Критерии заключения госконтрактов будут определяться законом (законопроект)

В Госдуму внесли сразу три законопроекта, которые изменят работу со специальными инвестиционными контрактами (СПИК). Поправки затронут закон о промышленной политике, Налоговый кодекс и бюджетное законодательство.

Критерии заключения госконтрактов будут определяться законом (законопроект)

Изменения в Федеральный закон о промышленной политике нужны, чтобы усовершенствовать механизм СПИК и обеспечить максимальную конкуренцию по ходу реализации этого инструмента. Так привлекут долгосрочные инвестиции не от государства в высокотехнологичные проекты.

Законопроект предусматривает 13 новых правил:

  1. Отбирать участников будут как в открытой, так и закрытой форме.
  2. Уточнят предмет СПИК, чтобы зафиксировать необходимость в разработке или внедрении современных технологий, чтобы освоить серийное производство промышленной продукции на их основе (в частности, технологий, права на которые принадлежат России).
  3. Расширят круг участников контракта: в качестве сторон одновременно и в обязательном порядке будут участвовать органы власти федерального, регионального и местного уровней.
  4. Определят обязательства инвестора, в том числе по разработке современных технологий, в частности тех, которые утвердило правительство либо получили исключительное право или права использования результатов интеллектуальной деятельности или информации в составе такой технологии и создания на ее основе серийного производства промышленной продукции.
  5. Увеличат предельные сроки действия СПИК: не больше 15 лет — для проектов с объемом инвестиций до 50 млрд рублей включительно и не больше 20 лет — для проектов свыше этой суммы (исключат ограничение 2025 годом по льготам в налогах, а также требования по минимальному объему инвестиций для возможности претендовать на заключение СПИК).
  6. Применять в отношении инвестора правило о стабильности условий ведения хозяйственной деятельности будут, только если это предусмотрено НПА, которые регулируют такие отношения, и в пределах, которые установлены этими актами.
  7. Дополнят и уточнят полномочия правительства по утверждению:
    • порядка заключения, изменения и расторжения СПИК;
    • перечня современных технологий, разработка или внедрение которых нужны для реализации проектов с указанием требований к таким технологиям или основным характеристикам продукции, которая производится с их применением;
    • порядка формирования и актуализации перечня современных технологий, а также перечня отечественных научных и других организаций, которые выдают заключение в рамках отраслей промышленности о целесообразности включения конкретной технологии в перечень;
    • требований к структуре, содержанию и порядку подготовки сводного отчета о результатах реализации проектов по СПИК;
    • порядка контроля за исполнением инвестором обязательств по контракту, а также формы отчетов об исполнении этих требований;
    • порядка ведения реестра контрактов, состава сведений, включаемых в него, в том числе порядок предоставления информации в этот реестр.
  8. Дополнят и уточнят полномочия Минпромторга по ведению реестра, подготовке и предоставлению в Правительство сводного отчета о результатах реализации проектов.
  9. Организуют информационное взаимодействие уполномоченного органа и лиц, которые заключили СПИК, при заключении, изменении, расторжении, а также осуществлении контроля за выполнением обязательств посредством ГИСП.
  10. Конкретизируют список условий специального инвестиционного контракта с учетом того, что меры стимулирования деятельности в сфере промышленности, которыми инвестор может воспользоваться в рамках законодательства в общем порядке, не подлежат включению в специальный инвестиционный контракт.
  11. Определят содержание акта Правительства о порядке заключения, изменения, расторжения СПИК:
    • порядок формирования и деятельности комиссии по заключению, изменению и расторжению контракта;
    • требования к инвестиционным проектам, в отношении которых может быть заключен СПИК;
    • порядок принятия федеральным органом исполнительной власти, который уполномочен на заключение спецконтракта в отрасли промышленности, решения о проведении конкурсного отбора на заключение спецконтракта и порядок утверждения этим органом конкурсной документации;
    • порядок проведения конкурсных отборов и порядок заключения СПИК без проведения конкурсного отбора в случаях, которые прописаны в законодательстве;
    • методика оценки заявок на участие в конкурсном отборе на право заключения контракта по критериям, которые прописаны в законодательстве;
    • порядок изменения и расторжения контракта.
  12. Сохранят действия спецконтрактов, уже заключенных на момент вступления в силу законопроекта.
  13. Предоставят возможность заключить спецконтракт по закону о промышленной политике в действующей редакции до 31.12.2030.

Изменения в Налоговой кодекс

Законопроект предусматривает, что:

  • применят льготы по налогу на прибыль для организаций, которые получили статус налогоплательщика — участника СПИК, на протяжении всего срока его действия;
  • введут раздельный учет доходов (расходов), которые получены (понесены) от деятельности по реализации проекта, в отношении которого заключен спецконтракт, и доходов (расходов), которые получены (понесены) в ходе другой деятельности, чтобы получить льготы по налогу на прибыль организаций;
  • регулировать будут раздельно региональные инвестиционные проекты и специальные инвестиционные контракты, в том числе включат в Налоговый кодекс специальные статьи: «Налогоплательщики — участники СПИК», «Особенности применения налоговой ставки к налоговой базе, которая определяется организациями, в статус налогоплательщика — участника СПИК».

Изменения в Бюджетный кодекс

Законопроектом изменят ст. 78 Бюджетного кодекса. Предоставят субсидии юрлицам, которые участвуют в СПИК.

