Действие закона № 223-фз планируется ограничить (проект)

Действие закона № 223-ФЗ планируется ограничить (проект)

Пояснительной запиской в качестве первоначальной цели Поправок декларировалось расширение возможностей доступа малых и средних предприятий к закупкам, проводимым в соответствии с Законом № 223-ФЗ. Эта цель должна была быть достигнута путем повышения прозрачности закупок, расширения применения электронных торгов и сокращения избыточной отчетности заказчиков.

Поправки были приняты Государственной Думой РФ в первом чтении еще в сентябре 2015 года, однако с тех пор претерпели довольно существенные изменения. В результате они представляют собой смесь положений, содержащих более строгие требования к порядку осуществления закупок в соответствии с Законом № 223-ФЗ, с положениями значительно упрощающими отдельные аспекты закупок.

  • В настоящем обзоре рассматриваются наиболее ключевые, с нашей точки зрения, изменения, внесенные в Закон № 223-ФЗ.
  • Расширение перечня исключений из Закона № 223-ФЗ
  • Поправками расширен предусмотренный частью 4 статьи 1 Закона № 223-ФЗ перечень отношений, на которые действие Закона № 223-ФЗ не распространяется.

Прежде всего, к исключениям отнесены закупки у юридических лиц, являющихся взаимозависимыми с заказчиком в соответствии с Налоговым кодексом РФ и указанных в положении о закупках заказчика. При этом в положении о закупке должно содержаться обоснование включения в него лица в соответствии с Налоговым кодексом РФ, то есть обоснование наличия взаимозависимости.

Ранее заказчики часто предусматривали в положениях о закупках возможность закупки у своих дочерних обществ как единственных поставщиков. Это не исключало необходимости проведения закупок и размещения информации в ЕИС. Кроме того, в ряде случаев такая практика признавалась ограничивающей конкуренцию и влекла выдачу предписаний о внесении изменений в положение о закупках.

С вступлением в силу Поправок закупки в рамках группы лиц станут значительно более комфортными.

Заказчику будет достаточно обосновать наличие взаимозависимости в соответствии с Налоговым кодексом РФ и не потребуется обосновывать экономическую целесообразность закупок у своего взаимозависимого общества (по крайней мере до тех пор, пока у антимонопольных органов не сложится противоположная практика). При этом заказчик будет полностью освобожден от соблюдения каких-либо требований Закона № 223-ФЗ.

  1. Кроме этого, исключаются из-под действия Закона № 223-ФЗ следующие закупки:
  2. 1) закупки иностранным юридическим лицом в целях осуществления деятельности на территории иностранного государства;
  3. 2) закупки, связанные с исполнением заказчиком заключенного с иностранным юридическим лицом договора, предметом которого являются действия, совершаемые за пределами России.
  4. Унификация закупок
  5. Поправки предусматривают два варианта унификации закупок связанных между собой заказчиков:
  6. 1) утверждение типового положения о закупках;
  7. 2) присоединение к положению о закупках материнской компании.

Типовое положение о закупках может быть утверждено федеральными или региональными органами исполнительной власти, а также органами местного самоуправления.

Дополнительно к утверждению типового положения соответствующий орган определяет перечень подведомственных ему бюджетных и автономных учреждений и унитарных предприятий, для которых применение типового положения будет обязательным.

Указанные учреждения и предприятия будут обязаны скорректировать свое существующее положение о закупках либо утвердить новое положение о закупках, соответствующее типовому положению.

Дочерние хозяйственные общества будут вправе принять решение о присоединении к положению о закупке, утвержденному их материнской компанией, которая является субъектом Закона № 223-ФЗ.

В отличие от типового положения о закупках в данном случае инициатива о присоединении формально исходит снизу.

При этом в случае внесения изменений в положение о закупках материнской компании дочернее общество должно дополнительно принять решение о присоединении к таким изменениям.

  • Новые требования к порядку осуществления закупок
  • Поправки делят способы закупок на конкурентные и неконкурентные.
  • Конкурентной закупкой считается закупка, соответствующая следующим условиям:
  • 1) информация о проведении закупки размещается в единой информационной системе (далее – ЕИС), либо в случае закрытой закупки – направляется в виде приглашений принять участие в такой процедуре не менее чем двум лицам;
  • 2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком;
  • 3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 61 статьи 3 Закона № 223-ФЗ (данные требования описаны в разделе «Описание предмета закупки» настоящего обзора).

Перечень конкурентных способов закупки является открытым. К ним относятся конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений и иные способы, установленные в положении о закупке и соответствующие описанным выше требованиям.

В случае если участниками конкурентной закупки могут являться исключительно субъекты малого и среднего предпринимательства, то такая закупка должна быть осуществлена в электронной форме. Для иных конкурентных закупок электронная форма будет обязательна, если иные правила не будут предусмотрены в положении о закупках.

Неконкурентными закупками признаются все закупки, не соответствующие описанным выше условиям. Способы неконкурентных закупок также определяются заказчиком самостоятельно в положении о закупках.

Требования к порядку осуществления конкурентных закупок

Если ранее Закон № 223-ФЗ предоставлял заказчику практически полную свободу в определении порядка проведения закупок, то теперь Поправками закреплен значительный ряд требований к порядку проведения конкурентных закупок (статьи 32–34 Закона № 223-ФЗ). Среди указанных требований:

  • установлены минимальные сроки проведения закупочных процедур – при проведении конкурса или аукциона закупочная документация должна быть размещена в ЕИС не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок; при проведении запроса предложений – не менее чем за 7 рабочих дней до дня проведения запроса; при проведении запроса котировок – не менее чем за 5 рабочих дней до дня окончания срока подачи заявок;
  • установлен порядок разъяснения положений закупочной документации – любой участник закупки вправе направить заказчику соответствующий запрос, а заказчик обязан разместить ответ на него в ЕИС в течение 3 рабочих дней. Заказчик вправе не предоставлять разъяснение, если запрос поступил позднее чем за 3 рабочих дня до окончания срока подачи заявок;
  • определено, что требование о предоставлении обеспечения может быть установлено, только если начальная (максимальная) цена договора превышает 5 миллионов рублей. При этом размер обеспечения не должен превышать 5% от начальной (максимальной) цены договора;
  • при изменении закупочной документации заказчик обязан продлить срок подачи заявок таким образом, чтобы с даты размещения изменений в ЕИС до даты окончания срока подачи заявок осталось не менее половины срока подачи заявок на участие в закупке, установленного положением о закупке;
  • отмена закупки может быть осуществлена до окончания срока подачи заявок. После этого закупка может быть отменена только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы;
  • договор по итогам закупки может быть заключен не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола по результатам закупки. В случае необходимости одобрения заключения договора органом управления заказчика либо обжалования закупки в антимонопольном органе, договор должен быть заключен не позднее чем через 5 дней с даты одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа. При этом неясно, что делать в случае, если антимонопольный орган придет к выводу о наличии нарушений при проведении закупки и выдаче предписания по их устранению – выполнять предписание или заключать договор? Видимо, только дальнейшая практика применения Закона № 223-ФЗ решит данный вопрос.

