При проведении земельного надзора будет использоваться риск-ориентированный подход

Простыми словами 14 марта 2018 Г. 15:28, При проведении земельного надзора будет использоваться риск-ориентированный подход

В начале марта в послании Федеральному Собранию Владимир Путин заявил, что систему контроля и надзора в течение двух лет необходимо перевести на риск-ориентированный подход. На данный момент проходит реформа контрольно-надзорной деятельности, она была утверждена в декабре 2016 года, срок реализации – до 2025 года.  Что такое этот риск-ориентированный подход? Расскажем в новом тексте Milknews в рубрики “Простыми словами”. Риск-ориентированный подход применяется в контрольно-надзорной деятельности и предполагает снижение количества государственных проверок в зонах, где риск нарушений меньше. Таким образом он должен снизить административную нагрузку на добросовестные предприятия. Суть риск-ориентированного подхода в любой сфере заключается в снижении рисков: контроль в зонах повышенного риска растет, а в более безопасных зонах — снижается или отсутствует. Это позволяет вовремя принимать необходимые меры там, где это необходимо и в значительной мере экономить ресурсы. Таким образом, ресурсы распределяются неравномерно, в зависимости от риска, причем это влияет как на частоту, так и на глубину проверок. 

Как это работает сейчас?

На данный момент риск-ориентированный подход проявляется в том, что в отношении небольшого компании надзорный орган может ограничиться самой простой процедурой оценки рисков, а к большим учреждениям будет применяться более комплексная проверка. Сам подход к управлению рисками изначально появился в финансовом секторе, деятельность участников которого предполагает значительные риски – банки, страховщики, инвестиционные фонды стремятся управлять ими для установления цен на свои услуги. Ставки по кредитам, стоимость ценных бумаг и размеры страховых премий напрямую зависят от рисков, которые берет на себя компания. Благодаря изначальной схожести работы отделов управления рисками в финансовых компаниях и служб внутреннего контроля риск-ориентированный подход внедрился сначала в традиционный аудит, а затем и в прочие виды контроля и надзора, в том числе в государственный.  Одновременно с этим произошло упрощение системы – если в финансовом секторе используются экономико-математические модели просчета рисков с точностью до десятых процента, то в других областях достаточно разделить риски на группы опасности, что мы и видим сейчас в деятельности контрольных ведомств.

Где это прописано?

Применение подхода при организации государственного контроля закреплено в статье 8.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». 

Основная его цель – оптимальное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов при осуществлении госконтроля, снижение издержек для тех, кого контролируют и повышение результативности проверок. 

Для реализации подхода в государственном надзоре используется следующая классификация уровней опасности: 

  • низкий, 
  • умеренный, 
  • средний, 
  • значительный, 
  • высокий,
  • чрезвычайно высокий. 

Это базовая модель, ведомства могут “подстраивать” ее под себя, видоизменяя. Отнесение к той или иной категории рисков зависит от вероятности негативных последствий, масштаба их распространения, а также трудности их разрешения. Если объект относят к чрезвычайно высокому, высокому и значительному классу опасности, орган госконтроля размещает информацию о нем на сайте – так проявляется обещанный принцип открытости, исключающий «заказные» проверки. 

Как подход меняет работу ведомств?

Россельхознадзор В деятельности Россельхознадзора риск-ориентированный подход используется в государственном земельном контроле, карантинном фитосанитарном контроле, а также к ветеринарном надзоре и ветконтроле на границе.

В своем докладе Заместитель руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Николай Власов отмечает, что ведомство готовилось к реформе и еще в 2007 году задалась вопросом оптимизации контрольно-надзорной деятельности, однако не смогло избежать трудностей при переходе.

Первой проблемой стали критерии оценки риска: было неясно, в каком случае применять выборочную проверку, а в каком проводить тотальный контроль.

Второй проблемой стал доступ к данным об организациях – до реформы не было системы регистрации предприятий как имущественного комплекса, была только система регистрации предприятий как субъектов хозяйственной деятельности. В связи с этим у надзорного органа возникала проблема, когда у большого аграрного холдинга с множеством площадок (к каждой из которых применяются отдельные методы контроля) был один ИНН, и было сложно контролировать виды деятельности в реестре. С сентября 2017 года риск-ориентированный подход применяется при проверке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в отношении земель сельхозназначения, для них устанавливаются критерии отнесения объектов государственного надзора к определенной категории риска, периодичность проведения плановых проверок в зависимости от присвоенной категории. Введены три категории риска: средняя, умеренная и низкая. В отношении земельных участков, отнесенных к средней категории риска, устанавливается периодичность проведения плановых проверок не чаще чем один раз в три года. Периодичность проведения плановых проверок для земельных участков категории умеренного риска, – не чаще чем один раз в пять лет, а в отношении участков, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся. За 2017 год Россельхознадзор разработал вышеперечисленные критерии, утвердил их, а также подготовил обоснование отнесения объектов к категориям в соответствии с базовой моделью определения критериев и категорий риска. Для развития применения риск-ориентированного подхода в сфере земельного надзора Россельхознадзор дорабатывает информационную систему «Цербер» для создания и ведения реестров поднадзорных объектов. В текущем году плановые проверки юрлиц и ИП уже сформированы с учетом критериев риска. Также ведомством применяется форма проверочного листа – списка контрольных вопросов, предъявляемых к проверяемому. На их основе юридическое лицо или индивидуальный предприниматель может самостоятельно, еще до проверки оценить соответствие объекта к классу опасности. Указанная форма проверочного листа утверждена приказом Россельхознадзора от 18.09.2017 № 908 «Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов), используемого должностными лицами территориальных органов Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору при проведении плановых проверок в рамках осуществления государственного земельного надзора», приказ вступил в силу в декабре 2017. С этого момента Россельхознадзор и его территориальные управления применяют проверочные листы во всех плановых проверках.

