Предлагается ограничить сферу регулирования 223-фз (законопроект)

Предлагается ограничить сферу регулирования 223-ФЗ (законопроект)

25 февраля 2013 года в Правительство РФ на рассмотрение был внесен проект закона об ответственности заказчиков за нарушения Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ “О закупках товаров, работ отдельными видами юридических лиц” (далее – 223-ФЗ). Законопроектом предусматривается введение в КоАП РФ статьи 7.321. Данной норма содержит составы административных правонарушений в сфере проведения закупок в соответствии с 223-ФЗ, а также определяет федеральный орган исполнительной власти, к компетенции которого должно относиться рассмотрение дел о правонарушениях в сфере закупок. Таким органом, разумеется, предполагается назначить Федеральную антимонопольную службу.

  • Как отмечается в пояснительной записке к документу, законопроектом устанавливается административная ответственность в отношении заказчиков за совершение следующих правонарушений:
  • — принятие решения о закупке в иной форме, если законом установлено, что закупка должна осуществляться в электронной форме;
  • — нарушение заказчиком установленных сроков размещения необходимой документации и сведений на официальном сайте;
  • — утверждение документации, не соответствующей требованиями закона;
  • — предъявление к участникам закупки и условиям договора требований, осуществление оценки по критериям, не предусмотренным документацией о закупке, а также за неисполнение предписания уполномоченного органа.

Следует отметить, что 223-ФЗ изначально был призван обеспечить информационную открытость, прозрачность совершаемых сделок, и направлен на предотвращение коррупции.

Тем не менее, закон регулирует сферу корпоративных правоотношений между хозяйствующими субъектами, в связи с чем перенос регулирования из сферы государственного заказа на сферу закупок бизнеса должен осуществляться с большой осторожностью.

Не надорваться ли ФАС?

По мнению экспертов НАИЗ, предложенная редакция законопроекта усугубляет сложившуюся в России практику, когда антимонопольный орган рассматривает тысячи дел  ежегодно, в том числе в ущерб проведению расследований, которые оказывают существенное влияние на состояние конкуренции.

Как неоднократно отмечено в комментариях ОЭСР в отношении антимонопольной политики Российской Федерации, антимонопольный орган должен сконцентрировать свои ресурсы на расследовании дел, влияющих на конкуренцию в целом, а не на рассмотрении частных споров хозяйствующих субъектов, а также передать все несвойственные антимонопольным органам функции другим органам.

Так, например, предусматривается введение штрафа в размере 3 тыс. рублей за просрочку на 2 дня размещения на официальном сайте заказчиком Положения о закупке, информации о закупке (15 тыс. рублей – за то же нарушение более чем на 2 дня), а также утверждение документации, не соответствующей требованием 223-ФЗ.

Это может привести к тому, что ФАС России будет возбуждать большое количество административных дел о наложении «копеечных» штрафов за нарушения, которые не представляют общественной опасности, зачастую не нарушают чьих-либо интересов, либо вообще не являются нарушениями со стороны заказчика, а вызваны сбоями в работе официального сайта.

По разным оценкам, под действие 223-ФЗ попадает деятельность от 250 до 500 тыс. организаций – это все компании с госучастием, инфраструктурные монополии и почти все их «дочки» и «внучки».

Предлагаемые законопроектом меры административной ответственности создают неадекватное регуляторное воздействие на корпоративный сектор, и содержат высокие коррупционные риски со стороны контролирующих органов.

Не по Сеньке шапка

Задачами КоАП являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений. Предлагаемые же законопроектом меры фактически распространяют административную ответственность на сферу гражданско-правовых отношений хозяйствующих субъектов, что в том числе не соответствует задачам самого законодательства об административных правонарушениях.

Законопроект устанавливает одинаковую степень ответственности в отношении закупок регулируемых субъектов не только в части регулируемых видов деятельности, но и всей коммерческой деятельности компаний с государственным участием и инфраструктурных монополий. Он не распространяется только на финансирование, получаемое хозяйствующими субъектами из бюджетов разных уровней, так как эти средства расходуются в соответствии с законодательством о государственном и муниципальном заказе.

Другая часть предлагаемых изменений вызывает вопросы в связи с несоразмерностью штрафных санкций, предусмотренных предлагаемой статьей 7.321 КоАП РФ, степени общественной опасности административных правонарушений. Законопроектом предусмотрен административный штраф в размере до 50 тысяч рублей в отношении должностных лиц и до 500 тысяч рублей в отношении юридических лиц.

Целями регулирования 223-ФЗ, указанными в статье 1, являются создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств.

По мнению участников отрасли – членов НАИЗ, эффективность использования денежных средств отражается, в первую очередь, на стоимости товаров, работ и услуг, которые производятся, выполняются и оказываются субъектами, указанными в федеральном законе о закупках инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием.

Высокие штрафные санкции являются тяжелым финансовым обременением для юридических лиц, которые участвуют в торговых отношениях как предприниматели, осуществляющие свою деятельность, направленную на систематическое получение прибыли, самостоятельно на свой риск, без применения бюджетных средств.

Особо необходимо отметить, что в настоящее время осуществляется только наработка правоприменительной практики в отношении 223-ФЗ. При этом, в отличие от Федерального закона от 21 июля 2005 г.

№94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – 94-ФЗ), размещение заказов осуществляется не на основании жестких императивных правил, которые исчерпывающе установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Имеется достаточно большой сегмент отношений, регулируемый правилами, которые организации – заказчики в рамках 223-ФЗ устанавливают сами в положениях о закупках, не относящихся к нормативным правовым актам Российской Федерации.

