Как проводится камеральная налоговая проверка?

Как проводится камеральная налоговая проверка?

Для оперативной проверки правильности начисления и уплаты налогов ИФНС проводит мероприятия контроля камерального характера.

Что это значит?

Камеральная налоговая проверка (КНП) проводится территориальным налоговым органом по месту нахождения ИФНС. Инспекция подвергает контролю предприятия всех форм собственности и организационных структур.

Мероприятие характеризуется:

  • Ограниченным предметом контроля. Преимущественно проверяется соответствие законодательству одного налога.
  • Четко оговоренным в Налоговом кодексе периодом проверки (3 месяца).
  • Возможностью выемки документов и проверкой их на территории органа.
  • Широкими правами инспекторов по проведению мероприятия – истребование документов у лица и партнеров, проведение осмотров, допросов, экспертизы.

Право проведения контроля установлено в ст. 88 НК РФ. Процедура может проводиться:

  • Без участия налогоплательщика по данным отчетности, представленной в ИФНС. О начале проведения лицо может узнать только при запросе пояснений или ряда документов по ограниченному перечню.
  • В углубленном варианте с участием плательщика налогов. Проверка осуществляется при предъявлении проверяемому лицу решения и требования, подписанных начальником ИФНС или равнозначными должностными лицами – заместителями руководителя.

Документы проверяемого предприятия представляются в ИФНС только по письменному требованию. Если о начале камеральной проверки налогоплательщик не уведомлен, в ходе проведения мероприятия инспектор может предложить представить лишь пояснения.

Законодательством установлен срок проведения процедуры. Проверка осуществляется в течение 3 месяцев от даты предъявления решения, но может быть продлена по уважительным обстоятельствам:

  • Потребностью проведения дополнительных действий, заключающихся в запросах и получении сведений о документообороте партнеров. Решение о встречной проверке направляется в территориальную Инспекцию по месту расположения контрагента.
  • Представление налогоплательщиком уточненной декларации по налогу за проверяемый период. Новое начало срока проведения мероприятия будет исчисляться от даты подачи этого документа.

Контроль может охватывать деятельность предприятия за 3 предшествующих года. Документы более раннего периода не подлежат проверке в связи с вступлением в силу исковой давности.

При указании в требовании несоответствующего законодательству периода лицо может оспорить право не представлять документы в установленном порядке – обращение к руководству ИФНС и обжалование в судебных органах.

Подробную информацию о данном мероприятии вы можете почерпнуть из следующего видео:

Основания для процедуры

Проверка проводится на основании анализа, проводимого одноименным отделом ИФНС. Причиной начала мероприятия могут стать:

  • Нестыковка данных деклараций внутри одного отчетного периода.
  • Несоответствие показателей одного вида отчетов, представленных по нескольким срокам.
  • Заявление льготы по налогу.
  • Представление декларации по НДС, по результатам которой заявлено возмещение из бюджета или значительный по сумме вычет.
  • Подача отчетности, содержащей данные об использовании природных ресурсов.

Кроме мероприятий внутреннего контроля ИФНС проводит камеральные проверки, заменяющие выездные для малых и микро предприятий. Процедура осуществляется в отношении компаний:

  • Применяющих специальные режимы ЕНВД или ПСН.
  • С отсутствием имущества и транспортных средств.
  • Представляющих нулевую отчетность.

В случае проведения углубленной проверки основанием для мероприятия выступает решение руководителя ИФНС. Документ свидетельствует о начале мероприятия и должен быть вручен должностному лицу предприятия под подпись с указанием даты получения.

К решению прилагается требование о представлении документов согласно указанному перечню. В большинстве случаев список не является достаточно конкретным или содержит фразу «иные документы», что позволяет инспектору произвести дополнительный запрос.

На подготовку и подачу документов отводится 10 дней. В случае пропуска срока, заявленного в требовании, или отказа от представления документации, ИФНС имеет право наказать проверяемое лицо в соответствии со ст. 126 НК РФ.

Как часто проводится, место проведения

Данная форма проверки не имеет ограничений по числу проведения у одного лица. Необходимо иметь отличие по условиям – налогам, вопросам либо периодам контроля. Дважды по одному налогу в одном и том же периоде мероприятие не производится.

Процедура проводится на территории ИФНС. Выезд к месту ведения деятельности производится в исключительных случаях, преимущественно при проверке возмещения НДС.

Инспектор имеет право на основании ст. 92 НК РФ производить осмотр территории или проверяемого объекта, если документального подтверждения недостаточно.

Осмотр территорий производится только в присутствии руководителя или иного должностного лица. Аналогично в исключительном случае может производиться допрос должностных лиц с целью получения пояснений по вопросам, касающимся проверки.

Кто ее проводит?

Как проводится камеральная налоговая проверка?

К проверке привлекают одного инспектора, который проводит все этапы – составление требования, проверку документов, проведение дополнительных мероприятий, оформление результата.

Пошаговый порядок проведения

Процедура КНП имеет четко отработанный и законодательно установленный механизм. При контроле осуществляются этапы:

  1. Определение органом ИФНС слабого места в отчетности или получение декларации о возмещении из бюджета.
  2. Принятие решения и формирование требования о необходимости представления документов.
  3. Ознакомление налогоплательщика с решением и требованием.
  4. Получение документов.
  5. Непосредственно проверка.
  6. Составление акта и решения по нему.
  7. Вручение документов налогоплательщику в соответствии со сроками.

Как проводится камеральная налоговая проверка?

Документация представляется в заверенных копиях с сопроводительным письмом-описью. Формы сшиваются между собой или подаются в папке. Инспектор имеет право затребовать оригиналы для сравнения с дубликатами.

Результат и его обжалование

По результатам проведения процедуры инспектор составляет справку о факте окончания КНП и акт.

Если материалы показали соответствие исчисления налога требованиям законодательства, акт налогоплательщику не вручается.

