Субъекты и объекты градостроительных отношений

  • Министерство образования и 
    науки РФ
  • Государственное образовательное 
    учреждение
  •  высшего профессионального 
    образования
  • Владимирский государственный 
    университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
  • Кафедра  Конституционного и муниципального  права
  • П Р 
    А В О В Е Д Е Н И 
    Е 
  • Тема: Лицензирование строительной деятельности.
  1. Работу  выполнил:
  2. Студент  гр. ЗАТсд 112
  3. Морозов С.
 Принял преподаватель: к.ю.н.  Мамедов С.Н.

Владимир  2013  г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………..2

  1. Участники градостроительной деятельности………………………….3
  2. Градостроительные отношения…………………………………………..7
    1. Роль органов государственной власти в осуществлении градостроительной политики…………………………………………..9
    1. Назначение и виды градостроительной документации…………….14

Заключение……………………………………………………………………….19

Список литературы……………………………………………………………..21

ВЕДЕНИЕ

Россия является одной из самых урбанизированных стран мира: численность городского населения — 107793,7 тыс. человек (73,1% от общей численности), сельского — 39708,7 тыс. человек. Города и системы расселения России концентрируют огромный производственный и социальный потенциал страны, определяют решающие условия для ее экономического и духовного развития.

В предстоящие 
годы роль и значимость градостроительной 
деятельности значительно возрастет.

Это будет обусловлено повышением деловой, социальной и строительной активности, ресурсной обеспеченности таких долгосрочных направлений развития территорий и поселений, как совершенствование инфраструктуры, застройка и реконструкция городов, улучшение экологического состояния городской среды, обустройство сельских населенных пунктов. Поэтому поддержание и дальнейшее обеспечение устойчивого функционирования городов и других поселений Российской Федерации — стратегическая цель государственного развития.

  1. УЧАСТНИКИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Все заказчики, инвесторы, застройщики в соответствии с Законом об основах градостроительства в Российской Федерации имеют равные права на осуществление градостроительной и инвестиционной деятельности.

Заказчиками градостроительной 
документации являются органы государственной 
власти и управления, органы местного самоуправления, организации, учреждения и другие юридические лица.

Заказчик имеет право заключать и расторгать договор (контракт) на предусмотренных им условиях о выполнении градостроительной документации, осуществлять контроль за ходом ее разработки и проводить экспертизу, а также участвовать в согласовании и реализации градостроительной документации.

Заказчик (застройщик) в соответствии с утвержденной градостроительной документацией самостоятельно определяет объекты градостроительной деятельности, направление, объемы работ, размеры капитальных вложений, по своему усмотрению привлекает на договорной, преимущественно конкурсной основе (в том числе через аукционы и торги подряда) физических и юридических лиц для реализации градостроительной документации. Заказчик (застройщик), не являющийся пользователем объектов градостроительной деятельности, имеет право контролировать их целевое использование и осуществлять в отношениях с пользователями этих объектов другие права, предусмотренные договором 
(контрактом) и законодательными актами, действующими на территории 

Российской Федерации. Заказчик (застройщик) вправе осуществлять страхование инвестиций от экологического риска, в том числе и от возможного ущерба вследствие природных и техногенных процессов, стихийных бедствий, а также передавать по договору (контракту) свои правомочия другим юридическим и физическим лицам в установленном законом порядке.

  • Законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации определяются объекты градостроительной деятельности (особо охраняемые территории), право собственности на которые передаче не подлежит, что не исключает возможности права владения, оперативного управления или участия в пользовании этими объектами.
  • Пользователями объектов градостроительной деятельности являются граждане, их объединения, общественные и другие организации, учреждения, предприятия, иные юридические лица, а также иностранные физические и юридические лица.
  • Пользователи объектов градостроительной деятельности имеют право на:
    • отвечающую экологическим и санитарно-гигиеническим требованиям среду обитания;
    • достоверную информацию о состоянии окружающей среды городов, других поселений и их систем;
    • обеспечение бытовых, социально-культурных и иных условий проживания в городах и других поселениях в соответствии с утвержденными нормативами;
    • строительство на отведенном или приобретенном земельном участке жилых домов, других объектов, отвечающих действующим нормативам, правилам застройки и утвержденной градостроительной документации;
    • участие в обсуждении градостроительных проектов до их утверждения, а также разработку альтернативных проектов;
    • независимую экспертизу, в том числе техническую и экологическую, градостроительных проектов.

