Предлагается ввести ответственность бенефициаров застройщика за убытки дольщиков (законопроект)

Предлагается ввести ответственность бенефициаров застройщика за убытки дольщиков (законопроект)Фото: РИА Новости/Виталий Тимкив

Министерство строительства и ЖКХ поддержало законопроект депутатов Госдумы, вводящий ответственность для бенефициаров застройщиков за срыв сроков ввода жилья, в строительство которого были вложены деньги дольщиков. Об этом RNS сообщили в пресс-службе Минстроя.

«Данный законопроект поддержан Минстроем России. В нем содержится предложение по возложению ответственности в том числе на бенефициаров строительных компаний за ущерб гражданам, вложившим средства в строительство жилья», — сказали RNS в Минстрое.

24 ноября 2017 года в Госдуму был внесен законопроект, предполагающий изменения в закон о долевом строительстве (214-ФЗ). Авторами законопроекта выступили Вячеслав Володин, Николай Николаев, Евгений Москвичев, Сергей Неверов, Иван Мельников, Игорь Лебедев и Анатолий Аксаков.

Документ содержит ряд предложений об усилении контроля в сфере долевого строительства.

В тексте документа указано, что «лицо, имеющее фактическую возможность определять действия застройщика, в том числе возможность давать указания лицу, осуществляющему функции единоличного исполнительного органа, или члену коллегиальных органов управления застройщика, несет солидарную ответственность с застройщиком за убытки, причиненные гражданам – участникам долевого строительства».

Кроме того, предлагается возложить контроль за долевым строительством исключительно на органы регионального государственного строительного надзора либо иной контролирующий орган, создаваемый специально для этих целей. Минстрой России предлагается наделить полномочиями по согласованию назначения на должность и освобождения от должности руководителя органа, осуществляющего контроль за долевым строительством.

Ранее президент России Владимир Путин поручил правительству представить предложения о введении ответственности для владельцев застройщиков за ущерб дольщикам, указано в тексте поручений по итогам совещания с членами правительства, состоявшегося 25 октября 2017 года.

«Представить предложения по возложению ответственности на владельцев (бенефициаров) застройщиков за ущерб, нанесенный гражданам, средства которых были привлечены для строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ “Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации”», — указано в тексте поручений.

«Мы видим, что у нас, к сожалению, есть персонально люди — фамилии которых известны, — которые реализуют проекты, заканчивающиеся плохо. Каждый проект — это несколько десятков, а то и сотен новых обманутых дольщиков… Но с формальной точки зрения он (бенефициар — RNS) чист перед законом.

Нам нужно сейчас работать над тем, чтобы реально тот бенефициар, который все это затевает, тоже нес ответственность, персональную ответственность», — ранее заявлял один из авторов законопроекта, председатель думского комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев.

Источник: https://RNS.online/consumer-market/Minstroi-podderzhal-zakonoproekt-o-personalnoi-otvetstvennosti-dlya-vladeltsev-zastroischikov—2017-12-11/

Депутат Александр Сидякин: Количество проблемных объектов долевого строительства не снижается

Предлагается ввести ответственность бенефициаров застройщика за убытки дольщиков (законопроект)

На контроле рабочей группы при Госдуме по защите прав дольщиков в настоящее время находятся 836 объектов. В общей сложности 131 тыс. участников долевого строительства имеют проблемы с застройщиком. Речь, в частности, идет о случаях приостановки строительства, заморозки действий по реализации договоров долевого участия и т. д. Об этом на состоявшейся вчера в Парламентской газете пресс-конференции сообщил руководитель рабочей группы, депутат Александр Сидякин: «Представьте, скольких людей затронула эта проблема! Если умножить 131 тыс. человек на три [среднее количество человек в семье. – ГАРАНТ.РУ.], то это почти полмиллиона человек». Указанные цифры заметно отличаются от заявленных ранее Минстроем России (речь шла о 36,6 тыс. дольщиков). Подобное расхождение депутат объяснил тем, что статистика ведомства основывается на данных, внесенных в реестр проблемных объектов (приказ Минстроя России от 12 августа 2016 г. № 560/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан»). Включение в такой реестр носит заявительный характер, поэтому в него вошли далеко не все участники долевого строительства.

При этом количество проблемных объектов не снижается, отметил Сидякин. Отсутствие позитивной динамики он связал с последствиями экономического кризиса, начавшегося в 2014 году. «Каждый раз, когда в экономику приходят сложности, через два года это достигает рынка строительства. Так было в 2010 году после кризиса 2008 года.

Так и сейчас – в 2017 году мы испытываем последствия тех издержек, которые экономика страны понесла в 2014-2015 годах. У строительства отложенный цикл, есть законтрактованность, поэтому кризис чувствуется не сразу», – пояснил он.

Тем не менее, эксперт пообещал, что за текущий год должно быть сдано 140 домов из указанного выше числа проблемных объектов.

Улучшению ситуации и сокращению количества обманутых дольщиков в значительной мере будет способствовать совершенствование законодательства, уверен депутат. Среди наиболее значимых нововведений можно выделить создание государственного компенсационного фонда (Федеральный закон от 29 июля 2017 г.

№ 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан – участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Закон вступил в силу 30 июля текущего года, и на сегодняшний день уже 249 договоров долевого участия зарегистрированы с привлечением нового компенсационного механизма. Создание фонда связано, прежде всего, с тем, что институт страхования рисков застройщика работал неэффективно.

«По большинству проблемных объектов риски были застрахованы в страховых компаниях, которые, как правило, вместе с застройщиком и исчезали», – указал эксперт. В отличие от страховщиков, единый компенсационный фонд – правительственная некоммерческая организация, и следовательно, независимая и более стабильная.

Помимо этого, на рассмотрении депутатов находится законопроект1, предусматривающий дополнительные требования к застройщикам.

Так, предлагается установить солидарную ответственность владельцев (бенефициаров) застройщиков, а также лиц, имеющих фактическую возможность определять действия застройщика, за убытки, причиненные гражданам – участникам долевого строительства.

Вместе с тем застройщиков могут обязать размещать в единой информационной системе жилищного строительства сведения об объектах строительства, включая информацию о разрешении на строительство, о проведенных проверках, о финансовом состоянии застройщика, о нарушениях, о вводе объекта в эксплуатацию и др.

Более того, депутат заверил, что законодатель продолжит вводить в отношении застройщиков дополнительные ограничения: «Не хочешь подчиняться жестким требованиям, не бери деньги дольщика – возьми деньги в банке, используй проектное финансирование или другие механизмы. Но если ты хочешь работать с деньгами граждан, выполняй суровые требования. Мы никого не выгоняем с рынка, мы оставляем тех, кто планирует свои действия исходя из рыночных реалий, а не просто из желания «срубить» денег».

