Предлагается ввести в процессуальное законодательство новый институт — коллективный иск (законопроект)

Предлагается ввести в процессуальное законодательство новый институт - коллективный иск (законопроект) В Госдуму внесен законопроект, направленный на совершенствование правового регулирования судебного рассмотрения дел, вытекающих из административных и иных публичных правоотношений.

Документ разработан депутатами Госдумы Отари Аршба, Михаилом Старшиновым, Тамерланом Агузаровым во исполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

В частности, депутаты предлагают внести в ГПК РФ изменения, предоставляющие общественным объединениям право обращаться в суд в защиту общих прав, свобод и законных интересов членов этого общественного объединения в случае, если это предусмотрено его уставом.

Помимо этого, законопроектом предусмотрены поправки в Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», наделяющие объединения потребителей правом обращаться в суд с заявлением об оспаривании нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в области защиты прав потребителей».

Наряду с этим, законопроект предполагает введение в ГПК РФ нового института рассмотрения дел о защите прав и законных интересов группы лиц.

Он будет применяться при рассмотрении дел, затрагивающих интересы не менее 20 граждан и представляющих особое общественное значение (например, по спорам, возникающим в сфере жилищно-коммунального хозяйства, охраны окружающей среды, социального и пенсионного обеспечения).

Таким образом, граждане получат возможность отстаивать свои интересы в суде через единого выбранного ими представителя, не оформляя доверенности. В то же время суды освободятся от необходимости рассматривать большое количество идентичных исков, что должно повлечь увеличение скорости и качества рассмотрения дел.

Наряду с этим, согласно законопроекту гражданин и орган государственной власти (или местного самоуправления) до вынесения решения суда смогут разрешить спор на основе взаимной договоренности.

[3]

Как отмечают авторы законопроекта, в настоящее время такая возможность ГПК РФ не предусмотрена, поэтому гражданин всегда вынужден дожидаться, пока по его делу будет вынесено решение суда.

По мнению депутатов, принятие законопроекта расширит права на судебную защиту граждан и организаций, в том числе по спорам, вытекающим из административных и иных публичных правоотношений и права общественных объединений по защите прав и законных интересов их участников.

Текст документа размещен на сайте Госдумы за номером 133974-6. Его полное наименование: проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Единый ГПК РФ: что новый кодекс нам готовит?

После объединения ВС РФ и ВАС РФ в Госдуме решили, что в области процессуального законодательства назрели серьезные изменения.

9 июня 2014 года Комитетом по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Госдумы была создана рабочая группа под руководством Павла Крашенинникова, цель которой – утвердить проект концепции развития гражданского судопроизводства и структуру проекта ГПК РФ.

По планам разработчиков, новый кодекс должен прийти на смену действующим ГПК РФ и АПК РФ. В том же месяце состоялось первое заседание рабочей группы, на котором были рассмотрены цели, задачи, основные направления концепции, а также предварительная структура нового кодекса.

8 декабря 2014 года текст концепции был утвержден и получил название «Концепция единого Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации». А в декабре 2015 года законодатель обещал уже представить сам проект единого ГПК РФ, однако на сегодняшний день документ еще не доступен широкому кругу лиц.

Предполагается, что с принятием нового кодекса будут устранены противоречия между гражданским и арбитражным процессом, установлены новые правила разрешения спорных правовых вопросов, а также учтены международные обязательства России и практика международных судов. При этом особенности рассмотрения отдельных категорий дел планируется сохранить. Портал ГАРАНТ.РУ узнал мнение известных ученых в области гражданского процессуального права и разработчиков единого ГПК РФ о том, насколько необходимо создание нового кодекса и каким он будет.

Источник: https://artansk.ru/predlagaetsya-vvesti-v-protsessualnoe-zakonodatelstvo-novyj-institut-kollektivnyj-isk-zakonoproek/

Законопроект о коллективных исках Госдума приняла в первом чтении

Москва, 13 февраля 2019, 10:35 — REGNUM Законопроект, направленный на упрощение защиты прав групп граждан, Госдума приняла в первом чтении, передает корреспондент ИА REGNUM13 февраля. Вводится новый правовой институт рассмотрения дел.

Предлагается ввести в процессуальное законодательство новый институт - коллективный иск (законопроект)

Государственная дума РФ

Дарья Антонова © ИА REGNUM

Замглавы Минюста Денис Новак отметил, что ранее такой механизм был доступен по экономическим спорам. Нормы предлагается распространить на нарушения прав потребителей, нарушения тарифообразования, введение взносов и прочее.

Устанавливаются процессуальные права участников группы, порядок ведения дела о защите прав группы лиц, присоединения заинтересованных лиц к заявленному требованию, замены лица, выступающего в защиту интересов группы лиц, сертификации группы лиц, распределения судебных расходов, а также порядок рассмотрения судами этой категории дел.

Прописывается, что правовой институт может быть применен судом общей юрисдикции при рассмотрении любых категорий гражданских дел (за исключением дел особого производства).

Кроме того, с иском в защиту прав и законных интересов группы лиц также могут обратиться органы, организации и не являющиеся членами группы лиц граждане. Сейчас такое право предоставлено только общественным объединениям потребителей.

Также предлагается наделить должностных лиц органа государственного надзора в сфере защиты прав потребителей полномочиями обращаться в суд с заявлением в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).

Документ предлагается доработать ко второму чтению.

В частности, отметил глава комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников («Единая Россия»), требует проработки порядок заключения членами группы соглашения о судебных расходах.

Согласно законопроекту, порядок утверждается судом на стадии подготовки дела. Парламентарии уточнят, что в соглашении о судебных расходах не должно указываться конкретных сумм, а только пропорции, поскольку к иску могут присоединяться новые лица.