Особенности закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства

Как уже было указано, если участниками конкурентной закупки могут являться исключительно субъекты малого и среднего предпринимательства, то такая закупка должна быть осуществлена в электронной форме.

В целом к закупкам, проводимым исключительно среди субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются более жесткие требования, чем к иным конкурентным закупкам. Во-первых, такие закупки могут проводиться исключительно в форме конкурса, аукциона, запроса предложений или запроса котировок.

Никакие иные конкурентные формы закупок в этом случае недопустимы. Во-вторых, предусмотрено, что запрос предложений может быть проведен только в случае, если начальная (максимальная) цена не превышает 15 миллионов рублей; а запрос котировок – если начальная (максимальная) цена не превышает 7 миллионов рублей.

При превышении указанных предельных значений обязательно проведение конкурса или аукциона.

В-третьих, электронные закупки у таких субъектов могут проводиться только на электронных площадках, действующих в соответствии с требованиями, предусмотренными Законом № 44-ФЗ, и включенных в перечень, утвержденный Правительством РФ.

Смягчение режима проведения закупок у единственного поставщика

После вступления Поправок в силу заказчик будет освобожден от необходимости размещать информацию о закупке (закупочная документация, проект договора и др.) у единственного поставщика в ЕИС. Размещение такой информации в ЕИС потребуется только в случае, если это предусмотрено положением о закупках заказчика.

  1. В то же время сохраняется обязанность предоставлять информацию о закупке у единственного поставщика для включения в реестр договоров (в случае, если цена договора превышает 100 000 рублей).
  2. Таким образом, возможность контроля за обоснованностью проведения закупок у единственного поставщика фактически исключается.
  3. Описание предмета закупки
  4. В Закон № 223-ФЗ включены требования в отношении описания объекта закупки, которые практически совпадают с аналогичными требованиями Закона № 44-ФЗ.

Поправками предусмотрено, что в описание предмета закупки не должны включаться товарные знаки, фирменные наименования и т.п.

, а также требования к товарам (работам, услугам) при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание предмета закупки.

При этом в случае использования в описании предмета закупки товарного знака необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

  • 1) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
  • 2) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
  • 3) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
  • 4) закупок в целях исполнения субъектами Закона № 223-ФЗ обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами, если необходимость указания товарного знака предусмотрена соответствующими договорами.
  • Таким образом, Поправками устанавливаются более строгие требования к описанию объекта закупок, осуществляемых в рамках Закона № 223-ФЗ.
  • Большая гибкость при заключении договора
  • Поправки содержат отдельные положения, которые позволят заказчикам в большей степени оптимизировать закупки под свои коммерческие интересы.
  • Так, будет допустимо по итогам конкурентной закупки заключать договоры с несколькими участниками такой закупки в порядке и случаях, которые определены в положении о закупках (часть 28 статьи 32).

Кроме этого, в закупочной документации станет допустимо указывать вместо начальной (максимальной) цены договора формулу цены, устанавливающую правила расчета сумм, подлежащих уплате поставщику в ходе исполнения договора, а также максимальное значение цены договора и цену единицы товара (работы, услуги). Соответственно, указанное положение открывает путь к возможности заключения рамочных договоров в рамках Закона № 223-ФЗ.

Расширение оснований для обжалования закупок

Ранее Закон № 223-ФЗ предусматривал ограниченный перечень оснований для обжалования закупок в антимонопольном органе. Такие основания касались прежде всего неразмещения в ЕИС необходимой информации или предъявления к участникам требований, не предусмотренных закупочной документацией.

В связи с этим большое количество нарушений (например, установление требований к участникам или критериев оценки, ограничивающих конкуренцию) формально не могло быть обжаловано в административном порядке. Зачастую суды, рассматривая жалобы на решения антимонопольного органа, признавали такие решения незаконными как вынесенные за пределами полномочий антимонопольного органа[1].

Это негативно сказывалось на эффективности контроля за закупками, осуществляемыми в рамках Закона № 223-ФЗ.

  1. Поправками предусмотрено два новых основания для обжалования закупок в антимонопольном органе:
  2. 1) осуществление закупки с нарушением требований Закона № 223-ФЗ и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, определенного в положении о закупке;
  3. 2) нарушение оператором электронной площадки требований, установленных Законом № 223-ФЗ, при осуществлении закупки.

Указанные основания фактически охватывают все возможные нарушения, которые могут быть допущены заказчиком. Кроме того, с учетом расширения применения электронной формы закупок участникам закупки предоставляется возможность также обратиться с жалобой на действия оператора электронной площадки.

Помимо этого, Поправками внесено несколько важных уточнений в отношении порядка подачи/рассмотрения жалоб:

  • в случае если обжалуемые действия совершены после окончания срока подачи заявок, то их обжалование может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке;
  • рассмотрение жалобы должно ограничиваться исключительно доводами, составляющими предмет обжалования. Так, ранее антимонопольные органы не были ограничены доводами жалобы и имели возможность проверять закупку целиком. В связи с этим недобросовестные лица могли направить необоснованную жалобу, оставив поиск возможных нарушений на усмотрение антимонопольного органа. Введенное поправками ограничение позволит снизить нагрузку на антимонопольные органы и сократить поток недобросовестных жалоб.
Читайте также:  Установлены правила обустройства площадок накопления ТКО

***

Поправки вступают в силу с 1 июля 2018 года. Ряд изменений, в частности изменения, касающиеся расширения перечня исключений из Закона № 223-ФЗ, утверждения типовых положений, а также изменения оснований для обжалования закупок, вступили в силу с 9 января 2018 года.

