Правовое регулирование строительной деятельности

Лицензии — это тоже плохо, потому что они являются административными механизмами.

Дмитрий Медведев

Правовое регулирование строительной деятельности

Государственное регулирование строительной деятельности в РФ − это систематизированная управленческая деятельность уполномоченных государственных органов, занимающихся упорядочиванием экономических отношений в строительстве и защищающих все интересы участников договорных отношений. В этой публикации мы рассмотрим государственное регулирование строительной деятельности в РФ, с учетом  Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Вначале давайте коротко охарактеризуем государственное регулирование строительной деятельности в РФ. Прежде всего, это:

  • Нормативно-правовое регулирование;
  • Градостроительное регулирование,
  • Техническое регулирование,
  • Государственный строительный контроль и надзор.

Причем в каждом регулировании существуют свои разработки правовых норм.

К примеру, государственное регулирование строительной деятельности в РФ в области градостроения полностью ориентируется на Градостроительный кодекс РФ, поэтому все градостроительные отношения между участниками проекта привязаны к развитию городских и пригородных территорий, а также к деятельности людей на этих территориях. Отношения эти включают предупреждение ЧС и меры по их ликвидации, даже в случае, если какие-то ситуации не урегулированы еще нашим законодательством.  Само градостроительное регулирование включает в себя:

  • территориального планирования,
  • градостроительного зонирования,
  • планировки территории,
  • инженерных изысканий,
  • архитектурно-строительного проектирования,
  • строительства объектов капитального строительства,
  • реконструкции объектов капитального строительства,
  • капитального ремонта, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Государственное регулирование строительной деятельности в РФ в части градостроения предполагает приобретение строительной компанией статуса СРО и контроль за деятельностью Генерального подрядчика. Порядок осуществления государственного надзора, нами уже рассматривался. Вся информация хранится в «Энциклопедии строительства», которая доступна любому желающему в онлайн режиме.

Правовое регулирование строительной деятельности

Техническое регулирование и стандартизация в рамках государственного регулирования строительной деятельности в РФ устанавливаются на основе обязательных технических регламентов и добровольных нормах СРО.

Напомним читателю, что технический регламент принимается на основе какого-либо из документов: ратифицированным международным договором РФ, межправительственным соглашением, федеральным законом, указом Президента РФ, постановлением Правительства РФ, нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию, устанавливающим обязательные для применения и исполнения требования к объектам строительства, в том числе зданиям, строениям и сооружениям Или к связанным с техническими требованиями регламента процессам проектирования, инженерного изыскания, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

  • Само по себе техническое регулирование — это правовое регулирование отношений всех участников проекта и, одновременно, оценка соответствия проекта исполнению обязательных государственных технических требований. Государственное регулирование строительной деятельности в РФ в части технического регулирования включает в себя перечень необходимой документации, среди которых есть стандарты, своды правил, СНиПы, постановления Минстроя и т.д.

Правовое регулирование строительной деятельности

Контроль и надзор за строительной деятельностью осуществляют федеральные органы исполнительной власти.

В настоящее время это  − Министерство регионального развития РФ, которое уполномочено реализовывать и проверять выработке государственных решений в области строительства с 28.09.

2004 года, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 501 «Вопросы Министерства регионального развития Российской Федерации».  Также могут контролировать и инспектировать строительную деятельность:

  • Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору,
  • Министерство обороны Российской Федерации,
  • Федеральная служба безопасности Российской Федерации,
  • Федеральная служба охраны Российской Федерации,
  • Органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как видите, строительная деятельность, без соответствующих допусков, выданных саморегулируемой организацией (СРО), не будет являться законной.

Это предусматривает государственное регулирование строительной деятельности в РФ, а также градостроительная документация по планировке территории для размещения объектов капитального строительства.

Цели саморегулирования направлены на повышение качества выполнения всех строительных и проектных работ, поэтому свидетельство о допуске к таким работам является главным документом, с которым любой заказчик обязан ознакомиться в первую очередь.

По вопросам строительства, проектирования и производства легких металлических конструкций вы можете проконсультироваться  у наших специалистов по телефону 209-09-40. Сотрудничая с нами, вы будете застрахованы от всех строительных рисков! Ждем звонков!

Источник: http://stroy-trading.ru/about/news/118-gosudarstvennoe-regulirovanie-stroitelnoi-deyatelnosti-v-rf

Правовое регулирование строительства

Правовое регулирование строительной деятельности

Строительная деятельность может быть определена как деятельность по созданию новых зданий, сооружений, иных объектов строительства, а также расширению и реконструкции существующих предприятий, зданий и сооружений.
В строительной деятельности в широком смысле, в строительном процессе участвуют не только собственно строители, но и заказчики, проектировщики, инвесторы.
Строительная деятельность в узком смысле – это деятельность только строительных организаций по возведению различных объектов и разнообразные связанные с этим виды строительных работ.

  • Строительное законодательство. Для строительного законодательства характерен большой объем нормативного материала. При этом собственно правовые нормы тесно переплетены с нормами технического характера. Они нередко включаются в единые нормативные документы. Наиболее характерный пример такого рода – СНиП (Строительные нормы и правила). Это свод общих норм и требований к организации строительного производства, проектированию объектов и ведению строительных работ. В СНиПах есть и правовые и технические нормы. Важно учесть, что соблюдение СНиПов всеми участниками строительного процесса является их юридической обязанностью.
  • территориального планирования,
  • градостроительного зонирования,
  • планировки территории,
  • инженерных изысканий,
  • архитектурно-строительного проектирования,
  • строительства объектов капитального строительства,
  • реконструкции объектов капитального строительства,
  • капитального ремонта, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Подряд

Главой 37 «Подряд» ГК РФ регулируются общие положения о подряде, а также отношения сторон по договорам бытового подряда, строительного подряда, подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

Сторонами договора подряда, как вы знаете, являются заказчик и подрядчик. Согласно общим положениям о подряде, а именно статье 702 ГК РФ, по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В частности, обязанностью заказчика по договору подряда на капитальное строительство в соответствии со статьей 740 ГК РФ является создание подрядчику необходимых условий для выполнения работ по созданию определенного объекта либо выполнения иных строительных работ, принятие результата работ и уплата цены, установленной договором. Обязанностью подрядчика, в свою очередь, является строительство определенного объекта по заданию заказчика либо выполнение иных строительных работ.

Согласно статье 447 ГК РФ договор может быть заключен путем проведения торгов и заключается с лицом, эти торги выигравшим.

Цена в договоре — это размер денежных средств, подлежащих уплате инвестором для строительства (создания) объекта. Она может быть определена как сумма денежных средств на возмещение затрат на строительство (создание) объекта и денежных средств на оплату услуг заказчика.