При проверке правомерности заявления в декларации возмещения НДС лицо получает решение с указанием суммы. Размер НДС может отличаться от заявленного при частичном подтверждении вычета.

При обнаружении расхождения данных все нарушения отражаются в акте. Может быть установлено:

  • Нарушение действующего налогового законодательства, в результате чего обязательство было занижено.
  • Неправомочность заявления льготы или налогового вычета.
  • Отсутствие основания для возмещения НДС.
  • Несвоевременность представления отчетности.

Как проводится камеральная налоговая проверка?На составление акта после окончания мероприятия и подготовки справки отводится 10 дней. Документ вручается должностному лицу предприятия в срок не позднее 5 дней. Если для получения акта лицо не явилось в ИФНС, документ переправляется налогоплательщику почтой. Датой его вручения считается 6-й день со дня отправки корреспонденции.

Важность даты вручения обоснована возможностью оспаривания результатов контроля в течение 10 дней. Возражения представляются в письменном виде и рассматриваются налоговым органом в течение месяца, по окончании которого выносится решение. В случае отсутствия возражений и представленных разногласий решение по акту принимается по окончании срока обжалования.

В дальнейшем результат может быть оспорен налогоплательщиком в судебном органе первой и вышестоящей инстанций.

Источник: http://ZnayDelo.ru/biznes/nalogi/kameralnaya-nalogovaya-proverka.html

Как проходит камеральная налоговая проверка?

Как проводится камеральная налоговая проверка?

Как проводится камеральная налоговая проверка? На что обратить внимание в первую очередь, кто должен заниматься подготовкой отчетности и документов, каким должен быть результат, как его фиксировать, что делать, в случае обнаружения нарушений? Отвечает Глеб Шевченко, заместитель руководителя департамента правового и налогового консалтинга «Прифинанс».

Стоит отметить, что подготовиться к камеральной проверке невозможно, это связано с тем, что такой вид налогового контроля осуществляется в отношении всех документов направленных в ФНС: все балансы, отчеты, декларации и т.д. проходят через отдел камерального контроля.

Большая часть документов проверяется автоматически при помощи электронных систем слежения за предоставленными данными.

В случае выявления со стороны автоматики расхождений в отчетности или выявление нетипичного изменения в отчетности, например, таких как резкое снижение доходов, повышение расходов или других факторов риска некорректного исчисления налоговой базы, документы попадают под пристальный контроль инспектора камерального отдела.

В ходе проверки документов инспектор в большинстве случаев запросит пояснения у организации по предоставленному документу с предоставлением дополнительной информации. Чаще всего такое внимание вызывает налог на добавленную стоимость (НДС): разрыв в уплате НДС по цепочке контрагентов или возмещение НДС из бюджета однозначно привлечет внимание и потребует дополнительных пояснений.

  • Вопросом прохождения камеральной проверки поданных документов должен заниматься бухгалтер, так как именно бухгалтер лично может дать устные и письменные пояснения по содержащимся в документах сведениям.
  • По практике для решения вопроса, связанного с камеральным отделом, достаточно одного звонка инспектору и уточнения деталей по отчетности.
  • Результатом прохождения камеральной проверки является принятие налоговой инспекцией документа, направленного налогоплательщиком, как верного.
  • Для минимизации пристального контроля со стороны камерального отдела, в первую очередь, следуют тщательно отслеживать цепочку собственных контрагентов, не допуская работы с сомнительными структурами, отслеживать корректность поданной отчетности и содержащихся в ней сведений.

В случае выявления нарушений, необходимо незамедлительно предоставлять пояснения в камеральный отдел, а при невозможности подготовить пояснения в указанный инспектором срок, следует ходатайствовать о продлении сроков предоставления документов и пояснений по деятельности организации. Это позволит подготовить взвешенный ответ и избежать дальнейшего внимания со стороны отдела Выездных налоговых проверок.

Порядок действий при камеральной проверке налогов

Спикер — Директор юридической службы «Единый центр защиты» Константин Бобров.

Участвовать в подготовке фирмы к проведению камеральной налоговой проверки должны те лица, которые наиболее осведомлены о деятельности своей компании (директор, учредители, главный бухгалтер и др.).

Можно сформулировать следующие рекомендации по подготовке к камеральной проверке:

  1. Важно проверить все документы, а также обеспечить их соответствие документам контрагентов;
  2. Необходимо привести в соответствие все свои адреса: фактический, юридический и почтовый;
  3. Все операции можно «закрыть» документацией. Чем их будет больше, тем будет лучше. Это поможет убедить сотрудников налоговой в чистоте операций;
  4. Ответы на вопросы от сотрудников инспекции необходимо давать вовремя;
  5. Вопросы нужно постараться предвидеть и подготовиться к ним заранее (в частности, документы, которых не хватает, нужно восстановить);
  6. По результатам налоговой проверки составляется соответствующий акт, в котором налоговая фиксирует выявленные нарушения. Этот акт составляется в течение 10 рабочих дней с момента окончания проверки. Его экземпляр должен быть предоставлен компании в течение 5 рабочих дней с момента его подписания. С актом очень важно ознакомиться и сформулировать возражения, если они имеются;
  7. Письменные возражения на акт проверки, а также имеющиеся пояснения передаются в налоговую. Возможно, они позволят смягчить наказание;
  8. На основании акта проверки, а также других собранных документов налоговая принимает окончательное решение. Его можно обжаловать в вышестоящий налоговый орган и (или) суд (ст. 138 Налогового кодекса РФ).

Источник: https://promdevelop.ru/kak-prohodit-kameralnaya-nalogovaya-proverka/

Порядок проведения камеральной налоговой проверки — 2018

Камеральная проверка является одним из видов проверок, осуществляемых налоговыми органами. Она позволяет проанализировать достоверность и точность отчетности, предоставляемой налогоплательщиками. Каковы процедура и порядок проведения камеральной проверки, рассмотрим в представленной статье.

