Новая глава гк рф о лизинге (законопроект)

Игроки рынка лизинга ожидают, что в результате реформы произойдет повышение прозрачности и инвестиционной привлекательности отрасли, стоимость кредитных ресурсов для фондирования контрактов снизится.

При введении регулирования отрасли Центробанком, будет выстроена эффективная система управления рисками, исключены мошеннические сделки, кроме того, с рынка уйдут небольшие игроки, усилится специализация остальных лизинговых компаний.

В итоге реформа позволит предложить клиентам более гибкие условия лизинга коммерческого транспорта, снизить стоимость сделок и повысить уровень сервиса.

Подготовка реформы лизинга началась весной 2016 года после проведения исследования, в ходе которого Центробанк проверил ситуацию на лизинговом рынке с точки зрения влияния на банковский сектор и в целом на экономику. Предпосылкой явилась череда дефолтов лизинговых компаний, которые не смогли отвечать по обязательствам перед банками, в особенно важных для государства отраслях, в частности, в авиации.

Как отмечает член правления компании Carcade Дмитрий Чернышев, повысившееся внимание государства к лизингу — в общем тренде возрастания роли регулятивной функции госорганов на финансовых рынках.

«Годовой объем нового лизингового бизнеса в России исчисляется сотнями миллиардов рублей, а на лизинговые инструменты в 2014–2017 гг. делается большая ставка в рамках программ поддержки целых отраслей промышленности.

Именно поэтому инициатива реформирования рынка со стороны государства — вполне ожидаемое событие», — считает он.

К весне 2017 года ЦБ согласовал разработанный совместно с Минфином план реформы  рынка финансового лизинга. Этот план предусматривает подготовку законопроекта по его регулированию, переход лизинговых компаний на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), работу над поправками в Гражданский и Налоговый кодекс.

Минфин и ЦБ подготовили первый законопроект, который скоро будет внесен в Госдуму.

Его основные положения включают создание реестра лизинговых компаний, размер минимального капитала, обязательное содержание в названии предприятия слова «лизинг» или его производных, введение саморегулирования, перечень полномочий ЦБ, включая установление формы, порядка и сроков представления отчетности, а также положения переходного периода.

Многие лизинговые компании уверены, что реформа в целом позитивно отразится на отрасли. В числе ее основополагающих принципов, предложенных Минфином и ЦБ, — введение саморегулирования, предполагающего разработку и внедрение общих стандартов деятельности в части управления рисками и внутреннего контроля.

Отдельные пункты законопроекта закрепляют появление на рынке лизинга саморегулируемой организации (СРО), которая сможет взять на себя часть функций, возложенных до этого на ЦБ, и будет аккумулировать необходимую информацию о деятельности лизинговых компаний в соответствии с указаниями регулятора.

Для вступления в СРО необходимо обладать достаточным капиталом. Предполагается, что минимальный размер собственных средств у лизинговой компании с активами до 500 млн руб. должен будет составлять 20 млн руб., а для компаний с активами от 500 млн руб. — 70 млн руб.

Сложности возникнут у тех игроков, чей собственный капитал сегодня значительно меньше установленного предела — на рынке существуют весьма крупные компании, собственный капитал которых не соответствует заявленным в законопроекте размерам, обращают внимание критики реформы.

Повысить открытость лизинговой деятельности предполагается за счет внедрения международных стандартов финансового учета и отчетности (МСФО).

«На сегодняшний день лизинговые компании являются обычными юридическими лицами, ведущими стандартную бухгалтерскую отчетность по РСБУ, такую же, как ведут, например, производственные фирмы, — объясняет директор ГК «Интерлизинг» Александр Рябцев. — Но их деятельность очень специфична, формирование основных показателей значительно отличается по смыслу от тех же производств, где есть себестоимость производимой продукции и выручка от ее реализации».

В связи с этим, продолжает он, по обычной отчетности понять реальное финансовое положение лизинговой компании не представляется возможным, что влияет на недоверие банков, следовательно, затрудняет получение от них фондирования и повышает его стоимость.

Перевод лизинговых компаний на отчетность по МСФО будет способствовать укреплению доверия к ним со стороны кредиторов и инвесторов, повышению прозрачности отрасли, росту ее инвестиционной привлекательности.

В результате должна снизиться стоимость привлечения лизинговыми компаниями финансовых ресурсов.

Это, в свою очередь, позволит уменьшить стоимость лизинга коммерческого транспорта для конечных клиентов и увеличить сроки финансирования.

Как рассказал Александр Рябцев, ряд лизинговых компаний работают в сегменте крупных корпоративных сделок, что приводит к высокой концентрации их портфеля, а это вызвало ряд дефолтов на лизинговом рынке в 2008 – 2016 гг.

Требуется внедрение стандартов рискменеджмента, что позволит сократить потери кредиторов и инвесторов лизинговых компаний.

Это сделает лизинговые компании желанными клиентами для банков и других инвесторов и, в конечном итоге, позволит снизить цену фондирования.

Редко встречается практика секьюритизации лизингового портфеля — на рынке представлены единичные примеры выпуска облигаций, а это очень действенный инструмент для диверсификации источников фондирования и снижения его стоимости, добавляет эксперт.

Переход на новый план счетов и учет, как и саморегулирование, устанавливающее требования к системе управления рисками и внутреннему контролю, однозначно приведет лизингодателей к дополнительным затратам, парируют противники нововведения. Крупные игроки, по их мнению, перенесут это легче, а небольшие компании столкнутся с проблемами и будут вынуждены либо перенести издержки на клиентов, либо сократить свою прибыль, либо вообще уйти с рынка.

Одновременно в рамках формирования прозрачной и полноценной нормативно-правовой основы лизинговой деятельности законодателям предстоит разрешить фундаментальный вопрос о том, как правильно трактовать лизинг в судопроизводстве.

Новая глава ГК РФ о лизинге (законопроект)

«Проблематика состоит в двойственности лизинга, как по сущности, так и с точки зрения законодательства, — говорит Александр Рябцев.

— В судопроизводстве, с одной стороны, лизинг трактуется как арендная деятельность, с другой стороны, есть практика принятия решений при трактовке лизинга как финансового инструмента.

В связи с этим мы регулярно сталкиваемся с разногласием в принятии решения в судах, нет возможности выработать четкую позицию относительно действий компании».

Еще один не проработанный до конца вопрос касается защиты имущественных интересов лизингодателей и минимизации их рисков.

В настоящий момент действующая редакция ФЗ «О лизинге» предполагает списание просроченных лизинговых платежей путем выставления инкассовых поручений на счет лизингополучателя, если последний допускает более двух просрочек.

