Минтруд установил ограничения на заключение трудовых договоров с бывшими чиновниками

По новым рекомендациям Минтруда при устройстве на новую работу госслужащие должны будут получать согласие специальной комиссии. По мнению ведомства, такие меры позволят избежать коррупционных схем.

Предложение Минтруда, по оценке экспертов, согласуется с мировым опытом решения проблемы коррупции — однако в некоторых случаях более эффективными могут оказаться ограничения найма бывших чиновников для их будущих работодателей.

Минтруд предлагает бывшим госслужащим согласовывать свои следующие места работы в специальной комиссии, чтобы избежать конфликта интересов. Об этом вчера сообщила пресс-служба ведомства. Минтруд направил в федеральные госорганы и руководителям региональных министерств методические рекомендации по соблюдению ограничений для бывших госслужащих.

Они были подготовлены в рамках Национального плана противодействия коррупции на 2016-2017 годы.

Как заявил директор департамента госполитики в сфере государственной и муниципальной службы и противодействия коррупции Минтруда Дмитрий Баснак, «рекомендации позволят обеспечить единообразие при применении статьи закона», содержащей ограничения на осуществление трудовой деятельности и оказание услуг для гражданина—бывшего госслужащего.

Минтруд установил ограничения на заключение трудовых договоров с бывшими чиновниками

По словам господина Баснака, для нового трудоустройства бывшие госслужащие будут обязаны обращаться в комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов по месту бывшей работы.

«Это станет обязательным при заключении любого трудового договора в течение первых двух лет после ухода с государственной (муниципальной) службы.

Если же бывший служащий планирует работать не по трудовому, а по гражданско-правовому договору, то запрашивать согласие данной комиссии нужно, только если сумма вознаграждения по данному договору составит более 100 тыс. руб. в месяц»,— отметил глава департамента.

Новые правила, как пояснили в Минтруде, станут обязательными для госслужащих на руководящих должностях, где сейчас требуется представлять сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера — всего таких чиновников в РФ около 10 тыс.

Отметим, что ранее аналогичные рекомендации Минфин разрабатывал и для служащих, покидающих Банк России: они должны будут в течение двух лет после увольнения согласовывать смену работы с советом директоров регулятора под угрозой административных санкций для нового работодателя.

Новые рекомендации Минтруда также предлагают работодателям информировать государственные или муниципальные органы о заключении трудового или гражданско-правового договора с бывшим госслужащим.

Если же госорганы не получат информацию о новом месте работы экс-госслужащего в течение полугода после его увольнения, они могут сообщить об этом в прокуратуру.

Минтруд установил ограничения на заключение трудовых договоров с бывшими чиновниками

Как отмечает проректор РАНХиГС Дмитрий Буташин, на фоне опыта регулирования трудоустройства госслужащих за рубежом предложение Минтруда выглядит достаточно обыденным, схожие меры используются во многих странах.

«Наиболее жесткий вариант — полный запрет занимать некоторые должности после работы в госструктуре — реализуется сейчас в Китае, наиболее мягкий — в Сингапуре, где эта сфера не регулируется вообще»,— говорит он. «Меры, предложенные Минтрудом, используются в большинстве развитых стран, однако более эффективным в целом является давление на будущего работодателя.

Например, в США компания, которая не сообщила о новом сотруднике с опытом госслужбы, теряет возможность участвовать в госзаказе»,— добавляет доцент РГГУ Павел Кудюкин.

Анастасия Мануйлова

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3312664

Ограничения в трудоустройстве бывших чиновников (Степанов С.Н.)

Дата размещения статьи: 13.06.2015

Минтруд установил ограничения на заключение трудовых договоров с бывшими чиновниками

Для бывших государственных (муниципальных) служащих (далее — служащих) действуют ограничения, касающиеся приема их на работу. Рассмотрим некоторые особенности трудоустройства таких лиц.

Ограничения при трудоустройстве бывших служащих установлены ст. 12 Антикоррупционного закона . Данные правовые нормы предупреждают коррупционное взаимодействие бывшего служащего с госорганом, в котором он раньше работал.

Ограничения действуют после увольнения служащего с государственной и муниципальной службы и распространяются как на трудовую деятельность, так и на выполнение работ (оказание услуг) по гражданско-правовым договорам.

———————————

Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Зачем нужны ограничения при трудоустройстве бывших служащих?

