В контракты по закону № 223-фз можно включать третейскую оговорку

Система государственных закупок регулируется не только на основании положений Федерального закона «О контрактной системе», но также и с помощью другого крупного нормативного акта – Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Под регулирование этого закона подпадают все действия в сфере закупок, которые должны осуществлять государственные заказчики, доля в уставном капитале которых, принадлежащая государству, составляет не менее пятидесяти процентов.

В число основных вопросов, которые попали в сферу регулирования данным нормативным актом, вошли также и вопросы, посвященные заключению договора по итогам проведения закупочной процедуры.

Основные требования к договору

Федеральный закон №223-ФЗ регулирует процедуру проведения различных закупочных мероприятий отдельными категориями государственных и муниципальных заказчиков. Однако эта регламентация не является очень подробной. В результате такой особенности данного нормативного акта можно сказать, что и процедура заключения договора, и основные требования к нему в данном законе весьма условны.

Ключевое требование, которое формулирует данный закон, говорит о том, что в настоящее время заказчики, которые осуществляют закупки в соответствии с положениями Федерального закона №223-ФЗ, должны заключать договор на основании составленного в рамках своей деятельности положения о закупках.

В рамках такого положения могут быть отражены основные разделы, которые необходимо указывать в рамках подписываемого договора или контракта. Однако типовых форм для таких договоров заказчик не предусматривает.

Тем не менее при обращении к Единой информационной системе можно увидеть, что в ней содержится библиотека типовых договоров, которые могут быть использованы в рамках заключения соответствующего соглашения на основании положений указанного закона.

Однако данная библиотека не является обязательной к использованию, так как только отражает информацию, доступную к использованию, например, если речь идет о договорах или контрактах на получение какого-либо вида специальных услуг для обеспечения функционирования самого заказчика.

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Существенные условия и возможности их изменения

Все существенные условия, которые должны быть включены в текст договора, заключаемого по итогам проведенной закупки на основании 223-ФЗ, регулируются не только положениями действующего законодательства в сфере закупок, но также и положениями Гражданского Кодекса Российской Федерации, так как последний выступает в качестве ключевого регулятора существующих договорных отношений на территории России независимо от того, кто является контрагентами того или иного соглашения.

В соответствии с положениями перечисленных нормативных актов, следует определить, что к существенным условиям заключаемого по 223-ФЗ договора будут относиться:

  1. Предмет договора. Все сведения, которые относятся к предмету договора, должны быть вынесены в отдельный раздел, который полностью отражает информацию об объекте закупки, которая ранее содержалась в извещении о проведении закупочной процедуры. При этом сам Федеральный закон №223-ФЗ не устанавливает прямого запрета на возможности изменения данного раздела, в том числе путем замены предмета договора, но и не разрешает это сделать, так как в противном случае возможно вести речь о том, что проводимая закупка нарушит принципы указанного закона и Гражданского Кодекса, а сама сделка может быть признана судом и контролирующими органами незаконной.
  2. Цена или стоимость договора или контракта и порядок взаиморасчетов между сторонами. Окончательная информация по данному вопросу должна быть сформирована на основании тех результатов, которые были получены по итогам завершения закупочной процедуры, даже если речь идет о закупке у единственного поставщика. При этом ни ГК РФ, ни действующие нормы права в сфере закупок не запрещают производить изменение данного существенного условия как в части изменения цены контракта (но только если такое изменение не приведет к перерасходу бюджетных средств и вызвано острой необходимостью, например, по причине изменения государственной политики в части ценообразования), так и в части проведения полного взаиморасчета между участниками подписанного соглашения.
  3. Права и обязанности сторон договора, а также возможные меры ответственности для участников договора за нарушение установленных положений конкретного закона. В данном разделе, который чаще всего не подвергается изменениям, прописываются либо фиксированные размеры штрафных санкций, либо те механизмы, на основании которых производится расчет штрафов, а также пеней и неустоек.
  4. Срок действий договора, варианты изменения и расторжения договора. Данные условия обязательно должны быть включены в содержание договора даже в том случае, если речь идет о простой форме договора, которая, например, используется при заключении такого соглашения с единственным поставщиком.

Для каждого из таких существенных условий существует свой порядок их изменения, который сводится, тем не менее, к следующему алгоритму:

В контракты по закону № 223-ФЗ можно включать третейскую оговорку

  • стороны проводят переговоры о возможности изменения каких-либо условий в рамках заключенного ранее договора;
  • достигнутые договоренности необходимо оформить в виде специального дополнительного соглашения, в котором указываются все те положения, которые должны быть изменены;
  • необходимо указать, с какого момента вступает в силу такое дополнительное соглашение, а также на какой срок оно было заключено.

Подобный алгоритм внесения изменений в тот или иной договор предусмотрен Гражданским Кодексом, на основании которого и происходит все функционирование договорных отношений по итогам проведения закупочных процедур на основании 223-ФЗ.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Порядок заключения

Заключение договора на основании положений Федерального закона №223-ФЗ происходит по итогам публикации протокола об определении победителя той или иной процедуры либо на основании решения заказчика о проведении закупки у единственного поставщика.

В том случае, если речь идет о конкурентном способе определения потенциального исполнителя по контракту, например, о конкурсе, то заключение договора или контракта по его итогам производится по истечении десяти дней, но не дожидаясь двадцати с даты публикации в Единой информационной системе протокола о подведении итогов такой закупки.

Если происходит заключение договора с единственным поставщиком, то в этом случае договор может быть заключен в течение того срока, который установлен для таких контрактов созданным у заказчика Положением о закупке.