Однако, указывают игроки рынка, ни федеральный закон, ни какие-либо другие нормативные документы не дают исчерпывающей информации о комплекте необходимых для исполнения этой процедуры документов.

В связи с этим процесс работы по инкассо крайне затруднен.

«Также, несмотря на то, что предмет лизинга является собственностью лизингодателя, изъятие его у недобросовестного клиента (если последний отказывается добровольно вернуть имущество) возможно только по решению суда. Существенно упростить этот процесс могло бы внесение в законодательные акты положения об изъятии имущества по исполнительной надписи нотариуса», — считает директор ГК «Интерлизинг».

Он указывает, что для лизингополучателей также есть ряд недоработок: отсутствие системного механизма работы с жалобами, навязывание дополнительных услуг по нерыночным ценам, долговые ловушки при сделках лизинга с физическими лицами. «Радует только то, что это скорее исключения для лизингового рынка, и грешат этим небольшие компании, — отмечает Александр Рябцев. — Тем не менее отдельные эпизоды периодически встречаются».

Вместе с тем на обеспечение защиты прав клиентов направлен запланированный в рамках реформы переход лизингового рынка на современные электронные технологии взаимодействия с лизингополучателями и государственными органами. Лизинговую деятельность планируется перевести на электронную платформу, что позволит защитить участников рынка и федеральные органы власти от мошенничества, основанного на фиктивных договорах.

Компании, которые не могут или не желают соответствовать принятым правилам, должны будут уйти с рынка или перепрофилироваться. Остальные — повысят эффективность бизнеса, перенастроив его под новые стандарты, и будут готовы предложить клиентам лучшие условия и сервис.

«Вероятно, повышение уровня конкурентоспособности именно в таком ключе выходит за рамки одного только нормативного регулирования и связано с общим изменением подходов государства к роли частного бизнеса на рынке лизинга», — заключает член правления компании Carcade Дмитрий Чернышев.

ДМИТРИЙ ЧЕРНЫШЕВ / ЧЛЕН ПРАВЛЕНИЯ КОМПАНИИ CARCADE

Новая глава ГК РФ о лизинге (законопроект)

— Заявленная ЦБ и Минфином РФ цель изменений закона о лизинге — стандартизация рынка, снижение рисков лизингодателей и лизингополучателей, развитие лизинга и повышение его значения для национальной экономики. Принятие закона — это старт для структурной реформы всего рынка.

Мы считаем, что, помимо заявленных, одной из главных целей реформирования должно стать «разгосударствление» и повышение уровня конкуренции на рынке лизинга.

В настоящее время ведущие позиции (в том числе и в розничных сегментах) занимают компании со значительным госучастием, и эти позиции обусловлены не эффективной бизнес-моделью, а поддержкой материнских банков и госкорпораций, возможностью привлекать их «длинные и дешевые деньги». Это — нерыночная ситуация.

На наш взгляд, в розничных сегментах рынка конкурировать за клиентов должны между собой частные лизинговые компании, объективно обладающие большей гибкостью и способные обеспечить клиентам лучший сервис.

Чтобы соответствовать новым стандартам, лизингодатели должны настраивать отчетность под новые требования, инсталлировать новые бизнес-процессы, финансировать деятельность саморегулируемой организации лизинговой отрасли, обучать персонал.

Все это связано со значительными расходами, которые могут оказаться чрезмерными для небольших региональных игроков. Именно поэтому количество компаний, предоставляющих услугу лизинга коммерческого транспорта, вероятно, изменится.

Часть некрупных операторов может просто уйти с рынка, а некоторые из тех, для кого автолизинг не является основным бизнесом, сосредоточатся на более приоритетных для себя сегментах.

Основной позитивный момент для участников рынка состоит в том, что банковское сообщество и инвесторы должны будут оценить повысившийся уровень прозрачности отрасли, а стоимость кредитных ресурсов для фондирования контрактов снизится. Перенастройка бизнеса, прозрачная универсальная для всех отчетность и «диджитализация» процессов должны дать новый импульс для развития лизингового бизнеса.

В идеале, по плану авторов реформы, услуга лизинга должна стать в максимальной степени прозрачной, понятной, а главное — недорогой. Вероятно, в первой половине 2020-х гг.

, когда реформа должна перейти в завершающую стадию, услуга действительно станет более привлекательной в ценовом плане.

В ходе самого реформирования ситуация для лизингополучателей не всегда может складываться со знаком «плюс».

Так, при банкротстве лизинговой компании право собственности на транспорт, которым уже пользуется клиент, переходит к другой организации (вероятнее всего, к банку, предоставившему лизингодателю кредиты под залог имущества). Какое решение может принять новый собственник в отношении транспорта? Наихудшие сценарии нельзя исключить полностью…

Другой риск для лизингополучателей — повышение стоимости услуг. Некоторые компании могут «переложить» часть своих расходов в ходе реформы на лизингополучателей.

Однако все эти риски актуальны в основном для клиентов небольших региональных компаний, предоставляющих услугу лизинга коммерческого транспорта. Крупные участники рынка из ТОП-30 смогут защитить интересы своих клиентов и сделать так, чтобы реформирование отрасли прошло для них без негативных последствий.

АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВ / ГЛАВНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ПАО «ЕВРОПЛАН»

Новая глава ГК РФ о лизинге (законопроект)

— Предпосылкой к регулированию отрасли изначально стали крупные проблемные сделки конкретных лизингодателей. Автолизинг же в контексте регулирования и, в конечном счете, с точки зрения стабильности российской финансовой системы — сегмент не критичный, долгое время он развивался за счет успешной деятельности частных лизинговых компаний.

При этом регулирование рынка государством затронет все лизинговые компании и все сегменты. Главное, чтобы оно не ограничило эффективную работу частного капитала. В целом, мы считаем, что переход на новые стандарты и план счетов бухгалтерского учета могут позитивно отразиться на прозрачности рынка, что улучшит условия привлечения средств для отрасли.

Реформа лизинга сможет обеспечить четкую работу механизмов защиты лизингополучателей и лизингодателей, которые несут основные риски, порой исчисляющиеся миллиардами рублей.

Мы рассчитываем на доработку и повышение эффективности этих механизмов, например, в части исполнения банком инкассового поручения (распоряжения), предъявленного лизинговой компанией.

Снижение ставок для конечных лизингополучателей будет возможно за счет снижения премии за риск в фондировании лизинговых компаний как рыночных заемщиков, если произойдет реальное повышение прозрачности и инвестиционной привлекательности отрасли в результате реформы.

