В КОАП увеличен штраф за непредоставление информации

Отказ в предоставлении гражданину информации — прямое нарушение Конституционного права, и за подобные действия виновным грозит уголовная или административная ответственность.

Это прямо прописано в 24 статье Конституции, где прямо указано, что любые органы самоуправления и госструктур, а также должностные лица не должны препятствовать гражданам в ознакомлении с информацией, непосредственно касающейся их прав и свобод.

Единственное исключение: ситуации, предусмотренные действующим законодательством.

Рассмотрим, в каких случаях непредоставление информации становится административным проступком или уголовно-наказуемым деянием.

Базовые понятия

В КоАП увеличен штраф за непредоставление информацииСовременное общество устроено таким образом, что человек постоянно нуждается в информации. Сведения могут носить разный характер, но их обязаны предоставлять человеку в установленном законом порядке.

Право на получение необходимой информации закреплено Конституцией:

  • статья № 24 часть 2 — обязывает должностных лиц не препятствовать ознакомлению граждан с различными материалами и документами;
  • статья 29 части 4 и 5 — дает гражданам право оперировать полученными данными в рамках правового поля и гарантирует свободу распространения информации массового характера.

Ситуации, когда человек делает официальный запрос на получение тех или иных сведений, а ему необоснованно отказывают в их получении является противоправным действием.

Важно! Исключением является информация закрытого характера, предназначенная лишь для ограниченного круга лиц. Скачать для просмотра и печати:

Неправомерный отказ: уголовная ответственность или административное правонарушение

В КоАП увеличен штраф за непредоставление информацииОтветственность за нарушение перечисленных выше Конституционных прав предусматривается статьей 140 УК РФ и 5.39 КоАП. В целом, эти статьи одинаковы, но имеются некоторые нюансы разграничивающие административное нарушение и преступление.

Уголовная ответственность наступает в случаях:

  • неправомерный отказ в предоставлении собранных должностными лицами (органами, организациями) документов, материалов, напрямую затрагивающих права/свободы гражданина;
  • искажение информации или предоставление ложных сведений, данных не в полном объеме.

В обоих случаях обязательным условием наступления уголовной ответственности выступает причинение вреда законным интересам/правам человека такими деяниями.

В рамках административного правонарушения присутствует ответственность за:

  1. Незаконный отказ в предоставлении гражданам, включая адвокатов (на основе поступившего адвокатского запроса), либо организациям сведений, предоставление которых предусмотрено федеральным законодательством.
  2. Несвоевременное предоставление либо предоставление заведомо ложных данных.

Здесь причинение вреда или иных последствий не требуется. Достаточно самого факта.

На основании вышеизложенного изменяется состав злодеяния: формальный и материальный. В первом случае, к виновному будет применена статья Уголовного кодекса, в рамках которой может налагаться штраф до 200 000 рублей и запрет работать на установленных должностях в течение 2-5 лет.

Административная ответственность предусматривает взыскание штрафа в размере 5 000-10 000 рублей.

Источник: https://PravoNarushenie.com/prava-chest-i-dostoinstvo/prava-cheloveka/otkaz-v-predostavlenii-informatsii-i-otvetstvennost-po-uk-rf-i-koap-rf

Штрафы за непредставление налоговикам документов и сведений

С осени прошлого года штрафы по статьям 126 и 129 НК увеличились в разы. Поэтому знать, за что именно установлена ответственность этими статьями и когда она может применяться, нужно каждому. Начнем с самого распространенного штрафа — за непредставление и несвоевременное представление документов.

Штраф по пункту 1 статьи 126 НК

Нарушение по п. 1 ст. 126 НК выражается в непредставлении налогоплательщиками (плательщиками сборов) или налоговыми агентами в срок документов или иных сведений, которые согласно налоговому законодательству:

Штраф за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов или сведений, предусмотренных налоговым законодательством, составляет:

  • истребованы налоговым органом у лица, в отношении которого проводится камеральная или выездная проверка. С этим все более или менее яснопп. 6, 8, 9 ст. 88, п. 12 ст. 89, п. 1 ст. 93 НК РФ;
  • организация или предприниматель должны представлять в налоговые органы самостоятельно в силу того, что являются налогоплательщиками или налоговыми агентами.