Заказчики обязаны скорректировать свои положения о закупках в соответствии с Поправками и разместить их в ЕИС до 1 января 2019 года.

Подводя итог, можно отметить, что Поправки носят крайне противоречивый характер. С одной стороны, они вводят более жесткое регулирование порядка проведения конкурентных процедур закупок. С другой стороны, Поправками никак не ограничивается возможность осуществлять закупки у единственных поставщиков.

Более того, Поправки значительно упрощают такие закупки, а также дают возможность приобретать необходимые товары у взаимозависимых лиц вовсе без соблюдения Закона № 223-ФЗ. Приведет ли такой подход к более конкурентным и эффективным закупкам или будет иметь принципиально иной результат, покажет время.

[1] См., например, Определение Верховного суда РФ от 22.10.2014 № 306-КГ14-2243 по делу № А65-25638/2013.

Источник: https://www.vegaslex.ru/analytics/analytical_reviews/law_no_223_fz_to_tighten_can_not_be_mitigated/

Поправки в закон 223-ФЗ

Поправки в 223-ФЗ: что изменится в 2018 году?

1 июля 2018 года в силу вступают поправки в закон № 223-ФЗ

Изменения в Законе 223-ФЗ существенно повлияют на регулирование электронных закупок. Для того, чтобы помочь разобраться в обновленном законе, наши эксперты подготовили обзор поправок. Действие закона № 223-ФЗ планируется ограничить (проект) Дмитрий КазанцевНачальник отдела правовой экспертизы B2B-Center, кандидат юридических наук, преподаватель Высшей школы экономики и Финансового университета при Правительстве РФ Новеллы предусмотрены Федеральным законом от 31.12.2017 № 505-ФЗ. В статье «Электронные закупки по 223-ФЗ: что ждет заказчиков» вы прочитаете краткий обзор основных изменений, которые коснутся закупок в электронной форме, электронных торговых площадок, информационного обеспечения процедур и использования электронной подписи.

До изменений; После 1 июля 2018 года

При закупке у единственного поставщика заказчик обязан был опубликовать в ЕИС не только строчку в плане закупок, но и извещение о закупке, документацию, проект контракта и протокол прямой закупки.

После этого он должен был направить в Реестр договоров сведения о заключении и исполнении контракта с единственным поставщиком, а также соответствующие документы.; При закупке у единственного поставщика достаточно включить сведения в план и направить их в Реестр договоров.

Заказчик имел право установить в закупочной документации требование о конкретном товарном знаке. ; По общему правилу при проведении конкурентной закупки запрещено указывать товарный знак без оговорки об эквиваленте. Заказчик обязан был публиковать лишь итоговый протокол закупки, который составлял в произвольной форме.

; Установлены требования к содержанию промежуточных и итоговых протоколов закупки. Эти протоколы хранятся заказчиком три года вместе с закупочной документацией и предложениями участников. Порядок ответа на запросы разъяснений в Законе был не урегулирован.

; Заказчик обязан опубликовать в ЕИС ответ на запрос разъяснений, поступивший более чем за три дня до окончания приёма заявок. Заказчик имел право самостоятельно устанавливать вид электронной подписи, используемый в объявленной им закупке. ; Для удостоверения любых действий в рамках электронной закупки по Закону № 223-ФЗ необходима усиленная квалифицированная электронная подпись.

Скачать подробный обзор изменений в 223-ФЗ

B2B-Center и изменения в 223-ФЗ

Крупнейшая независимая площадка по 223-ФЗ B2B-Center полностью соответствует обновленным требованиям закона. На нашей площадке вы можете проводить все виды закупок в электронной форме. B2B-Center интегрирован с ЕИС, обеспечивает конфиденциальность информации и соответствует самым высоким требованиям информационной безопасности. 1 марта 2018 года в Москве пройдет закрытый Клуб директоров по закупкам

на тему изменений в 223-ФЗ

Программа Клуба директоров по закупкам

1 марта 2018 года, Moscow Marriott Hotel Novy Arbat (ул. Новый Арбат, 32).

Источник: https://www.b2b-center.ru/223fz/

Из-под действия Закона N 223-ФЗ предлагается вывести заключение ряда сделок

Проект Федерального закона N 225227-6 «О внесении изменений в часть 4 статьи 1 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект N 225227-6 «О внесении изменений в часть 4 статьи 1 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Законопроект). В нем предлагается вывести из-под действия Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ) заключение ряда сделок.

  • Из сферы действия Закона N 223-ФЗ планируется вывести операции с производными финансовыми инструментами и покупку драгметаллов
  • Предполагается, что субъекты, осуществляющие закупки в соответствии с Законом N 223-ФЗ, смогут без соблюдения его требований совершать, в частности, следующие сделки:
  • — купля-продажа драгоценных металлов;

— заключение договоров, являющихся производными финансовыми инструментами. При этом планируется не распространять действие Закона N 223-ФЗ на такие сделки только при условии, что они заключены на бирже. Договоры на внебиржевом рынке, исполнение обязательств по которым предусматривает поставку товаров, будут заключаться в общем порядке.

Как указывают разработчики Законопроекта, названные виды сделок предполагают их заключение в режиме реального времени и по ценам, постоянно изменяющимся в соответствии с конъюнктурой внутреннего и внешних рынков. Отсутствие у заказчика обязанности при совершении этих сделок соблюдать требования Закона N 223-ФЗ позволит заключать их на рыночных условиях.

Отметим, что в соответствии с действующей редакцией ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ заказчик в своем положении о закупке может предусмотреть любой способ ее осуществления. В том числе упомянутым Законом не запрещено использовать способы, предусматривающие осуществление закупок в сжатые сроки.

Однако установленные в Законе N 223-ФЗ требования об обязательном размещении плана закупок не менее чем на год, а также информации о каждой закупке на сайте www.zakupki.gov.ru могут затруднить совершение сделок в режиме реального времени.

В то же время отсутствие такой возможности, как указывают авторы Законопроекта, приводит к повышению ценовых рисков для кредитных организаций.

Межбанковские и лизинговые операции предлагается совершать без соблюдения требований Закона N 223-ФЗ

В Законопроекте предложено исключить из-под действия Закона N 223-ФЗ осуществление заказчиком — кредитной организацией межбанковских и лизинговых операций.

