Налоговый орган вправе требовать исполнения обязанности по уплате налогов за счёт средств на депозите налогоплательщика-ип после истечения срока договора депозита

Обязанностью любой организации является предоставление налоговой и бухгалтерской отчетности в налоговые органы, а также своевременная и полная уплата налогов и сборов в бюджет.

Налоговые органы проверяют данные, предоставленных организацией, осуществляют налоговый контроль.

В случаях выявления несвоевременного или/и неполного исполнения обязанностей налогоплательщика, налоговая инспекция может направлять налоговые требования по исполнению этих обязательств. Рассмотрим требования об уплате налогов и требования о предоставлении документов.

А. Требование об уплате налога

Что такое налоговое требование, требование ифнс об уплате налога? 

Требование об уплате налога (штрафа) — это акт властного характера, посредством которого налоговые органы понуждают налогоплательщика исполнить свои налоговые обязательства (обязательства по уплате штрафа) перед бюджетом.Налоговый орган вправе требовать исполнения обязанности по уплате налогов за счёт средств на депозите налогоплательщика-ИП после истечения срока договора депозита

Выставление требования об уплате налога является мерой принудительного характера, и перечисление денежных средств во исполнение решения налогового органа не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налога и сбора (Постановление № 13592/04 от 29.03.2005 Президиума ВАС РФ).

Требование об уплате налога — это письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок не уплаченную сумму налога (ст. 69 НК РФ).

Виды налоговых требований об уплате налога

Налоговые органы обязаны выставлять требование об уплате налоговой санкции (штрафа) по правилам, установленным ст.69 «Требование об уплате налога» НК РФ.

Форма требования об уплате налога утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов .

Налогоплательщики сообщают о том, что к ним поступают разного вида требования — первоначальное, повторное и уточненное, требование об уплате налога (сбора), требование об уплате штрафа. Вид требования об уплате налогов един, он определен в Налоговом Кодексе.   

Статья 71 НК РФ предусматривает только один случай направления уточненного требования — это изменение налоговой обязанности после направления первоначального требования. Отсутствие условий для направления уточненного требования при наличии выставленного уточненного требования означает, что налоговый орган направил повторное требование.

Налоговые органы не имеют права под видом уточненного налогового требования повторно направлять требование по одним и тем же налогам и за один и тот же период. Данные обстоятельства будут свидетельствовать о незаконности действий налоговых органов.

Неоднократное направление требований об уплате налогов за один и тот же период и по одним и тем же налогам нарушает законные права налогоплательщика

  • сумма задолженности по налогу и пени;
  • меры, которые будут приняты по взысканию налога;
  • основания взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог;
  • срок уплаты налогов;
  • срок исполнения требования.

Порядок направления требования об уплате налогов

Ранее налоговой инспекции требовалось доказать факт передачи налогового требования.

Все возможные действия налогового органа по принуждению налогоплательщика к уплате налоговых платежей в бюджет могли быть осуществлены в случае, если налоговый орган располагал сведениями о вручении либо невручении налогоплательщику требования (пример, Постановление ФАС Центрального округа от 30 июня 2011 г. по делу N А14-9429/2010/335/28).

В настоящее время НК РФ предоставляет налоговому органу три самостоятельных и независимых способа направления требования:

  1. личная передача руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) под расписку;
  2. направление по почте заказным письмом. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма;
  3. передача в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Случается, налоговый орган направляет требование по почте заказным письмом. Факт вручения письма налогоплательщику не отслеживает. Действительно, в соответствии со ст.

54 ГК РФ юридическое лицо несет риск негативных последствий неполучения адресованной ему корреспонденции, если при требуемой от него степени заботливости и осмотрительности не предпримет мер, направленных на получение этой корреспонденции по месту своего нахождения (пример — постановление ФАС Поволжского округа от 6 сентября 2011 г. по делу N А72-8864/2010).

  • Судебная практика по таким вопросам формируется, но можно выделить два основных момента:
  • 1) требование об уплате налога должно быть вручено налогоплательщику после наступления срока его исполнения
  • 2) требование должны быть направлены заказной почтой по адресу, соответствующему данным налогового учета

Важно: Факт выявления налоговым органом недоимки фиксируется документом по установленной форме, утвержденной Приказом ФНС России от 16 апреля 2012 г. N ММВ-7-8/238@. Данный документ о выявлении недоимки налогоплательщику не направляется.

Срок направления требования об уплате налога

Установлен общий срок направления требования — не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Если требование об уплате налога направляется налогоплательщику в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, то срок должен быть не позднее срока, установленного п. 1 ст. 70 НК РФ, но не ранее 75 календарных дней со дня выявления недоимки.

Срок направления требования по результатам налоговой проверки (в том числе направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи) — в течение 20 (двадцати) дней с даты вступления в силу соответствующего решения.

Последствия пропуска срока направления налогового требования. В практике нередки ситуации, когда налоговый орган пропускает установленный срок направления налогоплательщику требования.

Налоговый Кодекс не предусматривает изменения течения срока или его прекращение.

Таким образом, пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога не исключает возможности применения дальнейших мер по взысканию недоимки.

Срок исполнения требования об уплате налога

Минимальный срок на исполнение требования, который обязан предоставить налоговый орган налогоплательщику для добровольной оплаты недоимки: 8 (восемь) дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (ст. 69 НК РФ).

Если же требование об уплате налога будет направлено налогоплательщику в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, то согласно п. 4 Письма ФНС России от 9 марта 2011 г.

N ЯК-4-8/3612@ «О порядке направления требования в электронном виде» срок исполнения требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, направленного организациям, индивидуальным предпринимателям в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, должен составить не менее 20 календарных дней, а физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, — не менее 30 календарных дней.

До истечения срока на добровольное исполнение требования налоговый орган не вправе применять последующие меры для принуждения к уплате налога, пени и штрафа.  