Ограничения, направленные на соблюдение специальных правил трудоустройства лиц, ранее замещавших должности государственной или муниципальной службы, предусмотренные в ст.

12 Антикоррупционного закона, приняты в целях реализации рекомендаций Конвенции ООН против коррупции (далее — Конвенция). Согласно п. 1 ст.

12 Конвенции каждое государство — ее участник обязано принять меры по предупреждению коррупции в частном секторе в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства.———————————

Принята в Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

Государства вправе устанавливать ограничения в отношении работы публичных должностных лиц в частном секторе после их выхода в отставку или на пенсию, когда такая деятельность или работа прямо связана с функциями, которые эти лица выполняли в период их нахождения в должности или за выполнением которых они осуществляли надзор (пп.

«e» п. 2 ст. 12 Конвенции).Из анализа п. 1, пп. «e» п. 2 ст. 12 Конвенции, ст. 12 Антикоррупционного закона в их системной взаимосвязи следует, что ограничения, налагаемые на бывшего служащего в части заключения им трудового или гражданско-правового договора, установлены в целях устранения коллизии публичных и частных интересов.

  • Данные ограничения, как и корреспондирующие обязанности работодателя, направлены на соблюдение специальных правил трудоустройства бывших государственных и муниципальных служащих в коммерческие и некоммерческие организации.
  • В чем заключаются обязанности по информированию?

Работодатель в течение 10-дневного срока обязан отправить информацию о приеме на работу бывшего служащего последнему государственному или муниципальному нанимателю своего нового сотрудника.

Если работодатель это не сделает, данное нарушение повлечет ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг бывшего государственного или муниципального служащего, установленную ст. 19.29 КоАП РФ.

На работодателя будет наложен административный штраф: на граждан в размере от 2 тыс. до 4 тыс. руб.; на должностных лиц — от 20 тыс. до 50 тыс. руб.; на юридические лица — от 100 тыс. до 500 тыс. руб.

Если претендент на должность не представил работодателю своевременные и достоверные сведения о последнем месте своей государственной или муниципальной службы, то договор с ним может быть расторгнут на основании невыполнения требования ч. 2 ст. 12 Антикоррупционного закона.

Каких должностей касаются ограничения?

Обратите внимание, что ограничения касаются не абсолютно всех должностей муниципальных или государственных служащих, а только тех, которые включены в ограничивающий перечень. Перечень установлен нормативными правовыми актами РФ.

Из чего состоит ограничивающий перечень?

Согласно Памятке Минюста речь идет о следующих списках должностей:- разд. I и II Перечня, утвержденного Указом Президента РФ N 557 ;- перечень должностей, определенный руководителем государственного органа в соответствии с разд.

III Перечня, утвержденного Указом Президента РФ N 557;- перечни должностей государственной гражданской службы субъектов РФ и муниципальной службы, утвержденные руководителями органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления .

——————————— Памятка Минюста России «О приеме на работу бывшего государственного или муниципального служащего». Указ Президента РФ от 18.05.

2009 N 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей».

Источник: http://xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/8991

Последние разъяснения Минтруда в таблице

Минтруд установил ограничения на заключение трудовых договоров с бывшими чиновниками

Чиновники ответили на самые частые вопросы по трудовым отношениям. Вышло письмо Минтруда РФ от 18.08.2017 № 14-2/В-761. В таблице — главное из разъяснения.

