Новый объект интеллектуальных прав – географическое указание (законопроект)

26.06.2019 Новый объект интеллектуальных прав – географическое указание (законопроект)  

26 июня Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рассмотрел поправки и рекомендовал принять во втором чтении проект федерального закона № 509994-7 «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» (о географических указаниях).

Председатель Комитета, сопредседатель АЮР Павел Крашенинников сообщил, что законопроектом предлагается ввести в Гражданский кодекс РФ новый объект интеллектуальных прав – «географическое указание», в качестве средства индивидуализации товара. В обиходе это также называется брендами регионов. Такой вид средств индивидуализации товара будет действовать наравне с существующим в настоящее время – наименованием места происхождения товара (НМПТ), однако иметь более простую регистрацию.

Стоит отметить, что НМПТ дает представление об изготовителе, высоком качестве товара, а также о наличии особых свойств товара, определяемых местом изготовления. Его применение способствует повышению известности региона, росту инвестиций. Однако требования, предъявляемые при регистрации НМПТ, являются достаточно жесткими.

Необходимо подтверждать не только известность обозначения, указывающего на конкретную местность, но и особенности свойств товара, которые определяются характерными для данной местности природными условиями или людскими факторами.

Кроме того, все стадии производства такого товара, влияющие на формирование его особых свойств, должны осуществляться на территории данной местности.

С момента введения государственной регистрации НМПТ в 1992 году в России зарегистрировано и охраняется около 200 НМПТ.

В качестве примера можно привести: «Оренбургский пуховый платок», «Вологодское кружево», «Хохлома», «Гжель», «Дулевский фарфор», «Вологодское масло», «Адыгейский сыр», «Башкирский мед», «Астраханские помидоры», «Луховицкий огурец», «Нарзан».

При этом в Европейском союзе охраняется более 3000 географических указаний и наименований мест происхождения товаров. В связи со вступлением в ВТО у России возникли обязательства по охране «географических указаний». Такие нормы предусмотрены и другими международными обязательствами.

В этой связи законопроектом предлагается изложить в новой редакции параграф 3 главы 76 части четвертой ГК РФ, давая определение обоим видам средств индивидуализации товара – «географическое указание» и «наименование места происхождения товара», а также указывая конкретные требования к каждому из них. В соответствии с этими требованиями заявитель сможет определить, на охрану какого объекта интеллектуальных прав он может претендовать.

С учетом поправок устанавливается, что географическим указанием, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, идентифицирующее происходящий с территории географического объекта товар, определенное качество, репутация или другие характеристики которого в значительной степени связаны с его географическим происхождением. На территории данного географического объекта должна осуществляться хотя бы одна из стадий производства товара, оказывающая существенное влияние на формирование его характеристик.

«В качестве географического указания можно было бы зарегистрировать, например, калужское тесто, байкальский омуль, камчатский краб, якутские алмазы, золото Костромы», – отметил Павел Крашенинников.

Законопроектом предусматривается, что географическое указание признается и охраняется в силу государственной регистрации, которая будет осуществляться Роспатентом.

Зарегистрировать ГУ смогут: один и более граждан, одно или несколько юридических лиц, а также ассоциация (союз) или другие объединения лиц, создание и деятельность которых не противоречит законодательству страны происхождения товара.

Лицам, зарегистрировавшим географическое указание, предоставляется исключительное право его использования (при условии, что товар обладает заявленными характеристиками). В случае предоставления исключительного права объединению лиц, право использования предоставляется каждому члену этого объединения, включенному в Государственный реестр указаний и наименований.

Не допускается использование зарегистрированного географического указания:

  1. лицами, не обладающими правом его использования, даже если при этом указывается подлинное место происхождения товара или географическое указание используется в переводе либо в сочетании с такими словами, как «род», «тип», «имитация» и тому подобными;

  2. правообладателями в отношении товара, не обладающего заявленными характеристиками, либо произведенного за пределами границ географического объекта;

  3. использование сходного с зарегистрированным ГУ обозначения для любых товаров, которое способно ввести потребителей в заблуждение относительно места происхождения товара или его характеристик.

Географическое указание охраняется в течение всего времени существования возможности производить товар, отвечающий установленным требованиям.

«Исключительное право на географическое указание действует в течение 10 лет со дня подачи заявки в Роспатент, с возможностью последующего продления по заявлению правообладателя.

Действие исключительного права может прекратиться раньше, если, например, будут утрачены особые характеристики товара», – сообщил Павел Крашенинников.

В целях доработки законопроекта ко второму чтении и синхронизации с действующим правовым регулированием в затрагиваемых отраслях (в том числе в сфере производства винодельческой продукции), ответственным Комитетом ГД по государственному строительству и законодательству была создана Рабочая группа. В ее состав вошли депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, руководители Роспатента, представители предпринимательского сообщества (виноделы, производители минеральной воды, рестораторы), научного юридического сообщества.

При работе над законопроектом основной проблемой было соотношение терминологии и критериев географического указания с положениями Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

Согласно этому закону с 2015 года в России происходит становление производства винодельческой продукции высокого качества с привязкой к месту выращивания винограда под обозначениями: винодельческая продукция с защищенным географическим указанием (ЗГУ) и винодельческая продукция с защищенным наименованием места происхождения (ЗНМП). Законом установлены требования к такой продукции; порядок определения географических объектов, в границах которых осуществляется ее производство. Присвоение наименования вина с ЗГУ или с ЗНМП осуществляется не только из принципа территориальности и традиций, но и с учетом культивируемых сортов винограда, методов их выращивания и технологии виноделия. Так, ЗГУ предоставляется в отношении винодельческой продукции, которая произведена из 85% винограда, выращенного в данном географическом объекте, а 15% – в субъекте РФ, где находится данный географический объект.

