Разъяснения пленума вс о договорах перевозки автомобильным транспортом и транспортной экспедиции

Автотранспортные операторы и экспедиторы должны нести большую ответственность перед заказчиками за доставку и сохранность грузов, а также за своевременность выполнения перевозок. Такие выводы следуют из новых разъяснений Верховного суда.

Постановление пленума Верховного суда РФ (ВС РФ) от 26 июня 2018 г. № 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции» официально опубликовано 4 июля в «Российской газете».

Как отметили в самом Верховном суде, нынешние разъяснения призваны обеспечить единство судебной практики при рассмотрении дел, связанных с исками по исполнению договоров на доставку или экспедирование грузов (т. е.

в случаях, когда одной из сторон дела выступает транспортный оператор или экспедитор грузов, а другой — грузовладелец).

Иначе говоря, они должны служить прямой рекомендацией судам низших инстанций при принятии решений в рамках соответствующих дел.

Не в пользу перевозчиков

Разъяснения Пленума ВС о договорах перевозки автомобильным транспортом и транспортной экспедиции

Очердное заседание пленума Верховного суда было посвящено рассмотрению вопросов о применении законодательства в области грузовых автоперевозок (фото: Верховный суд РФ)

При внимательном изучении новых комментариев ВС РФ можно сделать вывод об общем усилении ответственности перевозчиков и экспедиторов за доставку и сохранность грузов, а также за своевременность исполнения заказов.

Одной из самых принципиальных для перевозчиков стала позиция Верховного суда, занятая им в вопросе степени ответственности перевозчиков перед своими контрагентами в случаях задержки доставки грузов. По мнению ВС РФ, перевозчик обязан возместить косвенные убытки клиента, вызванные просрочкой доставки груза. Здесь суд занимает сторону грузовладельцев и грузоотправителей.

Судьи напомнили, что перевозчик возмещает убытки, причиненные своему контрагенту ненадлежащим исполнением обязательства в виде просрочки доставки груза (ст. 15, 393 ГК РФ).

Например, в случае просрочки доставки груза грузоотправитель как сторона договора перевозки вправе требовать с перевозчика возмещения убытков, «в размер которых в том числе могут быть включены суммы уплаченной грузоотправителем, являющимся продавцом по договору купли-продажи, договорной неустойки за просрочку доставки товара покупателю», — отмечается в постановлении.

«Неустойка носит штрафной характер и взыскивается независимо от того, что перевозчик возместил контрагенту убытки, причиненные просрочкой доставки груза».

Кроме того, отмечает ВС РФ, согласно ч. 11 ст. 34 Устава автотранспорта перевозчик уплачивает грузополучателю штраф за просрочку доставки груза в размере 9% провозной платы «за каждые сутки просрочки, если иное не установлено договором перевозки груза».

Общая сумма штрафа за просрочку доставки груза не может превышать размер провозной платы.

«Данная неустойка носит штрафной характер и взыскивается независимо от того, что перевозчик возместил убытки, причиненные просрочкой доставки груза, контрагенту по договору перевозки», — подчеркивается в постановлении.

Прочие разъяснения

Разъяснения Пленума ВС о договорах перевозки автомобильным транспортом и транспортной экспедиции

Если экспедитор принимает груз от клиента без замечаний о ненадлежащей упаковке, то на него автоматически ложатся риски по утрате, недостаче или повреждению груза (фото: Renault Trucks)

Из других моментов, усложняющих положение перевозчиков и экспедиторов, можно выделить еще несколько.

Так, судьи напомнили об обязанностях экспедиторов при приеме груза проверять информацию об условиях перевозки груза и иную информацию, необходимую для исполнения своих обязательств (п. 4 ст. 4 Закона о транспортной экспедиции).

«Если экспедитор принимает груз от клиента без оговорок в транспортном документе о ненадлежащей упаковке, на экспедиторе лежит риск утраты, недостачи, повреждения (порчи) груза, возникший ввиду этого обстоятельства», — заключил Верховный суд.

Помимо этого ВС РФ подтвердил, что перевозчик обязан возместить реальный ущерб, причиненный случайной утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, в том числе возникших вследствие случайного возгорания транспортного средства, ДТП, противоправных действий третьих лиц — например, в случае кражи груза.

Одновременно Верховный суд постановил, что отсутствие, неправильность или утрата транспортной накладной сами по себе не являются основанием для признания договора перевозки груза незаключенным или недействительным. «В этом случае наличие между сторонами договорных отношений может подтверждаться иными доказательствами», — говорится в разъяснении.

Мнение экспертов

Опрошенные редакцией ГиД эксперты также сошлись во мнении, что в целом вышедшее постановление Верховного суда в большей степени направлено на защиту интересов грузовладельцев. Особенно ярко это прослеживается по разъяснению в п. 24 (об обязанности перевозчика возместить убытки, вызванные просрочкой доставки груза).

Президент ГК «Итеко» Евгений Бабаев считает, что интересы транспортных операторов теперь становятся более ущемленными.

Он и прежде обращал внимание коллег по отрасли на очевидное нарушение баланса интересов сторон в случаях, когда крупные торговые сети, используя свое доминирующее положение, включают в договоры с поставщиками крупные неустойки за задержку поставок, а те в свою очередь перевыставляют их на перевозчиков.

«То есть мы имеем картину, когда, по сути, речь идет о механизме искусственного обогащения за счет перевозчика. И надо признать, что с точки зрения формального соблюдения буквы закона практика описанного механизма продумана весьма неплохо. Но все же налицо нарушение баланса интересов сторон — участников рынка», — заявлял ранее топ-менеджер «Итеко» и член МОЭС.

Глава правового управления «Итеко Россия» Марина Галявина также отмечает, что в последнее время в стране распространилась практика, которая, по сути, представляет собой схему «законного неосновательного обогащения» за счет перевозчиков. «Подобное положение дел неизбежно приведет к банкротству средних и мелких перевозчиков, обогащая и без того небедных сетевых ритейлеров», — подчеркнула она в комментарии ГиД.

