Контролируемые сделки между взаимозависимыми лицами

Контролируемые сделки — это те, которые происходят между лицами, считающимися взаимозависимыми. По ним налоговые органы имеют право проверять соответствие стоимости рыночной, а, кроме того, отслеживают полный объем исчислений наряду с уплатой ряда налогов. Ниже рассмотрим ст. №105.14 из НК РФ с комментариями.

Контролируемые сделки между взаимозависимыми лицами

Виды сделок между участниками, которые являются взаимозависимыми

Согласно целям Налогового кодекса, такими сделками считаются те из них, которые происходят между участниками, которые являются взаимозависимыми:

  • Контролируемая сделка — это совокупность операций по перепродаже товаров, либо выполнению заказов и предоставлению услуг, которые совершаются с участием лиц, которые не считаются взаимозависимыми. Подобную совокупность приравнивают к сделкам между участниками, которые являются взаимозависимыми, правда при этом не принимается во внимание присутствие третьих лиц, которые не осуществляют в этой совокупности никаких дополнительных функций. Исключение составляет организация ими перепродажи товаров, оказания услуг и так далее. Третьи лица не принимают на себя риски и не используют активы для организации реализации товаров.
  • Крупные сделки в области внешней экономики и торговли.
  • Сделки при условии, что одной из сторон является участник, чьим местом жительства является государство либо территория, включенная в список, утвержденный Министерством финансов согласно статье №284 Налогового кодекса. В том случае, если деятельность российского учреждения образует постоянное представительство в стране, включенной в список, указанный в статье №284, то данную организацию рассматривают как лицо, чьим местом проживания выступает территория, входящая в данный перечень.

Обстоятельства, согласно которым сделки считаются контролируемыми

Контролируемые сделки — это сделки между участниками, чьим местом регистрации и жительства является Россия. Они являются таковыми в том случае, если имеется хотя бы одно из следующих нижеприведенных обстоятельств:

  • Максимальная сумма сделок между участниками за календарный год превосходит один миллиард рублей.
  • Одна из сторон выступает налогоплательщиком за добывание полезных ископаемых. При этом налог исчисляется по ставке, которая установлена в процентах, а непосредственно предметом сделки считается добытое ископаемое. Данное ископаемое признают для указанного лица объектом налогообложения.
  • В сделке участвуют взаимозависимые лица, и по меньшей мере одна из сторон выступает налогоплательщиком, который применяет один из специальных режимов. Одним из них считается система налогообложения производителей сельскохозяйственной продукции. Еще один режим предполагает систему в форме единого налога на вмененную прибыль для некоторых видов деятельности. При всем этом в числе других лиц, которые являются сторонами сделки, есть те, которые не применяют вышеприведенные налоговые режимы.

Контролируемые сделки между взаимозависимыми лицами

  • Одна из сторон не обязана платить налог за прибыль предприятия. Но при этом другая сторона не освобождена от подобных обязанностей. Что еще предполагают контролируемые сделки НК РФ?
  • По меньшей мере одна из сторон выступает резидентом специальной экономической зоны либо является ее участником, а государственный режим на этой территории предусматривает специальные льготы по налогам на прибыль учреждений.
  • Крупная сделка должна удовлетворять параллельно нескольким условиям. Во-первых, одна из сторон должна выступать налогоплательщиком и учитывать прибыль и убытки по сделкам. Любая другая сторона может не считаться налогоплательщиком. Либо она может являться налогоплательщиком, но при этом имеет право не учитывать прибыль и убытки по сделкам при определении налоговой базы.
  • Хотя бы одна из сторон выступает членом инвестиционного проекта, который применяет ставку по налогу на прибыль учреждений, который подлежит зачислению в федеральный бюджет.
  • Минимум одна сторона сделки выступает исследовательским корпоративным учреждением, который пользуется освобождением от выполнения обязанностей налогоплательщика на добавленную стоимость.

Сделки, которые не считаются контролируемыми

Контролируемыми не признаются нижеприведенные варианты сделок:

  • Сторонами сделки служат лица из одной и той же объединенной группы налогоплательщиков, которая была образована согласно Налоговому кодексу. Исключение составляют те операции, чьим предметом служит добытое полезное ископаемое, которое считается объектом налогообложения. При этом в рамках добычи налогообложение должно происходить по специальной ставке, которая устанавливается в процентах.
  • Сторонами сделки служат участники, которые удовлетворяют одновременно нескольким требованиям. Одним из таких требований выступает регистрация в одном субъекте государства. Кроме того, взаимозависимые лица не должны иметь обособленных подразделений на территории прочих субъектов страны, а также и за ее пределами. Еще одним требованием можно назвать то, что участники не должны оплачивать налог на прибыль учреждений в бюджеты других субъектов страны. Помимо всего прочего, участники сделки не должны иметь убытки, принимаемые при исчислении налогов на прибыль учреждений. Также еще одним требованием является то, что должны отсутствовать обстоятельства для признания совершаемых сделок контролируемыми.
  • Сделки между налогоплательщиками, которые происходят при осуществлении какой-либо деятельности, которая связана с добыванием углеводородного сырья на одном из морских месторождений.

Контролируемые сделки между взаимозависимыми лицами

  • Межбанковские кредиты с общим сроком до семи дней включительно.
  • В сфере военного и технического сотрудничества России с зарубежными государствами.
  • Сделки по предоставлению гарантий в ситуациях, когда все стороны выступают российскими учреждениями, которые не являются банками.
  • Сделки, связанные с предоставлением беспроцентных займов, которые происходят между участниками, являющимися взаимозависимыми, местом регистрации или проживания которых является Россия.

Товары контролируемых сделок

Контролируемая сделка — это сделка, которая считается таковой в том случае, если их предметом служат товары, которые входят в состав одной и более следующих категорий:

  • Драгоценные камни.
  • Нефть и подобное. В данной ситуации подразумеваются товары, выработанные из нефтепродуктов.
  • Черные металлы.
  • Цветные металлы.
  • Драгоценные металлы.
  • Минеральные удобрения.

Коды товаров, которые были перечислены выше, согласно номенклатуре экономической деятельности, устанавливаются органом власти, который выполняет функции по разработке государственной политики, а, кроме того, по нормативному и правовому регулированию в сфере внешней экономики.