  • В целях соотнесения норм этого закона № ФЗ-171 и рассматриваемого законопроекта Комитет рекомендовал принять следующие поправки.
  • При подаче заявки на регистрацию «географического указания» или «наименования места происхождения товара» на винодельческую продукцию в числе документов необходимо представить также лицензию на производство винодельческой продукции с ЗГУ или ЗНМП; а также указание на место происхождения (производства) товара (границ географического объекта), определенное органами государственной власти субъекта РФ в соответствии законом № ФЗ-171.
  • Кроме того, предусматривается, что предоставление правовой охраны ГУ или НМПТ в отношении винодельческой продукции, порядок осуществления и защиты права на указанные средства индивидуализации определяются частью четвертой Гражданского кодекса РФ, но с учетом особенностей, установленных отраслевым законом № ФЗ-171.
  • Среди других поправок, одобренных Комитетом, можно отметить следующие:
  • 1) уточнено соотношение ГУ и НМПТ с товарными знаками.
  • Устанавливается, что не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с зарегистрированным и заявленным на регистрацию географическим указанием или НМПТ (с некоторыми исключениями). Равно как и наоборот — не допускается регистрация в качестве ГУ или НМПТ обозначения, сходного с товарным знаком;
  • 2) предусмотрен контроль за сохранением особых свойств товара,
  • 3) предлагается использование с согласия правообладателя сырья производителя, не имеющего ГУ/НМПТ (например, глина для гжели).

Основные новеллы вступят в силу по истечении 1 года после дня официального опубликования закона. При этом нормы, касающиеся ответственности за незаконное использование предупредительной маркировки, вступят в силу с отсрочкой на 5 лет.

Павел Крашенинников отметил, что обсуждаемый законопроект очень важен и позволит предоставить новые упрощенные возможности для регистрации и продвижения региональных брендов, расширить перспективы развития регионов России. «В каждом субъекте РФ присутствует своя историческая, культурная или природная исключительность, особые традиции.

Многие из известных нам товаров уникальны именно своим географическим происхождением.

Предлагаемые законопроектом изменения позволят повысить конкурентоспособность экономики регионов, будут способствовать привлечению российских и иностранных инвестиций, развитию туризма, работая тем самым в русле антисанкционных мероприятий», – заявил Павел Крашенинников.

Оригинал материала

Напечатать

Источник: https://rupto.ru/ru/news/zakon-o-geogrukazaniyah-rekomendovan

Появление нового объекта в праве интеллектуальной собственности Российской Федерации – географического указания: своевременно или нет?

23 Апреля 2019

Новый объект интеллектуальных прав – географическое указание (законопроект)

О.Ю. Широкова,кандидат юридических наук ведущий специалист по интеллектуальной собственности

ФГУП «Научно-производственный центр автоматики и приборостроения имени академика Н.А. Пилюгина»

«Журнал Суда по интеллектуальным правам», № 23, март 2019 г., с. 31-35

  • В России в соответствии с нормами действующего законодательства правовая охрана предоставлена лишь наименованию места происхождения товара в качестве средства индивидуализации товара, происходящего с определенной территории.
  • При этом важно отметить, что в научной сфере специалистами неоднократно высказывалось мнение относительно необходимости предусмотреть в правовом поле еще одно средство индивидуализации товара, происходящего с определенной территории — это географическое указание, в связи с чем было приведено большое количество аргументов в пользу введения этого объекта в России, предоставления ему правовой охраны, признания его самостоятельным средством индивидуализации; подчеркивалась важность этого средства с точки зрения необходимости продвижения региональных брендов, стимулирования экономики регионов, повышения конкурентоспособности товаров на внутреннем и международном рынках, защищенных географическими указаниями.
  • Представляется, что введение правовой охраны географических указаний — это давно назревшая необходимость в обществе, которая соответствует также и международному опыту.
  • Признание и правовая регламентация географических указаний на уровне зарубежных нормативных правовых актов доказала необходимость введения правовой охраны указанного объекта и в России в связи с тем, что правовая система Российской Федерации должна соответствовать нормам международного права.

При этом только в 2018 г. на уровне государства была рассмотрена инициатива о введении в Российской Федерации географического указания в качестве нового, самостоятельного объекта интеллектуальной собственности, и 13 июля 2018 г.

соответствующий законопроект был внесен в Государственную Думу Российской Федерации (проект Федерального закона «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» № 509994-71; далее — законопроект).

На момент опубликования настоящей статьи указанный законопроект принят в первом чтении.

Как было отмечено выше, в России до настоящего времени в рамках действующего законодательства не было предусмотрено правовой охраны географических указаний.

Такое средство индивидуализации товара, происходящего с определенной территории, в российском праве отсутствовало.

Обосновано это было тем, что государство признавало лишь один объект интеллектуальной собственности, индивидуализирующий товар, происходящий с определенной территории – наименование места происхождения товара.

Однако практика показала, что товаропроизводители сталкиваются с рядом сложностей, возникающих в процессе государственной регистрации наименования места происхождения товара и получения исключительного права на него и/или получения исключительного права на уже зарегистрированное наименование места происхождения товара (в частности, соответствие товара особым свойствам; необходимость получения заключения компетентного органа о том, что товар соответствует этим особым свойствам), что не способствует повышению спроса на указанное средство индивидуализации.

