Вс рф предлагает снизить судебную госпошлину для стимулирования применения примирительных процедур

ВС РФ предлагает снизить судебную госпошлину для стимулирования применения примирительных процедур

Что случилось?

Президент России подписал 26 июля 2019 года Федеральные законы № 197-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», № 198-ФЗ «О внесении изменений в статью 333.

40 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием примирительных процедур» и Федеральный конституционный закон № 3-ФКЗ «О внесении изменения в статью 5 Федерального конституционного закона „О Верховном Суде Российской Федерации“ в связи с совершенствованием примирительных процедур».

В чём суть нововведений?

В процессуальном законодательстве (АПК РФ, ГПК РФ и КАС РФ) закреплены порядок и сроки проведения примирительных процедур. Список примирительных процедур расширится, но останется открытым.

Помимо уже известной процедуры медиации, к видам примирительных процедур отнесены переговоры и судебное примирение.

Предусмотрены требования к форме и содержанию мирового соглашения, процедура его утверждения судом и порядок исполнения.

Кроме того, дополнены основания для частичного возврата госпошлины при рассмотрении дел в суде и определены полномочия Пленума Верховного Суда РФ в части проведения судебного примирения.

Зачем потребовались такие поправки?

Поправки призваны внедрить в систему правосудия способы урегулирования споров посредством использования примирительных процедур, в том числе процедуры судебного примирения при содействии судебного примирителя.

Также планируется дополнительно стимулировать стороны к использованию примирительных процедур в рамках гражданского, административного судопроизводства и в арбитражном процессе.

Развитие альтернативных методов разрешения споров является действенным способом оптимизации судебной нагрузки посредством уменьшения количества дел в судах, что в свою очередь позволит повысить качество правосудия и обеспечить надежные гарантии прав граждан на судебную защиту.

Как сторонам спора показать, что они пытались примириться?

Если стороны пытались примириться, то при подаче иска нужно будет указать, что именно в этом плане ими было предпринято.

К иску потребуется приложить документы, подтверждающие примирительные действия, если конечно такие документы имеются в наличии.

Если примирительные действия совершал ответчик, их нужно будет обозначить в отзыве на иск, приложив подтверждающие документы (при наличии). В отзыве также потребуется изложить мнение о том, могут ли стороны примириться.

Сейчас согласно позиции Пленума ВАС РФ судья при подготовке дела к разбирательству только предлагает участникам дела сообщить о предпринятых примирительных действиях и представить соответствующие документы.

Каков порядок примирительной процедуры?

Суд сможет вынести определение о проведении примирительной процедуры. Это произойдет, если, например, стороны согласились с предложением суда провести данную процедуру или тот удовлетворил ходатайство о ней.

В определении суд укажет среди прочего срок, в течение которого должна быть завершена примирительная процедура. Стороны смогут ходатайствовать о его продлении.

Если до обращения в суд с требованиями об оспаривании, например, решений органов власти стороны не использовали досудебное урегулирование спора, будет работать следующее правило. Суд сможет при согласии юрлица, ИП или гражданина отложить разбирательство и провести примирительную процедуру.

Каким образом будет проходить судебное примирение?

Судебное примирение будет проводиться с участием судебного примирителя. Им станет судья в отставке. Эту процедуру можно будет применить на любой стадии производства.

Порядок проведения судебного примирения и требования к судебному примирителю определит регламент, который утвердит Пленум ВС РФ. Отметим, примиритель не сможет совершать действия, которые повлекут возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей участников процесса.

Результатом судебного примирения может стать мировое соглашение, частичный или полный отказ от иска.

Что должно стать итогом примирительных процедур?

В процессуальных кодексах установлены схожие результаты примирительных процедур.

К примеру, в АПК РФ введён открытый перечень результатов примирения участников дела, в частности:

  • мировое соглашение;
  • частичный или полный отказ от иска;
  • частичное или полное признание иска;
  • частичный или полный отказ от апелляционной, кассационной, надзорной жалобы. 

Также предусмотрен открытый список результатов примирения по спорам, вытекающим из административных и публичных правоотношений.

Полагается ли возврат госпошлины в случае примирения?

Да, соответствующие изменения внесены в НК РФ.

Поправками установлено, что при заключении мирового соглашения (соглашения о примирении), отказе истца от иска, признании иска ответчиком до принятия решения судом первой инстанции истцу будут возвращать 70% суммы уплаченной им госпошлины, на стадии апелляции — 50%, на стадии кассации, надзора — 30%.

Сейчас при заключении мирового соглашения до принятия решения ВС РФ, арбитражными судами истцу возвращают 50% госпошлины. Это положение не применяется, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта.

Что ещё поменялось?

Уточнён ряд норм, посвящённых мировому соглашению.

В частности, установлено, что третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, вправе участвовать в заключении мирового соглашения в качестве стороны.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, вправе выступать участниками мирового соглашения в случаях, если по условиям этого соглашения они приобретают права либо на них возлагаются обязанности.

Когда документы вступают в силу?

Новые положения заработают 25 октября 2019 года.

Все семинары по теме В судах (арбитражных, общей юрисдикции)

Источник: https://www.klerk.ru/buh/articles/488898/

При использовании примирительных процедур предлагается возвращать истцу часть уплаченной им госпошлины

ВС РФ предлагает снизить судебную госпошлину для стимулирования применения примирительных процедур

Соответствующий законопроект1 внесен в Госдуму Верховным Судом Российской Федерации.