Роспотребнадзор

Роспотребнадзор одним из первых федеральных органов исполнительной власти в 2014 году приступил в внедрению риск-ориентированного надзора. Количество проведенных Роспотребнадзором проверок с 2008 по 2015 год сократилось в 4 раза: с более чем 1 млн. проверок до 265 тысяч (количество плановых проверок снизилось в 7,5 раз, внеплановых — в 2,2 раза).

Проект соответствующего правительственного постановления опубликован на Едином портале для размещения проектов НПА.

В отношении проверяемых при расчете риска учитывается:

  • гигиеническая значимость,
  • законопослушность (количество выявленных правонарушений),
  • население, находящееся под воздействием,
  • объемы выпускаемой продукции или оказанных услуг и т. д.

Выявление большого количества правонарушений автоматически повышает класс опасности поднадзорного объекта, т.е. уровень опасности зависит не только от соответствия критериям.

Распределение объектов по категориям рисков в деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей происходит следующим образом:

  • в случае если показатель потенциального риска причинения вреда в имущественном выражении составляет более 10 млн. руб., то организации или ИП будет соответствовать чрезвычайно высокий риск;
  • в случае если показатель потенциального риска причинения вреда составляет от 1 млн. руб. до 10 млн. руб., — высокий риск;
  • от 100 тыс. руб. до 1 млн. руб. — значительный риск
  • от 10 тыс. руб. до 100 тыс. руб., — средний риск;
  • от 1 тыс. руб. до 10 тыс. руб. – умеренный риск;
  • менее 1 тыс. руб. – низкий риск.

Плановые проверки в отношении юрлиц и ИП будут проводиться в зависимости от присвоенной их деятельности категории риска со следующей периодичностью:

  • для категории чрезвычайно высокого риска — один раз в календарном году;
  • для высокого риска — один раз в 2 года;
  • для значительного риска — один раз в 3 года;
  • для среднего риска — не чаще чем один раз в 4 года;
  • для умеренного риска — не чаще чем один раз в 6 лет.

В отношении категории низкого риска плановые проверки Роспотребнадзора не проводятся.

Как это работает в мире?

Основная концепция внедрения РОП в других странах мира не отличается. На первоначальном этапе разрабатывается нормативная база и инструментарий надзора, этап разработки предполагает стратегическое планирование и риск-ориентированные документы для всех отраслей, а этап реализации подразумевает регулярную актуализацию нормативной базы и оценку результатов. Частыми проблемами, с которыми сталкивались страны ЕС при переходе к риск-ориентированному подходу, оказались недостаточно проработанная нормативная база и одновременное использование старых и новых нормативных документов, а также нечеткая стратегия и неориентированное на риск планирование. Основная идея риск-ориентированного регулирования – нельзя регулировать и контролировать все эффективно, полный контроль экономически нецелесообразен. При проведении земельного надзора будет использоваться риск-ориентированный подход

США

В соответствии с американской пирамидой правоприменительной практики, контроль за выполнением обязательных требований должен проходить следующим образом: при первом нарушении предприятию выносится предупреждение, устанавливаются сроки на исправление ситуации и производится повторная проверка. При втором – штраф, если нарушение не устранено. При последующем нарушении производится временная приостановка деятельности, а далее объект или предприятие закрывается.

  • Дания
  • На примере Дании эксперт Международной Финансовой Корпорации (IFC) Гордана Ристич объяснила, что для поиска источника проблем в контрольно-надзорной деятельности рынка пищевых продуктов используется цепочка прослеживаемости «от фермы до прилавка», и, если проблемы выявляются в одном из звеньев цепочки, контрольно-надзорным органам следует связаться с ответственной стороной для проведения проверки. 
  • Оценки