Для того чтобы достичь максимально удобных для обеих сторон условий заключения и дальнейшего исполнения договора, в том числе, по итогам конкурентных способов определения исполнителя, заказчик вправе провести с исполнителем преддоговорные переговоры. Условие о возможности проведения таких переговоров заказчик обязан сформулировать в рамках документации о проводимой закупке как одно из условий определения исполнителя.

В том случае, если такой участник отказывается от заключения договора, или стороны не могут договориться и прийти к общему соглашению по условиям договора, то к преддоговорным переговорам приглашается участник, который занял второе место по итогам оценки поданных заявок или предложений.

Федеральный закон №223-ФЗ говорит о том, что у государственного заказчика есть возможность не публиковать некоторые контракты и договоры, которые были заключены.

В контракты по закону № 223-ФЗ можно включать третейскую оговорку

Так, в частности, можно не публиковать договоры, которые были заключены с единственным поставщиком, если объект закупки по такому договору или контракту относится к тем сведениям, публикация которых не предусмотрена действующим законодательством.

 В остальных случаях заказчик обязан в течение трех рабочих дней с момента подписания такого договора или контракта внести сведения в специальный реестр контрактов, ведение которого предусмотрено статьей 4.

1 указанного федерального закона.

Если речь идет о контрактах и договорах, которые подписываются по итогам конкурсных процедур, то они должны быть размещены в Единой информационной системе в соответствующем реестре.

Сведения о таких контрактах в течение трех рабочих дней с момента подписания направляются в специальный реестр, который должен оформляться в соответствии с требованиями статьи 4.

1 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Если договор или контракт был изменен, то сведения о таком изменении также должны быть внесены в реестр в течение трех рабочих дней с момента их осуществления.

Что же касается результатов исполнения договора, то данные о его завершении должны быть внесены в срок, который не превысит десять дней с момента подписания документов, подтверждающих такое действие в отношении договора.

Не подлежат публикации только те сведения, которые относятся положениями действующего законодательства к данным, которые не должны публиковаться в общедоступных источниках информации, например, если речь идет об объектах закупки, подпадающих под действие законодательства о государственной тайне.

Возможности расторжения

Далеко не всегда договоры и контракты, заключенные государственным и муниципальным заказчиком, исполняются в полном объеме.

Нередко складывается ситуация, в соответствии с которой стороны приходят к решению о необходимости расторжения подписанного ранее договора.

Чаще всего это действие осуществляется в случаях, когда по каким-либо причинам результаты исполнения не удовлетворяют стороны, но судебного разрешения возникшего конфликта они не хотят.

К другим основаниям, по которым могут быть расторгнуты договоры, заключенные во исполнение положений о закупках, освещенных в Федеральном законе №223-ФЗ, следует относить:

В контракты по закону № 223-ФЗ можно включать третейскую оговорку

  • невозможность дальнейшего исполнения договора по причине возникновения обстоятельств непреодолимой силы, которые были предусмотрены договором;
  • сокращение финансирования ввиду принятия такого решения вышестоящим контролирующим органом в сфере закупок;
  • судебное признание договора или контракта недействительным по причинам, сформулированным в действующем законодательстве, например, в Гражданском Кодексе Российской Федерации;
  • если договор или контракт был полностью исполнен до даты, которая установлена в тексте документа как дата окончания его действия, и это подтверждено с юридической точки зрения;
  • одностороннее решение заказчика или исполнителя о необходимости расторжения заключенного договора по личным причинам (однако, такие причины должны быть обоснованы в виде специального документа, например, письма о необходимости расторжения договора).

В том случае, если контракт был расторгнут, сведения об этом должны быть внесены в реестр договоров, находящийся в Единой информационной системе, в течение десяти дней с момента подписания документов, подтверждающих такое расторжение, например, дополнительного соглашения о расторжении договора.

При этом в отчет о таком расторжении должны быть включены сведения о причине такого действия, например, если речь идет о расторжении по причине судебного решения, потребуется указать номер дела и итогового постановления о расторжении контракта.

Читайте также:  Предлагается уточнить регулирование индексации алиментов (законопроект)

Понятие и особенности рамочного договора

Еще до момента начала действия Федерального закона №223-ФЗ достаточно большую популярность набрали рамочные договоры. После вступления указанного закона в силу они продолжают использоваться, так как в некоторых случаях являются очень удобными для государственного или муниципального заказчика.

В настоящее время выделяют следующие виды рамочных договоров:

  • договоры с открытыми условиями. Для таких договоров характерно, чтобы что-то из условий, в том числе существенных, было не до конца определено. Исключение составляется только для предмета договора – его необходимо описать конкретно. В противном случае такое соглашение не будет с юридической точки зрения договором;
  • договоры с неопределенными сроками. Чаще всего речь в этом случае идет о тех договорах, которые подлежат пролонгации (например, если речь идет о договорах оказания коммунальных услуг, которые осуществляются одним и тем же поставщиком на протяжении достаточно длительного периода времени);
  • договоры с открытой ценой. Эти договоры заключаются в тех случаях, когда по каким-либо причинам не может быть полностью определена цена заключаемого договора, однако, есть информация о том, когда и какие объемы товара могут быть поставлены. Чаще всего такие договоры заключаются в отношении тех групп товаров, которые либо имеют непосредственную зависимость от иностранной валюты, либо относятся к категории товаров или услуг, подлежащие обязательному государственному регулированию (сам договор при этом может быть заключен до момента официальной публикации такого регламентирующего нормативного акта);
  • договор, в отношении которого не определены объемы поставки. Такие договоры заключаются в тех случаях, когда речь идет о невозможности определения конкретного объема закупки, которая будет осуществлена, по различным причинам (например, в случае срочной закупки медикаментов для регионов с установленным режимом чрезвычайных обстоятельств, когда невозможно определить, какой именно объем и каких медикаментов может быть закуплен).

Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в отношении вопросов, связанных с регулированием договоров и контрактов, заключаемых по итогам проведенных закупочных процедур, является более лояльным, нежели Федеральный закон №44-ФЗ. Основные вопросы, которые могут возникать и подлежат обязательному регулированию с точки зрения действующего законодательства, могут быть разрешены на основании положений Гражданского Кодекса Российской Федерации.

В то же время некоторые правила оформления заключаемых договоров могут не иметь обязательной государственной регламентации.

В этом случае они должны найти отражение в рамках созданного заказчиком Положения о проведении закупок, на основании которого они осуществляют свою деятельность.

Если же заказчик не может по каким-то причинам найти правила для регламентации заключенного им договора, он может воспользоваться рамочным договором, но это будет требовать тщательного обоснования, так как нередко может привести к дополнительным расходам из бюджетных средств.

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/223/dogovor-zaklucenie.html

Заключение договора по 223-ФЗ: правовые основы

В нашей статье читайте о правовых основах заключения договора по 223-ФЗ и как заключить сам договор. Кроме того, эксперт Оксана Шипунова прокомментирует, какие существуют нюансы при заключении договора по 223-ФЗ.

Договоры в рамках Закона 223-ФЗ заключаются по правилам, которые предусмотрены Гражданским законодательством и Положением о закупке.

В контракты по закону № 223-ФЗ можно включать третейскую оговоркуКомментирует Оксана Шипунова, эксглава отдела контроля торгов отдельных юридических лиц ФАС России, ведущая вебинара «Заключение и исполнение договора по 223-ФЗ»: 

Договоры, которые были заключены до вступления в силу 223-ФЗ, в том числе и рамочные, предусматривающие пролонгацию, как условную, так и безусловную, продолжают свое действие.  Внесение изменений, перезаключение договоров не требуется. Соответственно, правоотношения вы завершаете по мере исполнения обязательств в полном объёме.

Рамочный договор по 223 — ФЗ

Рамочный договор (или рамочное соглашение) — договор, заключаемый по определенному шаблону, в котором нет конкретных данных и до конца не определены параметры.

Общие принципы, которые характерны для такого вида документов:

  • предусматриваются открытые условия;
  • не указывается точные показатели цены и объема;
  • отгрузки/поставки осуществляются по заявкам заказчика, в которых указываются конкретные показатели: цена и объем.

Если в заключаемом контракте не указаны и не прописаны существенные условия рамочного договора, то такой документ не считается договором вообще. При этом каждая отдельная поставка по такому документу будет обладать силой договора.

Комментирует Оксана Шипунова, ведущая вебинара «Заключение и исполнение договора по 223-ФЗ»: 

Если компания «А» планирует закупать у компании «Б» товар без указания сроков, объёма поставки, без указания цены, либо единичных расценок, такой документ договором не признаётся. В этом случае придётся провести дополнительную закупочную процедуру в соответствии с требованиями вашего Положения.

 Если же вы не перепроведёте закупку и не заключите новый договор по итогам этой закупочной процедуры, каждая поставка, в рамках рамочного договора, будет считаться новой самостоятельной закупкой.

Соответственно, каждый раз, по мере необходимости того или иного товара из этого рамочного договора, заказчику нужно будет сверяться: правильно ли выбран способ закупки. 

Возмездные договоры по 223 — ФЗ

Договор в соответствии с гражданским законодательством может быть возмездным или безвозмездным. А вот договоры в рамках Закона № 223 — ФЗ могут быть только возмездными.

Договор возмездного оказания услуг содержит:

  • Предмет договора (п.1 ст. 432 Гражданского Кодекса РФ),
  • Условие о перечне, видах услуг, а так же о совершаемых действиях (п. 1 ст. 779 ГК РФ). 

Оксана Шипунова, ведущая вебинара «Заключение и исполнение договора по 223-ФЗ»:

Когда заказчик заключает договор, например, дарения или любой другой безвозмездный договор, на основании которого он приобретает продукцию, при этом не расходуя денежные средства, то такой документ договором не признается. Сюда можно отнести не только договор дарения и договор бартера.

Например, компания меняет синий карандаш на красный карандаш. Денежные средства при этом не расходуются, поэтому данная процедура не является закупкой. Обратите внимание, не рекомендуется переводить основную массу своих потребностей на бартеры.

Каждый раз, когда вы будете пользоваться подобным правом, данным для совершения таких сделок, у контролирующих органов будут возникать вопросы на предмет целесообразности проведения данной процедуры.

Кроме того, будут возникать будут вопросы относительно контрагента, с которым заключается договор бартера и, вполне возможно, ваше действие будет квалифицировано как нарушение антимонопольных требований к торгам в части их не проведения. Это гораздо страшнее и имеет неприятные последствия для заказчика.

Существенные условия договора

Согласно п.1. ст.

432 ГК РФ «Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

» Договор считается заключенным с того момента, когда стороны достигли соглашения о существенных условиях. Закрытого перечня таких условий законодательство не содержит. Поэтому существенными условиями договора возможно считать те условия, которые названы существенными непосредственно в тексте самого договора.

Комментирует Оксана Шипунова,ведущая вебинара «Заключение и исполнение договора по 223-ФЗ»:

Контролирующие органы считают, что все условия, прописанные в договоре, являются существенными. Если стороны сочли бы их не существенными, они не стали бы их фиксировать в договоре.

