждое бюджетное учреждение должно оплачивать свои долги самостоятельно за счёт средств бюджета, а не гаранта.

Срок давности за кражу/растрату средств составляет 6 лет.Коммерсанты могут привлекаться к ответственности за растрату бюджетных средств

Каждое нарушение рассматривается в индивидуальном порядке, и невозможно заранее предугадать, признает ли суд виновность подсудимого, и какой приговор будет вынесен.

Консультация юриста

На судебных заседаниях рассмотрение дел о нецелевом расходовании бюджетных средств по УК РФ происходит по определённым правилам.

В комментариях к ст. 285.1 сказано, что для признания подсудимого виновным в растрате нужно, чтобы основания для наказания сошлись на одном совершённом преступлении:

  1. К ответственности можно привлечь того сотрудника бюджетного органа/учреждения, который вправе единолично распоряжаться денежными поступлениями.
  2. Должна быть доказана умышленность преступления, то есть подсудимый на момент совершения противозаконных дел прекрасно осознавал, какие изменения принесут его действия и никак не помешал их свершению.

Очень часто при поступлении обвинения от надзорного органа о растрате целевых сумм руководство проверяемой организации всеми силами сопротивляется и пытается доказать правомерность своих действий.

Оспорить выводы контролирующей службы разрешается до заседания суда и на слушании дела в суде. Чтобы узнать, как это сделать до судебного рассмотрения, нужно изучить нормативные документы уполномоченной организации, которая осуществляла проверку в бюджетном учреждении.

Главе проштрафившейся организации даётся всего лишь пять рабочих дней со дня получения акта, чтобы письменно составить своё несогласие.

В документе необходимо указать неправильную страницу в решении надзорной службы, привести статьи законодательства, которые способны подтвердить правоту учреждения.

Если в оспаривании обвинения в воровстве не найдётся сторонников в контролирующем органе, то дело о нецелевом использовании бюджетных средств дойдёт до судаи будет грозить ответственность по УК.

Источник: https://ugolovnoe.com/prestupleniya/ekonom/rashodovanie-byudzhetnyh-sredstv

Нецелевое расходование бюджетных средств в РФ и хищение: статья и ответственность

Целевое расходование средств, которые выделяются из бюджетов разных уровней, регламентировано 38 статьей БК РФ. Данный нормативно правовой акт регулирует процесс доведения денежных средств до конкретных получателей и указывает возможные статьи расходов.

Бюджеты разных уровней выделяют колоссальное количество денежных средств, поэтому нет ничего удивительного в том, что недобросовестные чиновники на местах стремятся обогатиться за этот счет. Кроме того, имеют места банальные ошибки.

Все вышеперечисленное является скорее обыденностью, нежели исключением из правил, поэтому такое правонарушение, как нецелевое расходование бюджетных средств, а также возможные виды наказания за выполнения подобного действия, следует рассматривать более детально.

Кто является получателем средств из бюджета

Нецелевое расходование средств бюджета – это нарушение, разъяснение которого имеется в 306.4 статье БК РФ. Согласно основным положениям указанной статьи, нецелевым признается расход денег, который частично или полностью не соответствует положениям закона, сметы, договора или другого документа, имеющего законную силу.

Коммерсанты могут привлекаться к ответственности за растрату бюджетных средств

Нецелевым расходованием может быть признана оплата мероприятий, которые не были указаны в отчетной документации (смете, договоре и т. д.). Если речь идет о несоответствии трат закону, то в качестве примера можно рассмотреть выплату заработных плат бюджетникам, в размере выше реальной суммы оплаты труда.

Такое также встречается довольно часто, когда огромные суммы получают близкие и родные чиновников, или просто знакомые за процент от суммы. Нецелевыми предназначаются и траты, непопадающие ни под одну статью бюджетных расходов. Например, ответственное лицо использует бюджетные средства для строительства личного дома.

Читайте также:  Образец акта служебного расследования на предприятии

По сути, это хищение бюджетных средств.

Чтобы понять, кто может расходовать средства не по целевым направлениям, для начала нужно определиться с получателями. К числу последних нужно отнести:

  • государственную власть;
  • управления внебюджетных фондов;
  • местную власть;
  • муниципальные администрации;
  • казенные учреждения.

Все вышеперечисленные субъекты имеют право принимать и выполнять финансовые обязательства за счет соответствующего фонда. Бюджетное некоммерческое учреждение не может выступать получателем.

Так, на первый взгляд может показаться, что на него не распространено действие положений 1 части 306.1 статьи БК РФ.