Что касается других инициатив, Сидякин настаивает на том, чтобы были введены дополнительные критерии для признания объекта проблемным.

Например, в том случае, когда застройщик признан несостоятельным, все его объекты должны автоматически становиться проблемными.

Кроме того, предлагается сделать более понятными и приближенными к реальности условия вхождения в реестр проблемных объектов. Свои предложения участники рабочей группы направили в Минстрой России. 

Источник: https://www.garant.ru/news/1153269/

Застройщиков обяжут распределять средства дольщиков пропорционально по всем домам

Также в законодательство планируют ввести норму об ответственности членов ЖСК

Предлагается ввести ответственность бенефициаров застройщика за убытки дольщиков (законопроект) Фото: ЕНВ

Контроль за целевым использованием застройщиками денег дольщиков повысят. Соответствующий законопроект, внесенный в Государственную Думу правительством, прошел первое чтение, сообщает ЕНВ со ссылкой на пресс-службу ГД РФ.

Законопроектом предлагается предусмотреть порядок определения размера платежей, подлежащих осуществлению по каждому проекту строительства, реализуемому на основании договора об освоении территории для жилищного строительства, договора о развитии застроенной территории либо договора о комплексном освоении территории (в случае если строительство объектов недвижимости по таким договорам осуществляется с привлечением средств дольщиков). Так, в соответствии с инициативой, размер платежей с расчетного счета застройщика по каждому проекту строительства, проводимому на основании перечисленных договоров, устанавливается застройщиком самостоятельно, исходя из расчетного суммарного объема денежных средств, подлежащих уплате по соответствующему договору, пропорционально планируемой стоимости каждого проекта строительства. Таким образом, застройщик будет пропорционально распределять по всем домам затраты при освоении территории, и это даст возможность снизить риски по незавершению строительства.

Ожидается, что внесение этих изменений позволит усилить контроль над целевым использованием застройщиками денежных средств участников долевого строительства и соответственно повысить гарантии защиты прав участников долевого строительства.

Кроме того, планируется дополнить ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» новой статьей, устанавливающей особенности банкротства жилищно-строительных кооперативов (ЖСК).

Так, члены ЖСК, являющиеся членами его правления или членами его контрольно-ревизионного органа, либо член ЖСК, являющийся его единоличным исполнительным органом, несут солидарно субсидиарную ответственность в пределах сумм паев, подлежащих возврату или возвращенных при прекращении членства в ЖСК, если признаки банкротства ЖСК возникли в результате действий или бездействия этих лиц. Также, согласно проекту, исключается возможность погашения требований участников строительства, являющихся членами ЖСК, путем передачи прав застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок созданному участниками строительства жилищно-строительному или иному потребительскому кооперативу.

В свою очередь, солидарную ответственность бенефициаров застройщика за убытки, причиненные по их вине участникам долевого строительства, предлагается заменить на субсидиарную.

Председатель комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев заявил, что документ необходимо будет существенно доработать ко второму чтению.

«На наш взгляд необходимо доработать прежде всего большой блок вопросов, которые сейчас мешают застройщикам плавно перейти на новую систему финансирования жилищного строительства, — это вопросы, связанные с определением взаимоотношений с банками, с уточнением понятия целевого займа, кто его может предоставлять, и, конечно, вопросы, учитывающие интересы дольщиков», — сказал он.

В частности, законопроект пока не содержит положений, направленных на решение вопроса, связанного с приобретением по договорам долевого участия нежилой недвижимости.

Источник: https://novostivl.ru/post/68134/

Кабмин хочет заменить солидарную ответственность бенефициаров застройщика на субсидиарную

Правительство внесло в Госдуму законопроект № 581453-7, которым предлагается дополнить п. 6, 7, 8 ч. 1 ст. 18 Закона об участии в долевом строительстве. Изменения позволят усилить контроль за использованием застройщиками денежных средств участников долевого строительства.

Предполагается, что застройщик будет устанавливать размер платежей по каждому проекту строительства, исходя из расчетного суммарного объема денежных средств, подлежащих уплате по договору, пропорционально планируемой стоимости таких проектов.

При этом речь идет о проектах, которые реализуются на основании договоров об освоении территории в целях строительства стандартного жилья и о развитии застроенной территории.

Также поправками в ч. 4 ст. 23.2 закона предлагается предусмотреть, что бенефициарный владелец, имеющий возможность определять действия застройщика, будет нести субсидиарную, а не солидарную ответственность с застройщиком за убытки, причиненные участникам долевого строительства.

Кроме того, предлагается дополнить Закон о несостоятельности новой ст. 201.15.4 об особенностях банкротства жилищно-строительных кооперативов.

Ею предусматривается, что члены правления ЖСК и их контрольно-ревизионных органов, а также единоличные исполнительные органы кооператива несут солидарно субсидиарную ответственность в пределах сумм паев, подлежащих возврату или возвращенных при прекращении членства в ЖСК.

Такая ответственность будет распространяться на них в случае, если признаки банкротства кооперативов возникли по их вине. При этом виновными указанные лица будут признаваться, если их решения или действия не соответствовали принципам добросовестности и разумности, установленным гражданским законодательством, уставом ЖСК и обычаями.

При этом проектом предполагается, что установленный ст. 201.10 Закона о банкротстве порядок погашения требований участников строительства путем передачи объекта незавершенного строительства не будет распространяться на членов жилищно-строительного кооператива.

Комментируя законопроект, заместитель руководителя практики «Межевание, кадастр, регистрация» «Содружества земельных юристов» Элита Закиян пояснила, что предложенные поправки обусловлены обстоятельствами, связанными с банкротством крупных застройщиков, в связи с чем в настоящее время идут судебные разбирательства с большим количеством дольщиков. По ее словам, поправки разработаны с учетом позиций банков и застройщиков, о которых сообщалось Минстрою.

Читайте также:  Смета к договору подряда - образец

«Основные изменения направлены на контроль за использованием по целевому назначению денежных средств дольщиков. Ранее закон не предусматривал, каким образом определяется сумма, подлежащая выплате подрядным организациям из средств дольщиков и ЖСК», – отметила юрист.

Элита Закиян подчеркнула, что в Законе о несостоятельности давно необходимо выделить отдельную норму о признании несостоятельными ЖСК с учетом особенностей таких организаций. Вместе с тем она заключила, что пока сложно в полной мере оценить перспективность законопроекта, так как он, очевидно, будет существенно доработан.

Юрист КА «Делькредере» Алексей Слащилин акцентировал внимание на том, что законопроект предусматривает замену солидарной ответственности бенефициаров застройщиков на субсидиарную.