Сделки также считаются контролируемыми в тех ситуациях, когда сумма прибыли по ним больше шестидесяти миллионов рублей. При этом учитывает доход от сделок, которые были совершены одним лицом за полный календарный год.

Сумму прибыли по совокупности сделок определяют путем сложения полученных доходов за полный календарный год. В рамках определения суммы прибыли по сделкам исполнительный орган власти, который уполномочен по контролю в сфере налогов, вправе осуществлять проверку соответствия полученных доходов рыночному объему.

На основании заявления органа власти, который уполномочен по контролю в сфере налогов, суд может признать операцию контролируемой в том случае, если имеется достаточно оснований полагать, что она выступает частью группы однородных операций.

Основные критерии

Итак, Налоговый кодекс предполагает, в частности, следующие критерии сделок, которые считаются контролируемыми:

  • Сделки происходят между участниками, являющимися взаимозависимыми, а также выступающими резидентами страны.
  • Внешнеторговые сделки с резидентом из оффшорной зоны на сумму более шестидесяти миллионов рублей.
  • Внешнеторговые операции между участниками, являющимися взаимозависимыми. При этом сумма прибыли значения не имеет.

Критерии контролируемых сделок обязательно должны соблюдаться. При этом в законодательстве перечисляются сделки, которых не признают контролируемыми не зависимо от того, удовлетворяют они вышеприведенным критериям или нет.

Контролируемые сделки между взаимозависимыми лицами

К подобным операциям в особенности относят сделки между учреждениями, которые одновременно отвечают следующим требованиям:

  • Учреждения зарегистрированы в одном субъекте страны. При этом у них нет обособленных подразделений на территориях прочих субъектов и за границей в том числе.
  • Предприятия не осуществляют выплату налогов на доходы в бюджеты прочих субъектов государства.
  • Отсутствуют убытки, которые учитываются при исчислении налогов на доходы. При этом во внимание принимаются убытки из предыдущих периодов, которые переносятся на будущие этапы.

Варианты определения прибыли

Согласно Налоговому кодексу в рамках проведения контроля сделок, которые происходят между участниками, используются следующие методы определения прибыли:

  • Методика сопоставления рыночных цен.
  • Стоимость последующих реализаций.
  • Затратный способ.
  • Вариант сопоставимой рентабельности.
  • Приемы в распределении прибыли.

При этом возможно применение комбинации двух и более способов. Стоит отметить, что методика сопоставления рыночных цен считается приоритетной в большинстве ситуаций.

Примеры контролируемых сделок представлены ниже.

Сделки и штрафы

Согласно законодательству, неуплата налогоплательщиками сумм в рамках использования в контролируемых сделках коммерческих условий, которые не сопоставимы с требованиями между лицами, предполагает взыскание следующих штрафов:

  • В общем объеме от двадцати процентов неуплаченного размера налога. Этот штраф имеет отношение к периодам, начиная с 2014 по 2016 года.
  • В размере сорока процентов от неуплаченной суммы, но не меньше тридцати тысяч рублей. Этот штраф имеет отношение к налоговым периодам, начиная с 2017 года.

Самостоятельная корректировка обязательств по налогам в рамках осуществления контролируемых сделок

Налогоплательщики имеют право самостоятельно корректировать свои обязательства по налогам, в связи с использованием цен в сделках между участниками, которые не соответствуют рыночному уровню, в целях избегания привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.

Контролируемые сделки между взаимозависимыми лицами

Корректирование баз, а также соответствующих сумм необходимо производить по завершении календарного года, который включает налоговые периоды, суммы которых требуется урегулировать:

  • В отношении физических лиц это происходит одновременно с подачей декларации не позже 30 апреля года, который следует за завершенным налоговым периодом.
  • Для организаций корректировка должна происходить одновременно с подачей декларации по налогам на доходы не позже 28 марта того года, который следует за завершенным периодом.

Согласно ст. 105. 14 НК РФ периодом по налогу на добавленную стоимость считается квартал. А для налогов на добычу ископаемых таким периодом является один месяц. Корректировки по налогам отражают в уточненных декларациях по каждому из периодов, в котором было зафиксировано отклонение цен. Данные декларации представляются одновременно с документами по налогам на прибыль учреждений.

Суммы недоимок, выявленных налогоплательщиком в результате самостоятельно произведенной корректировки, должны быть погашены в срок не позже момента уплаты налога на прибыль учреждений за соответствующий период.

То есть это должно быть сделано не позже 28 марта того года, который следует за завершенным налоговым периодом.

Важно учитывать, что за период с момента возникновения недоимок до истечения установленного отрезка погашения пеня на их сумму не начисляется.

Контролируемые сделки: срок, обязанность и адрес уведомления

Кто подает уведомление о контролируемых сделках?

Информация о совершенных налогоплательщиком в текущем календарном году сделках указывается в уведомлении.

Данное уведомление лица направляют в налоговый орган по месту своего нахождения в срок не позже 20 мая того года, который следует за периодом, в котором была осуществлена контролируемая сделка.

Лица, которые отнесены к категории крупных налогоплательщиков, предъявляют указанные уведомления в налоговые органы по месту учета.

Контролируемые сделки между взаимозависимыми лицами

В том случае, если налогоплательщик в установленный срок не предоставит уведомление в соответствующий орган о контролируемых сделках, которые были осуществлены им в календарном году, то его ждет штраф в размере пяти тысяч рублей. В том случае, если лицо предоставит недостоверные сведения, его также ожидает штраф в объеме пяти тысяч рублей.

В зависимости от выбора налогоплательщиков, уведомление о совершенных сделках можно предоставлять, как по установленной схеме – на бумажном носителе, так и по утвержденному формату в электронном виде.

Форму уведомления о выполненных контролируемых операциях наряду с порядком ее заполнения и представления в электронном виде утверждает федеральный орган исполнительной власти, который уполномочен по контролю, а, кроме того, надзору в сфере налогов по согласованию с Министерством финансов. Форма уведомления обязательно должна быть утверждена Федеральной налоговой службой.

В том случае, если будут обнаружены неполнота сведений наряду с неточностями либо ошибками в заполнении представленного документа о контролируемых сделках, то налогоплательщик имеет право направить уточненный вариант уведомления.