О высоких штрафах антимонопольщиков еще в начале года высказался Конституционный суд Российской Федерации. Согласно позиции Конституционного суда РФ, изложенной в постановлении от 17.01.

2013 № 1-П, федеральному законодателю  надлежит внести в КоАП РФ изменения, которые позволят за правонарушение, предусмотренное частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, назначать справедливую административную ответственность.

Причем, что бы эта ответственность выражалась в  соразмерном наказании, которое применялось бы с учетом имущественного и финансового положения юридического лица и иных имеющих значение для назначения административного наказания обстоятельств.

Из того же исходит и Европейский Суд по правам человека.

Он признает такую меру ответственности, как штраф, оправданным вмешательством в право каждого физического и юридического лица на уважение своей собственности (в соответствии с абзацем 2 статьи 1 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод).

Одновременно с этим, этот же суд полагает следующее.

Финансовое обязательство, вытекающее из уплаты штрафа, если оно возлагает чрезмерное бремя на заинтересованное лицо или оказывает значительное влияние на его финансовое состояние, может поставить под сомнение указанное выше право каждого физического и юридического лица на уважение своей собственности, гарантированное абзацем 1 той же статьи 1 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Такой вывод следует из  постановления от 11.01.2007 года по делу “Мамидакис (Mamidakis) против Греции”.

По мнению экспертов НАИЗ, данную позицию судов можно в полной мере соотнести с ответственностью за нарушения федерального закона о закупках инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием.

Кто виноват?

Законопроектом предусматривается определение в качестве основного субъекта административной ответственности должностного лица заказчика.

Вместе с тем ни 223-ФЗ, ни изданные в его исполнение подзаконные нормативные правовые акты Российской Федерации не устанавливают обязанностей в этой сфере правового регулирования должностных лиц – работников юридических лиц, субъектов правового регулирования указанного Федерального закона.

Следовательно, ответственность должностных лиц должна относиться к мерам дисциплинарного воздействия и осуществляться через внутреннюю систему контроля юридических лиц, тем более что персональная ответственность должных лиц должна определяться исходя из распределения функционала и полномочий, корпоративных бизнес-процессов, влияющих на организацию закупочной деятельности, размера причиненных компании убытков и иных конкретных обстоятельств дела.

Указанной позиции придерживаются многие государственные корпорации, в том числе, входящие в НАИЗ.

Диспозиции статей законопроекта, устанавливающих ответственность за неразмещение заказчиком на официальном сайте информации в соответствии с требованиями 223-ФЗ, по своему смыслу дублируют положения статей, устанавливающих ответственность за нарушение сроков размещения необходимой информации более чем на 2 и 10 рабочих дней. Таким образом, порождается правовая неопределенность в отношении момента окончания одних правонарушений и начала совершения других, более тяжких, с точки зрения законопроекта.

Данная неопределенность содержит коррупциогенный фактор, предоставляя уполномоченному органу квалифицировать одно и то же правонарушение по одной или другой части статьи по собственному усмотрению.

Однако если нарушение размещения сроков более чем на 10 дней размещения на сайте положения о закупке влечет ответственность для юридических лиц в размере 50 тысяч рублей, то за неразмещение данного документа предусмотрена ответственность в размере 500 тысяч рублей.

При этом неясно как квалифицировать правонарушение, если на момент его выявления предусмотренные законом 10 дней, уже истекли.

Да и сам факт наличия состава правонарушения, предусматривающего привлечение заказчика к ответственности за неразмещение положения о закупке, представляется избыточным. Ведь в соответствии с положениями статьи 8 закона № 223-ФЗ в этом случае заказчик при осуществлении закупки должен руководствоваться нормами федерального закона о государственных закупках (закон № 94-ФЗ).

Что делать?

В целях защиты заказчиков (коммерческих организаций) от действий недобросовестных лиц представители государственных корпораций предлагают дополнительно к предусмотренным законопроектом мерам проработать вопросы, связанные с привлечением к административной ответственности участника процедуры закупки за необоснованную подачу жалобы на действие (бездействие) заказчика. Кроме этого, предлагается предусмотреть взимание государственной пошлины с участника процедуры закупки за подачу жалобы в ФАС России, которая в случае признания жалобы не обоснованной поступала бы в доход государства.

Данная мера может быть признана вполне оправданной, учитывая, что несвоевременное осуществление закупки по причине рассмотрения жалобы может повлечь для компаний многомиллионные убытки.

Кроме того любая жалоба должна быть рассмотрена в установленном порядке уполномоченным органом даже несмотря на то, что в процессе первичного рассмотрения станет ясно, что жалоба является явно необоснованной, что требует привлечение дополнительных трудовых ресурсов уполномоченного органа.

Эксперты НАИЗ и общероссийской общественной организации «Деловая Россия» проанализировали поправки в КоАП РФ, которые предлагали федеральные органы исполнительной власти и направили в Правительство РФ свои замечания.

В связи с большим количеством замечаний 26 марта он был возвращен на доработку.

 Более того, Федеральной антимонопольной службе поручили согласовать законопроект не только с Минэкономразвития, ФСТ и Минюстом, но и Национальной ассоциацией институтов закупок, а также РСПП и крупнейшими госкорпорациями.