Он напомнил, что норма о солидарной ответственности была введена Федеральным законом от 1 июля 2018 г. № 175-ФЗ. В пояснительной записке к законопроекту указывалось, что норма вводится во исполнение Поручения Президента от 5 ноября 2017 г. № Пр-2261.

Поручением предписывалось представить предложения по возложению ответственности за убытки дольщиков на бенефициаров застройщика. При этом форма такой ответственности не уточнялась.

Солидарная ответственность предусматривалась в первом проекте закона № 175-ФЗ, который был внесен в Думу. Но в пояснительной записке не объяснялось, почему выбрана именно такая форма ответственности.

«В результате в Закон об участии в долевом строительстве была включена норма именно о солидарной ответственности бенефициаров, – продолжил юрист. – Это вызвало критику в юридическом сообществе.

Дело в том, что при солидарной ответственности истец имеет право обратиться с требованием к любому должнику (ст. 323 ГК РФ).

Следовательно, на данный момент дольщик вправе обратиться с иском о взыскании убытков напрямую к бенефициару, даже не предъявляя требование к застройщику».

По словам Алексея Слащилина, на первый взгляд, этот порядок введен для наилучшей защиты прав дольщиков. Однако в действительности минусов у солидарной ответственности бенефициаров больше, чем плюсов.

Во-первых, солидарная ответственность делает возможной ситуацию, когда дольщики будут обращаться с иском к бенефициарам даже в случае, когда у застройщика есть средства для возмещения убытков. Это не создает для контролирующих лиц стимулов аккумулировать активы в компаниях-застройщиках.

Напротив, по словам юриста, такие стимулы создает субсидиарная ответственность, поскольку если у застройщика достаточно имущества для удовлетворения требований дольщиков, имущество бенефициара не подвергнется взысканию.

При этом исполнить решение о взыскании средств с юридического лица, как правило, проще, чем с физического лица.

Во-вторых, действующая ч. 4 ст. 23.2 Закона об участии в долевом строительстве вступает в противоречие с Законом о банкротстве.

При признании застройщика банкротом его контролирующие лица могут быть привлечены к ответственности субсидиарно, если имущества застройщика не хватит для удовлетворения требований кредиторов.

Как отметил Алексей Слащилин, неочевидно при этом, каким образом в таком случае должны удовлетворяться требования дольщиков к бенефициарам о возмещении убытков – солидарно или субсидиарно с должником?

В-третьих, солидарная ответственность бенефициаров предоставляет дополнительные преимущества дольщикам по сравнению с другими кредиторами застройщика. При солидарной ответственности дольщики могут взыскивать всю сумму убытков с бенефициара без обращения к застройщику.

Дольщикам выгодно воспользоваться этим правом при банкротстве застройщика: в таком случае их требования будут удовлетворяться вне дела о банкротстве, то есть быстрее и в полном объеме.

Следовательно, иные кредиторы застройщика при привлечении бенефициаров к солидарной ответственности в деле о банкротстве не смогут рассчитывать на сумму, которую в отдельном процессе взыскал с бенефициара дольщик.

По мнению Алексея Слащилина, такие преимущества при удовлетворении денежных требований дольщиков по сравнению с денежными требованиями других кредиторов, например требованиями о взыскании заработной платы, кажутся необоснованными. Особенно учитывая, что Закон о банкротстве предусматривает специальный привилегированный порядок удовлетворения требований дольщиков о передаче недвижимого имущества.

Наконец, в-четвертых, основное затруднение при привлечении бенефициаров к ответственности за причинение убытков дольщикам состоит в необходимости доказывать причинно-следственную связь и вину бенефициара. Эта сложность не зависит от формы ответственности бенефициара.

«Таким образом, действующая редакция ч. 4 ст. 23.2 Закона об участии в долевом строительстве вызывает оправданную критику. Замена солидарной ответственности контролирующих застройщика лиц на субсидиарную обоснованна», – заключил Алексей Слащилин.

Источник: https://www.advgazeta.ru/novosti/kabmin-khochet-zamenit-solidarnuyu-otvetstvennost-benefitsiarov-zastroyshchika-na-subsidiarnuyu/

Дольщик вправе взыскать убытки с контролирующего лица застройщика

Екатерина Спирина, юрист

03 июля 2018  года на официальном интернет-портале правовой информации опубликован  Федеральный закон от 01.07.2018 N 175-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

  • Принятые  в третьем чтении 21 июня 2018 года изменения  направлены на усиление контроля за деятельностью застройщиков, привлекающих денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости.
  • Одним из наиболее заметных и важных нововведений, предусмотренных Законом, можно считать положение  о  солидарной  ответственности лиц, имеющих фактическую возможность определять действия застройщика, за убытки причиненные  участникам   долевого строительства.
  • Учитывая специфику правовой природы солидарной ответственности, законодатель предоставил гражданину – участнику долевого строительства право требовать возмещения понесенных им убытков как от застройщика и контролирующих лиц совместно, так и от любого из них в отдельности.
  • При этом закон устанавливает ряд условий, при которых гражданин —  участник долевого строительства может  взыскать убытки с контролирующего лица.

Во-первых, необходимо подтвердить  статус контролирующего лица, т.е. доказать, что лицо, в том числе бенефициарный владелец, имело фактическую возможность определять действия застройщика, в частности,  возможность давать указания лицу, осуществляющему функции единоличного исполнительного органа, или члену коллегиальных органов управления застройщика.

  1. Во-вторых, заявленные к возмещению убытки должны быть следствием виновных действий. 
  2. Безусловно, рассматриваемое нововведение  является дополнительной гарантией интересов граждан, участвующих в процессе долевого строительства,   и направлено на  пресечение злоупотреблений со стороны  лиц, использующих юридическое лицо как оболочку для осуществления незаконной деятельности. 
  3. Важно отметить, однако, что  еще на этапе рассмотрения проект получил неоднозначную оценку  среди   членов юридического сообщества. 

Одна группа юристов оценивала проект положительно, поскольку данные изменения могут простимулировать  повышение  интереса к   сфере долевого строительства. В качестве аргумента  приводились  положения ст. 10 ГК РФ.

Исходя из толкования  обозначенной статьи, руководитель юридического лица  обязан действовать добросовестно не только по отношению к возглавляемой им компании, но и по отношению к ее контрагентам.

В этой связи,  возложение ответственности на контролирующее лицо за несоблюдение принципа добросовестности  представляется справедливым.

Вторая группа высказывала прямо противоположную позицию, указав, что поправки  противоречат положениям Гражданского кодекса об ответственности юридических лиц.