Основания для обжалования требования по уплате налогов

  • отсутствие сведений, информирующих налогоплательщика о факте наличия задолженности;
  • отсутствие сведений о начале в отношении его процедуры принуждения к исполнению обязанности по уплате налога и мерах по взысканию и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога;
  • не предоставление налогоплательщику минимально установленного срока для добровольного исполнения требования;
  • нарушение порядка вручения требования.

Неисполнение налогового требования по уплате налогов ведет к процедуре бесспорного взыскания недоимки (пени, штрафа, процентов).  Для обеспечения исполнения требования по уплате налога налоговый орган вправе применить следующие меры понуждения к уплате:

  • пени – это сумма, которую налогоплательщик уплачивает помимо начисленных налогов и сборов, в случае если уплата происходит позже установленных сроков. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от не уплаченной суммы налога или сбора. Ставка равна одной трехсотой ставки рефинансирования.
  • приостановление операций по счетам налогоплательщика (ограничение прав налогоплательщика распоряжаться своими денежными средствами в сумме предъявленного требования, налоговым органом выносится соответствующее решение, в случае погашения задолженностей перед бюджетом, решение должно быть отменено в течение 2 дней);
  • поручительство (поручитель обязан выплатить все суммы налогов и сборов, пеней и штрафов в том случае, если налогоплательщик в определенные сроки этого не делает, оформляется договором);
  • банковская гарантия (банк является гарантом уплаты задолженностей налогоплательщика перед бюджетом; к банку, предоставляющему банковскую гарантию, предъявляется ряд требований, которые изложены в ст. 74.1 НК РФ);
  • залог имущества (оформляется договором между налоговой и организацией, в случае неуплаты положенных сумм в определенные сроки, налоговый орган осуществляет оплату самостоятельно за счет стоимости заложенного имущества);
  • арест имущества (производится только с санкции прокурора и только в случаях наличия достаточных оснований полагать, что налогоплательщик может скрыться или принять меры к сокрытию имущества; может быть как полным, так и частичным).

Если после направления требования суммы недоимки, пеней или штрафов изменились (например, выявлены недочеты в результате сверки платежей), то налоговый орган высылает уточненное требование об уплате. Таким образом, направление требования об уплате налога является неотъемлемой частью процедуры принудительного исполнения обязанностей налогоплательщика перед бюджетом.

Б. Требование о предоставлении документов (информации)

При проведении налоговых проверок или других мероприятий налогового контроля, налоговые органы вправе запрашивать различную информацию и документы. Налоговые органы направляют требование о предоставлении документов или информации налогоплательщику в следующих случаях:

  • налоговой проверки налогоплательщика;
  • налоговой проверки контрагента налогоплательщика.

Сроки ответов на налоговые требования документов

При получении требования в рамках налоговой проверки, касающейся непосредственно самого налогоплательщика, срок предоставления документации (информации) составляет 10 рабочих дней.

Если проводится налоговая проверка в отношении другой организации, являющейся контрагентом налогоплательщика, налогоплательщик получает не только требование о предоставлении документов, но и копию поручения налогового органа контрагента. В таком случае срок предоставления документов составляет 5 рабочих дней. В случае отсутствия запрашиваемой информации об этом также сообщается в налоговые органы в письменной форме в срок до 5 дней.

Эти сроки могут продлятся в случае указания причин, по которым необходима отсрочка. К таким причинам можно отнести, например, большие объёмы запрашиваемых документов или отсутствие по уважительной причине должностного лица. Но, к сожалению, налоговая инспекция может отклонить запрос об отсрочке.

В срок до пяти рабочих дней налогоплательщик также обязан отвечать на:

  • требование пояснений образования убытка организации налогоплательщика;
  • требование пояснений при расхождении данных, выявленных ошибках или противоречиях в ходе налоговой проверки организации налогоплательщика.

В таких случаях налоговым органом рекомендуется либо предоставить пояснения, либо внести исправления в те же сроки.

Порядок предоставления документов по налоговому требованию 

Документы по требованию могут быть предоставлены в налоговую инспекцию лично или через представителя, переданы в электронном виде или же высланы почтой заказным письмом. Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных налогоплательщиком копий, заверять их нотариально не нужно (если только это особо не предусмотрено законодательством РФ).

Особенностью оформления предоставляемых документов на бумажном носителе является то, что копия каждого документа заверяется отдельно, то есть заверяется каждый лист. Лишь для многостраничного документа возможно исключение: заверяется прошивка этого документа целиком.

Для этого обязательно проставляется:

  • надпись «Верно»;
  • должность лица, заверившего копию;
  • личная подпись этого лица с расшифровкой (инициалы и фамилия);
  • дата заверения;
  • печать организации.

Напомним, что при предоставлении копий, налоговый орган имеет право ознакомиться с оригиналами документов. К документам, передаваемым по требованию, прилагается опись, составляющаяся в двух экземплярах, на одном из которых проставляется отметка о получении документов налоговым органом.

Бывают ситуации, когда налоговые органы не указывают точный список нужных документов, например, требуют подтверждения определенных показателей. В таких случаях налогоплательщик может самостоятельно определить необходимый перечень документов.

Но во избежание недоразумений отсутствие конкретизации в требовании необходимо отразить в сопроводительном письме.

Если организация заключила соглашение об электронном документообороте, то требование могут прислать по телекоммуникационным каналам связи. Данное требование изначально формируется на бумажном носителе, и только после в электронном виде.

Если после направления электронного требования в течение следующего дня налоговый орган не получает от организации квитанцию о приеме, то он обязан выслать требование в бумажном варианте почтой.

Если полученное из налоговой электронное требование не соответствует установленным стандартам, например, не подписано электронной цифровой подписью, то налогоплательщик высылает уведомление об отказе в приеме. Налоговики обязаны исправить указанные ошибки и выслать требование повторно.