В частности, позволят принимать обязательства по предоставлению бюджетных субсидий на долгосрочной основе (более чем на один бюджетный период) по аналогии с таким же преференциальным режимом в отношении институтов, которые предусмотрены законодательством о государственно-частном партнерстве и законодательством о концессионных соглашениях.

Скачать законопроекты

Поправки Номер законопроекта Скачать
В федеральный закон о промышленной политике № 689101-7 Скачать
В Налоговый кодекс № 689130-7 Скачать
В Бюджетный кодекс № 689133-7 Скачать

Источник: https://goscontract.info/kontrakt/novye-pravila-dlya-investitsionnykh-kontraktov

Заключение госконтракта

13 Февраля 2014 Критерии заключения госконтрактов будут определяться законом (законопроект)

Государственный контракт заключается на основе государственного заказа. Он может быть заключен в том случае, если компания-исполнитель является победителем тендера или единственным его участником и не отклоняется от подписания контракта.

Государственными нуждами являются потребности РФ в товарах или услугах, необходимых для решения основных государственных задач – жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны, а также для реализации государственных целевых программ.

По государственному или муниципальному контракту на поставку товаров или выполнение работ для нужд государства поставщик или исполнитель обязуется выполнить работу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров или услуг.

Особенности заключения госконтракта

Заключение госконтракта обладает некоторыми особенностями, отличающими его от обычного коммерческого контракта:

  • Во-первых, в роли заказчика всегда выступают государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления и иные бюджетные учреждения. Оказание услуг и поставка товаров осуществляется за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
  • Во-вторых, заказчик формирует заказ и размещает его на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. Исполнитель определяется в результате тендера или аукциона, принять участие в котором могут физические и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели.
  • В третьих, госконтракт заключается на основе заказа, формируемого в установленном законом порядке. Проект государственного контракта разрабатывается заказчиком и направляется поставщику или исполнителю. Проект госконтракта может предусматривать контроль со стороны заказчика за ходом работ и оказание консультативной и иной помощи поставщику, исполнителю или подрядчику без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность последнего. По решению Правительства РФ государственный заказчик может вносить необходимые изменения в госконтракт или прекращать действие государственного контракта при условии возмещения им убытков поставщику (исполнителю, подрядчику) в соответствии с действующим законодательством.

Сроки заключения госконтракта

Сторона, получившая проект госконтракта, должна в 30-дневный срок подписать его и вернуть один экземпляр заказчику.

В случае, когда государственный контракт заключается по результатам конкурса на размещение заказа на поставку товаров для государственных нужд, государственный контракт должен быть заключен не позднее 20 дней со дня проведения конкурса. При этом, банковская гарантия является одним из обязательных условий при заключении госконтракта.

  • При наличии разногласий по условиям государственного контракта в такой же срок одна сторона должна составить протокол разногласий и направить его вместе с подписанным контрактом другой стороне либо уведомить ее об отказе от заключения госконтракта.
  • Сторона, получившая государственный контракт с протоколом разногласий, обязана в течение 30 дней рассмотреть разногласия и известить другую сторону о принятии государственного контракта в ее редакции или об отклонении протокола разногласий.
  • Если сторона, для которой заключение госконтракта является обязательным, уклоняется от его подписания, другая сторона имеет право обратиться в суд с требованием о понуждении этой стороны заключить контракт.

Есть вопрос? Свяжитесь с нами

Мы ответим в течение 15 минут

Источник: http://www.rimcorp.ru/useful/zaklyuchenie_goskontrakta/

Защита госконтрактов

Верховный Суд РФ опубликовал Обзор судебной практики по применению законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В своем Обзоре ВС РФ дает ответы на острые вопросы практики применения Закона о контрактной системе.

В его пояснениях содержатся ориентиры для нижестоящих судов при оценке фактических обстоятельств дела, а также правовые позиции по некоторым пробелам законодательства о контрактной системе. Обзор – объемный документ (73 листа), поэтому остановимся на наиболее значимых и существенных разъяснениях.

Если один поставщик

Одним из острых спорных моментов является установление в конкурсной документации требований для товара (работы или услуги), которым на рынке соответствует только один поставщик.

Иными словами, рассматривается ситуация, когда заказчик составляет требование на конкретного поставщика, тем самым ограничивая круг потенциальных участников закупки, что ставит рамки конкуренции. ВС РФ сформулировал признаки, по которым можно отличать злоупотребления со стороны заказчика от его потребности установить конкретные критерии.

В данном случае судами должен определяться баланс между следующими моментами:

  1. Насколько необходимы конкретные характеристики товара и какие конкретные потребности заказчика они удовлетворяют? Являются ли данные характеристики существенными?
  2. Имеет ли место со стороны заказчика необоснованное ограничение количества участников закупки?

Если заказчик искусственно включает незначимые характеристики с целью приобретения товара у единственного поставщика, то его действия должны признаваться незаконными и нарушающими Закон о контрактной системе (вопросы № 1 и № 2 Обзора). Поставлена точка в споре о том, возможна ли уступка прав требования поставщиком по государственному контракту. ВС РФ однозначно высказался в пользу того, что право требования оплаты по исполненному контракту может быть передано поставщиком иному лицу (вопрос № 17 Обзора).

Критерии ничтожности контракта

ВС РФ названы критерии, по которым заключенный государственный контракт должен быть признан судами ничтожным.

К ним в том числе относятся:

  • нарушение принципов открытости и прозрачности процедуры закупки (непроведение надлежащей процедуры, неверный подсчет баллов участников торгов);
  • ограничение числа участников закупки (необоснованный недопуск участника к процедуре торгов).