По нашему мнению, будущее рынка принадлежит специализированным, сфокусированным на тех или иных сегментах лизинговым компаниям.

Читайте также:  Регистрация ип онлайн на сайте налоговой

К примеру, частные предприятия могут заниматься автолизингом, а государственные — авиализингом и другими сложными областями, важными для осуществления стратегических госпроектов.

При таком условии лизинговые компании, отлично знающие профиль своих клиентов и их потребности, имеют возможность сконцентрировать силы на том, что действительно важно.

АЛЕКСАНДР РЯБЦЕВ / ДИРЕКТОР ГК «ИНТЕРЛИЗИНГ»

Новая глава ГК РФ о лизинге (законопроект)

— В лизинговой отрасли уже давно назрела необходимость изменений. Согласно концепции реформы лизингового рынка (версия от 07.06.

2016), основные изменения должны идти по следующим направлениям: формирование прозрачной и полноценной нормативно-правовой основы лизинговой деятельности; повышение транспарентности лизинговой деятельности за счет внедрения международных стандартов финансового учета и отчетности; защита имущественных интересов лизингодателей и минимизация их рисков; обеспечение защиты прав лизингополучателей; снижение стоимости финансирования лизингодателей в целях уменьшения стоимости лизинга для конечных клиентов из нефинансового сектора экономики; переход лизингового рынка на современные электронные технологии взаимодействия с лизингополучателями и государственными органами; поддержание справедливой конкуренции.

Однако, к сожалению, последняя редакция поправок к ФЗ не помогает расшить ключевые проблемные зоны, имеющиеся в отрасли. Основное направление изменений — реализация проекта по созданию СРО (саморегулируемой организации), которая будет регулировать лизинговый рынок.

Для вступления в СРО лизинговая компания должна обладать достаточным капиталом: 70 млн руб. для предприятий с балансовой стоимостью активов 500 млн руб. и более; 20 млн руб. для предприятий с балансовой стоимостью активов менее 500 млн руб.

При этом ФЗ не предусматривает правил расчета показателя «капитал».

В случае невступления в СРО лизинговая компания должна завершить свою деятельность (при этом она может спокойно работать в рамках действующих договоров лизинга до момента их полного исполнения).

Таким образом, если лизинговая компания не имеет достаточного капитала или акционер не может ее докапитализировать, она будет вынуждена покинуть рынок. Это приведет к снижению конкуренции, в первую очередь в регионах: останутся крупные региональные игроки и филиалы федеральных компаний. Данные изменения глобальны и коснутся всех сегментов рынка, в т. ч. лизинга коммерческого транспорта.

Для лизингополучателей наиболее ощутимым фактором принятия поправок в закон может стать снижение стоимости финансирования по сделкам лизинга. Это будет связано с тем, что повысится транспарентность лизинговых компаний, в результате чего банки смогут финансировать их по меньшей ставке и в большем объеме. Кроме того, при введении регулирования отрасли ЦБ будут исключены мошеннические сделки.

Уже сейчас Правительство РФ поддерживает сегмент лизинга коммерческих автомобилей за счет программы финансирования лизинга колесного транспорта (программа МинПромТорг) — до 1 декабря 2017 г. действует скидка на уплату аванса в размере 10 % от его стоимости.

Источник: https://5koleso.ru/avtopark/lizing-po-novomu-chto-izmenit-reforma

Минфин предложил усовершенствовать лизинговое законодательство

Новая глава ГК РФ о лизинге (законопроект)

В Минфине предложили внести в законодательство изменения, касающиеся регулирования лизинговой деятельности. Эти поправки призваны устранить правовую неопределённость, а также уменьшить число судебных разбирательств, что поспособствует снижению рыночных ставок по лизингу.

Соответствующий проект федерального закона опубликован на портале проектов нормативных правовых актов.

Поправки предложено внести в Гражданский кодекс РФ. В частности, предполагается дополнить вторую часть ГК главой «Финансовый лизинг», в которой среди прочего будет установлено понятие договора финансового лизинга, предмета этого лизинга, а также правила уплаты лизинговых платежей, пользования лизинговым имуществом.

В сводном отчёте указывается, что изменения разработаны для того, чтобы законодательно закрепить де-факто сложившийся в России переход лизинга от арендной модели правового регулирования финансового лизинга к модели обеспеченного финансирования. 

Читайте по теме Новая глава ГК РФ о лизинге (законопроект)

В соответствии с последней моделью право собственности на предмет лизинга приобретает лизингодатель для обеспечения денежного обязательства лизингополучателя по возврату финансирования, которое было ему предоставлено.

Принятие законопроекта, по словам авторов документа, даст возможность разрешить проблемы правового регулирования, которые накопились после последнего пересмотра лизингового законодательства в 2002 году.

Кроме того, разработанные поправки должны сформировать полноценную, прозрачную и непротиворечивую нормативно-правовую базу лизинга, а также снизить избыточные риски сторон договоров финансового лизинга и повысить привлекательность этих договоров.

Кроме того, вносимые в ГК изменения призваны устранить несоответствия между сложившейся правоприменительной практикой, действующим законодательством и международными нормами.

«Принятие законопроекта призвано обеспечить условия для уменьшения правовой неопределённости, расходов на судебные издержки и взыскание лизингового имущества, что будет способствовать снижению рыночных ставок по лизингу и обеспечит стимулы для обновления основных фондов посредством финансового лизинга», — говорится в сводном отчёте.

Источник: https://www.pnp.ru/economics/minfin-predlozhil-usovershenstvovat-lizingovoe-zakonodatelstvo.html

Лизингу будет посвящена отдельная глава ГК

19 сентября 2018

Минфин России подготовил пакет поправок в Гражданский Кодекс РФ, обновив понятие договора финансового лизинга и его предмет

На данный момент закреплена арендная модель лизинга, но разработчики проекта предлагают рассматривать лизинг как обеспеченное финансирование.

19.09.2018 | Новая адвокатская газета | Зинаида Павлова

Большинство экспертов «АГ» положительно оценили инициативу ведомства, но некоторые отметили спорность отдельных норм проекта и указали на его общую недоработанность.

12 сентября Минфин России вынес на публичное обсуждение проект поправок в ГК в части совершенствования гражданско-правового регулирования лизинговой деятельности. Соответствующие изменения предлагается внести в ч. 1, 2, 3 Кодекса.

В настоящее время финансовый лизинг регулируется §6 «Финансовая аренда (лизинг)» гл. 34 «Аренда» ГК РФ и Законом о финансовой аренде (лизинге). В соответствии с законопроектом Минфина предполагается, что финансовому лизингу будет посвящена отдельная гл. 43.1 ч. 2 ГК РФ.