Напомним, что на основании ст. 28 Федерального закона от 02.12.

1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» под межбанковскими операциями понимаются привлечение и размещение на основе договоров кредитными организациями друг у друга средств в форме вкладов, кредитов, а также совершение других взаимных операций.

В настоящее время в сферу действия Закона N 223-ФЗ включаются, например, операции по открытию корреспондентского счета кредитной организации — заказчику по Закону N 223-ФЗ другой кредитной организацией.

Согласно действующей редакции Закона N 223-ФЗ его положения могут применяться также и к лизинговым операциям заказчиков.

В частности, соблюдать установленную процедуру закупок обязаны заказчики-лизингодатели, приобретающие в собственность имущество для предоставления его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за плату.

Разработчики Законопроекта предлагают исключить из-под действия Закона N 223-ФЗ лизинговые операции заказчиков, являющихся кредитными организациями. Для иных заказчиков-лизингодателей Законопроектом исключений не предусмотрено.

Дата публикации на сайте: 19.02.2013

Поделиться ссылкой:

Источник: http://www.Consultant.ru/law/hotdocs/23986.html/

Как повлияют законодательные изменения на корпоративных заказчиков

Корпоративные закупки сейчас широко обсуждаются в Правительстве РФ, СМИ, профессиональных кругах. Основные темы этих обсуждений: экономия средств госкорпораций и компаний с госучастием в условиях кризиса, поддержка малого бизнеса, борьба с коррупцией.

Уже принят ряд нормативных правовых актов, призванных упорядочить сферу корпоративных закупок, повысить их конкурентность, вовлечь в них малый бизнес, ужесточить контроль за соблюдением заказчиками законодательных норм.

При этом закупки организаций, подпадающих под действие Федерального закона №223-ФЗ, находятся под пристальным вниманием Правительства РФ, регулирующих органов и общественных организаций, таких как ФАС России и АО «Корпорация МСП».

На что же стоит обратить особое внимание заказчикам в связи с законодательными новшествами? Что ждет их в ближайшем будущем? Как подготовиться и пройти этап реформ наиболее безболезненно? На эти вопросы постарался ответить генеральный директор электронной площадки РТС-тендер Виктор Степанов.

Согласно Постановлению Правительства № 1139 от 24 октября 2015 г. с 1 ноября 2015 г. ФАС России наделяется полномочиями и функциями контролирующего органа в сфере закупок по 223-ФЗ.

Если говорить о последствиях, то статистические данные за последние 5 месяцев свидетельствуют, что это нововведение повлекло за собой увеличение количества штрафов, так как, согласно указанному постановлению, а также новой редакции статьи 18.

1 135-ого закона «О защите конкуренции», в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией ФАС установлены иные нарушения в актах или действиях (бездействии) заказчика, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Что можете сказать про закупки у малого бизнеса: делает ли государство новые шаги в данном направлении? И что грозит нарушителям, не выполнившим квоты?

С 1 января этого года обновлены требования к закупкам у малого и среднего бизнеса. Теперь под действие Постановления № 1352 от 11.12.2014 г., которое регламентирует закупки у МСП, попадают заказчики с объемом выручки от 2 млрд рублей за год. Ранее данное постановление касалось заказчиков с объемом выручки от 10 млрд рублей за год.

При этом в законе прописана ответственность за несоблюдение требований к закупкам у МСП — это перевод организации на работу по 44-ФЗ.

Данное положение вступает в силу с 2017 года, и для многих может оказаться даже страшнее штрафа, так как, даже с учетом всех изменений, закупки по 223-ФЗ все же не так сильно регламентированы и загнаны в жесткие рамки, как закупки по 44-ФЗ.

Сейчас многие заказчики по 223-ФЗ в срочном порядке пытаются унифицировать свои требования к закупаемой продукции. Это тоже обусловлено законодательными нововведениями?

Да, с 1 июля 2016 года вступает в силу еще одна законодательная поправка. Теперь заказчик при формировании документации и технического задания будет обязан применять национальные стандарты: ГОСТы, нормативы и т.д.

Либо, если это невозможно, заказчик обязан будет обосновывать необходимость применения иных характеристик.

На практике это означает, что организациям придется тщательным образом подбирать нужные стандарты, или же готовить убедительные и развернутые обоснования для своих, «нестандартных» требований. 

Расскажите о планируемых изменениях. Какие направления в законотворческой работе в сфере закупок по 223-ФЗ сейчас являются наиболее актуальными?

Во-первых, ограничение числа электронных площадок, имеющих право работать по 223-ФЗ. Согласно Законопроекту № 821534-6 для площадок, прошедших отбор, будет введен новый термин — «универсальная торговая площадка».

На этих площадках будут проводиться закупки по 44-ФЗ, 223-ФЗ, торги по реализации государственного имущества и имущества предприятий-банкротов.

Этим же Законопроектом предлагается обязательно проведение всех конкурентных закупок в электронной форме.

Кроме того, планируется существенно ограничить способы закупок и оставить 5 традиционных для государственных и муниципальных закупок процедур: конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений, закупка у единственного поставщика. Поэтому заказчикам, привыкшим осуществлять свои закупки иными способами, следует как можно скорее освоить данный формат работы.

Станет ли корпоративным заказчикам сложнее работать в связи с перечисленными Вами актуальными и будущими нововведениями?

Все перечисленные актуальные и планируемые нововведения довольно серьезно изменят сферу закупок по 223-ФЗ и, естественно, вызовут определенные трудности у заказчиков.

Чтобы эффективно адаптироваться к новым реалиям и подготовиться к планируемым реформам, заказчикам, во-первых, следует начать создание проектов по внесению изменений в положения о закупках. Данные изменения должны касаться четкого исполнения обязательств по размещению информации в ЕИС.

Ведение планов закупок, отчетов, реестра договоров, размещение протоколов, извещений, документации, вносимых в них изменений следует осуществлять своевременно и в установленном порядке.

Также заказчикам необходимо собрать и систематизировать установленные национальные стандарты продукции, которую они регулярно закупают, и на базе таких стандартов создать типовые формы технического задания. Это позволит максимально оптимизировать процесс разработки документации по новым требованиям.