Основаниями для признания контракта ничтожным не могут быть процедурные нарушения, которые в итоге не повлияли на определение победителя и не сузили круг участников закупки (вопрос № 18 Обзора).

Читайте также:  Автоматическая пролонгация договора аренды

Оплата без заключения контракта

ВС РФ дал важные разъяснения о том, в каких случаях оплата работ или услуг может быть произведена государственным заказчиком без заключения государственного контракта.

По общему правилу это невозможно, но практика постоянно рождала казусы, когда поставщик был вынужден выполнить работы или оказать услуги государственному заказчику, но тот, в свою очередь, впоследствии отказывался их оплачивать, ссылаясь на отсутствие заключенного государственного контракта.

Как исключение оплата товаров, работ или услуг без заключенного контракта может быть проведена в следующих случаях:

  • на поставщика законом возложена обязанность поставлять товары, выполнять работы или оказывать услуги (вопрос № 21 Обзора – пример: специализированному медицинскому учреждению заказчик отказался оплачивать услуги за период, когда контракт не был заключен, так как у прежнего контракта истек срок действия, а новую закупку заказчик не смог своевременно объявить);
  • необходимость экстренной поставки вызвана чрезвычайной ситуацией, а также угрозой их возникновения (вопрос № 22 Обзора – пример: разрыв теплотрассы в зимний период);
  • невозможность поставщика своими односторонними действиями прекратить исполнение после истечения срока действия контракта (вопрос № 23 Обзора – пример:  хранение изъятого в доход государства лома черных и цветных металлов).

Обеспечение обязательств, санкции за их неисполнение Возврат денежных средств, внесенных в обеспечение исполнения контракта, также вызывал много споров на практике. ВС РФ определил, что обеспечение исполнения контракта – это обеспечительный платеж (ст. 381.1 Гражданского кодекса РФ), и с него могут удерживаться только суммы, связанные с возникшими обязательствами поставщика (неустойка, убытки и т.п.). Остальная часть обеспечительного платежа за вычетом неустоек, убытков должна возвращаться поставщику (вопросы № 28 и № 29 Обзора). Законом о контрактной системе предусмотрено взыскание пени за просрочку исполнения обязательства, а также штрафа в виде фиксированной суммы за нарушение исполнения обязательств по контракту. ВС РФ дал разъяснение, что наложение нескольких штрафов за самостоятельные однородные нарушения исполнения обязательств по контракту является обоснованным и неустойка должна уплачиваться за каждый факт нарушения в каждом отчетном периоде, предусмотренном контрактом (вопрос № 37 Обзора – пример: некачественная уборка территории поставщиком). В то же время поставка некомплектного оборудования, вне зависимости от количества непоставленного, должна оцениваться судами как одно нарушение, и возможно взыскание только одного штрафа. Включение в реестр недобросовестных поставщиков – суровая санкция, и ВС РФ дал разъяснения судам, чтобы они не подходили к рассмотрению данного вопроса формально. Так, не следует считать поставщика уклонившимся от заключения контракта, если у него не было такого намерения. Само по себе истечение срока для заключения контракта об этом не свидетельствует (вопрос № 41 Обзора). ВС РФ запретил судам принимать такую меру обеспечения, как приостановление действия решения и предписания антимонопольного органа, если это приводит к возобновлению процедуры проведения торгов (вопрос № 43 Обзора).

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что ВС РФ ориентирует участников госзакупок вести себя честно и добросовестно, не злоупотреблять своими правами. Главной целью Закона о контрактной системе является удовлетворение потребностей государственного заказчика по оптимальной (а не по минимальной) цене с применением конкурентных процедур. Поставщиков ВС РФ нацеливает на своевременное и качественное исполнение контрактов, давая им необходимую защиту в случае, если они являются слабой стороной в правоотношении.

Стать автором

Источник: https://www.advgazeta.ru/mneniya/zashchita-goskontraktov/

О проекте федерального закона №68702-6 «о федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг»

О проекте федерального закона №68702-6«О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг»

Законопроект разработан в соответствии с поручением Президента РФ о совершенствовании законодательства в сфере государственных закупок и формировании государственной контрактной системы в связи с очевидной неэффективностью существующего механизма обеспечения государственных нужд.

Представленный проект федерального закона определяет правовую основу формирования федеральной контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, принципы, этапы и круг ее участников, способы закупок и условия их применения.

Законопроект регулирует отношения, связанные с прогнозированием и планированием закупок, проведением процедур отбора поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, исполнением контрактов, мониторингом, надзором, контролем и аудитом за соблюдением требований настоящего Федерального закона в целях обеспечения гласности и прозрачности осуществления закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.

Согласно законопроекту в основу обеспечения государственных нужд заложен принцип единства федеральной контрактной системы, не предполагающий какой-либо дифференциации в зависимости от вида экономической деятельности и отраслевой принадлежности.

При этом возможность конкретизации и определения особенностей правового регулирования предусмотрена исключительно в части, касающейся государственного оборонного заказа, а также государственного материального резерва, которые могут быть установлены федеральными законами «О государственном оборонном заказе» и «О государственном материальном резерве».

Законопроект устанавливает национальный режим для иностранных поставщиков, когда при осуществлении закупок к товарам, происходящим из иностранного государства, применяется национальный режим, предусматривающий, что такие товары (работы, услуги) закупаются заказчиками на равных условиях с товарами российского происхождения, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.