Документы по требованию также могут предоставляться в электронном виде. Процедура составления, направления, получения подтверждения или отказа такая же. Также если налоговый орган в течение одного дня не подтвердил получение документов от налогоплательщика, то данные документы предаются на бумажном носителе.

Читайте также:  Расчет и выплата выходного пособия при увольнении

Повторное истребование ранее предоставленных документов

Особо следует отметить, что зачастую возникают ситуации, при которых налоговый орган запрашивает документацию повторно, вновь направляя требование налогоплательщику. В Налоговом Кодексе указано, что не допускается повторное требование документов, которые были получены налоговыми органами ранее. Но данное ограничение не действует в следующих случаях:

  • если до этого документы представлялись в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу;
  • если документы, были утрачены вследствие непреодолимой силы;
  • если требование предоставления документов направлено налогоплательщику в рамках налоговых проверок его контрагентов (в этом случае на каждое требование необходимо предоставлять копии запрашиваемых документов в указанные сроки, независимо от того, какие документы были предоставлены ранее).

Штрафные санкции

В случае непредставления документов (письменного сообщения об их отсутствии) или предоставления их с несоблюдением сроков, налоговые органы вправе оштрафовать налогоплательщика (ст. 126 НК РФ):

  • нарушения сроков предоставления запрашиваемой информации — 200 (двести) рублей за каждый документ, исключения составляют непредставление налоговой декларации или уведомления о контролируемых сделках;
  • непредоставления документов (или информации) либо предоставления с умышленными искажениями — 10 000 (десять тысяч) рублей для организаций и индивидуальных предпринимателей, для физических лиц – 1 000 (одна тысяч) рублей, за исключением непредставления банком справок по счетам и операциям;
  • за утаивание информации, которую было необходимо сообщить налоговым органам размере 5 000 (пять тысяч) рублей, в случае повторения такого правонарушения в течение одного года этот штраф может увеличиться до 20 000 (двадцати тысяч) рублей.

В заключение, обобщим всё вышесказанное. В случае выявления налоговым органом неисполнения налогоплательщиком своих обязанностей, инспекция имеет право выставлять требования.

В зависимости от того, в какой части организация не исполняет или исполняет неверно свои обязанности, ей направляется либо требование о погашении задолженности перед бюджетом, любо требование о предоставлении информации, документации или пояснений.

Для каждого требования установлены свои формы, сроки выполнения и меры, обеспечивающие их исполнение. При получении таких требований организация обязана исполнить требования налогового органа в полной мере в установленные сроки.

Фирммейкер, июль 2014Ольга Анисимова

При использовании материала ссылка обязательна

Источник: https://firmmaker.ru/stat/nalogovye/nalog-trebovanij

Взыскание налога, сбора, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика-организации, ИП или налогового агента-организации

Энциклопедия МИП » Налоговое право » Уплата налогов и сборов » Взыскание налога, сбора, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика-организации, ИП или налогового агента-организации

  • Не выполняя обязательства, плательщики нарушают нормы.
  • Обязанность уплаты сборов и налогов полностью ложится на плечи начальника организации, индивидуального предпринимателя или же налогового агента, представляющего интересы организации. 

Под недоимкой в налоговом законодательстве понимается определенная задолженность физических или юридических лиц, ИП перед государственным бюджетом.

Образовывается такая задолженность в том случае, если плательщик (следует понимать в этом случае и физических, и юридических лиц, а так же ИП) вовремя не оплачивает установленные к нему налоги, сборы и платежи. В том числе и стразовые отчисления.

В случаях, если юридическое лицо или ИП, а также налоговый агент не уплачивают вовремя или уплачивают не в полной мере (не в полном объёме) налоги или сборы (с том числе и страховые сборы, возложенные на плательщика), то согласно статье 46 Налогового кодекса к ним могут быть применены принудительные меры по взысканию недоимок, числящимися за плательщиком.

При этом налоговому органу, который обнаружил недоимку, дается ровно три месяца на то, чтобы направить должнику уведомление с требованием выплаты. В случаях, когда размер недоимки составляет менее 500 рублей, то срок об отправке требования устанавливается на один календарный год.

Взыскание с банковских счетов производится исключительно на основе решения налогового органа, который обнаружил недоимку.

Данное решение направляется в банк, через который осуществляет финансовые операции плательщик. Форма направления может быть и электронной, и письменной. Как показывает практика, для взыскания недоимки с физических лиц чаще всего отправляются обе формы решения, а с юридических лиц и ИП – преимущественно в электронной.

Налоговый орган выносит решение о взыскании недоимки в том случае, если после отправки требования об уплате задолженности плательщик на него не отреагировал и не уплатил в указанный срок долг.

Срок на вынесение решения установлен в размере двух месяцев после истечения срока, указанного в требовании.

О решении юридическое лицо, ИП или налоговый агент уведомляются в течение 6 дней после вынесения.

Приостановка действия решения о списании средств со счетов должников

Существует несколько оснований для приостановки списания средств плательщика-должника в пользу государственного бюджета. Все они прописаны в статье 46 Налогового кодекса. К ним относятся:

  • решение налогового органа, в который заинтересованным лицом (следует понимать, как налогоплательщика) было направлено заявление о приостановке;
  • решение вышестоящего налогового органа, которое уполномочено на контроль за работой подведомственных ему налоговых органов (например, областное Управление федеральной налоговой службы решает приостановить исполнение решения районной Федеральной налоговой службы);
  • постановление об аресте счетов, которое направляется судебными приставами, исполняющими решение суда.

Для того чтобы решение о взыскании средств со счетов плательщиков-должников перестало действовать, в банки, осуществляющие операции по счетам таких клиентов, должно быть направлено одно из вышеперечисленных решений.