Зачастую именно эти трудности создают потенциальным обладателям исключительного права на наименование места происхождения товара препятствия для его регистрации и получения исключительного права на него и/или получения исключительного права на уже зарегистрированное наименование места происхождения товара.

Читайте также:  Сертификат соответствия требованиям пожарной безопасности

Вследствие указанных обстоятельств уникальный товар не выходит на рынок с защищенным наименованием места происхождения товара. Этот фактор негативно сказывается на развитии региональных брендов, региональной экономики в целом и не способствует созданию привлекательных условий для товаропроизводителей, инвесторов.

Представляется необходимым кратко остановиться на терминологии двух средств индивидуализации товара, происходящего с определенной территории – наименовании места происхождения товара и географическом указании, а также указать различия в их правовых режимах.

Правовой охране наименования места происхождения товара полностью посвящён § 3 гл. 76 Гражданского кодекса РФ.

В соответствии со ст.

1516 Гражданского кодекса РФ наименование места происхождения товара — это обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами.

Правовая охрана в качестве наименования места происхождения товара предоставляется обозначению, используемому для индивидуализации товара, происходящего из определенной географической местности, при этом производимый в пределах этой местности товар должен в обязательном порядке обладать особыми свойствами, подтвержденными заключением компетентного органа. При этом все стадии производства должны находиться в границах указанной географической местности. Заявка на наименования места происхождения товара проходит формальную экспертизу и экспертизу заявленного обозначения.

В случае положительного прохождения экспертизы Федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности принимается решение о регистрации наименования места происхождения товара и о предоставлении исключительного права на него/о предоставлении исключительного права на уже зарегистрированное наименование места происхождения товара. Срок действия исключительного права составляет 10 лет с возможностью неоднократного продления до тех пор, пока в отношении указанного товара сохраняются особые свойства. Важно отметить, что указанное исключительное право является «усеченным», так как распоряжение исключительным правом в отношении наименования места происхождения товара не допускается. При этом правовая охрана самого наименования места происхождения товара действует до тех пор, пока сохраняется возможность производить в границах этой географической местности товар, обладающий особыми свойствами, указанными при регистрации наименования места происхождения товара и при получении исключительного права на него.

Что касается географического указания, то в соответствии с законопроектом — это обозначение, которое позволяет идентифицировать товар как происходящий с территории географического объекта, при этом определенное качество, репутация или другие характеристики товара в значительной степени определяются его географическим происхождением. На территории данного географического объекта должна осуществляться хотя бы одна из стадий производства товара, влияющая на формирование его качества, репутации или иных характеристик.

Предлагаемый режим правой охраны нового средства индивидуализации во многом схож с правовой охраной наименования места происхождения товара.

В частности, правовая охрана географического указания возникает на основании государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности по результатам экспертизы (включающей формальную экспертизу и экспертизу заявленного обозначения).

В отношении географического указания достаточно, чтобы хотя бы одна из стадий производства находилась в границах определенной географической местности. В результате произошедшей государственной регистрации географического указания за заявителем признается исключительное право.

При этом также предусматривается возможность получения товаропроизводителем исключительного права на уже зарегистрированное географическое указание.

Такое право может быть предоставлено любому лицу, которое в границах того же географического объекта будет производить товар, обладающий качеством, репутацией или другими характеристиками, указанными в Государственном реестре географических указаний и наименований мест происхождения товаров Российской Федерации (Государственный реестр наименований).

  1. Срок действия исключительного права на географическое указание составляет 10 лет с возможностью неоднократного продления при условии сохранении за товаром качества, репутации или иных характеристик; при этом распоряжение исключительным правом на географическое указание не допускается.
  2. Срок действия правовой охраны географического указания составляет весь период, в течение которого сохраняется возможность производить в данной местности товар, обладающий заявленными качеством, репутацией или иными характеристиками.
  3. Отсюда следует, что правовая охрана наименования места происхождения товара и географического указания во многом совпадает.

Однако при этом есть ряд значительных и фундаментальных отличий между ними. Остановимся на них подробнее.

Первым и основополагающим отличием является то, что для государственной регистрации и получения исключительного права в отношении товаров, маркируемых охраняемым географическим указанием, отсутствует необходимость наличия у товара особых свойств. Такие товары должны обладать качеством, репутацией или иными характеристиками, достаточными для того, чтобы у потребителей возникала конкретная ассоциация в отношении товара, происходящего с определенной территории.

Второе отличие является производным от первого и заключается в следующем: в связи с тем, что в отношении географического указания отсутствует необходимость подтверждения наличия у товара особых свойств, то и заключение компетентного органа не требуется при регистрации географического указания и/или получения исключительного права на него.

Третье отличие – это то, что в отношении географического указания достаточно, чтобы хотя бы одна из стадий производства товара, влияющая на формирование его качества, репутации или иных характеристик, находилась на территории географического объекта, заявляемого в качестве охраняемого географического указания. Что касается наименования места происхождения товара, то все стадии производства товара, влияющие на формирование его особых свойств, находились в границах заявляемого географического объекта.

Отметив основные положения законопроекта, представляется необходимым резюмировать, что принятие решения на государственном уровне по введению правовой охраны географических указаний является важным, необходимым и своевременным шагом на пути выбранного Российской Федерацией курса на импортозамещение, развития региональных брендов, экономической поддержки регионов, повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации, а также поддержания активности товаропроизводителей, их заинтересованности в производстве товаров, обладающих определённым качеством/репутацией, для предоставления им правовых гарантий по охране средств индивидуализации товара, происходящего с определенной территории, для поддержания конкурентоспособности производимых ими товаров.

