Административная ответственность предпринимателей

Содержание статьи:

Административное правонарушение

Административным правонарушением признаются противоправные, виновные действия (иногда и бездействие) индивидуального предпринимателя, за которые законами субъекта РФ и КоАП предусмотрена административная ответственность (КоАП в редакции от 06.07.2016). Административные правонарушения регулируются КоАП России.

Ответственность за административные правонарушения предусмотрена для юр. лиц, предпринимателей и физических лиц.

  • Для Москвы и Московской области:
  • Для Санкт-Петербурга и Ленинградской области:

Заявки и звонки принимаются круглосуточно и без выходных дней.

Административная ответственность ИП в области предпринимательской деятельности

Административная ответственность ИП по КоАП касательно ситуаций, связанных с предпринимательскими действиями, наступает в случае возникновения следующих правонарушений (гл. 14 КоАП РФ):

  • деятельность осуществляется без предварительной госрегистрации ИП и получения лицензий, дающих право на выполнение указанных в документе бизнес-операций (включая риелторские и транспортные услуги) – штраф 4-5 тыс. руб.;
  • незаконная организация и проведение каких-либо азартных игр (включая ставки на тотализаторе и букмекерской конторе на официальные соревнования по различным видам спорта) – штраф 30-50 тыс. руб.;
  • незаконная реализация продукции, свободная продажа которой ограничена либо запрещена – штраф 3-4 тыс. руб.;
  • незаконная реклама табачных изделий с целью увеличения продаж указанной продукции – штраф 5-50 тыс. руб.;
  • реализация населению товаров и услуг низкого качества – штраф 10-20 тыс. руб.;
  • продажа продукции, услуг, работ в случаях, когда данные действия выполняются без указания необходимой информации о продавце (исполнителе) – штраф 3-4 тыс. руб.;
  • непредоставление информации, которая необходима для ведения автоматизированной единой информационной системы – штраф 3-5 тыс. руб.;
  • завышение цен на изделия, стоимость которых устанавливается государством – штраф 50 тыс. руб. либо дисквалификация на период до 36 месяцев;
  • обман клиентов во время проведения торговых операций – штраф 10-30 тыс. руб.;
  • непредоставление потребителю информации о реализуемой продукции – штраф 500-1000 рублей;
  • незаконное использование чужих брендовых знаков – штраф 10-50 тыс. руб.;
  • предоставление банку ложной информации с целью получения займа – штраф 2-3 тыс. руб.;
  • фиктивное объявление ИП банкротом – штраф 5-10 тыс. руб.;
  • нарушение правил учёта и реализации этилового спирта – штраф 10-15 тыс. руб.;
  • незаконные операции с ломом чёрного и цветного металла – штраф 4-5 тыс. руб.;
  • заключение договора, нарушающего антимонопольное законодательство – штраф 20-50 тыс. руб.;
  • продажа продукции на розничном рынке без предварительного оформления карточки продавца – штраф 5-20 тыс. руб.;
  • установка и эксплуатация рекламных щитов без полученного разрешения от муниципалитета – штраф 3-5 тыс. руб.;
  • установка вдоль дорог рекламных щитов, похожих на знак дорожного движения – штраф 10-15 тыс. руб.;
  • предоставление услуг отельного бизнеса без получения гостиницей специального государственного свидетельства – штраф 7-10 тыс. руб.;
  • непредоставление ИП, занимающимся поставками товаров, контрагентам информации об условиях заключения договора на сотрудничество – штраф 20-40 тыс. руб.;
  • нарушение, допущенное ИП-туроператором в сфере туристического бизнеса – штраф 3-20 тыс. руб.;
  • продажа несовершеннолетнему гражданину табачной или алкогольной продукции – штраф 35-50 тыс. руб.;
  • предоставление кредитов иным физическим либо юридическим лицам, не имея разрешения осуществлять указанный вид деятельности – штраф 20-50 тыс. руб.

Административная ответственность ИП в области финансов, налогов и сборов, порядка работы с наличностью

Административная ответственность ИП по вопросам ведения работы с наличными средствами и в области налогов, финансов наступает в ситуациях, регламентированных гл. 15 КоАП РФ:

  • нарушен порядок расчётов через кассу предпринимателя или в кассе имеется денежная сумма сверх установленной нормы – 4000-5000 рублей;
  • нарушены сроки подачи налоговой декларации в «налоговую» по месту регистрации ИП – 300-500 рублей;
  • не представлены сведения в налоговый и таможенный орган, которые необходимы для выполнения налогового контроля – 300-500 рублей;
  • грубо нарушены требования, которые предъявляются к ведению бухгалтерской отчётности и учёта (например, искажение показателей отчётности либо занижение налоговых сумм) – 5000-10000 рублей;
  • произведены и реализованы товары без предварительного нанесения на продукцию маркировки, которая предусмотрена по законодательству РФ – 5000-10000 рублей;
  • подана искаженная информация во время декларирования оборота и производства алкогольной продукции – 5000-10000 рублей;
  • осуществление валютных операций, которые запрещены российским законодательством – от ¾ величины операции до её полного размера;
  • нарушено законодательство в вопросах сроков проведения регистрации во внебюджетных фондах при обязательном социальном страховании (если ИП выступает страхователем) – 500-1000 рублей;
  • информация по уплаченным и начисленным налогам представлена в государственные контролирующие органы с нарушением сроков подачи – 300-500 рублей;
  • ИП скрыл информацию о наступившем страховом случае на своей фирме, с сотрудником, обладающим страховкой на случай получения на производстве заболеваний либо травм – 500-1000 рублей;
  • неуплата страховых взносов – 500-1000 рублей;
  • не оплачены налоговые сборы – за неуплату налогов НК (ст. 122, п. 1) предусмотрено наказание в виде штрафных санкций в размере 20% от суммы, которая не была выплаченной.