Разработчик градостроительной 
документации имеет право осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании лицензионного свидетельства, договора (контракта) с заказчиком разработку градостроительной документации, получать от заказчика информацию, необходимую для разработки проектов, осуществлять на основе договора (контракта) с заказчиком авторский надзор за реализацией градостроительной документации. Порядок лицензирования устанавливается Правительством Российской Федерации. Авторское право в разработке градостроительной документации определяется и охраняется законодательством Российской Федерации.

Субъекты градостроительной деятельности обязаны:

    • соблюдать государственные нормативы, правила застройки городов, других поселений и их систем, утвержденную градостроительную документацию;
    • выполнять требования государственных органов контроля и надзора и должностных лиц, предъявляемые в пределах их компетенции;
    • обеспечивать соблюдение решений местных органов власти и управления в области планировки, застройки, благоустройства и озеленения территорий городов, других поселений и их систем, принятых в соответствии с утвержденной градостроительной документацией;
    • беречь и улучшать среду обитания;
    • сохранять памятники градостроительства и архитектуры, истории и культуры, природный ландшафт;
    • пользоваться земельными участками, иной недвижимостью и природными ресурсами в соответствии с действующим законодательством, правилами застройки, землевладения и землепользования.

Субъекты градостроительной 
деятельности, выполняющие определенные виды работ, должны иметь лицензию или сертификат на право осуществления своей деятельности. Перечень таких работ и порядок выдачи лицензий (сертификатов, свидетельств) устанавливается Правительством Российской Федерации и правительствами республик в составе Российской Федерации.

  1. ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
  1. Градостроительные отношения – это согласованные действия субъектов (участников, партнеров) градостроительной деятельности по созданию, развитию, реконструкции и сохранению объектов градостроительной деятельности.
  2. Основными правовыми 
    документами, регулирующими отношения 
    субъектов градостроительной деятельности, являются договор (контракт) между ними, решения соответствующих органов власти и управления о предоставлении в установленном порядке в пожизненное наследуемое владение, бессрочное и временное пользование, передаче в собственность, продаже и сдаче в аренду земельного участка, иной недвижимости и разрешение на проведение проектно-изыскательских и строительных работ, выдаваемое в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
  3. Заключение договора (контракта), выбор партнеров, определение 
    обязательств либо других условий взаимоотношений 
    участников градостроительной деятельности, не противоречащих законодательству 
    Российской Федерации и законодательству республик в составе Российской 

Федерации, являются исключительной компетенцией субъектов градостроительной деятельности. В осуществление договорных отношений между ними не допускается вмешательство государственных органов и должностных лиц, выходящее за пределы их компетенции.

Участники градостроительных 
отношений при осуществлении 
своих прав и обязанностей должны исходить из необходимости соблюдения интересов всех субъектов градостроительной 
деятельности.

Условия договора (контракта), заключенного между субъектами градостроительной деятельности, сохраняют свою юридическую силу на весь срок его действия.

В случаях, если после заключения договора (контракта) законодательством, действующим на территории Российской Федерации, установлены условия, ухудшающие положение партнеров, договор (контракт) может быть изменен или расторгнут только по взаимному соглашению сторон.

Градостроительная деятельность осуществляется за счет собственных финансовых ресурсов и средств заказчика (инвестора, застройщика), централизованных средств объединений, учреждений, предприятий, ассигнований из федерального бюджета, бюджетов национально- государственных и административно-территориальных образований, соответствующих внебюджетных фондов, а также иностранных инвестиций в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

  1. РОЛЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В ОУЩЕСТВЛЕННИИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Все заказчики, инвесторы, застройщики в соответствии с Законом об основах градостроительства в Российской Федерации имеют равные права на осуществление градостроительной и инвестиционной деятельности. Заказчиками градостроительной документации являются органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления, организации, учреждения и другие юридические лица.

Заказчик имеет право заключать и расторгать договор (контракт) на предусмотренных им условиях о выполнении градостроительной документации, осуществлять контроль за ходом ее разработки и проводить экспертизу, а также участвовать в согласовании и реализации градостроительной документации.