Вопрос Ответ
Организация планирует привлекать работников для работы вахтовым методом на различных объектах.Как в трудовых договорах с вахтовыми работниками указывать условие о месте работы? Нужно ли будет при перемещении работника на другой объект в другую местность оформлять перевод и заключать дополнительное соглашение к трудовому договору? Пунктом 1.1 Основных положений о вахтовом методе организации работ установлено, что местом работы в данном случае считаются объекты (участки), на которых осуществляется непосредственная трудовая деятельность. Перемещение работников в связи с изменением места дислокации объектов (участков) работы не является переводом на другую работу и не требует согласия работников.ТК РФ не регламентирован порядок оформления перемещения. По мнению Минтруда РФ, об этом работодатель уведомляет работника путем оформления приказа (распоряжения), с которым необходимо ознакомить работника под роспись. Срок уведомления Кодексом также не установлен.При этом важно, чтобы при перемещении работника не изменялись условия трудового договора (например, условия труда, оплата труда, режим работы, условие о материальной ответственности и другие). Изменение условий трудового договора, за исключением изменения трудовой функции, производится в порядке, установленном ст. 74 ТК РФ
Трудовым договором работнику установлена неполная рабочая неделя с полным рабочим днем и ненормированный рабочий день с предоставлением трех дополнительных оплачиваемых дней отпуска. Правомерно ли закрепление в локальном нормативном акте работодателя положения о предоставлении дополнительных оплачиваемых дней отпуска пропорционально отработанному времени?
  • Работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо ограничений продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав.
  • Считаем, что право на дополнительный отпуск возникает у работника независимо от продолжительности работы в условиях ненормированного рабочего дня.
  • Установление локальным нормативным актом работодателя условия о том, что продолжительность отпуска за ненормированный рабочий день исчисляется пропорционально отработанному времени, по мнению Минтруда РФ, не будет соответствовать нормам трудового законодательства
Из-за тяжелого финансового положения в организации на три недели задержана выплата зарплаты. Вправе ли работник в связи с этим отказаться от поездки в командировку для выполнения служебного задания? Если работник согласится поехать, то может ли он во время командировки приостановить работу до выплаты задержанной суммы зарплаты? В случае задержки выплаты зарплаты на срок более 15 дней работник может, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. Приостановка работы означает прекращение выполнения работником своих трудовых обязанностей.При этом когда воспользоваться своим правом приостановки работы, работник решает самостоятельно.ТК РФ не содержит ограничений на приостановление работы во время нахождения работника в командировке.При этом работник обязан выйти на работу не позднее следующего рабочего дня после получения письменного уведомления от работодателя о готовности выплатить долг в день выхода работника на работу (ч. 5 ст. 142 ТК РФ)
Работница, получая трудовую книжку при увольнении, указала в книге учета неверную дату получения — на месяц позже. Ошибка обнаружена не сразу. Как работодателю ее исправить и нужно ли составлять акт? Трудовым законодательством Российской Федерации не установлен порядок внесения исправлений в книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей в них.С точки зрения Минтруда РФ, допустимо вносить исправления в книги по учету бланков трудовой книжки и учету движения трудовых книжек по правилам, установленным для внесения исправлений в трудовую книжку
Стороны письменно согласовали между собой перевод работника в другую организацию, определив конкретную дату приема на работу. После увольнения работник обратился к новому работодателю, однако тот отказал в трудоустройстве, пояснив, что соглашение о переводе с его стороны подписал специалист отдела кадров, не уполномоченный принимать новых работников.Правомерен ли отказ в трудоустройстве? Обязан ли прежний работодатель принять работника обратно, если тот к нему обратится? Перевод работника по его просьбе или с его согласия на постоянную работу к другому работодателю предполагает его увольнение с прежнего места работы и заключение нового трудового договора на условиях, согласованных работником с новым работодателем.Перевод на постоянную работу к другому работодателю осуществляется на основе согласованного волеизъявления трех сторон: работника, прежнего и будущего работодателей.При этом новый работодатель не вправе отказать в заключении трудового договора лицу, приглашенному в порядке перевода от другой компании. Данное правило действует в течение одного месяца со дня увольнения с прежнего места работы.Обязанность работодателя предоставить работнику ранее занимаемую им должность при отказе в приеме на работу в порядке перевода новым работодателем в связи с подписанием соглашения о переводе неуполномоченным лицом ТК РФ не установлена.Вместе с тем работник вправе обратиться в суд с заявлением о признании увольнения в связи с переводом незаконным. В данном случае работник может быть восстановлен на прежней работе или по его заявлению может быть изменена формулировка основания увольнения на увольнение по собственному желанию (ст. 394 ТК РФ)
Работодатель сокращает совместителя, занятого на 0,5 ставки. В организации имеется подходящая ему должность (вакантна полная ставка).Можно ли не предлагать сокращаемому работнику эту должность, ссылаясь на то, что на нее нужен работник на полное рабочее время, а совместитель полное рабочее время работать не может? При проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников должны соблюдаться гарантии, предусмотренные ст. 81, 82, 179, 180 и 373 ТК РФ.Так, работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие установленным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.Статьей 287 Кодекса установлено, что гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством, предоставляются совместителям в полном объеме, за исключением гарантий и компенсаций лицам, совмещающим работу с получением образования, а также лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
Читайте также:  Увольнение по утрате доверия - особенности процедуры

Все семинары по теме Трудовые отношения

Источник: https://www.klerk.ru/job/articles/466718/

5. Разъяснения практики применения статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», содержащей ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора, в том числе случаев, когда дача согласия комиссией по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов бывшему государственному служащему на замещение им должности в коммерческой или некоммерческой организации не требуется

Статьей 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон) установлены ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора.