Административная ответственность ИП за нарушение трудового законодательства

Привлечение к административной ответственности ИП за правонарушения, относящиеся к трудовому законодательству, осуществляется в случаях, указанных в ст. 5.27.1 КоАП:

  1. Нарушены требования по охране труда, установленные федеральными законами. Наказание в виде штрафа 2000-5000 рублей.
  2. Предпринимателем нарушено условие по проведению специальной оценки условий труда на рабочем месте. Наказанием служит штраф в размере 5000-10000 рублей.
  3. За неоформленного работника предприниматель может быть наказан штрафом в размере 1000-5000 рублей либо запретом на ведение бизнеса продолжительностью до 90 дней.
  4. Предприниматель допустил к выполнению рабочих обязанностей сотрудника без прохождения последним следующих процедур (в случаях, когда это необходимо):
    • специального обучения и сдачи зачёта по знанию требований охраны труда;
    • предварительного и периодического медицинского осмотра;
    • обязательного осмотра у психиатра.

    Наказанием за нарушение будет штраф в размере 15000-20000 рублей.

  5. Непредоставление работнику необходимого индивидуального средства защиты (если оно необходимо для ведения рабочей деятельности). Наказанием служит админ. штраф в размере 20000-30000 рублей.
  6. Повторное выполнение указанных нарушений повлечет за собой наложение штрафа в размере 30000-40000 рублей либо запрет на ведение бизнес-деятельности на период до 3-х месяцев.

Административная ответственность ИП за нарушение правил приема на работу иностранных граждан

Ст. 18.15 КоАП предусмотрена ответственность ИП за нарушения правил по трудоустройству иностранцев:

  • принятие на работу гражданина другого государства, не обладающего патентом либо разрешением выполнять трудовую деятельность на территории России – штраф 25000-50000 рублей;
  • оформление на должность, которая не указана в патенте или разрешении на работу — штраф 25000-50000 рублей;
  • оформление на работу иностранца, если предварительно не получено разрешение, использовать труд иностранного наёмного работника — штраф 25000-50000 рублей;
  • нарушение порядка уведомления либо не уведомление УФМС о заключенном трудовом соглашении с иностранцем – штраф 35000-50000 рублей либо запрет на бизнес-деятельность на период до 90 дней;
  • иностранец, принятый на работу, не поставлен на миграционный учёт – штраф 40000-50000 рублей (п. 4, ст. 18.9 КоАП).

Длящиеся правонарушения

В соответствии со ст. 4.5. Кодекса, ИП не привлекается к ответственности за противоправные действия, на которые истёк срок давности (2 месяца).

Пункт 1 обозначенной статьи выделяет понятие длящихся правонарушений. Это те действия, которые сопряжены с продолжительным невыполнением обязанности, возложенной законом на ИП под угрозой применения административных взысканий.

При длящихся правонарушениях сроки, предусмотренные п.1, ст. 4.5 КоАП, исчисляются с момента обнаружения правонарушения.

Заключение

В завершение статьи выделим несколько ключевых моментов:

  1. Действующее административное законодательство содержит обширный перечень действий, за которые предприниматель может быть привлечен к ответственности.
  2. Как правило, в качестве мер административной ответственности к предпринимателям чаще всего применяется штраф либо запрет на осуществление соответствующей деятельности на определенный срок.
  3. Общий срок, в течение которого должностное лицо обязано составить соответствующее постановление – 2 месяца с момента совершения правонарушения. При длящихся правонарушениях срок давности начинает отсчитываться с момента обнаружения противоправных действий

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по административной ответственности ИП

Вопрос: Добрый день, меня зовут Мария Никитична. Я предприниматель. У меня небольшой деревоперерабатывающий цех, цех изготовления мебели и торговая команда.

Приняла на работу иностранца на должность мастера деревоперерабатывающего цеха. Он у меня работает уже 6 месяцев. В его патенте указана лишь торговая деятельность, а это уже нарушение законодательства.

Какую ответственность несет ИП в этом случае?

Ответ: Мария Никитична, по общему правилу, постановление по делу об административном правонарушении не может выноситься позже 2 месяцев с момента совершения соответствующего проступка.

Однако в вашем случае имеет место так называемое длящееся правонарушение. В таких случаях указанный выше срок исчисляется с момента непосредственного обнаружения противоправных действий. Согласно ст. 18.

15 КоАП РФ, для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, за данное правонарушение установлен штраф в размере до 50000 тыс. рублей.

Административная ответственность предпринимателей

Список законов

  • КоАП в редакции от 06.07.2016
  • Ответственность ИП
  • Налоговая ответственность
  • Для Москвы и Московской области:
  • Для Санкт-Петербурга и Ленинградской области:

Заявки и звонки принимаются круглосуточно и без выходных дней.

Сохраните статью себе!