Законопроектом предусмотрено введение общественного контроля за соблюдением положений закона, который будет заключаться в праве общественных объединений и объединений юридических лиц давать предложения по совершенствованию законодательства о федеральной контрактной системе, а также запрашивать информацию, отслеживать нарушения и обращаться в органы надзора и судебные органы в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с жалобами на неправомерные действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, комиссий по осуществлению закупок и их членов, должностных лиц контрактной службы заказчика (контрактных управляющих).Представляется, что такие нормы существенно усилят правовой статус и значение саморегулируемых организаций.

Законопроект существенно расширяет область информационного обеспечения федеральной контрактной системы. Предполагается введение единой информационной системы, которая обеспечивает формирование, обработку, хранение и предоставление данных по всем этапам обеспечения государственных и муниципальных нужд и осуществления закупок.

  • Согласно законопроекту помимо информации о размещении государственного заказа опубликованию подлежит информация прогнозах и планах закупок, информация о реализации этих планов, результаты оценки эффективности обеспечения государственных нужд, информация об условиях, запретах и ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства, а также результаты аудита, надзора и контроля; документальные отчеты (отчеты).
  • Законопроектом установлено, что заказчики при осуществлении закупок вправе использовать следующие способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей):открытый конкурс;конкурс с ограниченным участием;двухэтапный конкурс;электронный аукцион;запрос котировок;запрос предложений;закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случаях, указанных в статье 76 настоящего Федерального закона;единственный источник.
  • При этом Правительство Российской Федерации вправе определить особенности осуществления процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) конкретной закупки для обеспечения государственных нужд, в том числе не предусмотренным настоящим Федеральным законом способом.
  • Законопроектом вводится запрет на заключение контракта с единственным поставщиком в случае, если процедура размещения заказа не состоялась.

Согласно законопроекту для оценки заявок (предложений) участников процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) заказчик вправе в документации об осуществлении закупок устанавливать следующие критерии:цена контракта;расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, на использование результатов работ;качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок;квалификация участников процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (включая наличие у участника процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) необходимой профессиональной и технической квалификации, трудовых и финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта, опыта работы).При этом в документации об осуществлении закупок заказчик обязан указать критерии, используемые для определения победителя, и величины значимости этих критериев. При этом количество используемых для определения победителя критериев при осуществлении закупок, за исключением закупок путем проведения аукциона, должно быть не менее двух.

Порядок оценки заявок (предложений) участников процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Законопроектом предусмотрен закрытый перечень расчетных методов определения заказчиком начальной (максимальной) цены контракта.

Так, начальная (максимальная) цена контракта определяется расчетным способом посредством использования как минимум одного из следующих методов:- нормативный метод (обязателен, в случае, когда правовыми актами установлены нормативы в отношении товаров, работ, услуг, в том числе их максимальная стоимость, количество, объем, качество);- метод одной цены (только в случае, когда предполагается осуществление закупок товаров, поставляемых одной организацией, которая обладает исключительными правами на данный продукт и устанавливает цену на него);- тарифный метод (в обязательном порядке применяется, если цена контракта определяется в соответствии с установленным тарифом на данный товар);- метод индексации (расчет цены контракта производится путем индексации цены аналогичных в сопоставимых условиях товаров, закупленных заказчиком в предыдущем году, на индекс потребительских цен или иной обоснованный заказчиком коэффициент); — запросный метод (используется при отсутствии возможности применения всех ранее перечисленных методов при наличии конкурентного рынка из не менее 3х субъектов);- проектно-сметный метод (цена контракта определяется на основании разработанной проектной документации);- метод расчета удельной цены основного параметра (посредством изучения ценовых предложений не менее чем трех субъектов предпринимательской деятельности, уровень цен на которые предопределяется одним основным параметром, существенным для заказчика). Этот метод может использоваться в тех случаях, когда изменение основного параметра не влечет за собой конструкционных изменений иных параметров с соответствующим увеличением либо снижением его стоимости;

— самостоятельный расчет заказчиком начальной (максимальной) цены контракта в случае невозможности определения начальной (максимальной) цены контракта с использованием указанных ранее методов.

В этом случае в документации об осуществлении закупки заказчик обязан указать обоснование невозможности использования таких методов, а также сведения и их источник, которые он использовал в целях расчета начальной (максимальной) цены контракта.

Законопроектом предусмотрено введение процедуры отклонения заявок с демпинговой ценой, обязывающей участника при представлении заявки, содержащей предложение о цене контракта на двадцать пять или более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, представить соответствующие расчеты. Данную норму можно рассматривать в качестве некой антидемпинговой меры.

Законопроектом установлено, что при заключении контракта указывается твердая цена, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указывается формула цены, установленная заказчиком в документации об осуществлении закупок. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается.

Законопроектом предусмотрено введение института контрактной службы (контрактного управляющего) заказчиков, то есть подразделения (должностного лица), отвечающего за реализацию всего цикла закупок, при этом сотрудники контрактной службы будут нести персональную ответственность за соблюдение требований, установленных Федеральным законом.