Согласно части 1 указанной статьи гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов (далее – комиссия).

Круг лиц, на которых распространяется данное ограничение, установлен пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г. № 925.

К ним относятся граждане, которые ранее замещали должность федеральной государственной службы, включенную в раздел I или раздел II перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557, или должность федеральной государственной службы, включенную в перечень должностей федеральной государственной службы в федеральном государственном органе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный руководителем федерального государственного органа в соответствии с разделом III перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557.

Период, в течение которого действует указанное ограничение, начинается со дня увольнения с федеральной государственной службы и заканчивается через два года.

Гражданин обязан получать согласие комиссии на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнение в данной организации работы (оказание данной организации услуг) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) при наличии двух факторов:

  • включение должности государственной службы в соответствующий перечень должностей, предусмотренный пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г. № 925;
  • осуществление отдельных функций государственного управления в отношении данной организации во время прохождения государственной службы.

В целях получения указанного согласия гражданин в порядке, установленном нормативным правовым актом соответствующего государственного органа, в письменной форме обращается в подразделение кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо к должностному лицу кадровой службы государственного органа, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

Письменное обращение гражданина о даче согласия в соответствии с частью 1.1 статьи 12 Федерального закона комиссия обязана рассмотреть в течение семи дней со дня поступления указанного обращения в порядке, установленном Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2010 г.

№ 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» (далее – Указ), и о принятом решении направить гражданину письменное уведомление в течение одного рабочего дня и уведомить его устно в течение трех рабочих дней.

  • Заседание комиссии по указанному вопросу проводится на основании абзаца второго подпункта б) пункта 16 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом (далее – Положение), по итогам которого в соответствии с пунктом 24 Положения принимается одно из следующих решений:
  • а) дать гражданину согласие на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности;
  • б) отказать гражданину в замещении должности в коммерческой или некоммерческой организации либо в выполнении работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, и мотивировать свой отказ.
Читайте также:  Новые способы проверки контрагента от фнс рф

Необходимо учитывать, что в соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы возложена обязанность при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных в части 1 настоящей статьи, сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы. Обязанность информирования работодателя о замещении должности, включенной в указанный перечень, распространяется на все случаи замещения на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнения в данной организации работы (оказания данной организации услуг) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) вне зависимости от того, входили или нет отдельные функции государственного (административного) управления данной организацией в должностные (служебные) обязанности по замещаемой гражданином ранее должности государственной службы. При информировании работодателя гражданину рекомендуется одновременно сообщить об ограничениях, налагаемых на него статьей 12 Федерального закона, об обязанности работодателя во исполнение части 4 статьи 12 Федерального закона сообщить в десятидневный срок о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту его службы в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. № 700, а также о том, что неисполнение работодателем данной обязанности в соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем, приятие решения о необходимости получения согласия комиссии является ответственностью гражданина (бывшего государственного служащего).

При этом необходимо учитывать, что несоблюдение гражданином данного требования в соответствии с частью 3 статьи 12 Федерального закона влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), заключенного с ним.

  1. В этой связи гражданин при определении необходимости получения согласия комиссии должен оценить свои должностные (служебные) обязанности на предмет взаимодействия с организацией, ознакомиться с правоустанавливающими, отчетными и иными документами организации в части возможного наличия взаимосвязи сферы деятельности организации с полномочиями (функциями) государственного органа, в котором он ранее замещал должность, в целях принятия решения об осуществлении либо неосуществлении им в отношении данной организации отдельных функций государственного управления.
  2. В пункте 4 статьи 1 Федерального закона определено, что к функциям государственного, муниципального (административного) управления организацией относятся полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.
  3. Случаями, когда дача согласия комиссией не требуется, являются следующие ситуации:
  • гражданин переходит на работу по трудовому договору в другой государственный орган;
  • гражданин участвует в деятельности органа управления коммерческой организацией в случаях, установленных федеральным законом;
  • гражданин осуществлял отдельные функции государственного управления, направленные на неопределенный круг лиц в конкретной сфере, в которой функционирует организация (подготовка правовых актов и иных управленческих решений, связанных с регулированием данной сферы деятельности), и при этом не совершал действий, которые могли создать для данной организации наряду с другими организациями в данной сфере привилегии и приоритеты.