Читайте ранее в этом сюжете: Госдума расширит возможности для обращения в суд с групповыми исками

История вопроса

Правосудие осуществляется только специальным государственным органом – судом. Судебная система, — это совокупность судов, построенная в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями. Согласно Конституции Российской Федерации судебная власть представляет собой одну из трёх независимых ветвей власти. Высшим судебным органом является Верховный суд, который рассматривает дела в кассационном и апелляционном порядке, а в некоторых случаях и как суд первой инстанции. Он осуществляет надзор за деятельностью судов общей юрисдикции (в том числе военных), обобщает судебную практику и даёт разъяснения по правоприменительным вопросам. Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие по гражданским, уголовным и административным делам. Как правило, дела рассматриваются районными судами, вышестоящие суды рассматривают дела в кассационном и апелляционном порядке. Для некоторых категорий гражданских и уголовных дел в России в 2002 годы булл учреждён институт мировых судей. Дела о преступлениях, совершённых военнослужащими, рассматривают военные суды. Экономические споры между субъектами хозяйствования, или между субъектами хозяйствования и госорганами рассматривают арбитражные суды. Дела о соответствии Конституции РФ нормативных и правоприменительных актов государственных органов и органов местного самоуправления рассматривают Конституционный суд РФ и конституционные суды субъектов федерации.

Источник: https://regnum.ru/news/2571700.html

Минюст опубликовал законопроект о групповых исках

Предлагается ввести в процессуальное законодательство новый институт - коллективный иск (законопроект) 5 Октября 2017 / Новое в законодательстве

Минюст обнародовал поправки в ГПК РФ, АПК РФ и КАС, которые позволяют физлицам в России обращаться в суды с коллективными исками. Законопроект размещен на regulation.gov.ru.

В рамках гражданских споров о защите прав потребителей иск будет считаться коллективным, если к нему присоединились не менее сорока человек, следует из поправок. Требования должны быть предъявлены к общему ответчику, предмет и основания иска – однородны, как и способ защиты их прав.

Если после того, как иск принят в производство, появились новые заявители, то суд предложит и им также присоединиться к общему разбирательству. В случае их отказа рассмотрение отдельных дел приостанавливается до принятия решения по групповому иску.

Сроки, в течение которых можно присоединиться к заявлению, устанавливает суд.

Вести дело в интересах группы должен один или несколько истцов, которые вправе действовать без доверенности.

Они обязаны добросовестно защищать права и законные интересы группы, а в случае злоупотребления процессуальными правами или невыполнения процессуальных обязанностей могут быть оштрафованы судом на 1000 рублей.

Если представитель группы грубо нарушил свои обязанности или продемонстрировал «неспособность к разумному ведению дела», то решением большинства заявителей он может быть заменен.

Когда решение по делу принято, в резолютивной части должны содержаться выводы в отношении каждого из членов группы, гласят поправки.

Для административных споров, где коллективные иски уже легализованы, предлагается применять такой же порядок, что по гражданским, но для формирования группы будет достаточно двадцати человек.

Иски такого рода могут быть заявлены по делам в сфере ЖКХ, образования, оказания медицинской помощи, охраны окружающей среды, социального и пенсионного обеспечения. Что касается корпоративных споров в арбитражных судах, то здесь, как и прежде, необходимы не менее пяти присоединившихся истцов.

Вместе с тем уходит пятимесячный ограничительный срок на рассмотрение таких дел, пишет «Коммерсантъ».

Эксперты считают чрезмерным количество заявителей, необходимых для признания потребительского иска групповым.

В Минюсте готовы дополнительно проработать этот вопрос, но предел в шесть заявителей, установленный АПК РФ (на который разработчики ориентировались), называют приводящим «к смешению групповых исков и индивидуальных с соучастием на стороне истца».

Критерии, по которым представителя группы можно отстранить, расплывчаты, недовольны юристы: как пишут «Ведомости», в рамках корпоративных споров ожидаемо появление подставных акционеров, которые намеренно будут их проигрывать.

Источник: https://expert-prava.online/news/novoe-v-zakonodatelstve/minyust-opublikoval-zakonoproekt-o-gruppovykh-iskakh/

Госдума приняла Закон о групповых исках

27 июня Госдума приняла закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (о групповых исках)».

Как ранее писала «АГ», законопроект № 596417-7 был разработан Комитетом Госдумы по государственному строительству и законодательству осенью 2017 г.

и направлен на совершенствование правового регулирования рассмотрения дел о защите прав и законных интересов группы лиц в судах общей юрисдикции, а также на унификацию порядка их рассмотрения в гражданском, административном и арбитражном судопроизводстве.

В ГПК появится институт коллективных исковВ Думу внесен проект поправок о введении института по защите прав и законных интересов группы лиц в гражданском процессе

По словам председателя Комитета Павла Крашенинникова, с 1 октября граждане РФ смогут обращаться в суд с групповыми исками в защиту своих прав и законных интересов.

При этом он отметил, что такая возможность активно используется во многих странах и удобна как истцам, поскольку сокращает их временные и финансовые издержки, так и судебной системе, так как значительно ускоряет рассмотрение схожих дел и способствует единообразию практики.

В России такая возможность пока есть только в арбитражном судопроизводстве, но теперь она появится и у граждан при обращении в суд общей юрисдикции.

Предлагаемые изменения, подчеркнул Павел Крашенинников, предоставят гражданам новые упрощенные возможности для защиты своих прав и законных интересов в суде, позволят во многих случаях ускорить судебную защиту. При этом он добавил, что количество схожих исков уменьшится, упростится их рассмотрение судами. Кроме того, принятие поправок будет способствовать формированию единообразной судебной практики.

С этой целью в ГПК вводится институт рассмотрения дел о защите прав и законных интересов группы лиц, аналогичный предусмотренному гл. 28.2 АПК.

Так, Кодекс дополняется гл. 22.3 ГПК «Рассмотрение дел о защите прав и законных интересов группы лиц», состоящей из 9 статей.