Читайте также:  Порядок государственной регистрации расторжения брака

10 апреля 2013 года по проекту федерального закона «О внесении изменений в КоАП РФ» прошло согласительное совещание. Его провела ФАС России по поручению первого заместителя председателя Правительства РФ Игоря Шувалова.

В нем приняли участие представители руководства ФАС России, крупнейших компаний страны – Роснано, РЖД, Газпрома, Ростехнологии, Ростелекома, а также НАИЗ и РСПП. В ходе совещания каждый участник получил возможность высказать свои замечания к законопроекту.

 По итогам совещания будет сформирован протокол со всеми озвученными предложениями, который ФАС направит первому заместителю председателя Правительства РФ Игорю Шувалову.

Ассоциация начала взаимодействовать с ФАС России и по другим направлениям своей деятельности. Например, в рамках мониторинга госзакупок на сумму свыше 1 млрд. рублей эксперты НАИЗ будут направлять данные о наиболее заметных случаях нарушений специалистам службы, которые в свою очередь будут их рассматривать и принимать соответствующие меры.

Намечены и другие направления сотрудничества: совершенствование самого механизма общественных обсуждений, создание рейтинга эффективности закупок, предотвращение сговоров в сфере госзакупок, совершенствование закона о контрактной системе. Надеемся, что совместными усилиями общественности и органов государственной власти удастся улучшить ситуацию в сфере госзакупок и закупок госкомпаний.

Источник: //boi-mt.ru/news/15764

23.04.2013

Предлагается ограничить сферу регулирования 223-ФЗ (законопроект)

Источник: https://zakupkihelp.ru/novosti-zakupok/shtrafy-za-narushenie-223-fz-soglasuyut-s-naiz.html

Предлагается ограничить заказчиков в праве расторгать госконтракт по своей инициативе

Предлагается ограничить сферу регулирования 223-ФЗ (законопроект)Законодательное собрание Санкт-Петербурга предлагает закрепить в законодательстве о госзакупках закрытый перечень оснований, при наличии которых заказчик будет вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке. Соответствующий законопроект1 зарегистрирован в Госдуме.

Так, если заказчик намерен расторгнуть контракт на поставку товаров, он сможет сделать это, только если:

  • поставлены товары ненадлежащего качества, и эти недостатки не могут быть устранены в разумный срок;
  • товары оказались некомплектными, а поставщик не выполнил требование об их доукомплектовании или замене на комплектные в разумный срок;
  • поставщик неоднократно нарушал сроки поставки.

Перечни оснований для расторжения контракта установлены также в отношении контрактов на выполнение работ и оказание услуг. К примеру, в соответствии с законопроектом заказчику разрешается разорвать отношения с подрядчиком, если тот в установленный срок не приступил к выполнению работ или становится совершенно очевидно, что до окончания действия контракта работы выполнены не будут.

ОНЛАЙН-СЕМИНАР

Татьяна Каськова, руководитель направления Дирекции по развитию ЗАО ''Сбербанк-АСТ''
  • 13 января 2015 г.
  • Программа повышения квалификации «О контрактной системе в сфере закупок» совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ», по 44-ФЗ.
  • Принять участие в семинаре

Предусмотрена и обязанность заказчика провести экспертизу поставленных товаров, если госконтракт расторгается из-за неудовлетворительного их качества.

Разработчики документа объясняют свою идею тем, что сегодня заказчики фактически не ограничены в праве прекратить отношения с поставщиками по своему усмотрению. Дело в том, что в настоящее время госконтракт может быть расторгнут в одностороннем порядке в соответствии с гражданским законодательством (ч. 8 ст.

95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; далее – Закон № 44-ФЗ). При этом, к примеру, по ст.

717 ГК РФ заказчик по договору подряда может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения договора, уплатив подрядчику часть цены пропорционально уже выполненной работе.

Это касается и возмездного договора услуг с тем лишь различием, что выплате подлежит возмещение в счет фактически понесенных исполнителем затрат (п. 1 ст. 782 ГК РФ).

Правда, для одностороннего расторжения контракта на поставку товаров ограничение есть: договорные отношения могут быть расторгнуты только в случае, если поставщик допустил существенные нарушения договоренностей (п. 1 ст. 523 ГК РФ). Однако и последствия этого для поставщика более серьезные – в таком случае он буден занесен в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 2 ст. 104 Закона № 44-ФЗ).

При действующем регулировании, отмечается в пояснительной записке к законопроекту, существуют условия для злоупотребления заказчиками своими правами. Планируется, что предлагаемые поправки позволят избежать произвольного толкования норм ГК РФ и повысят конкуренцию в сфере госзакупок.

  1. Документы по теме:
  2. ______________________________
  3. 1 С текстом законопроекта № 939502-6 «О внесении изменений в статью 95 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

Источник: https://www.garant.ru/news/673085/

Закон № 223-ФЗ: ужесточить нельзя смягчить

Предлагается ограничить сферу регулирования 223-ФЗ (законопроект)

Пояснительной запиской в качестве первоначальной цели Поправок декларировалось расширение возможностей доступа малых и средних предприятий к закупкам, проводимым в соответствии с Законом № 223-ФЗ. Эта цель должна была быть достигнута путем повышения прозрачности закупок, расширения применения электронных торгов и сокращения избыточной отчетности заказчиков.

Поправки были приняты Государственной Думой РФ в первом чтении еще в сентябре 2015 года, однако с тех пор претерпели довольно существенные изменения. В результате они представляют собой смесь положений, содержащих более строгие требования к порядку осуществления закупок в соответствии с Законом № 223-ФЗ, с положениями значительно упрощающими отдельные аспекты закупок.