Источник: http://busines-suport.ru/ip/obshhie-voprosy/otvetstvennost-individualnogo-predprinimatelya/administrativnaya-otvetstvennost-ip/

Административная ответственность предпринимателей

  • Виды и основания ответственности ИП
  • ИП по КоАП — это физическое или юридическое лицо?
  • За какие правонарушения ИП предусмотрена административная ответственность
  • Срок давности привлечения к ответственности ИП, его наказание
  • Обжалование постановлений о привлечении к административной ответственности

Виды и основания ответственности ИП 

Индивидуальный предприниматель как субъект права может быть привлечен к разным видам ответственности по ряду оснований:

  • Во-первых, к гражданско-правовой — по обязательствам перед кредиторами. Такую ответственность он несет всем своим имуществом в соответствии со ст. 24 Гражданского кодекса РФ.
  • Во-вторых, к ответственности за нарушение трудового законодательства. На ИП-работодателя распространяются требования Трудового кодекса РФ и других актов.
  • В-третьих, к налоговой — за несвоевременно сданную отчетность, уплату налогов или других обязательных платежей (см., например, ст. 122 Налогового кодекса РФ).
  • В-четвертых, к административной. Правонарушения и наказания в этом случае мы рассмотрим в настоящей статье чуть позже.
  • И наконец, к уголовной. Она наступает за деяние, ущерб при котором крупный или особо крупный (для разных преступлений установлен разный стоимостной предел). 

Об имущественной ответственности перед контрагентами и работниками можно прочитать в статье «Как определяется имущественная ответственность предпринимателя?». 

Ип по коап — это физическое или юридическое лицо? 

В КоАП индивидуальный предприниматель упоминается 4 способами:

  1. Как должностное лицо. ИП является должностным лицом по умолчанию согласно ст. 2.4 КоАП.
  2. Индивидуальный предприниматель. Используется только в некоторых статьях, например в ст. 14.46.2 КоАП.
  3. Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Так говорится в нормах, где отдельное наказание предусмотрено для должностных лиц (руководителей организаций, госслужащих) и для ИП (см., например, ст. 5.27 или 14.4 КоАП).
  4. Юридическое лицо. Им предприниматель считается, если он совершил правонарушения, перечисленные в ст. 15.27 и гл. 18 КоАП. Такое правило установлено ст. 15.27 и 18.1 указанного акта. 
Читайте также:  Регистрация изменений в учредительных документах юридического лица

Таким образом, ИП несет ответственность по КоАП РФ в основном как должностное лицо и в специально указанных случаях как предприниматель, юридическое лицо. 

За какие правонарушения ИП предусмотрена административная ответственность 

Условно все правонарушения, которые может совершить предприниматель, можно разделить на 3 группы:

  1. Правонарушения, связанные с организацией деятельности: несоблюдение правил регистрации ИП, получения лицензии, ведения кассовых операций, нарушения требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических норм, экологического законодательства и т. п.
  2. Правонарушения, связанные с самой деятельностью: продажа некачественного товара, недобросовестная конкуренция, обман потребителей, несоблюдение закона о защите прав потребителей и т. д.
  3. Правонарушения, связанные с трудовыми отношениями. ИП, нанимающий людей, становится налоговым агентом и страхователем, а также лицом, обязанным предоставить безопасное рабочее место. Поэтому при неоформлении работника, непроведении с ним инструктажа, неотчислении за него страховых взносов, невыплате заработной платы и других подобных правонарушениях предприниматель привлекается к административной ответственности по ст. 5.27–5.34 КоАП. 

Срок давности привлечения к ответственности ИП, его наказание 

Срок давности привлечения предпринимателей к административной ответственности согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП:

  • 2 месяца в общем случае;
  • 3 месяца, если дело рассматривается судьей. 

Кроме того, ст. 4.5 предусматривает специальные сроки, например 2 года за нарушение законодательства о бухучете.

В п. 14 ПП ВС РФ от 24.03.2005 № 5 уточняется, что:

  1. Отсчет срока давности начинается со дня, следующего за днем совершения правонарушения.
  2. Если форма правонарушения — бездействие, отсчет начинается со дня, следующего за последним днем периода, в котором должна была быть исполнена обязанность.
  3. При длящемся правонарушении сроки начинают исчисляться со дня его обнаружения и составления должностным лицом протокола. 

Если дознаватель или следователь не усмотрел в совершенном деянии признаков преступления и отказал в возбуждении уголовного дела (на это рассмотрение/решение им дается 3 дня в соответствии со ст. 144 УПК РФ), то отсчет срока для привлечения к административной ответственности начнется со дня совершения правонарушения (ч. 4 ст. 4.5 КоАП).

Превалирующая часть наказаний за административные правонарушения — это наложение штрафа на ИП.

Другим видом наказания может быть административное приостановление деятельности и дисквалификация ИП. Они назначаются только судьей (ч. 1 ст. 3.11, ч. 1 ст. 3.12 КоАП). 

Обжалование постановлений о привлечении к административной ответственности 

Предприниматель, не согласный с основанием привлечения к ответственности или назначенной мерой наказания, вправе обжаловать вынесенное должностным лицом или судом постановление (ст. 30.1 КоАП):

  1. Если акт был издан в связи с нарушением ИП трудового законодательства, то он обжалуется через вышестоящую инстанцию или в суде общей юрисдикции (ст. 22 ГПК РФ, п. 1 ПП ВС РФ от 17.03.2004 № 2).
  2. Если правонарушение вытекает из предпринимательской деятельности, то обжалование решения о привлечении к ответственности происходит соответственно в вышестоящем административном органе или арбитражном суде (ч. 3 ст. 30.1 КоАП, ст. 207 АПК РФ). 

На подачу заявления дается 10 дней со дня получения постановления. Суд выбирается заявителем: по месту своего жительства или местонахождению органа, чье решение оспаривается.