Читайте также:  Право собственности при доверительном управлении имуществом

В них устанавливаются процессуальные права участников группы, требования к исковому заявлению, подаваемому в защиту прав и законных интересов группы лиц, порядок ведения дела, права лиц, присоединившихся к заявленному требованию, замены лица, которое ведет дело в интересах группы лиц, подготовки дела к разбирательству, определения судебных расходов и рассмотрения данной категории дел судами.

В частности, гражданин или организация вправе обратиться в суд в защиту прав и законных интересов группы лиц при наличии совокупности условий: общего по отношению к каждому члену группы ответчика, если предметом спора являются общие либо однородные права и законные интересы членов группы, в основании прав членов группы и обязанностей ответчика лежат схожие фактические обстоятельства, использование всеми членами группы лиц одинакового способа защиты своих прав.

Под членами группы понимаются граждане и организации, отвечающие совокупности вышеуказанных условий, вне зависимости от присоединения их к соответствующему требованию.

В защиту прав и законных интересов группы лиц также могут обратиться гражданин или организация, являющиеся членами группы, а также, в установленных законами случаях, – орган, организация и гражданин, не являющиеся членами этой группы.

Кроме того, должностные лица органов государственного надзора в сфере защиты прав потребителей наделяются полномочиями обращаться в суд с заявлением в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей.

Рассмотрение дела о защите прав и законных интересов группы лиц допускается, если ко дню обращения в суд к требованию присоединились не менее 20 членов группы. Присоединение допустимо до перехода к судебным прениям и может осуществляться путем заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда или в информационной системе «Мой арбитр» и ГАС «Правосудие».

В исковом заявлении должны быть указаны суть интересов и нарушенные права заявителей, а также данные о лице, которому поручено вести гражданское дело в интересах группы.

Лицо, которое ведет дело в интересах группы лиц, действует от имени группы без доверенности, на основании заявления о присоединения к требованию.

Такой представитель сможет пользоваться всеми процессуальными правами истца, в том числе по уплате судебных расходов; он также вправе будет делегировать свои полномочия другому представителю.

Суд вправе наложить судебный штраф на лицо, которое ведет дело в интересах группы лиц, в случае злоупотребления им своими процессуальными правами или при невыполнении им своих процессуальных обязанностей, вне зависимости от поручения ведения дела представителю. Штраф может быть наложен в порядке и в размере, установленных гл. 8 ГПК.

Установлены также порядок ведения дел о защите прав и законных интересов группы лиц; условия присоединения к заявленному требованию заинтересованных лиц; процессуальные права участников группы лиц и механизм замены лица, которое ведет дело в ее интересах; алгоритм распределения судебных расходов, а также рассмотрения судами данной категории дел.

В частности, лицо, которое ведет дело в интересах группы лиц, и лицо (лица), присоединившееся к требованию о защите прав и законных интересов группы, вправе заключить в нотариальной форме соглашение, которое определяет порядок несения его сторонами судебных расходов (соглашение группы лиц). Требования об изменении и о расторжении соглашения могут быть предъявлены только в суд, который рассматривает дело о защите прав и законных интересов группы лиц.

В резолютивной части решения по делу о защите прав и законных интересов группы лиц должны содержаться выводы в отношении каждого из членов группы, присоединившихся к требованию.

Соответствующие изменения также вносятся в Закон о защите прав потребителей.

Кроме того, законом уточняются действующие нормы о групповых исках для дел, подсудных арбитражным судам. В этой связи вносятся изменения в АПК в части установления порядка рассмотрения корпоративных споров по требованиям о защите прав и законных интересов группы лиц. Соответственно, гл. 28.2 излагается в новой редакции.

Групповой иск должен подаваться в районный суд общей юрисдикции по месту нахождения ответчика.

Такой правовой институт может быть применен при рассмотрении любых категорий гражданских дел (за исключением дел особого производства).

При подаче группового иска в арбитражный суд минимальный размер группы остается прежним – не менее 5 лиц. Срок рассмотрения дел по групповым искам составит до 8 месяцев (в АПК и ГПК).

Коллективные иски предлагается подавать группой не менее 21 человека и по месту нахождения ответчикаКомитет Госдумы по госстроительству и законодательству подготовил соответствующие поправки ко второму чтению законопроекта

Комментируя закон на стадии проекта, адвокат юридической фирмы «ЮСТ» Дмитрий Мальбин отмечал, что предъявление группового иска по месту нахождения ответчика представляет собой попытку сформулировать универсальное правило, позволяющее рассматривать требования большого количества лиц в одном месте. «Тем не менее такой подход не всегда оправдан. Так, например, требования группы потребителей, проживающих в пределах подсудности одного суда, вполне могли бы рассматриваться по месту их жительства. Это особенно актуально для споров жильцов с управляющими компаниями», – подчеркивал он.

Дмитрий Мальбин также высказывался против идеи увеличения минимального числа лиц для формирования группы в целях подачи иска (в проекте, принятом в третьем чтении, она составляет 20 человек). «Такое предложение кажется неоправданным и в действительности ставит препятствия в претворении в жизнь института группового иска», – отмечал адвокат.

Мнение коллеги тогда поддержал и адвокат АП г. Москвы Александр Балакин: «Предлагаемый порядок, как представляется, не направлен на достижение процессуальной экономии и снижение нагрузки на суды. Сохранение минимального количества коллективных истцов, равного пяти, будет способствовать указанным выше целям».

Александр Балакин не согласился и «со столь категоричным установлением территориальной подсудности коллективных исков».

По его мнению, «массовое» нарушение прав и законных интересов потенциальных истцов может совершаться на определенной территории (например, города, района), в то время как потенциальный ответчик (например, юрлицо) может быть зарегистрирован на территории другого района или вовсе другого субъекта РФ.