Частью 6 статьи 12 Федерального закона предусмотрено, что проверка соблюдения гражданином запрета на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского или муниципального служащего, и соблюдения работодателем условий заключения трудового договора или соблюдения условий заключения гражданско-правового договора с таким гражданином осуществляется в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Источник: https://rosmintrud.ru/ministry/anticorruption/Methods/0

Трудовые отношения с бывшим госслужащим

Каждое действие любого человека оставляет след, который влияет не только на его дальнейшую жизнь, но и на деятельность других людей. Круги прошлого расходятся по реке времени, воздействуя на ее течение. Особенно точно этот образ передает нюансы трудовых взаимоотношений организаций-работодателей с сотрудниками, ранее служившими в государственных или муниципальных учреждениях.

— Елена, что в обязательном порядке должен сделать работодатель, принимая в организацию бывшего государственного или муниципального служащего? 

— Принимая на работу такого сотрудника, работодатель обязан в 10-дневный срок сообщить в госорганизацию. Напомню, как об этом написано в Трудовом кодексе РФ. В соответствии со ст. 64.

1 ТК РФ «работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации».

— А как работодателю определить, относится ли принимаемый на работу сотрудник к категории бывших госслужащих?

— В теории обязанность сообщать о местах государственной службы в течение двух лет после увольнения с нее возложена на самого бывшего госслужащего. Это предусмотрено ст. 64.1 ТК РФ.

При этом если гражданин — бывший госслужащий устраивается в коммерческую организацию, а во время прохождения им госслужбы отдельные функции государственного управления этой организацией входили в его должностные обязанности, он имеет право устроиться туда на работу только с согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. Если такого согласия нет, то в дальнейшем трудовой договор с бывшим госслужащим может быть расторгнут по требованию надзорных органов.

Любые приказы о приеме на работу и увольнении составляйте в программе Контур-Персонал.

Попробовать бесплатно

— Как показывает практика, бывшие государственные служащие не всегда осведомлены о своих обязанностях. Что делать работодателю в этом случае?

— Специалисту кадровой службы, который оформляет на работу новых сотрудников, в любом случае необходимо выполнить несколько действий.

Во-первых, внимательно просмотреть все записи в трудовой книжке принимаемого работника за последние два года, чтобы понять, состоял ли человек на государственной службе в этот период. Подсказкой может служить основание увольнения.

Например, при увольнении с государственной гражданской службы запись об увольнении вносится в соответствии с Федеральным законом от 27.07.

2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а не в соответствии с Трудовым кодексом.

Во-вторых, если обнаружилось, что в течение последних двух лет (на момент приема в компанию) человек состоял на государственной службе, следует сообщить об этом работодателю бывшего госслужащего по последнему месту его работы в 10-дневный срок со дня заключения трудового договора. Сообщение необходимо оформить в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 21.01.2015 № 29. Важный момент: согласно ТК РФ сообщать бывшему работодателю нужно только в том случае, если должность бывшего государственного служащего входила в перечень, установленный Указом Президента РФ от 21.07.2010 № 925. Данные перечни достаточно трудно найти в открытых источниках. В связи с этим советуем информировать предыдущих работодателей нанимаемого сотрудника во всех случаях, независимо от того, какую должность он занимал. 

И в-третьих, до заключения трудового договора порекомендуйте бывшему госслужащему (если он этого еще не сделал) обратиться в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению по месту прохождения госслужбы, чтобы получить согласие на право занимать должности в коммерческих организациях в случаях, предусмотренных законодательством.

— Какие ошибки и нарушения чаще всего допускают работодатели, заключая трудовой договор с бывшим госслужащим? 

— Есть несколько наиболее распространенных ошибок. Обычно работодатели забывают спросить кандидатов о прохождении госслужбы в прошлом / проверить трудовую книжку и, как следствие, не сообщают бывшим работодателям по месту прохождения госслужбы или сообщают с нарушением сроков. Иногда, не найдя соответствующего перечня, работодатели решают, что необходимости оформлять сообщение нет.

— И чем же чревато для работодателя нарушение порядка приема на работу бывшего госслужащего? 