Разъяснения Пленума ВС о договорах перевозки автомобильным транспортом и транспортной экспедиции

Разъяснение Верховного суда об обязанности перевозчика возместить убытки, вызванные просрочкой доставки груза, может поставить под угрозу бизнес транспортных операторов (фото: ГК «Руста»)

С представителями «Итеко» солидарен юрист Владислав Артамонов. По его словам, до выхода нынешнего постановления Верховного суда за просрочку доставки груза предусматривался только штраф (согласно ч. 11 ст. 34 Устава автотранспорта).

«При этом штраф за просрочку воспринимался как исключительная неустойка. Данное утверждение основывается на исторически сложившихся обычаях делового оборота в отрасли автомобильной перевозки груза.

И до настоящего времени дополнительное взыскание убытков за просрочку доставки груза согласно нормам Устава автотранспорта считалось незаконным», — говорит он.

Однако теперь Верховный суд постановил, что «… перевозчик возмещает убытки, причиненные своему контрагенту ненадлежащим исполнением обязательства в виде просрочки доставки груза» (п. 15, ст. 393 ГК РФ). Данная неустойка носит штрафной характер и взыскивается независимо от того, что перевозчик возместил убытки, причиненные просрочкой доставки груза, контрагенту по договору перевозки.

Ситуация осложняется тем, что постановления пленумов ВС РФ фактически имеют обратную силу, указывает Владислав Артамонов. С учетом сокращенного срока исковой давности становится легитимным взыскание в судебном порядке и (или) добровольное погашение перевозчиками убытков за просрочку доставки груза не только на будущее время, но и за прошедший год.

«Причем убытки могут взыскиваться в неограниченном размере. Учитывая примеры, на понесенные убытки накладываются проценты за пользование чужими денежными средствами.

В результате за незначительное опоздание — порой по причинам, не зависящим от перевозчика, — можно лишиться не только бизнеса, но и квартиры, дачи и всего остального, нажитого непосильным трудом дальнобойщика», — недоумевает юрист.

«За незначительное опоздание можно лишиться не только бизнеса, но и всего остального, нажитого непосильным трудом дальнобойщика».

В свою очередь юрист компании «ГрузКонсалт» Антон Смородников полагает, что постановление ВС ухудшает позиции перевозчиков. По его словам, до принятия нынешнего решения транспортные операторы часто могли отбиться от этих требований, ссылаясь на ч. 1 ст.

400 ГК РФ и определение Конституционного суда РФ от 2 февраля 2006 г. № 17.

В соответствии с ними транспортная деятельность была приравнена к высокорисковым видам деятельности, вследствие чего уплате подлежала только штрафная неустойка за несвоевременную доставку груза.

«Теперь споры о взыскании убытков будут чаще заканчиваться победой взыскателей, а не перевозчиков.

Самое интересное, что даже включение в договор перевозки условия о том, что перевозчик не возмещает убытки, вызванные просрочкой доставки груза, может быть признано судом ничтожным, так как ст.

37 Устава автотранспорта предусмотрено, что такого рода соглашения являются недействительными», — указывает он.

По мнению заместителя генерального директора «Совтрансавто» Андрея Брашкина, новые разъяснения в целом не соответствуют ожиданиям перевозчиков и экспедиторов. «Стало хуже. Их ожидания оправдает только внесение изменения в действующее законодательство о транспортно-экспедиторской деятельности», — подчеркнул он в комментарии редакции ГиД.

Кроме того, отмечает Андрей Брашкин, часть разъяснений не только не вносит ясность в правовое регулирование отрасли грузовых автоперевозок, но и, напротив, добавляет неопределенности.

«Теперь споры о взыскании убытков будут чаще заканчиваться победой взыскателей, а не перевозчиков».

В целом, по словам Брашкина, напрашивается вывод, что акты, регулирующие транспортно-экспедиторскую деятельность, были недоработаны и не увязаны с законодательством, действующим на момент их принятия.

«Это приводит к коллизиям и трактовкам в судах, выражающимся в частой отмене решений одних инстанций другими. Самое главное то, что невнятное регулирование вызывает неопределенность и несет реальные риски для экспедиторов», — заключает он.

Между тем, по мнению вице-президента РАС и члена МОЭС Валерия Алексеева, некоторый перекос в «балансе сил», который неизбежно вносят в работу рынка грузовых перевозок последние решения Верховного суда, можно исправить путем внесения соответствующих изменений в Устав автотранспорта.

«Это необходимо поправить. И эти изменения нужно инициировать от Минтранса. Межотраслевой экспертный совет здесь может сыграть свою роль», — подчеркнул он.

текст: Максим Алексеев.

Источник: http://truckandroad.ru/politics/verhovnyj-sud-usilil-otvetstvennost-perevozchikov-pri-osushhestvlenii-gruzovyh-dostavok.html

Вс рф утвердил обзор практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции — российский юрист

Разъяснения Пленума ВС о договорах перевозки автомобильным транспортом и транспортной экспедиции

11.07.2018

Юридическая компания «Пепеляев Групп» информирует, что Пленум Верховного Суда РФ разъяснил ряд вопросов, возникающих в практике применения законодательства о договоре перевозки автотранспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции[1].

Постановление содержит ряд ключевых разъяснений по вопросам применения действующего законодательства, приведем их.

ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРА И БАГАЖА

  • Взимание платы за оформление билета. Перевозчик не правомочен требовать уплаты клиентом дополнительного вознаграждения за оформление проездного билета. Такую плату вправе взимать только агент в случае заключения договора перевозки с использованием его услуг.
  • Ответственность перевозчика:
  • o Перевозчик отвечает за действия других лиц, к услугам которых он прибегает для осуществления перевозки, как за свои собственные.
  • o Перевозчик несет ответственность за утрату багажа при хранении (нахождении) транспортного средства на стоянке в пути следования.
  • o Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение багажа, если он принял на себя обязанность упаковать багаж или в момент принятия багажа недостатки упаковки были явными либо известны перевозчику.

Бремя доказывания того, что багаж утрачен или поврежден ввиду ненадлежащей упаковки, возлагается на перевозчика.