В то же время эксперты поддержали иные предложения Комитета, в частности увеличение срока присоединения лица к коллективному иску, уточнение формы публичного предложения о присоединении к тому или иному иску.

Источник: https://www.advgazeta.ru/novosti/gosduma-prinyala-zakon-o-gruppovykh-iskakh/

Судитесь и размножайтесь. Минюст предлагает ввести коллективные иски

Ведомство опубликовало проект масштабных поправок в процессуальное законодательство. Документ по сути усиливает позиции простого человека в споре с государственными органами.

А в пояснительной записке к законопроекту есть еще одна важная новость: Министерство юстиции РФ предложило создать совет при президенте России по развитию и кодификации административного законодательства. Одной из его задач может стать разработка новой редакции Кодекса об административных правонарушениях.

Вряд ли надо говорить, какой это значительный закон. В его статьях — вся наша жизнь с ее, подчас, руганью и рутиной. Водительские штрафы, знаменитые «15 суток» — это все Кодекс об административных правонарушениях.

А еще в нем есть наказания за соседский шум в неположенное время, нецензурная брань во дворе, выгул собак в неположенном месте и многое другое.

Или другой пример — если певец поет под фонограмму, не предупреждая зрителей, он тоже попадает под КоАП. Что здесь еще добавить?

Как сообщает минюст, в настоящее время в соответствии с поручением главы государства решается вопрос о проведении кодификации административного законодательства и формировании современной концепции его развития, составной частью которой должна также стать разработка новой редакции Кодекса об административных правонарушениях. Но пока это только замыслы.

А представленный минюстом законопроект, в частности, предлагает дополнить Гражданский процессуальный кодекс главой, регулирующей порядок рассмотрения судами дел о защите прав и законных интересов группы лиц. Напомним, некоторое время назад представители Ассоциации юристов России высказывали идею ввести в стране институт так называемого коллективного иска.

Как поясняли правоведы, предполагалось, что такой иск можно будет подавать в защиту неопределенного круга лиц. Допустим, во дворе не работает колонка. Простому прохожему от этого вроде бы ни холодно ни жарко, но, допустим, ему станет обидно за человечество.

И тогда он сможет подать иск в защиту тех гипотетических людей, которые могут в принципе пострадать от отсутствия воды в колонке.

Идея о необходимости «коллективных исков» была записана и в проекте концепции взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества в сфере противодействия коррупции, которая активно разрабатывалась одно время.

Напомним, сейчас иски в защиту прав неопределенного круга лиц могут подать только местные власти, прокуратура, Роспотребнадзор и ассоциации защиты прав потребителей.

А каждый гражданин вынужден подавать отдельный иск, как, допустим, обиженный потребитель или обманутый дольщик, доказывая, что неприятность коснулась его лично. Объединение таких исков в одно дело происходит редко, говорят адвокаты.

Законопроект минюста вводит коллективные иски с некоторыми, впрочем, поправками. Вряд ли с помощью предложенных процедур иски в защиту неопределенного круга лиц сможет подавать любой неравнодушный прохожий.

Но люди смогут объединяться в группы и добиваться в суде справедливости. Например, идти в суд разом смогут группы обманутых потребителей.

А также жильцы дома, напротив которого, скажем, развернулась незаконная стройка.

Право на обращение в суд в защиту группы лиц предоставляется гражданам и организациям, в том числе общественным. Но при этом должны совпасть несколько условий.

Группа должна быть многочисленной или вообще неопределенной, в результате чего рассматривать споры в индивидуальном порядке трудно. Предмет спора должен быть однородным, а ответчик общим.

Коллективные иски могут приниматься судом, если к ним присоединились не менее двадцати человек.

В суды общей юрисдикции можно будет подавать коллективные иски по спорам о защите прав потребителей, от членов дачных объединений, профсоюзов, по спорам в сфере ЖКХ, долевого строительства. Кроме того, можно будет коллективно требовать справедливости в сфере здравоохранения, образования, охраны окружающей среды, социального обеспечения, пенсионного обеспечения, рекламы.

Также законопроектом предоставляется право суду при административных спорах истребовать необходимые доказательства по своей инициативе или по ходатайству участников процесса у государственных органов.

Еще один интересный нюанс: законопроект предлагает установить условие для оспаривания в суде нормативных правовых актов. Спорный документ должен затрагивать конкретного гражданина или организацию. Авторы проекта полагают, что подобное условие защитит суды от массовых исков с явно необоснованными заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов.

Источник: http://www.rg.ru/2012/07/31/minust.html

Источник: https://zakon.ru/Discussions/sudites_i_razmnozhajtesminyust_predlagaet_vvesti_kollektivnye_iski/3687

Гд одобряет поправки в гпк о введении института коллективного иска

МОСКВА, 20 ноя — РАПСИ. Госдума приняла в первом чтении законопроект, который расширяет права общественных объединений на судебную защиту прав и законных интересов их участников, в том числе, вводит институт рассмотрения коллективных исков по аналогии с Арбитражным процессуальным кодексом (АПК).

В Гражданский процессуальный кодекс (ГПК) РФ предлагается внести поправки, предоставляющие общественным объединениям право обращаться в суд в защиту общих прав, свобод и законных интересов членов этого общественного объединения в случае, если это предусмотрено его уставом. Аналогичные изменения предлагается внести и в закон «Об общественных объединениях».

Предлагается изменить положения закона «О защите прав потребителей» и наделить объединения потребителей правом обращаться в суд с заявлением об оспаривании нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в области защиты прав потребителей.

Читайте также:  Физлица смогут в некоторых случаях заниматься предпринимательством, не регистрируясь в качестве ип

Кроме того, предлагается ввести в ГПК РФ новый институт рассмотрения дел о защите прав и законных интересов группы лиц. Аналогичный правовой институт в настоящее время предусмотрен главой 282 АПК РФ, и он, как отмечается в пояснительной записке, успешно применяется в течение ряда лет для защиты прав и интересов юридических лиц.