Соответственно, любой параметр, любое условие в вашем договоре, не только цена, объём, срок и, непосредственно, сам предмет закупки, но и условия поставки, порядок оплаты, порядок страхования, формирование акта приёмки и передачи, любые моменты, которые зафиксированы в договоре, являются его существенными условиями.

Положение о закупке

Порядок заключения и исполнения договора в Законе 223 — ФЗ регулируется Положением о закупке. Совершать действия, не предусмотренные Положением, заказчик не может. Положение может представлять из себя несколько документов, утверждённых в соответствии с требованиями законодательства. Все эти документы должны быть размещены в единой информационной системе.

В Положении о закупке необходимо прописать последовательность действий как со стороны заказчика, так и со стороны поставщика, и включить в него:

  • комплект документов, который подлежит направлению в рамках заключения договора,
  • правила направления документов,
  • сроки направления,
  • права и обязанности, которые возникают у сторон по мере совершения тех или иных действий, предусмотренных Положением.

Если в Положении и документации о закупке не прописан порядок действий одной из сторон, либо прописан порядок действий не в полном объёме, у победителя всегда есть возможность уклониться от заключения договора, но он не будет включён в реестр недобросовестных поставщиков.

Комментирует Оксана Шипунова, ведущая вебинара «Заключение и исполнение договора по 223-ФЗ»:

По поводу комплекта документов, который направляется в рамках заключения договора, можно сказать следующее. Каждый заказчик определяет этот комплект документов сам для себя. Способы отправки документов могут быть любыми. Можно отправить договор обычной почтой с уведомлением, электронной почтой, факсом и другими средствами.

Но все-таки наилучшими способами направления документов являются: либо почта с уведомлением, либо личное вручение своему контрагенту.

Для подтверждения исполнения своих обязанностей в полном объёме, заказчику необходимо удостовериться, что проект контракта получен контрагентом, а лицо, которое приняло комплект документов, поставило подпись об их получении, уполномочено совершать те или иные действия со стороны контрагента.

Онлайн-курс «Закупки по 223-ФЗ. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа)

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/1542

Споры по госзакупкам в третейском суде

12.04.2017 «Regforum», апрель 2017

В контракты по закону № 223-ФЗ можно включать третейскую оговорку Анастасия Мастова (Фишкина) юрист

Минэкономразвития считает возможным предусмотреть в договорах, заключенных в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 N 223-ФЗ, арбитражную оговорку о том, что при возникновении разногласий спор сможет рассмотреть третейский суд. Такая позиция противоречит ФАС, который ранее запретил подобные разбирательства.

Арбитражная оговорка

В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 29.12.2015 № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в РФ», спор между сторонами гражданско-правовых отношений может быть передан по соглашению сторон в «третейский суд» на рассмотрение.

Арбитражное соглашение — это соглашение сторон о передаче абсолютно всех или только определенных споров в арбитраж, которые возникли или гипотетически могут возникнуть в связи с каким-либо конкретным правоотношением. В таких делах следует учитывать, что любое арбитражное соглашение связывает только его стороны, для иных участников гражданского оборота оно обязательным не является.

Напомню, что арбитражная оговорка сохраняет силу и при признании договора незаключенным (п. 12 Обзора судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными, утв. Информационным письмом Президиума ВАС РФ от 25.02.2014 № 165).

Такое соглашение может быть составлено сторонами в виде арбитражной оговорки в договоре или в виде отдельного документа, но обязательно в письменной форме (ч. 2 ст. 7 Федерального закона № 382-ФЗ).

В частности, путем обмена письмами, телеграммами, телексами, телефаксами и иными документами.

Как правило, на практике стороны включают третейскую оговорку в конкретный договор в качестве одного из его положений.

При согласовании любого арбитражного соглашения участникам оборота следует четко оговаривать все необходимые условия, поскольку в дальнейшем отказаться от него будет невозможно.

Так, стороны могут согласовать конкретный третейский суд, а также перечень споров, подлежащих рассмотрению в нем.

При этом отмечу, что достаточно будет даже простого указания на рассмотрение всех без исключения или какой-то определенной группы споров между сторонами без конкретизации.

Согласно ч. 1 ст. 10, ч. 2 ст. 11 Федерального закона № 382-ФЗ, стороны могут определять по своему усмотрению число арбитров и процедуру их избрания (назначения).

При желании сторон предусмотреть арбитражную оговорку непосредственно «в теле» договора, будет разумно включить ее в раздел «Порядок разрешения споров». Например, она может звучать следующим образом:

Читайте также:  Фас разъяснила вопросы контроля в области наружной рекламы

«Все не урегулированные Сторонами путем переговоров споры, разногласия или требования, возникающие из Договора или в связи с ним, передаются на разрешение в Арбитражный третейский суд г.

Москвы в соответствии с его Регламентом, действующим на момент подписания Договора. Стороны ознакомились с Регламентом. Решение третейского суда окончательно.

Исполнительный лист выдается по месту третейского разбирательства».

И наконец, отмечу ещё один важный момент: лица, заключающие арбитражное соглашение, должны иметь надлежащим образом оформленные полномочия (Определение Верховного Суда РФ от 29.02.2016 № 309-ЭС15-12928 по делу А71-15240/2014).

Практика применения — стоит ли судиться в третейском суде по госзакупкам?

Третейское разбирательство по сравнению с обычной судебной процедурой безусловно имеет преимущества.

Во-первых, это существенно меньший срок с момента подачи искового заявления до момента вынесения решения, а также конфиденциальность третейской процедуры. Во-вторых, это — возможность выбора сторонами третейского арбитра.