В противном случае в рамках налогового законодательства со счетов плательщиков будут удержаны те суммы, которые полностью или частично покрывают задолженности, а затем переданы в государственный бюджет в качестве оплаты по недоимке.

Решение об отзыве средств со счетов плательщиков-должников

В рамках действия статьи 46 Налогового Кодекса налоговый орган может вынести решение об отзыве ранее отправленных решений в банк, которое подразумевает остановку списания средств в счет государственного бюджета со счетов налогоплательщиков. Для этого существует несколько оснований:

  • информация от банков о том, что на других счетах плательщиков-должников имеются суммы, которые покрывают или частично покрывают задолженности;
  • невозможность списания средств в счет бюджета по основаниям, предусмотренным налоговым законодательством;
  • срок уплаты сборов или налогов, а так же пени и штрафов был изменен в рамках действия налогового законодательства;
  • уплата налогов и сборов за счет средств, которые ранее были излишне уплачены (следует понимать, как переплата по налогам и сборам, в том числе и страховым, со стороны плательщика, совершенная до образования недоимки);
  • уменьшение налоговой ставки и ставки по сборам, которые были изменены после отправки плательщиком-должником уточненной налоговой декларации.

Очередность при ликвидации юридического лица и очередность списания средств с банковского счета

Невозможность списания средств в счет бюджета со счетов юридических лиц может быть связана с процедурой ликвидации этого юридического лица или уже полученным статусом ликвидированной организации. При этом при ликвидации всегда действует определенный порядок списания средств со счетов организации.

  1. Так, прежде всего списываются те суммы, которые необходимы для выплаты юридическим лицом компенсаций по причинению вреда здоровью или жизни гражданам, перед которыми ликвидируемое лицо несет ответственность.
  2. Во вторую очередь всегда списываются суммы, которые необходимы для выплаты пособий, заработных плат и прочих выплат по трудовому договору сотрудникам юридического лица.
  3. И только в третью очередь – суммы, необходимые для выплаты задолженности по налогам и сборам, в том числе и по страховым сборам.
  4. Если при ликвидации и выплате первоочередных задолженностей, остатка средств не хватает для уплаты недоимок, такие задолженности называются безнадежными.

Процедуры взыскания недоимок с должников

При неуплате должником средств, указанных в направленном ему требовании, процедура по принудительному взысканию недоимок состоит из нескольких этапов:

  • вынесение решения налоговым органом, которое в дальнейшем направляется в банк-держатель лицевых счетов должника (в том числе и электронных средств плательщика);
  • перечисление банком достаточной для уплаты задолженности средств (в том числе с валютных счетов плательщика) в государственный бюджет;
  • вынесение решения о взыскании задолженности путем продажи имущества должника, в случаях, если средств на всех его счетах недостаточно для уплаты недоимки.

В случаях если на рублевых счетах плательщика средств для уплаты недостаточно, налоговый орган вправе направить в банк поручение о списании валютных средств с обменом по курсу банка.

При этом уплачивает все расходы, с которым связана конвертация валюты, именно налогоплательщик.

В случаях наличия электронных средств у должника, списание производится с электронных счетов на основании направленного в банк поручения от налогового лица.

Если средств у плательщика-должника на счетах недостаточно или нет вообще для оплаты задолженностей, налоговый орган вправе вынести решение о погашении недоимки в имущественной форме.

В случаях недостатка имущества для погашения задолженности, такая недоимка приобретает статус безнадежной. ИП вправе признать себя банкротом, а при недостаточности имущества для уплаты задолженности по налогам, сборам, страховым сборам, недоимка так же приобретает статус безнадежной для уплаты.

  • В случаях недостатка средств на лицевых счетах юридического лица, ИП, налогового агента налоговый орган вправе направить в банк поручение о списании средств при их поступлении сроком не позднее одного рабочего дня.
  • Депозитные счета не могут быть подвержены процедуре взыскания средств, однако налоговый орган вправе вынести и передать банку решение о списании необходимых для уплаты недоимок средств при закрытии депозитного счета или истечение срока его действия.
  • Все формы решений, постановлений и обращений налоговыми органами к плательщикам и банкам утверждены налоговым законодательством, не могут быть составлены с нарушением норм, направляются в строго установленный законом срок, если таковой присутствует.

Особенности применения законодательства в отношении должников-участников консолидированной группы плательщиков

В случаях если должником по уплате налогов, сборов, страховых сборов является консолидированная группа участников, то налоговый орган вправе, при недостатке средств на счетах участников, вынести решение об уплате недоимки за счет имущества одного или нескольких участников группы.

При этом приоритетным для взыскания будет имущество ответственного и уполномоченного за ведение налоговой отчетности лица, равно как и в случаях списания средств в пользу государственного бюджета.

То есть налоговый орган при вынесении решения о принудительном взыскании задолженности по сборам и налогам с консолидированной группы плательщиков подразумевает, что счет уполномоченной организации является приоритетным для списания недоимки.

Источник: https://advokat-malov.ru/uplata-nalogov-i-sborov/vzyskanie-naloga-sbora-shtrafa-za-schet-denezhnyh-sredstv-na-schetah-nalogoplatelshhika-organizacii-ip-ili-nalogovogo-agenta-organizacii.html

Приостановление налоговым органом операций по счетам налогоплательщика

15.01.2016

действительный государственный советник РФ 3 класса

Приостановление операций по счетам является одной из наиболее действенных мер воздействия на налогоплательщика. С 2016 года оснований для использования такой меры, обеспечивающей исполнение организацией и индивидуальным предпринимателем своих обязанностей, стало больше. Об этом – эксклюзивное интервью с экспертом.

— В чем заключается режим приостановления операций по счетам?

Приостановление операций по счету – это особый порядок совершения расходных операций по счету. Все расходные операции запрещаются, кроме прямо разрешенных статьей 76 НК РФ. Зачисление средств на счет происходит в обычном порядке.