Институт коллективного иска в ГПК РФ предлагается применять при рассмотрении судом дел, затрагивающих интересы значительного количества граждан (не менее 20) и имеющих особое общественное значение (например, по спорам, возникающим в сфере жилищно-коммунального хозяйства, охраны окружающей среды, социального и пенсионного обеспечения).

Тем самым, как отмечают законодатели, граждане получат возможность отстаивать свои интересы в суде через единого выбранного ими представителя, не оформляя нотариальной доверенности. В то же время суды освобождаются от необходимости рассматривать большое количество идентичных исков, что будет способствовать качественному и быстрому рассмотрению дел.

  • Законопроект определяет категории дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений; порядок их рассмотрения судом; основания для отказа в принятии заявления или прекращения производства по делу.
  • Важной новеллой законопроекта является статья 248 ГПК РФ, предусматривающая возможность урегулирования возникшего спора сторонами путем проведения примирительных процедур.
  • Теперь гражданин и орган государственной власти или орган местного самоуправления до вынесения решения суда смогут разрешить конфликт на основе взаимной договоренности, что особенно эффективно при оспаривании индивидуальных правовых актов, решений и действий органов власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих.
  • В настоящее время такая возможность ГПК РФ не предусмотрена, поэтому гражданин всегда вынужден дожидаться, пока по его делу не будет вынесено решение суда.
  • «Законопроектом предлагается установить, что основным условием возможности оспаривания нормативного правового акта в суде является его применение или возможность применения в отношении конкретного гражданина, организации, что позволит не допустить массового обращения в суды с явно необоснованными заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов и, тем самым, будет способствовать оптимизации рабочей нагрузки судей и рассмотрению указанной категории дел в разумные сроки», — отмечается в пояснительной записке.
  • Кроме того, суду предоставляется ряд новых полномочий: по ходатайству заявителя или по собственной инициативе истребовать необходимые доказательства у органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц, действия и решения которых оспариваются; приостановить действие оспариваемого акта или решения до вступления в законную силу решения суда; в случае соединения в одном заявлении различных требований, рассмотреть их в разных судебных заседаниях по правилам искового и административного судопроизводства.
  • Во вторник Госдума приняла также в первом чтении законопроект, направленный на разграничение подведомственности дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, между арбитражными судами и судами общей юрисдикции.
  • Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, в настоящее время статья 29 Арбитражного процессуального кодекса (АПК) относит к подведомственности арбитражных судов дела об оспаривании отдельных категорий нормативных правовых актов независимо от того, являются ли заявителями организации, индивидуальные предприниматели или граждане.
  • Законопроектом предлагается внести в эту статью поправки, определяющие, что к подведомственности арбитражных судов относятся дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Источник: http://rapsinews.ru/legislation_news/20121120/265439517.html

Новости и статьи для юристов — RusЮрист

Электронная виза в СПб станет реальностью для иностранцев с 1 октября. Расскажем, жители каких стран смогут въехать в Санкт-Петербург и Ленинградскую область по электронной визе и сколько дней они смогут провести в России.

????Какие визы будут оформляться в электронном виде

Электронная виза в Санкт-Петербург и Ленинградскую область для иностранцев стала возможна в связи с принятием Указа Президента РФ «О порядке въезда…» от 18.07.2019 № 347 (далее — Указ № 347). Согласно документу в электронном виде могут быть оформлены: ????обыкновенные однократные деловые визы; ????туристические визы; ????гуманитарные визы.

❗Обратите внимание! Согласно Указу № 347 иностранцы, въехавшие по указанным визам, смогут свободно перемещаться по территории СПб и Ленобласти с учетом законодательных ограничений (например, специальное разрешение потребуется для посещения закрытых административно-территориальных образований, постановление Правительства РФ от 11.10.2002 № 754).

????Каковы сроки действия визы

Электронные визы будут действовать 30 дней.

❗Обратите внимание! Провести в России по визе можно будет 8 суток.

????Как оформить электронную визу

Для оформления электронной визы иностранцы должны будут заполнить заявление в интернете на сайте МИДа.

❗Обратите внимание! Заявление нужно заполнить минимум за 4 дня до даты въезда в Россию.

  • ????Нужно ли платить консульский сбор
  • Консульский сбор платить не нужно.
  • ????Жители каких стран смогут въезжать по электронным визам

Жители каких стран могут получать электронные визы в Санкт-Петербург и Ленинградскую область, уточняется в распоряжении Правительства РФ от 10.09.2019 № 2021-р. Указанным распоряжением утвержден перечень из 53 стран.

❗Обратите внимание! В их число вошли Китай (включая Тайвань), Индия, Япония, большинство европейских государств, включая Францию, Италию, Испанию и соседние страны — Финляндию, Швецию и Эстонию.

Не смогут въехать по электронным визам, в частности, жители США, Великобритании, Австралии, Канады и Новой Зеландии.

????Какие еще нововведения ожидаются

Ожидается, что будет принят закон о действии на всей территории РФ единой электронной однократной визы на короткий срок. Это отмечено в п. 7 Указа № 347.

***

????О правовом положении иностранцев в РФ читайте в наших материалах: ????«Ходатайство на приглашение иностранного гражданина» — https://rusjurist.ru/…/hodatajstvo_na_priglashenie_inostra…/ ????«Изменения законодательства о миграционном учете иностранных граждан с 20.03.2019» — https://rusjurist.ru/…/izmeneniya-zakonodatelstva-o-migrac…/ ????«Получить вид на жительство в России станет проще и иные возможные изменения в законе № 115-ФЗ» — https://rusjurist.ru/…/poluchit-vid-na-zhitelstvo-v-rossii…/

Источник: https://www.facebook.com/www.rusjurist.ru/posts

Госдума приняла в первом чтении проект федерального закона о групповых исках — Ассоциация Юристов России

13 Февраля 2019

13 февраля 2019 года Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона № 596417-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части урегулирования порядка рассмотрения требований о защите прав и законных интересов группы лиц».

Председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, сопредседатель Ассоциации юристов России Павел Крашенинников сообщил, что проектом предлагается ввести возможность обращения в суд с групповыми исками по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции. А также уточнить положения о групповых исках для дел, подсудных арбитражным судам.

1. В Гражданский процессуальный кодекс РФ предлагается ввести нормы, по аналогии с Арбитражным процессуальным кодексом РФ, позволяющие обращаться в суд с групповыми исками о защите прав и законных интересов.

«Такая возможность может появиться у группы лиц при наличии схожих требований при сходных обстоятельствах в отношении общего ответчика.

Например, при рассмотрении требований о защите прав потребителей или о возмещении вреда», – сказал Павел Крашенинников.

Законопроектом предусматривается порядок ведения дел о защите прав и законных интересов группы лиц; присоединения к заявленному требованию заинтересованных лиц; процессуальные права участников группы лиц; порядок замены лица, которое ведет дело в интересах группы лиц; порядок распределения судебных расходов, а также рассмотрения судами данной категории дел. Также вносятся соответствующие изменения в закон о защите прав потребителей.

2. Кроме того, законопроектом вносятся изменения в Арбитражный процессуальный кодекс РФ, которые касаются определения предельного размера судебного штрафа, налагаемого арбитражным судом; установления порядка рассмотрения корпоративных споров по групповым искам и другие.

«Предлагаемые законопроектом изменения позволят гражданам и организациям быстрее и проще отстаивать свои интересы в суде», – сообщил Павел Крашенинников. При этом количество схожих исков уменьшится и упростится их рассмотрение судами. Кроме того, такие изменения будут способствовать формированию единообразной судебной практики.

Ранее законопроект рассматривался Рабочей группой по совершенствованию законодательства о судоустройстве и процессуального законодательства, которая дала рекомендации по его доработке ко второму чтению.

В состав Рабочей группы входят представители Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, Государственно-правового управления Президента РФ, Верховного Суда, Генеральной прокуратуры, Министерства юстиции, Совета Федерации, научного юридического сообщества из ведущих вузов страны (МГУ им. М.В. Ломоносова, МГЮА им. О.Е. Кутафина, УрГЮУ).

1)Так, законопроектом предусмотрено минимальное число лиц для подачи группового иска – не менее пяти лиц.

Необходимо учитывать, что институт группового иска в первую очередь позволяет экономить ресурсы и время суда и лиц, участвующих в деле, но при таком минимальном размере группы данная цель не может быть достигнута.

Поэтому ко второму чтению рекомендовано унифицировать это положение с Кодексом административного судопроизводства РФ, установив минимальное количество лиц для подачи группового иска в ГПК РФ и в АПК РФ, равное двадцати.

2) «Необходимо уточнить положения законопроекта, касающиеся формы, в которой должно быть сделано предложение о присоединении к групповому иску. Форма должна отвечать требованиям общедоступности, быть четко предусмотренной в законопроекте и не зависеть от усмотрения судьи», – сказал Павел Крашенинников.

3) Требует проработки порядок заключения членами группы соглашения о судебных расходах.

«Согласно законопроекту, порядок утверждается судом на стадии подготовки дела. Рекомендовано уточнить, что в соглашении о судебных расходах не должно указываться конкретных сумм, а только пропорции, поскольку к иску могут присоединяться новые лица», – сообщил Павел Крашенинников.

4) Рекомендовано увеличить предлагаемые сроки рассмотрения дел о защите прав и законных интересов группы лиц – с пяти до восьми месяцев, чтобы сроки по групповым искам не были меньше, чем по искам конкретного лица, составляющим шесть месяцев (согласно Федеральному закону от 28.11.2018 № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

5) Законопроектом закрепляются в ГПК РФ и в АПК РФ условия, при наличии которых гражданин или организация вправе обратиться в суд с групповым иском. Рекомендовано дополнить этот перечень еще одним условием.

Помимо общего ответчика, а также общих или однородных требований при схожих обстоятельствах, всеми членами группы должен использоваться одинаковый способ защиты своих прав, так как если у участников группы будут разные способы защиты – один будет требовать признания, другой замены товара, третий компенсации, четвертый денежных выплат, то на практике могут возникнуть трудности.

6) «Кроме того, необходимо предусмотреть нормы о порядке введения положений в действие, а также переходные положения», – сказал Павел Крашенинников.

Источник использованного изображения

Источник: http://alrf.ru/news/gosduma-prinyala-v-pervom-chtenii-proekt-federalnogo-zakona-o-gruppovykh-iskakh/

Комиссия Правительства по законопроектной деятельности

Цель законопроекта – совершенствование правового регулирования судебного рассмотрения дел о защите прав и законных интересов группы лиц, в том числе по делам о защите прав потребителей, о возмещении вреда, по спорам, вытекающим из нарушения антимонопольного законодательства и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов). В Гражданский процессуальный кодекс предлагается ввести новый правовой институт рассмотрения дел о защите прав и законных интересов группы лиц. Также предусматриваются изменения в Арбитражный процессуальный кодекс в части установления порядка рассмотрения корпоративных споров по требованиям о защите прав и законных интересов группы лиц. Это позволит на законодательном уровне закрепить правовые механизмы защиты прав и законных интересов групп потребителей в судах (групповых исков), унифицировать процессуальный порядок рассмотрения дел о защите прав и законных интересов группы лиц и сформировать единообразную судебную практику.