  • Камеральная налоговая проверка – это…
  • Сколько длится камеральная проверка
  • Камеральные проверки налоговых органов без оснований для углубленной проверки
  • Когда проводится углубленная камеральная налоговая проверка
  • Выявление противоречий в представленной отчетности

Камеральная налоговая проверка – это…

Камеральная проверка представляет собой проверку соблюдения налогоплательщиком налогового законодательства на основании сданной им отчетности. Она имеет характер обязательной и проводится в отношении любой отчетности, представленной в налоговый орган.

Первым этапом камеральной налоговой проверки 2018 является регистрация данных поданного отчета в автоматизированной информационной системе налоговых органов (АИС «Налог»).

Читайте также:  С 14 июня действуют новые законы об использовании пляжей и организации автомаршрутов в крыму

На следующем этапе проведения камеральной налоговой проверки производится сверка контрольных соотношений.

Кроме того, анализируются показатели текущего налогового (расчетного, отчетного) периода в сопоставлении с аналогичными показателями за прошлый период.

Также при камеральной проверке производится сверка показателей представленной декларации (расчета) с показателями в иной отчетности и, в частности, с отчетами по другим налогам (страховым взносам).

Одновременно при камеральной проверке представители налоговых служб отслеживают следующие моменты:

  1. Соблюдение сроков предоставления декларации или расчета (п. 1 ст. 23, п. 6 ст. 80, п. 2 ст. 88 НК РФ).
  2. Наличие либо отсутствие противоречий, ошибок, несоответствий в отчетности (ст. 88 НК РФ).
  3. Наличие оснований для углубленной камеральной проверки.

Следует отметить, что во время камеральной проверки контролируется не только соблюдение срока подачи отчетности, но и те сроки, которые дают право налоговым органам на вынесение наказания за несвоевременное представление отчета.

При задержке подачи декларации (расчета) на 10 дней и более налоговые органы вправе приостановить ведение операций по расчетным счетам (п. 3 ст. 76 НК РФ).

Арест с банковских счетов налогоплательщика будет снят только на следующий день после предоставления отчетности (ст. 76 НК РФ).

Об особенностях проведения камеральной проверки по НДС читайте в статье «Камеральная налоговая проверка по НДС: сроки и изменения в 2017-2018 годах».

Сколько длится камеральная проверка

Сроки проведения камеральной проверки соответствуют 3 месяцам со дня подачи отчетности в налоговую службу (п. 2 ст. 88 НК РФ).

  1. Периодичность проведения камеральной проверки зависит от сдачи отчетности.
  2. Решение о проведении камеральной проверки не зависит от налогоплательщика.
  3. Порядок проведения камеральной проверки регулируется НК РФ.
  4. О принятии решения по итогам камеральной проверки читайте в материале «Решение по камеральной проверке может быть принято до истечения трехмесячного срока».

Камеральные проверки налоговых органов без оснований для углубленной проверки

Бывает, что на первоначальном этапе камеральной проверки не выявляется никаких нарушений в предоставленной налоговым органам отчетности. Соответственно, оснований для углубленной камеральной проверки нет, и камеральная проверка заканчивается на данной стадии.

В обязанности налоговых органов не входит составление акта камеральной проверки в таких ситуациях (ст. 88 НК РФ), и они не обязаны сообщать налогоплательщикам о ее завершении. Исключение составляет камеральная проверка, проводимая по НДС, заявленному к возмещению (ст. 176, 176.1 НК РФ).

О том, что отличает камеральную проверку по НДС, читайте в статье «Особенности камеральной проверки по НДС к возмещению».

Когда проводится углубленная камеральная налоговая проверка

Все декларации и отчеты, предоставляемые в налоговые органы, проходят начальную камеральную проверку в автоматизированном режиме. Камеральная проверка заканчивается на данном этапе, если не выявлено нарушений (противоречий) и нет оснований для углубленной проверки.

Если у налоговиков возникают вопросы относительно сданной отчетности, они имеют право провести углубленную камеральную проверку. Процедура осуществления углубленной камеральной проверки зависит от ее оснований.

Углубленная камеральная проверка может проводиться по формальным основаниям для углубленной проверки (заявленные льготы по НДС, предоставление поясняющих документов и т. д.).

При данных основаниях сотрудники налоговой инспекции оценивают представленные документы и проводят конкретные мероприятия по налоговому контролю.

Они могут запрашивать дополнительные документы у налогоплательщиков или какую-либо информацию у банка по расчетному счету.

Эти процедуры налоговые органы проводят для того, чтобы удостовериться в отсутствии ошибок и искажений в данных отчетности либо выявить нарушения налогового законодательства.

При выявлении в ходе камеральной проверки в декларации (отчетности) каких-либо нарушений, противоречий, ошибок налоговики обязаны поставить в известность налогоплательщика и потребовать документальное подтверждение представленных данных либо достоверную отчетность (п. 3 ст. 88 НК РФ).

В случаях когда основанием для углубленной камеральной проверки являются технические ошибки, явные несоответствия финансовых показателей в отчетности, проверяющие потребуют предоставить пояснения либо корректировку.

С 2017 года обязательной стала подача пояснений по НДС в электронном формате. Подробнее об этом – в материале «Пояснения по НДС принимают только в электронном виде».

Выявление противоречий в представленной отчетности

Камеральная проверка позволяет выявить ошибки налогоплательщиков, которые они допустили при составлении отчетности.

Рассмотрим варианты развития событий при получении сообщения от проверяющих о выявленных несоответствиях (ст. 88 НК РФ).

Если налогоплательщик обнаруживает ошибки и противоречия, которые ведут к занижению суммы налога к уплате, необходимо внести поправки и предоставить уточненную декларацию (отчет) не позднее 5 рабочих дней (п. 1 ст. 81, ст. 88 НК РФ). Предоставление корректировки допускается и при выявлении каких-либо иных ошибок (ст. 81 НК РФ).