— Какие платежи исполняются в период действия решения о приостановлении операций?

Платежи в бюджеты в счет уплаты налогов и страховых взносов по обязательному социальному страхованию и платежи, очередность исполнения которых предшествует исполнению обязанности по уплате налога. Очередность исполнения платежей установлена статьей 855 ГК РФ в редакции Федерального закона от 02.12.2013 № 345-ФЗ.

К третьей очереди отнесено списание средств:

  • в оплату труда (исключение из общего правила о приоритете исполнительных документов);
  • по поручениям налоговых органов и органов ПФР и ФСС по уплате налогов и страховых взносов (в данном случае имеется в виду погашение в принудительном порядке задолженности по уплате обязательных платежей).

Требования, относящиеся к одной очереди, исполняются в порядке календарной очередности поступления платежных документов.

Это означает, что если поручения налогового органа на списание средств в уплату налога к счету не предъявлялись, платежи налогоплательщика на оплату труда исполняются без ограничений.

Поручение налогоплательщика на перечисление зарплаты будет иметь приоритет в исполнении перед поручением налогового органа на списание задолженности, если оно поступило в банк раньше, чем поручение налогового органа.

Читайте также:  Фас разъяснила вопросы контроля в области наружной рекламы

Четвертая очередь – иные исполнительные документы.

Пятая очередь – иные добровольные платежи. Например, поручения налогоплательщика на перечисление налога отнесено к пятой очередности исполнения.

Из данных положений напрашивается вывод, что в период действия режима приостановления операций по счетам независимо от даты предъявления к счету не исполняются платежи пятой очереди – поручения налогоплательщика, за исключением его расчетов по оплате труда и налогам (страховым взносам).

— То есть, исполнительные документы, предъявленные к счету и предусматривающие списание средств в пользу коммерческого кредитора, имеют приоритет перед платежами налогоплательщика в бюджет?

Источник: https://taxcom.ru/about/news/priostanovl_razgulin/

Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов

Налогоплательщик согласно статье 45 НК РФ обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, причем обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. В НК РФ также предусмотрено, что налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате налога налоговый орган вправе направить налогоплательщику требование об уплате налога.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 НК РФ, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 НК РФ.

Налоги, не уплаченные налогоплательщиком в добровольном порядке, взыскиваются в следующем порядке.

Этап 1. Налоговый орган направляет в трехмесячный срок налогоплательщику требование об уплате налога. Этот срок исчисляется со дня выявления наличия недоплаченного налога. Отметим, что ранее этот срок исчислялся с момента наступления времени уплаты налога. Такое новшество неутешительно для налогоплательщиков, поскольку оно фактически увеличивает срок для предъявления требования.

После получения требования налогоплательщик обязан в соответствии со ст.69 НК РФ в течение срока, указанного в требовании, уплатить сумму налога. При этом минимальный установленный законом срок, который может быть предоставлен налогоплательщику в соответствии с требованием об уплате налога, составляет 10 дней (ч. 3 п. 4 ст.

69 НК РФ). Соответственно в требовании может быть указан и более продолжительный период. В случае если требование об уплате налога составляется и направляется по результатам налоговой проверки, то срок направления составляет 10 дней с момента вступления в силу решения (п. 2 ст.

70 НК РФ), а не с момента его вынесения, как было ранее.

Согласно пункту 6 статьи 69 НК РФ если требование невозможно вручить руководителю (представителю) налогоплательщика лично, то оно направляется по почте заказным письмом. Ранее требование могло быть направлено по почте, только если руководители предприятий прямо уклонялись от его получения.

Причем факт уклонения должен был доказываться налоговым органом.

Данное новшество сократит количество судебных разбирательств, поскольку ранее многие суды зачастую отказывали в привлечении налогоплательщика к ответственности из-за недоказанности факта уклонения налогоплательщика от получения требования (например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.06.2006 № А05-18542/2005-18).

  • Таким образом, в свете новых положений налоговые органы смогут достаточно просто обосновать факт невозможности лично вручить требование, например, из-за отсутствия организации по юридическому адресу.
  • Статья 69 НК РФ содержит исчерпывающий перечень обязательной информации, которая должна быть указана в требовании:
  • ● сумма задолженности;
  • ● размер пеней;
  • ● срок уплаты налога;
  • ● срок исполнения требования;
  • ● меры по взысканию налога;
  • ● обеспечения обязанности по его уплате.

Представляется вероятным, что в случае отсутствия какого-либо пункта в требовании, налогоплательщик может оспорить действительность требования по формальным признакам. Однако имеющаяся судебная практика свидетельствует об обратном. Так, например, ФАС Западно-Сибирского округа (постановление от 14 февраля 2007 г.

№ Ф04 – 292/2007 (31145-А46-26) вынес решение в пользу налогового органа. ООО «Сибзавод» обратилось в суд с заявлением о признании недействительным требования о предложении погасить недоимку по земельному налогу вследствие неверно указанного в требовании номера решения налогового органа.

Суд не поддержал позицию налогоплательщика, определив, что указанные в требовании обязанности по уплате земельного налога за 2005 год соответствует фактической обязанности налогоплательщика по уплате данного налога.

Неверное указание в оспариваемом требовании номера решения налогового органа, не может служить безусловным основанием для признания указанного требования недействительным, поскольку является формальным нарушением.

Этап 2.

Если после предъявления требования об уплате налога и истечения указанного в нем срока, налогоплательщик добровольно не уплачивает налог, то налоговый орган должен принять решение о взыскании налога за счет денежных средств на счетах в банке в течение двух месяцев после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, согласно п. 3 ст.46 НК РФ. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

Одновременно или после вынесения такого решения он вправе потребовать приостановления операций по счетам налогоплательщика. Причем изменения, затронувшие статью 76 НК РФ, предусматривают приостановление операций не по всем денежным средствам на счете, в отличие от ранее существовавшего порядка, а только в пределах суммы, указанной в решении налогового органа.