Заказчик (застройщик) в соответствии с утвержденной градостроительной документацией самостоятельно определяет объекты градостроительной деятельности, направление, объемы работ, размеры капитальных вложений, по своему усмотрению привлекает на договорной, преимущественно конкурсной основе (в том числе через аукционы и торги подряда) физических и юридических лиц для реализации градостроительной документации. Заказчик (застройщик), не являющийся пользователем объектов градостроительной деятельности, имеет право контролировать их целевое использование и осуществлять в отношениях с пользователями этих объектов другие права, предусмотренные договором (контрактом) и законодательными актами, действующими на территории Российской Федерации. Заказчик (застройщик) вправе осуществлять страхование инвестиций от экологического риска, в том числе и от возможного ущерба вследствие природных и техногенных процессов, стихийных бедствий, а также передавать по договору (контракту) свои правомочия другим юридическим и физическим лицам в установленном законом порядке. Законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации определяются объекты градостроительной деятельности (особо охраняемые территории), право собственности на которые передаче не подлежит, что не исключает возможности права владения, оперативного управления или участия в пользовании этими объектами. “Пользователями объектов градостроительной деятельности являются граждане, их объединения, общественные и другие организации, учреждения, предприятия, иные юридические лица, а также иностранные физические и юридические лица”1.

Читайте также:  Как правильно оформить прием иностранца на работу?

Пользователи 
объектов градостроительной деятельности имеют право на:

  • отвечающую экологическим и санитарно-гигиеническим требованиям среду обитания;
  • достоверную информацию о состоянии окружающей среды городов, других поселений и их систем;
  • обеспечение бытовых, социально-культурных и иных условий проживания в городах и других поселениях в соответствии с утвержденными нормативами;
  • строительство на отведенном или приобретенном земельном участке жилых домов, других объектов, отвечающих действующим нормативам, правилам застройки и утвержденной градостроительной документации;
  • участие в обсуждении градостроительных проектов до их утверждения, а также разработку альтернативных проектов;
  • независимую экспертизу, в том числе техническую и экологическую, градостроительных проектов.

Разработчик градостроительной 
документации имеет право осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании лицензионного свидетельства, договора (контракта) с заказчиком разработку градостроительной документации, получать от заказчика информацию, необходимую для разработки проектов, осуществлять на основе договора (контракта) с заказчиком авторский надзор за реализацией градостроительной документации. Порядок лицензирования устанавливается Правительством Российской Федерации. Авторское право в разработке градостроительной документации определяется и охраняется законодательством Российской Федерации.

Субъекты градостроительной 
деятельности обязаны:

  • соблюдать государственные нормативы, правила застройки городов, других поселений и их систем, утвержденную градостроительную документацию;
  • выполнять требования государственных органов контроля и надзора и должностных лиц, предъявляемые в пределах их компетенции;
  • обеспечивать соблюдение решений местных органов власти и управления в области планировки, застройки, благоустройства и озеленения территорий городов, других поселений и их систем, принятых в соответствии с утвержденной градостроительной документацией;
  • беречь и улучшать среду обитания;
  • сохранять памятники градостроительства и архитектуры, истории и культуры, природный ландшафт;
  • пользоваться земельными участками, иной недвижимостью и природными ресурсами в соответствии с действующим законодательством, правилами застройки, землевладения и землепользования.

Источник: http://freepapers.ru/58/gradostroitelnye-otnosheniya/298606.2236574.list1.html

Субъекты градостроительных отношений

Статья 5 ГрК РФ

Такое определение дает Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 21 июля 2005 г.). Необходимо иметь в виду, что в данный момент принят также Федеральный закон от 6 октября 2003 г.

N 131-ФЗ с аналогичным названием.

За исключением отдельных положений он начнет действовать с 1 января 2006 г. В этом Законе понятие муниципального образования дается следующим образом: муниципальное образование — городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Предметом градостроительного права выступают реально существующие общественные отношения в сфере застройки различных территорий: Российской Федерации, в целом, субъектов Российской Федерации (краёв, областей и т.д.), муниципальных районов, городских поселений и округов, а также кварталов и земельных участков. Метод – это совокупность приёмов, способов и юридических средств, с помощью которых регулируется градостроительное законодательство.

Создание мест приложения труда — одна из сложнейших задач, связанная с комплексным размещением промышленных предприятий на территории районов, областей; с поиском рациональных архитектурно-планировочных решений собственно промышленных районов; с созданием новых прогрессивных типов производственных зданий и сооружений в условиях современных скоростей развития науки и техники.