  • Если инвестор является застройщиком, то инвестиционный контракт на строительство объекта недвижимости может заключаться инвестором-застройщиком с местными органами власти. Такой контракт содержит, как правило, два основных условия его реализации:
  • обязанность инвестора инвестировать строительство;
  • право инвестора (после произведенных инвестиций) оформить в собственность построенный объект.
  • Эскроу — депонирование одним лицом денежных средств или иных активов у третьего лица для выплаты или передачи определенному лицу при выполнении определенных условий.

Если говорить простыми словами, то договор условного депонирования представляет собой комплексный сервис, в рамках которого эскроу-агент (специальное агентство или адвокат с соответствующей лицензией) не только проводит расчёты между сторонами сделки (например, по покупке недвижимости), но и обеспечивает её чистоту, страхование и т.п. – в общем, делает жизнь сторон комфортнее и спокойнее.

К существенным условиям договора (эскроу) необходимо отнести объекты, к ним относятся: движимые вещи, такие как: наличные деньги, документарные ценные бумаги и документы, безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги.

Стоит отметить, что в отличие от договора счёта эскроу, заключаемого между банком и владельцем счёта, в договоре условного депонирования изначально три стороны: «договор эскроу заключается между депонентом, бенефициаром и эскроу-агентом». Отсюда, в частности, специфика процедуры отказа от договора (ст.926.8 ГК РФ), это также является существенной стороной договора.

Залог

Вопрос применения залога в настоящее время урегулирован в ч. 6 ст. 13 Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ.

  1. Если до заключения застройщиком договора с первым участником долевого строительства имущество, было передано в залог в качестве обеспечения обязательств застройщика по целевому кредиту на строительство (создание) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в состав которых входят объекты долевого строительства, привлечение застройщиком денежных средств участников долевого строительства
  2. 1) залогодержателем имущества, является банк;
  3. 2) получено согласие на удовлетворение своих требований за счет заложенного имущества, а также согласие на прекращение права залога на объекты долевого строительства;
  4. 3) целевой кредит на строительство (создание) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости в соответствии с условиями договора, заключенного между застройщиком и банком, может быть использован только установленные законом цели.

При возникновении судебных споров фактически возникает вопрос о прекращении предмета залога. В качестве примера можно назвать Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 24.12.2014 по делу N 33-7605/2014.

При государственной регистрации права собственности застройщика на объект незавершенного строительства такой объект незавершенного строительства считается находящимся в залоге у участников долевого строительства с момента государственной регистрации права собственности застройщика на такой объект (ч. 2 ст. 13 Федерального закона).

Источник: http://lawedication.com/blog/2018/11/14/pravovoe-regulirovanie-stroitelstva/

Правовое регулирование государственного строительного надзора



В статье рассмотрено нормативно-правовое регулирование строительного надзора в Российской Федерации. Рассмотрена надзорная деятельность федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного строительного надзора.

Ключевые слова: строительство, государственный строительный надзор, контроль, органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно Стратегии развития строительной отрасли на период до 2030 года разработанной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, строительная отрасль, как и российская экономика в целом находятся перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития.

Состояние строительного комплекса оказывает воздействие на трудоспособность всех областей экономики и жизненный процесс населения. Решая масштабные экономические задачи, строительная отрасль формирует заказ на поиск оптимальных технических, технологических и организационных решений, обладающих мультипликативным эффектом для всей экономики.

Вместе с тем в строительной отрасли требуются количественные и качественные преобразования, способствующие более эффективному решению задач наращивания объемов строительства жилья, реализации масштабных инфраструктурных проектов, открывающие возможности для развития промышленно-экономического потенциала Российской Федерации в целом.

В настоящее время управление строительством в Российской Федерации рассматривается как система управления данным видом деятельности при обязательном регулирующем воздействии на эту сферу деятельности со стороны органов государственного управления.

Государственный строительный надзор является единственным из государственных институтов, в названии которого содержится непосредственное указание на его контрольно-надзорную природу.

  • Регулирование строительной деятельности в РФ осуществляется на трех уровнях:
  • ‒ государственное регулирование;
  • ‒ региональное регулирование;
  • ‒ регулирование строительной деятельности на уровне СРО.
  • Государственное регулирование строительной деятельности представляет собой управленческую деятельность государства в лице соответствующих уполномоченных органов, действия которых направлены на упорядочение экономических отношений в сфере строительства.
  • По действующему законодательству государственный строительный надзор осуществляется при:
  • 1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе либо является типовой проектной документацией или ее модификацией;
  • 2) реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе.
  • Следующим уровнем регулирования строительной отрасли является региональный.
  • В соответствии с федеральными законодательными актами, центр тяжести по управлению экономическими процессами в строительстве, в настоящее время осуществляется на уровне субъектов, образуя региональный строительный комплекс.
  • Региональный строительный комплекс (РСК) — это территориально-производственная совокупность строительных предприятий, предприятий строительных материалов и объективно интегрированных с ними устойчивыми хозяйственными связями других объектов материального производства и непроизводственной сферы, обеспечивающих ее сбалансированность и эффективное функционирование комплекса в целом, а также региональных органов управления и общественных организаций.
  • На уровне региона управляющей подсистемой строительного комплекса является региональный орган управления (министерство или комитет), который осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими органами исполнительной власти, местного самоуправления, учреждениями и организациями независимо от форм собственности.

Перейдем к регулированию строительной деятельности на уровне СРО. Как было сказано выше, после отмены лицензирования законодатель перешел на саморегулирование строительной деятельности.

Саморегулирование — самостоятельная и инициативная деятельность, осуществляемая субъектами предпринимательской деятельности, содержанием которой является разработка и утверждение стандартов, правил деятельности, контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил. За деятельностью саморегулируемой организации осуществляется государственный контроль (надзор).

Саморегулируемые организации ориентированы на решение управленческих задач, защиту законных интересов организаций, охрану окружающей среды, выполняют государственные задачи в интересах государства и организаций — участников за счет средств участников рынка и являются социально-ориентированными некоммерческими организациями.

Как у каждого нововведения, у саморегулирования есть свои плюсы и минусы. ввод СРО значительно сократил — до 90 тысяч — число организаций, которые получили право заниматься строительством. Можно сделать вывод, что институт саморегулирования в строительстве состоялся, несмотря на все трудности, сопротивление, непонимание со стороны консервативно настроенных участников рынка.

Читайте также:  Договор безвозмездной аренды - возможен ли

Допуск к строительной деятельности сводится к участию в СРО. При проведении работ необходимо выполнять правила, утвержденные нормативными актами в области правового регулирования строительной деятельности, а также соответствовать требованиям, принятым в СРО.

