Фас разъяснила вопрос об отнесении организации к субъектам естественной монополии

Неплатежеспособность предприятия становится причиной признания экономической несостоятельности такой компании. Однако в таких ситуациях ключевым моментом считается специфика функционирования фирмы. Выясним особенности банкротства субъектов естественных монополий и разберемся с нюансами подобных дел.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.  

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

+7 (499) 450-39-61

Это быстро и бесплатно!

Детали терминологии

Начнем с уточнения определений. К рассматриваемым организациям законодательство относит субъектов, которые функционируют в условиях естественной монополии. Простыми словами, такой статус получает компания, предлагающая услуги или продукцию, доминируя в конкретной области. Подробное толкование этого термина удастся найти в ФЗ №147, который действует с 1995 года.

Причем прерогатива отнесения организации к рассматриваемой категории принадлежит судье, рассматривающему дело о банкротстве. В таких обстоятельствах решение аргументируется включением предприятия в реестры антимонопольного ведомства. Однако конечная трактовка статуса фирмы – компетенция суда, поскольку тут встречаются исключения.

ФАС разъяснила вопрос об отнесении организации к субъектам естественной монополииК субъектам естественных монополий относят организации, которые работают при отсутствии конкурентов

Важно! Отсутствие реквизитов конкретного предприятия в реестрах антимонопольной службы не говорит о вероятности отнесения компании к этой группе.

Подобные обстоятельства возникают при передаче имущества должника третьему лицу еще до момента инициирования процедуры неплатежеспособности предприятия. По указанной причине суду требуются доказательства работы фирмы в условиях отсутствия конкуренции либо свидетельства обратного процесса.

В описанных ситуациях судья уточняет величину сегмента, которую охватывает ответчик в конкретной области занятости. По результатам анализа оглашается решение, доминирует ли фигурант дела на рынке и насколько велика такая позиция. Однако описываемая операция проводится лишь в случае функционирования иных организаций выбранной отрасли.

Юридические тонкости

Теперь рассмотрим правовые основания, которые регулируют эту процедуру. Основные положения для таких ситуаций указаны в 197 статье ФЗ №127.

Тут сказано, что условиями для возбуждения дела о признании неплатежеспособности компании становятся требования кредиторов по денежным обязательствам, составляющие минимум 1 000 000 рублей.

Причем в этом случае суду представляются доказательства накопленной недоимки.

Кроме того, тут еще одно условие – кредиторы документально обосновывают неспособность погашения должником требуемой суммы при реализации этим субъектом имущества, непосредственно используемого для производства. Причем на день подачи иска минимальный срок задолженности составляет полгода. По сходным правилам происходит и банкротство стратегических предприятий.

ФАС разъяснила вопрос об отнесении организации к субъектам естественной монополииТакие дела возбуждаются и рассматриваются Арбитражным судом

Важно! Описываемая операция – прерогатива Арбитражного суда.

Статья 198 Закона «О банкротстве» говорит, что в подобных процессах заинтересованной стороной выступает и орган исполнительной власти, который уполномочен Правительством на контроль отрасли функционирования должника. В случае подачи ответчиком ходатайства о несоответствии установленных государством тарифов реальной стоимости работ, процедура приостанавливается до вынесения судом конечного решения в этом вопросе.

Если оглашенный вердикт удовлетворяет запрос должника, и тарифы признаны незаконно установленными, процесс банкротства прекращается. Эти нюансы содержатся в п. 1–2 статьи 199.

Практика ведения таких дел говорит о случаях выигрыша монополистов из-за ошибок кредиторов.

В таких ситуациях не представляются доказательства об обращении взыскания собственности должника либо к процессу не привлекается антимонопольное ведомство.

Механизм запуска процесса

Если говорить о полномочиях лиц, которые вправе инициировать банкротство монополий, тут уместно изучить п. 3 ст. 197 рассматриваемого ФЗ. Здесь сказано, что дело возбуждается Арбитражным судом при условии, что притязания кредиторов по денежным обязательствам соответствуют указанной выше сумме в 1 000 000 рублей.

Кроме того, полномочия Арбитража в подобных делах распространяются и на вероятность закрытия дела. Здесь соблюдается условие – признание судом актов органов государственной власти недействительными основаниями для регулирования ценовой политики монополиста. Такие случаи встречаются в процессах банкротства коммунальных служб.

Нюансы процедуры

Специфика описываемой операции отличается рядом особенных моментов. Помимо уже перечисленных нюансов, здесь «работают» отдельные правила, касающиеся кандидатуры антикризисного управляющего и этапа конкурсного производства. Рассмотрим эти требования внимательнее.

О действиях финансового поверенного

Если разбирательство доходит до стадии внешнего управления, тут суд назначает для разорившегося предприятия менеджера, который контролирует законность ведения экономических дел. В таких ситуациях новый управляющий выполняет уже заключенные контракты с клиентами такой организации. Разрывание подобных договоренностей считается незаконным приемом.

Кроме того, этот человек не вправе распоряжаться собственностью компании, которая применяется для исполнения заключенных договоров, на собственное усмотрение. Тут речь идет о движимых и недвижимых объектах, техническом оснащении, сырье. Это правило вытекает из уже указанного пункта о невозможности прекращения деловых отношений с потребителями.