Суд рассматривает дело об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя в течение 2 месяцев, его решение вступает в силу через 10 дней после принятия.

Если было принято решение об отказе в удовлетворении требований, то со дня начала действия акта суда начинает действовать постановление о привлечении к ответственности (п. 14 ПП ВАС от 02.06.2004 № 10). 

*** 

Таким образом, оснований для привлечения к административной ответственности индивидуальных предпринимателей множество. Самый распространенный вид наказания — это штраф.

Постановления выносят должностные лица контролирующих органов или суд в течение 2 или 3 месяцев после совершения ИП правонарушения. Обжаловать их можно в суде общей юрисдикции или арбитражном суде в зависимости от содержания правонарушения.

Источник: https://rusjurist.ru/predprinimatelskaya_deyatelnost/administrativnaya_otvetstvennost_individualnyh_predprinimatelej/

Административная ответственность предпринимателей

Административная
ответственность наступает за
правонарушения, предусмотренные
Административным кодексом, а также
отдельными федеральными законами, если
эти нарушения по своему характеру не
несут за собой в соответствии с действующим
законодательством уголовной
ответственности. За совершение
административных правонарушений могут
применяться следующие административные
взыскания: предупреждение; штраф;
исправительные работы; административный
арест и др.

Не рассматривая
все виды административных правонарушений,
за которые предприниматели и организации
могут подвергнуться административной
ответственности, перечислим те, которые
непосредственно связаны с предпринимательской
деятельностью.

Это – нарушение
законодательства о труде и законодательства
об охране труда; уклонение от участия
в переговорах по коллективному договору,
соглашению; невыполнение или нарушение
коллективного договора, соглашения;
нарушение санитарно-гигиенических
правил и норм; нарушение права
государственной собственности на недра,
воды, леса, на животный мир; порча
сельскохозяйственных и других земель;
нарушение законодательства по
осуществлению деятельности на
континентальном шельфе Российской
Федерации; нарушение правил ввода в
эксплуатацию новых предприятий и их
последующей эксплуатации; нарушение
правил торговли; незаконная торговля
товарами (иными предметами), свободная
реализация которых запрещена или
ограничена; продажа товаров ненадлежащего
качества или с нарушением санитарных
правил; продажа товаров без документов;
нарушение государственной дисциплины
цен; продажа подакцизных товаров без
маркировки марками установленных
образцов; незаконная продажа товаров
или иных предметов; обман потребителей
в небольшом размере; необеспечение
маркировки марками установленных
образцов при производстве подакцизных
товаров; неисполнение предписаний
федерального антимонопольного органа;
нарушение или невыполнение правил
пожарной безопасности; нарушение
обязательных требований государственных
стандартов, правил обязательной
сертификации, нарушение требований
нормативных документов по обеспечению
единства измерений; нарушение установленных
правил получения, расходования, учета
и хранения драгоценных металлов и камней
или изделий, их содержащих; прием на
работу без паспорта или без регистрации
и другие административные правонарушения.

Ответственность предпринимателей за нарушение антимонопольного законодательства

В соответствии с
действующим законодательством организации
или их руководители, а также индивидуальные
предприниматели, виновные за противоправные
деяния, нарушающие антимонопольное
законодательство, несут гражданско-правовую,
административную либо уголовную
ответственность. Так, в случае нарушения
антимонопольного законодательства
предприятия (организации) в соответствии
с предписанием антимонопольного органа
обязаны прекратить нарушение, восстановить
первоначальное положение, расторгнуть
договор или внести в него изменения,
заключить договор с другим хозяйствующим
субъектом, перечислить прибыль, полученную
в результате нарушения, в федеральный
бюджет, осуществить реорганизацию в
форме разделения или выделения с
соблюдением условий и сроков, выполнить
иные действия, предусмотренные
предписанием.

Ответственность
в виде штрафа несут организации за
следующие
нарушения антимонопольного законодательства:

  • неисполнение в срок предписаний федерального антимонопольного органа (территориального органа) – до 100 МРОТ за каждый день просрочки исполнения предписания, но не более 25 тыс. МРОТ;
  • совершение действий (бездействие) в нарушение порядка, предусмотренного ст. 17 и 18 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. № 948-1 (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 г. № 3-ФЗ), – до 5 тыс. МРОТ;
  • непредставление в срок по требованию федерального антимонопольного органа (территориального органа) документов либо иной информации, подлежащей представлению в соответствии со ст. 17 и 18 указанного Закона, –до 50 МРОТ за каждый день нарушения установленного срока, но не более 5 тыс. МРОТ;
  • нарушение установленного порядка представления сведений о своих аффилированных лицах при представлении информации на основании ходатайств и уведомлений, предусмотренных ст. 17 и 18 указанного Закона,–до 5 тыс. МРОТ;
  • представление федеральному антимонопольному органу (территориальному органу) недостоверных сведений – до 1 тыс. МРОТ;
  • неисполнение законных требований федерального антимонопольного органа (территориального органа) в соответствии п. 3 ст. 17 и п. 4 ст. 18 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» – в размере до 8 тыс. МРОТ. В соответствии с Законом при определении размера штрафа должно учитываться экономическое состояние организаций.
  • Индивидуальные
    предприниматели, виновные:
  • • в
    непредставлении в срок по требованию
    федерального антимонопольного
    органа (территориального органа)
    документов либо
    иной информации, необходимой для
    осуществления его
    деятельности, в случаях, предусмотренных
    Законом PФ
    «О
    конкуренции и ограничении монополистической
    деятельности
    на товарных рынках», несут административную
    ответственность в виде предупреждений
    или штрафа до
    80 минимальных размеров оплаты труда;
  • • в
    совершении действий (бездействий),
    нарушающих порядок,
    установленный ст. 17 и 18 указанного
    Закона, несут административную
    ответственность в виде предупреждения
    или
    штрафа до 80 МРОТ в течение 2 месяцев со
    дня
    обнаружения данного правонарушения;

• в
неисполнении законных требований
федерального антимонополь-ного
органа (территориального органа),
предъявляемых
в соответствии с п.3 ст. 17 и п. 4 ст. 18
указанного Закона,
несут административную ответственность
в виде предупреждения
или штрафа до 100 МРОТ.