  1. Такой же подход применяется в отношении ответственности перевозчика/экспедитора за утрату, недостачу или повреждение груза.
  2. o Убытки, причиненные пассажиру просрочкой доставки багажа, возмещаются в полном объеме сверх суммы неустойки, подлежащей уплате перевозчиком.
  3. o Перевозчик несет ответственность за вред, причиненный имуществу пассажира, вследствие неудовлетворительного состояния салона транспортного средства, предоставленного для перевозки.
  • Ответственность агрегаторов такси. Лицо, к которому обращается клиент для заключения договора, отвечает за вред, причиненный пассажиру в процессе перевозки, если данное лицо заключило договор перевозки от своего имени либо из обстоятельств заключения договора у добросовестного гражданина-потребителя могло сложиться мнение, что такой договор заключается непосредственно с агрегатором такси, а фактический перевозчик является его работником либо третьим лицом, привлеченным к исполнению обязательств по перевозке.
Читайте также:  Договор купли-продажи доли в квартире - образец

ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА

  • Квалифицирующие признаки договора перевозки груза. Одним из основных квалифицирующих признаков договора перевозки груза является обязанность перевозчика по «сохранной транспортировке груза». При отсутствии в договоре такого квалифицирующего признака, положения ГК РФ и Устава[2] о перевозке груза к нему не применимы.
  • Ответственность грузоотправителя. Суммы, выплаченные перевозчиком третьим лицам в связи с недостоверностью, отсутствием либо неполнотой данных, содержащихся в документации, предназначенной для беспрепятственной перевозки груза, должны быть возмещены грузоотправителем перевозчику.
  • Ответственность перевозчика/экспедитора:

o Экспедитор, принявший груз от клиента без оговорок в транспортном документе о ненадлежащей упаковке, отвечает за риски, связанные с возможной утратой либо повреждением груза, возникшие ввиду этого обстоятельства.

o Неустойка (штраф[3]) подлежащая уплате перевозчиком за просрочку доставки груза, имеет штрафной характер и взыскивается сверх суммы убытков, вызванных просрочкой доставки груза.

СООТНОШЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПЕРЕВОЗЧИКА И ЭКСПЕДИТОРА

  • Экспедитор несет ответственность за повреждение или утрату груза в случаях, если экспедитор является фактическим перевозчиком либо экспедитор каким-либо образом выразил намерение гарантировать сохранную доставку груза (в том числе, если положения договора не дают клиенту права выбирать кандидатуры конкретных перевозчиков; цена услуг экспедитора выражена в твердой сумме без выделения расходов на перевозку и сопоставима с рыночными ценами за перевозку соответствующих грузов).
  • Иск о возмещении реального ущерба в случае утраты, недостачи или повреждения груза клиент может предъявить как перевозчику, так и экспедитору, если последний по условиям заключенного с клиентом договора обязался обеспечить сохранную транспортировку груза. В этом случае перевозчик и экспедитор отвечают перед клиентом солидарно.
  • Экспедитор, заключивший от своего имени договор перевозки, правомочен требовать с перевозчика возмещения реального ущерба, причиненного повреждением или утратой груза, независимо от того, возмещен ли вред экспедитором клиенту за поврежденный или утраченный груз.

ПРЕТЕНЗИИ И ИСКИ ПО СПОРАМ, СВЯЗАННЫМ С ПЕРЕВОЗКОЙ ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА, ГРУЗА, А ТАКЖЕ С ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННЫМ ОБСЛУЖИВАНИЕМ

  • Порядок исчисления срока исковой давности. Срок исковой давности по иску экспедитора, не являющегося грузоотправителем, но при этом отвечающего за сохранную перевозку груза, к фактическому перевозчику не зависит от момента возмещения экспедитором убытков клиенту и течет аналогично случаям, когда экспедитор является грузоотправителем (со дня события, послужившего основанием для предъявления претензии или иска).

О чем подумать, что сделать

Поскольку ряд содержащихся в Постановлении положений направлен на усиление ответственности перевозчиков, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги по перевозке, а также агрегаторам такси, осуществляющим деятельность в сфере перевозок пассажиров и багажа, рекомендуется ознакомиться с новыми разъяснениями и учитывать их в работе с потребителями (пассажирами) и контрагентами.

Помощь консультанта

Специалисты компании «Пепеляев Групп» готовы оказать всестороннюю правовую поддержку по вопросам толкования и практического применения разъяснений ВС РФ, изложенных в Постановлении.

[1] Постановление Пленума ВС РФ от 26.06.2018 № 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции» (далее – Постановление).

Источник: https://www.pgplaw.ru/analytics-and-brochures/alerts/explanation-of-the-supreme-court-of-the-russian-federation-on-issues-of-transportation-autotransport/

Верховный суд выпустил обзор практики по перевозкам грузов

Разъяснения Пленума ВС о договорах перевозки автомобильным транспортом и транспортной экспедиции

Верховный суд РФ обобщил сложившуюся за последнее время практику по спорам, связанным с транспортными грузоперевозками. В документе рассмотрены вопросы определения вины в порче или утрате груза, особенности определения сроков задержки доставки к месту назначения, порядок определения ущерба, а также другие проблемы, на которых мы остановимся в нашем кратком обзоре.

Верховный суд РФ опубликовал “Обзор судебной практики по спорам, связанным с перевозками грузов и транспортной экспедиции”, утвержденный 20 декабря 2017 года.

В документ, который насчитывает 30 странц, вошли наиболее интересные и важные, на взгляд ВС РФ, выводы, сделанные судами в 2017 году. Все дела в документе объеденены одной общей темой: перевозка грузов и транспортная экспедиция.

Приводим подробнее некоторые особенно интересные выводы судей, на которых заострил внимание ВС РФ.

Упаковка груза: чья вина в ее отсутствии

В качестве примера спора об упаковке груза Верховный суд рассмотрел спор между организацией-отправителем и компанией-перевозчиком, которые заключили договор о транспортировке легкового транспорта на специальном автомобиле — открытом автовозе. В результате по дороге одна из перевозимых машин оказалась повреждена из-за попавшего в нее камня.

Камень вылетел из-под колес встречного транспорта и разбил лобовое стекло машины. Отправитель груза счел происшествие виной перевозчика и потребовал возместить ущерб. Суды к единому мнению не пришли, и дело пришлось разбирать Верховному суду, который и вспомнил об упаковке.