Распродажа собственности

ФАС разъяснила вопрос об отнесении организации к субъектам естественной монополииПри объявлении торгов преимущество в покупке такого предприятия у государства

  • Учитывая, что иногда единственным путем выхода из кризиса становится организация торгов, законодательство допускает в таких случаях и этот вариант.
  • Однако представители Федерального органа вправе приостановить процедуру аукциона на 3 месяца.
  • За указанный срок государством вносится альтернативная стратегия восстановления платежеспособности должника.
  • Если объявление торгов остается единственным разумным выбором, преимущество в покупке предприятия отдается государству.
  • Однако при нежелании этого субъекта процесса участвовать в сделке, к аукциону допускаются иные покупатели.
  • В этой ситуации закон устанавливает четкие правила для потенциальных монополистов.

Внимание! Рассматриваемый вариант развития событий предполагает подписания контракта между представителями власти и покупателем.

В таких соглашениях предусматриваются условия приобретения монопольной организации. Первым требованием считается принятие преемником должника обязательств перед клиентами компании-банкрота.

Кроме того, здесь требуется согласие покупателя на выполнение обязательств перед кредиторами по уже заключенным соглашениям.

Последним условием становится получение претендентом лицензии, разрешающей конкретный вид работ.

Меры предупреждения кризиса

Этот вариант развития событий считается оптимальным выходом из положения. А минимизации вероятности банкротства способствует регулярный аудит экономической политики фирмы. Тут уместны такие меры:

  • анализ финансового состояния;
  • определение потенциально опасных для экономики факторов;
  • составление стратегии выхода из кризиса.

Если время уже упущено, руководителю уместно задуматься о найме антикризисного менеджера, который выровняет ситуацию и улучшит платежеспособность компании. Грамотный менеджмент и рекламная кампания выведут предприятие из-под «удара», увеличив ликвидность такой организации.

Важно! Когда ситуация становится критической, целесообразно провести переговоры с кредиторами.

В подобных ситуациях стороны заключают мировую договоренность на погашение недоимки. Причем такой способ решения вопросов практикуется и на этапе досудебного урегулирования конфликта, и на любой стадии слушания дела.

Здесь юристы говорят о подписании обеими контрагентами контракта на реструктуризацию платежей. В таких обстоятельствах должнику предлагается отсрочка выплат или перерасчет задолженности с выплатой равными частями. Конкретное решение тут определяется финансовыми возможностями сторон.

Последствия для разорившегося предприятия

ФАС разъяснила вопрос об отнесении организации к субъектам естественной монополииЕсли экономика компании падает, уместно нанять кризисного управляющего

  1. Учитывая, что монополии работают без конкуренции, реорганизация либо ликвидация такой фирмы считается сложной процедурой.
  2. Однако при соблюдении описанного выше алгоритма и в случае с выкупом компании третьим лицом, подобный исход становится вероятной мерой.
  3. Здесь покупатель перепрофилирует предприятие под вид работ, который выполнялся должником.

Еще один вариант – покупка организации государством. Такое решение означает финансовое оздоровление фирмы за бюджетные средства.

Причем в подобных обстоятельствах представители исполнительной власти получают преимущество перед иными игроками.

Однако в обеих ситуациях закон предписывает соблюдение условий расчета с кредиторами и обслуживание потребителей.

Выводы

Надеемся, что изложенная информация пригодится читателям. Учитывая специфику статуса рассматриваемых объектов и сложности процедуры, здесь предпочтительным решением проблемы с кредиторами считается мировая договоренность о погашении недоимки. Причем государство заинтересовано в сохранении функционирования таких предприятий и помогает компаниям избежать полного краха.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас: 

+7 (499) 450-39-61

Это быстро и бесплатно!

Источник: https://prava.expert/bankrotstvo/estestvennyh-monopolij.html

Фас реестр субъектов естественных монополий

В Реестр включаются субъекты естественных монополий — организации (юридические лица), осуществляющие деятельность в сфере услуг по транспортировки газа по трубопроводам и обладающие в совокупности следующими признаками:

  • наличие в собственности или на иных законных основаниях газотранспортных и газораспределительных сетей соответственно деятельности в указанных сферах;
  • наличие потребителя (потребителей) газа при предоставлении услуг по транспортировке газа по газотранспортным сетям или газораспределительным сетям
  • Реестр формирует и ведет Федеральная антимонопольная служба России на основании Федерального закона «О естественных монополиях»

  • В Реестр включаются хозяйствующие субъекты, независимо от организационно-правовой формы и форм собственности, осуществляющие в том числе деятельность по транспортировка газа по трубопроводам.

  • Ведение Реестра осуществляется путем внесения в единую информационную базу данных сведений о субъектах естественных монополий и их хозяйственной деятельности, обновления этих данных, исключения сведений о субъектах естественных монополий из базы данных при прекращении ими видов деятельности в указанных сферах.

  • После принятия ФАС России решения о включении (исключении) хозяйствующего субъекта в (из) Реестр(а) сведения о хозяйствующем субъекте вносятся в информационную базу данных, о чем хозяйствующему субъекту направляются соответствующее уведомление и копия решения ФАС России.