Так, по мнению ряда юристов,  введение солидарной ответственности контролирующего лица за убытки, причинённые деятельностью организации, ставит под сомнение  саму  сущность юридического лица как самостоятельного субъекта гражданских правоотношений, поскольку контролирующее лицо по характеру ответственности  фактически приравнивается к статусу индивидуального предпринимателя.

Принимая во внимание положения действующего законодательства, представляется, что обе позиции обоснованы и имеют право на существование. Возможно, если бы законодатель не отходил от принципа субсидиарной ответственности контролирующих лиц, то данный законопроект был бы принят более единодушно.

В заключение необходимо отметить, что, принятые поправки о солидарной ответственности контролирующих застройщика лиц  вступили в силу с 01 июля 2018 года.

Юридическая компания ПРИОРИТЕТ готова предложить свои услуги по взысканию солидарной ответственности с контролирующих застройщика лиц  

Источник: https://www.uk-prioritet.ru/presscenter/lawnews/dolshhik-vprave-vzyiskat-ubyitki-s-kontroliruyushhego-licza-zastrojshhika/

Контроль за целевым использованием застройщиками денег дольщиков повысят

Законопроектом предлагается предусмотреть порядок
определения размера платежей, подлежащих осуществлению по каждому проекту
строительства, реализуемому на основании договора об освоении территории для
жилищного строительства, договора о развитии застроенной территории либо
договора о комплексном освоении территории (в случае если строительство
объектов недвижимости по таким договорам осуществляется с привлечением средств
дольщиков). Так, в соответствии с инициативой, размер платежей с расчетного
счета застройщика по каждому проекту строительства, проводимому на основании перечисленных
договоров, устанавливается застройщиком самостоятельно, исходя из расчетного
суммарного объема денежных средств, подлежащих уплате по соответствующему
договору, пропорционально планируемой стоимости каждого проекта строительства. Таким образом, застройщик будет пропорционально распределять по всем домам затраты при освоении территории, и это даст возможность снизить риски по незавершению строительства.

Ожидается, что внесение этих изменений позволит усилить
контроль за целевым использованием застройщиками денежных средств участников
долевого строительства и соответственно повысить гарантии защиты прав
участников долевого строительства.

Кроме того, планируется дополнить ФЗ «О несостоятельности
(банкротстве)» новой статьей, устанавливающей особенности банкротства жилищно-строительных
кооперативов (ЖСК).

Так, члены ЖСК, являющиеся членами его правления или
членами его контрольно-ревизионного органа, либо член ЖСК, являющийся его
единоличным исполнительным органом, несут солидарно субсидиарную
ответственность в пределах сумм паев, подлежащих возврату или возвращенных при
прекращении членства в ЖСК, если признаки банкротства ЖСК возникли в результате действий или бездействия этих лиц. Также, согласно проекту, исключается
возможность погашения требований участников строительства, являющихся членами
ЖСК, путем передачи прав застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок созданному участниками строительства жилищно-строительному
или иному потребительскому кооперативу.

В свою очередь, солидарную ответственность бенефициаров застройщика за убытки, причиненные по их вине участникам долевого строительства, предлагается заменить на субсидиарную.

Председатель Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев заявил, что документ необходимо будет
существенно доработать ко второму чтению.

«На наш взгляд необходимо доработать
прежде всего большой блок вопросов, которые сейчас мешают застройщикам плавно
перейти на новую систему финансирования жилищного строительства, — это вопросы,
связанные с определением взаимоотношений с банками, с уточнением понятия
целевого займа, кто его может предоставлять, и, конечно, вопросы, учитывающие
интересы дольщиков», — сказал он.

В частности, законопроект пока не содержит положений,
направленных на решение вопроса, связанного с приобретением по договорам
долевого участия нежилой недвижимости.

Член Комитета по энергетике Александр Якубовский,
возглавляющий рабочую группу Президиума Генсовета партии «Единая Россия» по защите прав дольщиков, отметил, что в правовом регулировании деятельности
застройщиков остается много нерешенных вопросов. «И наша первоочередная задача – обеспечить их тщательную проработку. Уже сейчас, благодаря совместно
проделанной работе Правительства и ГД, успешно реализованы важнейшие изменения
в сфере долевого строительства», — подчеркнул он.

Источник: http://duma.gov.ru/news/29008/

Бенефициаров застройщиков позволили привлекать к ответственности

Лицо, в том числе бенефициарный владелец, имеющее фактическую возможность определять действия застройщика, в том числе возможность давать указания лицу, осуществляющему функции единоличного исполнительного органа, или члену коллегиальных органов управления застройщика, несет солидарную ответственность с застройщиком за убытки, причиненные по их вине гражданам — участникам долевого строительства.

Об этом теперь сказано в новой ч. 4 ст. 23.2 Закона № от 30.12.2004 № 214-ФЗ.

Причем сведения о своих бенефициарных владельцах (СНИЛС и ИНН) застройщик теперь обязан включить в проектную декларацию. Такое требование введено новым п. 3.1 ч. 1 ст. 20 того же закона.

Данная мера является только одной из усиливающих ответственность застройщиков.

Среди других нововведений:

1) застройщик обязан соблюдать требования к нормативам финансовой устойчивости, которые установит Правительство РФ. В противном случае он не вправе привлекать средства участников долевого строительства;

  • 2) расширен состав информации, которую застройщик обязан раскрывать в единой информационной системе жилищного строительства, за счет включения в нее следующих сведений:
    — схема планировочной организации земельного участка,
    — расчет размера собственных средств и нормативах финансовой устойчивости застройщика;
    — сведения о введении одной из процедур, применяемых в деле о банкротств
    — извещение о начале строительства или реконструкции;
    — сведения об открытии или о закрытии расчетного счета застройщика с указанием номера такого счета.
  • 3) застройщик вправе привлекать средства дольщиков для строительства по нескольким разрешениям на строительство при условии, что эти средства размещаются на счетах эскроу;
  • 4) застройщик вправе продавать нежилые помещения и машино-места в многоквартирном доме только с момента выдачи ему разрешения на ввод дома в эксплуатацию.

Кроме того, банкам предоставлены полномочия временно блокировать операции по расчетному счету застройщика или вовсе отказывать в их проведении операции в определенных случаях. Например, если застройщик пытается перевести подрядчикам авансом сумму, превышающую 30 процентов стоимости строительства дома.