Контроль также производится по 5 группам опасности, но в Дании существуют и т.н. элитные группы – стандартная частота проверок составляет 0,5 в год (т.е. раз в 2 года), и если в последних 4 отчетах с результатами проверок не предусматривалось штрафных санкций, компания получает статус элитной и количество проверок относительно нее сокращается (с 5 до 3 в самой высокой группе риска и с 3 до 1 в высокой). Кроме того, приятным бонусом для компании становится то, что она может использовать значок своего элитного статуса в маркетинге, например, в рекламе или маркировке. В ноябре 2017 Всемирный Банк провел семинар по риск-ориентированному подходу, в ходе семинара профессор Гордана Ристич представила доклад об индикаторах риска для санитарно-эпидемиологического надзора. В первую очередь, эффективность зависит от правильного анализа реальных угроз, возникающих на проверяемых объектах. Так, например, пищевые производства должны иметь разные уровни риска в зависимости от методов обработки продуктов и потенциальной опасности для потребителя.  «Два идентичных предприятия будут иметь разные риски из-за различной продукции. Свежее молоко опасней пастеризованного», — сказала Ристич. Согласно международной практике, административные меры, применяемые надзорными органами, должны быть гибким инструментом воздействия. Предприятия должны получить определенное время на устранение нарушений и уже затем, в случае дальнейшего несоблюдения требований, быть наказаны. Эксперт также указала на важность подготовки инспекторов. По словам Ристич, “современный инспектор должен знать о хороших практиках, умениях, технологиях. Во время проверки он должен оценивать как инфраструктуру, так и процессы”. Относительно проверочных листов эксперт подчеркнула, что чек-листы должны удобным инструментом выявления рисков, а не простым копированием законодательных норм. То, как на предприятии происходят процессы, важнее формальной оценки инфраструктуры. В целом, в практике внедрения РОП в ЕС пришли к выводам, что инспекционный контроль может стимулировать компании, а может и производить обратный эффект – продолжительные и частые проверки с целью выписывания штрафа не могут улучшить результаты деятельности компании.  При проведении земельного надзора будет использоваться риск-ориентированный подход  

Читайте также:  Нужен ли нотариус при продаже квартиры в долях?

«Например, поступает жалоба о каких-то нарушениях. Необходимо оценить, какие требования нарушаются, насколько нарушение несет за собой опасность — причинение вреда жизни, здоровью, имуществу, насколько можно доверять источнику информации и так далее.

Поэтому мы считаем, что внеплановые проверки постепенно должны переходить на риск-ориентированный подход, и если срабатывают индикаторы, что риск действительно высокий, тогда проверка проводится, если нет, то проверка не нужна», — рассказал Шипов.

Однако у представителей бизнеса и потребительских обществ реформа вызвала разную реакцию. 

При проведении земельного надзора будет использоваться риск-ориентированный подход «На мой взгляд, реформа КНД была инициирована от безысходности. Это связано с нежеланием государства финансировать эффективный надзор, нежеланием обеспечивать компенсационные пакеты надзорным органам, зарплаты и социальные гарантии проверяющим. Инициаторы реформы исходят из того, что, по их мнению, любой проверяющий — взяточник и коррупционер, и честно работать за 25-30 тысяч рублей инспектор не может. Поэтому вместо инициирования повышения уровня зарплат у служащих и отслеживания адекватности трат ведомств, у нас более 10 лет реализуется стратегия по усложнению деятельности контрольно-надзорных органов. Главный документ – закон о контроле юрлиц при осуществлении КНД – фактически снизил эффективность контрольно-надзорных мероприятий. Ни в одной стране ЕС мы не нашли практики, когда организацию предупреждают о внеплановой проверке за сутки – таких ограничений нигде нет, потому что после предупреждения посылать госчиновников на проверку неэффективно. Чиновники-реформаторы, инициировавшие вместе с крупным бизнесом и надзирающими органами, достаточно лояльно относятся к мизерным штрафам за обман потребителя и фальсификат, у нас не очень высокие штрафы за нарушения требований технических регламентов. Поэтому тенденция сохраняется, качество и количество надзорных ведомств будет сокращаться, а бизнес продолжит писать правила игры, исходя из условий «не мешайте делать, что хочется».  К остальным изменениям, вроде ранжирования и косметическим изменениям в законодательстве я отношусь спокойно, ключевая проблема – недофинансирование и низкий уровень штрафов, проблемы в законодательстве, отсутствие возможности потребителям через суд массово отстаивать свои интересы (например, в США есть коллективные иски, которые подают общества потребителей, в некоторых странах надзорные органы могут обращаться в суд по поводу не только изъятия продуктов с полок, но и со всего рынка, включая выплату компенсаций)». При проведении земельного надзора будет использоваться риск-ориентированный подход “Те 2-3% дополнительного роста ВВП, которые по оценкам могла бы дать новая система, страна по прежнему теряет. Насколько переход к риск-ориентированному подходу облегчит жизнь предпринимателям? Очень серьезно. Это и снижение количества дорогостоящих плановых проверок, и избавление от многих «экзотических» и парадоксальных обязательных требований,  которые, кроме сомнений в адекватности предъявляющих их представителей государства, ничего не давали” — заявил Корочкин.   На вопрос о том, не является ли значительное снижение количества проверок нежеланием государства финансировать надзор, эксперт пояснил, что эффективный контроль можно (и нужно) построить, вообще обходясь без плановых проверок госорганами. “Лучшие мировые практики это наглядно показывают. Тем более сегодня, когда есть тысячи способов обеспечения контроля с помощью разнообразных технических устройств. Кроме того, есть практика страхования и работы Саморегулируемых организаций. Вполне положительная”. Артем Фальчев