Предлагается установить возможность возврата истцу части уплаченной им госпошлины при заключении мирового соглашения (соглашения о примирении), отказе истца от иска (административного иска), признании ответчиком иска (административного иска), в том числе по результатам проведения примирительных процедур.

Поскольку госпошлина, по общему правилу, уплачивается до обращения в суд, ее уменьшение предполагается только после досрочного завершения производства по делу путем возврата части суммы.

Так, например, до принятия решения судом первой инстанции предусмотрен возврат истцу (административному истцу) 70% суммы госпошлины.

Если же примирительные процедуры используются на стадии рассмотрения дела судом апелляционной инстанции или на стадии рассмотрения дела судом кассационной инстанции (или пересмотра судебных актов в порядке надзора), то истец сможет вернуть 50% и 30% госпошлины соответственно. 

Одновременно планируется исключить из подп. 3 п. 1 ст. 333.40 НК РФ указание на то, что уплаченная госпошлина не подлежит возврату при утверждении мирового соглашения, соглашения о примирении ВС РФ, судом общей юрисдикции.

В случае одобрения законопроекта соответствующий закон вступит в силу по истечении 90 дней со дня его официального опубликования. Ожидается, что его принятие послужит дополнительным стимулом для сторон к использованию примирительных процедур.

Напомним, ВС РФ инициировал масштабное совершенствование института медиации и подготовил ряд законопроектов2, направленных на более широкое внедрение в сферу осуществления правосудия способов урегулирования споров посредством использования примирительных процедур, в том числе примирения, осуществляемого при содействии суда. Документы вчера (21 марта) внесены в Госдуму. Правительство РФ поддержало инициативу, но с некоторыми оговорками.

______________________________

1 С текстом законопроекта № 421494-7 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием примирительных процедур» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

2 С текстом законопроекта № 421600-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием примирительных процедур», законопроекта № 421476-7 «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Верховном Суде Российской Федерации» в связи с совершенствованием примирительных процедур» и материалами к ним можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

Документы по теме:

Налоговый кодекс Российской Федерации

Источник: https://www.garant.ru/news/1186746/

Судебные примирители вступят в переговоры // Пленум ВС предлагает ввести новый институт в процессе

ВС РФ предлагает снизить судебную госпошлину для стимулирования применения примирительных процедурПленум Верховного суда (ВС) одобрил внесение в Госдуму законопроекта о совершенствовании примирительных процедур. Основное его новшество – появление в судах судебных примирителей. Ими смогут стать как работники аппарата суда, так и судьи в отставке. Порядок этой процедуры утвердит ВС отдельным регламентом. Судебное примирение будет возможно и по административным спорам. Например, по спорам из налоговых или антимонопольных отношений.

Закон о медиации вступил в силу с 2011 года, но с тех пор медиация использовалась крайне мало: при рассмотрении всего лишь 0,008% в судах общей юрисдикции и 0,002% в арбитражных судах. О более широком применении примирительных процедур Президента просили предприниматели в сентябре прошлого года.

Законопроект ВС разработал во исполнение его поручения. Один из пунктов поручения – возможность применения медиации при рассмотрении дел государственными судами.

По мнению разработчиков, это поможет снизить нагрузку на суды, создать деловые отношения, а также будет свидетельствовать «об отсутствии склонности к сутяжничеству», сказала судья-докладчик Наталья Павлова.

Законопроект предлагает ввести в процессуальные кодексы дополнительную возможность примирения – через судебного примирителя. Судебное примирение будет возможно как по спорам частных лиц, так и по спорам из административных и иных публичных правоотношений, в том числе в связи с предпринимательской деятельностью.

Судебными примирителями могут стать работники аппарата суда. У них должно быть высшее юридическое образование и стаж в юриспруденции не менее пяти лет. Список судебных примирителей будет утверждаться Пленумом ВС на основе предложений судов о кандидатах.

Кроме того, заниматься судебным примирением смогут судьи в отставке. Список таких примирителей будут вести советы судей в субъектах. Работа примирителей будет оплачиваемой.

При этом расходы бюджета на их вознаграждение могут быть компенсированы из госпошлины, если стороны дали согласие на использование судебного примирения, сообщается в пояснительной записке к законопроекту.

Обосновывается это тем, что судебное примирение должно уменьшить расходы суда за счет сокращения действий, которые он должен бы был совершить без этой процедуры.

Из документа не ясно, за счет чего будет оплачиваться работа примирителя, если стороны согласились на его участие, но конфликт так и не решили. Ведь в этом случае у суда не получится сократить свои действия. Вероятно, эту проблему поможет решить специальный фонд оплаты судей в отставке, выполняющих функции примирителя. Возможность его создания также предусмотрена законопроектом.

Порядок судебного примирения законопроект не определяет. Для этого ВС примет отдельный регламент судебного примирения ВС. В законопроекте отмечается, что судебный примиритель вправе вести переговоры, изучать документы, давать рекомендации сторонам для быстрого урегулирования спора. А судья вправе запросить информацию о ходе примирения не чаще одного раза в две недели.

Законопроект расширяет перечень возможных результатов примирения, не ограничиваясь только процедурой с участием судебных примирителей. К традиционному мировому соглашению добавляется соглашение по обстоятельствам дела, иные соглашения, «которые урегулируют спор» (например, письмо-согласие на регистрацию товарного знака).

Источник: https://zakon.ru/discussion/2018/01/18/sudebnye_primiriteli_vstupyat_v_peregovory__plenum_vs_predlagaet_vvesti_novyj_institut_v_processe

Судьям в отставке планируют дать полномочия примирителей

18.01.20183705

ВС РФ предлагает снизить судебную госпошлину для стимулирования применения примирительных процедур

Пленум Верховного суда РФ 18 января после непродолжительного обсуждения принял постановление о внесении в Госдуму пакета законопроектов, посвященных совершенствованию примирительных процедур и содержащих ряд важных новелл.