  • Включение в Реестр естественных монополий — первый этап для приобретения организацией «статуса» газораспределительной/газотранспортной организации.

    На территории Челябинской области зарегистрировано 25 субъектов естественных монополий в Разделе II «Транспортировка газа по трубопроводам» (по состоянию на июль 2018г.)

    Пакет документов оформляется в соответствии с Приказом ФСТ № 481-э от 13.10.2010г. «Об утверждении порядка рассмотрения документов, предоставляемых для принятия решения о введении, изменении или прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий и перечня таких документов».

    Организаций в Реестре естественных монополий в сфере транспортировки газа по трубопроводам становится все больше. Это связано с рядом причин:

    1. В связи с введением Постановления №1314, преимущественные права по строительству газопроводов перешли к газораспределительным организациям. В связи с этим, многие проектно-монтажные организации, занимающиеся газопроводами, приняли решение о создании собственных газораспределительных компаний.

    2. Судебная практика подтверждает, единственным способом собственника распределительного газопровода, получать доход; возместить расходы по строительству газопровода; возместить расходы на эксплуатацию газопровода — является тариф на транспортировку газа, для утверждения которого сначала необходимо получить статус естественной монополии.

    3. Безхозные газопроводы также являются стимулирующим фактором для создания газораспределительных организаций и получения прибыли.

    4. Для возмещения затрат по эксплуатации магистральных газопроводов высокого давления (относящихся к газотранспортной системе России) также необходим статус естественной монополии.

    Требования к организациям, претендующим на статус газораспределительной/ газотрансоптной повышаются. Уточняется законодательство и вместе с ним подход к рассмотрению документов органами ФАС меняется.

    Как мы их решаем

    К приобретению статуса естественной монополии мы не рекомендуем относиться как к бюрократической процедуре, выполняя ее требования формально, оформляя пакет документов в соответствии с действующим законодательством только.

    Читайте также:  Установление ограничения наличных расчетов

    Решение о признании организации естественной монополией или отказе, выносит ФАС России на основании только направленных организацией документов. Случаи отказов имеются.

    Также ФАС может запрашивать дополнительно от заявителя документы в соответствии с действующим законодательством. Иногда организации многократно предоставляют в ФАС дополнительные документы по запросам. Каждый раз после предоставления дополнительных документов, срок рассмотрения ФАС заявки увеличивается.

    • Заявлением в ФАС и приложенными документами, необходимо доказать ФАС, что организация действительно является естественной монополией.
    • Только в этом случае, возможно своевременное включение организации в Реестр естественных монополий, без запросов дополнительных документов.
    • Ориентировочный срок оказания услуги по включению в Реестр ЕМ компанией КК Константа — три месяца.

    Исключение организации из Реестра субъектов естественных монополий (ФАС)

    Если компания перестает осуществлять регулируемые виды деятельности, отчуждает имущество для их осуществления, необходимо исключить компанию из Реестра для прекращения государственного регулирования в ее отношении.

    Реестр субъектов естественных монополий

    Статьи по теме

    Реестром субъектов естественных монополий называют перечень организаций, которые занимают в своей сфере деятельности положение монополистов. Какие компании вносят в реестр.

    Читайте в нашей статье:

    Законодатель не сформулировал определение реестра субъектов естественных монополий. Понять, что представляет собой такой перечень, можно с помощью терминов, которые есть в соответствующем нормативном акте (ст. 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», далее – закон № 147-ФЗ).

    Естественной называют монополию, которая существует на рынке при определенных обстоятельствах: когда спрос эффективнее без конкуренции. Причины такой ситуации:

    5 июля онлайн-конференция с представителями ФАС. Регистрируйтесь, чтобы не пропустить >>

  • технологические особенности производства (понижение издержек на единицу товара по мере увеличения объема производства);
  • невозможность заменить товар, который производит субъект естественной монополии.
  • Субъект естественной монополии – лицо, которое создает (реализует) товары в условиях такой монополии. Соответственно, реестр – база данных по организациям, которые ведут деятельность в отсутствии конкуренции в определенной сфере деятельности. Закон разрешает такую деятельность в сферах:

  • транспортировки нефти и нефтепродуктов;
  • железнодорожных перевозок;
  • услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах;
  • передачи электрической энергии, электроэнергетике;
  • использования инфраструктуры внутренних водных путей;
  • захоронения радиоактивных отходов;
  • водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры;
  • ледокольной проводки судов, ледовой лоцманской проводки судов в акватории Северного морского пути.
  • Например, существует Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, Реестр субъектов естественных монополий в области электроэнергетики и т. д.

    Реестром субъектов естественных монополий занимается ФАС

    Обязанности по ведению реестра возложены на органы регулирования таких монополий (ст. 10 закона № 147-ФЗ). Несколько лет назад за это отвечала Федеральная служба по тарифам, но затем произошли изменения.

    Поэтому иногда возникает вопрос, кто ведет реестр субъектов естественных монополий. В 2015 году ФСТ упразднили (указ Президента РФ от 21.07.2015 № 373 «О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования»).

    Функции по ведению реестра субъектов естественных монополий ФСТ передала ФАС РФ.