  • В настоящем обзоре рассматриваются наиболее ключевые, с нашей точки зрения, изменения, внесенные в Закон № 223-ФЗ.
  • Расширение перечня исключений из Закона № 223-ФЗ
  • Поправками расширен предусмотренный частью 4 статьи 1 Закона № 223-ФЗ перечень отношений, на которые действие Закона № 223-ФЗ не распространяется.

Прежде всего, к исключениям отнесены закупки у юридических лиц, являющихся взаимозависимыми с заказчиком в соответствии с Налоговым кодексом РФ и указанных в положении о закупках заказчика. При этом в положении о закупке должно содержаться обоснование включения в него лица в соответствии с Налоговым кодексом РФ, то есть обоснование наличия взаимозависимости.

Ранее заказчики часто предусматривали в положениях о закупках возможность закупки у своих дочерних обществ как единственных поставщиков. Это не исключало необходимости проведения закупок и размещения информации в ЕИС. Кроме того, в ряде случаев такая практика признавалась ограничивающей конкуренцию и влекла выдачу предписаний о внесении изменений в положение о закупках.

С вступлением в силу Поправок закупки в рамках группы лиц станут значительно более комфортными.

Заказчику будет достаточно обосновать наличие взаимозависимости в соответствии с Налоговым кодексом РФ и не потребуется обосновывать экономическую целесообразность закупок у своего взаимозависимого общества (по крайней мере до тех пор, пока у антимонопольных органов не сложится противоположная практика). При этом заказчик будет полностью освобожден от соблюдения каких-либо требований Закона № 223-ФЗ.

  1. Кроме этого, исключаются из-под действия Закона № 223-ФЗ следующие закупки:
  2. 1) закупки иностранным юридическим лицом в целях осуществления деятельности на территории иностранного государства;
  3. 2) закупки, связанные с исполнением заказчиком заключенного с иностранным юридическим лицом договора, предметом которого являются действия, совершаемые за пределами России.
  4. Унификация закупок
  5. Поправки предусматривают два варианта унификации закупок связанных между собой заказчиков:
  6. 1) утверждение типового положения о закупках;
  7. 2) присоединение к положению о закупках материнской компании.

Типовое положение о закупках может быть утверждено федеральными или региональными органами исполнительной власти, а также органами местного самоуправления.

Дополнительно к утверждению типового положения соответствующий орган определяет перечень подведомственных ему бюджетных и автономных учреждений и унитарных предприятий, для которых применение типового положения будет обязательным.

Указанные учреждения и предприятия будут обязаны скорректировать свое существующее положение о закупках либо утвердить новое положение о закупках, соответствующее типовому положению.

Дочерние хозяйственные общества будут вправе принять решение о присоединении к положению о закупке, утвержденному их материнской компанией, которая является субъектом Закона № 223-ФЗ.

В отличие от типового положения о закупках в данном случае инициатива о присоединении формально исходит снизу.

При этом в случае внесения изменений в положение о закупках материнской компании дочернее общество должно дополнительно принять решение о присоединении к таким изменениям.

  • Новые требования к порядку осуществления закупок
  • Поправки делят способы закупок на конкурентные и неконкурентные.
  • Конкурентной закупкой считается закупка, соответствующая следующим условиям:
  • 1) информация о проведении закупки размещается в единой информационной системе (далее – ЕИС), либо в случае закрытой закупки – направляется в виде приглашений принять участие в такой процедуре не менее чем двум лицам;
  • 2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком;
  • 3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 61 статьи 3 Закона № 223-ФЗ (данные требования описаны в разделе «Описание предмета закупки» настоящего обзора).

Перечень конкурентных способов закупки является открытым. К ним относятся конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений и иные способы, установленные в положении о закупке и соответствующие описанным выше требованиям.

В случае если участниками конкурентной закупки могут являться исключительно субъекты малого и среднего предпринимательства, то такая закупка должна быть осуществлена в электронной форме. Для иных конкурентных закупок электронная форма будет обязательна, если иные правила не будут предусмотрены в положении о закупках.

Неконкурентными закупками признаются все закупки, не соответствующие описанным выше условиям. Способы неконкурентных закупок также определяются заказчиком самостоятельно в положении о закупках.

Требования к порядку осуществления конкурентных закупок

Если ранее Закон № 223-ФЗ предоставлял заказчику практически полную свободу в определении порядка проведения закупок, то теперь Поправками закреплен значительный ряд требований к порядку проведения конкурентных закупок (статьи 32–34 Закона № 223-ФЗ). Среди указанных требований:

  • установлены минимальные сроки проведения закупочных процедур – при проведении конкурса или аукциона закупочная документация должна быть размещена в ЕИС не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок; при проведении запроса предложений – не менее чем за 7 рабочих дней до дня проведения запроса; при проведении запроса котировок – не менее чем за 5 рабочих дней до дня окончания срока подачи заявок;
  • установлен порядок разъяснения положений закупочной документации – любой участник закупки вправе направить заказчику соответствующий запрос, а заказчик обязан разместить ответ на него в ЕИС в течение 3 рабочих дней. Заказчик вправе не предоставлять разъяснение, если запрос поступил позднее чем за 3 рабочих дня до окончания срока подачи заявок;
  • определено, что требование о предоставлении обеспечения может быть установлено, только если начальная (максимальная) цена договора превышает 5 миллионов рублей. При этом размер обеспечения не должен превышать 5% от начальной (максимальной) цены договора;
  • при изменении закупочной документации заказчик обязан продлить срок подачи заявок таким образом, чтобы с даты размещения изменений в ЕИС до даты окончания срока подачи заявок осталось не менее половины срока подачи заявок на участие в закупке, установленного положением о закупке;
  • отмена закупки может быть осуществлена до окончания срока подачи заявок. После этого закупка может быть отменена только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы;
  • договор по итогам закупки может быть заключен не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола по результатам закупки. В случае необходимости одобрения заключения договора органом управления заказчика либо обжалования закупки в антимонопольном органе, договор должен быть заключен не позднее чем через 5 дней с даты одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа. При этом неясно, что делать в случае, если антимонопольный орган придет к выводу о наличии нарушений при проведении закупки и выдаче предписания по их устранению – выполнять предписание или заключать договор? Видимо, только дальнейшая практика применения Закона № 223-ФЗ решит данный вопрос.
Читайте также:  Возбудить уголовное дело на судью стало сложнее

Особенности закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства

Как уже было указано, если участниками конкурентной закупки могут являться исключительно субъекты малого и среднего предпринимательства, то такая закупка должна быть осуществлена в электронной форме.

В целом к закупкам, проводимым исключительно среди субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются более жесткие требования, чем к иным конкурентным закупкам. Во-первых, такие закупки могут проводиться исключительно в форме конкурса, аукциона, запроса предложений или запроса котировок.

Никакие иные конкурентные формы закупок в этом случае недопустимы. Во-вторых, предусмотрено, что запрос предложений может быть проведен только в случае, если начальная (максимальная) цена не превышает 15 миллионов рублей; а запрос котировок – если начальная (максимальная) цена не превышает 7 миллионов рублей.

При превышении указанных предельных значений обязательно проведение конкурса или аукциона.

В-третьих, электронные закупки у таких субъектов могут проводиться только на электронных площадках, действующих в соответствии с требованиями, предусмотренными Законом № 44-ФЗ, и включенных в перечень, утвержденный Правительством РФ.

Смягчение режима проведения закупок у единственного поставщика

После вступления Поправок в силу заказчик будет освобожден от необходимости размещать информацию о закупке (закупочная документация, проект договора и др.) у единственного поставщика в ЕИС. Размещение такой информации в ЕИС потребуется только в случае, если это предусмотрено положением о закупках заказчика.

  1. В то же время сохраняется обязанность предоставлять информацию о закупке у единственного поставщика для включения в реестр договоров (в случае, если цена договора превышает 100 000 рублей).
  2. Таким образом, возможность контроля за обоснованностью проведения закупок у единственного поставщика фактически исключается.
  3. Описание предмета закупки
  4. В Закон № 223-ФЗ включены требования в отношении описания объекта закупки, которые практически совпадают с аналогичными требованиями Закона № 44-ФЗ.

Поправками предусмотрено, что в описание предмета закупки не должны включаться товарные знаки, фирменные наименования и т.п.

, а также требования к товарам (работам, услугам) при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание предмета закупки.

При этом в случае использования в описании предмета закупки товарного знака необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

  • 1) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
  • 2) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
  • 3) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
  • 4) закупок в целях исполнения субъектами Закона № 223-ФЗ обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами, если необходимость указания товарного знака предусмотрена соответствующими договорами.
  • Таким образом, Поправками устанавливаются более строгие требования к описанию объекта закупок, осуществляемых в рамках Закона № 223-ФЗ.
  • Большая гибкость при заключении договора
  • Поправки содержат отдельные положения, которые позволят заказчикам в большей степени оптимизировать закупки под свои коммерческие интересы.
  • Так, будет допустимо по итогам конкурентной закупки заключать договоры с несколькими участниками такой закупки в порядке и случаях, которые определены в положении о закупках (часть 28 статьи 32).

Кроме этого, в закупочной документации станет допустимо указывать вместо начальной (максимальной) цены договора формулу цены, устанавливающую правила расчета сумм, подлежащих уплате поставщику в ходе исполнения договора, а также максимальное значение цены договора и цену единицы товара (работы, услуги). Соответственно, указанное положение открывает путь к возможности заключения рамочных договоров в рамках Закона № 223-ФЗ.

Расширение оснований для обжалования закупок

Ранее Закон № 223-ФЗ предусматривал ограниченный перечень оснований для обжалования закупок в антимонопольном органе. Такие основания касались прежде всего неразмещения в ЕИС необходимой информации или предъявления к участникам требований, не предусмотренных закупочной документацией.

В связи с этим большое количество нарушений (например, установление требований к участникам или критериев оценки, ограничивающих конкуренцию) формально не могло быть обжаловано в административном порядке. Зачастую суды, рассматривая жалобы на решения антимонопольного органа, признавали такие решения незаконными как вынесенные за пределами полномочий антимонопольного органа[1].

Это негативно сказывалось на эффективности контроля за закупками, осуществляемыми в рамках Закона № 223-ФЗ.

  1. Поправками предусмотрено два новых основания для обжалования закупок в антимонопольном органе:
  2. 1) осуществление закупки с нарушением требований Закона № 223-ФЗ и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, определенного в положении о закупке;
  3. 2) нарушение оператором электронной площадки требований, установленных Законом № 223-ФЗ, при осуществлении закупки.