Законопроекты представила пленуму судья ВС РФ Наталья Павлова. По ее словам, необходимость в инициировании данных нормативных актов возникла после встречи президента Владимира Путина с представителями деловых кругов России, состоявшейся 21 сентября 2017 года. Речь в ходе нее шла, в частности, о специфике бизнес-споров и своевременной защите интересов широкого круга лиц.

– Правосудие не может быть спорным, формальным и некачественным, – заявила в связи с этим Павлова. – А предприниматели заинтересованы в быстром и эффективном разрешении споров.

Читайте также:  Банки не будут взыскивать деньги с социальных пособий по исполнительному листу

По словам докладчика, суд всякий раз должен «досконально и кропотливо разбираться во всех спорных ситуациях», но на это уходит немало времени.

Между тем участники практически любого разбирательства в курсе даже мельчайших деталей своего конфликта и вполне способны разрешить его «без императивного принуждения».

Именно этой цели, рассказала судья, служит институт судебного примирения, направленный на более оперативную работу по спорам и на экономию времени и средств.

– Данный институт отнюдь не новый для нашей страны, он действовал еще в Российской империи, – сообщила Павлова. – Уметь договариваться и разрешать споры в рамках судебной процедуры – вполне в нашей ментальности.

Она отметила также, что предлагаемые законопроекты уделяют первостепенное внимание «пределам участия суда в урегулировании споров и формам этого урегулирования».

В настоящее время нормы, касающиеся примирения сторон, закреплены в ГПК, АПК и КАС РФ, но, как говорится в пояснительной записке к первому – 49-страничному, самому объемному из вносимых законопроектов, «их лаконичность и разрозненность» не позволили институту судебного примирения стать эффективным инструментом урегулирования споров. Так, с 2011 по 2017 год примирительные процедуры с участием медиаторов использовались при рассмотрении крайне незначительного количества дел (при рассмотрении всего лишь около 0,008% дел судами общей юрисдикции и при рассмотрении около 0,002% дел арбитражными судами).

«Новеллой №1» законопроекта докладчик назвала привлечение судей в отставке к работе в качестве медиаторов или судебных примирителей на профессиональной основе. Кандидатов-«отставников» необходимо будет включить в специальные списки – их станут вести региональные Советы судей.

В упомянутом законопроекте сформулированы и общие положения о примирительных процедурах как процессуальном институте, а также четко обозначены принципы их проведения и основные разновидности: переговоры, сверка документов, посредничество, медиация, судебное примирение. Указывается, например, что термины «посредничество» и «посредник» используются в законопроекте как «родовое понятие» с учетом того, что термины «медиация», «медиатор», «судебное примирение» и «судебный примиритель» являются специальными по отношению к ним.

Разработчики документа исходили из необходимости предоставить сторонам «максимальные возможности» по урегулированию споров, в проекте предусмотрена «гибкая и многоплановая» модель содействия суда примирению сторон, которое может осуществляться в различных формах.

Примирительная процедура, согласно законопроекту, может быть проведена на любой стадии процесса по ходатайству сторон (стороны) или по предложению суда при согласии сторон.

Помимо возможности участия в судебном примирении, стороны вправе на любой стадии рассмотрения дела инициировать проведение процедуры медиации.

В документе предлагается закрепить и возможность суда откладывать судебное разбирательство или приостанавливать производство по делу по своей инициативе, предложив сторонам использовать примирительную процедуру, в том числе с участием судебного примирителя.

Предлагается закрепить также объемный перечень возможных результатов примирения.

А именно: мировое соглашение, заключаемое в отношении всех или части требований, частичный или полный отказ от иска, его частичное или полное признание, полный или частичный отказ от апелляционной, кассационной или надзорной жалобы, признание обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, соглашение по обстоятельствам дела, иные соглашения, влекущие урегулирование спора.

Что касается упомянутого делегирования примирительных полномочий судьям в отставке, то предполагается, что такая деятельность будет оплачиваемой из бюджета. Эти расходы могут компенсироваться из сумм государственной пошлины, уплаченной при обращении в суд и оставшейся в бюджете после возвращения определенной ее части в случае согласия сторон на использование процедуры судебного примирения.

В Госдуму наряду с этим предлагается направить и законопроекты, которые вносят необходимые корреспондирующие изменения в иные действующие нормативные акты. Речь идет, прежде всего, о проекте Федерального конституционного закона «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Верховном суде Российской Федерации» в связи с совершенствованием примирительных процедур». Он направлен на реализацию положений «основного» из представленных законопроектов, относящихся к судебному примирению, и наделяет пленум ВС РФ правом утверждать список судебных примирителей.

Проектом другого федерального закона планируется внести необходимые изменения и в Налоговый кодекс, согласно которым до 70% государственной пошлины будет подлежать возврату истцу при заключении мирового соглашения, отказе от иска, признании ответчиком иска, в том числе по результатам проведения таких процедур. Из НК РФ также предлагается исключить положение о том, что уплаченная госпошлина не подлежит возврату при утверждении мирового соглашения (соглашения о примирении) ВС РФ или судом общей юрисдикции. Цель этого – дополнительное стимулирование сторон к использованию примирительных процедур.

После представления законопроектов слово взял замминистра юстиции РФ Денис Новак, который подчеркнул, что Минюст активно участвовал в работе над проектом как «главный исполнитель по соответствующему поручению президента».