Судьи указали, что именно отправитель должен был надлежащим образом упаковать свое имущество и защитить его от внешнего воздействия. Раз организация этого не сделала, значит, самостоятельно приняла на себя все риски, связанные с отсутствием надлежащей упаковки.

Поскольку перевозчик смог доказать в суде, что надлежащая упаковка могла бы предотвратить повреждение машины, суд отказал во взыскании ущерба и переложил всю ответственность на хозяина груза — организацию-отправителя.

Утрата груза

Верховный суд рассмотрел ситуацию, при которой груз был испорчен по причине того, что грузовой автомобиль попал в ДТП. Виновником поисшествия оказался водитель другой машины, который не справился с управлением и выехал на встречную полосу.

Но суды, включая ВС РФ, решили, что перевозчик обязан возмещить ущерб, так как по нормам статьи 796 Гражданского кодекса РФ он несет ответственность за сохранность груза, независимо от наличия его вины в произошедшем. От такой ответственности перевозчика может освободить только форс-мажор.

По мнению Верховного суда, авария на дороге к таким непредвиденным обстоятельствам (форс-мажору) не относится. Как указали судьи, профессиональный перевозчик «не может не знать о рисках, связанных с дорожно-транспортными происшествиями».

Поэтому в случае аварии с участием грузового автомобиля риск утраты груза несет именно компания-перевозчик.

Вес груза

Правильное определение массы груза — это очень важный момент в отношениях грузоотправителя и перевозчика. Об этом также напомнил Верховный суд.

Как указали судьи, на практике довольно часто возникают ситуации, когда компании-перевозчики намеренно неверно определяют вес груза. Они делают это для увеличения стоимости перевозки.

Аналогичные действия предпринимают и организации-грузоотправители, только с противоположной целью — они хотят сделать перевозку дешевле. В результате это влияет на нагрузку транспорта, а значит, может привести к ДТП.

Поэтому Верховный суд отметил, что правильный вес определяется одновременно грузоотправителем и перевозчиком с учетом погрешности в расчетах и не должен иметь расхождений. Такую погрешность перевозчик должен установить для разных типов грузов и утвердить ее. Как отмечают судьи:

Допустимая погрешность, не являясь абсолютной и неизменной величиной, определяется исходя из сложившихся коммерческих обычаев, свойств груза, а также обстоятельств конкретной перевозки и подлежит доказыванию сторонами по общим правилам, предусмотренным процессуальным законодательством.

Именно на это значение должны опираться арбитры, если спор, связанный с массой груза, дойдет до суда. Что касается железнодорожных перевозок, то Верховный суд указал, что штрафы, предусмотренные Уставом железнодорожного транспорта, за искажение сведений о массе груза в транспортной накладной могут быть снижены в судебном порядке при доказанности соответствующих обстоятельств.

Транспортная экспедиция

Верховный суд уделил в обзоре особое внимание понятию «транспортная экспедиция». Судьи определили, что по нормам гражданского законодательства компания-экспедитор не может нести

ответственность за утрату, недостачу или повреждение груза перевозчиком, если в силу договора экспедитор обязан выполнять лишь функцию агента.

Однако фактически экспедитор является отправителем груза. Он действует от лица другой организации или ИП по договору, в котором указаны сам груз и место его назначения. Судьи считают, что экспедитор обязан осмотрительно подходить к выбору организации-перевозчика.

Именно экспедитор принимает у отправителя груз и фактически принимает на себя обязательства по его доставке. При этом, если экспедитор перевозит груз своими силами, то он не является агентом и несет ответственность в полной мере, как организация-перевозчик.

Однако если экспедитор нанял железнодорожного перевозчика, но при транспортировке груза вагоны сошли с рельс, у него нет обязанности возместить ущерб отправителю груза.

Нарушение сроков перевозки

Кроме того, ВС РФ рассмотрел несколько дел о нарушении сроков перевозки железнодорожным транспортом, по результатам которых судьи сделали следующие выводы.

  • Если железнодорожный перевозчик нарушил сроки отправки вагонов, то владелец железнодорожных путей имеет право требовать с перевозчика компенсацию причиненных убытков.
  • При задержке вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования по причинам, зависящим от грузоотправителей, грузополучателей или владельцев путей необщего пользования, они вносят перевозчику плату за занятие путей общего пользования, даже если этого пункта нет в договоре.
  • Владелец вагона, являющийся оператором подвижного состава, может потребовать штраф за задержку принадлежащего ему вагона под погрузкой или выгрузкой.

Сроки исковой давности

Судьи ВС РФ напомнили, что срок исковой давности по требованию экспедитора к перевозчику начинает течь с момента, определенного в транспортных уставах и кодексах РФ. Он может быть приостановлен на время, необходимое сторонам для соблюдения претензионного порядка разрешения спора. Кроме того, ВС РФ конкретизировал сроки давности в некоторых обстоятельствах:

  • требования о возврате необоснованно списанной платы за перевозку — срок давности составляет 1 год;
  • требования исполнителя по договору о предоставлении в пользование вагонов к заказчику о взыскании неустойки за простой — срок давности составляет 3 года.

По общему правилу специальный срок давности 1 год не распространяется на требования по главе 59 ГК РФ “Обязательства вследствие причинения вреда”. В этом случае нужно применять срок давности 3 года.

Источник: http://ppt.ru/news/141117

Верховный суд РФ опубликовал

Разъяснения Пленума ВС о договорах перевозки автомобильным транспортом и транспортной экспедиции

Верховный суд РФ опубликовал “Обзор судебной практики по спорам, связанным с перевозками грузов и транспортной экспедиции”, утвержденный 20 декабря 2017 года.

В документ, который насчитывает 30 странц, вошли наиболее интересные и важные, на взгляд ВС РФ, выводы, сделанные судами в 2017 году. Все дела в документе объеденены одной общей темой: перевозка грузов и транспортная экспедиция.

Приводим подробнее некоторые особенно интересные выводы судей, на которых заострил внимание ВС РФ.

Упаковка груза: чья вина в ее отсутствии

В качестве примера спора об упаковке груза Верховный суд рассмотрел спор между организацией-отправителем и компанией-перевозчиком, которые заключили договор о транспортировке легкового транспорта на специальном автомобиле — открытом автовозе. В результате по дороге одна из перевозимых машин оказалась повреждена из-за попавшего в нее камня.