    Сведения из реестра доступны на сайте ФАС. Данные на сайте ФСТ утратили актуальность. ФАС формирует реестр на основании информации, которая поступает от федеральных органов исполнительной власти.

    Чтобы ФАС внесла организацию в реестр субъектов естественной монополии в РФ или исключила ее из перечня, потребуется заявление от организации. Порядок подачи утвердили в специальном приказе (раздел II приказа ФСТ России от 13.10.2010 № 481-э):

    1. Заявление нужно составить на бланке организации по форме, которую определили в приказе (приложения № 2 и № 4).
    2. Документы подают на бумажном носителе и в электронном виде (абз. 3 п. 8 раздела II приказа № 481-э).
    3. Общий срок рассмотрения заявления составляет шесть месяцев с даты открытия дела о введении, изменении или прекращении регулирования (п. 19 раздела II приказа № 481-э).

    Полномочный орган принимает решение об удовлетворении заявления. Чтобы включить компанию в реестр субъектов естественных монополий, ФАС России должна убедиться, что заявитель:

  • имеет в собственности или на иных законных основаниях имущество для производства товаров (оказания услуг) в сферах, указанных законе о естественных монополиях;
  • фактически осуществляет деятельности на соответствующем товарном рынке в условиях естественной монополии (раздел III приказа № 481-э).
  • Приказ предусматривает упрощенный порядок для организаций, которые осуществляют деятельность в сферах таких монополий, если удается установить:

  • наличие имущества для видов деятельности, которые отнесены к данным сферам;
  • факт оказания услуг, которые подтверждают договорные отношения о реализации;
  • деятельность в рамках географических границ и статус единственного хозяйствующего субъекта (п. 100 раздела VI приказа № 481-э).
  • Соответственно, для исключения субъект хозяйственной деятельности не должен попадать под указанные признаки.

    Источник: https://gsk-rada.ru/1929-fas-reestr-subektov-estestvennyh-mo/

    Субъекты естественных монополий: особенности правового статуса

    Статус естественных монополий регулируется Законом о монополиях. В силу ст.

    3 этого Закона естественная монополия — это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами этой монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Иначе говоря, монополии называются естественными в силу независящих от воли и сознания людей специфических свойств, присущих этим товарам, работам и услугам. В свою очередь, субъект естественной монополии — хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

    На первый взгляд легальное определение понятий «естественная монополия» и «субъект естественной монополии» не вызывает каких-либо критических замечаний. Однако при их внимательном прочтении можно обнаружить некоторые пробелы и неточности в изложении нормативного материала.

    Во-первых, естественная монополия характеризуется как состояние товарного рынка. Здесь на первый план выдвигается экономическая природа монополии, что является закономерным. Но вряд ли можно признать удачным использование словосочетания «состояние товарного рынка».

    Резонно возникает два вопроса: что есть состояние товарного рынка и какими признаками оно характеризуется?

    Определение товарного рынка сформулировано в ст. 4 Антимонопольного закона.

    Товарный рынок — сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на данной территории и отсутствия этой возможности за ее пределами.

    Исходя из нормативного определения понятия «естественная монополия», надо указать на следующие ее признаки: 

    • удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства;
    • товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами;
    • спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

    Эти признаки — предмет специального исследования экономической науки. Тем не менее они (признаки) носят условный (оценочный) характер, а их применение на практике не всегда позволяет очертить контуры естественных монополий. Поэтому существует проблема разграничения монополий на естественные, легальные и искусственные.

    Во-вторых, формулировка Закона о монополиях «субъекты естественных монополий» некорректна. Дословно это выглядит следующим образом: субъекты состояния товарного рынка.

    Естественная монополия действует в условиях, когда создание конкурентной среды на товарном рынке (в том числе путем ввоза продукции на данный рынок) независимо от уровня спроса невозможно или экономически неэффективно при существующем уровне научно-технического прогресса. Следовательно, если данный уровень существенно изменится, монополия может утратить свой статус естественной.

    Глубокое по содержанию исследование правового регулирования естественных монополий проведено О.А. Григорьевой. В частности, естественная монополия справедливо рассматривается как экономико-правовое явление. Оно (явление) экономическое по содержанию, но правовое по форме. С этой позиции названным автором предложено собственное определение естественной монополии:

    «Естественная монополия находит свое правовое выражение в качестве признанного государством специального права на осуществление деятельности определенного вида в пределах одного товарного рынка, обусловленного эффектом масштаба при производстве товара, который является незаменяемым и спрос на который не зависит от изменения цены на него».

    Таким образом, правовой режим естественной монополии является исключительным, а его установление представляет собой разновидность государственного регулирования экономики.

    Исключительность режима выражается, с одной стороны, в предоставлении хозяйствующему субъекту права на осуществление деятельности единолично в пределах товарного рынка, с другой — в обоснованном ограничении действия свободы экономической деятельности с целью реализации и защиты публичных интересов путем государственного регулирования естественных монополий.

    Итак, субъекты естественных монополий есть хозяйствующие субъекты, выступающие в качестве носителя специального права. В литературе верно отмечается, что существует несогласованность норм Закона о монополиях и специальных законов в части хозяйствующих субъектов.