– У нас, однако, имеется замечание, – заявил Новак. – Оно связано с тем, что, по нашему мнению, первый проект касается двух обособленных друг от друга тем.

Как заметил замглавы Минюста, документ вводит и норму об участии в соответствующих процедурах судьи в отставке, и совершенно новый институт судебного примирения.

– Предлагается разделить его на две части и оформить отдельными законопроектами, – сказал Новак. – Первая будет касаться допуска судей в отставке, вторая – всех остальных примирительных вопросов.

  • Необходимо, помимо прочего, более тщательно проработать финансово-экономическое обоснование с учетом мнения Минфина, поскольку принятие закона может повлечь значительные бюджетные расходы, добавил замминистра.
  • Замгенпрокурора РФ Леонид Коржинек, в свою очередь, сказал, что «концептуально поддерживает все проекты», но добавил: отдельные их положения нуждаются «в более детальной регламентации».

Источник: https://legal.report/sudyam-v-otstavke-planiruyut-dat-polnomochiya-primiritelej/

В российских судах появятся миротворцы

Верховный суд РФ предлагает ввести новый, «мирный» способ решения спора — при участии судебного примирителя. Он должен помочь сторонам найти компромисс.

При этом в случае, если дело решится миром, часть госпошлины стороны получат назад. Примирительные процедуры возможны по любым делам, кроме уголовных и об административных правонарушениях, в том числе и в спорах с государством.

Соответствующий законопроект (есть у «Известий») намерен сегодня обсудить пленум ВС.

Верховный суд РФ предложил в дополнение к медиации (разрешение конфликта с помощью посредника) новый способ решения спора мирным путем — при участии судебного примирителя.

Речь идет об арбитражных, гражданских делах и тех, которые рассматриваются по правилам Кодекса административного судопроизводства.

Например, по делам о защите избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ, о ликвидации политических партий, а также дел о разделе между супругами совместно нажитого имущества.

Примирительная процедура может быть проведена на любой стадии процесса по предложению сторон или суда. Соответствующие поправки предлагается внести в Арбитражный, Гражданский процессуальный кодексы, Кодекс административного судопроизводства и в закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

ВС предлагает финансово мотивировать стороны к мирному урегулированию споров: частично возвращать им госпошлину. За заключение мирового соглашения, отказ от иска или признание его в суде первой инстанции будет возвращаться 70% от уплаченной госпошлины, на этапе апелляционного разбирательства — половина суммы, кассационного обжалования — 30%.

Судебный примиритель поможет сторонам найти компромисс, например, заключить мировое соглашение. У него будет право на ведение переговоров со сторонами, изучение представленных документов.

 Он также сможет давать советы о том, как «урегулировать спор и сохранить деловые отношения», следует из законопроекта. В роли «миротворцев» смогут выступать судьи в отставке и сотрудники аппарата суда, имеющие высшее юридическое образование.

 Список судебных примирителей будет утверждать ВС, а также президиумы областных судов. Правила работы примирителей оформят в специальном регламенте, который также утвердит ВС.

Верховный суд отмечает, что на реализацию инициативы потребуются дополнительные средства из бюджета, так как судьям в отставке за подобную работу будет выплачиваться вознаграждение.

Порядок и условия оплаты их труда определит правительство, следует из документа.

Сколько денег потребуется, ВС не конкретизирует, но отмечает, что на эти цели можно направить часть госпошлины, которая останется после мирного урегулирования дела.

«Использование процедуры судебного примирения уменьшит расходы суда, покрываемые за счет госпошлины, в связи с сокращением количества юридически значимых действий, которые он должен был бы совершить при рассмотрении дела в обычном порядке. Не исключается также вариант создания специального фонда оплаты труда судебных примирителей из числа судей в отставке», — говорится в пояснительной записке к проекту.

В 2012 году с подобной инициативой, но только для арбитражных дел, выступал действовавший на тот момент Высший арбитражный суд РФ. Однако его инициатива не была поддержана Госдумой, правительство критиковало ее, в том числе за то, что потребуется дополнительное финансирование из бюджета.

Адвокат юридической группы «Яковлев и партнеры» Любовь Иванова отметила, что идея судебных примирителей не нова и не вызывает отторжения. Тем не менее любая дополнительная процедура примирения требует времени, и ее можно использовать для затягивания разбирательства.

Анна Лаврухина из DS Law считает, что введение любой примирительной процедуры стоит рассматривать в положительном ключе, поскольку она предоставляет сторонам еще одну возможность урегулировать спор мирным путем.

 Юрист Eterna Law Евгения Первухина считает, что примирение сторон позволяет сократить сроки рассмотрения спора, уменьшить нагрузку на судью.

— Но частичный возврат госпошлины нельзя назвать достаточным стимулом для примирения. В России максимальная госпошлина по арбитражным спорам 200 тыс. рублей и 60 тыс. в рамках рассмотрения спора в суде общей юрисдикции. Это объективно нельзя назвать внушительной суммой, особенно если речь идет о крупном бизнесе, — сказала «Известиям» Евгения Первухина.

Она также отметила, что практика привлечения судей в отставке к работе судебными примирителями есть за рубежом и она хорошо себя зарекомендовала.

— Многолетний опыт работы в качестве судьи поможет медиатору использовать профессиональный взгляд при содействии сторонам в разрешении спора и, кроме того, может иметь значение при выборе примирителя с точки зрения того, что стороны, вероятно, окажут больше доверия судье в отставке, чем просто лицу с юридическим образованием, — считает эксперт.