Читайте также:  Предварительный договор купли-продажи - судебная практика

При размещении государственного заказа процедура проведения открытого конкурса предусмотрена во всех случаях, кроме:- конкурса с ограниченным участием (конкурс с предквалификационным отбором на высокосложные, инновационные или специализированные товары, работы, услуги);- двухэтапного конкурса (проводится в два этапа для уточнения тех или иных характеристик объекта закупок необходимы обсуждения с поставщиками), в целях проведения научных исследований, проектных работ, экспериментов, изысканий или разработок и т.д.;- электронного аукциона (заказчик обязан применять процедуру электронного аукциона в случае, если осуществляются закупки товаров (работ, услуг), включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации. Следует отметить, что без всяких разъяснений в этой же статье законопроекта указано, что заказчик имеет право осуществлять путем проведения электронного аукциона закупки товаров (работ, услуг), не включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации. Каким образом определяется правомерность размещения заказа именно на электронном аукционе, а не на конкурсе, законопроектом не уточняется.- запроса котировок (для закупки имеющихся в наличии товаров, которые производятся или предоставляются не по конкретному описанию заказчика и для которых сложился рынок, при условии, что цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей);- запроса предложений (победителем признается участник, представивший окончательную оферту, которая наилучшим образом удовлетворяет потребностям заказчика в товарах). Заказчик вправе проводить закупки с помощью запроса предложений в случае срочности размещения заказа (например, чрезвычайного события) или если ранее проведенные заказчиком процедуры закупок признаны несостоявшимися и заказчик пришел к обоснованному выводу, что повторное проведение процедур закупок с учетом срочности закупок нецелесообразно.- закрытого способа определения поставщика (закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, двухэтапный закрытый конкурс, закрытый аукцион, закрытый запрос предложений), которые проводятся в исключительно случае закупки товаров, сведения о которых составляют государственную тайну, или заключения контрактов на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и т.д.

— осуществления закупок из единственного источника.

Источник: http://kavdjaradze.ru/news/blog/5102/

Правительство представило обновлённый законопроект о госконтроле

16 Мая 2019

Первая презентация обновлённого фундаментального законопроекта о государственном контроле и надзоре состоялась сегодня, 16 мая в рамках Петербургского международного юридического форума.

Документ будет устанавливать требования к управлению рисками, определять мероприятия, ориентированные на управление рисками и профилактику нарушений, а также требования к оценке деятельности органов государственного контроля. И главное — он призван помочь контролю стать дружелюбным и эффективным.

Проект может быть внесён в Государственную думу уже осенью, заявил вице-премьер, руководитель аппарата правительства РФ Константин Чуйченко в ходе презентации проекта на сессии «Как сделать государственный контроль дружелюбным и эффективным: презентация нового законопроекта о госконтроле».

Пакет законопроектов, куда входят проект нового контрольно-надзорного закона и проект закона об обязательных требованиях, предполагает полный пересмотр предъявляемых к бизнесу обязательных требований. До конца текущего года правительство планирует подготовить законопроекты, которые станут базой для реформы контрольно-надзорной деятельности.

В первом будут определены обязательные требования для проведения мероприятий государственного контроля и надзора. Второй закон о государственном контроле будет определять круг лиц, которые занимаются надзором, а также перечень и порядок мероприятий, процедуры профилактики и ряд других необходимых позиций.

Новое регулирование вступит в силу с 1 января 2021 года.

Мы хотели бы его где-нибудь в сентябре уже внести в Государственную думу, а до этого на протяжении четырёх месяцев очень детально обсуждать с профессиональным и экспертным сообществом.

В целом, если честно, мне кажется, в некотором смысле с точки зрения техники — это определённый прорыв, и это, опять-таки, возврат к тому хорошему, что было.

Это в достаточно высокой степени проработанный документ», — подчеркнул вице-премьер.

Он также уточнил, что в мае правительством будет принята «дорожная карта» по реализации новых требований к бизнесу, она будет состоять всего лишь из нескольких, нопонятных и внятных пунктов.

Одним из основных принципов действия обновлённого законопроекта является то, что он поможет стать контролю дружелюбным и эффективным, уверен заместитель министра экономического развития РФ Савва Шипов.

Контроль должен стать эффективнее, во-первых, за счёт чёткого определения предмета и объектов контроля, ведь всё это время у нас отсутствовало регулирование учёта объектов контроля, и мы в принципе не знали всех тех, кого должны проверять.

Во-вторых, мы предлагаем отказаться от гегемонии проверок — и это одно из главных ключевых изменений, которые закреплены в законопроекте. Мы считаем, что нужно сделать упор на новых, не таких трудозатратных, более оперативных и действенных контрольныхмероприятиях.

В отдельных сферах вообще можно будет отказаться от проведения контрольных мероприятий, заменив их дистанционным мониторингом с использованием современных технических средств. И в-третьих, законопроект определяет систему оценкиэффективности контрольно-надзорных органов.

Еёглавным мерилом становится снижение ущерба», —отметил замминистра в ходе презентации законопроекта.

Что касается снижения ущерба, то здесь законопроектом впервые вводится прямой запрет на использование в этих целях «палочной системы».

Такая оценка, уверен Шипов,должна распространяться не только на сами органы, но и на должностных лиц, на весь инспекторский состав, и важной составляющей этих решений станет закреплённая в законопроекте возможность введения особой системы оплаты труда таких инспекторов, основанной на достижении особых показателей.

Это одна из необходимых мер, которая поможет инспектору, а следовательно контролю, стать не только эффективным, но и дружелюбным.

И такое взаимодействие могут обеспечить новые профилактические мероприятия, именно они призваны стать основной формой работы контрольных органов.

Сейчас же любая помощь контролёра проверяемой организации рассматривается через законодательство о борьбе с коррупцией, и, конечно, этот перекос необходимо устранить», — уточнил замминистра.

Не менее важное место в проекте отведено использованиюриск-ориентированного подхода. Законопроект распространяет его на все отношения, возникающие между контролёром и проверяемым. Это позволяет сделать прозрачными и предсказуемыми принимаемые решения и траектории снижения административного бремени для конкретных организаций.