    Закон о монополиях ограничивает субъектный состав указанием на юридические лица. Что касается других федеральных законов, то они содержат указания на возможность осуществлять естественно-монополистическую деятельность и индивидуальными предпринимателями. Так, в силу ст. 2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи» (в ред.

    ФЗ от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ) оператором связи (т.е. субъектом естественной монополии в данной сфере) считается физическое или юридическое лицо, имеющее право на предоставление услуг электрической или почтовой связи. Аналогичное правило содержится в ст. 2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ «О почтовой связи» (в ред.

    ФЗ от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ), на основании которой операторами почтовой связи признаются организации почтовой связи и индивидуальные предприниматели, обладающие правом на оказание услуг почтовой связи.

    Таким образом, имеет место несогласование норм Закона о монополиях и специальных законов по вопросам, связанным с организационно-правовой формой хозяйствующих субъектов.

    Поэтому мы согласны с мнением о том, что субъектами естественных монополий могут быть и юридические лица, и индивидуальные предприниматели. Кроме того, считаем также возможными ситуации, когда в качестве субъектов естественных монополий вправе выступать некоммерческие организации либо так называемые неправосубъектные образования, такие, как финансово-промышленные группы и холдинги.

    Особенности статуса естественных монополий проявляются в различных аспектах: от стадии создания до банкротства (несостоятельности). Например, для признания за лицом правового статуса естественного монополиста необходимо выполнение следующих требований:

    • существование объективной экономической ситуации, при которой определенный вид деятельности характеризуется как естественно-монопольный;
    • фактическое осуществление лицом такого вида деятельности;
    • легальность (правомочность) осуществления деятельности.
    Читайте также:  Квартира в счет уплаты алиментов

    Законность может подтверждаться учредительными документами организации, наличием необходимых лицензий, сертификатов и т.п..

    Иначе говоря, для приобретения хозяйствующим субъектом правоспособности естественного монополиста необходим сложный юридический состав, включающий все перечисленные элементы.

    На завершающей стадии формирования субъекта естественной монополии происходит его регистрация специальным уполномоченным органом посредством включения организации (субъекта) в соответствующий Реестр субъектов естественных монополий определенных видов деятельности.

    Только после такой регистрации в отношении данного субъекта будет осуществляться государственное регулирование и контроль.

    Особенности правового статуса субъектов естественных монополий дают о себе знать и в процессе организации деятельности субъектов, и на стадии их несостоятельности (банкротства). Даже формы государственного регулирования и контроля за деятельностью субъектов естественных монополий обладают собственной спецификой.

    Рынок несовершенной конкуренции предполагает чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию. Коротко остановимся на их характеристике. Чистая (абсолютная) монополия существует, если одна фирма (отрасль) является единственным производителем продукта. К их числу относятся прежде всего естественные монополии (например, акционерные общества «Газпром», «ЕЭС России»).

    Отметим, что в промышленно развитых странах подобные естественные монополии находятся либо в собственности государства, либо под его строгим контролем. В современной России тотальная приватизация коснулась и естественных монополий.

    Более того, сейчас не только обсуждается, но уже решен вопрос о дальнейшей реструктуризации предприятий РАО «ЕЭС России». Однако справедливости ради надо обратить внимание на Указ Президента РФ от 28 апреля 1997 г. N 426 «Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий».

    В нем критикуется нынешний статус РАО «ЕЭС России» как холдинговой компании, контролирующей электростанции, межсистемные линии электропередачи, региональные энергоснабжающие компании, и акционерного общества «Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы России», что неизбежно создает внутренние противоречия его интересов при переходе к конкурентным отношениям в электроэнергетике. Конфликт интересов возникает при функционировании оптового рынка, когда РАО «ЕЭС России», имеющее собственные генерирующие мощности, одновременно контролирует оперативно-технологическое управление оптового рынка, процессы отбора состава генерирующих мощностей и распределения нагрузки. Таким образом, идея о реструктуризации РАО «ЕЭС России» не нова и получила нормативно-правовое закрепление.

    Другое дело, что при реструктуризации естественных монополий важно не нарушить единство технологической и производственной связи между всеми предприятиями, входящими в состав холдинга.

    Названный Указ предусматривает в качестве первоочередных мероприятий продолжение приватизации РАО «ЕЭС России». Понятно, что государство таким способом желает пополнить свой скудный бюджет за счет продажи очередного пакета акций. Вместе с тем возникает вопрос: насколько этот шаг отвечает национальным интересам России?

    Как уже отмечалось выше, актуальны вопросы об управлении государственной собственностью и деприватизации приватизированных предприятий. Необходим эффективный механизм такого управления. В частности, нужен закон об управлении федеральной государственной собственностью. Аналогичные законы нужны и на региональном уровне.

    Монополистическая конкуренция предполагает наличие относительно большого числа хозяйствующих субъектов, которые производят и реализуют дифференцированную продукцию. Причем дифференциация касается прежде всего неценовых факторов продукта или услуги.

    Каждый производитель (хозяйствующий субъект) обладает в некоторой степени монопольной властью над своим товаром. В частности, он может повышать или понижать цену на него независимо от конкурентов.

    Именно данный вид конкуренции преобладает на современных рынках.