Как правило, налогоплательщики дополнительно с уточненкой предоставляют пояснения. Данное право предоставляется ст. 21, 24 НК РФ. Пояснения необходимы также в том случае, когда налогоплательщик согласен с налоговиками лишь частично.

При предоставлении уточненной декларации по ней начинается новая камеральная проверка. Камеральная проверка по предыдущей отчетности считается законченной (п. 9. 1 ст. 88 НК РФ).

Несмотря на то что камеральная проверка считается законченной, предоставленные по ней документы могут быть использованы сотрудниками налоговых служб при проведении других камеральных проверок или осуществлении каких-либо налоговых процедур (ст. 88 НК РФ).

Налогоплательщики не всегда соглашаются с ошибками, выявленными проверяющими во время камеральной проверки. В таком случае будет достаточно предоставления пояснений по данному вопросу и оправдательных документов (ст. 88 НК РФ). Сотрудники налоговых органов обязаны их принять и рассмотреть (п. 5 ст. 88 НК РФ).

О том, как оформить пояснения для налоговых органов, читайте в статье «Пояснительная записка в налоговую по требованию – образец».

Налоговики на основании предоставленных пояснений производят сопоставление показателей с уже имеющимися в их информационной базе сведениями (пп. 1, 5 ст. 88 НК РФ).

Если проверяющие сочтут предоставленные пояснения и доказательства неудовлетворительными, они вправе вызвать налогоплательщика в налоговую инспекции для дачи дополнительных пояснений (ст. 31 НК РФ).

О процедуре проверки уточненной декларации читайте в материале «Инспекция “прокамералит” вашу уточненку полностью».

Подписывайтесь на наш бухгалтерский канал Яндекс.Дзен

Подписаться

Источник: https://nalog-nalog.ru/nalogovaya_proverka/kameralnaya_nalogovaya_proverka/poryadok_provedeniya_kameral_noj_nalogovoj_proverki/

Что такое камеральная налоговая проверка и для чего она нужна

Камеральная проверка — проверка налогоплательщика внутри ФНС, без личных визитов. Налоговая проверяет ваши декларации, отчеты и другие данные о вашей деятельности, чтобы посмотреть, не нарушаете ли вы закон, и нет ли у вас ошибок в расчетах.

Проверку могут устроить в течение трех месяцев после сдачи декларации. Если в ходе проверки инспекторы обнаружат ошибки в декларации или противоречивые сведения в документах, налогоплательщик получит требование о предоставлении пояснений.

Как налоговая выбирает, кого проверять

Налоговый кодекс говорит, что проверять нужно, но не говорит, кого и когда. Главное налоговое ведомство полагает, что проверять следует каждую декларацию. Местные налоговые решают сами. Не исключено, что это делает программа.

Как проводят камеральную проверку

Вы сдаете декларацию и налоговые расчеты, программа в налоговой сверяет контрольные соотношения. Сданная отчетность сопоставляется с данными предыдущего отчетного периода, с движениями средств на расчетном счете и с показателями за этот же период, но по другим налогам.

Если ошибок нет, вы даже не узнаете, что проходили камеральную проверку. О таких проверках налоговая не сообщает.

Сверка может выявить три категории нарушений:

  • ошибки в налоговой отчетности;
  • противоречия между сведениями в предоставленных документах;
  • несоответствие между сведениями, которые предоставили вы, с теми, которые налоговая получила из других источников. Например, от банков или контрагентов.

Если у налоговой возникло подозрение на нарушение, вам об этом сообщат и потребуют исправить ошибки или уточнить сведения. За пять рабочих дней исправьте ошибки и подайте уточненную декларацию, отправьте устное или письменное пояснение в свободной форме. Если подадите позже, вас не накажут, но могут заблокировать счет.

Если нарушений нет, запрашивать у вас первичные документы или требовать объяснений налоговая не имеет права.

Уже проверенная отчетность второй раз не проверяется, даже в другом налоговом органе. Но налоговики могут повторно проверить тот же отчетный период, если вы подали уточненную декларацию.

Углубленная камеральная проверка

Камеральная проверка бывает углубленной. В этом случае, кроме сверки контрольных соотношений, налоговая может запросить копии первичных документов, связаться с контрагентами, допросить свидетелей или назначить экспертизу. Пугаться этого не следует. Внимание налоговой еще не означает, что у вас что-то не так.

Углубленную камеральную проверку проводят:

  • если вы пользуетесь налоговыми льготами;
  • в декларации заявлено возмещение НДС. Обычно предприниматели стараются избегать возмещения. С 2015 вычеты НДС можно переносить три года, чтобы уйти от возмещения и избежать углубленной камеральной проверки;
  • в декларации по НДС есть сведения об операциях, которые противоречат другим сведениям из этой же декларации или не соответствуют сведениям об этих же операциях из декларации по НДС, представленной другим лицом. Например, вас и вашего контрагента по одной сделке разный НДС. Раньше это служило основанием, если было заявлено возмещение НДС. Теперь возмещения не требуется;
  • через два года с последнего дня срока подачи декларации вы предоставили уточненную декларацию, в которой увеличен убыток или уменьшена сумма налога;
  • декларация подана по налогам на использование природных ресурсов.

Если ни одного из перечисленных оснований нет, вы вправе отказать налоговой и ничего не предоставлять.

Что происходит после проверки

Если ошибок нет — ничего.

Если в декларации заявлены льготы или предъявлен НДС к возмещению из бюджета, налоговая может запросить подтверждающие документы.

Если выявлены нарушения, налоговая за 10 дней после окончания проверки составит акт, после чего за пять дней вручит его налогоплательщику. У него есть месяц, чтобы подать возражения на акт проверки.

Через месяц, когда срок подачи возражения пройдет, руководитель налоговой за 10 рабочих дней рассмотрит материалы проверки, возражения налогоплательщика, и решит, привлекать ли его к ответственности за налоговое правонарушение или нет.