В проектируемой главе нашли отражение, в частности, следующие вопросы: пользование лизинговым имуществом; риск его случайной гибели или случайного повреждения; последствия его утраты или повреждения; страхование предмета лизинга; ответственность лица, у которого приобретается предмет лизинга; последствия распоряжения предметом лизинга; защита имущественных прав лизингодателя с использованием исполнительной надписи нотариуса; приостановление использования предмета лизинга и т.п.

Законопроект обновляет понятие договора финансового лизинга, согласно которому лизингодатель обязуется предоставить финансирование лизингополучателю путем оплаты по договору, заключенному им с третьим лицом, стоимости предмета лизинга (лизингового имущества) либо его части, а лизингополучатель обязуется возвратить предоставленное финансирование, а также внести плату за пользование им (лизинговые платежи).

Поправки также уточняют предмет лизинга, которым могут быть непотребляемые вещи, включая вещи, ограниченные в обороте, в той мере, в какой их оборот допускается законом.

Предполагается, что договор лизинга может предусматривать право лизингодателя по ограничению лизингополучателя, осуществляющего предпринимательскую деятельность, в использовании предмета лизинга при существенном нарушении последним обязательств договора до его устранения таких нарушений. По исполнительной надписи нотариуса без обращения в суд можно будет взыскать задолженность с лизингополучателя, ограничить использование предмета лизинга или изъять его.

При наличии задолженности лизингополучателя перед лизингодателем и невыполнении им требования о досрочном исполнении договора лизингодатель вправе изъять предмет лизинга. После такого изъятия предмет лизинга реализуется путем его продажи с торгов, если иное не установлено соглашением.

Публичное обсуждение проекта продлится до 9 октября.

Старший юрист компании «Нортия ГКС» Артем Копылов пояснил, что законопроект предусматривает самостоятельное регулирование правоотношений в сфере лизинга путем введения в ГК новой гл. 43.1 «Финансовый лизинг», а также исключения §6 из гл.

34 Кодекса и в целом исключения понятия «финансовая аренда».

«В результате данных изменений договор лизинга полностью выведен из-под действия общих положений об аренде, что представляется обоснованным, поскольку правовая природа лизинга существенно отличается».

Эксперт назвал интересным предложение ограничить право лизингополучателя предъявлять непосредственно продавцу предмета лизинга не только требования о расторжении или изменении договора, а также требования об уменьшении или возврате цены приобретения предмета лизинга или о его замене без согласия лизингодателя. «При этом законопроект допускает случаи, когда лизингополучатель вправе предъявить указанные требования самостоятельно, а также потребовать возмещения убытков», – отметил юрист.

По мнению Артема Копылова, предлагаемые изменения значительно более подробно регулируют сферу финансового лизинга по сравнению с действующими нормами, учитывают сложившиеся в судебной практике и в деловом обороте тенденции.

Адвокат Юридической группы «Яковлев и Партнеры» Елена Мякишева полагает, что в целом поправки можно оценить положительно, поскольку многие вопросы исполнения договора лизинга урегулированы более подробно в сравнении с действующим законодательством.

По мнению эксперта, отдельного внимания заслуживает проектируемая ст. 833.

16 ГК РФ, прямо предусматривающая, что если стоимость предмета лизинга, возвращаемого лизингодателю, а также все иные полученные им суммы превышают размер задолженности лизингополучателя, остаток денежных средств подлежит возврату последнему.

«Ранее такой механизм защиты прав лизингополучателя работал через выработанное ВАС РФ «сальдо встречных обязательств», но не все о нем знали», – отметила адвокат.

Вместе с тем Елена Мякишева указала на спорный характер предлагаемой ст. 833.

10, которая устанавливает ответственность лизингодателя перед лизингополучателем за неисполнение продавцом предмета лизинга своих обязательств, только если он не проявил необходимой осмотрительности в выборе этого лица.

«Действующие нормы содержат правило, по которому за действия продавца отвечает тот, кто его выбрал, что хоть как-то защищает от сговора недобросовестных лизингодателя и продавца. При предлагаемых изменениях защитить интересы лизингополучателя будет сложнее», – заключила эксперт.

Наш комментарий:

Александрина Ноздрюхина, ИНТЕЛЛЕКТ-С, специально для «Новой адвокатской газеты»:

По сути, законодателем был воспринят давно сложившийся в судебной практике подход, рассматривающий лизинг как разновидность кредитного договора.

Новая глава ГК РФ о лизинге (законопроект)

Ноздрюхина Александрина МихайловнаЮрист

Юрист Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С Александрина Ноздрюхина считает, что принятие законопроекта может разрешить спор относительно правовой природы лизинговых правоотношений.

«На данный момент в ГК РФ закреплена арендная модель лизинга, но разработчики проекта предлагают изменить подход и рассматривать лизинг как обеспеченное финансирование, что представляется обоснованным», – полагает эксперт.

Как отметила юрист, по сути, законодателем был воспринят давно сложившийся в судебной практике подход, рассматривающий лизинг как разновидность кредитного договора. Еще в Постановлении Пленума ВАС РФ о выкупном лизинге от 14 марта 2014 г.

№17 был отражен кредитно-залоговый характер лизинговых правоотношений. Кроме того, важной новеллой, по ее словам, является введение нового вида обременения недвижимого лизингового имущества (ст. 833.

7 проекта), который по своей сути близок к залогу.

Однако Александрина Ноздрюхина полагает, что, несмотря на адекватность общей концепции, законопроект требует доработки в силу ряда недостатков: необоснованно ограничена возможность использования возвратного лизинга только предпринимательской сферой, отсутствует конкретизация момента перехода риска случайной гибели предмета лизинга на лизингополучателя и т.д.

Генеральный директор юридической компании «Глазунов и Семёнов» Валерий Глазунов полагает, что новые изменения в ГК касательно лизинга выглядят неоднозначно: «С одной стороны, то, что в ГК РФ появляется полноценная глава по поводу лизинга, это отлично, с другой стороны, законопроект выглядит немного «сырым».

Эксперт отметил, что в абз. 2 ст. 665 ГК есть прямое указание на то, что выбор продавца и приобретаемого имущества может осуществляться арендатором. В законопроекте прямого указания на такое право лизингополучателя нет. В договоре могут быть указаны общие характеристики предмета лизинга, позволяющие этот предмет определить.

По мнению эксперта, прямое указание в ГК РФ некоторых моментов (порядок и размер лизинговых платежей, порядок перехода права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю, критерии досрочного исполнения договора лизинга, в том числе, и понятие несущественной просрочки) позволяет уменьшить количество спорных ситуаций.