Многим заказчикам, имеющим собственные корпоративные площадки и закупочные системы, важно уже сейчас задуматься о том, что делать с ними в условиях будущих законодательных изменений. Не стоит планировать их консервацию или, тем более, ликвидацию, ведь в них были вложены большие финансовые и трудовые ресурсы.

Читайте также:  Программа вводного инструктажа по гражданской обороне

Оптимальным решением здесь станет интеграция таких систем с одной из отобранных площадок. В этом случае внутренняя площадка будет выполнять функции автоматизированной системы размещения заказа, и способствовать упрощению механической части работы.

Это позволит, с одной стороны, не пропасть потраченным ресурсам и обеспечить своим сотрудникам возможность работы с уже хорошо знакомой системой, а с другой — повысить удобство работы на выбранной сторонней электронной площадке.

Еще один важный вопрос, касающийся адаптации к работе в новых условиях, это соблюдение законодательства в части закупок у малого и среднего бизнеса. Многие заказчики по 223-ФЗ физически не могут выполнить лимит в 18%, так как отрасли, в которых они работают, практически лишены таких некрупных поставщиков.

В этом случае заказчикам следует документально зафиксировать все факты и обсудить сложившуюся ситуацию с представителями регулирующих органов, которые открыты для диалога по таким вопросам.

Сегодня на правительственном уровне запущены программы поддержки субъектов МСП в данных «проблемных» сферах, ведется активный мониторинг этих отраслей, разрабатываются альтернативные решения, касающиеся закупок заказчиков, в них работающих.

Существенную поддержку при выполнении норм закупок у малого и среднего бизнеса сможет оказать всероссийский реестр МСП, на необходимость создания которого указывают многие эксперты, а также внутренние реестры электронных площадок. Такой реестр существует пока только на площадке РТС-тендер. 

То есть корпоративным заказчикам надо предпринимать активные действия по подготовке к изменениям, и тогда их работа в новых условиях будет эффективной?

Да. Ко всем реализованным и планируемым изменениям в сфере корпоративных закупок можно и нужно адаптироваться.

Заказчики по 223-ФЗ сегодня имеют широкие возможности для обсуждения актуальных вопросов, обмена опытом с ведущими игроками на рынке, получения бесплатного образования, юридических консультаций, на некоторых площадках доступны многочисленные вспомогательные сервисы, позволяющие поддерживать заказчика на всех этапах осуществления закупок, и многое другое. Главное — вовремя и в полной мере этими возможностями воспользоваться. Специалисты площадки РТС-тендер со своей стороны всегда готова помочь разобраться во всех нюансах и подготовиться к грядущим нововведениям.

На правах рекламы

Источник: https://rg.ru/2016/04/25/kak-povliiaiut-zakonodatelnye-izmeneniia-na-korporativnyh-zakazchikov.html

Поправки в 223-ФЗ: какие закупки могут вывести из-под действия закона?

13.09.17

Представляем обзор изменений закона № 223-ФЗ и разъяснений от регулирующих органов за последнее время. Часть закупок могут вывести из-под действия закона, но добавить запрет на участие из-за конфликта интересов. Кроме того, ФАС запретил заказчикам устраивать выездные проверки поставщиков, а суд подтвердил их право закупать товары конкретного производителя.    

Часть закупок могут вывести из-под действия 223-ФЗ

По проекту Закон № 223-ФЗ не нужно будет применять в следующих случаях:

  • если заключаются сделки с недвижимостью. Исключение — аренда или купля-продажа воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания и космических объектов;
  • приобретаются финансовые услуги, к примеру, берется кредит;
  • осуществляются закупки у юридических лиц, взаимозависимых с заказчиком. Перечень таких лиц определяется в положении о закупке и должен обосновывать включение в него каждой компании в соответствии с НК РФ.

Сейчас уже есть перечень случаев, когда заказчик не применяет 223-ФЗ. Среди них — купля-продажа ценных бумаг, приобретение биржевых товаров на товарной бирже.

  • Документ: Проект Федерального закона.
  • ФАС: заказчик не может оценивать достоверность сведений в заявке с помощью выездных проверок.
  • Подобное мнение ведомство высказывало и ранее.

В новом решении ФАС подчеркивает: участники могут не допускать представителей заказчика на свою территорию. Такое поведение не означает, что в заявке есть недостоверная информация.

Если заказчик предусмотрит в документации выездные проверки, он нарушит Закон № 223-ФЗ, считает ФАС. В этом случае антимонопольный орган может вынести предписание и обязать заказчика изменить документацию.

Документ: Решение ФАС России от 24.04.2017 N 223ФЗ-353/17.

В 223-ФЗ может появиться запрет на участие из-за конфликта интересов

Конфликтом интересов будут считаться брак руководителя заказчика и гендиректора участника, а также близкое родство, отношения усыновления. В проекте перечислены и другие случаи конфликта интересов.

  1. В Законе № 223-ФЗ, в отличие от Закона № 44-ФЗ, пока нет запрета на участие в закупках при подобных обстоятельствах.
  2. Документ: Проект Федерального закона.
  3. Суд напомнил: заказчики по 223-ФЗ могут требовать поставки товара конкретных производителей
  4. Закон № 223-ФЗ не запрещает указывать в документации наименование производителя товара, подчеркнул АС Западно-Сибирского округа.

В рассмотренной ситуации заказчик предложил поставщикам на выбор двух производителей. Это было обусловлено потребностями заказчика и допускалось положением о закупке.

Кассационные суды нередко приходят к подобному выводу. На уровне апелляции же высказывалось мнение, что требовать поставки товара конкретного производителя можно, только если предмет закупки уникален.

Документ: Постановление АС Западно-Сибирского округа от 25.07.2017 по делу N А75-13243/2016.

Подготовлено на основе материалов Консультант Плюс.

Источник: https://umestentorg.com/law/popravki-v-223-fz/

Практика контроля над соблюдением 223-ФЗ о закупках

 аналитик Центра эффективных закупок (ООО «Тендеры.ру») Виталий Байрашев.

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — N 223-ФЗ) является довольно нетипичным законом для той части российской правовой системы, которая связана с установлением порядка расходования бюджетных средств.

Хотя действие N 223-ФЗ и не распространяется на прямых получателей бюджетных средств, критерии отнесения юридических лиц к лицам, подпадающим под действие N 223-ФЗ, свидетельствуют о том, что государство заинтересовано в повышении эффективности расходования всех имеющихся в его распоряжении ресурсов. 