Следовательно, по этой норме нельзя оштрафовать за непредставление (несвоевременное представление) документов или информации, истребованных в рамках встречной проверкипп. 1, 2 ст. 93.1 НК РФ.

Какие документы налогоплательщики должны представлять самостоятельно

Это, в частности:

При этом учтите, что если НК установлена специальная ответственность за непредставление конкретного документа, то и штраф должен налагаться по специальной норме, а не по п. 1 ст. 126 НК. К таким документам относятся:

Ответственность за непредставление этих документов установлена статьями 116, 118 и 119 НК РФ соответственно.

Нельзя оштрафовать по п. 1 ст. 126 НК и тогда, когда обязанность представить в налоговый орган какие-либо документы или сведения установлена не налоговым, а каким-нибудь другим законодательством. Вполне вероятно, что за их непредставление будет административный штраф, но точно не налоговый.

Например, о смене руководителя организации нужно сообщить в налоговую инспекциюподп. «л» п. 1 ст. 5, п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». За неисполнение этой обязанности на нового руководителя может быть наложен административный штрафч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ.

За непредставление каких документов штрафуют налоговых агентов

Организации и предприниматели — налоговые агенты должны самостоятельно представлять в ИФНС:

Когда за непредставление документов по требованию штрафовать нельзя

О том, какие документы можно не представлять налоговикам в ходе камеральной проверки, не опасаясь штрафа, читайте: 2010, № 19, с. 18

Читайте также:  Возможен ли возврат страховки по потребительскому кредиту?

Полномочия налоговиков по истребованию документов в ходе выездной или камеральной проверки не безграничны. При камеральной проверке они достаточно жестко ограничены ст. 88 НК РФ. И даже при выездной проверке можно истребовать только документы, относящиеся к проверяемому налогу и периоду. Отсюда вывод: если налоговый орган истребовал документы, которые он требовать не вправе, вы имеете полное право их не представлять и оштрафовать вас за это нельзяПостановление Президиума ВАС РФ от 08.04.2008 № 15333/07. Например, нельзя оштрафовать за непредставление:

Если у вас истребуются документы, копии которых вы уже представляли при проведении проверки в 2010 г. и позже, повторно представлять их не нужно.

Источник: https://glavkniga.ru/elver/2011/6/95-shtrafi_nepredstavlenie_nalogovikam_dokumentov_svedenij.html

Штраф за непредставление информации в антимонопольные органы может быть установлен в размере ниже минимального предела судами или самими органами

8 КоАП РФ устанавливается ответственность за непредставление или несвоевременное представление в ФАС России, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством РФ, а также за представление заведомо недостоверных сведений (информации). Действие данной нормы не распространяется на случаи непредставления (несвоевременного представления) ходатайств и уведомлений, предусмотренных антимонопольным законодательством.

Совершение правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа. Минимальный размер штрафа для юрлиц составляет 300 тыс. руб., а максимальный – 500 тыс. руб. Заявитель, обратившийся в Конституционный Суд РФ, указал, что является малым предприятием и для него значителен даже минимальный штраф, установленный данной статьей.

Однако оспариваемые положения Кодекса РФ об административных правонарушениях не допускают возможности дифференцировать штраф в зависимости от имущественного положения организации. По мнению заявителя, эти положения неконституционны, поскольку не позволяют административному органу или суду снижать размер штрафа ниже законодательно установленного минимального предела. ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ соответствует Конституции РФ

Конституционный Суд РФ постановил, что ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ не противоречит Конституции РФ.

Суд обосновал это тем, что положения названной статьи направлены на создание надлежащих условий для защиты конкуренции, свободы экономической деятельности, прав и свобод граждан и их объединений.

Как указано в Постановлении, положения Конституции РФ обязывают государство поддерживать конкуренцию, создавать условия для эффективного функционирования товарных рынков, предупреждать и пресекать монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию.

Для осуществления контрольной функции государства принят ряд федеральных законов (среди которых и Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»), а также сформирована система федеральных органов исполнительной власти по контролю за их соблюдением.