    И наконец, олигополия означает немногочисленность участников конкуренции. В качестве примера можно привести предприятия нефтегазового комплекса (когда несколько крупных производителей господствуют на рынке). К их числу относятся, например, акционерные общества «Газпром», «Нефтяная компания ЛУКОЙЛ», «Нефтяная компания СИДАНКО», «Нефтяная компания ЮКОС».

    Действие Закона о монополиях распространяется на определенные ст.

    4 сферы: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи. Получается, что за пределами указанных сфер пока нет (с точки зрения Закона) естественных монополий.

    Сферы естественных монополий подвижны. Они то расширяются, то сужаются, то ликвидируются в зависимости от природных факторов, спроса на товары, конъюнктуры рынка, развития научно-технического прогресса и других причин.

    Поэтому одна и та же сфера на разных исторических этапах в различных странах может признаваться либо нет естественной монополий.

    В связи с этим важно, чтобы законодатель своевременно реагировал на произошедшие изменения и корректировал перечень естественно-монопольных видов деятельности.

    Более того, нужен реальный механизм изменения сфер естественных монополий в случае наличия объективных предпосылок для этого. Пока что Закон о монополиях такого механизма не предусматривает. На наш взгляд, это можно сделать в виде заключения специализированной комиссии, группы экспертов, аудиторов, либо на основании результатов соответствующего тестирования, либо иным способом.

    Источник: https://psyera.ru/6716/subekty-estestvennyh-monopoliy-osobennosti-pravovogo-statusa

    Ответы ФАС России на вопросы по применению Федерального закона "О защите конкуренции"

    26 октября 2006 года вступил в силу Федеральный закон «О защите конкуренции». Этот закон объединил два ранее действовавших закона — Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» и Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

    При этом в ФЗ «О защите конкуренции» не просто формально включены положения двух законов, но и введено много принципиально новых для российского антимонопольного законодательства институтов, концептуально изменены подходы к отдельным ключевым понятиям, процессуальным и процедурным инструментам, действовавшим ранее

    26 октября 2006 года вступил в силу Федеральный закон «О защите конкуренции». Этот закон объединил два ранее действовавших закона — Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» и Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

    При этом в ФЗ «О защите конкуренции» не просто формально включены положения двух законов, но и введено много принципиально новых для российского антимонопольного законодательства институтов, концептуально изменены подходы к отдельным ключевым понятиям, процессуальным и процедурным инструментам, действовавшим ранее.

    В связи с этим в ходе применения нового Закона возникают многочисленные вопросы о толковании его отдельных положений, о подходах антимонопольного органа к системному толкованию различных законодательных норм, в том числе во взаимосвязи с отраслевым законодательством.

    Руководствуясь пунктами 5 и 9 части 2 статьи 23 Федерального закона «О защите конкуренции» и учитывая многочисленные обращения о разъяснении положений нового Закона, ФАС России считает необходимым, представить разъяснения по наиболее актуальным вопросам его применения.

    Наряду с изложенным ФАС обращает внимание, что значительная часть разъяснений посвящена новым институтам в антимонопольном законодательстве, практика применения которых в условиях действительной правовой и экономической системы в настоящее время не сложилась.

    В связи с этим, в случае возникновения необходимости корреляции подходов антимонопольных органов к оценке отдельных положений Закона, в том числе во взаимосвязи с иными правовыми актами, ФАС России будет размещать информацию об этом в аналогичной данным разъяснениям доступной и публичной форме — на официальном сайте Федеральной антимонопольной службы.

    Общие вопросы

    Вопрос: В рамках каких статей нового Закона осуществляется контроль за выплатой заработной платы «бюджетникам», стипендий студентам, если данные выплаты осуществляются посредством их начисления на пластиковые карты отдельной кредитной организации?Ответ: В случае если выплаты заработной платы «бюджетникам», стипендий студентам, в том числе путем начисления на банковские карты, сопровождаются открытием органом власти или местного самоуправления счета в банке, в рамках статей 17,18 Закона о защите конкуренции будет осуществляться контроль за порядком открытия данного счета.

    В связи с вступлением в силу Закона № 135-ФЗ, осталось или нет в действии понятие «аффилированные лица», установленное в ст.4 Закона № 948-1?

    Да, с вступлением в силу 135-ФЗ понятие аффилированных лиц осталось в действии и ст.4 Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» не отменена.

    Статья 3. Сфера применения настоящего Федерального закона

    Вопрос: В соответствии с частью 2 статьи 3 ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон) необходимо ли при каждой сделке между нерезидентами, заключенной за пределами территории РФ, соблюдать порядок, установленный ст.ст.

    28,29,30 Закона (требования при контроле за экономической концентрацией)? Вопрос связан также с тем, что в соответствии с формулировкой нормы части 2 статьи 3 Закона соглашения между нерезидентами должны приводить к ограничению конкуренции в Российской Федерации, т.е.

    необходимость согласования либо уведомления антимонопольного органа об указанных соглашениях ставится в зависимость от наличия неблагоприятных для конкуренции последствий, наличие которых может установить только антимонопольный орган.

    Следовательно, сделки нерезидентов, заключаемые, к примеру, в отношении акций российской компании объективно не могут подпадать под регулирования пункта 2 части 2 статьи 3 Закона.