Предположим, что решение вынесено в отношении 100 000 рублей, а налогоплательщик имеет на счете 1 000 000 рублей, следовательно, приостановка операций касается только суммы в 100 000 рублей, остальными 900 000 рублями налогоплательщик может распоряжаться.

Согласно пункту 9 статьи 76 НК РФ если налоговый орган приостановил операции по нескольким счетам, а сумма денежных средств на них больше суммы долга, то налогоплательщик вправе подать в налоговый орган заявление об отмене такого приостановления.

При этом в заявлении налогоплательщик должен указать счета, на которых достаточно денежных средств для погашения налогового долга и остатки по таким счетам. К заявлению целесообразно приложить выписки банка, отражающие остатки по счетам.

При получении такого заявления налоговый орган обязан принять решение об отмене приостановления операций по счетам в части превышения суммы недоимки. Срок для принятия такого решения установлен в два рабочих дня. Здесь следует отметить еще одно новшество – согласно новой редакции п. 5 ст.

46 НК РФ взыскание с валютных счетов может производиться только в случае нехватки денежных средств на рублевых счетах налогоплательщика.

Этап 3. (возможен, если налоговый орган пропустил установленный двухмесячный срок и не приостановил операции по счетам). Взыскание налога производится только в судебном порядке. Для этого в течение шести месяцев с момента истечения срока, указанного в требовании, налоговый орган должен направить соответствующее заявление в суд.

Если же и этот срок будет пропущен, то пропущенный срок может быть восстановлен судом, если будет доказана налоговым органом уважительная причина пропуска срока. Как будет складываться судебная практика по данному вопросу, и какие доводы налоговые органы будут приводить в качестве уважительных причин пропуска сроков, покажет будущее.

Отметим, что норма о шестимесячном сроке появилась в статье 46 НК РФ как нововведение. Однако ранее суды также руководствовались данным сроком на основании п. 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.

2001 № 5, в соответствии с которым предельным сроком на подачу заявления о взыскании налога также устанавливались шесть месяцев, но с момента истечения 60 дней, отведенных на принятие решения о взыскании налога налоговым органом.

Таким образом, теперь данный срок закреплен на законодательном уровне.

Этап 4. (возможен, если денежных средств на счетах налогоплательщика, как рублевых, так и валютных, окажется недостаточно). Налоговые органы имеют право обратить взыскание на иное имущество налогоплательщика.

Срок для взыскания налога за счет иного имущества организации и индивидуального предпринимателя установлен в один год после истечения срока исполнения требования об уплате налога, направленного налоговым органом налогоплательщику.

Причем продление данного срока по уважительной причине в Налоговом Кодексе не предусмотрено. Однако в отношении физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, с 1 января 2007 г. согласно п. 2 ст.

48 НК РФ предусмотрена возможность восстановления пропущенного по уважительной причине шестимесячного срока для случаев взыскания налога, сбора, пеней и штрафов за счет имущества этого физического лица.

Источник: https://buhuchet-info.ru/otsrochka-na-uplatu-nalogov-i-sborov/394-ispolnenie-obyazannosti-po-uplate-nalogov-i-sborov-.html

Что делать, если налоговая инспекция «заблокировала» счета?

Материал предоставлен корпоративным изданием для клиентов ГК «ИРБиС» «Система успеха»

Наверняка большинству из нас не понаслышке знакомо такое неприятное и весьма проблематичное для любого хозяйствующего субъекта явление как «блокировка» расчетного счета налоговым органом.

Снять деньги для собственных нужд нельзя, оплатить услуги поставщику тоже не удастся, деятельность организации словно парализована.

  Как вести себя в такой непростой, но часто встречающейся ситуации налогоплательщику? Как не допустить ее возникновения? Какими эффективными способами можно «разблокировать» счета организации? Ответы на эти и многие другие вопросы вы сможете найти в данной статье.

1. Общие положения о приостановлении операций по счетам в банке

Все мы прекрасно знаем, что для обеспечения деятельности государства Конституцией РФ установлена обязанность своевременно уплачивать законно установленные налоги и сборы (ст.57 Конституции РФ).

В свою очередь, в целях обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, законодатель установил меры государственного принуждения, которые призваны обеспечивать исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности.

В Налоговом кодексе конституционная обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы детализирована: в соответствии с пп. 1 п. 1 ст.

23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, а в соответствии с пп.4 той же статьи  — представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты).

В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения возложенных на налогоплательщика обязанностей налоговый орган может привлечь его к ответственности, а также использовать механизмы принуждения к исполнению установленных Налоговым кодексом обязанностей.

Обеспечению исполнения обязанностей налогоплательщиков посвящена 11 Глава НК РФ. Так, в соответствии с п. 1 ст. 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами:

  • залог имущества,
  • поручительство,
  • пеня,
  • наложением ареста на имущество налогоплательщика,
  • приостановлением операций по счетам в банке.

Среди всех вышеперечисленных способов, на практике налоговыми органами  широко используется — приостановление операций по счетам в банке, поскольку для налогоплательщиков это самая неудобная с точки зрения ведения бизнеса мера, а значит самая действенная для налоговых органов.

  • Более того, ситуация становится весьма удручающей, когда счет «блокируется» совершенно неожиданно, в самый неподходящий момент, например, когда налогоплательщику срочно нужны денежные средства для заключения выгодного и важного договора.
  • Ввиду того, что приостановка операций по счетам для налогоплательщика является печальным известием, то для наилучшего понимания этого процесса, а также для того, чтобы иметь возможность оспорить действия налогового органа, следует подробнее рассмотреть процедуру приостановления операций по счетам, которую в обиходе принято именовать «блокировка счетов», «заморозка счета» или «арест счета».