ФАС России наделена полномочиями по направлению субъектам экономической деятельности предписаний с запросами о представлении необходимых документов и информации.

Непредставление или несвоевременное представление такой информации может повлечь искажение результатов контрольных мероприятий и, как следствие, нарушение прав и законных интересов субъектов, чья деятельность находится в сфере антимонопольного контроля, а также иных лиц.

Источник: http://taxpravo.ru/analitika/statya-303358-shtraf_za_nepredstavlenie_informatsii_v_antimonopolnyie_organyi_mojet_byit_ustanovlen_v_razmere_nije_minimalnogo_predela_sudami_ili_samimi_organami

Введена административная ответственность за непредставление в антимонопольный орган информации, необходимой для расчета «оборотного» штрафа

  • ФАС России отменил «оборотный штраф» за осуществление экономической координации деятельности.
  • Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным подписан Федеральный закон, вносящий ряд изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – «КоАП»).
  • В частности, в КоАП установлена ответственность в виде административного штрафа за непредставление, несвоевременное представление, а также представление заведомо недостоверных сведений, необходимых для расчета размера штрафа за злоупотребление доминирующим положением и антиконкурентные соглашения.

Для расчета штрафа по делам об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена частью 2 статьи 14.31 КоАП и частью 1 статьи 14.

32 КоАП, при назначении штрафа на лицо, которое реализует товар (работы, услуги), для расчета размера штрафа будет использоваться сумма выручки, полученной от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, а при назначении штрафа на лицо, приобретающее товар (работы, услуги) – сумма расходов нарушителя на приобретение товара (работы, услуги).

За непредставление, несвоевременное представление, а также представление заведомо недостоверных сведений, необходимых для расчета размера административного штрафа, будет назначаться штраф за данные правонарушения•    на должностных лиц в размере от 10 до 15 тысяч рублей,•    на юридических — в размере от 100 до 500 тысяч рублей.

Читайте также:  Внесены изменения в регулирование автоперевозок

На случай если после назначения штрафа выяснится, что были представлены недостоверные сведения, на основании которых рассчитан штраф, предусмотрена ответственность в виде штрафа

  • на должностных лиц в размере от 10 до 15 тысяч рублей,
  • на юридических лиц — в размере разницы суммы административного штрафа, который мог бы назначен при представлении достоверных сведений и суммы уже назначенного штрафа.

Кроме того, указанные обстоятельства будут учитываться в качестве отягчающих административную ответственность лиц при назначении им административного наказания.

Внесение таких изменений в КоАП было вызвано тем, что в правоприменительной практике антимонопольного органа зачастую возникают обстоятельства, при которых физические и юридические лица уклоняются от предоставления необходимой информации и, тем самым, препятствуют проведению всестороннего административного расследования, применению санкций, соразмерных совершенному административному правонарушению.

По мнению ФАС России, дополнение КоАП данным составом административного правонарушения и дополнительным обстоятельством, отягчающим административную ответственность, обеспечит реализацию принципа неотвратимости наказания за нарушения антимонопольного законодательства, влекущие наиболее негативные последствия для конкуренции.

Кроме того, изменилась санкция части 2 статьи 14.32 КоАП за недопустимую координацию экономической деятельности. В новой редакции ответственность в виде «оборотного» штрафа заменена административным штрафом в размере от 1 до 5 миллионов рублей.

Дополнительная информация

По всем вопросам, возникающим в связи с вышеизложенным, или для получения дополнительных материалов Вы можете обратиться к  Ирине Акимовой или Наталье Россихиной в офис Capital Legal Services в Москве.

Целью настоящего обзора изменений в законодательстве является предоставление клиентам Capital Legal Services и иным заинтересованным лицам самой свежей информации об изменениях в законодательстве, которая, в той или иной степени, может повлиять на их деятельность или каким-либо образом затрагивает их интересы. Мнения и комментарии, приведенные в настоящем обзоре изменений в законодательстве, не являются юридическими заключениями и не отменяют необходимость получения юридической консультации или юридического заключения по отдельно взятым вопросам.