Адвокат Андрей Сучков считает важным распространение примирительных процедур на большинство видов судопроизводства. Однако, по его мнению, предоставление возможности быть судебным примирителем исключительно отставным судьям и сотрудникам судов вряд ли обоснованна.

— С этой задачей вполне мог бы справиться и квалифицированный адвокат, и университетский профессор права, и опытный юрист предприятия, — заявил «Известиям» адвокат.

Читайте также:  Фас разъяснила вопросы рассмотрения жалоб при госзакупках

При этом он обратил внимание, что госпошлины для оплаты труда судей в отставке, занимавшихся судебным примирением, вряд ли хватит.

Денежное содержание отставного судьи настолько достойное в денежном выражении, что эту функцию можно возложить на судебного примирителя из состава судейского корпуса и без дополнительной оплаты, включив эту обязанность в качестве составной части статуса судьи, подчеркнул эксперт.

Источник: https://iz.ru/696703/tatiana-berseneva/v-rossiiskikh-sudakh-poiaviatsia-mirotvortcy

В российском праве появились новые виды примирительных процедур

17 июля Госдума приняла пакет законов (проекты № 421600-7, 421476-7, 421494-7), расширяющих возможности применения примирительных процедур при осуществлении правосудия и конкретизирующих нормы о мировом соглашении. 

От проекта к закону

Как ранее писала «АГ», проекты поправок в  ГПК, АПК и КАС РФ были разработаны Верховным Судом РФ (Постановление Пленума от 18 января 2018 г. № 1). Также сообщалось, что проекты были внесены в Госдуму 21 марта 2018 г.

Законопроект ВС о примирительных процедурахЭксперты обсуждают поправки Верховного Суда в Налоговый кодекс РФ в связи с совершенствованием примирительных процедур

Поправки предусматривали дополнительные по отношению к медиации и другим примирительным процедурам возможности урегулировать спор для лиц, участвующих в деле. Был также предложен институт судебного примирения, определены принципы примирительных процедур.

ВС исходил из возможности предоставить функции судебных примирителей не только судьям в отставке, но и сотрудникам аппарата суда, имеющим высшее юридическое образование. Также предполагалось применять примирительные процедуры в делах, рассматриваемых в порядке административного судопроизводства.

«Такой подход будет способствовать нахождению сторонами взаимоприемлемого результата урегулирования спора либо (при его недостижении) сближению позиций сторон, в том числе по спорам, где одной из сторон является государственный орган, орган местного самоуправления», – сообщалось в пояснительной записке.

В целях максимально эффективного использования примирительных процедур проектом закреплялся самостоятельный перечень результатов примирения, учитывающих специфику публично-правовых отношений.

Комментируя «АГ» проект, руководитель Федерального института медиации, президент Национальной организации медиаторов Цисана Шамликашвили отмечала, что предложение о предоставлении права на медиативную практику судьям в отставке можно поддержать при условии, что они получат доступ к профессии и будут заниматься медиацией на общих условиях (профессиональная подготовка; если списки медиаторов, то включение по единым стандартам и т.д.).

Эксперт подчеркивала, что на фоне необходимости в более действенных механизмах развития досудебного урегулирования споров было бы целесообразно приступить к реализации разработанной ФИМ Концепции интеграции медиации в работу судов: «Это позволит совершить прорыв в развитии досудебного и внесудебного урегулирования споров, учитывая количество обращений в российские суды и, как следствие, потенциал суда как информационно-просветительской площадки по распространению практики урегулирования споров на основе сотрудничества».

В ходе совещания в Минюсте России, состоявшегося в июле 2018 г., на  котором обсуждался пакет поправок, представитель ВС в своем выступлении сделал упор на судебное примирение и повышение активности суда к склонению сторон в пользу примирительных процедур.

В качестве одного из вариантов для расширения примирения сторон было предложено рассмотреть вопрос о возможности увеличения госпошлины на обращение в суд, что должно мотивировать стороны искать альтернативные судебной тяжбе варианты.

Также высказывались предложения по дополнению законопроекта и выстраиванию сбалансированной структуры примирительных процедур.

Итоговые формулировки

В финальный нормативный акт вошли три примирительные процедуры: переговоры, судебное примирение и посредничество, к которому относится и медиация. При этом предусмотрено, что стороны могут воспользоваться любыми другими примирительными процедурами, если это не противоречит законодательству.

Госдума отказалась от закрепления сверки документов в качестве одного из видов примирительных процедур.

Указанный институт предполагал, что, если суду были представлены письменные доказательства, с которыми одна из сторон заблаговременно не ознакомлена, разбирательство может быть отложено, если суд придет к выводу, что изучение этих документов может позволить урегулировать спор.

Законопроект о совершенствовании примирительных процедур необходимо дополнитьРазвитие института примирения сторон в гражданском процессе

Ранее управляющий партнер АБ «Беков, Исаев и партнеры» Якуб Беков пояснял, что сверка документов является, скорее, распространенным способом досудебного урегулирования спора, чем судебной примирительной процедурой. 

Адвокат практики разрешения споров и медиации юридической фирмы «ART DE LEX» Валерия Ивачева обратила особое внимание на придание силы исполнительного документа медиативному соглашению, достигнутому без передачи спора на рассмотрение суда и удостоверенному нотариусом. По ее мнению, указанная новелла может быть использована недобросовестными лицами для получения исполнительного документа по фиктивным спорам. 

Ведущий юрист, медиатор АБ «Асташкевич и Партнеры», член Коллегии посредников ТПП РФ Екатерина Смольянникова полагает, что данная мера отражает мировые тенденции. «Для меня как медиатора такое нововведение будет крайне полезно, – пояснила она.