Возвращаясь к вопросу о своевременности принятия указанного законопроекта, необходимо еще раз подчеркнуть, что географические указания являются самостоятельными средствами индивидуализации. Это подтверждается и нормами международного права. Во многих странах им предоставлена правовая охрана.

В частности, в качестве примеров международных соглашений, предусматривающих правовую охрану географических указаний, можно указать следующие документы: — Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) (от 15 апреля 1994 г., Россия является его участницей с 2012 г.);

— Женевский акт Лиссабонского соглашения о наименованиях мест происхождения и географических указаниях от 20 мая 2015 г. (Россия пока не является его участницей).

Важно также отметить, что и в доктрине указанная проблематика неоднократно затрагивалась, на данную тему за последнее время было защищено несколько диссертаций2.

В указанных работах авторами высказываются разные точки зрения, но в одном они совпадают – географическое указание как средство индивидуализации товара существуют в правовой природе зарубежных стран, его необходимо предусмотреть в отечественном законодательстве, оно является самостоятельным средством индивидуализации.

Принятие закона, предоставляющего правовую охрану географическому указанию, позволит производителям в облегченной форме получить право на использование средства индивидуализации товара, происходящего с определенной территории – географического указания, в связи с тем, что будет отсутствовать необходимость предоставления заключения компетентного органа, подтверждающего наличие у производимого товара особых свойств. Достаточно, чтобы производимый товар обладал определенным качеством/репутацией и хотя бы одна из стадий производства находилась в границах географического объекта, с территории которого будет происходить товар.

Возможность предоставления правовой охраны географическому указанию именно на основании регистрационной процедуры является правильным направлением законодателя, так как введение регистрации географического указания будет способствовать привлечению товаропроизводителей (у них будет возможность получить исключительное право, подтвержденное свидетельством, как следствие, на законном основании использовать указанное географическое указание). Одновременно с этим регистрация географического указания будет препятствовать правонарушениям посредством пресечения незаконного использования географических указаний (производства контрафактной продукции) товаропроизводителями, не обладающими исключительным правом на такие указания (все законные товаропроизводители будут отражены в Государственном реестре географических указаний и наименований мест происхождения товаров Российской Федерации).

Однако в свете последних изменений, предлагаемых к внесению в ч. 4 Гражданского кодекса РФ, необходимо заметить, что законодатель не указал еще один объект, стоящий в одной линейке с наименованиями места происхождения товара и географическими указаниями, а именно указание происхождения товара.

Отметим далее, что указание происхождения товара также является самостоятельным средством индивидуализации товара, происходящего с определенной территории, однако отличающимся тем, что указание происхождения товара – средство индивидуализации товара, происходящего с определенной территории, которое указывает лишь на территорию происхождения товара без привязки к особым свойствам (как это предусмотрено в отношении наименования места происхождения товара), к качеству/репутации (как это указано в отношении географических указаний). Указание происхождения товара лишь указывает на территорию происхождения товара.

При этом указание происхождения товара как средство индивидуализации может быть выражено как в словесной, так в изобразительной форме (чего не предусмотрено в отношении наименований места происхождения товара и географических указаний).

В качестве примера указания происхождения товара можно привести комбинированное обозначение (словесное обозначение «Сделано в Костроме» с изображением символики субъекта Российской Федерации).

При этом необходимо отметить, что в законодательстве ряда стран указание происхождения товара охраняется в качестве самостоятельного средства индивидуализации (например: республика Беларусь, республика Таджикистан, Украина, Швейцария).

В итоге подчеркнем, что введение правовой охраны географического указания в России является своевременным шагом на пути поддержания отечественных производителей и в условиях выбранного Россией пути на импортозамещение.

Однако одновременно с географическими указаниями в российском законодательстве необходимо предусмотреть предоставление правовой охраны и указаниям происхождения товара, так как это средство индивидуализации также индивидуализирует товар, как происходящий с определенной территории; оно активно используется товаропроизводителями в России и способно стать достойным инструментом для защиты отечественных товаропроизводителей.

1 http://sozd.duma.gov.ru/bill/509994-7

Источник: http://ipcmagazine.ru/legal-issues/appearance-of-a-new-object-in-the-intellectual-property-right-of-the-russian-federation-geographical-indication-timely-or-not

Географическое указание — новый объект интеллектуальных прав

Специалисты в области IP уже знают, что в ближайшее время у нас появится ещё один объект интеллектуальных прав – географическое указание. Соответствующий законопроект уже прошёл первое чтение http://sozd.parliament.gov.ru/bill/509994-7.

Этот законопроект примечателен тем, что его широко обсуждают не только юристы и специалисты в области IP. Видимо, это связано с тем, что от охраны географических указаний очень многого ждут. Например, сопрезидент Ассоциации брендинговых компаний России Алексей Андреев считает, что

брендирование продуктов по географическому признаку развивает локальный патриотизм. (http://www.dairynews.ru/news/aleksey-andreev-brendirovanie-produktov-po-geograf.html).

В таком же патриотическом ключе высказался и вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Владимир Баканов:

Читайте также:  Заявление о регистрации юридического лица

Никто не вправе эксплуатировать название, за исключением резидентов территории. Хочешь использовать название — переезжай туда, вкладывай свои деньги и развивай производство, — предлагает Владимир Баканов.

— Сейчас малоизвестные географические названия регистрируют как товарные знаки. Они переходят в частную собственность, и их можно продать даже за границу. Так мы всю страну разбазарим. (https://iz.ru/697192/pavel-chernyshov/okhranu-regionalnykh-brendov-usiliat).