Штраф, наложенный федеральным антимонопольным
органом (территориальным органом) на
коммерческую или некоммерческую
организацию, за исключением индивидуальных
предпринимателей
взыскивается в федеральный бюджет в
безакцептном порядке
в 30-дневный срок со дня внесения решения
о его взыскании.

Штраф, наложенный на
руководителя коммерческой или
некоммерческой
организации, индивидуальных
предпринимателей, должен
быть уплачен ими в 30-дневный срок со дня
получения решения
о наложении штрафа.

При уклонении от
уплаты штрафа или неуплаты
штрафа в полном размере он взыскивается
по решению суда в установленном
порядке, а также взыскивается пеня в
размере 1% от
суммы штрафа или его неуплаченной части
за каждый день просрочки.

Источник: https://StudFiles.net/preview/7516460/page:23/

Административная ответственность юридических лиц и предпринимателей

Общие основания административной ответственности юридических лиц и предпринимателей

            Российская Федерация далеко не первое государство, где широко применяется институт административной ответственности юридических лиц и предпринимателей (в тех странах, где разделяется статус юридических лиц и лиц, занимающихся бизнесом персонально).

В Европе нет ни одного государства, в котором бы в повседневной правоприменительной практике не подтверждалась значимость и эффективность данного института.

Закономерно поэтому, что и КоАП РФ проявляет к нему повышенное внимание, признавая юридических лиц и предпринимателей субъектами значительного количества административных правонарушений, связанных с несоблюдением установленных правил в области промышленности и энергетики, связи и информации, предпринимательской деятельности, антимонопольного законодательства, финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, таможенного дела, транспорта, экологии и многих других.

            Правовой статус юридического лица в административно-деликтных отношениях имеет существенные особенности, наличие которых обусловило выделение в КоАП РФ ряда специальных норм, характеризующих специфику административной ответственности этой группы субъектов. Укажем на некоторые черты этой специфики.

            1. В основе понятия юридического лица как субъекта административного правонарушения лежит гражданско-правовое определение данной правовой категории, сформулированное в ГК РФ (статьи 48 и 51 ГК РФ). Обязательным признаком юридического лица в таких отношениях является наличие у него гражданской правосубъектности. Из этого следует два важных вывода.

Читайте также:  Расходы при банкротстве физического лица - стоимость услуг

            Во-первых, не любая организация, обладающая гражданской правосубъектностью, может быть субъектом административной ответственности.

В частности, не являются таковыми общественные объединения, не зарегистрированные в качестве юридического лица (например, религиозные группы), международные организации, их филиалы и представительства, работающие на территории Российской Федерации, а также филиалы и представительства российских юридических лиц.

  •             Во-вторых, административная ответственность юридических лиц распространяется не только на хозяйствующих субъектов, но и на субъектов публичного права, имеющих статус юридического лица.
  •             Речь идет о различных публично-правовых образованиях, главным предназначением которых является не участие в гражданском обороте и не осуществление предпринимательской деятельности, а решение задач общественного характера либо путем различных форм общественной самодеятельности, либо путем реализации властных полномочий публичного управления.
  •             Можно выделить две группы таких субъектов:
  •             •организации, которые упоминаются в качестве юридических лиц в ГК РФ;
  •             •организации, которые в качестве юридических лиц в ГК РФ не упоминаются и приобретают данный статус на основании иных нормативных правовых актов.

            К первой группе можно отнести некоторые общественные объединения и учреждения, в том числе профсоюзы, политические партии, государственные и муниципальные учреждения: образовательные учреждения культуры, здравоохранения, научно-исследовательские институты, государственные университеты и т.п.

            Во вторую группу входят, в частности, федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы (за исключением Правительства РФ, которое в соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г.

№ 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» не имеет статуса юридического лица); иные государственные органы, например Счетная палата, Центральная избирательная комиссия, а также представительные и исполнительные органы субъектов РФ, такие же органы местного самоуправления (подробнее см.

: «Рассмотрение в судах общей юрисдикции дел об административных правонарушениях» (Панкова О.В., под ред. О.А. Егоровой, «Статут», 2014)).

            Кроме того, в качестве юридических лиц публичного права следует рассматривать саморегулируемые организации, осуществляющие государственные функции по оказанию государственных услуг.

            2. Юридические лица подлежат административной ответственности только тогда, когда это предусмотрено статьями Особенной части КоАП РФ или законами субъектов РФ (ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ). Это универсальное правило исключений попросту не знает.

            3.

В случае если в санкции статьи, устанавливающей административную ответственность, прямо не указано, что она применяется только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу (ч. 2 ст. 2.10 КоАП РФ).

            4. Из десяти видов административных наказаний, предусмотренных ст. 3.2 КоАП РФ, к юридическим лицам могут применяться только четыре: предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, административное приостановление деятельности.