  • Проект федерального закона «О внесении изменений в
    отдельные законодательные акты Российской Федерации в части урегулирования
    порядка рассмотрения требований о защите прав и законных интересов группы лиц»
    (далее – законопроект) подготовлен Минюстом во исполнение поручения Президента
    России по итогам заседания президиума Госсовета по вопросу развития
    национальной системы защиты прав потребителей 18 апреля 2017 года (№Пр-1004ГС
    от 25 мая 2017 года, подпункт «б» пункта 1).
  • Цель законопроекта – совершенствование правового
    регулирования судебного рассмотрения дел о защите прав и законных интересов
    группы лиц, в том числе по делам о защите прав потребителей, о возмещении
    вреда, по спорам, вытекающим из нарушения антимонопольного законодательства и
    законодательства о государственном регулировании цен (тарифов).
  • Законопроектом предлагается ввести в Гражданский
    процессуальный кодекс новый правовой институт рассмотрения дел о защите прав и
    законных интересов группы лиц, который может быть применён судом общей
    юрисдикции при рассмотрении любых категорий гражданских дел (за исключением дел
    особого производства).
Читайте также:  Виды и формы некоммерческих организаций

При этом предусматривается, что с иском в защиту прав и
законных интересов группы лиц также смогут обратиться органы, организации и не
являющиеся членами группы лиц граждане в установленных федеральными законами
случаях. В настоящее время в соответствии с Законом Российской Федерации «О
защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) такое
право предоставлено только общественным объединениям потребителей.

  1. В целях усиления гарантий защиты прав потребителей
    законопроектом предлагается внести изменение в Закон о защите прав
    потребителей, наделяющее должностных лиц Роспотребнадзора полномочиями
    обращаться в суд с заявлением в защиту прав потребителей и законных интересов
    отдельных потребителей (группы потребителей, неопределённого круга потребителей).
  2. Аналогичный правовой институт уже предусмотрен главой 28
    Арбитражного процессуального кодекса и успешно применяется в течение ряда лет
    для защиты прав и интересов субъектов экономической деятельности (юридических
    лиц и индивидуальных предпринимателей).
  3. Таким образом, законопроектом предлагается ввести единообразное правовое
    регулирование порядка обращения в суд или в арбитражный суд с исковым
    заявлением в защиту прав и законных интересов группы лиц.
  4. В этих целях Гражданский процессуальный кодекс
    предлагается дополнить новой главой, устанавливающей процессуальные права
    участников группы, порядок ведения дела о защите прав группы лиц, присоединения
    заинтересованных лиц к заявленному требованию, замены лица, выступающего в
    защиту интересов группы лиц, сертификации группы лиц, распределения судебных
    расходов, а также порядок рассмотрения судами такой категории дел.

Кроме этого, в Арбитражный процессуальный кодекс
предлагается внести изменения в части установления порядка рассмотрения
корпоративных споров по требованиям о защите прав и законных интересов группы
лиц. Предлагается также главу 282 «Рассмотрение дел о защите прав и законных интересов группы лиц»
изложить в новой редакции.

Предлагаемые законопроектом изменения законодательства
предоставят гражданам и юридическим лицам возможность отстаивать свои интересы
в суде через уполномоченное ими лицо, не оформляя нотариальной доверенности. В
то же время суды будут освобождены от необходимости рассматривать большое
количество идентичных исков.

Принятие законопроекта позволит на законодательном
уровне закрепить правовые механизмы защиты прав и законных интересов групп
потребителей в судах (групповых исков), унифицировать процессуальный порядок
рассмотрения дел о защите прав и законных интересов группы лиц и сформировать
единообразную судебную практику.

Законопроект будет рассмотрен на заседании
Правительства.

Источник: http://government.ru/activities/selection/302/34680/

Верховный Суд РФ предлагает модернизировать процессуальное законодательство

Проект Федерального закона N 383208-7 «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Законопроектом в ГПК РФ, АПК РФ и КАС РФ вносится ряд изменений общего характера, призванных модернизировать сходные процессуальные институты и правовые нормы, регулирующие порядок рассмотрения гражданских и административных дел в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах. Кроме того, законопроект содержит изменения отдельных положений названных кодексов об особенностях рассмотрения некоторых категорий дел, а также вносит изменения корреспондирующего характера в некоторые федеральные законы.

В частности:

из указанных кодексов, а также из некоторых федеральных законов исключается термин «подведомственность» применительно к разграничению полномочий судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

Одновременно предлагается порядок, в соответствии с которым суд общей юрисдикции или арбитражный суд, ошибочно возбудившие производство по делу, не отнесенному к их компетенции, направляют дело для рассмотрения в суд другой судебной подсистемы;

предлагается упорядочить применение отдельных видов территориальной подсудности, сохранив для сторон возможность изменять подсудность по своему соглашению (т.н. договорная подсудность) только в делах с участием иностранных лиц;

в целях обеспечения права на квалифицированную юридическую помощь, а также для повышения качества такой помощи предлагается закрепить в ГПК РФ и АПК РФ положение о том, что помимо адвокатов представителями в суде могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование (аналогичное требование к представителям уже содержится в настоящее время в КАС РФ). При этом законопроект устанавливает возможность участия в деле, рассматриваемом по правилам ГПК РФ, АПК РФ, КАС РФ, наряду с представителем поверенного, объем полномочий которого существенно меньше, чем у представителя, поэтому требование о наличии высшего юридического образования к нему не предъявляется;

предусматривается увеличение цены исковых требований о взыскании денежных средств по делам, рассматриваемым в порядке упрощенного производства, — до пятисот тысяч рублей в судах общей юрисдикции и до одного миллиона рублей в арбитражных судах;

предлагается расширить перечень дел, по которым суд может не составлять мотивированное решение по рассмотренному им делу.

Согласно вносимым изменениям, по общему правилу все судебные решения, принятые по делам, рассмотренным в порядке гражданского судопроизводства, будут состоять из вводной и резолютивной частей.