    Ответ: Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (часть 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции). Согласно части 2 статьи 3 Закона о защите конкуренции положения этого Закона применяются к достигнутым за пределами территории Российской Федерации соглашениям между российскими или иностранными лицами либо организациями, если в отношении таких соглашений в совокупности выполняются следующие условия: 1) соглашения достигнуты в отношении находящихся на территории Российской Федерации основных производственных средств и (или) нематериальных активов либо в отношении акций (долей) российских хозяйственных обществ, прав в отношении российских коммерческих организаций; 2) соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции в Российской Федерации. Таким образом, соглашения нерезидентов, имеющие своим результатом приобретение прав, позволяющих определять условия осуществления х/с (за исключением финансовой организации) предпринимательской деятельности российского хозяйствующего субъекта (пункт 8 часть 1 статьи 28 Закона), являются предметом регулирования Закона о защите конкуренции в случае, если выполняются указанные выше условия. Наличие последствий совершения иностранной компанией сделки по приобретению акций другой иностранной компании, владеющей акциями (долями) российской компании, в виде ограничения конкуренции, может быть установлено антимонопольным органом в рамках осуществления им полномочий по контролю за экономической концентрацией.

    • Следовательно, для совершения указанных сделок иностранная компания обязана направить в антимонопольный орган ходатайство или уведомление и указанные в части 5 статьи 32 Закона документы.
    • Статья 4. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
    Читайте также:  Регистрация юридических лиц в налоговом органе

    Вопрос: Пункт 20 статьи 4 ФЗ — формулировка рассматриваемой нормы закона не содержит указания на предоставление преимуществ, ставящих в более выгодные условия по сравнению с конкурентами хозсубъектов, действующих на рынке финансовых услуг, неясно, является ли предоставлением государственной (муниципальной) помощи предоставление органами государственной власти или местного самоуправления преимуществ в предпринимательской деятельности отдельным финансовым организациям (и соответственно, распространяется ли на них порядок предоставления госпомощи, установленный главой 5 ФЗ «О защите конкуренции»)?Ответ: Согласно пункту 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции государственная или муниципальная помощь — предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке. В соответствии с пунктом 6 статьи 4 Закона о защите конкуренции финансовая организация является хозяйствующим субъектом, оказывающим финансовые услуги. При этом Закон о защите конкуренции не содержит такого понятия как «рынок финансовых услуг». Исходя из понятий, данных в пунктах 1, 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции сферой обращения финансовых услуг является товарный рынок.

    Учитывая изложенное, действие пункта 20 статьи 4 (государственная помощь) и главы 5 Закона о защите конкуренции распространяется на предоставление преимуществ финансовым организациям.

    Вопрос: Подпадает ли под определение финансовой организации, установленное пунктом 6 статьи 4 Закона, индивидуальный предприниматель, осуществляющий на основе лицензии деятельность на рынке финансовых услуг?Ответ: В понимании пункта 6 статьи 4 Закона о защите конкуренции финансовая организация является хозяйствующим субъектом, оказывающим финансовые услуги, При этом, пункт 6 статьи 4 Закона о защите конкуренции содержит исчерпывающий перечень субъектов, определенных в качестве финансовых организаций. Индивидуальный предприниматель в понимании пункта 5 статьи 4 Закон о защите конкуренции является хозяйствующим субъектом, а если он указан в пункте 6 данной статьи, то — финансовой организацией. Следовательно, индивидуальный предприниматель, оказывающий финансовые услуги и являющийся одним из субъектов, перечисленных в пункте 6 статьи 4 Закона о защите конкуренции, является финансовой организацией.Вопрос: Является ли акция (объект гражданских прав) товаром (соответствует определению товара, данному в пункте 1 статьи 4?Ответ: Да, поскольку акция — является одним из видов ценных бумаг (статья 143 ГК РФ). В соответствии со статьей 128 ГК РФ акции относятся к объектам гражданских прав. В Законе о защите конкуренции понятие «товар» определено, как объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.Вопрос: Понятие «Экономическая концентрация» включает в себя «сделки, иные действия, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции». Возникает вопрос: относятся ли к категории «иные действия» в частности действия органов власти различного уровня, государственных внебюджетных фондов, иных осуществляющих функции органов власти органов или организаций, Банка России?Ответ: Под иными действиями понимаются действия, указанные в статьях 27, 30 Закона, а именно: слияние, присоединение, создание.

    «>Статья 4 Закона разделяет понятия «хозяйствующий субъект» и «финансовая организация». Распространяются ли требования Закона, предъявляемые к хозяйствующим субъектам на финансовые организации, если последние прямо не указаны в соответствующей норме Закона (например: пункты 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10 части 1 статьи 10; статья 11, статья 14 и другие)?

    Установленные Законом требования к хозяйствующим субъектам распространяются на финансовые организации, т. к. финансовая организация в понимании Закона является хозяйствующим субъектом, оказывающим финансовые услуги.