            Наиболее распространенными из них являются административный штраф и конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения. Объявление устного замечания в порядке ст. 2.9 КоАП РФ к числу административных наказаний не относится.

            При этом размер административного штрафа, исчисляемого в твердом рублевом эквиваленте, по общему правилу не может превышать 1 млн. руб. Однако за отдельные составы нарушений такой штраф установлен в значительно большем размере и может достигать десятков миллионов рублей.

Как видим, введенные в законодательство об административных правонарушениях штрафные санкции для юридических лиц являются значительными по размеру и способны существенным образом влиять на их социально-экономическое положение.

Очевидно, что подобное наказание объективно направлено на осуществление не только предупредительной, но и карательной функции, и в этом качестве оно вполне сопоставимо с уголовно-правовыми штрафами.

            5.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (ч. 3 ст. 2.10 КоАП РФ), при том, что за отдельные виды административных правонарушений для юридических лиц предусматриваются более высокие по размеру санкции по сравнению с санкциями для физических лиц.

            По мнению Конституционного Суда РФ, такое правовое регулирование, будучи обусловленным спецификой юридических лиц, на которых, как на участников хозяйственного оборота возлагаются и риски, сопутствующие осуществляемой ими деятельности, а также тем обстоятельством, что в отличие от физических лиц они не признаются действующим законодательством субъектами уголовной ответственности, является конституционно допустимым (Постановления Конституционного Суда РФ от 27 апреля 2001 г. № 7-П и от 26 ноября 2012 г. № 28-П).

            Это правило многие авторы объясняют принципом справедливости, согласно которому каждое лицо несет ответственность за деяние в соответствии со степенью его вины.

Однако у большинства правоприменителей и лиц, привлекаемых к административной ответственности, оно просто не укладывается в голове: почему за одно и то же правонарушение должны отвечать и юридическое лицо, и лицо физическое? Почему в этом случае законодатель по сути ввел принцип двойной ответственности за одно правонарушение (в административных протоколах составы правонарушений для юридических лиц и для должностных лиц часто формулируются словно «под копирку»). Такой подход особенно болезненно воспринимается владельцами небольшого бизнеса, для которых юридическое лицо – это, по существу, они сами, их дело, их жизнь. Критично относится к подобной практике и автор публикации. Полагаю, что рано или поздно нас ждут здесь принципиальные уточнения и разъяснения, например, по вопросу о том, что должностное лицо не может отвечать за то же самое правонарушение, состав правонарушения для него должен формулироваться иначе и быть специально предусмотрен КоАП РФ.

            Положение ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ разъяснено в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г.

№5), в котором говорится о необходимости установления виновности как должностного, так и юридического лица в совершении административного правонарушения, за которое они могут быть привлечены к административной ответственности по одной и той же статье Особенной части Кодекса.

Тем самым обращено дополнительно внимание на то, что в названной норме речь идет не о любых физических лицах, не имеющих никакого отношения к юридическому лицу, а о его должностных лицах.

            В силу ч. 3 ст. 2.

10 КоАП РФ возможность одновременного привлечения к административной ответственности за одно и то же правонарушение юридического лица и его должностного лица не исключается и в том случае, когда противоправное деяние выразилось в невыполнении требований индивидуального правового акта, адресованного как юридическому лицу, так и его должностному лицу (например, предписания контрольно-надзорных органов).

            6. Признаки вины юридического лица, закрепленные в ч. 2 ст. 2.10 КоАП РФ, значительно отличаются от признаков вины физического лица.

            Дело в том что сама субъектная категория юридического лица весьма специфична и представляет собой особую правовую конструкцию, которая не обладает ни психикой, ни волей, ни сознанием.

Поэтому и традиционная трактовка вины как психического отношения лица к совершаемому им противоправному деянию и его последствиям здесь не подходит.

Эти сформулированные законодателем признаки необходимо учитывать при привлечении юридических лиц к административной ответственности.

            7. Индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, совершившие административное правонарушение в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, при привлечении их к административной ответственности приравниваются к должностным лицам (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ).

            Строго говоря, должностными лицами индивидуальные предприниматели не являются, они лишь несут административную ответственность как должностные лица.

Обращая внимание на оговорку, сделанную в примечании к ст. 2.

4 КоАП РФ, необходимо отметить, что положения об административной ответственности должностных лиц распространяются на них лишь в том случае, если федеральным законом не установлено иное.

            Примечательно, что большинство статей главы 14 КоАП РФ, посвященной административным правонарушениям в области предпринимательской деятельности, также предусматривают ответственность только для должностных и юридических лиц.

И лишь некоторые из более чем 60 составов правонарушений в данной области содержат санкции специально для индивидуальных предпринимателей (например, ст. ст. 14.1.2, 14.1.3, 14.25, 14.46.1).

При этом размер применяемого к ним административного штрафа значительно превышает размер штрафа за аналогичное правонарушение, совершенное гражданами, не имеющими статуса индивидуального предпринимателя.

            Стоит также отметить, что в других главах Особенной части КоАП РФ индивидуальный предприниматель упоминается в качестве самостоятельного субъекта административной ответственности, отличного от физического, должностного или юридического лица (например, ст. ст. 5.51, ч.

3 ст. 6.25, ч. 3 ст. 6.29, ст. ст. 6.33, 7.23.3, ч. 7 ст. 7.32, ст. ст. 9.5.1, 11.15.1, 11.15.2, ч. 10 ст. 12.21.1, ч. 5 ст. 13.15, подробнее см.: Некоторые особенности правового положения индивидуального предпринимателя (Ерохина Т.В., Казаросян З.М., «Право и экономика», 2016, №4)).