Источник: https://milknews.ru/longridy/prostymi-slovami/risk-orientirovanny-podhod.html

О проведении семинара по вопросу осуществления федерального государственного земельного надзора с учетом риск-ориентированного подхода

Управление Россельхознадзора по Республике Ингушетия является территориальным органом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), стоит на защите интересов государства, населения и каждого гражданина страны, выполняет функции контроля и надзора в сфере ветеринарии (ветнадзор); карантина и защиты растений, использования пестицидов и агрохимикатов, семеноводства сельскохозяйственных растений, государственного надзора за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки (фитосанитарный надзор), а также государственный контроль за сохранением плодородия земли.

 Горячая линия Коричнево-мраморный КЛОП

При проведении земельного надзора будет использоваться риск-ориентированный подход

При проведении земельного надзора будет использоваться риск-ориентированный подход

При проведении земельного надзора будет использоваться риск-ориентированный подход  При проведении земельного надзора будет использоваться риск-ориентированный подход          

25 апреля 2019 года в Управлении Россельхознадзора по Республике Ингушетия прошел семинар с участием специалистов земельного надзора.

Мероприятие проведено в соответствии с Планом-графиком ежеквартальных публичных мероприятий на 2019 год.

Темой семинара является осуществление федерального государственного земельного надзора с учетом риск-ориентированного подхода, применение проверочных листов при осуществлении процедур контроля.

Нужно отметить, что с сентября 2017 года риск-ориентированный подход применяется при проверке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в отношении земель сельскохозяйственного назначения, для них устанавливаются критерии отнесения объектов государственного надзора к определенной категории риска, периодичность проведения плановых проверок в зависимости от присвоенной категории.

       Введены три категории риска: средняя, умеренная и низкая, в отношении земельных участков, отнесенных к средней категории риска, устанавливается периодичность проведения плановых проверок не чаще чем один раз в три года; периодичность проведения плановых проверок для земельных участков категории умеренного риска, – не чаще чем один раз в пять лет, а в отношении участков, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

За 2017 год Россельхознадзор разработал вышеперечисленные критерии, утвердил их, а также подготовил обоснование отнесения объектов к категориям в соответствии с базовой моделью определения критериев и категорий риска. Для развития применения риск-ориентированного подхода в сфере земельного надзора Россельхознадзор дорабатывает информационную систему «Цербер» для создания и ведения реестров поднадзорных объектов.

В текущем году плановые проверки юр/лиц и ИП уже сформированы с учетом критериев риска. Также ведомством применяется форма проверочного листа – списка контрольных вопросов, предъявляемых к проверяемому. На их основе юридическое лицо или индивидуальный предприниматель может самостоятельно, еще до проверки оценить соответствие объекта к классу опасности.

Указанная форма проверочного листа утверждена приказом Россельхознадзора от 18.09.

2017 № 908 «Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов), используемого должностными лицами территориальных органов Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору при проведении плановых проверок в рамках осуществления государственного земельного надзора», приказ вступил в силу в декабре 2017.

С этого момента Россельхознадзор и его территориальные управления применяют проверочные листы во всех плановых проверках.

Источник: http://rsn-ing.ru/index.php/news/3531-o-provedenii-seminara-po-voprosu-osuschestvlenija-federalnogo-gosudarstvennogo-zemelnogo-nadzora-s-uchetom-riskorientirovannogo-podhoda.html

Официальный сайт Городской Управы города Калуги

  • Управление Росреестра по Калужской области напоминает: в ходе осуществляемых контрольных мероприятий при осуществлении государственного земельного надзора Управлением Росреестра по Калужской области применяется риск-ориентированный подход.
  • Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного надзора, при котором выбор интенсивности проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу опасности.
  • При риск-ориентированном подходе при осуществлении государственного земельного надзора земельные участки, правообладателями которых являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, подлежат отнесению к одной из категорий риска.
  • Так к категории среднего риска относятся:
  • а) земельные участки, предназначенные для захоронения и размещения твердых бытовых отходов, размещения кладбищ, и примыкающие к ним земельные участки;
  • б) земельные участки, предназначенные для гаражного и (или) жилищного строительства.
  • К категории умеренного риска относятся земельные участки:
  • а) граничащие с землями и (или) земельными участками, относящимися к категории земель лесного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов, а также земель запаса;
  • б) относящиеся к категории земель населенных пунктов и граничащие с землями и (или) земельными участками, относящимися к категории земель сельскохозяйственного назначения;
  • в) относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения и граничащие с землями и (или) земельными участками, относящимися к категории земель сельскохозяйственного назначения;
  • г) относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения и граничащие с землями и (или) земельными участками, относящимися к категории земель населенных пунктов.
  • К категории низкого риска относятся все иные земельные участки, не отнесенные к категориям среднего или умеренного риска.