Валерий Глазунов считает, что сам законопроект, в случае его принятия, будет способствовать более качественному регулированию рынка лизинговых услуг. «Существует вероятность того, что количество лизинговых споров сократится, а загруженность арбитражных судов снизится», – предположил эксперт.

Источник: https://www.intellectpro.ru/press/commenters/lizingu_budet_posvyashena_otdel_naya_glava_gk/

Минфин России подготовил поправки в ГК РФ, касающиеся финансового лизинга

Новая глава ГК РФ о лизинге (законопроект)

Министерство предлагает отделить понятие «финансовый лизинг» от «финансовой аренды». Разработанным им законопроектом предполагается, что по договору финансового лизинга лизингодатель будет обязан предоставить финансирование лизингополучателю путем оплаты по договору, заключенному им с третьим лицом, стоимости предмета лизинга либо его части, а лизингополучатель – возвратить предоставленное финансирование, а также внести плату за пользование им (лизинговые платежи)1. Кроме того, лизингодателей могут обязать уведомлять лиц, у которых они приобретают имущество, о том, что оно предназначено для передачи лизингополучателю по договору финансового лизинга. Причем лизингополучателю планируется предоставить право требовать возмещения с лизингодателя убытков, возникших в связи с нарушением последним указанной обязанности.

Читайте также:  Как проводится проверка ккт налоговой инспекцией

Предполагается также определить состав лизинговых платежей. В частности, что они могут быть определены в твердой сумме либо посредством указания способа их расчета. При этом предлагается включать в их состав вознаграждение лизингодателя наряду с платой за пользование финансированием, а также, по общему правилу, расходы лизингодателя, связанные с исполнением им договора.

Кроме того, документом планируется, в частности, регламентировать:

  • госрегистрацию и учет прав по договору финансового лизинга;
  • страхование и реализацию предмета лизинга, а также ответственность лица, у которого он приобретается;
  • защиту имущественных прав лизингодателя с использованием исполнительной надписи нотариуса;
  • досрочное исполнение договора финансового лизинга.

В этих целях Минфин России предлагает дополнить ст. 391 Гражданского кодекса новым п. 3.1. и гл. 43.1 «Финансовый лизинг”, а § 6 гл. 34 ГК РФ исключить.

Как поясняет министерство, это необходимо для закрепления фактически сложившегося в стране перехода лизинга от арендной модели правового регулирования финансового лизинга к модели обеспеченного финансирования.

 В рамках этой модели право собственности на предмет лизинга приобретается лизингодателем для целей обеспечения денежного обязательства лизингополучателя по возврату предоставленного ему финансирования.

  • Публичное обсуждение и независимая антикоррупционная экспертиза документа завершатся 9 октября.
  • ______________________________
  • 1 С текстом законопроекта «О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации (в части совершенствования гражданско-правового регулирования лизинговой деятельности)» можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/04/09-18/00083902).

Документы по теме:

Гражданский кодекс Российской Федерации

Источник: https://www.garant.ru/news/1218156/

Законопроект о лизинге и реформа лизинга в 2019 году

Осенью 2018 года прошёл общественное обсуждение законопроект о лизинге. А именно – проект Федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса РФ (в части совершенствования гражданско-правового регулирования лизинговой деятельности)». Он разработан Минфином и Банком России. Рассказываем, что он предлагает и меняет.

Главная цель

Глобальная цель реформы лизинговой отрасли – это повышение прозрачности и через него обеспечение более адекватных решений властей в вопросах финансовой стабильности и регулирования финансовой отрасли в целом.

Новая глава ГК РФ о лизинге (законопроект)

Если власти не понимают, что происходит в крупнейшей финансовой отрасли страны, активы которой составляют 3–5 трлн руб., то это очень странная ситуация. Это грозит финансовыми рисками для всей системы.

Поэтому государство должно понимать, что происходит в лизинговой отрасли. А затем уже разрабатывать нормы регулирования, чтобы минимизировать риски.

Но эти нормы должны быть разработаны на основе понимания ситуации, поэтому реформа лизинга с 2018 года идёт поэтапно.

Ожидания: реестр ЦБ и не только госкомпании

Минфин планирует, что нынешняя редакция проекта закона о лизинге 2018 года будет серьезно поправлена ко 2-му чтению. В ситуации, когда государственные лизинговые компании конку (далее также – ЛК) с частными, регулировать одни и не регулировать другие – это неправильно с точки зрения конкуренции. Поэтому включение в регулирование только госкомпаний устранят.

Согласно законопроекту Минфина о лизинге, в обязательное регулирование должны попасть и частные лизинговые компании, получающие господдержку.

Дело в том, что в этой схеме у ряда частных компаний будет возможность продолжать свою деятельность, не вставая в реестр ЦБ, поскольку они в реальности не получают никакой прямой господдержки.

То есть субсидии получают не лизинговые компании, а их клиенты – лизингополучатели, что формально выводит такие частные ЛК из регулирования. То есть основанное на господдержке попадание под регулирование может быть аргументированно оспорено ЛК в суде.

Таким образом, может получиться, что под регулирование попадет только государственная часть лизинговой отрасли. А это недопустимо.

Читайте также  Все предпенсионеры получили право на алименты: закон принят

Минфин хочет сделать так, чтобы было очевидно, что на учет должны стать те компании, клиенты которых будут использовать ускоренную амортизацию. То есть установят квалифицирующий признак для получения права на ускоренную амортизацию для лизингополучателя. Им станет участие лизингодателя в реестре ЦБ.

Таким образом, все ЛК должны будут находиться в реестре ЦБ, клиенты которых получают господдержку в виде:

  • субсидий;
  • ускоренной амортизации.

Им придется:

  1. Вступить в саморегулируемую организацию (СРО).
  2. Иметь лизинг как исключительный вид деятельности.

После реформы лизинговой отрасли все остальные компании могут делать все что угодно. Но тогда их клиенты не получают:

  • субсидии по процентным ставкам;
  • ускоренной амортизации.

Как будут регулировать отрасль

Сейчас задача Минфина и Центробанка – включить подавляющее большинство отрасли в реестр и 2-3 года получать от внесенных в реестр ЛК отчетность, чтобы составить представление о всей лизинговой отрасли.

Именно поэтому важно, чтобы в реестр вошли не только госкомпании (например, ГТЛК и «Росагролизинг»), но вся или по крайней мере подавляющая часть отрасли, в том числе и крупнейшие неассоциированные с государством компании («Европлан» и др.).