Малозначительность административных правонарушений

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

            Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства, в силу частей 2, 3 ст. 4.1 КоАП РФ, учитываются при назначении административного наказания.

            В соответствии с абзацем третьим пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г.

№5 малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Читайте также:  Предварительно определена плата за участие в госзакупках

            Заметим, что в соответствии с п. 8. (Обзора судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016) административное правонарушение, состав которого предусмотрен статьей 19.

29 КоАП РФ (привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции»), ввиду особой значимости охраняемых законом общественных отношений, выступающих объектом посягательства этого административного правонарушения, не может быть признано малозначительным.

  1.             Очевидно, что судебной практикой будут наработаны подходы и по другим составам административных правонарушений, где будет нельзя применять малозначительность.
  2.             Применять малозначительность может как орган, рассматривающий вопрос о привлечении к административной ответственности, так и суд (когда он сам выступает как такой орган, и когда суд рассматривает вопрос в порядке обжалования решения такого органа).
  3.             При малозначительности совершенного административного правонарушения лицо, совершившее административное правонарушение, административному наказанию не подвергается.

            Таким образом, не будет являться обстоятельством, отягчающим административную ответственность, совершение повторного административного правонарушения в случае, когда за первое административное правонарушение лицу, привлекавшемуся к административной ответственности, было объявлено устное замечание в порядке ст. 2.9 КоАП РФ.

  •             Личная практика автора статьи показывает, что применение государственными органами и судами малозначительности происходит только тогда, когда просьба об этом:
  •             •следует по делам, где не отрицается сам факт административного правонарушения, но внимание органа правоприменения акцентируется на его малозначительности;
  •             •подробно мотивирована с приведением аргументов и соответствующих доказательств;
  •             •проиллюстрирована похожей судебной практикой, особенно – местной;
  •             •подкреплена ссылками на отсутствие вредных последствий, на формальный характер нарушения.
  • Продолжение в следующем номере
  • МИХАИЛ СЛЕПЦОВ, адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро «СЛЕПЦОВ И ПРТНЕРЫ», кандидат юридических наук, доцент, заслуженный юрист Российской Федерации

            Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное  решение» выпуск № 8 (178) дата выхода от 21.08.2017.

Источник: https://www.consultant-dv.ru/periodika/gazeta-vernoe-reshenie/vypusk-08-21-08-17/administrativnaya-otvetstvennost-yuridicheskikh-lits-i-predprinimateley-/

Понятие и характеристика административной ответственности предпринимателей

Представляется, что при определении ответственности за правонарушения в области предпринимательства законодатель должен учитывать основные принципы административной реформы — минимизация административного вмешательства государства в предпринимательскую деятельность, снятие административных барьеров как прямого ограничения экономических свобод, провозглашенных Президентом РФ в ежегодном Послании Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации.

По нашему мнению, в КоАП РФ закреплен ряд положений, противоречащих вышеозначенной концепции взаимоотношений государства и предпринимателя. Например, статьей 14.21 КоАП РФ устанавливается административная ответственность за ненадлежащее управление юридическим лицом, т.е.

«использование полномочий по управлению организацией вопреки ее законным интересам и (или) законным интересам ее кредитора, повлекшее уменьшение собственного капитала организации и (или) возникновение убытков».

Возникает вопрос: кто, как не хозяйствующий субъект, определит политику, принципы и основные направления своей деятельности.

  • Сложно определить критерии надлежащего и ненадлежащего управления юридическим лицом в условиях постоянных коммерческих рисков, без которых невозможны рыночные отношения.
  • Наконец, как быть с основным принципом гражданских правоотношений — самостоятельностью участников хозяйственного оборота?
  • Действующим корпоративным правом вопрос о досрочном прекращении полномочий исполнительного органа, в том числе в случаях ненадлежащего управления делами юридического лица, отнесен к компетенции его органов управления в соответствии с принятым на общем собрании уставом.

Несмотря на то что объектом данного административного правонарушения выступают финансовые, экономические интересы юридического лица, финансовые интересы кредитора, корпоративный порядок управления, отстранение лица от должности по управлению юридическим лицом (даже по судебному постановлению) есть вмешательство государства в дела организации, которое исходя концепции административной реформы предполагается минимальным. Евсеева Е.А. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях // «Новое в бухгалтерском учете и отчетности» 2002 г., N 13

В ст.2.1 КоАП РФ закрепляется только понятие административного правонарушения как основания административной ответственности и раскрываются его юридические признаки. Понятия административной ответственности не дано.

Только анализ статей гл.

1 Кодекса позволяет сделать вывод, что законодатель под административной ответственностью понимает назначение судьями, уполномоченными органами и должностными лицами предусмотренного КоАП наказания за административное правонарушение.

Объект правонарушения определен в ст.1.2 в виде задач законодательства об административной ответственности. Наиболее полное представление об объекте можно получить, анализируя содержание Особенной части Кодекса. Например, гл.

5 называется «Административные правонарушения, посягающие на права граждан», т.е. объектом посягательства в данном случае являются законные права граждан; объектом гл.

7 «Административные правонарушения в области охраны собственности» выступает собственность, независимо от ее форм.