– Стороны, которые устали от многолетних споров и размышляют, стоит ли попробовать медиацию, которые не доверяют друг другу, будут больше доверять медиативному соглашению».

Она отметила, что противники такого подхода считают, что подобные изменения уничтожают суть медиации, где стороны, достигнув взаимоприемлемого решения, не нуждаются в дополнительных гарантиях, а сами исполняют свое решение. «Однако обращение к нотариусу может быть еще одной возможностью. Пользоваться ею или нет, смогут решить сами стороны», – добавила она.

Екатерина Смольянникова также подчеркнула, что медиация, которая проходит по всем стадиям «как положено», в чистом виде встречается крайне редко. По ее словам, чаще всего в ходе процедуры медиаторы применяют множество техник и подходов, поэтому нотариальное заверение может быть крайне полезным инструментом. 

Как отмечалось, известная ранее российскому праву медиация осталась. При этом появилось новшество: осуществлять деятельность медиаторов на профессиональной основе смогут также судьи, пребывающие в отставке. Списки таких лиц будут вести советы судей субъектов РФ.

В самом общем виде урегулированы переговоры: установлено, что стороны самостоятельно определяют условия их проведения. При этом в законодательстве или в договоре могут быть предусмотрены  случаи, когда переговоры проводятся в обязательном порядке.

Более подробно регламентировано судебное примирение: оно предполагает участие новой для российского права фигуры – судебного примирителя. «Наиболее востребованной, по моему мнению, будет являться процедура судебного примирения, поскольку она позволит обеспечить профессиональное разрешение спора по установленным процессуальным нормам», – считает Валерия Ивачева. 

Порядок проведения указанной процедуры определяется не только процессуальным законом, но и регламентом, который должен быть утвержден ВС. Судья имеет право запросить информацию о ходе примирения, однако не чаще чем один раз в 14 дней.

Законом определены требования к кандидатуре судебного примирителя. Им может быть исключительно судья в отставке, изъявивший желание выступать в таком качестве.  Список судебных примирителей формирует и утверждает Пленум ВС, который основывается на предложениях нижестоящих судов.

Стороны вправе выбрать любое лицо из указанного списка.

Судебный примиритель сможет вести переговоры со сторонами и другими участвующими в деле лицами, изучать представленные сторонами документы, знакомиться с материалами дела с согласия суда, давать сторонам рекомендации в целях  скорейшего урегулирования спора и сохранения их деловых отношений.

Другие права судебного примирителя будут предусмотрены в соответствующем регламенте. При этом примиритель не является участником судебного разбирательства и не может совершать действия, влекущие возникновение, изменение или прекращение прав или обязанностей участников процесса. Предполагается, что труд судебного примирителя будет оплачиваться.

Порядок и условия такой оплаты должно определить Правительство РФ.

Адвокат АП Вологодской области Илья Трайнин отметил, что ему непонятна логика законодателей: судьям в отставке нельзя заниматься адвокатской деятельностью, однако можно быть судебными примирителями. По его мнению, было бы логично в таком случае разрешить им быть и адвокатами.

«В противном случае я здесь вижу проблему и для адвокатуры, когда граждане могут предпочесть услуги такого примирителя помощи адвоката», – пояснил он.

Адвокат также полагает, что гарантировать абсолютную независимость и беспристрастность судебного примирителя невозможно, как и то, что он не будет использовать свои связи в судейском сообществе в пользу какой-либо из сторон. «Может получиться такая же ситуация, как с независимой экспертизой.

Очень надеюсь, что такого не произойдет», – добавил эксперт. Он отметил и положительный момент: свидетельский иммунитет медиаторов и судебных примирителей.

Законом установлен примерный перечень результатов примирительных процедур, куда вошли мировое соглашение, отказ от иска или его признание, а также признание обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения.

Более детально урегулировано примирение по арбитражным спорам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.

Теперь невозможность примирения может быть не только установлена законом, но и обоснована существом соответствующих правоотношений.

В качестве примеров результата примирения по таким спорам приводятся, в частности, признание обстоятельств и соглашение сторон по обстоятельствам дела, отказ от требований или их признание, а также мировое соглашение.

Изменения коснулись и КАС. Теперь у участников административного процесса появилась возможность воспользоваться примирительными процедурами. В целом регулирование аналогично соответствующим гражданским и арбитражным процессуальным нормам.

К особенностям относится невозможность применения процедуры медиации по административным делам, прямо указанным в законе, – об оспаривании нормативных актов, о защите избирательных прав граждан, о прекращении деятельности и ряду других.

Инициировать примирение в ходе судебного спора смогут как стороны (заявив соответствующее ходатайство), так и суд.

  Если стороны решат приступить к примирению, суд выносит определение о проведении такой процедуры и при необходимости откладывает разбирательство.

Если они не смогут самостоятельно урегулировать спор, отказавшись от проведения примирительных процедур, или срок проведения такой процедуры, устанавливаемый судом, истечет, разбирательство будет возобновлено.

Скорректированы также нормы о мировом соглашении. В частности, теперь третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, вправе выступать участниками мирового соглашения в случаях, если они приобретают права либо на них возлагается обязанность по условиям этого соглашения.

Поправки, внесенные в НК РФ, побуждают стороны примириться как можно раньше.

  Так, если до принятия судебного акта заключено мировое соглашение или соглашение о примирении, произведены отказ от иска или признание иска, которые в том числе стали итогом примирительных процедур, часть госпошлины возвращается истцу. В частности, в суде первой инстанции возврату подлежит 70% госпошлины, в апелляционной – 50%, в кассационной и надзорной – 30%.