Указанные основания фактически охватывают все возможные нарушения, которые могут быть допущены заказчиком. Кроме того, с учетом расширения применения электронной формы закупок участникам закупки предоставляется возможность также обратиться с жалобой на действия оператора электронной площадки.

Помимо этого, Поправками внесено несколько важных уточнений в отношении порядка подачи/рассмотрения жалоб:

  • в случае если обжалуемые действия совершены после окончания срока подачи заявок, то их обжалование может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке;
  • рассмотрение жалобы должно ограничиваться исключительно доводами, составляющими предмет обжалования. Так, ранее антимонопольные органы не были ограничены доводами жалобы и имели возможность проверять закупку целиком. В связи с этим недобросовестные лица могли направить необоснованную жалобу, оставив поиск возможных нарушений на усмотрение антимонопольного органа. Введенное поправками ограничение позволит снизить нагрузку на антимонопольные органы и сократить поток недобросовестных жалоб.

***

Поправки вступают в силу с 1 июля 2018 года. Ряд изменений, в частности изменения, касающиеся расширения перечня исключений из Закона № 223-ФЗ, утверждения типовых положений, а также изменения оснований для обжалования закупок, вступили в силу с 9 января 2018 года.

Заказчики обязаны скорректировать свои положения о закупках в соответствии с Поправками и разместить их в ЕИС до 1 января 2019 года.

Подводя итог, можно отметить, что Поправки носят крайне противоречивый характер. С одной стороны, они вводят более жесткое регулирование порядка проведения конкурентных процедур закупок. С другой стороны, Поправками никак не ограничивается возможность осуществлять закупки у единственных поставщиков.

Более того, Поправки значительно упрощают такие закупки, а также дают возможность приобретать необходимые товары у взаимозависимых лиц вовсе без соблюдения Закона № 223-ФЗ. Приведет ли такой подход к более конкурентным и эффективным закупкам или будет иметь принципиально иной результат, покажет время.

[1] См., например, Определение Верховного суда РФ от 22.10.2014 № 306-КГ14-2243 по делу № А65-25638/2013.

Источник: https://www.vegaslex.ru/analytics/analytical_reviews/law_no_223_fz_to_tighten_can_not_be_mitigated/

Как повлияют законодательные изменения на корпоративных заказчиков

Корпоративные закупки сейчас широко обсуждаются в Правительстве РФ, СМИ, профессиональных кругах. Основные темы этих обсуждений: экономия средств госкорпораций и компаний с госучастием в условиях кризиса, поддержка малого бизнеса, борьба с коррупцией.

Уже принят ряд нормативных правовых актов, призванных упорядочить сферу корпоративных закупок, повысить их конкурентность, вовлечь в них малый бизнес, ужесточить контроль за соблюдением заказчиками законодательных норм.

При этом закупки организаций, подпадающих под действие Федерального закона №223-ФЗ, находятся под пристальным вниманием Правительства РФ, регулирующих органов и общественных организаций, таких как ФАС России и АО «Корпорация МСП».

На что же стоит обратить особое внимание заказчикам в связи с законодательными новшествами? Что ждет их в ближайшем будущем? Как подготовиться и пройти этап реформ наиболее безболезненно? На эти вопросы постарался ответить генеральный директор электронной площадки РТС-тендер Виктор Степанов.

Согласно Постановлению Правительства № 1139 от 24 октября 2015 г. с 1 ноября 2015 г. ФАС России наделяется полномочиями и функциями контролирующего органа в сфере закупок по 223-ФЗ.

Если говорить о последствиях, то статистические данные за последние 5 месяцев свидетельствуют, что это нововведение повлекло за собой увеличение количества штрафов, так как, согласно указанному постановлению, а также новой редакции статьи 18.

1 135-ого закона «О защите конкуренции», в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией ФАС установлены иные нарушения в актах или действиях (бездействии) заказчика, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Что можете сказать про закупки у малого бизнеса: делает ли государство новые шаги в данном направлении? И что грозит нарушителям, не выполнившим квоты?

С 1 января этого года обновлены требования к закупкам у малого и среднего бизнеса. Теперь под действие Постановления № 1352 от 11.12.2014 г., которое регламентирует закупки у МСП, попадают заказчики с объемом выручки от 2 млрд рублей за год. Ранее данное постановление касалось заказчиков с объемом выручки от 10 млрд рублей за год.

При этом в законе прописана ответственность за несоблюдение требований к закупкам у МСП — это перевод организации на работу по 44-ФЗ.

Данное положение вступает в силу с 2017 года, и для многих может оказаться даже страшнее штрафа, так как, даже с учетом всех изменений, закупки по 223-ФЗ все же не так сильно регламентированы и загнаны в жесткие рамки, как закупки по 44-ФЗ.

Сейчас многие заказчики по 223-ФЗ в срочном порядке пытаются унифицировать свои требования к закупаемой продукции. Это тоже обусловлено законодательными нововведениями?

Да, с 1 июля 2016 года вступает в силу еще одна законодательная поправка. Теперь заказчик при формировании документации и технического задания будет обязан применять национальные стандарты: ГОСТы, нормативы и т.д.

Читайте также:  Полномочия сотрудников гибдд – чем грозит превышение?

Либо, если это невозможно, заказчик обязан будет обосновывать необходимость применения иных характеристик.

На практике это означает, что организациям придется тщательным образом подбирать нужные стандарты, или же готовить убедительные и развернутые обоснования для своих, «нестандартных» требований. 