Камень вылетел из-под колес встречного транспорта и разбил лобовое стекло машины. Отправитель груза счел происшествие виной перевозчика и потребовал возместить ущерб. Суды к единому мнению не пришли, и дело пришлось разбирать Верховному суду, который и вспомнил об упаковке.

Судьи указали, что именно отправитель должен был надлежащим образом упаковать свое имущество и защитить его от внешнего воздействия. Раз организация этого не сделала, значит, самостоятельно приняла на себя все риски, связанные с отсутствием надлежащей упаковки.

Поскольку перевозчик смог доказать в суде, что надлежащая упаковка могла бы предотвратить повреждение машины, суд отказал во взыскании ущерба и переложил всю ответственность на хозяина груза — организацию-отправителя.

Источник: https://rusjurist24.ru/vs-rf-utverdil-obzor-praktiki-po-sporam-svyazannym-s-dogovorami-perevozki-gruza-i-transportnoj-ekspedicii.html

Пп вс рф от 26.06.2018 г. № 26 "о некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции"

Современное законодательство, регулирующее вопросы оказания транспортно-экспедиционных услуг и услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом, содержит ряд пробелов, из-за которых суды, при рассмотрении споров, по-разному толкуют заключенные договоры в этих близких сферах хозяйственной деятельности. Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума от 26 июня 2018 года № 26 “О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции” разъяснил некоторые самые распространенные вопросы.

Читайте также:  Автоматическая пролонгация договора аренды

Конечно, в Постановлении нет ответов на все вопросы. Однако, стоит признать, что Верховный Суд провел обширную работу, которая действительно заслуживает тщательного ознакомления. А учитывая то, что высшая судебная инстанция не часто дает такие детальные разъяснения по вопросам, касающимся перевозки грузов, это Постановление обязательно должно появиться в материалах на нашем сайте.

Эта статья предназначена в основном для перевозчиков, экспедиторов и грузовладельцев. В ней будет произведено краткое рассмотрение Постановления Пленума ВС РФ от 26.06.2018 г. № 26 в части, касающейся договоров перевозки грузов и договоров транспортной экспедиции.

Так как моя деятельность связана с оказанием юридических услуг для перевозчиков, экспедиторов и грузовладельцев, первая часть Постановления Пленума, разъясняющая позицию Верховного Суда по вопросам договора перевозки пассажира и багажа, разбору в рамках этого материала не подвергнется.

Пункт 19. Цель договора перевозки

Если основная обязанность должника состоит не в сохранной транспортировке груза, к данному договору не могут применяться положения ГК РФ и Устава о перевозке груза.

В частности, к договорам об утилизации твердых бытовых отходов, в том числе когда утилизация предполагает их вывоз с использованием транспортного средства, не подлежат применению правила о договоре перевозки, например, о сокращенном (годичном) сроке исковой давности по требованию к перевозчику.

Верховный Суд разъясняет, что целью договора перевозки является именно доставка груза без оказания существенных дополнительных услуг, пусть даже и невозможных без осуществления транспортировки материальных объектов.

Здесь следует отметить, что практически в каждом договоре перевозчик обязуется производить не только доставку груза, но также выполнять другие действия, не характерные для договора перевозки, например, контролировать простановку отметок в товарных накладных и счетах-фактурах, проверять целостность упаковки груза и т. п.

Существует риск, что суды при исследовании договоров перевозок будут руководствоваться этим пунктом слишком буквально и применять к таким договорам положения главы 39 Гражданского кодекса РФ “Возмездное оказание услуг”.

Пункт 20. Подтверждение заключения договора перевозки

Источник: https://zakon.ru/Blogs/pp_vs_rf_ot_26062018_g__26_o_nekotoryh_voprosah_primeneniya_zakonodatelstva_o_dogovore_perevozki_avt/74317

Разъяснения Верховного Суда РФ по вопросам перевозки автотранспортом и транспортной экспедиции

11.07.2018

Юридическая компания «Пепеляев Групп» информирует, что Пленум Верховного Суда РФ разъяснил ряд вопросов, возникающих в практике применения законодательства о договоре перевозки автотранспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции[1].

Постановление содержит ряд ключевых разъяснений по вопросам применения действующего законодательства, приведем их.

ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРА И БАГАЖА

  • Взимание платы за оформление билета. Перевозчик не правомочен требовать уплаты клиентом дополнительного вознаграждения за оформление проездного билета. Такую плату вправе взимать только агент в случае заключения договора перевозки с использованием его услуг.
  • Ответственность перевозчика:

o Перевозчик отвечает за действия других лиц, к услугам которых он прибегает для осуществления перевозки, как за свои собственные.

o Перевозчик несет ответственность за утрату багажа при хранении (нахождении) транспортного средства на стоянке в пути следования.

o Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение багажа, если он принял на себя обязанность упаковать багаж или в момент принятия багажа недостатки упаковки были явными либо известны перевозчику.

Бремя доказывания того, что багаж утрачен или поврежден ввиду ненадлежащей упаковки, возлагается на перевозчика.

Такой же подход применяется в отношении ответственности перевозчика/экспедитора за утрату, недостачу или повреждение груза.

o Убытки, причиненные пассажиру просрочкой доставки багажа, возмещаются в полном объеме сверх суммы неустойки, подлежащей уплате перевозчиком.

o Перевозчик несет ответственность за вред, причиненный имуществу пассажира, вследствие неудовлетворительного состояния салона транспортного средства, предоставленного для перевозки.

  • Ответственность агрегаторов такси. Лицо, к которому обращается клиент для заключения договора, отвечает за вред, причиненный пассажиру в процессе перевозки, если данное лицо заключило договор перевозки от своего имени либо из обстоятельств заключения договора у добросовестного гражданина-потребителя могло сложиться мнение, что такой договор заключается непосредственно с агрегатором такси, а фактический перевозчик является его работником либо третьим лицом, привлеченным к исполнению обязательств по перевозке.

ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА

  • Квалифицирующие признаки договора перевозки груза. Одним из основных квалифицирующих признаков договора перевозки груза является обязанность перевозчика по «сохранной транспортировке груза». При отсутствии в договоре такого квалифицирующего признака, положения ГК РФ и Устава[2] о перевозке груза к нему не применимы.
  • Ответственность грузоотправителя. Суммы, выплаченные перевозчиком третьим лицам в связи с недостоверностью, отсутствием либо неполнотой данных, содержащихся в документации, предназначенной для беспрепятственной перевозки груза, должны быть возмещены грузоотправителем перевозчику.
  • Ответственность перевозчика/экспедитора:

o Экспедитор, принявший груз от клиента без оговорок в транспортном документе о ненадлежащей упаковке, отвечает за риски, связанные с возможной утратой либо повреждением груза, возникшие ввиду этого обстоятельства.

o Неустойка (штраф[3]) подлежащая уплате перевозчиком за просрочку доставки груза, имеет штрафной характер и взыскивается сверх суммы убытков, вызванных просрочкой доставки груза.

СООТНОШЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПЕРЕВОЗЧИКА И ЭКСПЕДИТОРА

  • Экспедитор несет ответственность за повреждение или утрату груза в случаях, если экспедитор является фактическим перевозчиком либо экспедитор каким-либо образом выразил намерение гарантировать сохранную доставку груза (в том числе, если положения договора не дают клиенту права выбирать кандидатуры конкретных перевозчиков; цена услуг экспедитора выражена в твердой сумме без выделения расходов на перевозку и сопоставима с рыночными ценами за перевозку соответствующих грузов).
  • Иск о возмещении реального ущерба в случае утраты, недостачи или повреждения груза клиент может предъявить как перевозчику, так и экспедитору, если последний по условиям заключенного с клиентом договора обязался обеспечить сохранную транспортировку груза. В этом случае перевозчик и экспедитор отвечают перед клиентом солидарно.
  • Экспедитор, заключивший от своего имени договор перевозки, правомочен требовать с перевозчика возмещения реального ущерба, причиненного повреждением или утратой груза, независимо от того, возмещен ли вред экспедитором клиенту за поврежденный или утраченный груз.

ПРЕТЕНЗИИ И ИСКИ ПО СПОРАМ, СВЯЗАННЫМ С ПЕРЕВОЗКОЙ ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА, ГРУЗА, А ТАКЖЕ С ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННЫМ ОБСЛУЖИВАНИЕМ

  • Порядок исчисления срока исковой давности. Срок исковой давности по иску экспедитора, не являющегося грузоотправителем, но при этом отвечающего за сохранную перевозку груза, к фактическому перевозчику не зависит от момента возмещения экспедитором убытков клиенту и течет аналогично случаям, когда экспедитор является грузоотправителем (со дня события, послужившего основанием для предъявления претензии или иска).

О чем подумать, что сделать

Поскольку ряд содержащихся в Постановлении положений направлен на усиление ответственности перевозчиков, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги по перевозке, а также агрегаторам такси, осуществляющим деятельность в сфере перевозок пассажиров и багажа, рекомендуется ознакомиться с новыми разъяснениями и учитывать их в работе с потребителями (пассажирами) и контрагентами.

Помощь консультанта

Специалисты компании «Пепеляев Групп» готовы оказать всестороннюю правовую поддержку по вопросам толкования и практического применения разъяснений ВС РФ, изложенных в Постановлении.

[1] Постановление Пленума ВС РФ от 26.06.2018 № 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции» (далее – Постановление).

Источник: https://www.pgplaw.ru/analytics-and-brochures/alerts/explanation-of-the-supreme-court-of-the-russian-federation-on-issues-of-transportation-autotransport/

Правила перевозки пассажиров, багажа и грузов – разъяснение Пленума Верховного Суда России

  • Пленум Верховного Суда РФ разъяснил некоторые вопросы применения законодательства о транспортных перевозках
  • В целях обеспечения единства практики применения судами законодательства, связанного с договором перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа, а также с договором транспортной экспедиции, разъясняется, в частности, следующее.
  • Факт заключения договора перевозки пассажира и багажа подтверждается выдачей пассажиру проездного билета и багажной квитанции.

Вместе с тем отсутствие, неправильность или утрата проездного билета или багажной квитанции сами по себе не являются основанием для признания договора перевозки незаключенным или недействительным. В этом случае наличие между сторонами договорных отношений может подтверждаться иными доказательствами.

  1. В случае прекращения поездки в связи с неисправностью транспортного средства, аварией или по другим причинам пассажиры вправе воспользоваться приобретенным билетом для проезда в другом транспортном средстве, подысканном (предоставленном) перевозчиком.
  2. В случае непредоставления другого транспортного средства в разумный срок пассажир вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата стоимости проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади в полном объеме, а также возмещения иных убытков.
  3. Обращено внимание на то, что перевозчик отвечает за утрату багажа не только при его перевозке, но и при хранении (нахождении) транспортного средства на стоянке в пути следования.

Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа независимо от наличия вины, в том числе за случайное причинение вреда (например, дорожно-транспортное происшествие по вине третьих лиц, хищение и т.п.).

  • Если пассажир не объявил ценность багажа при передаче перевозчику и отсутствует возможность точно доказать его действительную (документальную) стоимость, суд не вправе отказать в удовлетворении требования пассажира о возмещении убытков, причиненных утратой или недостачей багажа, только на том основании, что размер убытков не может быть установлен с разумной степенью достоверности.
  • В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению обязательства.
  • Относительно договора транспортной экспедиции сообщено следующее.

При приеме груза экспедитор обязан проверить достоверность представленных клиентом документов, необходимых для исполнения экспедитором его обязанностей, их комплектность и соответствие сведений, указанных в документах, условиям перевозки.

Таким образом, при заключении грузоотправителем договора транспортной экспедиции, предполагающего проверку указанных документов экспедитором, ответственность перед грузоотправителем за вред, возникший в связи с отсутствием или неполнотой документации, несет экспедитор.

Если экспедитор принимает груз от клиента без оговорок в транспортном документе о ненадлежащей упаковке, на экспедиторе лежит риск утраты, недостачи, повреждении (порчи) груза, возникших ввиду этого обстоятельства.