Источник: https://moluch.ru/archive/240/55592/

Правовое регулирование строительной деятельности в Украине (стр. 1 из 2)

  • ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УКРАИНЕ
  • ПЛАН
  • 1Строительная деятельность и ее правовое регулирование
  • 2Особенности осуществления строительной деятельности
  • 3Правовой статус субъектов хозяйствования, осуществляющих строительную деятельность
  • 4Условия и порядок осуществления строительной деятельности
  • 5Ответственность за нарушения законодательства о строительной деятельности
  • 1
    Строительная деятельность и ее правовое регулирование

Строительство является отраслью национальной экономики, которая создает основные фонды производственного и непроизводственного назначения для удовлетворения потребностей общества. В области строительства инвестиции превращаются в материальные объекты, продукцию в виде зданий и сооружений.

Процесс строительства или строительная деятельность объединяет комплекс работ — проектных, строительных, монтажных и других, которые выполняются в технологической последовательности с целью создания строительной продукции.

Хозяйственные правоотношения, возникающие при совершении строительной деятельности, регулируются законами Украины «Об инвестиционной деятельности» от 18 сентября 2001 г., «Об основах градостроительства» от 16 ноября 2002 г., «Об ответственности предприятий, их объединений, учреждений и организаций за правонарушения в сфере градостроительства» от 14 октября 2004 г.

, «Об архитектурной деятельности» от 20 мая 2005 г., «Об имущественной ответственности за нарушение условий договора подряда (контракта) о выполнении работ на строительстве объектов» от 6 апреля 2000 г., «О планировании и застройке территорий» от 20 апреля 2000 г.

, общими и специальными нормами Гражданского кодекса Украины, другими законодательными и подзаконными нормативными актами.

Правила определения стоимости строительства: Государственные строительные нормы Украины (ДБН Д.1.1-1-2000), утвержденные приказом Госстроя Украины от 27 августа 2000 г.

, под строительством понимают — новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое переоснащение предприятий, зданий и сооружений, ремонт жилья, объектов социальной сферы и коммунального назначения, благоустройство, а также реставрацию памятников архитектуры и градостроительства.

  1. Объектами градостроительства являются территория Украины, территории ее административно-территориальных единиц и их функциональные территории, здания, сооружения и их комплексы, коммуникации и сооружения инженерной и транспортной инфраструктуры.
  2. Субъектами градостроительства выступают государственные органы, органы местного самоуправления, граждане и юридические лица Украины и иностранных государств.
  3. Закон устанавливает требования, которые должны быть обеспечены при совершении градостроительной деятельности, определяет содержание и границы государственного регулирования в этой сфере, распределяет компетенцию органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, регламентирует ряд других вопросов градостроительства.

Закон Украины «Об архитектурной деятельности» от 20 мая 2004 г. определяет правовые и организационные принципы совершения этой деятельности и направлен на достижение эстетической выразительности, экономической целесообразности и надежности зданий, сооружений и их комплексов.

Закон устанавливает основы государственного архитектурно-строительного контроля. Закон Украины от 20 апреля 2000 г. «О планировании и застройке территорий» определяет правовые и организационные основы планирования, застройки и другого использования территорий и направлен на обеспечение устойчивого развития населенных пунктов.

Под планированием территорий имеется в виду процесс регулирования их использования, состоящий в создании и внедрении градостроительной документации, постановлении и реализации соответствующих решений.

Основными заданиями планирования и застройки территорий являются: определение и рациональное расположение территорий жилищной и общественной застройки, промышленных, рекреационных и других территорий и объектов; определение, изъятие и предоставление земельных участков для градостроительных нужд; регулирование застройки населенных пунктов и территорий.

Планирование территорий осуществляется на общегосударственном, региональном и местном уровнях соответствующими органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Планирование и застройка отдельных земельных участков осуществляется их владельцами или пользователями в установленном порядке.

2
Особенности осуществления строительной деятельности

Роль строительной деятельности и продукции строительства в жизни общества, необходимость сочетания при ее осуществлении государственных, общественных, коллективных и частных интересов обусловливают предъявление к ней соответствующих требований.

Общие требования к строительной деятельности определены Законом Украины «Об основах градостроительства» от 16 ноября 2001 г.

, согласно которому при градостроительстве должны быть, в частности, обеспечены: разработка градостроительной документации, проектов конкретных объектов в соответствии с государственными стандартами, нормами и правилами, архитектурно-планировочными заданиями и техническими условиями; размещение и строительство объектов соответственно градостроительной документации и проектам этих объектов.

Закон Украины «О планировании и застройке территорий» от 20 апреля 2000 г. устанавливает формы градостроительной документации, общие требования к ее содержанию, порядку разработки и утверждения.

Градостроительной документацией на общегосударственном уровне является Генеральная схема планирования территории Украины, которая разрабатывается Кабинетом Министров и утверждается Верховной Радой Украины.

Она определяет концептуальные решения планирования и использования территории государства.

Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления руководствуются Генеральной схемой, в частности, во время подготовки проектов государственных программ по вопросам развития инженерно-транспортной инфраструктуры, выбора трасс и проектирования важнейших транспортных, энергетических и других инженерных коммуникаций, зданий и сооружений.

  • На региональном уровне градостроительной документацией являются схемы планирования территории, которые определяют принципиальные решения планирования и застройки соответствующих территорий, их отдельных частей.
  • Схемы планирования территорий АРК, областей, районов утверждаются соответствующими советами.
  • Планирование территорий на местном уровне обеспечивается органами местного самоуправления и заключается в разработке и утверждении генеральных планов населенных пунктов, схем планирования территорий на местном, уровне, другой градостроительной документации и обеспечении их соблюдения.
  • Генеральный план населенного пункта определяет принципиальные решения развития, планирования и застройки населенного пункта.

Для отдельных районов, микрорайонов, кварталов в качестве градостроительной документации согласно генеральному плану разрабатывается детальный план территории и проект застройки территории. Последний объединяет свойства градостроительной и проектной документации и разрабатывается для комплексов зданий и сооружений.

Лица, имеющие намерение осуществить строительство на земельных участках, принадлежащих им на праве собственности или пользования, обязаны получить от исполнительных органов соответствующих советов разрешение на строительство объекта градостроительства.

Разрешение дается в течение двух месяцев со дня подачи письменного заявления на основании комплексного вывода о соответствии предполагаемого строительства градостроительной документации государственным строительным нормам, местным правилам застройки. Разрешение на строительство дает право заказчикам на получение исходных данных на проектирование, проведение проектно-изыскательских работ и получение разрешения на выполнение строительных работ.

Архитектурно-планировочное задание содержит комплекс градостроительных и архитектурных требований и особых условий проектирования и строительства объекта, вытекающих из положений утвержденной градостроительной документации, местных правил застройки, соответствующих решений органов государства и местного самоуправления (в частности, об охране памятников истории и культуры, окружающей среды и т. п.).