— Если работодатель не сообщает или не соблюдает порядок сообщения о заключении трудового договора с бывшим госслужащим, он несет ответственность в соответствии со ст. 19.29 КоАП РФ: административный штраф, возлагаемый на должностных лиц, — от 20 до 50 тысяч рублей; на юридических лиц — от 100 до 500 тысяч рублей.

Как правило, при определении меры административного взыскания учитывается тяжесть нарушения и тот факт, первичное это нарушение или нет.

Если бывший госслужащий нарушил требования Закона № 273-ФЗ, не уведомил нового работодателя или не стал получать согласия специальной комиссии по прежнему месту службы, то трудовой договор с ним должен быть расторгнут, а бывший госслужащий — уволен (абз. 5 ч. 1 ст. 84 ТК РФ). Увольнение производится по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Причем при увольнении по данному основанию выходное пособие не выплачивается (ч. 3 ст. 84 ТК РФ).

Читайте также:  Дисциплинарное взыскание по тк рф - виды и основания

Если же бывший госслужащий исполнил все требования законодательства, но согласия комиссии не получил, трудовые отношения прерываются согласно п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

В этом случае никаких штрафных санкций к работодателю не применят, но ему самому придется потратить дополнительные средства на поиск и обучение нового сотрудника.

  • Прием бывшего госслужащего: прошлое — это важно!

Источник: https://kontur.ru/articles/2177

Конфликт интересов при трудоустройстве бывших государственных служащих

  • Ограничения, направленные на соблюдение специальных правил трудоустройства бывших государственных служащих, приняты в целях недопущения возникновения конфликта публичных и частных интересов:
  • — возникновение конфликта интересов при исполнении должностных обязанностей, обусловленного возможностью предоставления необоснованных выгод и преимуществ для организации, рассматриваемой служащим в качестве будущего места работы;
  • — неправомерное использование служебной информации, полученной в рамках работы в государственном органе, в интересах новой организации после трудоустройства.
  • Бывшие служащие при устройстве на новое место работы обязаны:
  • — сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы;
  • — представлять работодателю согласие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, если в их должностные (служебные) обязанности входили отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления учреждением, в которое они трудоустраиваются.
  • Функции государственного, муниципального (административного) управления (в соответствии с должностными обязанностями) – это полномочия служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.
  • Работодатели, принимающие на работу бывшего служащего, обязаны при заключении с ним трудового (гражданско-правового) договора сообщать об этом в течении 10 дней по последнему месту его службы.
  • Для возникновения у нового работодателя такой обязанности необходимо одновременное соблюдение следующих обязательных условий:
  • 1)замещаемая ранее должность служащего включена в перечень, установленный нормативными актами РФ.
  • Работодатели могут ознакомиться с соответствующими перечнями должностей в справочно-правовых системах, на официальных сайтах государственных органов в разделе, посвященном вопросам противодействия коррупции, или в рамках направления официального запроса в государственный орган, в котором бывший служащий проходил службу.

2) со дня увольнения служащего с государственной (муниципальной) службы прошло менее двух лет. В случае если в течение двух лет с момента увольнения с государственной службы гражданин трудоустраивается неоднократно в различные организации, соответствующаяобязанностьвозникает в отношении каждого случая его трудоустройства.

3) с бывшим служащим заключается трудовой договор (независимо от установленного размера оплаты) либо гражданско-правовой договор, стоимость выполнения работ (оказания услуг) по которому составляет более 100 тысяч рублей в течение месяца.

В целях получения разрешения на трудоустройство бывший госслужащий в порядке, установленном нормативным правовым актом соответствующего органа, должен обратиться в подразделение кадровой службы органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

Для федеральных органов порядок обращения за согласием на трудоустройство регламентирован Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденным Указом Президента РФ от 01.07.2010 № 821.

Обращение составляется в письменной форме и может быть направлено гражданином по почте с заказным уведомлением либо доставлено в государственный (муниципальный) орган лично.

Комиссия в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязана рассмотреть обращение гражданина о даче согласия на замещение должности в организации, а также проинформировать гражданина о принятом решении.По итогам рассмотрения обращения гражданина комиссия принимает решение дать гражданину согласие на замещение должности у нового работодателя либо отказать ему в этом, мотивировав свой отказ.

Если гражданин не согласен с решением комиссии, он вправе обратиться к ней с просьбой о пересмотре этого решения. При нарушении прав и законных интересов гражданина, он имеет право обратиться в органы прокуратуры либо в суд за их защитой.