В ходе обсуждения законопроекта участники сессии пришли к выводу, что принципиально важно, чтобы контролёры чувствовали себя частью новой, современной управленческой системы. И в решении этой задачи на первый план выходит отражённая в документе цифровизация.

Законопроектом предусматривается, что после завершения переходного периода контроль должен стать полностью цифровым, т.е. открытым.

Все данные как о действиях контролера, так и о соблюдении требований подконтрольными лицами должны быть доступны в режиме реального времени и иметь юридическое значение.

В заключении презентации заместитель министра экономического развития подчеркнул, что общая цель контролёров и бизнес-сообщества — обеспечение экономического роста при одновременной организации требуемого уровня безопасности.

Законопроект о контрольно-надзорной деятельности —это только первая часть, реформа не будет успешной без принятия закона об обязательных требованиях и новой редакции КоАП. Сейчас благодаря решительной позиции правительства у нас появился исторический шанс сделать то, чего мы раньше не делали. Будем смелыми в своих решениях», — подытожил он.

В свою очередь, член Экспертного совета при правительстве РФ Александр Брагин уточнил, что до внесения в Госдуму проект должен пройти долгий путь экспертного обсуждения, в котором совет будет принимать активное участие.

Обсуждение обновлённого проекта закона будет идти в тесном сотрудничестве с бизнесом, Экспертный совет также будет подключаться.

Первое обсуждение у нас запланировано на 24 мая, после чего мы должны будем представить заключение на законопроект до конца мая.

Думаю, что к моменту внесения в правительство закон претерпит пусть и не концептуальные, но всё жеизменения», — отметил Александр Брагин.

Отличительной особенностью новой версии от старой, по его мнению, является то, что авторы законопроекта стремились к более точному и детальному описанию моментов, связанных с процессом самого контроля, и ещёболее детальному регламентированию всех форм и видовконтрольно-надзорных мероприятий. Но при этом было важно постараться увязать это с риском и риск-ориентированным подходом и с механизмами профилактики, а также поправить определения и юридические термины.

Реформа госконтроля проводится при активном участии Экспертного совета при правительстве РФ, она направлена на снижение административной нагрузки на бизнес при одновременном повышении безопасности граждан и государства.

Все события

Источник: https://open.gov.ru/events/5517904/

СУД: комиссия обязана обеспечить рассмотрение и оценку копий государственных контрактов с грифом «Секретно» при оценке квалификации участников конкурса (Закон № 44-ФЗ о контрактной системе)

Очень интересное постановление было вынесено Арбитражным судом Северо-Западного округа 16 марта 2016 года по делу № А21-4124/2015 в отношении рассмотрения и оценки представляемых участниками закупки копий государственных контрактов с грифом «Секретно»  для оценки их квалификации.

Как следует из  материалов дела, в 2015 году уполномоченным органом — Конкурсным агенством Калининградской области проводился открытый конкурс  № 0135200000515000342 на право заключения контракта на выполнение работ по объекту: «Реконструкция Калининградской областной больницы (Главный корпус I, II и III этапы). Реконструкция диагностического корпуса, отделений стационара, внутренних и наружных коммуникаций (I этап)». Начальная (максимальная) цена контракта – 243 645 250 руб.

  • По результатам рассмотрения и оценки заявки на участие в конкурсе единая комиссия уполномоченного органа присвоила заявке Общества нулевое значение по показателю «Опыт выполнения участником конкурса работ сопоставимого характера и объема», поскольку Обществом в составе заявки не были представлены копии контрактов (договоров) в подтверждение наличия такого опыта.
  • Вместо копий государственных контрактов  Общество представило в составе заявки на участие в конкурсе справки о заключении государственных контрактов на выполнение работ по строительству объектов социальной инфраструктуры, а также разрешения на ввод перечисленных в справках объектов в эксплуатацию, акты приемки объектов капитального строительства.
  • В связи с тем, что указанные в справках контракты имеют гриф «Секретно», копии данных государственных контрактов  Обществом в адрес Конкурсного агентства посредством отдела спецсвязи.

Ввиду того, что Обществом указанные контракты направлены по адресу: Калининград, улица Д.

Донского, дом 1 (адрес спецчасти), тогда как согласно положениям конкурсной документации место подачи заявок – Калининград, Советский проспект, дом 13, этаж 5, кабинет 507 (адрес подачи заявок), единая комиссия по показателю «Опыт выполнения участником конкурса работ сопоставимого характера и объема» присвоила заявке Общества нулевое значение, посчитав указанный опыт не подтвержденным.

Читайте также:  Физлица могут подать заявление о предоставлении льготы по имущественным налогам в любом налоговом органе

Суд кассационной инстанции квалифицировал данные действия комиссии уполномоченного органа, как незаконные, по следующим основаниям.

Источник: http://baltictender.ru/sud-komissiya-obyazana-obespechit-rassmotrenie-i-ocenku-kopij-gosudarstvennyx-kontraktov-s-grifom-sekretno-pri-ocenke-kvalifikacii-uchastnikov-konkursa-zakon-44-fz-o-kontraktnoj-sisteme/

1 июля 2019 года

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Постановление Правительства РФ от 25.06.2019 N 809

«О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2015 г. N 238»

Обновлены порядок заполнения и форма отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций

Внесены поправки в части отражения в отчете, составляемом в соответствии с частью 4 статьи 30 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», закупок, которые осуществлены на основании пунктов 25 — 25.3 части 1 статьи 93 этого Закона по результатам несостоявшегося определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Постановление Правительства РФ от 25.06.2019 N 810

  • «О внесении изменения в перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии „Росатом“ государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг»
  • Актуализирован перечень необходимых и обязательных госуслуг по оценке соответствия и испытанию медицинских изделий в целях их госрегистрации
  • Перечень включает оценку соответствия в форме технических испытаний, токсикологических исследований, клинических испытаний, а также испытания в целях утверждения типа средств измерений (в отношении медицинских изделий, относящихся к средствам измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, перечень которых утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти).