В дальнейшем реформирование лизинговой отрасли подразумевает введение элементов надзора, похожего на банковский. Будут требования:

  • к капиталу ЛК;
  • риску на одного заемщика;
  • по сделкам с заинтересованностью.

Включение в реестр ЦБ

Лизинговой активностью якобы занимается большое количество компаний – речь идет о десятках тысяч. При этом у подавляющего большинства в реальности всего несколько лизинговых сделок. Например, есть самосвал, кто-то его продает – пишут, что он сдан в лизинг, и за счет этого получают ускоренную амортизацию.

После введения законопроекта о лизинге число лизинговых компаний сократится. Останутся только те, кто занимается лизингом профессионально.

Задача лизинговой СРО

На переходный период в лизинговой отрасли СРО будет осуществлять регулирование в отсутствие такового.

Сейчас есть порядка 12 крупных ЛК. Они заинтересованы в том, чтобы никто не жульничал. Они через СРО и будут устанавливать правила игры и следить за их исполнением. Если эти стандарты будут эффективны, затем их можно реализовать в виде государственных актов.

Операционный лизинг

Часть лизинговых компаний, которые в основном ассоциированы с производителями, работают в области классического финансового лизинга: у них даже в договорах может быть не прописано, как передаваемый в лизинг объект забирать. Эти компании более склонны накладывать финансовые санкции на лизингополучателя. У них нет ни ресурса, ни желания забирать предмет лизинга и работать с ним.

Есть другой тип компаний, у которых есть такой ресурс и компетенция в работе с лизинговыми объектами. Они готовы, способны и хотят в случае неплатежей забрать предмет лизинга и передать его другому контрагенту. В первом случае это залог, во втором – операционный лизинг, то есть аренда.

Обе эти модели имеют право на жизнь и будут учтены во время разработки поправок в Гражданский кодекс. В частности, в ГК четко пропишут право лизингодателя забрать предмет, отданный в операционный лизинг.

Изъятие без суда

В операционном лизинге сейчас действует изъятие предмета лизинга по исполнительной надписи нотариуса во внесудебном порядке. Договоры включают пункт, что после нескольких неплатежей предмет изымают. Но для лизингополучателя введут конкретное число неплатежей.

Внесудебное изъятие в любом случае останется. Такая норма будет введена в ГК, поскольку судебное разбирательство долгое, а операционный лизинг – достаточно мобильный бизнес.

Международный опыт: приостановление использования

Согласно зарубежной практике, для восстановления платежной дисциплины лизинговая компания может без изъятия техники на какое-то время приостановить ее эксплуатацию до погашения задолженности.

Такая мера реформой лизинга в России пока не предусмотрена, но и не исключается.

Минфин утверждает, что компаниям, которые работают с финансовым лизингом (обычно это «дочки» производителей западной техники), даже невыгодно приостанавливать эксплуатацию предмета лизинга.

Они хотят, чтобы он продолжал работать, потому что это увеличивает их шансы через суд истребовать деньги за невыплату по договору. Те же, кто в большей степени используют операционный лизинг, просто забирают предмет лизинга.

С переданным в лизинг объектом они и сами обладают компетенцией в работе и могут быстро найти нового лизингополучателя.

Источник: интервью замминистра финансов Алексея Моисеева газете «Коммерсантъ».

Источник: https://buhguru.com/proekty/predlozh-minfina-reform-lizing-otras.html

Лизингу будет посвящена отдельная глава Гражданского кодекса

12 сентября Минфин России вынес на публичное обсуждение проект поправок в ГК в части совершенствования гражданско-правового регулирования лизинговой деятельности. Соответствующие изменения предлагается внести в ч. 1, 2, 3 Кодекса.

В настоящее время финансовый лизинг регулируется § 6 «Финансовая аренда (лизинг)» гл. 34 «Аренда» ГК РФ и Законом о финансовой аренде (лизинге). В соответствии с законопроектом Минфина предполагается, что финансовому лизингу будет посвящена отдельная гл. 43.1 ч. 2 ГК РФ.

В проектируемой главе нашли отражение, в частности, следующие вопросы: пользование лизинговым имуществом; риск его случайной гибели или случайного повреждения; последствия его утраты или повреждения; страхование предмета лизинга; ответственность лица, у которого приобретается предмет лизинга; последствия распоряжения предметом лизинга; защита имущественных прав лизингодателя с использованием исполнительной надписи нотариуса; приостановление использования предмета лизинга и т.п. 

Законопроект обновляет понятие договора финансового лизинга, согласно которому лизингодатель обязуется предоставить финансирование лизингополучателю путем оплаты по договору, заключенному им с третьим лицом, стоимости предмета лизинга (лизингового имущества) либо его части, а лизингополучатель обязуется возвратить предоставленное финансирование, а также внести плату за пользование им (лизинговые платежи).

Поправки также уточняют предмет лизинга, которым могут быть непотребляемые вещи, включая вещи, ограниченные в обороте, в той мере, в какой их оборот допускается законом. 

Предполагается, что договор лизинга может предусматривать право лизингодателя по ограничению лизингополучателя, осуществляющего предпринимательскую деятельность, в использовании предмета лизинга при существенном нарушении последним обязательств договора до его устранения таких нарушений. По исполнительной надписи нотариуса без обращения в суд можно будет взыскать задолженность с лизингополучателя, ограничить использование предмета лизинга или изъять его.

При наличии задолженности лизингополучателя перед лизингодателем и невыполнении им требования о досрочном исполнении договора лизингодатель вправе изъять предмет лизинга. После такого изъятия предмет лизинга реализуется путем его продажи с торгов, если иное не установлено соглашением.

Публичное обсуждение проекта продлится до 9 октября.

Старший юрист компании «Нортия ГКС» Артем Копылов пояснил, что законопроект предусматривает самостоятельное регулирование правоотношений в сфере лизинга путем введения в ГК новой гл. 43.1 «Финансовый лизинг», а также исключения § 6 из гл.

34 Кодекса и в целом исключения понятия «финансовая аренда».

«В результате данных изменений договор лизинга полностью выведен из-под действия общих положений об аренде, что представляется обоснованным, поскольку правовая природа лизинга существенно отличается».

Эксперт назвал интересным предложение ограничить право лизингополучателя предъявлять непосредственно продавцу предмета лизинга не только требования о расторжении или изменении договора, а также требования об уменьшении или возврате цены приобретения предмета лизинга или о его замене без согласия лизингодателя. «При этом законопроект допускает случаи, когда лизингополучатель вправе предъявить указанные требования самостоятельно, а также потребовать возмещения убытков», –отметил юрист. 