Наконец, существует гарантия исполнения решения третейского суда — возможность получения исполнительного листа на принудительное исполнение.

Учитывая всё вышеизложенное, стороны участвующие в госзакупках стремятся включить арбитражную оговорку в договор, в частности, заключаемый на основании Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В то же время, хочу обратить ваше внимание на то, что по данному вопросу в нашей стране не существует единства судебной практики.

С одной стороны, суды признают, что включённая в договор, заключаемый по итогам процедуры закупки, третейская оговорка правомерна, объясняя это тем, что Федеральный закон № 223-ФЗ не предусматривает запрета на включение в текст договоров, заключаемых посредством запросов предложений, условий о подведомственности споров третейским судам (например,Постановление Арбитражного суда Московского округа от 07.08.2015 № Ф05-10258/2015 по делу № А40-22961/15).

Другие же суды, напротив, категорически не допускают такую возможность, полагая, что споры, возникающие из соответствующих договоров, являются неарбитрабельными (например, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25.04.2016 № Ф06-935/2015 по делу № А72-5927/2015; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.11.2015 № Ф05-16436/2015 по делу № А40-85008/15).

Таким образом, несмотря на наличие преимуществ третейского разбирательства, на сегодняшний день включение арбитражной оговорки в договоры по госзакупкам следует признать неправомерным. Заменить собой государственную судебную инстанцию в такого рода делах третейский суд пока не может.

Чья позиция «вернее» — ФАС или МЭР?

В соответствии с позицией ФАС России, соглашения о передаче в третейские суды споров, возникающих из договоров, заключенных в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ, являются недействительными (Письмо ФАС России от 28.12.2015 N АЦ/75923/15).

В то время как, МЭР, напротив, считает это допустимым и целесообразным. Примечательно, что ранее МЭР придерживался позиции антимонопольного ведомства. В своем Письме от 14.08.2015 г.

№ Д28и-2462 он прямо указал: «…

предложения о предоставлении третейским судам возможности рассматривать споры, вытекающие из Закона № 223-ФЗ, не могут быть поддержаны, так как не относятся к сфере регулирования указанного закона».

С моей точки зрения, наиболее правильной следует признать позицию ФАС России.

Принципы третейского разбирательства (в частности, конфиденциальность, закрытость процесса, неформальный характер разбирательства, упрощенный порядок сбора и представления доказательств, отсутствие информации о принятых решениях, а также невозможность их проверки и пересмотра по существу) не позволяют обеспечить основные цели, предусмотренные Федеральным законом № 223-ФЗ. Любые правоотношения, регулируемые упомянутым законом, в силу своих особенностей должны быть полностью прозрачны и доступны для «проверочных» мероприятий, в том числе посредством разрешения споров системой государственного правосудия.

Третейское разбирательство — это зло или благо?

Не смотря на то, что третейское разбирательство существенно экономит время участникам спора, однако рассмотрение споров в этой инстанции обходится дороже: оплата услуг третейских судов выше, чем государственная пошлина, приблизительно в два раза. Это не отвечает цели экономии средств.

Однако, это не самый главный «минус». В случае если стороны своим прямым соглашением предусмотрели, что арбитражное решение является для сторон окончательным, его невозможно будет отметить (ст. 30 Федерального закона от 29.12.2015 № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в РФ»).

Учитывая, что на практике разбирательство в третейском суде происходит в «неформальной» обстановке, а порой и с грубыми нарушениями норм процессуального и материального права, это является безусловным минусом данной процедуры, поскольку сложившийся порядок исключает возможность обжалования решения.

Кроме того, формирование «скамьи» арбитров может происходить не «прозрачно», в связи с чем такие «третейские суды» зачастую создаются единолично стороной заказчика, что предопределяет рассмотрение спора в его пользу.

Также обратите внимание на следующий нюанс: включение условия о передаче споров на разрешение в третейский суд при формировании документации о торгах ведёт к тому, что как таковая добровольность заключения третейского соглашения исключается, поскольку участники размещения заказов лишены возможности влиять на содержание документации.

Договоры, заключаемые на основании Федерального закона № 223-ФЗ, имеют публичную основу, преследуют публичный интерес и направлены на достижение результата в виде удовлетворения публичных нужд, за счет средств бюджета. В связи с этим, рассмотрение таких споров третейскими судами нарушает основополагающие принципы российского права, а именно: не противодействуют коррупции и не обеспечивают условия для конкуренции.

«Regrorum»

Источник: https://www.uk-prioritet.ru/presscenter/articles/spory-po-goszakupkam/

Вс разрешил спорить о закупках госкомпаний в третейских судах по 223-фз

Третейские суды могут рассматривать не все категории дел. Под запретом споры, где имеет место «публичный интерес». Однако госсуды широко толкуют такой термин, из-за чего на практике «рушатся» третейские оговорки в крупных контрактах, заключенных в рамках корпоративных закупок.

В недавнем случае Верховный суд задал вектор практики для целой категории споров.

Реформа третейских судов началась в 2016 году с подачи Владимира Путина, который еще в 2013 году поручил создать закон о совершенствовании негосударственных арбитражей.

Одна из главный целей – избавиться от «карманных» судов и повысить престиж добросовестных. Сейчас вместо нескольких тысяч учреждений осталось всего четыре. Параллельно стала расширяться компетенция оставшихся судов.

Госдума приняла закон, определяющий характер дел, которые разрешалось передать на рассмотрение третейских судов. В их число попали корпоративные споры, но не все.

Строительство метро — это публичный интерес?