С 1 июля 2019 года все денежные средства в счет уплаты цены договоров участия в долевом строительстве будут вноситься на счета эскроу, открытые в уполномоченном банке.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 01.07.2018 № 175-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Читайте также:  Договор займа работнику - образец

Источник: https://finance.rambler.ru/realty/40326235-benefitsiarov-zastroyschikov-pozvolili-privlekat-k-otvetstvennosti/

Поправки в закон о долевом строительстве будут рассмотрены Госдумой в среду

19 декабря 2018, 08:33

Москва. 19 декабря. ИНТЕРФАКС — Госдума на заседании в среду планирует принять в третьем, окончательном, чтении поправки в закон о долевом строительстве, которые смягчают требования к опыту участия застройщиков в строительстве многоквартирных домов и вводят ряд требований к застройщикам, получившим разрешения до 1 июля 2018 года.

Так, законопроект предлагает снизить с 10 тыс. до 5 тыс. кв. м требования к общей площади многоквартирных домов (МКД), опытом строительства которых (в течение не менее чем 3-х лет) должно обладать хозяйственное общество либо компания, входящая с ним в одну группу, чтобы иметь статус застройщика для целей долевого строительства.

В закон предлагается ввести понятие «целевого кредита». Это кредит или заем на строительство МКД или иного объекта недвижимости в соответствии с условиями договора, заключенного между застройщиком и кредитором (банком или учредителем застройщика). Средства займа могут быть использованы только на указанные в законе цели, связанные со строительством.

Предлагается установить, что правило о том, что с момента регистрации договора долевого участия земельный участок и строящийся на нем МКД находятся в залоге у дольщиков, не применяется при заключении договоров долевого участия с применением механизма счетов эскроу.

Число расчетных счетов застройщика не должно превышать количество разрешений на строительство.

Застройщику могут запретить одновременно привлекать денежные средств дольщиков для строительства объектов недвижимости по нескольким градостроительным планам земельного участка или утвержденным проектам планировки территории.

В перечень операций, проведение которых разрешено по расчетному счету застройщика, предлагается включить оплату расходов, связанных с содержанием жилых или нежилых помещений, машино-мест, а также плату за коммунальные услуги, если со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию таких объектов право собственности на указанные помещения не зарегистрировано. Также для дольщиков вводится возможность в рамках банкротства застройщика предъявлять требования о передаче дольщикам в собственность нежилых помещений площадью не более 7 кв. м, а также машино-мест.

Предлагается ввести запрет на проведение плановых проверок в отношении лиц, осуществляющих привлечение денежных средств дольщиков для строительства МКД или иных объектов недвижимости.

В законопроекте содержится блок поправок, связанных с деятельностью Фонда защиты прав участников долевого строительства.

«Мы наделяем фонд по основаниям и в порядке, которые установлены правительством, правом осуществлять проверку финансово-хозяйственной деятельности застройщиков в целях своевременного выявления признаков неплатежеспособности или недостаточности их имущества», — сообщал ранее глава думского комитета по собственности Николай Николаев.

Кроме того, для завершения строительства в случае банкротства застройщика конкурсные управляющие смогут заключать с фондом договоры, которые предусматривают передачу жилых и нежилых помещений. Заключение таких договоров с иными лицами не допускается.

Законопроект заменяет солидарную ответственность бенефициаров застройщика за убытки, причиненные по их вине дольщикам, на субсидиарную. В поправках описываются особенности банкротства жилищно-строительных кооперативов (ЖСК).

Застройщики, получившие разрешения на строительство до 1 июля 2018 года, должны будут открыть банковский счет в одном уполномоченном банке в отношении каждого разрешения на строительство.

Для них также вводятся дополнительные ограничения, в том числе на привлечение средств в форме кредитов, займов, ссуд. Речь при этом не идет о целевых кредитах на строительство.

Также вводятся ограничения на создание коммерческих и некоммерческих организаций, участие в уставных капиталах хозяйственных обществ, имуществе иных коммерческих и некоммерческих организаций.

Источник: https://realty.interfax.ru/ru/news/articles/100482/

Принят законопроект об усилении контроля в долевом строительстве — Строительная компания "НСТ-46"

Госдума приняла во втором чтении законопроект, направленный на усиление контроля и ответственности в сфере долевого строительства.

Документ, внесенный группой депутатов во главе со спикером Вячеславом Володиным, исключает возможность привлечения средств граждан через жилищные сертификаты, ограничивает привлечение средств через жилищно-строительные кооперативы, обязывает застройщиков раскрывать информацию о своих владельцах и учредителях и вводит солидарную ответственность бенефициаров застройщиков за причиненные дольщикам убытки.

  • Второе чтение
  • Председатель комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев заявил журналистам, что в ходе подготовки документа ко второму чтению депутаты сконцентрировались на нормах, которые позволят ускорить реформу, начатую в прошлом году на рынке долевого строительства.
  • В частности, по его словам, законопроектом «предусмотрены меры, обеспечивающие переход на новую систему финансирования жилищного строительства, если человек хочет приобрести квартиру на «нулевом» цикле».
  • С 1 июля 2018 года даже для тех проектов, которые уже сейчас реализуются, предлагается ввести банковское сопровождение.

«Каждый застройщик должен открыть отдельный банковский счет в уполномоченном банке и вести все расчеты только с этого счета, и банк будет оценивать целевое назначение всех этих платежей.

Для тех проектов, которые будут начаты с 1 июля этого года, банковское сопровождение также будет включать в себя право банка останавливать проведение расчетов, если будет подозрение на нецелевое использование этих средств», — пояснил Николаев.

Законопроект предусматривает поэтапный переход к новой модели финансирования строительства жилья с использованием эскроу-счетов.

С 1 июля 2018 года использование эскроу-счетов при привлечении средств дольщиков будет носить добровольный характер, с 1 июля 2019 года — обязательный. При этом на средства дольщиков на эскроу-счетах будет распространяться система страхования вкладов, а максимальное возмещение по такому счету станет возможно в пределах 10 миллионов рублей.

Документом устанавливается механизм, позволяющий банку приостанавливать операции застройщика в целях предотвращения нецелевого расходования средств.

Застройщикам предоставляется возможность возводить дома по нескольким разрешениям на строительство в рамках одного проекта планировки территории, а также привлекать целевые займы от основного общества с установлением ограничений по их объему (20% от стоимости стройки) и размеру процентной ставки. Ставка не должна превышать ключевую ставку ЦБ более чем на 2 процентных пункта.

Застройщики будут вправе осуществлять продажу и аренду нежилых помещений, машино-мест в многоквартирном доме или ином объекте недвижимости с момента выдачи им разрешения на ввод дома в эксплуатацию.

Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства наделяется полномочиями по финансированию завершения строительства проблемных объектов. Законопроект также обеспечивает возможность передачи застройщикам, принявшим на себя обязательство по достройке проблемных объектов, земельных участков в аренду без проведения торгов на основании распоряжения глав регионов.