Плановые проверки в отношении участков, отнесенных к категории среднего риска, проводятся не чаще чем один раз в 3 года, в отношении участков, отнесенных к категории умеренного риска, — не чаще чем один раз в 5 лет. В отношении участков, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

Отнесение земельных участков к категориям риска и изменение присвоенных земельным участкам категорий риска в Калужской области осуществляются решениями должностных лиц регионального Управления Росреестра. При отсутствии решения об отнесении земельного участка к определенной категории риска такой земельный участок считается отнесенным к категории низкого риска.

Чтобы узнать, к какой категории риска относится земельный участок, любое заинтересованное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель может обратиться в Управление Росреестра по Калужской области. Сведения об отнесении участка к той или иной категории риска будут направлены юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю в срок, не превышающий 15 дней со дня поступления запроса.

Росреестром планируется доработка программного обеспечения с целью автоматизированного распределения земельных участков по категориям риска.

Реформа госконтроля, важнейшим направлением которой является внедрение риск-ориентированного подхода при организации проверок, направлена на снижение административной нагрузки на бизнес при одновременном повышении безопасности граждан и государства, — подчеркнул заместитель руководителя Управления Росреестра по Калужской области Денис Шишков.

Читайте также:  Справка об отсутствии неснятого дисциплинарного взыскания

Управление Росреестра по Калужской области

Источник: https://www.kaluga-gov.ru/?q=%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F/%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BA-%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%85%D0%BE%D0%B4-%D0%BF%D1%80%D0%B8-%D0%BE%D1%81%D1%83%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8-%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%B7%D0%BE%D1%80%D0%B0_1545908438

Муниципальные образования: О применении риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного земельного надзора

В Российской Федерации проводится реформа контрольно-надзорной деятельности, одним из основных результатов которой является переход к применению риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности. Вместе с тем, при проведении контрольных мероприятий зачастую выясняется недостаточное знание и понимание предпринимательским сообществом своих прав и корреспондирующих им обязанностей проверяющих органов.

  • Остановимся более подробно на вопросе риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности на примере государственного земельного надзора, осуществляемого Управлением Росреестра по Омской области.
  • В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что применение риск-ориентированного подхода, прежде всего, позволяет снизить издержки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также оптимизирует использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного земельного надзора на территории Омской области.
  • Риск-ориентированный подход при осуществлении государственного надзора, в том числе земельного, существенно снижает общую административную нагрузку на субъекты хозяйственной деятельности с одновременным повышением уровня эффективности контрольно-надзорной деятельности, то есть повышением уровня безопасности охраняемых законом ценностей.
  • Переход от всеобъемлющего контроля (надзора) к дифференцированному планированию проверок позволяет увеличить охват потенциальных нарушителей земельного законодательства, представляющих непосредственную угрозу причинения вреда охраняемым законом ценностям (охрана прав на землю (земельные участки), сохранение целевого назначения земель, надлежащее оформление предусмотренных законом прав на землю) и одновременно снижает нагрузку на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, которые не представляют реальной угрозы причинения вреда таким ценностям.

Внедрение названного подхода при осуществлении государственного земельного надзора приводит к снижению числа проверок на добросовестных участников земельных отношений, деятельность которых не несет значимой угрозы охраняемым законом ценностям. При этом обеспечивается сохранение или даже повышение уровня защиты данных ценностей при осуществлении государственного земельного надзора.

Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных Федеральным законом случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

Отнесение к определенному классу (категории) опасности осуществляется органом государственного контроля (надзора) с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований, а к определенной категории риска – также с учетом оценки вероятности несоблюдения соответствующих обязательных требований.

Следует отметить, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 помимо государственного земельного надзора, осуществляемого Росреестром, в перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода включено еще 38 видов государственного контроля (надзора).