Дела о закупках вызывают больше всего вопросов, потому что суды здесь не всегда предсказуемы и логичны, признает Анна Грищенкова, партнер АБ КИАП. Противоречивость судебной практики привела к тому, что в одном из подобных дел Верховный суд направил в Конституционный суд запрос о соответствии Конституции положениям АПК (ч. 6 ст.

4), ФЗ-223 и положениям закона «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в РФ». Формально эти правовые акты не запрещают рассматривать в третейских судах дела об исполнении контрактов госкомпаний и других фирм, заключенных по ФЗ-223. Тем не менее судебная практика по этому вопросу противоречива, подчеркнул в своем запросе ВС.

Однако КС отказался брать на себя решение и предложил ВС истолковать закон самостоятельно. Это экономколлегия и сделала.

История спора началась в 2013 году, когда частное АО «Мостеплосетьстрой» обязалось переложить инженерные сети в метро по заказу государственного АО «Мосинжпроект». В контракте стороны согласовали, что их споры будет рассматривать Третейский суд. Именно туда в 2016 году обратился «Мостеплосетьстрой», чтобы взыскать с контрагента долг в 5,2 млн руб. за выполненные работы. 

Арбитраж удовлетворил требования заявителя, однако «Мосинжпроект» решение третейского суда не исполнил. Тогда «Мостеплосетьстрой» обратился в АСГМ, чтобы получить исполнительный лист (дело № А40-165680/2016).

Первая инстанция, а затем и окружной суд удовлетворили это требование компании. Суды исходили из того, что оснований для отказа выдачи исполлиста нет, ведь договор не заключался в публичных интересах.

А значит, спор может быть предметом разбирательства в третейском суде. 

«Мосинжпроект» не согласился с таким выводом и оспорил акты нижестоящих судов в Верховный суд.

В своей жалобе ответчик указал, что договор подряда заключался по ФЗ-223 в рамках реализации московской госпрограммы по строительству метро – это говорит о публичном интересе.

Кроме того, в кассационной жалобе «Мосинжпроект» указал, что полностью принадлежит городу Москве. Значит, третейский суд не мог рассматривать этот спор, уверяла госкомпания. 

Верховный суд и аргументы сторон 

Слушания по делу возобновились 4 июля 2018 года, когда был получен ответ из КС. Дмитрий Харламов из «Мосинжпроекта» попытался убедить экономколлегию в том, что спор был неарбитрабелен третейскому суду.

«Судебная практика считает, что публичный интерес есть там, где договор заключен по 223-ФЗ, речь идет о социальных нуждах, а средства расходуются из бюджета», – заявил Харламов.

Юрист сослался на московскую программу, согласно которой подряд оплачивал город.

Ему оппонировал адвокат Николай Александров. Он обвинил заказчика в недобросовестности: с 2013 года, когда был подписан договор, «Мосинжпроект» не пытался оспорить третейскую оговорку.

Более того, ее изначально включили согласно распоряжению тогдашнего первого заместителя мэра Владимира Ресина, отметил Александров. Он настаивал, что договор заключался не по 223-ФЗ. Нет доказательств и тому, что работы в метро оплачивал город. Они финансировались из других источников, заверил Александров.

Он также подчеркнул, что «Мосижпроект» получил статус хозяйственного общества с долей города более 50% лишь в октябре 2016 года.

Адвокат обвинил оппонента в недобросовестности: с 2013 года, когда был подписан договор, контрагент не пытался оспорить третейскую оговорку.

  • Судья Татьяна Завьялова поинтересовалась, каково состояние долга.
  • – Полностью оплачен, у нас претензий нет, – отрапортовал Александров.
  • По его словам, когда «Мосинжпроекту» надо получить долг с контрагента – он молча получает исполлист, а когда проигрывает – возражает против того, чтобы исполлист получил оппонент.

В стадии дополнений Харламов возразил, что торги проводились, «документы в открытом доступе». Ресин выпускал не указание, а рекомендацию, уточнил юрист.

По его словам, третейскую оговорку в договоры включали до 2011 года, когда Высший арбитражный суд признал подобные споры неарбитрабельными.

Выслушав аргументы сторон, судьи экономколлегии огласили решение: оставить жалобу «Мосинжпроекта» без удовлетворения.

Почему третейские суды могут рассматривать споры о корпоративных закупках

В опубликованном определении экономколлегия объяснила мотивы своего решения. Закупки госкомпаний регулируются в целом как гражданско-правовые, то есть стороны в них юридически равны.

А значит, согласно общему правилу, контрагенты могут договориться о чем угодно, в том числе утвердить арбитражную оговорку. Ограничить их может закон, но в нем нет прямого запрета, отметила «тройка» под председательством Татьяны Завьяловой.

Еще один повод отказать в применении арбитражной оговорки – нарушение публичного порядка [«основ общественного строя»], но ВС его тут не обнаружил.

Решение ВС важно, потому что в российской экономике закупочная деятельность многих крупнейших российских компаний регулируется именно 223-м законом, отмечает ассоциированный партнер юрфирмы «ЮСТ» Александр Рудяков.

Единственный публичный интерес в этом случае – предотвратить коррупцию и другие злоупотребления, уверена советник КА «Муранов, Черняков и партнеры» и докладчик МКАС при ТПП РФ Ольга Бенедская.

Но это не значит, что споры по 223-ФЗ надо приравнять к делам публично-правового характера, резюмирует Бенедская.

В определении явно выражена идея, что понятие арбитрабельности или неарбитрабельности отдельных категорий дел – это прерогатива законодателя, комментирует юрист судебно-арбитражной практики АБ «ЕПАМ» Всеволод Тараскин. Но, по его мнению, ВС не до конца поставил точку в этом вопросе.