В полном объеме такие решения изготавливаются только по заявлению участвующих в деле лиц, их представителей, в случае подачи апелляционной жалобы, а также в случаях, установленных законом. Кроме того, мотивированное решение может быть составлено по инициативе самого суда.

  • В то же время в целях защиты прав граждан и организаций законопроект выделяет определенные категории дел, наиболее значимые с точки зрения социальной и экономической направленности, по которым составление мотивированного решения всегда будет являться обязательным. К ним, в частности, отнесены дела, связанные с защитой прав детей; дела о выселении граждан из жилых помещений без предоставления других жилых помещений; дела о защите прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц; дела о защите пенсионных прав; дела о банкротстве; дела по корпоративным спорам; дела, относящиеся к подсудности Суда по интеллектуальным правам, и ряд других дел;
  • в ГПК РФ и АПК РФ закрепляются положения о том, что исполнительный лист, кроме исполнительного листа на взыскание денежных средств в доход бюджета, выдается только по ходатайству взыскателя (аналогичное правило в настоящее время закреплено в КАС РФ).
  • Законопроект также содержит ряд изменений, вносимых в ГПК РФ, АПК РФ и КАС РФ, которые регулируют некоторые процессуальные особенности рассмотрения дел по правилам, предусмотренным этими кодексами, а также иных изменений и дополнений, направленных на оптимизацию судопроизводства, устранение коллизий правовых норм, недочетов юридико-технического и лингвистического характера.
  • Кроме того, вносятся корреспондирующие изменения в ряд федеральных законов, направленных на реализацию предлагаемых законопроектом положений.
  • Перейти в текст документа »

Дата публикации на сайте: 07.02.2018

Поделиться ссылкой:

Источник: http://www.Consultant.ru/law/hotdocs/52529.html/

Минюст предлагает ввести коллективные иски в защиту потребителей

Министерство юстиции России специально для «РГ» прокомментировало важный законопроект, касающийся споров гражданина с государственными органами и различными организациями. В частности, проект предлагает ввести институт коллективного иска, когда люди смогут объединяться в суде для защиты своих прав.

Также документ прописывает некоторые процедуры при административных спорах.

Одно из положений проекта вызвало вопросы у «РГ»: документ предлагает установить, что гражданин или организация вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта, только если указанный акт применен или может быть применен в отношении гражданина, организации.

Иными словами, если спорный документ не касается человека лично, иск могут и не принять. А это (касается — не касается) еще надо доказать. Не ограничит ли такая норма право на судебную защиту? Такой вопрос «РГ» направила в пресс-службу Министерства юстиции России. Ведомство ответило, что — нет.

«Данное требование не является только формальным и не может рассматриваться как ограничивающее право граждан и организаций на судебную защиту,— ответили в пресс-службе ведомства.

— Оно направлено на достижение баланса частных и общественных интересов: с одной стороны — предоставить заинтересованным лицам возможность отстаивать в суде свои права и законные интересы, с другой стороны — не допустить перегруженности судов рассмотрением явно необоснованных заявлений по обжалованию актов, регулирующих правоотношения, субъектами которых заявители не являются и не могут являться. Это будет способствовать соблюдению разумных сроков судопроизводства».

По словам представителей Минюста, аналогичные положения закреплены также статьями 96 и 102 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».

«В частности, статьей 96 установлено, что правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в федеральном законе», поясняют в Минюсте.

Кроме того, законопроект дает право общественным объединениям обращаться в суд с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, нарушающих права не только данных общественных объединений, но и иных лиц, защиту прав и интересов которых данное общественное объединение уполномочено осуществлять в соответствии со своим уставом. «Таким образом, законопроект усиливает права заинтересованных физических и юридических лиц на судебную защиту», утверждают в ведомстве.

Введение в Гражданский процессуальный кодекс РФ института коллективного иска также направлено на усиление гарантий права граждан и общественных объединений на судебную защиту.

«Статьей 244 ГПК РФ в редакции законопроекта предусматривается, что данный правовой институт применяется судом при рассмотрении дел по спорам о защите прав потребителей, в том числе финансовых услуг и рекламы, членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, членов профессиональных союзов, а также по спорам, возникающим в сфере жилищно-коммунального хозяйства, долевого строительства многоквартирных домов или иных объектов недвижимости и некоторым другим. Особенностью данных видов споров является, как правило, значительное число „потерпевших“, т.е. лиц, чьи права и законные интересы могли быть нарушены,— рассказывают в Минюсте.— При этом законопроект не предусматривает обязанности заинтересованных лиц присоединяться к групповому иску. Они вправе обратиться в суд и отстаивать свои права путем подачи индивидуального искового заявления. Однако суду не придется исследовать факты и обстоятельства, которые уже служили доказательством при рассмотрении группового иска».

Согласно проекту, коллективные иски могут приниматься судом, если к ним присоединилось не менее 20 человек. «В то же время, если число участвующих в деле лиц менее 20 (например, 5 или 10), суд может привлечь их к участию в деле в качестве соистцов. В этом случае рассмотрение дела будет осуществляться в обычном порядке»,— поясняют в Минюсте.

По словам представителей ведомства, предлагаемые изменения позволят унифицировать порядок судопроизводства по делам, вытекающим из административных и иных публичных правоотношений, предотвратить ситуацию, когда однородные по своей сути дела рассматриваются по разным правилам в судах общей юрисдикции и арбитражных судах, что будет способствовать устранению правовой неопределенности. Принятие законопроекта позволит расширить права общественных объединений по защите законных интересов их участников, а в некоторых случаях — неопределенного круга лиц.

http://www.rg.ru/2012/07/30/iski-site.html

Источник: https://Professionali.ru/Soobschestva/soyuz_potrebitelej/minjust-predlagaet-vvesti-kollektivnye-iski-v-92514097/

Ссылка на основную публикацию