В то же время следует учитывать, что вторая часть этого документа гласит о том, что меры принуждения могут быть применены даже к субъектам, не являющимися получателями средств из бюджета.

Чтобы понять, как подобное возможно, нужно рассмотреть конкретную ситуацию. Поликлиника – это бюджетное учреждение, которое не получает денег напрямую.

В то же время его руководство имеет возможность расходовать средства нецелевым способом.

При этом оно может действовать как в сговоре с местной властью, например, в сфере закупки медицинского оборудования, так и самостоятельно, просто завышая зарплату своим близким.

Виды нецелевого расходования

  • Существует огромное количество способов умышленно, по незнанию или неосторожности использовать средства по нецелевому назначению.
  • Коммерсанты могут привлекаться к ответственности за растрату бюджетных средств
  • Чаще всего выявляются следующие виды нецелевого расходования:
  • направление денег на оплату покупок или работ, которые не были оговорены в плане финансово-хозяйственной деятельности на текущий год;
  • самовольный перевод денег между статьями расхода (например, деньги были выделены, на оснащение больницы новым оборудованием, но были переведены на ремонт дороги; такое возможно, но требует специальных санкций);
  • перевод денег в счет оплаты статей расходов, которые должны были быть закрыты бюджетом другого уровня или внебюджетным фондом;
  • оплата работ и услуг, не имеющих прямого или косвенного отношения к работе организации;
  • безвозмездное погашение долгов по коммунальным платежам сторонних потребителей, например, арендаторов;
  • финансирование строящихся объектов свыше сумм, значение которых прописано в заранее согласованных проектно-сметных документах.

Приведенный перечень не является исчерпывающим. Существует еще масса способов использовать бюджетные средства не по назначению.

Виды наказания

Чтобы получить деньги из бюджета нужно предоставить соответствующие бумаги, в которых четко указано для каких целей требуется финансирование.

Коммерсанты могут привлекаться к ответственности за растрату бюджетных средств

В качестве таких документов могут выступать: бюджетные планы, росписи, сметы и т. д. Если средства были получены, но потрачены не на то что было указано в документах, или вовсе похищены, то виновные лица подлежат следующим видам наказания, предусмотренным статьей 285, 1 УК РФ:

  • штраф в размере от 100 000 рублей до полумиллиона или заработка за 1-2 года;
  • обязательные работы сроком до 2 лет и (или) запрет на право занимать некоторые должности на протяжении трех лет;
  • до двух лет лишения свободы и запрет занимать определенную должность на протяжении 3 лет.

Если растрата была совершенна по сговору несколькими лицами или мело место хищение бюджетных средств в особо крупных размерах, то наказание ужесточается:

  • штраф от 200 000 до 500 000 рублей, либо в размере заработка за период от 1 до 3 лет;
  • обязательные работы сроком до 5 лет с запретом занимать некоторые должности в течение 3 лет;
  • лишение свободы сроком до 5 лет с запретом заниматься определенной деятельность на протяжении 3 лет.

Согласно действующему законодательству, крупным объемом считается сумма более 1 500 000 рублей. Если речь идет об особо крупном размере, то это означает, что объем неправомерно израсходованных средств составил свыше 7 500 000 рублей.

Источник: https://yurister.ru/ugolovnyy-kodeks/netselevoe-rashodovanie-byudzhetnyh-sredstv.html

Меры наказания за присвоение и растрату по УК РФ

Присвоение и растрата по УК РФ – это отдельные формы хищения имущества, характеризующиеся определенными признаками изъятия и дальнейшего использования предметов посягательства.
Коммерсанты могут привлекаться к ответственности за растрату бюджетных средств

Внимание! Объединение двух преступных деяний в одну статью УК РФ обусловлено особым отношением преступника к имуществу (объекту деяния), выражающееся в том, что оно ему вверено.

В случае, если преступник воспользовался своими служебными полномочиями, чтобы похитить имущество или денежные средства, суд может дополнительно вменить ему статью за превышение должностных полномочий https://lexconsult.online/8617-prevyshenie-dolzhnostnyh-polnomochii

Предмет приобретает статус «вверенного», если оно передается собственником конкретному лицу, дополнительно получающему некоторые юридические правомочия:

  • пользование,
  • хранение,
  • извлечение полезных свойств,
  • заключение договоров доставки и др.

Понятие и особенности преступлений

Присвоение по УК РФ – противозаконное обращение преступником, преследующим корыстную цель, вверенных ему предметов. Особенностью преступления выступает использование предметов посягательства против воли их собственника.