Читайте также:  Роспотребнадзор дал рекомендации по частоте вывоза раздельного мусора

Какую информацию должен указывать налогоплательщик в уведомлении?

Итак, информация о проведенных контролируемых сделках должна содержать следующие сведения:

  • Календарный год. В этом разделе указывают год, за который представляют информацию о проведенных налогоплательщиками контролируемых сделках.
  • Предмет осуществленных сделок и их краткое описание.
  • Информация обо всех участниках сделок. В этом разделе требуется указать полное наименование учреждения, а также ИНН в том случае, если предприятие состоит на учете в налоговом органе в России. Кроме того, если речь идет об индивидуальном предпринимателе, то требуется сообщить его фамилию, имя и отчество, а также ИНН. Гражданские лица предоставляют абсолютно те же сведения.

Контролируемые сделки между взаимозависимыми лицами

  • В одном из разделов уведомления требуется указать сумму полученной прибыли. Помимо этого, нужно будет сообщить и о сумме понесенных убытков в результате контролируемых сделок.

Таким образом, непосредственно суть контролируемых сделок применяется в отечественном законодательстве касательно контроля трансфертной стоимости сделок между участниками, которые выступают взаимозависимыми.

Источник: https://www.syl.ru/article/367339/kontroliruemyie-sdelki—eto-sdelki-mejdu-vzaimozavisimyimi-litsami-st-nk-rf-s-kommentariyami

Как безопасно проводить сделки между взаимозависимыми компаниями | Контур.НДС+

Взаимозависимость субъектов бизнеса является предметом пристального внимания налоговых органов. При выявлении в ходе проверок подозрительных сделок инспекторы в первую очередь будут проверять, не совершались ли они со «своими» организациями или ИП. Если это так, риск получить обвинение в необоснованной налоговой выгоде существенно возрастает. Но значит ли это, что сделок с подконтрольными и зависимыми организациями (ИП) следует избегать?

Что такое взаимозависимость

Суть взаимозависимости в особых отношениях между лицами, при которых одни могут влиять на условия и результаты деятельности других. Это установлено в статье 105.1 Налогового кодекса.

Непосредственным признаком существования связи между лицами является участие одного из них в капитале другого. Например, компания А является учредителем компании Б.

Еще один классический пример — физическое лицо и ООО, участником которого он является. Это самые простые случаи.

Но взаимозависимости могут быть и более сложными. Закон гласит, что лица признаются зависимыми, если одно из них может влиять на решения, принимаемые другим. Такое влияние может быть обусловлено не только финансовой зависимостью, но и иной, например, родственными связями или должностным положением.

Случаи, когда лица признаются зависимым или подконтрольными, перечислены в пункте 2 статьи 105.1 НК РФ. Но в пункте 7 той же статьи сделана оговорка — судом могут быть признаны и иные основания для установления факта взаимной зависимости. Так что если суд усмотрит связь иного рода, например, дружеские отношения директоров двух компаний, они также могут быть признаны взаимозависимыми.

Допустимы ли операции между зависимыми лицами

Контролируемые сделки между взаимозависимыми лицами

Закон не может запретить двум компаниям провести сделку только потому, что их руководители являются, например, родственниками. Более того, принцип проявления должной осмотрительности заставляет тщательно проверять контрагентов и не работать «с кем попало». В связи с этим выбор поставщика, возглавляемого хорошо знакомым и проверенным человеком, кажется вполне логичным. Однако это верно лишь в том случае, если исполняется требование пункта 1 статьи 105.3 НК РФ: в такой сделке нельзя устанавливать особые условия. Другими словами, заключать договор с зависимой организацией нужно на тех же условиях, на которых он был бы заключен с совершенно «незнакомой» компанией.

Под условиями сделки в данном случае понимается не только цена, но и все прочие. Например, преференция своему покупателю в виде бесплатной доставки и/или страховки может быть сочтена особым условием сделки.

Конечно, в том случае, если прочих своих клиентов компания таким вниманием не балует. То же самое можно сказать о предоставлении зависимой организации отсрочки платежа.

В общем, любые условия работы с организациями или ИП, которые так или иначе являются зависимым или подконтрольными, должны быть абсолютно рыночными.

Если придерживаться указанного выше принципа, то совершать операции с зависимыми лицами можно. Конечно при условии, что обе стороны сделки являются добросовестными налогоплательщиками и исправно исполняют свои обязанности. Тогда у налоговой инспекции не будет никаких поводов придраться к операции.

Контролируемые сделки

В законодательстве есть понятие «контролируемые сделки» — их перечень проведен в статье 105.14 НК РФ. А в статье 105.16 Кодекса указано, что о совершении таких сделок необходимо уведомлять налоговую службу. Однако любая ли сделка между взаимозависимыми лицами будет считаться контролируемой? Вовсе нет.

Контролируемыми могут признаваться сделки, которые влияют на налогооблагаемую базу по налогам на прибыль организаций, на добычу полезных ископаемых, НДФЛ граждан, имеющих статус ИП, а также НДС. Причем в отношении последнего налога указано такое условие: одна из сторон сделки не является его плательщиком или применяет освобождение от его уплаты.

Таковы требования пункта 11 статьи 105.14 и пункта 13 статьи 105.3 НК РФ.

В целом, если говорить о взаимоотношениях с российскими зависимыми лицами, то большинство сделок с ними к контролируемым как раз относиться не будет. Но это вовсе не значит, что они выпадут из поля зрения ИФНС.

Последствия

Итак, между взаимозависимыми лицами могут быть заключены сделки контролируемые и «обычные», то есть те, которые не являются таковыми. И проверяться они будут по-разному.

Сделка относится к контролируемым

Если налоговая инспекция выяснит, что компания провела контролируемую сделку без соответствующего уведомления, об этом факте будет сообщено в центральный аппарат ФНС. Дело в том, что сама территориальная ИФНС не имеет полномочий осуществлять проверку правильности исчисления налогов при проведении контролируемых сделок — это зона ответственности Федеральной службы.

Получив информацию из территориального органа, ФНС осуществит проверку сделки в отношении правильности исчисления упомянутых выше налогов. В результате может быть принято решение о корректировке цены операции, что приведет к увеличению налогооблагаемой базы и доначислению налогов одной из сторон сделки.