Источник: www.ancb.ru

Источник: https://nst46.ru/news-one/prinyat-zakonoproekt-ob-usilenii-kont/

Госдума и Минстрой РФ хотят переложить ответственность за срыв сроков ввода жилья на бенефициаров застройщиков Restate.ru

Главная / Газета / Законы о недвижимости

Минстрой РФ поддержало инициативу депутатов Госдумы, предложивших ввести ответственность для бенефициаров застройщиков за срыв сроков ввода жилья, в строительство которого были вложены средства дольщиков, сообщает RNS.

  • Вконтакте
  • Facebook
  • Одноклассники

Читать нас в Яндекс.Новостях

Законопроект в последней декаде ноября внесла группа депутатов Госдумы, посчитавшая необходимым в очередной раз поправить 214-ФЗ о долевом строительстве – ужесточить контроль в отношении застройщиков.

В частности, предполагается солидарная ответственность всех лиц, причастных к компании, ведущей долевое строительство с привлечением средств граждан.

Предполагается, что любой из них может давать указания руководству компании, отчего затем происходят убытки у дольщиков.

Для контроля за бенефициарами предполагается организовать дополнительную государственную структуру, в крайнем случае – поручить это Госстройнадзору. Предполагается, что назначать и увольнять руководителя такой структуры будет Минстрой.

Господа Вячеслав Володин, Николай Николаев, Евгений Москвичев, Сергей Неверов, Иван Мельников, Игорь Лебедев и Анатолий Аксаков разработали документ, исполняя поручение президента РФ Владимира Путина возложить ответственность на владельцев (бенефициаров) застройщиков за ущерб, нанесенный гражданам, средства которых были привлечены для строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости в соответствии с 214-ФЗ. Депутаты только приветствуют инициативу о персональной ответственности лиц, которые, как ранее сказал Николаев, «все это затевают». Имея в виду то ли новые проекты, то ли неисполнение обязательств перед дольщиками.

ул. Заставская, д. 31, корпус 2 196084 Санкт-Петербург,

По собственной информации. Гиперссылка на Restate.ru обязательна.

Нашли ошибку или неточность? Нажмите CTRL и ENTER и расскажите нам про это

Источник: https://www.Restate.ru/material/gosduma-i-minstroy-rf-hotyat-perelozhit-otvetstvennost-za-sryv-srokov-vvoda-zhilya-na-beneficiarov-166669.html

Гд приняла во ii чтении проект об усилении контроля в долевом строительстве

  • Председатель комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев заявил журналистам, что в ходе подготовки документа ко второму чтению депутаты сконцентрировались на нормах, которые позволят ускорить реформу, начатую в прошлом году на рынке долевого строительства.
  • В частности, по его словам, законопроектом «предусмотрены меры, обеспечивающие переход на новую систему финансирования жилищного строительства, если человек хочет приобрести квартиру на «нулевом» цикле».
  • С 1 июля 2018 года даже для тех проектов, которые уже сейчас реализуются, предлагается ввести банковское сопровождение.

«Каждый застройщик должен открыть отдельный банковский счет в уполномоченном банке и вести все расчеты только с этого счета, и банк будет оценивать целевое назначение всех этих платежей.

Для тех проектов, которые будут начаты с 1 июля этого года, банковское сопровождение также будет включать в себя право банка останавливать проведение расчетов, если будет подозрение на нецелевое использование этих средств», — пояснил Николаев.

Законопроект предусматривает поэтапный переход к новой модели финансирования строительства жилья с использованием эскроу-счетов.

С 1 июля 2018 года использование эскроу-счетов при привлечении средств дольщиков будет носить добровольный характер, с 1 июля 2019 года — обязательный. При этом на средства дольщиков на эскроу-счетах будет распространяться система страхования вкладов, а максимальное возмещение по такому счету станет возможно в пределах 10 миллионов рублей.

Документом устанавливается механизм, позволяющий банку приостанавливать операции застройщика в целях предотвращения нецелевого расходования средств.

Застройщикам предоставляется возможность возводить дома по нескольким разрешениям на строительство в рамках одного проекта планировки территории, а также привлекать целевые займы от основного общества с установлением ограничений по их объему (20% от стоимости стройки) и размеру процентной ставки. Ставка не должна превышать ключевую ставку ЦБ более чем на 2 процентных пункта.

Застройщики будут вправе осуществлять продажу и аренду нежилых помещений, машино-мест в многоквартирном доме или ином объекте недвижимости с момента выдачи им разрешения на ввод дома в эксплуатацию.

Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства наделяется полномочиями по финансированию завершения строительства проблемных объектов. Законопроект также обеспечивает возможность передачи застройщикам, принявшим на себя обязательство по достройке проблемных объектов, земельных участков в аренду без проведения торгов на основании распоряжения глав регионов.

Источник: https://realty.ria.ru/20180620/1523062510.html

Депутаты поддержали ужесточение контроля в долевом строительстве

Думский комитет по природным ресурсам рекомендовал коллегам из нижней палаты одобрить законопроект, который увеличит ответственность за нарушения при строительстве с участием ДДУ. Так, например, если словосочетание «специализированный застройщик» используется незаконным образом, юрлицам можно следует назначать штраф 500-700 тыс. рублей.

Также предлагается ввести штраф за необоснованные выдачу или отказ в выдаче решения о соответствии законным правилам девелопера и проектной документации. Размер этого штрафа – от 50 до 100 тыс. рублей.

Должным лицам придется выплатить 30 тыс. рублей, а юридическим – 200 тыс. рублей за отказ предоставить информацию в ЕИС. Многократные нарушители этого правила будут наказываться строже: первым придется выплатить до 100 тыс. рублей (вариант – дисквалификация на 1-3 года), для вторых штраф составит 300 тыс. рублей.

Саратовские дольщики обратились к Путину с крыши недостроя

Одновременно депутаты хотят возложить обязанность контролировать долевое строительство только лишь на региональные отделы государственного стройнадзора. Также возможно специальное создание отдельного контролирующего органа.

Документ определяет компетенцию органов государственно власти, ответственных за возбуждение и рассмотрение дел о данных правонарушениях. В отношении должностных лиц федерального или регионального органа исполнительной власти такие дела будут возбуждаться прокурором и рассматриваться судьями, в отношении юридических лиц и их должностных лиц – контролирующими органами.

Одновременно Минстрой наделяется полномочиями согласовывать назначения на должность и увольнять руководителей органов, контролирующих долевое строительство.

Читайте также:  Порядок предоставления субсидий некоммерческим организациям

Региональные органы власти обязываются вносить в единую информационную систему жилищного строительства информацию о выданных разрешениях на строительство многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, строительство которых осуществляется с привлечением денег покупателей.