Изменения вступят в силу через 90 дней после официального опубликования закона. 

По мнению Екатерины Смольянниковой, к принятому закону остались те же вопросы, что и к первому варианту законопроекта, среди которых два главных касаются квалификации судей-медиаторов и медиаторов. «Как следует из документов, финансовой помощи для реализации этих планов не выделено.

Читайте также:  Предлагается ужесточить ответственность за нарушения при применении ккт

Соответственно, возникает вопрос о компетентности судей при работе медиаторами. Уже отмечалось ранее, что при всей опытности в правовых вопросах судьям требуется серьезная переподготовка для работы в режиме посредника», – пояснила она.

При этом судебное примирение, как полагает эксперт, будет крайне полезно, поскольку судьи в отставке смогут помочь сторонам реально оценить перспективы дела.

«Если удастся объединить медиацию и судебное примирение в систему по разрешению споров, где судьи в отставке и профессиональные медиаторы, прошедшие подготовку, будут работать сообща, это может стать большим подспорьем судам», – подчеркнула эксперт.

Вторая проблема, отмеченная Екатериной Смольянниковой, – малое количество медиаторов, прошедших подготовку и обладающих необходимыми навыками для работы со спорящими сторонами. «Если законодатель ставит целью развитие института медиации, следует продумать, каким образом будет происходить взаимодействие суда и медиатора.

Где стороны возьмут квалифицированного посредника? Как проверить, кому можно доверять? К сожалению, с 2010 г.

, когда был принят Закон о медиации, услуга ʺпроведение медиацииʺ появилась в перечне большинства юридических фирм, при этом профессионально медиации обучались единицы, а из них опыт и практику имеют несколько человек, если говорить в масштабах страны», – резюмировала медиатор.

Источник: https://www.advgazeta.ru/novosti/v-rossiyskom-prave-poyavilis-novye-vidy-primiritelnykh-protsedur/

Верховный суд предлагает изменить правила о возврате госпошлины при примирении сторон

В связи с подготовкой проекта о примирительных процедурах ВС РФ хочет скорректировать положения НК РФ о возврате госпошлины.

Документом возврат предусмотрен для случаев заключения мирового соглашения (соглашения о примирении), отказа истца от иска (административного иска), признания ответчиком иска (административного иска), в том числе по результатам проведения примирительных процедур. По проекту правила будут едиными для всех судов.

  • Возвращать будут:
  • — 70% от суммы уплаченной государственной пошлины — до принятия решения судом первой инстанции;
  • — 50% — на стадии рассмотрения дела судом апелляционной инстанции;
  • — 30% — на стадии рассмотрения дела судом кассационной инстанции, пересмотра судебных актов в порядке надзора.

Кроме того, ВС РФ предлагает удалить из НК РФ правило о невозврате госпошлины при заключении мирового соглашения в процессе исполнения судебного акта, хотя в АПК РФ подобное положение сохраняется. Полагаем, что возврат при примирении в процессе исполнения будет невозможен, если дело не рассматривается судом какой-либо инстанции.

Документ: Постановление Пленума ВС РФ от 18.01.2018 N 3.

  1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
  2. О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ в связи с совершенствованием примирительных процедур
  3. Статья 1

Внести в подпункт 3 пункта 1 статьи 333.40 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2004, N 45, ст. 4377; 2006, N 1, ст. 12; N 31, ст. 3436; 2015, N 10, ст. 1393) следующие изменения:

  • 1) абзац второй изложить в следующей редакции:
  • «При заключении мирового соглашения (соглашения о примирении), отказе истца от иска (административного иска), признании ответчиком иска (административного иска), в том числе по результатам проведения примирительных процедур, до принятия решения судом первой инстанции возврату истцу (административному истцу) подлежит 70 процентов суммы уплаченной им государственной пошлины, на стадии рассмотрения дела судом апелляционной инстанции — 50 процентов, на стадии рассмотрения дела судом кассационной инстанции, пересмотра судебных актов в порядке надзора — 30 процентов.»;
  • 2) в абзаце третьем исключить слова «, а также при утверждении мирового соглашения, соглашения о примирении Верховным Судом Российской Федерации, судом общей юрисдикции».
  • Статья 2
  • Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней со дня его официального опубликования.
  • Президент Российской Федерации
  • ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  • к проекту федерального закона «О внесении изменений в часть
  • вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с
  • совершенствованием примирительных процедур»
  • В целях дополнительного стимулирования сторон к использованию примирительных процедур законопроектом предлагаются изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, согласно которым до 70 процентов государственной пошлины будет подлежать возвращению истцу при заключении мирового соглашения, отказе от иска, признании ответчиком иска, в том числе по результатам проведения таких процедур.
  • В связи с этим из Налогового кодекса Российской Федерации также предлагается исключить положение о том, что уплаченная государственная пошлина не подлежит возврату при утверждении мирового соглашения, соглашения о примирении Верховным Судом Российской Федерации, судом общей юрисдикции.
  • ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
  • к проекту федерального закона «О внесении изменений в часть
  • вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с
  • совершенствованием примирительных процедур»
  • Принятие Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием примирительных процедур» может повлечь расходы федерального бюджета в связи с тем, что при заключении мирового соглашения (соглашения о примирении), отказе от иска (административного иска), признании ответчиком иска (административного иска), в том числе по результатам проведения примирительных процедур, до 70 процентов государственной пошлины будет подлежать возвращению истцу (административному истцу).