  1. Технические условия — это комплекс условий и требований по инженерному обеспечению объекта, которые должны отвечать его расчетным параметрам, в том числе водоснабжения, канализации, тепло-, энерго-, газоснабжения, радиофикации, внешнего освещения, отведения сточных вод, телефонизации, телевидения, диспетчеризации, пожарной безопасности, а также особых условий.
  2. Задание на проектирование составляется в соответствии с архитектурно-планировочным заданием, техническими условиями и содержит требования заказчика к планировочным, архитектурным, инженерным и технологическим решениям и свойствам объекта, его основным параметрам стоимости и организации его строительства.
  3. Согласно Закону Украины «О планировании и застройке территорий» проектная документация на строительство объектов градостроительства (по терминологии Закона Украины «Об архитектурной деятельности» и некоторых других нормативных актов — проект объекта) — это утвержденные текстовые и графические материалы, которыми определяются градостроительные, объемно-планировочные, архитектурные, конструктивные, технические, технологические решения, а также сметы объектов строительства.

Проектная документация разрабатывается в соответствии с исходными данными на проектирование, с соблюдением требований государственных стандартов, норм и правил, региональных и местных правил застройки, согласовывается с органом градостроительства и архитектуры и утверждается заказчиком в установленном порядке. В предусмотренных Законом случаях разработка проектной документации осуществляется на конкурсной основе.

Источник: https://mirznanii.com/a/31038/pravovoe-regulirovanie-stroitelnoy-deyatelnosti-v-ukraine

Правовое регулирование строительной деятельности

  • Строительная деятельность может быть определена как деятельность по созданию новых зданий, сооружений, иных объектов строительства, а также расширению и реконструкции существующих предприятий, зданий и сооружений.
  • В строительной деятельности в широком смысле, в строительном процессе участвуют не только собственно строители, но и заказчики, проектировщики, инвесторы.
  • Строительная деятельность в узком смысле — это деятельность только строительных организаций по возведению различных объектов и разнообразные связанные с этим виды строительных работ.

Предметом рассмотрения в данной главе выступает строительная деятельность в широком смысле, так как все этапы строительного процесса тесно связаны между собой. Так, строительство невозможно без проектной документации, а она должна базироваться на градостроительной документации. Проектирование в большинстве случаев включает архитектурную деятельность.

Ни строительство, ни проектирование невозможны без инвестиций, и в этом смысле инвестор -необходимый участник строительного процесса. Столь же необходим и заказчик,для которого выполняются строительные работы, возводятся те или иные объекты.

Без заказчика незавершенное строительство никогда не станет таким объектом, как жилой дом или производственное предприятие, так как заказчик решает вопрос о приемке зданий и сооружений в эксплуатацию, а следовательно, о включении их в оборот именно в качестве предприятий, зданий и сооружений, а не незавершенного строительства.

Что же касается строительной деятельности в узком смысле, то следует учесть, что есть несколько формальных критериев отнесения той или иной деятельности к строительной: во-первых, это перечень подлежащих лицензированию видов строительных работ, а во-вторых — перечень строительных работ, зафиксированный в разд. 4 (п.4.2.

) Инструкции о порядке составления статистической отчетности по капитальному строительству, утвержденной Постановлением Госкомитета Российской Федерации по статистике от 24 сентября 1993 г. №185. Кроме того, перечень различных видов строительных работ, т.е.

видов строительной деятельности,или иными словами видов деятельности, которые отнесены нормативными документами к строительной, содержится в таком нормативном акте, как Строительные нормы и правила (СНиП).

  1. Правовое регулирование отношений в строительном производстве, а также в области проектирования и изыскательских работ для строительства традиционно составляет одну из самых обширных сфер коммерческого права.
  2. Эта подотрасль коммерческого законодательства может быть названа законодательством о капитальном строительстве или строительным законодательством.
  3. Тесно связанные со строительным производством отношения в областях архитектурного проектирования и градостроительства также могут быть отнесены к предмету строительного законодательства в широком его понимании, хотя они и обладают значительной спецификой, что нашло отражение в формировании соответствующих комплексов нормативных актов, включая и кодифицированные.

Для строительного законодательства характерен большой объем нормативного материала. При этом собственно правовые нормы тесно переплетены с нормами технического характера. Они нередко включаются в единые нормативные документы.

Наиболее характерный пример такого рода — СНиП (Строительные нормы и правила). Это свод общих норм и требований к организации строительного производства, проектированию объектов и ведению строительных работ. В СНиПахесть и правовые и технические нормы.

Важно учесть, что соблюдение СНиПов всеми участниками строительного процесса является их юридической обязанностью.

Нормативное регулирование строительства весьма детализировано, что существенно отличает его от многих других разделов коммерческого права. Здесь есть значительное число нормативных актов, принятых еще до начала или на самых первых этапах формирования современного российского рыночного хозяйства.

В нынешних условиях эти акты нередко уже не имеют императивного значения, однако при отсутствии замещающих их современных нормативных документов играют важную роль в договорной практике.

Примером такого рода актов являются официально отменные Правила о договорах подряда на капитальное строительство 1986 г.

При подготовке проектов правовых документов и рассмотрении споров, связанных со строительством, следует прежде всего иметь в виду, что основная масса нормативного материала содержится в актах, принятых федеральными министерствами и ведомствами — это так называемое ведомственное законодательство, отнесенное общегражданским законодательством к категории иных правовых актов. Эти акты должны соответствовать Конституции РФ,Гражданскому кодексу, законам и иным нормативным актам более высокого уровня в юридической иерархии нормативных актов.

Фундамент, основу строительного законодательства образуют федеральные законы, определяющие базовые принципы правового режима строительной деятельности и основные черты правового статуса участников строительного процесса.

Это законы “Об инвестиционной деятельности в РСФСР” от 26 июня 1991 г. №1488-1 с изменениями, внесенными Федеральным законом от 19 июня 1995 г., №89-ФЗ, “Об иностранных инвестициях в РСФСР” от 4 июля 1991 г.

№1545-1 с изменениями и дополнениями, внесенными Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 года №2288 и Федеральным законом от 19 июня 1995 г. №89-ФЗ, “Об архитектурной деятельности в РФ” от 17 ноября 1995 г.

№169-ФЗ, “Об основах градостроительства в РФ” от 14 июля 1992 г. №3295-1 (в ред. Закона от 19 июля 1995 г. №112-ФЗ).

Кроме того, важнейшее значение имеют нормы гл. 37 Гражданского кодекса РФ и особенно параграфа 3 этой главы, посвященного строительному подряду.

Среди иных правовых актов, содержание которых не должно противоречить названным законодательным актам, следует отметить такие документы, как утвержденные постановлениями Правительства РФ Положение о Государственном комитете Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 11 декабря 1997 г.