Расскажите о планируемых изменениях. Какие направления в законотворческой работе в сфере закупок по 223-ФЗ сейчас являются наиболее актуальными?

Во-первых, ограничение числа электронных площадок, имеющих право работать по 223-ФЗ. Согласно Законопроекту № 821534-6 для площадок, прошедших отбор, будет введен новый термин — «универсальная торговая площадка».

На этих площадках будут проводиться закупки по 44-ФЗ, 223-ФЗ, торги по реализации государственного имущества и имущества предприятий-банкротов.

Этим же Законопроектом предлагается обязательно проведение всех конкурентных закупок в электронной форме.

Кроме того, планируется существенно ограничить способы закупок и оставить 5 традиционных для государственных и муниципальных закупок процедур: конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений, закупка у единственного поставщика. Поэтому заказчикам, привыкшим осуществлять свои закупки иными способами, следует как можно скорее освоить данный формат работы.

Станет ли корпоративным заказчикам сложнее работать в связи с перечисленными Вами актуальными и будущими нововведениями?

Все перечисленные актуальные и планируемые нововведения довольно серьезно изменят сферу закупок по 223-ФЗ и, естественно, вызовут определенные трудности у заказчиков.

Чтобы эффективно адаптироваться к новым реалиям и подготовиться к планируемым реформам, заказчикам, во-первых, следует начать создание проектов по внесению изменений в положения о закупках. Данные изменения должны касаться четкого исполнения обязательств по размещению информации в ЕИС.

Ведение планов закупок, отчетов, реестра договоров, размещение протоколов, извещений, документации, вносимых в них изменений следует осуществлять своевременно и в установленном порядке.

Также заказчикам необходимо собрать и систематизировать установленные национальные стандарты продукции, которую они регулярно закупают, и на базе таких стандартов создать типовые формы технического задания. Это позволит максимально оптимизировать процесс разработки документации по новым требованиям.

Многим заказчикам, имеющим собственные корпоративные площадки и закупочные системы, важно уже сейчас задуматься о том, что делать с ними в условиях будущих законодательных изменений. Не стоит планировать их консервацию или, тем более, ликвидацию, ведь в них были вложены большие финансовые и трудовые ресурсы.

Оптимальным решением здесь станет интеграция таких систем с одной из отобранных площадок. В этом случае внутренняя площадка будет выполнять функции автоматизированной системы размещения заказа, и способствовать упрощению механической части работы.

Это позволит, с одной стороны, не пропасть потраченным ресурсам и обеспечить своим сотрудникам возможность работы с уже хорошо знакомой системой, а с другой — повысить удобство работы на выбранной сторонней электронной площадке.

Еще один важный вопрос, касающийся адаптации к работе в новых условиях, это соблюдение законодательства в части закупок у малого и среднего бизнеса. Многие заказчики по 223-ФЗ физически не могут выполнить лимит в 18%, так как отрасли, в которых они работают, практически лишены таких некрупных поставщиков.

В этом случае заказчикам следует документально зафиксировать все факты и обсудить сложившуюся ситуацию с представителями регулирующих органов, которые открыты для диалога по таким вопросам.

Сегодня на правительственном уровне запущены программы поддержки субъектов МСП в данных «проблемных» сферах, ведется активный мониторинг этих отраслей, разрабатываются альтернативные решения, касающиеся закупок заказчиков, в них работающих.

Существенную поддержку при выполнении норм закупок у малого и среднего бизнеса сможет оказать всероссийский реестр МСП, на необходимость создания которого указывают многие эксперты, а также внутренние реестры электронных площадок. Такой реестр существует пока только на площадке РТС-тендер. 

То есть корпоративным заказчикам надо предпринимать активные действия по подготовке к изменениям, и тогда их работа в новых условиях будет эффективной?

Да. Ко всем реализованным и планируемым изменениям в сфере корпоративных закупок можно и нужно адаптироваться.

Заказчики по 223-ФЗ сегодня имеют широкие возможности для обсуждения актуальных вопросов, обмена опытом с ведущими игроками на рынке, получения бесплатного образования, юридических консультаций, на некоторых площадках доступны многочисленные вспомогательные сервисы, позволяющие поддерживать заказчика на всех этапах осуществления закупок, и многое другое. Главное — вовремя и в полной мере этими возможностями воспользоваться. Специалисты площадки РТС-тендер со своей стороны всегда готова помочь разобраться во всех нюансах и подготовиться к грядущим нововведениям.

На правах рекламы

Источник: https://rg.ru/2016/04/25/kak-povliiaiut-zakonodatelnye-izmeneniia-na-korporativnyh-zakazchikov.html

Внесение законопроектов в Государственную Думу

5 сентября 2017 14:00

Распоряжение от 4 сентября 2017 года №1906-р.

Законопроектом предлагается предоставить Правительству России право определять перечни товаров, работ, услуг, аренды (включая фрахт, лизинг), а также начальную (максимальную) цену договора, при превышении которой получающие государственную поддержку заказчики не могут его заключать без согласования с координационным органом Правительства – Правительственной комиссией по импортозамещению. Принятие законопроекта позволит повысить эффективность государственного контроля закупок товаров, работ, услуг за рубежом, а также оказания услуг аренды (фрахта, лизинга) с использованием этих товаров, в том числе судов, морской и авиационной техники.

Проект
федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках
товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»» (далее –
законопроект) внесён Минэкономразвития России.