Власти собираются забыть словосочетание «обманутые дольщики»

Защита дольщиков

Соблюдение застройщиками требований закона будет Фонд защиты прав дольщиков.

В частности, он будет уведомлять контролирующие органы и органы регистрации прав на недвижимое имущество о несоответствии застройщика требованиям законодательства о долевом строительстве.

В случае получения такого уведомления регистрация договора участия в долевом строительстве будет невозможна до исправления таких несоответствий.

Также депутаты отметили необходимость дополнительного обоснования предложенного разработчиками внесудебного порядка приостановления деятельности застройщика по привлечению денежных средств дольщиков на основании выявленного Фондом защиты прав граждан-участников долевого строительства его несоответствия обязательным требованиям. При этом должен быть определен порядок оспаривания застройщиком действий этого фонда по приостановлению данной деятельности.

Источник: https://www.cian.ru/novosti-deputaty-podderzhali-uzhestochenie-kontrolja-v-dolevom-stroitelstve-276234/

Поправки в закон о долевом строительстве прошли третье чтение

Госдума приняла в третьем чтении законопроект № 322981-7, вносящий изменения в законодательство о долевом строительстве. Накануне документ прошёл второе чтение, а сегодня был принят в окончательном варианте, говорится на сайте Госдумы.

Напомним, что данный законопроект направлен на усиление защиты прав дольщиков. Он ужесточает требования к участникам рынка жилищного строительства, наделяет дополнительными контрольными полномочиями Минстрой России, Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства, Росреестр и госорганы, которые отвечают за выдачу застройщикам заключений о соответствии.

Часть поправок расширяет возможности для завершения строительства проблемных объектов. Так, Фонд защиты прав дольщиков будет финансировать завершение строительства проблемных объектов. Застройщики, принявшие на себя обязательства по достройке проблемных объектов, смогут получать земельные участки в аренду без проведения торгов на основании распоряжения глав регионов.

Важным для строительных компаний станет разрешение привлекать средства по небанковским займам от головной компании на сумму не выше 20 % от стоимости работ по ставке Центробанка плюс 2 %. При этом взнос в компенсационный фонд останется на уровне 1,2 % от стоимости ДДУ.

С 1 июля 2018 года для всех проектов жилищного строительства предлагается ввести банковское сопровождение. Каждый застройщик должен открыть специальный счет в уполномоченном банке и вести все расчеты только с него. Банки будут оценивать целевое назначение платежей и при возникновении сомнений приостанавливать проведение расчетов для проектов, начатых после 1 июля.

Законопроект предусматривает постепенное внедрение финансирования строительства жилья с использованием эскроу-счетов.

С 1 июля 2018 года использование эскроу-счетов при привлечении средств дольщиков будет добровольным, а с 1 июля 2019 года – обязательным.

С компаний, которые перейдут на эскроу-счета в ближайшее время, будут сняты многие ограничения, в том числе по финансовой устойчивости. На средства дольщиков на эскроу-счетах будет распространяться система страхования вкладов.

Застройщики смогут получать несколько разрешений на строительство, если речь идет о проекте комплексного освоения территории. При этом на каждое разрешение должен открываться отдельный расчетный счет в банке.

Ко второму чтению законопроект был дополнен перечнем запрещенных операций по расчетным счетам застройщика, уточняет «Интерфакс». В частности, запрещаются операции, связанные с обеспечением исполнения обязательств третьих лиц, покупка ценных бумаг, операции, связанные с созданием коммерческих и некоммерческих организаций, участием в уставных капиталах хозяйственных обществ.

Источник: http://sropos.ru/articles/popravki-v-zakon-o-dolevom-stroitelstve-proshli-trete-chtenie

Лидеры фракций и профильных комитетов Госдумы внесли очередной законопроект, ужесточающий требования к долевому строительству

  • Внесенный проект закона направлен на выполнение поручений Президента РФ Владимира Путина от 5 ноября 2017 года №ПР-2261.
  • Напомним, что поручения Президента РФ содержали несколько групп задач.
  • Первая группа: совершенствование деятельности контролирующих органов

Согласно законопроекту порядок контроля в сфере долевого строительства будет определяться губернаторами.

При этом Правительством РФ будут устанавливаться требования к организации и проведению государственного контроля (надзора) в области долевого строительства.

  1. Руководители органов контроля в сфере долевого строительства будут назначаться и освобождаться губернаторами по согласованию с Минстроем России в порядке, установленном Правительством РФ.
  2. Указанные нормы обеспечивают в полном объеме реализацию соответствующей группы поручений Президента. Следует отметить, что авторы законопроекта пошли дальше и предложили внести в закон следующие нормы сверх требований главы государства:
  3.  • контроль в сфере долевого строительства передается органам госстройнадзора или специализированному органу;
  4.  • Минстрой России наделяется полномочиями по утверждению формы заключения о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям 214-ФЗ.
  5. Вторая группа: усиление роли Фонда защиты прав дольщиков. Введение возможности отказа в приеме взносов застройщиков в компенсационный фонд
  6. Согласно законопроекту предлагается наделить Фонд полномочиями по осуществлению на постоянной основе контроля соответствия застройщиков установленным к ним требованиям (в статье 3 закона о долевом строительстве) на основании информации, сведений и документов, размещенных в Единой информационной системе жилищного строительства (ЕИСЖС).

При этом в отношении застройщиков добавляется требование обязательности соблюдения нормативовфинансовой устойчивости. При нарушении указанных нормативов застройщик не вправе привлекать средства дольщиков.

Фонд будет также наделен полномочиями направлять уведомления в Росреестр о выявленном несоответствии застройщика обязательным требованиям. Наличие указанного уведомления является основанием для приостановления регистрации ДДУ.

Законопроектом вводится обязанность органа контроля направлять предписания застройщикам, если нарушения требований выявлены Фондом.

Указанными нормами все поручения Президента РФ, относящиеся к этой группе, закрываются. И здесь авторы законопроекта пошли дальше текста поручений.

Если в действующем законе при неисполнении установленных требований застройщику запрещено осуществлять привлечение в строительство средств граждан, то по законопроекту запрет накладывается на привлечение средств всех участников долевого строительства, в том числе юридических лиц.