Читайте также:  Гарантийное письмо на поставку товара - образец

№1542, Временное положение о финансировании и кредитовании капитального строительства на территории Российской Федерации от 21 марта 1994 г.

и Основные положения порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации от 14 августа 1993 г.

Среди ведомственных нормативных актов, имеющих важное значение в качестве источников, регулирующих отношения в строительном комплексе, назовем прежде всего Положение о подрядных торгах в Российской Федерации, утвержденное Распоряжением Госкомимущества России и Госстроя России от 13 апреля 1993г., Письмо Минфина РФ от 30 декабря 1993 г. “О типовых методических рекомендациях по планированию и учету себестоимости строительных работ”, Письмо Минфина РФ от 23 мая 1994 г. “О методических рекомендациях по составу и учету затрат, включаемых в себестоимость проектной и изыскательской продукции (работ, услуг) для строительства, и формированию финансовых результатов”, Письмо Минстроя РФ от б июля 1995г. “О законодательстве Российской Федерации, в соответствии с которым ведется определение стоимости строительства”.

Ряд юридически важных положений содержится в Инструкции о порядке составления статистической отчетности по капитальному строительству, утвержденной Госкомстатом России 24 сентября 1993 г. Постановлением №185.

В этом документе даны определения таких важных и широко используемых в строительном законодательстве и договорной практике понятий, как “стройка”, “очередь строительства”, “пусковой комплекс”, “объект строительства”.

Источник: https://vuzlit.ru/2323229/pravovoe_regulirovanie_stroitelnoy_deyatelnosti

Правовое регулирование строительной деятельности

    Постановлением 
Госстроя РФ от 17 мая 1994 утвержден и 
введен в действие с 10 января 1995 СН и 
П 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве».

Основные положения 
Указанный акт определяет систему 
нормативных документов в строительстве как совокупность взаимосвязанных документов, принимаемых компетентными органами исполнительной власти и управления строительством предприятиями и организациями.

Эта система должна применяться на всех этапах создания и эксплуатации строительной продукции в целях защиты прав охраняемых законом интересов ее потребителей, общества и государства. Объектами указанной системы служит организационно-методические и общие технические правила и нормы, необходимые для разработки.

Производства и применения строительной продукции, объекты градостроительной деятельности и строительная продукция, промышленная продукция, строительные изделия и материалы, инженерное оборудование, средства оснащения строительных организаций и предприятий строй индустрии, а также экономические нормы, с помощью которых определяется эффективность инвестиций, стоимость строительства, материальных и трудовых затрат. СН и П 10-01-94 устанавливает определенную иерархию соответствующих технико-экономических документов. Так, на федеральном уровне издаются СН и Пы РФ, государственные стандарты в области строительства РФ. Свод правил по проектированию и строительству, а также соответствующие руководящие документы указной системы. На уровне субъектов Федерации должны действовать территориальные строительные нормы. Кроме того, в систему входят производственно-отраслевые нормативные документы, а также стандарты общественных объединений.

    В регулировании закона от 26 июня 1991 «Об 
инвестиционной деятельности в РСФСР» различают два вида такой деятельности. Первый рассчитан на то, что пользователем инвестиционного объекта выступает инвестор.

    Тогда он от своего имени заключает договор 
с подрядчиком. При втором виде пользователем 
объекта является другое лицо, которому объект передает инвестор. В последнем случае заказчиком в подрядном договоре становится будующий пользователь в то же время между инвестором и пользователем заключается специальный договор – об инвестировании.

    В новом ГК договора строительного 
подряда нашла отражение и 
международная практика использования рассматриваемых договоров. В частности, это проявилось в более широком представлении о «строительстве под ключ».

Имеется включение в данный договор среди прочего ранее не укладывавшейся в его рамки обязанности обеспечить эксплуатацию заказчиком объекта в течение согласованного срока после его принятия.

Такая обязанность может, к примеру, охватывать набор и обучение персонала, налаживание связей с поставщиками, поиск рынков сбыта и др.

    Немаловажный 
вопрос о лицензировании строительной деятельности регулируется Постановлением Правительства от 24 декабря 1994 № 1418, в котором утверждено Положение о лицензировании строительной деятельности.

    В 1992 г. Министерством архитектуры, строительства 
и жилищно-коммунального хозяйства 
РФ по согласованию с МинФином было издано Руководство по согласованию договоров подряда на строительство в РФ, которое учитывает все экономические изменения.

  1. 2 Понятие  и предмет строительного  подряда

 

    Договор строительного подряда имеет 
отличительные особенности, позволяющие выделить его в отдельный вид договора подряда.

    Во-первых, предметное действие норм, регулирующих отношения строительного подряда, распространяются на отношения, связанные с созданием недвижимого имущества.

Объектами договора строительного подряда являются объекты недвижимости, как вновь создаваемые, так и подлежащие улучшению, под которыми понимаются неразрывно связанные с землей объекты, созданные человеком для определенных целей и зарегистрированные уполномоченными государственными органами в установленном порядке.

    Во-вторых, подрядчик должен обладать специальной 
правоспособностью, под которой 
понимается способность своими действиями создавать для себя права и нести обязанности, в тех сферах деятельности, на которые у подрядчика имеется специальное разрешение – лицензия.

    В-третьих, предусмотрено специальное обязательство 
заказчика, создать подрядчику необходимые условия для работы. Это связано, прежде всего, с тем, что обычно собственником либо иным титульным владельцем участка земли или иного объекта, на котором предполагается производство строительных работ, является заказчик.

    В-четвертых, предусматривается возможность 
установления дополнительных обязательств подрядчика тесно связанных с 
предметом договора подряда, но выполнение, которых, происходит после сдачи результата работы заказчику.

    В-пятых, для регулирования отношений, возникающих в связи с заключением и реализацией договора, используется большое количество ведомственных нормативных актов.

Следует отметить все более широкое применение в практике строительства рекомендаций международных стандартных договоров, особенно «Условий международного договора» на работы в гражданском строительстве (4-ое изд. 1987 г.).

Этот стандартный договор подготовлен Международной федерацией инженеров-консультантов и известен как «договор FIOK».3

    В-шестых, для строительного подряда в 
международной практике используются и характерно наличие посредника — специализированной инженерной организации (инженера), осуществляющей надзор за ходом 
выполнения работ и приемку выполненных подрядчиком работ.

    Существенным 
условием договора является обязательное указание срока выполнения работ. Подрядчик 
обязуется в установленный срок по заданию заказчика построить 
определенный объект либо выполнить 
иные строительные работы.

Поэтому 
договор считается незаключенным, если в нем отсутствует условие о сроке выполнения работ (Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 января 2000 г.

, № 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда»).