В ст.2.1 законодатель, закрепляя понятие административного правонарушения, в отличие от КоАП РСФСР не дает его второго названия — проступок. И это логично, ибо включение этого понятия в КоАП лишь порождало бесплодные дискуссии;

Понятие административного правонарушения раскрывается через его основные юридические признаки.

Прежде всего, это — действие (активное поведение) или бездействие (пассивное поведение).

Одним из важнейших признаков административного правонарушения является его противоправность.

Противоправность означает, что такими действиями (бездействием) нарушаются установленные нормами права специальные правила, нормы, стандарты, защищаемые нормами административного права.

Причем речь идет о правилах, нормах, стандартах, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Виновность — следующий признак административного правонарушения. Только виновное (умышленное или неосторожное) нарушение субъектом установленных правил влечет административную ответственность. Данное положение отвергает возможность объективного вменения, т.е. привлечения к административной ответственности без учета наличия вины.

Наказуемость означает, что административным правонарушением может быть признано только конкретное противоправное, виновное действие (бездействие), за которое КоАП или законами субъектов РФ установлена административная ответственность, т.е. предусматривается применение к нарушителю закрепленных в КоАП мер административных наказаний.

К сожалению, как и в предыдущем, в новом КоАП законодатель не указал на такой юридический признак правонарушения, как общественная опасность. Административное правонарушение, являясь противоправным деянием, уже содержит в себе признаки общественной опасности.

Кроме того, представляется, что этот признак присущ не только преступлениям (ст.

14 УК закрепляет данный признак), как утверждают некоторые ученые-административисты, но и административным правонарушениям, так как объект посягательства у них часто совпадает, но степень общественной опасности во многих случаях является критерием разграничения правонарушений от преступлений.

Так, мелким хищением чужого имущества — правонарушением в соответствии со ст.7.27 КоАП признается хищение, если стоимость похищенного не превышает пяти минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством РФ; если стоимость похищенного выше, то деяние квалифицируется как уголовное преступление, ответственность за которое предусмотрена ст.158, 159, 160 УК.

Для понимания сущности административного правонарушения недостаточно одних юридических признаков — необходимо определить и юридический состав административного правонарушения, т.е. установить совокупность обязательных элементов правонарушения.

Состав правонарушения включает в себя следующие элементы: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

В ст.2.1 КоАП нет указания на объект административного правонарушения. Однако определить общий объект, т.е. совокупность общественных отношений, охраняемых законодательством об административных правонарушениях, можно из анализа ст.1.2.

Это: права и свободы человека и гражданина; здоровье граждан; санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; общественная нравственность; окружающая среда; установленный порядок осуществления государственной власти; общественный порядок, общественная безопасность; собственность; законные экономические интересы физических и юридических лиц, общества и государства.

Родовой объект — совокупность однородных общественных отношений, на которые посягает административное правонарушение, определяется в Особенной части КоАП, например, административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования, административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике, административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии, мелиорации земель и т.д.

Объективная сторона правонарушения — это действие (бездействие), причинившее вред общественным отношениям, а также способ, место, время, орудия и средства совершения правонарушения и др. обстоятельства. В составах конкретных правонарушений закреплены различные признаки, но обязательным является действие (бездействие).

Большинство правонарушений выражается в виде действий. Другие признаки могут быть также указаны в конкретной норме В ст.11.

1 указывается на способ совершения правонарушения: «Повреждение железнодорожного пути, сооружений и устройств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, сбрасывание на железнодорожные пути или оставление на них предметов, которые могут вызвать нарушение движения поездов».

Объективная сторона правонарушения может характеризоваться и такими признаками, как повторность, систематичность, злостность. Так, ст.3.8 предусматривает, что «лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом».

Признаки объективной стороны имеют важное значение для квалификации административных правонарушений.

Субъектом правонарушения является тот, кто совершил административное правонарушение — физические и юридические лица. В рамках общего субъекта — физического лица — КоАП определяет и специальных субъектов. К ним относятся несовершеннолетние, лица в возрасте от 16 до 18 лет (ч.2 ст.2.3), должностные лица (ст.2.

4), военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов (ст.2.5), иностранные граждане и лица без гражданства (ст.2.6).

Выделение специальных субъектов обусловлено особым порядком привлечения их к административной ответственности, который определяется КоАП и специальными нормативными актами Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Ю.М. Козлова. — М.: Юристъ, 2002..

Субъективная сторона правонарушения выражается в вине. Только за виновное противоправное действие (бездействие) наступает юридическая ответственность. Что касается виновности физических лиц, то она отражает психическое отношение лица к совершаемым действиям и их последствиям.

В этих целях установления вины орган, которому подведомственны дела данной категории, может назначать экспертизы (ст.26.

4), брать пробы, образцы почерка и образцы товаров и иных предметов, необходимых для проведения экспертизы, применяя при этом фото- и киносъемку, видеозапись и иные установленные способы фиксации вещественных доказательств (ст.26.

5), приобщать документы, в которых содержатся сведения, имеющие значение для производства по делу (ст.26.7), использовать показания специальных технических средств (ст.26.8), истребовать сведения, необходимые для разрешения дела (ст.26.10), и т.д.

Таким образом, единственным основанием наступления административной ответственности в соответствии со ст.2.

1 является совершение административного правонарушения, характеризующегося всеми необходимыми юридическими признаками (противоправность, виновность, наказуемость) и включающего в состав все предусмотренные нормой права элементы (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).

Источник: https://vuzlit.ru/1388174/ponyatie_harakteristika_administrativnoy_otvetstvennosti_predprinimateley

Ссылка на основную публикацию