2. Процедура приостановления операций по счетам

Порядок и сроки приостановления операций по счетам налогоплательщика в банках регламентированы ст. 76 НК РФ.

Для приостановления операций по счетам налогоплательщика налоговый орган, в лице руководителя или его заместителя, выносит решение о приостановлении операций и направляет его в банки, где у налогоплательщика открыты расчетные счета, причем копия этого решения должна быть в обязательном порядке передана налогоплательщику под роспись или иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Передача решения в банк осуществляется на бумажном носителе или в электронном виде (п.4 ст.76 НК РФ).

Получив решение налогового органа о приостановлении операций по счетам, банк обязан исполнить его в безусловном порядке и приостановить операции по счетам налогоплательщика с момента получения решения (п. 7 ст. 76 НК РФ).

Кроме того, после получения решения о приостановлении операций по счетам банк обязан сообщить в налоговую инспекцию информацию об остатках денежных средств на счетах налогоплательщика (п.5 ст.76 НК РФ).

«Разблокировать» замороженные счета банк сможет только после отмены налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам, ведь НК РФ устанавливает четкий срок действия решения (с момента его получения банком от налогового органа и до его отмены) и не предусматривает вариантов приостановления его действия (п.7 ст.76 НК РФ).

Читайте также:  Как избежать покупки поддельного полиса осаго — рекомендации цб рф

К сведению! Если у налогоплательщика на нескольких расчетных счетах имеются денежные средства в совокупности достаточные для погашения недоимки, штрафов, пени, указанных в решении о приостановлении операций по счету, то налогоплательщик вправе подать в налоговый орган заявление об отмене приостановления операций по счетам в банке с указанием счетов, на которых имеется достаточно денежных средств для исполнения решения о взыскании налога. (п.9 ст.76 НК РФ).

К заявлению следует приложить банковские выписки, подтверждающие наличие денежных средств на счетах. Получив соответствующий пакет документов, налоговый орган в течение двух дней со дня получения заявления обязан принять решение об отмене приостановления операций по отдельным счетам налогоплательщика.

Если пакет документов недостаточен для подтверждения информации о предлагаемом налогоплательщиком банковском счете, то у инспекции может потребоваться некоторое время на проверку этой информации. После получения от банка информации о том, что денежных средств на указанных налогоплательщиком счетах достаточно, на решение о «разблокировке» отводится два дня (п. 9 ст. 76 НК РФ).

3.Причины, по которым налоговые органы «блокируют» счета

Налоговым законодательством предусмотрено три основания для блокировки счета:

  1. — не сдана декларация;
  2. — не уплачен налог;
  3. — обеспечение исполнения решения налогового органа по результатам проверки.
  4. Остановимся подробнее на каждом из них.  

3.1. Не сдана декларация

Если налогоплательщик не сдал налоговую декларацию в течение 10 рабочих дней по истечении установленного срока ее представления, налоговый орган может принять решение о приостановлении операций по счетам (аб.1 п.3 ст.76 НК РФ).

Отменить приостановку, в этом случае, налоговый орган обязан на следующий день, после представления налогоплательщиком соответствующей декларации (аб.2 п.3 ст.76 НК РФ).

На практике бывают случаи, когда счета налоговым органом «заблокированы», а обязанности представить декларацию у налогоплательщика нет.

Источник: https://www.klerk.ru/law/articles/209892/

Принудительное взыскание налога… с депозитного счета (Титаева Н.)

Дата размещения статьи: 28.10.2015

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) — организации или ИП в банках и его электронные денежные средства. Под удар могут попасть и денежные средства, которые налогоплательщик хранит на своих депозитных счетах. Однако их взыскание производится в особом порядке. 

Несвоевременная уплата налога чревата тем, что налоговики могут взыскать его в принудительном порядке. В соответствии с п. 3 ст.

46 Налогового кодекса (далее — Кодекс) после истечения срока, указанного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев с момента его окончания налоговый орган выносит решение о взыскании налога за счет денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) и его электронных денежных средств.

В первую очередь взыскание налога в принудительном порядке производится с рублевых расчетных (текущих) счетов, а при недостаточности средств на этих счетах — с валютных счетов должника (п. 5 ст. 46 НК). Взыскание налога с валютных счетов производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу Банка России, установленному на дату продажи валюты.

С валютных счетов долг взыскивается в следующем порядке. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа одновременно с поручением на перечисление налога направляет поручение банку на продажу не позднее следующего дня валюты должника. При этом расходы, связанные с продажей иностранной валюты, также ложатся на плечи налогоплательщика (налогового агента).

Обратите внимание! Поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему РФ направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством РФ.

Что же касается депозитных счетов, то тут действуют другие правила. Однако прежде стоит разобраться, что собой представляют депозитные счета.

Депозитный счет 

Согласно ст.

834 Гражданского кодекса по договору банковского вклада (депозита) одна сторона (банк), принявшая поступившую от другой стороны (вкладчика) или поступившую для нее денежную сумму (вклад), обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты на нее на условиях и в порядке, предусмотренных договором. Депозитные счета могут открывать как физические, так и юридические лица для размещения свободных денежных средств на фиксированный срок под проценты. Это также следует из п. 2.10 Инструкции Банка России от 30 мая 2014 г. N 153-И. И если вкладчиком является гражданин, то договор банковского вклада признается публичным договором (ст. 426 ГК). Но, пожалуй, самое важное — в п. 3 ст. 834 ГК сказано, что юридические лица не вправе перечислять находящиеся во вкладах (депозитах) денежные средства другим лицам. Иными словами, расходные операции по таким счетам запрещены.

На самом деле у депозитных счетов есть масса преимуществ. Процентные ставки по таким счетам обычно значительно выше, чем по текущим счетам.

Это обусловлено, в том числе, как раз и тем, что вкладчики не имеют возможности расходовать данные средства до окончания срока договора.