    Важнейший пункт, который должен содержать любой договор, — это предмет договора. Отсутствие этого пункта или нечеткое определение его в тексте одно из оснований, по которому можно считать договор незаключенным. Причем это не зависит от того, насколько полно будут урегулированы все остальные условия.4

    Пункт 1 ст. 740 ГК РФ дает определение договору строительного подряда.

    Из 
этого определения видно, что 
предмет договора – это выполнение работ, которые заканчиваются созданием или обновлением объектов недвижимости.

    Во-первых, работы по строительству или реконструкции предприятия, здания, сооружения или иного объекта (п. 2 ст. 740 ГК).

    Во-вторых, предметом договора могут быть монтажные, пусконаладочные и иные работы, неразрывно связанные со строящимся объектом договора строительного подряда только в том случае, если они ведутся на строящемся объекте.

Если же работы осуществляются на уже эксплуатируемом объекте, то они будут предметом обычного договора подряда или даже основной частью предмета договора купли-продажи.

Последнее имеет место, когда в число обязанностей продавца входит запуск, наладка и проверка проданного оборудования.

    Прежде 
всего сторонам нужно уже в тексте самого договора дать характеристику объекта строительства или иных работ. связанных с объектом строительства. В частности, статья договора, посвященная предмету, должна содержать:

  • наименование объекта строительства
  • назначение объекта
  • месторасположение объекта
  •    характеристику проектной документации (кем и когда утвержден или будет утвержден проект)
  •    перечень монтажных, пусконаладочных и иных работ, неразрывно связанных со строящимся объектом, которые обязан осуществить подрядчик.

    Давая характеристику объекта строительства, сторонам следует указать, в каких 
целях заказчик собирается этот объект использовать. Указание целей строительства объекта может помочь, если возникает спор о качестве работ, эксплуатации объекта.

    Предмет договора более подробно излагается в технической документации, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования. Согласно п. 1 ст. 743 ГК, если в договоре строительного подряда отсутствуют иные указания, то предполагается, что подрядчик обязан выполнить работы, указанные в технической документации и в смете.

    Техническая документация является неотъемлемой частью договора. Если не в договоре нет указаний на состав и содержание технической документации, такие указания на то, какая из сторон и в какой срок должна предоставить соответствующую документацию, то это влечет за собой признание договора подряда незаключенным.

    Из 
этого положения есть исключения. Так, рассматривая дело, арбитражный 
суд определил, что отсутствие утвержденной в установленном порядке технической 
документации не является безусловным 
основанием для того, чтобы признать договор незаключенным. В ходе рассмотрения дела суд установил факты.

    Подрядчик обратился в суд с иском 
о возникновении с заказчика 
неустойки за просрочку оплаты работ.5 В своих возражениях заказчик опирался на то, что в связи с отсутствием технической документации, определяющей предмет договора, или соглашения о ее предоставлении договор следует считать незаключенным.

    Суд отклонил доводы заказчика, так как 
стороны четко определили предмет договора в самом его тексте, предусмотрев, что обязанностью подрядчика является постройка хозблока из бруса площадью 6×8 м2, и указав договорную цену этих работ.

Кроме того, до заключения договора заказчик ознакомления с типовым образцом хозблока, возводимого подрядчиком. А значит, стороны фактически определили предмет договора, несмотря на отсутствие технической документации.

Поэтому договор нельзя считать заключенным.

    Однако 
подобное решение арбитражного суда скорее исключение, чем правило. Ведь если нет технической документации сторонам очень трудно доказать, какие именно работы и в каком объеме должны быть произведены (даже если есть хорошо составленная смета).

    Подряд 
представляет собой договор двусторонний, возмездный и консенсуальный. В данном случае исключена ситуация, сложившаяся, например, применительно к дарению, когда в силу ст. 572 ГК стали равно допустимыми как консенсуальный, так и реальный вариант этого договора.

    Существует 
еще одна особенность трехчленной 
классификации этого договора, если некоторые консенсуальные договора (купля-продажа) иногда исполняются 
в момент их заключения, то для договора подряда такая возможность исключена, момент заключения сделки и момент выполнения работ обязательно отделены друг от друга более или менее продолжительным промежутком времени.

При этом временной разрыв, о котором идет речь, существует по отношению не только к подрядчику, но и к заказчику, поскольку обязанности последнего, отражены в определении, состоят в принятии выполненных на основе и во исполнение договора работ, а также их оплате.

Отмеченное несовпадение во времени моментов заключения и исполнения договора сохраняется и при предварительной оплате работ. 

 

    Заключение 
договора строительного подряда 
составляет один из элементов инвестиционной деятельности, участниками которой 
являются инвесторы — те, кто осуществляет вложение собственных, заемных или привлеченных средств, в форме инвестиций и одновременно обеспечивают их целевое использование.

Инвесторы могут сами, от своего имени, выступать в договоре строительного подряда в качестве заказчика. Возможны варианты, когда инвестор уполномочил в силу инвестиционного договора своих представителей.

Инвесторам предоставляется возможность передать по контракту в установленном законом порядке принадлежащие им полномочия гражданам, юридическим лицам, государственным и муниципальным органам.

    Роль 
заказчика в договоре строительного 
подряда может исполнять любой 
участник гражданского оборота.

Специально выделены отношения, связанные с 
выполнением подрядных работ, которые 
предназначены для удовлетворения потребностей РФ или субъектов РФ и финансируются за счет средств их бюджета и внебюджетных источников, а также, когда строительные работы направлены на удовлетворение личных потребностей граждан.

    Согласно 
Закону от 25 февраля 1999 г. инвесторами 
могут быть физические и юридические лица, а также создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы и органы местного самоуправления.

В этом же Законе идет речь и о возможности выступления в таком качестве иностранных субъектов предпринимательской деятельности, а также определен правовой статус заказчиков. В таком качестве могут выступать уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов.

Специально предусмотрено, что они не вмешиваются в предпринимательскую деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если только иное не предусмотрено договором между ними. Заказчики могут быть инвесторами.

Если же заказчик не является инвестором, то на период и в пределах полномочий, которые установлены договором с ним, он наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями.

Источник: http://student.zoomru.ru/gospravo/pravovoe-regulirovanie-stroitelnoj-deyatelnosti/65353.529148.s2.html

1.1 Правовое регулирование строительной деятельности в РФ

  • Данную работу мы начнем с описания и анализа правового регулирования строительной деятельности.
  • Строительное законодательство регулирует деятельность всех участников строительного процесса: проектировщиков и архитекторов, разработчиков технической и сметной документации, заказчиков, инвесторов, застройщиков и, наконец, самих строителей — подрядчиков и субподрядчиков.
  • Правовой статус участников строительства определяется по двум направлениям правового регулирования:
  • во-первых, он установлен достаточно большим числом императивных норм и в этой части можно говорить об определенной единой стабильной составляющей правового статуса всех инвесторов, всех заказчиков и всех подрядчиков;
  • во-вторых, он определяется индивидуально для каждого субъекта условиями договоров, в которых он участвует.