территориальная организация расселения, размещение производительных сил, устойчивое развитие городов, других поселений и их социальной, инженерной и транспортной инфраструктур с учетом состояния окружающей среды; застройщик — физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта; технический заказчик — физическое лицо, действующее на профессиональной основе, или юридическое лицо, которые уполномочены застройщиком и от имени застройщика заключают договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, подготавливают задания на выполнение указанных видов работ, предоставляют лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждают проектную документацию, подписывают документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляют иные функции, предусмотренные настоящим Кодексом.

В отличие от ч.2 ст.4 ГрК РФ, в ч.3 ст.

4 ГрК РФ наоборот называются смежные с градостроительными общественные отношения, где приоритет отдается нормам ГрК РФ, а соответствующие федеральные законы, регулирующие эти смежные отношения, применяются к градостроительным отношениям лишь тогда, когда они не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности. В регулировании земельных отношений участвуют и к земельному законодательству относятся Федеральные законы от 10 января 1996 г.

Что или кто является субъектами градостроительных отношений

Цель градостроительной деятельности – создание оптимальной системы расселения за счет оптимизации градостроительного планирования застройки, благоустройства городских и сельских населенных пунктов, развития их инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, рационального природопользования, сохранения объектов историко-культурного наследия и охраны окружающей природой среды для обеспечения благоприятных условий проживания, труда и отдыха населения.

Источник: http://myeconomist.ru/subekty-gradostroitelnyh-otnoshenij-19287/

Тема- Субъекты градостроительно~архитектурной деятельности

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-10

  • РЕФЕРАТ
  • Дисциплина: Управление проектом
  • Тема: Субъекты градостроительно–архитектурной деятельности. Функции, права и обязанности

Выполнила: Шевцова Е.П. АРХ 1-12

  1. Проверил: Сударенков Михаил Иванович
  2. Введение
  3. Субъекты
  4. Функции
  5. Права
  6. Обязанности
  7. Заключение
  8. Введение
  9. Строительство — возведение зданий и сооружений, а также их капитальный и текущий ремонт, реконструкция, реставрация и реновация.
  10. Процесс строительства включает в себя все организационные, изыскательские, проектные, строительно-монтажные и пусконаладочные работы, связанные с созданием, изменением или сносом объекта, а также взаимодействие с компетентными органами по поводу производства таких работ.
  11. Результатом строительства считается возведённое здание (сооружение) с внутренней отделкой, действующими инженерно-технологическими системами и полным комплектом документации, предусмотренной законом.

Строительство — это многогранная, сложная деятельность. В процесс строительства вовлекаются многочисленные субъекты. Между ними возникают разнообразные общественные отношения, урегулированные нормами различных отраслей права — административного, трудового, финансового, земельного, гражданского, хозяйственного и иных.

Эти отношения возникают не одновременно и не в равной степени для участников процесса строительства. Одни отношения возникают на стадии выделения участка под строительство, другие — на стадии возведения объекта, третьи — на стадии ввода объекта в эксплуатацию.

Соответственно участники общественных отношений в данной сфере могут выступать в качестве заказчиков, инвесторов, соинвесторов, застройщиков, подрядчиков, регистрирующих органов и др.

Между ними возникают правоотношения по поводу заключения договоров на строительство объектов, поставку стройматериалов, трудовых договоров или договоров подряда с работниками, получения разрешения на строительство, осуществления контрольно-надзорных мероприятий и т. д.

Субъекты строительной деятельности

Строительство (в широком смысле) включает деятельность следующих субъектов:

  1.  Инвестор — лицо, вкладывающее собственные или заёмные средства в строительство.
  2.  Лица, специализирующиеся на капитальных вложениях в строительство с целью последующего извлечения прибыли, называются девелоперами.
  3.  Особая форма инвестиционной деятельности — долевое строительство, когда привлекаются средства граждан для строительства многоквартирных домов.
  4.  Застройщик — лицо, обеспечивающее строительство на принадлежащем ему земельном участке.
  5.  Заказчики — уполномоченные инвесторами лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. Заказчиками могут быть сами инвесторы.
  6.  Заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором и (или) государственным контрактом.
  7.  Подрядчики — лица, которые выполняют работы по договору подряда (непосредственные исполнители), либо посредники, которые заключают договоры субподряда с исполнителями-субподрядчиками.
  8.  Саморегулируемые организации (СРО) изыскателей, проектировщиков и строителей.
  9.  Профессиональные научные и творческие организации, международные организации (ФИДИК).
  10.  Государство в лице органов государственной власти и местного самоуправления является специфическим субъектом строительной деятельности. Оно определяет градостроительную и жилищную политику, осуществляет правовое (в том числе техническое) регулирование, а также государственный строительный надзор.
  1.  В простых случаях (например, индивидуальное жилищное строительство) инвестор, застройщик, заказчик и подрядчик могут совпадать в одном лице, а СРО и иные некоммерческие организации — не участвовать в таких отношениях вовсе.
  • Субъекты градостроительно-архитектурной деятельности в соответствии с Законом КР «О градостроительстве и архитектуре КР»
  • Статья 5. Субъекты градостроительно-архитектурной деятельности
  • Субъектами градостроительно-архитектурной деятельности являются:
  • — автор проекта — специалист, имеющий квалификационный сертификат, или авторский коллектив;
  • — заказчики;
  • — подрядчики;
  • — государственные органы власти;
  • — органы местного самоуправления;
  • — предприятия и организации, независимо от форм собственности, принимающие участие в градостроительно-архитектурной деятельности;
  • — общественные организации, граждане, принимающие участие в градостроительной деятельности.
  • Функции субъектов
  • Ответственность
  • Ответственность субъектов за нарушение законодательства об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности
Читайте также:  Госдума рф готовится принять закон о повышенной ответственности бухгалтеров

     1. Нарушения норм и требований (условий, правил, ограничений), установленных законодательством об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, допущенные ее субъектами, влекут ответственность, предусмотренную законами КР.

  1.      К указанным нарушениям относятся:
  2.      1) осуществление лицензируемых видов деятельности в сфере архитектуры, градостроительства и строительства без лицензии;
  3.      2) отклонение от утвержденного функционального назначения территорий, градостроительных регламентов, установленного режима в зонах особого градостроительного регулирования;
  4.      3) отклонение от установленного в законодательном порядке выбора и предоставления (разрешения на использование), а также изъятия земельных участков для градостроительных целей , связанных с обеспечением государственных нужд ;
  5.      4) отклонение от установленного порядка разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной, архитектурно-строительной и иной проектной (проектно-сметной) документации, равно как и отклонение от утвержденной в установленном законодательством порядке документации либо внесение в нее изменений без разрешения утвердившей инстанции;
  6.      5) производство строительно-монтажных работ без полученного в установленном законодательством порядке разрешения;
  7.      6) осуществление строительства без сопровождения архитектурного строительного контроля и надзора, технического и авторского надзоров в случаях, когда настоящим Законом предусматривается их обязательность;
  8.      7) самовольное строительство, равно как и изменение архитектурного облика, перепланировка (переоборудование, перепрофилирование) зданий, отдельных помещений и (или) частей здания;
  9.      8) отклонение от установленных красных линий и линий застройки, а также желтых линий в зонах повышенной сейсмической опасности при планировке и застройке населенных пунктов;
  10.      9) несоблюдение государственных нормативов в области архитектуры, градостроительства и строительства, а также охраны труда, пожаро- и взрывобезопасности, санитарной и экологической безопасности, обеспечения доступа для инвалидов и маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и рекреационной инфраструктуры в процессе строительства и последующей эксплуатации объекта;
  11.      10) нарушение установленного законодательством порядка приемки и ввода в эксплуатацию завершенных строительством объектов, а также их содержания в процессе эксплуатации;
  12.      11) немотивированный отказ должностных лиц в выдаче либо выдача недостоверной информации о подготовке и принятии решений, связанных с планировкой и застройкой (реконструкцией) населенных пунктов (частей населенных пунктов), проектируемых объектах, а также о состоянии среды обитания и жизнедеятельности и предполагаемых в ней изменениях, непосредственно затрагивающих общественные и частные интересы;
  13.      12) иные действия, вследствие которых ухудшается состояние среды обитания и жизнедеятельности, ущемляются права и законные интересы граждан, в том числе инвалидов, и общества в целом, наносится ущерб государственным интересам, которые влекут за собой ответственность, предусмотренную законодательными актами КР.