Особенность N 223-ФЗ заключается в том, что N 223-ФЗ, как и Гражданский кодекс РФ, носит диспозитивный характер («разрешено все, что не запрещено»), в то время как Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе…» (далее — N 44-ФЗ) и другие нормативные акты, основанные на положениях Бюджетного кодекса РФ, носят императивный характер («запрещено все, что не разрешено»).

Данная особенность N 223-ФЗ имеет отношение и к части установления контроля над соблюдением N 223-ФЗ и ответственности за нарушение требований N 223-ФЗ: ч.10 ст.3 N 223-ФЗ устанавливает короткий закрытый перечень оснований для обжалования действий заказчика, а административная ответственность за нарушение N 223-ФЗ, по всей видимости, будет установлена только на третий год действия закона.

 

Несмотря на это, количество обжалований действий (бездействия) заказчиков в ФАС России, суды возрастает год от года; проверками принятых в рамках N 223-ФЗ положений о закупке начали заниматься органы прокуратуры.

Кроме того, за прошедшие два года действия N 223-ФЗ сложилась весьма интересная и часто противоречивая административная и судебная практики обжалования действий (бездействия) заказчиков, отдельные эпизоды развития которых также будут рассмотрены в данной статье. 

Итак, принятие Приказа ФАС России от 18.01.

2013 N 17/13 «Об утверждении Порядка рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» позволило разрешить существовавшую долгое время неопределенность относительно правомерности рассмотрения ФАС России дел по обжалованию действий (бездействия) заказчиков в рамках осуществления закупок по N 223-ФЗ. Порядок рассмотрения жалоб, определенный в указанном приказе, был принят в соответствии с ч.10 ст.3 N 223-ФЗ и распространяется на все виды закупок, осуществляемых заказчиком в рамках N 223-ФЗ, за исключением торгов и запроса котировок. Обжалование закупок, осуществляемых путем проведения торгов и запроса котировок, осуществляется в порядке, установленном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (Далее — N 135-ФЗ). 

Источник: http://naiz.org/arhive/analitics/rubrics/71/1563/

Проект комплексных поправок в Закон № 223-ФЗ — Орел

Министерством экономического развития России к концу июня был подготовлен проект комплексных поправок в Закон № 223-ФЗ, предполагающий его значительную корректировку.

В случае принятия поправок изменения коснутся закупок каждой компании, работающей по этому Закону.

Законопроект содержит целый ряд конструктивных предложений по совершенствованию Закона № 223-ФЗ, однако не лишён и отдельных недостатков, устранение которых способствовало бы более эффективному достижению его целей.

Новеллы, предложенные Минэкономразвития России, предполагают, что объём Закона № 223-ФЗ увеличится почти вдвое. Впрочем, при условии своевременного ознакомления с новыми правилами, добросовестным заказчикам, уже сегодня соблюдающим требования Закона № 223-ФЗ, после принятия поправок станет работать только легче. А недобросовестным – сложнее.

Поправки в Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) были разработаны Министерством экономического развития России во исполнение поручения Правительства России.

Целью этих поправок названо развитие конкуренции в регулируемой сфере. Нельзя не заметить, что предложенные поправки в целом развивают идеи законопроекта, подготовленного Минэкономразвития России в конце 2013 года и опубликованного на портале regulation.gov.ru 20 ноября.

При этом новый законопроект, опубликованный на том же портале 26 июня, отличается куда большей проработанностью предлагаемых новелл.

Большинство поправок из представленного министерством пакета и в самом деле устраняет препятствовавшие конкуренции пробелы законодательного регулирования и разрешает спорные вопросы, выявленные практикой применения Закона № 223-ФЗ.

Нельзя не отметить здравых подходов к регулированию закупочных механизмов, предложенных поправками. Предложенные министерством новеллы предусматривают существенное изменение большинства норм Закона № 223-ФЗ, однако изменения эти едва ли можно назвать ломкой сложившейся системы – скорее, это её радикальное совершенствование и приближение к принципам контрактной системы.

Однако общий вектор на сближение Закона № 223-ФЗ и практик контрактной системы имел своим побочным эффектом и то досадное обстоятельство, что в отельных частях законопроекта прослеживается механическое заимствование норм Федерального закона от 05.04.

2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которое само по себе едва ли может способствовать развитию конкуренции в сфере закупок, проводимых по Закону № 223-ФЗ.

Обусловлено это значительными различиями в правовой природе и закупочной мотивации субъектов каждого из законов. Не идентичны и текущие уровни развития конкуренции в контрактной системе с одной стороны и в сфере закупок, проводимых по Закону № 223-ФЗ, с другой стороны.

Этими базовыми различиями обуславливается и разница в методиках развития конкуренции в двух близких, но всё же обособленных сферах регулирования закупочной деятельности.

Уточнение терминов и понятий

Источник: https://orel.otchetonline.ru/et/etp/goszakaz/art.php?id=31845

Обзор нарушений при осуществлении закупок по Закону № 223-ФЗ. — Статьи — Консалтинговая группа "Аюдар"

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) имеет одну специфическую черту – его нормы носят диспозитивный характер, то есть разрешено все, что не запрещено. И перечень оснований для обжалования, установленный ч.

10 ст. 3 данного закона, короткий и является закрытым. Несмотря на это количество жалоб на действия (бездействие) заказчиков растет год от года, так что в настоящее время достаточно административной и судебной практики, чтобы проанализировать и выявить наиболее распространенные нарушения.

О них мы и расскажем сегодня.

По сравнению с Законом № 44-ФЗ[1], Закон № 223-ФЗ не такой уж и большой. Он устанавливает лишь общие правила закупок товаров, работ и услуг:

  • принципы закупок;
  • требования к правовому документу заказчика о закупках товаров, работ и услуг (положение о закупке);
  • отдельные процедурные сроки;
  • требования к содержанию извещения и документации о закупке;
  • отчетность; и др.

А вот способы закупок, порядок их проведения, требования к участникам, составу заявок, процедуре исполнения договора и иные моменты закупок в учреждении заказчик устанавливает самостоятельно в положении о закупке.

Из анализа практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчиков следует, что все нарушения Закона № 223-ФЗ можно условно поделить на несколько групп:

  • Противоречие положений о закупке нормам Закона № 223-ФЗ.
  • Несоблюдение принципов закупок.
  • Нарушение порядка осуществления закупок.