Но есть одно обстоятельство, которое вряд ли позволит поставить «на поток» такие доначисления. Дело в том, что в соответствии со статьей 105.18 НК РФ, вторая сторона также может применить «новую» цену ФНС для целей налогообложения.

В результате этой корректировки ее налогооблагаемая база, вероятнее всего, уменьшится: раз выше цена, значит, выше и расходы. Получается, что эта сторона уплатила «лишний» налог, который должен пойти к возмещению либо вычету.

Так что смысл в доначислениях по контролируемым сделкам есть далеко не всегда.

Прочие сделки

Сделки между взаимозависимыми лицами, не относящиеся к разряду контролируемых, входят в зону проверки ИФНС. При малейшем отклонении от рыночных условий инспекторы будут искать мотив. Точнее, будут считать, что мотив есть — это получение необоснованной налоговой выгоды, и заниматься поиском доказательств этого.

Необоснованной налоговой выгодой считается занижение налоговой базы, неправомерное применение льгот, вычетов или возмещения. В общем, все, что так или иначе привело к уменьшению налоговых обязанностей компании или ИП.

При оценке операций инспекторы принимают во внимание наличие цели и разумного обоснования сделки, ее соответствие обычаям делового оборота. Особое внимание уделяется установлению факта реальности операции.

Ведь если она была осуществлена лишь на бумаге — это «железная» причина признать налоговую выгоду необоснованной.

Занижение налоговой базы можно увидеть даже в таком распространенном механизме кредитования бизнеса, когда учредитель дает компании беспроцентный заем. Ведь если бы организация обратилась за кредитом в банк, то ей бы пришлось уплачивать проценты. Поэтому налицо особые условия сделки между зависимыми лицами — компанией и ее учредителем.

И теоретически последнему может быть доначислен НДФЛ в размере недополученных им процентов по займу. В особенности если его организация применяет специальный режим налогообложения, который не учитывает фактическую выручку, например, УСН с объектом «доходы».

При этом размер не полученного учредителем дохода будет рассчитываться, исходя их процентов, под которые выдаются сопоставимые займы.

Сегодня доначисления и штрафы из-за необоснованной выгоды по налогам, в том числе в результате сделок с зависимыми компаниями, являются обычной практикой.

Так что в этом отношении сделки, не попадающие под определение контролируемых, можно назвать даже более «перспективными».

Таким образом, в чем бы ни заключалась суть сделки с зависимым лицом, если ее условия не соответствуют рыночным, она может привлечь внимание ИФНС.

Источник: https://kontursverka.ru/stati/kak-bezopasno-provodit-sdelki-mezhdu-vzaimozavisimymi-kompaniyami

Налоговые риски: можно ли заключать сделки между «своими» фирмами и ИП

БУХУЧЕТТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯСТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫНДСНДФЛПРОВЕРКИ И САНКЦИИКонтролируемые сделки между взаимозависимыми лицами

  • Новости
  • Проверки и санкции

Налоговые риски: можно ли заключать сделки между «своими» фирмами и ИП 14 августа 2017 Алексей Крайнев Юрист по налоговым, трудовым и гражданским правоотношениям

О том, что сделка между «своими» организациями и подконтрольными бизнесмену «индивидуальными предпринимателями» вызывает повышенный интерес налоговых органов, известно, пожалуй, каждому бухгалтеру. При этом конкретные последствия, к которым может привести такая сделка, для многих остаются непонятными. Что же это за последствия? Давайте разбираться.  

Сразу скажем: взаимозависимость сторон — это не повод отказаться от проведения сделки. Такие сделки не являются незаконными и сами по себе каких-либо негативных последствий для налогоплательщиков не несут.

Однако это утверждение верно лишь при одном  весьма важном условии, зафиксированном в п. 1 ст. 105.

3 НК РФ: в сделках между взаимозависимыми лицами не устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках между не связанными друг с другом организациями или ИП. Это условие получило название «принцип вытянутой руки».

То есть сделку между взаимозависимыми лицами нужно заключать ровно на тех же условиях, которые применялись бы при договоре с любой из компаний, которую можно найти на открытом рынке (т.е., которая находится на расстоянии «вытянутой руки» от вашей организации).

Обратите внимание, что речь в Налоговом кодексе идет не только о цене сделки. Правила гораздо шире: рыночным должны соответствовать все коммерческие и финансовые условия сделки. То есть сюда попадают и правила передачи товара, и правила оплаты (отсрочка, рассрочка), и правила страхования и т.п. Абсолютно все условия договора должны соответствовать рыночным.

Любые послабления, которые ведут к тому, что одна из сторон не получает какие-либо доходы (в том числе из-за того, что несет лишние расходы), уже находятся в «зоне риска». Ведь по правилам все того же п. 1 ст. 105.

3 НК РФ любые доходы, которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица.

Какие лица являются  взаимозависимыми

Перечень лиц, которых законодатель считает взаимозависимыми, приведен в п. 2 ст. 105.1 НК РФ. Нужно учитывать, что перечень этот лишь примерный и применяется он в тесной связке с общим определением взаимозависимости, приведенным в п. 1 ст. 105.1 НК РФ.

Согласно этому определению, взаимозависимыми для целей налогообложения признаются любые лица, если особенности взаимоотношений между ними могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц.

Проще говоря, лица могут быть признаны взаимозависимыми даже если они не указаны в п. 2 ст. 105.1 НК РФ. Об этом прямо говорится в п. 7 ст. 105.1 НК РФ.

А значит, взаимозависимыми могут быть признаны и компании, которые вообще никак формально между собой не связаны. Например, в случае дружеских отношений между их руководителями.

При условии, конечно, что эта дружба переносится в бизнес и условия сделок между такими компаниями оказываются отличными от рыночных.

Нужно ли отчитываться о сделках

Следующий вопрос, который возникает при заключении сделки между «своими» компаниями и ИП, — надо ли по этому поводу как-то отдельно отчитываться перед ИФНС? Ведь каждый бухгалтер хоть раз да слышал словосочетание «контролируемая сделка» и в курсе, что о таких сделках нужно уведомлять налоговиков. Однако далеко не всякая сделка между взаимозависимыми лицами является контролируемой. В частности, когда речь идет о сделках между российскими взаимозависимыми компаниями, напротив, большинство сделок не будут признаваться контролируемыми.