  • Третья группа: формирование в рамках ЕИСЖС реестра разрешений на строительство многоквартирных домов
  • Авторы законопроекта предлагают обязать Росреестр и органы госстройнадзора вносить в ЕИСЖС сведения о выданных разрешениях на строительство.
  • В развитие этой нормы предлагается обязать Росреестр и госстройнадзор вносить в ЕИСЖС множество иной информации, необходимой для эффективного функционирования системы.
  • Кроме того, предлагается увеличить перечень документов, которые застройщик обязан вносить в ЕИСЖС, включив в этот перечень в отношении строящихся им домов:
  •  • градостроительный план земельного участка;
  •  • схему планировочной организации земельного участка;
  •  • правоустанавливающие документы на земельный участок.
  • Также застройщик будет обязан вносить в ЕИСЖС:
  •  • расчет размера собственных средств и нормативов финансовой устойчивости застройщика;
  •  • сведения о введении одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве.
  • Четвертая группа: усиление ответственности бенефициаров застройщиков
  • Законопроектом вводится норма о неограниченной ответственности бенефициара по обязательствам юридического лица (застройщика) перед дольщиками за причиненные застройщиком убытки.
  • Проектируемую норму стоит привести полностью: «Лицо, имеющее фактическую возможность определять действия застройщика, в том числе возможность давать указания лицу, осуществляющему функции единоличного исполнительного органа, или члену коллегиальных органов управления застройщика, несет солидарную ответственность с застройщиком за убытки, причиненные гражданам — участникам долевого строительства».
  • Фактически в долевом строительстве отменяется один из основополагающих принципов, лежащих в основе понятия о юридическом лице и предпринимательской деятельности, — принцип ограниченной ответственности.
  • В развитие этой проектируемой нормы предлагается обязать застройщиков размещать сведения о бенефициарах и структуре учредителей в проектной декларации.
  • Пятая группа: защита прав граждан, средства которых привлекались застройщиками по схемам облигаций и ЖСК

Из перечня законных способов привлечения средств в жилищное строительство законопроектом исключается выпуск жилищных сертификатов. Указанная схема разрешена только в  случае, если размещение таких жилищных сертификатов начато до дня вступления в силу предлагаемого закона.

Привлечение средств по схеме ЖСК будет ограничено только случаями предоставления таким кооперативам земельных участков в безвозмездное срочное пользование из муниципальной или государственной собственности. При этом ЖСК должен быть создан до дня вступления в силу данного законопроекта.

О том, как будут решаться проблемы граждан, средства которых уже привлечены в проблемные дома по схемам ЖСК и жилищных сертификатов, документ умалчивает. В этой части поручение Президента РФ пока что остается открытым.

Незакрытые поручения Президента РФ

Остались незакрытыми несколько пунктов поручений Президента РФ.

Пункт о совершенствовании критериев отнесения к числу пострадавших дольщиков будет решаться через приказМинстроя России. Изменений федерального закона не требуется.

  1. Пункт об усилении ответственности контролирующих органов, как следует из пояснительной записки к представленному документу, будет решаться отдельным законопроектом о внесении изменений в КоАП.
  2. Пункт о поэтапном замещении средств граждан банковским финансированием жилищного строительства (утверждение дорожной карты) будет закрыт актом Правительства РФ.
  3. Остается неопределенной судьба только одного пункта поручения главы государства — о повышении ответственности губернаторов за обеспечение защиты прав граждан — участников долевого строительства.
  4. Дополнительные нормы, ужесточающие требования к деятельности застройщика
  5. Законопроект содержит множество дополнительных норм, которые не связаны с исполнением поручений Президента РФ.
  6. Оплата цены ДДУ будет определена только в безналичном порядке.
  7. Ужесточаются (с трех до пяти лет) сроки, в течение которых действует запрет на профессию для лиц застройщика, допустивших банкротство своих компаний.
  8. Нормы о запрете на профессию распространяются в отношении лиц, которые прямо или косвенно (через третьих лиц) владеют долей от 5% в корпоративном юридическом лице (сейчас 25%).
  9. Вводится запрет для застройщика размещать депозиты в ином банке, кроме того уполномоченного банка, в котором у него открыт расчетный счет.

Уполномоченный банк наделяется правом отказывать застройщику в принятии к исполнению распоряжений о совершении операций. При этом банк освобождается от ответственности за незаконный отказ.

  • Проектная декларация будет заполняться в электронной форме на сайте ЕИСЖС, а не на сайте Минстроя России.
  • Единый реестр застройщиков ведется на сайте ЕИСЖС и является частью ЕИСЖС.
  • Вводятся механизмы электронного взаимодействия застройщиков, контролирующих органов, Фонда через ЕИСЖС.

Перечень оснований для приостановления регистрации ДДУ расширяется на случай поступления уведомления Фонда или контролирующего органа о неисполнении застройщиком обязанности по передаче участнику долевого строительства объекта долевого строительства в течение 6 месяцев со дня наступления такой обязанности. Также регистрация ДДУ будет приостанавливаться Росреестром, если регистратор самостоятельно выявил наличие просрочки передачи квартир более чем на 3 месяца. 

  1. Дополнительные нормы, смягчающие требования к деятельности застройщика
  2. Застройщику разрешили иметь нецелевые обязательства сверх лимита 1%, но только в части исполнения гарантийных обязательств по сданным домам.
  3. Появилась возможность смены уполномоченного банка и соответствующий механизм.
  4. Появилась возможность снятия запрета на регистрацию ДДУ при устранении застройщиком допущенных нарушений.

Отменена обязанность ведения официального сайта. Все сведения застройщик будет размещать в ЕИСЖС.

  • Прибыль от проекта разрешается размораживать после регистрации права собственности первого дольщика.
  • При работе по схеме счетов эскроу будет отменена необходимость выполнять требования:
  •  • о наличии положительного заключения экспертизы;
  •  • о размере собственных средств застройщика (не менее чем 10% от стоимости строительства);
  •  • о наличии лимита денежных средств на банковском счете застройщика;
  •  • о запрете наличия обязательства по кредитам, займам, ссудам; по обеспечению исполнения обязательств третьих лиц, не связанных с привлечением денежных средств; наличия выпуска или выдачи ценных бумаг;
  •  • о запрете использования имущества, принадлежащего застройщику, для обеспечения исполнения обязательств третьих лиц.
  • Сроки принятия законопроекта и вступления в силу

В поручении Президента РФ установлен срок для внесения изменений в законодательство — 15 декабря 2017 года. Это означает, что законопроект будет идти по сверхускоренной процедуре. Можно не сомневаться, что до конца года он будет принят и подписан Президентом.

Законопроект внесен Председателем Госдумы, лидерами всех парламентских фракций и главами ключевых профильных комитетов. При таком составе авторов вероятность внесения каких-либо поправок в проект документа также выглядит маловероятной.

Законопроект вступит в силу с даты его опубликования. Нормы, обязывающие вносить данные в ЕИСЖС, вступят в силу через месяц после опубликования закона. Нормы, обязывающие Фонд, застройщиков и органы контроля взаимодействовать между собой через ЕИСЖС, вступят в силу 1 июля 2018 года.

Источник: https://www.normacs.info/news/55439

Ссылка на основную публикацию