Как оспорить результат камеральной проверки

Если вы не согласны с решением налоговой, есть два способа это решение обжаловать: подать жалобу в вышестоящий налоговый орган, а если его решение вас не устроит, обратиться в арбитражный суд.

Вышестоящий налоговый орган или чиновник рангом выше рассмотрит вашу жалобу на акт налоговой и сделает следующее:

  • ничего. Решение останется в силе, а жалоба — без удовлетворения;
  • отменит или изменит решение налоговой полностью или частично, примет по делу новое решение;
  • отменит решение налоговой полностью.

Жалоба рассматривается полтора месяца. Результаты налоговики сообщат в письме, которое вышлют через три дня после принятия решения.

Арбитражный суд. В суд есть смысл идти только после обжалования акта камеральной проверки в вышестоящем органе. На подачу иска у вас есть три месяца. Срок считают со дня, когда вы узнали о решении по жалобе, или со дня, когда кончился месяц на ответ вышестоящего органа.

Источник: http://nebopro.ru/blog/kameral

Камеральная проверка — что это такое. Как и где проводится камеральная налоговая проверка

После сдачи отчетности ФНС проверяет предоставленные декларации, расчеты. Процедура камеральной проверки помогает налоговой отследить, соблюдает ли ИП либо юрлицо требования законов о сборах, налогах.

Если вам интересно, зачем нужна камеральная проверка, что это такое – в налоговой могут предоставить подробную консультацию по данному вопросу. Разъяснить же главные моменты мы постараемся в нашей статье.

Что это значит

Камеральная налоговая проверка – это главная форма выполнения налогового контроля. Решение о проведении принимается на протяжении трех месяцев со дня подачи декларации (не иной документации, подтверждающей правильность выполненных расчетов).

Читайте также:  Пакет документов для проведения аттестации работников

Основанием для выполнения могут стать возникшие у работника ФНС подозрения в отношении субъекта хозяйствования. Иначе говоря – когда уполномоченный сотрудник подозревает плательщика налогов в том, что тот совершил налоговое правонарушение.

Постарались объяснить, что такое камеральная проверка простыми словами, идем дальше.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту расположения органа ФНС. Занимаются ею уполномоченные должностные лица, сверяющие логику формы, а также арифметику, соответствие декларации установленной форме. В обязательном порядке проверяется наличие необходимых подписей, приложений. Кроме того должностные лица оценивают, насколько правильно отображены показатели.

Проверять плательщика налогов уполномоченные сотрудники могут двумя способами:

  • путем сравнения полученных из программных продуктов сведений с итогами проведенного при помощи средств автоматизации контроля, которому подвергается налоговая отчетность СПД.
  • в электронной форме.

Согласно Российскому НК, уведомлять субъекта хозяйствования о том, что будет проводиться КНП, инспекторы ФНС не обязаны. Бывает, что предприниматель не в курсе, что декларации, расчеты проверены уполномоченными сотрудниками налоговой службы.

Так происходит лишь при отсутствии ошибок, недочетов в сданной на проверку документации. Проверенная отчетность не должна проверяться дважды (даже сотрудниками другого налогового органа). Тем не менее, налоговикам в ряде случаев требуется изучить этот же отчетный период.

Такая необходимость возникает, когда плательщик налогов направляет в ФНС уточненную декларацию.

Порядок проведения

Теперь, когда стало ясно, что такое налоговая камеральная проверка, стоит рассмотреть порядок проведения:

  • проверяется полнота, своевременность предоставленной документации;
  • оценивается (визуально) правильность оформления;
  • проверяется точность расчетов, правильность отображения главных показателей;
  • проверяется правильность вычисления облагаемой налогами базы.

Камеральная налоговая проверка проводится не только удаленно. Бывает необходимость в вызове главы компании либо ИП на налоговый допрос. Они обязаны на него явиться, об этом говорится в Российском Налоговом Кодексе. Кроме того, согласно ст. 86, а также ст. 90-97 из Российского Налогового Кодекса, проверяющие вправе выполнять следующие действия:

  • настаивать на проведении экспертизы;
  • вызывать на допрос свидетелей;
  • осуществлять выемку деловых бумаг;
  • привлекать специалистов, пользоваться услугами переводчика;
  • осматривать территорию, помещение для получения необходимых доказательств;
  • проводить встречные проверки (запрашивать деловые бумаги как у плательщика налогов, так и у его контрагентов, иных лиц).

Если субъект, в отношении которого проводится КНП, отказывается предоставлять запрошенную проверяющими документацию или другие данные, ему грозит ответственность в соответствии с российскими законами. Так, в Российском НК (в его статье 126) сказано, что на плательщика налогов может быть наложен штраф. Размер его – 200 рублей, которые нужно будет заплатить за каждый не предоставленный документ.

Углубленная проверка

Камералка может быть углубленной, когда проводится не только сверка контрольных соотношений, но и выполняются одно или несколько из перечисленных ранее мероприятий. Пугаться ее не стоит – такое повышенное внимание со стороны проверяющих не значит, что с вашими документами что-либо не так.

Ее проведение может понадобиться в нескольких случаях:

  • предприниматель пользуется налоговыми льготами;
  • декларация была составлена по налогам за использование природных запасов;
  • в декларации содержится заявление на возмещение налога на добавленную стоимость.

Часто случается так, что ИП стремятся избежать возмещения. С 2015 года, согласно российскому НК, можно переносить вычеты НДС в течение трех лет. Это позволяет избегать возмещения, а значит – не попадать под углубленную КНП:

  • по прошествии 24 месяцев с момента подачи отчетности СПД в проверяющие органы поступила уточненная декларация. Здесь имеется в виду такая, в которой отражена или сниженная сумма налога, или же увеличен убыток;
  • в заполненной по налогу на добавленную стоимость отчетности содержатся данные по проведенным операциям, не соответствующие другим данным из этой отчетности. Также в случае, если отображенные данные не соответствуют сведениям по этой операции, отраженным в документах контрагента.