Подробнее о том, какие сделки относятся к контролируемым см. «Какие сделки являются контролируемыми, и о каких сделках нужно уведомить налоговиков».

Читайте также:  Порядок обжалования и снятия дисциплинарного взыскания

Учитывайте, что статья была подготовлена в 2013 году, когда еще действовали переходные положения и для большинства операций были установлены значительные суммовые ограничения. Теперь же суммы ограничений стали гораздо ниже (п. 3 ст. 105.14 НК РФ).

Также нужно помнить, что с 2017 года из разряда контролируемых исключены беспроцентные займы между взаимозависимыми российскими лицами (пп. 7 п. 4 ст. 105.14 НК РФ).

В рамках сегодняшней статьи хотим остановиться на еще одном важном вопросе, который влияет на отнесении сделки к категории контролируемых. Речь идет о норме пункта 11 статьи 105.14 НК РФ.

Там сказано, что признание сделок контролируемыми производится с учетом положений пункта 13 статьи 105.3 НК РФ.

В свою очередь, в этой норме говорится, что правила о контроле за ценами в сделках между взаимозависимыми лицами применяются только в тех договорах, осуществление которых влечет необходимость учета хотя бы одной из сторон доходов или расходов, влияющих на налоговую базу по налогу на прибыль, НДФЛ, уплачиваемому предпринимателями, или НДС. Причем, в последнем случае имеется дополнительное условие: если стороной сделки является организация или ИП, не признаваемые налогоплательщиками НДС, или использующие освобождение от обязанностей налогоплательщика по этому налогу.

Как видим, в списке нет единого налога, уплачиваемого при УСН, а также «обычного» НДФЛ, уплачиваемого физлицами без статуса ИП. Это означает следующее.

Сделка между взаимозависимыми лицами, применяющими УСН, либо между такой компанией и физлицом-непредпринимателем ни при каких условиях не будет признаваться контролируемой.

Аналогично обстоит дело и с прочими спецрежимами: сделка не будет контролируемой, если стороной сделки между плательщиком ЕНВД или ИП на ПСН не выступает компания или ИП на общем режиме.

Проверка контролируемых сделок

Перейдем к налоговым последствиям сделок между взаимозависимыми лицами. Порядок проверки условий таких сделок и налоговых доначислений по ним (если будут обнаружены отклонения от рыночных условий) напрямую зависит от категории сделки. А точнее, от того является ли она контролируемой.

Дело в том, что проверками правильности исчисления налогов по контролируемым сделкам имеет право заниматься только центральный аппарат ФНС России (ст. 105.17 НК РФ). Налоговики на местах могут лишь выявлять подобные сделки, в отношении которых не были представлены уведомления.

И сообщать об этом факте в ФНС России (п. 1 ст. 105.17 НК РФ). При этом ФНС России может контролировать только правильность исчисления и уплаты тех трех налогов, о которых мы говорили выше (налог на прибыль, НДФЛ, уплачиваемый ИП, и НДС, если хотя бы одна из сторон сделки его не платит).

Это первое ограничение.

Второе ограничение связано с симметричностью доначислений. Как сказано в статье 105.

18 НК РФ, если при проверке уровня цен по контролируемым сделкам ФНС России принимает решение о корректировке цены по сделке, то эту же цену может применить и вторая сторона сделки.

Понятно, что в отношениях между российскими взаимозависимыми лицами это во многих случаях повлечет автоматическое уменьшение налога у другой стороны (за счет увеличения расходов по сделке).

Так что (с учетом указанных ограничений) со стороны ФНС России доначисление налогов по контролируемым сделкам, заключенным между российскими компаниями, скорее всего, будут носить единичный характер.

Но это вовсе не означает, что налоговые злоупотребления по НДФЛ и единому налогу по УСН останутся без должного внимания налоговиков. Просто такими махинациями займутся инспекторы из территориальной ИФНС.

Проверка обоснованности налоговой выгоды

Полномочия по проведению контрольных мероприятий и доначислению налогов в отношении не признаваемых контролируемыми сделок между взаимозависимыми лицами, а также по налогам, которые не входят в сферу ответственности центрального аппарата налоговой службы, находятся в руках налоговых инспекций. Эту работу они проводят в рамках выявления необоснованной налоговой выгоды. И ограничение здесь всего одно. Установлено оно пунктом 1 статьи 105.3 НК РФ, где сказано, что рыночная цена может применяться для целей налогообложения только если это не приводит к уменьшению суммы налога, подлежащего уплате в бюджетную систему РФ, или увеличению суммы убытка. А значит, и в этом случае налоговики должны учитывать принцип симметрии: увеличение цены влечет не только увеличение дохода для одной стороны сделки, но и увеличение расхода для другой.

В отношении же всех прочих условий сделки руки у инспекции, что называется, развязаны. Ведь определение налоговой выгоды настолько широко, что в нее с запасом укладываются все возможные злоупотребления с условиями сделки, которые могут быть допущены взаимозависимыми лицами.

Напомним, что под необоснованной налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, например, занижения налоговой базы, незаконного получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки или получения права на возврат, зачет, возмещение налога.

При этом налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера).

Также налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности (п. 1, 3 и 4 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.

06 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», также см. «Как бухгалтеру избежать отказа в вычетах по НДС и аннулирования расходов по УСН или налогу на прибыль»).

Поэтому рискованной может оказаться даже распространенная ситуация с беспроцентным договором займа между физлицом-учредителем (займодавцем) и учрежденной им компанией (заемщиком). Инспекторы вполне могут в рамках борьбы с необоснованной налоговой выгодой доначислить учредителю НДФЛ.

Особенно если компания находится на ЕНВД или УСН с объектом обложения в виде доходов. Ведь понятно, что у стороннего лица компания не смогла бы получить бесплатный заем (да и учредитель такой заем вряд ли выдал бы).

Значит, в данном уменьшение налоговой базы по НДФЛ на сумму процентов по займу, которые не получены в связи с установлением в договоре займа, заключенном между взаимозависимыми лицами, условий начисления и выплаты процентов, отличных от подобных сделок, заключаемых между невзаимозависимыми лицами, вполне может быть признано необоснованной налоговой выгодой.