    Вопрос: Что понимается под термином «потенциальный приобретатель» и «потенциальный продавец», используемыми в понятии «вертикальное соглашение» (какие требования к хозяйствующим субъектам)?Ответ: Под потенциальным приобретателем понимается физическое или юридическое лицо, которое готово приобрести товар. Под потенциальным продавцом понимается хозяйствующий субъект, имеющий материально-техническую базу, кадры, технологии для изготовления товара, но по различным причинам не реализующий эту возможность, либо изготавливающий данный товар, но реализующий его в границах другого товарного рынка данного товара, а также новый хозяйствующий субъект, входящий на данный товарный рынок.

    Статья 5. Доминирующее положение

    Вопрос:

    Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/27097-qqfl-mz-otvety-na-voprosy-po-primeneniyu-federalnogo-zakona-o-zashchite-konkurentsii

    Вопрос: О применении субъектами естественных монополий законодательства о закупках отдельными видами юрлиц. | ЭнтерФин

    Вопрос: О применении субъектами естественных монополий законодательства о закупках отдельными видами юрлиц.

    Ответ:

    МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ПИСЬМО
    от 16 августа 2016 г. N Д28и-2074

    Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России в рамках своей компетенции рассмотрел обращение по вопросу применения положений Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Закон N 223-ФЗ) и сообщает свое мнение.

    Законом N 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе к субъектам естественных монополий и организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

    Закон N 223-ФЗ распространяется на всю закупочную деятельность заказчика, за исключением отношений, перечисленных в части 4 статьи 1 Закона N 223-ФЗ.
    Вместе с тем частью 2.

    1 статьи 1 Закона N 223-ФЗ установлено, что действие Закона N 223-ФЗ не распространяется на юридические лица, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности не превышает пятьдесят процентов, на их дочерние хозяйственные общества и дочерние хозяйственные общества последних, а именно на:
    субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, если общая выручка соответственно таких субъектов, организаций от деятельности, относящейся к сфере деятельности естественных монополий, и от указанных видов деятельности составляет не более чем десять процентов общей суммы выручки соответственно от всех видов осуществляемой ими деятельности за предшествующий календарный год, информация об объеме которой размещена в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – единая информационная система).
    Таким образом, субъекты естественных монополий вправе не применять положения Закона N 223-ФЗ только в случае, если одновременно выполняются следующие условия:
    в уставном капитале данной организации доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности не превышает пятьдесят процентов или отсутствует;
    общая выручка такой организации от указанных видов деятельности составляет не более чем десять процентов общей суммы выручки соответственно от всех видов осуществляемой деятельности за предшествующий календарный год;
    информация об объеме указанной выручки размещена в единой информационной системе;
    организация не подпадает под действие Закона N 223-ФЗ по иным основаниям.

    Одновременно Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России обращает внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России – федеральный орган исполнительной власти действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделено компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.

    Источник: https://enterfin.ru/vopros-o-primenenii-subektami-estestvennyh-monopolij-zakonodatelstva-o-zakupkah-otdelnymi-vidami-yurlits/

    Обращение в ФАС: ответ дан

     Федеральная антимонопольная служба разъяснила применение п.1 ч.1 ст.93 44-ФЗ (закупки у субъектов естественных монополий) к услугам связи.

    Это несколько видов услуг (не только телефонная фиксированная связь), которые объединены  названием «общедоступная электросвязь». Иногда их  оказывают организации связи, которые не внесены в Реестр субъектов естественных монополий.

    Полный перечень услуг дан в приложении к Постановлению Правительства РФ от 24.10.2005 N 637.

    Проверить наличие поставщика услуг связи в реестре можно на сайте Федеральной службы по тарифам http://www.fstrf.ru/about/activity/reestr/36. Если организации в перечне нет, тогда уже поможет ответ ФАС.

    ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
    ПИСЬМО
    от 23 июня 2015 г. N АЦ/31173/15

    О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

     Федеральная антимонопольная служба (далее — ФАС России) рассмотрела обращение по вопросу о правомерности заключения органами государственной власти города Москвы и подведомственными бюджетными учреждениями государственных контрактов на оказание услуг общедоступной электросвязи с единственным исполнителем на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) и сообщает следующее.

     Согласно пункту 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) возможно в случае закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее — Закон о естественных монополиях).

     В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях к сфере деятельности субъектов естественных монополий отнесены услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи.

     При этом постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.

    2005 N 637 «О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи» (далее — Постановление N 637) установлен исчерпывающий перечень услуг общедоступной электросвязи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная служба по тарифам.

    •  Вместе с тем, частью 3 Закона о естественных монополиях установлено, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
    •  На основании изложенного, заказчик на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе вправе заключить контракт с единственным исполнителем на оказание услуг общедоступной электросвязи, которые указаны в Постановлении N 637.
    •  При этом наличие информации о субъекте естественной монополии в реестре субъектов естественных монополий не является обязательным условием применения пункта 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

     Дополнительно ФАС России обращает внимание, что в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.

    2013 N 728 «Об определении полномочий Федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд является Министерство экономического развития Российской Федерации (далее — Минэкономразвития России). В связи с чем Заявитель вправе обратиться в Минэкономразвития России по вопросу, указанному в Обращении.

    А.Ю.ЦАРИКОВСКИЙ

    Источник: https://www.44-online.ru/fas_otvet_dan

    Ссылка на основную публикацию