Судя по всему, авторы законопроекта так же смотрят на происходящее — в пояснительной записке к законопроекту указано, что активное использование географических наименований (точнее нмпт) способствует повышению известности региона, вложению инвестиций в его развитие, сохранению сельских поселений, увеличению рабочих мест, развитию туризма.

Далее в пояснительной записке говорится о том, что действующее регулирование НМПТ недостаточно – в России всего 170 НМПТ, в то время как в Европе аж 3000 географических указаний.

В перечисленных аргументах достаточно ясно виден патриотический посыл авторов законопроекта — если в России будет 3000 географических указаний, то российские регионы будут развиты примерно так же, как их «коллеги» в Евросоюзе. Поэтому, видимо, нужно спрямить путь к светлому региональному будущему и облегчить регистрацию географических указаний.

Я не знаю, насколько сильно влияет охрана географического указания на развитие регионов, хотя есть ощущение, что в какой-то степени точно влияет.

Но я уверен в том, что сама по себе регистрация географического указания не может развить экономику какого бы то ни было региона без вложений в продвижение наименования и наличия реального спроса на соответствующую продукцию.

Может быть, охрану географических указаний и хотят ввести, чтобы предоставить некую гарантию потенциальным инвесторам?

Как бы то ни было, этот законопроект скорее всего примут и правовую охрану географическим указаниям предоставят. Поэтому нам в любом случае предстоит понять, с чем нам предстоит иметь дело.  Причём я хочу просто разграничить ГУ и НМПТ и выделить их ключевые признаки без выяснения того, нужно ли нам сейчас такое разделение и как было бы его лучше провести, если оно действительно нужно.

Начнём с того, что мы здесь не изобретаем велосипед. Географические указания достаточно давно охраняются во многих странах мира. На сайте ВОИС есть неплохая обзорная статья по этому поводу (http://www.wipo.int/geo_indications/ru).

Там географическое указание определено как обозначение, фигурирующее на товарах, которые происходят из определенного географического региона и обладают свойствами, репутацией или характерными особенностями, обусловленными преимущественно местом их происхождения.

Как Вы можете заметить, определение географического указания в законопроекте практические повторяет это определение. Вот определение из законопроекта:  

Географическим указанием, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, которое позволяет идентифицировать товар как происходящий с территории географического объекта, при этом определенное качество, репутация или другие характеристики товара в значительной степени определяются его географическим происхождением. На территории данного географического объекта должна осуществляться хотя бы одна из стадий производства товара, влияющая на формирование его качества, репутации или иных характеристик.

В статье на сайте ВОИС также «на пальцах» объясняют, что даёт географическое указание его правообладателям:

Право на географическое указание позволяет его обладателям препятствовать использованию указания третьими сторонами, чьи продукты не отвечают применимым стандартам.

Например, в юрисдикциях, в которых обеспечивается охрана географического указания Darjeeling (Дарджилинг), производители чая Darjeeling могут воспрепятствовать использованию термина Darjeeling для чая, который не был выращен на их плантациях или произведен в соответствии со стандартами, изложенными в практическом руководстве для географического указания.

В целом, всё понятно и каких-то серьёзных возражений не вызывает.

Более того, географическое указание фигурирует во многих международных договорах, к которым присоединилась Россия. Об этом подробно пишут авторы законопроекта в пояснительной записке и на это же указывает Марина Александровна Рожкова в своей статье. В международных договорах даётся приблизительно такое же определение географического указания, какое предложено в законопроекте.  

Главный вывод, который можно сделать, ознакомившись с международными договорами, статьями по теме и собственно текстом законопроекта, заключается в том, что географическое указание (ГУ) и НМПТ соотносятся как род и вид.

Последние сомнения на этот счёт развеиваются в п. 4 ст.

1516 ГК РФ из законопроекта — «правила настоящего Кодекса о географических указаниях применяются к наименованиям мест происхождения товаров с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом».

Действительно, и ГУ, и НМПТ нужны, чтобы сообщать потребителю о происхождении товара с определённой территории. И ГУ, и НМПТ говорят потребителю, что свойства этого товара как-то связаны с территорией, с которой он произошёл.

Разница между ГУ и НМПТ при этом заключается в (1) силе связи между товаром и местом его происхождения, и в (2) том, какие характеристики товара определяются его местом происхождения.

После прочтения п. 1 ст. 1516 ГК РФ в текущей редакции (в новой редакции статьи останется такое же определение) становится ясно, что НМПТ предъявляет самые высокие требования к самому товару и к степени его связи с местом происхождения. Так, НМПТ относится только к товару, имеющему особые свойства, то бишь уникальному товару. 

При этом особые свойства товара в рамках НМПТ исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. Иными словами, такой уникальный товар нигде больше создать нельзя.

Очевидно, что уникальных товаров, которые можно создать в одном только регионе, не так много во всём мире. Современные технологии позволяют воспроизвести многие товары в разных местах.

В этой связи беспокойство авторов законопроекта понятно – с такими высокими требованиями зарегистрировать 3000 НМПТ в России никогда не получится.

Чем же здесь могут помочь ГУ? Во-первых, у ГУ снижены требования к характеру связи между местом происхождения и свойствами товара.

Для ГУ используют стандарт «в значительной степени», планка которого явно ниже чем у «исключительно или главным образом».

В значительной степени, на мой взгляд, означает, что такой товар можно произвести и в других регионах, в которых свойства товара точно так же будут определяться его местом происхождения в значительной степени.

Во-вторых, ГУ гораздо менее требовательны к характеристикам товара, которые должны в значительной степени связаны с местом их происхождения. Это «определенное качество, репутация или другие характеристики товара».