По результатам суд может признать данное условие направленным исключительно на уклонение от уплаты НДФЛ по суммам дохода в виде процентов по займу и соответственно доначислить НДФЛ, исходя из сумм процентов, уплачиваемых по сопоставимым займам.

Обсудить на форуме (6)РаспечататьВ закладкиОбсудить на форуме (6)РаспечататьВ закладки

Источник: https://www.Buhonline.ru/pub/beginner/2017/8/12575

Сделки между взаимозависимыми лицами — ТЕОРИЯ ПРАВА

Ни для кого не секрет, что все налогоплательщики стремятся занизить налогооблагаемую базу, для чего используют всевозможные схемы и махинации для достижения этой цели.

Одним из таких вариантов схем является схема заключения сделок между взаимозависимыми лицами.

Взаимозависимые лица при заключении таких сделок устанавливают цены ниже рыночных, в результате чего показатели дохода от таких сделок занижаются.

Налоговики давно ведут открытую борьбу с такими схемами и научились на корню их пресекать.

Налоговым кодексом РФ предусмотрены определенные критерии, позволяющие установить взаимозависимость, а также прописаны всевозможные процедуры по проверке сомнительных операций (сделок) и то, какие меры должны быть приняты за проведение таких операций.

В нашей статье «Фиктивность сделок. Позиции налоговых органов и судов» мы затрагивали вопрос о контролируемых сделках и сделках между взаимозависимыми лицами. 

В соответствии с налоговым законодательством РФ все контролируемые сделки – это и есть сделки между взаимозависимыми лицами.

Но не всегда справедливо обратное: не все сделки между взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми.

Про контролируемые сделки взаимозависимых лиц и их выявление налоговыми органами мы рассказывали в нашей статье «Взаимозависимость и аффилированность лиц».

В данной статье рассмотрен вопрос о том, какие именно сделки относятся к сделкам между взаимозависимыми лицами и как налоговые органы сегодня проверяют сделки между взаимозависимыми лицами.

Сделки между взаимозависимыми лицами

Cделки между взаимозависимыми лицами приведены в пункте 2 статьи 105.14 Налогового кодекса РФ. Для таких сделок установлен лимит сумм доходов по сделкам с взаимозависимыми лицами:

  • Один миллиард рублей. Сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) с взаимозависимыми лицами за календарный год (см. пп. 1 п.2 ст.105.14 Налогового кодекса РФ).
  • Сто миллионов рублей.Сумма доходов по сделкам, одной из сторон которых является лицо, применяющее один из специальных налоговых режимов в виде ЕСХН или ЕНВД. При этом в числе других лиц, являющихся сторонами сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные режимы (см. пп. 3 п.2 ст.105.14 Налогового кодекса РФ).
  • Шестьдесят миллионов рублей.Сумма доходов по сделкам между взаимозависимыми лицами, перечисленным в пп. 2, 4, 5 п. 2 ст. 105.14 Налогового кодекса РФ (с плательщиками НДПИ; с организациями, освобожденными от уплаты налога на прибыль или применяющими нулевую ставку по этому налогу; с резидентами особых экономических зон). Указанные нормы применяются с 01 января 2014 года (см. п. 4 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011г. № 227-ФЗ).

Сумма доходов по сделкам между взаимозависимыми лицами за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных главой 25 Налогового кодекса РФ.

Если за соответствующий календарный год указанные выше пороги сумм доходов будут превышены, сделки между взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми сделками. Помимо этого сделка между взаимозависимыми лицами считается контролируемой, если местом регистрации (или местом жительства) всех сторон сделки является Российская Федерация (см. п. 2 ст. 105.

14 Налогового кодекса РФ). Также к сделкам между взаимозависимыми лицами приравниваются и следующие сделки:

  • совокупность сделок по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг), совершаемых с участием лиц, не являющихся взаимозависимыми. Указанная в настоящем подпункте совокупность сделок приравнивается к сделке между взаимозависимыми лицами, не взирая на наличие третьих лиц, с участием которых такая совокупность сделок совершается, при условии, что такие третьи лица, не признаваемые взаимозависимыми и принимающие участие в указанной совокупности сделок:

— не выполняют в этой совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;

— не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;

  • сделки, совершаемые в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли;
  • сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемый Министерством финансов РФ.

Необходимо также учитывать, что если в сделке участвует нерезидент, то для признания взаимозависимой сделки контролируемой соблюдение иных критериев не требуется, другими словами такие сделки будут считаться контролируемыми (см. Письмо Минфина РФ от 10 мая 2016 года № 03-01-18/28673).

Проверка сделок между взаимозависимыми лицами

Решение о проведении проверки сделки между взаимозависимыми лицами может быть вынесено не позднее двух лет со дня получения уведомления о контролируемой сделке или извещения налогового органа (п.1 ст.105.17 Налогового кодекса РФ).

Форма решения о проведении проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделки между взаимозависимыми лицами утверждена Приказом ФНС России от 26 ноября 2012 года № ММВ-7-13/907.

Срок проведения проверки сделки между взаимозависимыми лицами начинает считаться со дня вынесения руководителем налогового органа или его заместителем решения о ее проведении и до дня составления справки о проведенной проверке.

Важно отметить, что период, подлежащий проверке, не может превышать трех календарных лет, предшествующих году вынесения решения о проведения проверки сделок совершенных взаимозависимыми лицами.

Проверка сделки между взаимозависимыми лицами не может проводиться два и более раза в отношении одной сделки за один и тот же календарный год.

Более того, если у одной из сторон такой сделки уже была проведена налоговая проверка, и по ее результатам было установлено, что условия контролируемой сделки соответствуют условиям сделок между не взаимозависимыми лицами, то в отношении такой сделки налоговые проверки у других участников такой сделки проводиться не могут.

В ходе проведения проверки сделки между взаимозависимыми лицами налоговый орган вправе привлечь эксперта, специалиста, переводчика (при необходимости). Проведение проверки правильности применения цен не препятствует проведению выездных и камеральных налоговых проверок за этот же период.