Читайте также:  Заявление о регистрации юридического лица

Например, в определении элементами публичного порядка названы «затраты бюджетных средств». «Значит ли это, что их использование автоматически сделает спор по 223-ФЗ неарбитрабельным?» – задается вопросом юрист.

Подобное толкование могло бы необоснованно расширить категорию «противоречие публичному порядку, говорит Тараскин.

Источник: http://souz-u-t-s.ru/details/novosti_syda/VS-razreshil-sporit-o-zakupkah-goskompanij-v-tretejskih/

Вопрос о законности третейской оговорки в договорах по Закону N 223-ФЗ

Определение Верховного Суда РФ от 11.07.2018 по делу N А40-165680/2016  поставило точку  в вопросе о законности третейской оговорки в договорах по Закону N 223-ФЗ:

Законодательство не запрещает передавать споры из договоров по Закону N 223-ФЗ в третейские суды.

В договор можно включить третейскую оговорку, а если решение третейского суда не исполнено — получить исполнительный лист в арбитражном суде.

Правовая позиция ВС состоит в следующем:Законодательство, закрепляя в целом подход об арбитрабельности споров из гражданских правоотношений, не содержало специальных норм об арбитрабельности, полной или условной неарбитрабельности споров из закупок особых видов юридических лиц.

Следовательно, к таким отношениям применимы общие нормы об арбитрабельности гражданско-правовых споров, пока федеральным законом не установлено иное.

При реформировании законодательства о третейском разбирательстве в 2014 — 2016 годах федеральный законодатель закрепил следующий подход к регулированию арбитрабельности: общий критерий арбитрабельности — гражданско-правовой характер отношений (часть 3 статьи 1 Закона об арбитраже, часть 6 статьи 4, часть 1 статьи 33 Кодекса), перечень неарбитрабельных споров (пункты 1 — 5, 7, 8 части 2 статьи 33 Кодекса), а также условно неарбитрабельную категорию — споры, возникающие из отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 6 части 2 статьи 33 Кодекса).Однако споры, возникающие из отношений, регулируемых законодательством о закупках товаров отдельными видами юридических лиц, в данном перечне не указаны, иных законов, закрепляющих нормы о неарбитрабельности таких споров, не имеется, не названы они и в качестве условно арбитрабельных.Таким образом, анализ правового регулирования, существовавшего в период спорных правоотношений, равно как и действующего в настоящее время, не позволяет сделать вывод о том, что федеральный законодатель в рамках своих полномочий, устанавливая баланс публичных и частных интересов в отношениях по закупке товаров отдельными видами юридических лиц, предусматривал правило о неарбитрабельности споров, вытекающих из договоров, заключенных в результате такой закупки.

Судебная власть вправе устанавливать баланс в отношениях в целях защиты публичного порядка при наличии соответствующего элемента публичного порядка.

Такого элемента публичного порядка Российской Федерации как неарбитрабельность споров, возникающих из отношений, регулируемых Федеральным законом N 223, не выявлено, а доказательств нарушения иных элементов публичного порядка, например, затраты бюджетных средств, заявитель в настоящем деле не представил.

Источник: http://konkir.ru/articles/pravovoy-akcent/vopros-o-zakonnosti-treteyskoy-ogovorki-v-dogovorah-po-zakonu-n-223-fz

В госконтракт нельзя включить третейскую оговорку

В госконтракт включили третейскую оговорку. Подрядчик нарушил обязательство и не исполнил решение третейского суда. Заказчик запросил исполнительный лист в арбитражном суде, но ему отказали. Третейская оговорка в госконтракте недействительна.

Госзаказчик провел открытый конкурс на право заключения договора подряда. По итогам мероприятия заказчик выбрал компанию-подрядчик.

В оговоре подряда стороны установили условие о том, что споры по поводу сделки будет рассматривать третейский суд, этот суд указали.

Третейский суд существовал при некоммерческой организации, при этом учредил организацию тот же госорган, который был учредителем заказчика.

Подрядчик не исполнил решение третейского суда

Через некоторое время подрядчик нарушил обязательства по госконтракту. Заказчик подал в третейский суд иск и потребовал взыскать с подрядчика штрафы, установленные в договоре.

По рассмотрении дела третейский суд поддержал заказчика и взыскал указанную сумму. Однако подрядчик решение суда выполнять не стал.

Госзаказчик направил в арбитражный суд заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.

В первой инстанции удовлетворили заявление заказчика. Суд посчитал, что нарушений основополагающих принципов российского права не наблюдается, кроме того, указанный спор может быть предметом третейского разбирательства, это соответствует положениям федерального закона.

Кассация отменила определение о выдаче исполнительного листа

Суд округа пересмотрел дело. С его точки зрения, нельзя согласиться с выводами суда первой инстанции. Если договор заключили в соответствии с требованиями законодательства о госзакупках, спор из такого договора нельзя рассматривать в третейском суде.

Этому препятствуют специфика субъектного состава и характера правоотношений, а также несовместимость принципов третейского разбирательства и проведения госзакупок.

Процедура размещения госзаказов, реализуемая и завершаемая посредством заключения контрактов, носит обязательный характер и исключает возможность отнесения споров из таких контрактов на рассмотрение третейских судов.

Третейское соглашение о разрешении спора по договору присоединения действительно, если оно заключено после возникновения оснований для предъявления иска и если иное не предусмотрено федеральным законом (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2002 № 102-ФЗ «О третейских судах в РФ»).

Лицо, которое подписывает договор с третейской оговоркой, лишено возможности выразить собственное волеизъявление в отношении третейского разбирательства и вынуждено принять это условие путем присоединения к договору в целом. На этих основаниях кассация посчитала, что третейский суд не обладает полномочиями рассматривать данный спор.