Такое определение предполагает, что товар может вообще не обладать никакими уникальными свойствами и быть похожим на многие другие или вообще повторять их, но при этом иметь некую репутацию и на этом основании получить правовую охрану.

«Определенное качество» не означает высокое и наилучшее, то есть можно получить охрану в отношении товара, который заметно уступает по качеству конкурентам, которым просто не посчастливилось иметь репутацию или иную связь с регионом.

Иными словами, из простого грамматического толкования определения ГУ можно сделать вывод о том, что оно может быть вообще никак не связано с уникальными свойствами товара, для охраны которого регистрируется, и может быть вообще не привязано к месту происхождения товара – точно такой же товар можно произвести в другом регионе. Тут речь, скорее идёт, о неких исторических ассоциациях и привычных наименованиях.

Но надо понимать, что именно в этом и заключается цель законодателя. Так, заместитель главы Роспатента Л. Кирий сказала следующее, когда объясняла задачи законопроекта:

Если НМПТ является словесным обозначением, представляющим собой наименование географического объекта, то географическое указание позволяет идентифицировать товар как происходящий с определенной территории (http://tass.ru/v-strane/4992718).

То есть сам по себе факт производства товара на конкретной территории не гарантирует уникальность этого товара и не означает, что точно такой же товар нельзя произвести в другом месте. В общем, только практика покажет, к чему это всё приведёт. Главное, чтобы на местах не перестарались и Роспатент фильровал совсем уж надуманные ГУ — юридические основания к тому предусмотрены.

Источник: https://zakon.ru/Blogs/geograficheskoe_ukazanie_-_novyj_obekt_intellektualnyh_prav/74794

В гк рф введут новый объект интеллектуальных прав – «географическое указание» — ассоциация юристов россии

27 Июля 2018

27 июля 2018 года Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона № 509994-7 «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» (о географических указаниях).

Один из авторов законопроекта – председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, сопредседатель Ассоциации юристов России Павел Крашенинников сообщил, что проектом предлагается ввести в ГК РФ новый объект интеллектуальных прав – «географическое указание» – в качестве средства индивидуализации товара. В обиходе это также называется брендами регионов.

Такой вид средств индивидуализации товара будет действовать наравне с существующим в настоящее время – наименованием места происхождения товара (НМПТ), однако иметь более простую регистрацию.

Стоит отметить, что НМПТ дает представление об изготовителе, высоком качестве товара, а также о наличии особых свойств товара, определяемых местом изготовления. Его применение способствует повышению известности региона, росту инвестиций.

Однако требования, предъявляемые при регистрации НМПТ, являются достаточно жесткими.

Необходимо подтверждать не только известность обозначения, указывающего на конкретную местность, но и особенности свойств товара, которые определяются характерными для данной местности природными условиями или человеческими факторами.

«Зачастую особые свойства не проявляются в самих товарах и, соответственно, не могут быть объективно проверены. Например, сложно документально определить специфический вкус и цвет масла или молока, полученных от коров, которые пасутся на определенных пастбищах, где растут особые травы, характерные для данного региона», – отметил Павел Крашенинников.

С момента введения государственной регистрации НМПТ в 1992 году в России зарегистрировано и охраняется около 200 НМПТ. В качестве примера можно привести «Оренбургский пуховый платок», «Вологодское кружево», «Хохлома», «Гжель», «Дулевский фарфор», «Вологодское масло», «Адыгейский сыр», «Башкирский мед», «Астраханские помидоры», «Луховицкий огурец», «Нарзан».

При этом в Европейском союзе охраняется более 3 000 географических указаний и наименований мест происхождения товаров. В связи со вступлением в ВТО у России возникли обязательства по охране «географических указаний». Такие нормы предусмотрены и другими международными обязательствами.

Законопроект предусматривает решение вышеуказанных вопросов.

Предлагается изложить в новой редакции параграф 3 главы 76 части 4 Гражданского кодекса РФ, давая определение обоим объектам – «географическое указание» и «наименование места происхождения товара» и указывая конкретные требования к ним. В соответствии с этими требованиями заявитель сможет определить, на охрану какого объекта интеллектуальных прав он может претендовать.

Так, устанавливается, что географическим указанием является обозначение, которое позволяет идентифицировать товар как происходящий с территории конкретного географического объекта.

При этом географическим происхождением должны в значительной степени определяться особое качество товара, его репутация или другие характеристики.

И хотя бы одна из стадий производства, влияющая на формирование особых характеристик товара, должна осуществляться на указанной территории (в отличие от НМПТ, для которого должны осуществляться все стадии производства товара на указанной территории).

Читайте также:  Уведомление о заключении трудового договора с иностранцем

«Таким образом, в качестве географического указания можно было бы зарегистрировать, например, калужское тесто, байкальский омуль, камчатский краб, крымские вина, якутские алмазы, золото Костромы», – сказал Павел Крашенинников.

Законопроектом указывается, что географическое указание признается и охраняется в силу государственной регистрации. Регистрация будет осуществляться Роспатентом.

Лицам, зарегистрировавшим географическое указание (гражданам, организациям или объединениям лиц) предоставляется исключительное право его использования.

Под использованием понимается, в частности, размещение географического указания на товарах, этикетках, упаковках; на бланках, счетах и другой документации, в объявлениях о продаже товаров, на вывесках, в рекламе, в печатных изданиях, в сети «Интернет» и прочее.

Другими лицами использование зарегистрированного географического указания не допускается. Даже если ими указывается подлинное место происхождения товара или географическое указание используется в переводе, либо в сочетании с такими словами, как «род», «тип», «имитация» и т.п. Товары, этикетки или упаковки, на которых незаконно использовано географическое указание, считаются контрафактными.