     2. Обязанности по устранению допущенного нарушения и его последствий, а также возмещению нанесенного ущерба (вреда) возлагаются на субъекта, допустившего указанные нарушения.

     3. Факты несоблюдения гарантийного срока эксплуатации построенного объекта вследствие допущенных субъектами архитектурной, градостроительной и (или) строительной деятельности нарушений устанавливаются в соответствии с КР.

  • Права
  • Права субъектов архитектурной, градостроительной и строительной деятельности
  •      Субъекты архитектурной, градостроительной и строительной деятельности имеют право в установленном законодательством порядке:
  •      1) запрашивать и получать информацию (сведения, данные, исходные материалы или документы) из соответствующих органов архитектуры и градостроительства, а также служб государственного градостроительного кадастра (за исключением информации или документов ограниченного доступа), необходимую для предпроектных исследований, подготовки технико-экономического обоснования, обоснования инвестиций в строительство, планирования освоения территории и (или) ее застройки, проектирования и строительства объектов, а также их последующей эксплуатации;
  •      2) использовать приобретенные в собственность либо предоставленные во владение, пользование земельные участки по целевому назначению в пределах градостроительных регламентов, сервитутов или иных нормативных требований (условий, ограничений).
  • Обязанности
  • Основные обязанности субъектов архитектурной, градостроительной и строительной деятельности
  •      Субъекты архитектурной, градостроительной и строительной деятельности обязаны:
  •      1) осуществлять деятельность в соответствии с законодательством и государственными нормативами (государственными нормативными документами);
  •      2) поддерживать находящиеся в их собственности (владении, пользовании) эксплуатируемые объекты в надлежащем состоянии, обеспечивающем их безопасность для граждан, устойчивое функционирование в соответствии с нормативными и другими обязательными требованиями, включая эстетические.
  • Заключение
  • В любом случае, ответственность за несоблюдение организационно-правового порядка при строительстве объекта недвижимости возлагается на застройщика, а также на юридические и должностные лица, участвующие в подготовке и организации строительства, разработке и согласовании проектной документации, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Источник: http://samzan.ru/207604

Комментарий к СТ 5 ГрК РФ

Статья 5 ГрК РФ. Субъекты градостроительных отношений

1. Положениями комментируемой статьи законодатель обозначил круг субъектов градостроительной деятельности, которым может стать любой субъект гражданских правоотношений.
Градостроительная сфера отношений включает в себя 3 категории участников:
1) субъекты (органы, учреждения и пр.

), действия которых носят императивный характер государственного регулирования градостроительной деятельности и полномочия которых обозначены в основном в гл. 2 комментируемого Кодекса;
2) субъекты (застройщики, заказчики, подрядчики и др.

), непосредственно участвующие в процессах строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, правовые отношения которых регламентированы в гл. 6 и 6.

1 Кодекса;
3) субъекты, нарушение прав которых повлекло ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности (см. гл. 8 Кодекса).
Иначе говоря, назовем эти 3 группы субъектов регуляторами, исполнителями, пострадавшими лицами.

Отметим, что и юридическое лицо, и физическое лицо, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке ст. 23 и ст. 51 ГК РФ могут стать субъектами правоотношений (получить в полном объеме правоспособность) лишь после их государственной регистрации в установленном порядке.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей») государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно положениям ст. 2 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе (утв.

Постановлением Правительства РФ от 30 сентября N 506) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, является Федеральная налоговая служба, осуществляющая свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

2. В соответствии с рассматриваемыми положениями от имени субъектов-регуляторов градостроительной деятельности выступают соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления.
Об основах правового регулирования деятельности органов государственной власти РФ и субъектов РФ, а также органов местного самоуправления см. комментарии к п. 6 ст. 2 Кодекса.

Логично предположить, что полномочия, порядок деятельности (компетенция) в градостроительной сфере органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления помимо норм комментируемого Кодекса регламентируется нормативными правовыми актами федерального, регионального и муниципального уровней.

Так, на федеральном уровне компетенция регулирующих органов регламентируется, например, ФЗ от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», Федеральным законом от 10 декабря 1995 г.

N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», ФЗ «О защите инвалидов» и др.

В качестве примера регионального нормативного правового акта приведем Закон Санкт-Петербурга от 24 ноября 2009 г. N 508-100 «О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге», который устанавливает разграничение полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере регулирования градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге.