Положения о закупке

Поскольку «правила игры» устанавливаются заказчиком в положении о закупке, при рассмотрении жалоб или проведении проверки контролирующий орган вынужден изучать этот документ – ведь в каждом конкретном учреждении один и тот же вид закупки может быть регламентирован по-разному.

В настоящее время достаточно распространенным нарушением является установление сроков заключения контракта по итогам закупочных процедур в нарушение норм Закона № 223-ФЗ. Приведем примеры.

Решение Татарстанского УФАС от 05.05.2016 № ИП-04/6334 по жалобе № Т04-145/2016.

В положении о закупке МУП установлено, что срок подписания договора победителем, участником, с которым заключается договор, не должен превышать пять дней либо срок, указанный в документации о закупке.

Читайте также:  Установление разных цен на одни и те же товары в интернет-магазинах правомерно

Источник: https://www.audar-urist.ru/articles/171/obzor-narusheniy

Поправки Правительства к законопроекту

21 января 2017 08:30

Законопроектом уточняется круг лиц, которые не попадают под действие Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», определяется исчерпывающий перечень способов закупок, устанавливается возможность дочерних обществ заказчиков присоединиться к положению о закупке основных обществ, устанавливается право Правительства России определять обязательный для заказчиков объем закупок в электронной форме. Поправками к законопроекту, в частности, предлагается установить, что государственное или муниципальное имущество должно продаваться на электронных площадках, перечень которых утверждается Правительством России в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Таким образом будет сформирован единый перечень электронных площадок для госзакупок и для закупок юридическими лицами.

Проект
федерального закона № 821534-6 «О внесении изменений в Федеральный закон
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» внесен
в Государственную Думу распоряжением Правительства
от 22 июня 2015 года №1145-р. Принят Государственной Думой в
первом чтении 15 сентября 2015 года.

  • Проект
    федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках
    товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее –
    законопроект) был разработан во исполнение пункта 31 плана
    первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной
    стабильности в 2015 году (утвержден распоряжением Правительства
    27 января 2015 года № 98-р).
  • Законопроект
    направлен на расширение доступа малых и средних предприятий к закупкам в
    соответствии с Федеральным законом от 18
    июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ,
    услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Федеральный закон № 223-ФЗ).
  • Законопроектом
    уточняется круг лиц, которые не попадают под действие Федерального закона № 223-ФЗ,
    определяется исчерпывающий перечень способов закупок, устанавливается
    возможность дочерних обществ заказчиков присоединиться к положению о закупке
    основных обществ, устанавливается право Правительства России определять
    обязательный для заказчиков объем закупок в электронной форме.
  • Поправки
    к законопроекту подготовлены Минэкономразвития России.

Поправками,
в частности, предлагается установить в Федеральном законе «О приватизации государственного
и муниципального имущества», что государственное или муниципальное
имущество должно продаваться на электронных площадках, перечень которых
утверждается Правительством России в соответствии с Федеральным
законом от 5 апреля
2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок
товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных
нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ). Таким образом будет
сформирован единый перечень электронных площадок для госзакупок и для закупок
юридическими лицами.

Предусматривается
также перевод закупок товаров, работ, услуг, которые производятся в
соответствии с постановлением Правительства
от 11 декабря 2014 года № 1352 «Об особенностях
участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров,
работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в электронную форму. Предлагается
проводить такие закупки на электронных площадках, обеспечивающих проведение
аукционов в электронной форме в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ.

  1. Кроме
    того, в Федеральном законе № 223-ФЗ предлагается установить, что его
    требования не распространяются на сделки, заключаемые заказчиками с их
    взаимозависимыми лицами, сделки, связанные с заключением и исполнением
    договоров в соответствии с законодательством  об электроэнергетике, а также сделки
    юридических лиц, зарегистрированных на территории иностранного государства.
  2. Предусматривается
    также возможность неразмещения в единой информационной системе в сфере закупок
    сведений о закупках заказчиками отдельных видов финансовых услуг и прав на
    недвижимое имущество.
  3. Вводятся
    определения конкурентных и неконкурентных процедур закупок.
  4. Устанавливаются
    требования к порядку проведения закрытых конкурентных закупок и закрепляются полномочия
    Правительства России по определению порядка проведения закрытых процедур в
    электронной форме и заказчиков, которые будут обязаны проводить такие
    процедуры.
  5. Уточняются
    требования к закупке у единственного поставщика.

За
Казначейством России закрепляются полномочия по ведению в единой информационной
системе реестра заказчиков. Порядок ведения такого реестра будет устанавливаться
Правительством России.

Источник: http://government.ru/activities/selection/304/26167/

Изменения в Законе № 223-ФЗ

В 2015 году Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ (далее — Закон № 223-ФЗ) претерпел значительные изменения. Нововведения коснулись деятельности крупных компаний с государственным участием, реализующих инвестиционные проекты.

Также в законе появились нормы, обязывающие заказчиков закупать инновационную и высокотехнологичную продукцию у субъектов малого и среднего предпринимательства. Часть изменений уже вступила в силу, много нового ожидает заказчиков с наступлением 2016 года.

Кроме того, законопроект со значительным количеством поправок Закона № 223-ФЗ находится на рассмотрении Государственной Думы РФ.

Что уже поменялось

Одна из поправок была внесена Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 159-ФЗ в часть 4 статьи 11 Закона № 223-ФЗ.

Изменения, внесенные в Закон № 223-ФЗ, коснулись деятельности головных исполнителей и исполнителей, участвующих в поставках продукции по государственному оборонному заказу.

Отношения, связанные с открытием ими отдельных счетов в банках и заключением договоров о банковском сопровождении были исключены из сферы регулирования Закона № 223-ФЗ.

Вторая поправка, внесенная Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 210-ФЗ, затронула закупки аудиторских и консультационных услуг. Теперь Правительство РФ вправе устанавливать особенности осуществления таких закупок (за исключением проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика).

Изменения в закупках у субъектов малого и среднего предпринимательства

Федеральным законом от 29 июня 2015 № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» была установлена обязанность конкретных заказчиков осуществлять закупку инновационной и высокотехнологичной продукции, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства. Перечень заказчиков и годовой объем таких закупок утвердит Правительство РФ.