По мнению Артема Копылова, предлагаемые изменения значительно более подробно регулируют сферу финансового лизинга по сравнению с действующими нормами, учитывают сложившиеся в судебной практике и в деловом обороте тенденции.

Адвокат Юридической группы «Яковлев и Партнеры» Елена Мякишева полагает, что в целом поправки можно оценить положительно, поскольку многие вопросы исполнения договора лизинга урегулированы более подробно в сравнении с действующим законодательством.

По мнению эксперта, отдельного внимания заслуживает проектируемая ст. 833.

16 ГК РФ, прямо предусматривающая, что если стоимость предмета лизинга, возвращаемого лизингодателю, а также все иные полученные им суммы превышают размер задолженности лизингополучателя, остаток денежных средств подлежит возврату последнему.

«Ранее такой механизм защиты прав лизингополучателя работал через выработанное ВАС РФ “сальдо встречных обязательств”, но не все о нем знали», – отметила адвокат. 

Читайте также:  Где пройти обучение для разрешения на оружие

Вместе с тем Елена Мякишева указала на спорный характер предлагаемой ст. 833.

10, которая устанавливает ответственность лизингодателя перед лизингополучателем за неисполнение продавцом предмета лизинга своих обязательств, только если он не проявил необходимой осмотрительности в выборе этого лица.

«Действующие нормы содержат правило, по которому за действия продавца отвечает тот, кто его выбрал, что хоть как-то защищает от сговора недобросовестных лизингодателя и продавца. При предлагаемых изменениях защитить интересы лизингополучателя будет сложнее», – заключила эксперт.

Юрист Группы правовых компаний «ИНТЕЛЛЕКТ-С» Александрина Ноздрюхина считает, что принятие законопроекта может разрешить спор относительно правовой природы лизинговых правоотношений.

«На данный момент в ГК РФ закреплена арендная модель лизинга, но разработчики проекта предлагают изменить подход и рассматривать лизинг как обеспеченное финансирование, что представляется обоснованным», – полагает эксперт.

Как отметила юрист, по сути, законодателем был воспринят давно сложившийся в судебной практике подход, рассматривающий лизинг как разновидность кредитного договора. Еще в Постановлении Пленума ВАС РФ о выкупном лизинге от 14 марта 2014 г.

№ 17 был отражен кредитно-залоговый характер лизинговых правоотношений. Кроме того, важной новеллой, по ее словам, является введение нового вида обременения недвижимого лизингового имущества (ст. 833.

7 проекта), который по своей сути близок к залогу. 

Однако Александрина Ноздрюхина полагает, что, несмотря на адекватность общей концепции, законопроект требует доработки в силу ряда недостатков: необоснованно ограничена возможность использования возвратного лизинга только предпринимательской сферой, отсутствует конкретизация момента перехода риска случайной гибели предмета лизинга на лизингополучателя и т.д.

Генеральный директор юридической компании «Глазунов и Семёнов» Валерий Глазунов полагает, что новые изменения в ГК касательно лизинга выглядят неоднозначно: «С одной стороны, то, что в ГК РФ появляется полноценная глава по поводу лизинга, это отлично, с другой стороны, законопроект выглядит немного “сырым”». 

Эксперт отметил, что в абз. 2 ст. 665 ГК есть прямое указание на то, что выбор продавца и приобретаемого имущества может осуществляться арендатором. В законопроекте прямого указания на такое право лизингополучателя нет. В договоре могут быть указаны общие характеристики предмета лизинга, позволяющие этот предмет определить.

По мнению эксперта, прямое указание в ГК РФ некоторых моментов (порядок и размер лизинговых платежей, порядок перехода права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю, критерии досрочного исполнения договора лизинга, в том числе, и понятие несущественной просрочки) позволяет уменьшить количество спорных ситуаций.

Валерий Глазунов считает, что сам законопроект, в случае его принятия, будет способствовать более качественному регулированию рынка лизинговых услуг. «Существует вероятность того, что количество лизинговых споров сократится, а загруженность арбитражных судов снизится», – предположил эксперт.

Источник: https://www.advgazeta.ru/novosti/lizingu-budet-posvyashchena-otdelnaya-glava-grazhdanskogo-kodeksa/

Участники рынка готовят поправки в закон о лизинге

Объединенная лизинговая ассоциация (ОЛА) опубликовала отзыв на проект поправок в ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)», в котором отмечается, что и сам законопроект, и пояснительная записка к нему нуждаются в существенной переработке и не могут быть поддержаны в представленном виде. О том, что не устроило участников рынка и какие изменения в закон они считают необходимым внести, в интервью «РБГ» рассказал президент ОЛА Кирилл Царев.

— Вы предлагаете законодательно разделить три вида лизинговых отношений — выкупной лизинг, «истинная финансовая аренда» и возвратный лизинг. В чем главные различия этих видов и как они должны быть прописаны в законе?

— Такое разделение может стать полезным в стратегической перспективе, причин для спешки нет, многие активные голоса в нашей ассоциации давно предлагают это сделать, но мы понимаем, что вопрос требует проработки. Пока можем обозначить только общие контуры. Во всех трех видах лизинговая компания вкладывается в предмет лизинга для клиента.

Выкупной лизинг — это договор, в котором право собственности на предмет лизинга при полном исполнении сторонами своих обязательств должно перейти к клиенту. Суть такого договора — приобрести имущество для клиента и предоставить рассрочку за определенный процент; лизингодатель возмещает свои затраты и получает вознаграждение, по сути, это финансовое посредничество.

Именно этот вид лизинговых отношений весьма распространен в российской практике. Так называемая «истинная финансовая аренда» означает, напротив, неизвестность, перейдет ли право собственности: в конце срока лизинга имущество вполне может и вернуться к лизингодателю, стороны предусматривают опцион или вообще не предусматривают выкупа.

Тем не менее остаются важные черты именно «финансовой» аренды, отличающие ее от проката: срок пользования имуществом составляет существенную часть его срока службы, значительная часть рисков и выгод пользования имуществом переходит на клиента.

Отраслевые эксперты называют этот вид лизинга «истинной финансовой арендой», имея в виду, что этот вид ближе к аренде, чем выкупной лизинг — финансовое посредничество: ясно, что никакой «ложной» финансовой аренды нет.

Мы назвали в отзыве лизинг, где нет однозначного выкупа, эксплуатационным лизингом, а не операционным, чтобы не путать эти отношения с прокатом, обычной арендой. В России такой вид лизинговых отношений встречается редко, он больше распространен в Европе. Различие между двумя видами лизинга проводится не просто по формальным условиям договора, а по экономической сути отношений.