Если отсутствует хотя бы одно основание для осуществления углубленной проверки из всех перечисленных, субъект хозяйствования имеет право отказать проверяющей организации. Он вправе не предоставлять никаких дополнительных документов.

Последствия проведения

Рассмотренная процедура способна выявить следующие виды нарушений:

  • неточности в сданных отчетах;
  • различия в данных, предоставленных плательщиком налогов и в сведениях, полученных ФНС из других источников;
  • также камералка поможет выявить несовпадения в нескольких документах одного плательщика налогов.

При выявлении нарушений, проверяющий орган за десять дней после того, как сверка будет окончена, подготовит акт. В течение 5 дней он должен быть вручен нарушителю.

Плательщик налогов на протяжении месяца может подать возражение на акт проверки. Если нарушения отсутствуют, проверяющая организация не вправе требовать предоставления первичных документов, а также каких-либо дополнительных пояснений.

Результат и возражения

Субъект хозяйствования, в отношении которого проводилась КНП, при несогласии с фактами, указанными в акте и с решением проверяющего, вправе его обжаловать. Разрешается:

  • обратиться с жалобой в вышестоящий орган ФНС. Можно представить изложенные в письменном виде возражения по всему акту КНП в целом либо по отдельным его положениям. Кроме того плательщик налогов может вместе с данным возражением направить на рассмотрение в соответствующий налоговый орган также заверенные копии (либо оригиналы) документов. Они должны подтверждать, что возражения обоснованы;
  • обращаться в арбитражный суд в случае несогласия с решением вышестоящего органа.

На подачу иска отводится не больше трех месяцев. Суд может отменить уже утвержденное органом ФНС решение о привлечении предпринимателя к ответственности за совершенное налоговое преступление. Это возможно, если будет доказано, что имели место нарушения процедуры проведения КНП.

Стоит отметить, что для отмены принятого руководителем налогового органа решения о привлечении плательщика налогов к ответственности за содеянное налоговое преступление могут существовать различные основания. Нарушение процедуры проведения КНП – одно из них.

Решение в пользу лица, в отношении которого проводилась проверка, может быть принято судом или вышестоящим органом ФНС. Так происходит, когда доказан факт нарушения, которое способствовало принятию руководителем налоговой организации неправомерного решения.

На рассмотрение жалобы уходит 1.5 месяца. После утверждения решения плательщик налогов должен быть об этом уведомлен письменно, не позднее трехдневного срока со дня утверждения.

Также читайте о том, как посмотреть ход камеральной проверки в личном кабинете налогоплательщика.

Источник: http://NalogObzor.info/publ/nalogovye-proverki/cto-takoe-kameralnaa-proverka-prostymi-slovami-procedura-provedenia

Порядок проведения камеральных и выездных налоговых проверок

Для осуществления налогового контроля за соблюдением налогоплательщиками норм законодательства о налогах и сборах статьей 87 Налогового Кодекса РФ предусмотрена возможность проведения налоговыми органами двух видов проверок – камеральных и выездных.

В статье рассмотрены особенности проведения каждого вида проверок.

Камеральные проверки давно стали привычными для налогоплательщиков и не вызывают серьезных опасений.

Они проводятся по месту нахождения налогового органа в порядке исполнения должностными лицами текущих обязанностей и фактически заключаются в проверке деклараций, представляемых по окончании налогового (отчетного) периода. В процессе их проведения, прежде всего, проверяется сам факт и сроки представления отчетности.

При несоблюдении установленных законодательством сроков нарушитель привлекается к ответственности по статье 119 НК РФ, размер штрафа по которой с 02.09.

2010 составил 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Иными словами, штраф за не представленную в срок «нулевую» декларацию или декларацию с суммой налога к уменьшению (возмещению из бюджета) увеличился со 100 руб. до 1000 руб.

При этом штраф за непредставленную в срок декларацию с суммой налога к уплате, начиная с 181-го дня просрочки, снизился с 10 до 5 процентов от начисленной суммы налога.

Существует ошибочное мнение, что если у налогоплательщика налоговый орган не затребовал документы, значит, камеральная проверка не проводится. Однако это далеко не так.

При камеральной проверке, в частности, осуществляется: — проверка правильности исчисления налоговой базы; — проверка правильности арифметического подсчета данных, отраженных в налоговой декларации; — проверка обоснованности заявленных налоговых вычетов; — проверка правильности примененных налогоплательщиком ставок налога и льгот, их соответствие действующему законодательству;

— сравнение показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, а также данных деклараций по различным видам налогов.

При выявлении ошибок в налоговой декларации, либо противоречий или несоответствий предоставленных данных сведениям, имеющимся у налогового органа или полученным в ходе налогового контроля, налоговый орган может потребовать у налогоплательщика в течение пяти дней дать необходимые пояснения и внести исправления в проверяемую декларацию (п. 3 ст. 88 НК РФ). При подаче декларации без документов, которые должны к ней прилагаться, налоговики вправе их запросить (п. 7 ст. 88 НК РФ). Однако, если представление таких документов вместе с налоговой декларацией не предусмотрено Налоговым кодексом РФ, то налоговики их требовать не вправе.

Дополнительные документы (выписки из регистров налогового, бухгалтерского учета и иные документы, которые подтверждают достоверность данных, указанных в налоговой декларации) предоставляются только по желанию налогоплательщика (п. 4 ст. 88 НК РФ). Следует отметить, что при проведении камеральной проверки налоговые органы вправе требовать представления дополнительных документов только в строго определенных случаях, описанных в статье 88 НК РФ, а именно:

Ситуация, при которой налоговые органы вправе требовать документы Документы, которые вправе требовать налоговые органы
Использование налогоплательщиком налоговых льгот.
  • Документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы.
  • При подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога.
  • Документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов.
  • При проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов.
  • Документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов.