Однако аргумент компании-подрядчика, что госзаказчик и третейский суд являются аффилированными, кассационная коллегия отклонила за недоказанностью.

В результате кассация отменила определение суда первой инстанции. Госзаказчику отказали в выдаче исполнительного листа, см. постановление АС Московского округа от 06.12.2016 по делу № А40-168463/16. Из постановления:

  • «… арбитражный суд может отказать в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда…
  • … установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.
  • К ним относятся: неизвещение стороны о третейском разбирательстве, рассмотрение третейским судом спора, не подпадающего под условия третейского соглашения, или спора, который не может быть предметом разбирательства в соответствии с федеральным законом, несоответствие состава третейского суда или процедуры третейского разбирательства соглашению сторон или федеральному закону, нарушение решением третейского суда основополагающих принципов российского права…

Источник: https://www.arbitr-praktika.ru/article/2166-qqe-17-m3-07-03-2017-v-goskontrakt-nelzya-vklyuchit-treteyskuyu-ogovorku

Изменение договора по 223-ФЗ по соглашению сторон — случаи и порядок

Изменение условий договора, заключенного в рамках 223-ФЗ по соглашению сторон допускается статьей 450 Гражданского Кодекса РФ. При этом сторонам необходимо учесть некоторые особенности этой процедуры.

Какие условия можно изменять

По взаимному соглашению сторон в заключенный по 223-ФЗ договор могут вноситься коррективы. При этом все изменения не должны противоречить положению о закупках. В законе напрямую не предусмотрены правила внесения корректировок, но и запрета на такую процедуру также нет. Опираясь на нормы гражданского права, можно сделать вывод о том, что изменению подлежат следующие условия договора:

  1. Объем товаров или услуг.
  2. Цена контракта.
  3. Срок исполнения сторонами своих обязательств.
  4. Порядок поставки продукции или предоставления услуг.
  5. Поставщик. Такое возможно в том случае, если компания претерпела реорганизацию, слияние или присоединение. Эта норма подтверждается письмом Министерства экономики и развития ОГ-Д28-15146 от 1 декабря 2015 года. 
  6. Коррективы в договор вносятся и в случае изменения реквизитов одной из сторон. 

Для того чтобы изменения имели юридическую силу стороны должны прийти к единому мнению и составить дополнительное соглашение к договору. В противном случае корректировка отдельных условий возможна только в судебном порядке.

Суд встает на сторону инициатора внесения изменений, если одна из сторон существенно нарушает условия контракта или обстоятельства значимо изменились, что привело к невозможности исполнения договора на прежних условиях.

 

Положение о закупках может включать в себя запрет на изменение условий контракта. В этом случае внесение каких-либо правок признается незаконным и не имеет юридической силы.

Отражение в ЕИС

Согласно части 5 статьи 4 223-ФЗ заказчик обязан отразить в ЕИС внесение в договор изменений, касающихся цены поставляемых товаров или услуг, их объема, а также срока исполнения обязательств. Исключением из этого правила становятся контракты, которые содержат в себе сведения со статусом «государственная тайна».   

Вся необходимая информация должна появиться в открытом доступе в срок не более 10 суток с момента вступления в законную силу дополнительного соглашения.

Если это правило не будет соблюдено, то на заказчика может быть наложен штраф в размере от 10 до 30 тысяч рублей. Ответственность за это нарушение возлагается и на контрактного управляющего.

Для него размер штрафа варьируется от 5 до 10 тысяч рублей.

Для того чтобы разместить сведения об изменении условий контракта, заказчику необходимо:

  • При помощи функционала ЕИС сформировать информацию о внесении в контракт корректировок.
  • Разместить скан-копию дополнительного соглашения. Допускается оформление соглашения в электронном виде.
  • Подписать сформированную карточку и все прикрепленные к ней документы при помощи своей квалифицированной ЭП.

Специалисты не рекомендуют заказчикам вносить в договор изменения о продлении сроков его исполнения, если процедура проведения закупки была конкурентной. Пролонгация контракта в таком случае может быть расценена проверяющими органами, как ограничение конкуренции, за что заказчик будет привлечен к ответственности. 

Как внести изменения в договор

Порядок внесения корректировок в договор не прописан в 223-ФЗ. Поэтому заказчикам необходимо руководствоваться собственным положением о закупках. Если в нем нет сведений о правилах внесения корректировок, то следует действовать по общим принципам. 

Инициатор внесения изменений уведомляет о своем желании другую сторону. Для этого он составляет письмо в свободной форме. Оно передается контрагенту при помощи любого доступного средства связи: электронной почты, почтовой связи или факса.

Если вторая сторона согласна с внесением изменений, то она составляет дополнительное соглашение, которое становится неотъемлемой частью контракта. Оно оформляется в той же форме, что и сам договор. В документе прописывается следующая информация:

  1. Наименование документа с присваиваемым ему номером.
  2. Место составления документа.
  3. Дата подписания.
  4. Суть вносимых изменений и причины принятого решения.
  5. Срок вступления правок в законную силу.  
  6. Наименования и полные реквизиты контрагентов.

Составленный документ направляется второй стороне на подпись. После того как он завизирован, внесённые изменения в договор приобретают законную силу. При необходимости изменений условий сделки, составление дополнительного соглашения становится единственным способом для сторон избежать ответственности за нарушение взятых на себя обязательств не расторгая сделку.

Источник: https://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/177-izmenenie-dogovora-223-fz

Ссылка на основную публикацию