При этом с учетом того, что основанием взимания государственной пошлины является рассмотрение судом дела заявителя, уменьшение объема юридически значимых действий, совершаемых судом в ходе рассмотрения дела очевидно должно отражаться и на размере такой пошлины. Поскольку государственная пошлина, по общему правилу, уплачивается до обращения в суд, ее уменьшение возможно лишь после досрочного завершения производства по делу путем возврата части суммы.

Источник: https://vita-tereshenko.ru/verxovnyj-sud-predlagaet-izmenit-pravila-o-vozvrate-gosposhliny-pri-primirenii-storon/

Верховный Суд РФ предлагает усовершенствовать примирительные процедуры

05.02.2018

Просмотров: 485

С интересной законодательной инициативой выступил недавно Верховный Суд, внеся в Госдуму законопроект о совершенствовании примирительных процедур.

Новые процедуры предлагается ввести параллельно в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах. Изменения вносятся во все процессуальные кодексы: Арбитражный процессуальный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс и Кодекс административного судопроизводства.

На сегодняшний день действуют 2 примирительные процедуры: медиация,  предполагающая внесудебное урегулирование с участием посредника — медиатора, и мировое соглашение, которое может быть заключено на любой стадии судебного разбирательства.

Верховный Суд предлагает расширить количество примирительных процедур. Если законопроект будет принят, то урегулирование споров будет осуществляться путем переговоров, сверки документов, посредничества, в том числе медиации, судебного примирения, или использования других примирительных процедур, если это не противоречит федеральному закону.

Остановимся на новых процедурах.

Переговоры

Переговоры в целях урегулирования спора будут осуществляются на условиях, определяемых сторонами. В случаях, предусмотренных федеральным законом или договором, переговоры будут проводиться в обязательном порядке.

Это означает, что в договоре можно будет изначально заложить условие, обязывающее стороны в случае возникновения разногласий сесть за стол переговоров до момента обращения в суд. Включая такое условие в договор, целесообразно будет также прописать порядок проведения переговоров и оформления их итогов.

При этом стандартная фраза «В случае возникновения разногласий споры разрешаются путем переговоров», которую сейчас можно встретить в большинстве договоров, приобретет реальный смысл, и сторонам действительно придется садится за стол переговоров прежде, чем обращаться в суд.

Сверка документов

Будет осуществляться в рамках судебного разбирательства по инициативе суда, если сторона не представит заблаговременно доказательства по делу в суд и другим участникам процесса, и при этом суд придет к выводу, что изучение этих документов сторонами может позволить урегулировать спор. Суд сможет на срок до 1 месяца отложить судебное заседание и предложить сторонам провести сверку документов.

Судебное примирение

Примирительная процедура с участием судебного примирителя. Может быть использована на любой стадии судебного процесса, включая исполнение решения суда.

  • Судебным примирителем может выступать судья в отставке или работник аппарата суда, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы в области юриспруденции не менее пяти лет.
  • Список судебных примирителей утверждается Пленумом ВС РФ.
  • Кандидатура судебного примирителя будет определяться по взаимному согласию сторон и утверждаться определением суда.

Судебное примирение осуществляется в срок, определенный судом. При этом судья вправе контролировать процесс, запрашивая информацию о ходе примирительной процедуры не чаще чем один раз в 14 календарных дней.

  1. Результатами примирения, могут стать, в частности:
  2. 1) мировое соглашение в отношении всех или части заявленных требований;
  3. 2) частичный или полный отказ от иска;
  4. 3) частичное или полное признание иска;
  5. 4) полный или частичный отказ от апелляционной, кассационной жалобы, надзорной жалобы (представления);
  6. 5) признание обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения;
  7. 6) соглашение по обстоятельствам дела;
  8. 7) подписание письма-согласия на государственную регистрацию товарного знака.

Помимо сказанного, законопроект предусматривает более детальное регулирование вопросов заключения мирового соглашения. В частности, указывается, что мировое соглашение может содержать положения, которые связаны с заявленными требованиями, но не были предметом судебного разбирательства, а также разрешать вопрос распределения судебных расходов.

Третьи лица смогут выступать участниками мирового соглашения в тех случаях, когда на них возлагается исполнение обязательства, либо они являются лицами, управомоченными принять исполнение.

Суд не вправе менять условия мирового соглашения. Однако, если какие-то условия будут противоречить закону, суд предложит сторонам их исключить или изменить. 

С учетом увеличения роли примирительных процедур истец при обращении с иском в суд должен будет указать сведения о предпринятых сторонами действиях, направленных на примирение, если такие действия предпринимались, с приложением подтверждающих документов. В свою очередь ответчик в отзыве также должен будет указать сведения о предпринятых им действиях по примирению и изложить свое мнение о возможности примирения сторон.

В целом законопроект направлен на повышение эффективности инструментов мирного урегулирования споров. В пояснительной записке ВС РФ приводит неутешительную статистику относительно разрешения конфликтов при помощи процедуры медиации. За период с 2011 по 2017 год к медиации обращались в судах общей юрисдикции при рассмотрении порядка 0,008 % дел, в арбитражных судах  — около 0,002 % дел.

Принятие закона позволит не только  оптимизировать судебную нагрузку, но и будет способствовать снижению конфликтности, укреплению социальных и деловых связей, становлению и развитию партнерских отношений, формированию уважительного отношения к закону, а также повышению правосознания и социальной активности.

Источник: http://legalxp.ru/kommentarii/470-verkhovnyj-sud-rf-predlagaet-usovershenstvovat-primiritelnye-protsedury

Ссылка на основную публикацию