  1. В целях применения риск-ориентированного подхода при осуществлении Росреестром и его территориальными органами государственного земельного надзора используемые юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями земельные участки, правообладателями которых они являются, подлежат отнесению к одной из категорий риска.
  2. Отнесение земельных участков, используемых юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, правообладателями которых они являются, к определенной категории риска осуществляется на основании следующих критериев.
  3. К категории среднего риска относятся:
  4. а) земельные участки, предназначенные для захоронения и размещения твердых бытовых отходов, размещения кладбищ, и примыкающие к ним земельные участки;
  5. б) земельные участки, предназначенные для гаражного и (или) жилищного строительства.
  6. К категории умеренного риска относятся земельные участки:
  7. а) граничащие с землями и (или) земельными участками, относящимися к категории земель лесного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов, а также земель запаса;
  8. б) относящиеся к категории земель населенных пунктов и граничащие с землями и (или) земельными участками, относящимися к категории земель сельскохозяйственного назначения;
  9. в) относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения и граничащие с землями и (или) земельными участками, относящимися к категории земель сельскохозяйственного назначения;
  10. г) относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения и граничащие с землями и (или) земельными участками, относящимися к категории земель населенных пунктов.
  11. К категории низкого риска относятся все иные земельные участки, не отнесенные к категориям среднего или умеренного риска.
  12. Отнесение земельных участков к категориям риска и изменение присвоенных земельным участкам категорий риска на территории Омской области осуществляются решениями должностных лиц Управления Росреестра по Омской области (далее – Управление), осуществляющих государственный земельный надзор, одновременно по должности являющихся главными государственными инспекторами в городах и районах по использованию и охране земель и их заместителями.
  13. При отсутствии решения об отнесении земельного участка к определенной категории риска такой земельный участок считается отнесенным к категории низкого риска.
  14. При этом, по запросу юридического лица или индивидуального предпринимателя Управление в срок, не превышающий 15 дней со дня поступления запроса, направит им информацию о присвоенных категориях риска их земельным участкам, а также сведения, использованные при отнесении их земельных участков к определенным категориям риска.
  15. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе подать заявление об изменении присвоенной ранее земельному участку категории риска.
  16. Крайне важной является периодичность, с которой Управление вправе проводить плановые проверки использования юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями земельных участков. Так плановые проверки в зависимости от присвоенной категории риска осуществляются со следующей периодичностью:
  • для земельных участков, отнесенных к категории среднего риска, – не чаще чем один раз в 3 года;
  • для земельных участков, отнесенных к категории умеренного риска, – не чаще чем один раз в 5 лет.

В отношении земельных участков, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

Срок проведения плановых проверок земельных участков, отнесенных к категории умеренного риска, не должен превышать 17 рабочих дней.

Для определения необходимости проведения внеплановых проверок земельных участков при осуществлении государственного земельного надзора Управлением используется исчерпывающий перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, утвержденный приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 09.01.2018 № 7.

  • Учитывая вышеизложенное, Управление призывает всех субъектов хозяйственной деятельности, осуществляемой на территории Омской области, не только неукоснительно соблюдать обязательные требования, установленные законодательством Российской Федерации, но и требовать этого же от соответствующих должностных лиц, контрольно-надзорных органов.
  • Ирина Зензина, специалист-эксперт межмуниципального Тюкалинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области,
  • государственный инспектор.

22.05.2019

версия для печати

Источник: http://media.omskportal.ru/ru/municipal/localAuthList/3-52-206-1/officialsite/rosreestr/2019/25.html

Совершенствование контрольно-надзорной деятельности, механизмы защиты прав предпринимателей при осуществлении государственного земельного надзора

Федеральным законом от 13.07.2015 № 246-ФЗ внесены изменения в федеральный закон № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

В соответствии с внесенными изменениями для юридических лиц и ИП, отнесенных к категории  субъекты малого предпринимательства  в период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года  установлены надзорные каникулы, т.е. не проводятся плановые проверки, в том числе плановые проверки  соблюдения земельного законодательства.

В федеральный закон № 294-ФЗ введено такое понятие как риск- ориентированный подход при организации государственного контроля (надзора).

  Это такой метод контроля при котором выбор интенсивности (форма, продолжительность, периодичность) проведения проверочных мероприятий определяются отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов к конкретной категории риска либо классу опасности. Риск – ориентированный подход при осуществлении государственного контроля (надзора) в обязательном прядке применяется с января 2018 года.

Министерством экономического развития РФ подготовлен проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Положение о государственном земельном надзоре, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 2 января 2015 г. N 1».

Минэкономразвития России предложено применять риск-ориентированный подход при осуществлении государственного земельного надзора.

В целях осуществления государственного земельного надзора с применением риск-ориентированного подхода предусматривается разделение земельных участков, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, на категории риска.

Отнесение участка к категории риска осуществляется на основании Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2016 г. N 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Проведение Росреестром плановых проверок использования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями земельных участков в зависимости от присвоенной категории риска будет осуществляться со следующей периодичностью:

  • для категории среднего риска — не чаще чем один раз в 5 лет;
  • для категории умеренного риска — не чаще чем один раз в 10 лет.

В отношении земельных участков, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки проводиться не будут.

На территориальные органы Росреестра предлагается возложить полномочия по ведению перечней участков, которым присвоены категории риска. При отсутствии решения о присвоении категории риска земельный участок относится к категории низкого риска.

Информация о присвоенной земельному участку категории предоставляется территориальным органом Росреестра по запросу его правообладателя.

При этом информация о кадастровом номере, категории риска и дате отнесения земельного участка к категории риска в отношении участков, отнесенных к категории среднего и умеренного риска, подлежит размещению на сайтах территориальных органов Росреестра в сети «Интернет».