Источник: https://www.cls.ru/rus/press-centr/obzory-zakonodatelstva/vvedena-administrativnaya-otvetstvennost-za-nepredstavlenie-v-antimonopolnyy-organ-informacii-neobhodimoy-dlya-rascheta-oborotnogo-shtrafa/

Обновленные формы статотчетности. Посмотрите изменения в таблице

В каком случае и за что могут оштрафовать компанию (индивидуального предпринимателя) за непредставление либо представление недостоверной информации в статистику?

Кроме бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности организации и индивидуальные предприниматели должны представлять еще и статистическую отчетность.

Такая обязанность представлять первичные статистические данные органам государственной статистики предусмотрена Федеральным законом от 29.11.2007 г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в РФ» (далее по тексту — Закон № 282-ФЗ).

Росстат РФ в рамках своих полномочий утверждает формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению (п.5.5 Положения о федеральной службе государственной статистики, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 г. № 420).

Где посмотреть обязанность сдачи статистической отчетности?

Выборочные статистические наблюдения проводятся Росстатом РФ в форме (п.1 правил проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства, утв. постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 г.

№ 79, далее по тексту — Правила № 79):

  • ежемесячных и (или) ежеквартальных обследований малых и средних предприятий (за исключением микропредприятий);
  • ежегодных обследований деятельности микропредприятий.

И если проводится выборочное наблюдение, то представлять статистическую отчетность должны только те малые предприятия, которые попали в процент выборки Росстата РФ (п.2 Правил № 79).

Важно!

Перечни компаний или индивидуальных предпринимателей, которые должны представить тот или иной статистический отчет, размещены на региональных сайтах статистики в разделе: «Отчетность» — «Статистическая отчетность» — «Списки отчитывающихся хозяйствующих субъектов». Вот для примера в Челябинской области.

Статистическая информация должна быть предоставлена в статистику по утвержденным формам федерального статистического наблюдения на бумажном носителе (по месту нахождения респондента) или в электронном виде в установленном формате с использованием электронной подписи, не позднее сроков предоставления, указанных на бланках форм.

Размер штрафов

Наказание за непредставление первичных статистических данных либо предоставление недостоверной статистической информации является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа, предусмотренного ст. 13.19 КоАП РФ.

Важно!

Благодаря вступившему в силу с 30.12.2015 г. Федеральному закону от 30.12.2015 г. № 442-ФЗ «О внесении изменения в ст.13.

19 КоАП», ужесточена ответственность компаний и индивидуальных предпринимателей за непредставление (несвоевременное представление) статистической информации.

Непредоставление первичных статистических данных в установленном порядке, несвоевременное предоставление этих данных влечет штрафы:

  • на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 20 тыс. рублей;
  • на юридических лиц — от 20 тыс. до 70 тыс. рублей.

Повторное нарушение карается большим размером штрафов:

  • на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс.рублей,
  • на юридических лиц — от 100 тыс. до 150 тыс. рублей.

Повторность административного правонарушения означает, что компания или индивидуальный предприниматель ранее не представляли (либо представляли с нарушением установленного срока) формы статистической отчетности вне зависимости от ее вида. То есть речь идет не о случаях непредставления (либо представления с нарушением срока) конкретной формы статистической отчетности (например, формы П-5 (м) «Основные сведения о деятельности организации», утв. приказом Госкомстата РФ от 11.08.2016 г. № 414). Повышенный размер штрафа применяется по факту неоднократного непредставления (либо предоставления с нарушением срока) любой формы статистической отчетности.

Читайте также:  Форма договора купли-продажи

При этом уплата штрафных санкций не отменяет необходимость предоставления соответствующих статистических форм отчетности.

Как отчитываться

Статистическую отчетность можно передать:

  • на бумажном носителе непосредственно в территориальный орган статистики либо отправить по почте (заказным письмом с описью вложения);
  • в электронном виде при помощи специализированного оператора электронной отчетности либо на сайте Росстата РФ.