Как правило, процентная ставка зависит, в том числе, от срока, на который деньги переводятся на депозит, и от периода уведомления о досрочном расторжении договора.

К сведению! Банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, ИП и физических лиц, не являющихся ИП, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств. На все про все банкам отводится три дня с момента получения мотивированного запроса налогового органа (п. 2 ст. 86 НК).

Особые правила 

Собственно говоря, особенность депозитных счетов диктует и правила, по которым производится принудительное взыскание налоговой недоимки за счет этих средств. В п. 5 ст.

46 НК сказано, что не производится взыскание налога с депозитного счета налогоплательщика (налогового агента), если не истек срок действия депозитного договора. Это объясняется довольно просто.

Ведь в противном случае «наказан» будет не только налогоплательщик-должник, но и банк.

При наличии указанного договора налоговый орган вправе дать банку поручение на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитного счета на расчетный (текущий) счет налогоплательщика (налогового агента), если к этому времени не будет исполнено направленное в этот банк поручение налогового органа на перечисление налога.

Таким образом, налоговая недоимка может быть списана в бюджет только после окончания срока действия депозитного договора.

В то же время у налоговиков есть право «подстраховаться» и направить в банк поручение на перечисление денег с депозитного счета на «расчетник» непосредственно после «закрытия» этого договора.

А налог за счет данных средств будет списан только в том случае, если к этому моменту инкассовое поручение налогового органа еще не будет исполнено в полном объеме. Тем самым исключается списание одного и того же долга дважды.

Итак, налоговый орган для того, чтобы «депозитные» средства должника-налогоплательщика (налогового агента) в счет погашения налоговой недоимки были перечислены в бюджет, должен направить в банк два поручения.

Во-первых, это поручение на перечисление средств с депозитного счета на «расчетник» должника по окончании срока действия депозитного договора. Форма этого поручения утверждена Приказом ФНС России от 23 июня 2014 г. N ММВ-7-8/330@ (в ред. Приказа ФНС России от 20 марта 2015 г. N ММВ-7-8/116@).

Во-вторых, «стандартное» поручение на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента). Его форма приведена в Приложении N 1 к Приказу ФНС России от 23 июня 2014 г. N ММВ-7-8/330@ (см. также Письмо ФНС России от 31 августа 2015 г. N СА-4-8/15316).

В завершение отметим, что только при нехватке или отсутствии денег на счетах налогоплательщика либо его электронных денежных средств, а также при отсутствии информации об открытых счетах в банках налог может быть взыскан за счет иного имущества (ст. 47 НК).

При этом Конституционный Суд РФ еще в Определении от 4 июня 2009 г. N 1032-О-О указал, что данная процедура может применяться только после того, как налоговым органом налогоплательщику будет направлено требование об уплате налога (ст.

69 НК) с установлением в нем срока для добровольного погашения возникшей недоимки, при этом само выявление недоимки осуществляется в рамках строго регламентированных Кодексом процедур налогового контроля (ст. ст. 88 и 89 НК).

И обращение взыскания на имущество налогоплательщика допускается только после исчерпания возможностей взыскания задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банке (п. 7 ст. 46 НК).

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости

Бесплатная консультация юриста по телефонам:

  • Москва, Московская область+7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область+7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.Работаем без выходных

2 сентября 2019 г.Проект Федерального закона № 785806-7 «О праве собственности на гаражи и гаражных объединениях»

Вопросы гаражного строительства, оформления прав на гаражи и формы объединений граждан в целях реализации цели по возведению данных объектов являются традиционно актуальными для физических и юридических лиц.

 Принятие законопроекта способно снять правовую неопределенность статуса гаражей и машино-мест, а также статуса объединений их собственников.

Это, в свою очередь, положительно скажется на развитии гражданского оборота в целом и послужит стимулом для развития гаражного строительства.

20 августа 2019 г.Проект Федерального закона № 778269-7 «О внесении изменения в статью 52 Федерального закона «О защите конкуренции»

В настоящее время количество антиконкурентных нарушений продолжает оставаться высоким.

С целью оперативного устранения выявленных нарушений законопроектом предлагается установить, что в случае принятия заявления об обжаловании предписания антимонопольного органа к производству арбитражного суда исполнение предписания антимонопольного органа, выданного органу государственной власти или органу местного самоуправления, не приостанавливается (если иное не предусмотрено судебным актом).

12 августа 2019 г.Проект Федерального закона № 771509-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части наделения Правительства РФ полномочием на утверждение требований к форме и содержанию годовых отчетов о выполнении программ деятельности государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний»

Законопроектом предлагается внести в Налоговый кодекс РФ изменения, предусматривающие, что в случае безвозмездной передачи органам государственной власти имущества, приобретенного (созданного) за счет средств субсидии, налогоплательщик вправе наравне с признанием внереализационного дохода в виде сумм субсидии в порядке пункта 4.1 статьи 271 НК РФ также признавать расход в виде стоимости безвозмездно передаваемого имущества.

7 августа 2019 г.Проект Федерального закона № 770765-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования отношений, связанных с созданием искусственных земельных участков, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности»

Законопроект, в частности, предусматривает внесение изменений  в части исключения положений о проведении аукциона на право создания искусственного земельного участка на водном объекте, регламентации вопросов, связанных с созданием искусственных земельных участков на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, в том числе при создании морского порта и расширении его территории.

4 августа 2019 г.Вступил в силу Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 320-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Целью данного Закона является стимулирование добровольного страхования жилья граждан. Законом устанавливается, что органы государственной власти субъектов РФ вправе разрабатывать, утверждать и реализовывать программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов РФ жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования.

Акты высших судебных органов как средство гармонизации российского гражданского процессуального права (Самсонов Н.В.)

Источник: http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=6212

Ссылка на основную публикацию