— Наконец, возвратный лизинг…

— Это, по сути, заем под передачу заемщиком права собственности на свое имущество в обеспечительных целях. Должник получает заем, но оформляется это как продажа имущества и уплата его цены. Дальше должник пользуется имуществом как арендатор и выкупает имущество, возвращает заем, платит проценты, но оформляется это как обратная покупка.

Каждый из этих трех видов лизинга имеет важные особенности, но сейчас на практике они смешиваются; из-за этого сложнее составлять договоры и вести судебные споры.

Мы считаем, что назрел вопрос о разграничении этих видов, по ним нужно установить особенности законодательства в трех ключевых вопросах — о лизинговых платежах, о выкупе предмета лизинга и о расчетах при изъятии предмета лизинга.

В международных стандартах финансовой отчетности (МСФО) такое различие прослеживается давно, сейчас обсуждается проект новых МСФО об аренде, где оно может стать еще более явным. Важно, что МСФО — это не просто методика отражения проводок в учете, основной принцип МСФО — приоритет существа отношений над их формой, и мы полагаем, что этого очень не хватает нашему законодательству.

— Законопроект в текущей версии признает повторный лизинг, однако статья нуждается в существенной доработке. Что необходимо учесть при внесении изменений в проект закона и в ГК РФ?

— Мы считаем, что для признания повторного лизинга нельзя обойтись без изменения ГК РФ, а законопроект таких изменений не вносит. Другие замечания касаются юридических формулировок, законопроект в этой части ухудшен по сравнению с прежней версией.

— Авторы нынешней редакции законопроекта предлагают считать все платежи при выкупном лизинге, кроме символической выкупной цены, платой за пользование предметом лизинга. В отзыве ОЛА отмечается, что «довод, что такое предложение выгодно лизингодателям, очевидно, нельзя положить в основу закона». Почему? Какой подход предлагаете вы?

— Сначала объясню, как мы поняли авторов. Зачем понадобилась эта формулировка? Ее смысл в том, что все платежи, кроме символической выкупной цены, не подлежат возврату, если договор расторгнут, и лизингодатель изъял предмет лизинга. В подавляющем большинстве ситуаций так и должно быть.

Если клиент перестал вносить платежи, то лизингодатель может изъять имущество. Чаще всего даже тогда лизингодатель остается в убытке, в таких ситуациях мы убеждены, что клиент хотя и лишился возможности выкупить имущество, но не может требовать возвратить какую-то часть платежей.

Это признано в деле лизинговой компании «Европлан», которое рассмотрел Высший арбитражный суд в конце 2011 года. Но есть и другие ситуации, когда лизинговая компания, изъяв имущество за неплатежи, например в конце срока лизинга, оказывается в выигрыше.

Она получает в виде уже начисленных платежей и стоимости изъятого имущества больше, чем должна была получить, уплати клиент в срок, даже с учетом дополнительных расходов на изъятие, хранение и перепродажу имущества. ВАС говорит, что так нельзя, потому что нарушение обязательств не может приносить больше, чем их исполнение.

Закон не может изменить экономическое содержание отношений: выкупной лизинг заведомо направлен не только на пользование, но и на приобретение в собственность, клиент платит и за возможность сделать предмет лизинга своей собственностью по окончанию срока лизинга.

Плата за право собственности на самом деле заложена в текущих платежах, а не только в символической выкупной цене.

Если лизинговая компания получила в виде начисленных платежей и стоимости изъятого предмета лизинга все, что должна была получить по договору, и покрыла дополнительные расходы, то сумма, которая получена сверх, по сути — переплата клиента за право собственности, которое он уже не сможет получить.

Недавно представитель ВАС в Красноярске подчеркнул, что такой подход не случаен, это принцип. Казалось бы, если ВАС определенным образом истолковал закон, можно изменить сам закон и вернуть прежнюю практику, но, по сути, доводы ВАС не опровергнуты, и приходится признать, что в своем существе эта позиция более сбалансирована, чем прежняя практика. Нельзя составлять законы о договорных отношениях строго в пользу одной стороны, должно быть равновесие интересов. С другой стороны, у нас есть вопросы по методике расчетов, мы приветствовали бы по этому поводу уточнение позиции ВАС.

Наш подход — развивать позицию ВАС (что расчеты сторон при расторжении договора и изъятии имущества должны вестись по сальдо: сколько лизингодатель должен был получить и сколько получил).

На практике чаще всего сальдо оказывается к взысканию с лизингополучателя, но в некоторых случаях может возникать и обязательство лизингодателя возвратить часть платежей лизингополучателю.

Мы указали в отзыве, по каким вопросам хотелось бы большей правовой определенности, но наше мнение, что это возможно через развитие судебной практики и договорную работу, для этого не обязательны законодательные изменения.

— Как вы планируете действовать дальше? Будет ли подготовлен на основе отзыва новый пакет поправок к ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»?

— Несколько лет назад три отраслевые ассоциации выработали единый подход к тексту законодательных изменений, но на стадии согласований с правительственными структурами и президентским Советом по кодификации возникли вопросы, насколько наши предложения сбалансированы, не слишком ли будут ущемлены интересы клиентов.

Тогда у нас оказалось недостаточно опыта в отстаивании своих законных интересов. Поправки были доработаны, но начался процесс системного реформирования Гражданского кодекса, лизинговый законопроект временно ушел из приоритета ведомств. Сейчас возобновилось обсуждение законодательных изменений в лизинговой сфере.

Наша позиция: нельзя повторить прежнюю ошибку, создать у правительственных и президентских юристов впечатление, будто мы пытаемся решить свои проблемы за счет своих клиентов. Нужно тщательно переработать текст, добиться, чтобы он был сбалансированным, не пошел на отклонение, как в прошлый раз.

Годы развития судебной практики тоже нельзя просто «отменить» — судебная практика стала основным каналом развития права, ее нужно систематизировать. Закон должен стать современным, учитывать обновленные подходы к экономической и правовой природе лизинга. Работа только начата.

Мы хотим выработать единую позицию отрасли через взаимодействие отраслевых ассоциаций. Мы как руководители лизинговых компаний готовы к совместной работе, будем привлекать экспертов.

Отраслевые эксперты, которые работали над законопроектом несколько лет назад, сейчас сотрудничают с нашей ассоциацией, раньше мы с ними, бывало, спорили, теперь по многим вопросам они приняли нашу позицию, где-то мы с ними согласились. Мы не ставим цель главенства в этой работе и готовы вложить в нее наши силы и время.

Источник: https://rg.ru/2013/09/17/lizing.html

Ссылка на основную публикацию