Распоряжение Правительства РФ от 17.06.2019 N 1314-р

  1. Утверждена межведомственная программа мер по выявлению и пресечению «картельных сговоров»
  2. Программа призвана обеспечить, в числе прочего, защиту конкуренции, выявление и пресечение монополистической деятельности российских и иностранных юридических лиц, организаций, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов или организаций, осуществляющих функции указанных органов, а также государственных внебюджетных фондов, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.
  3. Программа рассчитана на период 2019 — 2023 годы и включает в себя, в частности, следующие направления ее реализации:
  4. совершенствование системы государственного воздействия на причины и условия, способствующие совершению правонарушений и преступлений, связанных с заключением ограничивающих конкуренцию соглашений;
  5. совершенствование антимонопольного, уголовного, уголовно-процессуального законодательства, законодательства об административных правонарушениях и иных нормативных правовых актов;
  6. приведение нормативных и иных актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в соответствие с требованиями антимонопольного законодательства РФ;
  7. проведение комплекса мероприятий по выявлению и пресечению правонарушений и преступлений, связанных с заключением ограничивающих конкуренцию соглашений в стратегически важных и социально значимых отраслях экономики;
  8. проведение комплекса мероприятий по выявлению и пресечению ограничивающих конкуренцию соглашений и преступлений коррупционной направленности в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях обеспечения внутренней и внешней безопасности Российской Федерации.

Приказ Минпромторга России от 28.03.2019 N 998

«О внесении изменений в приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 12 марта 2018 г. N 716»

Источник: https://polnoepravo.ru/obzori/obzor-rf/1-iyulya-2019-goda.html

12 основных изменений в госзакупках с 2017 года

Управление государственными и муниципальными закупками (144, 120, 40 ак. часов) – дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий.

1. Отложенные изменения

С 1 января 2017 года вступают в силу следующие положения Закона № 44-ФЗ, введение в силу которых было отсрочено.

ЕИС контролирует достоверность информации о закупках

Единая информационная система путем взаимодействия с иными информационными системами обеспечивает контроль за соответствием:

  • информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, — информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика;
  • информации, включенной в планы-графики закупок, — информации, содержащейся в планах закупок;
  • информации, содержащейся в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, — информации, содержащейся в планах-графиках;
  • информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), – информации, содержащейся в документации о закупках;
  • условий проекта контракта, направляемого в форме электронного документа участнику закупки, с которым заключается контракт, — информации, содержащейся в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • информации о контракте, включенной в реестр контрактов, заключенных заказчиками, — условиям контракта.

Основание: п. 2 ч. 1 ст. 4, ч. 3 ст. 114 Закона № 44-ФЗ.

Требования к обязательному общественному обсуждению закупок

Все изменения в 44-ФЗ с 2017 года

Какие права приобрели заказчики? Какую новую ответственность возложили на поставщиков? Другие важные изменения в одной видеолекции

Смотреть

Начинают действовать требования Закона № 44-ФЗ к обязательному общественному обсуждению закупок, согласно которым Правительством РФ устанавливаются случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок и его порядок.

Кабинет министров, в свою очередь, установил это Постановлением от 22.08.2016 № 835 «Об утверждении Правил проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Оно гласит, что обязательному общественному обсуждению подлежат закупки при начальной цене более 1 млрд. рублей.

До 2017 года этот вопрос регулировал Приказ Минэкономразвития России от 30.10.

2015 № 795 «Об утверждении Порядка обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в случае, если начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), превышает один миллиард рублей» (теперь утратил силу).

Основание: ст. 20 Закона № 44-ФЗ.

Запрещается проводить закупки, отсутствующие в плане-графике

Заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики в соответствии с ч. 3 ст. 21 Закона № 44-ФЗ. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.

До 2017 года государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок и оплачиваются в пределах соответствующих лимитов бюджетных обязательств на основании п. 2 ст. 72 БК РФ.

Основание: ч. 11 ст. 21 Закона № 44-ФЗ.

Название закупки должно выбираться по специальному каталогу

Наименование объекта закупки в случаях, предусмотренных настоящим Законом № 44-ФЗ, указывается в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Каталог должен быть размещен в ЕИС.

Основание: ч. 4, 5 ст. 23 Закона № 44-ФЗ.

В документации о закупке нужно указывать ее идентификационный код

Идентификационный код закупки должен быть указан:

  • в извещении об осуществлении закупки;
  • в реестре контрактов, заключенных заказчиками;
  • в реестре недобросовестных поставщиков;
  • при формировании информации и документов для включения в реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний.

Основание: п. 3 ст. 42, п. 12 ч. 2 ст. 103, п. 5 ч. 3 ст. 104 Закона № 44-ФЗ, п. 2 Постановления Правительства РФ от 27.10.2015 № 1148.

В этом видеосовете эксперт по торгам Грузин С.В., автор вебинара «Все изменения в 44-ФЗ с 2017 года», расскажет как с 2017 года формируется идентификационный код закупок.