  • В плане закупок появится раздел о закупках у субъектов малого и среднего предпринимательства, в который заказчики будут вносить сведения в соответствии с утвержденными ими перечнями товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется у таких субъектов.
  • Оценкой и мониторингом проектов планов закупки инновационной и высокотехнологичной продукции займутся корпорация развития малого и среднего предпринимательства, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданные ими организации.
  • По результатам оценки или мониторинга заказчикам выдадут заключение о соответствии или о несоответствии их планов закупки инновационной и высокотехнологичной продукции.

Большинство предусмотренных данным законом поправок вступает в силу с 1 ноября 2015 года. К 1 января 2016 года планируется утвердить перечень конкретных заказчиков, обязанных осуществлять закупку инновационной и высокотехнологичной продукции, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Новые правила реализации инвестиционных проектов

13 июля 2015 года был принят Федеральный закон № 249-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц…». Документ предусматривает координацию режима закупок продукции машиностроения за счет средств инвестиционных проектов.

Новые нормы коснутся госкомпаний, реализующих крупные инвестпроекты, стоимость которых превышает 10 млрд руб. или проектов, которым оказываются меры государственной поддержки.

Такие заказчики должны будут ориентироваться на отечественных поставщиков продукции машиностроения.

С этой целью госкомпании будут формировать перечни товаров еще до включения их в планы закупок и представлять их на рассмотрение в координационный орган Правительства РФ.

В перечнях заказчики в числе прочего будут указывать сведения о предполагаемых поставщиках, эксплуатационные характеристики товаров и планируемые сроки поставки. Кроме того, в случае закупок продукции машиностроения за рубежом заказчики будут включать в перечень сведения о такой продукции и рекомендации по освоению ее производства на территории России.

При этом госкомпаниям может быть отказано в возможности осуществления закупки продукции машиностроения за рубежом, в случае если аналогичная продукция производится на территории России. Кроме того, Федеральным законом предусмотрено введение запрета для компаний с государственным участием заключать договора по результатам закупок, если информация о таких закупках не была включена в план.

Указанные нововведения в закупочной деятельности по Закону № 223-ФЗ призваны обеспечить развитие российского производства продукции машиностроения.

Изменения вступят в силу с 10 января 2016 года.

Важные поправки к Закону № 223-ФЗ рассматривает ГД РФ

Названные поправки Закона № 223-ФЗ отразятся на деятельности не всех заказчиков, осуществляющих свою закупочную деятельность в рамках Закона № 223-ФЗ.

А вот в июне нынешнего года в Государственную Думу РФ был внесен законопроект, предполагающий гораздо более масштабные изменения норм действующего закона.

Проект Федерального закона № 821534-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» был принят в первом чтении 15 сентября 2015 года.

Какие новшества ждут заказчиков, осуществляющих закупки по Закону № 223-ФЗ?

В целом изменения будут направлены на усиление контроля государства за расходованием бюджетных средств, ведь общий объем финансов, которые ежегодно проходят через закупки госкомпаний, составляет 17,5 трлн. рублей.

С принятием поправок заказчиков ждет закрытый перечень способов закупок. Согласно законопроекту в положении о закупке могут быть предусмотрены следующие конкурентные способы закупки: конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений, а также закупка у единственного поставщика.

Положение о закупках по-прежнему может предусматривать и иные способы определения контрагентов, но использовать их можно будет при условии, что начальная максимальная цена договора превысит размер, который установит Правительство РФ.

Предполагается, что указанные изменения позволят в значительной мере сократить число нетиповых способов закупки, тем самым сократив долю договоров, заключаемых без проведения конкурентных торгов.

В целях расширения круга лиц, имеющих возможность участвовать в закупках по Закону № 223-ФЗ, из требований к участникам торгов будет исключено условие о соответствии параметрам, установленным заказчиком в положении о закупке.

В проекте закона уточняется срок, в течение которого заказчик, не выполнивший обязанность осуществить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства, должен будет руководствоваться положениями Закона о контрактной системе. Согласно новым нормам этот период будет исчисляться с 1 февраля очередного года и до завершения такого года.

Для выполнения отдельных функций, связанных с закупочной деятельностью по Закону № 223-ФЗ заказчику предоставят право заключать договор со специализированной организацией.

По аналогии с Законом о контрактной системе права и обязанности в результате выполнения такого договора возникнут у заказчика, который будет нести солидарную ответственность за вред, причиненный действиями спецорганизации.

Кроме того, рассматриваемый законопроект предполагает внесение в Закон № 223-ФЗ новых статей, устанавливающих более жесткие требования к конкурентным закупкам и к закупкам в электронной форме.  

Новый порядок регламентирует сроки и порядок внесения изменений в документацию о закупке, а также порядок предоставления разъяснений положений документации участникам торгов по Закону № 223-ФЗ. В законопроекте предусмотрено право заказчика создавать комиссию по проведению закупок.

Также предлагается закрепить в законе требования к проведению закупки, в том числе к форме и содержанию протоколов, составляемых в ходе конкурентных закупок, а также сроки размещения документации и протоколов в ЕИС.

Таким образом, заказчикам, чьи положения о закупках содержат иные, чем будет предусмотрено новыми нормами сроки и правила проведения закупок, предстоит пересмотреть и заново утвердить свои положения о закупках.

Нововведения коснутся и требований к закупкам в электронной форме.

Обмен информацией между участником закупки, заказчиком и оператором электронной площадки будет происходить на электронной площадке в форме электронных документов.

При этом предполагается, что запрос о разъяснении документации о закупке и соответствующие разъяснения заказчика будут направляться и другими способами, установленными положением о закупке.

Планируются поправки и в отношении отчетности. Согласно новому порядку заказчики должны будут вносить в отчет сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных по результатам закупок в электронной форме.

Интересно, что многие из предложенных рекомендаций сходны с положениями Закона № 44-ФЗ. Таким образом, происходит сближение правил закупок отдельными видами юридических лиц с правилами, по которым осуществляются закупки для государственных и муниципальных нужд.

Предполагается, что изменения вступят в силу с 1 января 2016 года. В таком случае заказчикам предстоит привести свои положения о закупке в соответствие с новыми требованиями до 1 марта 2016 года.

Источник: https://www.budgetnik.ru/art/9225-vajnye-popravki-v-zakon-223-fz

Ссылка на основную публикацию