Законопроектом указывается, что географическое указание охраняется в течение всего времени существования возможности производить товар, отвечающий установленным требованиям.

Исключительное право на географическое указание действует в течение 10 лет со дня подачи заявки в Роспатент, с возможностью последующего продления по заявлению правообладателя.

Действие исключительного права может прекратиться и раньше, если, например, будут утрачены особые характеристики товара.

Срок вступления в силу изменений предлагается установить по истечении 180 дней после официального опубликования закона.

Изменения направлены на совершенствование законодательства об интеллектуальных правах. Законопроект позволит расширить перспективы развития регионов России посредством института географических указаний. Многие из известных нам товаров уникальны именно своим географическим происхождением.

«В каждом субъекте РФ присутствует своя историческая, культурная или природная исключительность, особые традиции, в том числе в сфере прикладного творчества, национальной кухни и т.д.

Законопроект позволит предоставить новые упрощенные возможности для регистрации и продвижения региональных брендов, работая тем самым в русле антисанкционных мероприятий на повышение конкурентоспособности экономики регионов, привлечение российских и иностранных инвестиций, развитие туризма», – заявил Павел Крашенинников.

Источник использованного изображения

Источник: http://alrf.ru/news/v-gk-rf-vvedut-novyy-obekt-intellektualnykh-prav-geograficheskoe-ukazanie/

В сф хотят сделать географические указания объектом интеллектуальных прав

2018-07-13T15:57Z

2018-07-13T15:57Z

https://ria.ru/20180713/1524538154.html

https://cdn21.img.ria.ru/images/99859/62/998596234_0:142:3137:1907_1036x0_80_0_0_4664ef35a150104442cc4a2867f701a7.jpg

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

МОСКВА, 13 июл – РИА Новости. В Совете Федерации предлагают ввести в Гражданский кодекс РФ новый объект интеллектуальных прав – «географическое указание», документ внесен в Госдуму, сообщает в пятницу пресс-служба СФ.

Законопроект подготовлен группой сенаторов во главе со спикером верхней палаты парламента Валентиной Матвиенко. Он направлен на совершенствование правового регулирования в сфере охраны наименований мест происхождения товаров и введение в Гражданский кодекс нового самостоятельного объекта интеллектуальных прав,

По мнению сенаторов, вопросы популяризации и продвижения региональных брендов чрезвычайно важны для Совета Федерации как палаты регионов. У всех субъектов РФ есть культурные, географические, экономические особенности и отличия, которые могут стать конкурентными преимуществами.

При этом регионы России обладают высоким потенциалом в части наличия товаров, уникальность которых обусловлена географическим положением и передающимися из поколения в поколение традициями, таких как «Краснодарский чай», «Башкирский мед», «Хохлома», «Дулевский фарфор», «Тульский пряник» и другие.

Продвижение положительного имиджа каждого субъекта или города, развитие территориальных брендов может стать важным источником пополнения региональных бюджетов, считают разработчики законопроекта.

Как свидетельствует отечественная и мировая практика, один из действенных правовых механизмов продвижения территориальных брендов – использование такого средства индивидуализации как наименование места происхождения товара (НМПТ). В России уже сформирована современная законодательная база в этой области. Наличие зарегистрированного НМПТ гарантирует потребителю особые, зачастую неповторимые свойства товара, полагают авторы проекта.

Вместе с тем, по мнению сенаторов, наряду с НМПТ, в правовом отношении должны быть защищены и географические указания. На сегодняшний день существует запрос на введение в правовое поле самостоятельного объекта интеллектуальных прав – географического указания. Прежде всего, это обусловлено удобством государственной регистрации такого объекта.

В соответствии с международными стандартами, к товарам с географическим указанием применяются более мягкие требования.

В частности, отличием географического указания от НМПТ является то, что при производстве продукта, охраняемого НМПТ, все этапы производства должны осуществляться в конкретном регионе, а для использования объекта охраны «географическое указание» не все этапы производства должны производиться в одном регионе (например, для вина – 15% винограда может поступить из другого региона).

Введение в правовой оборот понятия «географическое указание» как объекта интеллектуальных прав может быть осуществлено путем корректировки Гражданского кодекса, полагают авторы законопроекта.

Такие изменения соответствуют мировым тенденциям, подчеркивают разработчики. В мае 2015 года был принят Женевский акт Лиссабонского соглашения, который дает возможность осуществлять международную регистрацию не только НМПТ, но и географических указаний.

Источник: https://ria.ru/20180713/1524538154.html

Проект Закона о географических указаниях

В ближайшем будущем в России может появиться новый объект интеллектуальных прав – географическое указание. Проект Федерального закона (№ 509994-7), который должен внести изменения в четвертую часть ГК РФ, уже прошел первое чтение в Госдуме. Поговорим о содержании поправок и целях их внесения в действующее законодательство.

Содержание законопроекта

В ГК РФ предлагается ввести новое понятие: «географическое указание», под которым понимается обозначение, позволяющее определить географический объект, производящий товар. Право использовать охраняемое географическое указание смогут получить производители конкретного региона (географического района), в случае, если ими соблюдаются установленные условия производства.

В действующем законодательстве уже есть похожая правовая конструкция. Согласно § 3 главы 76 части 4 ГК РФ правовая охрана предоставляется наименованию места происхождения товара (НМПТ).

Географическое указание и НМПТ сходные, но не аналогичные по смыслу понятия. НМПТ – это особый вид географического указания.