  • В апреле 2016 года Правительством Российской Федерации утвержден план мероприятий («дорожная карта») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в РФ на 2016-2017 годы.
  • Планом предусмотрено внедрение дифференцированного подхода к проведению контрольных мероприятий в зависимости от степени риска причинения субъектами хозяйственной деятельности вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
  • Усилия инспекторского состава должны быть сосредоточены на наиболее значимых направлениях.
  • Введение дифференцированного подхода должно сопровождаться сокращением количества подконтрольных субъектов и отказом от всеобъемлющего контроля, при котором контрольным мероприятиям подлежат все субъекты.
  • Планом предусмотрена оценка результативности и эффективности контрольно-надзорных органов, основанная на оценке размера предотвращенного ущерба как в результате контрольно-надзорных мероприятий, так и в ходе профилактики нарушений, а также разъяснения содержания обязательных требований, подлежащих соблюдению.
  • Совершенствование контрольно-надзорной деятельности заключается в сокращении количества проверок и снижении административного давления на бизнес при одновременном повышении уровня защищенности охраняемых законом интересов.
Читайте также:  Закрытие ип с долгами по налогам и взносам - инструкция

С 01.01.2017 вступили изменения в Федеральный закон № 294-ФЗ. 

В соответствии с внесенными изменениями государственный контроль (надзор) — деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, посредством организации и проведения проверок, а также организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с лицами,  принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.

Организовать и проводить, начиная с 01.01.2017, мероприятия, направленные на профилактику нарушений обязательных требований.

В целях профилактики нарушений обязательных требований ст. 8.2 Федерального закона № 294-ФЗ предусмотрено:

  1. — обеспечивать размещение на официальном сайте в сети «Интернет» перечней НПА (их отдельных частей), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного земельного надзора, а так же текстов соответствующих НПА;
  2. — информирование лиц по вопросам соблюдения обязательных требований путем опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, проведения конференций, семинаров, разъяснительной работы в СМИ, иными способами. При внесении изменений в обязательные требования информировать о сроках и порядке вступления их в действия, а так же давать рекомендации, направленные на внедрение и соблюдение обязательных требований;
  3. — обобщать практику осуществления государственного контроля в соответствующей сфере деятельности, с рекомендациями для лиц в целях недопущения таких нарушений.

Источник: http://admtabrn.ru/index.php/informatsiya-ot-rosreestra/1609-sovershenstvovanie-kontrolno-nadzornoj-deyatelnosti-mekhanizmy-zashchity-prav-predprinimatelej-pri-osushchestvlenii-gosudarstvennogo-zemelnogo-nadzora

Риск-ориентированный подход при осуществлении государственного земельного надзора. «Прямая линия» состоялась

05.03.2019

Сегодня, 5 марта, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее – Управление) проведена телефонная «прямая линия»,  посвященная вопросам риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного земельного надзора. На вопросы отвечал начальник отдела государственного земельного надзора Дингис Евгений Александрович.

Были даны разъяснения.  

К сведению подконтрольных субъектов.

С 2018 года Управлением применяется риск-ориентированный подход при проведении плановых проверок использования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями земельных участков.

Земельные участки, правообладателями которых являются юридические  лица и (или) индивидуальные предприниматели, подлежат отнесению к одной из категорий риска в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

1. К категории среднего риска относятся:

а) земельные участки, предназначенные для захоронения и размещения твердых бытовых отходов, размещения кладбищ, и примыкающие к ним земельные участки;

б) земельные участки, предназначенные для гаражного и (или) жилищного строительства.

2. К категории умеренного риска относятся земельные участки:

а) граничащие с землями и (или) земельными участками, относящимися к категории земель лесного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов, а также земель запаса;

б) относящиеся к категории земель населенных пунктов и граничащие с землями и (или) земельными участками, относящимися к категории земель сельскохозяйственного назначения;

в) относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения и граничащие с землями и (или) земельными участками, относящимися к категории земель сельскохозяйственного назначения;

г) относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения и граничащие с землями и (или) земельными участками, относящимися к категории земель населенных пунктов.

3. К категории низкого риска относятся все иные земельные участки, не отнесенные к категориям среднего или умеренного риска.

Отнесение земельных участков к категориям риска и изменение присвоенных земельным участкам категорий риска осуществляются решениями должностных лиц Управления, осуществляющих государственный земельный надзор, одновременно по должности являющихся главными государственными инспекторами в городах и районах по использованию и охране земель и их заместителями.

При отнесении земельных участков, используемых юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, к категориям риска используются сведения:

– из Единого государственного реестра недвижимости;

– о местоположении границ земельных участков (координат характерных точек таких границ);

– о категории земель и виде разрешенного использования земельных участков;

– о зарегистрированных правах на земельные участки;

– сведения об использовании земельных участков, получаемые при проведении должностными лицами Управления административных обследований объектов земельных отношений.