Кроме того, в соответствии со ст.3 Закона РФ от 13.05.1992 г. № 2761-1 «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности» компания или индивидуальный предприниматель, предоставивший отчетность с нарушением сроков или недостоверные данные, по требованию органов государственной статистики возмещает ущерб, возникший в связи с необходимостью исправления сводных итогов по данной отчетности.

На практике эта норма не работает, поскольку отсутствуют четкие критерии подсчета нанесенного респондентом ущерба.

Оспаривание штрафов

При оспаривании «статистического» штрафа, компания должна иметь доказательства, что все зависящие от нее меры от него по предоставлению статистической отчетности, были приняты.

Так, проверяя довод компании о том, что отчетность по форме № 2-С на бумажном носителе была направлена заказным письмом по почте, суды указали на то, что почтовая квитанция об оплате соответствующего почтового отправления (в которой содержится присвоенный почтовому отправлению уникальный почтовый идентификатор, позволяющий отследить прием и вручение данного почтового отправления) у компании отсутствует.

Судами также было установлено, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, у компании имелась, объективных доказательства принятия компанией всех зависящих от нее мер по соблюдению правил и норм по каким-либо независящим причинам, не представлено.

Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях компании. В таких ситуациях суды не удовлетворяют требования компании об отмене постановления о привлечении к ответственности по ст.19.7.3 КоАП РФ за нарушение срока представления годовой статистической отчетности (Постановление АС Московского округа от 13. 07.2015 г. №А40-190349/14).

Срок давности

Постановление по делу об административном правонарушении в силу ст.4. 5 КоАП РФ не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

На практике это означает, что территориальные органы Росстата РФ смогут привлечь компании или индивидуальных предпринимателей к административной ответственности по ст.13.19 КоАП РФ в течение 2 месяцев с момента истечения установленного срока сдачи статистической отчетности.

Источник: https://www.klerk.ru/buh/articles/468533/

Штрафы за непредставление информации вырастут

Всем юристам, а также бизнесменам будет интересна новость об увеличении штрафов за отказ от предоставления информации, включая отсутствие ответа на адвокатский запрос. Соответствующий закон подписал Президент России Владимир Путин.

Федеральный закон от 01.07.2017 N 146-ФЗ в три с лишним раза увеличивает штраф для должностных лиц за непредоставление информации.

Ранее Государственная Дума одобрила законопроект № 603863-6, авторами которого являются депутаты от партии ЛДПР Сергей Иванов и Ярослав Нилов. Они внесли инициативу в парламент еще в 2014 году.

Рассмотрение поправок в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях заняло целых три года.

Какие штрафы ожидают нарушителей

Законодатели внесли поправки в статью 5.39 КоАП, которая предусматривает ответственность за неправомерный отказ в предоставлении информации.

Под таким отказом понимается несвоевременное предоставление или полный отказ в предоставлении юридическому или физическому лицу любой информации, предоставление которой предусмотрено законодательством.

Кроме того, нарушителей могут оштрафовать за сообщение недостоверных сведений.

В настоящее время за такие действия предусмотрен штраф в размере от 1 тысячи до 3 тысяч рублей. Депутаты увеличили максимальную границу штрафа до 10 тысяч рублей. Минимальная сумма, которую теперь заплатит нарушитель — 5 тысяч рублей.

Таким образом санкции приравнены к статье 5.59 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность за нарушения порядка рассмотрения обращений граждан.

Новые увеличенные размеры штрафов начнут действовать 12 июля, когда поправки в КоАП вступят в силу.

Что законодатели понимают по непредоставлением информации

Право граждан на информацию является одним из важнейших политических и личных прав человека и гражданина. Оно установлено статьей 29 Конституции РФ и гласит, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Только перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом и охраняется от свободного распространения. На практике не вся информация в деятельности организаций и государственных учреждений является общедоступной.

Однако, любой гражданин или организация может запросить в организации или госучреждении документы, материалы и информацию, которые непосредственно затрагивают его права и свободы. Например, запросить сведения о своем стаже работы в организации или об операциях, которые были проведены от его имени.

Несвоевременное предоставление таких документов и материалов карается штрафом.

Источник: https://ppt.ru/news/139519

Ссылка на основную публикацию