Основным правовым документом, посвященным взаимоотношениям всех участников строительства, является закон «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» в редакции Федерального закона от 19 июня 1995 г. №89-ФЗ (далее — Закон). [7]

В этом нормативном акте даются определения таких постоянных участников строительного процесса, как инвесторы и заказчики.

При использовании в любых правовых документах этих терминов необходимо принимать во внимание, что в названном Законе по целому ряду позиций зафиксировано их правовое положение в ходе строительного процесса и соответствующие правила будут применяться в случае спора независимо от того, даны ли аналогичные определения в конкретных договорах или нет.

Читайте также:  Судебный приказ по кас рф и его отмена

Инвесторами являются те участники строительного процесса, которые согласно п.3 ст.2 Закона осуществляют вложение собственных, заемных или привлеченных средств и обеспечивают их целевое использование.

Таким образом, инвесторами могут быть, прежде всего, те юридические или физические лица, которые имеют право самостоятельно распоряжаться собственными средствами. К числу таких лиц относятся коммерческие и некоммерческие организации, которые являются собственниками своего имущества.

А те юридические лица, которые обладают имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, должны получить соответствующие полномочия для осуществления инвестиций в строительное производство от своих учредителей.

Кроме того, инвесторами могут быть органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом или имущественными правами.

К их числу относятся в первую очередь Правительство РФ, а также министерства и ведомства РФ и субъектов РФ.

Инвесторами могут быть и такие неправительственные организации, наделенные правами по управлению федеральной собственностью, как Российская академия наук (РАН). [4]

Если инвестиции осуществляются за счет заемных средств, то следует иметь в виду, что заем и банковский кредит предоставляются, как правило, с определенной в договоре займа или кредита целью и расходование заемных средств контролируется кредитором.

Поэтому при заключении договоров с инвесторами, предлагающими заемные средства как инвестиции, необходимо проверять, соответствует ли такое использование полученных ими заемных средств условиям и требованиям, зафиксированным в законодательных нормах и договорах с кредиторами.

Если в качестве инвестиций предполагается использование привлеченных средств, необходимо проверить, вправе ли данный инвестор привлекать, например, средства граждан для данных инвестиций.

При строительстве крупных объектов нередко объединяются средства нескольких инвесторов, что прямо предусмотрено в п.3 ст.2 того же Закона.

В этих случаях инвесторы заключают договор о совместной деятельности (договор простого товарищества) и определяют в нем условия объединения своих средств.

Договоры о долевом участии в строительстве жилых домов получили широкое распространение. При вступлении в число дольщиков по таким договорам следует иметь в виду, что в соответствии с п.3 ст.

7 Закона незавершенные объекты инвестиционной деятельности являются объектом доле вой собственности участников инвестиционного процесса до приемки и оплаты инвестором выполненных работ и услуг.

Если инвестор откажется от дальнейшего финансирования строительства до его завершения, то он должен, если иное не предусмотрено в договоре, компенсировать другим участникам проекта их затраты.

При долевом участии в строительстве жилых домов граждане-инвесторы могут стать собственниками квартир только после их полной оплаты, что в свою очередь возможно после приемки всего дома в эксплуатацию.

В практике нередко возникают споры о том, как должны быть оплачены квартиры при долевом строительстве, если в течение срока возведения дома цены на завершенный объект выросли ввиду роста цен на строительные материалы, энергоносители, изменения налогового законодательства и т.д., т.е. в связи с обстоятельствами, за которые подрядчик не отвечает. Законодательство стоит на той позиции, что инвестор становится собственником квартиры только после ее полной оплаты по тем ценам, которые сложились на момент сдачи объекта.

Согласно нормам п.4 ст.5 Закона инвестор может передать по договору свои правомочия как по самим инвестициям, так и по их результатам иным лицам. При этом могут быть использованы две юридические конструкции перехода прав инвестора: перемена лиц в обязательстве или продажа прав.

В тех случаях, когда инвестор связан с другими участниками строительства и инвестиционного проекта только такими правоотношениями, в которых ему принадлежат права и нет никаких обязанностей, то он вправе продать свои имущественные права в соответствии с указанием п.4 ст.454 ГК РФ.

Если же инвестор является субъектом не только прав, но и обязанностей, то он должен соблюдать правила о переводе долга, т.е. ему необходимо получить согласие других участников правоотношений на замену себя на другое лицо.

Следует также иметь в виду что норма п.3 ст.7 Закона, устанавливающая правоотношения долевой собственности на незавершенный объект строительства, распространяет таким образом правила об общей собственности на взаимоотношения дольщиков, что предполагает преимущественное право каждого из них на приобретение отчуждаемых инвестором прав на результаты инвестиций (построенные объекты). [10]

Как правило, инвестор выступает заказчиком при строительстве. Однако возможна и другая конструкция: инвестор вправе уполномочить другое юридическое или физическое лицо, а также государственный орган осуществить реализацию проекта.

Такое лицо будет выполнять функции заказчика, хотя строительство в этом случае будет осуществляться не за счет средств самого заказчика. Согласно прямому указанию ч.2 п.4 ст.7 Закона такой заказчик наделяется правами владения, пользования и распоряжения инвестициями на тот период и в тех пределах, которые указаны в его договоре с инвестором.

Как видим, в этой части строительное законодательство вплотную подошло к формулированию специального вещного права заказчика на объект инвестиционной деятельности.

Это право состоит из традиционных трех правомочий, образующих основные вещные права, однако это не право собственности, не право хозяйственного ведения и не право оперативного управления, поскольку последние два имеют строго ограниченный законом круг возможных субъектов.

К их числу заказчики не относятся, поскольку статус заказчика можно получить только на основании договора или заменяющего его административного акта — распоряжения, а статус субъектов права хозяйственного ведения или оперативного управления — в силу учредительных документов данного юридического лица и прямых указаний законодательства о юридических лицах данного вида.

Основные особенности правового статуса единого заказчика зафиксированы в Положении о заказчике-застройщике (едином заказчике, дирекции строящегося предприятия) и техническом надзоре, утвержденном Постановлением Госстроя СССР от 2 февраля 1988 г. № 16.

Инвестор, как правило, финансирует строительство объектов, которыми сам затем и пользуется. Однако в тех случаях, когда этого не происходит, и инвестор — это не то лицо, которое становится пользователем объекта инвестиций, т.е.

строящегося здания, предприятия или жилого дома, то между таким пользователем и инвестором должен быть заключен договор об инвестировании, в котором определяются их взаимные права и обязанности. Вместо договора об инвестировании может быть издано решение об инвестировании.