В большинстве случаев камеральные проверки остаются незамеченными для объекта контроля, однако в процессе их проведения налоговый орган формирует мнение о налогоплательщике и выбирает объект для более серьезной формы налогового контроля – выездной проверки. Выездные проверки осуществляются контролирующими органами по заранее утвержденному плану. Такие проверки, как правило, проводятся на территории налогоплательщика и одновременно по нескольким налогам.

Вероятность проведения выездной налоговой проверки велика для организаций, использующих схемы минимизации или ухода от налогов, а также взаимодействующих с проблемными контрагентами.

Информация об использовании подобных схем может быть получена налоговыми органами, как из внешних источников, так и в результате анализа хозяйственной деятельности организации на основании собственных данных (из представленной отчетности, при истребовании документов в процессе проведения камеральных и встречных проверок).

  1. Сделки классифицируются как сомнительные, а контрагенты проблемные, в частности, в следующих случаях: — при отсутствии контактов налогоплательщика с представителями контрагента, информации о фактическом его местонахождении; — непредставления контрагентом налоговой и бухгалтерской отчетности в налоговые органы;
  2. — отсутствие информации о контрагенте в ЕГРЮЛ.
  3. Признаками участия в схемах уклонения от уплаты налогов для налоговых органов могут быть: — налоговая нагрузка организации ниже средней величины по данной отрасли (виду деятельности); — доля вычетов по НДС превышает 89% от начисленного НДС за период 12 месяцев; — систематическое отражение в отчетности бухгалтерских и налоговых убытков; — среднемесячная зарплата работников в среднем ниже среднего уровня по отрасли в субъекте РФ;
  4. — неоднократное снятие и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения.
  5. Но и добросовестные налогоплательщики также могут попасть на плановые выездные проверки.
  6. При проведении проверок у налогоплательщиков возникает множество вопросов, касающихся правомерности действия должностных лиц налоговых органов и других правовых аспектов налогового контроля.
  7. Рассмотрим основные принципы, регламентирующие порядок проведения камеральных и выездных налоговых проверок:
Читайте также:  Налоговый орган вправе истребовать документы, доказывающие освобождение от уплаты налога на имущество
Камеральная налоговая проверка Выездная налоговая проверка
Место проведения

По местонахождению налогового органа (п. 1 ст. 88 НК РФ).

На территории налогоплательщика (п. 1 ст. 89 НК РФ).

Основание

Налоговые декларации (расчеты) и документы, представленные налогоплательщиком, а также другие документы о деятельности налогоплательщика, имеющиеся у налогового органа. Специального решения руководителя налогового органа не требуется (п. 1,2 ст.88 НК РФ).

Решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа (п. 1 ст. 89 НК РФ).

Информирование налогоплательщика о начале проверки

Налогоплательщик не информируется о начале проверки.

Налогоплательщику вручается решение о проведении выездной налоговой проверки, составленное в форме, утвержденной Приказом ФНС от 25.12.2006 г. N САЭ-3-06/892@.

Срок проведения

3 месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Не более двух месяцев. Возможно продление срока до четырех, а в исключительных случаях – до шести месяцев на основаниях, изложенных в Приказе ФНС от 25.12.2006 г. N САЭ-3-06/892@ (п. 6 ст. 89 НК РФ). Срок исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки до дня составления справки о проведенной проверки (п. 8 ст. 89 НК РФ).

Предмет проверки

Любой налог, декларация по которому представлена не ранее трех месяцев назад, считая от даты начала проверки.

Одновременно по одному или нескольким налогам (п. 3 ст. 89 НК РФ).

Проверяемый период

Налоговый (отчетный) период, за который представлена декларация (расчет).

Период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки. Кроме того, при представлении уточненной налоговой декларации в рамках проверки – период, за который представлена уточненная декларация (п. 4 ст. 89 НК РФ).

Приостановление проверки

При выявлении ошибок в декларации, противоречий и несоответствий между сведениями, содержащимися в документах, налогоплательщику выставляется требование о предоставлении необходимых пояснений или внесения исправлений в пятидневный срок (п. 3 ст. 88 НК РФ).

На срок не более шести месяцев в случаях, предусмотренных п. 9 ст. 89 НК РФ, с возможностью дополнительного увеличения на три месяца при необходимости получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ.

  • Повторная проверка
  • Не предусмотрена.
  • Возможна в случаях: — в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, вышестоящим органом; — при представлении налогоплательщиком уточненной декларации с суммой налога, в размере, меньшем ранее заявленного.

(п. 10 ст. 89 НК РФ)

Документы, оформляемые по окончанию проверки

Акт камеральной налоговой проверки по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.12.2006 г. N САЭ-3-06/892@.

Составляется только в случае установления факта совершения нарушения законодательства о налогах и сборах (п. 5 ст. 88 НК РФ) в течение 10 дней после окончания проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ).

Если нарушений законодательства не выявленной, то никаких документов по результатам проверки не составляется.

Справка о проведенной проверке. Вручается налогоплательщику в последний день проведения проверки (п. 15 ст. 89 НК РФ). Акт выездной налоговой проверки в форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.12.2006 г. N САЭ-3-06/892@.

Составляется в течение двух месяцев после составления справки о проведенной проверке (п. 1 ст. 100 НК РФ). К акту прилагаются документы, подтверждающие факты нарушения законодательства, выявленные в ходе проверки (п. 3.1 ст.

100 НК РФ).

Если налогоплательщик не согласен с выводами, изложенными в акте проверки, он вправе представить свои возражения. Форма представления возражений законодательно не установлена, поэтому они составляются в произвольном виде. В тексте возражений целесообразно отметить те выводы сотрудников налоговых органов, с которыми организация не согласна, обосновать свое мнение нормами законодательства и попросить исключить из акта конкретные пункты, вызывающие возражение. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям (или в согласованный срок передать в налоговые органы) документы, подтверждающие их обоснованность.