Помимо указанного, налоговый орган вправе направить налогоплательщику требование о представлении документации, предусмотренной статьей 105.15 Налогового кодекса РФ, в отношении проверяемой сделки. Форма требования налогового органа утверждена Приказом ФНС России от 31 мая 2007 года № ММ-3-06/338.

Порядок направления указанного требования определен пунктами 1,2 и 5 статьи 93 Налогового кодекса РФ. Требование налогового органа в предоставлении документов при проверке сделки между взаимозависимыми лицами должно быть исполнено проверяемым лицом (участником сделки) в течение тридцати дней со дня получения такого требования.

Читайте также:  Что удостоверяет система добровольной сертификации?

Запрашиваемая налоговиками документация в отношении конкретной проверяемой сделки между взаимозависимыми лицами, доходы или расходы по которой, к примеру, были признаны в 2015 году, может быть истребована налоговым органом не ранее 01 декабря 2016 года. Требование в предоставлении документов в отношении конкретной проверяемой сделки между взаимозависимыми лицами может быть направлено как самому налогоплательщику, так и  его контрагентам. В таком случае порядок истребования налоговыми органами документов в отношении сделки установлен статьей 93.1 Налогового кодекса РФ.

Документами в отношении сделки, являются документы, отражающие  сведения о хозяйственной деятельности проверяемого налогоплательщика (участника контролируемой сделки), связанной с такой сделкой:

  • список лиц, с которыми совершена контролируемая сделка, описание условий контролируемой сделки, методики ее ценообразования, условия и сроки совершения платежей по данной сделке;
  • информация о функциях лиц, являющихся сторонами сделки, об используемых ими активах, а также о принимаемых ими коммерческих рисках, которые проверяемый налогоплательщик учитывал при заключении контролируемой сделки.

В соответствии с главой 14.3 Налогового кодекса РФ к документации о сделке относятся сведения об использованных налогоплательщиком методах определения цен в сделках, это:

  • обоснование причин выбора и способа применения используемого метода;
  • указание на используемые источники информации; 
  • расчет интервала рыночных цен по контролируемой сделке с описанием подхода, используемого для выбора сопоставимых сделок; 
  • сумма полученных доходов или сумма понесенных расходов (убытков) в результате совершения контролируемой сделки; 
  • иные сведения, поименованные в статье 105.15 Налогового кодекса РФ.

Проверка сделки между взаимозависимыми лицами не должна длиться более шести месяцев, однако в исключительных случаях этот срок может быть продлен до двенадцати месяцев по решению руководителя налогового органа или его заместителя. Основаниями для продления налоговым органом срока проведения проверки сделок между взаимозависимыми  лицами до одного года могут послужить:

  • проведение налоговой проверки в отношении организации, отнесенной к категории крупных налогоплательщиков (см. ст.83 Налогового кодекса РФ);
  • обстоятельства непреодолимой силы, возникшие на месте проведения налоговой проверки обстоятельств непреодолимой силы (например, наводнение, пожар и т. п.);
  • непредставление налогоплательщиком в установленный п.6 ст.105.17 Налогового кодекса РФ тридцатидневный срок документов, необходимых для проведения налоговой проверки.

Решение о продлении срока проведения проверки вручается налогоплательщику или его уполномоченному представителю лично под роспись или же передается иным способом, с подтверждением даты его получения адресатом.

Решение о продлении срока проведения проверки может быть направлено налогоплательщику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении в течение трех дней со дня принятия решения. В последний день проверки налоговым органом составляется справка о проведенной проверке, в ней указывается предмет проверки и сроки ее проведения.

Справка о проведенной проверке по сделке должна быть вручена проверяемому налогоплательщику.

Если по результатам проверки налоговиками было выявлено отклонение цен по контролируемым сделкам от рыночных, что в результате повлекло занижение налогооблагаемой базы, должностным лицом налогового органа составляется акт проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной проверке.

Форма акта проверки и требования к его составлению утверждены Приказом ФНС России от 26 ноября 2012 года № ММВ-7-13/907. Требования по составлению акта проверки содержатся в пункте 3 статьи 100 Налогового кодекса РФ. Налоговые органы могут проверить цены по сделкам между взаимозависимыми лицами и в рамках камеральной и выездной налоговой проверки (см. Письмо ФНС России от 16.09.2014г. № ЕД-4-2/18674@). В любом случае, налоговому органу нужно будет доказать получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды посредством манипулирования ценой в совершенных им сделках.

В начале 2016 года Министерство финансов РФ заявило, что «…контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездных и камеральных налоговых проверок».

При этом территориальные налоговые органы вправе осуществлять контроль за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства посредством проведения выездных и камеральных налоговых проверок, а также доказывать получение ими необоснованной налоговой выгоды при выявлении фактов уклонения от уплаты налогов и сборов.

Эту позицию частично поддерживают и судебные органы, для наглядного примера посмотрим пример из судебной практики. Так, 11 апреля 2016 года Верховным Судом РФ было вынесено Определение № 308-КГ15-16651 по делу № А63-11506/2014, в котором суд, применяя нормы раздела 5.

1 Налогового кодекса РФ пришел к выводу, что в рамках выездной налоговой проверки налоговая инспекция вышла за рамки своих полномочий, произведя в проверяемый налоговый период корректировку цен по сделкам налогоплательщика с взаимозависимыми лицами руководствуясь при этом положениями главы 14.3 Налогового кодекса РФ.

Также в указанном Определении Верховного Суда РФ судом со ссылкой на Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.10.2006г.

№ 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налоговой выгоды» был сделан еще один не менее важный вывод, что налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Как указал суд, возможность достижения того же экономического результата с меньшей налоговой выгодой, полученной налогоплательщиком путем совершения других предусмотренных или не запрещенных законом операций (сделок), не является основанием для признания налоговой выгоды необоснованной. Таким образом, взаимозависимость лиц сделки сама по себе не может служить основанием для признания налоговой выгоды необоснованной, в отсутствии иных указанных в Постановлении № 53 обстоятельств, свидетельствующих о необоснованной налоговой выгоде. Вот к такому выводу пришел Верховный Суд РФ в прошлом году, и на сегодня, пожалуй, это самый актуальный практический аспект в данном вопросе.

Налогообложение в сделках между взаимозависимыми лицами

Статья 105.3 Налогового кодекса РФ определяет налогообложение в сделках между взаимозависимыми лицами.