Такое решение издается, например, государственным органом, уполномоченным осуществлять распределение бюджетных средств для строительства муниципального жилья и объектов соцкультбыта.

При использовании в качестве инвестиций таких специфических источников, как государственные валютные средства и государственные иностранные инвестиционные кредиты, действуют нормы специального акта — постановления Правительства РФ от 8 июня 1993 г. №531 «Об упорядочении в РФ строительства объектов, осуществляемых за счет государственных валютных средств и государственных иностранных инвестиционных кредитов”.

Основным документом, лежащим в основе взаимоотношений участников строительного процесса, является заключаемый ими договор. Согласно ст.7 Закона такой договор регулирует производственно-хозяйственные и другие взаимоотношения между участниками строительства. [6]

Центральное звено этих отношений — это отношения между заказчиком (который может быть и инвестором) и исполнителем-подрядчиком.

Основной особенностью правового положения подрядчика является то, что строительная деятельность относится к числу лицензируемой. Постановлением Правительства РФ от 25 марта 1996 г. №351 утверждено Положение о лицензировании строительной деятельности.

Перечень видов строительной деятельности и работ, осуществляемых на основании лицензий, утвержден 28 декабря 1992 г. Минстроем России.

При определении подрядчика заказчики свободны в своем выборе и вправе воспользоваться предложениями любой организации, как российской, так и иностранной, если подрядчик имеет соответствующую лицензию.

Однако при строительстве за счет государственных средств действуют специальные правила, установленные постановлением Правительства РФ от 14 августа 1993 г.

№812 «Об утверждении Основных положений порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных нужд в РФ (с изм. на 26 июня 1995 г.) ” и детально изложенные в письме Госстроя РФ от 7 октября 1993 г.

№15-144 «О порядке заключения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд”. [1]

Если же строительство ведется за счет средств частных лиц, то они могут пользоваться этими документами как нормами рекомендательного характера наряду с такими документами, как Типовой договор подряда на капитальное строительство, Типовое дополнительное соглашение к договору подряда на капитальное строительство. Типовая форма графика производства строительно-монтажных работ, квартальных заданий., утвержденными постановлением Госстроя СССР от 23 января 1987 г. №13.

При выборе подрядной организации для осуществления строительства за счет государственных инвестиций организуются подрядные торги, проведение которых регулируется Положением о подрядных торгах в РФ, утвержденным Распоряжением Госкомимущества РФ от 13 апреля 1993 г. №660-р (с изм. и доп. от 18 октября 1994 г.).

Применение этого документа обязательно при проведении подрядных торгов на размещение заказов на вновь начинаемое строительство для федеральных государственных нужд.

В договоре подряда на капитальное строительство или, иными словами, в договоре строительного подряда, содержатся условия, определяющие права и обязанности заказчика и подрядчика. Этим договорам посвящен § 3 гл.37 ГК РФ.

В тех случаях, когда строительно-монтажные работы выполняются не только той организацией, которая заключила договор с заказчиком, но требуют привлечения также и специализированных организаций, таких, например, как ведущих отделочные работы, выполняющих монтаж инженерного оборудования и т.д.

, подрядчик должен включить в договор свое право на привлечение субподрядных организаций. При этом важно определить, требуется ли согласие заказчика на выбор каждого конкретного субподрядчика или он доверяет это полностью своему подрядчику.

В тех случаях, когда, кроме основного подрядчика, договор предполагает наличие и субподрядчиков, такой договор называется договором генерального подряда, а сам подрядчик — генеральным подрядчиком. [12]

При заключении договоров подряда между генеральным подрядчиком и субподрядчиками применяются правила о договорах строительного подряда, где генподрядчик выступает уже в роли заказчика, а субподрядчик — его подрядчиком.

К этим договорам применяется в качестве рекомендательного акта, если речь идет о частных инвестициях, и в качестве императивного, если стройка ведется за счет государственных средств — Положение о взаимоотношениях организаций — генеральных подрядчиков с субподрядными организациями, утвержденное Постановлением Госстроя СССР от 3 июля 1987 г. №132.

Порядок сдачи готового объекта строительства регулируется постановлением Совета Министров СССР от 8 января 1981 г. №24 «О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов”.

Кроме того, действует специальный нормативный акт, применяемый в обязательном порядке для специфической группы объектов — объектов связи общего пользования, однако частные инвесторы и заказчики могут воспользоваться при составлении своих договоров этим документом как рекомендательной нормой: это «Временные правила приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов связи общего пользования в Российской Федерации”, утвержденные приказом Министерства связи РФ от 19 декабря 1995 г. [1]

При определении в договоре условий приемки законченного строительством объекта любого назначения следует учитывать, что императивные нормы и традиционно сложившиеся в нашей стране условия таких договоров не предусматривают ответственности подрядчика за сдачу объекта с недоделками и дефектами.

В различных документах — Типовых договорах, Правилах подряда на капитальное строительства, не говоря уже о самых общих, не детализированных нормах законодательства об инвестиционной деятельности, не содержатся нормы о штрафной ответственности подрядчика за сдачу объектов с недоделками и дефектами, Здесь, если нет специальных указаний в договоре, могут быть применены только общие нормы об ответственности в форме возмещения убытков. Поэтому при разработке проектов договоров строительного подряда рекомендуется обеспечивать интересы заказчика, помимо иных способов, также включением в те кет договора условий об уплате подрядчиком штрафных санкций в форме неустоек или штрафов за предъявление к сдаче объекта с недоделками. [5]

При строительстве жилья права заказчика нуждаются в особой охране, а процесс сдачи-приемки объектов — в подробном урегулировании, поскольку здесь заказчик — не пользователь построенного дома, если речь идет о строительстве муниципального жилья. Поэтому в этой сфере действует специальный документ — распоряжение Правительства РФ от 29 августа 1994 г. №1387-р «О полномочиях заказчика при завершении строительства и продаже не завершенных строительством жилых домов”.

Если строительство по тем или иным причинам в рамках данного договора не завершено, строительное законодательство предусматривает продажу таких объектов, т.е. по существу ограничивает сроки существования незавершенных объектов. Соответствующие правила содержатся в Указе Президента РФ от 10 июня 1994 г.

№ 1181 «О мерах по обеспечению достройки не завершенных строительством объектов”, которым утверждено Положение о порядке передачи для завершения строительства и продажи не завершенных строительством жилых домов и в постановлении Совета Министров РФ от 3 февраля 1992 г. №59 (в ред. 21 марта 1994 г.

)»О мерах по продаже не завершенных строительством объектов”.

В соответствии с этими документами объекты незавершенного строительства выставляются на инвестиционные или коммерческие конкурсы. [7]

Источник: http://pravo.bobrodobro.ru/22421

Ссылка на основную публикацию