  1. Кроме того, дополнительные документы или возражения налогоплательщик вправе представить на рассмотрении материалов налоговой проверки. По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководителем налогового органа или его заместителем выносится решение о привлечении к ответственности (или об отказе в привлечении к ответственности) за совершение налогового правонарушения, которое налогоплательщик может обжаловать в следующем порядке: — путем подачи апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган — подается в налоговый орган, вынесший решение до момента вступления в силу решения; — путем подачи в вышестоящий налоговый орган жалобы на решение, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, – подается непосредственно в вышестоящий налоговый орган в течение одного года с момента вынесения решения;
  2. — обжаловать решение в судебном порядке можно только после его обжалования в вышестоящем налоговом органе.
  3. Рассмотрение материалов налоговых проверок, вынесение решений по ним, а также порядок обжалования решений производится с соблюдением установленных сроков в следующей последовательности:
Вручение акта налоговой проверки налогоплательщику

В течение 5 дней с даты акта налоговой проверки (п. 5 ст. 100 НК РФ). Под указанной датой понимается дата подписания акта лицами, проводившими эту проверку (пп. 1 п. 3 ст. 100 НК РФ). Акт вручается лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения.

Представление налогоплательщиком возражений по акту проверки.

В течение 15 рабочих дней со дня получения акта (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Рассмотрение руководителем (заместителем руководителя) налогового органа материалов налоговой проверки и вынесение решения по ним

В течение 10 дней со дня истечения срока для представления возражений с возможностью продления не более чем на один месяц (п. 1 ст. 101 НК РФ).

Вынесение руководителем (заместителем руководителя) налогового органа решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (истребование документов, допрос свидетеля, проведение экспертизы)

Дополнительные мероприятия могут проводиться в течение срока не более одного месяца (п. 6 ст. 101 НК РФ).

Вручение налогоплательщику решения о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности) за совершение налогового правонарушения (далее – Решение)

В течение 5 дней со дня вынесения (п. 9 ст. 101 НК РФ).

Вступление Решения в силу

В течение 10 дней  со дня вручения Решения налогоплательщику. В случае подачи апелляционной жалобы – со дня утверждения Решения вышестоящим налоговым органом   (п. 9 ст. 101 НК РФ).

  • Решение о принятии обеспечительных мер: — запрет на отчуждение имущества,
  • — приостановление операций по счетам в банке

После вынесения Решения. Действует до дня исполнения Решения либо до дня его отмены вышестоящим органом или судом (п. 10 ст. 101 НК РФ).

Апелляционная жалоба на не вступившее в силу Решение в вышестоящий налоговый орган

В течение 10 дней со дня вручения Решения налогоплательщику (пп.1,2 ст. 101.2, п. 2 ст. 139 НК РФ).

Жалоба в вышестоящий налоговый орган на вступившее в силу Решение, которое не было обжаловано в апелляционном порядке

В течение одного года с момента вынесения Решения (п. 3 ст. 101.2, п. 2 ст. 139 НК РФ).

Принятие вышестоящим налоговым органом решения по жалобе

В течение одного месяца со дня ее получения. Возможно продление срока для получения документов у нижестоящих налоговых органов, но не более чем на 15 дней (п. 3 ст. 140 НК РФ).

Сообщение о принятом по жалобе решении

В течение 3 дней с момента принятия (п. 3 ст. 140 НК РФ).

Обжалование Решения в суд (только после обжалования этого Решения в вышестоящем налоговом органе)

В течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно о вступлении Решения в силу (п. 5 ст. 101.2 НК РФ, п. 4 ст. 198 АПК РФ).

Принятие судом решения по делу об оспаривании Решения налогового органа

В срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления в суд. Возможно продление на срок до 6 месяцев в связи с особой сложностью дела (п. 1 ст. 200 АПК РФ).

Исполнение Решения налогового органа

Со дня вступления в силу. Может быть приостановлено при обжаловании решения по ходатайству (п. 4 ст. 101.2, п. 1 ст. 101.3 НК РФ).

Выставление требования об уплате налога, пеней, штрафа

В течение 10 дней с момента вступления в силу решения (ст. 69, п. 2 ст. 70, п. 3 ст. 101.3 НК РФ).

Исполнение требования

В течение 10 календарных дней с момента получения требования, если иное не указано в требовании (п. 4 ст. 69 НК РФ).

Решение о взыскании налога, пени, штрафа

Принимается после истечения срока исполнения требования, но не позднее двух месяцев (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Инкассовое поручение в банк налогоплательщика

В течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании (п. 4 ст. 46 НК РФ).

Решение о приостановлении операций по счетам в банке

Не ранее внесения решения о взыскании налога (п. 2 ст. 76 НК РФ).

Иск налогового органа в суд о взыскании налога

В течение 6 месяцев по истечении срока исполнения требования об уплате налога (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Подводя итог сказанному можно сделать вывод, что для успешного прохождения налоговых проверок налогоплательщикам необходимо не только знать, но и уметь пользоваться своими правами для защиты интересов организации, а порой и своих собственных интересов (например, руководителю или главному бухгалтеру). Наряду с этим налогоплательщик, пользуясь своими правами, всегда должен помнить и об обязанностях в рамках проведения налоговой проверки.

В целях защиты прав и законных интересов налогоплательщика необходима всесторонняя оценка рисков и определение конкретных действий, предпринимаемых в ходе налоговых проверок. Возможности, предусмотренные законодательством, зачастую не в полной мере используются налогоплательщиками, что в итоге оборачивается для них неблагоприятными налоговыми последствиями.

Во избежание возможных потерь, которые могут возникнуть в силу недостаточной осведомленности о процессе проведения налоговых проверок, порой целесообразно обратиться за помощью к специалистам, имеющим опыт их сопровождения.

Читайте ещё

Источник: https://www.klerk.ru/buh/articles/197027/

Ссылка на основную публикацию