На экспедитора не может быть возложена ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза перевозчиком, если в силу договора экспедитор обязан выполнять только такие отдельные функции грузоотправителя (например, осуществление расчетов с перевозчиком либо подготовка документов, необходимых для перевозки).

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 26

  1. «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции»
  2. Старший помощник Западно-Сибирского транспортного прокурора по взаимодействию со СМИ, общественностью и правовому обеспечению
  3. Горбунова Оксана Александровна

Источник: https://tvoi54.ru/posts/2864-pravila-perevozki-passazhirov-bagazha-i-gruzov-razjasnenie-plenuma-verhovnogo-suda-rossii.html

Вс рф разъяснит, какие нормы применяются к возникающим на основании договоров перевозки и транспортной экспедиции отношениям

Вс рф разъяснит, какие нормы применяются к возникающим на основании договоров перевозки и транспортной экспедиции отношениям

Обобщение судебной практики по спорам, вытекающим из договоров перевозки грузов и транспортной экспедиции, позволило Верховному Суду Российской Федерации сформировать ряд правовых позиций, касающихся, в частности, ответственности сторон: перевозчиков – за утрату, недостачу или повреждение порчу груза, грузоотправителей – за искажение сведений о грузе, экспедитора – за неисполнение договора и др. (обзор судебной практики, утвержденный Президиумом ВС РФ 20 декабря 2017 г.). Расширить эти позиции и в принципе разъяснить особенности регулирования соответствующих отношений призван рассмотренный на вчерашнем заседании Пленума ВС РФ проект Постановления «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции» (далее – Проект; текст документа имеется в распоряжении портала ГАРАНТ.РУ).

Читайте также:  Даты выплаты заработной платы и ее периодичность

ВС РФ обращает внимание на то, что, помимо норм Гражданского кодекса, Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее – Устав) и Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее – Правила перевозок), на отношения, которые возникают из договоров перевозки и транспортной экспедиции, заключенных для не связанных с предпринимательской деятельностью целей, распространяются положения Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее – закон о защите прав потребителей). Кроме того, перевозчики – организации и ИП, которые осуществляют как коммерческие перевозки, так и транспортировку людей и материальных объектов для собственных нужд без заключения договоров перевозки, должны выполнять обязанности, установленные для эксплуатирующих транспортные средства лиц (в частности – ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Также в Проекте отмечается, что если транспортировка пассажира и его багажа выполняется лицом, для которого перевозка является основным видом деятельности, к соответствующему договору применяются положения о публичном договоре и договоре присоединения (ст. 426 и ст. 428 ГК РФ).

Важное разъяснение касается порядка подтверждения факта заключения договора перевозки пассажира и багажа – прямо указано, что в случае отсутствия, в том числе в связи с потерей, или неправильного оформления билета или багажной квитанции наличие договорных отношений между сторонами можно подтвердить другими доказательствами, предусмотренными ст. 55 Гражданского процессуального кодекса.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке влечет наложение на перевозчика предусмотренной законодательством ответственности (п. 1 ст. 793 ГК РФ).

Причем отвечает перевозчик не только за себя, но и за действия иных лиц, услугами которых он пользуется при перевозке, подчеркивает ВС РФ.

Так, например, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу пассажира во время перевозки с использованием арендованного транспортного средства ответственность должен нести именно перевозчик, а не владелец ТС, поясняет суд.

Особое внимание предлагается обратить на тот факт, что перевозчик отвечает за утрату, недостачу или повреждение багажа вне зависимости от наличия его вины в этом.

Таким образом, по мнению Суда, причиненный действиями третьих лиц вред (в ДТП по их вине или при хищении багажа) возмещается перевозчиком.

От обязанности по возмещению ущерба он освобождается только когда повреждение или утрата багажа произошли в связи с обстоятельствами непреодолимой силы (п. 1 ст. 796 ГК РФ).

Поскольку возмещение ущерба при недостаче или утрате багажа невозможно без определения его стоимости, ВС РФ счел нужным уточнить, что при отсутствии сведений о документальной стоимости багажа – указанной в договоре или счете продавца товара – следует использовать среднюю рыночную цену соответствующих товаров в месте, где багаж должен был быть выдан на день добровольного удовлетворения требования или день принятия судебного решения. Причем даже если невозможно доказать действительную стоимость багажа, суд не вправе отказывать в удовлетворении требования пассажира о возмещении убытков только на том основании, что их размер не может быть установлен с разумной степенью достоверности, подчеркивается в Проекте. В этом случае суд определяет сумму возмещения исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению обязательства (п. 5 ст. 393 ГК РФ).

При этом важно помнить, что перевозчик не несет ответственности за утрату, недостачу или повреждение багажа по причине ненадлежащей его упаковки – за исключением случаев, когда обязался самостоятельно упаковать багаж или знал о недостатках упаковки в момент принятия товара, но не указал это в провозных документах, – так как обязанность по надлежащей подготовке багажа к перевозке с целью обеспечить его сохранность лежит на пассажире (п. 2 ч. 2 ст. 22 Устава, п. 63 и п. 74 Правил перевозок). Тем не менее перевозчик должен доказать, что багаж был утрачен или поврежден именно вследствие ненадлежащей упаковки, отмечает ВС РФ.

Также предполагается указать судам, что при удовлетворения требований пассажира, основанных на законодательстве о защите прав потребителей, они обязаны поставить вопрос о взыскании с перевозчика штрафа, предусмотренного за неисполнение требований потребителя в добровольном порядке (п. 6 ст. 13 закона о защите прав потребителей), вне зависимости от того, ходатайствовал об этом сам пассажир или нет.

Крайне важным является разъяснение о возможности привлечения к ответственности за вред, причиненный в процессе перевозки, агрегаторов такси и иных лиц, осуществляющих поиск клиентов для заключения договоров перевозки пассажиров и багажа.

Агрегатор, по мнению Суда, должен отвечать перед пассажиром в случае, когда заключил договор от своего имени, а также если у пассажира на основании содержания рекламы, информации на сайте агрегатора или переписки с ним сложилось мнение, что он заключает договор именно с этим лицом, а фактический перевозчик является его работником или привлеченным для исполнения обязательств по перевозке третьим лицом.