2. Совершенно новые изменения

С 1 января 2017 года вступают в силу следующие изменения в сфере закупок, внесенные как в сам Закон № 44-ФЗ, так и введенные постановлениями и распоряжениями кабинета министров.

Унитарные предприятия переводятся на Закон № 44-ФЗ

С 2017 года государственные и муниципальные унитарные предприятия проводят закупки на основании требованиями Закона № 44-ФЗ, а не 223-ФЗ. Но есть 3 исключения.

Первыми двумя исключениями являются закупки на основании Положения о закупке по Закону № 223-ФЗ, принятым унитарным предприятием и размещенным до начала года в ЕИС:

  • за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юрлицами, в том числе иностранными, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории России в порядке, установленном законодательством РФ, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
  • в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия (за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного с единственным поставщиком, который определен Президентом РФ или Правительством РФ).

Кроме того, на Закон № 44-ФЗ не переходят ФГУП, имеющие существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством РФ по согласованию с Администрацией Президента РФ.

Основание: ч. 2.1. ст. 15 Закона № 44-ФЗ.

Расширен перечень товаров, работ и услуг, подлежащих нормированию

Правительство внесло изменения в свое постановление от 02.09.2015 № 927, в котором во исполнение ст.

19 Закона № 44-ФЗ («Нормирование в сфере закупок») содержатся требования к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг).

Во-первых, согласно поправкам, требования распространяются также на ФГУПы.

Во-вторых, сам обязательный перечень нормируемых требований изложен в новой редакции, в которой, например, появились требования к услугам такси, аренде и лизингу легковых автомобилей.

Основание: Постановление Правительства РФ от 30.11.2016 № 1270.

Вводится ряд типовых условий для госконтрактов с малым бизнесом

  • Разработаны типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого бизнеса и социально ориентированных НКО.
  • В документе 2 раздела:
  • 1) условия об обязанностях поставщика (подрядчика, исполнителя).
  • В частности, он обязан:
  • привлекать к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого бизнеса, социально ориентированных НКО в объеме не менее 5% от цены контракта;
  • в течение 5 рабочих дней со дня заключения договора с субподрядчиком, соисполнителем представить заказчику: декларацию о принадлежности субподрядчика, соисполнителя к указанным субъектам, а также  копию договора, заключенного с субподрядчиком, соисполнителем;
  • оплачивать поставленные субподрядчиком, соисполнителем товары, выполненные работы, оказанные услуги, отдельные этапы в течение 30 дней с даты подписания поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документа о приемке товара, работы, услуги, отдельного этапа.

2) условие о правах поставщика (подрядчика, исполнителя). Оно всего одно, но жесткое: в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения субподрядчиком, соисполнителем обязательств по договору с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), заменить субподрядчика, соисполнителя на другого.

Основание: Постановление Правительства РФ от 23.12.2016 № 1466.

Мониторинг в сфере закупок проводится по правительственным правилам

Начинают действовать утвержденные правительством:

  • правила осуществления мониторинга закупок товаров, работ, услуг;
  • требования к содержанию и порядку подготовки сводного аналитического отчета, формируемого по результатам осуществления такого мониторинга.

В правилах сказано, что мониторинг обеспечивается Минэкономразвития РФ, осуществляется с использованием ЕИС и проводится на постоянной основе посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации:

  • об осуществлении закупок, в т.ч., о реализации планов закупок и планов-графиков, содержащейся в ЕИС;
  • поступающей в Минэкономразвития РФ от федеральных органов исполнительной власти;
  • содержащейся в письмах и обращениях, поступающих в Минэкономразвития РФ от федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных органов, органов госвласти субъектов РФ и местного самоуправления, граждан, организаций, в том числе общественных объединений, объединений юрлиц, включая результаты общественного контроля;
  • о вступивших в законную силу судебных решениях и судебных актах, касающихся осуществления закупок;
  • содержащейся в иных открытых источниках.

Основание: Постановление Правительства РФ от 03.11.2015 № 1193.

Подробнее о целях мониторинга в закупках смотрите в видеосовете нашего эксперта Грузина С.В., автора вебинара «Все изменения в 44-ФЗ с 2017 года».

Граждане направляются на лечение за рубеж заключением прямого контракта с иностранной клиникой

Закупка у единственного поставщика может осуществляться заказчиком в случае заключения федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина России за пределами территории РФ в соответствии с правилами, установленными Правительством РФ.

Названные правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 11.11.2013 № 1011 «Об утверждении Правил заключения федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации».

Основание: п. 34 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Введена значимость критериев оценки заявок по строительству особо опасных и сложных  объектов

Правила оценки заявок (Постановление Правительства РФ от 28.11.

2013 № 1085), а именно, позиция 3 (Отдельные виды товаров, работ, услуг) дополнена субпозицией следующего содержания: выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения:

  • минимальная значимость стоимостных критериев –  80%;
  • максимальная значимость нестоимостных критериев — 20%.

Основание: Постановление Правительства РФ от 14.11.2016 № 1184 (действует с 25.11.2016).

Появилась шестая электронная площадка

Российский аукционный дом (www.auction-house.ru) стал шестой электронной площадкой, на которой возможно проведение аукционов в электронной форме по Закону № 44-ФЗ.

Основание: Распоряжения Правительства РФ от 31.12.2016 № 2933-р, от 04.12.2015 № 2488-р.

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/1501

Ссылка на основную публикацию