Растрата по УК РФ – противозаконное потребление, расходование или передача преступником вверенных ему предметов. Если присвоение характеризуется как удержание, то растрата может рассматриваться в практическом смысле, как издержание (например, продажа, дарение и др.).

Отличия рассматриваемых деяний представлены в таблице:

Критерий сравнения
Присвоение
Растрата
Суть деяния противозаконное владение обращение в собственную пользу (преступника) или третьих лиц
Момент признания деяния оконченным в момент изъятия и обособления предметов от общей массы и присоединения их к личному имуществу в момент противоправного распоряжения вверенным имуществом (т.е. завершение процесса его отчуждения)
Рассмотрение в практическом смысле удержание издержание

Состав преступных деяний

Несмотря на то, что растрата и присвоение выступают самостоятельными (отдельными) преступлениями, они объединены по составу.

Состав преступления по ст. 160 УК РФ:

  1. Субъект. Им является лицо, получившее имущество от юридического или физического лица, являющегося собственником.
  2. Субъективная сторона. Вина, выражающаяся прямым умыслом. Важно, что преступником движет корыстная цель.
  3. Объект. Вверенное имущество, которым могут выступать движимые и недвижимые предметы.
  4. Объективная сторона. Под ними рассматриваются способы совершения преступления (например, передача имущества в счет собственного долга).

Отдельными пунктами ст. 160 УК РФ выделены признаки, отягчающие ответственность преступника (к ним относится применение служебного положения, осуществления деяния в составе организованной группы и др.).

Коммерсанты могут привлекаться к ответственности за растрату бюджетных средств

Применяемые санкции

Наличие состава преступления присвоения или растраты – правовое основание привлечения виновного гражданина к ответственности.

Рассмотрим применяемые санкции подробнее

Обратите внимание

Согласно ст. 158 УК РФ, за хищение бюджетных средств, применяются санкции, начиная от штрафа 80 тыс. руб и до лишения свободы на срок до 10 лет (в случае совершения деяния в организованной группе или в особо крупном размере). Подробнее читайте в этой статье

  1. Присвоение или растрата (общая конструкция)
    • штрафная выплата – до 120.000 руб.,
    • назначение обязательных работ – до 240 ч.,
    • привлечение к деятельности исправительного характера – до 6 мес.,
    • ограничение свободы лица – до 2-х лет,
    • привлечение к принудительной работе – до 2-х лет,
    • лишение свободы – до 2-х лет.
  2. Перечисленные выше деяния, осуществляемые группой граждан, состоящих между собой в сговоре либо повлекшие ущерб, выражающийся в значительном размере:
    • выплата в сумме до 300.000 руб.,
    • работы обязательного характера – до 360 ч.,
    • привлечение к исправительной деятельности – до 1 года,
    • назначение принудительной работы – до 5 лет,
    • лишение свободы – на период, не превышающий 5 лет.
  3. Указанные ранее деяния, при выполнении которых виновное лицо воспользовалось собственным служебным положением либо повлекшие ущерб, выражающийся в крупном размере:
    • выплата – до 120.000 руб.,
    • привлечение к обязательным работам – на срок, не превышающий 240 ч.,
    • привлечение к исправительной рабочей деятельности – до 6 месяцев,
    • привлечение к принудительным работам – до 2-х лет,
    • лишение свободы – на срок, составляющий не более 2-х лет.
  4. Указанные деяния, выполненные организованной преступной группировкой либо повлекшие особо крупный ущерб:

    лишение свободы – на срок вплоть до 10 лет (важно, что суд может возложить обязанность по выплате до 1.000.000 руб. или назначить ограничение свободы – на период, не превышающий 2-х лет).

Обзор практики

Преступным деянием, часто встречающимся в судебной практике, выступает растрата бюджетных средств должностным лицом. Так, Ленинским районным судом г. Кирова несколько лет назад было рассмотрено дело в отношении общественного помощника губернатора.

В соответствии с занимаемой должностью помощнику передавались полномочия по управлению бюджетными средствами в конкретном секторе. Спустя некоторое время после назначения, виновным лицом был разработан план растраты имущества в пользу созданной им организации. Общая сумма причиненного ущерба – 16. 165. 826 руб.

Виновное лицо осуждено к 5 годам лишения свободы с назначением дополнительной санкции в виде штрафа в сумме 500.000 руб.

Итак, растрата и присвоение, объединенные в одну статью УК РФ, выступают самостоятельными преступными деяниям. Юридическая ответственность за их осуществление наступает по ст. 160 УК РФ.

Больше информации можно получить, задав вопросы в комментариях к статье.

Источник: https://lexconsult.online/8609-prisvoenie-i-rastrata

Ссылка на основную публикацию