Отдельный раздел Проекта посвящен пояснениям ВС РФ о надлежащем применении норм, регулирующих перевозку грузов. Определено, в частности, как разграничить договор перевозки груза и иные договоры, предполагающие транспортировку каких-либо материальных объектов.

Если основная обязанность одной из сторон договора заключается не в сохранной транспортировке груза, к данному договору не могут применяться положения ГК РФ и Устава о перевозке груза, в частности – о сокращенном (годичном) сроке исковой давности по требованию к перевозчику, считает Суд.

В качестве примера приведен договор об утилизации твердых бытовых отходов, предполагающих их вывоз с использованием транспортного средства.

ВС РФ напоминает, что за повреждение или утрату груза в связи с ненадлежащей упаковкой может отвечать как грузоотправитель, так и перевозчик – если обязался сам упаковать груз или не указал в транспортной накладной известные ему сведения о недостатках упаковки. При этом бремя доказывания того факта, что груз поврежден или утрачен именно вследствие ненадлежащей упаковки лежит на перевозчике.

В остальных случаях за сохранность груза с момента его принятия для перевозки до момента выдачи грузополучателю отвечает перевозчик, даже если утрата или повреждения груза произошли вследствие, например, случайного возгорания транспортного средства, аварии не по вине перевозчика или противоправных действий третьих лиц, в частности кражи груза, отмечает ВС РФ. Однако не стоит забывать о законодательно установленных основаниях для освобождения перевозчика от ответственности (ст. 36 Устава).

Особым образом оговаривается в Проекте право грузоотправителя, являющегося продавцом товара, требовать от перевозчика возмещения убытков за просрочку доставки груза, в размер которых может быть включена сумма договорной неустойки за просрочку, выплаченная грузоотправителем покупателю товара.

Когда перевозка груза осуществляется на основании договора транспортной экспедиции, за его утрату, недостачу или повреждение по причине ненадлежащей упаковки отвечает экспедитор, поскольку на нем лежит обязанность проверять представленную клиентом информацию о свойствах груза и условиях его перевозки (п. 4 ст. 4 Федерального закона от 30 июня 2003 г.

№ 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»; далее – закон о транспортно-экспедиционной деятельности), подчеркивается в Проекте. А при распределении между экспедитором и перевозчиком ответственности за утрату или повреждение груза вследствие иных причин определяющее значение имеет содержание обязательств экспедитора.

Если в соответствии с договором он обязан лишь выполнять определенные функции грузоотправителя, например подготавливать необходимые для перевозки документы или осуществлять расчеты с перевозчиком, такая ответственность на него не может быть возложена, отмечает Суд.

Если же экспедитор обязуется фактически осуществить перевозку или гарантировать сохранную доставку груза, он отвечает за утрату или повреждение груза (ст. 7 закона о транспортно-экспедиционной деятельности).

Предъявление грузоотправителем иска о возмещении реального ущерба к перевозчику не исключает возможности заявления аналогичных требований к экспедитору, если в соответствии с договором он также должен был обеспечить сохранность груза, считает ВС РФ. В этом случае должны применяться нормы о солидарных обязательствах (ст. 323 ГК РФ), что исключит возможность неосновательного обогащения грузоотправителя.

Если экспедитор заключает договор от своего имени, именно он вправе предъявлять перевозчику требования о возмещении причиненного частичной или полной утратой либо порчей груза ущерба.

Причем не имеет значения, кто является собственником груза и возместил ли экспедитор клиенту соответствующий ущерб, – перевозчик обязан исполнить его требования, указано в Проекте.

При этом оговаривается обязанность экспедитора уступить клиенту по его требованию права по договору перевозки с целью возмещения убытков перевозчиком, а также переход к клиенту прав и обязанностей экспедитора в случае его банкротства – по аналогии с уступкой требования и переходом прав по договору комиссии (п. 2 ст. 993, абз. 6 ст. 1002 ГК РФ).

Оплачивается перевозка заключившим договор лицом, поэтому в случае его заключения экспедитором фактический перевозчик не вправе требовать оплаты от грузоотправителя, даже того, который по указанию экспедитора подписал транспортную накладную, подчеркивает Суд.

В заключительном блоке разъяснений рассматриваются вопросы о применении к спорам, связанным с перевозкой и транспортно-экспедиционным обслуживанием, сроков исковой давности и порядке рассмотрения претензий.

В частности, поясняется, что срок исковой давности по иску экспедитора к фактическому перевозчику не зависит от момента возмещения убытков клиенту и начинает течь со дня выдачи груза (в случае его недостачи или повреждения) либо со дня признания груза утраченным.

Также отмечается, что перевозчик, не ответивший на предъявленную претензию в течение 30 дней с момента ее получения (ч. 1 ст. 40 Устава), не сможет ссылаться на несоблюдение обязательного претензионного порядка истцом в связи с ненадлежащим оформлением претензии.

Кроме того, Суд напоминает, что на период соблюдения претензионного порядка исковая давность по соответствующему требованию приостанавливается.

Стоит отметить, что и судейское, и научное сообщество в целом поддержали Проект, предложив внести в него ряд поправок.

Так, например, включение в один пункт разъяснений о недопустимости взимания платы за оформление билетов и праве агента получать вознаграждение за свои услуги, если договор перевозки пассажира и багажа заключается через него, может быть истолковано как возможность включения в это вознаграждение платы за оформление билетов, полагает заместитель Министра юстиции РФ Юрий Любимов. Кроме того, Минюст России предлагает скорректировать по существу положения проекта об ответственности перевозчика за утрату багажа – ограничив ее только случаями причинения вреда вследствие грубой неосторожности (например, когда водитель не закрыл багажное отделение, в том числе во время остановки в пути, что привело к хищению багажа).

Таким образом, не исключается внесение в Проект точечных правок в ходе его доработки редакционной комиссией.

Источник: https://orskl7.kodms.ru/news/vs-rf-razyasnit-kakie-normy-primenyayutsya-k-voznikayushim-na-osnovanii-dogovorov-perevozki-i-transportnoj-ekspedicii-otnosheniyam/

Ссылка на основную публикацию