Порядок уведомления новой организациейбывшего работодателя о заключении трудового (гражданско-правового) договора с гражданином, ранее замещавшим должность государственной или муниципальной службы, утвержден Постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 № 29.

Новому работодателю рекомендуется направлять сообщение так, чтобы у него имелось подтверждение факта его направления: по почте заказным письмом с уведомлением либо доставлять непосредственно бывшему работодателю, с отметкой о получении.

Не стоит забывать о том, что несоблюдение бывшим служащим требования сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы влечет прекращение заключенного с ним трудового или гражданско-правового договора (ч. 3 ст.

12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ).

Неисполнение работодателем обязанностипри трудоустройстве бывшего госслужащего сообщать об этом представителю нанимателя по последнему месту его службы является правонарушением и влечет административную ответственность.

Источник: http://kasimovrayon.ru/news/media/2019/9/18/konflikt-interesov-pri-trudoustrojstve-byivshih-gosudarstvennyih-sluzhaschih/

Минтруд разработал методические рекомендации, касающиеся заключения трудового или гражданско-правового договора с бывшими государственными служащими

На официальном сайте Минтруда размещены «Методические рекомендации по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией».

Данные рекомендации Минтруда необходимо знать бывшим госслужащим, их прежним работодателям (государственным органам), а также новым работодателям при заключении с ними трудового договора в рамках ведения кадрового учета.

В рекомендациях Минтруда указано, что контроль за трудоустройством бывших госслужащих необходим для недопущения использования служебной информации в интересах организации после трудоустройства.

Ниже мы рассмотрим нормы, которые обязательны для исполнения ведения кадрового учета работодателями при приеме на работу бывшего гослужащего.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона № 273-ФЗ, а также статьей 64.

1 Трудового кодекса РФ, работодатели в рамках ведения кадрового учета при заключении трудового (или гражданско-правового) договора с гражданином, замещавшим должности государственной (муниципальной) службы, перечень которых устанавливается нормативными актами РФ, обязаны в течение 2-х лет после его увольнения с государственной (муниципальной) службы в 10-дневный срок сообщать о заключении такого договора работодателю государственного (муниципального) служащего по последнему месту его службы.

  • Минтруд рекомендует работодателям при приеме на работу бывшего госслужащего выполнить следующее:
  • 1) выяснить включена ли должность, которую замещал ранее госслужащий, в перечень, установленный нормативными актами РФ;
  • 2) проверить дату увольнения с государственной (муниципальной) службы и в зависимости от периода после даты увольнения:
  • — если прошло менее 2-х лет — уведомить о заключении трудового (гражданско-правового) договора по последнему месту работы;
  • — прошло более двух лет — сообщать о заключении трудового (гражданско-правового) договора не требуется.

Правила сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора с бывшим госслужащим утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 г. № 29 (далее — Правила).

Работодателям при ведении кадрового учета также необходимо обратить внимание, что при заключении трудового договора о работе по совместительству с бывшим госслужащим, также возникает необходимость уведомления работодателя по последнему месту его службы.

Работодателям при ведении кадрового учета необходимо знать об ответственности, предусмотренной статьей 19.29 КоАП РФ за незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ государственного или муниципального служащего.

Неисполнение текущим работодателем обязанности в рамках ведения кадрового учета при заключении трудового договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим по уведомлению в 10-дневный срок о заключении такого договора работодателя по последнему месту его работы влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан — от 2 тысяч до 4 тысяч рублей;
  • на должностных лиц — от 20 тысяч до 50 тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от 100 тысяч до 500 тысяч рублей.

Наш Департамент кадрового учета в рамках оказания услуг по кадровому аутсорсингу занимается разных категорий работников, в том числе и с бывшими госслужащими.

В рамках оказания услуг по кадровому аутсорсингу наши специалисты по кадровому делопроизводству проверят входит ли должность, которую занимал бывший гослужащий в перечень, установленный нормативными актами, нужно ли согласие комиссии на трудоустройство бывшего госслужащего в данной организации и др.

В наши услуги по ведению кадрового учета входит подготовка сообщения о заключении трудового договора с бывшим госслужащим в соответствии с требованиями Правил и с соблюдением установленного срока, а также соблюдение иных норм и требований трудового законодательства.

Источник: http://kadri.center21vek.ru/content/article/254/

Ссылка на основную публикацию