Оба обозначения предназначены для информирования покупателя о месте производства товара и его качественных характеристиках, определенных местом производства.

Различаются понятия тем, что характеристики и свойства товара, охраняемого НМПТ, должны быть преимущественно (в некоторых случаях – исключительно) связаны с регионом происхождения.

Как правило, для такого обозначения в конкретном регионе должен находиться источник сырья, а также должна производиться его обработка. Для маркировки товара географическим указанием производителю можно будет соблюсти только один критерий, обусловленный географическим местом происхождения, этим критерием может быть какое-то свойство товара, его качество, или репутация.

Географическое указание не отменяет НМПТ, а будет действовать наравне с ним. В тексте законопроекта уточняется, что правила ГК РФ о географических указаниях применяются и к НМПТ.

Проектом устанавливаются, в том числе:

  • процедура и порядок регистрации географического указания;
  • порядок его использования;
  • требования к содержанию заявки;
  • процедура отзыва заявки;
  • процесс оспаривания решения по заявке;
  • порядок внесения изменений в Государственный реестр наименований;
  • порядок выдачи свидетельств об исключительном праве на географическое указание;
  • основания для прекращения правовой охраны географического указания и действия исключительного права на него;
  • ответственность за незаконное использование географического указания.

Для регистрации географического указания установлены условия и ограничения:

  1. Хотя бы одна из стадий производства товара, влияющая на формирование его основных характеристик, должна производиться на территории географического объекта.
  2. Особые требования к качеству продукта, его репутации, стадиям производства, иным основным характеристикам могут быть установлены федеральными законами и иными правовыми актами, в том числе правовыми актами субъектов РФ, в состав которых входят указанные географические объекты.
  3. Нельзя признать географическим указанием обозначение, которое находится в РФ во всеобщем употреблении в качестве обозначения определенного товара, не связанного с местом его производства.
  4. Не может быть предоставлена правовая охрана в качестве географического указания обозначению, ранее зарегистрированному в качестве НМПТ в отношении товара того же вида, и наоборот.

Проектом устанавливается, что географическое указание может быть зарегистрировано гражданами (одним или несколькими), организациями или объединением лиц. Заявитель самостоятельно определяет, на охрану какого объекта, НМПТ или географического указания он претендует, обращаясь за регистрацией того или иного обозначения.

В случае принятия изменений исключительное право на географическое указание будет действовать 10 лет с момента подачи заявки в госорган. Указанный срок действия может быть продлен по заявлению правообладателя.

Зачем нужны изменения?

Основные характеристики товара: его репутация, качество, во многом определяются местом происхождения. У потребителя, приобретающего товары определенного вида, выстраивается четкая ассоциативная связь между свойствами товара и территорией, на которой он произведен (например, «Тульский пряник», «Башкирский мед» и др.).

Благодаря использованию НМПТ регионы приобретают известность, уникальные товары привлекают инвестиции, что способствует увеличению рабочих мест и активному развитию туризма.

Производители товара имеют право оформить НМПТ, но сделать это сложно, регистрация рассматриваемого объекта интеллектуальной собственности связана со множеством проблем. В настоящее время в России лишь немногим производителям удалось официально закрепить за собой статус региональных брендов.

Согласно пояснительной записке к законопроекту, в РФ действует 170 регистраций НМПТ, из которых 135 российские. Для сравнения, в Евросоюзе охраняется более 3000 географических указаний и НМПТ.

По мнению авторов законопроекта, действующее законодательство не позволяет в полной мере использовать заложенный в НМПТ потенциал. В России отсутствуют госорганы, которые уполномочены выдавать заключения в отношении некоторых групп товаров. Во многих случаях невыполнимо выдвигаемое к заявителю требование быть непосредственным производителем товара.

Например, не могут быть заявителями при регистрации НМПТ объединения производителей сырья и конечного продукта и лиц, которые хранят, перевозят и распространяют товар, маркированный НМПТ. Однако особые свойства и оригинальные характеристики товара зависят от деятельности этих лиц.

В пояснительной записке к законопроекту указывается, что такие ассоциации должны быть наделены правом на использование в своей деятельности НМПТ.

Кроме того, сегодня в России возникла потребность в охране большего количества обозначений, указывающих на территориальное происхождение товаров, обладающих определенными свойствами и репутацией.

Эти товары крайне сложно зарегистрировать как НМПТ, поскольку для регистрации установлены жесткие требования. Для таких обозначений должны быть предусмотрены упрощенные условия.

По указанным причинам сегодня назрела необходимость наряду с НМПТ использовать и новое для РФ обозначение – географическое указание.

Субъекты РФ производят товары с уникальными характеристиками, обусловленными, в том числе, именно географическим положением. По мнению законодателя, введение нового понятия в гражданское законодательство послужит продвижению и популяризации в России региональных брендов.

Изменения имеют положительное значение как для потребителя, который будет знать, что уникальный товар производится в определенном регионе, так и для производителя, бренд которого будет защищен. В то же время официальное принятие новой правовой конструкции связано с рисками.

Не исключено, что из-за упрощенной процедуры регистрации географических указаний на рынке появится больше контрафактного товара. Только практика использования нового объекта права сможет выявить как его положительные, так и отрицательные черты.

Однако, такие изменения в законодательстве назрели, и диктуются новыми условиями и внутреннего, и общемирового рынка.

  • Гурова Елена Специалист по интеллектуальной собственности
  • ООО «Центр правового обслуживания»

Источник: https://pravorf.ru/analytics/proekt_zakona_o_geograficheskikh_ukazaniyakh.php

Ссылка на основную публикацию