Читайте также:  Разница между регрессом и суброгацией

Источник: http://www.GradKod.ru/comment-statya-5-grk-rf

Спс право.ru

В общих чертах, градостроительное право — это совокупность правовых норм, регулирующих градостроительные отношения. Основным источником градостроительного права является Градостроительный кодекс РФ. Изменения в Градостроительном кодексе – привычная практика законодателей.

Они вносятся в целях совершенствования и оптимизации законодательства под современные реалии функционирования государства и деятельности общества в сфере градостроительных отношений.

Градостроительный кодекс онлайн доступен на ведущих юридических порталах, к тому же его электронной версией удобно пользоваться.

Предмет градостроительного права

Предметом градостроительного права выступают реально существующие общественные отношения в сфере застройки различных территорий: Российской Федерации, в целом, субъектов Российской Федерации (краёв, областей и т.д.), муниципальных районов, городских поселений и округов, а также кварталов и земельных участков.

Статьи ГСК РФ так или иначе затрагивают предмет правового регулирования градостроительных отношений.

Методы в градостроительном праве

Метод – это совокупность приёмов, способов и юридических средств, с помощью которых регулируется градостроительное законодательство. В градостроительном праве активно применяются на практике 2 метода правового регулирования: императивный и диспозитивный.

Императивный метод – метод принуждения, основан на обязательных для исполнения указаний, исполнении обязанностей и соблюдении запретов. Диспозитивный метод, в противовес императивному, – это метод автономии, дозволения и наделения субъектов инициативой.

Основополагающие понятия в градостроительном законодательстве

В градостроительном праве применяется широкий спектр терминов и понятий, с которыми можно подробно ознакомиться, прочитав текст ГСК РФ статьи № 1. Рассмотрим основные понятия, которыми изобилует текст Градостроительного кодекса.

Градостроительная деятельность – это деятельность, направленная на развитие территорий, в т.ч.

городов и поселений, осуществляемая посредством территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки.

Обширное понятие градостроительной деятельности также включает в себя архитектурно-строительное проектирование, строительство, капитальный ремонт и реконструкцию объектов капитального строительства.

Устойчивое развитие территорий – это обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасных и благоприятных условий для жизни человека, охраны и рационального использования природных ресурсов, минимизацию негативного воздействия хозяйственной деятельности на экологию и окружающую среду.

Территориальное планирование – это доскональное планирование развития территорий, в т.ч. для установления функциональных зон, размещения объектов федерального, регионального и местного значения. Градостроительное зонирование – это зонирование территорий муниципальных образований, с целью установления градостроительных регламентов и определения территориальных зон.

Градостроительный регламент – виды разрешённого использования земельных участков, установленные в пределах границ соответствующей территориальной зоны.

Территориальные зоны – зоны, для которых в правилах застройки и землепользования определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Объекты капитального строительства – здания, строения или сооружения, строительство которых не завершено. Исключения – временные постройки, киоски и навесы.

  • Застройщик (один из субъектов градостроительных отношений) – физическое или юридическое лицо, обладающее правом на принадлежащем ему земельном участке осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов, производить инженерные изыскания.
  • Инженерные изыскания – это изучение природных условий и сопутствующих факторов, для рационального и безопасного использования земельных участков и иных территорий.
  • Цели и задачи градостроительной политики
  • Изучив текст ГСК, можно сделать выводы об основных направлениях, в которых работает государство в области градостроительства. Это:
  • Обеспечение соблюдения требований градостроительного законодательства, законности правоприменительной деятельности.
  • Правовая и антикоррупционная экспертиза действующих НПА.
  • Обеспечение законности заключённых контрактов, договоров и соглашений в сфере градостроительства.
  • Организация защиты интересов городов по вопросам градостроительной деятельности в судах.
  • Информационно-правовое обеспечение градостроительной деятельности по вопросам правовой (судебной) защиты.
  • Анализ, обобщение практики рассмотрения судами дел в сфере градостроительства.
  • Принципы законодательства о градостроительной деятельности (Статья ГСК № 2)
  • Обеспечение устойчивого развития территорий на основании градостроительного зонирования и территориального планирования.
  • Обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения.
  • Обеспечение сбалансированного учёта экономических, экологических и социальных факторов при осуществлении градостроительной деятельности.
  • Осуществление строительства на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки.