По смыслу указанной нормы любые доходы, прибыль или выручка, которые могли бы быть получены одним из лиц, участвующих в сделке между взаимозависимыми лицами, но не были им получены, все равно учитываются для целей налогообложения этого лица.

Для целей налогообложения, применяемые в сделках между взаимозависимыми лицами, не признаваемые взаимозависимыми цены, доходы, прибыль или  выручка, получаемые сторонами таких сделок, считаются рыночными.

При этом учет для целей налогообложения доходов, прибыли  или выручки производится в случае, если это не приводит к уменьшению суммы налога, подлежащего уплате в бюджетную систему РФ. В соответствии с нормами налогового законодательства РФ  налоговики при проверке контролируемых сделок проводят анализ полноты исчисления и уплаты следующих видов налогов:

  • подоходный налог (НДФЛ);
  • налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
  • налог на добавленную стоимость (НДС);
  • налога на прибыль организаций.

Если после проверки налоговым органом будет выявлено занижение налогоплательщиком сумм указанных налогов, то ему не избежать корректировки соответствующих налогооблагаемых баз.

При совершении сделок между взаимозависимыми лицами, в которых исчисление налогооблагаемой базы происходит исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Налогового кодекса РФ с целью определения фактической цены сделки со стороны налоговых органов возможно применение методов, установленных главой 14.

3 Налогового кодекса РФ. Следует отметить, что налоговое законодательство РФ не содержит прямых положений, которые бы обязывали налогоплательщика при заключении сделок между взаимозависимыми лицами использовать методы ценообразования, предусмотренных главой 14.3  Налогового кодекса РФ.

Однако для целей налогообложения доходы, прибыль или  выручка налогоплательщика по сделкам между взаимозависимыми лицами, определяются в соответствии с положениями статьи 105.3 Налогового кодекса РФ.

В заключении еще раз отметим, что все сделки между взаимозависимыми лицами подлежат обязательной проверке на соответствие рыночным ценам. Если сделки между взаимозависимыми лицами совершены по заниженным ценам, то при расчете налога налогоплательщик (участник сделки) должен указать ту сумму дохода, какую бы он получил  при совершении сделки по адекватным рыночным ценам.

Источник: http://apgmag.com/sdelki-mezdy-vzaimozavisimimi-litsamy/

Контролируемая сделка между взаимозависимыми лицами

Обновление: 20 октября 2017 г.

Государство в лице фискальных органов в особом порядке подходит к контролю над сделками между взаимозависимыми лицами. С этой целью в НК РФ предусмотрено понятие «контролируемые сделки». Перечень критериев, позволяющих наделять сделки таким особым статусом, рассмотрим в настоящей статье.

Что является контролируемой сделкой

Определение данного понятия содержится в ст. 105.14 НК РФ. Такими сделками признаются:

  • сделки взаимозависимых субъектов;
  • приравненные к ним сделки.

Для ответа на рассматриваемый вопрос прежде всего следует разобраться с тем, какие субъекты признаются взаимозависимыми.

Взаимозависимые лица

Общепринятые критерии взаимозависимости в целях налогообложения содержатся в НК РФ. Вот некоторые из них:

  • участие одного юр. лица в другом, если доля участия превышает 25 процентов;
  • взаимозависимость вследствие должностного подчинения;
  • родственные отношения.

Более подробно критерии можно узнать, ознакомившись с п. 2 ст. 105.1 НК РФ.

НК РФ прямо указывает на то, что данный перечень критериев исчерпывающим не является и может дополняться судом.

Признание хозяйствующих субъектов таковыми влечет особый налоговый контроль взаимозависимых лиц в установленных НК РФ случаях, возможны пересчет налоговиками цен согласно положениям разд. V.1 НК РФ и соответствующие доначисления в бюджет.

Рассматривая критерии контролируемых и неконтролируемых сделок, можно сделать вывод, что они, в частности, направлены на:

  • недопущение вывода налоговой базы в офшоры;
  • более справедливое распределение налоговой базы по регионам нашей страны.

В качестве контролируемых НК РФ, в частности, предусматривает сделки с участием лиц, не подпадающих под критерии взаимозависимости, если эти лица:

  • несут лишь функцию организации перепродажи между взаимозависимыми субъектами;
  • не рискуют в смысле, придаваемом понятию предпринимательской деятельности.

Кроме этого, контроль распространяется на сделки с компаниями – резидентами стран специально установленного перечня и некоторые другие.

Взаимозависимые субъекты могут стать объектом специального контроля, заключив сделку, если:

  • доходы по сделкам взаимозависимых лиц составляют свыше 1 млрд. руб.;
  • одна сторона (или несколько сторон) сделки является спецрежимником, а другая сторона (стороны) не является;
  • одна сторона исчисляет налог с прибыли согласно гл. 25 НК РФ, а другая — нет;
  • сторона сделки участвует в инвестпроекте, вследствие чего имеет льготы по налогу на прибыль.

Для конкретных видов сделок из числа указанных в ст. 105.14 НК РФ предусмотрены лимиты в десятки миллионов рублей. Лишь превышая эти лимиты, стороны рискуют стать объектом рассматриваемого контроля.

Осуществление контролируемых сделок само по себе ответственность не влечет.

Важно знать и перечень оснований, исключающих возможность рассматриваемого контроля за сделками (п. 4 ст. 105.14 НК РФ).

Вот некоторые из них:

  • если стороны сделки входят в состав консолидированной группы;
  • если стороны одновременно зарегистрированы в одном регионе, не имеют филиалов и представительств в других регионах, не платят налог на прибыль организаций в других регионах, не показывают убытков, отсутствуют обстоятельства, предусмотренные пп. 2 — 7 п. 2 ст. 105.14 НК РФ.
  • стороны сделок зарегистрированы на территории нашей страны и др.

Совершив рассматриваемую сделку, субъекты контроля обязаны направить уведомление о контролируемых сделках. Образец заполнения уведомления можно найти в интернете. Необходимо использовать форму, предусмотренную налоговой службой. Ее можно скачать с официального сайта ведомства.

Форум для бухгалтера: Задайте вопрос и получите ответ эксперта

Источник: https://glavkniga.ru/situations/s505283

Ссылка на основную публикацию