Федеральным
законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ,
услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Федеральный закон №223-ФЗ)
предусмотрено, что отдельные виды юридических лиц обязаны согласовывать с
координационным органом Правительства России (Правительственной комиссией по
импортозамещению, далее – Комиссия) закупки определённых Правительством
товаров, работ, услуг, а также реализацию инвестиционных проектов, стоимость
которых превышает 10 млрд рублей. Действие Федерального закона №223-ФЗ
распространяется на госкорпорации, компании, в которых доля участия Российской
Федерации превышает 50%, других заказчиков и юридических лиц, которым
оказывается государственная поддержка.

В ходе
применения этих законодательных норм выявлено, что юридические лица в отдельных
случаях закупок имеют возможность не информировать Комиссию о заключаемых
договорах на закупку некоторых видов товаров, а также на оказание услуг,
результатом которых не является производство товаров.

В
частности, основная продукция авиационной и судостроительной промышленности,
производимая на территории России, имеет стоимость менее 10 млрд рублей и, не
являясь товаром, закупаемым для реализации инвестиционных проектов, не включена
в перечни видов продукции машиностроения, закупки которых необходимо
согласовывать с Комиссией. Заинтересованные организации закупают аналогичные
товары за рубежом, что оказывает негативное влияние на развитие отечественной
авиационной и судостроительной промышленности.

В
целях ликвидации выявленных пробелов в правовом регулировании закупок товаров,
работ, услуг законопроектом предлагается внести в статьи 1 и 31
Федерального закона №223-ФЗ изменения, направленные на расширение полномочий
Правительства России в области регулирования закупок. Предусматривается
предоставить Правительству России право определять перечни товаров, работ,
услуг, аренды (включая фрахт, лизинг), а также начальную (максимальную) цену
договора, при превышении которой заказчики не могут его заключать без
согласования с Комиссией.

  • Также законопроектом
    предусмотрено распространение особенностей закупок в рамках инвестиционных проектов
    на дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% долей
    принадлежит государственным корпорациям, государственной компании,
    хозяйственным обществам, в уставном капитале которых доля участия Российской
    Федерации превышает 50%.
  • Принятие
    законопроекта позволит повысить эффективность государственного контроля закупок
    отдельными видами юридических лиц товаров, работ, услуг за рубежом, а также
    оказания ими услуг аренды (фрахта, лизинга) с использованием этих товаров, в
    том числе судов, морской и авиационной техники.
  • Законопроект
    рассмотрен и одобрен на заседании Правительства
    Российской Федерации 31 августа 2017 года.

Источник: http://government.ru/activities/selection/301/29135/

Проект комплексных поправок в Закон № 223-ФЗ — Орел

Министерством экономического развития России к концу июня был подготовлен проект комплексных поправок в Закон № 223-ФЗ, предполагающий его значительную корректировку.

В случае принятия поправок изменения коснутся закупок каждой компании, работающей по этому Закону.

Законопроект содержит целый ряд конструктивных предложений по совершенствованию Закона № 223-ФЗ, однако не лишён и отдельных недостатков, устранение которых способствовало бы более эффективному достижению его целей.

Новеллы, предложенные Минэкономразвития России, предполагают, что объём Закона № 223-ФЗ увеличится почти вдвое. Впрочем, при условии своевременного ознакомления с новыми правилами, добросовестным заказчикам, уже сегодня соблюдающим требования Закона № 223-ФЗ, после принятия поправок станет работать только легче. А недобросовестным – сложнее.

Поправки в Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) были разработаны Министерством экономического развития России во исполнение поручения Правительства России.

Целью этих поправок названо развитие конкуренции в регулируемой сфере. Нельзя не заметить, что предложенные поправки в целом развивают идеи законопроекта, подготовленного Минэкономразвития России в конце 2013 года и опубликованного на портале regulation.gov.ru 20 ноября.

При этом новый законопроект, опубликованный на том же портале 26 июня, отличается куда большей проработанностью предлагаемых новелл.

Большинство поправок из представленного министерством пакета и в самом деле устраняет препятствовавшие конкуренции пробелы законодательного регулирования и разрешает спорные вопросы, выявленные практикой применения Закона № 223-ФЗ.

Нельзя не отметить здравых подходов к регулированию закупочных механизмов, предложенных поправками. Предложенные министерством новеллы предусматривают существенное изменение большинства норм Закона № 223-ФЗ, однако изменения эти едва ли можно назвать ломкой сложившейся системы – скорее, это её радикальное совершенствование и приближение к принципам контрактной системы.

Однако общий вектор на сближение Закона № 223-ФЗ и практик контрактной системы имел своим побочным эффектом и то досадное обстоятельство, что в отельных частях законопроекта прослеживается механическое заимствование норм Федерального закона от 05.04.

2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которое само по себе едва ли может способствовать развитию конкуренции в сфере закупок, проводимых по Закону № 223-ФЗ.

Обусловлено это значительными различиями в правовой природе и закупочной мотивации субъектов каждого из законов. Не идентичны и текущие уровни развития конкуренции в контрактной системе с одной стороны и в сфере закупок, проводимых по Закону № 223-ФЗ, с другой стороны.

Этими базовыми различиями обуславливается и разница в методиках развития конкуренции в двух близких, но всё же обособленных сферах регулирования закупочной деятельности.

Уточнение терминов и понятий

Источник: https://orel.otchetonline.ru/et/etp/goszakaz/art.php?id=31845

Ссылка на основную публикацию