Ответственность органов гос. власти и субъектов РФ, органов местного самоуправления по обеспечению благоприятных условий для жизни и деятельности человека.

Осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований градостроительных регламентов, а также безопасности территорий, требований гражданской обороны, инженерно-технических требований. Обеспечение предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятие мер по противодействию террористическим актам.

  1. Осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения особо охраняемых природных территорий и объектов культурного наследия.
  2. Осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды.
  3. Ответственность за нарушение градостроительного законодательства.
  4. Возмещение в полном объёме вреда, причинённого физическим и юридическим лицам, наступившего в результате нарушения градостроительного законодательства.

На вышеперечисленных принципах во многом основано градостроительное законодательство. Можно сказать, что принципы в совокупности – это правовой фундамент, на котором базируется законодательная база.

  • Какого рода правоотношения регулируются законодательством о градостроительной деятельности? (Статья ГСК № 4)
  • В области территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий, архитектурно-строительного проектирования; отношения, затрагивающие объекты капитального строительства, их реконструкцию и капитальный ремонт;
  • связанные с принятием мер по безопасности строительства, предупреждением чрезвычайных ситуаций природного или техногенного происхождения, ликвидацией их последствий при осуществлении градостроительной деятельности;
  • тесно связанные с земельным, лесным, водным законодательством, а также с законодательством об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, культурного наследия народов РФ;
  • связанные с приобретением/прекращением статуса саморегулируемых организаций и определением их правового положения;

связанные с созданием искусственных земельных участков. Данного рода отношения регулирует Градостроительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах».

Кто выступает в качестве субъектов градостроительных отношений? (Статья ГСК № 5)

К субъектам градостроительных отношений относят Российскую Федерацию, её территориальные и муниципальные образования. Физические и юридические лица также могут являться субъектами, в качестве застройщиков и проектных организаций.

зований в градостроительных правоотношениях принимают участие органы гос. власти РФ и местного самоуправления, соответственно, в пределах своей компетенции.

Объекты градостроительных отношений

К объектам относят разные виды капитального строительства зданий и сооружений, различные территории: непосредственно РФ, территории муниципальных образований, населённых пунктов, микрорайонов, кварталов, земельных участков. То есть, по сути, все те территории, где возможно осуществление застройки.

Примечательно, что касательно вышеперечисленных территорий, разрабатываются и применяются на практике документы территориального планирования, правила землепользования и застройки, а также проекты планировки и межевания.

Каким образом действует градостроительное законодательство во времени?

Градостроительный кодекс используется применительно к градостроительным отношениям после введения его в действие. Нормы градостроительного законодательства не имеют обратной силы, из чего следует вывод о том, что они распространяются лишь на градостроительные отношения, возникшие после вступления ГСК РФ в законную силу.

На что направлено территориальное планирование?

Территориальное планирование направлено на определение в документах прямого назначения территорий, исходя из экономических, социальных и экологических факторов, с целью обеспечения устойчивого развития территорий, а также инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.

Градостроительное зонирование. Виды территориальных зон.

По результатам градостроительного зонирования определяются жилые, производственные, общественно-деловые зоны; зоны сельскохозяйственного назначения, инженерной и транспортной инфраструктур, рекреационного назначения, особо охраняемых территорий; зоны специального назначения и размещения военных объектов.

В каких целях производится планировка территорий?

Планировка территорий осуществляется в целях обеспечения их устойчивого развития, а также выделения элементов планировочной структуры (к примеру, кварталов и микрорайонов).

При помощи планировки устанавливаются границы земельных участков, на которых располагаются объекты капитального строительства.

Подготовка документации по планировке территорий осуществляется в соответствии с порядком и правилами, регламентированными ГСК.

  1. Ответственность за нарушение градостроительного законодательства
  2. Лица, допустившие нарушения градостроительного законодательства, в зависимости от серьёзности совершённого правонарушения или преступления, могут быть подвергнуты дисциплинарной, имущественной (согласно ГК РФ), административной (согласно КОАП РФ) или уголовной (согласно УК РФ) ответственности.
  3. Виновное лицо, своими действиями причинившее материальный ущерб имуществу или вред здоровью физических лиц, обязано в полной мере возместить понесённые пострадавшей стороной убытки.

Источник: http://docs.pravo.ru/pro-kodeks-gradostroitelniy

Ссылка на основную публикацию