При отсутствии решения Управления об отнесении земельного участка к определенной категории риска такой земельный участок считается отнесенным к категории низкого риска.

По запросу юридического лица или индивидуального предпринимателя Управление в срок, не превышающий 15 дней со дня поступления запроса, направляет юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю информацию о присвоенных категориях риска земельным участкам, используемым ими, а также сведения, использованные при отнесении их земельных участков к определенным категориям риска.

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе подать в Управление заявление об изменении присвоенной ранее земельному участку категории риска в порядке, установленном вышеназванными Правилами.

Проведение Управлением плановых проверок использования земельных участков в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:

1. Для земельных участков, отнесенных к категории среднего риска, — не чаще чем один раз в 3 года;

2. Для земельных участков, отнесенных к категории умеренного риска, — не чаще чем один раз в 5 лет.

В отношении земельных участков, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся. Срок проведения плановых проверок использования земельных участков, отнесенных к категории умеренного риска, не должен превышать 17 рабочих дней.

Территориальные органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии ведут перечни земельных участков, которым присвоены категории риска. Включение земельных участков в данные перечни осуществляется в соответствии с принятыми решениями.

Применение риск-ориентированного подхода позволяет повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности в этой сфере при оптимальном использовании материальных, финансовых и кадровых ресурсов органов федерального государственного контроля, снизить административное давление на предприятия и организации малого и среднего бизнеса при контрольных и надзорных мероприятиях.

Источник: https://rosreestr.ru/site/press/news/risk-orientirovannyy-podkhod-pri-osushchestvlenii-gosudarstvennogo-zemelnogo-nadzora-pryamaya-liniya/?contrast=N

О применении риск-ориентированного подхода при государственном земельном надзоре

11 августа 2017 16:00

Постановление от 7 августа 2017 года №943. Установлено, что риск-ориентированный подход будет применяться в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при государственном земельном надзоре.

Это позволит повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности в этой сфере при оптимальном использовании материальных, финансовых и кадровых ресурсов органов федерального государственного контроля, снизить административное давление на предприятия и организации малого и среднего бизнеса при контрольных и надзорных мероприятиях.

Справка

Подготовлено Минэкономразвития
России в целях реализации приоритетной
программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» (паспорт
приоритетной программы утверждён по итогам заседания президиума Совета при
Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам 21
декабря 2016 года).

Федеральным законом от 13 июля 2015 года №246-ФЗ внесены
изменения в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и
муниципального контроля», которыми предусмотрено, что с 1 января 2018 года
органами государственного контроля (надзора) при организации отдельных видов
государственного контроля (надзора) применяется риск-ориентированный подход.
Виды государственного контроля, при которых применяется риск-ориентированный
подход, определяются Правительством России. При этом Правительство вправе
определить виды госконтроля, которые могут проводиться с применением
риск-ориентированного подхода ранее этого срока.

  • В целях поэтапной отработки механизма перехода на риск-ориентированную
    модель при отдельных видах госконтроля постановлением
    Правительства от 17 августа 2016 года №806 был утверждён перечень видов
    контроля, при которых такой подход будет применяться до 1 января 2018 года.
  • Постановлением
    Правительства от 2 марта 2017 года №245 в перечень был включён в том числе
    государственный земельный надзор.
  • Подписанным постановлением внесены изменения в Положение о
    государственном земельном надзоре (утверждено постановлением
    Правительства России от 2 января 2015 года №1) и другие нормативные
    правовые акты Правительства в части совершенствования государственного
    земельного надзора.
  • Предусматривается применение Росреестром риск-ориентированного подхода
    при государственном земельном надзоре.
  • Устанавливаются критерии отнесения объектов государственного надзора к
    определённой категории риска, периодичность проведения плановых проверок в
    зависимости от присвоенной категории риска.
  • Введены три категории риска: средняя, умеренная и низкая.
  • В отношении земельных участков, отнесённых к средней категории риска,
    устанавливается периодичность проведения плановых проверок не чаще чем один раз
    в три года.
  • Периодичность проведения плановых проверок для земельных участков,
    отнесённых к категории умеренного риска, – не чаще чем один раз в пять лет, срок проведения
    плановых проверок – не более 17 рабочих дней.
  • В отношении земельных участков, отнесённых к категории низкого риска,
    плановые проверки не проводятся.

Вводится положение об использовании проверочных листов (списков
контрольных вопросов) при проведении плановых проверок соблюдения требований
земельного законодательства в отношении юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей. При этом предусматривается, что предмет плановой проверки
будет ограничиваться перечнем включённых в проверочные листы вопросов.

Принятые
решения позволят повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности при
проведении Росреестром и его территориальными органами государственного
земельного надзора при оптимальном использовании материальных, финансовых и
кадровых ресурсов органов федерального государственного контроля, снизить
административное давление на предприятия и организации малого и среднего
бизнеса при контрольных и надзорных мероприятиях.

Источник: http://government.ru/docs/28797/

Ссылка на основную публикацию